• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Начинает ряд публикаций об армиях мира, их внутреннем устройстве, военном потенциале и т.д. В дебютном материале рассмотрим особенности и военную мощь Вооруженных Сил Объединенных Арабских Эмиратов, которые за последние 20 лет значительно усилились эффективными образцами техники и вооружения, совершив значительный «скачок» в военном плане.

    Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – федеративное государство в Юго-Западной Азии в северо-восточной части Аравийского полуострова. ОАЭ занимают выгодное географическое и важное военно-стратегическое положение в районе с богатейшими запасами нефти и газа, а также вблизи важнейших морских коммуникаций в Персидском заливе и Ормузском проливе.

    Вооруженные силы ОАЭ существуют с 1976 года, на сегодня их численность составляет около 65 тысяч человек. В состав вооруженных сил входят: Сухопутные войска, Военно-морские силы (включая морскую пехоту), Военно-воздушные силы, Национальная береговая охрана.

    В 1978 году из их состава вышли Дубай и Рас-эль-Хайма, но последний впоследствии вернулся назад. Дубай до сих пор сохраняет значительную самостоятельность в военной области.

    История

    История регулярных вооруженных сил на территории нынешних Объединённых Арабских Эмиратов начинается с создания военизированного подразделения под названием Скауты Договорного Омана. Это подразделение было основано в Шардже в 1951 году. Они походили на подразделения милиции, и их задачей было поддержание внутреннего порядка, особенно – в отдаленных от главных центров поселениях, борьба с бандитизмом и работорговлей.

    Скауты Договорного Омана имели высокую репутацию за свою непредвзятость, отличную военную подготовку и эффективность. Служба в этом военизированном подразделении хорошо оплачивалась.

    В 1971 году, после создания ОАЭ, Скауты были переименованы в Союзные силы. В 1975 году Союзные силы обороны общей численностью 3250 военнослужащих состояли из шести мобильных рот, оснащенных легкими танками Scorpion, броневыми машинами Ferret, внедорожниками Land Rover, восемью 81-мм минометами и двумя моторными лодками; а также военно-воздушного подразделения, оснащенного семью вертолетами.

    Военные действия

    Союзные силы обороны участвовали в международной военной кампании – войне в Персидском заливе 1990-1991 годов. Несколько сотен солдат и офицеров армии ОАЭ в составе «Щита полуострова», военной организации Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), помогали освободить Кувейт. ВВС ОАЭ также наносили бомбовые удары по позициям иракских войск. В ходе этой военной операции погибли 6 военнослужащих армии ОАЭ.

    В 1993 году пехотный батальон армии ОАЭ был командирован в распоряжение миротворческих сил ООН в Сомали. Механизированный пехотный батальон принял участие в миротворческой миссии в Косово. Военнослужащие ОАЭ с 2007 года принимают участие в миротворческой миссии в Афганистане.


    Союзные силы обороны приняли участие и в событиях арабской весны. В мае 2011 года 12 боевых самолетов ВВС ОАЭ выполняли боевые задания в Ливии. В подавлении антиправительственных выступлений в Бахрейне армия ОАЭ не участвовала, туда были направлены 500 эмиратских полицейских.

    Военные специалисты армии ОАЭ оказывают содействие властям Ирака. В 2007 году группа саперов и ОАЭ помогала обезвредить минные поля и неразорвавшиеся кластерные бомбы в Ливане. Союзные силы обороны принимают активное участие в защите акватории Персидского залива и Ормузского пролива, а также борется с пиратством в регионе. В 2011 году силами армии ОАЭ было успешно освобождено эмиратское торговое судно, захваченное пиратами к югу от побережья Йемена.

    Сотрудничество

    Военная доктрина ОАЭ носит оборонительный характер, основывается на военно-политическом союзе государств-членов ССАГПЗ и гарантиях безопасности со стороны ведущих стран Запада – США, Франции и Великобритании. В условиях ограниченности собственных людских ресурсов главный упор в военном строительстве делается на оснащение вооруженных сил современными видами оружия и военной техники. Как считают западные эксперты, основная угроза для безопасности ОАЭ исходит от Ирана.

    В 2003 году ОАЭ и Италия подписали соглашение о военном сотрудничестве, которое предусматривает взаимодействие в подготовке кадров, проведение совместных учений, сотрудничество в области военной промышленности.


    Эмираты продолжают участвовать в создании ОВС и объединенной системы ПВО ССАГПЗ. Вооруженные силы ОАЭ принимают постоянное участие в ежегодных совместных учениях ВС стран “аравийской шестерки” – “Щит полуострова” (сухопутные войска), “Сокол полуострова” (ВВС), “Взаимодействие” (ВМС).

    Служба

    Призывной возраст с 18 лет для добровольной военной службы. С 2014 года военная служба обязательна для граждан мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет. Обязательная служба длится от 9 месяцев (для мужчин, имеющих свидетельство об окончании средней школы) до двух лет (для мужчин, не имеющих свидетельства об окончании средней школы). Женщины могут пройти добровольную службу в армии в течение 9 месяцев.

    Нынешнее положение

    Сегодня офицерский корпус страны почти полностью состоит из граждан страны. Штаб-квартира Союзных сил обороны находится в Абу-Даби. Несмотря на то, что основную военную силу в ОАЭ представляют федеральные вооруженные силы, называемые «Союзные силы обороны», некоторые эмираты имеют свои собственные малочисленные вооруженные силы.

    Несмотря на малочисленность, вооруженные силы ОАЭ оснащены самыми современными системами вооружения, производства различных стран, в том числе России и Украины. В 2010 и 2011 ОАЭ были одним из крупнейших иностранных покупателей военной техники и снаряжения в США, потратив на укрепление оборонной мощи страны порядка 14 миллиардов долларов.


    В Сухопутных войсках армии ОАЭ имеются французские, британские и итальянские танки, БТР производства Франции, Турции, России и Бразилии, артиллерийские установки из ЮАР, США и др., противовоздушные установки производства Швеции, Великобритании и Франции.

    С 1980 года начат процесс модернизации ВВС ОАЭ. За стандарт приняты ВВС НАТО. В настоящее время персонал Военно-воздушных сил страны составляет свыше 4000 человек. Практически все боевые пилоты– граждане страны. Иностранные граждане заняты, в основном, в обслуживании баз и обучении. Начато обучение пилотов-женщин

    ВВС ОАЭ имеют на вооружении многоцелевые истребители F-16 Desert Falcon, Dassault Mirage 2000, множество самолетов транспортной авиации, вертолетов и т.д. Самая массовая закупка техники и вооружения состоялась в 2007 году. Тогда было куплено 80 самолетов типа F-16 и порядка 60 Dassault Mirage. Общая сумма затрат только на приобретение самолетов составила около 10 миллиардов долларов.

    Военно-морской флот ОАЭ

    Численность служащих ВМФ ОАЭ невелика - около 2500 человек. В их состав входит батальон морской пехоты, оснащенный 90 бронетранспортерами БТР-3 производства Украины. В состав ВМФ ОАЭ входят суда класса Корвет, быстроходные ракетные катера, боевые, патрульные катера, минные тральщики и т.д.

    Военно-промышленный комплекс

    В целях снижения зависимости от иностранных поставщиков, ОАЭ продолжает увеличивать производство военной техники. Судостроительная компания Абу-Даби производит ряд судов типа Корвет, приспособленных к условиям мелководного Персидского залива. Эта же компания производит боеприпасы, военные транспортные машины и беспилотные летательные аппараты. В 2007 году в ОАЭ начато производство пистолетов системы Caracal, которые приняты на вооружение сил безопасности и армии ОАЭ. Эти же пистолеты приняты на вооружение армией Бахрейна и Иордании.


    Таким образом, нынешнюю армию ОАЭ при всей свой малочисленности можно считать вполне боеспособной и оснащенной достаточно современными образцами техники и вооружения. В последние десятилетия очевиден процесс укрепления обороноспособности и укрепления рубежей. Оно и неудивительно: занимая стратегически важное положение и обладая крупнейшими запасами нефти и газа, власти Эмиратов понимают, что защита территориальной целостности в не всегда спокойной Азии является архиважной, и не скупятся на военные расходы.

    Однако ряд экспертов считают, что несмотря на принимаемые меры по техническому оснащению и подготовке личного состава, армия ОАЭ не в силах самостоятельно защищаться от крупномасштабной внешней агрессии. Военные эксперты выделяют ряд проблем: элементарная нехватка квалифицированного персонала, слабое развитие ремонтной базы, зависимость от иностранных технических специалистов и многое другое. Стоит полагать, что при отсутствии полноценных возможностей в плане обороноспособности власти ОАЭ и дальше продолжат укреплять союзнические отношения со странами Запада и соседями по Персидскому заливу.


