• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В конце XIX века на «крыше Европы», в Альпах, стали как грибы после дождя появляться горные железные дороги, многие из которых были по тем временам инженерным чудом. Подземные станции в недрах неприступных вершин, спиральные тоннели и виадуки, поезда, взбирающиеся с уклоном в 40% на километровые высоты, - мы отобрали для вас пять самых необычных исторических железных дорог Швейцарии.

    (Всего 73 фото)

    1. Уже во второй половине XIX века швейцарцы поняли, что наряду со знаменитыми банками главным конкурентным преимуществом их маленькой страны является умопомрачительная альпийская природа. Однако туристов еще необходимо было как-то привезти в труднодоступные высокогорные районы.

    2. В последней четверти столетия технический прогресс наконец-то позволил найти подходящие инженерные решения: к новым роскошным отелям на склонах Эйгера, Маттерхорна или Юнгфрау путешественников и лыжников должна была доставить сначала паровая, а потом электрическая тяга с помощью рельсового транспорта.

    Самая высокогорная железная дорога Европы - Юнгфраубан

    3. Эйгер, Менх и Юнгфрау - самая знаменитая горная триада Бернского Оберланда, мечта и проклятие многих альпинистов.

    4. Еще с 1860-х годов существовали планы строительства железной дороги, которая должна была пройти прямо сквозь толщу первых двух вершин и завершиться на Юнгфрау, высочайшей из них (4158 метров).

    5. По разным (в основном финансовым и инженерным) причинам к реализации проекта смогли приступить только спустя три десятилетия. В 1896 году швейцарский предприниматель Адольф Гуйер-Целлер начал строительство 9-километровой линии, бравшей свое начало от уже существовавшей на перевале Кляйне-Шайдег у Эйгера железнодорожной станции.

    6. Казалось бы, длина новой дороги не впечатляла, особенно в сравнении с 1000-километровыми высокогорными проектами китайцев. Однако в данном случае имело значение совсем иное: Юнгфраубан возводилась на 100 с лишним лет раньше, с соответствующими технологиями и по частной инициативе. Линии предстояло преодолеть перепад высот без малого в 1500 метров, причем 7 из 9 километров ее длины необходимо было пробить прямо сквозь массив гор Эйгер и Менх.

    7. Этот тоннель строили целых 14 лет, с 1898 по 1912 год, первоначально круглосуточно, в три смены. При проведении взрывных работ погибло несколько рабочих, а в 1899-м процесс затормозился после смерти основного инвестора, Адольфа Гуйер-Целлера. Пришлось изменить и первоначальный маршрут дороги.

    8. Юнгфраубан должна была завершаться у вершины горы Юнгфрау, но из-за последовавших за кончиной вдохновителя проекта финансовых трудностей, а также сложных геологических условий в предполагаемой конечной точке дорогу довели только до перевала Юнгфрауйох между Менхом и Юнгфрау.

    9. Естественно, обычную рельсовую линию строить в данном случае было невозможно. Всего за 9 километров поезд должен был подняться на 1393 метра, с перевала Кляйне-Шайдег (2061 метр над уровнем моря) до Юнгфрауйоха (3454 метра). Для подобных подъемов необходимо было возводить зубчатую железную дорогу.

    10. Подобные магистрали оборудуются дополнительным (третьим) зубчатым рельсом, за которые цепляется одно или два столь же зубчатых колеса, установленных уже на подвижном составе. Технология, получившая особенное распространение как раз в Швейцарии, где насчитывается несколько десятков подобных линий, позволяла относительно легко и безопасно преодолевать крутые горные склоны.

    11. Для Юнгфраубана была выбрана метровая колея (ширина - 1000 мм), линия изначально была электрифицирована (используется трехфазный ток).

    13. Первые два километра она преодолевала по поверхности земли. У подножия горы Эйгер, на фоне ее знаменитой Северной стены, унесшей немало жизней альпинистов, устроена первая станция «Айгерглетчер» («Ледник Эйгер»).

    15. Оставшиеся три станции дороги подземные или, точнее, подгорные. Как гномы из эпопеи «Властелин колец», строители Юнгфраубана возвели прямо в толще горы станционные комплексы, причем не простые, а совмещенные с обзорными площадками. Станция «Айгерванд» («Стена Эйгера») расположена посреди той самой Северной стены и была открыта в 1903 году.

    17. Поезд по дороге наверх останавливается здесь на пять минут. С пассажирских платформ устроены выходы к смотровым окнам, из которых с высоты 2865 метров открываются фантастические панорамы долины Гриндельвальда. Эти же окна в свое время использовались для спасения альпинистов, вздумавших покорить Северную стену Эйгера, но не рассчитавших свои силы.

    19. Общий вид Айгернордванд, где красным выделены выходы со станции «Стена Эйгера».

    21. В 1905 году на высоте 3158 метров вновь-таки в глубинах Эйгера, но уже у его юго-восточного склона открылась станция «Айсмеер» («Ледяное море»).

    23. Наконец, третья (и ставшая конечной) станция Юнгфрауйох заработала только в 1912 году. Расположившаяся на одноименном перевале между горами Менх и Юнгфрау, она заняла высоту 3454 метра, став, таким образом, самой высокогорной железнодорожной станцией всей части света. Именно поэтому она прозвана «вершиной Европы».

    24. Здесь туристы могут выйти на поверхность, где расположено сразу несколько туристических объектов: смотровые площадки с панорамными видами на окрестности, включая самый длинный альпийский ледник Алеч, рестораны, музей, почтовое отделение, ледовый дворец.

    26. Юнгфраубан, конечно, прежде всего - это популярнейший туристический объект. Двухвагонные составы ежегодно перевозят более полумиллиона человека.

    27. Подъем занимает около часа, билет на «вершину Европы» стоит 60 швейцарских франков (€50).

