• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Организация: Читинское суворовское военное училище МВД России

    Населенный пункт: Забайкальский край, город Чита

    Символический аспект в изучении повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

    Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» - одно из самых загадочных и, пожалуй, самое притягательное произведение школьной литературы, неизменно вызывающее интерес даже у мало читающих учеников, поскольку затрагивает темы, очень чувствительные для них. Это обстоятельство требует от учителя особого внимания и деликатности в подходе к интерпретации текста. Нельзя в общении со старшеклассниками, чьё мировоззрение окончательно не сформировалось, допускать романтизацию смерти, делать её привлекательной в глазах учеников, оправдывать добровольный уход из жизни. Но как же этого избежать, если самый любящий, самый чистый и светлый персонаж повести самостоятельно обрывает собственную жизнь, и автор не осуждает его за это?

    Если воспринимать повесть Куприна на событийном, фабульном уровне, то всё описанное в произведении довольно незамысловато и заурядно: история несчастного молодого человека, безнадёжно влюблённого в замужнюю даму не его круга и не его социального положения, не нова, однако даже не самый опытный читатель чувствует, что в основе сюжета лежит некая тайна, выводящая произведение на более сложный, более глубокий уровень. Если же при анализе художественного текста учитывать не только предметно-событийное содержание, но и смысловые переходы на уровень знаков и символов, это даёт возможность постигать иные смыслы и духовный подтекст художественной мысли. Повесть «Гранатовый браслет», как все классические произведения, рассказывает не о частном, а о вечном, о непреходящих, надвременных ценностях, и задача учителя раскрыть это содержание, сделать его доступным для осмысления, научить школьников таким методам анализа, которые помогут им «раскодировать» текст.

    Художественный мир, созданный словом, представляет собой многомерную модель, выстроенную на системе знаков и символов. Символ делает текст объёмным, он обладает свойством в лаконичной форме выражать суть, глубинный смысл переживаемых человеком и человечеством событий. За каждым конкретным символом тянется цепочка ассоциаций, универсальных и индивидуальных, позволяющих внимательному читателю интерпретировать произведение литературы, находить в нем новые смыслы в рамках устоявшейся знаковой системы русской культуры.

    Обращение к символическому уровню повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» выводит читателя на новый уровень его восприятия.

    Загадочный подарок, который главная героиня получает в день своих именин и на который автор обращает внимание уже в названии повести, является своеобразным кодом к пониманию текста.

    Символизм этого подарка слишком очевиден, но почему не рассматривать в этом ключе все остальные детали и всех персонажей повести?

    Символично имя главной героини – Вера. Символична дата - 17 сентября по старому стилю, день памяти мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, день именин Веры. Символичны подарки, которые дарят Вере.

    Прекрасные серьги «из грушевидных жемчужин», подаренные мужем, не вызывают у неё неприятных ассоциаций, даже веселят Веру, однако мы знаем, что в художественной литературе жемчуг является символом, предвестником тревоги, слёз. Будет нелишним провести параллель из других произведений литературы, уже знакомых школьникам. Например, «Слово о полку Игореве». Трагические известия о беде, случившейся с Игорем, Святославу приносит вещий сон, в котором князя осыпают крупным белым жемчугом. А в рассказе Н.С. Лескова "Жемчужное ожерелье" богатый подарок отца пугает и его дочь, и гостей и воспринимается всеми как предвестник несчастий, слёз.

    Сестра дарит Вере старинный молитвенник, переделанный в записную книжку. Он под стать самой Вере: изысканный, в переплёте удивительной тонкости и красоты, но лишенный духовного содержания. Молитвенник для Веры пуст. Символика звучит в каждом слове.

    В самих сестрах словно отражается весь мир – строгий, респектабельный запад и чувственный, иррациональный восток. «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Младшая - Анна, - наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца. <…> Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры».

    Это устоявшийся, разумно обустроенный, благополучный и благонадёжный мир с давно и прочно сложившимися традициями, не знающий любви и не подозревающий о своём незнании: «Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза. <…> Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».

