Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно
Многие судомоделисты или просто те люди, кто интересуется военно-морской тематикой, наверняка знают о существовании эскадренных миноносцев типа «Инженер-механик Зверев». Построенные (кто бы мог подумать!) в Германии, десять кораблей этого типа четверть века несли службу сначала в составе русского императорского, а затем Красного Балтийского флота, участвовали в Первой мировой и Гражданской войнах. С технической точки зрения эсминцы «Инженер-механик Зверев» ничем особенным не отличались – обычные 400-тонные посудины с экипажем 70 человек, вооруженные торпедами и 75 мм орудиями. Рабочие лошадки флота. Но что за человек был инженер-механик Зверев, чьим именем нарекли целую серию кораблей?
Сто лет назад должность судового механика была совсем не в почете – в жаркой тьме котельных и машинных отделений трудились исключительно лица «недворянских кровей». Даже несмотря на присвоенние механикам офицерских званий* и хорошего образования, полученного в стенах военно-инженерных училищ, им долгое время не позволялось носить кортик с парадной униформой. Строевики, штурманы и артиллеристы с некоторым презрением относились к своим коллегам – ведь еще совсем недавно самым сложным корабельным механизмом был брашпиль для якорной цепи.
*впрочем, звания механиков царского флота также отличались от офицерских и звучали совсем не по военному: младший инженер-механик, старший инженер-механик, флагманский инженер-механик, главный инспектор механической части.
К началу ХХ века, с появлением паровых машин и электрических приводов, механики стали незаменимы – теперь от исправности механической части зависел исход морского боя, а в итоге, сохранность корабля и жизнь всего экипажа. Одним из ярких случаев, который заставил командование флота пересмотреть свое отношение к корабельным механикам, стал подвиг Василия Васильевича Зверева.
В ночь на 14 марта 1904 года японский флот предпринял попытку диверсии на внутреннем рейде крепости Порт-Артур. Четыре парохода-заградителя под прикрытием шести эсминцев должны были в самоубийственной атаке прорваться на внутренний рейд и затопиться, заблокировав вход в базу.
Крадущегося в темноте противника обнаружил патрульный миноносец «Сильный» под командованием лейтенанта Криницкого – русские моряки без колебаний бросились в атаку, превратив головной из японских кораблей в пылающий факел. В тот же момент японцы обнаружили «Сильный», чей силуэт ярко высветило пламя пожара на японском пароходе.
А дальше вступили в действие законы драматургии: один против шести. Чудес не бывает – шальной японский снаряд пробил обшивку в районе машинного отделения, осколками посекло паропровод. Миноносец «Сильный» превратился в неподвижную мишень.
Сквозь обжигающий пар к месту повреждения паропровода первым подбежал старший инженер-механик Зверев. Схватив попавшийся под руку пробковый матрас, он попытался набросить его на рваную трубу, из которой била смертельная струя перегретого пара. Тщетно – матрас отбросило в сторону. Мгновение на раздумье, чем можно надежно зафиксировать заплатку? – инженер-механик Зверев поднял матрас и бросился на раскаленный паропровод, плотно прижавшись к нему своим телом.
На следующий день весь Порт-Артур вышел хоронить Василия Зверева, о подвиге моряка получила отклик за рубежом, французские газеты назвали инженера-механика Зверева гордостью России.
В.В. Зверев родился в 1865 году в городе Муроме,выпускник Кронштадского морского училища. В 1903 году был назначен на миноносец «Сильный», где ему присвоено звание старший инженер-механик. За свой подвиг посмертно награжден орденом Святого Георгия IV степени.
Работа корабельных механиков была опасна и трудна. Трюмная команда под управлением инженеров-механиков до последнего боролась за живучесть корабля – часто не оставалось времени, чтобы выбраться на верхнюю палубу и занять место в шлюпках. Перевернувшийся во время Цусимского сражения броненосец «Ослябя» унес в своём чреве на дно 200 человек машинной команды.
Страшно представить, что испытали эти люди в последние минуты своей жизни – при опрокидывании корабля машинное отделение превратилось в адкую давилку, наполненную воплями ужаса. В кромешной тьме на кочегаров и машинистов обрушился град незакрепленных предметов, а продолжавшие вращатся механизмы затягивали и рвали моряков на куски. И в этот момент в машинные отделения хлынула вода…
Офицеры остались до конца со своими подчиненными – среди спасшихся членов команды «Осляби» не было ни одного инженера-механика. Вот имена тех, кто до конца оставался на своих постах: старший судовой механик полковник Н.А. Тиханов, пом. судового механика поручик Г.Г. Даниленко, младший инженер-механик поручик Л.А. Быков, трюмный механик поручик П.Ф.Успенский, младшие инженер-механики прапорщики С.А. Майструк и В.И. Медведчук, машинные кондукторы Евдоким Курбашнев и Иван Кобылов.
Продольный разрез броненосца "Ослябя". Хорошо видно расположение котельных и машинных отделений - в случае быстрой гибели корабля спастись оттуда невозможно.
БЧ-5 - сердце корабля
В наши дни машинно-котельньная команда называется «Электромеханическая боевая часть» или кратко БЧ-5.** Трудно описать заслуги этих моряков, учитывая количество силового и вспомогательного оборудования на современных кораблях ВМФ, десятки километров кабелей и трубопроводов, сотни клапанов и электрощитов.
Служба стала еще опаснее и ответственнее с появлением на кораблях ядерных силовых установок – сколько раз рискуя своей жизнью турбинисты, механики, специалисты КИП ликвидировали серьезные аварии и ЧП. 3 июля 1961 года произошла разгерметизация реактора на АПЛ К-19. Добровольцы из экипажа лодки смонтировали из подручных средств трубопровод для аварийного охлаждения реактора. Уже через несколько минут, проведенных рядом с пышащим жаром реактором, у людей распухало лицо и шла пена из рта, но они продолжали работать сварочным аппаратом. Аварию удалось ликвидировать ценой жизни 8 подводников, в том числе командира дивизиона движения Ю.Н. Повстьева.
Матрос Сережа Перминин
Или подвиг 20-летнего матроса спецтрюмной группы Сергея Преминина с подлодки К-219, погасившего вручную адское ядерное пламя. Опустив все четыре решетки, моряку уже не хватило сил открыть люк реакторного отсека, деформированный от высокой температуры. Он ушел вместе с лодкой на дно Атлантического океана в точке с координатами 31°28′01″ с. ш. 54°41′03″ з. д.
В октябре 2010 года произошла авария на эскадренном миноносце «Быстрый» Тихоокеанского флота - в машинном отделении прорвало топливную магистраль. Жарко заполыхал трюм, возникла угроза детонации топливных цистерн – 300 человек оказалась в шаге от гибели. 19-летний машинист котельной команды Алдар Цыденжапов стремглав бросился в самое пекло, чтобы перекрыть топливопровод. Сгорая заживо он сумел закрутить вентиль. Позже врачи установили: Алдар получил 100% ожег тела. Трудно найти слова утешения родным отважного моряка – они ждали из армии сына, а не звезду Героя.
**Корабельный устав Военно-морских сил РККА от 1932 года устанавливал следующий порядок организации экипажей кораблей:
БЧ-1 – штурманская,
БЧ-2 – артиллерийская (ракетная),
БЧ-3 – минно-торпедная,
БЧ-4 – связь,
БЧ-5 – электромеханическая.
[i]
На берегу залива Стрелок, у пирса эскадренного миноносца «Быстрый», открыт знак памяти Героя России, матроса Алдара Цыденжапова
Словарь военно-морских жаргонизмов - содержит жаргонные фразы и слова, в той или иной степени используемые моряками военно-морского и торгового флота. Некоторые слова известны, и применяются в быту не только экипажами кораблей, но и людьми никак не связанными с морем. Часть терминов являются устаревшими, но оттого не менее интересны их значения на флоте.
Словарь
А
Моряки после аврала
Авача
- действующий вулкан на Камчатке, а так же название вспомогательного судна ВМФ .
Барыга
– заведующий продуктовой и/или вещевой каптёркой (складом, хранилищем, кладовой).
Бацилла
- 1). малоопытный боцман от которого порой больше вреда чем пользы. 2). санитар или фельдшер из матросов или старшин службы по призыву на корабле.
Без палева
– без провала, скрытно, конспиративно, тайно.
Белуга
– нижнее белье, рубаха, кальсоны.
Блин (танкерн)
- заглушка на манифолд (наверное по созвучию с англ. blind flange).