    Самая высокогорная открытая железная дорога Европы - Горнергратбан

    28. Юнгфраубан является самой высокогорной железной дорогой Европы, однако семь из девяти ее километров проложены в тоннелях. В Швейцарии в кантоне Вале на сопоставимых высотах существует еще одна, естественно, также зубчатая дорога, но уже практически полностью проложенная на поверхности.

    29. Горнергратбан связывает курортный городок Церматт с горой Горнеграт.

    30. Ее протяженность также составляет чуть больше девяти километров, но из-за малой длины тоннелей строилась она куда быстрее. Работы начались в 1896 году и продолжались всего около двух лет. Частично двухпутная линия с шириной колеи в 1000 мм соединила существовавшую на высоте 1604 метров железнодорожную станцию в Церматте с горной грядой Горнеграт (3089 метров), где находилась гостиница Kulm.

    31. Уже в 1990-е годы на гостиничных башнях была устроена обсерватория с двумя телескопами.

    32. На линии, максимальный уклон которой составляет 20%, существует четыре тоннеля (самый длинный - всего 179 метров), два виадука и крытая галерея длиной 770 метров, появившаяся в 1940-е годы на наиболее лавиноопасном участке.

    34. На значительном участке Горнегратбана живописный фон для нее составляет гора Маттерхорн, одна из самых знаменитых альпийских вершин.

    37. Общий перепад высот на линии составляет 1485 метров, то есть даже больше, чем на Юнгфраубане. Линия Горнегратбан электрифицирована (она вообще стала первой в Швейцарии зубчатой дорогой с электрической тягой), на ней шесть станций (многие из них рядом с гостиницами). Двухвагонные составы способны перевезти около 2,5 тыс. пассажиров в час.

    39. Еще одним интересным объектом на этой дороге является Риффельальптрам. По сути, это коротенькая (всего 675 метров) трамвайная линия, которая в летнее время перевозит постояльцев гостиницы Riffelalp Grand Hotel от станции Риффельальп прямо к отелю.

    40. На этом снимке справа Горнегратбан, слева заметны пути Риффельальптрама.

    41. Обслуживают одноколейную ветку (ширина колеи - 800 мм) всего два открытых вагончика, работающих от аккумуляторов и построенных еще в 1899 году.

    42. Несмотря на общий несколько игрушечный вид Риффельальптрама, он считается самой высокогорной трамвайной линией в Европе: средняя высота над уровнем моря составляет 2210 метров.

    Самая крутая железная дорога в мире - Пилатусбан

    43. У железных дорог Юнгфрау и Горнерграт максимальный уклон составляет 25 и 20% соответственно. Это, конечно, далеко не рекордные цифры, которых позволяет добиться зубчатая передача. В 1889 году в кантоне Обвальден, в Центральной Швейцарии, открылась линия, связавшая городок Альпнахштад с одной из вершин горного массива Пилатус над озером Люцерн.

    45. Средний уклон Пилатусбана составляет 35%, а максимальный - 48% (!). Для обеспечения подобного крутого подъема не годилась даже обычная зубчатая передача, когда рельс с колесом имели вертикальное соединение.

    46. Инженер Эдуард Лохер предложил элегантное решение: удвоить систему (два рельса и два колеса) и развернуть ее горизонтально.

    47. Такое решение не только позволило ликвидировать угрозу соскакивания колеса с рельса, но и обеспечило устойчивость вагонов во время сильных ветров, частых в этом районе.

    49. Протяженность линии с шириной колеи 800 мм - всего 4,6 километра. За полчаса один из десяти вагонов вместимостью 40 человек каждый преодолевает высоту в 1629 метров.

    50. В конце устроены несколько тоннелей. Первоначально для движения использовалась паровая тяга, с 1937 года линия была электрифицирована.

    Паровозная линия Фурка-Бергштреке

    51. В отличие от Пилатусбана, уже давным-давно электрифицированного, зубчатая железная дорога, соединившая городки Реалп и Обервальд на юге Швейцарии, до сих пор использует паровозную тягу.

    52. Линия в своей высшей точке пересекает перевал Фурка на высоте 2160 метров и имеет максимальный уклон 12%.

    53. Еще в 1981 году этот 18-километровый участок дороги Фурка - Оберальпбан после открытия тоннеля под перевалом Фурка был закрыт и заброшен, но уже спустя 11 лет исключительно благодаря инициативе энтузиастов и их пожертвованиям заработал вновь.

    54. Линия и сейчас функционирует исключительно благодаря частным инвестициями.

    55. Фактически это туристический аттракцион, участники которого имеют возможность проехать по второму по высоте железнодорожному перевалу Европы, насладиться по дороге альпийскими пейзажами и сделать это с помощью горячего лампового яростно дымящего паровоза.

    Ретийская железная дорога - самая высокогорная традиционная железнодорожная линия в Европе

    56. Есть в Швейцарии и выдающиеся во всех отношениях обычные железные дороги, которым для функционирования уже не требуется дополнительная зубчатая передача. Уклоны здесь не так велики, зато протяженность их гораздо выше, и, кроме туристической, они выполняют и обычную транспортную функцию.

    58. В 2008 году Альбула и Бернина, две линии Ретийской железной дороги, крупной узкоколейной сети в юго-восточном кантоне Граубюнден, попали в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

    60. До 1890-х годов железные дороги на юго-востоке Швейцарии практически отсутствовали. Только в 1898-1904 годах была открыта линия Альбула (67 км), а в 1910 году - ее продолжение Бернина (61 км), связавшие «большую Швейцарию» с итальянским городком Тирано через горный курорт Санкт-Моритц.

    61. Этот проект вдохнул принципиально новую жизнь в кантон Граубюнден, позволив ему стать одним из главных туристических центров страны.

