• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Непосвященному человеку должно быть сложно понять традиции усыновления в Японии. Усыновление взрослых людей – макоёши – древняя практика, с помощью которой японцы избирают наследников, чтобы передать им свой семейный бизнес.

    Семейная бизнес-модель

    Старейший семейный бизнес в мире, согласно книге рекордов Гиннеса, работает в Японии уже 1300 лет и насчитывает 47 поколений руководителей. Это отель Зенгро Хоши, который непрерывно возглавляют наследники – их зовут Зенгро Хоши. Если у семьи рождаются только дочери, то семья находит для них мужа, который и принимает эти имя и фамилию.

    Это макоёши (婿養子) – «усыновленный зять». Между тем, именно такой способ передачи наследства позволяет семейным компаниям всегда оставаться на плаву, не давая сыновьям проматывать состояние. Многие компании в Японии передают бразды правления именно таким способом. Например, глава автопроизводителя Suzuki – – является уже четвертым усыновленным главой корпорации.

    Поскольку в Японии низкий уровень рождаемости (часто в семье рождается только один ребенок), поиск наследника становится важной задачей для многих семей. Кандидатов ищут даже через специальные социальные сети и агентства. Так семья может найти наследника, а наследник – семью. Целью этого брака будет ведение семейного бизнеса отца жены, при этом хорошие личные отношения между супругами, как утверждается многими экспертами, также являются необходимой составляющей. Когда семья выбирает кандидата в макоёши, она проверяет его репутацию и совместимость с женой: нет ли у него долгов, правильно ли у него расставлены приоритеты и т. п.


    Семейные ценности по-японски

    Эти традиции тесно переплетены со структурой японского общества, где семья играет важную социальную роль. Каждая семья должна вести свой семейный регистр, куда заносятся данные о многих поколениях членов семьи: рождение, брак, усыновление, развод, смерть и т.п. При этом дочери или сыновья могут переходить в регистр другой семьи (после брака или усыновления), либо начать свой собственный.

    Особенную роль здесь играет пол – именно старшие сыновья как правило возглавляют семью и становятся во главе бизнеса. Однако, когда родные сыновья недостаточно компетентны, глава семьи может предпочесть усыновить другого человека, который не промотает первым делом все состояние, а отнесется к нему со всей ответственностью.

    Когда макоёши меняет свою фамилию на фамилию жены и формально становится сыном своего тестя, он не разрывает связей со своей старой семьей. Напротив, такое усыновление может быть предметом гордости для биологической семьи, поскольку унаследовать хороший семейный бизнес – это значительная перспектива для их сына.

    Сироты остаются сиротами

    Несмотря на то, что Япония является одной из самых экономически развитых стран мира, проблема сиротства там тоже присутствует.

    В 2012 году более 80 тыс. человек было усыновлено в Японии – это один из самых высоких показателей в мире. Правда, 90% из них были 20 или 30-летними людьми. При этом около 36 тыс. детей-сирот живут в приютах (по данным на 2009 год). Для сравнения, в России более 100 тыс. детей живут в казенных учреждениях, при том что японцев на 14 млн. человек меньше, чем россиян (127,8 против 141,9 млн. человек).

    Многие из детей, живущих в приютах, имеют законных родителей. В Японии семьи редко лишают родительских прав – только в крайних случаях. Поэтому дети могут жить там до совершеннолетия, хотя семья их может даже не навещать. Таких детей нельзя усыновить, поскольку их биологические родители не позволят это сделать. А эти родители в основном имеют невысокий социальный статус, соответственно, дети также его наследуют.

    СИРОТЫ 120: в других странах June 14th, 2013

    Более-менее разобрались с американцами - посмотрим теперь еще несколько стран на предмет чему-нибудь поучиться.

    Финляндия - про нее где-то читал, что там чуть ли вообще нет ни сирот, ни детских домов. Это оказалось не совсем так. Источник англоязычный нашел только один - на сайте т. наз. СОС-деревень, международной организации, занимающейся попечением о сиротах по всему миру (я ). Оттуда я узнал, что 1/5 населения Финляндии - дети до 18 лет (1,06 млн.). В 2008 году насчитали прим. 16000 детей на воспитании вне родной семьи, т.е. 1,5% (у нас в том же году - 2,6%). Подавляющее большинство - социальные сироты, в основном отобранные у пьющих родителей (пьянство и алкоголизм в Финляндии - большая беда), по другим оценкам 1/10 детей живут в семьях, где злоупотребляют алкоголем. Следов государственных сиротских учреждений я, действительно, не нашел, но СОС-деревни - это тоже институциональная форма, то, что там внутри квази-семьи, так это заводят сейчас и в наших детдомах. Написано, что есть 5 детских СОС-деревень, 2 заведения для молодежи и 13 СОС-центров социальных - что это такое доискиваться не стал.

    Сос-деревня в Финляндии. Похоже, если сравнить фотографии, на то место, куда я этим летом надеюсь съездить.

