• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    Название "пигмеи" переводится буквально, как "люди величиной с кулак". В экваториальной Африке проживает множество народностей, чей рост можно было бы определить, как "метр в кепке", если бы эти люди носили традиционные головные уборы. Рекордсменами среди "лесных лилипутов" считаются мбути, их рост обычно не превышает 135 см !




    Побывав в племени мбути, любой славянин почувствует себя великаном. Знакомство с низкорослыми кочевниками будет интересно, поскольку культура мбути самобытна, а устройство общества в корне отличается от привычных нам моделей. Общая численность этой этнической группы достигает порядка 100 тысяч человек. Все мбути живут в гармонии с природой, занимаются охотой и собирательством, но берут у леса ровно столько, сколько необходимо им для выживания. Основа их мировоззрения - бережливое отношение к ресурсам.







    У мбути нет социальной иерархии, они живут большими группами, состоящими минимум из 7 семей. В группе нет лидера, каждый имеет свои обязанности в зависимости от пола и возраста. В охоте принимают участие все члены племени: мужчины расставляют сети, женщины и подростки загоняют зверя, дети и старейшины остаются в лагере, чтобы развести священный огонь.



    Мбути постоянно меняют места дислокации, жилища они строят очень быстро, используя для этого побеги деревьев и листья. Одежду они традиционно изготавливали из коры деревьев, разминая ее слоновым бивнем. У жителей племени особой популярностью пользовались набедренные повязки. Современные мбути не отказываются и от обычной одежды, которую обменивают на дичь у жителей близлежащих поселений.







    Мбути считают себя неотъемлемой частью леса, болезненно реагируют на вырубу деревьев и браконьерство. Все их амулеты и обереги сделаны из природных материалов, при рождении младенца купают в лесной воде, особые магические ритуалы с использованием амулетов, сплетенных из лиан и коры деревьев, проводят мужчины, отправляясь на охоту.

    Первые упоминания о пигмеях были сделаны в древнеегипетских записях, датирующиеся 3-им тысячелетием до н.э. Позже о пигмеях писали древнегреческие историки Геродот, Страбон, Гомер. Реальное существование этих африканских племен было подтверждено только в 19 веке немецким путешественником Георгом Швейнфуртом , русским исследователем Василием Юнкером и другими.

    Рост взрослых мужчин пигмеев от 144-150 см в высоту. Женщин — около 120 см. Имеют короткие конечности, кожа светло-коричневого цвета, служащая отличным камуфляжем в лесу. Волосы темные, курчавые, губы тонкие.

    Род занятий

    Живут пигмеи в лесах. Лес для них — высшее божество — источник всего необходимого для выживания. Традиционный род занятий для большинства пигмеев — охота и собирательство. Охотятся они на птиц слонов, антилоп и обезьян. Для охоты используют короткие луки и отравленные стрелы. Помимо разного мяса, пигмеи очень любят мед диких пчел. Для того, чтобы добраться до любимого лакомства, им приходится взбираться на 45-ти метровые деревья, после чего они используют золу и дым, чтобы разогнать пчел. Женщины же собирают орехи, ягоды, грибы и корни.


    Живут пигмеи небольшими группами, численностью не менее 50-ти членов. У каждой группы существует специальная территория для строительства хижин. Браки между членами разных племен здесь вполне распространенное явление. Также, абсолютно любой член племени, когда он пожелает, может свободно уйти и присоединиться к другому племени. В племени нет никаких формальных лидеров. Возникшие вопросы и проблемы решаются открытыми переговорами.

    Оружие

    Оружие – это копье, небольшой лук, стрелы (часто отравленные). Железо для наконечников стрел пигмеи выменивают у соседних племен. Широко используются различные ловушки и западни.

    Пигмеи являются наиболее известными карликовыми племенами, живущими в лесах тропической Африки. Главные районы сосредоточения пигмеев сегодня: Заир (165 тысяч чел.), Руанда(65 тысяч чел.), Бурунди (50 тысяч чел.), Конго (30 тысяч чел.), Камерун (20 тысяч чел.) и Габон (5 тысяч чел.) .

