• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    03.07.2016

    Сейчас немногие знают, что вошедшее в 1985 году в состав Москвы Косино в дореволюционные годы было известным местом паломничества. В день празднования Моденской (Косинской) иконе Богородицы вспомним об этом уголке православной России, на протяжении столетий принимавшем верующих, которые приходили поклониться его святыням, получить благодать или исцелиться, искупавшись в водах Святого озера.

    Согласно преданию, это озеро появилось еще до основания Москвы. Около 900 лет назад жестокий Вукол, участник междоусобных войн, встретил в этих местах священника, удалившегося от кровавых распрей. Под влиянием старца Вукол раскаялся в грехах и полностью изменил свою жизнь. Он поселился на месте современного Кремля и неустанно молился за грешников и о спасении своей родины. Однажды в видении ему была открыта судьба Москвы на много веков вперед: Вукол узнал о великих и трагических событиях, ожидавших город вплоть до ухода наполеоновских войск. Неведомый голос сказал ему, что она станет сердцем Руси и Сама Богородица возьмет ее под Свой покров, что Господь будет спасать город, пока не иссякнет в его жителях вера. Вукол рассказал обо всем этом наставнику-старцу, и они стали вместе молиться за Москву и всю русскую землю.

    Вскоре в созданном старцем храме Девы Марии они услышали херувимскую песнь и увидели Богородицу. Посчитав себя недостойным Ее лицезреть, Вукол вышел из храма, и тогда тот стал торжественно опускаться под землю, унося с собой праведного старца и его молитвы. В то же время на этом месте образовалось круглое озеро с хрустальной водой, названное за явленную Божию милость Святым.

    Современными учеными установлено, что озеро имеет карстовое происхождение, то есть возникло в результате провала грунта, а его вода целебна. Святое озеро очень глубокое, и на его дне обнаруживают массивные древесные стволы. В XIX веке жители Косино говорили, что когда во дворе тихо и озеро спокойно, над волнами слышно, как внизу раздается церковное пение. Когда-то на этом озере была обретена житийная икона с поясным изображением Николая Чудотворца, ставшая почитаемой. Есть сведения, что после Куликовской битвы русские воины омывали раны водами Святого озера. Вероятно, в XVII столетии паломничество сюда стало массовым – на дне озера находили много серебряных копеек времен царя Михаила Федоровича и медных монет, отчеканенных при царе Алексее Михайловиче.

    Наиболее раннее упоминание о Косино в исторических источниках относится к началу XV века: в духовной грамоте (завещании) князя Владимира Андреевича Серпуховского, командовавшего засадным полком во время Куликовской битвы, оно называется селом с тремя озерами (Святое, Белое и Черное озеро расположены поблизости друг от друга). Первое сведение о местном храме датируется 1617 годом, когда царь Михаил Романов передал эти земли В.Г. Телепневу, в роду которого они находились почти 200 лет. Затем в писцовых книгах встречается его название – храм во имя святителя Николая Чудотворца.


    Широкую известность Косино приобрело благодаря неоднократно бывавшему здесь Петру I. У северной стены храма долгое время хранился изящный стул, на котором он сидел, приезжая сюда. Случилось так, что юный Петр посчитал Белое озеро пригодным для плавания на судах. Напоминанием об этом много лет служила построенные недалеко от дома и сада Телепневых пристань и верфь. Позже он передумал, и в 1692 году около сотни кораблей спустил на воды Плещеева озера в Переславле-Залесском. Однако Косино Петр I не забыл и в 1717-м подарил храму икону, привезенную его соратником графом Б.П. Шереметевым из путешествия в 1695-1697 гг. по Италии. Считается, что эту икону критской иконописной школы он приобрел в подарок Петру, находясь в городе Модене. В Косино образ с изображением стоящей Богородицы с Младенцем Иисусом, указывающих направо, прославилась как чудотворная. Так, например, в 1808 году исцелилась не ходившая от сильной боли в ногах девушка. Ей во сне явилась Богородица и сказала молиться перед Своей иконой в Косино и искупаться в Святом озере. Выполнив это, девушка выздоровела и пожертвовала на образ медную вызолоченную ризу.

