• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    У бурмистра Власа бабушка Ненила
    Починить избенку лесу попросила.
    Отвечал: нет лесу, и не жди — не будет!»
    «Вот приедет барин — барин нас рассудит,
    Барин сам увидит, что плоха избушка,
    И велит дать лесу»,- думает старушка.

    Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
    У крестьян землицы косячок изрядный
    Оттягал, отрезал плутовским манером.
    «Вот приедет барин: будет землемерам!-
    Думают крестьяне.- Скажет барин слово —
    И землицу нашу отдадут нам снова».

    Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
    Да перечит девке немец сердобольный,
    Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
    Вот приедет барин!» — говорит Наташа.
    Малые, большие — дело чуть за спором —
    «Вот приедет барин!» — повторяют хором…

    Умерла Ненила; на чужой землице
    У соседа-плута — урожай сторицей;
    Прежние парнишки ходят бородаты;
    Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
    И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
    Барина всё нету… барин всё не едет!

    Наконец однажды середи дороги
    Шестернею цугом показались дроги:
    На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
    А в гробу-то барин; а за гробом — новый.
    Старого отпели, новый слезы вытер,
    Сел в свою карету — и уехал в Питер.

    Анализ стихотворения «Забытая деревня» Некрасова

    Некрасов был общепризнанным поэтом-реалистом. В своем творчестве он рассматривал любую проблему не только с одной стороны. Ярким примером такого глубокого анализа является стихотворение «Забытая деревня» (1855 г.). Поэт видит причину народных страданий не только в жестокости и равнодушии помещиков, но и в наивной вере крестьян в своего мудрого барина.

    Произведение состоит из пяти частей. В первых трех описаны типичные для крепостничества народные беды. Одинокой старушке требуется материал на починку жилища. Крестьяне пострадали от самовольного захвата их земель соседним помещиком. Крепостная девушка хочет выйти замуж, но не может этого сделать без разрешения хозяина. Во всех ситуациях посредником между крестьянами и барином выступает управляющий, который стремится только к личной выгоде. Он отвергает все просьбы просителей. Горькая ирония автора проявляется в надеждах крестьян на долгожданный приезд барина. Они уверены, что главным их мучителем является управляющий, а хозяин просто ничего не знает об их страданиях. Такое слепое убеждение напоминает народную веру в справедливого царя-батюшку, окруженного злыми советниками. На самом деле ни царю, ни помещикам не было никакого дела до своих крепостных. Их заботило только своевременное получение доходов с имений. Управляющим предоставлялось полное право действовать по своему усмотрению.

    Четвертая часть описывает крушение всех крестьянских надежд. Бабушка умерла, соседний помещик собрал богатый урожай с захваченной земли, а жениха забрали в солдаты. Но и все разразившиеся беды не могут уничтожить безграничной веры. Крестьяне лишь гадают, почему «барин все не едет».

    В пятой части надежды, наконец-то, сбываются. Крестьяне дождались своего барина, который приезжает… в гробу. Тем не менее объявляется наследник, который уж точно обратит внимание на своих страдающих работников. Но он исчезает так же внезапно, как и появился, опять оставляя крестьян на произвол управляющего. Можно догадаться, что новое поколение будет питать такие же бесплодные надежды по отношению к своему барину.

    Стихотворение «Забытая деревня» описывает конкретный случай, но такое явление было повсеместным в России. Большинство помещиков вообще никогда не посещали свои деревни. Крестьянство представлялось им в образе смутной физической силы, которая приносит доход. Естественно, что личная беда отдельного крестьянина не имела никакого значения для хозяина. Крестьяне не понимали этого и продолжали верить в торжество добра и справедливости.

    «Забытая деревня» Некрасов

    «Забытая деревня» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

    История создания

    Стихотворение «Забытая деревня » написано Некрасовым в 1856 г. и опубликовано в собрании сочинений 1856 г. Первоначально называлось «Барин».