Блэкаут
- (англ. BLACK OUT) - полное обесточивание теплохода .
Бобёр
– жирный, тупой, неряшливый, мягкотелый, теплолюбивый «маменькин сынок».
Боевая лайба
- военный корабль.
Боец
- матрос, фамилию которого вспомнить не удается, матрос с чужого экипажа, просто матрос.
Болото
- идем по зелёной, штиль.
Большая приборка
- еженедельные Содом и Гоморра на корабле. Средство поддержания чистоты и лоска. Способ выявления матросских шхер. Способ избавить офицера (мичмана) от схода на берег. Подчеркивает превосходство чистоты и порядка над разумом. Заканчивается помывкой личного состава.
Борзометр
- уровень внутреннего самоконтроля. Борзометр сгорел (зашкалил) - предел чьей–либо наглости явно превысил допустимые нормы.
Боцманенок
- матрос из состава боцманской команды.
БМРТ типа «Пионер Латвии»
БП
- боевая подготовка.
Бригада
- несколько кораблей.
Броняга, Броненосец, «Бронетёмкин Поносец»
- в ДВМП судно усиленного ледового класса.
БС
- боевая служба. То же, что автономка.
Бублик, он же C-piece (танкерн)
- труба для соединения двух манифолдов.
Букварь
- книга вообще и инструкция в частности. (у Конецкого).
Бумажный Дед
- военнослужащий, призванный на 1 год после окончания ВУЗа и отслуживший шесть месяцев службы.
Буфет
- стюард, вестовой. Накрывает на столы, моет тарелки, помогает коку .
Буффало
- буфетчица.
БЧ
- боевая часть, корабельное подразделение. БЧ делятся на группы.
Варкуль
– «ласковый» удар ладонью по шее.
Вахта
– дежурство.
Вахта всенощная
- разг., шутл. - вахта во время стоянки в порту или на рейде (стояночная вахта) с 00.00 до 8.00 - т.е. всю ночь.
Вахта
- корабельное дежурство.
Вахтить
– дежурить, нести вахту.
Вводная
- неожиданное задание, поручение, командировка или дурацкая ситуация, на которую надо реагировать по–умному. Служебная задача без стандартного решения.
Вводняк
- почти то же, что и «вводная», но в более худшем варианте, совершенно неожиданная. При получении такого «В» обычно следуют непечатные комментарии, душераздирающие пожелания соответствующему командиру (начальнику), а также проговариваются его психологические и служебные характеристики. Тоже - непечатные.
Великий Пожиратель Кораблей
- прозвище мелей Гудвина у юго-восточного побережья Англии.
Великое переселение народов
- допустим, создается такая ситуация: на корабле (достаточно крупном и приличном), выходящем в море с важной миссией, следуют большая группа офицеров высокого штаба, какая–то пресс–группа, ансамбль и т.д. Но корабль, даже большой - это не круизный лайнер , на нём может жить только минимально необходимое количество обслуживающего персонала и боевой команды, т.е. экипаж . Да и то в очень спартанских условиях. В таком случае обычно офицеры переселяются в каюты мичманов, мичмана - в кубрики, а матросы и старшины - на боевые посты. На подводных же лодках такое переселение вызывает самое незначительное присутствие «нештатных» офицеров.
Вертеть дырки (дырку)
- разг. обр. - получить награду, орден. Ордена крепятся к форме через дырку, с помощью винта.
Весло
- столовая ложка. Иногда «весло» бывает учебным - корабельные юмористы высверливают в «гребной» части ложки отверстие и рядом пишут индекс - «Учебная».
Взять за ноздрю
- шутл. - взять на буксир .
Город Владивосток - Владик
Винные параллели (или широты)
- шутл. - полоса (пояс) тропиков, в которых команды советских рыболовных судов получали (до 1985 г.) «тропическое» вино (по 300 г в день). Разбавленное водой, хорошо утоляет жажду.
Вира
– вверх.
Вирать
- разг. поднимать вверх или выбирать, тащить к себе, на себя.
Включить машину времени
- забухать.
Владик
- разг. прозв. - Владивосток.
Влипнуть
- попасть в неприятность, вляпаться во что-то, получить наряд на грязную работу, попасть в переделку.
Вляпаться в переработку
- сверхурочные работы при фиксированном овертайме.
ВМФ
- Военно-морской Флот.
Водолазное белье
- шикарные штаны и свитер верблюжьей шерсти.
Военмор
– военный моряк.
Военная команда
- «поступила военная команда...», выражение означает приказание, распоряжение, указание и т.д., которое отличается парадоксальностью поставленных задач, нелогичностью предлагаемых методов исполнения и удивительной неприемлемостью сроков. Вплоть до: «Исполнить вчера». И исполняется...
Военно-морская грудь
- все, что выше колен и ниже подбородка.
Вонючка
- денежная единица Южной Кореи. 1 вонючка = 1.000 Won.
Вооружить
- изготовить для действия. «Вооружить парусное судно» - снабдить необходимым рангоутом и такелажем, установить их на место и привести судно в состояние, годное для плавания. «Вооружить помпу» - приготовить помпу к действию. «Вооружить рей» - оснастить (отакелажить) рей и привязать к нему все необходимые такелажные принадлежности для управления и действия им.
Учебная ложка - весло
Ворванщик (Ворванёр)
- разг. на языке китобоев конца XIX - начала ХХ вв. - главный гарпунер , в обязанности которого входило также наблюдение за разделкой китов и вытопкой ворвани, китового жира (сала).
Воробей
- птица, которая не водится на Камчатке.
Ворошиловка
- алкогольный напиток из ворованного «шила».
Враги, механы
- механики.
Втирать
– убеждать, доказывать, уговаривать.
Втюхать, втюхивать
– создавать проблемы салагам и молодым, сваливать на них неприятную работу и обязанности.
Вы
- обращение к подчиненному, несущее в себе скрытую угрозу и злой умысел.
Вымачивать якоря
- шутл. - отстаиваться, подолгу стоять на якоре. «Минувшая морозная зима нагромоздила возле Кронштадта сплошное ледяное поле, растопить его апрельское солнце не успело, и судам приходилось теперь вымачивать» на таллиннском рейде якоря, пока ледоколы не проложат дорогу»
.
Выпуклый военно-морской глаз
- универсальное мерило для дозирования, определения дистанций, прочности чего–либо, количества и достаточности боевых, химических, взрывчатых средств, лекарственных препаратов и т. д. без необходимых расчётов и измерений. Наиболее вероятно действует по правилу «Лучше больше, чем меньше», чтобы всем и всему хватило. Основан на прежних результатах, полученных собственным эмпирическим путём, это - фактор положительный, вторая версия: когда об этом опыте где–то слышали или что–то видели. Это - опасный вариант! Отсюда происходят предпосылки к авариям и катастрофам, и они же самые с жертвами или без них. Применяется также при разливании спиртного по стаканам - это наименее опасная область применения указанного прибора.
Вырубиться
– мгновенно уснуть, спать крепким сном.
Вышка
- высшее учебное заведение, высшее образование.
Вялиться
– валяться, ничего не делать, праздно отдыхать.
Г
Сигнальный мостик - «голубятня»
Газ
- крепкие алкогольные напитки.
Гайка
- 1). Задание, вводная, приказание. Ловить, жевать гайку - отрабатывать выполнение этого приказания.2). Звезда на погоне.
Галимый (галимая)
- пустой, голый, не соответствующий стандартам.
Галс тренировочный
- неудача, что–то не состоялось, усилия были затрачены зря.
Добро
- 1). Разрешение на что-либо. Карт-бланш на все командно-инженерные действия во благо службы. 2). Географическая широта места.
ДП
- 1) Дополнительный паёк. 2) Дополнительные сутки ареста на гауптвахте за особое отличие в деле борьбы с установленными там порядками или за простое возмущение ими перед светлыми очами местных начальников. 3). Знак за ДП - наградной жетон «За дальний поход».
Драить
- (кого-л.) строго выговаривать кому-л. – от «драить палубу, медяшку», в том же значении – «песочить».
Дробанули
- запретили, отменили, загубили личные планы и надежды.
Дробить
- запрещать, от команды о прекращении огня «Дробь!».
Дубы
- накладные элементы, символизирующие дубовые листья и прикрепляемые к козырьку фуражки старших офицеров и адмиралов.
