• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Многие судомоделисты или просто те люди, кто интересуется военно-морской тематикой, наверняка знают о существовании эскадренных миноносцев типа «Инженер-механик Зверев». Построенные (кто бы мог подумать!) в Германии, десять кораблей этого типа четверть века несли службу сначала в составе русского императорского, а затем Красного Балтийского флота, участвовали в Первой мировой и Гражданской войнах. С технической точки зрения эсминцы «Инженер-механик Зверев» ничем особенным не отличались – обычные 400-тонные посудины с экипажем 70 человек, вооруженные торпедами и 75 мм орудиями. Рабочие лошадки флота. Но что за человек был инженер-механик Зверев, чьим именем нарекли целую серию кораблей?

    Сто лет назад должность судового механика была совсем не в почете – в жаркой тьме котельных и машинных отделений трудились исключительно лица «недворянских кровей». Даже несмотря на присвоенние механикам офицерских званий* и хорошего образования, полученного в стенах военно-инженерных училищ, им долгое время не позволялось носить кортик с парадной униформой. Строевики, штурманы и артиллеристы с некоторым презрением относились к своим коллегам – ведь еще совсем недавно самым сложным корабельным механизмом был брашпиль для якорной цепи.

    *впрочем, звания механиков царского флота также отличались от офицерских и звучали совсем не по военному: младший инженер-механик, старший инженер-механик, флагманский инженер-механик, главный инспектор механической части.

    К началу ХХ века, с появлением паровых машин и электрических приводов, механики стали незаменимы – теперь от исправности механической части зависел исход морского боя, а в итоге, сохранность корабля и жизнь всего экипажа. Одним из ярких случаев, который заставил командование флота пересмотреть свое отношение к корабельным механикам, стал подвиг Василия Васильевича Зверева.

    В ночь на 14 марта 1904 года японский флот предпринял попытку диверсии на внутреннем рейде крепости Порт-Артур. Четыре парохода-заградителя под прикрытием шести эсминцев должны были в самоубийственной атаке прорваться на внутренний рейд и затопиться, заблокировав вход в базу.
    Крадущегося в темноте противника обнаружил патрульный миноносец «Сильный» под командованием лейтенанта Криницкого – русские моряки без колебаний бросились в атаку, превратив головной из японских кораблей в пылающий факел. В тот же момент японцы обнаружили «Сильный», чей силуэт ярко высветило пламя пожара на японском пароходе.

    А дальше вступили в действие законы драматургии: один против шести. Чудес не бывает – шальной японский снаряд пробил обшивку в районе машинного отделения, осколками посекло паропровод. Миноносец «Сильный» превратился в неподвижную мишень.

    Сквозь обжигающий пар к месту повреждения паропровода первым подбежал старший инженер-механик Зверев. Схватив попавшийся под руку пробковый матрас, он попытался набросить его на рваную трубу, из которой била смертельная струя перегретого пара. Тщетно – матрас отбросило в сторону. Мгновение на раздумье, чем можно надежно зафиксировать заплатку? – инженер-механик Зверев поднял матрас и бросился на раскаленный паропровод, плотно прижавшись к нему своим телом.

    На следующий день весь Порт-Артур вышел хоронить Василия Зверева, о подвиге моряка получила отклик за рубежом, французские газеты назвали инженера-механика Зверева гордостью России.


    В.В. Зверев родился в 1865 году в городе Муроме,выпускник Кронштадского морского училища. В 1903 году был назначен на миноносец «Сильный», где ему присвоено звание старший инженер-механик. За свой подвиг посмертно награжден орденом Святого Георгия IV степени.

    Работа корабельных механиков была опасна и трудна. Трюмная команда под управлением инженеров-механиков до последнего боролась за живучесть корабля – часто не оставалось времени, чтобы выбраться на верхнюю палубу и занять место в шлюпках. Перевернувшийся во время Цусимского сражения броненосец «Ослябя» унес в своём чреве на дно 200 человек машинной команды.

    Страшно представить, что испытали эти люди в последние минуты своей жизни – при опрокидывании корабля машинное отделение превратилось в адкую давилку, наполненную воплями ужаса. В кромешной тьме на кочегаров и машинистов обрушился град незакрепленных предметов, а продолжавшие вращатся механизмы затягивали и рвали моряков на куски. И в этот момент в машинные отделения хлынула вода…

    Офицеры остались до конца со своими подчиненными – среди спасшихся членов команды «Осляби» не было ни одного инженера-механика. Вот имена тех, кто до конца оставался на своих постах: старший судовой механик полковник Н.А. Тиханов, пом. судового механика поручик Г.Г. Даниленко, младший инженер-механик поручик Л.А. Быков, трюмный механик поручик П.Ф.Успенский, младшие инженер-механики прапорщики С.А. Майструк и В.И. Медведчук, машинные кондукторы Евдоким Курбашнев и Иван Кобылов.


    Продольный разрез броненосца "Ослябя". Хорошо видно расположение котельных и машинных отделений - в случае быстрой гибели корабля спастись оттуда невозможно.

    БЧ-5 - сердце корабля

    В наши дни машинно-котельньная команда называется «Электромеханическая боевая часть» или кратко БЧ-5.** Трудно описать заслуги этих моряков, учитывая количество силового и вспомогательного оборудования на современных кораблях ВМФ, десятки километров кабелей и трубопроводов, сотни клапанов и электрощитов.

    Служба стала еще опаснее и ответственнее с появлением на кораблях ядерных силовых установок – сколько раз рискуя своей жизнью турбинисты, механики, специалисты КИП ликвидировали серьезные аварии и ЧП. 3 июля 1961 года произошла разгерметизация реактора на АПЛ К-19. Добровольцы из экипажа лодки смонтировали из подручных средств трубопровод для аварийного охлаждения реактора. Уже через несколько минут, проведенных рядом с пышащим жаром реактором, у людей распухало лицо и шла пена из рта, но они продолжали работать сварочным аппаратом. Аварию удалось ликвидировать ценой жизни 8 подводников, в том числе командира дивизиона движения Ю.Н. Повстьева.


    Матрос Сережа Перминин


    Или подвиг 20-летнего матроса спецтрюмной группы Сергея Преминина с подлодки К-219, погасившего вручную адское ядерное пламя. Опустив все четыре решетки, моряку уже не хватило сил открыть люк реакторного отсека, деформированный от высокой температуры. Он ушел вместе с лодкой на дно Атлантического океана в точке с координатами 31°28′01″ с. ш. 54°41′03″ з. д.

    В октябре 2010 года произошла авария на эскадренном миноносце «Быстрый» Тихоокеанского флота - в машинном отделении прорвало топливную магистраль. Жарко заполыхал трюм, возникла угроза детонации топливных цистерн – 300 человек оказалась в шаге от гибели. 19-летний машинист котельной команды Алдар Цыденжапов стремглав бросился в самое пекло, чтобы перекрыть топливопровод. Сгорая заживо он сумел закрутить вентиль. Позже врачи установили: Алдар получил 100% ожег тела. Трудно найти слова утешения родным отважного моряка – они ждали из армии сына, а не звезду Героя.

    **Корабельный устав Военно-морских сил РККА от 1932 года устанавливал следующий порядок организации экипажей кораблей:
    БЧ-1 – штурманская,
    БЧ-2 – артиллерийская (ракетная),
    БЧ-3 – минно-торпедная,
    БЧ-4 – связь,
    БЧ-5 – электромеханическая.


    [i]

    На берегу залива Стрелок, у пирса эскадренного миноносца «Быстрый», открыт знак памяти Героя России, матроса Алдара Цыденжапова

    Словарь военно-морских жаргонизмов - содержит жаргонные фразы и слова, в той или иной степени используемые моряками военно-морского и торгового флота. Некоторые слова известны, и применяются в быту не только экипажами кораблей, но и людьми никак не связанными с морем. Часть терминов являются устаревшими, но оттого не менее интересны их значения на флоте.

    Словарь

    А

    Моряки после аврала

    Авача - действующий вулкан на Камчатке, а так же название вспомогательного судна ВМФ .

    Барыга – заведующий продуктовой и/или вещевой каптёркой (складом, хранилищем, кладовой).

    Бацилла - 1). малоопытный боцман от которого порой больше вреда чем пользы. 2). санитар или фельдшер из матросов или старшин службы по призыву на корабле.

    Без палева – без провала, скрытно, конспиративно, тайно.

    Белуга – нижнее белье, рубаха, кальсоны.

    Блин (танкерн) - заглушка на манифолд (наверное по созвучию с англ. blind flange).

