• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Отличным развлечением для детей станет тропинка здоровья для босых ножек. Когда, если не летом, ходить босиком по траве, песку, камешкам — это не только весело, но и полезно для здоровья. Массаж стоп, закалка — вот для чего нужна такая тропинка. Сделаем ее сами!

    laimigamgimenem.lv

    Почему полезно ходить босиком?

    Не зря же наши прабабушки и прадедушки много ходили босиком. Они прекрасно понимали, что это укрепляет защитные силы организма, помогает бороться с простудой и забыть о многих болезнях. Китайские целители говорят о том, что на стопе находятся активные точки, которые связаны со всеми органами и системами человека. А Сократ и Сенека отмечали, что ходьба босиком способствует физическому и умственному развитию.

    Ходить босиком полезно и детям, и взрослым!

    Как сделать тропинку здоровья своими руками

    zozhlegko.ru

    Сделать тропинку для босых ножек несложно, понадобятся различные материалы: мелкие камешки, песок, трава, деревянные брусочки и спилы, шишки, фасоль, рис, щепки, каштаны, желуди, яичная скорлупа, вата, коврики, вода и др. Главное, чтобы было разнообразие материалов для различных тактильных ощущений.

    peuteractiviteitenweb.com

    Выберите на участке место для тропинки. Можно вообще сделать ее сборной-разборной, тогда вы сможете переносить ее, куда захотите и прятать от дождя и снега. Сколотите одинаковые ящички подходящего размера: с невысокими бортиками, по размеру, чтобы поместились ножки. Хорошенько зашкурьте доски, чтобы никакие щепки не поранили нежную детскую кожу. Гвозди и прочие скрепляющие детали конструкции тоже не должны нигде торчать.

    В каждый ящичек насыпьте разный наполнитель и установите их на ровной поверхности друг за другом, чтобы получилась тропинка.

    arslastochka.ucoz.ru

    Можно сделать и стационарную тропинку. Разметьте ячейки и залейте бетоном секторы. Где-то могут быть вклеены пробки, где-то камешки или плитка, в одну из ячеек насыпьте песок, щебень, щепки, деревянные кругляши и пр. Обязательно оставьте живую травку.

    gamejulia.ru

    Отличным массажным эффектом обладают донышки пластиковых бутылок: ножкам не больно на них наступать. Обрежьте бутылки до середины, наполните их песком и вкопайте на одинаковую глубину.

    dach.ru

    Поищите песок разной фракции. Ощущения меняются, если наступать босыми ножками на мелкий речной песочек, крупный строительный или тот, где рассыпаны небольшие мячики.

    status-style.ru

    Приучайте детей к дорожке здоровья постепенно. Сначала можно пройтись в носочках, медленно ощупывая ступнями содержимое каждой ячейки, затем босиком.

    dsiskorka.ru

    Защитой от дворовых котиков и собачек будет крышка. Уходя, накрывайте дорожку здоровья. Так вы будете уверены, что песок чистый и никакого постороннего мусора, которым можно поранить ножки не появилось.

    www.sibghk.ru

    Дорожку здоровья можно сделать в виде лабиринта или извилистой тропки, вписать ее в ландшафт участка.

    www.maam.ru

    Крупные и колючие поверхности должны чередоваться с мягкими и ворсистыми, чтобы тактильные ощущения сменяли друг друга.

    mdou3adamroo.ucoz.ru

    Если собралась компания из нескольких ребятишек, можно поиграть в игру. Пройтись с завязанными глазами по дорожке и угадать, на что наступаешь. После прохождения такой тропинки полезно сделать ванночку для ног, водные закаливающие процедуры.

    Уважаемые читатели. Расскажите о своем опыте обустройства дорожки для босых ножек. Нравятся ли малышам такие закаливающие процедуры?

    Приложение №1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский детский сад №1 «Рябинка»

    ПРИКАЗ №____

    От «___» __________20__г.

    «Об организации функционирования "Тропы здоровья" в период летней оздоровительной кампании»

    В целях создания необходимых условий для проведения летней оздоровительной кампании в МБДОУ Промышленновском детском саду №1 «Рябинка» и обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Утвердить инструкцию по организации охраны жизни и здоровья детей

    на "Тропе здоровья"

    2. Завхозу Смалеха З.А. и старшему воспитателю Митроченко Т.В. обеспечить своевременное проведение инструктажей с сотрудниками по охране жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

    3. Старшей медсестре Поляковой Л.А. обеспечить:

    3.1. Контроль проведения летней оздоровительной кампании, физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья".

    3.2. Наличие аптечки по оказанию первой медицинской помощи.

    3.3. Контроль организации питьевого режима.

    4. Воспитателям всех возрастных групп и специалистам:

    4.1. Строго выполнять требования инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

    4.2. Обеспечить максимальное пребывание воспитанников на свежем воздухе в течение дня.

    4.3. Организовать целенаправленную работу по усвоению детьми навыков здорового образа жизни.

    5. Младшим воспитателям:

    5.1. Осуществлять уборку мусора на "Тропе здоровья" согласно графику.

    5.2. Оказывать помощь воспитателям в организации гигиенических процедур.

    6. Назначить ответственными лицами:

    6.1. За санитарное состояние "Тропы здоровья" – старшую медсестру Полякову Л.А.;

    6.2. За техническое состояние территории "Тропы здоровья" – завхоза Смалеха З.А.;

    6.3. За выполнение графика смены воды в плескательном бассейне – завхоза Смалеха З.А.;

    6.4. За содержание цветников – старшего воспитателя Митроченко Т.В..

    7. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

    Приложение №2

    ИНСТРУКЦИЯ

    по организации охраны жизни и здоровья детей

    на "Тропе здоровья"

    1. Общие требования безопасности

    1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

    1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

    1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

    1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

    1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

    1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

    1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Тропы здоровья" (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

    1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

    2. Требования безопасности перед выходом на "Тропу здоровья"

    2.1. Заместитель заведующего по АХР обязан:

    2.1.1. Ежедневно осматривать территорию "Тропы здоровья", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

    2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость спортивного и игрового оборудования, находящегося на "Тропе здоровья", надежность крепления лестниц, горок, мостиков.

    2.1.3. Ежедневно менять воду в плескательном бассейне.

    2.1.4. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

    3. Требования безопасности во время нахождения на "Тропе здоровья"

    3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

    3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Тропе здоровья", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и коррекционно-развивающего оборудования и материала.

    3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания предметов, плескания в бассейне.

    3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

    3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

    3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

    3.4. Плескание в бассейне допускается только при условии ежедневной смены воды в нем.

    3.5. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

    4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

    4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

    4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Тропы здоровья" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

    4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

    5. Требования безопасности по выходу с территории "Тропы здоровья"

    5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

    5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

    5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

    Заведующий __________________ Л.П. Щеглова

    Приложение №4

    Упражнения для предупреждения плоскостопия.

    1. Упражнения в движении

    1. Ходьба или бег на носочках

    2. Ходьба или бег на пятках.

