• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Лезгинский вопрос в Азербайджане

    После развала Советского Союза абсолютно все бывшие республики встали на путь построения национальных государств. Там не стали выдумывать наднациональных идеологических концепций а-ля «российская нация», как в современной России, а делали все, чтобы увеличить долю титульных наций. Азербайджан не стал исключением и занялся выдавливание и планомерной ассимиляцией нетюркских народов (в 1989 году азербайджанцев 82%, в 2009-м - 92%).

    О талышах и русских из области Мугань мы уже писали, теперь настала очередь поговорить о положении лезгин - втором по численности народе страны, который, как считают многие их активисты, подвергается дискриминации. Среди них в последнее время все популярнее становятся автономистские, даже радикальные сепаратистские настроения. Между ними и азербайджанцами потихоньку зреет конфликтный потенциал не только в самом Азербайджане, но и в России - в Республике Дагестан, так что эта проблема может непосредственно задеть и РФ. Давайте разбираться.

    Об истории

    Как часто бывает на Кавказе, азербайджанцев раздражает интерпретация истории лезгинского народа, которая не вписывается в их официально признанную национально-идеологическую концепцию. Лезгинская научная и культурная интеллигенция считает лезгин прямыми потомками жителей древнего государства - Кавказской Албании, территория которой включала в себя большую часть современного Азербайджана. Позднее они были вынуждены уйти с равнины в горы под давлением тюркских захватчиков. В свою очередь, азербайджанские историки умудряются найти тюркские корни у древних албан, искренне считая, что они тут испокон веков местное население.

    Написание национальной истории под требования государственной пропаганды - дело на Кавказе привычное. В трудах историков открыто говорится, что, дескать, уже во II в. до н. э. население Кавказской Албании говорило на тюркском наречии. Даже нынешних армян Нагорного Карабаха азербайджанские ученые считают принявшими христианство и армянский язык албанами-тюрками. Национальные меньшинства в ответ заявляют, что азербайджанцы на самом деле сами не тюрки, а лишь перешедшие на их язык и сменившие идентичность иранцы и кавказцы. Исследователи из Баку пытаются всеми способами доказать извечную принадлежность этих земель тюркскому миру. В общем, им позавидовали бы даже самые свидомые украинские идеологи.

    Что касается российской истории этих земель, то описываемые территории достались нам по условиям Гюлистанского мирного договора (1813 г.) после русско-персидской войны. Позже земли, где проживали лезгины, разделили на две части - Дагестанскую область и Бакинскую губернию. После революции они попали в разные республики - Дагестанскую АССР и Азербайджанскую ССР. Действия русских царей и СССР позволяют некоторым азербайджанским политикам говорить сегодня, что это русские-де изначально виноваты в лезгинской проблеме.

    В 1921 году большевики от большой любви ко всем национальностям (кроме русских) хотели одно время воссоздать государственность лезгин в виде АССР, но не получилось. Тогда этому воспрепятствовал известный азербайджанский большевик Нариманов. Сразу же в Азербайджанской советской республике начались переименования населенных пунктов на тюркский лад, активная тюркизация, которая задела нацменьшинства. Лезгины утверждают, что им не давали в Советском Союзе развивать свою культуру и язык, делопроизводство велось на русском или азербайджанском. Даже обучение в техникумах и вузах для лезгин было платным - заставляли платить особый налог, получивший название «лезги пулу» (лезгинские деньги). Его могли и не платить, но для этого нужно было в графе национальность в паспорте поменять слово «лезгин» на «азербайджанец».

    Обида на тюрков за ассимиляцию и желание сохраниться как народ вынудили лезгин требовать автономии. Об этом они даже писали в 1936 году руководству СССР. В их письме говорилось: «Считаем, что для обеспечения более широкого развития своей культуры и экономики лезгин нужно объединить в один округ или область. Такое мнение выражает все лезгинское население и Дагестана, и Азербайджана». Но никакой реакции из Москвы не последовало. В 1965 году стали зарождаться первые кружки и организации лезгин, ставящих перед собой эту цель. Самую известную группу создал лезгинский писатель Искендер Казиев. В 1967 году создается общество «ЛАР» (Лезгинская автономная республика), которое действовало вплоть до 1976 года. Со временем все такие сообщества разогнали, активистов арестовывали или ссылали в другие районы. С началом Перестройки и национального возрождения всех народов СССР (опять же, кроме русских), требования по объединению лезгин стали звучать все сильнее. Азербайджанцы возражали: они боялись сепаратизма и не хотели терять северные территории.

    Развал и раздел

    C началом 90-х заявила о себе лезгинская националистическая организация «Садвал» («Единство»), которая хотела любыми способами решить проблему лезгин. По-разному там видели будущее объединение. Кто-то хотел автономии в составе Азербайджана, кто-то - присоединения к России. В период агонии СССР в 1990 году состоялся III съезд Лезгинского народного движения, принявший декларацию о восстановлении государственности в форме Республики Лезгистан. Решение Съезда было направлено в Верховный Совет СССР, который обещал удовлетворить просьбу лезгин, но при развале страны о ней все забыли. В итоге после конца Советского Союза лезгины оказались реально разделены государственной границей Российской Федерации и Республики Азербайджан.

    Недовольство азербайджанских лезгин вызывало и то, что их призывали участвовать в начавшейся войне против армян в Нагорном Карабахе, в вооруженном этническом конфликте, к которому они не имели никакого отношения. В районах их проживания в 90-е годы проводились митинги против мобилизации, которые подавлялись силами правоохранительных органов. В Северный Азербайджан, чтобы увеличить процент тюркского элемента, стали переселять беженцев из зоны боевых действий, а также турков-месхетинцев из Средней Азии. Нашел место и религиозный фактор: большинство тюрков-азербайджанцев - шииты, а почти все национальные меньшинства, в том числе и лезгины, - сунниты. На волне национального и религиозного возрождения этот факт еще больше усиливал конфликтный потенциал.

    В 1994 году в Баку произошел теракт в метро, в результате которого погибло 14 человек. В нем обвинили лезгин, заявив, что это они-де по заданию армянских спецслужб заложили бомбу, но многие эксперты сомневаются в таких выводах расследования. Позже на лезгин повесили и другие нераскрытые преступления. Вскоре начались репрессии, «Садвал» объявили террористической организацией, активисты были арестованы или подвергнуты преследованию. Многие молодые люди вынуждены были бежать через границу в Россию.

    После того как Азербайджан получил независимость, начались проблемы с преподаванием лезгинского языка в школах и с его использованием в повседневной жизни (вывески, пресса, библиотеки). Многие лезгины, в том числе и по экономическим причинам, уехали из родных мест. Отсутствовали условия, при которых лезгины могли оставаться собой, а не ассимилироваться. По сути, азербайджанские власти применили к лезгинам те же методы, что и к другим национальным меньшинствам - талышам, русским, татам, аварцам и прочим народам. Лезгинские активисты говорят, что они имеют в Азербайджане гораздо меньше прав, чем азербайджанцы в границах Российской Федерации, хотя азербайджанцы считают совсем наоборот.

    В российских границах

    В России с опаской смотрели на активизацию лезгинского движения за границей - оно могло создать нестабильность в Дагестане и на всем Северном Кавказе, где несмотря на все заявления о братстве-единстве, межнациональные и межрелигиозные отношения оставляют желать лучшего. В Баку на самом высоком уровне неоднократно заявляли, что считают дагестанский Дербент и весь Дербентский район «историческими азербайджанскими землями».

