• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В России принято отмечать важные даты - при жизни это дни рождения, а после смерти - вспоминать и день ухода. Особенно важна эта дата для христиан. Ведь они верят в воскресение и последующую вечную жизнь с Богом. Поэтому существование души не имеет окончания для верующих. Как же достойно, по христиански, помянуть усопшего в годовщину смерти?


    Поминальные традиции

    В православии принято поминать усопших, был такой обряд и у древних славян. Совершается он в сам день похорон, затем спустя 9, 40 дней. В годовщину смерти тоже принято собираться за особой трапезой. Как помянуть усопшего, если он был христианином? Самое главное - конечно, молитва. Также необходимо воздержаться от обильных возлияний, а лучше вообще от спиртного. Ни в коем случае торжественные поминки не должны превратиться в буйное веселье. Это весьма далеко от христианских традиций.

    Помимо частной молитвы, на годовщину смерти в церкви заказывают:

    • особое поминание во время Литургии - утреннее богослужение, во время которого из освященного хлеба вынимают частички за усопших. Принято заказывать так называемый «сорокоуст» - поминать будут на сорока службах;
    • панихиду - служится обычно по субботам, но можно договориться со священником на другой день. Можно приходить на панихиду еженедельно, но годовщина - особо важный день;
    • лития - еще один вид заупокойной службы, она несколько короче панихиды. Служится в любое время, для ее совершения можно привезти священника на кладбище.

    Обязательно на любом этом поминовении должны молиться сами члены семьи, друзья покойного. Ведь батюшка не может вложить те чувства и эмоции, которые испытывают близкие. Он выступает как исполнитель обряда. Конечно, его молитва имеет силу, но нельзя вся передоверять другим. Ведь речь идет о посмертной участи родного человека.

    Но и это не все, что заказывают в церкви. На годовщину смерти уместна Псалтырь. Обычно ее заказывают в монастырях, делается это на длительный срок. В зависимости от пожертвования на месяц, на полгода или на целый год. Опять же - обязательно самим вспоминать умершего каждый день. Для этого в утреннем правиле есть особые краткие молитвы.

    В церковных лавках продаются специальные книжечки, куда можно вписать всех, кого необходимо поминать. Эту книжку можно брать в храм, чтобы при подаче записок никого не забыть. Когда дьякон или священник будут читать записки, обязательно самим молиться.


    Другие дни поминовения

    Существуют как частные поминки, так и специальные церковные праздники, когда принято ехать на кладбища. Это так называемый «родительский день», отмечается он несколько раз. В эти дни тоже надо поминать умерших, независимо от того, когда они отошли в мир иной.

    • 2-й вторник после Пасхи - переходящий день. В некоторых российских регионах есть традиция посещать могилы прямо в день Христова Воскресения, хотя официально это не одобряется - настолько Пасха светлый день, считается, что в этот день мертвых нет.

    Пусть даже это не годовщина смерти, радостные слова «Христос Воскресе!» должны услышать все усопшие. Название у памятного дня соответствующее - Радоница. Для всех есть надежда на вечность с Богом, поэтому день этот предназначен для совместной радости - в небесах и на земле. На могилках принято совершать трапезу, приносить крашеные яйца, блины, остатки трапезы раздавать бедным.

    Поминают всех усопших также в другие дни:

    • Троицкая суббота - субботний день перед Пятидесятницей;
    • Мясопустная суббота - перед началом Великого Поста;
    • Субботы во время Великого Поста - 2-я, 3-я, 4-я.

    Умерший человек все равно остается членом вселенской церкви, поэтому заказывать поминальные службы можно постоянно.


    Как провести печальную годовщину

    Достойная кончина - это венец жизни верующего. В ежедневных молитвах есть прошения, чтобы Бог сподобил непостыдной смерти. Православные стремятся исповедоваться и причаститься перед встречей с Создателем. Существуют особые обряды, которые совершаются над умирающим. После смерти они уже не повторяются.