    62. Начинаясь в деревне Тузис на высоте 697 метров над уровнем моря, дорога забирается на перевал Бернина (2253 метра), после чего вновь спускается к итальянской границе и в городке Тирано заканчивается на отметке в 429 метров. Уклон при этом не превышает 7%, что позволило отказаться от использования зубчатой передачи. В плане устройства движения линии Альбула и Бернина вполне традиционные, разве что узкоколейные (ширина - 1000 мм). Лишь в некоторых населенных пунктах они проходят просто по городским улицам, напоминая, скорее, трамвай.

    64. Среди выдающихся инженерных сооружений выделяется виадук Ландвассер, шестиарочный изогнутый мост, одним своим концом упирающийся в тоннель. Это настоящий символ линии Альбула.67. С середины 1980-х годов и в особенности после включения линий в список ВКН ЮНЕСКО линии Альбула и Бернина стали особенно популярны среди туристов. По дорогам ездит сразу несколько поездов с вагонами, имеющими панорамное остекление. Например, Bernina Express всего за 4 часа преодолевает 127 километров между Куром и Тирано, сначала поднимаясь на 1700 метров, а потом спускаясь на 1800.70. Построенные более века назад, они до сих пор представляют собой выдающееся торжество человеческого гения, единство захватывающей дух природы и инженерного чуда.

    Полезная информация о швейцарских железных дорогах из первых рук: виды билетов, стоимость проезда, расчёты как добраться в Швейцарии,

    описание, инструкция по бронированию швейцарских билетов, как покупать билеты в Швейцарии, советы, различие поездов

    Швейцария - страна чертовски красивая и при этом чертовски дорогая: если удастся найти в пригороде швейцарского городска гостиницу дешевле 100 евро, то это можно считать большой удачей. Дорого тут жить, дорого тут есть, и, конечно, дорого ездить. Местная транспортная система работает натурально как часы и по часам, вот только её использование разорит любого: часовой вояж примерно на семь десятков километров влетит пассажиру примерно в семьсот рублей!

    Подобные цены мигом разорят любого, так что вполне справедливой будет мысль немного сэкономить на проезде. Для этого можно воспользоваться системой так называемых "Supersaver ticket". Эти билеты отличаются сравнительно низкой ценой, но действительны только на конкретные поезда. В то же время, их использование позволяет почти в два раза сократить расходы на поездку. Скажем, если упомянутая выше поездка из Лозанны в Берн обойдётся в обычном случае в 31 швейцарский франк, то аналогичный вояж по спецпредложению встанет всего в 18.60 франков.

    “К употреблению в таком виде готовы далеко не все направления, и каждый раз, планируя вояж, неплохо бы справляться, как именно обстоят дела на текущий момент.

    Чтобы избежать подобных сложностей, следует использовать многоразовые проездные, которых швейцарцы придумали великое множество. Увы, часть из них для использования мало пригодна, потому как, положим, весьма разумный билетик «9 o"clock travelpass», стоящий лишь 48 франков и позволяющий перемещаться по всей стране с 9 утра до полуночи по будням, доступен лишь счастливым обладателям «Half-Fare travelcard», то есть в большинстве своём местным жителям. Вроде бы, кажется, хорошей идеей будет такую карточку прикупить и себе, однако она стоит 165, 300 и 400 франков на 1, 2 и 3 года соответственно – мало кто ездит в Альпы с такой завидной регулярностью, чтобы окупить подобные приобретения.

    Подобным же скверным образом обстоят дела и с «1-day travelpass», действительным без ограничения утреннего времени. Стоимость его 56.70 франков, но, опять-таки, нужна проклятая «Half-Fare travelcard».

    Единственное, что доступно в этом плане – проездной «Happy Birthday travelpass» за 33 франка, но его использование возможно только в день рождения пассажира, что сильно ограничивает возможности манёвра.

    Таким образом, планирующие мало-мальски активные поездки по Швейцарии оказываются без альтернативы перед набором карточек «Swiss Pass”.

    Подобный билет действителен в течение 4, 8, 15 или 22 дней, причём в обычном случае эти дни идут подряд – нельзя разбивать их по отдельности. Для такого рода мероприятий существует «Swiss Flexi Pass», дающий право кататься по всей транспортной системе 3, 4, 5 или 6 дней в течение месяца. Естественно, чем больше дней предполагается ездить, тем выше стоимость проездного, и в то время как покупка на 4 дня обойдётся в 266 франков, 8-дневка влетит в 384 франка. Аналогично, раздельный билет на 3 дня будет стоить 254 франков, его аналог на 4 дня 308 франка и так далее.

    Нетрудно заметить, что чем больше дней в билете, тем в среднем дешевле стоит каждый день. И тут надо упомянуть про ещё один способ экономии: путешествующие группой покупают свои билеты с небольшой скидкой, отчего для каждого из них первый указанный вариант обойдётся в 226 и 326 франков соответственно, а второй в 216 и 262 франка – какая-никакая, а выгода…

    Есть также такая штука, как «Swiss Transfer Ticket», который нельзя купить в Швейцарии - только онлайн или в других странах. Его суть состоит в безвозмездном проезде от любого погранпункта Конфедерации до любой её точки и обратно. При этом точки въезда и выезда могут не совпадать, главное, чтобы поездка в каждую сторону завершилась в течение дня и шла по кратчайшему маршруту. Стоит подобный проездной 130 франков.

    Теперь, когда понимание возможностей швейцарской транспортной системы у нас сложилось, можно перейти непосредственно к процессу покупки билетов.

    Процесс этот достаточно несложен, и начинается прямо с оформления заказа.

    Переключившись на английский язык кнопкой "en " в самом верху мы должны затем ввести нужные пункты отправления и прибытия, чтобы потому получить расписание примерно вот такой вот формы.

    Поскольку в Швейцарии билеты продаются на определённое расстояние, практически всегда имеет смысл выбирать скоростные поезда, чтобы приехать побыстрее. Хотя, положа руку на сердце, обычно разница во времени у них с электричками не слишком велика - маршруты коротковаты...