    3. Ходьба или бег на наружном своде стопы.

    4. Ходьба или бег с перекатом с пятки на носок,

    5. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра

    6. Ходьба - носки внутрь, пятки наружу.

    7. Ходьба или бег скрестным шагом.

    8. Ходьба на носках в приседе.

    9. Ходьба с расслаблением мышц ног.

    10.Разведение и сведение пяток, не отрывая носки от земли.

    11.Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх.

    12.Ходьба по траве, песку, камням (галька, бутовый), шишкам, с различным положением рук (на поясе, в стороны, вверху, за спиной, за головой.)

    2. Упражнения без предметов.

    1. Подъем на носки.

    2. Подъем на пятки

    3.Перекаты с носков на стопы.

    4.Потирание одной стопой другую.

    5.Сгибание и разгибание пальцев ног сидя.

    6.Поворачивание стопы вправо-влево, вперёд-назад.

    7.Поскоки, прыжки на месте и с передвижением.

    3. Упражнения с предметами.

    1. Захватывание стопами мяча и приподнимание его,

    2. Захватывание и приподнимание пальцами ног различных предметов (камешков, шишек ).

    3. Сдавливание мяча (резинового) стопами.

    4. Собирание пальцами ног платочка, ленточку, скакалку в складки.

    5.Ходьба по канату.

    6.Ходьба по обручу, обхватывая его края пальцами ног.

    7.Прыжки на носках со скакалкой.

    4. Упражнения с гимнастической палкой.

    1.Ходьба по гимнастической палке боком приставным шагом

    2. Катание палки стопами.

    3.Перекаты с пятки на носки, стоя серединой стопы на гимнастической палке.

    4.Перекатываниестопой палки, захват её пальцами.

    5. Упражнения на пособиях.

    1.Ходьба на пеньках, брёвнах, мостику с различным положением рук (на поясе, в стороны и т.п.).

    2.Ходьба на пособиях на носках, с различным положением рук.

    3.Ходьба по мостику на пятках.

    4.Ходьба боком (левым и правым) приставным шагом по мостику, обхватывая края сводами стоп.

    6. Комплекс «Веселый зоосад»

    1. «Танцующий верблюд».
    И.п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.

    Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).
    2. «Забавный медвежонок». И.п. - стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.
    Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево. То же, кружась на месте вправо и влево.

    3. «Смеющийся сурок».
    И.п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.
    1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 - и.п.

    4. «Тигренок потягивается».
    И.п. - сидя на пятках, руки в упоре впереди.
    1-2 - выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 - и.п.

    5. «Резвые зайчата».
    И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе.
    1-16 - подскоки на носках (пятки вместе).

    7. Игровые упражнения.

    1 .« Великан». Ходьба на носках, поднимаясь как можно выше. 5-7 минут.

    2. «Карлик». Ходьба на согнутых ногах. 4-5 минут.

    3 . «Маленький - большой». По команде как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямиться. 10-12 раз.

    4. «Лошадь». Двигаться по кругу, подражая ходу лошади, высоко поднимая колени, шагом, рысью. 4-5 минут.

    5. Топали да топали,

    (Идут на всей стопе)

    Дотопали до тополя.

    До тополя дотопали,

    (Идут на пятках)

    Да ноги все протопали.

    Зайка серый скачет ловко,

    В лапке у него морковка.

    (Идут поскоками)

    Мы ходили по грибы,

    Зайца испугались.

    (Идут на носках)

    Спрятались за дубы,

    Растеряли все грибы.

    (Идут с перекатом с пятки на носок)

    А потом смеялись-

    Зайца испугались.

    (Стоят на месте, поднимаются на носки и опускаются на всю ступню).

    6. Гуси ходят все гуськом,

    (Идут на пятках, руки за спиной)

    Индюшата - индюшком.

    (Идут на носках, руки на поясе)

    Лягушата – лягушком,

    (Идут с разведением носков в стороны, руки – «лягушачьи лапы»)

    Поросята – пороськом.

    (Идут с разведением пяток в стороны, носки вместе, голова наклонена вперёд, руки за спиной)

    Я люблю ходить гуськом

    По тропиночке с дружком,

    (Идут мелким шагом)

    Только сам хожу я чаще

    Лягушком и кувырком.

    (Поскакивают).

    7. На носочки поднимайся,

    Приседай и выпрямляйся.

    (Встают на носки и делают полуприседание)

    Ножки в стороны,

    (Разводят носки в стороны и сводят вместе, прижав пятки друг к другу)

    Ножки врось,

    (Перекатываются с пятки на носок «качелька»)

    Ножки вместе,

    Ножки врозь.

    (Соединяют носки и сводят и разводят пятки).

    8. «Медведь»

    Ой-ее-ее-ечки!

    Спал медведь на коечке.

    (Поднимаются на носки, то на пятки)

    Свесились с кроватки

    Две босые пятки.

    (Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы на одной линии носками внутрь)

    Две босые, две смешные,

    Ой, смешные пятки!

    (Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы носками наружу)

    Увидела Мышка,

    Мышка-шалунишка,

    (Переминаются с ноги на ногу)

    Влезла на кроватку,

    Хвать его за пятку.

    (Делают выпад ногой вперёд, затем разворачиваются на 180, поменяв опорную ногу).

    Приложение №5

    Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.

    1. Примерный комплекс специальных упражнений для укрепления мышц спины и пресса с гимнастическими палками (можно выполнять с 4-5 лет).

    Разминка.

    1.Ходьба на носках, руки подняты над головой в замок.

    2.Руки перед грудью, ходьба в полуприсяде.

    3.Ходьба на пятках, руки сзади в замок.

    4. Исходное положение - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки - вдох; вернуться в и.п. - выдох.

    5. И.п. - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться в и.п. - вдох.

    Упражнения с гимнастическими палками.

    1.И.п. - ноги на ш.стопы, палка в опущенных руках.1-2- поднять палку вверх, за голову; 3-4-и.п.

    2.И.п.- ноги на ш.плеч. палка за головой. 1-3-повороты вправо(влево); 2-4-и.п.

    3. И.п. – ноги на ш.плеч, палка зажатая в локтях. 1-наклон вперёд с прямой спиной. 2-и.п.

    4. И.п. - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.

    5.И.п. - стоя, ноги на ш.плеч, палка на лопатках.1-3-повороты в стороны.3-4 и.п.

    6. И.п. - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.

    7. И.п. - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.

    8.И.п.- о.с, палка на голове.1-присесть;2-и.п.

    7.Палка на полу, прыжки через палку.

    Комплекс упражнений выполняется не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут.

    2. Упражнения с мешочком на голове.

    1.Принять правильную осанку в положении стоя, положив мешочек с песком на голову. Присесть, стараясь не уронить мешочек встать в исходное положение.

    2.Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки по траве, песку, мостику, по брёвнам, с разным положением рук (на поясе, в стороны).

