• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Народная игра - это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.

    Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов.

    Игра - деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян - один из лучших тому примеров, т.к.

    является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр. На Руси умели и работать и весело отдыхать.

    Славянские народные игры - самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.

    Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет “казакам-разбойникам”. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические. “Сундучок с играми” - расписанный в русских художественных традициях ларчик с инвентарем для игр. Спортивные отлично сочетаются с интеллектуальными!

    Для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов:

    • игры, отражающие отношения человека и Природы
    • игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
    • игры по религиозно-культовым мотивам
    • игры на находчивость, быстроту и координацию
    • игры на силу и ловкость
    • военные игры

    Отметим, что деление это весьма условно и не ставит перед собой цели обязательно загнать все игры в определенные классификационные рамки. Вполне возможно, что какие-то из представленных далее народных игр подойдут сразу к нескольким категориям. Ниже мы рассмотрим наиболее типичные народные игры, а так же некоторые предыгровые моменты, без которых рассказ о самих играх был бы не полон. В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Детские игры - полны смеха, радости и движения.

    Зазывалки
    Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:
    Чижик-пыжик воробушек, По улоньке скачет, Девиц собирает Поиграть-поплясать Себя показать….
    Или:
    Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?
    Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:
    Тай-тай, налетай! Никого не принимай!

    Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему - водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку. Считалки Считалками называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для распределения ролей в игре:
    Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять Вышел красный месяц А за ним - луна, поводи одна. Шесть, семь, восемь, девять, десять Царь решил меня повесить А царица не дала И повесила царя.

    Считалка - неотъемлемая часть детской игры во все времена. Современные игроделы могут солидно называть ее “механизмом случайного распределения ролей”. Удивительное многообразие считалок наводит на вопрос, откуда же берутся для них темы? При их создании дети часто используют мотивы и образы колыбельных, прибауток, хороводных, плясовых, шуточных песен, частушек и других жанров фольклора, приспосабливая их к новым игровым задачам. Из текстов-источников выбирается то, что привлекает внимание игрой звуков или необычностью ситуации, и убирается все лишнее, что придает этому сюжетному действию динамику. Считалки могут начинаться как загадки:
    Сидела баба на пече, на каленом кирпиче, Не могла стерпеть, начала пыхтеть….
    Или как сказки:
    Жили-были два гуся….
    Концовки разнообразны: “выйди вон”, “это, верно, будешь ты”, “все равно тебе водить”. “Выход” - это заключительный элемент в общей композиции считалки, обязательный для этого жанра. Если считалка не имеет концовки, то последние строки текста отличаются особой эмоциональной выразительностью, заметной при исполнении.

    Жребий
    Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам:
    Мати, мати, Что вам дати?
    и спрашивают, кто из них кого выбирает:
    Какого коня - сивого Или златогривого?
    Или:
    За печкой заблудился Или в стакане утопился? И т.д.

    Постепенно все игроки делятся на две команды. Сам процесс формирования двух команд - своего рода “игра перед игрой”, и если вспоминать компьютерные игры, то по своей увлекательности он напоминает генерацию персонажа перед началом любой ролевой игры (даже перед большинством компьютерных).

    Конечно, далеко не все нынешние подростки играли в народные игры - хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений есть одной из наиглавнейших целей нашей культуры, ведь именно играми Наши Предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.

    Игры, отражающие отношения человека и природы
    Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать.

    Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр - игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники - медведь, волк, лисица - главные действующие лица.

    Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков
    Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. В качестве примера ниже приведем несколько подобных игр:

    Своеобразные диалоги-приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости.

    Игры по религиозно-культовым мотивам
    Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некое своеобразное мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими.

    Игры на находчивость, быстроту и координацию
    Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования - вот главные составляющие славянских народных игр.

    Игры на силу и ловкость
    Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра - то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества.

    Военные игры
    Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.

    Трудно переоценить значение игр для людей, причем это не зависит от возраста, ведь с большим удовольствием играют и взрослые люди, правда, иногда в более "взрослые", но все же игры. А в нынешний век компьютеров, с его мощной игровой индустрией, папы и мамы подчас проводят за монитором времени не меньше своих любимых чад, с азартом расстреливая полчища зомби, или гоняясь на машине, или создавая очередную виртуальную империю, не говоря уже о бесконечном числе онлайн-игр, заставляющих многих взрослых регулярно заходить в игру так же, как они ходят на работу. Да куда там папы и мамы, если даже убеленные сединой дедушки и бабушки взялись за мышку... А вы говорите дети...
    Конечно, компьютерные игры, к счастью, еще не являются синонимом игры для каждого человека, но стремительно отодвигают на второй план игры обычные. Для многих подростков, да и взрослых - лишить их возможности "погамать" - смерти подобно, а вот обойтись без, скажем, футбола во дворе или там бадминтона - да пожалуйста. Не буду пускаться сейчас в размышления о пользе или вреде компьютерных игр и куче сопутствующих им "болячек" - упомянула о них только потому, что многие справедливо считают компьютерные игры "убийцами" игр подвижных, тех самых, что способствуют здоровому развитию человека.
    Но давайте представим на одно мгновение, что не станет компьютерных игр - куда пойдете? Большинство в холодном поту постарается отогнать от себя эту мысль о конце света, но все же... во двор, на улицу и вернемся к мячам, догонялкам, пряткам и другим прелестям докомпьютерной эпохи. Вы можете сказать, что автор бросается в крайности, дескать, можно совмещать - да, можно, но, к сожалению, в большинстве случаев невиртуальным играм остались второстепенные роли.
    А если вспомнить наших далеких и даже не очень далеких предков, то в их жизни игры имели огромное значение, воспитывая качества, необходимые в повседневной жизни и прочно вошедшие в жизненный уклад народа. Конечно, были игры для самых маленьких, в них и сейчас играют с малышами заботливые мамы и бабушки - "сорока", "ладушки" и многие другие - они помогали развивать у карапузов движения рук, внимательность, "точность" пальчиков. Этих игр мы касаться не будем, а поговорим о тех, в которые играли с большим удовольствием на все "от мала до велика".