    Теперь, когда поезд выбран, встаёт необходимость занести в память компьютера свои данные, конкретно имя, фамилию и дату рождения.

    После того, как этот этап позади, остаётся только вспомнить, нет ли под рукой ваучера на скидку.

    Обычно такого ваучера в распоряжении путешественников не имеется, поэтому можно смело переходить к оформлению платежа, для чего сперва внести свои данные по прописке - это нужно для банковской системы.

    Ну и, наконец, вот она, страничка с платёжными данными, заполнив поля который мы можем нажать вожделенную кнопочку "Purchase " и купить билет.

    Использование билетных автоматов Швейцарии также вполне доступно для любого человека, мало-мальски сносно владеющим хоть каким-нибудь языком.

    Вот так выглядят подобные автоматы.

    Меню устроено сразу на нескольких языках, мы выберем наиболее популярный - английский.

    Немецкий нам совсем не нужен в данном случае, так что нажимаем на "English " в правом нижнем углу экрана.

    Благодаря такому нажатию мир становится понятнее, и все возможные опции как на ладони.

    Введя станции отправления и назначения, мы зачастую получаем варианты проезда - через какую-то определённую станцию или там кратчайшим маршрутом.

    Само собой, требуется выбрать поездку в одну сторону, или туда обратно. В последнем случае предусмотрена определённая скидка.

    Выбор между вторым и первым классом очевиден.

    Видимая сложность следующего экрана на самом деле не стоит ломаного гроша: эти ухищрения нужны тем, у кого есть упоминавшаяся выше "Half-Fare travelcar", тем, кто везёт животных и так далее. Мы же выбираем 1/ 1 и ту клавишу в правой колонке, которая соответствует количеству пассажиров.

    Сделав несложный выбор, мы переходим к поискам нужной даты.

    По умолчанию дата всегда сегодняшняя - это надо иметь в виду.

    Изменение даты произвести легче, чем два байта переслать - для этого есть специальная кнопка "Later date " вверху справа.

    Наконец, перед нами цена и вместе с ней варианты оплаты. Стоит отметить, что на приграничных станциях Швейцарии автоматы также принимают европейские монеты и купюры, выдавая сдачу, однако, швейцарскими франками.

    И ещё для пущей важности рассмотрим вариант, когда нам нужен не простой билет, а какой-либо проездной. Для этого нужно выбрать опцию "Other tickets/offers ", и тогда появятся различные предложения.

    Здесь как раз отображены те проездные, о которых шла речь выше - как видно, приобрести их не составит труда.

    В общем, удачной вам поездки по Швейцарии...

    , SBB-CFF-FFS (нем. Schweizerische Bundesbahnen SBB , фр. Chemins de fer fédéraux suisses CFF , итал. Ferrovie federali svizzere FFS , ретороманск. Viafiers federalas svizras VFS ) - государственная железнодорожная компания (акционерное общество) Швейцарской конфедерации с правлением в её столице Берне .

    Швейцарские федеральные железные дороги
    нем. Schweizerische Bundesbahnen
    фр. Chemins de fer fédéraux suisses
    итал. Ferrovie federali svizzere
    романш. Viafiers federalas svizras
    Тип Государственная компания
    Основание 1 января
    Расположение Швейцария : Берн
    Ключевые фигуры Андреас Мейер (директор)
    Отрасль железнодорожный транспорт
    Число сотрудников 33, 119 (2016)
    Дочерние компании SBB Cargo [d] и SBB GmbH [d]
    Сайт sbb.ch ​ (нем.)
    cff.ch ​ (фр.)
    ffs.ch ​ (итал.)
    Швейцарские федеральные железные дороги на Викискладе

    Сетевой план SBB-CFF-FFS

    Новейший железнодорожный состав RABe 511 в регионе Цюрих

    Поезд на Готтардской линии

    Юридическое положение

    С 1 января 1999 года Швейцарские федеральные железные дороги были выведены из-под управления швейцарского правительства и преобразованы в особое акционерное общество открытого типа , акции которого находятся во владении швейцарского государства . Управление и развитие этого акционерного общества производится по законам рыночной экономики , однако также каждые 4 года вносятся коррективы Федеральным собранием Швейцарии , утверждающим план приоритетов для SBB-CFF-FFS . Государство также оказывает помощь при развитии ж.-д. инфраструктуры, а также следит за тем, чтобы доходы от пассажирских и грузовых перевозок перекрывали расходы на их поддержание.

    Структура

    С 1 января 2009 года SBB-CFF-FFS подразделяется на 4 службы:

    • грузовые перевозки
    • управление и ремонт железнодорожных линий
    • управление принадлежащего обществу недвижимого имущества.

    Центральное правление общества отвечает за финансовую политику и контроль, информатику и логистику, вопросы координации и экономическое планирование, персонал и службу безопасности. Отдельно в этой системе стоит ревизионная комиссия концерна, напрямую подчинённая президиуму Совета правления. С конца 2006 года руководит SBB-CFF-FFS председатель Совета директоров Андреас Мейер. Наряду с А.Мейером, в него входят Жаннина Пилло (пассажирские перевозки), Юрг Штёкли (недвижимость), Никола Перрен (грузовые перевозки), Георг Радон (финансы) и Маркус Йорди (персонал).

    Вдоль границы Швейцарии с Германией, на немецкой территории в южном Бадене, на линиях Вейль-на Рейне - Лёррах и по маршруту линии Seehas движение и перевозки пассажиров обеспечиваются немецкой дочерней фирмой SBB-CFF-FFS , SBB GmbH. Кроме этого, общество контролирует целый ряд дочерних фирм в Швейцарии: SBB Cargo AG (100 %), Thurbo (90 %), RegionAlps (100 %), AlpTransit Gotthard AG (100 %), а также компании Zentralbahn (на 66 %), TILO (50 %), Lyria (26 % акций).