    Мирную жизнь гостеприимного села нарушило вторжение наполеоновской армии. Никольский храм был разграблен, местных жителей грабили вражеские солдаты. После войны храм даже собирались упразднить как малоприходный. К счастью, нашелся человек, принявший на себя заботы по возрождению села – это был почетный гражданин Москвы родом из Гороховца, купец 1-й гильдии Дмитрий Александрович Лухманов. Благодаря ему на Белом озере был построен храм Успения Пресвятой Богородицы (1823 г.), каменная колокольня вместо деревянной, а под ней – теплый храм Николая Чудотворца (1826 г.). Вокруг возвели каменную ограду с пятью башнями-бойницами и двумя воротами.

    После смерти Д.А. Лухманова местные крестьяне добились освобождения от крепостной зависимости. Усадьбу и озера государство сохранило за собой и начало сдавать в аренду. В благодарность Богу за свое освобождение крестьяне посадили по дороге от храма до Святого озера тополиную алею и в 1861 году построили новую деревянную часовню на озере вместо обветшавшей. В следующем году Никольский храм под колокольней расширили, установили в нем резной вызолоченный иконостас и украсили настенными росписями. Священником Иоанном Цветковым тогда же была открыта церковно-приходская школа.


    До появления железнодорожной станции Косино покрывал сосновый лес, по которому перед праздниками почти непрерывной цепью от Рогожской заставы Москвы шли богомольцы. Пройдя через арку с крестом и иконой и тополиную аллею, они встречали другую арку с надписью «Святое озеро», а затем по деревянному мосту с перилами над трясиной шли до площадки на середине водоема. Там их встречала большая часовня со списком Косинской (Моденской) иконы Божьей Матери, списком почитаемой иконы святителя Николая Чудотворца, двумя купелями для мужчин и двумя – для женщин. Там же была устроена иордань, в которой паломники могли набрать воды для питья. Все посещающие Святое озеро считали своим долгом окунуться в его воды. С ранней весны до поздней осени там было многолюдно. По традиции в купели оставляли монеты и личные вещи – сорочки, повойники, одеваемые женщинами под платок и пр.

    В праздничный день все улицы выметались, верующие шли на литургию, а затем окунались в озеро. Позже служили молебен с водосвятием и по народной традиции заряжали пушки оставленными в купальнях вещами. После чаепития и вечерней службы некоторые уезжали, а оставшиеся водили хороводы и плясали под гармонику, которая слышалась отовсюду. Вечером делалось еще несколько выстрелов, и иногда был фейерверк.

    Паломники увозили с собой масло из лампады перед чудотворным образом – до нашего времени сохранился флакон с изображением Косинской иконы Божьей Матери с одной стороны и Николая Чудотворца – с другой. Кто-то брал на память букеты местных трав. Известно, например, что в кабинете Патриарха Пимена (Извекова) стояли засушенные ветки и травы с берега Святого озера.

    Разорение храмов в Косино началось в 1920 году, когда были изъяты оклады двух самых почитаемых икон. Перед Великой Отечественной войной с куполов сбросили кресты, затем закрыли храмы и изъяли иконы. Так бесследно исчезла обретенная здесь икона святителя Николая Чудотворца.

    Не уцелели постройки на Святом озере и тополиная аллея. В 1947 году произошло большое несчастье: поселившиеся в деревянном Никольском храме сторожа так раскалили печку-времянку, что он загорелся; спасти его не удалось.

    Много утрат пришлось пережить этому месту, прежде чем храмы были возвращены верующим. В 1976 году Косинскую (Моденскую) икону местные жительницы опознали в одной из икон музея имени Андрея Рублева. Всю войну она провела в Музее истории религий и атеизма в Казанском соборе Ленинграда, а после вернулась в Москву. Удивительным образом летом 1989 года восемнадцатилетний Александр на рельсах железнодорожной станции «Кутум» в Астрахани нашел кулон с изображением Косинской иконы Божией Матери. Через некоторое время ему приснился сон, в котором Богородица сказала, что пока Ее икона находится в заточении, но будет возвращена на свое место, а на Святом озере построят часовню и купальни, восстановят две угловые башни-бойницы, что будет исцелять масло, взятое из лампады перед Ее иконой.


    В 1986 году на месте сгоревшего храма Николая Чудотворца была выстроена деревянная церковь в древнерусском стиле. В 1993-м ее освятили во имя неоднократно бывавшего в Косино патриарха Тихона – любящего, сострадательного, твердого в вопросах веры главы Русской Церкви в жестокие и мятежные годы послереволюционного безвременья.