    На Руси, как и у любого другого народа, игры были любимы во все времена - они отличались огромным разнообразием, девичьи и мужские, подвижные и нет. Игры отражали дух народа, его историю и занимали важное место в жизни людей. Выполняя свою главную роль - развлечения, игры несли большой социальный смысл, способствуя живому общению людей, и оставались основным средством физического воспитания, развивая силу, ловкость, скорость, меткость и другие качества. А теперь вычеркните "социальную" и "физическую" составляющие и Вы получите... современных "гамеров". Возможно, это и дает повод врачам говорить о деградации физических и умственных способностей подросткового поколения в наше время, и, к примеру, как доказательство последнего приводить рост количества троллей в различных социальных сетях.
    Но вернемся к играм народным, традиционным. Иногда приходилось слышать, что виновником забвения старых игр стал... футбол, вытеснивший с улиц прежние игры. Очень странное и спорное суждение. Из бесед с людьми не очень старшего поколения, я бы даже сказала среднего, можно сделать вывод, что футбол прекрасно уживался с традиционными народными играми, и что примечательно, правила этих игр зачастую не отличались от тех, по которым играли наши далекие предки. Оказалось, что на переменах мальчишки с удовольствием играли в "чехарду", а во дворах и на улице в "ножички", которые так близки старым "свайке" и "тычке". Девочки водили "ручеек", живо напоминающий хоровод "Заплетися, плетень." А как дружно носились по улице в "горелки", то есть в самые разные "догонялки". И не только на улице, но даже и в квартирах резвились в "жмурки". Играли даже в "бабки", только зачастую вместо костей использовались разные предметы, вплоть до монет и металлических крышечек от бутылок. Причем эта игра в своих разновидностях так прочно вошла в обиход мальчишек, что играли и на деньги, что придавало дополнительный азарт этой древней игре.
    К сожалению многие из этих озорных и веселых игр незаслуженно забыты - о них мы и расскажем дальше.

    Происхождение этой игры уходит корнями в глубь веков. На древнеегипетских рисунках можно найти изображения людей и богов, играющих в "бабки", а документальные подтверждения об игре появляются в Древней Греции, где игра получила название "астрагалос". Затем ее переняли римляне, а от них уже игра распространилась по всей Европе. Что же это за игра и откуда она получила такое название?
    Бабкой называли первую фалангу пальца копытных животных. Кости обваривали в кипятке и сушили. Они отличались по размерам - самые крупные использовались, как "биток" - кость для бросания. В более поздние времена в биток иногда заливали свинец. Материал бабок, кстати, дал название широко известным до сегодняшнего дня игральным костям.
    Основное правило игры состояло в том, чтобы, метая биток, сбить бабки других игроков и забрать их себе. Сшибленные бабки клали в свою казну - за пазуху, карман, в шапку - после игры их оставляли себе и продавали или меняли на что-то. Разновидностей игры существовало несколько и отличались они в основном расположением бабок на земле, способом "конания", то есть выбора начинающего, и способом броска битка. Разбирать все разновидности мы не будем, но упомянем лишь о трех, наиболее знакомых до настоящих дней, с той лишь разницей, что вместо костей использовались другие предметы, о чем мы упоминали выше.
    "Плоцка". При игре в плоцку играющие располагали по две бабки, каждая такая кучка называлась "гнездом". Метали биток строго по очереди, для определения которой собирали все битки перед игрой и швыряли на землю, определяя очередность в зависимости от того, как далеко и каким боком легли кости. Начинающий бросал свой биток в гнезда, если попадал, то забирал сбитые бабки себе, если промахивался, то добавлял пару своих бабок к уже лежащим на земле, и так по кругу пока не останется ни одной бабки.
    "Кон". Кон отличается лишь тем, что бабки складываются друг на друга, по этим правилам зачастую играли и монетами вместо бабок и было необходимо броском одной монеты сбить столбик сложенных на земле монет.
    Следующая разновидность игры в бабки, вероятно, тоже знакома многим - это "пристенок" . Бабкой ударяли о стену так, чтобы приземлившись на землю, она коснулась чужой бабки или упала на расстоянии пяди, т.е. расстояния между кончиками растянутых большого и указательного пальцев руки. Это называлось чоканием, а игрок, совершивший такой бросок, забирал чокнувшиеся бабки себе. Играли и монетами - в фильме "Уроки французского" есть сцена игры в "пристенок" на деньги.
    Вообще, стоит отметить, что игра бабками как раз и дала толчок использованию вместо костей монет.