    Азербайджанцы Дагестана жалуются, что их специально выдавливают оттуда с благословения официальных властей, что происходит постепенное рукотворное замещение населения с тюркского на лезгинское. Они недовольны кадровой политикой, которая реализуется в Дербенте. Если в 90-е годы представители азербайджанской национальности во власти преобладали, то начиная с нулевых картина полностью поменялась. Хотя азербайджанцы составляют около 30% от общего числа населения Дербента, они жалуются, что на руководящих должностях, особенно в правоохранительных структурах, их мало. Усилила напряженность передача Россией Азербайджану двух лезгинских сел. В 2010 году Д. Медведев и Г. Алиев подписали Договор о государственной границе, по которому населенные пункты Храх-Уба и Урьян-Уба отдали, причем первое из них сразу переименовали на тюркский лад в Палыдлы.

    В РФ лезгины не говорят о независимости. Правда, они недовольны, что более многочисленные дагестанские народы, представители которых находятся у власти, не обращают на лезгин никакого внимания. Активисты лезгинского движения считают, что их народ непропорционально мало представлен в органах власти в Махачкале. Не нравится лезгинам и что этнические общности, говорящие на языках лезгинской языковой группы, официально выделены в отдельные национальности (рутульцы, цахуры, удины-христиане, табасараны и прочие).

    В последнее время среди лезгин популярна идея создания в южных районах Дагестана отдельной республики в составе России (под названием Лезгистан или Кавказская Албания), где они были бы большинством. Активисты считают, что культура и менталитет здешних жителей намного отличается от других дагестанских районов. Лезгинская интеллигенция неоднократно обращалась по этому поводу к высшему руководству РФ.

    Азербайджанские власти пытаются всеми силами воздействовать на лезгинское движение, сделав лезгин своими союзниками в соперничестве с РФ. Известный лезгинский патриот Вагиф Керимов пишет об этом так:

    Под прессом пропаганды серьезные изменения претерпели взгляды лезгин в Баку, а их идеология способна ввергнуть в шок трезвомыслящего человека. Лезгинские активисты в Баку одержимы идеей, что Южный Дагестан должен присоединиться к Азербайджану и что там необходимо поддерживать распространение ваххабизма. Они вместе с тюрками желают развала России…

    На современном этапе

    Лезгины - народ, который из-за перипетий истории сегодня разделен на две примерно равные части на двух склонах Кавказских гор. По официальным данным переписи 2009 года, лезгин в Азербайджане только 180 тысяч. Многие специалисты считают эту цифру явно заниженной. Лезгинские активисты говорят о 500 тысяч людей лезгинской национальности в стране и добавляют, что лезгин специально записывают азербайджанцами, принижая их число, а на самом деле всего их на Кавказе более 1 миллиона. В Азербайджане обсуждение политических вопросов невозможно, поэтому более или менее заметные активисты переселились в Россию, а протест, хоть и бурный, переместился в социальные сети.

    Азербайджанские власти особое место уделяют переделке топонимики. Так, они заставили старейшую бакинскую суннитскую «Лезги мечеть», построенную в XII в., поменять название, убрав из него слово «лезги». Такая политика заставляет лезгин радикализироваться и искать союзников в борьбе за свои национальные права. Идет сближение их национального движения с армянами и талышами против общего врага.

    Ради объективности стоит сказать, что на бытовом уровне между двумя народами нет особой неприязни, она есть между людьми, поднимающими политические вопросы. В 2016 году в Махачкале был убит председатель «Садвала» и лидер лезгинского движения Назим Гаджиев. Он был найден убитым в собственном доме, на его теле обнаружены ножевые ранения, убийство многие лезгины связывают с его общественной деятельностью. Примерно месяц назад в районах Азербайджана, населенных лезгинами, прошли акции протеста. Дело в том, что у них, занимающихся в основном овцеводством фермеров, отбирают пастбищные земли. На них теперь будут выращивать хлопок. Лезгины считают это дискриминацией на национальной почве, что это делается специально, чтобы они покидали свою этническую территорию и уезжали в Россию.

    Как разрешить конфликт?

    Нет сомнения, что лезгины еще покажут себя в политической жизни Азербайджана, если их права будут ущемляться и дальше. Многие эксперты утверждают, что межэтнические противоречия, если их не решить, могут привести к эскалации конфликта, к которому могут присоединиться другие кавказские народы. Решением могло бы быть предоставление лезгинам национальной автономии в составе азербайджанского государства. Разумеется, разделенный лезгинский народ вряд ли сможет в нынешних политических реалиях создать свою республику на севере Азербайджана, а тем более объединить все свои территории в одно целое. Это может произойти, если руководство Азербайджана продолжит нагнетать войну в Карабахе, заигрывать с Украиной на почве антироссийской истерии и потворствовать русофобии, поддерживая политику агрессивного пантюркизма.

    Распад Советского Союза, карабахский конфликт и возникшие в связи с этими событиями социально-экономические проблемы привели к массовым волнениям на всей территории Азербайджана. В начале 1990-х на всём севере Азербайджана произошли волнения среди лезгинского населения при непосредственном участии движения «Садвал», выступавшего за создание на территории Дагестана и Азербайджана лезгинского государства. Митинги протеста против установления государственной границы между Россией и Азербайджаном проводились по обе стороны реки Самур, что привело к тому, что окончательная делимитация границ между двумя государствами была отложена более, чем на два десятилетия. Одним из последних громких событий, связанных с территориальным спором, являлся вопрос двух российских анклавов на территории Азербайджана, сёл Храх-Уба и Урьян-Уба. В 1954 году по решению Совмина СССР территории этих сёл были временно переданы в качестве пастбищ Магеррамкендскому району Дагестанской ССР. В 1984 году срок аренды этих земель был продлён до 2004 года. С 2007 года на жителей этих двух сёл оказывалось давление со стороны властей Азербайджана, которые требовали либо принять гражданство Азербайджана, либо переехать в Россию. Немаловажным фактором было также и то, что власти Азербайджана предлагали ускоренное получение гражданства Азербайджана без отказа от гражданства России, о чём любят умалчивать заинтересованные в разжигании конфликта лица, и о чём свидетельствуют официальные источники. Так, к примеру, на официальном сайте Посольства России в Азербайджане мы можем найти следующую информцию: "Руководство Азербайджанской Республики в качестве жеста доброй воли предложило жителях двух сел принять гражданство Азербайджанской Республики в упрощенном порядке при сохранении гражданства Российской Федерации”. Далее, тут же: “Постоянно проживавшие в с.Урьян-Уба российские граждане воспользовались этим предложением, легализовав свое дальнейшее пребывание в Азербайджане в качестве граждан этой страны”. Точка в территориальном споре была поставлена в сентябре 2010 года, когда был подписан Договор между Россией и Азербайджаном о государственной границе.