    В 1990 году в Косино возобновились богослужения. На следующий год 2 июля, накануне празднования в честь Косинской (Моденской) иконы, состоялось ее торжественное возвращение. Много сделал для возрождения этого святого места протоиерей Михаил Фарковец. Его трудами открыта церковно-приходская общеобразовательная одиннадцатилетняя школа и школа трезвения, в бывшей насосной станции на берегу Святого озера начали устроение часовни. Уже после его смерти это здание превратилось в храм, освященный в 2011 году в честь чудотворного образа Божией Матери «Живоносный Источник».


    Теперь каждый год 3 июля в Косино совершается крестный ход на Святое озеро, водоосвящение на лодке, а затем – погружение верующих в воды озера.

    2 декабря 1999 года освящена построенная вблизи Успенской церкви водосвятная часовня во имя святителя Филарета, митрополита Московского, который в вое время благословил затеянное Д.А. Лухмановым строительство и наблюдал за ходом работ. Около входа в 2007 году построена часовня святых новомучеников – подвижников косинских храмов Евгения (Васильева), Алексия (Смирнова), Иоанна (Смирнова), Николая Гусева. Прихрамовая территория благоустроена, подрастают посаженные сосны, установлен поклонный крест, ограда восстановлена и украшена мозаиками с изображением святых.


    Радостно видеть, как возрождается это прекрасное место, и верится, что здесь никогда более не прервутся молитвы множества паломников и местных жителей.

    Дарья АКУЛОВА

    Косинское Трехозерье - хорошо известный лимнологам всего мира комплекс ледниковых водоемов Подмосковья.
    Достаточно сказать, что в Университете штата Висконсин (США) лекции по лимнологии (озероведению) читаются по трудам Косинской биологической станции, большая библиография по изучению Косинских озер имеется в Берлине, Хельсинки, Стокгольме. В справочниках о воде на планете, изданных в Вашингтоне и Лондоне, можно найти сведения об озерах в Косине.
    Бессменный президент Международного объединения лимнологов, профессор Лундского университета (Швеция) Э. Неуманн, основатель региональной лимнологии (1921 г.), считал за честь опубликовать свой главный фундаментальный труд: "Цели и основные проблемы региональной лимнологии" в Трудах Косинской биологической станции (вып.б, 1927 г.).

    Трехозерье - комплекс озер Белого, Черного и Святого.

