• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    1. Новый союзный договор, его суть, сторонники и противники, результат

    На IV Съезде народных депутатов РСФСР (май 1991 года) было принято решение о проведении выборов президента РСФСР, которые были назначены на 12 июня. Лучшие шансы быть избранным на этот пост имел Б.Н. Ельцин.

    Он укрепил свои позиции и сформулировал условия подготовки и подписания нового Союзного договора: диалог всех политических сил и профессиональных объединений всех республик на принципах «круглого стола», формирование демократической коалиции партий, рабочих движений, различных объединений, отказ от применения силы, в том числе военной, как средства политической борьбы, развитие системы прямого народовластия, верховенство закона. Он призвал создать коалиционное правительство народного доверия и согласия для скорейшего подписания данного договора.

    Совершая поездки по стране летом 1990 года, Б.Н. Ельцин сформулировал основные черты тактики российского руководства по отношению к Союзному договору: «Учитывая, что мы от союзной структуры отказываемся, от всех министерств союзных отказываемся, все на себя берем, в России тоже не будет этой бюрократии… Вокруг России будут и другие союзные республики соответственно как-то консолидироваться. Потому что как только мы приняли Декларацию о суверенитете, так сразу приняли Декларацию Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия», .

    Чтобы ослабить позиции союзных республик на переговорах о Союзном договоре, Горбачев попытался привлечь к его подготовке не только союзные, но и автономные республики в составе союзных. Российские политики увидели в этом враждебный шаг по отношению к РСФСР, потому что тем самым статус автономий поднимался до уровня республик. В результате напряжение в борьбе за суверенитет перекинулось на внутриреспубликанский уровень.

    В ходе обсуждения Союзного договора Б.Н. Ельцин отстаивал независимость России как субъекта международных отношений. По сути, такой подход означал конфедеративное устройство Союза. Фактором объединения должен был стать межреспубликанский общий рынок. Ельцин соглашался передать на союзный уровень только Министерство обороны, Министерство путей сообщения и Министерство атомной энергетики, .

    В конце июля 1991 года Россия в числе семи союзных республик согласилась заключить новый Союзный договор. Украина ждала референдума.

    23 июля 1991 года состоялось самое большое совещание по тексту договора. Обсуждение длилось 12 часов, но один из самых важных разделов - о союзных налогах - остался неурегулированным. 29 июля М.С. Горбачев встретился с Б.Н. Ельциным и Н. Назарбаевым, чтобы выработать план действий после подписания договора. Они сошлись на том, что пост президента будущего обновленного Союза займет Горбачев.

    2 августа М.С. Горбачев выступил по телевидению с обращением к населению и объявил, что Союзный договор «открыт к подписанию». Он уверял, что «война законов» будет закончена, союзная государственность будет сохранена.

    5 августа текст договора отправили в республики. В Верховный Совет РСФСР текст поступил 10 августа, а на 20 августа было назначено подписание, после которого договор вступал в силу. Тщательно отработанный протокол подписания договора исключал участие и союзного, и республиканских парламентов, ни слушания, ни голосования в парламенте не предусматривались, .

    В договоре была статья о создании Союза Суверенных Республик - суверенного федеративного демократического государства как правопреемника СССР. Новая аббревиатура (ССР) принципиально меняла характер будущего Союза. Участниками договора становились государства, обладающие всей полнотой суверенной политической власти, .

    К полномочиям нового Союза относились внешняя политика, обеспечение государственной безопасности, защита суверенитета Союза и его субъектов, внешнеэкономическая деятельность. Для выполнения этих функций предполагалось формировать союзный бюджет. Предусматривалась следующая структура власти: глава государства - президент, обладающий высшей исполнительно-распорядительной властью и избираемый на всеобщих выборах, и двухпалатный Верховный Совет, одна палата которого - Совет Союза - избирается непосредственно населением, а другая - Совет Республик - формируется высшими органами власти республик. Съезд народных депутатов не предусматривался. Должны были быть сформированы Кабинет министров, Конституционный суд, прокуратура. На основе Союзного договора предстояло выработать и новую Конституцию ССР.

    Проект Союзного договора был компромиссным и потому крайне противоречивым. Например, Союз создавался по «принципу матрешки», так как включал в себя «государства непосредственно» или в «составе других государств», при этом говорилось, что они «обладают равными правами и несут равные обязанности», . Конструкцию, в которой целое уравнивается с частями, крайне неустойчива. Автономная республика получала право выхода из состава Союза, но могла при этом оставаться в составе союзной республики; ее граждане являлись бы гражданами Союза, но не обязательно союзной республики. Не был решен вопрос о процедуре разрешения противоречий между союзными законами и законами автономных республик. Межгосударственный характер приобретали административные границы между республиками. Эти и многие другие противоречия проекта открывали путь к развалу союзных республик.

