• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Многие традиции христианства стерлись из памяти, потерялись в веках. Пожилые люди еще помнят старые традиции, хранят память священных молитв и обрядов, но более молодое поколение теряется и боится допустить ошибки, обращаясь в веру. Вопрос о том, как и где размещать домашние иконы тревожит многих, мы постараемся дать простой и понятный ответ.

    Где установить иконостас и отдельные иконы

    Канонически домашний иконостас размещали в восточной части дома. Храмовые алтари также располагают в восточной части церкви. Однако нельзя путать дом с церковью. Дом – это только продолжение храма, не нужно путать и смешивать понятия, дом – в первую очередь семейный очаг, поэтому «красный угол» можно располагать в любой части помещения. Единственное условие – перед «божницей» должно быть достаточно свободного места, чтобы все члены семьи могли собраться на молитву. Помимо общего иконостаса рекомендуется разместить по одной иконе в каждой жилой комнате.

    Если семья собирается за общим столом на кухне, стоит повесить там икону Спасителя, поскольку к нему обращена благодарственная молитва за хлеб насущный. Над входом в дом обычно вывешивается икона Покрова Святой Богородицы.

    Как правильно оформить иконостас

    Церковь осуждает соседство икон с декоративными элементами, современной развлекательной бытовой техникой (телевизор, магнитофон), картинами и различными плакатами современных звезд. Нельзя также помещать иконы к книгам не богословского содержания. Можно украшать иконостас живыми цветами.

    В Вербное воскресенье у икон ставят веточки вербы, а в День Святой Троицы дом и красный угол украшают ветвями березы. Иконостас и висящие отдельно иконы можно украсить вышитыми полотенцами. Эта традиция имеет древние корни – в таинстве крещения и обряде венчания используются эти полотенца, которые бережно хранятся и передаются по наследству. После водосвятного молебна именно этими полотенцами принято утирать лицо. Издавна девушки собирали в приданное несколько вышитых полотенец, чтобы украсить иконостас в новом жилье молодой семьи.

    Какие иконы должны быть в домашнем иконостасе

    Традиционно в красный угол выставляют икону Иисуса Христа и икону Божьей Матери. Канонически, как в церкви, икона Спасителя стоит с правой стороны, с левой – икона Богородицы. Остальные иконы подбирайте самостоятельно или с помощью духовного наставника.

    Желательно, чтобы иконостас был увенчан православным крестом. Нет строгого набора необходимых икон, как нет и единого правила оформления. Нужно соблюдать только принцип главенства и иерархии: нельзя размещать иконы святых выше икон Святой Троицы, спасителя и Божьей Матери. Композиция должна выглядеть завершенной, опрятной, систематизированной.

    Желательно, чтобы все иконы были выполнены в одном художественном стиле. Если у вас есть икона, передающаяся по наследству, желательно установить ее в центре композиции, как домашнюю святыню (но ниже основных икон). Относиться к иконам следует бережно, если краски выцвели и потускнели, то ее можно какое-то время хранить в божнице позади других икон, а впоследствии отдать в церковь.

    Иконостас можно дополнить иконами местных святых и покровителей, святых, в чью честь названы члены семьи. В русском православии особый почет заслужил Николай Чудотворец, святые Петр и Павел.

    Лучшим советчиком будет священник – духовник семьи. Он поможет с выбором икон для вашего дома.

    Выбор икон для домашнего иконостаса не может быть универсальным, он всегда индивидуален. Верующий, прислушиваясь к голосу собственного сердца, сам выбирает, к каким Святым будут обращены его ежедневные молитвы. При выборе икон необходимо ориентироваться, в первую очередь, на то, чтобы все они были похожи по стилю и манере исполнения.

    Какие иконы должны быть в доме?

    Каждому у себя дома обязательно необходимо иметь иконы Божьей Матери и Спасителя. В иконографической традиции существует огромная вариативность изображений Спасителя, среди которых для домашней молитвы чаще всего выбирают образ Господа Вседержателя. Среди множества икон Божьей Матери (Богородицы) чаще всего для домашнего иконостаса отдают предпочтение таким иконам как: Елеуса (Умиление) - Владимирская, Жировицкая, Почаевская, Ярославская и Одигитрия (Путеводительница) - Казанская, Тихвинская, Смоленская.

    В домашнем иконостасе положено также размещают именные иконы или просто иконы тех святых, которые особо чтимы членами семьи. Особой популярностью пользуется образ Николая Чудотворца, который вот уже много веков почитается в народе как великий праведник, как святой наделенный особой Божьей благодатью. Среди изображений великомучеников за веру Христа чаще всего свой выбор останавливают на иконах Георгия Победоносца или целителя Пантелеймона.