    Вооруженные силы ОАЭ: современная структура, вооружение и перспективные планы

    Владимир Щербаков

    Фото предоставлены В. Щербаковым, С. Суворовым и А. Михеевым.

    Окончание. Начало см. в «ТиВ» № 8/2005 г.

    Военно-морские силы организационно включают в свой состав штаб, флот, морскую пехоту, морскую авиацию и береговую охрану (последняя является фактически военизированным формированием и подчиняется ВМС в оперативном плане). Руководство данным видом ВС осуществляет командующий ВМС в ранге бригадира.

    В настоящее время на вооружении ВМС ОАЭ состоят:

    Два фрегата (типа Abu Dhabi, бывшие голландские ФР УРО типа Kortenaer);

    Два корвета (типа Muray Jib, спроектированы и построены немецкой компанией Luerssen);

    Восемь быстроходных ракетных катеров (два типа Mubarraz и шесть типа Ban Yas, построенные компанией Luerssen);

    Девять больших патрульных катеров (шесть типа Ardhana и три типа Kawkab);

    Четыре десантных корабля и катера;

    Четыре самолета БПА (С-295М);

    18 вертолетов морской авиации (в том числе пять AS.332F/LSuper Puma, вооруженных ПКР AM-39 Exocet, и семь AS.365 Panther с ракетами AS-15TT).

    На вооружении береговой охраны, кроме того, имеется 40–50 патрульных катеров различного водоизмещения, как вооруженных, так и нет.

    Основные военно-морские базы: Мина Джебель Али и Мина Зайд (Абу- Даби), а также Мина Рашид (Дубай).

    Элитным родом войск ВМС является созданная не гак давно морская пехота, на вооружении которой имеются в том числе и 90 колесных БТР Guardian, разработанных Украиной на базе БТР-80 и поставленных при посредничестве компании ADCOM Military Industries.

    Один из двух патрульных катеров китайской постройки, закупленных МО ОАЭ и после ремонта переданных береговой охране Ирака.

    Следует отметить, что по причине наличия достаточно протяженной береговой линии, многочисленных островов и большой площади ЭЭЗ военно-политическое руководство ОАЭ уделяет повышенное внимание развитию данного вида национальных ВС. Программа вооружения ВМС является одной из крупнейших среди трех видов ВС ОАЭ.

    Наиболее амбициозным проектом является закупка четырех корветов УРО типа A) Baynunah (плюс два корабля в опционе), проектирование которых выполнила французская компания Constructions Mecaniquesde Normandie (CMN) на базе более ранней разработки - проекта BR67. Строительство первого корабля будет осуществлено во Франции (в городе Шербуре), а остальные будут строиться в Абу-Даби на верфи национальной компании Abu Dhabi Shipbuilding (ADSB) в так называемом промышленном районе Муссафа. С последней МО ОАЭ заключило контракт стоимостью более 520 млн. долл. США в начале 2004 г., передача ВМС первого корабля национальной постройки запланирована на 2008 г. (французы должны передать корвет уже в 2007 г.). Кроме строительства головного корабля серии французская компания затем будет осуществлять поставку комплектующих и материалов для строительства остальных корветов в ОАЭ.

    Морская пехота ОАЭ приобрела несколько десятков украинских БТР Guardian.

    Макет корвета УРО типа AI Baynunah, строительство которых для ВМС ОАЭ уже ведется.

    Корвет типа Muray Jib.

    По оценкам специалистов, в конечном итоге французы выполнят до четверти общего объема работ по программе, что будет выражено в сумме 165 млн. евро (это обеспечит Франции 450 тыс. дополнительных человеко-часов и 450 дополнительных рабочих мест). Фактически эта программа вытащила французскую СMN из тяжелого затяжного кризиса. Следует особо подчеркнуть, что это будет первый пример строительства такого достаточно большого корабля в государстве района Персидского залива, раньше подобные корабли приобретались только за границей. Данный факт свидетельствует о стремительном развитии местной кораблестроительной промышленности и стремлении расположенных на Аравийском полуострове государств постепенно отойти от формулы «покупатель-продавец» и начать удовлетворять нужды национальных ВС за счет собственной военной промышленности.

    Новый корвет будет иметь максимальную длину около 70 м, форма корпуса - глубокое V, остроскулая, что наряду с использованием водометных движителей обеспечит кораблю достаточно хорошие мореходность и ходкость. Расчетная скорость полного хода у корвета должна составить не менее 32 узлов, а дальность плавания при скорости экономического хода 15 узлов - около 2400 миль (автономность 14 суток). Главная энергетическая установка будет выполнена на базе четырех дизелей марки MTU 12V595TE90. Имея малую осадку, новые корабли смогут достаточно комфортно чувствовать себя в мелководных прибрежных районах Персидского залива.

    Основное вооружение корвета составят одноствольная артустановка Oto Melara 76/62mm Super Rapid, восемь противокорабельных ракет Exocet ММ40 Block 2 компании MBDA, две малокалиберные скорострельные автоматические пушки Mauser MLG 27, восемь ПУ Мк48 ЗУР Evolved Sea Sparrow, а также корабельный вертолет ПЛО. Экипаж корабля 37 человек, плюс авиагруппа для обслуживания вертолета.

    Радиотехническое и гидроакустическое вооружение будет представлено наиболее современными системами, уже опробованными на боевых кораблях флотов других государств. Среди них будут подкильная ГАС, дистанционно управляемый противоминный подводный аппарат, трех координатная РЛС ОВНЦ, системы РЭБ и пр.

    Кроме рассмотренной программы компания ADSB в настоящее время реализует и проект постройки для национальных ВМС трех больших десантных катеров собственной разработки типа LCVP (стоимость контракта составляет около 40 млн. ди рхам). Данн ые катера будуг иметь экипаж 19 человек и способность перевозить до 56 военнослужащих в полном обмундировании и с личным оружием. Второй «десантной» программой национальной кораблестроительной компании является постройка девяти десантных катеров типа LCP (land craft personnel), имеющих алюминиевые корпусные конструкции, спроектированные шведской компанией Swedeship Marine. Последняя также осуществляет постройку первых трех катеров данного типа в Швеции. Данные катера имеют скорость хода более 33 узлов и обеспечивают высадку на берег до 42 десантников с вооружением. Также данная компания получила контракт стоимостью около 50 млн. долл. США на ремонт двух ракетных катеров ВМС ОАЭ.

    Не отстает кораблестроительная промышленность ОАЭ и в вопросе разработки средств специального назначения. Так, еще на выставке IDEX-200I национальная компания Emirates Marine Technologies представила трехметровый двухместный подводный буксировщик боевых пловцов типа SDV своей собственной разработки. К настоящему времени десять таких аппаратов уже поступили на вооружение частей спецназначения ВМС ОАЭ. а еще два проданы за границу.

    Одной из наиболее «свежих» программ морской авиации ВМС ОАЭ стало приобретение четырех самолетов БПА С-295М Persuader у компании EADS CASA за 140 млн. долл. США (контракт был подписан в марте 2001 г., все машины уже поставлены заказчику).

    Судя по тому интересу, который командование ВМС ОАЭ проявляло в ходе предыдущих выставок вооружения IDEX к предлагаемым на экспорт некоторыми странами неатомным подводным лодкам, у военно-политического руководства этой страны имеются планы на их приобретение. Однако какие- либо реальные шаги в этом направлении до сих пор предприняты не были.

    Модели разработанных силами эмиратских конструкторов подводные аппараты спецназначения: «Класс 5», «Класс 6» и «Класс 8».

    Пока что основную ударную силу ВВС ОАЭ составляют «Миражи» 2000-й серии.

    Этот катер предназначен тоже для флотского спецназа. Только производится он компанией Palm Submarines (ОАЭ).

    Вертолеты в ВВС ОАЭ - преимущественно устаревших типов.

    Военно-воздушные силы и силы противовоздушной обороны организационно состоят из штаба (ВВБ Батин, Абу-Даби), Западного (Абу-Даби) и Центрального (Дубай) авиационных командований. Руководство данным видом ВС осуществляет командующий ВВС и ПВО в ранге генерал-майора. Основные военно-воздушные базы: Батин, Аль-Дафра, Аль-Аин, Минхад. Для базирования самолетов и вертолетов военно-воздушных сил также используются международные аэропорты в Шардже и Дубае. Ведутся работы по сооружению еще одной базы, на которой преимущественно будут базироваться самолеты F-16E/F.