    Литературное направление и жанр

    Стихотворение относится к жанру гражданской лирики и поднимает проблему забытых, заброшенных помещиками деревень. После публикации рецензии Чернышевского в «Современнике» № 11 за 1856 г. цензура усмотрела в стихотворении аллегорию: в образе старого барина увидели умершего в 1855 г. царя Николая І, новый барин - это Александр ІІ, а забытая деревня - вся Россия. Но стихотворение следует трактовать шире.

    Некрасов как поэт-реалист выбрал для эпических героев наиболее яркие, типичные образы крестьян. Бабушка Ненила - воплощение крестьянской нужды и тупого терпения, Наташа отражает тяжёлую судьбу крестьянской женщины, не принадлежащей себе и зависящей от прихоти управляющего, вольный хлебопашец Игнат забрит в солдаты из-за несовершенства законов, из-за взятки земля отнята у крестьян. Типичны также представители власти. Барин не только не вмешивается в проблемы и не интересуется ими, но и не помнит о своей деревне, в которой ему суждено только быть похороненным. Сердобольный немец главный управитель распоряжается судьбами крестьян по своему усмотрению, не позволяя Наташе выйти замуж и преследуя собственные цели. Бурмистр (сельский староста) думает о своей выгоде, а не о крестьянской, взяточник-чиновник подкуплен соседом-лихоимцем.

    Тема, основная мысль и композиция

    Стихотворение состоит из пяти строф, каждая - отдельный эпизод из жизни забытой деревни. В первых трёх строфах крестьяне надеются на то, что барин приедет в их деревню и поможет им в их бедах. В каждой строфе звучит рефрен: «Вот приедет барин».

    В четвёртой строфе описана деревня через большой промежуток времени: старушка Ненила, которой нужен был лес для починки избушки, умерла, отнятый у крестьян соседом кусок землицы приносит высокие урожаи, Игнат, который хотел жениться на Наташе, «угодил в солдаты». В этой строфе слышится разочарование, подчёркнутое рефреном: «Барин всё не едет».

    Пятая строфа тоже отдалена во времени от предыдущей. Она описывает приезд барина на похоронных дрогах в гробу. Теперь барин не может решить не только те проблемы, которые за давностью лет не требуют решения, но и новые. А новый барин, приехавший на похороны, «вытер слёзы» и уехал из забытой деревни в Питер. Рефрен снова меняется: барин приехал в гробу, умерла даже надежда на изменения.

    Тема стихотворения отражена в названии: забытая деревня, оставленные помещиком и зависимые от него крестьяне, жизнь которых проходит в несбывшемся ожидании.

    Основная мысль стихотворения: развенчание мифа о добром барине, на которого можно надеяться. Жизнь крепостного крестьянина неинтересна помещику. Если обобщить: крестьянам нечего надеяться на помощь свыше.

    Тропы и образы

    Крестьянку Ненилу Некрасов описывает с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: бабушка, старушка, избёнка, избушка. Такие же суффиксы употребляются для описания крестьян или их имущества: косячок землицы, Игнаша, Наташа, парнишки.

    Представители власти описаны отрицательными эпитетами или приложенями-характеристиками: лихоимец жадный, сосед-плут. Управляющий-немец называется сердобольным (ирония). Глаголы Некрасов использует просторечные, передавая живой крестьянский язык: оттягал, погодим, перечит, угодил в солдаты, не бредит свадьбой.

    Сам барин как существо, недоступное крестьянам, не описан, а эпитеты описывают его гроб (высокий, дубовый).

    Стихотворение - отрезок жизни забытой деревни, за который сменились поколения, выросли дети и постарели взрослые. Читатель видит происходящее глазами крестьян и воспринимает события через призму их сознания.

    Идея стихотворения близка к идее древнегреческой трагедии: жизнь человека полностью зависит от воли богов, он не в силах изменить ни обстоятельства, ни собственную жизнь, может только покориться. Рефрен первых трёх строф звучит как реплики героев трагедии, надеющихся на помощь высших сил (барина). В третьей строфе крестьяне объединяются в хор, который, подобно древнегреческому, указывает на всемогущество судьбы (барина). В четвёртой строфе герои и хор теряют надежду, а в пятой происходит невиданное в древнегреческой трагедии: смерть не героя, а бога. Таким образом, Некрасов показывает трагедию человека, судьбой которого ничто не управляет, мир мёртвых богов. Забвение - худшее наказание для человека.