    Блэкаут - (англ. BLACK OUT) - полное обесточивание теплохода .

    Бобёр – жирный, тупой, неряшливый, мягкотелый, теплолюбивый «маменькин сынок».

    Боевая лайба - военный корабль.

    Боец - матрос, фамилию которого вспомнить не удается, матрос с чужого экипажа, просто матрос.

    Болото - идем по зелёной, штиль.

    Большая приборка - еженедельные Содом и Гоморра на корабле. Средство поддержания чистоты и лоска. Способ выявления матросских шхер. Способ избавить офицера (мичмана) от схода на берег. Подчеркивает превосходство чистоты и порядка над разумом. Заканчивается помывкой личного состава.

    Борзометр - уровень внутреннего самоконтроля. Борзометр сгорел (зашкалил) - предел чьей–либо наглости явно превысил допустимые нормы.

    Боцманенок - матрос из состава боцманской команды.

    БМРТ типа «Пионер Латвии»

    БП - боевая подготовка.

    Бригада - несколько кораблей.

    Броняга, Броненосец, «Бронетёмкин Поносец» - в ДВМП судно усиленного ледового класса.

    БС - боевая служба. То же, что автономка.

    Бублик, он же C-piece (танкерн) - труба для соединения двух манифолдов.

    Букварь - книга вообще и инструкция в частности. (у Конецкого).

    Бумажный Дед - военнослужащий, призванный на 1 год после окончания ВУЗа и отслуживший шесть месяцев службы.

    Буфет - стюард, вестовой. Накрывает на столы, моет тарелки, помогает коку .

    Буффало - буфетчица.

    БЧ - боевая часть, корабельное подразделение. БЧ делятся на группы.

    Варкуль – «ласковый» удар ладонью по шее.

    Вахта – дежурство.

    Вахта всенощная - разг., шутл. - вахта во время стоянки в порту или на рейде (стояночная вахта) с 00.00 до 8.00 - т.е. всю ночь.

    Вахта - корабельное дежурство.

    Вахтить – дежурить, нести вахту.

    Вводная - неожиданное задание, поручение, командировка или дурацкая ситуация, на которую надо реагировать по–умному. Служебная задача без стандартного решения.

    Вводняк - почти то же, что и «вводная», но в более худшем варианте, совершенно неожиданная. При получении такого «В» обычно следуют непечатные комментарии, душераздирающие пожелания соответствующему командиру (начальнику), а также проговариваются его психологические и служебные характеристики. Тоже - непечатные.

    Великий Пожиратель Кораблей - прозвище мелей Гудвина у юго-восточного побережья Англии.

    Великое переселение народов - допустим, создается такая ситуация: на корабле (достаточно крупном и приличном), выходящем в море с важной миссией, следуют большая группа офицеров высокого штаба, какая–то пресс–группа, ансамбль и т.д. Но корабль, даже большой - это не круизный лайнер , на нём может жить только минимально необходимое количество обслуживающего персонала и боевой команды, т.е. экипаж . Да и то в очень спартанских условиях. В таком случае обычно офицеры переселяются в каюты мичманов, мичмана - в кубрики, а матросы и старшины - на боевые посты. На подводных же лодках такое переселение вызывает самое незначительное присутствие «нештатных» офицеров.

    Вертеть дырки (дырку) - разг. обр. - получить награду, орден. Ордена крепятся к форме через дырку, с помощью винта.

    Весло - столовая ложка. Иногда «весло» бывает учебным - корабельные юмористы высверливают в «гребной» части ложки отверстие и рядом пишут индекс - «Учебная».

    Взять за ноздрю - шутл. - взять на буксир .

    Город Владивосток - Владик

    Винные параллели (или широты) - шутл. - полоса (пояс) тропиков, в которых команды советских рыболовных судов получали (до 1985 г.) «тропическое» вино (по 300 г в день). Разбавленное водой, хорошо утоляет жажду.

    Вира – вверх.

    Вирать - разг. поднимать вверх или выбирать, тащить к себе, на себя.

    Включить машину времени - забухать.

    Владик - разг. прозв. - Владивосток.

    Влипнуть - попасть в неприятность, вляпаться во что-то, получить наряд на грязную работу, попасть в переделку.

    Вляпаться в переработку - сверхурочные работы при фиксированном овертайме.

    ВМФ - Военно-морской Флот.

    Водолазное белье - шикарные штаны и свитер верблюжьей шерсти.

    Военмор – военный моряк.

    Военная команда - «поступила военная команда...», выражение означает приказание, распоряжение, указание и т.д., которое отличается парадоксальностью поставленных задач, нелогичностью предлагаемых методов исполнения и удивительной неприемлемостью сроков. Вплоть до: «Исполнить вчера». И исполняется...

    Военно-морская грудь - все, что выше колен и ниже подбородка.

    Вонючка - денежная единица Южной Кореи. 1 вонючка = 1.000 Won.

    Вооружить - изготовить для действия. «Вооружить парусное судно» - снабдить необходимым рангоутом и такелажем, установить их на место и привести судно в состояние, годное для плавания. «Вооружить помпу» - приготовить помпу к действию. «Вооружить рей» - оснастить (отакелажить) рей и привязать к нему все необходимые такелажные принадлежности для управления и действия им.

    Учебная ложка - весло

    Ворванщик (Ворванёр) - разг. на языке китобоев конца XIX - начала ХХ вв. - главный гарпунер , в обязанности которого входило также наблюдение за разделкой китов и вытопкой ворвани, китового жира (сала).

    Воробей - птица, которая не водится на Камчатке.

    Ворошиловка - алкогольный напиток из ворованного «шила».

    Враги, механы - механики.

    Втирать – убеждать, доказывать, уговаривать.

    Втюхать, втюхивать – создавать проблемы салагам и молодым, сваливать на них неприятную работу и обязанности.

    Вы - обращение к подчиненному, несущее в себе скрытую угрозу и злой умысел.

    Вымачивать якоря - шутл. - отстаиваться, подолгу стоять на якоре. «Минувшая морозная зима нагромоздила возле Кронштадта сплошное ледяное поле, растопить его апрельское солнце не успело, и судам приходилось теперь вымачивать» на таллиннском рейде якоря, пока ледоколы не проложат дорогу» .

    Выпуклый военно-морской глаз - универсальное мерило для дозирования, определения дистанций, прочности чего–либо, количества и достаточности боевых, химических, взрывчатых средств, лекарственных препаратов и т. д. без необходимых расчётов и измерений. Наиболее вероятно действует по правилу «Лучше больше, чем меньше», чтобы всем и всему хватило. Основан на прежних результатах, полученных собственным эмпирическим путём, это - фактор положительный, вторая версия: когда об этом опыте где–то слышали или что–то видели. Это - опасный вариант! Отсюда происходят предпосылки к авариям и катастрофам, и они же самые с жертвами или без них. Применяется также при разливании спиртного по стаканам - это наименее опасная область применения указанного прибора.

    Вырубиться – мгновенно уснуть, спать крепким сном.

    Вышка - высшее учебное заведение, высшее образование.

    Вялиться – валяться, ничего не делать, праздно отдыхать.

    Г

    Сигнальный мостик - «голубятня»

    Газ - крепкие алкогольные напитки.

    Гайка - 1). Задание, вводная, приказание. Ловить, жевать гайку - отрабатывать выполнение этого приказания.2). Звезда на погоне.

    Галимый (галимая) - пустой, голый, не соответствующий стандартам.

    Галс тренировочный - неудача, что–то не состоялось, усилия были затрачены зря.

    Добро - 1). Разрешение на что-либо. Карт-бланш на все командно-инженерные действия во благо службы. 2). Географическая широта места.

    ДП - 1) Дополнительный паёк. 2) Дополнительные сутки ареста на гауптвахте за особое отличие в деле борьбы с установленными там порядками или за простое возмущение ими перед светлыми очами местных начальников. 3). Знак за ДП - наградной жетон «За дальний поход».

    Драить - (кого-л.) строго выговаривать кому-л. – от «драить палубу, медяшку», в том же значении – «песочить».

    Дробанули - запретили, отменили, загубили личные планы и надежды.

    Дробить - запрещать, от команды о прекращении огня «Дробь!».

    Дубы - накладные элементы, символизирующие дубовые листья и прикрепляемые к козырьку фуражки старших офицеров и адмиралов.