Дурдом
- 1). Искусственное состояние повышенной служебной активности на корабле, в штабе соединения в преддверии какого-то ответственного мероприятия или очередной грядущей проверки. 2). Оценка уровня организации и военного управления в одной отдельно взятой воинской части или на корабле. 3). Обычная оценка морально-психологической обстановки в военном учреждении накануне, во время учений или очередной проверки высоким штабом. 4). Оценка окружающей ситуации со стороны постороннего человека, впервые попавшего в гущу военной службы. Короче - ДУРДОМ!
Дучка
- (от польск. ducza - ямка) - лунка, ямка, углубление, дыра в гальюне, над которой моряк приседает, чтобы справить нужду и подумать, как жить дальше.
Дым в трубу, дрова в исходное!
- закончить мероприятие, занятие, тренировку, учение.
Е, Ё
Е...понский городовой
- приличное ругательство. Пауза должна быть выдержанна виртуозно.
Ёпрст!
- вполне приличное ругательство. Может употребляться в домашней обстановке и при детях.
Ж
Жахнуть
– совершить, свершить, сделать единым разом, выпить одним духом, взорвать.
Желудок
- молодой военнослужащий, который ничего еще, кроме как вовремя принимать пищу, не умеет.
Жидкий доллар
- спирт, «шило», какой-либо другой спиртной напиток, применяемый для решения вопроса приобретения чего-то нужного для корабля или в личное пользование. Раньше, особенно в горбачёвский период, эта валюта имела высокую цену и очень широкое хождение.
Жрать
- что-либо непродуктивно, сверх положенных норм расходовать. Например: «Опять мыло закончилось? А вы что его, жрете, что ли?»
.
З
Забить
– быть равнодушным, отказаться, не обращать внимания.
Загнать, загонять, загнуть
- придумать или сказать, предложить что-то необычное, смешное, глупое либо очень умное, творческое, значимое.
Замполит проводит занятия с личным составом
Зад в ракушках
(печатный, более мягкий вариант выражения) - человек, который много и долго прослужил на кораблях. По аналогии с кораблём, у которого со временем обрастает днище различными ракушками, особенно в южных морях.
Залёт
- нарушение какого-либо официального или неофициального правила, обычая, традиции, правонарушение, наказание за правонарушение.
Залётчик
- (совершивший дисциплинарный проступок получивший соответствующее наказание).
Зам
- серый кардинал, второе лицо на корабле после Командира. Умник, к которому не применяют НСС.
Замполит
– заместитель командира корабля по политической части.
Запеленговать
- обратить внимание, принять в расчёт. Начать даже кое-какие действия, если дело касается красотки или добычи каких-либо благ и удовольствий.
Зашаpиться, зашхериться
– спрятаться, зайти за «шар» или скрыться в тайнике (шхере).
Зимбабве
- страна, где все лучше, чем у нас.
Зольд
- солдат.
И
ИДА, Идашка
- индивидуальный дыхательный аппарат с водонепроницаемым костюмом. В мешке. Баллоны акваланга, как правило, не «набиты», т.е. без давления внутри. Спастись проблематично.
Инвентарное имущество
- вечные, по мнению «вещевиков», предметы: канадка, меховые штаны к ней, ПШ, бинокль, пистолет Вери (имя изобретателя) сигнальный, койка, сапоги и т.д. Списывается лет через сто, или же во время шторма, с записью в вахтенном журнале: «Во время ремонта якорного устройства в период шторма (волнение моря 8 баллов), был смыт за борт штурман, на котором находились: канадки - 2, штаны меховые - 4, пистолет Вери на груди и бинокль в кармане, 6 комплектов ПШ и 9 комплектов водолазного белья. Якорное устройство отремонтировано, штурман спасен посредством подачи 6 коек с приданной им дополнительной плавучестью, путем привязывания сапог яловых (23 шт.) и укрепленных 30 метрами швартового конца. Всю одежду, что была на нем, штурман сбросил, чтобы удержаться на плаву. Койки, из-за набора воды в плавучесть, затонули вместе с ней»
. Подпись, печать, списание.
Индюк
- проверяющий.
Интеграл
- изогнутый особым образом крюк (абгалдырь), предназначенный для извлечения из-за приборов и из «шхер» разных закладок, сделанных личным составом, или для извлечения на свет божий далеко спрятанного мусора.
Йо хай ды
- приличное ругательство.
Испанский воротник
- надетая на голову матроса-барда гитара.
Исполнить «Цепочку»
- уйти домой (от сигнала «Ц» (цепочка), означающего по своду «Вернуться к своему соединению»).
К
Каpантин
– место, где отбывают первичный срок нахождения призывники (курс молодого бойца) или заболевшие во время эпидемии.
Казарма
- место ночлега личного состава ПЛ, когда лодка не в море.
Калабаха
- матрос плотник. Встречаются калабахи на флоте и по сей день:-).
Калабашная
- мастерская калабахи.
Каптёрка
– кладовка с аттестатами и личными вещами военнослужащих.
Караси
- грязные носки.
Карась
- молодой матрос.
Кач, качок
– занятие спортивными физическими упражнениями до изнеможения.
Матрос в брюках-клёш
Кинуть
– обмануть, смошенничать.
Клеша
- широченные вниз от колена флотские брюки. Пользуются любовью у годков
и патрулей.
Кнехт
- голова боцмана. Поэтому говорят, что на кнехте сидеть нельзя.
Ковёр, «вызов на ковёр»
- разбор ошибок, неприятный разговор у начальника. Это слово, кажется, общего применения, но у моряков имеет более выраженный смысл - стоя на затёртом ковре (или ковролиновом покрытии) в каюте командира, чувствуешь себя неудобно из-за низкого подволока и ещё вынужден пригибать голову, как бы в знак признания вины.
Коза, КЗ
- короткое замыкание.
Кок
- повар на флоте.
Командир корабля
- самый важный и уважаемый на Флоте человек. За глаза зовется кэп или мастер. При прямом обращении: «Товарищ Командир!». Называть по воинскому званию - моветон и махровая армейщина.
Комбриг
- командир бригады.
Комод
- командир отделения. Распространенное сокращение названия должности. Это ещё ничего, из классической маринистики Л. Соболева и С. Колбасьева известно такое название: «ЗамКом по МорДе» - заместитель командующего фронтом (армией) по морским делам (в годы Гражданской войны).
Комок
- форменный камуфляжный костюм.
Компот
- командир полка.
Конец
– любой не металлический трос.
Контрабас
- военнослужащий контрактной службы.
Корабль
- вооруженное судно, в т.ч. подводная лодка.
Кореш, корефан
– друг укоренившейся братской дружбы.
Король воды, говна и пара
- обычно 4 механик, т.к. все это входит в его заведование.
Косарь
- 1000 рублей.
Косяк, косячить
– совершать профессиональные ошибки, неряшливость, недоделка, неправильность.
Краб
- кокарда на головном уборе. Второе значение - рукопожатие.
Курва
- существительное, употребляемое для усиления отрицательной оценки: «К., а не матрос!»
.
Кусок
– военнослужащий-специалист по контракту, как правило, прапорщик, мичман .
Л
Матросские койки
Лайба
- судно.
Лариска, Лара
- обнаглевшая корабельная крыса.
Лейтенант
- еще не офицер.
Либидо
- приличное ругательство. Например: «Я Вам Либидо-то порву…».
Личный состав
- все военнослужащие. Например, личный состав корабля, бригады, Вооруженных сил. То, без чего служить было бы легко.
Лобарь
– «ласковый» тычок ладонью в лоб или по лбу.
Лычка
– узкая полоска на погонах: 1 лычка – ефрейтор, старший матрос , 2 лычки - младший сержант, старшина 2 статьи , 3 лычки – сержант, старшина 1 статьи , 1 широкая полоса – старший сержант, главный старшина . Лычки – визуальные знаки профессионального и статусного мастерства и старшинства.
Море на замок (иронич.)
- состояние или окончание служебного процесса в данный период. Обычно такое выражение относится к офицерам береговой, штабной службы. Корабль в любом состоянии, как и цех с непрерывным циклом производства, никогда без присмотра не оставишь. Разве только временно, уходя в отпуск или находясь в составе «сходной смены».
Моряк
– любой человек, служивший на гражданском или военно-морском флоте либо посвящённый в моряки во время перехода знаковых мест и географических координат (например, экватора).
Мотыль
- моторист.
Мудель
- производное от пуделя, мудака и миделя. Очень оскорбительное ругательство.
Мухосранск
- город-призрак.
Н
Надругательство
- обещание неприятностей. Например: «Опять у Вас бардак. Вот подождите, я над Вами надругаюсь…»
.