    3.Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия - веревочку, пеньки. Остановки с проверкой правильной осанки.

    4.Принять правильную осанку с мешочком на голове, в руках мяч, подбросить мяч вверх, поймать, сохраняя правильную осанку.

    5.Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением разных движений: ходьба в полуприседе по мостику, с высоким подниманием колен с разным положением рук; стоя на пеньке присесть сохраняя правильную осанку.

    6.Подлезание под дуги в приседе с мешочком на голове сохраняя правильную осанку.

    3. Примерный комплекс упражнений для исправления осанки и профилактики её нарушений у детей 5-7 летнего возраста.

    4. Игровые упражнения на укрепление осанки «Река, берег, парус».

    Дети встают в шеренгу, проверяют свою осанку (спина прямая, голова чуть поднята, руки опущены вниз). На слово «Река!» - делают шаг назад, на слово «берег!»-шаг вперёд, «Парус!»-поднимают руки вверх. При выполнении движений обращается внимание на сохранение правильной осанки.

    «Волшебные ёлочки»

    Дети встают у стены (забора), касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками, изображая волшебные елочки, которые по сигналу «Ночь!» бегают, красиво и легко кружатся по площадке, а по сигналу «Лесник!» бегут к стене, принимая первоначальную позу. Лесник обходит елочки, осматривает их, неровные забирает с собой.

    Та же игра, но по сигналу «Лесник!» елочки останавливаются там, где их застал сигнал.

    Массаж спины «Суп»

    Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребёнка.

    Чики-чики-чики-ща! Похлопывают ладонями.

    Вот капуста для борща.

    Покрашу картошки, Постукивают рёбрами ладоней.

    Свеколки, морковки,

    Пол головки лучку Поколачивают кулачками.

    Да зубок чесночку.

    Чики-чок, чики-чок- Поглаживают ладонями.

    И готов борщичок.

    «Я позвоночник берегу»

    Я позвоночник берегу, (Наклоняют корпус вправо-влево, ладони скользят вдоль тела от подмышек до колен).

    И сам себе я помогу.

    Всё выполню я по порядку:

    (Ставя руки на пояс, поднимают и опускают плечи).

    Сначала сделаю зарядку,

    Нагнусь,

    (Наклоняются вперёд).

    Прогнусь,

    (Слегка прогибаются назад).

    И выпрямляюсь,

    (Встают прямо).

    И вправо, влево наклонюсь.

    (Наклоняют корпус вправо и влево).

    С друзьями поиграю в мяч,

    (Бегут на месте).

    Он весело помчится вскачь.

    (Прыгают на обеих ногах).

    И за столом я посижу,

    (Делают полуприсед, сложив руки «полочкой» перед грудью).

    И телевизор погляжу.

    (Встают прямо, руки в стороны).

    Но буду помнить я всегда:

    (Кладут правую руку за правое плечо, левую руку заводят за спину и стараются сцепить пальцы рук за спиной.)

    Должна прямою быть спина!

    (Меняют положение рук).

    Массаж спины «Свинки»

    Как на пишущей машинке

    Две хорошенькие свинки

    Всё постукивают,

    Всё похрюкивают:

    Туки-туки-туки-тук!

    Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

    (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребёнка, на повторение потешки поворачиваются на 180 и поколачивают кулачками, затем постукивают пальчиками и поглаживают ладонями).

    5.Упражнения у стены

    1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.
    2. Встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.
    3. Стоя у стены, принять правильное положение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить детям «пополоскать белье»), выпрямиться и постараться снова встать правильно.
    4. Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны - вверх, опустить в исходное положение.
    5. Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены


    Приложение №6

    Упражнения дыхательной гимнастики.

    Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста.

    1. «Часики».

    И.п. - стать прямо, ноги слегка расставить («машина между ног проедет»), руки опустить.

    Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так». Повторить 6-7 раз.

    2. «Дудочка».

    И.п.- сесть на скамейку, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам; сделать медленный выдох с произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4 раза.

    3. «Петушок».

    И.п.- стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить; поднять руки в стороны (вздохнуть), а затем похлопать ими по бёдрам со словами «ку-ка -ре-ку»(выдох).Повторить 4 раза.

    4. «Каша кипит».

    И.п.- сесть на скамейку; одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь(вдох), опустить грудь(выдыхая воздух) и выпятить живот(выдох);при выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф».Повторить 4 раза.

    5. «Паровозик».

    В ходьбе, делать попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух».Повторять в течении 20 секунд.

    6. «Весёлый мячик».

    И.п.- стать прямо, ноги расставить; поднять руки с мячом (д=10см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперёд со звуком «у-х-х-х» (выдох), догнать мяч. Повторить 4-5 раз.

    7. «Гуси».

    Медленная ходьба. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох-опускать вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у». Повторить 1 минуту.


    Комплекс дыхательной гимнастики (можно выполнять с 4-х лет)

    «Куры»

    Бормочут куры по ночам,

    Бьют крыльями: тах-тах.

    Поднимаем крылья мы к плечам,

    Потом опустим так.

    И.п.: стоя. Наклониться пониже, свободно свесив руки и опустив голову. Произнося «тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям - выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам – вдох. Повторить 3-5 раз.

    «Самолёт»

    Посмотрите в небеса:

    Самолёт там, как оса.

    «Ж-ж-ж-ж-ж» - жужжит самолёт

    И машет крыльями.

    Ребята, в полёт!

    Полетаем-ка с нами!

    И.п. - стоя. Развести руки в стороны, ладонями к верху. Сделать поворот в сторону, произнося «ж-ж-ж-ж-ж», - вдох, опустить руки- выдох. Повторить 2-4 раза в каждую сторону.

    «Морской воздух»

    Носик принюхался.

    (Дети принюхиваются)

    Пахнет морским воздухом.

    И увидели мы море,

    Красивое, большое.

    Воздух мы морской вдохнём, дышим носом, а не ртом.

    Плечи не поднимаем,

    Животом помогаем.

    (Дети выполняют дыхательное упражнение).

    «Поливаем цветы»

    И.п.- стоя, ноги слегка расставлены, одна рука на поясе, вторая согнутая в локте, - перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Вдох через нос – поднять руку вверх; выдох – и.п., произнося: «Ш-ш-ш…».

    «Аромат цветов»

    И.п.- стоя, руки за спиной. Вдох через нос, не поднимая плечи; выдох- произносить: «А-а-ах!».

    Дыхательная гимнастика (для детей среднего возраста )

    Цель: научить дышать через нос, подготовить к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

    Сюжет 1. Прогулка в лес

    1. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

    И.п. - основная стойка. 1 – вдох, руки в стороны; 2 – выдох, наклониться вправо; 3 - вдох - вернутся в и.п.; 4 – выдох, наклониться влево, вернуться в и.п.

    2. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки».

    Ил. - ноги врозь, руки опущены. 1 - вдох; 2 - выдох - наклониться вперед; 3 - вдох - вернуться в и.п.; 4 - выдох.