    Чтобы годовщина смерти была отмечена достойно, начать поминовение необходимо в храме. Это может быть присутствие на Литургии, затем на панихиде, либо просто заранее заказанная лития. После этого проехать на кладбище, там совершить гражданскую панихиду, либо прочесть 17 кафизму. После этого совершить трапезу, вспомнить покойного, совершить уборку на могиле. Пить водку, тем более лить ее на могилу - не православный обычай, который ничем не поможет умершему!

    На могилы лучше приносить живые цветы, это соответствует христианским традициям. В храмах никогда не бывает искусственной зелени, ведь у Бога нет мертвых. Одно время церковь даже пыталась запретить традицию украшать гробы венками с надписями, но победить ее оказалось непросто. Такой обычай вызван не столько жадностью или язычеством, сколько направлен против вандализма, который, к сожалению, часто встречается на российских кладбищах.

    А вот воздержаться от выпивки можно и нужно. Боль от потери велика, но надо найти другие способы справиться с ней. Вряд ли усопшего обрадует подобное поведение. Лучше деньги не тратить на горячительное, а раздать их нищим на помин души.

    Как поминать усопшего на год после смерти дома

    Поминать в годовщину смерти можно и дома. Бывает, что выехать на кладбище невозможно в силу разных обстоятельств. Тогда необходимо пригласить всех, кто захочет участвовать, подготовить особую трапезу. Обычаи ставить прибор для покойника, занавешивать зеркала не являются православными.

    Перед тем, как сесть за стол, необходимо помолиться. Один из родственников должен прочесть 17 кафизму, либо чин панихиды. Во время молитвы возжигаются свечи. Затем можно приступать к трапезе. Она должна пройти достойно, разговоры должны быть приличными, шутки и смех неуместны.

    Языческие трапезы по покойным проводились с большой помпой. Считалось, что чем дороже и пышней будет поминальный пир, тем лучше будет за гробом новопреставленному. Тризны сопровождались не только обильными возлияниями, но и танцами, песнями, соревнованиями. Смысл христианских похорон и поминок совсем иной. Они должны поддерживать молитвенную память о человеке, который даже не считается мертвым, а перешедшим в иной мир.

    К столу подаются особые блюда. Обязательно в их число входит кутья. Это пшеничная каша, которую иногда заменяют рисовой. Но главная ее особенность - она готовится сладкой, заправляется изюмом, другими сухофруктами, медом. Желательно эту пищу освятить во время службы. Сладость символизирует радость, которая ждет праведников на небесах.

    • Также традиционным поминальным кушаньем являются блины, которые принято запивать киселем.
    • Сервировка стола должна быть обычной. Можно поставить на стол свежие еловые ветви, края скатерти украсить черными кружевами.
    • Каждая смена блюд должна сопровождаться молитвой: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (имя)». Помолиться следует и после трапезы. А вот благодарить хозяев за поминальную трапезу не принято.

    Когда прочитаны все необходимые молитвы, кто-то может прочесть и стихи на годовщину смерти. Никаких церковных запретов на этот счет нет. Стихи должны напоминать о достоинствах усопшего, о его духовных качествах. Конечно, у всех есть недостатки, но христиане уповают на милость Божию, стараются не вспоминать о них, а молиться о том, чтобы грехи были прощены.

    Год со дня смерти принято отмечать не только в Росси. Поминают усопших также в азиатских странах. В Японии, Вьетнаме, Корее и Китае существуют собственные традиции. Последователи иудаизма поминают умерших родителей, братьев, детей. Правда, дата годовщины у них не совпадает с общепринятым календарем. Во время поминок принято поститься, мясо и вино под запретом.

    Как почтить покойного самостоятельно

    Какие молитвы в годовщину смерти читаются дома, чтобы поминать покойного? Лучше всего подходит Псалтирь, устав чтения указан в каждом православном издании. Между псалмами идут в таком случае особые молитвы, где упоминаются имена усопших. Это самый лучший вариант. Можно читать и акафисты, но Псалмы написаны намного раньше. Также все христианские церкви признают их богодухновенность.

