• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    После Goldeneye Rare выпустила Perfect Dark , научно-фантастический FPS с женщиной в главной роли - всего третья игра жанра решилась на такое, после Rise of the Triad (в которой можно было выбирать разных мужских и женских персонажей) и Jurassic Park: Trespasser (игры, знаменитой тем, что нужно было смотреть на грудь своего персонажа для проверки состояния здоровья).

    Несмотря на слабое влияние на жанр, Perfect Dark стала отличным шутером Rare. У неё была улучшенная, более стильная и красивая графика, более умные противники и намного больше вариантов многопользовательских режимов. Вся игра была полна идей и вариативности. На каждом уровне сложности имелся собственный набор проблем - в более сложных режимах у игрока было больше задач; игра не просто увеличивала энергию и количество врагов.

    Но Perfect Dark пала жертвой своих собственных амбиций и эпохи Nintendo 64. Она требовала от консоли слишком многого, что привело к низкой и рваной частоте кадров. И она вышла в то время, когда большинство консольных игроков склонялось к новым системам PlayStation 2 и GameCube systems (и только немногие наслаждались коротким веком Sega Dreamcast).


    Если нельзя пропустить катсцену, то ты её не пропустишь.


    Half-Life была потрясающе инновационной, но породила кучу плохих клонов.

    Молчаливый главный герой

    Неожиданно появившийся новичок Valve лицензировал и модифицировал движок Quake для своей мало кем ожидаемой, но изменившей жанр дебютной игры. Half-Life , выпущенная для PC в ноябре 1998 года, познакомила мир с бородатым молчаливым физиком-теоретиком Гордоном Фрименом и военным комплексом «Чёрная Меза». Казалось, что этот мир без всяких границ проходит сквозь подземные лаборатории, надземные утилизирующие установки и помещения для отдыха. Ощущение целостности мира усиливалось непропускаемой пятиминутной поездкой на монорельсе в самое сердце комплекса.

    Игрок никогда не терял управления доктором Фрименом. В игре не было ни одной пререндеренной сцены, в которой бы Гордон действовал независимо от вас, и ни одного диалога, от которого нельзя было бы убежать, чтобы заняться своими делами.

    Сюжет медленно развивался, передаваемый через окружение и действия (а не слова) инопланетян, солдат и ваших коллег. В нём присутствовали отличные экшн-сцены, например, перестрелки с враждебными инопланетянами и солдатами, тихие моменты созерцательного исследования и напряжённые эпизоды скрытного перемещения рядом со слепыми щупальцами, реагирующими на звук. Всё это казалось потрясающим.

    К сожалению, Half-Life пострадал от того, что я называю «эффектом Myst ». Это был революционный для жанра проект, но многим разработчикам не удалось понять, что сделало его таким великим. Некачественные шутеры после Half-Life были заполнены линейными коридорами и плохо поставленными сценами, нагонявшими на игроков скуку. То же самое относилось и к большинству хороших клонов. Лабиринтоподобные, нелинейные дизайны уровней ранних шутеров наподобие Doom и Marathon умерли после успеха Half-Life , а за ними последовала и стандартная мотивация «я - хороший парень, и убиваю плохих».


    Unreal


    Unreal Tournament


    Краткое изложение игрового процесса Unreal Tournament .


    Quake III


    Quake III


    Tribes

    Рокет-джампы

    Однако трон повелителя шутеров от первого лица ещё не захватила Valve. В апреле 1998 года на арене появился новый претендент - компания Epic с игрой Unreal , в которой потрясающая графика сочеталась с враждебным инопланетным миром, меланхоличной историей о потерянном рае и необычным набором оружия. Сиквел 1999 года Unreal Tournament упрочил позиции Epic в жанре FPS благодаря любимому многими и долго прожившему многопользовательскому режиму, который был на удивление интересен даже с управляемыми ИИ противниками.

    Dynamix тоже совершила попытку захватить корону с помощью первой части «самого быстрого в мире шутера» Tribes (который тогда был ответвлением серии мех-симуляторов Earthsiege ). Исключительно многопользовательская Starsiege: Tribes (1998 год) потрясала мастерским исполнением. Её огромные открытые пространства можно было пересекать за секунды, а не за минуты благодаря физическому багу, известному как «skiing»: постоянные прыжки при спуске с холма не давали силе трения действовать на мех, позволяя разгоняться до бесконечности.

    Несмотря на потерю двух ключевых дизайнеров, Тома Холла и Джона Ромеро, которые ушли, чтобы вместе создать прогремевшую, но слабую Daikatana (2000 год), у id оставалась в запасе ещё пара трюков. Quake II (1997 год) иногда выглядела как яркая версия своего предшественника и послужила переходным этапом между ним и Quake III: Arena (1999 год). Как и Unreal Tournament , Quake III сосредоточился на создании открытых пространств, в которых игроки могли рвать друг друга на части.

    Лучшие игроки во всех трёх проектах добивались победы довольно… необычными способами. Я уже упомянул, как в Tribes можно было за считанные секунды пересечь всю карту, но в Quake III и Unreal Tournament появились собственные побеждающие гравитацию манёвры. Вам не удалось бы побеждать в Quake III , не освоив рокет-джампы и плазма-джампы: сразу после прыжка игрок стрелял себе под ноги (ракетницей или плазменной пушкой), чтобы взлететь выше. (Также существовало карабканье с помощью плазмы - принцип тот же, только выстрелы делались под определённым углом и рядом со стеной.) А каждый серьёзный игрок в Unreal Tournament должен был знать, как влияют прыжки и телефраги: как только вы телепортируетесь в место, где уже кто-то есть, он погибает.

    Все три игры обладали объёмными картами, заполненными яростными баталиями. Теперь игроки могли подыскивать себе противников. Но времена менялись, и жанр двигался в новом направлении - менее аркадном и более реалистичном. Новая поросль FPS требовала от игроков меньше навыков и разворачивалась на более простых картах.


    Counter-Strike

    Terrorists win

    Раньше выходило множество модов, и многие из них стали популярными, например, оригинальная Team Fortress , которая была модом Quake , или тотальная конверсия Doom Джастина Фишера во вселенной Aliens , которую некоторые считали лучше, чем Doom II . Но ни один мод по своему влиянию не сможет сравниться с Counter-Strike . Он превзошёл по популярности игру, на которой был основан (и вылился с отдельный коммерческий продукт). Разумеется, Half-Life задала тон и сюжет для однопользовательских кампаний, которые начали копировать все шутеры от первого лица. Но шутеры всегда были больше рассчитаны на многопользовательскую игру, а не на одиночное прохождение. Фраги и скрытные убийства всегда интереснее, когда ты знаешь, что обыграл человека, а не бота.

