• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Муса Джалиль родился в 1906 году в деревне Мустафино Оренбургской области в семье Мустафы сына Габдельджамиля.

    Летом 1913 года многодетная семья Мустафы, из-за житейских проблем, продают дом в деревне и переселяется в Оренбург. Здесь они живут в подвале медресе «Хусаиния» рядом с библиотекой «Белек», которую частенько посещает маленький Муса, а позднее он начинает получать образование в медресе «Хусаиния».

    С 1919 года Муса Джалиль делает свои первые опыты в поэзии. Первые его стихи отличаются необычной романтичностью.

    Вскоре у поэта умирает отец, и Джалиль возвращается в родное село Мустафино. Здесь он формирует общество под наименованием «Красный цветок», являющейся предтечей организации революционно настроенной молодежи. В феврале 1922 года в селе Мустафино была сформирована комсомольское общество, которым начинает руководить Муса Джалиль. Как отмечал он сам:

    «… В 1920-21 годах в нашем районе было много кулацких бунтов, выступлений бандитов. Их деревенских комсомольцев против бандитов были сформированы отряды добровольцев-коммунаров. Я, вступив в один из таких отрядов, принимал участие в борьбе с этими бандами» .

    После года инициативной жизни в родном селе Муса переезжает в Казань. В конце 1923 года он поступает на татарский рабфак.

    В 1925 году выходит его первый сборник под названием «Барабыз» (Идем). Книга была посвящена интернациональным событиям.

    В июне 1925 года Джалиль заканчивает рабфак и получает свидетельство об окончании полного курса по филиалу техника. Диплом данного рабфака разрешал писателю поступить почти во все вузы страны, однако Муса решает передохнуть в своей деревне.

    Поистине его тревожит положение семьи. Его родной брат Ибрахим призывается в армию и воюет с басмачами в Средней Азии, в дальнейшем забирает туда и свою семью. Старшая сестра Зайнап уезжает учиться в Казань. В родном селе остаются лишь мать и младшая сестра, они испытывают большую нужду в те трудные годы

    В эти годы Муса превращается в певца родной природы, он приступает работать корреспондентом и делается комсомольским активистом. В 1926 году Муса Джалиль становится одним из комсомольских инструкторов.

    Весной 1927 года его выбирают делегатом Всесоюзного комсомольского совещания. Тогда он окончательно решает поступить в Московский университет и 17 июня подает заявление на литературный факультет. А в дальнейшем Мусу Джалиля призывают для работы в журнале «Кечкенэ иптэшлэр» (Младшие товарищи и он переезжает в Москву.

    После переселения в Москву Муса незамедлительно начинает напряженную работу. Ему приходится вести значительную организаторскую и созидательную работу. Он трудится в редакции журнала «Кечкенэ иптэшлэр», а немного позднее представителем ЦК комсомола в отделе Совнацменьшинств.

    19 июня 1931 года Мусе Джалиль закончивает редакционно-публицистическое отделение по циклу критики факультета литературы и искусства Московского государственного университета.

    В 1932 году журнал «Октябрь балалары», где он работал, закрывается. Под наименованием «Пионер калэме» он переводится в Казань. Муса переходит на работу в редакцию центральной татарской газеты «Коммунист». Он не желает уезжать из Москвы, хотя его настойчиво зовут в Казань.

    В этот период правительство Татарской республики приняло решение об открытии в Казани Татарского театра оперы и балета. Писатели и композиторы предлагают возглавить это дело Мусе и он загорается работой в студии. Он подбирает для студийцев оперные партии, трудится над репертуаром театра.

    В начале 1939 года Муса Джалиль вместе со студией Татарской оперы приезжает в Казань. Днем и ночью идут репетиции, работа кипит, но начинается Великая Отечественной война, которая станет для поэта еще одним и уже последним испытанием.

    Муса Джалиль сразу же попросился на фронт. Но его просили подождать. 13 июля, уже после состоявшейся премьеры оперы «Алтынчэч», Муса получает повестку. Его сначала направляют в основывавшийся в Татарстане артиллерийский полк «конным разведчиком», а просто говоря — ездовым.

    Но вскоре командование узнает, что Джалиль — автор либретто оперы «Алтынчэч», популярный татарский поэт, бывший председатель Союза писателей, и еще депутат горсовета. Его хотят демобилизовать, однако он категорически отказывается.
    В конце февраля 1942 года с самой первой командой офицеров-резервистов он уезжает на Волховский фронт.