    Все самолеты и вертолеты боевой и вспомогательной авиации ВВС ОАЭ сведены в авиационные эскадрильи, которых насчитывается не менее 17.

    Западное авиационное командование:

    1 - я и 2-я истребительно-штурмовые аэ (ВВБ Аль-Дафра, г. Абу-Даби: по 11 истребителей Mirage 2000EAD и по три самолета Mirage 2000DAD);

    Разведывательная аэ (ВВБ Минхад, г. Дубай; пять самолетов Mirage 2000RAD и три Mirage 2000-5RAD);

    69-я боевая авиагруппа в составе двух вертолетных аэ (ВВБ Аль-Дхарда, г. Абу-Даби; 30 вертолетов АН-64А Apache);

    Штурмовая вертолетная аэ «Аль-Газелле» (AI Ghezelle; базируется в районе международного аэропорта Аль аии- Шарджа; 12 вертолетов SA.342LGazelle, вооруженных ПТРК НОТ);

    Транспортная вертолетная аэ (ВВБ Аль-Дафра, г. Абу-Даби; вертолеты Puma);

    Вертолетная аэ ПАО (ВВБ Аль- Дхарфа, г. Абу-Даби; пять вертолетов AS.332F Super Puma и семь AS.565A Panther, вооруженных ПКР АМ-39 Exocet);

    Транспортная аэ (ВВБ Батин, г. Абу- Даби; четыре С-1 ЗОН, 11 CN-235M и четыре С-212-200 Aviocar);

    Новинка в арсенале ВВС ОАЭ - истребитель F-16Е Desert Falcon.

    Экономико-географическая характеристика ОАЭ

    Площадь территории 83600 км2

    Обрабатываемые территории 2%

    Пустынные земли 98%

    Преобладают низменные равнины, а на востоке имеются горы

    Протяженность береговой

    линии 1448 км

    Территориальные воды 12 миль

    Эксклюзивная экономическая зона 200 миль

    Население более 2485 тыс. чел.

    Ежегодный прирост населения 1,57%

    Религия мусульмане (96 %), христиане, индусы и др. (4 %)

    Официальный язык арабский

    Уровень грамотности 79%

    ВВП 53 млрд. долл. США (2003 г.)

    Доход на душу населения 22 тыс. долл. США (2003 г.)

    Годовой оборонный бюджет 3,4–3,7 млрд. долл. США

    Основа экономики добыча и продажа нефти и газа

    Членство в международных организациях:

    ООН, Лига арабских государств, Совет по сотрудничеству в Заливе, ОПЕК и др.

    Королевский авиаотряд (ВВБ Аль- Дафра, г. Абу-Даби; два Beech King Air 350VIP, два Airbus А300-620, два Boeing 707-3L6B, один Boeing 747 SP-Z5, два Boeing 747-2Р6, один ВАе 146–100, три Falcon 900 и два вертолета AS.332L Super Puma VIP).

    Центральное авиационное командование:

    3-я истребительно-штурмовая аэ (ВВБ Минхад, г. Дубай; 15 самолетов Mirage 2000-5AD/DAD):

    Легко-штурмовая/учебная аэ (ВВБ Минхад, г. Дубай; 17 самолетов Hawk 100);

    Легко-штурмовая/учебная аэ (ВВБ Минхад, г. Дубай; восемь MB.339 и пять MB.326KD/LD);

    Транспортная аэ (ВВБ Минхад, г. Дубай; четыре Ил-76 (взяты в аренду у России в 1998 г.), один BN-2T Turbine Islander МР, два С-I30L-100-30, 23 РС-7 Turbo trainer);

    Транспортная вертолетная аэ (ВВБ Минхад, г. Дубай; 10 SA.330 Puma, восемь AB.206B/L, шесть АВ.205А1, шесть AB.4I2, три ВО-105SAR, четыре Bell 214В, два АВ.212 и один Bell 407);

    Авиапарк ВВС и ПВО ОАЭ:

    19 Mirage 2000-9RAD;

    11 Mirage 2000-9DAD;

    28 Mirage 2000 EAD;

    10 Mirage 2000 DAD;

    23 Mirage 2000-5AD;

    6 Mirage 2000-5DAD;

    3 Mirage 2000-5RAD;

    15 Hawk 102 Mk63;

    2 Boeing 747–422 VIP; 4C-130H;

    4 C-212 Aviocar;

    23 PC-7 Turbotrainer;

    2 Beech King Air 350 VIP;

    1 BN-2 Islander;

    30 AH-64A Apache;

    Специальный авиаотряд для обслуживания VIP-персон (ВВБ Минхад г. Дубай; один Boeing 747SP-31, два Gulfsream II/IV, пять вертолетов АВ.206В V1P, один S-76A и один AS.365N I Dophine 23VIP).

    На вооружении частей ПВО находятся ЗРК Mistral, Rapire(123PK),Crotal (девять 3PKI и RBS-70 (13 ЗРК), 35-мм спаренные зенитные артустановки Skyguard, а также РЛС TPS-70, DR162 и DR172.

    Начальная подготовка личного состава ВВС ОАЭ осуществляется в расположенной на ВВБ Минхад летной школе на учебных самолетах МВ-339А (четыре машины), МВ-326 (16 машин), SF260 (пять машин) и вертолетах AS.350B Ecureuie (14 вертолетов). В последующем пилоты проходят подготовку в Военно-воздушной академии, находящейся в районе международного аэропорта Аль аин-Шарджа и имеющей в своем распоряжении 20 УТС Hawk МкбЗ и 18 УТС Hawk Мк 102.

    На вооружении полиции эмирата Дубай находятся вертолеты АВ.412ЕР (две машины), АВ.212 (семь вертолетов), А- 109К2, АВ.206В Jet Ranger (один вертолет), B0-105CBS (четыре машины) и др.

    Все имеющиеся на вооружении самолеты N lirage2000 EAD/DAD и Mirage2000-5 проходят модернизацию до уровня Mirage 2000-9 (многоцелевой вариант более известного Mirage 2000-5 с расширенными возможностями по нанесению ударов по наземным объектам). Кроме того, в январе 1998 г. дополнительно закуплено 30 самолетов

    Mirage 2000-9 (как новых, так и прошедших капитальный ремонт самолетов, снятых с вооружения ВВС Франции), поставки которых уже практически завершены, и 80 новейших американских самолетов F-16E/F Block 60 Desert Falcon (предыдущее обозначение F-16C/D), поставки которых начались в мае 2005 г, и должны завершиться не позднее 2007 г.

    Общая стоимость контракта, подписанного в мае 2000 г., оценивается от 6,4 до 8 млрд. долл. США (точная сумма является закрытой и не обнародовалась ни одним из участников сделки). Должно быть поставлено 55 одноместных самолетов и 25 «спарок». «Пустынные соколы» оснащены накладными конформными топливными баками, что существенно увеличивает дальность их полета, и новой БРЛС Agile Beam. Подготовка пилотов для этих самолетов началась еще в ноябре 2001 г. и ведется американцами на территории Турции. Подготовку же пилотов, техников, персонала тренажеров и специалистов РЭБ для закупленных французских самолетов Mirage 2000-9 осуществляла французская государственная компания AIRCO, являющаяся авиационным подразделением французской организации Defense Conseil International (DCI).

    В составе данного вида вооруженных сил также имеется 46 транспортных самолетов, более 40 учебно-тренировочных самолетов и около 100 вертолетов различного назначения (в том числе 30 вертолетов огневой поддержки АН-64А Apache).

    Для улучшения качества подготовки пилотов дополнительно в последние годы закуплены 14 вертолетов AS-350B Ecureuil и новые учебно-тренировочные самолеты.

    Средства ПВО представлены скорострельными зенитными артиллерийскими системами Skyguard, стационарными и переносными ЗРК, которые сведены в состав одной бригады ПВО (три дивизиона/батальона) и пяти батарей ЗРК Hawk. В целях повышения боевого потенциала национальной системы ПВО решено сформировать дополнительно от 20 до 24 батарей ЗРК. Тип самого комплекса, который будет закупаться, еще не определен, и в зарубежной печати отмечается, что это могут быть либо американский Patriot РАС-3, либо российский С-300ПМУI В. Пока же военные ОАЭ ожидают начала поступления в войска зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-Cl». Контракт на его разработку был подписан в 2000 г., заявленная стоимость - 720 млн. долл. США.