    Counter-Strike повезло. Рост её популярности идеально совпал с расширением базы пользователей Интернета, увеличением пропускной способности, усталостью от Quake , концом золотой эпохи игр для PC и возросшим интересом к соревновательным играм. Подобия Quake III и Unreal Tournament были конечно замечательными, но наблюдающим их зрителям было сложно в них разобраться. Некоторые геймеры устали от хаотичных детматчей «все против всех», в которых побеждал игрок с самыми быстрыми рефлексами и лучшими рокет-джампами.

    Half-Life произвёл переход к более серьёзным персонажам и сюжету в однопользовательских FPS. Counter-Strike же придал смерти от руки противника больше значимости. Это больше не было просто число в статистике - каждая смерть имела свою цену. Когда вы умирали, то не могли респауниться через секунду, нужно было ждать до следующего раунда. Приходилось ожидать и наблюдать, пока друзья по команде отслеживали оставшихся врагов.

    Counter-Strike захватил Интернет-кафе по всему миру и помог появлению специальных игровых LAN-центров. И постепенно, год за годом, он выталкивал Quake и Unreal Tournament на периферию любительских и профессиональных соревнований. Соревнования с серьёзными бюджетами в середине 2000-х привлекли международный интерес, а лучшие игроки зарабатывали сотни тысяч долларов призовых, а также в качестве поддержки.


    Deus Ex

    Из мин на стенах получаются отличные лестницы

    В 1998 году разработчик System Shock Looking Glass ещё сильнее отдалился от тенденций рынка, выпустив Thief: The Dark Project , средневековый FPS с элементами стелса, который позиционировался на рынке как «стелс от первого лица». Как и остальные игры компании, она стала хитом, а умные враги, пытающиеся сбежать при ранении и реалистично реагирующие на звуковые и визуальные стимулы, открыли двери для дальнейшего развития дизайна.

    Многие из идей и философских подходов сохранились в Deus Ex (2000 год) компании Ion Storm, которая сделала стелс одной из множества стратегий выживания в хаотичном и опасном киберпанковском мире-антиутопии. Deus Ex не был простым шутером, однако в него можно было играть как в обычную стрелялку, если развить соответствующие характеристики персонажа с помощью очков навыков.

    Всё зависело от игрока. Все головоломки и возможные конфликтные ситуации имели несколько решений, а большинство уровней можно было пройти разными способами - этот факт был подтверждён игроками, попадавшими в недоступные области, расставляя на стенах мины и залезая по ним, как по лестницам.

    Ни одна игра до неё не казалась такой свободной и реальной, несмотря на свои недостатки. Графика была плохой даже по тем временам, кроме того, Deus Ex принадлежит сомнительное достижение - она начала печальную традицию мини-игр со взломом дверей и хакингом от первого лица.

    The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay (2004 год) и Dishonored (2012 год), среди немногих других игр, продолжили традицию интеллектуальных гибридов шутеров от первого лица с элементами стелса/RPG (последняя игра получает дополнительные баллы за то, что не утруждает игрока взломом замков).

    Стоит также упомянуть Tom Clancy"s Rainbow Six (1998 год) - эта игра и её сиквелы реализовали свой собственный подход к выбору игрока. Эти тактические шутеры от первого или третьего лица создавались при поддержке писателя Тома Клэнси, и сохраняя стиль его книг, были не только аутентичными, но и реалистичными до мельчайших деталей. Это делало их чрезвычайно сложными - любой выстрел мог убить вас, а падшие товарищи не воскресали после миссий, что уменьшало размер отряда.


    Halo , вы могли о ней слышать.


    Или о Halo 2 (3, 4, 5 и т.д.)

    Красные против синих

    Закончив трилогию Marathon , Bungie на несколько лет обратилась к стратегии реального времени, выпустив известную серию Myth . Затем в 1998 году студия начала работу над гибридом RTS/шутера от третьего лица под названием Halo , о котором было публично заявлено в 1999 году на Macworld Expo (один из редких случаев, когда Apple рассказывала об играх на своей главной презентации).

    Вскоре Microsoft добавила Bungie в свой растущий отдел разработки игр, и Halo оторвалась от корней Mac, чтобы стать эксклюзивом для Xbox (однако через пару лет появились порты под Mac и Windows). Потеря Mac-геймеров стала находкой для всего остального мира. Halo: Combat Evolved преобразовалась в шутер от первого лица и сильным стимулом для покупки Xbox - на самом деле, единственной причиной приобретения консоли Microsoft на том раннем этапе её развития.

    В Halo было мало инноваций, но она запомнилась своими звёздами - суперсолдатом Мастер Чифом и Кортаной, разумным ИИ, живущим в его нейроинтерфейсе. Игра проложила широкую дорогу в богатый сюжетом мир, раздираемый на части войной инопланетян и людей. Как и в Marathon , сюжет тесно связан с идеей агрессивного ИИ и враждебных инопланетян. (Однако, в отличие от Marathon , с каждым сиквелом сюжет становился всё менее интересным и более помпезным.)

    Halo была головокружительно интересной, с доступной, но глубокой стратегией боя, который часто заканчивался дуэлью кошки и мыши. В каждой игре серии была своя особенность, которую не могли воссоздать другие шутеры, и как первая Halo продавала консоли Xbox, Halo 2 (2004 год) продавала людям платный онлайн-сервис Xbox Live, а многопользовательский режим Halo 3 (2007 год) сильно повлиял на имидж Xbox 360.

    Война никогда не меняется

    Удивительно, насколько свежим и восхитительным выглядел шутер с тематикой Второй мировой войны Medal of Honor после своего выхода на PlayStation в 1999 году, даже несмотря на большое количество военных FPS. Своего рода духовный последователь кинохита Saving Private Ryan (настолько, что режиссёр фильма Стивен Спилберг участвовал в написании сюжета игры), Medal of Honor переносит игрока за линию фронта, чтобы тот в 1944 году уничтожал нацистские укрепления и выполнял стратегические задачи, стараясь не быть пойманным и убитым.