    В ночь с 23 на 24 июня 59-я стрелковая бригада получила приказ пробиваться с боями в направлении деревни Тероемец-Курляндский. Ввиду важности задачи, батальон усилили группой политработников и офицеров из штаба армии, среди них был и Джалиль.

    В этом бою он был ранен осколком в левое плечо и отброшен взрывной волной. Когда он приходит в себя, видит что его окружили немцы.

    В сентябре 1942 года Джалиль попадает в лагерь под Двинском. А в начале ноября его переводят в польскую крепость Демблин.

    Здесь пленных держат в тяжелых условиях, загоняют в неотапливаемые крепостные казематы — без нар, без постелей, даже без подстилки из соломы. Многим приходится проводить ночь под открытым небом, под 10-15 градусов мороза. Почти каждое утро похоронная «капут-команда» подбирает от 300 до 500 окоченевших трупов.

    К концу 1942 года в лагере Демблин начинаются перемены в наилучшую сторону: к военнопленным начинают относиться лучше.Однако здесь была своя закономерность: пленных начинают сортировать по национальностям. В Демблине принимаются собирать в основном татар, башкир, чувашей, марийцев, мордвинов, удмуртов. Немцы обещают им создать на оккупированной территории автономного государства «Идель-Урал».

    Муса Джалиль вступает в данный легион «Идель-Урал» и начинает руководить подпольной организацией устраивая побеги военнопленных.

    В феврале он и все его соратники — Алиш, Саттар, Булатов и Шабаев — переходят в открытый лагерь, в Вустрау. Оттуда их переводят в Берлин.

    В конце февраля 1943 года первый батальон Волго-татарского легиона, отправленный на Восточный фронт, под влиянием подпольной организации Джалиля, перебив немецких офицеров переходит к белорусским партизанам.

    В марте 1943 года Муса приезжает в Берлин и принимается к работе в учреждении «Татарское посредничество» и ему приходится ездить по разным лагерям. Он использовал свои поездки для организации подпольных работ против гитлеревцев. Он был в Деблине и много раз в лагере близ Едлино.

    В конце 1943 года он вновь приезжает в Едлино. Привозит новую установку подпольного центра: ибо после бунта в первом батальоне немцы больше не разрешали отправлять на фронт части Татарского легиона. Тогда Джалиль решает поднять восстание в самом легионе и соединиться с Армянским легионом который находится рядом. А затем присоединившись с отрядами польских партизан боями пробиваться навстречу надвигающимся частям Красной Армии. Восстание намечается на 14 августа. Однако 11 августа их всех арестовали. В дальнейшем выяснилось кто их «сдал». В первой тетради Джалиля которая вернулась на родину, был список подпольщиков, а снизу шла жирная черта и написано: «Предатель — Ялалутдинов, из Узбекистана».

    После ареста всех подпольщиков бросают в камеру смертников (каменный мешок) в Дрезденской тюрьме.

    25 августа 1944 года все патриоты были обезглавлены на гильотине в тюрьме Плётцензее в Берлине.

    25 апреля 1953 года по праву считается днем второго рождения Мусы Джалиля. В этот день на страницах «Литературной газеты» в первый раз была издана подборка стихотворений Джалиля из Моабитской тетради. Так, о подвиге «татарского Фучика» заговорил весь мир.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    Биография

    Родился в татарской семье. Учился в Оренбургском медресе «Хусаиния», где кроме теологии изучал светские дисциплины, литературу, рисование и пение. В 1919 году вступил в комсомол. Участник Гражданской войны.

    В 1927 году поступил на литературное отделение этнологического факультета МГУ. После его реорганизации окончил в 1931 году литературный факультет МГУ.

    В 1931-1932 годах был редактором татарских детских журналов, издававшихся при ЦК ВЛКСМ. Был завотделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист», выходившей в Москве. В Москве знакомится с советскими поэтами А. Жаровым, А. Безыменским, М. Светловым.

    В 1932 году жил и работал в городе Серов. В 1934 году вышли два его сборника: «Орденоносные миллионы», на комсомольскую тему и «Стихи и поэмы». Работал с молодежью; по его рекомендациям в татарскую литературу пришли А. Алиш, Г. Абсалямов В 1939-1941 годах был ответственным секретарём Союза писателей Татарской АССР, работал заведующим литературной частью Татарского оперного театра.