    Размер и рифмовка

    Стихотворение написано дольником с четырьмя ударениями в строке. Близость к тоническому стиху подчёркивает народность, песенность. Строфы состоят из 6 строчек с парными женскими рифмами, чаще всего банальными, как в народной поэзии.

    В стихотворении “Забытая деревня” представлена крестьянская тема. Первоначальное название - “Барин”. В тексте отсутствуют слова “забытая” и “деревня”. В.И. Даль определяет слово “деревня” так: “крестьянское селение, в котором нет церкви”. Церковь, тем не менее, имеется (см. последнюю строфу), из чего можно заключить, что более точным названием было бы “Забытое село”.

    У бурмистра Власа бабушка Ненила
    Починить избенку лесу попросила.
    Отвечал: нет лесу, и не жди - не будет!
    ’’Вот приедет барин - барин нас рассудит,
    Барин сам увидит, что плоха избушка,
    И велит дать лесу”, - думает старушка.

    Бурмистр - староста из крестьян, назначаемый помещиком. Получив власть над равными себе, он мог и злоупотреблять ею (см., например, рассказ Тургенева “Бурмистр” из цикла “Записки охотника”). Бурмистр по имени Влас появится на страницах “Кому на Руси жить хорошо” и окажется добросовестным и заботливым старостой. Бабушка Ненила (и далее в этом же стихотворении Наташа) - продолжение темы тяжелой женской доли, намеченной в рассмотренных выше стихотворениях. Первое полустишие четвертой строки - “Вот приедет барин” - сквозной мотив, который возобновится точно в тех же позициях второй и третьей строф.

    Во второй строфе обидчик крестьян - “лихоимец”, то есть здесь скорее всего взяткодатель, подкупивший чиновников, которые незаконно оформили его право владения участком земли, принадлежавшей крестьянам “забытой деревни”. Тем ничего не остается, как надеяться на своего помещика: “Вот приедет барин” - и справедливость должна быть восстановлена, виновных накажут. Эти ключевые слова пока не произнесены вслух: и Ненила, и крестьяне только “думают” об этом как о единственном шансе поправить свое положение.

    Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
    Да перечит девке немец сердобольный.
    Главный управитель. “Погодим, Игната,
    Вот приедет барин!” - говорит Наташа.
    Малые, большие - дело чуть за спором -
    “Вот приедет барин!” - повторяют хором...

    Вольными или свободными хлебопашцами называли государственных крестьян, то есть таких, которые жили на казенных землях, не были крепостными, работали не на помещика, а на государство - и ему же выплачивали налоги. Это все же лучше, чем зависеть от барина: соблазнительно “выйти из крепостного состояния в свободные хлебопашцы” (Герцен. “Былое и думы”). А Наташа, судя по всему, крепостная и не может выйти замуж по своей воле. Ей перечит управитель-немец (как бы предшественник Фогеля из “Кому на Руси жить хорошо”). Он назван “сердобольным”, конечно, иронически, поскольку “сердобольный” - это сострадательный, отзывчивый. Самое вероятное, у немца собственные виды на Наташу, поэтому он препятствует ее замужеству. И опять: “Вот приедет барин” - эти слова впервые произносятся вслух Наташей, а в шестой строке повторяются хором. Мотив усиливается, с тем чтобы достигнув высшей точки, сникнуть в следующей строфе.

    Четвертая строфа свидетельствует о том, что если бы долгожданный барин приехал и вознамерился облагодетельствовать крестьян, то немногое ему удалось бы сделать на этом поприще: бабушка Ненила умерла, хлебопашец отдан в солдаты - этого уже не исправишь. Прежнего “вот приедет барин” не слышно, надежда потеряна. На незаконно отобранной у крестьян земле вырос хороший урожай - чужой урожай, которым они не воспользуются. А “барин все не едет”.