    Игровой процесс был намного более тактическим и реалистичным, чем в обычном FPS или варгейме, с убедительным окружением (относительно того, на что была способна PS1), качественным звуком и умным ИИ - вражеские солдаты и патрульные собаки динамически реагировали на действия игрока.


    Medal of Honor по сценарию Спилберга.


    Battlefield 1942


    Call of Duty: Modern Warfare


    Они могут походить на копии друг друга, но существует причина, по которой игры CoD остаются безумно популярными.

    За Medal of Honor последовала череда клонов. Soldier of Fortune (2000 год) удвоила кинематографический реализм и жестокость (для большинства людей в то время даже слишком, потому что игрок мог отстреливать конечности и пытать врагов), сменив антураж на современность. America"s Army (2002 год) была создана армией США в качестве маскирующегося под игру инструмент вербовки новобранцев. Battlefield 1942 (2002 год) тоже придерживалась тематики Второй мировой войны, но в ней появилась система классов, добавившая глубины многопользовательским схваткам. В то же время была основана серия игр нынешнего лидера рынка Call of Duty (2003 год). Основное отличие от формулы Medal of Honor заключалось в добавлении кампании за британские и советские войска. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001 год) решилась на ещё более реалистичную тактическую симуляцию боёв (превосходная серия Arma создана тем же разработчиком и сохраняет в себе наследие OF).

    Вскоре Battlefield стала одним из столпов онлайн-мультиплеера на PC. Хорошо сбалансированные бои с классовой системой вознаграждали всех игроков - любителей побегать и пострелять, терпеливых снайперов, скрытных разведчиков, пироманов, пилотов (да, в игре было множество транспортных средств) и ангелов-спасителей (медиков).

    Серия Battlefield перепрыгивала в разные временные периоды и стили игры. Одним из самых примечательных ответвлений стала консольная Bad Company (2008 год), которая напоминала видеоигровую версию военной комедии «Три короля» . Но самой лучшей частью остаётся вторая, которая перенесла действие в наши дни и усовершенствовала все системы первой Battlefield . В ней также был добавлен класс командира, который мог (попытаться) отдавать прямые приказы своим подчинённым издалека, Battle Recorder, позволявший делиться с другими особенными моментами игры за годы до того, как разработчики только задумались о такой опции, и масштабируемые карты, изменявшие свой размер в зависимости от количества игрокво.

    Пока Battlefield фактически владела рынком PC, Call of Duty стала де-факто стандартом военных шутеров на консолях. Как и в случае с Battlefield , самой выдающейся частью оказалась та, что отказалась от антуража Второй мировой в пользу современности. Call of Duty 4: Modern Warfare (2007 год) была довольно шаблонной, но это ничего не значило. Игра выиграла множество наград игровых медиа в конце года и продалась тиражом в семь миллионов экземпляров всего за два месяца.

    Кампания Modern Warfare производила впечатление. Это не была история о человеке, в одиночку спасающем всё человечество; и главные герои, и их боевые товарищи казались обычными смертными, уязвимыми перед ударами судьбы. Они были просто солдатами - обычными людьми с военной подготовкой, сражающимися в битвах, затеянных другими. Мастерство Infinity Ward позволило подчеркнуть, насколько аморальной может быть их работа. Наиболее очевидно это проявилось в пророческой сцене разрушения, наблюдаемой через монитор теплового видения.

    Пока за игрой последовали восемь ежегодно выпускаемых сиквелов, каждый из которых становился более громким, быстрым и менее разборчивой к оттенкам, чем предыдущие. Однако и по сей день любая игра Call of Duty продаётся лучше всего, что не содержит в названии Grand Theft Auto или Minecraft .


    Ах, City 17. (Все мы любим Half-Life 2)

    Source

    Пока военные шутеры взбирались на вершины продаж жанра, технические лидеры Valve, Epic и id Software продолжали свой трёхсторонний бой. Конкуренция Quake и Unreal Tournament длилась до середины 2000-х, после чего выдохлась и продолжилась только в соревнованиях возможностей движков (и все, кто наблюдает за индустрией, наверно знают, что Unreal Engine компании Epic давно раздавил idTech, а id Software за многие годы не выпустила ничего примечательного, кроме коридорного FPS с гоночными элементами Rage 2011 года).

    Valve зарекомендовала себя как короля FPS - принца движков экшн-игр - благодаря Half-Life 2 (2004 год) и двум эпизодам-сиквелам (выпущенным в 2006 и 2007 годах). Half-Life 2 остаётся для многих лучшей FPS благодаря своему антуражу - Городу 17, постапокалиптической антиутопии, созданной со вниманием к мельчайшим деталям, а также благодаря сдержанному изложению сюжета. Как и в её предшественнице, игрок постоянно мог управлять главным героем, даже когда другие персонажи пускались в долгие диалоги. И если вам каким-то образом удавалось остаться равнодушным к сюжету и персонажам, то вы всё равно могли наслаждаться использованием гравитационной пушки для бросания различных предметов.


    Crysis остаётся удивительно красивым даже спустя десять лет.


    Far Cry 2

    Горящие холмы

    Странно, но даже спустя восемь лет после выхода Crysis (2007 год) компании Crytek он по-прежнему оставался инструментом оценки производительности PC. Сама игра, как и Far Cry (2004 год) до неё, была потрясающий путешествием через заросший джунглями архипелаг, примечательный использованием нанокостюма, делавшим игрока почти невидимым, и выполнением заданий в произвольной последовательности.

    Динамический подход к боям в джунглях был лучше реализован в разработанном в 2008 году компанией Ubisoft сиквеле Far Cry , отправлявшем игрока в современную Центральную Африку. В Far Cry 2 главный герой оказывается посредине кровавой гражданской войны за алмазы, в которой мораль относительна. Игра даёт пользователю единственное задание: ему нужно убить торговца оружием по имени «Шакал».

    Умный ИИ игры, холмистые дороги, странно ведущий себя транспорт, аморальные солдаты, хирургические операции на собственном теле, постепенно ломающееся оружие, засады на конвои, безумные сюжетные ходы и пасущиеся животные создавали один из самых убедительных и увлекательных открытых миров.


    F.E.A.R

    В ход идут акронимы

    Шутеры от первого лица экспериментировали с хоррор-элементами ещё со времён Doom , но F.E.A.R. (2005 год) пошла ещё дальше и соединила FPS со сверхестественным. В игре использовались все трюки хорошего психологического хоррор-кино - создающее атмосферу освещение, пугающие звуки, устрашающие противники, отличные тактильные ощущения, длинные клаустрофобные коридоры и жуткая призрачная девочка, постоянно появлявшаяся неожиданно.

