• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Почему время называют лучшим лекарем?

    Многие знают, что для того чтобы зажила рана, не хватит пары часов – нужно подождать несколько дней, месяцев, а иногда и лет, и этот факт неоспорим. Безусловно, существует множество так называемых «заживляющих средств», но так ли они эффективны? И можно ли посмотреть на подобную ситуацию через призму человеческих чувств? Другими словами, может ли сам по себе длительный период излечить душевные раны лучше любых других средств? И почему же время именуют лучшим лекарем?

    В романе АС. Пушкина «Евгений Онегин» мы можем наблюдать за жизнью сразу нескольких персонажей, переживших немало различного вида бед. Жизненные передряги вставали и на пути Евгения, и на пути всей семьи Лариных, и даже Владимир Ленский за столь короткий период жизни не избежал душеных страданий. Но ярче и примечательнее всего судьба Татьяны – главной героини произведения. Сам роман разворачивается на фоне любовного конфликта, который был настолько ярким, что не мог не остаться шрамом на душе у обоих возлюбленных – и у Евгения, и у Татьяны, однако совершенно по-разному и в разное время. Любовь к Онегину оставила огромную рану в душе девушки: мало того, что это было первое столь сильное чувство в её жизни, оно сопровождалось и первым отказом. К сожалению, Евгений не был тем, кого видела в нем Татьяна, и он, возможно, осознавая это, а, возможно, и просто из собственных убеждений, но отказал героине в чувствах, оставив огромную рану в её душе. Долгое время Татьяна продолжала любить Евгения и испытывать душевные страдания. Не помогали ни книги, ни советы няни - справиться с этим смогло лишь время. Только через года, когда Татьяна превратилась уже в светскую даму, она смогла забыть о боли и о былых чувствах и воспринять это как важный для становления характера опыт. И даже вернувшийся вскоре Евгений не смог образовать на месте старого рубца новый – время оказалось сильнее.

    Рана, нанесенная герою романа Харуки Мураками «Норвежский лес», была пронизана болью от утраты любимого человека. Наоко, одна из героинь произведения, обладала очень хрупкой душой, и поэтому, после множества жизненных передряг, ей пришлось находиться на лечении в клинике. Это было не обычное, рядовое расстройство – то, что происходило с этой девушкой, казалось, невозможно было излечит, и даже она сама не могла объяснить, что с ней происходит. Ватанабэ и Наоко были связаны почти незримым, но прочным, внеземным чувством и, конечно, герой, искренне любивший эту девушку, не мог не переживать за неё, а позже узнав, что она совершила самоубийство, с трудом смог сохранить рассудок. Эта новость была сравнима для героя с ударом ножа: на протяжении месяцев он скитался по городам в надежде обрести спокойствие, но ничего не помогало. Лишь через долгое время, с трудом вновь войдя в привычную ему жизненную колею, Ватанабэ смог подавить в себе невыносимую боль, оставив от прежней раны лишь теплые ностальгические воспоминания о Наоко.

    Безусловно, время является лучшим лекарем, ведь зачастую ничего, кроме него, не способно подавить человеческую боль: как душевную, так и физическую. Любые другие средства являются лишь суррогатом: рана, сколь глубокой она бы не была, может зарасти лишь пройдя сквозь время.

    «Мой дом – моя крепость»?

    «Мой дом – моя крепость» - гласит известная поговорка, и, исходя из определения слова «крепость», дом в этом понимании является неким оборонительным пунктом. Но от чего нужно обороняться любому из нас в мирное время? И чего вообще хочет обычный человек от своего жилища, что попросту быть счастливым?

    Для счастья человеку, безусловно, нужно многое, и все рассуждения на эту тему расплывчивы, как и само понятие «счастье». Однако всем нам для гармонии время от времени, между обычными встрясками жизни, нужно место, в котором можно отдохнуть душой и телом, проникнуться атмосферой тепла и уюта, почувствовать себя в безопасности. Другими словами, отгородиться, «оборониться» от проблем, передряг, невзгод и суровых реалий и сделать вдох спокойствия и постоянства. Возможно, именно наличие такой «крепости» является показателем зрелой, состоявшейся, гармоничной и счастливой личности.

    Например, в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой, Григорий Печорин, не нуждался в доме, и даже больше: он нуждался в постоянной встряске. Мы сталкиваемся с тем периодом жизни героя, когда он ищет в путешествиях по Кавказу себя, свое пристанище. У Печорина нет отчего дома: в его воспоминаниях из детства отсутствует ощущение тепла и желание вернуться. Григорий молод, но уже успел понять, что в его жизни нет смысла, а найти его в постоянном поиске, передвижениях, играх с чужими судьбами не так просто, и даже, как выяснилось позже, невозможно. Для Печорина поговорка про дом и крепость не имеет смысла, но только потому, что сам герой молод и находится в поиске себя, и вместе с тем уже понял, что никогда не будет нуждаться в семейном уюте, в спокойствии, в постоянстве - это, как оказалось, не было способно сделать его счастливым. Именно отрицание Печориным вечных ценностей, его потребность в постоянной встряске и дефолтная неспособность быть счастливым не оставляет герою никакого шанса на свою «крепость», ему не нужен был дом.