    3. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).

    И.п. - ноги вместе, руки опущены. 1 -вдох - руки через стороны вверх, подняться на носки; 2 - выдох - руки вперед-вниз, опуститься на всю стопу: 3 -повторить, вернуться в и.п.

    4. «Детки в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди).

    И.п. - ноги вместе, руки за голову. 1 -вдох - подняться на носки; 2 - выдох - присесть - повторить, вернуться в и.п.

    5. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной" (орех)

    И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища - вдох; 2 - выдох - сесть, ноги не сгибать, руки к носкам; ,3 - вдох; 4 - выдох, вернуться в и.п.

    Сюжет 2. Мы строим дом

    1. «Поднимаем кирпичи».

    И.п. - ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 - вдох; 2 - выдох - наклониться вперед, пальцы сжать в кулак («Ух!»); 3 - вдох; 4 - вернуться в и.п.

    2. «Кладем раствор».

    И.п. - ноги врозь, руки на поясе, локти назад, 1 - вдох; 2 - выдох - поворот туловища вправо (влево), мах правой (левой) рукой в сторону, назад, вперед («Раз!»);.3 - вернуться в и.п.

    3. «Белим потолок».

    И.п. - ноги врозь, руки опущены. 1 -вдох - поднять правую руку вверх-назад; 2 - выдох - опустить правую руку; 3 - вдох - поднять левую руку вверх-назад; 4 - выдох - опустить левую руку.

    4. «Наклеиваем обои».

    И.п. - основная стойка, руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1 - вдох; 2 -выдох - подняться на носки, прямые руки вверх; 3 - вдох; 4 - выдох - вернуться в и.п.

    5. «Красим пол».

    И.п. - стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть к кулак. 1 - вдох; 2 - выдох - слегка наклониться вперед, руки вытянуть вперед, пальцы врозь («Жик!»); 3 -вдох; 4 - выдох - вернуться в и.п.

    Дыхательные упражнения и игры

    "Кораблик".

    Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

    Оборудование: бумажный кораблик, бассейн с водой.

    Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

    Ветерок, ветерок, натяни парусок!

    Кораблик гони до Волги-реки.

    "Мой воздушный шарик".

    Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

    Оборудование: воздушные шары.

    Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

    Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:

    Вариант 1.

    Мой воздушный шарик, раз, два, три.

    Легкий, как комарик, посмотри.

    Носом я вдыхаю, не спешу,

    За своим дыханием слежу.

    Вариант 2.

    Каждый день я в шарик дую,

    Над дыханием колдую.

    Шарик я надуть стремлюсь

    И сильнее становлюсь

    "Дует ветерок".

    Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.

    Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

    Золотое солнышко по небу катается

    С утра улыбается,

    А улыбки-лучи очень горячи, (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг).

    Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").

    Вдруг подул ветерок,

    А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

    " Полет на шарике".

    Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.

    Оборудование: разноцветные мячи.

    Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст:

    Все дети во сне летают.

    (Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх).

    К звездам полететь мечтают.

    Мы подрастаем, пока летаем.

    (Дети двигаются по кругу с мячами в руках).

    Мы подрастаем, пока мечтаем.

    "Яблоня".

    Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками.

    Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту:

    Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ.

    Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,

    Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.

    А эта яблоня, какая? Да, да, красивая, большая,

    И много у нее ветвей, совсем как руки у детей.

    (Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу, поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).

    Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.

    Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших .

    (Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).

    Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся.

    (Дети покачивают руками из стороны в сторону).

    Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,

    Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.

    (Дети дуют все вместе).

    Сразу яблоки упали и о землю застучали,

    Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались,

    Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают.

    (Топают ногами).

    Одно яблоко осталось, повисело еще малость,

    Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет.

    (Движение "веретено" согнутыми в локтях руками).

    5. Комплекс дыхательной гимнастики для восстановления носового и дифференциации ротового и носового дыхания

    №1

    Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: "м-м-м (рот плотно закрыт).

    Вдох через нос короткими толчками (рот плотно закрыт). Выдох поочередно через левую и правую ноздрю (другая плотно прижата пальцем, рот закрыт).

    Полный вдох через рот под счет 1:2:3:4. Нос зажать пальцами - задержка дыхания под счет 5:6:7; под счет 8:9:10 - выдох через нос. Полный вдох через рот.

    Положить на ладонь легкую бумажку - сдуть ее, делая поочередно выдох левой или правой ноздрей (рот плотно закрыт).

    "Ныряльщики: разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.

    №2

    "Часики - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) - назад (выдох) произносить: "Тик - так. (10-12 раз).

    "Трубач - сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука: "Ф-ф-ф. (4-5 раз).

    "Лыжник - стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука: "М-м-м. (1-2 мин).

    "На турнике - стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх - вдох, опустить палку на лопатки - длительный выдох с произношением звука: "Ф-ф-ф. (4-5 раз).

    «Маятник». И.п.: ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произнесением слова: "Ту-у-ук. Выпрямляясь - вдох. (5-6 раз).

    №3.

    "Журавли - основная стойка. Медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох - опустить руки вниз с длительным произношением звука: "У-у-у. (1-2 мин).

    "Пилка дров. Дети становятся друг против друга парами. Берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя - вдох, руки от себя - выдох. (5-6 раз).

    "Дровосек. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).

    "Вырастем большими. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).

    «Маятник» И.п.: ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произнесением слова: "Ту-у-ук. Выпрямляясь - вдох. (5-6 раз).

    "Заканчиваем гимнастику. Встать, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки вверх - вдох. Встать на полную ступню, наклониться вперед, руки вниз - выдох. (5-6 раз)

    Приложение 7

    Закаливающие мероприятия.

    Закаливающий массаж подошв.

    «Поиграем с ножками»

    1.Подготовительный этап Мы ходили, мы скакали, наши ноженьки

    Устали.

    Сядем все мы, отдохнем, и массаж подошв

    Начнём.

    2.Основной этап

    Одной рукой держим ногу, другой поглаживаем. (Проведем по ножке нежно, будет ноженька прилежной. Ласка всем, друзья нужна, это помни ты всегда!).

    - Разминка тоже обязательна, выполняй её старательно, растирай, старайся и не отвлекайся. (Растирание стоп руками).

    - По подошве как граблями, проведем сейчас руками. И полезно и приятно-это всем давно понятно! (Погладить граблями).

    - Рук своих ты не жалей и по ножкам бей сильней, будут быстрыми они, потом попробуй, догони! (Похлопать подошву ладошкой).

    - Гибкость тоже нам нужна, без неё нам никуда. Раз - сгибай, два - выпрямляй, ну активнее давай ! (Согнуть стопу).

    - Вот работа, так работа, палочку катать охота. Веселее ты катай, да за нею поспевай. (Катать ногами палку, не сильно нажимать).

    - В центре зону мы найдем, хорошенько разотрём, надо с нею нам дружить, чтобы всем здоровым быть . (Большим пальцем растираем закаливающую зону в центре подошвы).