    Дурдом - 1). Искусственное состояние повышенной служебной активности на корабле, в штабе соединения в преддверии какого-то ответственного мероприятия или очередной грядущей проверки. 2). Оценка уровня организации и военного управления в одной отдельно взятой воинской части или на корабле. 3). Обычная оценка морально-психологической обстановки в военном учреждении накануне, во время учений или очередной проверки высоким штабом. 4). Оценка окружающей ситуации со стороны постороннего человека, впервые попавшего в гущу военной службы. Короче - ДУРДОМ!

    Дучка - (от польск. ducza - ямка) - лунка, ямка, углубление, дыра в гальюне, над которой моряк приседает, чтобы справить нужду и подумать, как жить дальше.

    Дым в трубу, дрова в исходное! - закончить мероприятие, занятие, тренировку, учение.

    Е, Ё

    Е...понский городовой - приличное ругательство. Пауза должна быть выдержанна виртуозно.

    Ёпрст! - вполне приличное ругательство. Может употребляться в домашней обстановке и при детях.

    Ж

    Жахнуть – совершить, свершить, сделать единым разом, выпить одним духом, взорвать.

    Желудок - молодой военнослужащий, который ничего еще, кроме как вовремя принимать пищу, не умеет.

    Жидкий доллар - спирт, «шило», какой-либо другой спиртной напиток, применяемый для решения вопроса приобретения чего-то нужного для корабля или в личное пользование. Раньше, особенно в горбачёвский период, эта валюта имела высокую цену и очень широкое хождение.

    Жрать - что-либо непродуктивно, сверх положенных норм расходовать. Например: «Опять мыло закончилось? А вы что его, жрете, что ли?» .

    З

    Забить – быть равнодушным, отказаться, не обращать внимания.

    Загнать, загонять, загнуть - придумать или сказать, предложить что-то необычное, смешное, глупое либо очень умное, творческое, значимое.

    Замполит проводит занятия с личным составом

    Зад в ракушках (печатный, более мягкий вариант выражения) - человек, который много и долго прослужил на кораблях. По аналогии с кораблём, у которого со временем обрастает днище различными ракушками, особенно в южных морях.

    Залёт - нарушение какого-либо официального или неофициального правила, обычая, традиции, правонарушение, наказание за правонарушение.

    Залётчик - (совершивший дисциплинарный проступок получивший соответствующее наказание).

    Зам - серый кардинал, второе лицо на корабле после Командира. Умник, к которому не применяют НСС.

    Замполит – заместитель командира корабля по политической части.

    Запеленговать - обратить внимание, принять в расчёт. Начать даже кое-какие действия, если дело касается красотки или добычи каких-либо благ и удовольствий.

    Зашаpиться, зашхериться – спрятаться, зайти за «шар» или скрыться в тайнике (шхере).

    Зимбабве - страна, где все лучше, чем у нас.

    Зольд - солдат.

    И

    ИДА, Идашка - индивидуальный дыхательный аппарат с водонепроницаемым костюмом. В мешке. Баллоны акваланга, как правило, не «набиты», т.е. без давления внутри. Спастись проблематично.

    Инвентарное имущество - вечные, по мнению «вещевиков», предметы: канадка, меховые штаны к ней, ПШ, бинокль, пистолет Вери (имя изобретателя) сигнальный, койка, сапоги и т.д. Списывается лет через сто, или же во время шторма, с записью в вахтенном журнале: «Во время ремонта якорного устройства в период шторма (волнение моря 8 баллов), был смыт за борт штурман, на котором находились: канадки - 2, штаны меховые - 4, пистолет Вери на груди и бинокль в кармане, 6 комплектов ПШ и 9 комплектов водолазного белья. Якорное устройство отремонтировано, штурман спасен посредством подачи 6 коек с приданной им дополнительной плавучестью, путем привязывания сапог яловых (23 шт.) и укрепленных 30 метрами швартового конца. Всю одежду, что была на нем, штурман сбросил, чтобы удержаться на плаву. Койки, из-за набора воды в плавучесть, затонули вместе с ней» . Подпись, печать, списание.

    Индюк - проверяющий.

    Интеграл - изогнутый особым образом крюк (абгалдырь), предназначенный для извлечения из-за приборов и из «шхер» разных закладок, сделанных личным составом, или для извлечения на свет божий далеко спрятанного мусора.

    Йо хай ды - приличное ругательство.

    Испанский воротник - надетая на голову матроса-барда гитара.

    Исполнить «Цепочку» - уйти домой (от сигнала «Ц» (цепочка), означающего по своду «Вернуться к своему соединению»).

    К

    Каpантин – место, где отбывают первичный срок нахождения призывники (курс молодого бойца) или заболевшие во время эпидемии.

    Казарма - место ночлега личного состава ПЛ, когда лодка не в море.

    Калабаха - матрос плотник. Встречаются калабахи на флоте и по сей день:-).

    Калабашная - мастерская калабахи.

    Каптёрка – кладовка с аттестатами и личными вещами военнослужащих.

    Караси - грязные носки.

    Карась - молодой матрос.

    Кач, качок – занятие спортивными физическими упражнениями до изнеможения.

    Матрос в брюках-клёш

    Кинуть – обмануть, смошенничать.

    Клеша - широченные вниз от колена флотские брюки. Пользуются любовью у годков и патрулей.

    Кнехт - голова боцмана. Поэтому говорят, что на кнехте сидеть нельзя.

    Ковёр, «вызов на ковёр» - разбор ошибок, неприятный разговор у начальника. Это слово, кажется, общего применения, но у моряков имеет более выраженный смысл - стоя на затёртом ковре (или ковролиновом покрытии) в каюте командира, чувствуешь себя неудобно из-за низкого подволока и ещё вынужден пригибать голову, как бы в знак признания вины.
    Коза, КЗ - короткое замыкание.

    Кок - повар на флоте.

    Командир корабля - самый важный и уважаемый на Флоте человек. За глаза зовется кэп или мастер. При прямом обращении: «Товарищ Командир!». Называть по воинскому званию - моветон и махровая армейщина.

    Комбриг - командир бригады.

    Комод - командир отделения. Распространенное сокращение названия должности. Это ещё ничего, из классической маринистики Л. Соболева и С. Колбасьева известно такое название: «ЗамКом по МорДе» - заместитель командующего фронтом (армией) по морским делам (в годы Гражданской войны).

    Комок - форменный камуфляжный костюм.

    Компот - командир полка.

    Конец – любой не металлический трос.

    Контрабас - военнослужащий контрактной службы.

    Корабль - вооруженное судно, в т.ч. подводная лодка.

    Кореш, корефан – друг укоренившейся братской дружбы.

    Король воды, говна и пара - обычно 4 механик, т.к. все это входит в его заведование.

    Косарь - 1000 рублей.

    Косяк, косячить – совершать профессиональные ошибки, неряшливость, недоделка, неправильность.

    Краб - кокарда на головном уборе. Второе значение - рукопожатие.

    Курва - существительное, употребляемое для усиления отрицательной оценки: «К., а не матрос!» .

    Кусок – военнослужащий-специалист по контракту, как правило, прапорщик, мичман .

    Л

    Матросские койки

    Лайба - судно.

    Лариска, Лара - обнаглевшая корабельная крыса.

    Лейтенант - еще не офицер.

    Либидо - приличное ругательство. Например: «Я Вам Либидо-то порву…».

    Личный состав - все военнослужащие. Например, личный состав корабля, бригады, Вооруженных сил. То, без чего служить было бы легко.

    Лобарь – «ласковый» тычок ладонью в лоб или по лбу.

    Лычка – узкая полоска на погонах: 1 лычка – ефрейтор, старший матрос , 2 лычки - младший сержант, старшина 2 статьи , 3 лычки – сержант, старшина 1 статьи , 1 широкая полоса – старший сержант, главный старшина . Лычки – визуальные знаки профессионального и статусного мастерства и старшинства.

    Море на замок (иронич.) - состояние или окончание служебного процесса в данный период. Обычно такое выражение относится к офицерам береговой, штабной службы. Корабль в любом состоянии, как и цех с непрерывным циклом производства, никогда без присмотра не оставишь. Разве только временно, уходя в отпуск или находясь в составе «сходной смены».

    Моряк – любой человек, служивший на гражданском или военно-морском флоте либо посвящённый в моряки во время перехода знаковых мест и географических координат (например, экватора).

    Мотыль - моторист.

    Мудель - производное от пуделя, мудака и миделя. Очень оскорбительное ругательство.

    Мухосранск - город-призрак.

    Н

    Надругательство - обещание неприятностей. Например: «Опять у Вас бардак. Вот подождите, я над Вами надругаюсь…» .

    Напряг - нагрузка, лишения, постоянная тревога, тягостное настроение, стресс, обида, мстительный гнев.

