• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Приспособленность организмов (адаптация) – это комплекс характерных черт, позволяющих выживать в определённой обстановке и оставлять многочисленное крепкое продолжение рода.

    На привыкание к возникающим условиям влияют движущие силы эволюции. Но условия никогда не бывают постоянными, они меняются, поэтому все приспособления являются относительными.

    Белую куропатку, сливающуюся со снегом, обнаруживает тень. Организмы с новыми признаками, действующими в определенном диапазоне, могут просто погибнуть, выйдя за эти границы. Остаются жить только особи, приспособившиеся к новой среде в ходе естественного отбора.

    Виды приспособленности организмов

    К морфологическим адаптациям относят:

    • Преобразование тела, а именно: обтекаемость или сплющенность формы, перепончатость лап, густая шерсть.
    • При помощи маскировки можно стать незаметным на фоне окружающей среды, стать похожим окраской и формой на лист, камень, веточку (насекомые, рыбы).
    • С покровительственной и расчленяющей окраской можно слиться со средой в изменяющейся ситуации (заяц – русак, яйца птиц, зебра).
    • Предостерегающая окраска выделяется ярким цветом, крапинами, полосками, и нужна для отпугивания или предупреждения о нападении (пчёлы, змеи, божьи коровки).
    • Предупредить и защитить себя, слабого, от более сильного, став похожим на него окраской, формой тела или поведением, называется мимикрией (тропический уж, муха – журчащая, яйца кукушки).

    Среди физиологических адаптаций выделяют:

    • Подготовка к жизни в сменяющихся условиях: - верблюд накапливает жир; - образование желёз, избавляющих от лишней соли (морские рептилии и птицы). - локация тепла и звука; - впадение в спячку.
    • Поведение: - чем меньшее количество детёнышей, тем больше о них заботы с целью сохранения; - формирование брачных пар на время воспроизведения потомства и жизнь в стаях с усложнением условий (птицы, волки). - отпугивание (кобра, оскал и рычание собаки, запах скунса). - подражание раненому или мёртвому, затаивание (опоссум, лягушка, птица). - предусмотрительность (зимний сон, запасание кормов).
    • С помощью биохимических приспособлений (специальное вещество), животное может защищаться или нападать на врага (яды, антибиотик бактерий, особые белки и жиры).

    Характер приспособленности организмов

    Отбор природой оставляет в живых только самых приспособившихся. Но малейшие изменения окружающей среды могут сделать бесполезными или даже вредными те приспособления, которые хорошо служили раньше.

    В итоге выживают те организмы, которые успели приспособиться быстрее, а опоздавшие вымирают, давая возможность образоваться новому виду. Подобные адаптации формируются очень длительное время естественным путём и являются относительными, потому что условия жизни меняются гораздо быстрее, чем появляются нужные изменения у животных.

    Доказательства относительности приспособлений:

    • способы защиты не универсальны (опасную для одних ядовитую змею съедает мангуст, еж);
    • в некоторых случаях подводит инстинкт (ночная бабочка летит за нектаром на светлый цветок, а может перепутать его с огнём);
    • орган, необходимый в одной среде, бесполезен или вреден в других условиях (горные гуси с ненужными им перепонками);
    • рыба приспособлена отделять кислород из воды, на суше она этого сделать не сможет; - зелёные насекомые не видны на траве, на чистом грунте их быстро съедят.

    Причины приспособленности организмов

    Установлено, что особи вида выживут при условии, если будут быстрее меняться, приспосабливаясь к новым требованиям среды. Возникновение новых признаков и появление нового вида получило название филетическое видообразование.

    На сегодняшний день заметно убавилось разнообразие видов по сравнению с несколькими тысячами лет назад. Виной тому постоянные изменения климата, ледниковые периоды, извержения вулканов, землетрясения, ухудшение экологической обстановки, варварское отношение людей. Как результат – выживают наиболее приспособившиеся организмы, а основная причина приспособляемости принадлежит естественному отбору.

    Приспособленность организмов к среде обитания

    Чтобы выжить, нужно приспособиться к условиям жизни, а она выберет самых лучших особей и уберёт слабых. Все животные обитают в разных частях природы и от этого зависят их адаптивные признаки.

    Лабораторная работа приспособленность организмов

    Лабораторные работы, с проблемной ситуацией в содержании, необходимы для развития самостоятельных навыков изучения и исследования объектов биологии. Имеющаяся проблема порождает гипотезы, версии, доказательства и учит делать выводы. В каждой работе есть цель, вопросы, задания и приложения. А ход работы удобнее отобразить в таблице.

    Пример. Л. р. «Приспособленность к среде обитания».

    Цель : определить понятие о приспособленности животных, тренировать умения определять адаптации.

    Муху - журчалку можно встретить повсюду, кроме тундры и пустыни. Это короткоусое двукрылое насекомое, похожее на осу, но совершенно безобидное. Летают журчалки очень быстро. Доказана их связь с муравьями, шмелями, ведущими общественный образ жизни.