    Достаточно сбалансировано была разведена компетенция Союза и входящих в него государств в сфере обороны, безопасности, правоохранительных органов, внешней политики, денежной эмиссии. Однако спорными оставались вопросы: какие союзные министерства должны остаться, какой должна быть налоговая система?

    Проект критиковали и демократы, и консерваторы. Демократы, как и национальные элиты республик, считали, что такой договор возрождал имперские традиции и ущемлял национальный суверенитет. Консерваторы, напротив, видели в нем угрозу для сохранения целостности Союза, оценивали его как «трамплин» для выхода из состава СССР большинства союзных республик. Они предлагали пересмотреть этот документ на Верховном Совете, а затем Съезде народных депутатов.

    Отсутствие согласия в обществе по поводу проекта Союзного договора предопределило ход истории. Поставить свои подписи под этим документом соглашались лидеры лишь семи республик. От любых переговоров по этому поводу отказались государства Балтии. Столь же категорично о своей независимости заявила Грузия. Центробежные тенденции были сильны в Азербайджане и Молдове. Украина ждала референдума. Активно поддерживали идею «обновленного Союза» республики Средней Азии, которые рассчитывали на сохранение традиционных финансовых вливаний из России. Союзное руководство планировало подписать договор 20 августа 1991 года.

    Согласившись подписать Союзный договор, Б.Н. Ельцин мучился сомнениями: не станет ли этот документ ловушкой для России? Выступая на «Радио России» 10 августа 1991 года, глава российского государства заявил, что после подписания договора власти союзных ведомств придет конец, что мы, россияне, немедленно откажемся от услуг союзных министерств, все предприятия перейдут под юрисдикцию России. 16 августа «Российская газета» опубликовала заявление координационного совета движения «Демократическая Россия», в котором звучало предостережение от подписания этого договора, .

    Таким образом, подписание Союзного договора оказалось в эпицентре противоборства между главными политическими силами. В зависимости от того, кто победит, должны были сложиться личные судьбы политиков союзного и республиканского уровней. Впрочем, по прошествии почти двух десятков лет стало очевидным, что подписание договора вряд ли могло предотвратить распад СССР как единого государства.

    К августу 1991 года перераспределение властных полномочий в пользу республиканских элит зашло так далеко, что возврата к унитарному Союзу уже не было. У политического руководства разных союзных республик имелись зачастую диаметрально противоположные взгляды на пути модернизации своих регионов. Не только республики Прибалтики, но и Россию нельзя было «впрячь в одну телегу» с Туркменией и Таджикистаном. Республиканские элиты жаждали получить все атрибуты независимости, включая собственную валюту, право печатать деньги, полномочия в сфере обороны и иностранных дел.

    Не работали на новый Союзный договор и перспективы общего рынка. Ведь в республиках еще не проводилась приватизация, не было частных собственников предприятий, которые могли бы получить весомые преимущества от общего рынка, .

    2. Создание ГКЧП, его цели и состав

    Ранним утром 19 августа 1991г. граждане СССР узнали о том, что в стране сменилась власть. Центральное телевидение сообщило, что руководство взял на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В его состав вошли почти все руководители страны, кроме президента Михаила Горбачева, .

    В состав ГКЧП вошли вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны Д. T. Язов, министр внутренних дел Б. К. Пуго, председатель КГБ В. А. Крючков, председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий СССР А. И. Тизяков, заместитель председателя Совета обороны О. Д. Бакланов, .

    События, позже названные августовским путчем, изменили ход истории огромной страны. По мнению многих историков, именно переворот, организованный советской элитой, ускорил падение коммунистического режима и распад Советского Союза.

    Напомним, члены ГКЧП объясняли свои действия необходимостью «преодоления глубокого и всестороннего кризиса». С этой целью в стране вводилось чрезвычайное положение, ограничивалась свобода партий и собраний, приостанавливалась деятельность региональных органов власти. «Для обеспечения безопасности» в Москву были введены войска.

    Отсутствие в составе ГКЧП президента Михаила Горбачева, отдыхавшего в тот момент в своей резиденции в Крыму, объяснялось плохим состоянием его здоровья. Как выяснилось позже, у главы государства со здоровьем все было хорошо, но он был фактически заблокирован в своей резиденции в Форосе и оставлен без связи, .