    По мнению многих аналитиков, авиационное командование ОАЭ выделяет довольно крупные суммы на закупки современных УР и другого авиационного вооружения. Так, например, была приобретена крупная партия УР Black Shaheen, которая является вариантом более известной УР Storm Shadow, разработанной европейской компанией MBDA.

    Самолет БПА С-295М Persuader - одно из последних приобретений ВМС ОАЭ.

    Военные «божественной страны» стали уделять больше внимания «беспилотникам».

    Учитывая так-же, что добыча и продажа нефти приносит ОАЭ огромную прибыль, военно-политическое руководство страны не скупится на приобретение самого современного вооружения и военной техники для национальных ВС. По оценкам специалистов, только за период 1997–2001 гг, на эти цели было израсходовано около 6 млрд. долл. США. Всего же на десятилетнюю программу модернизации ВС ОАЭ, рассчитанную на период с 1995 по 2005 г., было выделено более 15 млрд. долл. США. Сумма достаточно большая и намного превосходящая, например, расходы на аналогичные цели такой страны, как Россия.

    При этом руководство ОАЭ не забывает оказывать и всестороннюю помощь дружественным государствам, таким как Ирак. Для возрождаемой армии последнего ОАЭ в прошлом году передали на безвозмездной основе 44легкобронированные машины Panhard МЗи другую технику и снаряжение.

    Ударный вертолет АН-64А ВВС ОАЭ.

    УТС Мако так и не смог получить прописку в ВВС ОАЭ. Теперь на его место претендует корейский Т-50.

    Два патрульных катера китайской постройки были приобретены МО ОАЭ. прошли ремонт и переоборудование, а затем переданы береговой охране Ирака.

    Из книги Берлин 45-го: Сражения в логове зверя. Части 4-5 автора Исаев Алексей Валерьевич

    Часть четвертая Планы и силы сторон

    Из книги Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых автора Специалисты Немецкие Военные

    Вооружённые силы и транспорт Потребности фронта в транспорте во время войны были, разумеется, колоссальными. «Основные направления» в использовании транспорта менялись в зависимости от обстановки и от замыслов командования. Иногда общее направление менялось буквально

    Из книги Техника и вооружение 2005 12 автора Журнал «Техника и вооружение»

    Вооруженные силы ОАЭ: современная структура, вооружение и перспективные планы Владимир ЩербаковФото предоставлены В. Щербаковым, С. Суворовым и А. Михеевым.Окончание. Начало см. в «ТиВ» № 8/2005 г.Военно-морские силы организационно включают в свой состав штаб, флот, морскую

    Из книги Освобождение 1943 [«От Курска и Орла война нас довела...»] автора Исаев Алексей Валерьевич

    «Звезда» и «Скачок». Планы и силы сторон Особенность любого сражения на окружение, часто называемого «каннами» по имени одной из известнейших битв Античности, заключается в том, что из построения противника вырывается сразу большой фрагмент его войск. В линии фронта автора Гостони Петер

    Вооруженные силы сторон в 1995 году ПеруЭто государство является одной из крупнейших стран Латинской Америки. Площадь территории страны составляет 1285 тыс. кв. км, а население на июль 1994 г. насчитывало 23 650 тыс. человек. Валовой внутренний продукт в 1993 г. оценивался в 70 млрд.

    Из книги «Пламенные моторы» Архипа Люльки автора Кузьмина Лидия

    4. Королевские вооруженные силы Румынии Организация и численность по германскому образцу. Из танковых дивизий две были полностью оснащены боевыми машинами и вооружением германского производства. В военно-воздушных силах имелись только германские и итальянские

    Из книги Меч и огонь Карабаха [Хроники незнаменитой войны, 1988–1994] автора Жирохов Михаил Александрович

    Из книги Кто помогал Гитлеру? Европа в войне против Советского Союза автора Кирсанов Николай Андреевич

    Вооруженные силы Армении. Современное состояние Создание армянских вооруженных сил началось в конце 1980-х - начале 1990-х годов, еще до распада Советского Союза. Одним из первых шагов в этом направлении стало формирование в 1990 году специального полка Министерства

    Из книги Легкие крейсера германии (1914 – 1918 гг.) Часть 2 автора Трубицын Сергей Борисович

    Вооруженные силы Азербайджана. Современное состояние Известно, что после заключения перемирия в мае 1994 года стороны, вовлеченные в конфликт в Нагорном Карабахе, приложили значительные усилия по модернизации своих вооруженных сил. В этом плане особенно большие усилия

    Из книги Освобождение. Переломные сражения 1943 года автора Исаев Алексей Валерьевич

    Вооруженные силы Нагорного Карабаха. Современное состояние Армия обороны Нагорного Карабаха в настоящее время считается военными экспертами лучшей армией на пространстве бывшего СССР. Карабах - полностью милитаризированное государство, построенное по принципу

    Из книги автора

    21. КАК СОЗДАВАЛИСЬ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СССР В ПРЕДВОЕННЫЕ

    Из книги автора

    Перспективные проекты крейсеров В 1916 г. после столкновений с новыми британскими крейсерами типа "С", а также учитывая первые уроки войны, в Германии начали проектирование нового типа крейсера (тип FK), предназначенного для действия в составе эскадр (Flottenkreuzer). Их

    Из книги автора

    «Звезда» и «Скачок». Планы и силы сторон Особенность любого сражения на окружение, часто называемого «каннами» по имени одной из известнейших битв Античности, заключается в том, что из построения противника вырывается сразу большой фрагмент его войск. В линии фронта

    Из книги автора

    Планы и силы сторон Весной 1943 г., когда боевые действия утонули в распутице и постепенно сошли на нет из-за истощения сил соединений сторон в кровопролитной зимней кампании, пришло время задуматься о планах на лето. Утопавшие в грязи поля и дороги должны были рано или

    Руководство ОАЭ неизменно уделяет пристальное внимание повышению боевой мощи вооруженных сил страны (63 тыс. человек). На протяжении многих лет для ВС ОАЭ характерны динамичное развитие, регулярная модернизация и обновление вооружения и военной техники, стремление командования внедрить в штабах и войсках современные методы управления и ведения военных действий, интенсивная боевая учеба. В последние два года эмиратские ВС активно участвуют в военных кампаниях за рубежом: в Йемене и в борьбе против «Исламского государства» в Сирии. Государство выделяет на нужды обороны значительные средства. Так, в 2015 г. военных расходы эмиратов составили 14,4 млрд долларов.

    ВС ОАЭ состоят из сухопутных войск, ВВС, ВМС и Президентской гвардии. Кроме того, княжества, входящие в ОАЭ, имеют собственные военные силы, наиболее крупные (15 тыс. человек) у эмирата Дубай. Это право предоставлено им федеральной конституцией. В то же время Основной закон ОАЭ дает федеральным властям право «ввести федеральные вооруженные силы или силы безопасности в любой эмират - член Федерации по его просьбе для охраны безопасности и порядка».

    Верховным главнокомандующим ВС ОАЭ является президент Федерации, а его заместителем - наследный принц Абу-Даби. Наиболее важные вопросы военного строительства и финансирования ВС решаются Высшим советом эмиров при решающем мнении глав Абу-Даби и Дубая. Решения Совета обязательны для выполнения всеми государственными органами.

    В военно-административном отношении территория ОАЭ разделена на три военных округа: Центральный (территория эмиратов Дубай, Шарджа, Аджман, Умм-эль-Кайвайн), Западный (Абу-Даби) и Северный (Рас-эль-Хайма, Эль-Фуджейра).

    Военная доктрина ОАЭ носит коалиционный характер и основывается на военно-политическом союзе государств-членов ССАГПЗ и гарантиях безопасности со стороны ведущих стран Запада - США, Франции и Великобритании. В настоящее время, по мнению руководства страны, наиболее угрожаемым направлением является иранское. Это обусловлено наличием территориального спора между двумя государствами, а также стремлением Ирана стать доминирующей державой в регионе Персидского залива и неуклонным наращиванием иранской военной мощи. В последнее время повышенное внимание уделяется противодействию террористической угрозе.

    В боевом составе сухопутных войск (44 тыс. чел.) имеется 6 общевойсковых бригад (бронетанковых — 2, механизированных - 2, легких пехотных — 2), артиллерийская бригада и Объединенное авиационное командование. Планируется создать бригаду быстрого реагирования. В армии Дубая имеется 2 механизированные бригады. Основное вооружение: основных боевых танков - 424, артиллерийских орудий, РСЗО и минометов - 594, ПУ ПТУР - более 300, боевых бронированных машин (легких танков, БМП, БТР, бронемашин) - свыше 2000, боевых вертолетов - 25, ПЗРК - 40. Кроме того, в армии Дубая числятся 6 ПУ ОТР типа «Скад» (20 ракет).