    Япония . Здесь тоже у меня языковая проблема. Официальных сайтов на доступном языке нету, а по-английски пишут американские волонтеры и журналисты, которым японская система решения сиротского вопроса представляется дикой, боюсь, как бы их сведения не оказались искажены возмущением. Однако выбора нет.
    В марте 2011 года в Японии было 36450 детей в системе сиротского устройства. А всего детей в 2010 году (правда, они считают детей до 14 лет) 16,9 млн., т.е. сироты составляют 0,2% - в десять раз меньше нашего.
    Но самое интересное про Японию - это как раз то, что возмущает американцев. Только 12% сирот усыновляются или забираются в семьи под опеку, остальные содержатся в сиротских государственных домах. Таких домов много, только в городе Нагоя их 14. И притом этих детей нельзя усыновить, так как их родители не лишены родительских прав. Лишение родительских прав в Японии крайне затруднено, не лишают даже, возмущается американка-волонтерша , если они вообще не навещают своих детей в заведении.
    Причины этого явления обсуждает другой американский автор. Усыновлять не принято, это стыдно, это, если и происходит, то скрывается. Но при этом скрыть трудно из-за существующей в Японии практики «косеки», составления генеалогий, которые публикуются, общедоступны. Отданный в другую семью ребенок - позор для всего рода, тогда как его пребывание в сиротском заведении, но без формального прекращения родительства в родословии не фиксируется.
    Вообще, усыновление было легализовано только в 1988 году (тогда как аборты - в 1940).
    Приводится еще одно объяснение , данное в телевизионном интервью: «Человек, честность которого вызывает уважение, сказал, что после войны много детей осталось без родителей. Тогда было построено много сиротских домов. Это и стало сегодняшней системой для Японии. … “В этой системе занято много людей. К тому же, мы не любим перемен“.
    (В порядке курьёза: в Японии довольно распространено усыновление, но взрослых, из каких-то имущественных соображений).
    Одно из американских сообщений из Японии , правда, более позитивно - о тамошних «домах ребенка», nyuujiin. Всего их 125. И они очень понравились американскому волонтеру: дети окружены заботой, им хорошо. Персонал укомплектован так, что один человек приходится на каждых двоих детей.

    Тут, в случае Японии, поучительно - не в том смысле, что этому надо подражать, а в том, что это вскрывает глубинные закономерности, с которыми приходится считаться - поучительна сила традиции: вот не принято усыновлять детей и всё тут. Кстати,

    В большинстве государств Азии системы соци­альной помощи не развиты и очень слабы.

    В Индии правительство пытается сни­зить уровень рождаемости. Еще в начале 1950-х годов здесь была принята программа планирования семьи. Она проводилась, в частности, под лозунгом «Нас двое – нам двоих», призыва­ющим к стабильному воспроизводству населения. Индийские специалисты утверждают, что во многом положения данной программы выполнены. Уровень рождаемости, составлявший в среднем 6 рожденных детей на одну женщину в 1951 – 1961 гг., снизился до 3,6 детей в 1992 г. Приносят свои плоды и усилия, направленные на повышение уровня здравоохранения и меди­цинского обслуживания населения. Тем не менее, демографиче­скую ситуацию в

    Индии нельзя назвать стабильной. Несмотря на проведенные реформы, многие индийские семьи испыты­вают материальные затруднения. Попытки властей усилить социальную помощь семьям зачастую не приносят ожидаемого эффекта. Этому препятствует недостаточно высокий уровень экономического развития страны.

    Совершенно иное положение в области социальной защиты семьи наблюдается в Японии, относящейся к высокоразвитым странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Экономика страны достигла небывалых ранее высот развития. Япония выступает в качестве основного конкурента наиболее высокоразвитых стран Западной Европы и США. Весомые отчисления в фонд социальной помощи позволяют решать многие проблемы япон­цев, в том числе и проблемы семьи.

    До второй мировой войны в стране преобладали большие семьи, состоявшие из нескольких поколений родственников. Но в послевоенный период резко возросла численность нуклеарных семей. Одновременно значительно снизилось количество детей в семьях: в 1930 г. на одну японскую женщину приходи­лось в среднем 4,7 детей, а в 1992 г. лишь 1,5. Причины дан­ного явления кроются в разрушении традиционного уклада семейных отношений, в восприятии японками западного образа независимой женщины, в том числе независимой и от семьи. Снижение темпов рождаемости создает серьезную угрозу для Японии: уже сейчас в стране ощущается нехватка рабочих рук. Поэтому правительство многое делает для того, чтобы стиму­лировать рождаемость.

    В Японии действует система отпусков, предоставляемых матерям для ухода за ребенком. Женщины имеют право вос­пользоваться дородовым (6 недель) и послеродовым (8 недель) отпуском, который оплачивается в размере 60 % заработка либо предпринимателем, либо за счет средств медицинского страхо­вания. Чтобы активизировать деятельность предпринимателей в этом направлении, государство доплачивает им за каждый предоставленный отпуск.

    Любой из родителей в Японии может воспользоваться пра­вом на отпуск по уходу за ребенком, возраст которого не пре­вышает одного года.


    Кроме того, японское законодательство ограничивает рабочее время женщин, чтобы дать им возмож­ность побыть дома. Так, женщинам запрещено работать с 10 ч. вечера до 5 ч. утра, за исключением женщин, имеющих такие профессии, как врач, адвокат, редактор и телефонный оператор. Против подобных ограничений выступает часть японок, считающих, что они нарушают их права.