    Трехозерье расположено на площади всего 65 га, но озера отличаются друг от друга по целому ряду характеристик. Этот комплекс до самого последнего времени (70-80-е годы) формально имел охранную зону во всех официальных документах.
    Белое озеро - самое крупное. Его глубина достигает 13,5 м. Форму его ложа сравнивают с воронкой. Озеро имеет прекрасно изученную лимнологами историю, состоящую из 6-ти стадий, каждая из которых соответствует определенному климатическому периоду голоцена (Голоцен (от греч. поюз - весь и катоз - новый) (послеледниковая эпоха), современная геол. эпоха, составляющий последний, незакончившийся отрезок четвертичного (антропогенного) периода геологической истории и соответствующей ей отложения. Начало Голоцена совпадает с окончанием последнего материкового оледенения Северной Европой. ). Это евтрофный водоем, содержащий много растворенных и взвешенных органических веществ. Дно сложено илами. В придонных слоях воды присутствует сероводород, токсичный для обитателей озера. Берега обсажены деревьями; вокруг озера находятся частные дома. На восточном берегу стоит церковь.
    Черное озеро соединено с Белым узким каналом. Современный облик этого водоема обусловлен интенсивной добычей торфа (40-50-е годы) по его берегам, благодаря чему озеро сильно раздвинуло свои границы (до 1940-х годов оно было самым маленьким из всех Ко-синских озер). Этот водоем прошел в своем развитии 5 стадий. На его дне обнаружены большие запасы сапропеля - очень ценного вещества, залегающего двумя слоями. Верхний слой может использоваться курортологически, нижний - весьма полезен в сельском хозяйстве как удобрение. В северной части озера сохранились остатки низинного болота с очень своеобразной флорой и фауной, не имеющей аналогов далеко в окрестностях Косина. Там можно видеть красиво цветущий белокрыльник болотный (Calla palustris L.) и другие растения, быстро исчезающие в Подмосковье.
    У края болота бьет родник, с чистейшей водой. К нему приходят не только местные жители, но и люди издалека.
    Святое озеро имеет исключительное историческое и бальнеологическое значение. Оно располагается в восточном крае Косина. По форме оно круглое, напоминает блюдце. По химическим свойствам вода Святого озера резко отличается от воды других Косинских озер: она содержит очень мало органики (т.н. дистрофный тип). Озеро окружено полосой болот, т.е. кругом на 200 -250 м трясина, на которой росли малорослые деревья. На болоте было очень много крупной клюквы, но собирать ее боялись, трясина таила в себе постоянную опасность провалиться и утонуть. Дно озера покрыто толстым слоем ила, тем не менее, оно имело особенность - никогда не цвело! Вода в нем постоянно была холодная, чистая, очень прозрачная и хороша на вкус.
    Вода Святого озера целебна: донный ил содержит йод, серебро, бром. Крестьяне в старину лечили ревматизм и различные кожные заболевания, натираясь илом и обливаясь озерной водой.
    В настоящее время ученые показали, что вода Святого озера действительно целебна, обладает особыми физико-химическими свойствами, определяемыми низкой температурой и особым биоценозом. Эти свойства воды способствуют удалению из организма шлаков, образовавшихся в результате радиоактивного облучения человека или выхода его в открытый космос. Лечебными свойствами обладают и грязи, содержащие большое количество голубой глины. Не случайно в 1928 г. в конце периода НЭПа, японцы предлагали организовать на этом озере лечебницу. А в настоящее время знаменитый В.И. Дикуль был готов построить на Святом озере лечебно-оздоровительный филиал своего Московского центра.
    Ихтиофауна озер представлена большим разнообразием видов (порядка двадцати), причем в достаточном количестве в них водились промысловые рыбы (щука, судак, окунь, лещ, карп и т.д.).
    Нельзя не сказать о легенде, связанной с происхождением Святого озера (см. ниже) в результате провала церкви. Действительно, совершенно круглая форма водоема говорит о его карстовом происхождении. В двух километрах от озера, около деревни Кожухово, имеется очень небольшой и мелкий прудик, флористические характеристики которого те же, что и озера Святого. Кроме того, в нем имеется огромный по глубине слой торфа, который уже долгое время (с начала 20-х годов) использовался местным совхозом для приготовления питательных почв для теплиц. Создается впечатление, что озеро, которое было когда-то в Кожухове, в одночасье (максимум за сутки) переместилось по закону сообщающихся сосудов из одного ложа в другое (такие случаи описаны в литературе).
    Доказательством служит наличие огромных пустот в глубине вокруг водоема. Строительство около озера в 30-х годах XIX века церковного комплекса показало их наличие: когда в землю вбивали столбы, они пробивали верхний слой земли и попадали в пустоту, а потом их можно было забивать в следующий слой. Это, безусловно, карстовые пустоты, так как карст, плывун, значительно распространен в Восточном Подмосковье.

    Легенда о Святом озере.