    В 2002 году, в целях сохранения исторического наследия, SBB-CFF-FFS создаёт «Фонд исторического наследия Швейцарских федеральных железных дорог». Этот фонд оберегает имеющий историческую ценность подвижной состав прошлых лет, содержит в Берне инфотеку - большую библиотеку по истории развития транспорта в Швейцарии, с архивом, фотоархивом и собранием плакатов.

    Все линии SBB-CFF-FFS полностью электрифицированы.

    Общие сведения

    • Количество пассажиров (на 2010 год, в млн. чел.): 347
    • Количество пассажиро-километров (на 2010 год, в млн.): 17.513
    • Количество тонно-километров грузовых перевозок (на 2010 год, в млн.): 13.111
    • Количество сотрудников (на 2010 год, чел.): 28.143
    • Общая протяжённость железнодорожной сети (на 2010 год, км): 3.212
    • Количество вокзалов и железнодорожных станций: 804
    • Количество вокзалов, приспособленных для пассажирского сообщения (на 2010 год): 763
    • Количество вокзалов, приспособленных для приёма грузовых перевозок (на 2010 год): 247
    • Вокзал, принимающий наибольшее количество пассажиров: Цюрихский (более 350 тысяч пассажиров ежедневно)
    • Количество парковочных мест для автомобилей при вокзалах: 25.630
    • Пунктуальность при перевозках: 87 %
    • Суммарные вложения в SBB-CFF-FFS в 2007-2010 годах (в млрд. швейц. фр.): 5,88
    • Полученная прибыль (в 2008 году, в млрд. швейц. фр.): 8

    С 2001 года SBB-CFF-FFS занимается также и автобусными перевозками. Так как все железнодорожные линии Швейцарии электифицированы, компания занимается также и производством электроэнергии. Ей принадлежит 6 электростанций:

    • Амштег (кантон Ури)
    • Шателар-Барберин (кантон Во)
    • Этцельверк (кантон Швиц)
    • Массабоден (кантон Валлис)
    • Ритом (кантон Тичино)
    • Вернаяз (кантон Валлис)

    В распоряжении компании находится 17.703 транспортных средства, в том числе (на 2003 год):

    • 1 141 поездной локомотив;
    • 507 маневровых локомотива;
    • 3 883 пассажирских вагона;
    • 12 171 грузовых вагона.

    История

    В XIX столетии все железные дороги Швейцарии находились во владении частных обществ. Конкуренция и региональные противоречия часто приводили к строительству параллельно проходящих линий. В то же время вводимая региональная монополия на перевозки отдельных крупных компаний, гарантировавшая им крупную прибыль, встречала серьёзную критику со стороны общественности. В результате проведённого 20 февраля 1898 года референдума в Швейцарии были национализированы 5 крупнейших частных железнодорожных обществ. Первый Управленческий совет новой государственной компании состоял из 54 членов, 24 октября 1900 прошло его первое заседание, принявшее устав общества. С 1 января 1902 года SBB-CFF-FFS существует как самостоятельная организация. В этот день также в путь отправились первые поезда, руководимые дирекцией SBB-CFF-FFS . Поэтому 1 января 1902 года является официальной датой «рождения» Швейцарских федеральных железных дорог . В период с 1901 по 1909 год были национализированы ещё 5 крупных железнодорожных компаний Швейцарии и присоединены к SBB-CFF-FFS .

    Первые попытки электрифицировать железнодорожные линии SBB-CFF-FFS предпринимались ещё в 1903 году (в сотрудничестве с цюрихской машиностроительной фирмой Эрликон), однако решительно эти технологии начинают внедряться лишь с 1919 года, вследствие резкого удорожания угля.

    С 3 июня 1956 года Швейцарские железные дороги , как это принято и в других европейских государствах, переходят на категории пассажирских перевозок 1-го и 2-го класса, отказавшись от прежней системы 1-го, 2-го и 3-го класса вагонов.

    Крупная реформа на линиях SBB-CFF-FFS была проведена в рамках программы «Bahn 2000» 12 декабря 2004 года, когда были изменены маршруты 90 % поездов. Одновременно на 12 % было увеличено количество задействованных поездов. Кроме этого, время передвижения поездов в наиболее загруженном транспортном треугольнике Берн-Цюрих-Базель было сокращено на 1 час.

    Типы поездов в Швейцарии, бронирование билетов, расписание, маршруты

    В Швейцарии есть различные типы поездов. Национальной железнодорожной компанией является SBB (Schweizerische BundesBahn). Расписание и маршруты этой компании можно узнать на официальном сайте .

    Региональные поезда в Швейцарии

    Основная железнодорожная сеть в Швейцарии состоит из следующих региональных и междугородних поездов:

    • RegioExpress поезда связывают региональные направления с более крупными швейцарскими городами
    • Regio поезда связывают местные города
    • InterCity поезда связывают основные города, такие, как швейцарские Базель и Женева
    • InterRegio поезда связывают Цюрих и Женева с городами по всей Швейцарии. Эти поезда делают больше остановок, чем междугородние поезда
    • S-Bahn (пригородные поезда) — это сеть поездов, которая работает в самых крупных городах

    Международные скоростные поезда в Швейцарии

    Международные высокоскоростные поезда

    • ICE связывают Швейцарию, Германию и Нидерланды
    • RailJet связывает Цюрих с Веной (Австрия).
    • EuroCity связывает Цюрих, Базель и Женеву с Миланом (Италия)
    • TGV связывает Цюрих, Базель и Женеву с Парижем (Франция)

    Рассмотрим подробнее маршруты этих поездов.

    Высокоскоростной поезд ICE

    ICE (InterCity Express) — это скоростной поезд, который соединяет все крупные города в Германии. Он едет с о скоростью до 300 км/ч и является одним из самых быстрых способов передвижения между такими городами, как , Гамбург и Кельн. ICE имеет международные связи в Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции, Швейцарии и Австрии.