    Совсем иная ситуация в жизни героев из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Из судьбы Мастера мы узнаем, что он, поимев достаточно большую сумму денег, не торопится тратить её на простой гедонизм. Герой снял крохотный подвал и завалил его книгами, полностью отгородившись от суеты внешнего мира и подготовив себе идеальное место для написания романа. Мастер, прожив определенный срок, понял, что для счастья ему нужна лишь атмосфера спокойствия, место, в котором ему будет по-настоящему уютно жить и работать, и поэтому он приобрел себе свою «крепость», в которую позже из огромного, богатого особняка перебралась и Маргарита.

    Дом в понимании как вечной ценности, действительно, является крепостью: в нем можно защититься от невзгод суровой реальности и обрести спокойствие и постоянство. Однако это может быть актуально лишь с теми, кто, действительно, нуждается доме и созрел для такого счастья.

    Помогает ли любовь понять себя?

    Всю свою жизнь человек ищет себя, и помогает ему в этом множество факторов. К таким может относиться и среда, в которой он живет, и книги, которые с самого становления попадают к нему в руки, а также музыка и кино, собственные умозаключения, чувства – и многое, многое другое. Но, если рассуждать о чувствах, то сильнейшим и поистине прекраснейшим из них является любовь. Но способна ли именно она помочь человеку понять себя?

    Каждый воспринимает любовь по-своему: кто-то считает, что это дар свыше, кто-то придерживается утверждения, что любовь основывается на процессах, происходящих в мозге – но все версии сходятся в том, что сам человек не властен над таким глубоким, и зачастую почти всевластным чувством.

    Пример постоянного самоанализа мы можем наблюдать в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой, Григорий Печорин, является человеком с незаурядным мышлением и мировоззрением. Его отношение к людям может вызывать одновременно и презрение, и восхищение, а сам его образ отреченного, родившегося не в свое век человека двойственен и неоднозначен. Григорий Александрович отрицал собственную привязанность к людям, к чувствам, к эмоциям: он предпочитал иметь амплуа циника и не зацикливаться не на чем, однако в некоторых моментах романа можно заметить, что Печорин буквально подавляет в себе любые чувства. На самом деле Григорий не жесток и циничен: он умеет любить, и именно через эту любовь к миру, к людям – ко всему живому он с самого детства начал понимать и анализировать все, что его окружает, и, что важно, себя. Григорий Александрович понял, что на самом деле любовь делает его слабее и уязвимее, и поэтому предпочел бороться с ней, выкраивая в себе совершенно другую, новую личность. Печорин понимал, что это чувство меняет его, что именно благодаря любви он может совершить совершенно необдуманный поступок: сорваться с места и пуститься догонять возлюбленную на коне, но, к сожалению Григорий предпочел подавлять в себе любое проявление такой привязанности, боясь вновь оказаться пострадавшим.

    Герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» только с помочью любви смог раскрыть свой потенциал и сделать множество важных для своей жизни поступков и открытий. Петр Гринев поступил на службу в Белогорскую крепость будучи совсем юным, неокрепшим, импульсивным, совершенно неготовым для серьезных действий и решений парнем и был способен даже идти на опасную для жизни дуэль с Швабриным, который, как оказалось позже, не был достоин даже презрения. И лишь вместе с тем как в герое начало зарождаться и развиваться сильное, по-настоящему искренне и глубокое чувство к Марии, Петр начал правильно расставлять приоритеты, с нужной стороны подходить к решению проблем и героически бороться с любыми препятствиями. Любовь раскрыла в Гриневе честного, достойного бойца, способного защитить честь своей дамы сердца, и сам Петр, лишь полюбив, осознал, на какие по-настоящему рискованные, но обдуманные действия он способен ради защиты своего Отечества, своей семьи, и, конечно, своей любимой.

    Безусловно, любовь помогает понять себя как личность: она может выступать и в качестве лакмусовой бумажки, и в качестве хорошего толчка к действию, и, конечно, в качестве мудрого учителя.

    Каким может быть путь к познанию самого себя?

    Если человек все же решил вылезти из рамок обывательского существования и познать всю суть себя, ему, безусловно, нужно приложить к этому множество усилий. И если не в конце, то в середине этого долгого анализа он поймет, что тернист и тяжек путь к познанию самого себя, но зато неимоверно интересен.

    Путь познания себя можно также олицетворить с поиском правды всей жизни, коим занимались многие герои бессмертной русской классики.

    Ярким примером может послужить герой романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелихов на протяжении всего романа находится в постоянном поиске, в постоянном метании, он ошибается, страдает, снова ошибается, но все равно движется навстречу истине. Григорий часто находится на распутье двух дорого, стоит перед двумя вариантами выбора: тут и понятие нравственного выбора, и любовь, и мировоззренческая позиция. Будучи казаком, герой движим буйной страстью, однако зачастую потребность нарушать общепринятые правила и нормы борется с умом и нравственностью Григория. Он придерживается этого принципа и в любви, и поэтому долго не может сделать выбор между Аксиньей и Наташей – между страстью и семейными ценностями. Находясь на поле сражений, казак тянется к дому, к родным степям, к родной земле, однако не торопится возвращаться к мирной жизни, потому что понимает, что и на этом поприще осталось множество вопросов. Григорий быстро меняется: из храброго и рискованного казака в доброго семьянина, из сепаратиста в предшественника народной власти, из былого в красного и наоборот - но в итоге выбирает путь самостоятельного поиска правды, движимый лишь искренним желанием обрести нравственный покой. Мелихов долго искал правду, долго шел по пути поиска самого себя, и путь этот был поистине сложен и интересен. В каждом своем действии герой подчинялся зову собственного сердца, шел по направлению к гармонии с самим с собой и к душевному покою, его целью было самоопределение сквозь самобичевание и самоосуждение - и именно поэтому Григорий Мелихов с помощью скитаний, обретений, ошибок и потерь в итоге добился своего.