    В 1941 был призван в Красную Армию. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага».

    В июне 1942 года был тяжело ранен, попал в плен, заключён в тюрьму Шпандау. В концлагере Муса называвший себя Гумеров вступил в подразделение Вермахта - легион «Идель-Урал», который немцы намеревались направить на Восточный фронт. В Едлино (Польша) где готовился легион «Идель-Урал», Муса организовал среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги военнопленных (см.: Ибатуллин Т., Военный плен: причины, последствия. СПб, 1997). Первый батальон Волго-татарского легиона поднял восстание и присоединился к белорусским партизанам в феврале 1943 года. За участие в подпольной организации Муса казнён на гильотине 25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине.

    В 1946 году МГБ СССР завел розыскное дело на Мусу Джалиля. Он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу. В апреле 1947 года имя Мусы Джалиля было включено в список особо опасных преступников. Цикл стихов написанный в неволе, а именно тетрадь, которая сыграла главную роль в «открытии» поэтического подвига Мусы Джалиля и его товарищей, была сохранена участником антифашистского сопротивления бельгийцем Андре Тиммермансом, который сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей-татар скоро казнят, и отдал тетрадь Тиммермансу, попросив передать ее на родину. После окончания войны и выхода из тюрьмы Андре Тиммерманс отнес тетрадь в советское посольство. Позднее тетрадь попала в руки популярному поэту Константину Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял клеветнические наветы с поэта и доказал патриотическую деятельность его подпольной группы. Статья К. Симонова о Мусе Джалиле была напечатана в одной из центральных газет в 1953 году, после чего началось триумфальное «шествие» подвига поэта и его товарищей в народное сознание.

    В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».

    Родился Мусе Джалиль в 1906 году в татарской семье. В медресе "Хусаиния" (г.Оренбург) кроме теологии обучался светским дисциплинам. С 1919 года в комсомоле. Был участником Гражданской войны. В 1927 году поступил на учебу в МГУ и через 4 года закончил его литературный факультет.

    В начале 1930х годов редактировал детские журналы на татарском языке, работал в столичной газете "Коммунист". В 1932 был направлен на Урал, в г. Серов. В 1934г в печать выходит сборник на комсомольскую тему "Орденоносные миллионы", а также "Стихи и поэмы". Активно работал с национальной татарской молодежью. Вначале 1940-х был завлитом национального оперного театра и работал в секретариате Союзе писателей Татарской АССР.

    В Красной армии с самого начала войны. Был военкором газеты "Отвага", участвовал в боях под Ленинградом и на Волховском фронте. В июле 1942 получил тяжелое ранение и был пленен. В концлагере назвался Гумеровым и вступил в легион "Идель-Урал", который фашисты предполагали использовать на восточном фронте. В польском Едлино Муса участвовал в работе подпольной группы, которая дезорганизовывала создание национального легиона и помогал бежать военнопленным. В результате действий подпольщиков один татарский батальон полностью перешел к белорусским партизанам зимой 1943. За эту деятельность Джалиля заключили в берлинскую тюрьму Моабит, а в августе 1944 его казнили на гильотине в застенках Плетцензее.

    За участие в создании легиона "Идель-Урал" МГБ СССР завело уголовное дело на татарского поэта и реабилитировали только в 1953 году. В руки Константину Симонову попала "Моабитская тетрадь", которую передал через посольство бельгийский антифашист Андре Тиммерманс, томившийся в одной камере с Джалилем. Симонов организовал перевод сборника на русский язык и написал об ее авторе статью, в которой полностью снимались тяжелые подозрения в антисоветской деятельности. В 1956 году, посмертно, Мусе Джалилю присвоили звания Героя Советского Союза.

    Муса Джалиль - татарский советский поэт, Герой Советского Союза (1956), Лауреат Ленинской премии (посмертно, 1957).

    Муса Джалиль (Муса Мустафович Залилов)
    (1906-1944)

    Цель жизни в том и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать.