    Название игре дал инструмент, представляющий из себя заостренный металлический стержень с массивной головкой на конце и по виду похожий на гвоздь больших размеров. Весить свайка могла до 4-5 фунтов (до 2 кг). Игра в свайку была широко распространена на Руси в древности и была любимой забавой не только детей. Возраст этой игры определить достаточно трудно, но упоминание о ней можно найти в древних русских былинах. К примеру, в былине 12 века о Ставре Годиновиче, где жена его, Василиса Микулична, говорит мужу: "А доселева мы с тобой в свайку игрывали: У тебя де была свайка серебряная, А у меня кольцо позолоченное." Конечно же, слова Василисы были намеком на супружесткие отношения, ведь свайка и кольцо были у древних славян образом мужского и женского начал, что даже дало рождение русской поговорке "именье идет не в кольцо, а в свайку", но это дает основания считать, что игра имеет достаточно древнее происхождение. Археологические находки подтверждают существование игры уже в 16 веке. К этому же периоду относится и документальное подтверждение самого известного случая игры - гибели царевича Дмитрия в 1591 году, который, по словам очевидцев, "тешился сваею в кольцо".
    В чем же заключалась игра в свайку? Правила были достаточно просты. На земле клали кольцо и игроки должны были, взяв за острие свайки, метнуть ее так, чтобы та воткнулась в землю, пройдя через кольцо. Метали свайку по очереди. Удачные броски считались "пирогами" и игра велась до определенного числа, оговариваемого игроками заранее. Бросок в середину кольца измерялся в три пирога. Самым же ценным броском считался такой, при котором свайка втыкалась в землю и при этом отбивала кольцо в сторону. Расстояние от свайки до кольца мерили пядями и по числу пядей засчитывали "пироги" за бросок. Если свайка втыкалась в землю, задев кольцо, но не попав в середину и не отбив его, такой бросок засчитывали за один пирог. Глубоко всаженная в землю свайка называлась редькой, а бросок такой - "засадить редьку". Если свайка уходила глубоко в землю шляпкой, то бросок назывался "репой" и вытаскивать такую свайку было довольно тяжело. Промах называли "ляпа". Игрок, сделавший ляпы несколько раз подряд, выбывал из игры и обязан был подавать ее другим игрокам до тех пор, пока его не сменял другой промахнувшийся. Над "подавальщиками" всячески подшучивали и посмеивались.
    Игрок, набравший большее число пирогов, считался победителем. Он садился верхом на игрока с наименьшим числом и, сидя верхом, вбивал несколько раз подряд свайку в землю. Проигравший обязан был вытащить свайку и подать ее победителю, причем иногда оговаривали, что вытаскивать свайку из землю надлежит зубами.
    От игры в свайку произошла игра "в тычку" . Для игры использовали нож, держа который за острие, нужно было воткнуть его в землю. Существовало много ее разновидностей. Самый ранний вариант игры отличался достаточной простотой. На земле чертили линию, играющие отходили и метали нож так, чтобы он воткнулся в землю за чертой. Чей нож втыкался дальше всех, тот и считался победителем. Позднее игру разнообразили, придумывая различные способы держать нож и виды бросков, что в конце концов превратилось в известную до нынешних дней игру в "ножички".

    Игра в кости имеет давнюю историю и происхождением своим она обязана гаданию на косточках животных. Неизвестно, кто придумал эти костяные кубики, но археологами в Месопотамии были найдены нарды, возраст которых датируется пятым тысячелетием до нашей эры. Первое упоминание об игре в кости мы находим у греков, которые заслугу изобретения игры приписывали лидийцам. А Софокл утверждал, что греков научил играть в кости герой Троянской войны Паламед. Так или иначе, но от греков игра попала к римлянам, где приобрела четы исключительно светского развлечения. После падения Рима игра в кость распространилась по всей Европе, несмотря на противодействие христианской церкви.
    В средневековой Европе игра приобрела огромную популярность и постепенно превратилась в азартную, т.е. игру на деньги. В отличие от Европы, где игрой в кость увлекалась знать и даже духовенство, в России игра была распространена среди простого народа и была особенно популярна в 16-17 веках. Называлась она "зернь" и суть игры была проста - бросить кости так, чтобы набрать большее число. Были в этой игре и мастера своего дела, которые в любой момент могли бросить кости так, чтобы они упали нужной им стороной.
    Игра в зернь на Руси преследовалась повсеместно: игроков надлежало наказывать, а сами кости уничтожать. Тем не менее зернь прочно вошла в обиход народа и долгие времена служила не только, как игра азартная, но и как предмет домашнего досуга.

    "Чехарда", или правильнее "Чекарда", пришла к нам от монголов в 13-14 веках, о чем и говорит ее название, происходящее от татарского "чикерткә" - кузнечик. Сама суть этой игры выразительнее слов говорит нам о ее происхождении, ведь монголы были искуснейшими наездниками. Посудите сами. Игроки делятся на две половины и конаются, т.е. определяют кому быть нагнувшимися. Затем один из них, нагнувшись, встает к стене и упирается в нее головой, позади него встает другой в таком же положении, но держа голову под мышкой первого и так все игроки, кому по жребию выпало стоять у стены. Другая половина игроков друг за другом вспрыгивают верхом на стоящих у стены, при этом они не должны ни за кого и на за что держаться руками. Когда запрыгнут все, то последний запрыгнувший командует "Чекарда, ярда!" и сидящие верхом должны соскочить на землю. Если при запрыгивании и соскакивании никто не упадет, то все повторяется, в обратном же случае игроки меняются местами.
    Есть и более простой вариант игры, когда игроки поочередно перескакивают друг через друга. Ставший первым нагибается и ждет пока через него перепрыгнут все идущие за ним. Таким образом переместившись в конец, игрок уже в свою очередь начинает перепрыгивает через нагнувшихся впереди. И так до бесконечности. Кстати, этот вариант игры послужил причиной происхождения переносного значения слова "чехарда" - частых изменений в чем-либо, создающих путаницу и неразбериху.

    Горелки есть не что иное, как беззаботное и веселое бегание, повод порезвиться. Игра в основном была девичья, но часто в нее принимали и юношей. Дети более младших возрастов играли все вместе. Игра состояла в следующем. Собравшиеся становились в круг попарно. Какую-то одну девушку ставили в центре круга "гореть". Как только девушки из круга начинают разбегаться в стороны, причем делать они должны это попарно, т.е. взявшись за руки, стоявшая в середине бросается их догонять. Если "горевшей" удается догнать какую-то пару и коснуться рукой - "разлучить" - то одна из разлученных девушек, становится в круг вместо нее.