    Однако уже с первого дня стало ясно, что действия заговорщиков непродуманны. Фактически взять под контроль ситуацию ГКЧП удалось лишь в мятежных республиках Прибалтики, где ОМОН в кратчайшие сроки занял здания администраций и телевидения. В Москве же военные не только не овладели Белым домом, где тогда находилось руководство Российской СФСР, но и не задержали президента России Бориса Ельцина, сумевшего прибыть в Москву из своей резиденции в Подмосковье.

    Уже 19 августа Б.Ельцин в своих указах назвал действия ГКЧП незаконными и призвал региональные власти подчиняться распоряжениям правительства России. Возле Белого дома начали собираться оппозиционные политики, деятели культуры и простые москвичи, пожелавшие оборонять законно избранное правительство республики. Многие жители столицы отправились в центр, чтобы уговорить солдат не применять силу по отношению к народу.

    Не удалось путчистам организовать и информационную блокаду оппозиции. В Москве появились подпольные издания газет, работали оппозиционные радиостанции, заглушить которые не удавалось. Транслировавшийся центральным телевидением балет «Лебединое озеро» особой популярностью не пользовался.

    Не пошла на пользу ГКЧП и организованная участниками заговора пресс-конференция. Они сильно волновались, а у вице-президента Геннадия Янаева тряслись руки. Вдобавок на пресс-конференции звучали крайне неудобные вопросы, в которых события 19 августа сравнивались с государственным переворотом, .

    Что касается регионов, то во многих республиках местные руководители заняли выжидательную позицию, рассчитывая при любом исходе событий сохранить власть.

    Как позже писал в своих мемуарах генерал Александр Лебедь, командовавший ВДВ, у него был силовой план разрешения конфликта, захвата Белого дома и ареста руководителей России. Однако пойти на конфронтацию, результатом которой могло быть большое количество жертв, члены ГКЧП не решились. Столкновения имели место лишь в ночь на 21 августа. На Садовом кольце в результате погибли три человека. Позже они были названы героями.

    Понимая провал своей акции, члены ГКЧП сначала решились на вывод войск из Москвы, а днем 21 августа отправились в Крым, чтобы договориться с М.Горбачевым. Президент страны отказался с ними разговаривать и отстранил всех от должностей. Позже члены ГКЧП были арестованы.

    Спустя три дня после создания ГКЧП этот орган прекратил свое существование. Над Белым домом 22 августа был поднят российский триколор (этот день позже стал Днем государственного флага), а 23 августа Борис Ельцин подписал указ о роспуске Компартии РСФСР. В этот же день символом окончательного краха переворота стал демонтаж памятника Феликсу Дзержинскому возле здания КГБ .

    3. Результат и последствия Августовского путча

    августовский путч горбачёв

    Августовский путч -- попытка отстранения М. С. Горбачёва с поста Президента СССР и смены проводимого им курса «Перестройки», предпринятая Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) -- группой консервативно настроенных деятелей из руководства ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ -- 19 августа 1991 года, .

    Провал путча ускорил процессы, происходившие в СССР со второй половины 80-х гг. Вследствие того что значительная часть руководства КПСС оказалась замешанной в выступлении ГКЧП, деятельность Компартии была запрещена, ее имущество национализировано. Коммунистический режим в стране был ликвидирован.

    В августе--сентябре большинство советских республик объявило о своей независимости. Проходивший со 2 по 5 сентября V Внеочередной съезд народных депутатов СССР принял решение о прекращении своих полномочий. Был объявлен переходный период для формирования новой системы государственных отношений между республиками. Съезд сформировал временные органы власти. Президент СССР предпринимал попытки заключить новый союзный договор, однако становилось все очевиднее, что сохранить какое-либо единое государственное образование на территории СССР невозможно. Зрела опасность неуправляемого распада государства.

    В декабре 1991 г. лидеры трех славянских республик -- Белоруссии, России, Украины -- заявили о прекращении существования СССР и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на совещании в Алма-Ате к нему присоединились другие бывшие союзные республики. 25 декабря стал последним днем работы Президента СССР М.С. Горбачева. СССР прекратил свое существование, .