    Мбутис — племя пигмеев проживающих в лесу Итури в Заире. Большинство ученых считают, что именно они, вероятнее всего, были первыми жителями данного региона.

    Тва (батва) — племя пигмеев в экваториальной Африке. Обитают как в горах, так и на равнинах вблизи озера Киву в Заире, Бурунди и Руанде. Они поддерживают тесные связи с соседними скотоводческими племенами, умеют изготавливать глиняную посуду.

    Тсва (батсва) — это большое племя проживает недалеко от болота южнее реки Конго. Они, как и племя Тва, живут в сотрудничестве с соседними племенами, приняв их культуру и язык. Большинство из Тсва занимаются охотой или рыболовством.





    И др.; ранее предположительно пигмейские языки

    Религия

    Традиционные верования

    Расовый тип

    Негрилльский тип большой негроидной расы

    Пигме́и (греч. Πυγμαῖοι - «люди величиной с кулак») - группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки . Другое название африканских пигмеев - негрилли.

    Свидетельства

    Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время - в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера , у Геродота и Страбона).

    Пигмеи в мифологии

    Физический тип

    У живущих восточнее бака народов эфе и суа , изначально рождаются маленькие дети - ограничитель роста включается во время внутриутробного развития. У бака дети рождаются нормальными, но в первые два года жизни дети бака растут заметно медленнее европейцев .

    Род занятий

    Пигмеи - жители лесов, лес для них - источник всего необходимого для жизни. Основные занятия - охота и собирательство . Пигмеи не изготавливают каменные орудия труда, ранее не умели добывать огонь (источник огня переносили с собой). Орудие охоты - лук со стрелами с металлическими наконечниками, причём эти наконечники часто отравлены. Железо выменивают у соседей.

    Язык

    Пигмеи обычно говорят на языках окружающих их народов - эфе , асуа , бамбути и др. В диалектах пигмеев есть некоторые фонетические отличия, но за исключением народа бака , пигмеи утратили родные языки .

    Напишите отзыв о статье "Пигмеи"

    Примечания

    Литература

    • Патнем Э. Восемь лет среди пигмеев / Энн Патнем; С предисл. и под ред. Б. И. Шаревской ; Художник Б. А. Диодоров. - М .: Издательство восточной литературы , 1961. - 184 с. - (Путешествия по странам Востока). - 75 000 экз. (обл.)