    Помимо недовольства об установлении государственной границы азербайджанские лезгины якобы отказывались идти служить в армию, мотивируя свой отказ тем, что их насильно отправляли на войну в Карабах. При этом удивляет тот факт, что в командном составе Министерства обороны Азербайджана до сих пор много лезгин, что подтверждают сами лезгины - ветераны Карабахской войны. Так, к примеру, в одном из своих интервью Интернет-порталу 1news.az командир горно-пехотной роты, лезгин по национальности, Сахиб Ширинов высказал следующую мысль: «я есть лезгин, тот самый горец. Я один из первых добровольцев нашего района, и первыми были именно лезгины. Лезгинский темперамент привел меня именно в развед-диверсионный отряд. Чуть позже я стал командовать горно-пехотной ротой. Командиром нашей войсковой части был майор Аскеров, офицер бывшей Советской Армии, тоже лезгин, который героически погиб в боях за село Муганлы. Лезгины и другие малые народы Азербайджана плечом к плечу воевали и доблестно погибали как шехиды, ведь наша Родина - Азербайджан». Нельзя забывать также и о подвигах двух Героев Азербайджана, лезгин по национальности, Фахраддина Мусаева и Сергея Муртазалиева, которые, по сути, основали в стране боевую авиацию. До недавнего времени оборонное ведомство Азербайджана также возглавлял лезгин - Сафар Ахундбала оглы Абиев. Никто не отрицает и насильственный характер отправки молодых ребят на войну. Ловили на улице, сажали в машину и увозили в военкомат, а оттуда на передовую. Но абсурдно говорить о целенаправленной политике официального Баку по отправке на фронт в качестве пушечного мяса исключительно лезгин.

    Но самой главной проблемой лезгин в Азербайджане называют отсутствие помощи со стороны государства в развитии лезгинского языка и культуры. Именно такой вывод напрашивается, исходя из информации, публикующейся на порталах лезгин Дагестана и на иных сайтах, преследующих своей целью дискредитацию Азербайджана в глазах мировой общественности. Доля правды есть и в их словах. Несомненно, официальный Баку занижает численность лезгинского населения страны; на фоне пропаганды пантюркизма переписывается история всего Азербайджана и народов, населяющих эту страну; оказывается недостаточная помощь в развитии истории, культуры и языка народов Азербайджана. Но говорить об отсутствии всякого внимания со стороны Баку нельзя. В советское время обучение лезгинскому языку велось в школах Азербайджанской ССР с перерывами в десятки лет, а в 1960-х годах и вовсе прекратилось. Именно после распада СССР в Азербайджане было восстановлено обучение на лезгинском языке. В середине 1990-х г.г. лезгинскому языку обучали в 94 школах, а к 2010 году уже в 126. Для подготовки кадров в школы в Гусарском районе был открыт филиал Бакинского педагогического училища. Лезгинский национальный центр «Самур», созданный в середине 1990-х г.г., призван координировать работу по развитию лезгинского языка и культуры. В 1996 году был создан ансамбль «Сувар», который носит звание «Народного коллектива Азербайджана». В 1998 году в Кусары был открыт Государственный лезгинский драматический театр. Выходят газеты ("Самур" , «Кусар», «Ени Самух» и др.) и журналы («Чирагъ») на лезгинском языке. В Азербайджане также издаются книги на лезгинском языке. Среди видных деятелей культуры, искусства, общественных и политических лидеров можно выделить целую плеяду талантливых представителей лезгин Азербайджана: композитор Эльза Ибрагимова, доктор искусствоведения Нуреддин Габибов, писательница и поэтесса Садагат Керимова, поэтесса Гульбес Аслаханова. Долгое время пост Министра образования занимала ныне покойная Лидия Худат кызы Расулова, которая была награждена орденом «Шохрат». Список можно продолжать очень долго, но основная суть становится понятна даже при поверхностном изучении истории лезгин Азербайджана.

    Очень часто говорят о «лезгинской карте», которую в любой момент могут разыграть различные силы, заинтересованные в дестабилизации обстановки в Азербайджане. Удастся ли это сделать - покажет время. А пока есть ещё время у официального Баку закрепить свои позиции и получить безоговорочное уважение среди представителей национальных меньшинств Азербайджана.

    3

    Статья конечно пробакинская, где ложь вперемешку с правдой. Есть классическое выражение- все познается в сравнении..., и если сравнить положение 100 тыс азерба-цев в РД, где они имеют полное равноправие, их язык считается в РД государственным. на ряду с остальными дагестанскими языками, где у азерб-цев имееют свои СМИ, радио, несколько каналов ТВ (в т.ч. и несколько бакинских), где власть считается с интересами азерб-цев так, что они считают себя вполне равным и коренным народом. А что мы имеем у 250 тыс аварцев и 800 тыс лезгин в АзР? Первым делом о их положении может говорить сама конституция АзР, где черным по белому написано, что источником власти в АзР считается тюркско-огузский народ, потому говорить о правах КОРЕННЫХ народов севера АзР говорить не стоит. Именно от конституции отталкивают как на местах, так и в центре, Власти республики, которые исполняют законы о правах нетюркских народов только для галочки, чтоб создать видимость соблюдения прав нацменьшиств, чтоб создать мимдж толенрантного и демократичного государства, что особо актуально для властей, если учесть то, что И.Алиев властвует наследственно, и к каким последствиям привела наследственность Б.Асада в Сирии, то для пантюркского(читай нацистского) режима в Баку, стало жизненно необходимым привести на бумаге в порядок, требования по правам нацменьшинств в соответствии с европейскими стандартами. Конечно не стоит отрицать, что власти в Азр начали уделять внимание к запущенным проблемам аварцев и лезгин, чтоб не допустить взрыва, но эти меры носят косметический характер, т.к. во власти АзР большинство придерживается пантюркской позиции, которая не признает ничего нетюркского в АзР, согласно ими же написанной конституции, потому. на ряду с открытиями лезгинских театров и школ, они не будут ослаблять ассимиляционный прессинг на коренные нетюркские народы, даже наоборот, может быть так, что этот прессинг будет усиливаться.

    Если даже согласиться, что материал пробакинский, как вы, Dages Blated, изволили выразиться, в вашем же комментарии демагогия, клевета, используемая единственно в форме Геббельсовской лжи для разделения и властвования. Объединение тюркских народов мира для постоянного обмена опытом, совместного обогащения и развития языков, культуры, истории идет с древности со времен естественного существования империи тюрков-гуннов, Тюркского, Кимакского каганатов. Тюрки были господствующими народами на всем Евразийском пространстве с вольным проживанием древних небольших этносов в этом ареале. Христианские захватчики, вторгавшиеся на тюркские земли или «мирные» пришельцы, как, например, мигрировавшие испокон веков евреи, в частности, на тюркские земли, пришедшие из Ирана, издревле ставили и ставят перед собой цель дробить и сталкивать нас, тюрков. Поэтому ваши слова «для пантюркского(читай нацистского) режима в Баку» не вызывают удивления. Такими уголовными обвинениями еврейско-большевистский режим Сталина вырезал под корень на 100% элиту разных тюркских народов бывшего т.н. СССР. Чтобы у тюрков вырезать и народную память на место тысячелетней элиты тюрков власть ставила управлять преимущественно евреев и разбавляла их русскими. Ты, скрывающийся под ником Dages Blated – самый обыкновенный ВРАГ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ. Как впрочем и Россия с его иудеями-правителями, целенаправленно убивающая коренные языки народов страны, не только тюркские. А значит занимающаяся ЭТНОЦИДОМ этих народов.

    О, туранистка...., еще одна захватчица- золотоордынка, знаю я все твои узкоколейные нацистско-пантюркские заключения. Забудь про все каганаты и т.д., у нас тоже много чего было в истории..., разогнал по всему миру, ваш иудейский каганат, русский князь Святослав, где в районе Кизляра, было разгромлено все, и отправлено на свалку истории. потому сама ты дочь геббельса, верная его последовательница, это точно., - это видно по втоим попыткам называть правду ложью, а ложь правдой.