    Жмурки, как и описанные выше горелки, представляют собой резвую, веселую беготню. В жмурки играли не только девушки, но и дети, а также взрослые молодые люди. Играли в жмурки и на улице, и в доме. В разных регионах России она могла называться по-разному, но суть игры оставалась похожей. Одной из девушек, а выбирали наиболее изворотливую, ловкую и резвую, завязывали глаза и отводили к стене. Ей отводилась роль слепого козла. На ее стуки в стену сбегались остальные девушки и начинали хлопать ее ладонями по спине и спрашивали, переменив голос: "Афанас, не бей нас; Афанас, ходи по нас". В Малороссии имя Афанас заменяли на Апанас, что, собственно, разное звучание одного имени.
    После того, как козел развернется, девушки разбегались во все стороны, а козел должен был ловить их с завязанными глазами. Во время игры разбежавшиеся постоянно дразнят козла, шутят над ним, хлопают в ладоши или по спине козла. Когда удавалось поймать кого-то, то пойманная сменяла козла. Если же долго не удавалось кого-то поймать, то уставшего и запыхавшегося козла могли сменить из одного сожаления к нему.
    В некоторых областях козел должен был угадать имя пойманного, и если ему удавалось правильно назвать по имени, то они менялись местами. В противоположном случае козел продолжать ловить дальше.

    Игры любого народа, и особенно русские народные игры (названия и правила, как и песни, танцы, сказки), ярко отражают культуру людей. Выявляют самые важные черты характера.

    В игре да в дороге узнают людей

    По тому, как люди ведут себя в играх, можно сложить впечатление, какие люди в жизни, быту, отношениях с другими. На Руси издавна - с ранней весны до первых осенних ливней, а потом и снежной зимой - на все народные и христианские праздники люди собирались, чтобы всем вместе отметить торжество. Торжества эти никогда не обходились без игр. Народные игры русского народа отражают вековой опыт людей - это развлечения и тренировки одновременно. Это весело, шумно, с песнями, плясками, хороводами. Это радость и удовольствие, это широко, как широка душа славян. А между тем любая игра всегда требует интеллекта, развивает сообразительность, находчивость, быстроту реакции. Русские народные собирали исобирают многолюдные команды, соревнующиеся в силе, ловкости, выносливости. И в то же время между игроками царит командная сплоченность, взаимовыручка, поддержка в трудные моменты. Соревнования проходят на свежем воздухе и поэтому укрепляют здоровье, тренируют тело, способствуют развитию выносливости.

    Единство в многообразии

    Названия народных игр русского народа емкие, лаконичные, запоминающиеся. Они придумывались самими людьми: мудрыми, наблюдательными, изобретательными, сметливыми. К каждой отдельной игре, когда в нее играли в разных областях Руси, прибавлялись свои нюансы, свой местный колорит. Сопровождались такие игры песнями и игрой на местных музыкальных инструментах. Поэтому и название русских народных игр в разных местах тоже могли отличаться.

    Духовный человек - сильный человек

    Почти все русские народные подвижные игры уходят корнями в религию, красочностью напоминают старинные языческие обряды. В культуре Руси не было жрецов и жертвоприношений, а было поклонение земле и солнцу, воде и огню. А в повседневной жизни была жестокая эксплуатация и тяжелый крестьянский труд. Все это переносилось в народное творчество и отражалось в название русских народных игр. Отголоски ритуалов можно видеть и сейчас в обрядах и игрищах на Масленицу, Святки, Троицу и др. В ночь после самого длинного летнего дня парни и девушки сходились на берегах рек. Жгли костры, соревновались в прыжках через огонь, купались, чтобы в чистоте встретить восходящее солнце. Девушки плели венки и пускали по реке. А парни доставали из воды венок своей суженой. А какая народная игра появилась из старинного русского обряда, где парни пели: "То не огонь горит, не смола кипит, то кипит-горит сердце по красной девице"? Это игра "Горелки".

    В игре, что в поле

    Без охоты - и человек болван

    Прежде чем вовлекать детей в игру, взрослым обязательно нужно самим искренне любить это. Тем более что, не зная название русских народных игр, истории появления той или иной из них, если не учитывать колорит и особенности, не добиться воспитательного момента. Не добиться полного и емкого проявления талантов. Дети, если забава для них интересна, играют увлеченно, порой до полного утомления. Но при этом испытывают радость от общения и побед, а иногда просто горе от поражения. И нужно уметь сделать так, чтобы эти сильные эмоции были только во благо ребенку. Русские народные игры для детей - это пример высокого мастерства воспитателей и педагогов. Одна из целей, стоящая перед учителями, - развивать фантазию и изобретательность ребенка. Важно, чтобы дети не просто запоминали правила, а умели импровизировать, сочинять их сами. Поощрение самостоятельности в играх и в то же время чувство локтя, солидарности трудно переоценить. Дети от младших до старших любят игру «Фанты», в которой есть широкое поле для развития и демонстрации талантов. Играть могут от пяти участников. Сначала выбирают ведущих, их должно быть двое. Ведущие собирают у всех участников фанты. Это могут быть любые небольшие предметы, важно, чтобы они были разными и точно определяли хозяина. Сбор фантов - это уже весело и увлекательно. Если участников мало, можно собирать с каждого больше одного фанта. А дальше одному из ведущих завязывают глаза, а другой выборочно достает фанты и спрашивает: «Что этому фанту сделать?» И тут уж важно, чтобы второй ведущий был изобретательным и имел хорошее Можно оговорить заранее возможный диапазон заданий, на юмор ограничений нет. Когда все фанты возвращены участникам, начинается целое представление с песнями, плясками, юмором.

    То не утица, то лебедь белая

    Самым маленьким особенно нравятся игры на подражание. Русские народные игры для детей дошкольного возраста основаны на копировании отношений в семье, нежных и доверительных. Играя, дети впитывают тепло и любовь. Так, в русской народной игре «Утица» создается светлый и ласковый образ мамы утки. Ведущий под нежную песенку показывает незамысловатые движения, которые самые маленькие стараются повторить. Есть и разновидности такой игры, когда показывают характерные движения разных домашних животных, а дети угадывают и повторяют. Вспоминают стишки про этих животных. Побеждает тот, кто точнее покажет любимое животное, расскажет стишок, а может, и песенку споет про него.