    В целях стимулирования рождаемости и защиты детства в Японии предусмотрена такая форма помощи семье, как дет­ские пособия. При рождении ребенка родители получают еди­новременное пособие, составляющее 50 % среднемесячной зара­ботной платы. Гарантированный минимум в этом случае опре­деляется в 240 тыс. иен, или в 2,5 тыс. долларов. Кроме того, японская система социальной защиты семьи предусматривает ежемесячные выплаты детских пособий. На каждого ребенка до получения им диплома о среднем образовании ежемесячно выделяется 2 тыс. иен (около 20 долларов). Средства для этого поступают из фонда страхования.

    Правом на получение пособия пользуются не только работающие матери, но и неработающие супруги японцев – чле­нов различных фирм, предприятий, организаций. Этим объясняется то, что в Японии большое количество женщин-домохозяек (46 %). Укрепляет институт семьи и такой вид страхования, как пенсия по потере кормильца, выплачиваемая жене и детям.

    Большую роль в сфере помощи нуждающимся семьям играют в Японии производственные корпорации. Например, концерн «Хитачи» обеспечивает своих сотрудников жильем: холостым предоставляется общежитие, а семьям служащих жилье сда­ется внаем, причем до 40 % семей доступна подобная услуга. В «Хитачи» функционирует фонд взаимопомощи, в качестве одной из задач которого выступает поддержка семей работни­ков концерна. Например, фонд выделяет средства для органи­зации свадеб, для помощи семьям в случае рождения ребенка, при поступлении ребенка в начальную

    школу и т.п. Руководство «Хитачи» считает долгом лично контролировать процесс оказания необходимой помощи своим рабочим.

    В то же время в Японии считается, что фирма – это боль­шая семья, интересы которой важнее, чем интересы родственников служащего. Поэтому здесь типичной является ситуация, когда муж, полностью занятый работой, оказывает недостаточное внимание жене и детям. В процессе семейной жизни супруги зачастую контактируют так мало, что к моменту выхода на пенсию у них практически не остается общих интересов. Этим объясняется большое количество разво­дов супругов, достигших преклонного возраста. Поэтому в Японии еще необходимо совершенствовать такую форму помощи семье, как обеспечение приемлемого внутрисемейного психо­логического климата, улаживание споров и разногласий между супругами. Уровень развития подобного вида помощи еще невысок.

    Воспитание детей в Японии в корне отличается от методик, используемых в нашей стране. У японцев никогда не услышишь фраз, привычных для российских игровых площадок: «ты нехорошая девочка», «сейчас тебя отшлепаю» и подобных. В ситуациях, когда японский мальчик или девочка будут драться с мамой, изображать каракули на стенах общественных мест, заслуженного наказания не будет.

    Воспитание детей в Японии кардинально отличается от славянского подхода

    Особенности воспитания младшего поколения в Японии

    Японское общество живет, основываясь на многолетних традициях, которые прививаются с рождения. В современном социуме просматривается влияние западной культуры, но оно не затрагивает глубинных структур общества и выражается лишь в стремлении к модным европейским и американским тенденциям. Воспитание малышей проходит «по старинке», то есть так, как было заложено много лет назад.

    Разделение по гендерному признаку – характерная черта японской методики воспитания. Подход к девочкам и мальчикам разный, а в полных семьях редко ограничиваются одним ребенком (обычно два и более). Понятия «брат» и «сестра» в японской семье заменяют на «старший (младший) брат», «старшая (младшая) сестра». Таким образом с детства закладывается уважение к вышестоящей по возрасту и семейному статусу персоне.

    Мальчикам запрещен доступ на кухню, участие в хозяйственных делах. Сын – надежная опора семьи, мужчина, способный ее прокормить и защитить, преодолеть возможные трудности. В школьные годы нагрузка у мальчиков выше. После уроков они остаются на дополнительные занятия в клубах (наподобие российских кружков). Девочки ходят с подругами в развлекательные парки, болтают о своем, девичьем.



    К мальчикам у японцев высокие требования – ребенок должен много учиться, посещать кружки и дополнительные занятия

    Ступени японского воспитания

    Методы воспитания в стране восходящего солнца едины для всех районов – от мегаполисов до скромных провинций (см. также: ). Однако в государствах с иным менталитетом и традициями они нуждаются в корректировке с учетом привычных устоев. Воспитание по-японски включает такие этапы:

    • возраст 0-5 лет, дитя считают «императором»;
    • возраст 6-15 лет, ребенка называют «рабом»;
    • возраст 16 и старше, когда ребенок становится «равным».

    Нежный возраст ребенка-«императора»: дозволено практически все

    До 5 лет японский малыш не знает никаких запретов. Родители могут только предостерегать его фразами: «здесь грязно», «этот предмет опасен» и другими. Мир для ребенка практически не имеет границ (в разумных пределах), однако когда он обжегся или упал, всю вину за случившееся мама берет на себя. Большую часть времени он проводит с ней, пока не наступает время поступать в сад или школу.