    Существуют случаи, когда Церковный устав запрещает поминать покойных за Литургией, заказывать за них панихиды, проводить отпевание. Это распространяется на тех, кто был крещен, но не ходил регулярно в храм, то есть не был воцерковлен. Воцерковленным считается человек, который принимает участие в исповеди и Причастии, все остальные считаются «захожанами».

    Правда, на практике часто от этого правила делаются отступления. Тут все зависит от правящего архиерея. В любом случае, необходимо уточнить этот вопрос у духовенства.

    Также однозначно запрещено от лица Церкви поминать тех, кто свел счеты с жизнью добровольно. Если человек погиб на войне, защищая других, это не считается самоубийством. Вообще смерть на войне - одна из самых почетных. А вот смерть от передозировки наркотиков - это вид самоубийства.

    Однако святые отцы учат надеяться на милость Божию. За таких людей разрешается молиться келейно, даже существует особый акафист за самоубийц, составленный в прошлом столетии. Также можно добавить что-то от себя, но слишком усердствовать тоже не стоит. Нам неведомы все духовные законы, подобные молитвы могут окончиться расстройством психики для того, кто хочет сделать доброе дело.

    Зачем поминать усопших

    Когда человек окончил земной путь, ему не нужны ни пышные похороны, ни дорогой гроб или мраморный памятник. Молитва - вот главная помощь, которую мы можем оказать своим усопшим близким. Это не просто дань традиции, а спасительная нить, которая может довести человека до Царства Божия. Особенно важно молиться в первые дни, когда душа проходит мытарства. Но и после того, как прошел год или два, делать это необходимо.

    Можно ли поминать позже даты смерти и годовщину отмечать с задержкой, часто интересуются близкие умершего человека. Священнослужители говорят, что можно. Оптимальным является поминание родных в точную дату, прошедшую со дня смерти. На годовщину всегда требуется поминать покойников, так как в это время бессмертная душа возрождается для жизни вечной. Бог дает жизнь, он ее и забирает.

    Человек, рожденный на свет, имеет свою миссию и свое предназначение. Но жизнь не может продолжаться бесконечно. Всему когда-то приходит конец.

    В православной вере много говорится про обряд погребения и поминальные устои. Во время поминовения люди отдают дань близким и родственникам, ушедшим в мир иной Царствия Небесного. С помощью Молитвы просят Бога, чтобы душа упокоилась и попала в рай.

    В современном мире люди отдалились от церкви и не соблюдают обычаев, из-за этого часто возникают вопросы о правильной организации похорон и поминок.

    Поминки являются обрядом, на котором следует почитать память умерших родных и близких людей.

    Годовщина смерти всегда должна сопровождаться поминками. Они необходимы для облегчения страданий усопшего, отпущения грехов и облегчения пути в загробный мир. Поминовение усопших обязательно должно сопровождаться молитвой, чтобы ушедший с земной обители обрел вечный покой. Священнослужители в церкви и близкие люди дома молятся о них. Для Бога все едины, и на небе, и на земле.

    Правила проведения поминальных дней

    Организацию поминального дня надо продумать заранее, постараться провести его в спокойной и неторопливой атмосфере. Главная цель этой даты - вспомнить добрыми словами ушедшего человека, почтить его память, собрать людей, которых очень рад был бы видеть усопший при жизни. Вспоминать все самое хорошее, что связано с ним. Для облегчения душевных страданий разрешается посмотреть видео, фотоальбом, вспоминая счастливые и веселые моменты жизни.

    В проведении поминальных дней существуют определенные правила, но люди делают это по-разному. Многие ходят на кладбище (не стоит брать с собой еду и спиртные напитки), наводят порядок на могиле, приносят цветы, зажигают свечи, устраивают поминальные обеды. Другие раздают оставшуюся от усопшего одежду, жертвуют деньги церкви, угощают знакомых конфетами и печеньем.