Напряг
- нагрузка, лишения, постоянная тревога, тягостное настроение, стресс, обида, мстительный гнев.
Народ
- ласковое обращение к экипажу.
Начпо
- начальник политотдела. Инженер человеческих душ. Отец родной для Павликов Морозовых.
Непруха
- цепь неудач, невезение в службе.
Нерпа
- ушастый тюлень с усами, внешне похожий на лысого пожилого мужчину.
Неуставные взаимоотношения
- плохие, то же, что годковщина.
Неуставные (неуставная)
- туфли, фуражка, звездочки, краб и т.д., то есть красивые, удобные, хорошие.
Неуставняк
- практика неуставных отношений – «дедовщина» в армии, «годковщина» – в военно-морском флоте.
Низы
- помещения корабля на нижней палубе, а также личный состав, расположенный или работающий в помещениях нижней палубы.
Нора
- каюта.
НСС
- взыскание, неполное служебное соответствие. За ним следует снятие с должности.
О
Обвеховаться
- подстраховаться, предупредить наступление неприятностей с вероятных направлений. Буквально: обставить себя вехами со всех опасных направлений.
Обойти с подветренной стороны
- 1). Сделать так, чтобы тебя не заметили, не «унюхали». 2). Сдать зачёты условно, по договоренности. 3). Как-то отделаться от грядущей проверки. 3). Уйти от неизбежной неприятности.
Обрез
– любая металлическая ёмкость для жидкости (оцинкованное ведро, таз, кастрюля).
ОВРа
- соединение кораблей охраны водного района, как правило, мелких. Место, куда списывают умников (см. ниже). В ОВРе служат люди героические, но бестолковые. Отличные моряки, закаленные морем, взысканиями и вечной оторванностью от семей. Из ОВРы два пути - или в академию, или в стройбат (см. ниже). Случаются исключения, типа перевода на большой корабль, но они не характерны.
Опарыш
- ленивый матрос.
Орден
- награда, достающаяся, в основном, штабным и береговым офицерам.
Плавали, знаем!
- ироничное восклицание, означающее, что подчинённый или проверяемый применил древнюю, надоевшую всем уловку или оправдание своим промахам, которую когда-то в своё, но уже минувшее время командир или проверяющий сам с равным успехом использовал.
Плющить
– щемить, ущемлять, давить, унижать, но без видимых правонарушений (без палева).
Побрить
– обнадёжить и обмануть, оголить начисто.
Подгон (подогнать)
- подарок (подарить).
Подорваться
- вскочить, встать, отскочить, убежать.
Подписка
- договор о прохождении контрактной службы.
Покалечиться
- помять корпус корабля во время неумелой швартовки.
Покой долой, ажиотаж - до места!
- (насмеш.) авральное выполнение работы, которую можно было давно сделать. Подготовка к прибытию высокой комиссии, не жалея ни сил, ни времени подчинённых.
Покупатель
– офицер, прибывший за молодым пополнением и сопровождающий до воинской части.
Полмарсос
- (насмеш.) политико-моральное состояние. Например, на вопрос: «Как полмарсос?», должен был следовать квалифицированный ответ: «На высидуре!», т.е. на высоком идейном уровне.
Полста
- пятьдесят. Происходит от необходимости исключения ошибочного восприятия на слух чисел 50 и 60 при радиотелефонных переговорах и командах голосом.
Полудурок
- идиот в степени, не дотянувший даже до дурака. Очень опасен как в мирное, так и в военное время. Встречается в любых воинских званиях.
Пом
- помощник командира.
Помывка
- баня, душ для личного состава.
Попутать
– перепутать, ошибиться, обмануться, растеряться, перестать слушаться, обнаглеть.
Порнография
- или, как подвид, военно-морская Порнография 1). Что-то исполненное из рук вон плохо и небрежно, содержание техники, заведования в нарушение существующих правил и традиций морской культуры. 2). Испорченная, перешитая особым образом форма одежды. 3). Наоборот, форма одежды, которую выдали прямо со склада, на пару размеров больше.
Построить
– 1). воспитывать, отчитывать, ругать. 2). показать свое служебное превосходство. «Что ты меня строишь?» Т.е. что придираешься, чего командуешь, не имея на это права.
Сход
- редкий вид поощрения офицерского и мичманского состава, выражающийся в кратковременном свидании с семьей. Происходит по графику. Нарушается начальником с садистским удовольствием. Был бы вообще отменен, если бы не нужда Родины в следующих поколениях корабельных офицеров. Отрыв от служебных обязанностей. Помеха службе.
Сходная смена
- смена офицеров, мичманов и т.д., которые имеют право после окончания этого рабочего дня, а также всех общих мероприятий сойти с корабля до назначенного времени. Это - при условии, что они успешно справились с заданиями командира, старпома, зама и своих командиров боевых частей и получили «добро».
Счисление
- штурманский термин, обозначающий графическое ведение прокладки пути корабля на карте.
Т
Флаг Тихоокеанского флота РФ
Табанить
- замедлять процесс. Стремиться «затормозить» прохождение документа, какой-то акции и т.д. Имеется в виду бодрое создание искусственных проблем на пути к прохождению чего-то нового и полезного. Особенно - для вас лично.
Таска
– тоже, что и грусть-тоска, ничегонеделанье, тупое перемещение во времени и пространстве, тащиться, таращиться, тупое наблюдение за окружающими.
Тащ
- товарищ, обращение матроса к старшему. Чтобы не допустить дальнейшего падения субординации, рекомендуется ответ, не меньший по строгости, чем: «Я вам не «тащ!»
Тащиться
– наслаждаться, отдыхать, балдеть, получать удовольствие.
Тоpмоз
– тупой и непонятливый военнослужащий, медленно реагирующий на указания и приказы.
Торпеда
- треугольник из фанеры для растягивания матросских брюк в «клеша» безобразных размеров. Устройство придумано Пупкиным (см. выше). Второе значение - подводный снаряд.
Травить
- давать слабину концу (веревке), рассказывать флотские байки, изрыгать пищу вследствие морской болезни (после водки блюют, во время качки - травят).
Травля
- веселая дружеская беседа, не прерываемая начальством и проходящая в неформальной обстановке. В формальной обстановке является проявлением флотской демократии. Заразна, как чума, бесконечна, как Вселенная. Главное занятие в отсутствие начальства и в обществе женщин. Хороша под рюмку, вместо закуски. С закуской является десертом.
Три звонка
- это переводится, как: «три зеленых гудка в тумане», т.е. сигнал, означающий, что командир сошёл с корабля, означают также, что некоторые его подчинённые могут, без излишнего шума, тоже пристроиться ему в кильватер для решения личных вопросов на берегу. Эти же три звонка, но означающие прибытие командира на корабль, резко повышают бдительность экипажа и уровень имитации бурной деятельности. Для нефлотских читателей: ТРИ ЗВОНКА - это не дань уважения и не почести, это сигнал экипажу, что командир прибыл на корабль и вступил в управление им, при убытии - что в управление кораблём вступил старший помощник, и теперь именно он будет руководить борьбой за живучесть и т.д. в случае чего. Чтобы экипаж, в случае чего, не мучился сомнениями, кому подчиняться.
Форма одежды №3 и №4
Три зелёных гудка в тумане
- 1) Условный сигнал непонятного значения. 2) Сигнал, условные слова, имеющие второе, истинное значение для ограниченной группы, с целью отделаться от нежелательных элементов.
Три пакета
- ключевая фраза из старого военного анекдота. Поиск оправданий за промахи перед командованием. Первый пакет - в начале службы, валить всё на предшественника, второй - отчаянно каяться в своих собственных грехах, третий - готовиться к убытию к новому месту службы.
Триндец
- окончательный и бесповоротный конец, амба, всё.
Тройка
- форма № 3: фланелевая рубашка, суконные брюки, кожаные ботинки.
Тропичка
- тропическая форма одежды, включающая в себя кепку, куртку и шорты, а также «тапочки с дырочками», т.е. легкие сандалии с множеством отверстий для вентиляции.
Труба
- трубка телефона. Здесь тоже флотский приоритет. Переговорные трубы появились на флоте ещё до телефонов - на кораблях и береговых батареях.
Тубрики
- любая местная валюта, кроме доллара, евро и рубля. Еще чаще местную валюту называют Х*ябриками.
Ты
- дружеское обращение к подчиненному.
У
Увольнение
– временное освобождение от несения воинской службы, выход за пределы воинской части на отдых.