    Сухопутные войска оснащены в основном современным оружием и военной техникой. В соединениях и частях регулярно проводятся мероприятия по боевой подготовке. В то же время укомплектованность боевых частей личным составом остается низкой, уровень подготовки войск во многом остается недостаточно высоким, а наличие в армии большого числа образцов боевой техники затрудняет организацию их обслуживания и ремонта, усложняет процесс обучения военнослужащих.

    Президентская гвардия (12 тыс. человек) имеет на вооружении 50 танков, 200 БМП-3, бронетранспортеры.

    Военно-воздушные силы и силы ПВО (4,5 тыс. человек) организационно состоят из трех оперативных командований: Западного (Абу-Даби), Восточного (Дубай) и Северного (Шарджа). На вооружении состоит 154 боевых самолета. Основу боевой мощи эмиратской авиации составляют 139 многофункциональных истребителей F-16 Блок 60 (78 ед.) и «Мираж» 2000 (60 ед.) различных модификаций. При этом состоящие на вооружении ВВС ОАЭ истребители F-16Е/F Блок 60 являются самой совершенной модификацией этого самолета, ее нет больше ни у какой другой страны мира, включая США. Также имеется 7 самолетов-разведчиков «Мираж» 2000ЕD и 2 самолета ДРЛО и У. Военно-транспортная авиация насчитывает 49 машин, в том числе 6 тяжелых американских самолетов С-17. Парк учебных машин насчитывает 79 самолетов. Действия ВВС обеспечивают 3 самолета-заправщика.

    ВВС ОАЭ имеют разветвленную систему базирования. Авиационные части регулярно получают новую технику и вооружение. Планируется замена истребителей типа «Мираж». Подписан контракт на поставку еще двух самолетов ДРЛО и У. Качество подготовки летного состава ВВС оценивается по региональным меркам как хорошее.

    В последние годы повышенное внимание уделяется развитию сил ПВО и ПРО. На сегодняшний день в составе сил ПВО имеется 7 батарей ЗРК «Усовершенствованный Хок» (42 ПУ) и 9 батарей ЗРК «Пэтриот» РАС-3 (72 ПУ). Последние обладают возможностями ПРО. В США закуплены 9 ПУ (48 ракет) новейшего комплекса ПРО THAAD. Кроме того, на вооружении имеются ЗРК ближнего действия «Кроталь», «Рапира», 63 ПЗРК и 50 новейших российских зенитных ракетно-пушечных комплексом «Панцирь-С1». Эмираты располагают системой радиолокационного контроля воздушного пространства, оснащенной современной техникой. ОАЭ являются одним из основных участников создаваемой с помощью США системы ПРО аравийских монархий. В стране будет создан интегрированный центр управления воздушными операциями и противоракетной обороной.

    Военно-морские силы (2,5 тыс. человек) имеют в своем составе 8 ракетных корветов, свыше 20 ракетных катеров, 2 тральщика, десантный корабль, несколько десятков сторожевых и десантных катеров, 5 вспомогательных судов. Имеется также 2 носителя сверхдальних торпед. Морская авиация насчитывает 22 вертолета. Главная военно-морская база - Абу-Даби. Эмираты стремятся создать сбалансированный флот, предназначенный главным образом для действий в прибрежной зоне, но также и в Аравийском море. Флот активно пополняется новыми кораблями и катерами различных типов, разнообразными образцами военно-морских оружия. Вместе с тем, боеспособность эмиратских ВМС остается пока на недостаточно высоком уровне.

    В Абу-Даби действуют космический разведывательный центр и Национальная наземная станция, которые анализируют информацию, поступающую со спутников из-за рубежа.

    Главный упор в национальном военном строительстве делается на оснащение ВС современным оружием и техникой. Располагая значительными финансовыми средствами, ОАЭ стремятся приобретать за рубежом вооружения, созданные на основе новейших технологий. Приоритетное внимание уделяется развитию ВВС, ПВО-ПРО и ВМС, но не обойдены и интересы сухопутных войск. Вместе с тем, имеются значительные трудности в деле освоения сложных современных систем оружия, требует улучшения работа связи, разведки, управление войсками. К слабым сторонам ВС ОАЭ следует отнести недостаточное развитие ремонтной базы, сильную зависимость национальной армии от иностранных технических специалистов. Вооруженные силы испытывают трудности в вопросах комплектования личным составом. В ходе конфликта в Йемене ВС ОАЭ воевали лучше, чем армия Саудовской Аравии, но назвать их действия в целом успешными затруднительно.

    Эмираты являются одним из крупнейших в мире импортеров военной продукции. Так, в 2007-2014 гг. страна закупила за рубежом вооружений и военной техники на сумму 14,556 млрд долларов, а в 2015-2018 гг. эта сумма должна составить 24,188 млрд долларов. Крупнейшим военным поставщиком ОАЭ являются США. Военно-технические связи поддерживаются также с Францией, Великобританией, ФРГ, Россией, Китаем, и рядом других стран.

    По закону 2014 г. военная служба в ОАЭ обязательна для граждан мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет. Срок службы для мужчин, имеющих свидетельство об окончании средней школы — 9 месяцев. Для лиц, не имеющих среднего образования - 2 года. Женщины могут пройти добровольную службу в армии в течение 9 месяцев. С учетом дефицита национальных кадров, власти ОАЭ активно привлекают к службе в армии иностранных граждан, прежде всего пакистанцев и египтян.

    ВС ОАЭ часто участвуют в совместных учениях с армиями западных и арабских стран. Подразделения ВС ОАЭ входят в состав ОВС ССАГПЗ.

    Армия в ОАЭ не играют заметной роли в политической жизни страны, оставаясь в то же время одним из гарантов единства Федерации.

    В целом, несмотря на принимаемые меры по техническому оснащению и подготовке личного состава, ВС ОАЭ не в состоянии самостоятельно решать задачи по защите страны от крупномасштабной внешней агрессии.

    В последние годы руководство Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) придерживается курса на расширение ассортимента продукции собственного ВПК. Изменение военно-промышленной политики страны обусловлено прежде всего нестабильностью внешнеполитической ситуации в регионе, в условиях которой развитие производственной базы военной промышленности существенно повышает уровень самообеспеченности вооруженных сил по отдельным видам ВВТ и снижает степень их зависимости от зарубежных поставок.


    В качестве основы военных отраслей рассматриваются совместные с ведущими мировыми производителями предприятия по выпуску ВВТ. Кроме того, в формировании военной промышленности существенную роль играют созданные и строящиеся при участии иностранных компаний крупные сервисные центры, в которых сосредоточены мощности по обслуживанию, ремонту н модернизации импортной военной техники и вооружения.

    Создание национальной военно-промышленной базы ОАЭ происходит при непосредственном участии и поддержке государства, которое активно и целенаправленно принимает в этом направлении меры экономического и административного характера. Так, по инициативе правительства в 1992 году было создано Бюро офсетных программ для поиска, установления связей местных компаний с иностранными партнерами и создания совместных предприятий различного профиля как на территории ОАЭ, так и за рубежом.

    В 2002 году была образована государственная инвестиционная компания "Мубадала дивелопмент", наделенная широкими полномочиями и располагающая значительными финансовыми ресурсами. Ее деятельность направлена на полное или частичное приобретение активов перспективных местных и иностранных фирм, создание совместных предприятий с зарубежными компаниями, занятыми в производстве высокотехнологичной продукции как гражданского, так и военного назначения.

    Наибольшее внимание руководство ОАЭ уделяет формированию производственной базы авиационной промышленности как наиболее перспективной и потенциально емкой отрасли с учетом географического положения страны, потребностей региона, имеющейся инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата. При этом поставлена цель превратить государство в крупного производителя авиационной техники (AT) гражданского и военного назначения мирового уровня. Для ее реализации активно привлекаются ведущие в этой отрасли мировые производители.

    Одним из примеров сотрудничества инвестиционной компании "Мубадала дивелопмент" с крупнейшими зарубежными фирмами стало создание в 2009 году центра по ремонту и техническому обслуживанию авиационной техники (Advanced Military Maintenance, Repair and Overhaul Centre - AMMROC). Центр представляет собой совместное предприятие, образованное эмиратской компанией "Абу-Даби эркрафт текнолоджи" (бывшая "Галф эркрафт мейнтенэнс компани") совместно с американскими "Локхид-Мартин" и "Сикорский аэрослейс сёрвисиз".