    Джалиль (Джалилов) Муса Мустафович (настоящее имя Муса Мустафович Залилов) родился 15 февраля 1906, деревня Мустафино, ныне Оренбургской области шестым ребёнком в семье. Отец - Мустафа Залилов, мать - Рахима Залилова (урождённая Сайфуллина). Биография Джалиля Мусы в раннем детстве была тесно связана с родной деревней и очень похожа на жизнь многих его приятелей - обычных деревенских мальчишек: он купался в речке Неть, пас гусей, любил слушать татарские песни, которые пела ему мать, и сказочные истории, которые сочиняла для любимого внука бабушка Гильми.

    Когда семья переехала в город, Муса начал ходить в Оренбургскую мусульманскую духовную школу-медресе "Хусаиния", которая после Октябрьской революции была преобразована в Татарский институт народного образования - ТИНО.

    Первые стихи были напечатаны в газете "Кызыл Йолдыз" ("Красная Звезда"), когда ему было 13 лет. Постепенно дебютные и во многом наивные произведения юного автора становятся всё более зрелыми, приобретают глубину, обретают форму, и в 1925 г. выходит из печати его первый сборник стихов «Мы идём». Этот период в ранней поэзии автора многие называют «красным», постоянное кипучее и деятельное участие в общественной жизни приходит в его поэзию образами багряного знамени и алой зари свободы («Красное войско», «Красная сила», «Красный праздник»).
    В 1927 году Муса Джалиль переезжает в Москву, где он работает редактором детских журналов и поступает на литературный факультет Московского государственного университета.

    После окончания МГУ Джалиль был назначен заведующим отделом литературы и искусства татарской газеты "Коммунист" в Москве.

    Сборники стихов периода 1929-1935 годов - "Товарищу", "Орденоносные миллионы", "Стихи и поэмы".
    В 1935 году Мусу Джалиль назначили заведующим литературной частью татарской студии при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Студия должна была готовить национальные кадры для создания в Казани первого оперного театра. Джалиль написал либретто к операм "Алтынчэч" ("Златоволосая"), "Девушка-рыбачка". В декабре 1938 года оперный театр был открыт. Муса стал первым руководителем литературного отдела Татарского оперного театра. Ныне Татарский государственный театр оперы и балета носит имя Мусы Джалиля. В театре Джалиль работал вплоть до июля 1941 года, т.е. до того, как был призван в Красную Армию. В 1939 году Джалиль был избран председателем Правления Союза писателей Татарии.

    В 1941 был призван в Красную Армию. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага».

    В июне 1942 года во время Любанской операции советских войск был тяжело ранен, попал в плен, заключён в тюрьму Шпандау. В концлагере Муса, называвший себя Гумеров, вступил в подразделение Вермахта - легион «Идель-Урал», который немцы намеревались направить на Восточный фронт. В Едлино (Польша) где готовился легион «Идель-Урал», Муса организовал среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги военнопленных. Первый батальон Волго-татарского легиона поднял восстание и присоединился к белорусским партизанам в феврале 1943 года. За участие в подпольной организации Муса казнён на гильотине 25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине.

    В 1946 году МГБ СССР завел розыскное дело на Мусу Джалиля. Он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу. В апреле 1947 года имя Мусы Джалиля было включено в список особо опасных преступников.

    Об ужасах фашистской неволи написано немало. Едва ли не каждый год появляются новые книги, пьесы, фильмы на эту тему... Но никто не расскажет об этом так, как это сделали сами узники концентрационных лагерей и тюрем, свидетели и жертвы кровавой трагедии. В их свидетельствах - нечто большее, чем суровая достоверность факта. В них большая человеческая правда, за которую заплачено ценой собственной жизни.

    Одним из таких неповторимых, обжигающих своей подлинностью документов являются и «Моабитские тетради» Джалиля. В них мало бытовых деталей, почти нет описаний тюремных камер, мытарств и жестоких унижений, которым подвергались узники. В этих стихах иного рода конкретность - эмоциональная, психологическая. Цикл стихов, написанный в неволе, а именно тетрадь, которая сыграла главную роль в «открытии» поэтического подвига Мусы Джалиля и его товарищей, была сохранена участником антифашистского сопротивления, бельгийцем Андре Тиммермансом, который сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей-татар скоро казнят, и отдал тетрадь Тиммермансу, попросив передать ее на родину.