    У Веры с мужем сложились ровные и надёжные отношения партнёрства, товарищества. Своё благополучие она принимает за любовь. Анне отсутствие настоящей любви заменяет восторженная жизнерадостность и чувство обожания, которое она вызывает у мужчин. Романтические чувства в обществе, собравшемся на именины Веры, воспринимаются как повод для шутки, и гости с удовольствием слушают истории князя Василия Львовича, в которых правда мешается с вымыслом и герои в порыве чувств совершают безумные поступки, не свойственные им в реальной жизни. Не менее нелепым и смешным представляется «бедный телеграфист», влюблённый в Веру на расстоянии. Выходит, чувства в этом представительном, почтенном обществе – предмет осмеяния, поскольку нарушают мерный, спокойный ход жизни.

    И только один человек, по-отечески относящийся к Вере и Анне русский генерал Аносов, хранит предание о любви. В этом образе символически воплощена мысль о миссии русского народа сохранить и передать миру знание об истинной любви.

    Единственный герой повести, испытывающий это ставшее уже полумифическим чувство, тайный поклонник Веры, которого до времени никто не видел и не знал его имени. Если не учитывать символику этого образа и рассматривать его только на событийном, фактическом уровне, история Желткова мало чем отличается от двух нелепых и жалких романтических историй, рассказанных Вере старым генералом. В рассказах этих влюблённые юноши гибли в рабской привязанности к даме сердца, глупо, неблагородно, бессмысленно. Любовь «телеграфиста» и трагический её финал при всей красивости и возвышенности, на поверхностный взгляд, такие же, однако в них читатель угадывает некую тайну, способную объяснить и оправдать всё.

    На символическом уровне в простоватой, смешной фамилии Желтков угадывается пасхальный мотив (яйцо – символ Воскресения). Символичен портрет молодого человека, в нём нет реалистичных мужских черт, это, скорее, иконописный лик, проступающий из лучей света: «Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал руки. Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами». Ангельский лик и возраст Христа: «Очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». Комната с круглыми окнами, похожими на пароходные иллюминаторы, напоминающая «кают-компанию грузового парохода» вызывает ассоциацию с ковчегом (в христианстве корабль символизирует церковь, место, где спасаются). В письмах, которые он адресует Вере, нет корыстных притязаний, ему необходимо сообщить ей о любви. Он словно специально послан в этот мир с вестью о любви. К слову, шуточное прозвище «телеграфист» тоже содержит намёк на ту роль, которая ему отведена: передать важные известия. «Телеграфист» не говорит ничего от себя, он транслятор, вестник. В подарке Желткова, гранатовом браслете, овеянном древними поверьями и преданиями, объединены цветовая символика и символика камня: красные гранаты – любовь и жертвенность, зелёный – надежда. Семь-восемь лет, на протяжении которых Желтков «преследует княгиню Веру Николаевну» говорят об истечении срока, отпущенного ему. Семь – число полноты, завершенности, за семь дней создан мир, и по прошествии семи лет должен появиться какой-то результат. Семь лет Желтков любит Веру без надежды. Символика числа восемь двойственная: оно может означать бесконечность, вечность или смерть.

    Таким образом, Желтков – вестник, посланный в этот мир, чтобы пробудить в нём любовь, дать надежду на неё, но людские сердца остаются глухи, мир живёт по своим законам, по правилам, и любовь оказывается вне этих правил. Угрозы «принять меры», пожаловаться властям вызывают у Желткова смех, потому что любовь закону неподвластна, она проходит по другому «ведомству», чего не может понять прокурор Николай Николаевич, брат Веры. Поэтому он и Василий Львович, Верин муж, люди в принципе не жестокие, но придерживающиеся во всём строгих рамок, светских приличий, как библейские фарисеи, требуют «казнить» любовь. Лучшие представители аристократического общества не кричат: «Распни!», и тем не менее, они предугадывают, предполагают «трагический исход» и соглашаются с ним. Смерть Желткова – это не каприз отвергнутого влюблённого, не попытка кому-то что-то доказать, это искупительная жертва, которой он спасает мир от нелюбви. Он умирает, чтобы родилась любовь. Христианские мотивы страдания, жертвенности, смерти и воскресения особенно сильно звучат в конце произведения: «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: „Да святится имя Твое“. Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь».