    В Хазарии последних лет ее существования действительно власть захватили иудеи. И стали вести экспанСИОНИСТСКИЕ, захватнические войны. В результате иудейская Хазария была разгромлена объединенными силами мусульман, входивших в образования Омеядский и Абасидский халифат, а иудейские олигархи тех времен оттуда сбежали на многие столетия. Сбежав оттуда, им удалось внедриться во власть тюркского город Киев ("город женихов" -в переводе с тюркского). И тем самым помогли утвердить в Киеве управление. которое стало по династии христианским. после чего христианством как чудовищно агрессивная вера крестом, мечом, огнем все окружающие племена насильственно крестила. Чтобы вернуть Новохазарии ее исконное имя Россия - мусульманам нужно объединиться с русскими. Чтобы этого не случилось евреи ведут антиисламскую по всем фронтам войну в Новохазарии.

    ЛЕЗГИНСКИЙ вопрос существовал,существует и,некоторое время-пока мы не решим этот вопрос,будет существовать в Азербайджане.ЛЕЗГИНЫ не нацменьшинство,не малочисленный народ,не горцы в Азербайджане,а ХОЗЯЕВА этой земли,аборигены Кавказа,в отличии от горцев Алтая-тюрков!Проблема не в азербайджанцах,не в Бакинской власти.Проблема в тех,кто над вами зонтик держит,оберегает вас.Но,АЛЛАh велик и милосерден,не вечно одним страдать.

    Лезгин в АР не ущемляют, им доверяют и на них надеются. На бытовом уровне их уважают и не дискриминируют нигде. Министры, олигархи лезгины у нас не редко встретишь, на лезгин не гонят в СМИ как в РФ. Но есть и проблемы - отсутствие национальной политики. Это упущение и это необходимо исправить сообща, без ярлыков и брызганием соплей.

    """ Но есть и проблемы - отсутствие национальной политики. Это упущение и это необходимо исправить сообща, без ярлыков и брызганием соплей." =х=х=х=х=х=х= Гурбан, не стоит тебе самому брызгать соплями, раздувать тут истерию. Ты сам себе противоречишь, вот я привел в пример твои же слова, - а ведь дагестанские лезгины говорят то, что не могут сказать азерб-кие, т.к. за такие требования у вас в легкую объявят сепаратистом и сгноят в тюряге, как это было у вас с многими аварцами и лезгинами, требовавшими равноправия. Потому, тебя бесит, что не можете заткнуть дагестанских. И вина во всех накалах страстей лежит только на ваших властях, которые игнорируют права разделенных народов, создают препятствия в исполнении своих законных прав на язык и культуру коренным народам. Вот ответь, почему в 21 веке один мусульманский народ имеет все права в Дагестане, а другой мусульманский народ в АзР не имеет таких же прав и близко..., - это нормально??? Это нормально, что ваши власти все советские и постоветские годы стараются стереть в памяти у людей свой язык и культуру, это нормально, что в ваших школах аварцам лезгинам внушают, что они пришлые в АзР, и что у них нет Родины там, что они никто, пока называют себя лезгинами или аварцами??? Ведь это ваше настоящее лицо, а зашевелились вы(пантюркисты-тураНдоты) только после того, как стало ясно, что не удается в тихую истребить в людях свою самоиндентичность, что в РФ все громче раздаются требования разобраться с положением разделенных народов, оказавшимся на своей исконной земле бесправным нацменьшинством. Потому, Гурбан, ты тут поднимай хай тогда, когда по обе стороны границы будет обеспечена зеркальность прав для все народов, а не только для азеро-турок.

    Дагестанские лезгины не имеют понятие о реалиях в АР. Им напичкали пропаганды и они не особо задумавшись начали тявкать на Азербайджан. Лезгины не ущемляются, они говорят все на лезгинском и в Кусарах и в Баку и в Ленкоране. Не редкость услышать лезгинскую речь в метро и никто не шарахается от этого. В Азербайджане есть лезгинские СМИ - газеты и журналы, но нет каналов. Никто лезгинам не внушает, что они пришлые. Мало книг, ибо все книги ввозят из РФ- это упущение. К сожалению у нас нет национальной политики, нет органа занимающийся этими делами. Кроме всего прочего в Азербайджане Карабахский синдром, многим мерещатся везде сепаратисты, и это плохо. Если даг лезгины будут нагнетать, но это вызовет обратный эффект. Надо поспокойней и с головой подходить к этой проблеме, а не тявкать на весь азербайджанский народ.

    Что вы сразу принимаете на свой счет(народ имеется ввиду), когда начинают критиковать вашу власть??? Вот многие азер-цы склоняют политику РФ, ее президента Путина, но почему-то русские не говорят вам, что оскорбляете этим русский народ. потому не надо вам самим нагнетать проблему между народами..., да и у разделенных нацдвижений Дагестана нет каких-то фобий отн-но азеро-турок, вы видать не в курсе, что и лезгияры и аварцы давно провозгласили лозунг -" мы не против народа азерб-кого или еще какого-то народа,- это тупик, - мы за свои интересы, за соблюдение своих прав ". Потому на счет тявканий, ты не по адресу..., при этом признавая, что у лезгин и аварцев нет вещания на родных языках в форматах Тв и радио, нет достойного образования на родных языках, нет в ВУЗа кафедр дагестанских языков..., вот когда это будет, тогда может сам перестанете тявкать. А то. что в метро можно говорить на своем языке, - за вам большой большой "поклон"..., а в курсе ли вы, что в г.Закатли разорили аварца из-за того. что он вывесил название магазина аварском языке, мало что разорили, на него еще повесили ярлык сепаратиста, он имел проблемы с вашими спецслужбами, он был поставлен на учет, т.е. надзор. Такие случаи были и в лезгинских районах, к тому же в тех же Закатли был запрещен тв-канал на аварском языке, а на владельцев были устроены гонения...- вот над чем надо вам задуматься, а не огульно людей облаивать.

    Хорошо, если вы говорите что вы не против народа, то я верю вам. Попунктно. Я полагаю, что никто не против того, чтоб в АР печатались учебники на лезгинском и аварском и открылась бы кафедра дагестановедении, но начинать надо с нацполитке и соответствующего органа. Кто будет координировать и организовывать? У нас в Баку был филиал Даг Универа, но он закрылся, так как наши лезгины и аварцы предпочитали учится в БГУ, "Кавказ" и зарубежом. Из-за этого несколько лет назад закрыли даг филиал. Я не вижу причин почему бы не создать канал на лезги, ввести региональный язык в местах их проживания и печатать качественные учебники. Почему это не делается не знаю. Затрат тут почти нет.

    "Руководство Азербайджанской Республики в качестве жеста доброй воли предложило жителях двух сел принять гражданство Азербайджанской Республики в упрощенном порядке при сохранении гражданства Российской Федерации” =х=х=х=х=х=х= абсолютная и наглейшая ложь..., я лично знаю храхубинских лезгин, никто им не предлагал двойного гражданства....,ваши власти требовали отказаться от российского. потому не стоит говорить тут это

    (МОДЕРИРОВАНО) Не давно у меня в Москве состоялся спор с одним лезгином, который обвинял Азербайджанскую сторону в захвате лезгинских земель В Докузпаринском районе и отборе более 70% Самурской воды. Я так и не смог убедить этого человека в том, что в произошедшем больше виновата так называемая лезгинская элита, чем Азербайджанская сторона. Ведь Азербайджанская сторона землю и воду получила не в результате войны с Россией, а в результате дипломатических переговоров. Когда земля и вода была передана Азербайджанской стороне ни один высокопоставленный лезгин не пикнул. Против передачи лезгинских земель и воду выступил аварец Муху Алиев, за что лишился своей должности. А лезгины ему даже спасибо не сказали.