    Шутеры с выживанием в открытом мире могли многому научиться у S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl (2007 год), погружавшей игрока в атмосферу очень реальной разрушенной зоны Чернобыля и Припяти. S.T.A.L.K.E.R. не нужен был хоррор-сюжет, чтобы пугать вас; он ужасал самим своим угрожающим, мрачным миром, в котором все окружающие люди доведены до отчаяния, а каждый кусок карты - заброшенное здание, лагерь бандитов, заброшенная тропа, переполненное мутантами подножье холма - казалось, хранил болезненные воспоминания о чернобыльской катастрофе 1986 года. Но самое главное - S.T.A.L.K.E.R. стал доказательством того, что шутеры от первого лица могут быть медленными и созерцательными, красивыми и неуловимо пугающими. Этот урок могут усвоить разработчики других игр.

    Сравнение с Fallout и Borderlands может казаться надуманным, но растущее влияние восточно-европейских разработчиков показало, что подход к созданию S.T.A.L.K.E.R. успешно копируется. Пока самым близким к нему оказалась серия Metro компании 4A Games, которая началась с Metro 2033 (2010 год). Менее дикие и более тщательно сделанные, чем S.T.A.L.K.E.R. , игры серии Metro , тем не менее, запечатлели жестокий и мрачный мир после ядерного апокалипсиса. Было интересно наблюдать за миром с неисправными противогазами и улучшенными пулями, пока игроку не надоедали quick-time events и назойливые монстры.


    Mirror"s Edge : красивый паркур.

    Безоружные

    Экстраординарный Portal (2007 год) компании Valve стал огромным сюрпризом и дополнением к сборнику Orange Box, в котором продавались Half-Life 2: Episode Two и Team Fortress 2 . Игровой мир был поражён и очарован возможностью получить тортик, решая головоломки. Все они были связаны с использованием создающей порталы пушки, помогающей персонажу Челл проходить последовательность комнат под внимательным наблюдением (оказавшейся враждебной) ИИ-системы GLaDOS - единственного, за исключением Челл, персонажа игры (если только не считать куб-компаньон). Кроме успешного введения инноваций жанра, Portal стал прародителем нового поджанра шутера от первого лица с обилием головоломок. И примерно в то же самое время появился так называемый жанр «симулятора ходьбы» (который на самом деле является жанром исследования, а не настоящим симулятором ходьбы ) в лице мода для Half-Life 2 под названием Dear Esther .

    Культовый хит компании DICE Mirror"s Edge заставил уставший от перестрелок жанр FPS двинуться в другом направлении. В то время, когда паркур был относительно новым в 3D-видеоиграх, игрок мог управлять курьером Фейт, прыгая по стенам и крышам, избегая полиции и врагов, постоянно преследовавших её. Уникальный минималистичный стиль графики, использовавший в основном красные и белые цвета, помогал сосредоточиться на отчаянном побеге к безопасности. На основании физической скорости Фейт игроки инстинктивно выбирали, продолжать ли им скользить, катиться и прыгать, или нужно остановиться и сражаться. Иронично, но стрельба оказалась худшей частью игры; к счастью, бОльшую её часть можно было проходить безоружной.

    Возможно, в этом было влияние Metroid Prime (2002 год) - прославленная адвенчура от первого лица для GameCube преуменьшила значение стрельбы и вместо неё сделала упор на исследования и быстрый акробатический платформинг. Как бы то ни было, Mirror"s Edge стала чётким заявлением о том, что шутерам не обязательно нужны толпы расстреливаемых врагов, главное в этом жанре - скорость.

    Восторг

    У Irrational ушло восемь лет на создание духовного последователя System Shock 2 (лицензией владела EA, которая не была заинтересована в сиквеле). После множества изменений сюжета и антуража игра превратилась в критику объективистской философии Эйн Рэнд на примере разрушенной мечты об утопии под названием «Восторг».

    Захватывающий дух первый уровень, на котором мы спускались к разлагающемуся городу под поверхностью моря, подготовил почву для одного из самых качественных примеров передачи сюжета через окружения во всей игровой индустрии. К сожалению, решение о том, «собирать» ли у маленьких сестричек АДАМ (генетический материал, используемый для изменения ДНК), был слишком двоичным, чтобы учесть все тёмные нюансы их отношений с защищающими их Большими папочками. Тем не менее, BioShock стал ещё одним важным шагом в создании нарратива на основании архитектуры и дизайна персонажей.

    Три года спустя появился сиквел, добавивший больше нюансов и улучшивший целостность сюжета (ценой количества выдающихся моментов), затем в 2013 году приквел BioShock Infinite неудачно решил сложную задачу завершения истории. Кроме того, Infinite завершил печальный переход серии от гибрида RPG/шутера к стандартному FPS.


    Left 4 Dead (держись, Зоуи).

    Что бы ты ни делал, не пугай Ведьму

    За исключением серии аркадных шутеров со световым пистолетом The House of the Dead и иногда появлявшихся игр про выживание, зомби были редкими гостями в FPS до выпуска в 2008 году Left 4 Dead . В ней четыре игрока должны были пробиваться через множество препятствий, создаваемых невидимой рукой алгоритма искусственного интеллекта под названием «Режиссёр» (Director).

    «Режиссёр» делал игру более лёгкой, когда игроки терпели неудачу, и усложнял её, когда всё шло слишком гладко. Он размещал противников и предметы, управлял настроением пользователей с помощью музыки и визуальных эффектов. Под «пользователями» я подразумеваю и отдельных игроков, и команду в целом.

    Как и Deus Ex с Far Cry 2 до неё, Left 4 Dead преуспела в реализации идеи спонтанного, или динамического геймплея. Она задавала простой вопрос: вы находитесь в фильме про зомби - как вы собираетесь выбираться из него? В игре не было сюжета, но небольшие сюжеты возникали в процессе игры постоянно - ваши товарищи умирали вокруг, пытаясь вернуть к жизни ваш труп, или кто-нибудь случайно пугал Ведьму, и все дружно пытались убежать от неё.


    Borderlands

    Хочешь послушать новый дабстеп, который я придумал?

    Сразу после успеха дополнений к Half-Life Opposing Force (1999 год) и Blue Shift (2001 год), а также нескольких шутеров Brothers in Arms в антураже второй мировой (единственным хорошим из которых был первый), Gearbox решила создать шутер, способный выделиться из толпы.