    Приспособленность организмов к факторам среды

    На любые живые организмы действуют природные факторы. К неживой природе относятся: температура, смена дня и ночи, времён года, особенность почвы, ландшафт, химический состав воздуха и воды, шумы, излучения. Организмы к этому приспосабливаются, но влиять на данные условия, которые называются абиотическими факторами, не могут.

    Немаловажное значение для выживания животных имеют приспособления к изменениям природы человеком (антропогенный фактор). Находясь в природных сообществах, все живые обитатели планеты, делятся на группы с похожими признаками адаптаций к отдельно взятому фактору окружающей среды. Эти изменения могут выражаться как внешне, так и внутренне, со сменой характера поведения.

    Например, температура тела зависит от погодных условий у большинства представителей животного мира. Это холоднокровные животные. Они реагируют то снижением, то увеличением скорости обмена веществ. При замедлении у них наблюдается анабиоз, что способствует сохранению энергии. У теплокровных видов температура всегда постоянная и не влияет на метаболизм. Есть хищники, которые охотятся днём, и есть такие, которые выходят только ночью. Домашние животные активны в основном в дневное время.

    Примеры приспособленности организмов

    Лошадь может быстро бегать при помощи широких удобных копыт. Кошачьи способны бесшумно подкрадываться, втягивая когти. Птицы облегчили своё тело для полёта, избавившись от мочевого пузыря, одного яичника, зубов и приобретя крылья с разным оперением.

    Насекомые - гусеницы приспособились становиться похожими на лист растения, веточку. Крокодилы имеют специальные железы возле глаз, помогающие выводить лишнюю соль. Верблюд запасает в своих горбах жир, при расщеплении которого высвобождается вода. Белый медведь сохраняет тепло с помощью слоя подкожного жира и густого меха, широкие лапы позволяют ходить по тонкому льду.

    Изучение приспособленности организмов

    Первоначально, во времена господства религии, утверждалось, что всё живое на Земле создал существующий мудрый Бог. Что сама природа сделать этого не могла. Творец сотворил всех такими, чтобы они могли выполнять то, что на них возложено. Этой теории придерживался и К. Линней.

    Ж. Б. Ламарк утверждал то, что все организмы рождаются со способностью меняться, а на протяжении жизни им остаётся лишь совершенствовать эти умения. Таким образом, возникают новые виды с полезными для себя свойствами. Но эта теория не объясняет разную окраску птичьих яиц и пользу колючек для ежа.

    Ч. Дарвин высказал мнение; «… если животное или растение могут пережить резкую смену климата или прочие условия, то именно его потомки станут наиболее распространенными». Новый появившийся признак передаётся потомству, если он способствует выживанию.

    Современные учёные, изучая адаптацию, пришли к выводу, что любая полезная изменчивость наступает позже нужного времени. Некоторые новые признаки даже приносят вред животному в изменившихся вдруг условиях.

    • Вилороги занимают второе место среди всех животных по скорости бега. Но особенный признак - это мышцы, изменяющие наклон шерсти. Эта способность помогает в жару или холод. А главное, увидев опасность, наблюдатель распушает волосы своего зада, что сразу замечает всё стадо.
    • Секрет клыкача, антарктической рыбины, в том, что с помощью особого белка, действующего как антифриз, его кровь остаётся незамёрзшей даже при температуре минус 2 градуса.
    • Африканской рыбе протоптеру, которая может спать до 4-х лет, позавидует даже медведь. Она является двоякодышашей, имея наряду с жабрами ещё и лёгочную систему.
    • Жаба – водонос спит в своём укрытии из слизи, ожидая новый дождь, целых семь.
    • Птица гриф не только санитар – съедает падаль, а может и охладить своё тело, помочившись на оперение.

    Выводы

    Каждый организм наилучшим образом приспособлен к тем условиям, где ему приходится обитать. Это изменение служит только там, где оно приобреталось, поэтому считается относительным. Естественный отбор оставляет особей только с теми признаками, которые выдержали наибольшее отклонение значимости определённого фактора среды.

    В чём проявляется относительный характер любого приспособления организмов к среде обитания?
    =В чем проявляется относительный характер приспособленности?

    При изменении условий приспособленность может стать бесполезной или вредной. Например, белая березовая пяденица хорошо заметна на красной стене.

    Бабочка павлиний глаз имеет яркие глазчатые пятна только на верхней стороне крыльев. Назовите тип ее окраски, объясните значение окраски, а также относительный характер приспособленности.

    Тип окраски - мимикрия.
    Значение окраски: хищник может принять глазчатые пятна на крыльях бабочки за глаза крупного хищника, испугаться и замешкаться, что даст бабочке время на спасение.
    Относительность приспособленности: яркая окраска делает бабочку заметной для хищников, хищник может не испугаться глазчатого рисунка на крыльях бабочки.

    Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособления.

    Тип защитного приспособления - мимикрия.
    Значение: сходство с осой отпугивает хищников.
    Относительность: сходство с осой не дает гарантии выживания, т.к. существуют молодые птицы, еще не выработавшие рефлекс, и специализированные птицы-осоеды.

    Назовите тип защитного приспособления от врагов, объясните его назначение и относительный характер у мелкой рыбки морского конька - тряпичника, обитающей на небольшой глубине среди водных растений.

    Тип защитного сприспособления – маскировка.
    Сходство конька с водорослями делает его незаметным для хищников.
    Относительность: такое сходство не дает им полной гарантии выживания, так как при движении конька и на открытом пространстве он становится заметными для хищников.

    Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна.

    Тип окраски - покровительственная (слияние с фоном морского дна). Значение: рыбу незаметна на фоне грунта, это позволяет ей скрываться от врагов и от возможной добычи.
    Относительность: приспособленность не помогает при движении рыбы, и она становится заметной для врагов.

    В промышленных районах Англии на протяжении XIX-XX веков увеличилось число бабочек березовой пяденицы с темной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.
    =Объясните причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.

    Сначала у одной из бабочек возникла мутация, которая позволила ей приобрести немного более темную окраску. Такие бабочки чуть менее заметны на закопченных стволах, поэтому чуть реже, чем обычные бабочки, уничтожались птицами. Они чаще выживали и давали потомство (происходил естественный отбор), поэтому постепенно количество темных бабочек увеличивалось.
    Затем у одной из чуть более темных бабочек произошла мутация, которая позволила ей стать еще более темной. Такие бабочки за счет маскировки чаще выживали и давали потомство, количество темных бабочек увеличивалось.
    Таким образом, за счет взаимодействия движущих факторов эволюции (наследственной изменчивости и естественного отбора) у бабочек возникла темная маскирующая окраска. Форма отбора: движущая.

    Форма тела бабочки калиммы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?
    =Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зеленую окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.

    Сначала у одной из гусениц возникла мутация, которая позволила ей приобрести частично зеленую окраску. Такие гусеницы чуть менее заметны на зеленых листьях, поэтому чуть реже, чем обычные гусеницы, уничтожались птицами. Они чаще выживали и давали потомство (происходил естественный отбор), поэтому постепенно количество бабочек, имеющих зеленых гусениц, увеличивалось.
    Затем у одной из частично зеленых гусениц произошла мутация, которая позволила ей стать еще более зеленой.

    Такие гусеницы за счет маскировки чаще, чем остальные гусеницы, выживали, превращались в бабочек и давали потомство, количество бабочек с еще более зелеными гусеницами увеличивалось.
    Таким образом, за счет взаимодействия движущих факторов эволюции (наследственной изменчивости и естественного отбора) у гусениц возникла светло-зеленая маскирующая окраска.

    Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у этих насекомых.

    Сначала у одной из мух возникла мутация, которая позволила ей приобрести небольшое сходство с пчелой. Такие мухи чуть реже поедались птицами, чаще выживали и давали потомство (происходил естественный отбор), поэтому постепенно количество мух, имеющих сходство с пчелами, увеличивалось.
    Затем у одной из таких мух произошла мутация, которая позволила ей стать еще более более похожей на пчелу. Такие мухи за счет мимикрии чаще, чем остальные мухи, выживали и давали потомство, количество мух с еще большим сходством с пчелами увеличивалось.
    Таким образом, за счет взаимодействия движущих факторов эволюции (наследственной изменчивости и естественного отбора) у мух возникла мимикрия под пчел.

    На теле зебры, обитающей в африканских саваннах, чередуются, темные и светлые полосы. Назовите тип ее защитной окраски, объясните ее значение, а также относительный характер приспособленности.

    У зебры расчленяющая окраска. Во-первых, такая окраска прячет от хищника реальные контуры животного (непонятно, где кончается одна зебра и начинается другая). Во-вторых, полоски не дают хищнику точно определить направление движения и скорость зебры. Относительность: на фоне саванны ярко окрашенные зебры хорошо заметны.

    Гусеница бабочки-пяденицы живет на ветвях деревьев и в момент опасности становится похожей на сучок. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер.

    Тип приспособления: маскировка. Значение: гусеница, похожая на сучок, менее заметна и реже поедается птицами. Относительность: на дереве другого цвета или столбе такая гусеница будет хорошо заметна.

    В процессе эволюции у зайца-беляка сформировалась способность к изменению окраски шерсти. Объясните, как сформировалась такая приспособленность к среде обитания. Каково ее значение и в чем проявляется относительный характер приспособленности?

    Значение: заяц имеет белую шерсть зимой и серую летом для того, чтобы быть менее заметным для хищников.
    Формирование: случайно возникли мутации, дающие зайцу такой цвет шерсти; эти мутации были сохранены естественным отбором, поскольку незаметные для хищников зайцы чаще выживали.
    Относительность: если заяц зимой попадает на поверхность без снега (скала, пожарище), то он очень хорошо заметен.