    В Японии не положено, чтобы подруги и дети помогали матери семейства по хозяйству, мыли посуду, убирали. Она должна успевать все сама, содержать в порядке дом.

    Роль отца в «императорском» возрасте не так велика. Он появляется на выходных, посещая с чадом парки аттракционов или развлекательные комплексы. На младшее поколение не принято повышать голос, читать нравоучения, «учить» уму-разуму, наказывать телесно.



    На отцов маленьких детей в основном возлагаются вопросы досуга

    Принцип “не ругать до 5 лет” иногда работает против мам и бабушек, которые воспитывают маленьких диктаторов, обращающихся с родителями, как с прислугой. Когда малыш делает что-то очень плохое, его не отругают, не поставят в угол. Единственная реакция взрослых – слова о том, что это «нехорошо», «действительно опасно» и так далее. Усмирить пыл малыша позволяет «угроза отчуждения», которая оказывает эффективное действие на детей.

    «Угроза отчуждения» по японским традициям

    Традиционно японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Так сложилось годами, ведь сообща легче выживать в не всегда простых условиях. Одиночество тяжело переносится как взрослыми, так и детьми. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение от семьи, клана, противопоставление действий ребенка принципам, принятым в коллективе.

    Общественного порицания в стране нет. Ребенок волен вести себя на людях как угодно, за что не получит выговор от посторонних. Однако маленького хулигана успокоить довольно легко. Для этого маме стоит лишь сказать ему: «Будешь продолжать в том же духе, над тобой все будут смеяться». Этого достаточно, чтобы малыш задумался о своем поведении и повел себя, как принято.



    Несмотря на мнимую вседозволенность, родитель является авторитетом для ребенка и всегда может повлиять на малыша

    Почему ребенка 6-15 лет называют в Японии «рабом»?

    С 6 лет в жизни японской детворы все кардинально меняется. Ребята идут в школу и на первое место выходит дисциплина, жестко регламентируется внешний вид и поведение. Начальная и средняя школа в Японии бесплатны, учебный год стартует в апреле. Существует строгое деление на младшую, среднюю и старшую школу. Последнюю оканчивают те, кто планирует поступать в ВУЗ, обучение здесь ведется за деньги.

    Ежегодно учащиеся одной параллели распределяются по классам случайным образом. Получается, что ученик попадает в новый коллектив, где половина сверстников не знакомы или плохо знакомы. Подобная перетасовка развивает чувство коллективизма, согласно которому ученик должен находить общий язык со всеми ровесниками.

    Школа в Японии – место, где соблюдается дисциплина, царит сдержанная атмосфера. Дети ходят в форме, регламентируемой учебным заведением (зимний и летний варианты шьют на заказ). По окончании уроков уборка школьной территории и школы ложится на плечи учеников, поскольку уборщиков здесь нет. Принцип, регламентируемый начальной и средней школой – социальное равенство. «Будь как все!» – этому учит система японских школьников.



    После 6 лет на первое место у ребенка выходит школа – к ней относятся очень серьезно

    «Равный» – долгожданный этап взросления

    К ребенку, перешагнувшему подростковый рубеж, начинают относиться, как к взрослому. С 15 лет юноши и девушки четко осознают ответственность перед семьей и государством за свои поступки, строго соблюдают правила, установленные в обществе. На публике и в общественных местах они следуют положенным традициям, однако в свободное время ведут себя, как хочется. Они носят любимую одежду (нередко, в европейском стиле) или противопоставляют себя западному обществу, закаляют тело и дух, подобно самураям.

    Роль матери

    Главная задача японской женщины – хранить очаг и быть хорошей матерью, причем материнство всегда ставится на первое место. Эта особенность заметна по тому, что во время приветствия японки говорят друг другу: «Здравствуйте мама Акио (или другое имя), как Ваши дела?». Японские дети ласково называют мать «амаэ», выражая глубокую зависимость от самого важного человека.

    Развитие детей в японских семьях практически полностью возложено на мам. Отец принимает лишь частичное участие, особенно в «императорском» возрасте ребенка. Мамы же справляются со своей ролью, опираясь на столетние традиции. Плачущие дети здесь исключительная редкость, ведь «амаэ» старается сделать все, чтобы у малыша невозникло причин для недовольства.



    Японские мамы очень заботливы и уделяют детям много времени

    В первый год мама носит кроху за спиной или у груди, для чего существуют специальные куртки с отделением для младенцев. Принято, чтобы младшие дети спали ночью в одной кровати с ней. Считается, что власть матери над детьми приводит к отчуждению, ее запрещено демонстрировать. Воля и желания ребенка выше всего. Если мама недовольна выбором или поступкам ребенка, она не говорит об этом прямо, но дает понять косвенно.

    Маленькие японцы настолько боготворят мать, что в случае ее недовольства каким-то проступком чувствуют раскаяние и вину. Во время конфликта мать не отталкивает малыша, остается с ним рядом. Покровительство («амаэру») помогает наладить эмоциональный контакт. Однажды провинившись и увидев материнскую реакцию, малыш вряд ли захочет повторять свой проступок вновь.