    Исаев, у тебя не сколько проазерб-кая позиция, а сколько антилезгинская...., к сожалу в Дагестане таких фобов тоже хватает - это 100 % так..., ведь именно из-за этих фобий междусобойчиковых в РД, с дагестанцами вытворяют то, что с ними происходит последние 25 лет, этим и пользовались против нас во все времена те. кто не хотел самостоятельности наших народов, чего и не будет никогда, пока есть такие, как вы...., но этого Гьиса, ты вряяяд ли сумеешь понять, судя по всему ты националист-люмпен или национал-реваншист, коих в РД, как нерезаных собак...., но это тема для отдельного разговора.. А что ты сказал бы по ситуации с аварцами в Закатли и Белокане?? Они в чем виноваты по-твоему??Наверняка и по этому народу ты найдешь что-то негативного

    Эмина и подобных ему других "мин", подложенных под коренных народов в искусственном азербайджане: лезгин - более 1 млн. 500 тыс. чел., аварцев - более 250 тыс. чел., других лезгиноязычных народов (цахурцев -более 70 тыс. чел., рутульцев - более 60 тыс. чел., удин, крызов, хиналугцев, будугцев, хапутов, джеков - суммарно около 150 тыс. чел.) бесит, когда им говорят правду. Территория расселения даже современных лезгин и лезгиноязычных народов на северо-восточной части нынешнего Азербайджана гораздо общирнее, чем показана на указанной карте данной статьи. Почему не включили на данной карте территории расселения Лезгин в своём подавляющем большинстве Хачмасского, Шабранского, Кубинского, Исмаиллинского, Геогчайского, Варташенского, Кабалинского, Шекинского, Кахского и других районов. Или вы считаете, что процесс ассимиляции в этих лезгинских районах уже заверщён? Вы, не смешите нас, это далеко не так - Лезгинский народ, на своих указанных исконных, исторических землях жив, здоров и продолжает употреблять родной лезгинский язык и уверенно признают себя достойными потомками Лезгин- Кавказских Албанцев (Алпанцев), Лезгин - Шарванцев (Шар по-лезгински означает- царь, а ван - голос, общее значение голос царя), Лезгин - Легзанцев-Лагзанцев-Лакзанцев. Мало того, что на территории Кавказской Албании - исторических и нынешних землях Лезгин и Лезгиноязычных народов, а также Аварцев, искусственно с 1918 года, не законно и искусственно создали никому не понятное образовани - Азербайджан, да ещё возмущаетесь, когда Лезгины или другие коренные народы поднимают национальные вопросы. Ваша антилезгинская, антиаварская и т.д. государственная политика - бесперспективна. Она даже граничит с фашистским режимом. С 1169 года стену исторической достопримечательности - "Лезги мечети" в Баку почти 1000 лет украшала историческая вывеска - "Лезги миски, 1169 год"! Что случилось, почему такое зверское отношение к Лезгинской истории земель нынешнего Азербайджана? Это показывает очень низкий уровень политической культуры властей, полную ненависть всему коренному, но нетюркскому населению оккупированных южных территорий Дагестана. Госудаственная машина уничтожает всё то, что напоминает о Лезгинах и других дагестаноязычных коренных народах на территории этого искусственного образования. Настроения наших земляком нам очень хорошо известны и на вопрос о том, существует ли Лезгинский вопрос в Азербайджане мы ответим: Лезгинский вопрос в АР не просто имеет место в жизни, а практически дошёл до своего зенита. Если власти не начнут в ближайщее время создавать реальные национальные общественно-политические и социально-экономические условия развития для Лезгинского и других кореных народов в АР на государственном уровне, то однозначно сработает закон физики о максимально нажатой пружине, который имеет очень и очень опасный известный эффект. Ваше доверие к нам, к Лезгинам, Аварцам и т.д. для реализации своих, пантюркских, национальных целей никак даже не смягчает острату Лезгинской проблемы в АР. А то, что касается достижений известных Лезгинских личностей в АР, то уверяю вас, что к этому никто, коме их самих, никакого отношения не имеет - это сугубо их личный труд, личный вклад. Следовательно, на сегодняшний день, у очень молодого государства - Азербайджана, которому чуть более 20 лет, без необходимого госудаственного опыта, очень большие проблемы. И ЭТИ ПРОБЛЕМЫ НЕ ОГРАНИЧИВАЮТСЯ КАРАБАХСКИМ ВОПРОСОМ. НАЛИЧИЕ ЛЕЗГИНСКОГО, АВАРСКОГО И ТАЛЫШСКОГО ВОПРОСОВ НЕОБХОДИМО ПРИЗНАТЬ И ОНИ ТРЕБУЮТ НЕМЕДЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ НА ГОСУДАСТВЕННОМ УРОВНЕ, ДЛЯ ПРИНЯТИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ РЕШЕНИЙ ПО НЕМЕДЛЕННОМУ СОЗДАНИЮ НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛЕЗГИНСКОГО, АВАРСКОГО, ТАЛЫШСКОГО И ДР. НАРОДОВ АЗЕРБАЙДЖАНА. НЕ НУЖНО САМИМ СЕБЕ СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМЫ - ИХ НЕОБХОДИМО СВОЁВРЕМЕННО ПРЕДУПРЕЖДАТЬ. УДАЧИ.

    Татьяна, (МОДЕРИРОВАНО) Лезгины составляют большинство только в одном районе- Кусарском, в остальных районах их количество не превышает 30% - это реалии. Вполне возможно, что в АР много азербайджанцев чьи предки были когда-то лезгинами, аварцами, цахурцами, татами, талышами и т.д., но факт состоит в том, что сегодня все они считают себя азербайджанцами и это главное. Проблемы никто не отрицает, но они не того уровня как тут описывают некоторые юзеры. Но нагнетая ситуацию и ведя себя диструктивно "вы" (это не к вам) отдаляете нас от цели.

    Даже 120 миллионов русских в 150 милионной России не признаны, как источник власти в РФ, где источником власти указан многонациональный народ РФ. вот и думай, почему у вас проблемы с коренным населением, Ведь у вас узаконенный нацизм, и кто в вашей власти будет соблюдать права неконституционных нетюркских народов??? Эти законы, по защите прав нацменьшинств, подписанные вашим пантюркским режимом для создания видимости демократиии, чтоб пустить пыль в глава международному сообществу, а на деле у вас творится конституционный произвол. Получается, у вас произвол и нацизм относительно нетюрок, со стороны властьимущих, не может быть даже предметом судебного преследования, т.к. этот нацист-чиновник действует по конституции..., - на этом и замыкается круг. Потому дагестанским аварцам и лезгинам не остается ничего, как пристально следить за происходящим за р.Самур относительно своих собратьев...