    3 Заключительный этап. (Поглаживание стоп).

    Скажем все СПАСИБО!

    ноженькам своим,

    будем их беречь мы

    и всегда любить. (Посидеть спокойно, расслабившись).

    2.Игровой массаж для закаливания дыхания.

    Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Его суть заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

    «ПОИГРАЕМ С НОСИКОМ».

    1.Организацирнный момент. Подходи ко мне дружок, и садись скорей в кружок.

    « НАЙДИ И ПОКАЖИ НОСИК»

    Носик ты скорей найди его друг другу покажи.

    2. Основная часть. Игровые упражнения с носиком.

    «НОСИК ГУЛЯЕТ»

    Ротик ты свой закрывай, только с носиком гуляй.

    (Предлагаем ребёнку закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и

    дышать носиком).

    «НОСИК БАЛУЕТСЯ »

    - Вот так носик – баловник! Он шалить у нас привык .

    (На вдох оказываем сопротивление носу, надавливая указательным

    пальцем на крылья носа).

    «НОСИК НЮХАЕТ ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ»

    - Тише-тише, не спеши, ароматом подыши .

    (Выполняем 10 вдохов – выдохов через правою и левую

    ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем).

    «НОСИК ПОЁТ ПЕСЕНКУ»

    - Хорошо гулять в саду и поёт нос «ба-бо-бу».

    (На выдох постукиваем указательными пальцами по крыльям носа

    и поёт «ба-бо-бу»).

    «ПОГРЕЕМ НОСИК»

    На переносицу указательными пальцами трём крылья носа, растирая

    вверх вниз.

    - Надо носик нам погреть, его немного потереть.

    3. Заключительный этап.

    «НОСИК ВОЗРАЩАЕТСЯ ДОМОЙ» - Нагулялся носик мой, возвращается домой . (Показывает, что его носик вернулся).

    3. Массаж волшебных Ушек.

    Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанным рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и защиты организма от простудных заболеваний.

    1. Организационный момент «Поиграем с ушками».

    Садимся в круг. Давайте послушаем тишину. (Подходи ко мне дружок,

    И садись скорей в кружок).

    2.Основная часть.

    Упражнения с ушками:

    « НАЙДИ И ПОКАЖИ УШКИ» - Ушки ты свои найди и скорее покажи.

    (Заводим ладошки за ушки и загибаем их вперёд).

    «ПОХЛОПАЕМ УШКАМИ» - Вот так хлопаем ушами.

    (Прижимаем к голове, резко отпускаем).

    «ПОТЯНЕМ УШКИ» – Сейчас все потянем вниз, ушко ты не отвались!

    (Захватываем мочки и потихоньку тянем их вниз, отпускаем).

    «ПОГРЕЕМ УШКИ» – Ушко кажется замёрзло, отогреть его так можно.

    (Прикладываем ладони к ушкам и тщательно трём ими всю ушную раковину)

    - 1-2, 1-2 вот и кончилась игра, а раз кончилась игра, наступила ти-ши-на.

    3.Заключительная часть.

    Ребёнок расслабляется и слушает тишину.

    Гладит грудку,

    (Правой рукой по часовой стрелке).

    Гладит шейку,

    (Поглаживают шею большими пальцами рук сверху вниз).

    Гладит носик,

    (Кулачками растирают крылья носа).

    Гладит лоб,

    (Проводят пальцами по лбу от середины к вискам).

    Гладит ушки,

    (Ладонями растирают уши).

    Гладит ручки.

    (Растирают ладошки).

    Загорают дети. Вот!

    (Поднимают руки вверх).

    Самомассаж.

    Дети выполняют движения соответственно тексту.

    На крылечке ножками потопали,

    Ручками по щёчкам похлопали.

    Ладошками глаза закрыли

    И пальчики раздвинули, раскрыли.

    Дружно присели,

    Через пальчики посмотрели.

    Пальчики в кулак сжимаем,

    воздух набираем.

    Пальчики разжимаем,

    Воздух выдыхаем.

    Ладошками по грудке постучим,

    Погладим и немножко помолчим.

    Пошла Маша босиком прямо по дорожке,

    А за ней и мы идём, поднимая ножки.

    Дети маршируют друг за другом.

    Комплекс точечного массажа со стихами.

    Гномик в пальчиках живет (сгибают и разгибают пальцы рук),

    Он здоровье нам несет.

    Раз, два, три, четыре, пять (фалангами напыли трут точки у крыльев носа),

    Начал гномик наш играть,

    Кулачком у носа кружочки рисовать,

    А потом поднялся выше (легкое поглаживание гайморовых пазух носа)

    И скатился сверху вниз.

    Гном в окошко посмотрел (массаж указательным и средним пальцами надбровных дуг),

    Засмеялся, улетел.

    Гном нашел у глаза точку (массаж точек у переносицы),

    Вправо, влево покрутил,

    На другую надавил (массаж точек у крыльев носа),

    А потом спустился ниже (массаж точек над верхней губой) -

    Прямо к ротику поближе,

    За ушами прятался (массаж точек ушной раковины),

    Смеялся надо мной

    И хотел играть со мной.

    Раз, два, три, четыре, пять (массаж лобного отдела и надбровных дуг),

    Я решил его поймать.

    Гнома я в бровях ловил,

    А он по кругу все ходил,

    Вот гномик наш и умолк (массаж кончика носа)

    И пустился наутек.

    Мы возьмем его в ладошки (расслабление кистей рук),

    Помашем ручками немножко.

    Шунина Людмила

    В этом году жаркая погода позволила детям не только много времени проводить на улице, но и выполнять оздоровительные упражнения босиком . Вот такую замечательную тропу здоровья мы совместно с родителями воспитанников организовали на прогулочном участке группы. Она использует методику хождения босиком для профилактики здоровья детей в игровой форме. Тропа здоровья помогает предупреждать возникновение плоскостопия, улучшает координацию движений, укрепляет организм физически и эмоционально и приобщает дошколят к здоровому образу жизни . Кроме того, она способствует улучшению настроения детей и является веселым видом времяпрепровождения на свежем воздухе.

    Тропа здоровья очень понравилась детям, они с удовольствием проходили полосу испытаний босиком и делились впечатлениями друг с другом : кому какая зона показалась самой сложной, а какая самой интересной.

    Для оформления тропы здоровья родители принесли еловые шишки, пластиковые бутылки, мелкий гравий, опилки, коврики, березовые поленца и бордюрную ленту. Папы аккуратно сняли дерн и сделали основу дорожки из песка,


    а затем мамы выложили различные сегменты дорожки из принесенных материалов.

    Результатом все остались довольны.


    Публикации по теме:

    В студии «Вундеркинд» закончились занятия, и с приходом долгожданного лета в лагере «Альтаир» началась веселая пора. Задорным праздником.

    Ведущий мастер класса: Здравствуйте! – Ты скажешь человеку. - Здравствуй! - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым.