    Народ - ласковое обращение к экипажу.

    Начпо - начальник политотдела. Инженер человеческих душ. Отец родной для Павликов Морозовых.

    Непруха - цепь неудач, невезение в службе.

    Нерпа - ушастый тюлень с усами, внешне похожий на лысого пожилого мужчину.

    Неуставные взаимоотношения - плохие, то же, что годковщина.

    Неуставные (неуставная) - туфли, фуражка, звездочки, краб и т.д., то есть красивые, удобные, хорошие.

    Неуставняк - практика неуставных отношений – «дедовщина» в армии, «годковщина» – в военно-морском флоте.

    Низы - помещения корабля на нижней палубе, а также личный состав, расположенный или работающий в помещениях нижней палубы.

    Нора - каюта.

    НСС - взыскание, неполное служебное соответствие. За ним следует снятие с должности.

    О

    Обвеховаться - подстраховаться, предупредить наступление неприятностей с вероятных направлений. Буквально: обставить себя вехами со всех опасных направлений.

    Обойти с подветренной стороны - 1). Сделать так, чтобы тебя не заметили, не «унюхали». 2). Сдать зачёты условно, по договоренности. 3). Как-то отделаться от грядущей проверки. 3). Уйти от неизбежной неприятности.

    Обрез – любая металлическая ёмкость для жидкости (оцинкованное ведро, таз, кастрюля).

    ОВРа - соединение кораблей охраны водного района, как правило, мелких. Место, куда списывают умников (см. ниже). В ОВРе служат люди героические, но бестолковые. Отличные моряки, закаленные морем, взысканиями и вечной оторванностью от семей. Из ОВРы два пути - или в академию, или в стройбат (см. ниже). Случаются исключения, типа перевода на большой корабль, но они не характерны.

    Опарыш - ленивый матрос.

    Орден - награда, достающаяся, в основном, штабным и береговым офицерам.

    Плавали, знаем! - ироничное восклицание, означающее, что подчинённый или проверяемый применил древнюю, надоевшую всем уловку или оправдание своим промахам, которую когда-то в своё, но уже минувшее время командир или проверяющий сам с равным успехом использовал.

    Плющить – щемить, ущемлять, давить, унижать, но без видимых правонарушений (без палева).

    Побрить – обнадёжить и обмануть, оголить начисто.

    Подгон (подогнать) - подарок (подарить).

    Подорваться - вскочить, встать, отскочить, убежать.

    Подписка - договор о прохождении контрактной службы.

    Покалечиться - помять корпус корабля во время неумелой швартовки.

    Покой долой, ажиотаж - до места! - (насмеш.) авральное выполнение работы, которую можно было давно сделать. Подготовка к прибытию высокой комиссии, не жалея ни сил, ни времени подчинённых.

    Покупатель – офицер, прибывший за молодым пополнением и сопровождающий до воинской части.

    Полмарсос - (насмеш.) политико-моральное состояние. Например, на вопрос: «Как полмарсос?», должен был следовать квалифицированный ответ: «На высидуре!», т.е. на высоком идейном уровне.

    Полста - пятьдесят. Происходит от необходимости исключения ошибочного восприятия на слух чисел 50 и 60 при радиотелефонных переговорах и командах голосом.

    Полудурок - идиот в степени, не дотянувший даже до дурака. Очень опасен как в мирное, так и в военное время. Встречается в любых воинских званиях.

    Пом - помощник командира.

    Помывка - баня, душ для личного состава.

    Попутать – перепутать, ошибиться, обмануться, растеряться, перестать слушаться, обнаглеть.

    Порнография - или, как подвид, военно-морская Порнография 1). Что-то исполненное из рук вон плохо и небрежно, содержание техники, заведования в нарушение существующих правил и традиций морской культуры. 2). Испорченная, перешитая особым образом форма одежды. 3). Наоборот, форма одежды, которую выдали прямо со склада, на пару размеров больше.

    Построить – 1). воспитывать, отчитывать, ругать. 2). показать свое служебное превосходство. «Что ты меня строишь?» Т.е. что придираешься, чего командуешь, не имея на это права.

    Сход - редкий вид поощрения офицерского и мичманского состава, выражающийся в кратковременном свидании с семьей. Происходит по графику. Нарушается начальником с садистским удовольствием. Был бы вообще отменен, если бы не нужда Родины в следующих поколениях корабельных офицеров. Отрыв от служебных обязанностей. Помеха службе.

    Сходная смена - смена офицеров, мичманов и т.д., которые имеют право после окончания этого рабочего дня, а также всех общих мероприятий сойти с корабля до назначенного времени. Это - при условии, что они успешно справились с заданиями командира, старпома, зама и своих командиров боевых частей и получили «добро».

    Счисление - штурманский термин, обозначающий графическое ведение прокладки пути корабля на карте.

    Т

    Флаг Тихоокеанского флота РФ

    Табанить - замедлять процесс. Стремиться «затормозить» прохождение документа, какой-то акции и т.д. Имеется в виду бодрое создание искусственных проблем на пути к прохождению чего-то нового и полезного. Особенно - для вас лично.

    Таска – тоже, что и грусть-тоска, ничегонеделанье, тупое перемещение во времени и пространстве, тащиться, таращиться, тупое наблюдение за окружающими.

    Тащ - товарищ, обращение матроса к старшему. Чтобы не допустить дальнейшего падения субординации, рекомендуется ответ, не меньший по строгости, чем: «Я вам не «тащ!»

    Тащиться – наслаждаться, отдыхать, балдеть, получать удовольствие.

    Тоpмоз – тупой и непонятливый военнослужащий, медленно реагирующий на указания и приказы.

    Торпеда - треугольник из фанеры для растягивания матросских брюк в «клеша» безобразных размеров. Устройство придумано Пупкиным (см. выше). Второе значение - подводный снаряд.

    Травить - давать слабину концу (веревке), рассказывать флотские байки, изрыгать пищу вследствие морской болезни (после водки блюют, во время качки - травят).

    Травля - веселая дружеская беседа, не прерываемая начальством и проходящая в неформальной обстановке. В формальной обстановке является проявлением флотской демократии. Заразна, как чума, бесконечна, как Вселенная. Главное занятие в отсутствие начальства и в обществе женщин. Хороша под рюмку, вместо закуски. С закуской является десертом.

    Три звонка - это переводится, как: «три зеленых гудка в тумане», т.е. сигнал, означающий, что командир сошёл с корабля, означают также, что некоторые его подчинённые могут, без излишнего шума, тоже пристроиться ему в кильватер для решения личных вопросов на берегу. Эти же три звонка, но означающие прибытие командира на корабль, резко повышают бдительность экипажа и уровень имитации бурной деятельности. Для нефлотских читателей: ТРИ ЗВОНКА - это не дань уважения и не почести, это сигнал экипажу, что командир прибыл на корабль и вступил в управление им, при убытии - что в управление кораблём вступил старший помощник, и теперь именно он будет руководить борьбой за живучесть и т.д. в случае чего. Чтобы экипаж, в случае чего, не мучился сомнениями, кому подчиняться.

    Форма одежды №3 и №4

    Три зелёных гудка в тумане - 1) Условный сигнал непонятного значения. 2) Сигнал, условные слова, имеющие второе, истинное значение для ограниченной группы, с целью отделаться от нежелательных элементов.

    Три пакета - ключевая фраза из старого военного анекдота. Поиск оправданий за промахи перед командованием. Первый пакет - в начале службы, валить всё на предшественника, второй - отчаянно каяться в своих собственных грехах, третий - готовиться к убытию к новому месту службы.

    Триндец - окончательный и бесповоротный конец, амба, всё.

    Тройка - форма № 3: фланелевая рубашка, суконные брюки, кожаные ботинки.

    Тропичка - тропическая форма одежды, включающая в себя кепку, куртку и шорты, а также «тапочки с дырочками», т.е. легкие сандалии с множеством отверстий для вентиляции.

    Труба - трубка телефона. Здесь тоже флотский приоритет. Переговорные трубы появились на флоте ещё до телефонов - на кораблях и береговых батареях.

    Тубрики - любая местная валюта, кроме доллара, евро и рубля. Еще чаще местную валюту называют Х*ябриками.

    Ты - дружеское обращение к подчиненному.

    У

    Увольнение – временное освобождение от несения воинской службы, выход за пределы воинской части на отдых.

    Умник - дерзящий военнослужащий. Награждается НССом (см. выше).

    Уроды - оценка начальства подчиненными и подчиненных начальством. Применимо к группе умников.