    Как повествует древняя легенда: давным-давно стояла на этом месте церковь, со всех сторон окруженная лесом. Церковь ту построил некий отшельник. Однажды проходил мимо удалой витязь Букал, отставший от княжеского войска из-за жестокого недуга. Отшельник принял Букала и вылечил его не только от болезни телесной, но и от болезни духовной - был тот витязь безжалостен и своеволен, забыл он Бога. Теперь же, возблагодарив своего наставника за духовное врачевание, отправился Букал восвояси и поселился на берегу реки, которую мы зовем теперь Москвою. Города там ещё не было - только болота и леса с диким зверьем. Много думал Букал о судьбе своего народа, гибнущего в междоусобицах, много размышлял он о столице Руси - славном Киеве и молился, молился, молился... Не устоять Киеву, а как же быть родной земле без стольного града?
    И вот однажды было ему видение: огромный город раскинулся перед ним: на месте лесов сияют купола церквей, громоздятся каменные дома, зубчатые стены протянулись, с бойницами башни. Наполнилось радостью сердце Букала, но открылись в видении и все беды и несчастья грядущей столицы, бунты и разорения, а закончилось видение панорамой великого пожара, предрекавшего 1812 год.
    В тревоге пошел Букал в Косино к наставнику, поведал ему о случившемся. "Помолимся вместе, сын мой, дерзновенно Господу Богу - ответствовал старец. И когда молились они в церкви, было Букалу новое видение: явилась Царица Небесная и хор ангелов с Ней.
    Недостойным счел себя Букал присутствовать при сем и вышел из церкви. Только вышел, как вдруг земля потряслась, и церковь торжественно, тихо и плавно, при пении чудном невидимого хора, начала опускаться и вскоре скрылась совсем под землей... И тут же то место залила хрустальная волна. Чудесно явившееся озеро назвал народ православный "Святым".
    По преданию, уже позже появилась на Святом озере икона Святителя Николая, и с тех пор потянулись в Косино богомольцы со всех уголков нашего Отечества. Вода в озере считалась святой и целебной. Здесь залечивали раны еще воины Дмитрия Донского. Приходили сюда за исцелением ходоки из разных мест России.
    Вода Святого озера распространялась церковью в особых сосудах (бутыльках) как стеклянных, так и хрустальных с изображением на них (с помощью HF) святых.
    В трех километрах на восток от Святого озера в тыловом шве речки Рудневки расположена довольно протяженная зона выхода подземных вод, которая проходит параллельно одной из улиц деревни Кожухово. По мнению специалистов Московской Гидрогеологической Академии, дважды обследовавших это место в 1998 и 2001 г., это означает, что практически в любом месте, вскрывая берег, можно обустроить родник. До подключения деревни к водопроводной сети население пользовалось водой исключительно из родников и колодцев, Следует отметить, что деревня Кожухово стоит на археологической подоснове VII века. Она до сих пор сохранила традиции крестьянской общины. К настоящему времени в этой зоне восстановлен один из родников. Этот родник оказался единственным в Восточном Административном округе г Москвы и вошел под № 64 в «Постановление о сохранении, обустройстве и использовании природных Родников на территории г. Москвы" № 339 от 30 мая 2000 г.

    История научных исследований на Косинских озерах.