    Если вам нужен самый быстрый поезд, обратите внимание на поезд ICE Sprinter . Это последнее поколение ICE поездов, которые совершают перевозки ежедневно в течение часа пик и делают меньше остановок, чем обычные поезда ICE.

    Бронирование билетов на поезд ICE

    Бронирование высокоскоростных поездов ICE является обязательным. Бронировать билеты можно за 3 месяца до даты поездки. Официальный сайт, где можно осуществить бронирование

    Маршруты поезда ICE

    На карте представлены все города, которые соединяет железнодорожная сеть ICE. Помимо Германии, в маршрут поезда входят такие страны как Австрия (Вена, Инсбрук), Бельгия (Брюссель, Льеж), Дания (Копенгаген, Орхус), Франция (Париж), Нидерланды (Арнем, Утрехт, Амстердам) и Швейцария (Цюрих, Интерлакен).

    Удобства и услуги в поезде ICE

    • Кондиционер
    • Детская игровая площадка
    • Кафе-бар
    • Удобства для инвалидов
    • Розетки
    • Ресторан / бистро
    • Видео экраны
    • Wi-Fi интернет

    Высокоскоростной поезд ICE

    Высокоскоростной поезд ICE

    Скоростной поезд Railjet

    Railjet — это один из самых современных и роскошных поездов в Европе. Его маршруты действуют в основном в Австрии, и связывают ее с Германией, Швейцарией, Венгрией и Чешской Республики. Скорость движения Railjet поезда до 230 км/ч. С такой скоростью вы можете доехать из Вены в Будапешт всего за 2,5 часа. Компания Railjet предлагает максимальный комфорт — эргономичные сиденья, бесплатный Wi-Fi, большой выбор еды в меню, развлечения для детей.

    Маршруты поезда Railjet

    На карте представлены маршруты поезда Railjet. Он соединяет следующие города:

    Маршруты скоростного поезда Railjet

    Бронирование билетов на поезд Railjet

    Бронирование можно осуществить на официальном сайте австрийских железных дорог

    Удобства и услуги в поезде Railjet

    • Кондиционер
    • Детская игровая площадка
    • Удобства для инвалидов
    • Газеты / журналы
    • Розетки
    • Ресторан / бистро
    • Видео экраны
    • Wi-Fi интернет

    * Услуги могут отличаться в зависимости от поезда и маршрута. Но во всех поездах есть розетки для зарядки мобильных устройств, а так же бесплатный Wi-Fi.

    Ресторан в поезде Railjet

    Скоростной поезд Railjet

    Скоростной поезд Railjet

    Скоростной поезд TGV

    TGV — это высокоскоростной поезд, маршруты которого лежат по всей Франции и за ее пределами. На нем возможно путешествие из романтического Парижа к берегам Средиземного моря.

    Маршруты поезда TGV

    Маршрутная сеть поездов TGV достаточно широка, вы можете увидеть ее на карте. Это лишь основные соединения:

    Маршруты высокоскоростных поездов TGV

    Бронирование билетов на поезд TGV

    Предварительное бронирование билетов на поезд TGV является обязательным. Вы можете осуществить бронь на сайте .

    Удобства и услуги в поезде TGV

    • Кондиционер
    • Детская игровая площадка
    • Удобства для инвалидов
    • Газеты / журналы
    • Розетки
    • Ресторан / бистро

    * Услуги могут отличаться в зависимости от поезда и маршрута.

    Скоростной поезд TGV

    Салон поезда TGV 1-й класс

    Ночные поезда в Швейцарии (внутренние и международные)

    Международные ночные поезда

    Ночные поезда соединяют Швейцарию с Австрией, Германией, Венгрией, Голландией, Чехией, Сербией и Данией.

    Поезд City Night Line

    City Night Line (CNL) предлагает одну из самых широких ночных сетей по всей Европе. Зачастую путешественники выбирают ночные поезда для экономии времени в поездке.

    Маршруты поезда City Night Line

    Поезд City Night Line

    Поезд City Night Line

    Путешествие по Швейцарии на поезде можно превратить в незабываемое, если осуществить его на .

    Швейцария. Железнодорожная страсть

    Автор: Алина Трофимова. Фото: Алина Трофимова, Switzerland Tourism

    Сомнений нет. Швейцарцы в детстве не наигрались в паровозики. Причем, практическо поголовно. На вопрос о названии самого популярного в стране Интернет-сайта мой знакомый швейцарец, не раздумывая, отвечает sbb.ch – и, действительно, что может быть важнее расписание движения поездов, выгодных предложений и удобных стыковок?!

    Каждый раз, оказываясь в Швейцарии, мой муж теряет голову (к железными дорогами, точнее, их моделям, у него – особая привязанность). Он "зависает", увидев рядом со станцией очередной раритетный (но работающий) паровоз, он может забыть, куда мы едем, рассматривая восстановленные "пульмановские" вагоны поезда Golden Pass. И бросается фотографировать очередной невероятный тепловоз, вагон или состав – и искренне не понимает мое недоумение. Лишь нечеловеческими усилиями, при помощи уговоров ("Пойдем, пойдем, там еще два зала со старинными автомобилями и самолетами,") его удается увести с железнодорожной выставки в Музее транспорта в Люцерне - там представлена огромная коллекция раритетных паровозов в натуральную величину (по старинным составам и вагонам можно полазить и всё можно трогать руками). Расположенная там же действующая модель железнодорожной системы на перевале Сен-Готард с двигающими поездами (разумеется, точно воспроизведенными), автомобилями и домами, заставляет задержаться у макета даже равнодушних к транспортным шедеврам девушек разного возраста.