    Также сложным, долгим и, безусловно, очень многогранным был путь к познанию себя у героя романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов, подобно Григорию Мелихову, изначально был движим желанием с помощью чувства нравственности и духовной гармонии обрести истину. Он шел через мешающие ему робость, мягкость и податливость, бесполезные кутежи и бесчинства, несчастливый и неискренний брак, потери, ошибки, заблуждения, искания, религиозную принадлежность, все же не способную удовлетворить всех потребностей, пришел к декабризму и в итоге обрел семейное счастье. На протяжении всего своего сложного и интересного пути Пьер попробовал совершенно разные направления своей деятельности, и во всем руководствовался постоянным желанием совершать добро, работать над собой и над благоустройством окружающего его мира.

    Путь к познанию самого себя может быть разным: коротким, если лень и страх становятся сильнее желания понять правду, и долгим, если желание обрести истину достаточно сильное и направлено в нужную сторону. И в любом случае, какой бы длины не был путь, будут встречаться сложности и, казалось бы, непреодолимые обстоятельства, переборов которые, можно обрести счастье.

    «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин).

    Поистине прекрасным является время, проведенное за хорошей книгой или же серией книг, за научными статьями, эссе и лекциями интересных, великих личностей, заслуживших мировую славу своими трудами. Занимательнее этого может быть только изучение биографии этих личностей, анализ самых ярких их произведений, с помощью которого можно проследить путь от зарождения и до полного процветания величайших мыслей.

    Одним из первых мотивы печали, отречения, грустного отчаяния, постоянной рефлексии, циничного отношения к жизни и к чувствам ввел в русскую литературу М.Ю. Лермонтов. Этот писатель и поэт был застрелен на дуэли в совсем юном возрасте, и, безусловно, любой человек, хотя бы немного изучивший творчество М.Ю. Лермонтова, с тяжестью на сердце понимает, что в 1841 году мир потерял великого писателя и новатора. Однако мотив смерти витал между строками стихотворений поэта задолго до роковой дуэли: М.Ю. Лермонтов не просто предчувствовал конец своей жизни - он понимал, что это необходимая закономерность, следствие его образа жизни. От стихотворений «Дума», «Выхожу один я на дорогу», «Мой дом» и до самого значимого прозаического произведения «Герой нашего времени» мы можем проследить философию автора: он был человеком, родившимся не в своей век, имевшим отличное от всех мнение и мировоззрение, человеком, жизненным предназначением которого было оставить после себя след «мысли плодовитой». В «Герое нашего времени» прослеживается параллель между Печориным и самим М.Ю. Лермонтовым: оба в юном возрасте находятся в поиске смысла жизни, оба чувствуют себя неуютно в мире простых людей, оба на протяжении детства и юности терпят душевные страдания и боль - и оттого еще интереснее следить как за действием романа, так и за всей жизнью писателя, ведь в каждом произведении его мысль обретает все новые формы.

    Подобные мотивы присутствуют и в творчестве А.С. Пушкина, однако эта личность совсем по-другому воспринимает окружающий мир и роль одной человеческой жизни в рамках всего когда-либо существовавшего на земле. В творчестве А.С. Пушкина на протяжении всей его жизни присутствует мотив жизнеутверждения и свободолюбия, любви и дружбы, а также женской красоты – как душевной, так и физической. Первый в своем роде роман в стихах «Евгений Онегин» поэт написал в совсем юном возрасте, и уже тогда взяла свое начало мысль о бесценности человеческой жизни, о важности чистоты и искренности в характере человека, о силы и немереной власти чувств над личностью и понеслась красной нитью по всем романам рассказам, стихотворениям, поэмам, повестям. И с каждым стихотворением, с каждым новым произведением все масштабнее разворачивается философия А.С. Пушкина, и это не может не захватывать.

    Умение проследить философию одной личности от самого её зарождения и до полного процветания, умение прослеживать самые главные её мотивы и наиболее важные и интересные мысли является не столь распространенным, однако оно дает своему хозяину, часы, месяца и годы занимательного времяпрепровождения.

    В последние годы в обществе наблюдается одна очень важная, но для большинства не отмеченная значимостью, тенденция: повышенная чувствительность во взаимоотношениях между людьми в социальной жизни, в профессиональной сфере, в семье и т.д. Люди стали тоньше чувствовать энергии, как свои, так и чужие, и, к сожалению, не всегда знают, как на это реагировать. Обычно человек мгновенно подмечает у себя любую физиологическую перемену, потому что имеет опыт хорошего самочувствия. Такое же реагирование на собственные внутренние процессы, связанные с жизнью души и духа, намного труднее, потому что отсутствует эталон духовно здоровой человеческой жизни.