    Для того чтобы , необходимо:

    • в первой половине светлого времени суток смерти покойного посетить кладбище;
    • заказать в церкви поминальную молитву и помочь нуждающимся людям;
    • поставить свечку за упокой души;
    • собрать близких людей и помянуть усопшего за поминальным столом.

    После смерти поминки организовывают несколько раз:

    1. В день, когда близкий человек покинул этот мир, или на следующий.
    2. На третьи сутки, когда душа покойного возносится в небеса. В этот период обычно хоронят.
    3. На девятые сутки со времени кончины.
    4. На сорок дней.
    5. 6 месяцев с даты смерти, а затем каждый год.

    На поминках, как правило, собираются все близкие друзья и родственники усопшего. На поминки девятого дня можно приходить без приглашения. Запрещается отказывать людям, пожелавшим принять участие в поминовении. Не стоит забывать, что главное - это не накрытый стол, а молитва за усопшего. Прежде чем приступить к трапезе, надо обязательно прочитать «Отче наш».

    Можно ли делать поминки раньше даты дня смерти? Священнослужители не советуют организовывать поминальный обряд заранее, особенно не рекомендуется отмечать сороковой день раньше.

    Не желательно поминать умершего человека в дату рождения.

    Этим родственники как бы не дают его душе покоя. Можно поминать в мыслях и молитвах, но не за трапезным столом

    Что нельзя делать на поминках:

    • не разрешается на поминках заводить разговоры на отвлеченные темы;
    • употреблять крепкие спиртные напитки;
    • ни в коем случае нельзя говорить плохо о покойнике, кричать, скандалить, громко выражать свои эмоции.

    Перенос поминального обряда

    Все мы люди и часто бывает, что отмечать поминки в определенный день неудобно или невозможно: работа, состояние здоровья и другие причины, не позволяющие провести поминальный обряд. Поэтому напрашивается вопрос, разрешается ли переносить дату поминок? Как их правильнее делать - раньше или позже срока смерти?

    Трапеза в годовщину смерти - это совсем не обязательное соблюдение традиции. Надо исходить из объективных причин и отталкиваться от сложившейся ситуации.

    • во время Святой Пасхи;
    • на Страстную неделю в период Великого поста.

    В эти дни все помыслы людей должны быть направлены к великой жертве Иисуса Христа, а на Пасху все верующие должны радоваться известию о воскрешении. Разумно будет перенести поминки на Радоницу - это день поминовения всех умерших. В день Рождественского сочельника лучше отметить поминальный день восьмого числа, это будет хорошим знаком рождения в вечной жизни. Есть обычай после Пасхи оставлять на подоконнике кулич и крашеные яйца, чтобы души нашли свой дом, наелись, а в воскресенье вернулись на небеса.

    В то же время нельзя не помнить, что для наших умерших родственников и близких важна молитва за них.

    Для этого надо заказать литургию об упокоении души умершего. Главное в день смерти - молиться, а собрать людей за столом можно в выходной день после годовщины смерти.

    В каждой религии есть свои традиции поминания

    Во всех религиях народов есть специально отведенные дни для поминовения ушедших в мир иной. Когда не выходит по каким-либо причинам помянуть близких в день годовщины смерти, то это можно сделать в дни поминовения. В каждом религиозном направлении даты не совпадают:

    1. Радоница - это день поминовения для православных верующих. Отмечается он во вторник на второй неделе после Пасхи. Кроме этого дня, существует еще 5 подобных дат.
    2. День всех усопших католики отмечают 2 ноября. Третий, седьмой и тридцатый дни после смерти поминать считается не обязательным.
    3. В исламе не существует определенных дней. Важно, чтобы близкие родственники молились за умершего, вспоминая добрыми словами. Люди должны совершать в это время хорошие поступки. Одобряется забота о сиротах, помощь нуждающимся людям. Необходимо соблюдать одно правило - никто не должен знать от чьего имени делаются добрые дела.
    4. Праздник Уламбана приходится на седьмой месяц с первого по пятнадцатый день по Лунному календарю. В эти дни поминают всех умерших буддисты.