    После окончания войны и выхода из тюрьмы Андре Тиммерманс отнес тетрадь в советское посольство. Позднее тетрадь попала в руки поэту Константину Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял клеветнические наветы с поэта и доказал патриотическую деятельность его подпольной группы. Статья К. Симонова о Мусе Джалиле была напечатана в одной из центральных газет в 1953 году, после чего началось триумфальное «шествие» подвига поэта и его товарищей в народное сознание.

    Не преклоню колен, палач, перед тобою,
    Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
    Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,
    Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

    Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
    Я уничтожить смог подобных палачей.
    За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
    Колена преклонив, у родины моей.

    Знаете ли вы что

    В мае 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось во двор фашистской тюрьмы Моабит. Там уже никого не было - ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг и мусора. Один из бойцов обратил внимание на листок бумаги со знакомыми русскими буквами. Он поднял его, разгладил (это оказалась страничка, вырванная из какой-то немецкой книги) и прочитал следующие строки: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам - писателям в Москве». Дальше шло перечисление фамилий писателей, которым поэт посылал свой последний привет, и адрес семьи.
    Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского поэта-патриота. Вскоре после окончания войны кружным путем, через Францию и Бельгию, вернулись и песни поэта - два маленьких самодельных блокнота, содержащие около ста стихотворений. Эти стихи получили сегодня мировую известность.

    В феврале 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему политруку Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он - первый среди поэтов - удостоен Ленинской премии.
    Им были написаны 4 либретто для опер «Алтын чеч» («Золотоволосая», 1941, музыка композитора Н. Жиганова) и «Ильдар» (1941).

    В концлагере Джалиль продолжал писать стихи, всего им было написано как минимум 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником на Родину.

    Имя Мусы Джалиля носит Татарский государственный театр оперы и балета, литературную студию которого он возглавлял, и одна из центральных улиц города.

    Музей-квартира Мусы Джалиля расположен в квартире поэта, где он жил в 1940-1941 годах. Здесь собрана уникальная экспозиция, которая состоит из личных вещей поэта, фотографий и предметов интерьера.

    Памятник татарскому поэту, Герою Советского Союза, лауреату Ленинской премии Мусе Джалилю в Казани

    Интернет-ресурсы:

    Муса Джалиль. Стихи / М. Джалиль // Стихотворения классических и современных авторов. – Режим доступа: http://stroki.net/content/blogcategory/48/56

    Муса Джалиль. Моабитская тетрадь / М. Джалиль // Молодая гвардия. – Режим доступа: http://web.archive.org/web/20060406214741/http://molodguard.narod.ru/heroes20.htm

    Муса Джалиль. Стихи / М. Джалиль // Национальная библиотека Республики Татарстан. – Режим доступа: http://kitaphane.tatarstan.ru/jal_3.htm

    Муса Джалиль. Избранное / М. Джалиль // Библиотека Максима Мошкова. – Режим доступа: http://lib.ru/POEZIQ/DZHALIL/izbrannoe.txt_with-big-pictures.html

    Афоризмы и цитаты:

    Если жизнь проходит без следа,
    В низости, в неволе, что за честь?
    Лишь в свободе жизни красота!
    Лишь в отважном сердце вечность есть!

    ...Жизнь наша - лишь только искра всей жизни Родины.

    Будь в правом деле дерзким, в слове - скромным.

    Жить бесполезно - лучше уж не жить.

    Жить так, чтоб и после смерти не умирать.

    Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать.

    Не страшно знать, что смерть к тебе идет, Коль умираешь ты за свой народ.

    Свети потомкам нашим, как маяк, Свети, как человек, а не светляк.

    Спрятать старость - возможное ль дело?
    Знаешь, милая, как ни пляши -
    Никакая бы печь не сумела
    Лед расплавить застывшей души.

    Каков – не важно, ты с лица
    Была бы светлой суть.
    Будь человеком до конца.
    С высоким сердцем будь

    Сердце с последним дыханием жизни
    Выполнит твёрдую клятву свою:
    Песни всегда посвящал я отчизне,
    Ныне отчизне я жизнь отдаю.

    Людей-слонов нередко я встречал,
    Дивился их чудовищным телам,
    Но я за человека признавал
    Лишь человека по его делам.