    Как повесить иконы?

    Строго регламентированного порядка размещения икон в доме, как в храме нет. Согласно давним традициям в доме каждой православной семьи было отведено специальное место, где размещались иконы. Чаще всего его называли «божница» или «красный угол».

    Традиционно иконы лучше повесить на восточной стороне, потому что на молитву принято становиться лицом на восток. Но, если в силу особенностей домашнего интерьера это сделать невозможно, то иконы можно размещать в том месте, где это комфортно. Их можно ставить на полки или вешать на стены в любом удобном месте. Главное — перед ними должно быть достаточного свободного пространства для того, чтобы верующий мог совершать молитвенный ритуал без особых затруднений.


    Иконы, для лучшей сохранности, рекомендуют ставить в киоты. Это специальные шкафчики или застекленные полки, предназначенные для защиты икон от грязи, пыли и механических повреждений. Благодаря киотам лики святых хранятся в условиях более щадящего микроклимата, менее подвержены негативному воздействию перепадов влажности и температуры воздуха.

    Служители церкви говорят о том, что лучше повесить по иконе в каждой комнате дома. Обязательно икона нужна на кухне над обеденным столом, ведь процесс приготовления пищи и трапеза должны быть освящены молитвой, обращенной к Святым Образам. Поскольку после завершения трапезы традиционно читается «Отче наш», поэтому на кухне обычно вешают икону Спасителя. Также очень часто над обеденным столом вешают икону «Тайная вечеря».


    Существует распространенное мнение, согласно которому иконы нельзя размещать в спальне. Но это неправда. Поскольку супружеская близость не считается греховной, их смело можно размещать и в спальне. При этом необходимо помнить, что находиться они должны только у изголовья правильно поставленной кровати. Кроме того, святой образ обязательно должен присутствовать в детской. Чаще всего там вешают икону Ангела-хранителя. Над входной дверью рекомендуют вешать не икону, а православный крест или просто наклейку с его изображением. В крайнем случае, можно повесить подкову над дверью.

    Иконы следует повесить в отдельном от скопления других предметов месте. Неуместно они смотрятся в загроможденных книжных шкафах, на трюмо или просто на столах. Кроме того, не советуют возле икон вешать картины, плакаты и другие изображения, пусть даже на библейские сюжеты. Возле них нельзя размещать фотографии усопших, это церковные каноны запрещают.

    Правила размещения икон относительно друг друга

    При размещении икон необходимо помнить об иерархическом принципе. Главное место в домашнем иконостасе принадлежит иконам Божьей Матери и Спасителя. Чаще всего, они больше остальных по размеру и существует мнение, что их обязательно нужно повесить выше остальных. Это действительно правильно, но совершенно не обязательно. Их можно располагать на одном уровне с остальными иконами, а вот неправильно они будут расположены только в том случае, если они будут находиться ниже других. Это согласно христианским канонам считается неприличным.


    Сбоку от главных икон или ниже них размещаются именные иконы или, например, лики святых, которые пользуются особым почитанием среди членов семьи. В красный угол советуют ставить и венчальные иконы.

    Необходимо помнить главное - совершенно неважно количество икон в доме или квартире, она может быть и вовсе одна. Бессистемный выбор просто красивых изображений святых может негативным образом отразиться на духовном состоянии жильцов дома. Главное, чтобы икона была почитаемой реликвией всей семьи, ведь это не просто оберег, способный защитить от всех бед и жизненный невзгод. Поэтому очень важно выбрать правильное место, где вы ее разместите в своей жилище. Оно должно помочь вам совершать свои повседневные религиозные практики. Место перед вашим иконостасом должно быть чем-то вроде домашнего алтаря, где каждый день с воодушевлением утром и вечером вы будете обращаться с Богом.


    Правильно расположение икон в доме помогает вам открыть окно к светлому и духовному, озаряя ваше жилище радостью и светом.

    Для верующего человека важно, как в квартире правильно разместить иконы. Однако в России долгое время религия была под негласным запретом. Поэтому сегодня немногие знают о традициях, позволяющих грамотно подойти к решению вопроса.

    Прежде всего, необходимо определиться, изображения каких святых нужны. Это индивидуальное решение, которое часто зависит от того, кто из Святых является покровителем человека, о чем верующий собирается просить Господа.

    Чаще всего, естественно, выбирается поясное изображение Иисуса и Девы Марии. Можно использовать собственные венчальные иконы, если они подходят по размеру к общему домашнему иконостасу. Среди самых популярных изображений на Руси – облик Сергея Радонежского, а также Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца, целителя Пантелеймона.