    «Я садовником родился»

    Для долгих зимних вечеров есть русские народные игры в помещении. Названиесамых любимых и увлекательных известны многим. Это в большинстве своем интеллектуальные игры, требующие знаний, умений, опыта. Детские - это игры «Съедобное - не съедобное» или «Я садовником родился». Еще это целая масса настольных игр, начиная с «Бирюлек», где важны твердость характера, сноровка и усидчивость. В качестве бирюлек выбирают палочки одинакового размера. Высыпают их горкой на стол, а потом по очереди стараются вынуть как можно больше палочек, не развалив горку. Очередь переходит к следующему игроку при малейшем нарушении горки. Побеждает тот, у кого будет больше всего палочек после разбора всей горки. Игру усложняют, вытаскивая палочки одной рукой, или рукой на весу, или палочкой, а не пальцами.

    Деньги да игра не доведут до добра

    Есть у любого народа игры, где в качестве выигрыша ставятся на кон деньги. Не исключение и русские азартные игры. Это игры для взрослых. И народный опыт подтверждает, что добром они не заканчиваются.

    Народная игра - это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.
    Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов. Игра - деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян - один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр. На Руси умели и работать и весело отдыхать.

    Славянские народные игры - самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.
    Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет “казакам-разбойникам”. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические. “Сундучок с играми” - расписанный в русских художественных традициях ларчик с инвентарем для игр. Спортивные отлично сочетаются с интеллектуальными!
    Для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов:

    игры, отражающие отношения человека и Природы
    игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
    игры по религиозно-культовым мотивам
    игры на находчивость, быстроту и координацию
    игры на силу и ловкость
    военные игры

    Отметим, что деление это весьма условно и не ставит перед собой цели обязательно загнать все игры в определенные классификационные рамки. Вполне возможно, что какие-то из представленных далее народных игр подойдут сразу к нескольким категориям. Ниже мы рассмотрим наиболее типичные народные игры, а так же некоторые предыгровые моменты, без которых рассказ о самих играх был бы не полон. В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Детские игры - полны смеха, радости и движения

    Зазывалки

    Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:
    Чижик-пыжик воробушек, По улоньке скачет, Девиц собирает Поиграть-поплясать Себя показать….
    Или:
    Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?
    Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:
    Тай-тай, налетай! Никого не принимай!
    Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему - водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку. Считалки Считалками называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для распределения ролей в игре:
    Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять Вышел красный месяц А за ним - луна, поводи одна. Шесть, семь, восемь, девять, десять Царь решил меня повесить А царица не дала И повесила царя.
    Считалка - неотъемлемая часть детской игры во все времена. Современные игроделы могут солидно называть ее “механизмом случайного распределения ролей”. Удивительное многообразие считалок наводит на вопрос, откуда же берутся для них темы? При их создании дети часто используют мотивы и образы колыбельных, прибауток, хороводных, плясовых, шуточных песен, частушек и других жанров фольклора, приспосабливая их к новым игровым задачам. Из текстов-источников выбирается то, что привлекает внимание игрой звуков или необычностью ситуации, и убирается все лишнее, что придает этому сюжетному действию динамику. Считалки могут начинаться как загадки:
    Сидела баба на пече, на каленом кирпиче, Не могла стерпеть, начала пыхтеть….
    Или как сказки:
    Жили-были два гуся….
    Концовки разнообразны: “выйди вон”, “это, верно, будешь ты”, “все равно тебе водить”. “Выход” - это заключительный элемент в общей композиции считалки, обязательный для этого жанра. Если считалка не имеет концовки, то последние строки текста отличаются особой эмоциональной выразительностью, заметной при исполнении.

    Жребий

    Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам:
    Мати, мати, Что вам дати?
    и спрашивают, кто из них кого выбирает:
    Какого коня - сивого Или златогривого?
    Или:
    За печкой заблудился Или в стакане утопился? И т.д.

    Постепенно все игроки делятся на две команды. Сам процесс формирования двух команд - своего рода “игра перед игрой”, и если вспоминать компьютерные игры, то по своей увлекательности он напоминает генерацию персонажа перед началом любой ролевой игры (даже перед большинством компьютерных).

    Конечно, далеко не все нынешние подростки играли в народные игры - хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений есть одной из наиглавнейших целей нашей культуры, ведь именно играми Наши Предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.

    Игры, отражающие отношения человека и природы

    Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать.

    Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр - игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники - медведь, волк, лисица - главные действующие лица.

    Волки во рву

    На земле чертиться коридор, шириной около метра обозначающий ров. Его можно было делать различным по ширине и зигзагообразным. Во рву располагаются водящие, волки. Их немного, два или три и они не имеют права покидать ров. Остальные играющие - зайцы. Зайцы стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными волками. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или сам становится волком.
    Детали:

    Зайцы ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога зайца коснулась территории рва, это значит, что он провалился в ров и в этом случае также выбывает из игры.

    Волки и овцы

    На игровой поле отмежевываются площадки, имеющие 3 - 4 шага в ширину и называемые загонами. Играющие назначают одного из участников пастухом, другого - волком, а остальные остаются в роли овец. Пространство между загонами, называется полем. На одной из сторон его отделяют чертой небольшое пространство - логовище волка. После этого овцы размещаются в одном из загонов, а сам пастух становится в поле вблизи загона. Волк, предлагает пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старается схватить какую-нибудь из них и увлечь в свое логовище. Пастух старается оградить овец, направляющихся в противоположный загон, от волка. Пойманные волком становятся его помощниками. Помощники не могут “ловить” овец, но могут их всячески задерживать, мешая вернуться в загон. После очередной поимки волк вновь обращается к пастуху со словами: “гони стадо в поле”, и игра продолжается. Число помощников волка постепенно увеличивается, и он каждый раз вместе с ними продолжает выходить на охоту за овцами.
    Детали:

    Волк не должен оставлять логовища до тех пор, пока овцы не выйдут из своего загона и не двинутся по направлению к противоположному. Волк может ловить овец лишь в поле.