    Наконец однажды середи дороги
    Шестернею цугом показались дроги:
    На дрогах высоких гроб стоит дубовый,
    А в гробу-то барин; а за гробом - новый.
    Старого отпели, новый слезы вытер,
    Сел в свою карету - и уехал в Питер.

    “Шестернею цугом” - в упряжке с шестью лошадьми попарно. Дроги - длинная телега без кузова. В том месте строфы, где поначалу повторялось “Вот приедет барин”, - сообщение о том, что наконец-то приехал: “А в гробу-то барин”. Новый барин - сын покойного, приехавший похоронить отца в родном имении. Поплакал, но что толку? - слезы вытер и уехал в Питер. Чудесная рифма вытер - Питер фольклорна, пословична: “беднякам Питер бока вытер”, “Москва бьет с носка, а Питер бока повытер”, ср. также у Ахматовой в “Поэме без героя”: “А вокруг старый город Питер, / Что народу бока повытер / (Как тогда народ говорил)...”

    Разоренное, запустевшее дворянское гнездо - туда разве что на собственные похороны выбраться, а жить немыслимо. Это печальная тема, и русская литература, касаясь ее, лирически и ностальгически грустила. Гончаровская Обломовка, чеховский вишневый сад - в прошлом подобия земного рая, но то в прошлом, а наступают новые времена, похуже, и хозяева, а подчас бывшие хозяева, покидают свои владения. Впрочем, о “хозяевах” Некрасов не грустил, более того, иногда злорадствовал, что “идиллия” крепостничества закончилась, родной дом опустел, лес вырублен, нива выжжена (см. стихотворение “Родина”). Но и крестьянам лучше не стало. Об этом автор “Забытой деревни” наверняка сожалеет, хотя открыто чувств своих не выражает и не изливает. Стихотворение это как бы и не лирическое вовсе, нет лирического героя, этого навязчивого “я” с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Вместо всего этого - рассказ, причем интонация у рассказчика слегка ироническая, как если бы он вообще никому не сочувствовал. А ведь о том же самом можно было бы поведать с пафосом сострадания, как в очерке Салтыкова-Щедрина “Скрежет зубовный”: “Вот и ты, бедная, сгорбленная нуждой, бабушка Ненила. Спокойно сидишь ты у ворот покосившейся избушки твоей...”

    Но если Некрасов проявил известную сдержанность в описании самых обыденных, казалось бы, событий, то это не помешало читателям увидеть между строк нечто грандиозное: забытая деревня - вся Россия! Стихотворение напечатано в 1856 г., а годом раньше умер Николай I - старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине - Александре II. Можно понять и так.

    Характеризуя ритмический строй стихотворения, мало сказать, что написано оно шестистопным хореем с женскими рифмами, что каждая строка четко делится на полустишия, и потому текст легко было бы представить трехстопнохореическим: “У бурмистра Власа / Бабушка Ненила / Починить избенку / Лесу попросила” и пр. Все это так и есть, но в данном случае хотелось бы обратить внимание и на ритм иного, сюжетосложенческого порядка, на смену темпов и силы звучания от строфы к строфе: 1. Вот приедет барин (просьба, отказ, молчание). 2. Вот приедет барин (молчание). 3. Вот приедет барин (голос). Вот приедет барин! (хор). 4. Барин все не едет (молчание). 5. А в гробу-то барин (заупокойный хор). Своеобразное композиционное решение: центральная третья строфа - с голосом и хором! - самая “громкая” в окружении тишины, глухого ропота и панихидного пения.

    Н.А.Некрасов – поэт-боец, умевший воспламенять сердца других. Он был первым, кто в своем творчестве открыто выступил за справедливое мироустройство, сознательно встал на сторону народа.

    Тягостные картины крестьянской жизни нарисовал Некрасов в стихотворении «Забытая деревня».

    История создания стихотворения «Забытая деревня» такова. Оно было написано Некрасовым 2 октября 1855 года. Опубликовано в сборнике его стихотворений 1856 года и в журнале «Современник» (1856 г). В одиннадцатый номер журнала «Современник» его поместил Н.Г.Чернышевский (Некрасов в то время находился за границей), наряду с другими, острыми в социальном плане произведениями Некрасова, что стало причиной настоящего цензурного всплеска, и привело к угрозе закрытия журнала «Современник». Был наложен запрет на обсуждение в печати некрасовского сборника стихотворений и его переиздание.