    Признание на государственном уровне настигло Мусу Джалиля уже после смерти. Обвиненному в предательстве поэту воздали по заслугам благодаря неравнодушным поклонникам его лирики. Со временем пришел черед и премиям, и званию Героя Советского Союза. Но настоящим памятником несломленному патриоту, помимо возвращения честного имени, стал неугасаемый интерес к творческому наследию. По прошествии лет сохраняют актуальность слова о Родине, о друзьях, о любви.

    Детство и юность

    Гордость татарского народа Муса Джалиль родился в феврале 1906 года. У Рахимы и Мустафы Залиловых воспитывались 6 детей. Семья жила в оренбургской деревне, в поисках лучшей доли перебралась в губернский центр. Там мать, будучи сама дочерью муллы, отвела Мусу в мусульманскую духовную школу-медресе «Хусаиния». При советской власти из религиозного заведения вырос Татарский институт народного образования.

    Любовь к поэзии, желание красиво излагать мысли передались Джалилю с народными песнями, исполняемыми матерью, и сказками, которые читала на ночь бабушка. В школе, помимо теологических предметов, мальчику удавались светская литература, пение и рисование. Однако религия не заинтересовала парня – Муса позднее получил свидетельство техника на рабфаке при педагогическом институте.

    Подростком Муса пополнил ряды комсомольцев, увлеченно агитировал детей вступать в ряды пионерской организации. Одним из средств убеждения стали первые патриотические стихотворения. В родной деревне Мустафино поэт создал комсомольскую ячейку, члены которой воевали с врагами революции. Активиста Залилова избрали в Бюро Татаро-Башкирской секции ЦК ВЛКСМ делегатом всесоюзного комсомольского съезда.


    В 1927 году Муса поступил в Московский государственный университет, на литературное отделение этнологического факультета (будущий филфак). По воспоминаниям соседа по общежитию Варлама Шаламова, Джалиль в университете получил преференции и любовь окружающих благодаря своей национальности. Мало того, что Муса – героический комсомолец, так он еще и татарин, обучающийся в русском вузе, пишет хорошие стихи, превосходно читает их на родном языке.

    В Москве Джалиль работал в редакциях татарских газет и журналов, а в 1935 году принял приглашение вновь открывшегося Казанского оперного театра возглавить его литературную часть. В Казани поэт с головой окунулся в работу, подбирал актеров, писал статьи, либретто, рецензии. Кроме этого, переводил на татарский произведения русских классиков. Муса становится депутатом городского Совета и председателем Союза писателей Татарии.

    Литература

    Первые стихи юного поэта начали публиковать в местной газете. До начала Великой Отечественной войны вышло 10 сборников. Первый «Мы идем» - в 1925 году в Казани, через 4 года – еще один, «Товарищи». Муса не только вел, как сейчас сказали бы, партийную работу, но и успевал писать пьесы для детей, песни, поэмы, публицистические статьи.


    Поэт Муса Джалиль

    Поначалу в сочинениях агитационная направленность и максимализм переплетались с экспрессивностью и пафосом, метафоричностью и условностями, свойственными восточной литературе. Позднее Джалиль предпочитал реалистичные описания с ноткой фольклора.

    Широкую известность Джалиль получил во время учебы в Москве. Творчество Мусы очень нравилось его однокурсникам, стихотворения читали на студенческих вечерах. Молодое дарование с восторгом приняли в столичную ассоциацию пролетарских писателей. Джалиль познакомился с Александром Жаровым и , застал выступления .


    В 1934 году увидел свет сборник на комсомольскую тематику «Орденоносные миллионы», а вслед за ним – «Стихи и поэмы». Произведения 30-х годов продемонстрировали глубоко мыслящего поэта, не чуждого философии и умеющего пользоваться всей палитрой выразительных средств языка.

    Для оперы «Золотоволосая», повествующей о героизме племени булгар, не покорившемся иноземным захватчикам, поэтом переработаны в либретто героический эпос «Джик Мерген», сказки и предания татарского народа. Премьера состоялась за две недели до начала войны, а в 2011 году Татарский театр оперы и балета, к слову, носящий имя автора, вернул постановку на свою сцену.


    Как позже рассказывал композитор Назиб Жиганов, он попросил Джалиля сократить поэму, как того требовали законы драматургии. Муса категорически отказался, заявив, что не хочет убирать строки, написанные «кровью сердца». Заведующий литературной частью запомнился другу как человек неравнодушный, интересующийся и переживающий за татарскую музыкальную культуру.