    Швейцарская система путешествий (Swiss Travel System) – предмет национальной гордости и почитания в этой стране. Им действительно есть, чем гордится. Швейцарские поезда практически бесшумны, удобны и чисты, в них кормят, и, разумеется, они ходят строго по расписанию с удобными стыковками. Единственное, чего нельзя делать в швейцарских поездах – так это курить. Поезд можно взять в аренду и выбрать любой маршрут поездки, на несколько часов или на целый день.

    Моя дочь, проехавшая на местных поездах не одну сотню километров, больше всего ценит в швейцарских вагонах наличие розеток и Wi-Fi (правда, он бывает не во всех поездах). И в каждой поездке с нетерпением ждет появления колоритного персонажа с тележкой - этакий швейцарский Дед Мороз, который провозит по вагонам тележку с газировкой, сэндвичами, сладостями, батончиками, чипсами и прочей, запрещенной в обычной детской жизни, и оттого еще более желанной едой.

    Разумеется, швейцарцы не могли остановиться только на том, чтобы просто продавать билеты из одного города в другой, в вагоны 1 и 2 класса. И придумали разннобразные проездные. К примеру, билет Swiss Pass помимо обычных поездов действует на панорамных маршрутах и на всех видах общественного транспорта во всех крупных (и не очень) городах страны. Для владельцев Swiss Pass / Swiss Flexi Pass также действует 50% скидка на многие горные поезда и фуникулеры. В конце весны и осенью второй проездной Swiss Pass / Swiss Flexi Pass на 4 дня предлагается путешественникам бесплатно (при покупке одного билета второй выдается без дополнительной оплаты, в 2012 году это предложение действует до 30 ноября). Проездные Швейцарской системы путешествий – своеобразный "вездеход": достаточно показать его, и платить за вход в музей не придется (в акции участвуют более 470 музеев Швейцарии). Этот же билет дает скидки до 15% при бронировании некоторых сетевых отелей ).

    Поездка на поезде по Швейцарии – не просто перемещение из пункта “А” в пункт “Б”. Многочисленные панорамные маршруты – Golden Pass, Glacier Express, Wilhelm Tell Express и другие "экспрессы" неизменно входят в число самых популярных в Швейцарии экскурсий. «Самый медленный экспресс в мире» - именно так, с плохо скрываемой гордостью, говорят о панорамном поезде Glacier Express (он же "Ледниковый экспресс") швейцарцы.

    В классическом варианте этот поезд идет из Санкт-Морица (или Давоса) в Церматт (и обратно), вдоль Рейна и Роны, преодолевая на своем пути 291 мост и 91 тоннель: дорога занимает порядка 7,5 часов. Впрочем, наиблее нетерпеливые могут проехать часть маршрута, например, из Церматта до Брига или Кура или из Санкт-Морица до Виспа, в этом случае путешествие займет ощутимо меньше времени. Проездные Швейцарской системы путешествий действуют на всех панорамных маршрутах, но нужно заранее забронировать места. А чистые (и большие) окна в панорамных поездах позволяют получать красивые фотографии даже через стекло.


    По дороге вам будут рассказывать (к каждому месту в поезде прилагаются наушники и брошюра) про достопримечательности и интересные факты. И, конечно, не обойдется без любимого развлечения всех путешествующих - еды и напитков. Сначала накормят швейцарскими блюдами и предложат швейцарское вино (мы про него почти не знаем, а напрасно), затем продемонстрируют довольно-таки эффектный способ подачи местных настоек (кирша, абрикотина, вильямина и пр.).

    Почему-то особенно радуются этому аттракциону туристы из Азии, а их в вагонах будет предостаточно: традиционно поездка на Glacier Express и других панорамных поездах считается одной из самых престижных, это настоящий must при путешествии по Швейцарии.

    И из всех красивых и очень красивых дорог Швейцарии особняком стоит Ретийская железная дорога. В 1904 году было построен участок пути с тоннелем Альбула, а чуть позже появился маршрут, соединивший Санкт-Мориц и Тирано. В 2008 году железные дороги Альбула и Бернина были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Часть Ретийской железной дороги входит в маршрут "Ледникового экспресса".


    В начале XX века идея пустить поезд через перевалы, в узкие ущелья, где и обычной дороги-то не было, казалась чем-то из разряда фантастики. Но не для швейцарцев. Железная дорога, позже признанная гением инженерной мысли, включает множество невероятных по красоте виадуков, тоннелей и мостов. Она действительно уникальна, и не только потому, что проходит по невероятно красивым местам, заставляя туристов с фотоаппаратами и видеокамерами метаться от одного панорамного окна поезда к другому.


    В свое время эта дорога стала самой высокогорной в Европе (до тех пор, пока не построили железную дорогу на Юнгфрауйох) и сегодня по-прежнему является одной из самых крутых в мире. Поезд петляет по горам и долинам, то поднимаясь вверх, ближе к заснеженным вершинам, то спускаясь чуть ниже, к уютным деревням. Проезжая крохотные станции и разглядывая ярко-красные поезда и вагоны, никак не отделаться от ощущения «дежа-вю». И, покопавшись в памяти, начинаешь понимать, с чего были скопированы популярные железнодорожные модели. Вот здание станции и вокзал, вот разные типы вагончиков и электровозов, виадуки, мосты, развязки – такое ощущение, что, будто по волшебству, железнодорожный макет, со всеми его деталями, игрушечными разрисованными домиками и деревьями, взяли и увеличили в десятки раз.