    Рекомендуется иметь образ и на кухне, если семья именно в этом месте собирается за трапезой, так как молитва Святым Угодникам возносится непосредственно до приема пищи и после нее. Подбирать образа следует тщательно, стараясь придерживаться общего стиля исполнения и примерно одинаковых размеров.

    Общие правила, куда и как вешать иконы в квартире

    Ранее в каждой квартире или доме имелось почетное место для образов, которое носило название «Красный угол ». Считалось, что домашний иконостас является своеобразным окном в небесное Божье Царство.

    О достатке хозяина часто судили именно по оформлению Красного угла:

    • Место выбиралось так, чтобы во время молитвы лицо человека было обращено на восток, где начинается день. Между прочим, и в православных храмах алтарь располагается с восточной стороны;
    • Если в этом месте размещены окна и двери, импровизированный киот лучше устроить в прочем месте, где будет достаточно пространства для вознесения молитвы;
    • Нередко верующий человек предпочитает выполнить иконостас над собственной кроватью, чувствуя себя в большей безопасности под защитой Святых в ночное время;
    • Если образов немного, рекомендуется сделать для их установки специальные полочки или приобрести шкафчик закрытого типа — киот. Но при большом количестве икон вешать их следует предельно продумано, создавая осмысленную симметричную комбинацию;
    • В обязательном порядке образ Святого размещают в детской комнате. Лучше всего для этого подходит икона Покровителя малыша или Ангела-Хранителя;
    • Традиционно над входом в дом вешают изображение Покрова Пресвятой Богородицы;
    • Православного христианина, редко посещающего храмы, можно легко отличить от истинно верующего по размещению икон поблизости от неподходящих, светских вещей. Например, разместить иконы на книжных полках или вблизи с игрушками, косметическими средствами считается большой ошибкой. Образа потеряют силу, находясь в неположенном месте;
    • Иконостас не должен содержать художественные картины на библейские темы. Конечно, произведения знаменитых художников достойны почетного места. Однако в отличие от образов Святых они не обладают силой и могут нарушить общение человека с Всевышним.

    Каноны христианства не допускают совместного помещения в иконостас изображений признанных Святых и фотографий монахов или старцев, признанных Святыми после смерти. Нельзя включать фото в киот.

    Как должны располагаться иконы в квартире относительно друг друга

    За схему необходимо взять принцип, по которому располагаются иконы в православном храме:


    • Основное место отводится изображению Спасителя. Как правило, это самая крупная икона в киоте. Образ Богородицы должен находиться по левую руку от Христа;
    • Выше данных изображений разрешается вешать только Святую Троицу или Тайную вечерю;
    • Ниже основных изображений и сбоку от них разрешено размещение именных икон, образов Святых, покровителей профессии и т.д.;
    • Необходимо расположение выполнять с учетом церковной иерархии. Увенчать киот можно православным крестом.

    Где в квартире иконы вешать не рекомендуется? Часто можно услышать мнение, что запрещено размещать киот в спальне, так как это место отведено для греховных утех. Даже разместив образ Христа или Святого Великомученика в спальне, следует на ночь прикрывать их изображения занавеской.

    На самом деле супружеская близость не считается греховной, и укрыться от Господа при помощи кусочка ткани невозможно. Поэтому помещение образов в спальне не считается в христианстве запретным.

    Как правильно ухаживать за образами

    Данные правила были разработаны на кафедре реставрации богословского Свято-Тихоновского института.

    Поэтому любой верующий человек должен их придерживаться, чтобы случайно не навредить изображениям Святых:


    • Если в доме имеются не печатные, а созданные при помощи красок иконы необходимо создать подходящие условия, чтобы избежать растрескивания лакокрасочного слоя. Температура в помещении должна находиться в пределах +17- 20°С, влажность – 45-55%;
    • Свечи и лампадки должны устанавливаться так, чтобы копоть не попадала на поверхность изображений. Следует помнить, что на подобных образах самостоятельно убрать налет невозможно;
    • Иконы запрещено протирать любыми средствами, включая святое масло, святую воду и прочее, так как данные вещества легко проникают в краску и грунт и впоследствии исправить это будет нельзя;
    • Снимать пыль со старинного образа разрешено только при помощи мягкой беличьей кисти;
    • Кроме того, не рекомендуется устанавливать образа вблизи форточек, дверей, нагревательных элементов, а также в месте, куда падают прямые солнечные лучи.