    Устав – официальный и неофициальный свод воинских законов и правил, всё, что положено по уставу военнослужащим, конституция военной службы и уставных взаимоотношений между всеми военнослужащими.

    Учебка - учебное подразделение (дивизион, экипаж, карантин), в котором призывники получают начальную военную подготовку.

    Ф

    Финик - финансист, офицер или мичман финансовой службы, или исполняющий обязанности внештатного специалиста фин-службы, получающий деньги в кассе и раздающий денежное довольствие на корабле.

    Фитиль – 1) Вставить «фитиль» - в настоящее время это выражение общего применения, означающее нагоняй или взыскание. Но происхождение его изначально флотское. Когда-то давно, во мгле исторических истоков флота, когда ещё не было многофлажных сводов сигналов, флагман, выражающий неудовольствие манёвром корабля эскадры, приказывал поднять «до места» название этого корабля и видимый издалека зажжённый и дымящийся фитиль. Капитану этого корабля все сразу становилось предельно ясно. Выражение «фитиль ещё дымится» означает, что данный начальник ещё находится под впечатлением случившегося, и к нему лучше не соваться со своими проблемами. 2) Корабельный киномеханик, личность популярная и незаменимая на корабле, особенно по выходным дням. Происходило от названия популярного когда-то киножурнала. Позднее, с широким внедрением видеомагнитофонов, социальный статус этой внештатной должности резко упал, так как впихнуть кассету в пасть потрепанного «видика» ума и особых знаний не надо, на это способен и самый последний балбес.

    Фишка (стрём) – место нахождения на стороже, слежение за обстановкой, стояние на стрёме, охрана тайного события, нечто отличительное, значимое, событийное.

    Флагманский мускул - начальник физподготовки и спорта соответствующего соединения.

    Ш

    Швартов - толстая веревка или трос.

    Швартоваться - пристать к пирсу и привязать корабль к нему с помощью швартова.

    Швартовая команда - группа бестолковых матросов, плохо обученная боцманом и помощником и слабо знающих русский язык, путающих «лево» и «право».

    Шхеры (географические) в Турции

    Шелупонь - мелкая рыбешка, дети, молодые матросы, младшие офицеры, корабли соединения ОВРа (см. выше) с мостика крейсера.

    Шеф - кок, повар.

    Шило – спирт. С. Должиков поясняет: «Издавна на флоте спирт носит странное жаргонное название - «шило». Это название - целая история. Когда-то, еще на парусном флоте, водку, по чарке которой непременно наливали матросам перед обедом (кто не пил - тому к жалованью каждый день пятачок добавляли), хранили в кожаных бурдюках. Завязки как-то там особо опечатывались, чтоб было видно, если кто покусится на святое. Так вот самые ушлые матросы наловчились бурдюки прокалывать. Добытое таким образом спиртное называлось «шильным» или «шилом».

    Шкрябка – приспособление, с помощью которого металл перед окраской очищают от ржавчины.

    Шмон - внезапная и тщательная проверка личных вещей военнослужащих.

    Шмотки - вещевой аттестат (см. выше).

    Шнорхель - устройство работы дизеля под водой. Немецкое опасное изобретение в виде трубы с большим поплавком на конце. При большом волнении моря способно набрать столько воды, что ПЛ затонет.

    Шуршать - активно действовать, работать или делать вид, что работаешь.

    Шутка - розыгрыш, закономерным итогом которого, как правило, является обширный инфаркт.

    Шухер - внезапно возникавшая угроза раскрытия чего-либо тайного, скрываемого, спрятанного.

    Шхера – (шв. skär) различные щели, узости, шире – укромные места, где можно хранить различные вещи и даже укрыться для неспешной беседы с товарищем по нелегкой морской службе: «Крепись, браток, наступит время - / Не будет «лычек» и погон, / И где-нибудь в укромной «шхере» / Глушить мы будем самогон» (Должиков С., № 11, 2002, с. 23). Второе значение - извилистый каньон, глубоко врезающийся в сушу в странах Скандинавии.

    Щ

    Щас - ироничное обещание выполнить что-либо.

    Ъ

    Ъ - непременный атрибут настоящей стойкости и мужского начала. Выражается в поведении и взгляде. Чисто морское качество, т.к. только моряком «Ъ» может быть еще и произнесен вслух.

    Ь

    Якоря Холла на постаменте в Кронштадте

    Ь - используется только начпо при задушевной беседе с подчиненными.

    Э

    Э - употребляется только во множественном числе: «Э-э-э» , для выигрыша запаса времени в процессе игры с начальником в «почему - потому» , для мгновенного выдумывания правдоподобной лжи, объясняющей невыполнение чего-либо. Длину паузы надо чувствовать очень тонко и не передержать. Если нет опыта, лучше «Э» не использовать, а подготовить варианты ответов заранее.

    Экватор - 50 дней до приказа об увольнении в запас (ДМБ).

    Ю

    Юга - место отдыха, но не службы.

    Я

    Я - ярко выраженное эго начальника в общении с подчиненными. При употреблении с глаголами «сказал», «приказываю», представляет истину в конечной инстанции. Второе значение - выкрик военнослужащего, невзначай услышавшего свою фамилию из уст командира (начальника).

    Основным боевым назначением корабля является поражение боевым воздействием сил и средств противника.

    Организация корабля строится в соответствии с его боевым предназначением на основе задач, решаемых данным классом (подклассом) кораблей. Организационно-штатная структура корабля устанавливается его штатом.

    Повседневная организация

    Назначением повседневной организации корабля является обеспечение готовности корабля к ведению боевых действий, проведение боевой подготовки и создание условий для нормальной жизнедеятельности экипажа корабля.

    Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь командиру корабля назначаются:

    Старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира корабля,

    Заместители и помощники, определяемые штатом корабля.

    Весь личный состав корабля составляет его экипаж.

    В целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою на кораблях создаются боевые части и службы.

    К боевым частям относятся:

      штурманская - БЧ-1;

      ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) - БЧ-2;

      минно-торпедная - БЧ-3;

      связи - БЧ-4;

      электромеханическая - БЧ-5;

      авиационная - БЧ-6;

      радиотехническая - БЧ-7.

    К службам относятся:

      радиационной, химической и биологической защиты - Сл-Х;

      медицинская - Сл-М;

      снабжения - Сл-С.

    БЧ-1 предназначена для обеспечения навигационной безопасности кораблевождения и боевого маневрирования корабля. Офицеры БЧ-1 ведут прокладку пути корабля, а личный состав (рулевые, штурманские электрики) обслуживают рулевые устройства, навигационные комплексы и др.

    БЧ-2 предназначена для применения ракетного и артиллерийского оружия по морским, воздушным и береговым целям противника. Личный состав БЧ-2 (операторы, комендоры, артиллерийские электрики и др.) обслуживает ракетные и артиллерийские установки, приборы управления стрельбой и др.

    БЧ-З предназначена для применения торпедного, противолодочного, минного, противоминного и противоподводно-диверсионного оружия, средств защиты и акустического подавления, производства подрывных работ. Личный состав БЧ-З (торпедисты, торпедные электрики, минеры и др.) обслуживает комплексы указанных видов оружия и др.

    БЧ-4 предназначена для обеспечения корабля бесперебойной внешней связью с командованием, взаимодействующими кораблями и частями, для приема оповещения и передачи донесений. На БЧ-4 возлагается также организация помех работе средств связи противника. Личный состав БЧ-4 (радиотелеграфисты, сигнальщики, радиомастера и др.) обслуживает средства радио- и радиорелейной связи, проводной и зрительной связи и др.

    БЧ-5 предназначена для обеспечения кораблю заданной скорости хода и маневрирования, производства и распределения всех видов энергии, для обеспечения непотопляемости, взрыво- и пожаробезопасности корабля, живучести технических средств Личный состав БЧ-5 (электрики, мотористы, машинисты, турбинисты и др.) обслуживает корабельную энергетическую установку, средства борьбы за живучесть корабля, корабельные системы и устройства и др.

    БЧ-6 предназначена для обеспечения и обслуживания корабельных летательных аппаратов. Она организуется на противолодочных и авианесущих крейсерах и некоторых других кораблях, где могут базироваться летательные аппараты. Личный состав БЧ-6 обслуживает вертолеты (самолеты) и их системы.