    Большинство наших граждан в то время отрицательно отнеслись к путчу, поскольку это действительно был возврат в старый тоталитарный режим, с жесткой цензурой, четким распределением средств производства, а также отсутствием возможности заниматься предпринимательской деятельностью. Однако с позиции сегодняшних дней августовский путч 1991 года можно оценить более трезво, поскольку будущие события 1992-1995 годов показали, что в некоторых моментах мятежники оказались правы, поскольку в это время наша страна действительно была попросту разграблена, многие предприятия остановлены, грамотные специалисты остались без работы, страну захлестнула волна бандитизма и гиперинфляции.

    К счастью, это время удалось преодолеть, однако августовский путч необходимо помнить, поскольку он являлся своего рода предупреждением возможности такого развертывания событий, которые и произошли в будущем. Само собой, никто не оправдывает заговорщиков, поскольку государственный переворот не должен иметь место ни в какой стране. Все должно происходить исключительно в мирном демократическом русле, однако, история показывает, что мирных революций практически никогда не бывает, поскольку в большинстве случаев они сопровождаются массовыми жертвами. Путч в Москве вызвал большой социальный резонанс, который еще в течение нескольких лет сказывался на обществе, а также взглядах как обычных граждан, так и государственных чиновников. Историю необходимо помнить всегда, поскольку она имеет свойство повторяться, .

    "Холодная война": причины, суть, последствия

    Начало ее было связано с атомным оружием. Американские военные, мыслившее привычными категориями голой силы, стали приискивать надлежащие средства для удара по "врагу", то есть по Советскому Союзу. Философским камнем при решении проблемы...

    Брак в Древнем Риме

    Брачный договор (лат. tabulae nuptiales) не являлся обязательным для заключения брака, однако такой договор часто составлялся, так как он регулировал вопросы, связанные с приданым и формальностями его выплаты в случае развода...

    Зарождение науки о разработке нефтяных месторождений

    В 1942 г. в Московском нефтяном институте было создано Проектно-исследовательского бюро (ПИБ). Работу бюро возглавил Б.Б. Лапук, а позже А.П.Крылов. Упоминание ПИБ в данном параграфе не случайно...

    Исследование системы государственного управления в период НЭПа

    К концу Гражданской войны на территории бывшей Российской империи сложился сложный конгломерат государственных образований, в той или иной мере связанных с Советской Россией. Польша, Финляндия, Латвия, Литва...

    Коллегиальная реформа Петра I

    Перечисленные ранее основополагающие документы КИД четко определяли функции каждого ее подразделения и каждого должностного лица персонально. Возглавлял Коллегию иностранных дел президент-канцлер, граф Гаврила Иванович Головкин...

    Коллективизация в СССР

    Коллективизация -- это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства. Глубокое революционное преобразование не только села и сельского хозяйства, но и всей страны. Она повлияла на всю экономику...

    Опричнина Ивана Грозного: как это было

    В 1566 г. ушел на покой по болезни митрополит Афанасий. Царь предложил митрополичий престол казанскому архиепископу Герману Полевому. Герман оказался противником насилия и опричнины...

    Революция 1917 года

    Таким образом, стиралась вся прежняя царская политика. В корне ломались вековые устои общества, нарушались представления о государстве вообще. Для русского народа все было незнакомым. Никто не знал, чего ждать от завтрашнего дня...

    Реформы Петра I

    Основной отраслью экономики России начала 18 века оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать 3-х польная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес, а основными орудиями производства - соха...

    Решения республик об образовании Союза ССР

    В Договоре об образовании СССР подчеркивалось, что независимые советские республики РСФСР, ЗСФСР...

    События холодной войны

    После окончания Второй Мировой войны страны Западной Европы и США объединились против СССР. Советский Союз же, стремясь обезопасить себя, создал вокруг своей границы своего рода буфер, окружив себя странами...

    Столыпинские реформы и их осуществление на территории Беларуси

    Аграрная политика П.А. Столыпина ускорила развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве, способствовала появлению социального слоя крестьян-собственников, дала рабочую силу не только сельскому хозяйству, но и промышленности...

    Холодная война

    США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками - НАТО и ОВД. Хотя Соединённые Штаты и Советский Союз не вступали в прямое военное столкновение...

    Школы Древнекитайской мысли

    Даосизм, т.е. учение о Дао в духе метафизики, натурфилософии и откровенной мистики, -- сложный комплекс идей. Он появился сравнительно поздно, на рубеже IV--III вв. до н.э., если даже не в III в. до н.э....

    Экономическая политика правительства Ли Пена

    В последнее время мир сконцентрировал свое внимание на угрозах Пекина против Тайваня и на все ухудшающихся отношениях с Соединенными Штатами...