    В последней четверти XIX века группа профессоров Московского Университета во главе с И.П.Бородиным и Г.А.Кожевниковым занялась, прежде всего, изучением ненарушенной природы Московской губернии. В это время русские ученые проявили значительный интерес к пресным водоемам и к их обитателям. Закладывались основы новой области знания, названной в начале нашего столетия гидробиологией. Для этого они создавали плавучие станции и путешествовали по мелким рекам и озерам данного региона. Первоначально исследования проводились на баржах Русского общества акклиматизации животных и растений с целью изучения флоры и фауны среднерусских и, в первую очередь, подмосковных водоемов. Специально созданная для этого комиссия шла двумя путями:
    - экскурсионное обследование подмосковных озер и прудов;
    - обследование с помощью передвижных станций.
    В 1888 году одна из этих станций занималась Косинскими озерами, а в следующем году - Царицынскими прудами. В 1890 году она переместилась на озеро Глубокое. В ходе работ передвижных станций возникло много технических трудностей, и поэтому появилась потребность в стационарах. Успешное проведение на озере Глубоком намеченных работ предопределило выбор этого водоема в качестве главной базы - биологической станции под Звенигородом.
    Вторым объектом было "Косинское Трехозерье". Здесь Г.А. Кожевников (1866-1933), будучи профессором зоологии и директором зоологического музея Московского Университета, организовал в 1908 году второй стационар - Косинскую биологическую станцию. Задачей биостанции было изучение гидробиологии Косинских озер и всей связанной с ними водной системы Восточного Подмосковья, а, главное, углубленное изучение Косинского региона с целью его сохранения для потомков, как памятника природы.
    В те годы работы носили, прежде всего, общепознавательный характер и проводились биологами широкого профиля. Обширные исследования развернулись здесь начиная с 1910-1912 годов, которые включали также режимные наблюдения на озере Белом.
    Усилиями Кожевникова в 1923 году Косино становится территорией Косинского Государственного заповедника, который стал упоминаться в одном ряду с пятью первыми заповедниками страны: Астраханским, Кавказским, Крымским, Пензенским, Ильменским.
    В своей статье "Значение Косинского заповедника", напечатанной в "Трудах Косинской биостанции" (вып.2, 1925 г.) профессор Г.А. Кожевников писал: "В Косинском заповеднике некоторые участки являются частично заповедными, и на них разрешается выпас скота и скашивание травы. Эти участки следующие: болота, расположенные между Белым и Черным озерами; хвойный лес, расположенный вокруг Святого озера (не на сфагновом болоте); и часть вырубки, прилегающей к болоту Святого озера с одной стороны, и к пахотной земле - с другой. Вполне заповедными являются все три озера, торфяное болото вокруг Святого озера в пределах неболотистого твердого берега, торфяное болото вокруг Черного озера с примыкающим к нему мелколесьем шириной 50 сажень и трехсаженная полоса твердого берега вокруг Белого озера. Как видно, границы заповедника узки до последней степени, и соблюдать неприкосновенность и неизменяемость такого маленького района весьма легко, и не представляет никаких стеснений для местного населения, тем более, что, идя навстречу его интересам, для него сделаны важные исключения из общих правил о заповедности, а именно: гражданам села Косина разрешается иметь лодки на Белом и Святом озерах в количестве, установленном по согласованию с администрацией заповедника и сельсоветом, а также разрешается ловить рыбу удочкой и раков рачницами, и поить скот на Белом озере".
    В 1923 году была заложена Центральная торфо-опытная станция (ЦТОС) - координационный центр по исследованию и разработке торфа в Восточном Подмосковье. С 1923 года Косинскую биостанцию фактически возглавил Л.Л.Россолимо - основатель Советской научной лимнологической школы. Он хорошо известен мировой научной общественности как специалист по очистке Женевского озера.
    Г.А. Кожевников же одновременно возглавлял Всероссийское общество охраны природы, руководил деятельностью Косинского Государственного заповедника, был главным редактором «Трудов Косинской биостанции", выходивших на двух языках - русском и немецком, и многие годы был директором зоологического музея на биологическом факультете МГУ.
    Л.Л. Россолимо расширил исследования озер, включив в них гидрологические и гидрохимические наблюдения. В своей книге «Изменения лимнических систем под воздействием антропогенного фактора" он писал, что исследования сотрудников станции дают возможность установить последующие изменения состояния этого озера, характеризовавшегося в начале наблюдения хорошо выраженной евтрофией, обильным развитием фитопланктона (цветение) и эпизодическими зимними заморами рыбы». Здесь речь идет об озере Белом, рассматриваемом с позиций разработанного Л.Л.Россолимо балансового принципа изучения лимнических систем, согласно которому "основное внимание направлялось на получение количественных функциональных характеристик водных организмов и их популяций, нужных для понимания их участия в процессах круговорота (баланса) веществ и энергии в озере."
    В соответствии с этим принципом выяснялось значение каждого изучаемого явления для озера в целом. Углубленно исследовались водоросли, гидрофиты, зоопланктон и бентос, различные виды рыб, энтомофауна и т.д. Многие выполненные здесь исследования получили впоследствии широкую известность, например, С.И.Кузнецова о роли микроорганизмов в биотическом круговороте веществ в озере, Л.Л. Россолимо по кислородному и термическому режиму озер и др. Здесь также разрабатывались научные основы заповедного дела.
    Со дня своего основания Косинская станция была тесно связана с биостанцией на озере Глубоком, а в начале 30-х годов обе станции перешли в ведение Гидрометеорологического комитета СССР и были объединены в одно учреждение, выпускающее "Труды лимнологической станции в Косине". Л.Л.Россолимо писал: "Объединение двух станций позволило придать работам сравнительный характер. Одновременно с Глубоким озером по той же программе исследовалось Белое озеро в Косине. Сравнение этих двух водоемов представляло большой интерес, т.к. они относятся к разным типам".
    В 1924 году была организована кафедра гидробиологии в Московском Университете, и Косинская гидробиологическая станция стала базой для летней практики студентов. В том же году вышел первый том "Трудов Косинской биологической станции Московского общества испытателей природы".
    Косинская биостанция с 1924 года ежегодно печатала свои труды на русском и немецком языках и была важным центром исследований ученых, занятых уже тогда природоохранной деятельностью, во главе которой в нашей стране стоял Г.А. Кожевников. С 1931 года Косинская биостанция стала Центральной лимнологической станцией в СССР и имела колоссальные связи по всему миру (На станции была большая карта мира, указывающая эти связи. В настоящий момент - утеряна). На станции работали многие ведущие советские ученые. Среди них один из крупных микробиологов С.И.Кузнецов, усилиями которого Косинские озера были включены в мировые справочники. На станции постоянно действовали семинары, в которых участвовали не только отечественные, но и иностранные ученые. В 1929 году в Москве проходил Международный лимнологический конгресс, который открывал А.В.Луначарский, а секционные заседания проходили в Косине.
    После скоропостижной смерти Г.А.Кожевникова в 1933 году на Первом съезде по охране природы, природоохранная деятельность в стране начала ослабевать, особенно после 1934 года, когда всю биологическую науку стали возглавлять И.И. Презент и Т.Д. Лысенко.
    В феврале 1941 года Косинская биостанция была по неизвестным причинам закрыта, несмотря на письмо протеста, подписанное семью видными учеными, среди которых первыми в списке были В.И.Вернадский и А.Е.Ферсман.
    После печально знаменитой августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 года стараниями Лысенко и Презента было ликвидировано большое количество заповедников, в том числе и Косинский. После этого и началась трагедия Косинских озер, которая протекает и до настоящего времени. Основная причина трагедии - отсутствие научного контроля за состоянием озер.