    Borderlands (2009 год) отказался от традиционной гиперреалистичной коричневой палитры в пользу графики с технологией cel-shading, голых сектантов в противогазах, гор лута, огромных инопланетных насекомых, мутировавших собакоящериц и огромной дозы RPG-механик, создававших ощущение MMO (даже хедшоты назывались «критическими попаданиями»). Многое в игре работало не так, как должно было, но отличный графический стиль и геймплей «стреляй и собирай» понравились игрокам. Возможно, благодаря успеху Borderlands и её сиквелов в жанр снова начала возвращаться абсурдность.


    Привет, Destiny


    В Modern Combat 5 можно поиграть на мобильных. Такую графику не допустили бы на большинство современных консолей.

    Настоящее и будущее шутеров от первого лица

    Шутеры от первого лица сегодня - это интересный жанр. Его столпы Bungie и Respawn стремятся дополнить консольный шутер элементами MMO и масштабными сражениями - в Destiny (2014 год) появились классы, лут и гринд уровней, постоянные добавления контента и напряжённые бои. В Titanfall (2014 год) массивные Титаны участвуют в эпичных битвах мехов. Тем не менее, кажется, что обе они не смогли полностью раскрыть свой потенциал, а тем временем новая технология может заставить FPS двигаться в совершенно иных направлениях.

    Виртуальная реальность имеет потрясающие возможности погружения, но пока она не очень подходит жанру, несмотря на свободное перемещение; в то же время мобильные устройства и планшеты становятся вполне возможной альтернативой консолям - всё больше людей покупают совместимые внешние контроллеры. (И даже без геймпада лучший современный шутер для iOS Modern Combat 5 вполне играбелен и интересен.)

    Новая встряска будет интересной. Большинство современных шутеров, выпускающихся не на ежегодной основе, как Call of Duty , уже старше двух лет. Десятки тысяч людей по-прежнему ежедневно играют в Team Fortress 2 . Quake III: Arena сохраняет по-прежнему активное сообщество в бесплатной Quake Live , а разные подобия Battlefield - в данный момент это Battlefield 4 (2013 год) и Counter-Strike : Global Offensive (2012 год) - становятся выбором лучших игроков.

    Жанр никогда не был столь разнообразен. В нём есть быстрые и медленные шутеры, основанные на тактике или на рефлексах, сильно ограниченные в возможностях и те, в которых можно делать что угодно, шутеры на аренах и огромные монстры планетарного масштаба (кто-нибудь знает PlanetSide 2 ?). У некоторых есть сюжет, у большинства он отсутствует. Жанр продолжает исследовать новые способы делать стрельбу и бег интересными. Другие жанры, например, RPG в открытом мире и быстро развивающиеся MOBA, грозятся забрать у него корону, но спустя два десятилетия доминирования шутеры от первого лица не подают признаков усталости.

    Теги: Добавить метки

    Видеоигры сегодня уже не просто развлечение. В них играют люди разных возрастов и полов. По ним проводятся соревнования, за которыми наблюдают миллионы зрителей по всему миру. Профессиональные геймеры зарабатывают за несколько соревнований на неплохой особняк и машину. Киберспорт во многих странах и вовсе стал спортивной дисциплиной, а некоторые университеты обучают игровым навыкам будущих чемпионов.

    В статье рассмотрим определенный жанр - шутер. Это, проще говоря, игры-стрелялки. Некоторые из них получили огромное распространение и не покидают топов годами, несмотря на время выпуска и графические показатели.

    Что такое шутер?

    Шутер - это жанр видеоигр, в котором упор сделан на скорость реакции геймера и командное взаимодействие. Название происходит от английского слова shooter, что переводится как "стрелялка". Обычно действия игры происходит в 3D-пространстве, которое представляет собой лабиринт. Игрок обладает некоторой свободой действия. Двигаясь по виртуальным картам, геймер встречает друзей и врагов.

    Шутер - это игра, в которой геймплей часто сводится к нахождению выхода из лабиринта и уничтожению толп противника. Нередко разработчики добавляют дополнительные задания, например поиск ключей от дверей или разгадывание логических задач. Таким принципом руководствовались создатели известнейшего шутера - Doom.

    Признаки жанра

    Первый шутер состоял полностью из коридоров и небольших комнат. Современные игры этого жанра ушли недалеко. Линейность и шутер - это практически одно и то же. Конкретный уровень в большинстве случаев вы можете завершить единственным способом. При этом основное, чем вы будете заниматься, - отстрел врагов.

    Конечно, создатели видеоигр часто смешивают в одном проекте несколько жанров, чтобы разнообразить процесс. Все чаще стали появляться шутеры с нелинейным прохождений, при котором геймер получает некоторую свободу. В таких играх придется уже самостоятельно выбирать путь к выходу, чтобы понести наименьшие потери. Кроме того, в нелинейных шутерах имеется возможность посещать дополнительные комнаты, в которых находятся бонусы.

    на РС

    ПК является сегодня наиболее востребованной Регулярно создатели радуют геймеров новыми релизами, в том числе и шутерами. Персональный компьютер считается наиболее удобной платформой для стрелялок благодаря мышке и клавиатуре. За всю историю видеоигр вышло много проектов, которые уже вошли в историю как на ПК.

    Battlefield 3

    Продолжение знаменитой серии игр от EA. В этот список шутеров она попала не случайно. Разработанная на современном движке, она получила отличную графику и физику. На огромных картах можно уничтожить практически все. Реализована Карта может принять до 64 пользователей. 17 видов оружия и 24 вида транспорта точно не дадут заскучать. Сражаться можно пешком, а можно воспользоваться танком или истребителем и не оставить ни единого шанса противнику.

    Как и многие другие шутеры на ПК, Battlefield 3 получила и одиночный режим. Есть 6 кооперативных миссий, в которых можно добыть элитное вооружение и использовать его в многопользовательской игре.

    Call of Duty: Modern Warfare 2

    Одна из лучших игр, которая попала в список Является продолжением первой части, в которой геймерам пришлось уничтожить жестокого террориста. В Modern Warfare 2 игрок побывает в жарком Рио-де-Жанейро, снежных горах России, пыльных афганских пустынях и других локациях, которые поразят проработкой. Разработчики исправили недочеты первой части, сделав игру еще более интересной и реалистичной.