    БЧ-7 предназначена для зрительного и технического наблюдения и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки, обеспечения целеуказания системам управления оружием и средствами радиоэлектронной борьбы, обеспечения ГКП и БЧ-1 данными для выполнения маневров, поиска и разведки, проведения мероприятий по радиоэлектронной борьбе, снижения радиолокационной заметности, применения корабельной авиации. Личный состав БЧ-7 – офицеры управления и специалисты по вычислительной технике, гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных систем. БЧ-7 создается на кораблях 1 ранга и на некоторых проектах кораблей 2 ранга.

    Сл-Х предназначена для обеспечения защиты личного состава от радиоактивных и отравляющих веществ. В этих целях она осуществляет радиационную и химическую разведку, дозиметрический контроль, дезактивацию и дегазацию корабля, аэрозольную (дымовую) маскировку. Технические средства Сл-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозиметрического контроля и др.) обслуживаются специалистами – химиками флота.

    Сл-М предназначена для контроля за состоянием здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи раненым, пораженным и больным, лечения и подготовки их к госпитализации, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия на корабле. Личный состав Сл-М: врачи, фельдшеры, санитары.

    Сл-С предназначена для обеспечения личного состава продуктами питания и снабжения корабля имуществом и материалами по установленным нормам. Личный состав Сл-С: баталеры, коки.

    На отдельных кораблях, в зависимости от их специализации и особенностей конструкции, могут создаваться и другие службы.

    Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля. Во главе боевых частей, дивизионов (групп, батарей) стоят их командиры, а во главе служб - начальники.

    На кораблях 2, 3 и 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более боевыми частями или службами.

    Первичными штатными структурными подразделениями личного состава корабля являются отделения . Их возглавляют командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.

    Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются подразделения, не входящие в состав боевых частей (служб). Данные подразделения находятся в непосредственном подчинении:

      старшего помощника командира корабля (секретная часть и оркестр);

      заместителя командира корабля по воспитательной работе (клуб и типография);

      помощника командира корабля (боцманская команда и команда обслуживания авиационного оборудования).

    Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.

    В целях лучшего использования оружия и технических средств, а также удобства плавания на корабле создаются боевые части и службы, во главе которых стоят их командиры и начальники.

    Боевая часть (служба) – это организационное подразделение корабля, объединяющее одинаковые по назначению и специализации виды оружия или технические средства и обслуживающий их личный состав.

    К боевым частям относятся:

    БЧ-1 – штурманская боевая часть;

    БЧ-2 – ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) боевая часть;

    БЧ-3 – минно-торпедная боевая часть;

    БЧ-4 – боевая часть связи;

    БЧ-5 – электромеханическая боевая часть;

    БЧ-6 – авиационная боевая часть;

    БЧ-7 – радиотехническая боевая часть.

    К службам относятся:

    Сл. Х – служба радиационной, химической и биологической защиты;

    Сл. М – медицинская служба;

    Сл. С – служба снабжения.

    Боевая часть-1 : обеспечивает навигационную безопасность плавания и ведет расчеты

    по боевому маневрированию корабля для боевого использования оружия.

    В БЧ-1 объединяются: рулевые, штурманские электрики, штурманские радиометристы-наблюдатели.

    Боевая часть-2: предназначена для нанесения ракетных (артиллерийских) ударов по кораблю и береговым объектам противника, а также для отражения его ударов с моря, берега и воздуха.

    В БЧ-2 объединяются: ракетчики, комендоры, артиллерийские электрики.

    Боевая часть-3: обеспечивает применение минного, торпедного, трального оружия и производство работ с ним.

    В БЧ-3 объединяются: торпедисты, минеры, торпедные электрики.

    Боевая часть-4: обеспечивает внешнюю и внутреннюю связь корабля (визуально и по радио) с командованием и взаимодействующими кораблями и внутреннюю связь с командными пунктами и боевыми постами корабля.

    В БЧ-4 объединяются: радисты, телефонисты, сигнальщики.

    Боевая часть-5: обеспечивает кораблю заданный ход, живучесть корабля, оружия и технических средств, снабжает всех потребителей электроэнергией.

    В БЧ-5 объединяются: машинисты, трюмные, турбинисты, электрики сильного и слабого тока и другие специалисты.

    Боевая часть-6: обеспечивает наблюдение, поиск и уничтожение подводных лодок противника, а также ведение разведки и прикрытие кораблей с воздуха. Личный состав БЧ-6 обслуживает летательные аппараты корабля (вертолеты, самоле-ты), обеспечивает их полеты и управление ими.

    Боевая часть-7: предназначена для наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдает данные о противнике, необходимые для применения оружия.



    В БЧ-7 (рис. 1.3.1) объединяются: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.

    Радиотехническая служба – предназначена для наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдает данные о противнике, необходимые для применения оружия, данные о навигационной обстановке.

    В СЛ-Р материальную часть обслуживают: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.

    Химическая служба – предназначена для защиты личного состава от радиоактивных и отравляющих веществ. Технические средства СЛ-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозиметрического контроля и др.) обслуживаются специалистами-химиками.

    Медицинская служба – предназначена для сохранения здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи раненым, пораженным и больным. В СЛ-М объединяются: врачи, фельдшеры, санитары.

    Служба снабжения – предназначена для обеспечения личного состава продуктами питания и снабжения подразделений корабля имуществом и материалами по установленным нормам. В СЛ-С объединяются: баталеры, коки, писари и др.

    Порядок ввода боевой организации на корабле. Схемы боевой организации корабля, какая информация размещается на данных схемах? Какая информация излагается в боевых инструкциях? В какой документ сводятся боевые инструкции?

    Боевая организация на корабле вводится при объявлении боевой (учебной) тревоги (см. Прил. 2 КУ ВМФ к ст. 34).

    На боевом корабле всех рангов существует:

    – схема боевой организации корабля;

    – корабельная боевая схема.

    На схеме боевой организации корабля показываются командные пункты и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге .

    На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений корабля.



    В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности старшин контрактной службы, старшин и матросов срочной службы по боевой тревоге, по применению оружия и использованию технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнению воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, по сигналам «Химическая тревога» и «Радиационная опасность», по

    специальной обработке корабля и санитарной обработке личного состава, по оказанию медицинской помощи раненым и пораженным, по плаванию в сложных условиях .

    Боевые инструкции сводятся в Сборник боевых инструкций личного состава корабля, который является приложением к Книге корабельных расписаний.

    Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

    Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

    Глава 760. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Боевая часть связи (БЧ-4). 15.11.1972 года.

    Фотоиллюстрация из архива Юрия Васильевича Казённова (радиотелеграфист БЧ-ч БПК «Свирепый», период службы 16.11.1970 – ноябрь 1973):

    Ранняя весна 1972 года. Экскурсия личного состава БЧ-1 и БЧ-4 в Калининград, в разрушенный Кафедральный собор к могиле Э. Канта.

    Верхний ряд слева-направо: Александр Суворов – рулевой БЧ-1, Юрий Казённов – радиотелеграфист БЧ-4, Иван Крючков – сигнальщик БЧ-4, Борис Аносов – радиотелеграфист БЧ-4; нижний ряд слева-направо: Николай Сурусов – радиотелеграфист БЧ-4, Александр Турко (Владимир Тимошенко?) – к/о сигнальщиков БЧ-4, лейтенант Андрей Степанович Дробот – командир БЧ-4, Александр Червяков – радиотелеграфист БЧ-4, Александр Прибылов – механик ТФ ЗАС, Григорий Булат – ст. матрос, к/о электриков штурманских БЧ-1, Виктор Петченко – радиотелеграфист БЧ-4, Алевтин Клыков – радиотелеграфист БЧ-4.

    В предыдущем:

    Практически со всеми мичманами БЧ-3 автор был знаком, общался по службе и по темам политзанятий, но дружеское общение сложилась только с некоторыми из мичманов-румын – Анатолием Дворским (формально сменил меня на должности комсорга корабля), Владимиром Сечко и Михаилом Любонько, с которым нам довелось вновь организовать «крещение» БПК «Свирепый»…

    Однако в силу естественной связи сигнальщиков-наблюдателей с рулевыми-штурманцами (БЧ-1) и в связи с тем мы «квартировали» в одном кубрике со связистами, автор, конечно, больше дружил с матросами и старшинами боевой части связи (БЧ-4).

    Боевая часть связи (БЧ-4) – это «организационное подразделение экипажа корабля, в ведении которого сосредоточены технические средства связи, предназначенные для обеспечения бесперебойной передачи и поступления информации». Ранее БЧ-4 имела иное название – «боевая часть наблюдения и связи».