    В своём последнем письме к Вере Николаевне Желтков говорит о любви как о громадном счастье, которое Богу было угодно послать ему, как о награде. После прочтения Вера пришла к мужу с покрасневшими от слез глазами. Слезами оживает, оттаивает сердце холодной, гордой женщины. По пушкинской формуле начинает воскресать, преображаться её душа: «и жизнь, и слёзы, и любовь…»

    Одну большую красную розу приносит Вера покойному Желткову, и в этом подарке, который она кладёт почему-то под шею умершему, звучат те же мотивы любви и страдания, что и в кроваво-красном гранате. Не любви к нему, Желткову, но любви как новому для Веры состоянию, самой способности любить.

    В финале повести притча о любви переходит в молитву, её усиливает символика звуков: «В уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Музыка Бетховена оживляет слова молитвы, дарит утешение, пророчит рождение Любви и Преображение Любовью.

    Это преображение можно пронаблюдать через знаки, в которых финал повести смыкается с началом. Вместо легкомысленной безделушки, пустого блокнота, переделанного из старинного молитвенника, в финале звучит живое слово молитвы, пробуждающее и наполняющее всё новым смыслом. Жемчужные серьги «грушевидной формы», а лучше сказать, формы капель, «сбываются» потоком слёз, которыми умывается, обновляется душа Веры Николаевны. День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в который Вера праздновала свои именины, в самом деле напомнил о почти утраченных чувствах любви и веры, дал надежду и открыл путь к новым, высшим смыслам, божественной премудрости - Софии. Да и сама Вера преображается, «воскрешается» к новой жизни. Вместо строгой и аристократичной светской дамы с красотой античной статуи, вся жизнь которой, включая взаимоотношения с людьми и благотворительность, диктовалась видным положением в обществе, мы видим растроганную женщину блестящими от слез глазами, взволнованную, трепетную, живую. Этим преображением объясняется звучащая в финале фраза: «Он меня простил теперь. Все хорошо».

    Литература

    1. Куприн А.И. Гранатовый браслет: повести и рассказы. – М. : Дет. Лит., 2010.
    2. Камедина Л.В. Текст в диалоге с читателем: учебное пособие – Чита. : Забайкал.гос.-гум. пед. ун-т., 2009.
    3. Наделяева О.Е. Знаковая система русской культуры: сборник материалов к спецкурсу. – Чита: ЧИПКРО, 2007.

    Александр Иванович Куприн – один из самых талантливых русских писателей. К творчеству этого автор очень неоднозначное отношение, поскольку многие темы он воспринимал по-особому, совсем не так, как другие. У Куприна было свое уникальное восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и не многие счастливчики могут испытать эту любовь.

    Я думаю, что Куприн в некоторой степени был идеалистом и романтиком, так как он считал, что человек должен жить в полной смысле этого слова: любить – значит любить самоотверженно, не жалея себя, ненавидеть – значит ненавидеть сильно, непримиримо; восхищаться – значит восхищаться искренне, от всей души.

    На мой взгляд, самым ярким произведением о любви, которое еще раз подтверждает такое мировосприятие писателя, является рассказ «Гранатовый браслет». В этом произведении рассказывается о жертвенной любви маленького человека, который очень счастлив до последних своих дней, потому что у него была возможность любить. Любовь в произведении Куприна очень яркая, идеальная. Здесь есть много образов-символов, несущих идейный смысл рассказа.

    Я думаю, очень символичен в произведении образ княгини Веры Николаевны. Это независимая, спокойная, холодная красавица: «… Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Эта женщина становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей любви.

    Особое значение имеет образ «тучного, высокого, серебряного старца» - генерала Аносова. Именно этот человек заставляет Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Именно этому герою принадлежат пророческие слова: «…Может быть, твой жизненны путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, с которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Я думаю, Аносов – символ мудрого старшего поколения.

    Символична так же и сам гранатовый браслет: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, …., каждый величиной с горошину».

    Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам, она противостоит всем устоям общества, даже смерть неспособна успокоить человека. Вера Николаевна, к сожалению, очень поздно поняла, как сильно это чувство. Она мучается от своей «слепоты». Желтков принимает свое чувство как божий дар: «Не виноват, Вера Николаевна, что богу угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Он винит свою судьбу за все испытания, которые выпали на его долю. Желтков любит безнадежно, жертвенно, ничего не требуя взамен.

    Даже уходит он из жизни с великой любовью в сердце, со словами, которые становятся ключевыми в произведении: «Да святится имя Твое!» Вере Николаевне остается от этой любви гранатовый браслет и … память. Ей очень тяжело осознавать, что она не увидела, не почувствовала такой любви намного раньше. «Гранатовый браслет» - прекрасный рассказ о великой неразделенной любви, которая «повторяется только один раз в тысячу лет».

    Особое впечатление произвел на меня образ самого Желткова. Я думаю, что он – необычный, искренний человек, который так же символичен, поскольку таких людей очень редко можно встретить в жизни. Но все же считаю, что этот герой в большей степени идеал, чем реальный герой, ибо любить настолько сильно могут только исключительные личности.

    Содержимое сочинения:

    А. И. Куприн — одно из самых ярких имен русской литературы. Его произведения вызвали довольно неоднозначную реакцию. Писатель имел свой особый взгляд на многие вещи.
    Много произведений Куприна посвящены теме любви. Эту тему он раскрывает по-своему, выражая мнение, что настоящей любви практически не осталось на свете. На это великое и глубокое чувство способны в современном мире только особо избранные.
    Куприна можно назвать идеалистом и романтиком, ведь любовь он понимал как нечто исключительное, самоотверженное, бескорыстное. Особенно ярко это отразилось в повести «Гранатовый браслет». Это произведение о сильной, яркой, всепоглощающей любви бедного чиновника к богатой и знатной даме.
    Желтков — всего лишь мелкий чиновник. Но он наделен поразительной способностью самоотверженно любить. Этот человек счастлив, не смотря на то, что эмоции его безответны. Он умеет ценить то чувство, которое у него есть внутри, и благодарит за это Господа.
    На мой взгляд, символичен образ возлюбленной героя. Это княгиня Вера Николаевна Шеина. Она — независимая, спокойная, холодная красавица: «…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Вера Николаевна становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей любви. Символично даже ее имя. Это вера в чувства, в подлинную, безграничную любовь. А для Желткова возлюбленная становится буквально отдельной религией, верой во все самое прекрасное в жизни.
    Безусловно, символичен образ самого Желткова. Маленький чиновник, ничем не примечательный снаружи, буквально раскрывается перед читателем изнутри. В один момент герой будто распрямляется и встает перед нами гордо, величественно. Вначале чувства Желткова кажутся нелепыми, неуместными. На это настраивают нас высмеивания героя князем Василием. Да и инициалы его скорее забавны, чем загадочны: то ли Г. С. Ж., то ли П. П. Ж. Но, читая письма этого нищего чиновника, читателю уже не хочется смеяться над ним. Каждая строка дышит неподдельной любовью и смиренным преклонением перед прекрасной женщиной: «Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам».
    Желтков любит Веру Николаевну на протяжении уже многих лет, еще с тех пор, как она была незамужней девушкой. Все эти годы он присылал ей любовные письма, сначала пылкие и ожидающие ответа, затем нежные, уважительные, проникновенные, безответные. Впервые за все эти годы герой решился прислать своей возлюбленной подарок. Это старинный гранатовый браслет. Куприн приковывает внимание читателей к этому украшению: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину». Символичным является то, что браслет словно оживает в руках Веры Николаевны: «Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни». Видимо героиня предчувствует последующую за подарком трагедию, именно поэтому игра света в браслете напоминает ей кровь.
    Браслет похож на самого Желткова. Герой также выглядит неказистым, «низкопробным», но таит внутри себя невероятную, невиданную способность любить. Пожалуй, первым увидел это в Желткове, как ни странно, именно муж Веры. Он пришел к чиновнику вместе с братом своей жены с целью поговорить с навязчивым поклонником и вернуть ему браслет. Но очень быстро осознал, что перед ним стоит человек, умеющий любить как никто другой. Вера ни даром полюбила князя Василия и вышла за него замуж. Этот человек сохранил в себе достаточную тонкость души, чтобы понять, увидеть подлинные чувства другого человека. В противовес князю Василию выступает брат Веры Николай. Он не верит Желткову, считает его чувства глупыми, не заслуживающими внимания. Этот человек не способен оценить подлинность чувств, искренность эмоций. Именно поэтому Николай до сих пор не женат.
    Мне кажется, что довольно символичным в повести можно назвать сравнение княгини Веры и ее сестры Анны. Они совершенно не похожи не только внешне (Анна «была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью… Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры»), но и внутренне. Примечательно то, что Анна, в отличие от Веры, вышла замуж за глупого, нелюбимого человека. У нее есть дети, но они болезненны. Союз же Веры с ее, казалось бы, любимым Василием оказался полностью бездетным.
    Очень символичен в повести образ пожилого генерала Аносова. Мне кажется, что этот герой помогает автору передать свою собственную позицию. Именно Аносов заставляет Веру взглянуть на своего надоедливого поклонника совсем с другой стороны: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Генерал долго жил на свете и многое видел. Он уверен, что для настоящей, подлинной любви в современном обществе уже нет места. Глубокие и сильные чувства ушли, их заменили привычка и жажда комфорта. Но сам Аносов может только размышлять об этом, ведь на его жизненном пути никогда не встречалась такая исключительная, всепоглощающая любовь. Поэтому к старости лет он остался одинок и бездетен.
    Повесть сопровождает описание осени, увядающей природы. Это прекрасное и печальное зрелище. Так и аристократия 20 века: она прекрасна, образована, но нежизнеспособна. Эти люди увядают, умирают духовно, так как разучились любить. В конце произведения Вера Николаевна понимает, что абсолютная любовь, о которой мечтают все женщины, прошла мимо нее, близко-близко, едва коснувшись. И в память об этих чувствах у нее осталось лишь самое прекрасное произведение Бетховена: «Son. No 2, op. 2. Largo Appassionato».
    «Гранатовый браслет» — прекрасная повесть, посвященная теме любви. На мой взгляд, это произведение затрагивает самые глубокие струнки в душе каждого читателя. А глубокая символичность повести помогает нам лучше и полнее понять позицию автора.