    Помимо одиночного режима, есть кооператив и мультиплеер. Первый сделан с уклоном в аркадность. Мультиплеер, который стал основой проекта, получил масштабные карты, улучшенную физику персонажей и отличные спецэффекты.

    Far Cry 3

    Far Cry 3 - игра в жанре экшена и шутера, действия которой разворачивается на живописном острове. Игрок получит возможность свободного передвижения по карте и крафта различных предметов. Играть предстоит за который решил провести отпуск на необитаемом острове. Однако отдых был прерван после прыжка с парашютом. Джейсон попадает в руки к банде под руководством Вааса Монтенегро. Антигерой - психопат, садист и наркоман. Он полюбился многим геймерам за философские высказывания и неадекватное поведение. Джейсон сбегает от пиратов и ищет методы отмщения за убитых друзей.

    Геймер получает полную свободу передвижения и действий. Можно охотиться на животных, которых здесь в избытке. Можно захватывать лагеря бандитов. Передвигаться по карте можно пешком или на разных видах транспорта, начиная от машин и заканчивая аэропланом. За каждое активное действие игрок получает очки, которые используются для прокачки навыков персонажа. Есть кооперативный режим, рассчитанный на 4 человека, который поведает иную историю.

    S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

    Который ближе по душе геймерам из стран бывшего СНГ. Действия игры разворачиваются в тридцатикилометровой чернобыльской зоне отчуждения. Играть предстоит за сталкера по прозвищу Меченый. Он ничего не помнит и пытается найти загадочного Стрелка, чтобы убить.

    Перед игроком стоит огромный виртуальный мир, который можно свободно исследовать. Заняться можно поиском артефактов для последующей продажи за огромные деньги. Можно выполнять квесты, которых здесь уйма. А можно заработать не совсем хорошим способом, убивая нейтральных персонажей. Все действия влияют на концовку игры. Для изучения открыты большие локации с тайниками и аномалиями. Предстоит добраться до самого саркофага ЧАЭС, попутно раскрыв не одну тайну.

    first person shooter, FPS ) - жанр видеоигр, в котором игровой процесс основывается на сражениях с использованием огнестрельного и метательного оружия с видом от первого лица: игрок воспринимает происходящее глазами главного героя. В целом шутеры от первого лица имеют многие общие черты со всеми остальными шутерами, которые, в свою очередь, являются подвидом аркадных игр. С момента появления жанра, сложные трёхмерные или псевдотрёхмерные графические элементы ставили сложные задачи перед разработчиками аппаратного обеспечения компьютеров. Кроме того, важной характерной особенностью шутеров от первого лица является наличие многопользовательского режима.

    Истоки жанра прослеживаются в игре Maze War, разработка которой началась в 1973 году, а также в игре 1974 года Spasim . Игра 1987 года MIDI Maze для Atari ST была одной из первых игр в жанре «экшн», включавших сетевой многопользовательский режим. Жанр сформировался с выпуском в 1992 году Wolfenstein 3D , который обычно признают основным архетипом, на котором основывались последующие игры. Одной из таких игр, принёсших жанру массовое признание и популярность, стал Doom , выпущенный в следующем году. Half-Life , выпущенная в 1998 году, привнесла в жанр новые элементы, связанные с развитой сюжетной линией и головоломками. Эта игра и её сиквел, Half-Life 2 , выпущенный в 2004 году, продемонстрировали развитие потенциала жанра. GoldenEye 007 , выпущенный в 1997 году, стал первым заметным шутером от первого лица, выпущенным для игровых приставок, а успех серии Halo закрепил коммерческую привлекательность приставок как платформы для шутеров от первого лица. Metroid Prime (2002) ещё сильнее расширил границы жанра, привнеся в него элементы action-adventure . В XXI веке шутеры от первого лица являются одним из наиболее коммерчески успешных и быстро развивающихся жанров компьютерных игр.

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Шутер от первого лица" в других словарях:

      - … Википедия

      1996) один из первых полноценно трёхмерных шутеров от первого лица В Википедии есть проект «Игры» 3D шутер жанр компьютерных игр. Название произошло совмещением понятий «3D» (три измерен … Википедия

      В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете от … Википедия

      Shoot em up жанр компьютерных и видеоигр, в которых игрок, управляющий каким либо персонажем или техническим средством, сражается с большим количеством врагов при помощи стрельбы. Процесс игры часто изображён в очень стилизованной манере. В… … Википедия Википедия

      Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/2 августа 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия

    Шутер от первого лица, разработанный студией People Can Fly и выпущенный в 2004 году. Помимо оригинальной игры серия Painkiller включает в себя еще 5 крупных дополнений, множество небольших DLC, а также вышедшую в 2012 году HD-версию Painkiller: Hell & Damnation.

    Действие Painkiller разворачивается в Аду, куда главный герой оправляется, чтобы уничтожить Люцифера и четырех его генералов, а также бесчисленное воинство их приспешников. Причем количество врагов на уровнях исчисляется тысячами, а боссы поражают своими исполинскими размерами.

    В геймплее Painkiller безошибочно угадываются основные принципы таких прославленных шутеров, как Serious Sam и Doom. А именно полчища самых разных врагов, напирающих на главного героя нескончаемым потоком со всех сторон, что вынуждает постоянно перемещаться по уровню, отстреливаться, собирать патроны и искать секретные места. От Doom игре досталась довольно брутальная система повреждений, заставляющая противников буквально разлетаться на кровавые ошметки после попадания.

    Дополняет все это большой выбор нестандартного оружия, имеющего в добавок к основному еще и альтернативный режим стрельбы с возможностью комбинировать оба режима для достижения наибольшего эффекта. А также сверхъестественные способности протагониста, представленные набором магических карт Таро. Не забудем и про музыку – зубодробительный метал и хард-рок, идеально вписывающиеся в общую атмосферу Painkiller.

    20. Sniper Elite

    19. Medal of Honor: Airborne

    18. Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy

    Фантастический шутер от Midway Games, изначально вышедший на игровых консолях, но позже портированный и на ПК. Сюжет Psi-Ops закручен вокруг агента с псионическими способностями, внедренного в террористическую организацию с предварительным стиранием памяти.

    Игровой процесс в Psi-Ops построен на использовании против врагов оружия и псионических способностей главного героя. Причем по мере прохождения последние начинают ощутимо преобладать над обычным оружием: с собой можно носить одновременно лишь два вида оружия, а вот набор способностей постоянно пополняется новыми умениями, которые становятся доступными вместе с постепенно возвращающейся памятью пси-агента.