    В нашей стране с давних лет почитают память умерших в Радоницу. Радоницкая неделя начинается с Красной горки в воскресенье и продолжается в понедельник и вторник. Считается, что души усопших посещают землю с Великого Четверга и до Радоницкой недели, а во вторник они возвращаются в свою постоянную обитель, поэтому вторник считается самым удачным днем для проводов ушедших в иной мир.


    Все знают, что умерших надо поминать и не забывать. Существует связь между усопшими и живыми людьми, но не все одинаково ощущают ее. Почему людям, которые недавно потеряли близкого человека, часто видятся сны о нем. Иногда даже чувствуют его присутствие, могут мысленно разговаривать с ним. Обычно в таких случаях рекомендуется помянуть усопшего, побывать на могиле, сходить в церковь, помолиться, совершить добрые дела и поступки. Не всегда может получиться провести поминальную церемонию вовремя, но зато всегда можно оставить записку священнику, и он прочитает молитву за упокой души, чтобы Господь даровал усопшему Царство Небесное.

    Смерть — начало новой жизни, а земная жизнь - лишь подготовка к ней.

    Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38-46; 12, 45).
    В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.

    Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.
    Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ.

    Согласно христианской традиции, поминки по усопшему проводятся в день похорон (на третий день после смерти), на девятый и сороковой день после смерти. В дальнейшем поминки традиционно устраивают через год, а также в день рождения, день смерти и на именины усопшего. В эти дни принято посещать могилу покойного.
    На поминки в день похорон традиционно приглашают всех, кто был на кладбище и помогал с похоронами. Поэтому, как правило, поминки на третий день бывают самыми многочисленными. На поминки девятого дня принято приглашать только близких друзей и родственников почившего. Поминальная трапеза в сороковой день схожа с поминками в день похорон. На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.
    Проводить поминки можно как в доме усопшего, так и в любом другом месте. Поминовение в эти дни освящены древним церковным обычаем.

    Сразу после смерти принято заказывать в церкви сорокоуст, чтобы в течение первых сорока дней новопреставленного ежедневно сугубо поминали. Особо отмечаются третий и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстаёт небесному Престолу, и сороковой – когда Господь выносит временный приговор, определяя, где душа будет находиться до Страшного Суда. В эти дни нужно усердно молиться за усопшего, а после этих дней чаще подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида – заупокойное богослужение, которое можно совершать как до погребения, так и после.
    Особую силу имеют общие поминовения усопших, которые совершаются в мясопустную родительскую субботу (за неделю до Великого Поста), в Радоницу (через девять дней после Пасхи), накануне Троицы и в Димитриевскую родительскую субботу (суббота до 8 ноября). Кроме того, в три субботы в Великом Посту (2-ю, 3-ю и 4-ю) Вселенская Церковь постановила поминать всех умерших христиан соборно.
    Умершие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв. Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, пока она проходит мытарства и совершается частный суд. Надо во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст – поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу даже из ада.

    Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами.
    Свеча, поставленная за упокоение «на канун», является одним из непременных видов поминовения. При этом необходимо вознести Господу молитвы за усопших: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».
    Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей.

    Что надо знать о панихиде

    Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.
    Панихида - заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.
    Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.
    «Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.
    Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное - в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных...».

    Дни поминовения усопших.

    Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
    Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

    Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
    После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

    Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
    После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

    Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

    ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

    Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

    Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

    Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

    Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

    Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).
    К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

    Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
    Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
    Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
    Правила подачи записок "О упокоении" такие же, как и записок "О здравии".

    Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

    Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

    Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

    Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

    Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

    После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

    Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

    После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

    Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

    ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

    Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

    Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

    Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

    Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

    Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

    К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

    ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

    Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

    Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

    Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

    Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

    Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

    После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

    Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

    Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

    Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

    ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

    Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

    Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

    Молитва о усопших

    Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

    Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

    ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

    Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

    Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

    Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

    От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

    Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

    Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

    «Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

    Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

    В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

    В узком кругу отмечается годовщина смерти. Как помянуть,кого пригласить, какое составить меню - организационные моменты волнуют семью усопшего. Делами милосердия, молитвами, посещением кладбища следует почтить память покойного.

    История возникновения дней поминовения

    Поминки (или помин, поминание) - это ритуал в память об умершем человеке. Обычно поминки проводят родственники, если таковых нет - близкие люди, друзья.

    Традиция поминовения возникла в связи с христианским учением. В каждой религии существуют свои обряды поминания людей. Адаптированное народное сознание часто объединяет несколько верований в один ритуал.

    Христианские традиции являются основополагающими в России. Тем не менее по православным правилам (с заупокойными поминовениями, молитвами) поминают только людей, прошедших обряд крещения. Исключение составляют самоубийцы, некрещеные, неправославные, еретики - за них церковь не молится.

    Даты поминания

    В православии поминки после смерти проводят 3 раза. На третий день после смерти, на девятый, сороковой. Суть ритуала заключается в поминальной трапезе. Родственники, знакомые собираются за общим столом. Вспоминают усопшего, его добрые дела, истории из жизни. Блюда с поминального стола раздают друзьям, знакомым, коллегам усопшего, чтоб те вспоминали его.

    В день похорон собираются все желающие почтить память покойного. Христианина сначала везут на обряд отпевания в церковь или часовню кладбища. Некрещеных усопших, после прощания с домом, сразу везут на кладбище. Захоронение происходит по традициям региона, в котором проживал человек. Затем все желающие возвращаются в дом на поминки.

    На почтить память усопшего зовут только Поминки напоминают семейный обед, с той разницей, что фото покойного стоит недалеко от трапезного стола. Рядом со снимком усопшего ставят стакан с водой или водкой, ломтем хлеба. Это языческая традиция, неприемлемая для христиан.

    На 40 день приглашают всех желающих. В этот день обычно на поминки приходят те, кто не смог присутствовать на похоронах.

    Затем наступает годовщина смерти. Как помянуть,кого пригласить - решают родственники усопшего. Обычно зовут на годовщину смерти самых близких друзей, родственников.

    Христианские традиции поминовений

    По христианской вере поминание на 3 день после смерти совершается в честь воскресения Христа (на 3 день после казни). На 9 день - в честь которые просят Господа о помиловании усопшего. На 40 день - в честь вознесения Господа.

    Церковное предание гласит, что душа со дня смерти находится в скитаниях. До 40 дня она готовится к решению Божьему. Первые 3 дня после смерти душа посещает места земной жизни, близких людей. Затем она облетает райские обители с 3 по 9 день. После чего видит мучения грешников в аду с 9 по 40 день.

    Решение Божие происходит на 40 день. Выходит директива о том, где будет находиться душа до Страшного Суда.

    Начало новой, вечной жизни - это годовщина смерти. Как помянутьусопшего, кого пригласить, что заказать - это важные организационные вопросы. Ко дню поминания необходимо готовиться заранее.

    Годовщина смерти: как поминать

    О траурной дате сообщается только тем, кого семья покойного желает видеть на годинах. Это должны быть самые близкие и родные люди, друзья усопшего. Необходимо уточнить, кто сможет прийти. Знание количества гостей поможет правильно составить меню. На случай непредвиденного прихода кого-то из знакомых - порционные блюда сделать на 1-2 больше.

    В годовщину смерти следует прийти на кладбище, посетить могилу усопшего. После чего все родственники, близкие приглашаются на Следует отметить, что дни поминовений поводятся на усмотрение семьи усопшего. Последующие обсуждения посторонних людей о правильности ритуала - неуместны.

    Приближается годовщина смерти. Как помянуть, как накрыть стол? Важно отметить, что подобные мероприятия удобно проводить в небольших кафе. Это избавит хозяев от изматывающего приготовления различных блюд и последующей приборки в квартире.