    Ссылки

    • Культура, музыка и фотографии

    Отрывок, характеризующий Пигмеи

    – Др… или дура!… – проговорил он.
    «И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой.
    – А княгиня где? – спросил он. – Прячется?…
    – Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении.
    – Гм! гм! кх! кх! – проговорил князь и сел за стол.
    Тарелка ему показалась не чиста; он указал на пятно и бросил ее. Тихон подхватил ее и передал буфетчику. Маленькая княгиня не была нездорова; но она до такой степени непреодолимо боялась князя, что, услыхав о том, как он не в духе, она решилась не выходить.
    – Я боюсь за ребенка, – говорила она m lle Bourienne, – Бог знает, что может сделаться от испуга.
    Вообще маленькая княгиня жила в Лысых Горах постоянно под чувством страха и антипатии к старому князю, которой она не сознавала, потому что страх так преобладал, что она не могла чувствовать ее. Со стороны князя была тоже антипатия, но она заглушалась презрением. Княгиня, обжившись в Лысых Горах, особенно полюбила m lle Bourienne, проводила с нею дни, просила ее ночевать с собой и с нею часто говорила о свекоре и судила его.
    – Il nous arrive du monde, mon prince, [К нам едут гости, князь.] – сказала m lle Bourienne, своими розовенькими руками развертывая белую салфетку. – Son excellence le рrince Kouraguine avec son fils, a ce que j"ai entendu dire? [Его сиятельство князь Курагин с сыном, сколько я слышала?] – вопросительно сказала она.
    – Гм… эта excellence мальчишка… я его определил в коллегию, – оскорбленно сказал князь. – А сын зачем, не могу понять. Княгиня Лизавета Карловна и княжна Марья, может, знают; я не знаю, к чему он везет этого сына сюда. Мне не нужно. – И он посмотрел на покрасневшую дочь.
    – Нездорова, что ли? От страха министра, как нынче этот болван Алпатыч сказал.
    – Нет, mon pere. [батюшка.]
    Как ни неудачно попала m lle Bourienne на предмет разговора, она не остановилась и болтала об оранжереях, о красоте нового распустившегося цветка, и князь после супа смягчился.
    После обеда он прошел к невестке. Маленькая княгиня сидела за маленьким столиком и болтала с Машей, горничной. Она побледнела, увидав свекора.
    Маленькая княгиня очень переменилась. Она скорее была дурна, нежели хороша, теперь. Щеки опустились, губа поднялась кверху, глаза были обтянуты книзу.
    – Да, тяжесть какая то, – отвечала она на вопрос князя, что она чувствует.
    – Не нужно ли чего?
    – Нет, merci, mon pere. [благодарю, батюшка.]
    – Ну, хорошо, хорошо.
    Он вышел и дошел до официантской. Алпатыч, нагнув голову, стоял в официантской.
    – Закидана дорога?
    – Закидана, ваше сиятельство; простите, ради Бога, по одной глупости.
    Князь перебил его и засмеялся своим неестественным смехом.
    – Ну, хорошо, хорошо.
    Он протянул руку, которую поцеловал Алпатыч, и прошел в кабинет.
    Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
    Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
    Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
    Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
    – Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
    – Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
    – Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
    – Помни, что для тебя от этого зависит всё.
    В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
    «Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
    Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.

    Пигмеи (греч. Πυγμαῖοι — «люди величиной с кулак») — группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки.

    Свидетельства и упоминания

    Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время — в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера, у Геродота и Страбона).

    В XVI—XVII вв. они под названием «матимба» упоминаются в описаниях, оставленных исследователями Западной Африки.

    В XIX веке их существование подтверждено немецким исследователем Георгом Августом Швейнфуртом, русским исследователем В. В. Юнкером и др., обнаруживавших эти племена в тропических лесах бассейна рек Итури и Узле (различные племена под именами: акка, тикитики, обонго, бамбути, батва).

    В 1929—1930 гг. экспедиции П. Шебеста описала пигмеев бамбути, в 1934—1935 исследователь М. Гузинде нашёл пигмеев эфе и басуа.

    В конце XX века они проживают в лесах Габона, Камеруна, Центральноафриканской Республики, Конго, Руанды.

    Наиболее древнее упоминание о пигмеях содержится в рассказе египтянина Хирхуфа, вельможи эпохи Древнего царства, который похвалялся, что ему удалось привезти из своего похода карлика для потехи молодого царя. Эта надпись относится к III тысячелетию до н. э. В египетской надписи карлик, привезенный Хирхуфом, назван днг. Название это сохранилось до наших дней в языках народностей Эфиопии: по-амхарски карлик называется денг, или дат. Древнегреческие писатели рассказывают всевозможные истории об африканских пигмеях, но все их сообщения носят фантастический характер.

    Пигмеи ведут охотничий образ жизни. В хозяйстве пигмеев собирательство занимает, повидимому, первое место и определяет в основном питание всей группы. На долю женщин падает большая часть работы, так как добыча растительной пищи — дело женщин. Женщины всей совместно живущей группы ежедневно в сопровождении детей собирают вокруг своего лагеря дикорастущие корнеплоды, листья съедобных растений и плоды, ловят червей, улиток, лягушек, змей и рыб.

    Пигмеи принуждены оставлять стоянку, как только в окрестностях лагеря съедены все пригодные растения и уничтожена дичь. Вся группа переходит в другую область леса, но странствует в пределах установленных границ. Эти границы известны всем и строго соблюдаются. Охота на чужих землях не допускается и может повести к враждебным столкновениям. Почти все группы пигмеев живут в тесном соприкосновении с высокорослым населением, чаще всего — с банту. Обычно пигмеи приносят в деревни дичь и лесные продукты в обмен на бананы, овощи и железные наконечники для копий. Все группы пигмеев говорят на языках своих высокорослых соседей.