    Назовите тип защитной окраски от врагов у самок открыто гнездящихся птиц. Объясните её значение и относительный характер.

    Тип окраски: маскировка (сливаются с фоном).
    Значение: птица, сидящая на гнезде, незаметна для хищника.
    Относительность: при изменении фона или движении птица становится заметной.

    Вариант 1.

    Докажите

    1. Какое из названных приобретений животных можно считать ароморфозом?

    3. Какое из направлений эволюции приводит к серьезным перестройкам организма и возникновению новых таксонов?

    а) идиоадаптация;

    б) ароморфоз;

    в)дегенерация;

    4. Какое из утверждений является верным-

    5. Разные виды додарвиновских вьюрков возникли путем:

    а) ароморфоза;

    б) дегенерации;

    в) идиоадаптации.
    Ответ- 1б, 2а, 3б, 4б, 5в.

    Вариант 2.

    1. Водоросли относятся к низшим, а мхи к высшим растениям, потому что:

    2. Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации:

    в) голый хвост у бобра;

    А- И- Д- 3. В результате появления хлорофилла растения перешли:

    а) к автотрофному питанию;

    б) к гетеротрофному питанию;

    в) к смешанному типу питания.

    4. Разнообразие приспособлений объясняется:

    Ответ- 1в, 2- А-а, б, е, ж. И- в, з, к. Д- д, г, и.3а, 4б.

    1. Какое из названных приобретений животных можно считать ароморфозом?

    А) Утрата шерстяного покрова слонами;

    Б) Появление яиц у пресмыкающихся и их развитие на суше;

    В) Удлинение конечностей у лошади;

    а) превращение листьев кактуса в колючки;

    б) утрата органов кровообращения у плоских червей;

    в) возникновение теплокровности;

    3. Какое из направлений эволюции приводит к серьезным перестройкам организма и возникновению новых таксонов?

    а) идиоадаптация;

    б) ароморфоз;

    в)дегенерация;

    4. Какое из утверждений является верным-

    а) дегенерация не бывает прогрессивной;

    б) дегенерация может быть прогрессивной;

    в) дегенерация всегда приводит к вымиранию вида.

    5. Разные виды додарвиновских вьюрков возникли путем:

    а) ароморфоза;

    б) дегенерации;

    в) идиоадаптации.

    6. Водоросли относятся к низшим, а мхи к высшим растениям, потому что:

    а) мхи размножаются спорами, а водоросли нет;

    б) у мхов есть хлорофилл, а у водорослей нет,

    в) у мхов есть органы, повышающие их организацию по сравнению с водорослями.

    7. Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации:

    а) ячеистые легкие у рептилий;

    б) первичная кора головного мозга у рептилий;

    в) голый хвост у бобра;

    г) отсутствие конечностей у змей;

    д) отсутствие корней у повилики;

    е) Возникновение неполной перегородки в желудочке сердца у рептилий;

    з) молочные железы у млекопитающих;

    и) отсутствие кровеносной системы у цепней;

    к) отсутствие потовых желез у собак;

    А -, И -, Д -.

    8. В результате появления хлорофилла растения перешли:

    а) к автотрофному питанию;

    б) к гетеротрофному питанию;

    в) к смешанному типу питания.

    9. Разнообразие приспособлений объясняется:

    а) только влиянием условий среды на организм;

    б) взаимодействие генотипа и среды;

    в) только приспособлениями генотипа.

    Вставьте пропущенные слова:

    ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.

    1. Эволюционные изменения, которые вызывают общий подъем организации, увеличение интенсивности жизнедеятельности, дают значительные преимущества в борьбе за существование, делают возможным переход в новую среду обитания, называются ………
    2. Сокращение численности популяции, сужение ее ареала, уменьшение числа видов характерно для ………….
    3. Древние папоротники, древние пресмыкающиеся вымерли много миллионов лет назад, вступив на путь …………..
    4. Мелкие эволюционные изменения, которые приводят к возникновению приспособлений у популяций к определенным условиям обитания, называются ………….
    5. В противоположность ароморфозу идиоадаптация не сопровождается изменение основных черт организации, общим подъемом ее уровня, а характеризуется частными …………..
    6. Возрастание численности особей в популяции, расширение ее ареала, образование новых популяций, ускорение формирования новых видов характерно для……………

    Исключите лишнее:

    1. Приспособленность - соответствие строения клеток, тканей, органов, систем органов выполняемым функциям, признаков организма среде обитания. Примеры: наличие крист в митохондриях - приспособление к расположению на них большого числа ферментов, участвующих в окислении органических веществ; удлиненная форма сосудов, их прочные стенки - приспособленность к передвижению по ним воды с растворенными в ней минеральными веществами в растении. Зеленая окраска кузнечиков, богомолов, многих гусениц бабочек, тлей, растительноядных клопов - приспособленность к защите от поедания птицами.