    В современном обществе людьми, которых пытаются представлять примерами для подражания, являются “звезды” шоу-бизнеса, кино, бизнесмены и политики. В ранние эпохи наиболее ценимым в обществе был человек выдающихся духовных качеств. Учитель был не только источником информации, но и примером того, по каким человеческим нормам надо жить.

    22 года назад, создавая в Крыму Ассоциацию по биоэнергообмену в природе, врач С.Г. Бинат поставил именно эту цель: помочь наполнить духовным содержанием жизнь общества. Нам, его ученикам, посчастливилось вместе с ним делать первые шаги на этом пути. Эти шаги начинались с изменения мировоззрения. И главной, может быть, самой сложной, была задача: заглянуть в себя, почувствовать в себе внутреннюю силу и жить для её реализации. Эта работа имеет начало, но никогда не может быть завершена. С.Г. Бинат, обладая сам многими феноменальными способностями, не поощрял в нас повышенного интереса к феноменам. Важнее было другое: какие энергии стоят за той или иной информацией, что она принесёт в конечном итоге человеку, будет ли способствовать раскрытию его духовного потенциала? Ответы на эти вопросы позволили ему, опираясь на накопленный человечеством опыт, создать систему знаний, которая преподаётся в Крымском научно-практическом институте инеологии (г. Симферополь), создателем и директором которого он и является. В основе системы лежит язык вибраний, или чувствознание, позволяющее человеку проникать в суть событий. Мы все обладаем способностью чувствовать, но сами эту же способность ограничиваем, опираясь в жизни только на логику и анализ. Научить чувствознанию невозможно, как невозможно научить любить, потому что чувствознание - это личный опыт, который каждый может пережить только сам и в себе. Путь к этой цели можно пройти только самому. Но есть условия, только выполнив которые можно сделать первые шаги. Это прежде всего наличие истинного мировоззрения и устремление к духовному развитию. Сосредоточенность - второе необходимое условие. Это качество стало редким явлением в нашей жизни. Мы одновременно делаем много дел: читаем, разговариваем, пьём, едим, находимся перед телевизором или у компьютера. Отсутствие сосредоточенности ярко проявляется в том, что нам трудно оставаться наедине с самим собой. Большинство людей не в состоянии сидеть спокойно и при этом не пить, не курить. Не разговаривать. Умение сосредоточиться - обязательно для развития чувствознания. Особенно труднодостижимым кажется сосредоточение на самом себе, своём внутреннем состоянии. Многие наши студенты, пытаясь сделать это впервые, убеждаются, как это трудно. Они чувствуют беспокойство, напряжённость, даже тревогу. В голову приходят всевозможные мысли: о работе, планах на завтра и т.п. Вместо пустоты и просветления.

    Помогает настроиться на себя следующее упражнение:

    Нужно сесть, приняв свободную позу, закрыть глаза и попытаться отпустить из сознания все образы и мысли. Быть полностью в настоящем, здесь и сейчас, следить за своим дыханием - не думать о нем, не управлять им, а чувствовать его. Затем попробовать ощутить своё “я”. Далее перейти к ощущению энергетических состояний в центрах сознания. Начать можно с трёх центров: вишудхи, анахаты и манипуры. Почувствовав в них напряжение или утяжеление энергии, спросите себя: “В чем дело? Что меня так беспокоит?” Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, не торопите его (будьте честны с собой): он подскажет - очень тихо, - в чем причина. Вы сразу почувствуете облегчение на душе. Если этого не произошло, значит в работу включился ум со своими догадками. Начинайте упражнение сначала.

    Кроме этого упражнения, учитесь концентрировать внимание на всем, что вы делаете: разговоре с человеком, рассматривании чего-либо и так далее. Если вы сосредоточитесь, то не будет иметь значения, чем вы занимаетесь. Как “важные”, так и “неважные” вещи получат новое измерение, потому что на них сфокусируется вся ваша энергия, не расплёскиваясь по многим направлениям, как это обычно бывает. Вместо опустошённости и усталости вы почувствуете прилив сил и внутреннюю наполненность. В конечном итоге нужно прийти к такому чувствованию себя, какое есть у водителя по отношению к своему автомобилю. Например, хороший водитель легко замечает малейшие изменения при включении двигателя. Его сознание фиксирует изменение поверхности дороги, движение других машин. Однако же он не думает обо всех этих факторах: его ум находится в состоянии релаксированной бдительности.

    Точно также нужно учиться воспринимать и другого человека, в первую очередь умея слушать его в состоянии бдительного равновесия. Тренировать сосредоточенность трудно. Поэтому запаситесь терпением - это третье важное условие для развития чувствознания.

    Навык чувствования энергетических состояний прежде всего помогает видеть людей и события такими, какие они есть, учит отделять объективную картину от иллюзии, созданной собственными желаниями или страхами. А это позволяет каждому из нас относиться к жизни с живым интересом, как наблюдателю, который наблюдает процесс, принимает его и старается использовать все, что входит теперь в поле его зрения.

    Так мы, чувствуя себя, другого человека рядом с собой, получаем возможность раскрывать в себе и приводить в движение все новые и новые силы, которые ничем не остановить.