    1)Погода -
    середина августа; густой туман мелкий непрерывный дождик, густая грязь, свирепый ураган ("жалко, грустно и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя..."). Как предвестник чего-то мрачного, несчастья, беды. Настраивает читателя на определенный лад. Олицетворение скучной, однообразной жизни княгини Веры Николаевны Шеиной, где "изорванные клумбы", "желтые листья" - яркие, единственные моменты чего-то стоящего, настоящего.

    2)Футляр с серьгами из грушевидных жемчужин:
    жемчуг считается самой несчастливой драгоценностью, это - слезы ангелов, к тому же грушевидной формы - формы капли, слезы.

    3)Подарок Анны, записная книжка
    "в удивительном переплете: на старом, стершемся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты... Книжка была прикреплена к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости". В ней кощунственно заменены страницы, прежде заполненные божественными писаниями. Она сделана из древнего молитвенника.

    4)Рыба "морской петух".
    "Ее чешуя отливала золотом, плавники были ярко-красного цвета, а от громадной хищной морды шли в стороны два нежно-голубых складчатых, как веер, длинных крыла. Морской петух был еще жив и усиленно работал жабрами". Как символ чего-то уходящего, безвозвратно утерянного; возможно, смерти, как человека, так и его внутреннего мира или его отношений с другим человеком.

    5)Генерал Аносов
    настоящий, не фальшивый, как остальные гости, живой, нравственный, по-детски чистый, всеми обожаемый, романтичный человек. Верящий в любовь.

    6)Число гостей -
    тринадцать - мистическое, тревожное число, предвестник беды.

    7)Футляр с золотым браслетом.
    "Точно кровь!" - подумала с тревогой Вера."
    "По старинному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти".