    В литературных кругах бытовало мнение, что Некрасов написал «Забытую деревню» под влиянием поэмы Д.Крабба «Приходские списки», но схожесть «Забытой деревни» с соответствующим отрывком «Приходских списков» малозначительна, основной сюжет
    — это авторская разработка Некрасова.

    В стихотворении «Забытая деревня» поэту удалось правдиво показать реальную жизнь русского народа, заострить наше внимание на его характерных чертах: долготерпении и беспредельной вере в доброго барина-защитника.

    Главная тема произведения – тема крестьянской жизни, трудная доля деревенского трудящегося люда, и в целом судьба России.

    В произведении нет лирического героя, размышляющего о долге и ответственности, негодующего и скорбящего. Это стихотворение – рассказ с ироническими интонациями.

    В первой строфе стихотворения мы знакомимся с бабушкой Ненилой, у которой пришла в негодность избенка, и она попросила бурмистра Власа (старосту из крестьян) дать леса на ремонт. Тот ответил ей отказом. Какова при этом реакция старушки? Бабушка подумала о том, что «вот приедет барин», он всех и рассудит, и сам, увидев, что её избушка плоха, велит дать лесу. Старушка свято верит в то, что она в ближайшем будущем получит то, что ей нужно.

    До глубины души возмущала поэта Некрасова слепая вера крестьян в некую высшую справедливость. Эта редкостная особенность деревенского менталитета вызывала у поэта сильную озабоченность, горькую иронию и справедливое возмущение. Некрасов отчётливо понимал, что помещика не заботит судьба крепостных крестьян.

    Если в первой строфе в роли обделенной выступает бабушка Ненила, то во второй — крестьяне, у которых «лихоимец жадный» «оттягал» часть земли; в третьей — хлебопашец Игнаша и его сердечная подруга Наташа.

    Весь этот крестьянствующий люд, чьи просьбы так и остались без ответа, искренне считают, что управляющие на местах своевольничают, а добрый барин приедет и сделает ради них всё, что сможет.

    Четвертая строфа повествует о печальных событиях: Ненила угодила в мир иной, хлебопашец отправлен в солдаты, Наташа оставила мысли о свадьбе. Проблемы не решены. А как они решатся, коли «барина всё нету…»?

    Заключительная строфа стихотворения расставляет все точки над «i». Барин, которого все так ждали, не приедет, он угас, а новый барин, смахнув слезу, «сел в свою карету и уехал в Питер».

    Стихотворение «Забытая деревня» посвящено развенчанию крестьянских иллюзий. Нет никакого дела барину до народа. Автор беспощадно иронизирует по поводу крепко впитавшейся в деревенское сознание веры в «доброго» барина.

    Современники Некрасова воспринимали это стихотворение как политическое обличение. Под старым барином подразумевали Николая I, под новым – Александра II, под «забытой деревней» — крепостную Русь, в которой вот таким «забытым деревням» нет числа.

    Основная идея стихотворения — заклеймить крепостное право, обратить внимание на произвол помещиков, показать трагизм бесправного положения крестьян.

    Главная мысль стихотворения «Забытая деревня» — освобождение России от крепостного права зависит от активности самого крестьянства. Наивно верить в доброго барина, доброго царя, который решит все их проблемы.

    Сквозной мотив, впервые появившийся в четвертой строке первой строфы, повторяется на тех же позициях во второй и третьей строфах — «Вот приедет барин».

    Проблематика стихотворения значительно шире, чем проблемы отдельных людей, о которых рассказывает нам Некрасов. Проблемы, поднятые в произведении, — это проблемы народа в целом. Они касаются сущности национального характера.

    Проводя подробный анализ стихотворения «Забытая деревня», можно сделать вывод: простое человеческое счастье в условиях крепостничества невозможно.