    Здесь выполняются ремонтные работы и осуществляется техническое обслуживание самолетов, вертолетов и отдельных компонентов AT. состоящих на вооружении ВВС ОАЭ и других стран региона. Совместно с американскими компаниями "Снкорский аэроспейс сёрвисиз" и "Локхид-Мартин" на базе ремонтных мощностей центра проводится ремонт вертолетов "Апач" (АН-64), многоцелевых вертолетов типа Белл и "Пума", многоцелевых истребителей F-16, военно-транспортных самолетов С-130 и CN-235. Кроме этого, совместно с французской компанией "Снекма" ведутся работы по ремонту жаростойких труб двигателей М53-Р2 для истребителей "Мираж-2000".

    Госкомпания "Мубадала дивелопмент" в рамках развития национальной авиационной промышленности планирует создать совместное предприятие с итальянской компанией "Алениа аэрмакки", входящей в состав итальянского концерна "Финмекканика", по сборке учебно-тренировочных самолетов (УТС) М-346 на территории эмиратов. В случае подписания официального контракта намечается поставить 48 УТС для ВВС ОАЭ, часть из которых будет собрана на национальной территории.

    В процессе создания производственной и ремонтной базы авиационной промышленности ОАЭ активную политику проводит также руководство эмирата Дубай. Так, на его территории создано несколько крупных предприятий при содействии ведущих зарубежных производителей AT.


    Компания "Эдвансд комьюникэйшн системз", расположенная в промышленной зоне "Муссафа" (г. Абу-Даби), совместно с канадской "КАЕ инк." наладила производство БЛА, воздушных мишеней и радиоэлектронного оборудования. Номенклатура выпускаемой ими продукции представлена БЛА. предназначенными для ведения воздушной разведки и патрулирования ("Я6хон-R, -R2. -RX, -Н. -Смарт-айн -Юнайтед 40"), поиска подводных лодок "Фалкон-1", а также использования в качестве воздушных мишеней ("Ябхон-HMD, -GRNI, -GRN2 и -N") для тренировки расчетов зенитных ракетных комплексов. Компания также производит навигационные системы, системы управления полетами, системы предотвращения столкновений воздушных судов и пневматические пусковые установки.

    "Абу-Даби аутономус системз инвестментс" входит в состав созданного в 2007 году государственного инвестиционного холдинга "Тавазун", который, в свою очередь, является инвестиционным подразделением государственного Бюро офсетных программ. В настоящее время компания располагает мощностями для производства двух типов винтокрылых БЛА: "Апид-55" - при содействии шведской "КибАэро" И "Аль Сабр" (S-J00 "Камкоптер") и австрийской "Шибель".

    Разработкой и созданием БЛА и авиатехники собственного производства занимаются центр исследований и технологий БЛА, расположенный на территории авиабазы "Аль Да фра" в 30 км юго-западнее г. Абу-Даби, и центр исследований и развития аэрокосмических технологий.

    Эмиратская компания "Байнуна груп", образованная в 2005 году для диверсификации экономики и привлечения зарубежных партнеров, создала в целях развития авиационной промышленности несколько совместных предприятий с ведущими французскими фирмами "Снекма", "Дассо авиасьон" и "Талес".
    "СНЕКБАТ энджин текнолоджи" - совместное предприятие эмнратской компании "Байнуна груп" и французской "Снекма-САФРАН груп" создано для сотрудничества в области двигателестроения.

    Компания "ДАСБАТ авиэйши" - совместное предприятие эмиратской компании "Байнуна груп" и французской "Дассо авиасьон"-проводит ремонт истребителей "Мираж-2000-$"

    "Талбат эдвансд текнолоджи"-совместное предприятие эмиратской компании "Байнуна авиэйшн текнолоджи" и французской "Талес" - выполняет работы по ремонту, обслуживанию и модернизации радиоэлектронного оборудования многоцелевого истребителя "Мираж-2000-9" и бортового радиоэлектронного оборудования боевых самолетов ВВС.

    Основу производственной и ремонтной базы бронетанковой промышленности ОАЭ составляют следующие компании: "Эдвансд индастриз ов Арабия"; "Нимр аутомотив"; "Аль Джабср лэнд системз"; "Аль Бади груп": "Эдвансд модулар виклз"; "Саус текнолоджи"; "Аль Таиф".

    "Эдвансд индастриз ов Арабия", созданная в 2009 году в промышленной зоне "Муссафа" г. Абу-Даби, является совместным предприятием эмиратских холдинга "Тавазун" и компании "Бин Джабр груп". Его производственные мощности позволяют выпускать многоцелевые бронеавтомобили "Нимр" с колесной формулой 4х4 и их модификации: "Нимр-2", "Нимрат" и "Нимрад". Основным заказчиком машин "Нимр" выступают вооруженные силы ОАЭ. Интерес к указанной бронетехнике проявляют и другие страны региона. Так, в феврале 2009 года компания "Бин Джабр груп" подписала контракт с Ливией на поставку 120 бронеавтомобилей "Нимр" различных модификаций на сумму 34 млн евро.


    Нимр
    Компания "Нимр аутомотив"-дочернее предприятие инвестиционного холдинга "Тавазун" - расположена в промышленной зоне "Тавазун" г. Абу-Даби. На ее мощностях освоен выпуск бронетехники на базе многоцелевой тактической машины "Нимр" (4х4 и 6х6): командно-штабной машины, БТР и бронированной патрульной машины. Компания также производит многоцелевое колесное шасси (6х6) для различных видов ББМ.

    Компания "Аль Джабер лэнд системз", расположенная в промышленной зоне "Муссафа". совместно с фирмой ИВЕМА (ЮАР) наладила выпуск БТР на базе южноафриканского бронеавтомобиля "Джила" (4х4).

    Фирма "Аль Бади груп" (г. Абу-Даби) совместно с бельгийской "Сабье интернасьональ" производит легкие БТР "Игуана" (FV4-270) с колесной формулой 4 х 4. В соответствии с контрактом, заключенным в 2005 году, завод компании выпускает бронетехнику для национальных вооруженных сил и стран Ближневосточного региона. В конструкцию БТР заложен потенциал для его модернизации, что позволяет использовать машину в различных вариантах (противотанковом. дозорно-разведывательном, транспортном, санитарно-эвакуационном, специализированном). В настоящее время кроме FV4-270 разработаны два варианта: амфибийный (FV4-270A) и противоминной защиты (FV4-290 MPV). Компания выпускает также танковые транспортеры "Волот" (8х8) и эвакуационные тягачи на колесном шасси собственной разработки.

    Кроме того, согласно контракту "Сабье интериасьональ" занимается модернизацией основных боевых танков OF-40 Мк 2 итальянской компании "ОТО Мелара". состоящих на вооружении ВС ОАЭ. Все работы, включая замену двигателя и ходовой части, проводятся на производственной линии "Саус тскнолоджи" - совместном предприятии компаний "Аль Бади груп" и "Сабье интернасьональ".

    Компания "Эдвансд модул ар виклз" совместно с французской "Рено траке дефенс" на сборочном заводе в промышленной зоне "Муссафа" наладила серийный выпуск колесного модульного многоцелевого автомобиля "Аль Даби" (4х4). Машина характеризуется высокой степенью противоминной защиты, хорошей проходимостью, достаточно большой грузоподъемностью, высокой экономичностью и отвечает критериям использования в Ближневосточном регионе. Конструкция автомобиля позволяет при минимальных доработках адаптировать его для выполнения различных боевых задач, что существенно расширяет сферу функционального применения данного средства. Экспортный небронированный вариант "Аль Даби" носит название "Шерпа". Предусматривается разработка также бронированного варианта "Орикс". Основным рынком сбыта этой машины должны стать страны Ближнего Востока.

    На мощностях предприятия налажено также лицензионное производство и проводится модернизация артиллерийско-стрелкового и зенитного ракетного вооружения на базе бронетанковой техники: самоходных артиллерийских гаубиц "Арчер" по шведской лицензии, 155-мм самоходных гаубиц GCT и самоходных пушек ALT-1 ТА по французской. ЗРК 2К12 "Квадрат" и 2K12 "Куб" по российской лицензии.

    Наряду с формированием производственных, ремонтных и сервисных мощностей авиационной промышленности ОАЭ планирует создать на своей территории крупные региональные центры по обслуживанию различной бронетехники. В частности, с этой целью в 2006 году по инициативе госкомпании " Мубалал а ливелопмент" была образована фирма "Аль-Таиф", основной задачей которой является формирование крупного регионального центра обслуживания, ремонта и модернизации колесных и гусеничных бронемашин сухопутных войск.