    Методики раннего развития

    Страна восходящего солнца не осталась в стороне от популяризованных методик раннего детского развития. Толчком к этому явилась книга «После трех уже поздно», написанная основателем транснациональной корпорации Sony, педагогом Масару Ибуки. Главная мысль автора заключена в том, что основы личности закладываются до 3-х летнего возраста, когда сильна детская обучаемость, отзывчивость и восприимчивость. Методика воспитания Ибуки ставит такие цели:

    • предоставить малышу до 3 лет условия, в которых он сможет «раскрыться»;
    • стимулировать интерес ребенка к познанию нового;
    • заложить основы характера;
    • раскрыть творческий потенциал.


    Японская методика раннего развития предлагает активно обучать ребенка различным умениям до наступления 3 лет

    Детские сады в Японии

    Японцам не обязательно водить детей в садик, однако часть современных мам стремится совмещать семью и работу, поэтому не видит иного выхода для своих чад. Существуют бесплатные и платные дошкольные учреждения. В государственный сад (режим работы с 8 до 18) попасть непросто. Существуют очереди, и родители должны привести веские основания, чтобы ребенок мог их посещать. Частные сады работают с 9 до 14 (15) часов. Дети там обедают, но не спят.

    Обстановка в садах скромная. Для каждой группы из 6-8 человек предоставлена отдельная комната. Она является игровой зоной и спальней: в нужное время дети достают матрасики и укладываются на полу. Здесь же малыши кушают. В меню присутствует рис, белковые и молочные продукты, тщательно рассчитывается калорийность.

    Образованию в садах не уделяется достаточно времени. Детей учат более важным в жизни японца вещам: манерам, умению выражать почтение, правилам вежливости, национальным ритуалам. Многие вещи, которые требуются в муниципальных садах, родители дают детям с собой, подписывая маркером. Среди них:

    • упакованная коробочка для бэнто с рисом (есть сады, где питание полностью на плечах родителей, есть смешанное питание – часть готовят родители, часть предлагает сад);
    • полотенце для рук;
    • матрасик футон и постельное белье (забирают на выходные для стирки);
    • пижаму;
    • купальные принадлежности (летом, если планируются морские процедуры);
    • дневник посещения и записная книжка для связи с родителями.

    Различия в схеме работы детских садов в Японии зависят от плотности населения, местности и иных факторов. Группы делятся по возрасту, но гуляют малыши вместе, не обижая друг друга. Выбирая дошкольное учреждение для ребенка, мамы смотрят не только на режим работы, но и на расположение, требования и педагогический коллектив. При сравнении японских и российских садов получается, что в первых больше обучения, а во вторых – свободы.

    Как относятся в Японии к здоровью детей?

    Отношение страны долгожителей к детскому здоровью кажется неприемлемым человеку, воспитанному в традициях западной культуры. Носки здесь одевают в крайнем случае. Принято бегать и ходить босиком по полу в школе, дома, детском саду даже в зимнее время. По улицам часто дети ходят в обуви на босу ногу, несмотря на то что столбик термометра не поднимается выше 5 градусов тепла.

    Грудничков мамы не кутают. Для выхода на улицу на них надевают однослойную одежду, а кашель и чихание часто игнорируются родителями. В Японии считается, что ребенок переохладился или простудился только тогда, когда у него холодный живот. Его берегут, утепляют под поясом и одеялом (в ночное время).



    В Японии деток почти не кутают – здесь практикуется расслабленное отношение к одежде

    Температура (даже жар) не считается признаком болезни. Доктора обычно ставят диагноз «простуда», даже не утруждая направить на анализы. Лечат преимущественно антибиотиками, что приводит во взрослом возрасте к аллергиям, атопическому дерматиту. Прививки родители делают без разговоров, даже такие, которые сомнительны для здоровья.

    Кариес зубов – проблема современных японских малышей. Дело заключается в недостаточной гигиене ротовой полости и низком содержанием фтора в воде. Перекусы, во время которых детям предлагают сладости, здесь норма. Почистить зубы возможно не всегда, отсюда ранний кариес и сопутствующие заболевания ротовой полости.

    Негативная сторона воспитания

    Главная задача педагогики страны восходящего солнца – воспитание человека, который умеет плодотворно трудиться в коллективе. Выжить в одиночку невозможно, поэтому чувство коллективизма обоснованно. В современном обществе все больше ценится индивидуальность, но если кто-то из детей высказывает противоречивую общему мнению точку зрения, он становится объектом насмешек, порицания, физического воздействия.

    Подобное явление («идзимэ») – не редкость для японских школ. Нестандартного ученика сверстники не оставляют в покое, избивают, травят. Видя обратную сторону признанной методики воспитания, японцы все чаще говорят о необходимости выделять одаренных детей, не равнять всех под один стандарт. Однако в настоящий момент проблему никто не решает.



    Одаренный ученик-одиночка может стать объектом травли даже в японской школе

    Времена меняются, но традиции остаются прежними

    Под влиянием западных тенденций женщины в Японии все чаще стремятся совмещать работу и семью. Выйти на работу через год после родов считается нормой, даже если мужчина полностью обеспечивает семью. Контроль за детьми снижается, но ориентир на коллектив в воспитании и образовании по-прежнему на первом месте. Так же, как и чуткое отношение к проблемам детей, ответственность за младшее поколение.