Умник
- дерзящий военнослужащий. Награждается НССом
(см. выше).
Уроды
- оценка начальства подчиненными и подчиненных начальством. Применимо к группе умников.
Устав
– официальный и неофициальный свод воинских законов и правил, всё, что положено по уставу военнослужащим, конституция военной службы и уставных взаимоотношений между всеми военнослужащими.
Учебка
- учебное подразделение (дивизион, экипаж, карантин), в котором призывники получают начальную военную подготовку.
Ф
Финик
- финансист, офицер или мичман финансовой службы, или исполняющий обязанности внештатного специалиста фин-службы, получающий деньги в кассе и раздающий денежное довольствие на корабле.
Фитиль
– 1) Вставить «фитиль» - в настоящее время это выражение общего применения, означающее нагоняй или взыскание. Но происхождение его изначально флотское. Когда-то давно, во мгле исторических истоков флота, когда ещё не было многофлажных сводов сигналов, флагман, выражающий неудовольствие манёвром корабля эскадры, приказывал поднять «до места» название этого корабля и видимый издалека зажжённый и дымящийся фитиль. Капитану этого корабля все сразу становилось предельно ясно. Выражение «фитиль ещё дымится» означает, что данный начальник ещё находится под впечатлением случившегося, и к нему лучше не соваться со своими проблемами. 2) Корабельный киномеханик, личность популярная и незаменимая на корабле, особенно по выходным дням. Происходило от названия популярного когда-то киножурнала. Позднее, с широким внедрением видеомагнитофонов, социальный статус этой внештатной должности резко упал, так как впихнуть кассету в пасть потрепанного «видика» ума и особых знаний не надо, на это способен и самый последний балбес.
Фишка (стрём)
– место нахождения на стороже, слежение за обстановкой, стояние на стрёме, охрана тайного события, нечто отличительное, значимое, событийное.
Флагманский мускул
- начальник физподготовки и спорта соответствующего соединения.
Ш
Швартов
- толстая веревка или трос.
Швартоваться
- пристать к пирсу и привязать корабль к нему с помощью швартова.
Швартовая команда
- группа бестолковых матросов, плохо обученная боцманом и помощником и слабо знающих русский язык, путающих «лево» и «право».
Шхеры (географические) в Турции
Шелупонь
- мелкая рыбешка, дети, молодые матросы, младшие офицеры, корабли соединения ОВРа (см. выше) с мостика крейсера.
Шеф
- кок, повар.
Шило
– спирт. С. Должиков поясняет: «Издавна на флоте спирт носит странное жаргонное название - «шило». Это название - целая история. Когда-то, еще на парусном флоте, водку, по чарке которой непременно наливали матросам перед обедом (кто не пил - тому к жалованью каждый день пятачок добавляли), хранили в кожаных бурдюках. Завязки как-то там особо опечатывались, чтоб было видно, если кто покусится на святое. Так вот самые ушлые матросы наловчились бурдюки прокалывать. Добытое таким образом спиртное называлось «шильным» или «шилом».
Шкрябка
– приспособление, с помощью которого металл перед окраской очищают от ржавчины.
Шмон
- внезапная и тщательная проверка личных вещей военнослужащих.
Шмотки
- вещевой аттестат (см. выше).
Шнорхель
- устройство работы дизеля под водой. Немецкое опасное изобретение в виде трубы с большим поплавком на конце. При большом волнении моря способно набрать столько воды, что ПЛ затонет.
Шуршать
- активно действовать, работать или делать вид, что работаешь.
Шутка
- розыгрыш, закономерным итогом которого, как правило, является обширный инфаркт.
Шухер
- внезапно возникавшая угроза раскрытия чего-либо тайного, скрываемого, спрятанного.
Шхера
– (шв. skär) различные щели, узости, шире – укромные места, где можно хранить различные вещи и даже укрыться для неспешной беседы с товарищем по нелегкой морской службе: «Крепись, браток, наступит время - / Не будет «лычек» и погон, / И где-нибудь в укромной «шхере» / Глушить мы будем самогон»
(Должиков С., № 11, 2002, с. 23). Второе значение - извилистый каньон, глубоко врезающийся в сушу в странах Скандинавии.
Щ
Щас
- ироничное обещание выполнить что-либо.
Ъ
Ъ
- непременный атрибут настоящей стойкости и мужского начала. Выражается в поведении и взгляде. Чисто морское качество, т.к. только моряком «Ъ» может быть еще и произнесен вслух.
Ь
Якоря Холла на постаменте в Кронштадте
Ь
- используется только начпо при задушевной беседе с подчиненными.
Э
Э
- употребляется только во множественном числе: «Э-э-э»
, для выигрыша запаса времени в процессе игры с начальником в «почему - потому»
, для мгновенного выдумывания правдоподобной лжи, объясняющей невыполнение чего-либо. Длину паузы надо чувствовать очень тонко и не передержать. Если нет опыта, лучше «Э» не использовать, а подготовить варианты ответов заранее.
Экватор
- 50 дней до приказа об увольнении в запас (ДМБ).
Ю
Юга
- место отдыха, но не службы.
Я
Я - ярко выраженное эго начальника в общении с подчиненными. При употреблении с глаголами «сказал», «приказываю», представляет истину в конечной инстанции. Второе значение - выкрик военнослужащего, невзначай услышавшего свою фамилию из уст командира (начальника).
Основным боевым назначением корабля является поражение боевым воздействием сил и средств противника.
Организация корабля строится в соответствии с его боевым предназначением на основе задач, решаемых данным классом (подклассом) кораблей. Организационно-штатная структура корабля устанавливается его штатом.
Повседневная организация
Назначением повседневной организации корабля является обеспечение готовности корабля к ведению боевых действий, проведение боевой подготовки и создание условий для нормальной жизнедеятельности экипажа корабля.
Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь командиру корабля назначаются:
Старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира корабля,
Заместители и помощники, определяемые штатом корабля.
Весь личный состав корабля составляет его экипаж.
В целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою на кораблях создаются боевые части и службы.
К боевым частям относятся:
штурманская - БЧ-1;
ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) - БЧ-2;
минно-торпедная - БЧ-3;
связи - БЧ-4;
электромеханическая - БЧ-5;
авиационная - БЧ-6;
радиотехническая - БЧ-7.
К службам относятся:
радиационной, химической и биологической защиты - Сл-Х;
медицинская - Сл-М;
снабжения - Сл-С.
БЧ-1 предназначена для обеспечения навигационной безопасности кораблевождения и боевого маневрирования корабля. Офицеры БЧ-1 ведут прокладку пути корабля, а личный состав (рулевые, штурманские электрики) обслуживают рулевые устройства, навигационные комплексы и др.
БЧ-2 предназначена для применения ракетного и артиллерийского оружия по морским, воздушным и береговым целям противника. Личный состав БЧ-2 (операторы, комендоры, артиллерийские электрики и др.) обслуживает ракетные и артиллерийские установки, приборы управления стрельбой и др.
БЧ-З предназначена для применения торпедного, противолодочного, минного, противоминного и противоподводно-диверсионного оружия, средств защиты и акустического подавления, производства подрывных работ. Личный состав БЧ-З (торпедисты, торпедные электрики, минеры и др.) обслуживает комплексы указанных видов оружия и др.
БЧ-4 предназначена для обеспечения корабля бесперебойной внешней связью с командованием, взаимодействующими кораблями и частями, для приема оповещения и передачи донесений. На БЧ-4 возлагается также организация помех работе средств связи противника. Личный состав БЧ-4 (радиотелеграфисты, сигнальщики, радиомастера и др.) обслуживает средства радио- и радиорелейной связи, проводной и зрительной связи и др.
БЧ-5 предназначена для обеспечения кораблю заданной скорости хода и маневрирования, производства и распределения всех видов энергии, для обеспечения непотопляемости, взрыво- и пожаробезопасности корабля, живучести технических средств Личный состав БЧ-5 (электрики, мотористы, машинисты, турбинисты и др.) обслуживает корабельную энергетическую установку, средства борьбы за живучесть корабля, корабельные системы и устройства и др.
БЧ-6 предназначена для обеспечения и обслуживания корабельных летательных аппаратов. Она организуется на противолодочных и авианесущих крейсерах и некоторых других кораблях, где могут базироваться летательные аппараты. Личный состав БЧ-6 обслуживает вертолеты (самолеты) и их системы.