    Близкие друзья рассказывали, каким красочным литературным языком поэт описывал всевозможные веселые истории, случившиеся с ним, а потом зачитывал в компании. Джалиль вел записи на татарском языке, но после его смерти тетрадь бесследно исчезла.

    Стихотворение Мусы Джалиля «Варварство»

    В гитлеровских застенках Муса Джалиль написал сотни стихов, до потомков дошли 115 из них. Вершиной поэтического творчества считается цикл «Моабитская тетрадь».

    Это действительно две чудом сохранившиеся тетрадки, переданные советским властям сокамерниками поэта по лагерям «Моабит» и «Плетцензее». По неподтвержденной информации, еще две, неведомым образом попавшие в руки турецкого гражданина, оказались в НКВД и там пропали.


    На передовой и в лагерях Муса писал о войне, о зверствах, свидетелем которых стал, о трагизме положения и железной воле. Такими стали стихотворения «Каска», «Четыре цветка», «Азимут». Красноречиво описывают обуревавшие поэта чувства пронзительные строки «Они с детьми погнали матерей…» из «Варварства».

    Нашлось в душе Джалиля место и лирике, романтизму и юмору, например, «Любовь и насморк» и «Сестричке Иншар», «Весна» и посвященное жене Амине «Прощай, моя умница».

    Личная жизнь

    Муса Джалиль женат был не единожды. Первая жена Рауза подарила поэту сына Альберта. Он стал кадровым офицером, служил в Германии, всю жизнь хранил первую книгу отца с его автографом. Альберт воспитал двух сыновей, но об их судьбе ничего не известно.


    В гражданском браке с Закиёй Садыковой у Мусы родилась Люция. Дочь закончила дирижерское отделение музыкального училища и Московский институт кинематографии, жила и преподавала в Казани.

    Третью жену поэта звали Амина. Хотя в Сети распространена информация, что по документам женщина значилась то ли Анной Петровной, то ли Ниной Константиновной. Дочь Амины и Мусы Чулпан Залилова жила в Москве, работала редактором в литературном издательстве. Её внук Михаил, талантливый скрипач, носит двойную фамилию Митрофанов-Джалиль.

    Смерть

    В биографии Джалиля не было бы фронтовых и лагерных страниц, если бы поэт не отказался от предоставленной ему брони от службы в армии. Муса пришел в военкомат на второй день после начала войны, получил направление политруком, работал военкором. В 1942 году, выходя из окружения с отрядом бойцов, Джалиль получил ранение и попал в плен.


    В концлагере под польским городом Радом Муса вступил в легион «Идель-Урал». Гитлеровцы собирали в отряды высокообразованных представителей неславянских наций с целью вырастить сторонников и распространителей фашистской идеологии.

    Джалиль, пользуясь относительной свободой передвижения, развернул в лагере подрывную деятельность. Подпольщики готовили побег, но в их рядах нашелся предатель. Поэта и наиболее активных соратников казнили на гильотине.


    Участие в подразделении Вермахта дало повод считать Мусу Джалиля предателем советского народа. Только после смерти благодаря усилиям и татарского ученого и общественного деятеля Гази Кашшафа вскрылась правда о трагических и одновременно героических последних годах жизни поэта.

    Библиография

    • 1925 – «Мы идем»
    • 1929 – «Товарищи»
    • 1934 – «Орденоносные миллионы»
    • 1955 – «Героическая песня»
    • 1957 – «Моабитская тетрадь»
    • 1964 – «Муса Джалиль. Избранная лирика»
    • 1979 – «Муса Джалиль. Избранные произведения»
    • 1981 – «Красная ромашка»
    • 1985 – «Соловей и родник»
    • 2014 – «Муса Джалиль. Избранное»

    Цитаты

    Я знаю: с жизнью и мечта уйдет.

    Зато с победою и счастьем

    Она зарей взойдет в моей стране,

    Сдержать зарю никто не властен!

    Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать.

    Нам молодость властно диктует: «Ищите!»

    И носят нас бури страстей.

    Не ноги людей проложили дороги,

    А чувства и страсти людей.

    Что ж тут удивляться, доктор милый?

    Помогает нашему здоровью

    Лучшее лекарство дивной силы,

    То, что называется любовью.