    Секреты успешного развития японских малышей – сотрудничество, а не индивидуализм, полное погружение мамы в процесс, принятие чада таким, какой он есть (все малыши желанны), умение ребят учитывать свои ошибки. Как бы мир ни относится к гендерному разделению, «угрозе отчуждения», модель воспитания страны восходящего солнца дает хороший результат. Здесь умеют найти время на работу, обучение и отдых, гармонично развивают молодое поколение.

    Фильм-аниме «Мой сосед Тоторо» (1988 год) от известного мультипликатора Хаяо Миядзаки позволит получить представление об укладе жизни в японской семье, родительской мудрости и любви. Впервые его продемонстрировали российской публике в 1993 году.

    Воспитание личности в Японии очень отличается от традиционного воспитания в России. Те грубые фразы, которые легко услышать на наших детских площадках: «ты плохо себя ведешь», «сейчас я тебя накажу» невозможно представить там. Даже если маленький японский мальчик будет драться с мамой или рисовать фломастером на белой двери магазина никаких строгих наказаний и выговоров не последует. До 5-6 лет ребенку здесь разрешено все. Такие либеральные традиции воспитания совершенно не укладываются в наши представления о том, как надо воспитывать детей.

    Воспитание личности.

    Основы воспитания в японском обществе терпимое и доброжелательное отношение к маленькому ребенку. При этом при такой вседозволенности в детстве взрослые японские граждане отличаются умением жить интересами коллектива или фирмы и законопослушностью.

    То, что россияне считают мелкими правонарушениями: пиво за рулем, конфликт с дракой на празднике, проезд на запрещающий знак или сигнал светофора для японца нарушение правил, совершение которого невозможно. Жить необходимо по правилам. Нарушить правила («потерять лицо») нельзя. Этому в Японии учат детей с раннего детства, это основы воспитания.

    До пяти лет «маленький япончик» - это бог. До 5 лет для ребенка не существует никаких запретов, и его не ругают, не наказывают. Ребенок может позновать мир и ему не скажут: «нельзя», «опасно», «плохо». С нашей точки зрения это баловство, нельзя потакать капризам. Воспитание детей строится на личном примере и обращении к чувствам. Следующие 10 лет (с 5 до 15 лет) ребенок учится быть частью общества, соблюдать общественные интересы, найти свое место среди людей. Групповое сознание формируется вместе с социальной ответственностью.

    Удивительный результат? На самом деле воспитание личности в японском обществе построено так, что такой результат – естественное следствие всех этапов воспитания, которые проходит ребенок от рождения до 15 лет. В 15 лет, по-мнению японцев, человек становится способным сам отвечать за свои действия и уже может жить самостоятельной жизнью. Как у них это получается?

    Система воспитания в Японии.

    Воспитание личности в раннем детстве чрезвычайно мягкое, детям обычно ничего не запрещают и самое строгое наказание – это услышанное неодобрение или предостережение матери, если то, что он делает опасно или маме больно. Основы воспитания в японском обществе – предельная вежливость к окружающим людям и в общественных местах. И дома, и в саду очень много времени уделяется усвоению манер, ритуалов, вежливых выражений, которыми богата речь японцев. Еще японские родители могут пригрозить ребенку, что поменяются с соседями, у которых замечательные дети. Эти традиции воспитания помогают воспитывать послушание с раннего детства. В Японии принято обращаться по-царски с ребенком до 5-6 лет. Дальнейшее воспитание становится более строгим, к ребенку предъявляются высокие требования на занятиях и в детском саду и в школе. А общение с ребенком, достигшим 15 лет будет уже как с равным.

    Все начинается с семьи.

    Основы воспитания закладываются в семье. Традиции воспитания в Японии таковы, что отдавать детей в детский сад в раннем возрасте не принято. Конечно, есть ясли, которые принимают детей с года, но родители должны обосновать невозможность воспитывать ребенка до 3 лет дома. Обычно японские матери работают несколько часов в день, а отец полностью поглощен жизнью своей фирмы и уделяет ребенку внимание только на выходных.

    Среди детских садов Японии выделяются элитные сады при престижных университетах, и попасть туда считается величайшим счастьем. Родители готовы платить огромные деньги за поступление, а дети проходят сложнейшее тестирование. Дальнейший путь таких детей уже предопределен, поступление в университет гарантировано. Но таких садов немного. Обычные детские сады также предлагают занятия, но основная их задача – научить ребенка быть частью коллектива.

    В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей - обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей ребенка могут взять в садик с трех лет. Есть в Японии и ясли для малышей, которым еще только годик. Но отдавать детей из семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша дома до трех лет очень вескими причинами.

    Практически все детские сады в Японии частные. Среди них особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы - в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в садик при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование. Воспитание личности в Японии – это в первую очередь воспитание коллективистов. Здесь много времени уделяется хоровому пению, прикладному творчеству, спортивным играм и играм в группах. Интересные традиции воспитания, непривычные нам – полное отсутствие сравнений и соревнований между детьми. Здесь не выделяют наиболее способных детей и не поощряют лидеров. Основные задачи, которые решает воспитание личности – научиться работать в группе, жить интересами коллектива.