    Хромая лиса

    Один игрок выбирается на роль хромой лисы. Остальные игроки становятся утками. На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров - птичий двор, в который входят все, кроме хромой лисы. По сигналу утки бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается запятнать кого-нибудь из разбегающихся уток, т. е. прикоснуться к ней рукой. Когда лисе это удается - она и присоединяется к уткам, а пойманная утка становится новой лисой.
    Детали:

    Утки не имеют права покидать птичий двор. Лиса ловит их, обязательно прыгая на одной ноге.

    Медведь и вожак

    Для игры необходима веревка длиной в 1,5-2 метра. Одного из участников назначают медведем, другого вожаком. Они берут в руки противоположные концы веревки, а остальные играющие группируются в 4-6 шагах от них. По сигналу, данному вожаком, игра начинается, и все бросаются на медведя, стараясь запятнать его. Вожак, охраняя последнего, в свою очередь пытается запятнать каждого приближающегося к медведю, прежде чем медведь получит 5-6 легких ударов. Если вожаку это удается, запятнанный им игрок становится медведем. А в том же случае, если медведь получит вышеуказанное количество ударов, и вожак не успеет запятнать кого-либо, то он сам становится медведем, а нанесший последний удар - вожаком.
    Детали:

    Пятнающие медведя должны вслух заявить о нанесенном ударе, причем удары могут быть наносимы лишь поочередно, а не одновременно двумя или несколькими играющими. В начале и во время игры, при каждой смене центральных действующих лиц: вожака и медведя - остальные участвующие не должны подходить к ним ближе, чем на 4-6 шагов, до тех пор, пока вожак не даст сигнала. За нарушение последнего правила, в наказание полагается роль медведя.

    Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков

    Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. В качестве примера ниже приведем несколько подобных игр:

    Своеобразные диалоги-приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости. Вот пример подобной игры:

    Бояре

    Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.
    Первая команда идет вперед со словами:
    -Бояре, а мы к вам пришли!
    И возвращается на прежнее место:
    -Дорогие, а мы к вам пришли!
    Другая повторяет этот маневр со словами:
    -Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?
    Начинается диалог:
    -Бояре, нам веста нужна. Дорогие, нам веста нужна.
    -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?
    Первая команда совещается и выбирает кого-то:
    -Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
    Дорогие нам вот эта мила.
    Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
    Диалог продолжается:
    -Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
    -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
    -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
    -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
    -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
    -Бояре, а мы к лекарю сведем. Дорогие, а мы к лекарю сведем.
    -Бояре, она лекаря укусит. Дорогие, она лекаря укусит.
    Первая команда завершает:
    Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам весту навсегда!

    Тот, кого выбрали вестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то веста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.
    Детали:

    Можно изменить слова диалога, придумывая их на ходу. Нельзя подныривать под руки при разбеге.

    Еще один большой “плюс” русских игр - игровой инвентарь можно в избытке найти в любом доме.

    Рыбный промысел на Руси был одним из важнейших. Следующие две игры по его мотивам:

    Невод

    Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое игроков берутся за руки, образуя невод. Их задача - поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб - не попасться в невод. Если рыбка оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.
    Детали:

    Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих

    Удочка

    Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком - удочку. Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим.
    Детали:

    Вращение веревки должно производится не выше уровня колен.

    Птицелов

    Играющие определяют одного игрока, который становится птицеловом. Оставшиеся выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать и становятся птицами. Птицы встают в круг, в центре которого - птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и произносят нараспев:
    В лесу, во лесочке,
    На зеленом дубочке.
    Птички весело поют,
    Ай! Птицелов идет!
    Он в неволю нас возьмет,
    Птицы, улетайте!

    Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя пойманного. После чего этот игрок сам становится птицеловом. Если птицелов ошибается - игра продолжается в тех же ролях.
    Детали:

    Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

    Игры по религиозно-культовым мотивам

    Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некое своеобразное мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими.

    Водяной

    Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
    Дедушка водяной,
    Что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, На одну минуточку.

    Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.
    Детали:
    Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

    Черти в аду

    Эта игра - разновидность пятнашек. На земле чертят параллельные линии на расстоянии 2 метров, и называется это пространство Адом. Внутри него бегают двое водящих, взявшись за руки - черти. Все остальные участники стоят по разные стороны Ада и стараются перебежать через него на другую сторону. Тех, кого запятнали, тоже становятся чертями.
    Детали:
    Чертям запрещено отпускать руки друг-друга.

    Дедушка-рожок

    В наше время игра известна под названием “колдунчики”. Выбранному по жребию водящему, в данном случае дедушке-рожку (колдуну), отводится дом, в котором он сидит смирно до поры до времени. Остальные игроки, разбившиеся на две группы поровну, отходят в разные стороны от этого дома - на расстояние 15-25 шагов. При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем каждый свой дом. Свободное пространство между этими чертами, или домами, называется полем.

    Дедушка-рожок из своего дома спрашивает:
    - Кто меня боится?
    - Никто! - отвечают игроки, перебегая через поле, и дразня водящего:
    - Дедушка-рожок, на плече дыру прожег!

    Тому надо поймать игроков и отвести их в свой дом. Такие игроки считаются заколдованными и покидать дом не могут.
    Современный вариант игры в “колдунчики”. На роликовых коньках

    Пока дедушка-рожок занят ловлей кого-нибудь из бегущих, пойманных им игроков могут выручать их товарищи. Для этого надо подбежать к дому колдуна и дотронуться рукой до пойманного. Этот игрок считается расколдованным. Он может покинуть дом и присоединиться к своей прежней группе. Если дедушка-рожок переловит всех, то водить в следующей игре начинает тот, кого изловили первым.
    Детали:

    Пойманный колдуном игрок, желающий, чтобы его расколдовали, должен вытянуть в стороны руки со словами: “Чай-чай, выручай!”