    Где купить:

    17. Gears of War

    TPS от Epic Games и People Can Fly, портированный с консолей на ПК, а также получивший в 2015 году Ultimate Edition версию с обновленной графикой и переделанными видеороликами, признанную лучшим HD-переизданием старых игр.

    Gears of War – шутер, геймплей которого строится на хардкорных позиционных перестрелках с обязательным использованием укрытий, тесным командным взаимодействием и грамотным подбором оружия. Помимо этого, игра цепляет своим сеттингом и сюжетной линией, в центре которой находится элитный отряд космических бойцов – суровых здоровенных мужиков, с ног до головы закованных в броню, которые ведут непрекращающиеся сражения с агрессивно настроенной расой Локустов.

    16. Return to Castle Wolfenstein

    Старый шутер на ПК, относящийся к серии Wolfenstein , выход которого состоялся в 2001 году. Действие Return to Castle Wolfenstein происходит во второй половине Второй мировой войны, когда нацисты, отчаявшись добиться мирового господства с помощью обычного оружия, прибегли к ужасным опытам и оккультным наукам. Главным координатором и идеологом которых выступил Генрих Гиммлер, являющийся здесь антагонистом.

    Сражаться в Return to Castle Wolfenstein доведется не только с нацистскими солдатами и техникой, но и с самыми разными сверхъестественными противниками, включая боссов: воскрешенными рыцарями-крестоносцами, бронированными убер-солдатами, темными магами, боевыми роботами и так далее.

    15. Hitman: Contracts и Hitman: Blood Money

    Две замечательные игры, посвященные наемному убийце, который, несмотря на свою кровавую работу, придерживается определенных внутренних принципов и правил.

    Помимо харизматичного главного героя – Агента 47-го, игры из серии Hitman получили признание благодаря насыщенным миссиям-уровням, которые каждый раз переносят игроков в совершенно неожиданные места и условия, требующие некоторой смекалки и ловкости. И при всем этом игроки получают еще и невероятный уровень свободы и нелинейности – каждое задание можно выполнить десятком способов, включая стелс-режим.

    14. The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

    Старая игра шутер (релиз 2004 года), которая наверняка понравится поклонникам Вина Дизеля и почитателям научной фантастики. Игра The Chronicles of Riddick во многом связана с сюжетом кинофильма «Черная дыра», для которого она является приквелом, а в ее создании непосредственное участие принимал знаменитый американский актер.

    Действие игры происходит в тюрьме особого режима, куда попадает главный герой, и откуда он на протяжении всего игрового процесса пытается удрать. Геймплей The Chronicles of Riddick, помимо традиционных элементов FPS, содержит в себе немало от стелс-экшена. Что в итоге делает игру весьма нелинейной и вариативной на способы прохождения. Игрокам предстоит пробраться через многочисленные уровни тюремной охраны, сразиться с более чем двадцатью видами противников и, наконец, достичь желаемой свободы.

    Где купить: Игра изъята из продажи в официальных цифровых сервисах.

    13. Rogue Trooper

    Научно-фантастический экшен 2007 года от Rebellion Developments, в 2017 году получивший переиздание под названием Rogue Trooper Redux.

    Действие Rogue Trooper развивается в будущем, где после разрушительных конфликтов мирового масштаба планета оказалась разделена на два военных блока – Север и Юг. Последние активно используют в боевых действиях генетически-модифицированных солдат, чья память и навыки содержатся на специальных чипах, доступных в случае необходимости для извлечения, замены и установки в любого другого бойца.

    Играть как раз и доведется за одного из таких генетических пехотинцев, сумевшего собрать в себе сразу несколько чипов своих павших товарищей со всеми их уникальными умениями. Вдобавок к этому в распоряжении героя имеется масса полезного футуристического снаряжения и оружия, например, разумный ранец или многофункциональная винтовка-трансформер.

    12. Серия S.T.A.L.K.E.R.

    Серия шутеров от GSC Game World, включающая в себя три оригинальных игры и множество интересных фанатских модификаций, скачать которые можно совершенно бесплатно.

    Действие франшизы происходит в вымышленной «Зоне», ставшей продуктом слияния идей из романа «Пикник на обочине» и собственных авторских задумок разработчиков, возникших под впечатлением от реально существующей вокруг ЧАЭС зоны отчуждения.

    По сюжету «Зона» — аномальное место, возникшее после аварии на Чернобыльской АЭС, полное жутких ловушек-аномалий, мутантов, мародеров, охраняющих зону военных и прочих опасностей. Несмотря на это, сюда устремляются десятки искателей наживы и острых ощущений, а также множество идеалистов, мечтающих либо освоить «Зону» и поставить ее на службу человечеству, либо оградить мир от ее влияния. В общем, у каждого свои цели и взгляды на «Зону», в зависимости от которых они объединяются в различные группировки. Или же остаются стакерами-одиночками.

    Оригинальная концепция и ни на что не похожая атмосфера, увлекательный геймплей, удачно объединивший в себе элементы FPS и RPG, открытый мир , большое количество заданий, непохожие фракции, опасные разнообразные враги и многое другое – все это позволяет включить игры серии S.T.A.L.K.E.R. в топ старых шутеров на ПК.

    11. Just Cause 2

    Одна из самых ярких и живописных игр, среди вышедших на ПК в период с 2000 по 2010 годы, и вместе с тем один из самых динамичных и насыщенных по геймплею экшенов. В Just Cause 2 игроков ожидают огромный открытый остров, большое количество оружия и транспорта, возможность вести бои не только на суше, но и в воздухе, используя для этого крюк-кошку и парашют, а также перестрелки во время езды на стильных спорткарах и боевой технике.

    В целом, Just Cause 2 — это одна из лучших игр-песочниц с открытым миром, позволяющая надолго забыть о сюжете и просто наслаждаться небывалым уровнем свободы, катаясь, летая, плавая, выполняя головокружительные трюки или отыскивая случайные мини-задания.

    10. Серия Serious Sam

    Serious Sam – игра-легенда, одна из лучших среди «мясных шутеров», несмотря на свою брутальность оставляющая после себя исключительно позитивные эмоции. Не последнюю роль в этом играет Сэмюель Стоун – главный герой, которого совсем не пугает количество и внешний вид противников, и который постоянно отпускает в их адрес различные шутки.

    Никаких сложных и запутанных миссий, никаких головоломок (разве что самые примитивные), единственная цель – убить как можно больше противников, прущих со всех сторон, и, наконец, добраться до очередного босса.