БЧ-7 предназначена для зрительного и технического наблюдения и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки, обеспечения целеуказания системам управления оружием и средствами радиоэлектронной борьбы, обеспечения ГКП и БЧ-1 данными для выполнения маневров, поиска и разведки, проведения мероприятий по радиоэлектронной борьбе, снижения радиолокационной заметности, применения корабельной авиации. Личный состав БЧ-7 – офицеры управления и специалисты по вычислительной технике, гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных систем. БЧ-7 создается на кораблях 1 ранга и на некоторых проектах кораблей 2 ранга.
Сл-Х предназначена для обеспечения защиты личного состава от радиоактивных и отравляющих веществ. В этих целях она осуществляет радиационную и химическую разведку, дозиметрический контроль, дезактивацию и дегазацию корабля, аэрозольную (дымовую) маскировку. Технические средства Сл-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозиметрического контроля и др.) обслуживаются специалистами – химиками флота.
Сл-М предназначена для контроля за состоянием здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи раненым, пораженным и больным, лечения и подготовки их к госпитализации, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия на корабле. Личный состав Сл-М: врачи, фельдшеры, санитары.
Сл-С предназначена для обеспечения личного состава продуктами питания и снабжения корабля имуществом и материалами по установленным нормам. Личный состав Сл-С: баталеры, коки.
На отдельных кораблях, в зависимости от их специализации и особенностей конструкции, могут создаваться и другие службы.
Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля. Во главе боевых частей, дивизионов (групп, батарей) стоят их командиры, а во главе служб - начальники.
На кораблях 2, 3 и 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более боевыми частями или службами.
Первичными штатными структурными подразделениями личного состава корабля являются отделения . Их возглавляют командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.
Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются подразделения, не входящие в состав боевых частей (служб). Данные подразделения находятся в непосредственном подчинении:
старшего помощника командира корабля (секретная часть и оркестр);
заместителя командира корабля по воспитательной работе (клуб и типография);
помощника командира корабля (боцманская команда и команда обслуживания авиационного оборудования).
Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.
В целях лучшего использования оружия и технических средств, а также удобства плавания на корабле создаются боевые части и службы, во главе которых стоят их командиры и начальники.
Боевая часть (служба) – это организационное подразделение корабля, объединяющее одинаковые по назначению и специализации виды оружия или технические средства и обслуживающий их личный состав.
К боевым частям относятся:
БЧ-1 – штурманская боевая часть;
БЧ-2 – ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) боевая часть;
БЧ-3 – минно-торпедная боевая часть;
БЧ-4 – боевая часть связи;
БЧ-5 – электромеханическая боевая часть;
БЧ-6 – авиационная боевая часть;
БЧ-7 – радиотехническая боевая часть.
К службам относятся:
Сл. Х – служба радиационной, химической и биологической защиты;
Сл. М – медицинская служба;
Сл. С – служба снабжения.
Боевая часть-1 : обеспечивает навигационную безопасность плавания и ведет расчеты
по боевому маневрированию корабля для боевого использования оружия.
В БЧ-1 объединяются: рулевые, штурманские электрики, штурманские радиометристы-наблюдатели.
Боевая часть-2: предназначена для нанесения ракетных (артиллерийских) ударов по кораблю и береговым объектам противника, а также для отражения его ударов с моря, берега и воздуха.
В БЧ-2 объединяются: ракетчики, комендоры, артиллерийские электрики.
Боевая часть-3: обеспечивает применение минного, торпедного, трального оружия и производство работ с ним.
В БЧ-3 объединяются: торпедисты, минеры, торпедные электрики.
Боевая часть-4: обеспечивает внешнюю и внутреннюю связь корабля (визуально и по радио) с командованием и взаимодействующими кораблями и внутреннюю связь с командными пунктами и боевыми постами корабля.
В БЧ-4 объединяются: радисты, телефонисты, сигнальщики.
Боевая часть-5: обеспечивает кораблю заданный ход, живучесть корабля, оружия и технических средств, снабжает всех потребителей электроэнергией.
В БЧ-5 объединяются: машинисты, трюмные, турбинисты, электрики сильного и слабого тока и другие специалисты.
Боевая часть-6: обеспечивает наблюдение, поиск и уничтожение подводных лодок противника, а также ведение разведки и прикрытие кораблей с воздуха. Личный состав БЧ-6 обслуживает летательные аппараты корабля (вертолеты, самоле-ты), обеспечивает их полеты и управление ими.
Боевая часть-7: предназначена для наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдает данные о противнике, необходимые для применения оружия.
В БЧ-7 (рис. 1.3.1) объединяются: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.
Радиотехническая служба – предназначена для наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдает данные о противнике, необходимые для применения оружия, данные о навигационной обстановке.
В СЛ-Р материальную часть обслуживают: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.
Химическая служба – предназначена для защиты личного состава от радиоактивных и отравляющих веществ. Технические средства СЛ-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозиметрического контроля и др.) обслуживаются специалистами-химиками.
Медицинская служба – предназначена для сохранения здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи раненым, пораженным и больным. В СЛ-М объединяются: врачи, фельдшеры, санитары.
Служба снабжения – предназначена для обеспечения личного состава продуктами питания и снабжения подразделений корабля имуществом и материалами по установленным нормам. В СЛ-С объединяются: баталеры, коки, писари и др.
Порядок ввода боевой организации на корабле. Схемы боевой организации корабля, какая информация размещается на данных схемах? Какая информация излагается в боевых инструкциях? В какой документ сводятся боевые инструкции?
Боевая организация на корабле вводится при объявлении боевой (учебной) тревоги (см. Прил. 2 КУ ВМФ к ст. 34).
На боевом корабле всех рангов существует:
– схема боевой организации корабля;
– корабельная боевая схема.
На схеме боевой организации корабля показываются командные пункты и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге .
На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений корабля.
В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности старшин контрактной службы, старшин и матросов срочной службы по боевой тревоге, по применению оружия и использованию технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнению воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, по сигналам «Химическая тревога» и «Радиационная опасность», по
специальной обработке корабля и санитарной обработке личного состава, по оказанию медицинской помощи раненым и пораженным, по плаванию в сложных условиях .
Боевые инструкции сводятся в Сборник боевых инструкций личного состава корабля, который является приложением к Книге корабельных расписаний.
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».
Глава 760. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Боевая часть связи (БЧ-4). 15.11.1972 года.
Фотоиллюстрация из архива Юрия Васильевича Казённова (радиотелеграфист БЧ-ч БПК «Свирепый», период службы 16.11.1970 – ноябрь 1973):
Ранняя весна 1972 года. Экскурсия личного состава БЧ-1 и БЧ-4 в Калининград, в разрушенный Кафедральный собор к могиле Э. Канта.
Верхний ряд слева-направо: Александр Суворов – рулевой БЧ-1, Юрий Казённов – радиотелеграфист БЧ-4, Иван Крючков – сигнальщик БЧ-4, Борис Аносов – радиотелеграфист БЧ-4; нижний ряд слева-направо: Николай Сурусов – радиотелеграфист БЧ-4, Александр Турко (Владимир Тимошенко?) – к/о сигнальщиков БЧ-4, лейтенант Андрей Степанович Дробот – командир БЧ-4, Александр Червяков – радиотелеграфист БЧ-4, Александр Прибылов – механик ТФ ЗАС, Григорий Булат – ст. матрос, к/о электриков штурманских БЧ-1, Виктор Петченко – радиотелеграфист БЧ-4, Алевтин Клыков – радиотелеграфист БЧ-4.
В предыдущем:
Практически со всеми мичманами БЧ-3 автор был знаком, общался по службе и по темам политзанятий, но дружеское общение сложилась только с некоторыми из мичманов-румын – Анатолием Дворским (формально сменил меня на должности комсорга корабля), Владимиром Сечко и Михаилом Любонько, с которым нам довелось вновь организовать «крещение» БПК «Свирепый»…
Однако в силу естественной связи сигнальщиков-наблюдателей с рулевыми-штурманцами (БЧ-1) и в связи с тем мы «квартировали» в одном кубрике со связистами, автор, конечно, больше дружил с матросами и старшинами боевой части связи (БЧ-4).
Боевая часть связи (БЧ-4) – это «организационное подразделение экипажа корабля, в ведении которого сосредоточены технические средства связи, предназначенные для обеспечения бесперебойной передачи и поступления информации». Ранее БЧ-4 имела иное название – «боевая часть наблюдения и связи».