    Слушайте, Э-"мин", вам, наверное, и во сне сняться армяне? С армянами разберитесь, пожалуйста, сами. И вообще, логически, сами подумайте, какой смысл, кому-то беспокоиться за Лезгин, Аварцев и др. дагестаноязычных народов, тем более, как видим в реальности, армяне уже решили свой вопрос, какой же смысл им ещё за кого - то о чём-то говорить. Я бы вас поняла бы, если ситуация у тех же армян с вами был бы на более раннем этапе. Сегодня, будьте добры, адекватно реагируйте на конкретный вопрос и Лезгин, и Аварцев, и др. Не нужно сразу же занимать "оборону" - это нелепо. Об азербайджанском народе или о каком-либо другом народе я не говорю и никто не говорит - речь идёт о недопустимых преступных ассимиляционных процессах в Азербайджане на уровне государства. И не надо нагло врать о 30% -тах. Кроме Кусарского района, где более 99 % - Лезгины, в Хачмасском районе Лезгины составляют более 83 %, в Кубинском районе -более 72 %, в Кабалинском районе - более 68 %, в Шекинском районе - более 66%, в Исмаиллинском районе - более 59 % -тов и т.д. Только в Баку каждый пятый - Лезгин, т.е. Лезгин более 250 тыс. чел. А ваши статистические данные о численности народов - это просто бумаги. Спасибо, что начали признавать проблемы коенных народов АР: Лезгин и Лезгиноязычных народов (Удин, Крызов, Цахур и.т.д) и родственных нам, дагестаноязычных Аварцев. И это происходит не от повышения уровня политической и другой культуры истеблишмента АР, а, к сожалению, из-за событий, сначала в Грузии, а сейчас - на Украине. Отсутствие "национальной политики" на государственном уровне, вернее присутствие преступной ассимиляционной государственной политики в отношении Лезгинского, Аварского и др. коренных Дагестаноязычных народов, вы с такой лёгкостью обозначаете, словно практически проблем никаких нет, это, так, мелочь. Давайте, конкретно: почему с согласия и по указанию бакинских властей, была снята со стены Лезгинской мечети вывеска - "Лезги миски. 1169 год"? Это равносильно тому, что вы снимаете с надгробного камня моего прадедушки вывеску с данными моего дедушки, тем самым, пытаясь, стереть историю нашего рода - сихила (тухума). 2. Когда власти собираются вернуть нашу дагестанскую - лезгинскую историческую вывеску на своё историческое место или властям сначала нужны осложнение обстановки, а потом - поглядим? Хватит вам размазывать и прятаться "армянами" или же якобы "единой" верой и пока ещё, к сожалению, не существующим братством. Только - конкретно. Хабары - не нужны.

    Я бы проехал, но сегодняшняя действительность на Ю.Кавказе не позволяет того. Ваши правые силы подняли антироссийскую шумиху вокруг крыма, ваши мусаватисты даже были задержаны в Махачкале, при попытке проникновения в крым, к крымским татарам ехали, чтоб переубедить их от участия в референдуме..., - вот обьясни мне, зачем это им надо??? Когда у них свои земли под армянским сапогом???Они что, решили все проблемы у себя, чтоб суваться к русским???? Зачем они обращаются к азерб-кой диаспоре в украине, чтоб они поддерживали бандеровскую власть??? При том, что Азр проголосовал против РФ по крымскому вопросу в ООН - вот об этом я...,когда сама Турция отмалчивалась по крымскому вопросу, не лезла и не мечтала даже делать того, ваши правосеки-мусаватисты решили лезть к крымским татарам, чтоб возбуудить среди них вражду к русским..., ну мало ли что они туркоязычные, тогда ежайте и на алтай, к алтайцам. хакасам, тувинцам..,они тоже туркоязычны и тоже в составе РФ, агитируйте их за мифический Туран, которым бредят ваши пантюркисты-турандоты, которых у вас все больше становится....,. а эрдогановская Турция поняла, что пантюркизм до добра их не приведет, что насильно мил не будешь, и решили менять внутреннюю национальную политику, они поняли опасность нацизма, но в Баку пока не чувствуют перемен в Анкаре.. Зачем вашим пантюркам надо переть против жандарма Кавказа в лице РФ??? Хорошо хоть ваш Аббас Аббасов чуть исправил положение признав Крым российским от лица российских азерб-цев. Вот, что ты должен знать, а не проезжать мимо. С такими "успехами" вы сами себе накликаете проблем. Потому и решили у вас арестовать проамериканских журналистов (считай агентов влияния), которые под видом правых сил, сталкивали лбами АзР с РФ по вопросам украинского кризиса, что могло оукнуться завтра у вас вслед за Украиной.

    При распаде СССР, и возникновением новых реалий, азербайджанское общество, несомненно, ощутило искусственность и уязвимость своего государства, созданного не усилиями азербайджанского народа, а инициативами иных держав. Нет сомнений в том, что наиболее реалистично мыслящие политики смирились с утратой Нагорного Карабаха и понимают несовместимость сохранения азербайджанской государственности (не говоря уже о его экономическом благополучии) с тотальной борьбой за Карабах.

    В последнее время многие оппозиционные силы страны, руководствуясь условиями предвыборной компании, обвинили администрацию И.Алиева в попытке имитировать урегулирование карабахской проблемы. Но среди оппозиционных сил спектр людей и организаций, примирившихся со свершившимся фактом, гораздо более представителен, нежели среди самой администрации. Это реалистические настроения бытуют и в среде новоявленной буржуазии и частично среднего класса.

    Крупнейшие промышленные и сырьевые корпорации Европы и Тихоокеанского бассейна, заказавшие аналитические работы по проблеме стабильности в Азербайджане, получили прогнозы об отсутствии у большей части политических сил Азербайджана настроения возобновить военные действия в Карабахе. А первую очередь это относится к нынешней администрации и лично И.Алиеву. (Такие аналитические работы заказаны “Сименсом”, “Эрикссоном”, “Мицубиси”, “Тотал”, “Бритиш Петролеум”, “Пензойл”, “Шеврон” и другими. Выполнялись работы достаточно известными в мире аналитики фирмами: “Икс, А-Дескур”, “Артур Андерсон”, “SIPU“, “Дан энд Брэдстрит”, “Калифорния девелормент компани”, “Стогольмский институт стратегических исследований”.)

    Вместе с тем, руководство Азербайджана предпринимает пропагандистские приемы, уверяя в своей готовности решить карабахскую проблему в ближайшее время военным путем. По мнению дагестанских экспертов, это вселяет, в той или иной мере, опасения у лезгинского населения, так, как во время войны усиливается вероятность, что азербайджанские власти применят силу против лезгин. Вместе с тем, в среде лезгинских активистов, напротив – возникают надежды на военное поражение Баку и возможность открытия второго фронта на север-востоке Азербайджана. Оценивая те или иные условия и обстоятельства, можно придти к выводу, что лезгинское движение за национальное освобождение связывает перспективы с новой карабахской войной. Это не могут не понимать азербайджанские руководители. В этих условиях, правительство Азербайджана предпринимает целенаправленные усилия по преодолению второго “фронта” национально-освободительной борьбы - в Лезгистане. Возникновение открытой вооруженной борьбы лезгин за отделение от Азербайджана, не только сведет все усилия Баку на международной арене на “нет”, но и поставит под вопрос существование азербайджанского государства.

    В последнее время лезгинское национально-освободительное движение вновь заявило о себе и в условиях “третьего этапа” дезорганизации ситуации на Кавказе, в результате грузинско-российской войны, готовится к удару по Азербайджану. Все иллюзии умеренной части лезгинских лидеров развеялись и, видимо, на арену приходят новые, молодые лидеры - более подготовленные и образованные. Поэтому Баку стремится максимально преодолеть новую волну лезгинского движения. В отношении лезгин и Лезгистана осуществляется последовательная политика вяло-текущего геноцида. Российско-азербайджанская граница стала похожей на сооружение концлагеря: колючая проволока, пограничниками с обоих сторон, сторожевыми собаками, таможней, неслыханной бюрократией и поборами. В материалах лезгинских национальных организаций содержится следующее. “С возведением “лезгино-лезгинской” границы, в новоявленной Азербайджанской республике против лезгин, по сути дела, ведется необъявленная война.