    Громыко Александра Николаевна – психолог, консультант-инеолог

    В избранное

    Темы для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения. Обращаем ваше внимание, что для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

    НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАПРАВЛЕНИИ «ПУТЬ»

  • Слово ПУТЬ так же, как и слово ДОМ, многозначно.
  • Это – пространство между какими-то пунктами назначения.
  • Это – путь следования.
  • Это – этапы жизни отдельного человека.
  • Это – этапы жизни целого государства.
  • Это – путешествие, которое позволяет узнать новые страны, увидеть новые места, познакомиться с новыми людьми.
  • Это – познание себя, окружающего мира.
  • Это – нравственный жизненный путь человека.
  • Путь (темы на 3 февраля 2016):
  • 421. Путь к самому себе: взлёты и падения.
  • 422. Почему важно осмысление пройденного пути?
  • 424. Любовь как путь самопознания.
  • 425. Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает?
  • 426. Каким может быть путь к познанию самого себя?
  • 427. Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • 428. Выбор пути как жизненная проблема.
  • 429. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • 430. Каким путём человек идёт к самому себе?
  • 431. Чем путешествия обогащают личность?
  • 433. Какие спасительные ориентиры помогают человеку не заблудиться на жизненном пути?
  • ПРИСЛУШАЕМСЯ К МУДРЫМ...

    1. Д.С.Лихачёв. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека.
    2. Н.Д.Арутюнов. «Путь – это своего рода якорь спасения, брошенный человеку в бушующем океане стихии и хаоса.
    3. Вэйн Дайер. Пути к счастью нет: счастье – это и есть путь.
      Конфуций. Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте.
    4. Стив Джобс. Сделай шаг, и дорога появится сама собой.
    5. Фрэнсис Бэкон. Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
    6. Поль Валери. Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью.
    7. Данте Алигьери. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
    8. И.Губерман.
      Два смысла в жизни – внутренний и внешний,
      У внешнего – семья, дела, успех;
      А внутренний – неясный и нездешний –
      В ответственности каждого за всех.
    9. Хайам Омар (1048 - 1131) - персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог
      В этом замкнутом круге — крути не крути —
      Не удастся конца и начала найти.
      Наша роль в этом мире — прийти и уйти.
      Кто нам скажет о цели, о смысле пути?
    10. Энтони Роббинс. Дорога в «когда-нибудь» ведёт в никуда».
    11. Л.Н.Толстой. Для того чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать.
    12. В.Шекспир. Моя честь – это моя жизнь, обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придёт конец.
    13. О.Генри. Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
    14. Р.Гамзатов.
      Наверное, на свете не найти
      Людей, ни разу не сбивавшихся с пути,
      Сердец, ни разу не окутанных туманом.
      И коль у друга твоего стряслась беда:
      Сказал не то, не тем и не тогда —
      Его ошибку не считай обманом… »
    15. Борис Акунин. Главный долг каждого человека перед Богом – найти себя, собственный путь, прожить свою, а не чужую судьбу.
    16. Рабби Барух. Мир наполнен светом для того, кто знает это, и покрыт тьмой для того, кто теряет свой путь.
    17. Конфуций. Путь благородного человека рождается в нём самом, но проходит проверку у народа.
    18. Сергей Довлатов. Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
    19. Лион Фейхтвангер. Тяжек путь к умению жить в мире с миром, но не покоряться ему.
    20. Илья Шевелев. Жизнь — путь к счастью, но не каждому дано одолеть все этапы этого пути.
    21. Вадим Кулик. Каждый человек волен выбрать свой жизненный путь. Когда он совпадает с призванием, путь озаряется светом провидения и делает человека подобием зажжённой свечи. Её свет может греть, или освещать, суть не в этом. Важно зажечь её, ибо свеча без огня лишена своего изначального смысла.
    22. Марлон Брандо. Лишь тот, кто идёт своей дорогой, никогда и никем не будет обогнан.

    Сегодня Веды становятся новым популярным веянием. Молодые девушки носят юбки, слушают мантры и причисляют себя к ученикам лекторов, проповедующих Веды. Но что это такое? Давайте разберемся подробнее.

    Что такое Веды

    Ведические писания считаются самыми древними учениями о мире. Написаны на языке санкскрит, произошедшим в Индии. Один из основоположников всех языков мира, санксрит именуется как «совершенный, прославленный, превосходный».

    Веды – это не религия Индии, как думают многие. Веды представляют собой знания, учения, инструкцию к миру. Веды учат:

    Познать суть современного мира

    Понять истинную природу человека

    Разобраться во взаимоотношениях с окружающими

    Найти внутри себя связь с Богом

    Как обращаться с родственниками и друзьями

    Как относиться к окружающей природе

    Говоря доступным языком, Веды – учебник о мире и взаимоотношениях в нём.

    Благодаря современным технологиям, ведические знания стали довольно популярны. Но так было не всегда. Вплоть до 20 века учения были забыты.

    Составные части Вед

    Ведические учения были записаны более 5000 лет назад мудрецом того времени по имени Вьясадева. В писаниях рассмотрены следующие отрасли знаний: медицина, астрология и астрономия, психология, градостроительство, социология, грамматика и языкознание, математика, политика и военное искусство, и многие другие. В общей сумме 18 исторических писаний-пуран, 4 отдельных главы, великие произведения под названием «Рамаяна» и « ».