    Христиане заказывают специальные поминальные службы в церкви. Следует заранее обговорить со священником все мероприятия, которые надо провести. Можно ограничиться домашним чтением акафистов, пригласить в дом батюшку.

    Кого приглашать?

    В тесном семейном кругу проходит поминание, годовщина смерти. Как помянуть, кого зватьобговаривается родственниками заранее. На годины принято приглашать только тех, кого хочется видеть.

    Нежелательные визитеры могут неожиданно нагрянуть на годовщину смерти. Семья усопшего должна принять решение - оставить нежелательного гостя на поминальный обед или вовсе не приглашать к столу. Годовщина смерти - мероприятие только для самых близких людей.

    Не стоит устраивать многолюдное сборище. Траурная дата, память об усопшем не повод для шумной вечеринки. Скромный семейный обед, теплые воспоминания о покойном - так проходит годовщина смерти. Как поминать- решают ближайшие родственники покойного. Неторопливая, спокойная обстановка, тихая музыка, фотографии усопшего - достойный способ почтить память.

    Как правильно одеться?

    Одежда на годовщину смерти имеет немаловажное значение. Если перед поминальным обедом планируется поездка на кладбище - следует учитывать погодные условия. Для посещения церкви женщинам необходимо подготовить головной убор (платок).

    На все похоронные мероприятия следует одеваться строго. Неприлично будут смотреться шорты, глубокое декольте, банты и рюши. Яркие, пестрые цвета лучше исключить. Деловые, офисные костюмы, закрытая обувь, строгие платья приглушенных тонов - уместный выбор для траурной даты.

    Как правильно поминать годовщину смерти?Добрыми воспоминаниями в тесном кругу. Можно раздать милостыню - пироги, конфеты, вещи усопшего.

    Посещение кладбища

    На годины обязательно следует посетить кладбище. Если погодные условия не позволяют (сильный дождь, метель) это можно сделать в другой день. На кладбище следует приезжать в первую половину дня.

    За могилой усопшего необходимо следить. Своевременно красить ограду, можно поставить небольшой стол и скамейку. Посадить цветы, прополоть ненужные сорняки, которые придают могиле неухоженный вид. Это годовщина смерти… Как помянуть человека? Прибраться на его могиле, зажечь свечи в специальных стаканчиках, возложить живые цветы.

    По христианским традициям синод еще в XIX веке запретил венки с надписями из бутафорских цветов. Такие возложения отвлекают от молитв о душе усопшего.

    Можно принести с собой на могилу чай, спиртное, пироги, конфеты. Скромно помянуть усопшего, вылить на могилу остатки спиртного, насыпать крошек - это символ присутствия усопшего рядом с живыми. Такой языческой традиции на поминках придерживаются многие семьи.

    В христианстве запрещается что-либо приносить на могилу. Только живыми цветами и молитвами следует поминать покойных.

    Как накрывать стол

    Сервировка стола для поминок стандартная. Единственное отличие - поставить на стол четное количество блюд. Вилки на траурные даты, обычно, исключаются. Такой момент в годины остается на усмотрение семьи усопшего.

    Блюда, помимо обязательных на поминальном столе, готовятся в соответствии с предпочтениями покойного. К интерьеру можно добавить траурные ленты, зажечь свечи.

    Для православных - освятить кутью в церкви. Исключить спиртное, придерживаться скоромных и постных дней - от них отталкиваться при составлении меню. Больше внимания уделить не приему пищи, а молитвам об усопшем.

    Меню в годовщину смерти

    Как и обычные поминки отмечается годовщина смерти. Как помянуть, что приготовить? Обязательными считаются на поминальном столе кисель, кутья, блины. Символом христианства являются рыбные блюда - это могут быть пироги, холодные закуски, копчености.

    Из салатов можно приготовить винегрет, свеклу с чесноком, овощную икру. Подать квашеную капусту, маринованные огурцы и грибы. запеченным сыром. Мясную и сырную нарезку.