    2. Причины приспособленности - движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

    3. Возникновение приспособлений и его научное объяснение. Пример формирования приспособленности у организмов: насекомые раньше не имели зеленой окраски, но вынуждены были перейти на питание листьями растений. Популяции неоднородны по окраске. Птицы съедали хорошо заметных особей, особи с мутациями (появление у них зеленых оттенков) были менее заметны на зеленом листе. При размножении у них возникали новые мутации, но преимущественно сохранялись естественным отбором особи с окраской зеленых тонов. Через множество поколений все особи данной популяции насекомых приобрели зеленую окраску.

    4. Относительный характер приспособленности. Признаки организмов соответствуют лишь определенным условиям среды. При изменении условий они становятся бесполезными, а иногда и вредными. Примеры: рыбы дышат с помощью жабр, через них из воды в кровь поступает кислород. На суше рыба не может дышать, так как кислород из воздуха не поступает в жабры. Зеленая окраска насекомых спасает их от птиц, только когда они находятся на зеленых частях растения, на другом фоне они становятся заметны и не защищены.

    5. Ярусное расположение растений в биогеоценозе - пример приспособленности их к использованию энергии света. Размещение в первом ярусе наиболее светолюбивых растений, а в самом нижнем - теневыносливых (папоротник, копытень, кислица). Плотное смыкание крон в лесных сообществах - причина небольшого числа ярусов в них.

    Относительность приспособленности организмов

    Известно, что опасные для многих животных и человека ядовитые змеи поедаются мангустами, ежами и свиньями. Осы, шмели не поедаются многими насекомоядными птицами, однако они являются основной пищей для птиц-осоедов из семейства ястребиных.

    Кроме того, приспособления, возникшие у организма в одних условиях, в других условиях могут быть бесполезными и даже вредными.

    Например, строение и функции рыб являются полезными в водной среде, тогда как в воздушной среде они приводят к их гибели. Длинные крылья и слабые ноги ласточки, хотя являются весьма полезными в воздушной среде, но служат серьёзным препятствием для перемещения по земле. Перепонки на лапках горных гусей являются вредными для них на суше. Инстинкты, сформировавшиеся у животных под влиянием борьбы за существование и естественного отбора, иногда оказы-ваются нецелесообразными. Например, ночные бабочки обладают инстинктом собирать нектар с белых цветов. Вместе с тем каждый из вас наблюдал, как они погибают, приближаясь к источнику освещения.

    • Относительность приспособлений дождевого червя

    • Большой пестрый дятел в чем выражается относительность приспособленности

    • Относительный характер приспособленности леопарда

    • В чем значение приспособленности и почему она относительно кратко

    • Выявить относттельность характера приспособления рыб

    Вопросы к этой статье:

    Основная статья: Приспособленность организмов

    Приспособленность организмов к условиям среды возникла под влиянием естественного отбора на протяжении длительного исторического процесса. Несмотря на это она является не абсолютной, а относительной, так как изменение среды происходит быстро, а приспособления возникают медленно.

    Относительность приспособленности организмов можно доказать с помощью множества фактов. Прежде всего, необходимо отметить, что приспособления, возникшие у организма для защиты от одного вида, не могут быть эффективными для защиты от другого. Например, нижний и верхний панцирь степной черепахи защищает её от многих хищников, однако не может защитить от таких хищ-ных птиц, как орёл, бородач, сарыч степной, которые сбрасы-вают черепаху с большой высоты на камни, раскалывают её пан-цирь и съедают. Точно так же колючая шкурка ежа не может защитить его ото всех хищных животных, в частности, от лисиц. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

    Известно, что опасные для многих животных и человека ядовитые змеи поедаются мангустами, ежами и свиньями. Осы, шмели не поедаются многими насекомоядными птицами, однако они являются основной пищей для птиц-осоедов из семейства ястребиных. Кроме того, приспособления, возникшие у организма в одних условиях, в других условиях могут быть бесполезными и даже вредными. Например, строение и функции рыб являются полезными в водной среде, тогда как в воздушной среде они приводят к их гибели. Длинные крылья и слабые ноги ласточки, хотя являются весьма полезными в воздушной среде, но служат серьёзным препятствием для перемещения по земле. Перепонки на лапках горных гусей являются вредными для них на суше. Инстинкты, сформировавшиеся у животных под влиянием борьбы за существование и естественного отбора, иногда оказы-ваются нецелесообразными. Например, ночные бабочки обладают инстинктом собирать нектар с белых цветов. Вместе с тем каждый из вас наблюдал, как они погибают, приближаясь к источнику освещения.

    Все эти и многие другие факты свидетельствуют о том, что приспособления организмов являются относительными, а не абсолютными.