    Дом пигмеев из листьев и палок

    Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окружающих народов негроидной расы. Что представляют собою пигмеи? Автохтонное ли это население Центральной Африки? Составляют ли они особый антропологический тип, или их происхождение есть результат деградации высокорослого типа? Таковы основные вопросы, составившие сущность пигмейской проблемы, одной из наиболее спорных в антропологии и этнографии. Советские антропологи считают, что пигмеи — это аборигены тропической Африки особого антропологического типа, самостоятельного происхождения.

    Рост от 144 до 150 см для взрослых мужчин, кожа светло-коричневая, волосы курчавые, тёмные, губы сравнительно тонкие, крупное туловище, руки и ноги короткие, этот физический тип можно классифицировать как особую расу. Возможная численность пигмеев может составлять от 40 до 280 тысяч человек.

    По внешнему типу к ним близки негритосы Азии, но генетически между ними имеются сильные различия.

    Пигмей - это представитель одной из народностей, проживающих в экваториальных лесах Африки. Это слово греческого происхождения и означает «человек величиной с кулак». Такое название вполне обосновано, если учесть средний рост представителей этих племен. Узнайте, кто такие пигмеи Африки и чем они отличаются от других самого жаркого континента.

    Кто такие пигмеи?

    Эти племена обитают в Африки, рядом с Огове и Итури. Всего пигмеев насчитывается порядка 80 тысяч, половина из которых проживает у берегов реки Итури. Рост представителей этих племен варьируется от 140 до 150 см. Цвет их кожи несколько нетипичен для африканцев, потому что она у них немного светлее, золотисто-коричневая. У пигмеев даже есть своя национальная одежда. Так, мужчины носят меховой или кожаный пояс с небольшим передником, сделанным из дерева, спереди, а сзади - небольшой пучок листьев. Женщинам же повезло меньше, часто у них есть только передники.

    Дома

    Строения, в которых живут представители этого народа, делают из прутьев и листьев, скрепляя все глиной. Как ни странно, строительство и ремонт хижины здесь - это забота женщин. Мужчина же, задумав постройку нового дома, должен отправиться к старейшине за разрешением. Если старейшина согласен, он передает своему посетителю ныомбикари - бамбуковую палку с колышком на конце. Именно при помощи этого устройства будут очерчиваться границы будущего жилища. Этим занимается мужчина, все остальные заботы по строительству ложатся на плечи женщины.

    Стиль жизни

    Типичный пигмей - это лесной кочевник, который подолгу не задерживается на одном месте. Представители этих племен живут на одном месте не более года, пока вокруг их деревни есть дичь. Когда непуганые животные заканчиваются, кочевники снимаются в поисках нового жилища. Существует и другая причина, по которой люди часто переходят на новое место. Любой пигмей - это крайне суеверный человек. Поэтому все племя, если один его член умер, мигрирует, полагая, что лес не хочет, чтобы на этом месте кто-то жил. Покойника закапывают в его хижине, устраивают поминки, а на следующее утро все поселение уходит глубоко в лес, чтобы строить новую деревню.

    Добыча

    Питаются пигмеи тем, что дает им лес. Поэтому ранним утром женщины племени отправляются туда, чтобы пополнить запасы. По дороге они собирают все съедобное, начиная с ягод и заканчивая гусеницами, чтобы сытым был каждый одноплеменник-пигмей. Это устоявшаяся традиция, согласно которой, главным добытчиком в семье выступает женщина.

    Итог

    Пигмеи привыкли к традициям своей жизни, которые устанавливались веками. Несмотря на то что правительство государства пытается обучить их более цивилизованной жизни, обработке земли и оседлому существованию, они продолжают оставаться далекими от этого. Пигмеи, фото с которыми делают многие исследователи, занимающиеся изучением их обычаев, отказываются от каких-либо новшеств в своей обыденной жизни и продолжают заниматься тем, чем занимались их предки в течение многих веков.