    Озёрами составляет Косинское трёхозёрье – комплекс единственных на территории Москвы озёр природного происхождения. Раньше учёные полагали, что они возникли во времена ледникового периода, теперь больше склоняются к тому, что эти озёра карстового происхождения, то есть появились в результате провала грунта.

    Святое озеро самое восточное из трёх озёр. Имеет круглую форму, вроде тарелки. Площадь озера – 0,08 км. Озеро Святое очень глубокое, но из-за наличия подводных пластов точная глубина его трудноопределима. По оценкам проводивших измерения, глубина озера в середине достигает не менее 30 метров.

    По древнему преданию во времена княжеских междоусобиц подвизался здесь святой старец-священник, и стояла выстроенная им церковь, которая чудесным образом опустилась под землю, а место то покрыла вода.

    Берега озера заболочены примерно на 200–250 м, там растут небольшие деревья, и подойти к озеру довольно трудно. Единственное место нормального входа в Святое озеро находится у восточной протоки, около бывшей насосной станции, которую в 2004 году перестроили в Храм во имя иконы Божией Матери Живоносный Источник. Зимой на Крещение теперь здесь обустраивают вход в воду со льда.

    На дне озера большой слой ила, тем не менее, оно ни разу не цвело. Вода в нём холодная, чистая и довольно прозрачная и имеет полезные свойства: в донном иле есть йод, серебро, бром. Крестьяне издревле использовали ил и озёрную воду в народной медицине. После Отечественной войны 1812 года сюда привозили для купания и лечения раненых и увечных. Для многочисленных паломников на озере была построена часовня с пятью великолепными купальнями.

    Современные исследования доказали, что вода Святого озера может оказывать лечебное воздействие, обладает особыми физико-химическими свойствами, благодаря невысокой температуре и особому биоценозу. Об этом свидетельствует надпись на камне, установленном на берегу озера.

    Вокруг Святого озера растёт не большое количество видов растений, но почти все они занесены в Красную книгу Москвы.

    В день памяти Косинской иконы Божией Матери в храме Успения в Косине традиционно проходит праздничная Божественная литургия, а затем крестный ход и освящение воды на озере Святое.

    На песчаном берегу озера совершается водосвятный молебен. Затем на специально приготовленной лодке устанавливается Косинская икона Божией Матери, и владыка на лодке в сопровождении нескольких священников выплывает на середину озера. Здесь, согласно чину освящения воды, в воду трижды погружается напрестольный крест. Затем владыка осеняет четыре стороны света иконой Пресвятой Богородицы. В то время, когда на берегу духовенство заканчивает богослужение, многие богомольцы погружаются в воду с молитвой об избавлении от различных недугов.

    А что интересного у Вас есть рядом с домом?