    В то время, когда азербайджанская молодежь призывного возраста не без успеха завоевывает российские рынки, в первую очередь наркотических средств и водки, лезгинских парней бросали на самые гибельные участки азербайджано-армянского фронта. Территории расселения лезгин на севере Азербайджана в высшей степени милитаризованы, с целью морального подавления лезгин, лучшие земли лезгин без их согласия заселяются репатриированными из Средней Азии турками-месхетинцами. Азербайджанские пограничники изощренно вымогают взятки даже у тех, кто вынужденно пересекает границу в связи со смертью родных и близких.” По свидетельству функционеров лезгинских национальных организаций из лезгинонаселенноых районов Азербайджана наблюдается массовый отток населения.

    В настоящее время в южных районах Дагестана сосредоточено более 80 тыс лезгин из Азербайджана, более 100 тыс лезгин из Азербайджана переселилось в области России, например, в Саратовской области проживает 15 тыс лезгин. Видимо особое значение придает азербайджанское руководство репрессиям против лезгинских лидеров. Это совершенно особая статья политики геноцида. Еще ранее спецслужбами Азербайджана было сфабриковано обвинение в отношении лезгинского национального движения “Садвал”. Сто двадцать активистов “Садвал” арестованы и заключены в тюрьмы, подвергаются пыткам. Десятки из них осуждены и получили максимальные сроки заключения, некоторые осуждены на смертную казнь. На территории России правительство Азербайджана сумело создать благоприятные условия для задержания лезгинских активистов.

    В Петербурге были задержаны и переданы Азербайджану Э.Шайдаев, Дж.Шайдаев и Э.Оруджев. На территории Дагестана задержены и переданы Азербайджану Н.Мегралиев и 8 активистов. На границе России и Азербайджана арестован имам мечети А.Касумов - гражданин России и 5 его сопровождающих. От побоев и пыток в тюрьмах Азербайджана погибло 7 человек лезгин по национальности. К сожалению, на территории России продолжается практика арестов и передачи Азербайджану лезгинских активистов. За последние годы МВД России сумело передать властям Азербайджана около 200 активистов лезгинского национального движения, из которых десятки так и не были преданы суду и погибли в застенках.

    Очень возможно то, что Баку осуществляет смычку с представителями иных народов Дагестана нередко откровенно враждебно относящихся к лезгинам и лезгинскому вопросу. Так, сами лезгинские активисты считают, что их народ непропорционально минимально представлен в органах власти в Махачкале, где власть находится в руках авро-даргинских кланов, которых “на откуп” отдана российско-азербайджанская граница. Обычно лезгины выражают недовольство и и размерами финансирования лезгинских районов из Махачкалы. Поэтому, в последнее время наблюдается политическое и социальное дистанцирование от других народов Дагестана и развивается “лезгино-центризм”, стремление сконцентрироваь общественно-политическую жизнь лезгин в Дербенте, который лезгины пытаются превратить в свою столицу.

    По мнению лезгинских активистов, “самой главной задачей лезгинского движения является выход из глубочайшей изоляции, в которой сейчас оказался народ и само национальное движение”. К сожалению ни одно из политических и общественных движений и сил на Северном Кавказе, пока не сопряжено и не заинтересованно в политическом успехе лезгинского движения. К этому надо добавить и большую активность Азербайджана в этом регионе, прежде всего в Чечне. Вместе с тем, в целом, вектор развития событий в Дагестане таков, что рано или поздно приведет к возникновению серьезных противоречий с Азербайджаном. Это связано и с геоэкономическими, и с религиозно-политическими проблемами. Одновременно, вполне допустимо, что аварцам, даргинцам и лакцам станет выгодным политико- административное дистанцирование лезгинского народа от Дагестане, то есть создание отдельной автономной республики Лезгистан в составе России, в результате чего остальные народы Дагестана получат больше прав в Махачкале, а также и при дележе доходов от нефти дагестанской части шельфа Каспийского моря. В Баку прекрасно понимают, что у флегматичного, доброжелательного лезгинского народа нет стратегического союзника и пытаются недопустить его появления. Однако, как известно, союзники бывают у тех, кто борется.

    Поэтому взрыв лезгинского национально-освободительного движения скоро произойдет. Органами государственной безопасности Азербайджана подготовлены два доклада для Президента Азербайджана о состоянии лезгинской проблемы и о вероятности активизации национального движения лезгин, направленного против Азербайджана. В данных докладах прогнозируется активизация национального движения лезгин по инициативе Федеральной Службы Безопасности России и военной разведки России. Следует отметить, что данный выводы вполне обоснованы, о чем будет сказано ниже по тексту. В связи с данным мнением спецслужбы Азербайджана, Президент Гейдар Алиев отдал распоряжения об обеспечении координации действий Министерства внутренних дел и Министерства обороны с органами государственной безопасности по проблемам лезгинского национального движения.

    В настоящее время в Главном штабе Министерства обороны Азербайджана имеется соответствующий пакет, в котором предусмотрены воинские части азербайджанской армии и оперативные задачи по подавлению возможного возникновения лезгинского национального движения на территории Азербайджана и на границе с Российской Федерацией. В данном пакете предусматривается задействовать следующие армейские бригады и воинские части: 928, 408, 877, 929, 859, 115. Следует отметить, что данные бригады и воинские части дислоцированны либо на “северном” оперативном направлении, либо в Апшеронском районе, вблизи Баку и Сумгаита, что позволит быстро их использовать в районах, населенных лезгинами. В настоящее время органами государственной безопасности Азербайджана разрабатывается операция по созданию “альтернативной” лезгинской политической организации, предназначенной для действий против “Садвал” и других лезгинских радикальных организаций. Одним из руководителей этой организации должен стать Кемаладин Мамедов (лезгин, проживающий в Баку).

    Происходит переосмысление российским политическим руководством и специальными службами значения и роли лезгинского национального движения для задач обеспечения безопасности России на Юге. В Москве происходит активная переработка материалов по лезгинской проблеме, и выработка новых подходов. Выдвигаются совершенно новые, и прошедшие апробацию проекты, направленные на превращение лезгинского движения в современную, достаточно либеральную, максимально лишенную исламского содержания организацию, которую можно будет использовать для «конструктивного» давления на Азербайджан. Но одновременно, лезгинам придается функция разделительного барьера между Дагестаном и Южным Кавказом, прежде всего Азербайджаном, через территорию и при сотрудничестве с его властями, на Северный Кавказ поступала основная часть вооружений, предназначенного для чеченского сопротивления и дагестанских исламских радикальных организаций. Опасения России в части активизации лезгинского национального движения в Азербайджане и против Азербайджана были обусловлены возможностью распространения данного движения на весь Дагестан, возможностью изоляции Азербайджана от России, вмешательством международных организаций, прежде всего ОБСЕ, высокой вероятностью приостановки в транспортировке нефти по “северному маршруту” - Баку - Новороссийск. События, произошедшие в Азербайджане в связи с заявлениями и конкретными шагами Баку в части размещения американских военных объектов, и заключения договора о стратегическом сотрудничестве с Турцией и нового этапа сближения Азербайджана с Западом сделали данные прежние опасения несерьезными и не имеющими никакого значения.

    В настоящее время аналитики спецслужб России разрабатывают варианты и рычаги давления на Азербайджан и предусматривают, прежде всего, лезгинский фактор. При этом, данный фактор предполагается использовать в согласовании и в увязке с решениями проблем в Дагестане. В настоящее время Москва осознала, что лучшим способом управления Дагестаном является его расщепление на три или четыре республики - Аварско-Даргинскую, Кумыкско-Ногайскую и Лезгино-Лакскую. Для этого сложились благоприятные внутренние условия и большиство политических лидеров различных народов Дагестана желают этого. В лезгинском национальном движении, прежде всего, в организации “Садвал” российские спецслужбы пытаются поменять лидеров - сместить либеральных и нерешительных лидеров Ашуралиева, Уружбекова, Айдамирова, Каграманова, Файзалиева и других и поставить во главе движения политически решительных и смелых лидеров, подбор, которых сейчас происходит.