    8)Домашний юмористический альбом с собственными иллюстрациями к сатирическим рассказам князя Василия.
    Пародированная история умирающего от любви телеграфиста, завещавшего Вере "две телеграфные пуговицы" - еще одно мистифицированное предупреждение о приближении трагедии.

    9)Место жительства Желткова:
    "комната была очень низка, но очень широка и длинна...Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода". Мебели мало: узенькая кровать, большой диван, истрепанный ковер и по-середине - стол со скатертью.

    10)Фамилия Желткова, и сам персонаж.
    Что-то неприятное, больное, склизкое, словно желток у яйца, убогое и не имеющее твердого внутреннего стержня.
    Желтков - образ "маленького человека".

    11)Красная роза -
    символ любви, несчастливой и безнадежной, глубокой, но не имеющей развития в будущем.

    12)Соната Бетховена.
    Вера просит подругу Женни сыграть что-нибудь, не сомневаясь, что сыграно будет "то самое место из второй сонаты, о которой просил... Желтков".
    "И душа ее как будто раздвоилась. Она одновременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет".

    Могучая Ирина Валентиновна
    преподаватель русского языка и литературы
    ГБПОУ «Педагогический колледж №4»
    Санкт-Петербурга

    Для любого словесника, наверное, главным в его профессиональной деятельности является не только научить осмысленно читать и грамотно писать своих воспитанников, но и развивать их нравственно - этически. Как же практически решить эту проблему в классе из 30 человек? Всем знакома следующая ситуация: преподаватель задаёт вопрос - и вдруг лес рук… Кого спросить? Ловишь обиженные взгляды тех, кто не успел ответить. А вот другая ситуация: ученик отвечает, трудно, мучительно рождается мысль, ещё труднее её выражение, а преподаватель смотрит на него и думает о том, что мало времени, да и других надо опросить. Студент же, чувствуя невнимание педагога и не понимая, что оно вынужденное, замолкает, а иногда - навсегда! Что же делать? Дать высказаться каждому - здесь и сейчас! Как, каким образом? По мнению автора статьи, один из путей решения этой проблемы - работа в малых группах, в творческих мини-коллективах.

    Предположим, класс делится примерно на 5 групп (по 5-6 человек в каждой). Каждая группа выбирает лидера, задача которого координировать выступление всех участников этого временного сообщества, а также «секретаря», который записывает мысли высказывающихся (а высказаться должны все) по предложенному заданию. И тем выше оценка группы, чем больше работает в ней каждый участник.

    Далее каждой группе предлагается отрывок из литературоведческого текста по теме (таким образом, студенты, выразив свои мысли по данному им заданию, теперь могут рассмотреть, как оценивают данный материал специалисты-литературоведы). А лучше, если студентам для обсуждения будет предложено 2 альтернативных текста.

    Следующий этап работы состоит в том, что на основе записанного и прочитанного студенты создают план ответа на тот вопрос, над которым трудились. Вся работа должна быть ограничена временем.

    Следующий этап - выступление групп по проработанному ими вопросу, что тоже ограничено временем. После выступления каждой группы, представители других мини-коллективов должны задать по одному вопросу в рамках обсуждаемой темы. Заданные вопросы выписываются на доске, и студенты получают задание: ответить на один из вопросов, записанных на доске. Что ценно в этой работе? Все обучаемые работают в течение урока: детально прочитывают художественное произведение, высказывают свои мысли по обозначенной проблеме, знакомятся с качественным литературоведческим материалом, создают собственные мини-тексты, продумывают вопросы к произведению. Радостно видеть, как сосредоточенно пишут студенты, не отрываясь от работы, не спрашивая об объёме сочинения. Как же практически осуществляется работа в малых группах на уроках литературы?

    Рассмотрим приёмы работы над повестью А.И.Куприна «Гранатовый браслет» . Главная тема повести, как и многих других произведений писателя, - любовь. Как понимают это чувство современные молодые люди? В принципе, так же, как и их сверстники в разные эпохи. Это чувство связанно у них исключительно с радостью, с необыкновенным, испепеляющим счастьем.