    Игры на находчивость, быстроту и координацию

    Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования - вот главные составляющие славянских народных игр.

    Горелки

    Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии пары шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев приговаривают:
    Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло.
    Стой подоле,
    Гляди на поле,
    Едут там трубачи
    Да едят калачи.
    Погляди на небо:
    Звезды горят,
    Журавли кричат:
    - Гу, гу, убегу!
    Раз, два, не воронь,
    А беги, как огонь!

    “Горелки” - очень характерная для русского менталитета игра. Неторопливым и неповоротливым в ней делать нечего.

    После последних слов, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны к ее началу. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь водит. И игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
    Детали:

    Горелка не имеет права оглядываться и может догонять убегающих только тогда, когда они пробегут мимо него.

    Свайка

    Толковые словари так описывают эту игру: “русская народная игра: метание острого стержня (также называется свайка) с шарообразным концом в кольцо, лежащее на земле”.

    Нам же больше известен другой вариант игры, называемый “земли” или “ножички”.

    На земле рисуется круг и делится по числу игроков на равные. И начинаются война за “прирезание” земель. Ходят по очереди. Ходящий игрок, стоя на своей доле земли кидает ножик в круг так, что бы он воткнулся на территории любого из соседей. Если бросок удачен, то сделавший его игрок проводит по направлению ширины лезвия ножа на земле черту до границы своей земли. Новая территория отходит в его владение. Если бросок не удается или игрок оступается при попытке прочертить границу - то попытка броска переходит следующему по очереди игроку. Если у играющего остается настолько мало земли, что он не может на ней устоять - то он выбывает из игры, а остаток его территории переходит к ближайшему соседу. Побеждает то, кому удалось захватить все земли.
    Детали:

    Если нож воткнулся вне очерченного круга или в свою территорию, попытка считается неудачный и ход передается следующему игроку. В настоящую “свайку” можно поиграть и сейчас. Если места знать.

    12 палочек

    Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.

    Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры.

    Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.

    Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.
    Детали:

    Водящий подбирает и укладывает палочки обратно на качели строго по одной.

    Жмурки

    С помощью считалки выбирают водящего - жмурку. Ему завязывают глаза, отводят на середину игровой площадки, заставляют несколько раз повернуться вокруг себя и спрашивают:
    - Кот, кот, на чем стоишь?
    - На квашне.
    - Что в квашне?
    - Квас.
    - Лови мышей, а не нас!

    После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманный меняется ролями с водящим.
    Детали:

    Жмурке запрещено сдвигать с глаз повязку, а убегающие не имеют права покидать площадку. “Жмурки” были популярны не только на Руси. Германские дети тоже с удовольствием бегали с завязанными глазами, стараясь поймать разбегающихся друзей

    Игры на силу и ловкость

    Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра - то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества.

    Чехарда

    Один из игроков выбирается на роль козла. Оставшиеся по очереди должны через него перепрыгивать. Кто не сумел перепрыгнуть через козла, или его свалил, или сам упал после прыжка, становится на место козла, а бывший козел идет прыгать. Для сложности вместо одного козла можно выбирать нескольких, и прыгающий должен преодолеть без ошибок всю цепочку.
    Детали:

    Козлу запрещено умышленно прогибаться, уворачиваться или иным способом мешать прыгающему.

    Вот такую “полосу препятствий” из спин товарищей приходится преодолевать при игре в “чехарду”

    Дуга

    Для игры натягивается веревочка и игроки по очереди должны пройти под ней, прогнувшись. При этом нельзя падать и задевать саму веревку. С каждым коном веревка опускается все ниже и ниже и в конце побеждает самый гибкий и упорный.

    Бой петухов

    Чертится круг диаметром 1,5-2,0 метра, в который заходят два участника игры и располагаются на расстоянии полшага друг от друга. Оба сгибают одну ногу, придерживая ее рукой сзади за стопу, другая рука за спиной. Суть игры заключается в том, что, прыгая на одной ноге и, толкая соперника плечом, вывести его из равновесия и вытолкнуть из круга.

    Военные игры

    Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.

    В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.

    На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.

    Кулачный бой

    Для многих читателей будет удивительным, но в кулачных боях на Руси участвовали и дети. Конечно, они бились не с взрослыми, а между собой, “для затравки”.

    В одном из видов подобных игр главное место занимало контактное противоборство “бойцов”. Допускались удары кулаками (обычно из поражаемой зоны исключались лицо и пах), захваты тела и одежды соперников и приемы борьбы. Играющие делились на две команды. Столкновение обеих партий проходило на открытом пространстве, и в итоге надо было захватить противника в плен или обратить в бегство, что делало игру похожей на традиционные кулачные бои взрослых. “Бойцы”, упавшие или поваленные на землю, считались “убитыми” и выбывали из игры.

    Снежки

    Как один из вариантов этого вида игры в войну можно рассматривать игру в “снежки”, когда одна команда мальчишек состязалась с другой в кидании друг в друга комками снега. Играть могли до тех пор, пока одна из команд не признавала свое поражение, не выдержав обстрела противника. Либо оговаривались какие-либо дополнительные правила. Например, игрок, пораженный снежком, мог считаться “убитым” или “раненым” и выбывал из дальнейшей игры. Или продолжал в ней участвовать (в случае “ранения”), но с ограничениями. Тяжесть “ранения” определялась местом попадания снежка. Раненый в ногу мог передвигаться теперь, только скача на здоровой ноге и т.д.

    Палочный бой

    В еще одной разновидности игры в войну соперники фехтовали деревянным оружием: “шпагами”, “мечами”, палками. Правила “ранений” в этой игре были сходны с правилами “снежков”. Выключались из игры и “пленные”, захваченные соперничающей партией. Категорически запрещалось умышленно поражать “оружием”, голову, шею и пах. Противоборство велось до тех пор, пока все играющие одной из сторон не были “убиты”, “ранены тяжело”, “взяты в плен” или обращены в бегство.