    Основой судостроительной промышленности ОАЭ является компания "Абу-Даби шипбилдинг" (Abu Dhabi Shipbuilding - ADSB). созданная в 1995 году. Базовые производственные мощности ADSB и судоверфь расположены в промышленной зоне "Муссафа". Ее технические возможности позволяют проводить широкий комплекс работ по ремонту и модернизации отдельных видов кораблей и судов. Производственные мощности нредставдены двумя слипами (85 х 20 м) грузоподъемностью 500 и 2 000 т. Имеется четыре достроечных причала, пять сухих доков, два основных сборочных (100 х 27,5 м) и два ремонтных (52 х 23 м) эллинга. Основным потребителем продукции компании являются ВМС ОАЭ. Структурно она подразделяется на предприятия по производству, модернизации и ремонту.

    Подразделение "Абу-Даби шипбилдинг" - "Нэйвал шип констракшн" - специализируется на строительстве кораблей.

    Основным проектом, осуществляемым ям в настоящее время, является постройка шести корветов УРО типа "Байнуна" при техническом содействии специалистов французской катании "Конструксьон меканик де Норманди" (Construction Mecaniques de Normandie - CMN). Головной корабль в серии был построен на французской судоверфи CMN в г. Шербур в июне 2009 года. Остальные пять корветов строятся на верфи компании ADSB.

    Кроме того, ОАЭ намерены освоить производственный цикл строительства быстроходных патрульных кораблей. В этих целях в феврале 2009 го^а с турецкой судостроительной фирмой "Ионка Онук" был заключен контракт, предусматривающий совместное выполнение заказа на постройку для береговой охраны национальных ВМС 34 быстроходных катеров обшей стоимостью 100 млн евро. При этом 17 из них будут построены в Турции, а остальные - в ОАЭ на судоверфи ADSB.

    В начале марта 2009 гола ВС ОАЭ заключили контракт с национальной судостроительной компанией "Абу-Даби шипбилдинг" на постройку 12 быстроходных боевых катеров типа "Ганната" (шведский проект FSV - Fast Supply Vessel), обшей стоимостью 267 млн долларов США. У них будут увеличенный корпус и более мощные двигатели MTU 12V 2000 М93. Планируется каждый корабль оснастить пусковыми установками управляемых ракет "Марте" (Marte Mk 2/N) класса "поверхность - поверхность". Компания "СввдШип марин", выбранная основным субподрядчиком ADSB, будет отвечать за внесение изменений в проект и постройку первых трех новых катеров в Швеции. Остальные намечается построить на территории ОАЭ с участием фирмы ADSB. "Абу-Даби системз интегрэйшн", являющаяся совместным предприятием "Абу-Даби шипбиллинг" и итальянской компании "СЕЛЕКС системи интеграти", займется разработкой проекта и интеграцией боевых систем, а также проведет сертификацию катеров и передаст их ВМС. Необходимые для оснащения системы вооружения будут закуплены правительством ОАЭ в рамках отдельных контрактов. Это первое предприятие подобного рода в регионе Персидского залива.

    Компания "СЕЛЕКС системз интеграти" является одним из мировых лидеров в сфере разработок боевых электронных систем для ВМС, ВВС и сухопутных войск. Наряду с продукцией военного назначения она производит системы управления воздушным движением, которые уже поставлены в более чем) 00 стран мира, включая ОАЭ.

    Подразделение компании ADSB - "Нэйвал шип рефитс энд апгрейде" - специализируется на модернизации ракетных и быстроходных патрульных катеров для ВМС ОАЭ.

    Другое ее подразделение - "Нэйвал шип репеирс" - занимается ремонтом и техническим обслуживанием боевых кораблей и катеров, состоящих на вооружении ВМС и береговой охраны ОАЭ.

    Еще одним предприятием, специализирующимся на техническом обслуживании, ремонте и модернизации кораблей и катеров ВМС и береговой охраны ОАЭ, стала созданная в 2009 году компанией "Абу-Даби шмпбялдннг" и британской корпорацией "БАэ системз" совместная фирма "Галф логистик энд нэйвал еэпот".

    кроме того, в последнее время в ОАЭ отмечается активизация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере противодействия пиратству. В частности, в 2009 году змиратской компанией "Аль Маракеб боат маньюфэкчеринг" по лицензии американской фирмы "5Джи марина системз" (5G Marina Systems) был выпущен опытный образец дистанционно управляемого патрульного катера, позиционируемого как современное и эффективное средство борьбы с пиратами. Корпус базовой модели беспилотного надводного судна выполнен из пластика по технологии "стелт". Данный катер, оснащенный высокочувствительными оптическими камерами наблюдения, может управляться оператором на прямой видимости с расстояния не более 2 км либо действовать автономно по заранее заложенной в бортовой компьютер программе, контроль которой осуществляется через спутник системы GPS.

    Производством водолазного снаряжения и скоростных моторных лодок для морской полиции и береговой охраны ВМС ОАЭ занимается компания "Эмирейтс марин текнолоджиз", которая была создана в 2000 году. При техническом содействии стран Запада также налажено производство подводных средств передвижения для командования сил специальных операций ВС эмиратов. Ее производственные мощности расположены в г. Абу-Даби.

    Разработкой и производством стрелкового оружия в ОАЭ занимается компания "Каракал интернэтнлж созданная в 2007 году в промышленной зоне "Тавазун" г. Абу-Даби. На сегодняшний день на ее производственных мощностях при содействии германских специалистов налажен выпуск нескольких типов стрелкового оружия: 9-мм полуавтоматического пистолета "Каракал F" и его модификации. 9-мм полуавтоматического карабина "Каракал СС10" и 7,62-мм снайперской винтовки "Каракал CSR". Эта компания является одним из крупнейших производителей вооружения данного типа в регионе Персидского залива. Пистолеты "Каракал" экспортируются в Бахрейн, Иорданию, Оман и Саудовскую Аравию. Компания приобрела десять иностранных патентов, по которым намерена начать выпуск других видов вооружений как для ОАЭ, так и на экспорт:

    Производством стрелкового оружия занимается также "Тавазун элванед дефенс системз" (бывшая частная российская компания "Царь-пушка"), расположенная в промышленной зоне "Тавазун". На предприятии налажен выпуск снайперских винтовок KS-11 под патроны различного калибра.

    В рамках развития военно-промышленного комплекса руководство ОАЭ также принимает активные меры, направленные на создание инфраструктуры для разработки и производства боеприпасов. Основная цель данной деятельности-удовлетворение потребностей национальных ВС, снижение зависимости от иностранных производителей и выход государства на региональный рынок вооружений в качестве полноценного игрока.

    Боеприпасная промышленность ОАЭ представлена двумя крупными компаниями, которые производят боеприпасы в промышленных масштабах: "Буркан мьюнишнз системз" и "Каракал лайт амьюнишн".

    "Буркан мьюнишнз системз" - совместное предприятие, созданное в 2007 году эмиратскими компаниями "Тавазун" и "Аль Джабер трейдинг эстэбяищмент", а также германской "Рейнметалл мьюнишнз системз", - расположена в промышленной зоне "Тавазун". Поставщиком технологий и необходимого оборудования выступает фирма "Рейнметалл мьюнишнз системз", доля которой в совместном проекте составляет 49 % Предприятие оснащено самым современным и высокотехнологичным оборудованием. На его производственных мощностях налажен выпуск различных видов боеприпасов стандартов НАТО, включая авиабомбы, артиллерийские снаряды и патроны разного калибра для всех видов ВС ОАЭ. В рамках соглашения с французской компанией "Некстср системз" планируется передача технологий с целью производства в эмиратах 120-мм боеприпасов для танков "Леклерк".

    Для проведения полного цикла испытаний создаваемой продукции и разрабатываемых технических решений у компании имеется свой полигон, где можно осуществлять тестирование снарядов калибра до 40 мм, ручных фанат и гранат для полет вольно го гранатомета, других видов ее продукции. Возможности полигона позволяют оценивать баллистические характеристики боеприпасов и их устойчивость к внешнему воздействию.

    Для проверки поступающих в компанию комплектующих, взрывчатых веществ и материалов, а также для исследований собранной продукции у предприятия имеется специальная лаборатория. Кроме того, на ее оборудовании проводятся НИОКР по созданию новых материалов и ВВ. При заводе созлано экологически чистое предприятие для термического уничтожении списанных боеприпасов и взрывчатых веществ.