    Правильно разместив в квартире иконостас, можно в домашних условиях возносить молитвы Святым Угодникам. Однако не стоит думать, что образа чудесным способом будут накапливать силу и станут своеобразными талисманами, предохраняющими дом от неудач, зависти, порчи и прочего.

    По благословению Епископа Тихвинского Константина

    Алексеев Сергей Владимирович

    В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

    Инок Спиридон (Сильвестр)
    ДОМОСТРОЙ
    XVI в.

    Иконописец, завершая икону, надписывает
    имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
    Происходит соединение слова и изображения,
    имени и образа – рождается Икона.

    Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

    Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

    Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

    «Дом мой домом молитвы наречется» () – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

    Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

    Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

    В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

    Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

    Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

    Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

    Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

    На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

    Итак, где разместить иконы?

    В свободном и доступном месте.

    Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

    Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

    И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал ().

    Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога ().

    И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку ().

    …ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ().

    Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

    Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

    Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

    Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

    Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

    Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

    Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

    О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

    «В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

    После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

    …воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его () – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

    Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

    Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

    Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

    День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

    Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

    После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

    В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

    Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

    Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

    В чем же разница между православной иконой и картиной?

    Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

    Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

    Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

    Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

    Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

    Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

    Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

    Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

    Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

    Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

    В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

    А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

    Какие иконы иметь дома?

    Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

    Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

    Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

    Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

    Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

    Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

    Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

    Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

    • Владимирская икона Божией Матери,
    • Донская икона Божией Матери,
    • икона «Взыграние младенца»,
    • икона «Взыскание погибших»,
    • икона «Достойно есть»,
    • Игоревская икона Божией Матери,
    • Касперовская икона Божией Матери,
    • Корсунская икона Божией Матери,
    • Почаевская икона Божией Матери,
    • Толгская икона Божией Матери,
    • Феодоровская икона Божией Матери,
    • Ярославская икона Божией Матери.

    «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

    • Влахернская икона Божией Матери,
    • Грузинская икона Божией Матери,
    • Иверская икона Божией Матери,
    • икона «Троеручица»,
    • икона «Скоропослушница»,
    • Казанская икона Божией Матери,
    • Козельщинская икона Божией Матери,
    • Смоленская икона Божией Матери,
    • Тихвинская икона Божией Матери,
    • Ченстоховская икона Божией Матери.

    Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

    Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

    В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

    Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

    Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

    Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

    Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

    По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

    Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

    А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

    Часто возникает сугубо практический вопрос:
    Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

    Здесь можно дать несколько полезных советов.

    Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

    Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

    После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

    Как разместить иконы, в какой последовательности?
    Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

    В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

    Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

    Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

    Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

    При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

    Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

    Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

    Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

    Каким должно быть отношение к святыне?

    Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! () отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

    Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… ()

    По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

    Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

    Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

    Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

    К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

    К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

    Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

    Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

    Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

    Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

    Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

    Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

    Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

    Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

    В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

    Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

    И последнее.

    Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

    Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

    Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

    В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

    Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

    Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

    Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

    Приложение

    Схема высокого иконостаса

    1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
    2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
    5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
    8 – храмовая икона;

    I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
    IV – деисусный чин.

    Иконостас

    Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

    Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

    Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

    Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

    Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

    Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

    В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы и – создателей Божественной Литургии.

    САТИСЪ
    Санкт-Петербург
    2000

    Можно ли ставить иконы в спальне? Этот вопрос задают себе многие люди. У каждого человека домашний иконостас индивидуален.

    Для своего дома верующий человек выбирает иконы самостоятельно, прислушиваясь лишь к голосу своего сердца, только оно решает к какому Святому направлять каждодневные молитвы. Но выбирая иконы, следует следить, чтобы они соответствовали манере исполнения и стилю комнаты. Как это сделать своими руками подскажет статья.

    Почитание икон представляет собой поклонение первообразу. Смотря на икону, человек видит в ней Самого Спасителя, Матерь Божию или святых угодников.

    Этим священным изображениям следует воздавать соответствующее святыне почитание. В храме православный люд перед иконами возлагает свечи, лампады, целует священные изображения.

    При богослужении перед иконами:

    • Воскуряется ладан или фимиам.
    • Молятся.
    • Поют молебны.
    • С ними совершаются крестные ходы.

    В доме православного христианина к иконам должно быть соответствующее отношение.

    Место, где размещены образа, называют:

    • Красным углом.
    • Передним углом.
    • Святым углом.
    • Киотом.
    • Божницей.
    • Кивотом.

    В доме в первую очередь следует иметь такие иконы как:

    • Спаситель.
    • Божия Матерь.
    • Особо чтимые святыни.
    • Именные иконы , к которым относятся святые небесные покровители всех членов семьи, праздников. Изображение Спасителя следует располагать справа от стоящего, а лик Богородицы — слева.