    Где окунался в крещенскую воду Петр I

    13 метров глубина Белого озера. Глубина Святого — все 30 метров . По преданию, на его дне стоит древняя церковь. || 1823 год на деньги купца Д. А. Лухманова построен Успенский храм. Сюда приезжала молиться вдовствующая императрица Мария Федоровна с дочерью, великой княгиней Еленой Павловной. || 5000 человек в день проходят в среднем через крещенскую иордань Святого озера. || 10 минут идет рейсовый автобус от станции метро «Новокосино» до храмового комплекса.

    ~~~~~~~~~~~



    История

    Из трех озер — Белого, Черного и Святого, — расположенных неподалеку от московского микрорайона Новокосино, у горожан самое популярное первое. Белое озеро — одно из немногих мест в городе, где официально разрешено купание. Летом сюда стекается масса народу. Пляж тут небольшой, но водоема хватает всем.

    Зимой, на Крещение, интерес смещается к озеру Святому, где обустраивают иордань. Говорят, молодой царь Петр Алексеевич ездил сюда окунаться в крещенскую прорубь. Впрочем, не обошел царь стороной и Белое озеро: именно на нем он обкатывал свой ботик, когда пруд в Измайлове стал для него мелковат. Здесь он поставил верфь и пристань для потешных полков. В память о косинских «морских экзерсисах» Петр подарил местному приходу икону Моденской Божьей Матери, привезенную Борисом Петровичем Шереметевым из итальянского города Модены. Эта икона, хранящаяся в Успенском храме на берегу Белого, почитается как чудотворная. Говорят, она излечивает от многих недугов, в том числе от бесплодия.


    Излюбленным местом молодого Петра было Белое озеро


    Наследие

    Косинские озера — уникальный природный комплекс со своей флорой и фауной. На торфяном Черном озере гнездятся птицы, занесенные в Красную книгу. Это единственные в Москве водоемы ледникового происхождения. В 1923 году был создан Косинский государственный заповедник, который вошел в пятерку заповедников СССР наряду с Астраханским, Кавказским, Ильменским и Пензенским. В 1928-м японцы предлагали построить на берегу Белого озера бальнеологическую лечебницу за свой счет, но проект был похерен. А в 1948-м, на августовской сессии ВАСХНИЛ, академик Лысенко объявил о закрытии заповедника в Косине.

    Впрочем, о чудесных свойствах косинской воды знали здесь и до японцев. Водой Святого озера издавна лечили ревматизм и кожные болезни — там в донном иле есть бром, серебро и йод. Само название места происходит от того, что здесь врачевали «косимых» — то есть увечных. Здесь залечивали раны воины, вернувшиеся с Куликова поля.


    Торжества в честь иконы Моденской (Косинской) Божьей Матери


    Особую силу озеро обретает на Крещение. Во льду вырубают иордань, обустраивают деревянный спуск, в ночь с 18 на 19 января священник с молитвой окунает в воду крест, и желающих трижды нырнуть с головой в прорубь выстраивается целая очередь. Крещенская вода укрепляет тело и дух — это знает любой, хотя строгого научного объяснения данному феномену еще не найдено.

    Белое озеро входит в состав Косинского трехозерья и отличается богатой историей. В настоящее время на берегу озера оборудована современная и комфортная зона отдыха.

    Инфраструктура

    Пологие берега и зона пляжного отдыха засыпаны привозным песком. Территория пляжа поддерживается в чистоте, вода проверяется регулярно.

    Зона отдыха оборудована кабинками для переодевания, есть бесплатные туалеты, шатры для комфортного времяпрепровождения. Желающие могут отправиться на рыбалку – в озере водятся лещ, карась, карп. На территории пляжа расположены теннисная и футбольная спортивные площадки, палатки с едой и прохладительными напитками находятся неподалеку, в поселке Косино.

    Лодочная станция и Косинский морской клуб предоставляют возможность активного отдыха.

    Как добраться

    Пляж «Белое озеро» находится по адресу: ул. Большая Косинская, дом 45. Добраться сюда можно на автомобиле или общественным транспортом. Автобусы № 1064, 0773, 723 идут от станции метро «Новокосино» до остановки «Косинская фабрика».

    От станции «Выхино» курсируют автобусы № 79, 613, 722, 772, 747, выходить нужно на остановке «Поликлиника».

    Транспорт останавливается в 600–700 метрах от Белого озера, дальше нужно пройти пешком.

    Координаты GPS : 55.717468, 37.849095