    Боевая часть связи (БЧ-4) предназначена для обеспечения корабля бесперебойной внешней связью с командованием, взаимодействующими кораблями и частями, для приёма оповещения и передачи донесений, а также организация помех работе средств связи противника. Личный состав БЧ-4 (радиотелеграфисты, сигнальщики, радиомастера и др.) обслуживает средства радио- и радиорелейной связи, проводной, зрительной и иной связи.

    Лучше всех, профессионально и досконально точно о боевой части связи БПК «Свирепый» поведал в книге «Свирепый» на страже Отечества» её первый командир, капитан 2 ранга в запасе Андрей Степанович Дробот (период службы на БПК «Свирепый» - февраль 1972 – август 1977).

    БПК «Свирепый», как и все корабли проекта 1135 типа «Буревестник», был оснащён самыми современными средствами связи, среди которых были:
    четыре радиопередатчика – КВ диапазона Р-652 «Щука», Р-654 «Окунь» - 2 и СВ диапазона Р-653 «Шквал»;
    девять радиоприёмников – КВ диапазона Р-678 «Брусника» - 5, Р-675 «Оникс» - 1, всеволновые – Р-677 «Вихрь» - 1 и «Волна-К» - 1;
    радиостанции: УКВ диапазона – Р-619 «Графит» - 4, Р-105 – 2, Р-770 «Тритон» - 1, дециметрового диапазона Р-618 – 1;
    радиостанция сигнальщика Р-622 «Кит»;
    станция звукоподводной связи МГ-26;
    спецаппаратура связи – 9 единиц (СЛХ-2, БП-2, ТФ-4, СБД-1);
    аппаратура сверхбыстродействующей связи (СБД) – 2 единицы (Р-062 «Быстрота», Р-758 «Акула»); аппаратура факсимильной связи «Ладога» - 1;
    коммутатор средств связи релейного типа «Дистанция»;
    громкоговорящая корабельная связь «Лиственница»;
    два прожектора зрительной (световой) связи ПМС-45, светосигнальные приборы – МСНП-125 и МСНП-250 (общее количество 4 шт);
    сигнальные и клотиковые огни, комплект сигнальных флагов, сигнальные флажки, фонари и сигнальные ракеты.

    Для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой на БПК «Свирепый» имелись комплекты морских биноклей, а также два бинокулярных перископических визира ВБП-451М, установленных в ходовой рубке корабля слева и справа по борту.

    Эти визиры имели сложное насыщенное светофильтрами, приспособлениями и механизмами устройство, позволяющее наблюдать за обстановкой в любое время суток. Я использовал наши визиры ВБП-451М, чтобы через их окуляры фотографировать корабли «вероятного противника» и однажды мне повезло сфотографировать натовский эсминец, вышедший на учения в прибрежные воды Северного моря, который в нарушение международных договоров СССР и НАТО по Балтийскому морю имел противокорабельное ракетное вооружение…

    БПК «Свирепый» имел 5 боевых постов радиосвязи: приёмный радиоцентр, передающий радиоцентр, пост буквопечатающей телеграфной засекреченной связи, пост телефонной засекреченной связи и трансляционную радиорубку. Кроме этого корабль дооборудовали постом слуховой засекреченной связи и постом радиорелейной связи.

    Один из боевых постов радиосвязи БЧ-4 БПК «Свирепый» находился рядом со штурманской рубкой в помещении ГКП (главного командного пункта) и я часто общался с радистами, которые несли здесь вахту, слушали и записывали данные о погоде, сообщения, просто слушали музыку в минуты затишья. Иногда украдкой мы слушали «вражеские голоса» радио «Свобода» и «Голос Америки», чтобы узнать альтернативные новости…

    Однажды летом 1973 года (после прихода нового пополнения) наш вездесущий замполит, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, обнаружил на столе в радиоцентре забытый кем-то толстый многостраничный блокнот, в котором мелким бисерным и аккуратным почерком были записаны радиочастоты всех «вражеских» радиостанций, вещавших новости и пропаганду против СССР…

    Скандал и «разборки», следствие и «шмон» на корабле из-за этого «шпионского блокнота» были грандиозными. Дмитрий Васильевич Бородавкин очень гордился тем, что сумел «вскрыть вражескую антисоветскую деятельность на боевом корабле». Возможно, поэтому перед первой БС (боевой службой) с корабля был списан замечательный, красивый и сильный матрос немецкого происхождения с необычной фамилией Рис…

    Да, связь на боевом корабле всегда и во все времена была наиважнейшим и секретнейшим делом, потому что: «Тот, кто знает, тот побеждает», «Кто предупреждён, тот вооружён», «Потеря связи – потеря управления», «Без связи и управления нет победы», «Если знаешь, тогда побеждаешь». Вот почему на корабле и в морском боевом походе очень важно получить и передать вовремя сообщение, а также не дать врагу перехватить и расшифровать твоё сообщение, информацию…

    Из всех боевых постов БЧ-4 БПК «Свирепый» мне довелось побывать только на двух – на радиоцентре в ГКП и в трансляционной радиорубке. Другим матросам, мичманам и офицерам, кроме матросов и командира БЧ-4, а также командира корабля, замполита и специалистов СПС вообще за всё время службы нельзя и невозможно было хоть мельком заглянуть на боевые посты боевой части связи (БЧ-4), и это правильно…

    Корабль без связи с командными пунктами, с другими боевыми кораблями, подводными лодками и нашими самолётами в открытом море становится слепым, глухим, немым и… беспомощным. Кораблю без связи и управления остаётся только с честью выполнить своё боевое предназначение, самостоятельно обнаружить врага, вступить с ним в бой, нанести врагу возможно больший ущерб, и исчерпав свои боевые ресурсы, выжить, вернувшись к родному берегу. Так часто было во времена Великой Отечественной войны с моряками-подводниками…

    Корабли проекта 1135 типа «Буревестник» были оснащены несколькими системами связи, обеспечивающими надёжную связь одновременно по нескольким радиоканалам. При этом связь была защищённой от помех и прослушивания, сверхбыстрой или нормальной (в реальном времени). Так что мы никогда ни при каких условиях окружающей среды не оставались без связи, а значит – без управления.

    Правда, не всегда связь бывает понятной, потому что передача сообщений по любым видам и формам связи – это всегда игра «в непонятки» (интерпретация сообщений). Вот классические анекдоты связистов БЧ-4:

    Радисты! Запросите проводку порт Торос, - запрашивает вахтенный офицер.
    - Торос на связи; про водку ничего не знает, пьёт только портвейн! – докладывают радисты.

    Девизы связистов: «Чем громче крикнешь, тем дальше слышно», «Избегай случайной связи», «За связь без брака!».

    Что может быть из-за искажения информации при приёме-передаче сообщений по связи, хорошо иллюстрирует такой случай из боевой практики экипажа БПК «Свирепый»…

    Однажды летом 1973 года при отработке курсовых задач «К-1» и «К-2» на один из боевых постов БЧ-2 ЗРК «Оса-М» поступило по телефону сообщение, из-за которого мы вовремя не сумели выполнять учебную боевую задачу. Мичман, получивший это сообщение по телефону, клялся и божился, что звонили с ГКП, но не представились, а по голосу он не узнал говорившего…

    «Разборки» этого необычного случая были очень серьёзными, тщательными, долгими. Были опрошены практически все прямо или косвенно причастные или возможно (вероятно) причастные к этому телефонному внутрикорабельному сообщению, факт которого подтвердили все матросы и старшины, бывшие с тем несчастным мичманом на боевом посту.

    В результате был издан приказ не только командира корабля, но и командира дивизиона ракетных кораблей, запрещающий впредь говорить по телефону или по ГКС (громкоговорящей связи) без предварительного представления собеседников, а также обязывающий записывать на многоканальный магнитофон все сообщения по внутрикорабельным средствам связи во время учебных и боевых тревог.

    С тех пор каждый из матросов, старшин, мичманов и офицеров БПК «Свирепый» обязательно во время переговоров по средствам связи говорил, например, так: «Это матрос Суворов» или «Слушаю, матрос Суворов» (далее следовало какое-либо сообщение).

    Запись на магнитофон переговоров по внутрикорабельным средствам связи гарантировала точность и справедливость последующих «разборок» или следствия, в случае какого-либо «ЧП». Такая система внутрикорабельных переговоров научила весь экипаж БПК «Свирепый» краткости и чёткости, точности и строгости передачи друг другу информации и сообщений, способствовала повышению воинской дисциплины, обеспечению безопасности корабля и его боевой эффективности.