    Мастер – класс для родителей. «Дорожка здоровья» своими руками. Что такое «дорожка здоровья»? Это самый простой, но при этом невероятно.

    Цель: изготовление поделок в технике тестопластика. Материал: соленое тесто, краски, кисть, форма для лепки (сердце, стека, доска для лепки.

    Проект «Экологическая тропа» Проект 1 Название проекта: «Тропа здоровья» 2 Тема проекта: экология 3 Проблемное поле проекта: К сожалению, с каждым годом здоровье.

    Дорога начинается с первого шага. И наша тропа здоровья тоже начинается с первого шага. Дошкольники учатся ходить, преодолевая препятствия,.

    Недавно к нам в группу принесли целую коробку с конструктором лего. Но для игры в группе он был не пригоден, многие детали были треснуты.

    Тропа здоровья как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому.

    Приоритетными направлениями в деятельности МДОУ "Центр развития ребенка первой категории детский – сад № 85" г. Челябинска (далее – МДОУ) являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, приобщение их к ценностям , коррекционно­-развивающее обучение и воспитание.

    В МДОУ создана необходимая материально­-техническая база для укрепления и . В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, уголки здоровья и мини­стадионы в группах, бассейн, сауна, комната для массажа.

    Деятельность МДОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно­правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами.

    Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2007–2008 гг. в МДОУ была организована "Тропа здоровья". Расскажем об этом подробнее.

    Сайт предназначен для работников сферы образования

    Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
    После регистрации Вы получаете:

    • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
    • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
    • более 200 сценариев открытых уроков;
    • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

    "Тропа здоровья" в детском саду позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

    Основными целями организации "Тропы здоровья" в детском саду являются:

    • профилактика плоскостопия;
    • улучшение координации движения;
    • улучшение функций сердечно­сосудистой и дыхательной систем;
    • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
    • улучшение эмоционально­психического состояния детей;
    • приобщение детей к здоровому образу жизни.

    Организация "Тропы здоровья" в детском саду осуществлялась поэтапно.

    Первый этап – создание творческой группы и проведение информационных совещаний по реализации проекта "Тропы здоровья". В состав группы вошли: заведующий МДОУ, воспитатель (руководитель группы), инструктор по физкультуре, педагог­п-сихолог, педагог изодеятельности, музыкальный руководитель.

    На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

    • методика оздоровления детей в детском саду с помощью "Тропы здоровья";
    • охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;
    • ландшафтный дизайн (схема "Тропы здоровья" в детском саду представлена в приложении 1);
    • режим функционирования "Тропы здоровья" (приложение 2);

    Новые возможности для карьерного роста

    Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

    Второй этап – установление связей со сторонними организациями (Управление экологии и природопользования администрации г. Челябинска, детский экологический центр, областной краеведческий музей, зоопарк, Российское общественное детское экологическое движение "Зеленая планета", региональная общественная детская экологическая организация "Планета детей", организация по предоставлению ландшафтных услуг и др.). С названными организациями были заключены договоры:

    • о паспортизации и инвентаризации;
    • о сотрудничестве;
    • о некоммерческом сотрудничестве;
    • возмездного оказания услуг;

    Третий этап – согласование обеспечения финансовой поддержки со стороны депутата городской Думы. Благодаря финансовой поддержке и была создана "Тропа здоровья" в детском саду.

    Администрацией МДОУ были разработаны следующие документы: приказ об организации функционирования "Тропы здоровья" в летний период (приложение 3), инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья" в детском саду (приложение 4), график работы специалистов в летний период (приложение 5), ежедневный план закаливающих мероприятий (приложение 6).

    "Тропа здоровья" в детском саду длиной 50 м и шириной от 1,5 до 2,5 м делится на участки от 2 до 5 м, которые имеют разное покрытие:

    • травяной покров;
    • песчаную поверхность;
    • поверхность с галькой;
    • поверхность с бутом.

    Большая часть поверхности "Тропы здоровья" в детском саду представляет собой травяной покров с разбросанными еловыми шишками, желудями и вкопанными деревянными спилами и пеньками.

    "Тропа здоровья" расположена в юго-восточной части территории МДОУ, по периметру ограждения. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев дети могут играть в одних плавках, получая свето­воздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

    Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой по объему плескательный бассейн с фонтанчиком. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды согласно СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений".

    Для "Тропы здоровья" в детском саду специально был разработан питьевой режим. Детям предлагаются: кефир, сок и витаминизированный напиток "Золотой шар" с кальцием (в 10.00), напиток из шиповника (после занятий в бассейне с дошкольниками), "Люкс-вода" (по желанию). Напитками обеспечиваются дети всех групп.

    На "Тропе здоровья" в детском саду используется различное оборудование: спортивное (бревно, скамейка, наклонная доска, ребристая доска, мостик с перилами, веревочная лестница, тоннель для лазания) и игровое (мельница, водоплавующие птицы, домик для ежа, туристическая палатка). Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, – дорожка со следами, массажный коврик. Кроме того, на тропе установлены персонажи сказок (домовенок Кузя, "волшебная печь", Колобок).

    Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня. На ней дети выполняют следующие упражнения:

    • упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде); "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног);
    • упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, ребристой поверхности, "следам", канату, узкой скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове; ходьба и бег по гальке, шишкам, желудям; ходьба с препятствиями (бревна, пеньки, грибочки); лазание по лестнице; лазание под гимнастическую скамью, натянутую между деревьями веревку; захват предметов стопами ног;
    • подвижные игры: "Пятнашки", "Кошка прячется", "Мы идем в поход", "Зоопарк".

    "Тропа здоровья" в детском саду используется и в вечернее время, когда родители приходят за детьми, тогда как оформление уголка здоровья в детском саду позволяет проводить занятия только днем. На информационном стенде, расположенном в "Зоне отдыха", размещены полезные материалы для взрослых: "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Мама и папа, поиграйте со мной". Родители и педагоги с удовольствием проводят вечерние часы на "Тропе здоровья", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

    • посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;
    • вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;
    • сделать несколько дыхательных упражнений;
    • походить босиком по песку, траве;
    • покатать желуди, шишки ступнями ног;
    • полюбоваться красотой цветущих растений;
    • понаблюдать за работой фонтанчика;
    • просмотреть памятки и листовки;
    • выпить чашечку фито­чая.

    Ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" в детском саду позволили добиться следующих результатов:

    • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
    • положительной динамики росто­весовых показателей;
    • формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно­двигательного аппарата;
    • желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
    • улучшения эмоционально­психического состояния дошкольников.