    В большинстве же детских садов главная задача воспитателей - научить детей быть послушными. Домашнее воспитание у японцев чрезвычайно мягкое, детям редко что-то запрещают. Но по отношению к чужим людям - на улице, в присутственных местах - японская традиция строжайше требует выражения предельного почтения, в том числе и со стороны маленьких детей. Поэтому много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством вежливых словесных формул (ими японский язык насыщен, как влажная губка) и знать, где и когда их нужно применять.

    Питанию детей уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто - коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 (!) вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.

    Основы воспитания выносливости – ежемесячные походы всем детским садом в интересные места на целый день. Еще интересная особенность японских детских садов и школ – это ежегодная смена воспитателя и учителя и изменение состава классов и групп. Зачем? Считается, что это позволяет детям лучше научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми. А также помогает детям, у которых не сложились отношения с воспитателями, не чувствовать себя непринятыми.

    Самым страшным наказанием для маленького японца является противопоставление его группе. «Если ты будешь делать так, с тобой не будут дружить» – это самое страшное, для ребенка, которого всю жизнь учили подчиняться коллективу. Так воспитываются дети, которые, став взрослыми, будут готовы самоотверженно работать на благо корпораций.

    Необходимый элемент японского этикета - поклон. Японцы сопровождают поклоном каждое «спасибо», кланяются при встрече, кланяются перед едой - благодарят высшие силы и хозяев за предстоящую трапезу, кланяются после еды, даже в парламенте - и то кланяются. Раз в неделю директор каждой японской школы произносит речь перед учениками, выстроившимися в колонны на школьном дворе. С окончанием речи школьники должны поклониться. А потом поклониться еще раз - при выносе государственного флага. Требование кланяться в ответ на слова директора не записано ни в каком законе. Этого требует традиция: младшие обязаны слушаться старших и выражать им почтение. Начинают этому учить уже в детском саду.

    Мальчики и девочки.

    Традиции воспитания мальчиков и девочек в японском обществе отличаются. Сын – опора семьи. Воспитание личности будущего мужчины связано с традициями самураев, воспитанием мужества и умения переносить невзгоды. В Японии считается, что мужчине нечего делать на кухне, это дело женщин. Зато мальчикам полагается посещать после школы различные кружки и занятия, что не является нужным для девочек.

    Основы воспитания японских детей – многочисленные традиционные праздники. Среди них и такие, которые можно позаимствовать любой стране: День физкультуры и День благодарности труду, день мам (аналог 8 марта) и день пап. А еще есть праздник мальчиков и отдельный День девочек.

    В день мальчиков изображения разноцветных карпов поднимаются в воздух. Почему именно эта рыба ассоциируется с мальчиками в Японии? Карп способен долго плыть против течения и это символ готовности будущего мужчины к преодолению трудностей жизни. Раньше этот день был днем посвящения в самураи. А день девочек несет иную смысловую нагрузку: в этот день принято делать разноцветные красивые рисовые лепешки, похожие на тортики, украшенные фигурками императорской четы.

    Японцы верят, что небесный свод обтекает Великая Река. (Мы называем ее Млечным путем.) На разных берегах этой реки стоят любящие мужчина и женщина. Они стремятся друг к другу всей душой. Но только раз в году - 7 июля, когда Великая Река мелеет, они могут перейти ее вброд и встретиться. Этот день японцы почитают как большой праздник - праздник Звезды. Точнее, Звезды Ткачихи. Женщину называют Ткачихой (ткачество в Японии - традиционно женское ремесло). В этот день дети записывают на маленьких бумажках свои заветные желания и привязывают к веткам какого-нибудь дерева. А воспитатель в детском саду рассказывает им легенды о звездах и предания о древних традициях Японии.

    «Традиция» - ключевое слово для понимания культуры этой страны, которую сами японцы называют Страной восходящего солнца. Традициями пронизана вся японская жизнь, включая систему образования, в том числе и дошкольного.

    По традиции японское образование является мужской вотчиной. Среди преподавателей университетов женщины - редкость. И в школе их немного. Среди заведующих дошкольными учреждениями женщины тоже практически не встречаются. А в последнее время мужчины стали теснить женщин и в профессии воспитателей.

    Система воспитания "Икудзи".

    Подход жителей Японии к воспитанию детей достаточно интересен, так как это не просто падагогика, это целая философия, направленная на заимствование, упорство и уважение личного пространства. Многие уверенны, что именно благодаря особенностям воспитания японских детей эта страна смогла добиться значительных успехов за короткое время и занять место среди ведущих стран.

    Некоторые секреты японской системы образования «икудзи».

    Секрет №1: «Не индивидуализм, а сотрудничество». В японском «икудзи» означает метод воспитания детей, который применяется для того, чтобы направить «дитя Солнца» по правильному пути. Такое воспитание в полной мере отражает своеобразие культуры, в которой оно сложилось.