    Казаки-разбойники

    При игре в еще одну распространенную военную игру - “казаки-разбойники”, одна из команд (“разбойники”) должна была прятаться, а вторая (“казаки”) ее искать и преследовать. “Разбойники” в ходе игры стремилась разными способами запутать противника, усложнить ему поиск. При встрече обеих команд или их отдельных представителей условия игры предусматривали как прямое рукопашное противоборство, так и бой деревянным оружием, “перестрелку”, “взятие в плен”.

    Взятие крепости

    Последний, рассматриваемый в этой статье вид игры в “войнушку” требовал предварительных приготовлений. Каждая соперничающая сторона возводила неподалеку друг от друга укрепления, “крепости”. Материалы для них могли быть самые разные зимой - снег и куски льда, летом дерево: доски, ветки, бревна. Команды обстреливали друг друга снежками, льдинами, мешочками с песком или травой, либо предпринимали “штыковые” атаки на укрепления противника, в ходе которых допускались рукопашный бой и фехтование палками. Победившая партия старалась, как правило, разрушить “крепость” противника.

    Детские шалости, порой, не знают границ: бьются китайские вазы, новые обои превращаются минут за пять в арт-объект, а кошка теряет последнюю надежу вырваться из пеленок. Чем бы дитя ни тешилось…Интересно, сильно ли отличались игры детей на Руси от забав нынешнего поколения?

    «Лошадка»

    Дети на Руси обожали игру в «лошадки». Что может быть проще! Нашел подходящую палку и скачи себе, куда душа пожелает. Если «лошадка» удачная, она будет «напоена», «накормлена» овсом, почищена и поставлена в «конюшню». Иногда игра в «лошадку» приобретала глобальный размах. Находилось что-либо, что обладало способностью «катиться». Взявшиеся за руки мальчишки с веревочками в зубах становились по двое или трое, а самый бойкий забирался в «повозку» и именовал себя кучером. «Тройка» начиная с тихой рыси, переходит на галоп, несется так, что в итоге опрокидывает повозку с кучером. И в этом самый шик! Кучер, потирая ушибленные места и размазывая кровь рукавом, достоин сегодня всеобщего уважения.

    «Клёцки»

    Обычно этой игрой забавлялись те, кто был наказан. Запрет выходить из дома, похоже, не сильно угнетал шалунов. Они собирались возле ворот и коротали время за игрой. Суть проста: при помощи большого и указательного пальца складывается кольцо, через которое каждый из участников должен пропускать свою слюну. Чья слюна зацепит пальцы, тот становится «клёцкой». Все принимаются дразнить его со свойственной детям жестокостью. Рассвирепевший «клёцка» начинает гоняться за обидчиками. Кого поймает – тот становится новой «клецкой». Игра продолжалась до тех, пока не выдохнется последний из шалунов.

    «Ястреб и голуби»

    Среди всей ватаги выбирается ястреб, голубь и голубка. Остальные становятся прожорливыми птенцами. Почему прожорливыми? Да потому что именно на поиски еды папаша-голубь должен был отлучаться из «гнезда» и подвергать себя опасности быть растерзанным ястребом. Впрочем, когда хищник завершал кровожадную расправу над голубем, то поджидал голубицу, которая следующей отправлялась за едой. А потом, по очереди, «трепал» и всех птенцов. Игра доходила до такого буйства, что дети возвращались домой вымазанные в пыли, в порванной одежде. Вот здесь-то их ожидала уже реальная расправа, а в роли ястреба выступали разгневанные родители.

    «Ярка»

    Игра затевалась в поле. Находился, понятно, незасеянный участок, на котором выкапывались на небольшом расстоянии ямки. Завершался ряд большой ямкой под размер похожего на мяч предмета из лыка или дерева. При этом каждая ямка имела своего владельца, чьими руками она, собственно говоря, и создана. Каждый по очереди с силой катил мяч через малые ямки к большой. Если мяч остановится на чьей-то малой ямке, ее хозяин подвергается всеобщему осмеянию. Он вставал на колени, все по очереди ерошили ему волосы и пели «дразнилку», на последнем слове которой все бросались в рассыпную. Ведь «ярка» старался угодить мячом одному из обидчиков в голову. В кого попадет, тот катает мяч заново.

    «Хлопание»

    Игра начинается, как только появляются первые листья на деревьях. Лист прикладывается к губам. При втягивании он рвется с громким «потрясением воздуха». Мальчишки сбиваются в группы, и щелкают ежеминутно, выказывая друг перед другом своё мастерство. Ведь чем искуснее исполнять щелканье, тем громче звук. Не трудно догадаться, что в итоге происходит. Нервы-то у взрослых не железные!

    «Рыбка»

    Игру затевали преимущественно осенью, так как летом почти все дети были заняты делом. Вбивается колышек, к которому привязывается веревка. Рядом с колышком накидывается разное барахло: худые лапти, сапоги, башмаки. Чем больше, тем лучше. Это и есть «рыбка». Ведущий – коноводец, держась за веревочку, должен охранять «рыбку», которую все участники стараются стащить. Участи коноводца стараются все избежать. Проворонил последнюю «рыбку»? Беги, что есть мочи, потому что украденная «рыбка» полетит в тебя. Если удастся подхватить брошенную «рыбку» и запустить в одного из обидчиков, новый коноводец определен.

    «Терять»

    Обычно эту игру затевали перед сном. Дети вставали в круг спинами друг к другу и начинали кружиться с песнями или без. В какой-то момент обязательно находится тот, кто повалится. Над упавшим потешаются, его больше не принимают в игру, называя «потерянным». О космонавтах, конечно, никто в те времена и слыхом не слыхивал, но хорошая координация и твердость в ногах никогда не были лишними.