    Приложение 1

    Схема "Тропы здоровья"


    Условные обозначения:

      Театрализованная зона
      1а) кострище;
      1б) малые архитектурные формы;
      1в) цветники;
      1г) информационный стенд

      Пеньки

      Искусственная трава

      Бревна

      Водоем

      Песок

      Мостик

      Стилизованная гора уральских самоцветов

      Валуны

      Плитняк

      Шаровидные ивы

      Кустарники

      Полынь

    Приложение 2

    Режим функционирования "Тропы здоровья"

    Время

    Мероприятие

    Группа

    Ответственный

    7.00–7.50

    Все группы

    Воспитатели групп

    Игры малой подвижности

    То же

    То же

    Физические упражнения

    – " –

    – " –

    7.50–8.30

    Утренняя гимнастика

    – " –

    Инструктор по физическому воспитанию,старшая медсестра,массажист

    Дыхательная гимнастика

    – " –

    То же

    Корригирующая гимнастика

    – " –

    – " –

    Точечный массаж

    – " –

    – " –

    9.00–12.00

    Физическое воспитание (физкультурные занятия, игры разной подвижности)

    – " –

    Инструктор по физическому воспитанию, старшая медсестра, инструктор по лечебной физкультуре, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, педагог­психолог

    Закаливающие процедуры
    (хождение босиком,солнечные ванны)

    – " –

    То же

    Музыкальное воспитание(театрализованные игры, драматизации сказок, музыкальные паузы)

    – " –

    – " –

    Психологическое сопровождение(психогимнастика, игры и упражнения, этюды, психотренинги, игротерапия)

    – " –

    – " –

    15.15–15.30

    Гимнастика после сна

    – " –

    Инструктор по физическому воспитанию, старшая медсестра

    Дыхательная гимнастика

    – " –

    То же

    16.00–19.00

    Самостоятельная деятельность

    – " –

    Старший воспитатель,музыкальный руководитель, заведующий

    Индивидуальная работа с детьми

    – " –

    То же

    Развлечения, досуг

    – " –

    – " –

    Праздники (по плану)

    – " –

    – " –

    Встречи с родителями

    – " –

    – " –

    Приложение 3

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
    "Центр развития ребенка первой категории – детский сад № 85"

    ПРИКАЗ15.05.2008 № 213

    Об организации функционирования "Тропы здоровья" в период летней оздоровительной кампании

    Во исполнение приказа Управления образования Тракторозаводского района «Об организации летней оздоровительной кампании в МДОУ "Лето­2008"», в целях создания необходимых условий для проведения летней оздоровительной кампании в МДОУ ЦРР ДС № 85 и обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Утвердить документы, регламентирующие деятельность педагогического коллектива в период летней оздоровительной кампании на "Тропе здоровья":

    • режим функционирования;
    • сетку занятий;
    • график работы специалистов;
    • перспективное планирование оздоровительной и воспитательной работы;
    • график питьевого режима;
    • график гигиенических процедур и занятий в бассейне.

    2. Заместителям заведующего по УВР и АХР обеспечить своевременное проведение инструктажей с сотрудниками по охране жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

    3. Старшей медсестре обеспечить:

    3.1. Контроль проведения летней оздоровительной кампании, физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья".

    3.2. Наличие аптечки по оказанию первой медицинской помощи.

    3.3. Контроль организации питьевого режима.

    4. Воспитателям всех возрастных групп и специалистам:

    4.1. Строго выполнять требования инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

    4.2. Обеспечить максимальное пребывание воспитанников на свежем воздухе в течение дня.

    4.3. Соблюдать режим функционирования "Тропы здоровья".

    4.4. Организовать целенаправленную работу по усвоению детьми навыков здорового образа жизни.

    4.5. Постоянно вести "Журнал здоровья" детей.

    5. Младшим воспитателям:

    5.1. Осуществлять уборку мусора на "Тропе здоровья" согласно графику.

    5.2. Оказывать помощь воспитателям в организации гигиенических процедур.

    6. Назначить ответственными лицами:

    6.1. За санитарное состояние "Тропы здоровья" – старшую медсестру;

    6.2. За техническое состояние территории "Тропы здоровья" – заместителя заведующего по АХР;

    6.3. За выполнение графика смены воды в плескательном бассейне – заместителя заведующего по АХР;

    6.4. За содержание цветников – старшего воспитателя.

    7. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

    Приложение 4

    ИНСТРУКЦИЯ
    по организации охраны жизни и здоровья детей
    на "Тропе здоровья"

    1. Общие требования безопасности

    1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

    1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

    1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

    1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

    1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

    1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

    1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Тропы здоровья" (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

    1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

    2. Требования безопасности перед выходом на "Тропу здоровья"

    2.1. Заместитель заведующего по АХР обязан:

    2.1.1. Ежедневно осматривать территорию "Тропы здоровья", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

    2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость спортивного и игрового оборудования, находящегося на "Тропе здоровья", надежность крепления лестниц, горок, мостиков.

    2.1.3. Ежедневно менять воду в плескательном бассейне в ходе эксплуатации бассейна в ДОУ .

    2.1.4. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

    3. Требования безопасности во время нахождения на "Тропе здоровья"

    3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

    3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Тропе здоровья", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и коррекционно-развивающего оборудования и материала.

    3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания предметов, плескания в бассейне.

    3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

    3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

    3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

    3.4. Плескание в бассейне допускается только при условии ежедневной смены воды в нем.

    3.5. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

    4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

    4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

    4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Тропы здоровья" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

    4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

    5. Требования безопасности по выходу с территории "Тропы здоровья"

    5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

    5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

    5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

    Заведующий __________________ Л.С. Чевтаева

    Приложение 5

    График работы
    специалистов в летний период

    Специалист

    Дни недели

    Часы работы

    Музыкальный руководитель

    Понедельник – пятница

    8.00–17.30

    Педагог­-психолог

    Вторник, пятница

    9.00–13.00

    Инструктор по физической культуре (бассейн)

    Вторник, четверг

    9.00–13.00 (занятия)

    Инструктор по физической культуре

    Понедельник – пятница

    8.00–13.00

    Учитель­-логопед

    Понедельник – вторник

    9.00–12.45

    Среда

    9.00–13.0016.30 – 17.30

    Четверг, пятница

    13.00–16.45

    Учитель­-логопед

    Понедельник, вторник

    13.00–16.45

    Среда

    9.00–13.0016.30–17.30

    Четверг, пятница

    9.00–12.45

    Приложение 6

    Ежедневный план
    закаливающих мероприятий в период летней оздоровительной кампании

    Мероприятие

    Номер группы

    Гигиенические и закаливающие утренние процедуры

    Утренний прием на воздухе

    Утренняя гимнастика на воздухе

    Солнечные ванны

    Ходьба босиком

    Гигиенические и закаливающие процедуры после дневной прогулки

    Обширное умывание прохладной водой

    Мытье ног

    Игры в плескательном бассейне

    Купание в бассейне

    Сон без маек

    Дыхательная гимнастика

    Точечный массаж

    Сухое растирание

    Влажное растирание

    Полоскание рта и горла

    Нормативные документы

    • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)
    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24 "О введении в действие санитарно­эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249¬03" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03")
    • Приказ Минобразования России от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ"
    • Приказ Минпроса РСФСР от 04.08.1982 № 29 "Организация и руководство летней оздоровительной работой с детьми"
    • "Методические рекомендации об организации летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях" от 20.06.1986 № 11-22/6-20
    • «Методические рекомендации "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5–7 лет в дошкольных учреждениях"» от 29.10.1984 № 11-14/26-6
    • "Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях" от 16.06.1980 № 11-49/6-29
    • "Методические рекомендации по закаливанию детей" от 07.06.1979 № 290-м

    Скачать книгу «Медицинское обслуживание в ДОУ»
    Скачать бесплатно в.pdf

    Л.С. Чевтаева,
    зав. МДОУ "Центр развития ребенка первой категории – детский сад № 85" г. Челябинска, руководитель высшей категории, лауреат премии губернатора Челябинской обл.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Долгое

    Вейделевского района Белгородской области

    «Тропа здоровья»

    2017г

    На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.