    Современная культура Японии своими корнями уходит в сельскую общину. В такой общине люди должны оказывать друг другу помощь для того, чтобы сводить концы с концами. В традиционной сельской общине Японии на первом месте стояло именно сотрудничество.

    Подобное воспитание противоположно западному, а в особенности американскому, где больше внимания уделяют креативности, индивидуальности и уверенности в своих силах.

    Секрет №2: «Все дети - желанные». Практически все дети желанные. Так происходит, потому что женщина может рассчитывать на положение в обществе только будучи матерью, а для мужчины большое несчастье не обзавестись наследником. Именно поэтому в японской семье ребенок не просто запланированное событие, но и долгожданное чудо.

    Секрет №3: «Единство матери и дитя». Мать в Японии называют «анаэ». Перевести глагол производный от него можно как «баловать», «покровительствовать». Воспитанием занимается именно мама, так повелось в Японии из покон веков. Пока ребенку не исполнится 3 лет, женщина не выходит на работу. На попечения бабушек и дедушек детей почти не принято в Японии.

    Секрет №4: «Всегда рядом». Ребенок с мамой всегда вместе. Чем бы мать не занималась, малютку всегда у груди или за спиной. Беби-слинги появились здесь раньше чем на Западе. Когда ребенок начинает ходить, он также все время под присмотром. Мамы следуют за ребенком повсюду. Нередко они становятся организаторами детских игр, в которых и сами принимают участие. Мать ничего не запрещает ребенку, он слышит только предостережения: грязно, опасно, плохо. Но в том случае, если ребенок ушибся или обжегся, мать считает, что виновата она.

    Секрет №5: «Отец тоже принимает участие в воспитании». В долгожданные выходные отец тоже занимается воспитанием ребенка, в Японии принято, что досуг следует проводить в семейном кругу. Папы участвуют в прогулке, когда все семья выезжает на природу или в парк. В парках аттракционов можно встретить много семейных пар, в которых дети сидят на руках у отца.

    Секрет №6: «Ребенок учиться делать как родители и даже лучше их». Японские родители относятся к типу, который старается приучать ребенка имитировать их поведение. Кром того, родители постоянно поддерживают ребенка в его начинаниях и успехах. Японки могут изменять свое отношение к детям для того, чтобы избежать душевного отчуждения.

    Секрет №7: «Воспитание направлено на развитие самообладания». В детских садах и дома используются методы, которые направлены на то, чтобы развивать у детей самообладание. Для этого используются специальные приемы, такие, как «ослабление контроля воспитателя» и « делегирование полномочий надзора за поведением». В Европе и Америке к таким ситуациям относятся как к подрыву власти родителей.

    Секрет №8 «Основная задача не дать образование, а воспитать». Основная задача японского детского сада - это не образование ребенка, а именно его воспитание. Дело в том, что ребенку в дальнейшей жизни постоянно придется находиться в какой-то группе и ему потребуется это умение. Дети учатся анализировать конфликты, возникшие в играх.

    Еще один важный этап обучения - это обучение избегать соперничества, поскольку в таких ситуациях победа одного заставляет потерять лицо другого. По мнению японцев, самое продуктивное решение конфликтов - это компромисс. Еще древняя конституция Японии гласила, что самое главное достоинство гражданина - умение избежать противоречий.

    Икудзи - странная и парадоксальная система воспитания детей. Но, всё же, она проверена веками, прекрасно работает, помогает вырастить дисциплинированных законнопослушных граждан своей страны .

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Предположим, в Японии детей воспитывают лучше, чем у нас. Однако даже там не согласятся с утверждением, будто взрослые японцы лучше (или хуже) взрослых русских или украинцев. Нет таких методов воспитания, к которым не прибегали бы хоть в какой-нибудь стране: там детей держат в ежовых рукавицах, здесь распускают; в этой стране особо уважают мальчиков, а, например, на Кубе - все внимание и уважение девочкам; там детей секут, а здесь считается неприличным и пальцем тронуть ребенка; там дети чуть ли не в пять лет в работу впрягаются, а здесь - до двадцати пяти лет учатся...

    Результаты воспитания нельзя не признать одинаковыми, если не впадать в расизм. Нормальный человек не станет утверждать, что один народ лучше другого. Воспитание разное - результаты одинаковые. Как это может быть? Никто не может ответить. А ответ, скорее всего, в том, что и воспитание во всем мире одинаковое. Оно разнится методами, и методы, конечно, накладывают отпечаток на характер - есть ведь и национальный характер у каждого народа, он зависит и от форм воспитания. Но нравственное содержание у всех народов одно. В разных формах живет общее содержание, которое делает людей прежде всего людьми, а потом уж кубинцами или японцами.

    Все семьи разные, все народы разные, все времена разные, все условия воспитания разные, но высшая нравственность одна, но правда одна, но слово "любовь" на всех языках означает одно и то же. Вот и будем учить детей жить нравственно - это возможно и в полчаса, и в десять минут, и во всех условиях.

    Чтобы дети выросли нравственными людьми, надо добиваться от ребенка лишь того, чего мы можем добиться, не посягая на него. Будет нравственность - будет все; не будет нравственности - ничего не будет.

    Обобщенный материал различных изданий.