    На этой странице материал по темам:

    • Черепахи приспособленности

    • Бурундук сибирский в чем выражается относительная приспособленность

    • В чем выражается относительность приспособленности в водной среде

    • Таблица приспособление организмов в ее относительно

    • Черепаха признаки приспособленности

    Вопросы к этой статье:

    • Объясните на примерах относительность приспособлений организмов.

    Материал с сайта http://WikiWhat.ru

    Разделы: Биология

    Цели урока:

    • повторение и закрепление знаний о движущих силах эволюции;
    • сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, знание о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции;
    • продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
    • сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.

    Оборудование:

    Таблица “Приспособленность и ее относительный характер”, фотографии, рисунки, коллекции организмов растений и животных, карточки для выполнения тестов, презентация.

    1. Повторение изученного материала:

    В форме фронтальной беседы предлагается ответить на вопросы.

    а) Назовите единственную направляющую движущую силу эволюции.
    б) Что является поставщиком материала для отбора в популяции?
    в) Известно, что наследственная изменчивость, поставляющая материал для отбора, случайна и не направлена. Каким образом естественный отбор приобретает направленный характер?
    г) Дайте объяснение с эволюционных позиций следующему выражению: “Отбору подвергаются не отдельные гены, а целостные фенотипы. Фенотип выступает не только объектом отбора, но и выполняет роль передатчика наследственной информации в поколениях”.

    По мере постановки вопроса его текст выводится на экран (используется презентация)

    2. Учитель подводит беседу к формулировке темы урока.

    В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. (Вывод схемы на экран, учащиеся записывают в тетрадь)

    Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций – приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность – результат действия естественного отбора в данных условиях существования.

    (Сообщение темы урока, запись в тетради)

    Подумайте и попытайтесь сформулировать в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания? (Вместе с учащимися учитель дает определение приспособленности, которое записывается в тетрадь, вывод на экран слайда)

    Приспособленность организмов или адаптации – совокупность тех особенностей их строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.

    Как вы считаете, какое значение приспособленность имеет для организмов?

    Значение: приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства. (Запись в тетради, вывод на экран слайда)

    Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование хобота у слона с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.

    (На экране фотография слона и формулировка поставленного вопроса)

    Предположительные ответы учащихся:

    По Линнею: приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: слонов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом.

    По Ламарку: идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Пример: слоны при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу, чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передается по наследству. Так возник длинный хобот слонов.

    По Дарвину: среди множества слонов были животные с хоботами разной длины. Те из них, у кого хобот был немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный хобот слонов.

    Какое объяснение более реально? Попробуем описать механизм возникновения приспособлений. (На экране схема)

    3. Многообразие адаптаций.

    На столах учащихся рисунки, коллекции, иллюстрирующие различные приспособления организмов к окружающей среде. Работа парами или группами. Ученики описывают адаптации, называют их сами или с помощью учителя. На экране данные приспособления появляются по ходу беседы.

    1. Морфологические адаптации (изменения строения тела).

    • обтекаемая форма тела у рыб и птиц
    • перепонки между пальцами у водоплавающих животных
    • густой шерстный покров у северных млекопитающих
    • плоское тело у придонных рыб
    • стелящаяся и подушкообразная форма у растений в северных широтах и высокогорных районах

    2. Маскировка: форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами (слайд).

    (Морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек).

    3. Покровительственная окраска:

    развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов (яйца у открыто гнездящихся птиц, кузнечик, камбала). Если фон среды не является постоянным в зависимости от сезона года – животные меняют свою окраску (заяц беляк, русак).

    4. Предостерегающая окраска:

    Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.

    5. Мимикрия:

    сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными (муха-журчалка и пчела, тропические ужи и ядовитые змеи; цветки львиного зева похожи на шмелей – насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению; яйца, откладываемые кукушкой). Подражатели никогда не превосходят численностью вид-оригинал. Иначе предупреждающая окраска потеряет смысл.

    6. Физиологические адаптации:

    приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания.

    • накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд)
    • железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря
    • сохранение воды у кактусов
    • быстрый метаморфоз у пустынных амфибий
    • теплолокация, эхолокация
    • состояние частичного или полного анабиоза

    7. Поведенческие адаптации:

    изменения поведения в тех или иных условиях

    • забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций
    • образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи. Что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы)
    • отпугивающее поведение (жук-бомбардир, скунс)
    • замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы)
    • предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма

    8. Биохимические адаптации:

    связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту отврагов или нападение на других животных

    • яды змей, скорпионов
    • антибиотики грибов и бактерий
    • кристаллы щавелевокислого калия в листьях или колючках растений (кактус, крапива)
    • особая структура белков и липидов у термофильных (устойчивых к высоким температурам)

    и психрофильных (холодолюбивых), позволяющая организмам существовать в горячиз источниках, вулканических почвах, условиях вечной мерзлоты.

    Относительный характер приспособлений.