    Основным политическим лозунгом движения станет создание “Обьединенной Лезгинской Республики” в составе России, включающей и азербайджанские территории. Задачами движения станет подъем масс населения, создания вооруженных и диверсионных групп для борьбы с Азербайджаном. Одной из задач вооруженной части лезгинского движения станет нанесение удара по военным и разведывательным объектам США и Турции в Азербайджане, прежде всего авиабазе “Насосная”, а также по радио-локационной станции “Габали”, в случае ее передачи США или Израилю. Важной задачей лезгинских вооруженных структур станет нанесение ударов по коммуникациям “Великого шелкового пути”, ТРАСЕКА, и “Евразийского коридора”. Одновременно в различных странах - в России, в Германии, в Греции будут созданы опорные пункты лезгинского движения в виде различных общественных и культурных организаций. Лезгинской диаспоре в России будут предоставлены благоприятные условия для накопления средств и финансирования лезгинского национального движения. В Москве предполагается создать офис и ячейки лезгинского национального движения. Предполагается вовлечь в анти-азербайджанскую вооруженную и политическую борьбу не только лезгин, но и аварцев и лакцев. Этим самым значительная часть населения Дагестана будет переориентированна на борьбу с Азербайджана и отвлечена от симпатий к Чечне. Перед лезгинским освободительным движением стоит задача отстоять свою самостоятельность, пусть даже, находясь под определенным контролем России. Ничто не вечно, даже спецразработки, и лезгинское движение, непременно, приобретет свое лицо и место в международной политике. Как известно, среди общественных организаций, созданных разведывательными службами Турции для работы среди народов Северного Кавказа, нет лезгинской организации, хотя в Анатолии проживает немало потомков лезгин выходцев из Дагестана.

    Бытует мнение, что ни разведслужбы Турции, ни Саудовской Аравии не воспринимали лезгин, как понятных и надежных партнеров для политических и вооруженных инициатив в регионе. (Перечень организаций: “Соверокавказский национальный комитет”, “Северокавказский национальный центр”, “Общество культуры и взаимопомощи тюрок-горцев Северного Кавказа”, “Северокавказское культурное общество”, “Фонд имени Шамиля”, “Горские центры”, “Кавказский фонд культурно-образовательной и социальной помощи”, “Ассоциация Северный Кавказ”, “Кавказское представительство в Турции”, “Комитет кавказско-чеченской солидарности”, “Чеченская ассоциация”, “Борцы за независимость Чечни”, карачаевское движение “Джагамат”, ногайское национальной движение “Бирлик”, кумыкское национальное движение “Тенглик”).

    БАКУ / Новости-Азербайджан. Лезгины являются второй по численности этнической группой в Азербайджане после самих азербайджанцев.

    Лезгины в Азербайджане традиционно проживают в Гусарском, Губинском, Хачмазском, Габалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском, Гахском и Гёйчайском районах.

    По данным проведенного в 1994-1998 годах исследования численность лезгин в северо-восточных районах Азербайджана составляла 260 тысяч, а по неофициальным цифрам - 800 тыс человек.

    По мнению экспертов Института этнологии и антропологии РАН и Института истории, археологии и антропологии Дагестанского Научного Центра РАН , в Азербайджане число лезгин значительно выше, чем на то указывают данные исследования - около 350 тысяч человек. Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы.

    История лезгин Азербайджана

    В античности на территории нынешних южного Дагестана и северного Азербайджана проживали племена, говорившие на языках нахско-дагестанской группы. В древности и в средние века они участвовали в этногенезе ряда народов, в том числе и лезгин. Советский этнограф Михаил Ихилов рассматривал лезгин как древних обитателей края, численность которых стала уменьшаться во времена распада Кавказской Албании, а затем прихода тюркского и монгольского населения.

    В середине XVIII века в связи с распадом державы Надир шаха в Восточном Закавказье возникли десятки полунезависимых ханств и султанств, в том числе Губинское ханство, в состав которого вошли азербайджанские лезгины. Они проживали в горной части ханства. Позже губинские лезгины вошли в состав Губинского уезда Бакинской губернии.

    Как отмечал российский натуралист, статистик и этнограф второй половины XIX века Н. К. Зейдлиц, давший одну из первых характеристик азербайджанских лезгин, они "занимают по правому берегу реки Самур полосу в 20-30 верст ширины, простирающуюся на 80 верст с вершин главного Кавказского хребта до большой проселочной дороги, проходящей в 10-и верстах от берега Каспийского моря". Он насчитал в Губинском уезде 50 аулов и 21 выселок, жители которых целиком или частью говорили по-кюрински (по-лезгински - ред.) .

    Не меньшую роль в переселению дагестанских лезгин на территорию предгорной и плоскостной части Северного Азербайджана сыграло передвижение безземельных горцев с северных склонов Большого Кавказа на южные.

    Лезгины в Баку

    В конце XIX века малоземельные крестьяне-лезгины уходили на заработки в Баку и в другие города России. В связи с этим говорили: "Бакудин рехъ регъуьн рехъ хьиз хьанва " ("Дорога в Баку стала подобно дороге на мельницу"), "Баку - авай са кални гана аку " ("Посмотри Баку, продав даже свою единственную корову").

    На заработки в города Азербайджана уходили и работали многие известные лезгинские поэты: ашуг Саид из Кочхюра, Етим Эмин, являющийся основоположником лезгинской национальной литературы, и Тагир Хрюкский. В пролетарском Баку формировалось творчество поэта Гаджи Ахтынского, ставшим первым поэтом-пролетарием не только в лезгинской, но и во всей дагестанской литературе.

    Представители лезгинского народа активно участвовали в общественно-политических и революционных событиях в Азербайджане конца XIX - начала XX вв. Так, например, первым министром государственного контроля АДР стал лезгин Ибрагим-бек Гайдаров. В 1938 году в Верховный Совет Азербайджанской ССР I-ого созыва было избрано 7 лезгин.

    Лезгины считают Азербайджан своей родиной


    Сахиб Ширинов - доброволец азербайджанской армии - был одним из бойцов разведывательного отряда в период первой Карабахской войны. Он окончил Институт иностранных языков и работал сельским учителем, но после начала войны в Карабахе присоединился к силам самообороны Ходжавендского района.

    Вот цитата из его интервью:

    "Во время боевых действий отличается и оценивается не национальная принадлежность, а мужской характер, храбрость, - говорит лезгин Ширинов. - Это война всех народов Азербайджана. В Азербайджане уважение к лезгинам настолько сильно, что может позавидовать любой человек. Каждый сантиметр этой страны дорог нам. Карабахская война еще раз доказала мужество лезгин. Мужество - это не только отвага, но и верность, любовь к отчизне, непримиримость к предательству".

    В Азербайджане помнят о подвигах двух Героев Азербайджана, лезгин по национальности -Фахраддина Мусаева и Сергея Муртазалиева , которые, по сути, основали в стране боевую авиацию.

    После распада СССР в Азербайджане было восстановлено обучение на лезгинском языке. К 2010 году школ с лезгинским языком обучения было уже 126. Чтобы подготовить учителей для этих школ в Гусарском районе был открыт филиал Бакинского педагогического училища.

    Подготовил Али МАМЕДОВ