    Для горячих блюд подойдет жареная или запеченная курица (кролик, гусь, утка, индейка). Котлеты или стейки, мясо по-французски или отбивная, фаршированные овощи или Для гарнира - отварной картофель, овощное рагу, жареные баклажаны.

    В виде десерта - пряники, сладкие пироги, оладьи, ватрушки, конфеты, фрукты и яблоки. Напитки - покупные соки или сваренный в домашних условиях компот, кисель, лимонад.

    Исключить из меню игристые и сладкие вина, так как отмечается не веселый праздник, агодовщина смерти. Как помянуть?Отдать предпочтение крепким напиткам (водке, коньяку, виски), сухим красным винам. Во время застольной беседы принято вспоминать усопшего, его добрые дела на земле.

    Поминки в кафе

    Чтобы исключить массовую закупку продуктов, приготовление блюд, сервировку стола и последующую приборку - можно заказать небольшой зал в кафе. Чтобы в спокойной обстановке прошла годовщина смерти. Как помянуть, что заказать- помогут сотрудники кафе. Их меню не сильно отличается от домашнего.

    Следует заранее предупредить сотрудников кафе, что гости соберутся на поминки. Администратор постарается слишком веселых посетителей держать как можно дальше от родственников усопшего (если речь идет об общем зале).

    Обычно на годины принято заказывать небольшой банкетный зал. Тогда празднично настроенные соседи не помешают тихому настроению годовщины смерти.

    Если не прельщает кафе, а хочется уютной, домашней обстановки - можно заказать обед на дом. Согласовать заранее меню, назначить время и адрес доставки.

    Годовщина смерти: как помянуть в церкви

    По христианским верованиям долг живых - молится об усопшем. Тогда самые тяжкие прегрешения могут быть прощены. Церковные заупокойные службы призваны просить о прощении грехов усопших. Не только в дни поминовений, но и в обычные дни можно заказать Панихиду.

    Во время Божественно Литургии звучат молитвы об усопших. Непосредственно перед Литургией (или заранее, вечером) подается записка, в которой вписаны имена покойных христиан. Во время Литургии все имена озвучиваются.

    Можно заказать сорокоуст об усопшем. Это поминовение в течение 40 дней перед Литургией. Сорокоуст заказывают и на более длительный срок - поминовение на полгода или год.

    Обычная свеча об упокоении души - это тоже память об усопшем. В домашних молитвах можно поминать покойного. Существует специальная книга христианина - помянник, куда следует вписать имена усопших.

    Во время посещения кладбища христиане читают акафист, совершают литию (ее также совершают перед поминальным обедом, для чего приглашают священника).

    Раздача милостыни

    В поминальные дни следует уделить внимание делам милосердия. Поминальными блюдами можно одаривать нуждающихся, знакомых, коллег. Это делается для того, чтоб как можно больше людей вспомнило усопшего добрым словом.

    Хороший повод для милостыни - годовщина смерти. Как помянуть покойного? Можно раздать деньги, конфеты, печенье нищим у церкви и попросить, чтоб они помолились за покойного, пожертвовать деньги на строительство храма. Нуждающимся знакомым, обычно, отдают вещи покойного.

    Милостыня - это доброе дело по отношению к неимущим. Поэтому семье усопшего необязательно раздавать еду, деньги нищим у церкви. Можно в своем окружении найти людей (пенсионеры, многодетные семьи), которым будет важна реальная помощь. Или отнести небольшое подношение в дом престарелых, интернат, дом малютки.

    Порядок проведению годовщины смерти

    1. Заранее оповестить о приближении траурной даты, пригласить родных и близких усопшего.
    2. Выбрать кафе или организовать мероприятие в домашних условиях.
    3. Посетить кладбище, могилу покойного.
    4. Поминальным обедом почтить память усопшего.
    5. Раздать милостыню нуждающимся.