    Предлагается обратить внимание на таблицу: заяц. Незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев. Вместе с учащимися приводятся другие примеры: ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, но и летят на огонь, хотя и гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи; если кактус обильно поливать – он погибнет.

    Какой вывод можно сделать?

    Вывод: любое приспособление целесообразно только в условиях, в которых оно сформировалось. При изменении этих условий адаптации теряют свою ценность или даже приносят вред организму. Следовательно – приспособленность носит относительный характер.

    При изучении темы мы опирались на учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Оно объяснило механизм возникновения приспособленности организмов к условиям обитания и доказало, что приспособленность всегда носит относительный характер.

    4. Закрепление знаний.

    на столах учащихся листы с тестами и карточки для ответов.

    1 вариант.

    1. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:

    а) окраска пятнистого оленя и тигра;
    б) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;
    в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;
    г) окраска божьих коровок и колорадского жука.

    2. Как современная наука объясняет формирование органической целесообразности:

    а) является результатом активного стремления организмов приспособиться к конкретным условиям среды;
    б) является результатом естественного отбора особей, оказавшихся более приспособленными, чем другие, к условиям среды благодаря наличию у них случайно возникших наследственных изменений;
    в) является результатом непосредственного влияния внешних условий на развитие у организмов соответствующих признаков;
    г) она была изначально предопределена в момент создания творцом основных видов живых существ.

    3. Явление. Примером которого служит сходство мухи-львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:

    а) предостерегающая окраска;
    б) мимикрия;
    в) приспособительная окраска;
    г) маскировка.

    4. Пример покровительственной окраски:




    5. Пример предостерегающей окраски:

    а) ярко-красная окраска цветка у розы;


    г) сходство в окраске и форме тела.

    2 вариант.

    1. Главный эффект естественного отбора:

    а) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;
    б) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов;
    в) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;
    г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания;

    2. Пример покровительственной окраски:

    а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
    б) зеленая окраска листьев у большинства растений;
    в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
    г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

    3. Пример маскировки:

    а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
    б) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
    в) ярко-красная окраска у божьей коровки;

    4. Пример предостерегающей окраски:

    а) ярко-красная окраска у цветка розы;
    б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
    в) сходство в окраске у мухи-журчалки и осы;
    г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

    5. Пример мимикрии:

    а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
    б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
    в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
    г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

    Карточка для ответов:

    1 2 3 4 5
    а
    б
    в
    г

    Домашнее задание:

    1. параграф 47;
    2. заполнить таблицу по параграфу 47:

    Естественный отбор всегда имеет характер приспособительной реакции к условиям существования. Все признаки живых организмов приспособлены к условиям их существования. Приспособленностью отличаются внутреннее и внешнее строение организмов, поведение животных и т.п.

    Так, например, интенсивность размножения выше у тех существ, потомство которых в своей массе погибает. Треска, не заботящаяся о своем потомстве, мечет за период нереста около 5 млн икринок. Сам­ка маленькой морской рыбки, пятнадцатииглой колюшки, самец ко­торой охраняет гнездо с икринками, мечет всего несколько десятков икринок. Слониха, потомству которой в природе почти ничто не уг­рожает, в течение своей долгой жизни приносит не более 6 слонят, а вот человеческая аскарида, абсолютное большинство потомства которой гибнет, в течение года откладывает по 200 тыс. яиц каждые сутки.

    Ветроопыляемые растения производят огромное количество мел­кой, сухой, очень легкой пыльцы. Рыльца пестиков их цветков боль­шие и имеют перистую форму. Все это помогает им эффективнее опыляться. А у насекомоопыляемых растений пыльцы гораздо мень­ше, она крупная и липкая, цветки у них имеют нектарники и яркую окраску для привлечения насекомых-опылителей.

    Яркие примеры приспособленности - покровительственная ок­раска и мимикрия. Мимикрия - подражание опасным видам - на­блюдается у многих животных. Например, некоторые безобидные не­ядовитые змеи приобрели значительное сходство с ядовитыми сородичами, что помогает им избегать нападения хищников.

    Теория Дарвина объясняет появление приспособленности наслед­ственной изменчивостью и естественным отбором.

    Однако всегда надо учитывать, что приспособленность относи­тельна. То есть любое приспособление помогает выживать только в тех условиях, в которых оно формировалось. Стоит условиям изме­ниться, и ранее полезный признак превратится во вредный и приведет к гибели. Например, прекрасно летающий стриж имеет очень длин­ные узкие крылья. Однако такая специализация крыла привела к тому, что стриж не может взлетать с ровных поверхностей и, если ему не с чего спрыгнуть, погибает.

    Относительный характер приспособленности можно рассмотреть также на следующем примере: в промышленных районах Европы, где вследствие интенсивного развития производства погибли светло­окрашенные лишайники, покрывавшие стволы деревьев, темноокра- шенные особи бабочек вытеснили светлоокрашенных особей. Это явление получило название индустриального меланизма. Дело в том, что светлые насекомые очень хорошо заметны на темном фоне и преимущественно поедаются птицами. А в сельских районах наобо­рот - темные насекомые хорошо заметны на светлых стволах, и именно они уничтожаются птицами. Таким образом, естественный отбор положил начало дивергенции (расхождению) внутри вида, что может привести сначала к появлению подвидов, а затем и новых видов.