Боевая часть связи (БЧ-4) предназначена для обеспечения корабля бесперебойной внешней связью с командованием, взаимодействующими кораблями и частями, для приёма оповещения и передачи донесений, а также организация помех работе средств связи противника. Личный состав БЧ-4 (радиотелеграфисты, сигнальщики, радиомастера и др.) обслуживает средства радио- и радиорелейной связи, проводной, зрительной и иной связи.
Лучше всех, профессионально и досконально точно о боевой части связи БПК «Свирепый» поведал в книге «Свирепый» на страже Отечества» её первый командир, капитан 2 ранга в запасе Андрей Степанович Дробот (период службы на БПК «Свирепый» - февраль 1972 – август 1977).
БПК «Свирепый», как и все корабли проекта 1135 типа «Буревестник», был оснащён самыми современными средствами связи, среди которых были:
четыре радиопередатчика – КВ диапазона Р-652 «Щука», Р-654 «Окунь» - 2 и СВ диапазона Р-653 «Шквал»;
девять радиоприёмников – КВ диапазона Р-678 «Брусника» - 5, Р-675 «Оникс» - 1, всеволновые – Р-677 «Вихрь» - 1 и «Волна-К» - 1;
радиостанции: УКВ диапазона – Р-619 «Графит» - 4, Р-105 – 2, Р-770 «Тритон» - 1, дециметрового диапазона Р-618 – 1;
радиостанция сигнальщика Р-622 «Кит»;
станция звукоподводной связи МГ-26;
спецаппаратура связи – 9 единиц (СЛХ-2, БП-2, ТФ-4, СБД-1);
аппаратура сверхбыстродействующей связи (СБД) – 2 единицы (Р-062 «Быстрота», Р-758 «Акула»); аппаратура факсимильной связи «Ладога» - 1;
коммутатор средств связи релейного типа «Дистанция»;
громкоговорящая корабельная связь «Лиственница»;
два прожектора зрительной (световой) связи ПМС-45, светосигнальные приборы – МСНП-125 и МСНП-250 (общее количество 4 шт);
сигнальные и клотиковые огни, комплект сигнальных флагов, сигнальные флажки, фонари и сигнальные ракеты.
Для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой на БПК «Свирепый» имелись комплекты морских биноклей, а также два бинокулярных перископических визира ВБП-451М, установленных в ходовой рубке корабля слева и справа по борту.
Эти визиры имели сложное насыщенное светофильтрами, приспособлениями и механизмами устройство, позволяющее наблюдать за обстановкой в любое время суток. Я использовал наши визиры ВБП-451М, чтобы через их окуляры фотографировать корабли «вероятного противника» и однажды мне повезло сфотографировать натовский эсминец, вышедший на учения в прибрежные воды Северного моря, который в нарушение международных договоров СССР и НАТО по Балтийскому морю имел противокорабельное ракетное вооружение…
БПК «Свирепый» имел 5 боевых постов радиосвязи: приёмный радиоцентр, передающий радиоцентр, пост буквопечатающей телеграфной засекреченной связи, пост телефонной засекреченной связи и трансляционную радиорубку. Кроме этого корабль дооборудовали постом слуховой засекреченной связи и постом радиорелейной связи.
Один из боевых постов радиосвязи БЧ-4 БПК «Свирепый» находился рядом со штурманской рубкой в помещении ГКП (главного командного пункта) и я часто общался с радистами, которые несли здесь вахту, слушали и записывали данные о погоде, сообщения, просто слушали музыку в минуты затишья. Иногда украдкой мы слушали «вражеские голоса» радио «Свобода» и «Голос Америки», чтобы узнать альтернативные новости…
Однажды летом 1973 года (после прихода нового пополнения) наш вездесущий замполит, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, обнаружил на столе в радиоцентре забытый кем-то толстый многостраничный блокнот, в котором мелким бисерным и аккуратным почерком были записаны радиочастоты всех «вражеских» радиостанций, вещавших новости и пропаганду против СССР…
Скандал и «разборки», следствие и «шмон» на корабле из-за этого «шпионского блокнота» были грандиозными. Дмитрий Васильевич Бородавкин очень гордился тем, что сумел «вскрыть вражескую антисоветскую деятельность на боевом корабле». Возможно, поэтому перед первой БС (боевой службой) с корабля был списан замечательный, красивый и сильный матрос немецкого происхождения с необычной фамилией Рис…
Да, связь на боевом корабле всегда и во все времена была наиважнейшим и секретнейшим делом, потому что: «Тот, кто знает, тот побеждает», «Кто предупреждён, тот вооружён», «Потеря связи – потеря управления», «Без связи и управления нет победы», «Если знаешь, тогда побеждаешь». Вот почему на корабле и в морском боевом походе очень важно получить и передать вовремя сообщение, а также не дать врагу перехватить и расшифровать твоё сообщение, информацию…
Из всех боевых постов БЧ-4 БПК «Свирепый» мне довелось побывать только на двух – на радиоцентре в ГКП и в трансляционной радиорубке. Другим матросам, мичманам и офицерам, кроме матросов и командира БЧ-4, а также командира корабля, замполита и специалистов СПС вообще за всё время службы нельзя и невозможно было хоть мельком заглянуть на боевые посты боевой части связи (БЧ-4), и это правильно…
Корабль без связи с командными пунктами, с другими боевыми кораблями, подводными лодками и нашими самолётами в открытом море становится слепым, глухим, немым и… беспомощным. Кораблю без связи и управления остаётся только с честью выполнить своё боевое предназначение, самостоятельно обнаружить врага, вступить с ним в бой, нанести врагу возможно больший ущерб, и исчерпав свои боевые ресурсы, выжить, вернувшись к родному берегу. Так часто было во времена Великой Отечественной войны с моряками-подводниками…
Корабли проекта 1135 типа «Буревестник» были оснащены несколькими системами связи, обеспечивающими надёжную связь одновременно по нескольким радиоканалам. При этом связь была защищённой от помех и прослушивания, сверхбыстрой или нормальной (в реальном времени). Так что мы никогда ни при каких условиях окружающей среды не оставались без связи, а значит – без управления.
Правда, не всегда связь бывает понятной, потому что передача сообщений по любым видам и формам связи – это всегда игра «в непонятки» (интерпретация сообщений). Вот классические анекдоты связистов БЧ-4:
Радисты! Запросите проводку порт Торос, - запрашивает вахтенный офицер.
- Торос на связи; про водку ничего не знает, пьёт только портвейн! – докладывают радисты.
Девизы связистов: «Чем громче крикнешь, тем дальше слышно», «Избегай случайной связи», «За связь без брака!».
Что может быть из-за искажения информации при приёме-передаче сообщений по связи, хорошо иллюстрирует такой случай из боевой практики экипажа БПК «Свирепый»…
Однажды летом 1973 года при отработке курсовых задач «К-1» и «К-2» на один из боевых постов БЧ-2 ЗРК «Оса-М» поступило по телефону сообщение, из-за которого мы вовремя не сумели выполнять учебную боевую задачу. Мичман, получивший это сообщение по телефону, клялся и божился, что звонили с ГКП, но не представились, а по голосу он не узнал говорившего…
«Разборки» этого необычного случая были очень серьёзными, тщательными, долгими. Были опрошены практически все прямо или косвенно причастные или возможно (вероятно) причастные к этому телефонному внутрикорабельному сообщению, факт которого подтвердили все матросы и старшины, бывшие с тем несчастным мичманом на боевом посту.
В результате был издан приказ не только командира корабля, но и командира дивизиона ракетных кораблей, запрещающий впредь говорить по телефону или по ГКС (громкоговорящей связи) без предварительного представления собеседников, а также обязывающий записывать на многоканальный магнитофон все сообщения по внутрикорабельным средствам связи во время учебных и боевых тревог.
С тех пор каждый из матросов, старшин, мичманов и офицеров БПК «Свирепый» обязательно во время переговоров по средствам связи говорил, например, так: «Это матрос Суворов» или «Слушаю, матрос Суворов» (далее следовало какое-либо сообщение).
Запись на магнитофон переговоров по внутрикорабельным средствам связи гарантировала точность и справедливость последующих «разборок» или следствия, в случае какого-либо «ЧП». Такая система внутрикорабельных переговоров научила весь экипаж БПК «Свирепый» краткости и чёткости, точности и строгости передачи друг другу информации и сообщений, способствовала повышению воинской дисциплины, обеспечению безопасности корабля и его боевой эффективности.