    Компания "Каракал лайт амьюнишн" с 2011 года является дочерним предприятием инвестиционного холдинга "Тавазун" и располагается в одноименной промышленной зоне. Здесь выпускаются различные вилы боеприпасов для стрелкового оружия, включая снаряды калибров 5.56. 7.62. 9 и 12.7 мм.

    Разработкой высокотехнологичных боеприпасов занимается также "С4 эдвансд солющнз" - дочернее предприятие инвестиционной компании эмирата Абу-Даби "Змирейтс эдвансд инвестменте" (ЕА1 Emirates Advanced Investment). В мае 2008 года EAI и американская корпорация "Рей-теон" подписали соглашение о совместных разработках, передаче технологий и производстве 70-мм управляемых ракет с лазерным наведением "Тэлон" (Talon LGR - Laser Guided Rocket). Непосредственное участие в НИОКР со стороны змиратского инвестора принимала компания "С4 эдвансд солюшнз".

    В ходе международной аэрокосмической выставки "Дубай-201 1" в ноябре 2011 года EAI объявила о планах на поставку около 10 тыс. УР "Тэлон" ВС ОАЭ. В зависимости от исхода переговоров "Эмирсйтс эдвансд инвестменте" с "Рсйтеон" эти ракеты будут производиться в стране полностью или собираться из американских компонентов. Специалисты американской фирмы заявляют, что данная разработка стала успешным примером новой эффективной бизнес-модели компании. На рынке вооружений УР "Тэлон" конкурирует с ракетами DAGR (Direct Attack Guided Rocket) производства компании "Локхид-Маргнн" и УР APKWS U (Advanced Precision kill Weapon System II) группы "БАэ системз" и "Нортроп-Грумман". От своих конкурентов ракета "Тэлон" отличается низкой ценой и тем, что может устанавливаться на любую стандартную ПУ калибра 70 мм.

    Помимо "С4 эдвансд солюшш" в цепях развития радиоэлектронной промышленности в ОАЭ в 2007 году была создана компания "Аль Ях сатэллит комуникейшнз компани". Она принадлежит инвестиционной фирме "Мубадала дивелонмент" и специализируется на производстве систем закрытой спутниковой связи.

    На производственных мощностях "С4 эдвансд солюшнз" совместно с французской "Талес" налажено производство радиоэлектронного оборудования, включая системы связи И ночного видения.

    Таким образом, а последние десять лет е военном секторе экономики ОАЭ при техническом и финансовом участии ведущих зарубежных компаний идет активный процесс создания отдельных видов высокотехнологичного производства, которые могут существенна ускорить формирование многоотраслевой военно-промышленной базы. Важными факторами, способствующими развитию военной промышленности страны, является благоприятная экономическая ситуация, обусловленная высокими мировыми ценами на основной экспортный продукт ОАЭ - нефть, а также всесторонняя и целенаправленная государственная поддержка.

    При этом главными препятствиями на пути создания развитой военной промышленности, разработки и выпуска собственных образцов боевой и вспомогательной техники остаются: слабая общая промышленная база страны; недостаточный уровень развития науки и образования (особенно технического)* нехватка кадров, имеющих достаточно знаний в сфере высоких технологий, отсутствие достаточного опыта организации военных НИОКР.

    В обозримой перспективе ОАЭ, очевидно, не смогут в полной мере решить проблему всестороннего обеспечения своих вооруженных сил за счет национальной военной промышленности. Это, в свою очередь, обуславливает дальнейшее сохранение зависимости страны от импортных поставок ВВТ, и особенно высокотехнологичных образцов вооружения.

    Зарубежное военное обозрение №2013 №5 С.32-38

    Истоки ВВС ОАЭ восходят к 1968 году, когда в составе армии эмирата Абу-Даби (под руководством и благодаря содействию Великобритании) были созданы военно-воздушные силы. Серьезные инвестиции в их развитие начались только четыре года спустя. Обучением пилотов и вспомогательного персонала занимались специалисты, приглашенные из ВВС Пакистана. Примерно в то же время было сформировано авиационное крыло эмирата Дубай. Хотя Объединенные Арабские Эмират были созданы в декабре 1971 года, единые ВВС страны сформировались только в 1999 году. Несмотря на слияние, сохранилась некоторая доля автономии двух подразделений ВВС — Западного авиационного командования в Абу-Даби и Центрального авиационного командования в Дубае.

    ОРГАНИЗАЦИЯ И ЧИСЛЕННОСТЬ

    В настоящее время численность ВВС ОАЭ составляет примерно 4 тыс. человек. В их составе — около 370 самолетов и вертолетов различного назначения. Основными структурными компонентами ВВС, как уже отмечалось, являются Западное авиационное командование (включающее истребительное и транспортное авиакрылья) и Центральное авиационное командование. Имеется также авиашкола. Отдельным компонентом является Объединенное авиационное командование, включающее 10-ю группу армейской авиации и 18-ю авиационную группу специального назначения.

    БОЕВАЯ АВИАЦИЯ

    На вооружении ВВС ОАЭ находятся два типа истребителей-бомбардировщиков — F-16 модификаций Е (одноместная) и F (двухместная) и «Мираж» 2000-9 в вариантах EAD (одноместный), DAD (двухместный) и RAD (разведывательный). Оба типа разработаны специально под требования ОАЭ и отличаются значительными усовершенствованиями по сравнению с наиболее распространенными модификациями «Файтинг Фалкона» и «Миража». Самолетами F-16E/F вооружены 1,2 и 3-я эскадрильи, дислоцированные в Аль Дафре (32 км южнее г. Абу-Даби). «Миражи» 2000-9 находятся на вооружении 71, 76 и 86-й эскадрилий (первые две базируются в Аль Дафре, третья — в Аль Зафране, 120 км юго-западнее г. Абу-Даби).

    В составе Объединенного авиационного командования имеется 24 легких турбовинтовых штурмовика Эйр Трактор AT-802U, созданных на базе сельскохозяйственных самолетов. Они используются прежде всего для воздушного патрулирования границ. Для расширения возможностей по управлению действиями истребителей недавно были приобретены два самолета ДРЛО и управления SAAB 340AEW.

    ТРАНСПОРТНЫЕ И ЗАПРАВОЧНЫЕ САМОЛЕТЫ

    Транспортная авиация использует для базирования два аэродрома — Аль Батин (у г. Абу-Даби) и Аль Минья (у г. Дубай). Наиболее мощными ее самолетами являются С-17А «Глоубмастер» (поставлено шесть, заказано еще два). Кроме того, эксплуатируются средние военно-транспортные самолеты С-1 ЗОН «Геркулес» и легкие CN-235. Для решения медико-эвакуационных задач приобретены две машины Пьяджо Р. 180, снабженные соответствующим специальным оборудованием. Заправочная авиация представлена тремя новыми транспортно-заправочными самолетами Эрбас A330MRTT.

    УЧЕБНАЯ АВИАЦИЯ

    Подготовка летных кадров осуществляется в летно-тренировочной школе и колледже ВВС, размещенных на авиабазе Аль Айн. Первоначальное обучение кадеты проходят на самолетах G.115, затем пересаживаются на турбовинтовые РС-7 и PC-21, после чего осваивают технику пилотирования реактивных самолетов и основы боевого применения на «Хоуках». На авиабазе Аль Айн дислоцируется также пилотажная группа «Аль Фурсан» («Рыцари»), летающая на итальянских реактивных самолетах MB 339NAT.

    ВЕРТОЛЕТЫ

    В составе Западного и Центрального авиационных командований имеется лишь небольшое число вертолетов АВ412 и AW139, использующихся для поисково-спасательного обеспечения. Основная масса винтокрылых машин сосредоточена в Объединенном авиационном командовании. Среди них наиболее современные — ударные вертолеты AH-64D «Апач Гардиан» и многоцелевые UH-60M (поставки последних продолжаются). Имеются также тяжелые транспортные вертолеты CH-47D и несколько типов более легких машин.

    БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

    В последние годы ВВС ОАЭ активно участвуют в различных региональных конфликтах на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В частности, в 2011 году шесть самолетов F-16E/F и шесть «Мираж» 2000-9 участвовали в операции «Рассвет Одиссея» против Ливии (базировались в Италии). В 2014 году самолеты ВВС ОАЭ совместно с египетскими бомбили позиции исламистов в районе Триполи (Ливия). С сентября 2014 года они участвовали в операции против «Исламского государства». В настоящее время ВВС ОАЭ совместно с силами Саудовской Аравии принимают участие в интервенции в Йемене.