    Смысл ведических учений

    Смысл Вед заключается в познании себя, самосовершенствовании, развитии своих физических и интеллектуальных умений. Как следствие происходит рост личности, переход на более высокий духовный уровень. Веды учат жизни, помогают осознать человека как душу, полную духовности. Не нужно терпеть и страдать от плохой жизни, надо стараться воспринимать себя как нечто большее, вечное. Нельзя жить только в материальном мире, мире денег и покупок, вещей. Стоит уделить внимание своей душе, тогда легко решаются все проблемы: физические, материальные, эмоциональные.

    Кому принадлежат веды

    В настоящее время модно изучать «русские Веды», «японские», «китайские», «американские» и прочее. Данный феномен можно объяснить только одним способом – люди в древности поклонялись и жили по Ведам, вне зависимости от места проживания. Будь то территории Японии или Монголии, жители верили в законы и следовали писаниям.

    Ведическое знание даёт множество ответов на вопросы, поэтому любому человеку стоит изучить информацию из древности. Вне зависимости от страны проживания, исповедуемой религии, взглядов, учение будет полезно и человек найдёт в его строках что-то важное для себя.

    Ты - рудник, коль на поиск рубина идёшь,
    Ты - любим, коль надеждой свиданья живёшь.
    Вникни в суть этих слов - и нехитрых, и мудрых:
    Всё, что ищешь, в себе непременно найдёшь!

    Э ти строки Омара Хайама не могут оставить равнодушным ни одного человека, который хоть раз задумывался над вопросом: «Кто я есть?». И действительно, лишь самопознание способно подарить душевную гармонию, привнести нотку ясности в окружающую действительность, помочь познать глубинный смысл бытия, законы природы и баланса во Вселенной. Путь к себе долог и тернист, но ведь даже самая длинная дорога начинается с маленьких неуверенных шажков. Пройти его полностью едва ли дано, ведь на это может уйти целая жизнь, однако, начиная странствие в мир своего внутреннего «Я», главное, верить, что трудности на пути – не более чем этапы, способствующие прозрению и очищению.

    Гармония и баланс: путь к себе как основа жизни

    Осознание окружающего мира и законов бытия начинается с самопознания. Для одних познание самого себя заканчивается видением внешней оболочки, другие заходят чуть глубже, понимая и принимая свои пороки и несовершенства, находя им объяснения и оправдания. Однако путь к себе этим не заканчивается – погружаясь в таинства подсознания, наиболее глубокие и осознанные странники стремятся очистить внутренний мир от негативных мыслей, эмоций и поступков, поселить в душе гармонию и чистоту, привнести доброе и светлое не только в свою душу, но и во Вселенную. Именно такой подход считается наиболее глубинным, а потому рациональным.

    На пути к себе не стоит подменять познание самого себя банальным видением – несомненно, лицезреть внешнее и внутреннее важно, однако это является лишь первым этапом самопознания. Заглянув в зеркало души, можно увидеть и даже поверхностно проанализировать своё духовное начало, однако это будет лишь отражение предвзятого видения, а не сам человек. Данный шаг необходим, чтобы начать самопознание, но остановиться на достигнутом – непозволительная ошибка, ведь увиденное ещё не значит познанное.

    Стоит учитывать также, что объективная и полная картина чаще всего скрывается от человека, ведь в любом зеркале, как духовном, так и телесном, отражается лишь часть истинного «Я». Это отражение показывает то, чем человек является в конкретный момент жизни: его эмоции, мироощущение, восприятие самого себя в контексте окружающей реальности. Однако такой «мгновенный портрет» не есть истинная картина духовных ресурсов, которые скрыты в потаённых уголках сознания. Чтобы вытащить их на свет, осознать и принять, необходимо нечто большее, чем банальное лицезрение.


    Правда, нередки ситуации, когда начальные этапы пути к себе могут повергнуть в шок, полностью разрушить фундамент жизни, который ещё вчера казался незыблемым. Это может значить лишь одно: подмена понятий, навязанность и предвзятость суждений настолько прочно укоренились в сознании, что стали частью жизни. Значит, путь выбран верно, и переломный момент, с которого начнётся новая самостоятельная и осознанная жизнь в гармонии с самим собой, не за горами. Встреча с внутренним «Я» не может пройти незамеченной – момент, когда завеса иллюзий придуманного мира распадается на молекулы, является по сути новым рождением, и только от самого человека зависит, сможет ли он познать свою суть, прекратить идти по пути самообмана и взглянуть на себя обновлённого.

    Как не споткнуться на пути к себе? Способы самопознания

    Знакомство с глубинным «Я» – процесс длительный и непрерывный. Без должного усердия, сосредоточенности и самоотверженности сложно достичь каких-либо значимых результатов, поэтому использование внешних ресурсов порой бывает незаменимым подспорьем на этом пути. Существует немало методик, существенно облегчающих этот процесс:

    • время для знакомства с самим собой;
    • чтение духовной литературы;
    • творчество;
    • тренинги, семинары,

    Самым простым способом достичь гармонии считаются так называемые «свидания с самим собой», описанные Джулией Кэмерон в книге «Путь художника». Всё до банального просто: чтобы познать себя, необходимо погрузиться в собственное сознание, посвятить хотя бы несколько часов осознанию и принятию своих желаний, невзирая на давление извне. А для этого необходимо время! Посвятив себе десятую часть будничного досуга, можно познакомиться с глубинными ощущениями и сделать первый шаг на пути самопознания. Конечно, этого едва ли будет достаточно, чтобы привнести баланс в окружающую Вселенную, но ведь нужно с чего-то начинать.