    Но ведь на самом деле это не так. Любовь может стать величайшим и горчайшим испытанием, величайшей трагедией. Любовь приносит великие муки, можно стать рабом любви, или, как сейчас модно говорить, зомбированным этим чувством. Ведь была же величайшим и горчайшим испытанием любовь для И.С.Тургенева и его героев . Гигант Базаров «спотыкается» на этом чувстве .

    Вот и в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» любовь, которую испытывает обычный человек, мелкий чиновник Желтков к женщине, с которой он даже не имеет надежды когда-либо встретиться наедине, становится для него величайшим счастьем и великой трагедией. И именно это чувство делает героя произведения личностью, человеком с большой буквы. Сразу вспоминаются строки из стихотворения А.А.Блока: «…только влюблённый | Имеет право на звание человека» .

    Перед нами стоит задача: выяснить, почему повесть заканчивается светло, хотя главный герой погибает? Какое значение имеет в повести соната Людвига Ван Бетховена? Ведь номер этого музыкального произведения с точным указание части (2 Son, оп. 2, №2, LargoAppassionato) Куприн выносит в эпиграф. Это мы должны понять и почувствовать на уроке, посвящённом вышеназванному произведению. Работа начинается с того, что перед классом ставится вопрос: какие ассоциации вызывает у вас слово «любовь»? И дети, как и ожидалось, пишут: радость, счастье, голубое небо, розовые облака… Ни одного тёмного цвета или образа!

    А далее - задание по группам. Первая группа рассматривает наиболее значимые символы в повести. Вторая обращает пристальное внимание на цвета и звуки, которые встречаются в повести. Третья пытается определить все виды любви, встречающиеся в произведении. Четвёртая группа - у её участников самое сложное задание - пробует описать (не слыша) музыку, которая является важным образом в повести. И, наконец, пятая группа анализирует эпизод «Муж и брат Веры Николаевны навещают Желткова» с точки зрения того, как изменяется герой в ходе этой встречи (через мимику, жесты, движения) - своего рода, небольшое психологическое исследование.

    Первая группа исследовала символы, среди которых особое внимание обращает на себя сам браслет - «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зелёный камешек, пять прекрасных гранатов - кабошонов, Каждый величиной с горошину». Этот зелёный камешек - редкий вид граната, он имеет свойство, по словам Желткова, сообщать женщинам дар предвиденья. Красные же камни у женщины, которой странный браслет подарен, ассоциируются с кровью. И, действительно, кровь прольётся, а Вера Николаевна сможет предугадать смерть человека, любящего её. Она же и придёт к Желткову, уже умершему, чтобы попрощаться с ним навсегда. Ребята отметили, что зелёный цвет, несмотря на трагические события,- цвет надежды, природы, воскресения.

    Второй образ-символ, на который обратили внимание студенты,- цветы.

    Начинается повесть с того, что героиня гуляет по саду и срезает цветы к обеденному столу. Их много. Есть отцветающие - летние. Есть и осенние цветы: «Пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах». Не так же ли холодна, горда и прекрасна княгиня Вера Николаевна Шеина в начале повести.

    А вот в конце произведения появляется всего один цветок - большая красная роза, положенная Верой под шею мёртвому Желткову, как символ той любви, «о которой мечтает каждая женщина», по словам генерала Аносова. Вспомнив слова дедушки, Вера поняла, что именно такая любовь прошла мимо неё, и она целует Желткова в «холодный, влажный лоб долгим, дружеским поцелуем». Очевидно, героиня в этот момент переживает чувство вины и потери. Это и отмечают учащиеся.

    Вторая группа рассматривала цвета и звуки, встречающиеся в произведении: рёв сирены, зловещий свист ветра, громыхание железных кровель дач, хлопанье дверей, дикое завывание в печных трубах, мрачные цвета - всё это в начале повести является зловещим предзнаменованием. А заканчивается произведение просветлением, прощением, которое возникает в душе героини под сонату Бетховена. Именно тогда звучат удивительные слова: «Да, святится имя твоё!»