    Образование новых видов - это и есть важнейший этап в процес­се эволюции.

    Эволюционный процесс подразделяют на микро- и макроэволю­цию. Микроэволюция - это процесс перестройки внутри вида, при­водящий к образованию новых популяций, подвидов и заканчиваю­щийся образованием новых видов.

    Таким образом, микроэволюция - это самый начальный этап эво­люционного процесса, который может происходить в относительно короткие промежутки времени и который можно наблюдать и изучать непосредственно.

    В результате наследственной (мутационной) измен­чивости происходят случайные изменения генотипа. Самопроизволь­ная частота мутаций довольно высока, и 1-2% половых клеток имеют мутировавшие гены или измененные хромосомы. Мутации чаще всего рецессивны и редко бывают полезными для вида. Однако если в ре­зультате мутации возникают полезные для какой-либо особи измене­ния, то она получает некоторые преимущества перед другими особя­ми популяции: получает больше пищи или делается устойчивее к влияниям болезнетворных бактерий и вирусов и т.п. Например, воз­никновение длинной шеи позволило предкам жирафа питаться листь­ями с высоких деревьев, что обеспечивало им больше корма, чем осо­бям популяции с короткой шеей.

    Таким образом, с возникновением нового признака начинается процесс дивергенции, то есть расхождения признаков внутри попу­ляции.

    В популяции любого вида существуют волны численности. В бла­гоприятные годы численность популяции возрастает: происходит ин­тенсивное размножение, большинство молодых и старых особей вы­живает. В неблагоприятные годы численность популяции может резко упасть: множество особей, особенно молодых и старых, погибает, ин­тенсивность размножения снижается. Такие волны зависят от многих факторов: от изменений климата, количества пищи, количества вра­гов, патогенных микроорганизмов и т.п. В неблагоприятные для по­пуляции годы могут сложиться условия, когда в живых останутся только те особи, которые в результате мутации приобрели полезный признак. Например, во время засухи короткошеие предки жирафа могли погибнуть от голода, и длинношеие особи и их потомство ста­ли преобладать в популяции. Таким образом, за довольно короткий промежуток времени в результате естественного отбора могла поя­виться «длинношеяя» популяция парнокопытных животных. Но если бы особи этой популяции могли свободно скрещиваться с «коротко­шеими» родственниками из соседних популяций, то тогда новый вид не смог бы возникнуть.

    Таким образом, следующим необходимым фактором микроэво­люции является изоляция популяции особей с возникшим новым признаком от популяции особей, не имеющих этого признака. Изоля­ция может осуществляться несколькими путями.

    1. Географическая изоляция как фактор видообразования. Этот вид

    изоляции связан с расширением зоны обитания вида - ареала.

    При этом новые популяции попадают в иные по сравнению с дру­гими популяциями условия: климатические, почвенные и т.п. В популяции постоянно происходят наследственные изменения, действует естественный отбор - в результате этих процессов ге­нофонд популяции меняется, и возникает новый подвид. Свобод­ному скрещиванию новых популяций или подвидов между собой могут мешать разрывы ареала за счет рек, гор, ледников и т.п. Так, например, на основе географических факторов изоля­ции из одного вида ландышей за несколько миллионов лет возник целый ряд видов. Этот путь видообразования - медленный, происходящий на протяжении сотен, тысяч и миллионов поколе­ний.

    2. Временная изоляция как фактор видообразования. Этот вид изо­ляции связан с тем, что в случае несовпадения сроков размноже­ния два близких подвида не смогут скрещиваться, и дальнейшая дивергенция приведет к образованию двух новых видов. Таким образом возникают новые виды рыб, если сроки нереста подвидов не совпадают, или новые виды растений, если не совпадают сроки цветения подвидов.

    3. Репродуктивная изоляция как фактор видообразования. Этот вид изоляции возникает при невозможности скрещивания особей двух подвидов из-за несоответствия в строении половых органов, раз­личий в поведении, несовместимости генетического материала.

    В любом случае всякая изоляция приводит к репродуктивному разобщению - т.е. к невозможности скрещивания возникающих видов.

    Таким образом, процесс микроэволюции можно разделить на сле­дующие этапы:

    1. Спонтанные мутации и начало дивергенции в пределах одной по­пуляции.

    2. Естественный отбор наиболее приспособленных особей, про­должение дивергенции.

    3. Гибель менее приспособленных особей в результате влияния ус­ловий среды - продолжение естественного отбора и образование новых популяций и подвидов.

    4. Изоляция подвидов, приводящая вследствие репродуктивного разобщения к появлению новых видов.