    С духовной литературой тоже не всё однозначно: только мудрый и думающий человек способен разглядеть зерно истины между строк произведения, а ведь ошибиться с выбором книги на первых порах бывает так легко! Поэтому иногда без наставника, который сможет подсказать, помочь в выборе и разделить тяготы пути, просто не обойтись. Чтобы не разувериться в выбранном направлении, чтение должно стать подспорьем, но не единственным фундаментом для погружения в собственную душу.

    Прислушаться к себе могут помочь и занятия творчеством. Перенося эмоции на холст, ваяя скульптуру или творя литературный шедевр, гораздо проще понять, что таится в душе. Однако ничто не сравнится с занятиями йогой. Только единение телесной и духовной концентрации даст столь ошеломляющий эффект, позволит взглянуть на себя «со стороны», непредвзято и отстранённо.

    Несмотря на то, что занятия йогой, особенно на начальных этапах, невозможны без наставника или группы единомышленников (чаще всего в условиях семинара, тренинга или курсов), здесь никто не станет навязывать другому свои взгляды и суждения, а поможет раскрыться и увидеть самому, что есть глубочайший смысл жизни.

    Путь к себе через медитацию, или Что такое Випассана?

    Если обратиться к санскриту, становится понятно, что випассана (випашьяна) дословно означает «видение как оно есть», «прозрение». Действительно, древняя духовная практика является по сути способом освобождения сознания от всего лишнего: ненужных эмоций, которые приносят дисбаланс; переживаний, которые сеют хаос и разруху в окружающей действительности. Только избавившись от этого балласта, можно достичь гармонии, начать жить в ладу с самим собой и забыть о душевных и телесных недугах.


    Родиной випассаны считается Индия – место, где духовное начало всегда ставилось на первую ступень среди других аспектов жизни. Подаренная Буддой Гаутамой более 2500 лет назад методика по сей день спасает немало душ от страданий, помогает достичь просветления, сбросить пелену и взглянуть на реальность широко открытыми глазами. Секрет випассаны кроется в погружении в медитативное состояние, которое способствует очищению ума, самопознанию и своеобразной фильтрации «душевного мусора». С её помощью каждому практикующему рано или поздно удаётся обрести свободу сознания от влияния извне, которая, по сути, и является наивысшей целью существования. Однако достичь этого состояния не так просто, как кажется на первый взгляд – необходимы сосредоточенность и в то же время абстрагирование от личностного восприятия, принятие негативных сторон жизни и отречение от всего безнравственного и дурного, что есть в душе. Багаж эмоций и переживаний, накопленный в течение жизни, порой становится неподъёмной ношей, которая истощает духовные и физические силы, приводит к недугам, излечение от которых возможно только после очищения разума. Избавившись от внешних раздражителей, важно успокоить своё сознание и достичь гармонии духа и тела. Сосредоточив внимание на собственных ощущениях, важно не переживать их, а созерцать, отстранённо и непредвзято. Осознавая причины тревог и волнений, следует очистить разум от неразумных суждений – только так можно оценить связь ума и тела, осознанно контролировать свои действия и эмоции.

    Випассана: ключевые шаги на пути к себе

    Техника випассаны включает три основных момента, без которых невозможно достижение баланса и гармонии. Первым их них является контроль над своими деяниями. Каждый дурной поступок, скверное слово или даже косой взгляд привносят в душу загрязнение, от которого помогает избавиться медитация. И если не исключить их из обихода, очищение будет напоминать «хождение по кругу», когда, с одной стороны, випассана позволяет и успокоить ум, и достигнуть баланса, а с другой – негативные деяния будут засорять сознание. Поэтому этический кодекс должен стать основой очищения и просветления.


    Следующим шагом считается умение управлять своими эмоциями, разумом и сознанием. Концентрация на дыхании позволяет добиться самоконтроля, а значит, научиться думать и поступать осознанно. Это ни в коей мере не подразумевает управление дыханием – техника випассаны скорее учит наблюдать за естественными процессами, протекающими в организме. То, как вздымается грудь, шевелятся ноздри, расширяется брюшная полость, может отвлечь ум от негативных реакций, позволить сконцентрироваться и найти тропинку в своё подсознание, чтобы достичь гармонии. Всё это, несомненно, очень важно, однако ключевым моментом на пути к себе является третий шаг – очищение. Только с пониманием собственной природы может прийти просветление, умение беспристрастно наблюдать за изменениями и на интуитивном уровне осознавать свои ощущения. Эта практика является универсальным лекарством от телесных и душевных хворей – каждый человек, независимо от вероисповедания и убеждений, в той или иной мере страдает от гнева, раздражения и беспокойства, и только пройдя этот путь, сможет восстановить душевное равновесие, понять свою истинную суть и погрузиться в мир очищенных от негатива эмоций и суждений.