    На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

    Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

    В последние 10-15 лет наблюдается резкое ухудшение в состоянии здоровья дошкольников. Снижение двигательной активности, увеличение умственной нагрузки в дошкольных учреждениях также отрицательно сказываются на физическом развитии.

    Одним из приоритетных направлений в деятельности МДОУ детский сад с. Долгое является оздоровительная работа: профилактика заболеваемости, укрепление здоровья детей и обеспечение их физического развития традиционными и нетрадиционными методами, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

    Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и воспитанники. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных природных и целительных факторов организована "Тропа здоровья».

    При организации закаливающих процедур педагогами строго учитывались возрастные и индивидуальные особенности каждого воспитанника – его состояние здоровья, физическое развитие, особенности нервной системы.

    "Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.

    Целью организации «Тропы здоровья» является: организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.

    Основными задачами организации "Тропы здоровья" являются:

    Профилактика плоскостопия;

    Улучшить координацию движений;

    Улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;

    Повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;

    Улучшить эмоционально-психическое состояния детей;

    Приобщить детей к здоровому образу жизни.

    Администрацией МДОУ были разработаны следующие документы:

    Приказ об организации функционирования "Тропы здоровья"

    в летний период (приложение 1) ,

    Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей

    на "Тропе здоровья" (приложение 2) .

    Паспорт «Тропы здоровья» на участке детского сада

    Приоритетным направлением в деятельности ДОУ является охрана и укрепление жизни и здоровья детей, совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности.

    Особое внимание работе с детьми уделяется в летний оздоровительный период, в нее вовлечены все участники образовательного процесса: дети, педагоги, родители.

    Основными средствами оздоровления являются естественные факторы: солнце, воздух и вода. Для этих целей в детском саду разработана и ежегодно реконструируется «Тропа здоровья».

    На «Тропе здоровья» педагоги проводят профилактику, коррекцию и закаливание в игровой форме, с привлечением разных сказочных персонажей.

    Основные цели организации «Тропы здоровья»:

    Приобщение детей к здоровому образу жизни;

    Улучшение координации движения;

    Профилактика плоскостопия;

    Улучшение функций дыхательной и сердечно - сосудистой систем;

    Улучшение положительно - эмоционального состояния детей;

    Повышения социализации ребенка.

    Основные этапы организации «Тропы здоровья»:

    1. Создание творческой группы и проведение информационных совещаний по реализации проекта. На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

    Охрана жизни и здоровья детей во время пребывания на «Тропе здоровья»;

    Методы и средства оздоровления детей;

    Участники оздоровительного процесса;

    Включение объекта в ландшафтный дизайн ограниченной территории.

    Режим функционирования с учетом режима дня групп.

    2.Обеспечение финансовой поддержки со стороны администрации управления образования Вейделевского района Белгородской области.

    3. Изготовление и закупка оборудование и материалов.

    4.Обустройство площадки силами коллектива и родительской общественности, спонсорами.

    Характеристика «Тропы здоровья»

    «Тропа здоровья» длиной 10 м, шириной от 1 метра имеет разное покрытие:

    Поверхность с пробками

    Поверхность с деревянными бревнышками

    Поверхность с песком

    Поверхность с деревянными брусами

    Поверхность с керамзитом

    Поверхность с крупным щебнем

    Поверхность с керамзитом

    Поверхность с березовыми спилами

    Поверхность с гранитным отсевом

    Поверхность с керамической плиткой

    «Тропа здоровья» расположена в нижней части территории ДОУ, вдоль входа в детский сад. Это наиболее подходящий маршрут для подобного объекта на участке: она прилегает к лекарственным травам, стадиону и хорошо освещается солнцем. «Тропа здоровья» окружена шестью деревянными скамейками, по бокам стоят четыре деревянных вазона с лекарственными травами и имеет вход и выход. Такой дизайн дает возможность отдохнуть ребенку и насладиться аромотерапией.

    Как известно, солнечный свет является важным фактором закаливания организма, стимулирует деятельность иммунной системы, повышает защитные силы детского организма. Под прямыми солнечными лучами дети находятся под наблюдением медицинского персонала.

    Весной и летом на «Тропе здоровья» дети оздоровляются в течение всего дня и выполняют следующие игры и упражнения:

    Упражнения без предметов: ходьба и бег по песку, перекаты с пятки на носок, ходьба на внутреннем своде стопы, ходьба в полуприсядке «утиная ходьба», ходьба с высоким подниманием бедра «журавль на болоте» ходьба со скользящим движением ноги «конькобежец».

    Упражнения с оборудованием, различными приспособлениями: ходьба по бревну, ребристой поверхности, «следам», канату, узкой скамейке, ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, желудям, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки), лазание по лестнице, лазание под гимнастическую скамью, натянутую веревку, захват предметов стопами ног;

    Подвижные игры: «Салочки», «Перебежки», «Дорожки», «Кошка и мышки», «Добеги и убери», «Скороходы», «Канатоходцы», «Карусель», «Прыжки-считалочки», «Достань веточку».

    Ежедневные занятия с детьми на «Тропе здоровья» позволили добиться следующих результатов:

    Дети в 2 раза реже болеют в летний период;

    Положительная динамика росто - весовых показателей;

    Желание заниматься босиком на свежем воздухе

    Улучшение положительно - эмоционального состояния детей.

    Планируется "Тропу здоровья" использовать и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в уголке для родителей, размещаются полезные материалы для взрослых: "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Мама и папа, поиграйте со мной". Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на "Тропе здоровья", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

    Посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;

    Вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

    Сделать несколько дыхательных упражнений;

    Походить босиком по песку, траве;

    Покатать шишки ступнями ног;

    Полюбоваться красотой цветущих растений;

    Просмотреть памятки и листовки.

    Педагоги убеждают родителей и воспитанников в том, что природные факторы помогают сохранять и укреплять здоровье на всю жизнь. Воспитатели не просто учат родителей и детей правильно дышать, выполнять оздоровительные упражнения, а воспитывают у каждого из них потребность в движении, тем самым приобщают к здоровому образу жизни.

    План-схема «Тропы здоровья»

    МДОУ детский сад с. Долгое