    Зачем тащиться на курорт на поезде, если есть автомобили, спросит скептик. В некоторых случаях путешествия на машине по Швейцарии, действительно оправдано - например, если планируются ежедневные поездки в новую зону катания, удобнее иметь под рукой автомобиль. Но арендовать машину имеет смысл не всегда: дело в том, что на большинстве горнолыжных курортов автомобиль просто не нужен. Более того, в некоторых деревнях пользоваться машинами нельзя - их придется оставлять на парковке на въезде на курорт или рядом с ним. В частности, к таким курортам относится Церматт и Саас-Фе, а также Венген (в него вообще можно добраться только на поезде), Бетмеральп и Ридеральп. Если же совершенно не хочется тащить за собой чехол с лыжами и чемодан впридачу, можно поручить сделать это за вас швейцарским железным дорогам - услуга Fly Rail позволяет сделать так, чтобы ваш багаж приехал к месту назначения без вас, прямо из аэропорта, вам даже не придется ждать свой багаж. Это особенно удобно, если по дороге на курорт (или обратно) вы собираетесь провести день-другой в швейцарских городах. Детали и правила доставки можно уточнить на сайте sbb.ch .


    Полезное:
    Swiss Pass (действует на всех видах транспорта по всей стране без ограничений): € 222 на 4 дня (2 класс). Дети до 16 лет путешествуют с одним из родителей бесплатно (при наличии у родителя проездного билета). Также есть билеты со скидками для молодежи, на фиксированное количество дней (Swiss Flexi Pass). Для поездки только от аэропорта до курорта и обратно имеет смысл приобрести Swiss Transfer Ticket (продается только за пределами Швейцарии, у туроператоров и турагентств, либо его можно заранее заказать с доставкой на сайте sbb.ch): от €108 (2 класс, билет в обе стороны).

    Панорамные маршруты:

    Glacier Express ("Ледниковый Экспресс")
    Маршрут: Церматт - Бриг - Андерматт - Кур - Давос/Санкт-Мориц
    Время в пути: 7,5 ч. Выполняется в течение всего года. Зимнее расписание действует с 9 декабря по 8 мая. Путешествие проходит по 291 мосту, через 91 тоннель и перевал Оберальп на высоте 2033 м.

    Предварительное бронирование мест в вагоне " Glacier Express" обязательно и подразумевает доплату в 13 CHF зимой, 33 CHF - летом. Расписание и цены:

    Golden Pass ("Золотой перевал")
    Маршрут: Люцерн - перевал Брюниг - Интерлакен - Цвайзимен - Монтре (/Женева)
    Время в пути: 5,5 ч. Выполняется круглый год.

    Два языка, три мира, шесть озер, один маршрут - всё это "Золотой перевал". Маршрут соединяет между собой Центральную Швейцарию и Женевское озеро. Поезд отправляется в путь из исторического Люцерна через перевал Брюниг вдоль озера Бриенц в Интерлакен, затем через к виноградникам Лаво.

    Между Монтре и Цвайзимменом курсирует поезд "Золотой Перевал Классик" (Golden Pass Classic) с вагонами, стилизованными под знаменитый "Восточный Экспресс".
    Рекомендуется бронирование мест.

    Bernina Express ("Экспресс Бернина")
    Маршрут : Кур - Санкт-Мориц - перевал Бернина - Поскьяво - Тирано (- Лугано)
    Время в пути: 4 часа. Выполняется круглый год.

    Этот маршрут соединяет Кур (кантон Граубюнден) с Тирано. Общая протяженность маршрута - 145 км. Поезд поднимается на перевал Бернина, на высоту 2253 метра, пересекает 196 мостов и проходит через 55 туннелей. Из Тирано (Италия) можно продожить маршрут на современном автобусе через Велтлин до Лугано (только летом).
    Бронирование мест в поезде и автобусе обязательно.

    Swiss Chocolate Train ("Швейцарский шоколадный поезд")
    Маршрут: Монтре - Грюйер - Брок и обратно
    Время в пути: 8 часов. Выполняется с мая по октябрь.

    Швейцарский шоколадный поезд - это совместный проект компаний GoldenPass Services и Cailler-Nestle. Отправляясь в путь в вагоне "Belle Epoque" или современном панорамном вагоне, можно увидеть живописные террасы виноградников над Монтрё и средневековый городок Грюйер, родину знаменитого сыра. После экскурсии поезд идет в Брок, где расположена знаменитая фабрика швейцарского молочного шоколада. В стоимость включены следующие услуги:
    . бронирование места
    кофе и круассаны в поезде
    автобус от вокзала в Грюйере в деревушку и обратно
    посещение замка Грюйер
    посещение сырной фабрики в Грюйере
    видео-презентация, посещение производства и дегустация на кондитерской фабрике Nestle

    Расписание: май, июнь, сентябрь и октябрь: по понедельника, средам и четвергам, июль-август: ежедневно. Отправление из Монтрё в 9.12, возвращение в Монтрё - 17:40. Цена: CHF 99.- для взрослых, CHF 69.- для детей и обладателей дисконтной карты.

    Wilhelm Tell Express Экспресс "Вильгельм Телль"
    Маршрут: Люцерн - Люцернское озеро - Флюелен - Сен-Готтард - Беллинзона - Локарно/Лугано
    Время в пути: 5 часов. Выполняется круглый год.

    Скорость - это не то, чего следует ожидать от Экспресса "Вильгельм Телль". Маршрут начинается в Люцерне, на борту исторического двухпалубного колесного парохода, такого же, как и сто с лишним лет назад. После этого можно пересесть на панорамный поезд для продолжения путешествия в Локарно, Тичино - итальянскую часть страны. Дорога в этот кантон идет через знаменитый перевал Сен-Готтард.
    Бронирование мест обязательно.

    Где купить билеты на швейцарские поезда?
    Проездные билеты Швейцарской системы путешествий можно купить у аккредитованных туроператоров в России. Их полный список: , цены на билеты не отличаются от швейцарских. Некоторые виды билетов, в частности, Swiss Tranfer Ticket, можно купить только за пределами Швейцарии.

    Билеты на разовые поездки и некоторые виды проездных можно заказать заранее через Интернет: sbb.ch .

    Выбрать подходящий вид проездного билета можно при помощи сервиса