    Стихотворение написано хореем. В каждой строке шесть стоп. Строфы в стихотворении шестистрочные. Схема рифмовки смежная (ааббвв), с использованием женской рифмы (ударение на предпоследнем слоге).

    Средства художественной выразительности стихотворения «Забытая деревня»:

    Эпитеты — «лихоимец жадный», «плутовским манером», «хлебопашец вольный», «чужой землице», «немец сердобольный».

    Восклицания — «Вот приедет барин!»

    Чем мне запомнилось стихотворение Некрасова «Забытая деревня»?
    Наглядным показом Руси. Отдельные события из крестьянской жизни, поэтически соединяясь друг с другом, создают монолитный образ многострадальной Руси.

    Мне запомнилось это стихотворение тем, что оно – не просто отклик поэта на злободневную тему его времени, но и своеобразное завещание потомкам. Не стоит быть пассивным, надеяться на кого-то доброго, нужно уметь бороться самим за своё счастье.

    Мне понравилось это стихотворение Некрасова тем, что оно своим фольклорным ритмом и содержанием напоминает народную песню.

    План анализа стихотворения «Забытая деревня»

    1. Вступление
    2. История создания стихотворения «Забытая деревня»
    3. Главная тема стихотворения
    4. Краткое содержание стихотворения, его суть.
    5. Чему посвящено стихотворение
    6. Основная идея
    7. Главная мысль стихотворения «Забытая деревня»
    8. Сквозной мотив
    9. Основная цель, преследуемая автором при создании этого произведения
    10. Проблематика стихотворения «Забытая деревня»
    11. Стихотворный размер
    12. Средства художественной выразительности
    13. Вывод
    14. Чем запомнилось, чем понравилось стихотворение

    Поэтическое произведение «Забытая деревня» в первописном варианте имело название «Барин». Оно посвящено крестьянской тематике. За жанром – это стихотворение. Оно – настоящий кладезь народных песен, которые предвкушают мечту о добродушном барине в «забытой деревне». Ритмика стиха фольклорная.

    Изображение «славного» помещика тесно связано с крестьянской жизнью, в которой одни покидают этот мир, другие идут в солдаты, третьи – выходят замуж либо женятся… Жизненных перемен довольно много, однако среди них нет того, что связано с верованием в благодетельного барина.

    В «Забытой деревне», как и во многих других произведениях поэта, кульминационные моменты перенесены в заключительные строки. Когда помещика «старого отпели», новый, смахнув слезу, «сел в свою карету – и уехал в Питер».

    Показывает с помощью поэтики Некрасов и сломанные прихотью крепостников женские судьбы крепостниц. Вспомнить хотя бы бабушку Ненилу, которая ждет «доброго барина» и свято верит, что он «велит дать лесу» для починки избы. А вот девушка по имени Наташа – крепостная душа – мечтает о скором замужестве, ведь ее искренне любит «хлебопашец вольный». Да не тут-то было, ведь преградой становится «главный управитель».

    Трагичность заключается в том, что, казалось бы, обычным мечтам крестьянок не суждено сбыться. Новоиспеченный барин даже не думает о деревне. Он, живя в городе, совсем забыл о своих крепостных, его не волнуют их проблемы, а без его присутствия что-то поменять невозможно. А вот механизм деспотов здесь срабатывает и без помещичьих решений. Таким образом, крестьяне воспринимают жизнь по-своему, а рабский труд убивает в каждом из них личность.

    Николай Некрасов был уверен в том, что крепостничество было пережитком прошлого, он возмущался, как крестьяне могли слепо верить в справедливые поступки помещика, считая его мудрым покровителем.

    К сожалению, «забытых деревень» в середине ХІХ века было много. Помещики жили в роскоши, выходили в высший свет, поэтому крестьяне зачастую просто не знали их.

    Некрасов попытался развеять миф о справедливом крепостнике в ироническом тоне, поэтому стих имеет насыщенную социальную окраску. Следовательно, он вызвал негодование со стороны верхушки общества, многие ее представители считали, что «мужицкие стихи» не должны поддавать позору русскую поэзию.