    Иконы следует размещать в отдельном от других вещей месте.

    Нельзя устанавливать их:

    • В книжных шкафах, где размещаются книги светского характера, противоречащие христианству и не имеющие ничего общего с православными истинами.
    • На полках, где стоят фотографии близких, особенно умерших.
    • Где расположены игрушки, статуэтки, не следует смешивать иконы с элементами декора.
    • Рядом с плакатами эстрадных певцов, спортсменов, политических деятелей и других кумиров текущего века.
    • Здесь не должно быть и художественных картин, даже написанных на библейские сюжеты, такие как:
    1. «Явление Христа народу»;
    2. «Сикстинская мадонна».

    Совет: Не допускается среди икон видеть фото священников, монахов, старцев, людей, которые ведут праведную жизнь.

    Как правильно выбрать место для икон

    В доме иконы можно размещать в любой комнате, не исключая спальню.

    В детской желательно устроить:

    • Мерную икону, высота которой соответствует росту ребенка при рождении.
    • Личную.
    • Образ Спасителя.
    • Ангела-хранителя.

    Икона должна присутствовать непременно. Цена образа невысокая, а результатом является духовное воспитание ребенка.

    Инструкция по размещению икон предлагает:

    • Устанавливать их на восточной стороне помещения. Это может быть угол или стена.

    Совет: На молитве человек должен стоять лицом на восток, как и алтарь в православном храме. На восточной стене помещения следует располагать и иконы.

    • Поместить лики святых можно справа напротив входа в комнату.
    • Для детской спальни иконы ставятся напротив глаз ребенка, когда он просыпается или засыпает, перед кроваткой, что станет напоминанием и призывом помолиться, обратиться к прообразу, поблагодарить.
    • В коридоре образ вешается справа от входной двери или над нею.

    Здесь уместны изображения:

    • Покрова.
    • Семистрельная.
    • Оранта.

    Как размещаются святые писания

    После определения места расположения икон, необходимо:

    • Установить там полочку-киот, которая представляет собой специальный шкафчик или застекленную полку, предназначенную для защиты икон от случайных механических повреждений, пыли или грязи. Киот позволяет хранить лик святого в более щадящих условиях, где иконы меньше подвержены негативным последствиям от перепадов температуры и влажности окружающего воздуха.
    • Полку лучше располагать немного выше над уровнем глаз или непосредственно на уровне.
    • Изображения святых размещаются на полочке или развешиваются на стенке, если их довольно много.
    • Дно полки лучше застелить вышивкой или положить белое красивое полотно или пелену.
    • Слева должна быть Икона Божией Матери, а справа — образ Спасителя, что предусмотрено классическим иконостасом.
    • Допускаются и такие варианты:
    1. выше всех в центре поместить образ Спасителя;
    2. слева поставить икону Николая Чудотворца можно Иоанна Предтечи;
    3. справа — лик Богоматери.

    Можно все эти иконы совместить в одной, которая называется Иисус Христос Царь Славы.

    • Лишь Распятие или икона Святой Троицы могут ставиться выше композиции образов.
    • Возле лика Иоанна Предтечи располагается архангел Гавриил. А около образа Богоматери — архангел Михаил.

    В иконостасе могут быть и другие святые:

    • Николай Чудотворец.
    • Пантелеймон.
    • Пётр Павел.

    Совет: Всегда следует помнить принцип иерархии: никакого святого нельзя помещать выше иконы Спасителя, Святой Троицы, Богородицы и апостолов.

    • По бокам и чуть-чуть ниже можно ставить образы, относящиеся к именным, семейным или наследственным.
    • Домашний иконостас желательно увенчать православным крестом.
    • Перед началом молитвы желательно зажечь свечку или лампадку, а затем подвесить ее поставить перед ликами святых. Горящая свеча обозначает символ горения человека к Богу, его молитвы.
    • Святой угол принято приукрашать вышивками или ставить в нем живые цветы. Вышивку для украшения можно сделать самому.

    Многие считают, что в опочивальне размещать иконы нельзя — это самая интимная комната в жилище. Но это абсолютно не так.

    Не считается близость между супругами грехом, поэтому можно смело располагать святые писания в спальне. Но следует знать, что образы ставятся только у изголовья кровати. Как это сделать подскажет видео в этой статье.

    Если спальня пары, не пребывающей в браке, это считается грехом, который невозможно утаить от Бога даже не разместив в помещении икон. Бог вездесущ, он все и всегда видит, и не через образы. Смело можно размещать изображения святых в спальне и молиться!