Единственный человек на БПК «Свирепый», который во внутрикорабельных телефонных разговорах не представлялся, а сразу говорил, что ему нужно, - это был командир корабля, капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров. Он обычно звонил мне в «ленкаюту» и коротко говорил: «Зайди ко мне» и я всегда сердито сомневался – это командир звонит или кто-то из друзей так шутит…
Сменивший Д.В. Бородавкина на должности замполита старший лейтенант А.В. Мерзляков тоже пытался звонить мне в ленкаюту и не представляться, но я неизменно спрашивал его по телефону: «Кто звонит?» и если он не отвечал, как было положено по приказу командира корабля, то я вешал телефонную трубку. Александр Васильевич ярился, прибегал сам в «ленкаюту», орал на меня, но я показывал ему приказ и тот, скрипя зубами, вынужден был подчиниться. То, что положено Юпитеру, не положено другим «быкам»…
Я категорически был сторонником строгости в вопросах обеспечения надёжности и точности связи, потому что все беды в жизни от непонимания, от неправильного толкования сообщений, знаков, информации. Поэтому правильно, когда кораблях ВМФ связь – это закрытая для непосвящённых и не имеющих специального допуска отрасль военной службы.
Даже в самой БЧ-4 каждый матрос, старшина или мичман имеют право доступа только в свой боевой пост, к своим секретным журналам и документам. Право посещать все боевые посты боевой части связи (БЧ-4) имеют лишь командир корабля и заместитель командира корабля по политической части (и то только в определённых уставом случаях). Остальные общаются со связистами находящимися на своих боевых постах только через специальные окошки в водонепроницаемых и бронированных дверях, которые запираются специальными сложными шифро-замками.
Из-за закрытости службы и служебной деятельности моряков-связистов их часто называют «чистюлями», намекая на то, что они, как интеллигенты, ничего не делают, кроме как слушают эфир, болтают по микрофонам и как дятлы стучат своими телеграфными ключами или клавишами шифровальных пишущих машинок.
Единственные связисты БЧ-4, работа которых видна всем, - это сигнальщики, которые, наоборот, пользуются у всех уважением и признанием, потому что они реально, на виду у всех, машут флажками, «стучат» светом, сигналят сигнальными флагами и находятся не в уютных тёплых боевых постах, а снаружи, всегда на своём сигнальном мостике центральной надстройки по бортам корабля.
На самом деле БЧ-4 БПК «Свирепый» обеспечивала надёжную слуховую телефонную, телеграфную, буквопечатающую и сверхбыстродействующую связь в открытом и засекреченном режиме связь «с берегом» из любой точки Мирового океана во всех диапазонах.
Приёмный радиоцентр находился в центральной надстройке (ГКП); передающий пост связи – на главной палубе. Переносные радиостанции с автономными источниками питания обеспечивали связь с корабельного катера и шлюпки.
Средствами физической выдачи сигналов связи были коротковолновые штыревые антенны типа АР-6, АР-10, антенны УКВ и наклонная антенна «Луч», малые и большие сигнальные прожекторы, сигнальные и клотиковые огни, а также комплект сигнальных флагов и флажков.
Очень надеюсь, что мои друзья-братишки, сигнальцы и радисты, радиотелеграфисты и специалисты СПС дополнят меня и расскажут много интересного о боевой части связи, поделятся подробностями и расскажут байки о связистах и сигнальщиках-наблюдателях.
Первым командиром БЧ-4 БПК «Свирепый» был лейтенант Андрей Степанович Дробот (февраль 1972 – август 1977), автор-составитель книги «Свирепый» на страже Отечества».
Первым старшиной радиотелеграфной команды БЧ-4 был мичман Владимир Николаевич Сергеев (сентябрь 1972 – август 1977). Он ещё раз вернётся в экипаж БПК «Свирепый» в период ноябрь 1981 – февраль 1982.
Практически весь личный состав матросов и старшин БЧ-4 БПК «Свирепый» периода 1972-1974 годов был моими друзьями на службе –
Сигнальщики-наблюдатели:
КРЮЧКОВ Иван Михайлович ст. сигнальщик 19.05.71-08.05.74
ТИМОШЕНКО Владимир Григорьевич к/о сигнальщиков 19.05.71
МАХОВИК Валерий Петрович сигнальщик 06.11.71-12.11.74
СЛЮСАРЕНКО Владимир Фёдорович к/о сигнальщиков 14.11.71-12.11.74
ИСАЕНКОВ Виталий Николаевич сигнальщик 11.05.72-02.06.75
ОПАРИН Юрий Витальевич к/о сигнальщиков 13.05.72-11.06.75
ПАНЬКОВ Вячеслав Георгиевич сигнальщик 09.05.72-3.11.74
СВИРСКИЙ Игорь Павлович сигнальщик 07.05.72
ПОДКАЛНС Карлис Эрнестович сигнальщик 12.05.73-28.12.74
ЯКОВЛЕВ Сергей Евгеньевич сигнальщик 08.05.73-05.01.74
Радиотелеграфисты:
КЛЫКОВ Алевтин Викторович ст. радиотелеграфист 15.05.70
КОНЯШИН Николай Николаевич ст. радиотелеграфист 15.05.70
ПЕТЧЕНКО Виктор Григорьевич ст. радиотелеграфист 15.05.70
СКИБА Валерий Павлович к/о радиотелеграфистов 14.05.70
СУРУСОВ Николай Петрович радиотелеграфист 16.05.70
АНОСОВ Борис Алексеевич радиотелеграфист 16.11.70
КАЗЕННОВ Юрий Васильевич радиотелеграфист 16.11.70
ЧЕРВЯКОВ Александр Николаевич радиотелеграфист 19.11.70
МУСАТЕНКО Алексей Алексеевич к/о р/телеграфистов 01.11.71-12.11.74
МИХАЙЛЕНКО М.И. Ст-на к-ды р/телеграф. 22.02.72 - осень-72
БАВИН Александр Викторович радиотелеграфист 13.05.72-05.05.75
БИГУН Александр Васильевич радиотелеграфист 06.05.72-02.06.75
ДОЛГИН Виктор Георгиевич радиотелеграфист 09.05.72-9.02.74
ДОЧКИН Владимир Яковлевич ст. р/телеграфист 10.05.72-06.05.75
НОСОВ Виктор Иванович радиотелеграфист 05.11.72-13.11.75
ПЛАТОНОВ Вячеслав Владимирович радиотелеграфист 14.11.72-10.11.75
ПРОХОРОВ Евгений Геннадьевич радиотелеграфист 13.11.72-03.11.75
СМИРНОВ Владимир Николаевич к/о радиотелеграфистов 08.11.72-03.11.75
БАРДА Сергей Сергеевич Радиотелеграфист 12.05.73-12.05.76
КОЧЕТОВ Виталий Васильевич ст. радиотелеграфист 04.05.73-12.05.76
ОСИПОВ Виктор Владимирович к/о радиотелеграфистов 04.05.73-03.05.76
ПРОКАЕВ Владимир Михайлович радиотелеграфист 08.05.73-12.11.75
Радиомеханики:
БРУСОВ Валерий Павлович ст. радиомеханик 04.05.70
МАЛЬЧЕНКОВ Николай Иванович ст. радиомеханик 09.11.70
АРЕСТОВ Анатолий Николаевич радиомеханик 15.05.71-23.03.74
ПУДОВКИН Виктор Геннадьевич радиомеханик 05.11.71-11.07.74
СОЛОВЬЯНОВ Василий Андреевич радиомеханик 05.05.72-15.02.74
ШАЙХРАЗИВ Фаворис Латфрохманович радиомеханик 09.05.72
ЩЕРБАК Юрий Васильевич к/о радиомехаников 10.05.72-28.12.74
Специалисты ЗАС:
МОРОЗОВ Николай Николаевич к/о механиков БП ЗАС 19.11.70
ПАРИНОВ Александр Васильевич ст. механик ТФ ЗАС 16.11.70
ПРИБЫЛОВ Александр Иванович к/о механиков ТФ ЗАС 14.11.70
ДОНИЧ Иван Саввович к/о механиков БП ЗАС 13.05.71-08.05.74
ИСОДА Альгердас Иозо к/о механиков ТФ ЗАС 14.05.71-03.05.74
МИХАЛКЕВИЧ Виктор Георгиевич к/о мех. ТФ ЗАС 14.05.72-10.06.75
ШИБАНОВ Владимир Александрович к/о мех. БП ЗАС 12.05.72-10.06.75
ЮСОВ Сергей Валентинович механик БП ЗАС 10.05.72