    В играх серии Serious Sam геймеры столкнутся с тысячами врагов самого вызывающего и невообразимого вида, для устранения которых предусмотрен нешуточный арсенал оружия и различные бонусы, разбросанные по секретным закуткам внушительных по размерам карт, представленных древними городами с таинственными храмами, дворцами и усыпальницами.

    Помимо оригинальных игр, серия содержит два переиздания в HD-качестве, использующих движок Serious Engine 3.

    9. BioShock 1-2

    Подводный город Восторг, который некогда должен был стать идеальным местом пребывания для избранной элиты, в итоге превратился в кошмарную обитель безумцев и обреченных, чья изуродованная психика и внешность стали результатом безмерного употребления вещества под названием Адам – местного наркотика, дарующего небывалые сверхчеловеческие способности.

    Главный герой попадает в город после крушения лайнера, и теперь вынужден пробиваться через толпы агрессивных мутантов, используя для этого необычное оружие, различные полезные предметы и плазмиды – генетические модификации на основе Адама, наделяющие своего владельца новыми пассивными и активными способностями.

    BioShock 2 является прямым продолжением первой части (события разворачиваются 8 лет спустя), в котором игрок берет на себя роль одного из «Больших папочек», отличающегося от всех остальных моделей собственной волей и памятью.

    Одна из самых сильных антиутопических игр и один из самых необычных шутеров (относится к обеим частям), созданный под влиянием System Shock , из которого разработчики позаимствовали немало идей.

    8. Max Payne 1-2

    Франшиза Max Payne – донельзя мрачная и трагичная история о полицейском , в одночасье лишившемся семьи, и с того момента живущего лишь ради мести. Стильные перестрелки со знаменитым slow-mo здесь удачно совмещены с интересным, непредсказуемо развивающимся сюжетом, под завязку набитым нуаром.

    Одновременно со всем этим в играх серии Max Payne присутствуют традиционные для гонконгских боевиков элементы, такие как стрельба из двух рук, разнообразные акробатические трюки, локации с большим количеством разрушаемых объектов и многое другое. В общем, это однозначно один из самых стильных, зрелищных и интересных в плане повествования шутеров от третьего лица.

    7. Singularity

    Увлекательный шутер от Raven Software, вышедший в 2010 году, который совмещает в своем сеттинге элементы хоррора и фантастики.

    Действие разворачивается на засекреченном советском острове, куда группа бравых американских пехотинцев прибывает, дабы разобраться с творящейся здесь паранормальщиной и устранить возможную угрозу мирового масштаба. Игроков ожидает мрачная атмосфера, отвратительные мутанты, пространственно-временные скачки, мировые заговоры, футуристическое оружие и многие другие замечательные события и явления.

    И еще – Singularity является одной из наиболее красивых игр своего времени, несмотря на общую мрачность сеттинга и постапокалиптичность пейзажей острова Каторга-12.

    6. Call of Duty 1-3

    Серия шутеров от первого лица про Вторую мировую войну, совместивших зрелищность и кинематографичность с реализмом. Картина войны показана здесь глазами обычных солдат (причем зачастую принадлежащих к различным фракциям), находящихся в гуще грандиозной баталии, отчего возникает ощущение собственной ничтожности на фоне столь эпических событий.

    Сами компании по своему содержанию и хронологии также во многом отражают реальный ход войны, а завершает все это большой выбор исторически верного оружия и обмундирования, техники, а также правдоподобно прорисованные локации. Хотя, конечно, все это не без прикрас и домыслов со стороны разработчиков.

    5. Call of Duty: Modern Warfare 1-2

    Продолжение серии шутеров Call of Duty, переносящее действие со времен Второй мировой войны в наши дни, и посвященное целой череде различных конфликтов, которые по ходу сюжета трансформируются в мировую войну между Россией и США.

    Главная особенность Modern Warfare – невиданная до этого художественная постановка боев, однозначно превосходящая зрелищностью лучшие голливудские блокбастеры. В сражениях участвует невероятное количество бойцов, наземная и воздушная техника и т.д. Причем во всем этом присутствует глубоко продуманная сюжетная обоснованность, добавляющая интриги и перебрасывающая игроков из одной точки планеты в другую чуть ли не каждую новую миссию.

    4. Call of Duty: Black Ops

    Завершает замечательную серию военных шутеров Call of Duty первая часть Black Ops, вышедшая в 2010 году и сумевшая стать одной из наиболее успешных компьютерных игр по части продаж – уже в первый день после релиза было реализовано более 5 000 000 копий.

    По части зрелищности, играбельности и увлекательности сюжета игра, как минимум, не уступает своим предшественницам. Действие происходит в самый разгар Холодной войны, при этом в сюжете присутствует изрядная доля художественного вымысла и даже элементы мистики и фантастики. Никуда не делись присущие серии ураганные перестрелки с использованием тяжелого оружия и техники в том числе, захватывающие дух погони и ослепительные взрывы.

    3. F.E.A.R.

    В F.E.A.R. игрок столкнется с непривычной и пугающей угрозой в лице таинственной девочки-призрака, армии солдат-клонов и малоприятного каннибала Пакстона Феттелса, обладающего к тому же псионическими способностями и управляющего этой самой армией клонов.

    Главный герой – член элитного отряда, в чьи задачи входит устранение всякой нечисти и изучение всего паранормального. Помимо интригующего сюжета и динамичных сражений с невероятно умным противником (действия клонов отличаются поразительной тактической грамотностью и нацеленностью на взаимодействие друг с другом), игра отличается наличием элементов хоррора (общая пугающая атмосфера и наличие немалого количества скримеров), а также поддержкой мультиплеера.

    Игра, выход которой в 2004 году перевернул игровую индустрию с ног на голову. Игра, до сих пор не отпускающая многих геймеров, которые и по сей день грезят приключениями физика Гордона Фримена и его очаровательной спутницы Аликс Вэнс, и с нетерпением ожидают продолжения.

    Несмотря на неслыханную популярность, Half-Life 2 так и не получила ожидаемого вскоре после релиза продолжения. Но это вовсе не значит, что оно вообще никогда не появится. Если же вы успели наиграться во вторую часть и два дополнительных эпизода к ней, рекомендуем попробовать пользовательские модификации к Half-Life 2 , среди которых есть немало хороших сюжетных проектов по оригинальной вселенной H-L.