    Единственный человек на БПК «Свирепый», который во внутрикорабельных телефонных разговорах не представлялся, а сразу говорил, что ему нужно, - это был командир корабля, капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров. Он обычно звонил мне в «ленкаюту» и коротко говорил: «Зайди ко мне» и я всегда сердито сомневался – это командир звонит или кто-то из друзей так шутит…

    Сменивший Д.В. Бородавкина на должности замполита старший лейтенант А.В. Мерзляков тоже пытался звонить мне в ленкаюту и не представляться, но я неизменно спрашивал его по телефону: «Кто звонит?» и если он не отвечал, как было положено по приказу командира корабля, то я вешал телефонную трубку. Александр Васильевич ярился, прибегал сам в «ленкаюту», орал на меня, но я показывал ему приказ и тот, скрипя зубами, вынужден был подчиниться. То, что положено Юпитеру, не положено другим «быкам»…

    Я категорически был сторонником строгости в вопросах обеспечения надёжности и точности связи, потому что все беды в жизни от непонимания, от неправильного толкования сообщений, знаков, информации. Поэтому правильно, когда кораблях ВМФ связь – это закрытая для непосвящённых и не имеющих специального допуска отрасль военной службы.

    Даже в самой БЧ-4 каждый матрос, старшина или мичман имеют право доступа только в свой боевой пост, к своим секретным журналам и документам. Право посещать все боевые посты боевой части связи (БЧ-4) имеют лишь командир корабля и заместитель командира корабля по политической части (и то только в определённых уставом случаях). Остальные общаются со связистами находящимися на своих боевых постах только через специальные окошки в водонепроницаемых и бронированных дверях, которые запираются специальными сложными шифро-замками.

    Из-за закрытости службы и служебной деятельности моряков-связистов их часто называют «чистюлями», намекая на то, что они, как интеллигенты, ничего не делают, кроме как слушают эфир, болтают по микрофонам и как дятлы стучат своими телеграфными ключами или клавишами шифровальных пишущих машинок.

    Единственные связисты БЧ-4, работа которых видна всем, - это сигнальщики, которые, наоборот, пользуются у всех уважением и признанием, потому что они реально, на виду у всех, машут флажками, «стучат» светом, сигналят сигнальными флагами и находятся не в уютных тёплых боевых постах, а снаружи, всегда на своём сигнальном мостике центральной надстройки по бортам корабля.

    На самом деле БЧ-4 БПК «Свирепый» обеспечивала надёжную слуховую телефонную, телеграфную, буквопечатающую и сверхбыстродействующую связь в открытом и засекреченном режиме связь «с берегом» из любой точки Мирового океана во всех диапазонах.

    Приёмный радиоцентр находился в центральной надстройке (ГКП); передающий пост связи – на главной палубе. Переносные радиостанции с автономными источниками питания обеспечивали связь с корабельного катера и шлюпки.

    Средствами физической выдачи сигналов связи были коротковолновые штыревые антенны типа АР-6, АР-10, антенны УКВ и наклонная антенна «Луч», малые и большие сигнальные прожекторы, сигнальные и клотиковые огни, а также комплект сигнальных флагов и флажков.

    Очень надеюсь, что мои друзья-братишки, сигнальцы и радисты, радиотелеграфисты и специалисты СПС дополнят меня и расскажут много интересного о боевой части связи, поделятся подробностями и расскажут байки о связистах и сигнальщиках-наблюдателях.

    Первым командиром БЧ-4 БПК «Свирепый» был лейтенант Андрей Степанович Дробот (февраль 1972 – август 1977), автор-составитель книги «Свирепый» на страже Отечества».

    Первым старшиной радиотелеграфной команды БЧ-4 был мичман Владимир Николаевич Сергеев (сентябрь 1972 – август 1977). Он ещё раз вернётся в экипаж БПК «Свирепый» в период ноябрь 1981 – февраль 1982.

    Практически весь личный состав матросов и старшин БЧ-4 БПК «Свирепый» периода 1972-1974 годов был моими друзьями на службе –

    Сигнальщики-наблюдатели:

    КРЮЧКОВ Иван Михайлович ст. сигнальщик 19.05.71-08.05.74
    ТИМОШЕНКО Владимир Григорьевич к/о сигнальщиков 19.05.71
    МАХОВИК Валерий Петрович сигнальщик 06.11.71-12.11.74
    СЛЮСАРЕНКО Владимир Фёдорович к/о сигнальщиков 14.11.71-12.11.74
    ИСАЕНКОВ Виталий Николаевич сигнальщик 11.05.72-02.06.75
    ОПАРИН Юрий Витальевич к/о сигнальщиков 13.05.72-11.06.75
    ПАНЬКОВ Вячеслав Георгиевич сигнальщик 09.05.72-3.11.74
    СВИРСКИЙ Игорь Павлович сигнальщик 07.05.72
    ПОДКАЛНС Карлис Эрнестович сигнальщик 12.05.73-28.12.74
    ЯКОВЛЕВ Сергей Евгеньевич сигнальщик 08.05.73-05.01.74

    Радиотелеграфисты:

    КЛЫКОВ Алевтин Викторович ст. радиотелеграфист 15.05.70
    КОНЯШИН Николай Николаевич ст. радиотелеграфист 15.05.70
    ПЕТЧЕНКО Виктор Григорьевич ст. радиотелеграфист 15.05.70
    СКИБА Валерий Павлович к/о радиотелеграфистов 14.05.70
    СУРУСОВ Николай Петрович радиотелеграфист 16.05.70
    АНОСОВ Борис Алексеевич радиотелеграфист 16.11.70
    КАЗЕННОВ Юрий Васильевич радиотелеграфист 16.11.70
    ЧЕРВЯКОВ Александр Николаевич радиотелеграфист 19.11.70
    МУСАТЕНКО Алексей Алексеевич к/о р/телеграфистов 01.11.71-12.11.74
    МИХАЙЛЕНКО М.И. Ст-на к-ды р/телеграф. 22.02.72 - осень-72
    БАВИН Александр Викторович радиотелеграфист 13.05.72-05.05.75
    БИГУН Александр Васильевич радиотелеграфист 06.05.72-02.06.75
    ДОЛГИН Виктор Георгиевич радиотелеграфист 09.05.72-9.02.74
    ДОЧКИН Владимир Яковлевич ст. р/телеграфист 10.05.72-06.05.75
    НОСОВ Виктор Иванович радиотелеграфист 05.11.72-13.11.75
    ПЛАТОНОВ Вячеслав Владимирович радиотелеграфист 14.11.72-10.11.75
    ПРОХОРОВ Евгений Геннадьевич радиотелеграфист 13.11.72-03.11.75
    СМИРНОВ Владимир Николаевич к/о радиотелеграфистов 08.11.72-03.11.75
    БАРДА Сергей Сергеевич Радиотелеграфист 12.05.73-12.05.76
    КОЧЕТОВ Виталий Васильевич ст. радиотелеграфист 04.05.73-12.05.76
    ОСИПОВ Виктор Владимирович к/о радиотелеграфистов 04.05.73-03.05.76
    ПРОКАЕВ Владимир Михайлович радиотелеграфист 08.05.73-12.11.75

    Радиомеханики:

    БРУСОВ Валерий Павлович ст. радиомеханик 04.05.70
    МАЛЬЧЕНКОВ Николай Иванович ст. радиомеханик 09.11.70
    АРЕСТОВ Анатолий Николаевич радиомеханик 15.05.71-23.03.74
    ПУДОВКИН Виктор Геннадьевич радиомеханик 05.11.71-11.07.74
    СОЛОВЬЯНОВ Василий Андреевич радиомеханик 05.05.72-15.02.74
    ШАЙХРАЗИВ Фаворис Латфрохманович радиомеханик 09.05.72
    ЩЕРБАК Юрий Васильевич к/о радиомехаников 10.05.72-28.12.74

    Специалисты ЗАС:

    МОРОЗОВ Николай Николаевич к/о механиков БП ЗАС 19.11.70
    ПАРИНОВ Александр Васильевич ст. механик ТФ ЗАС 16.11.70
    ПРИБЫЛОВ Александр Иванович к/о механиков ТФ ЗАС 14.11.70
    ДОНИЧ Иван Саввович к/о механиков БП ЗАС 13.05.71-08.05.74
    ИСОДА Альгердас Иозо к/о механиков ТФ ЗАС 14.05.71-03.05.74
    МИХАЛКЕВИЧ Виктор Георгиевич к/о мех. ТФ ЗАС 14.05.72-10.06.75
    ШИБАНОВ Владимир Александрович к/о мех. БП ЗАС 12.05.72-10.06.75
    ЮСОВ Сергей Валентинович механик БП ЗАС 10.05.72