    Стадии очищения духовного начала на пути к себе

    Проходя по ступеням самопознания и очищения, можно устранить причины страдания, познать природную сущность и обрести, наконец, непреходящее счастье. Только последовательное движение ведёт к достижению цели: не пройдя первую ступень, осилить вторую едва ли возможно. Вот пять стадий, с которыми предстоит столкнуться, :

    1. Отречение от мирских забот.
    2. Свобода от внешнего воздействия.
    3. Осмысление достаточности.
    4. Чистота нравственного начала.
    5. Самопознание.

    Только интенсивные медитации вкупе с обетом молчания на время курса могут дать человеку возможность познакомиться со своими истоками, понять мотивы тех или иных поступков, ощутить всю мощь себя настоящего. При этом молчание не стоит воспринимать как жертву или неразумное ограничение – запутавшись в паутине пустословия, очень сложно уловить тонкий, едва слышный на первых порах, интуитивный «голос» подсознания.

    На время, посвящённое випассане (чаще всего начальный курс занимает около 10 дней), практик должен отстраниться от суеты и будничных обязательств, исключить общение с «мирским» окружением, которое знакомо с телесной оболочкой и привыкло видеть лишь поверхностную часть конкретной личности – чтобы очистить сознание от напускной «кожуры», необходимо прислушиваться только к самому себе.

    Воспринимая себя сквозь призму бытовых ролей (отличный работник, заботливый супруг и родитель, верный друг и т.д.), невозможно увидеть глубинную суть, абстрагироваться от привычных ассоциаций и почувствовать себя настоящего. Это значит, что временный отказ от привязанностей и обязательств на пути к себе необходим – когда нет потребности играть по устоявшимся правилам, появляется возможность прислушаться к собственному опыту. Однако уединение тоже не является оптимальным – лучше, чтобы в этот момент рядом были друзья с общими целями, единомышленники, способные разделить благое начало. Хорошо, если окружение будет способствовать моральному и нравственному росту – видя, как другие стремятся познать себя, легче преодолеть собственный барьер и противление ума перед открытием сущности.

    Для того, чтобы достичь самопознания, нужны также благоприятные условия для випассаны. Желательно, чтобы место для медитации обладало положительной энергетикой, несло заряд бодрости и не вызывало чувство тревоги и опасности. Только тишина и спокойствие должны окружать ищущего свой путь. Кроме того, все бытовые нужды – приготовление пищи, место для отдыха и ночлега, необходимый минимум одежды – должны быть обеспечены кем-то извне, чтобы не отвлекать практика от истинной цели.


    Однако важно понимать, что обеспечение бытовых потребностей должно быть на достаточном уровне, но при этом не вызывать пресыщения и уж тем более не становиться причиной чревоугодия. Рацион и образ жизни практика должны быть аскетичными, и в то же время не вызывать дискомфорт и не ставить под угрозу жизнь и здоровье. Употребление животной пищи во время випассаны (как, впрочем, и в любое другое) недопустимо – использование в качестве еды невинно убиенных животных идёт вразрез с чистотой и духовностью природного начала.

    Как медитация поможет найти верный путь к себе?

    Очистив внешние аспекты жизни от суеты и предвзятости, можно наконец взглянуть на себя под прямым углом, перестать прятаться за словесным мусором и самооправданиями и честно ответить самому себе на вопрос: «Кто я есть?» Только в таких условиях можно совладать с обуявшими душу страстями, научиться интуитивно слышать свой внутренний голос и достигнуть истинной гармонии телесного и духовного.

    Казалось бы, что такое десять дней по отношению ко всей жизни? Но даже столь небольшой промежуток времени, посвящённый випассане, полностью перевернёт устоявшийся быт, позволит обрести бесценные знания, привнесёт понимание и умиротворение. Раскладывая свою жизнь на молекулы, слой за слоем снимая внешнюю оболочку, можно очистить душу до первозданного состояния, признать всё дурное, что было совершено, и наконец отпустить это, не терзая своё подсознание горечью и самобичеванием. Только так можно научиться отличать зёрна от плевел, чтобы полностью изменить свою жизнь, привнести в неё ясность и благость.


    Вместо эпилога

    Испанский философ XVII века Грасиан Бальтасар однажды сказал одну поистине глубокую в своей простоте фразу: «Познавай свой нрав, свой ум, свои суждения, пристрастия. Пока себя не знаешь, нельзя собою властвовать. Для лица есть зеркало, для духа - нет; пусть же тут будет зеркалом трезвое размышление о себе. Можно забыть о наружном своём облике, но всегда помни про облик внутренний, дабы его улучшать, совершенствовать. Проверяй, насколько ты твёрд в благоразумии, насколько способен к деятельности; испытай свою горячность, измеряй глубину духа, взвешивай способности» (с). И действительно, не зная самого себя, сложно представить, кто ты есть в этом мире, что значишь для него, да и понять, что есть окружающая реальность, примириться с ней и научиться мыслить, не зацикливаясь на поверхностных эмоциях, тоже практически невозможно.

    Первые шаги на пути к себе всегда нелегки: горечь от осознания собственного несовершенства, низменности и пороков порой нестерпимо разъедает душу, но в этот момент главное – не сбиться с пути. Только приняв свою земную сущность, можно научиться контролировать её, стать чуточку лучше, духовнее и счастливее. И, возможно, уже завтра просыпаться станет куда легче, а действительность покажется не столь серой и унылой.