    Третья группа рассматривала все виды любви, представленные в повести, выделив любовь Желткова, как уникальное чувство - трагедию (а повесть является, в какой-то степени, энциклопедией любви).

    Четвёртая группа, которую желательно отделить при работе от класса, пытается услышать музыку сонаты Бетховена, не слушая её. Их реакция такая: музыка возвышенная, лёгкая, как облачко, прекрасная, божественная, в ней слышно шуршание ветерка… Потом именно этой группе даётся возможность первой из класса прослушать отрывок из сонаты Бетховена. После прослушивания они получают объяснение, как переводится термин «LargoAppassionato» (Largo- спокойно, величественно; Appassionato- страстно, взволнованно). И ребята совершенно по-иному определяют теперь характер музыки: музыка спокойная, величественная, эмоциональная, но не внешне, а внутренне. Главное же - не радостная, а, скорее, какая-то сосредоточенная, напоминающая шествие.

    И, наконец, пятая группа рассуждает об изменениях Желткова во время посещения его братом и мужем Веры Николаевны. Студенты выписывают лексический ряд, главные слова которого составляют глаголы: делает два шага навстречу с неловко протянутой рукой, нервные пальцы бегают по борту коричневого пиджачка, неловко кланяется, совершенно растерявшись, опустился на диван и пролепетал омертвевшими губами - это в начале встречи. А потом: положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана, достав портсигар и спички, закурил. Что случилось? Просто в герое просыпается чувство человеческого достоинства. Почему? Потому что ему пригрозили полицией за то, что он… Любит. Таким образом, студенты приходят к выводу, что любовь даёт человеку право ощутить себя человеком с большой буквы, независимо от социальных условностей и материального положения (по ходу работы в группах студенты получают отрывки из литературоведческих статей, позволяющих им сопоставить итоги своих размышлений с высказываниями философов, писателей, критиков).

    Итак, все группы выступили. Вопросы заданы (напомню - по одному от каждой группы). Получились звенья мозаичного рисунка. Теперь же следует объединить их в связный текст. И мы опять возвращаемся к двум главным вопросам, которые были сформулированы в начале изучения произведения: почему повесть заканчивается светло, несмотря на смерть героя (ведь Желтков убивает себя, а это страшный грех)? Какое значение имеет музыка в этом произведении? (И здесь-то звучит соната Бетховена уже для всего класса).

    Студенты приходят к выводу, что и образы - символы, и цвета, и звуки предсказывают в начале повести зловещие события, которые и случаются (ведь мы уже говорили выше о судьбе героя). Но его любовь выделяется среди прочих видов любви, представленных в повести так, как выделяется зелёный гранат на браслете среди кроваво-красных собратьев, как алая роза среди осенних цветов. Любовь Желткова поднимает его над знатными господами, над рабами любви; это чувство освобождает его душу от социальных условностей и превращает фарс (именно так изначально представил историю любви Желткова к Вере Николаевне князь Шеин гостям) в трагедию, именно поэтому так страстно и величественно сопровождает нас в чтении повести соната Бетховена. А великая трагедия (это ещё Аристотель отметил) несёт очищение души, которое называется «катарсисом». Поэтому-то и заканчивается повесть слезами освобождения от чувства вины, когда героиня в величавых и прекрасных аккордах музыки слышит великое прощение и вечную любовь. Примерно такого плана текст создают студенты, объединяя все звенья сообщений в одно целое.

    Таким образом, работа в малых группах способствует важным открытиям:

    1. Студенты учатся сотрудничать, зная, что участие в работе обеспечено каждому.

    2. Общаясь в малых группах, высказываясь и выслушивая других, студенты приобретают коммуникативные навыки.

    3. Организованное чтение помогает им постичь очень важные нравственно-этические понятия. А это, наверное, одна из главных задач урока литературы.

    Литература:

    1. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. М.: Художественная литература. 1958.

    2. И.С.Тургенев. Отцы и дети. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. М.: Правда. 1968.

    3. Грачёва И.А. Уроки русской литературы. СПб.: Велень. 1993.

    4. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Мурманск: Книжное издательство. 1980.