    Идея обновления Союзного договора 1922 года была выдвинута еще на Первом Съезде народных депутатов СССР весной 1989 года. На Четвертом Съезде народных депутатов СССР в декабре 1990 года, когда обсуждался комплекс вопросов о перспективах советского государства, было принято постановление съезда «Об общей концепции нового Союзного Договора и порядке его заключения».

    В развитие «плана автономизации» предполагалось, что обновленный Союз будет основан на «принципах, изложенных в декларациях республик и автономий о государственном суверенитете». Считалось, что в первоочередном порядке должно быть проведено согласование разграничения полномочий между Союзом и каждым субъектом будущей федерации в отдельности. Наконец, в постановлении подчеркивалось, что «главным условием достижения согласия является соблюдение до подписания нового Союзного Договора всеми государственными органами действующих Конституции СССР и союзных законов».

    Цит. по: Постановление Съезда народных депутатов СССР от 25 декабря 1990 г. № 1858-1 «Об общей концепции нового Союзного Договора и порядке его заключения» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 1. Ст. 2.

    Новая программа действий получает название «Ново- Огарсвский процесс», когда 23 апреля 1991 года Президент СССР М.С. Горбачев проводит первые консультации с руководителями РСФСР, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении в своей резиденции Ново-Огарево на Рублево-Успенском шоссе возле деревни Усово под Москвой. Эта встреча, как и ряд других, состоявшихся в таком же составе, получила название

    «9+1» - девять союзных республик СССР и Президент СССР, олицетворявший союзный Центр.

    Успех мероприятия был во многом предопределен участием в ней РСФСР. В начале апреля 1991 года самый популярный из руководителей союзных республик - Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин одерживает важную политическую победу. На Четвертом Съезде народных депутатов РСФСР ему удается добиться решительной поддержки своим планам политических и экономических реформ. Б.Н. Ельцин, в частности, предлагает формирование широкой демократической коалиции и начало диалога всех политических сил всех союзных республик. В основе этого диалога должны лежать принцип отказа от применения силы как средства политической борьбы, развитие системы прямой демократии и реализация решений референдумов СССР и РСФСР.

    В экономической области, по мнению Б.Н. Ельцина, главное - это создание системы реального разделения властей по принципу «сдержек и противовесов» и как можно более быстрый переход на рыночные отношения, чтобы «покончить с нестабильностью, разрухой и социальной апатией» 1 . Чтобы преодолеть разрушительные последствия «плана автономизации» и сдержать сепаратистские устремления ряда республик в составе России, Съезд народных депутатов РСФСР принимает решение действовать на союзном уровне в рамках единой российской делегации, но заключить впоследствии специальный Федеративный договор между субъектами РСФСР . Президент СССР М.С. Горбачев обещает поддержать эту позицию РСФСР и обеспечивает тем самым участие Б.Н. Ельцина в ново-огаревских консультациях.

    Долгие девятичасовые консультации в Ново-Огарево завершаются принятием Совместного заявления Президента СССР и руководителей девяти союзных республик «О безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса» , которое журналисты сразу стали называть по числу частников «Соглашение 9+1».

    Ключевая идея ново-огарсвского «Соглашения 9+1» - попытка быстрой разрядки политической обстановки в СССР и снижение уровня противостояния Центра и союзных республик. Президент СССР М.С. Горбачев фактически обменивает политическую поддержку руководителей республик в составе СССР на обещание принять в августе 1991 года новый Союзный договор «с учетом итогов проведенного всесоюзного референдума» и до конца 1991 года - Конституцию обновленного Союза, а также провести выборы новых союзных органов власти. Для союзных республик, которые согласятся подписать новый Союзный договор, в рамках образуемого ими единого экономического пространства, М.С. Горбачев предлагает установить особый режим наибольшего благоприятствования 1 . В Заявлении также содержался призыв к совместному проведению антикризисных мер, соблюдению норм действующей Конституции СССР впредь до принятия новой, осуществлению ряда социальных мер и отказу от забастовок.

    Старт «ново-огарсвского процесса», особенно обещание М.С. Горбачева до конца 1991 года сформировать новые органы власти, вызывает настоящую ярость партийных консерваторов и бюрократии. Для выработки позиции Коммунистической партии СССР по отношению к «Соглашению 9+1» 25 апреля 1991 года собирается объединенный Пленум Центрального Комитета и Центральной Контрольной Комиссии КПСС. Один из лидеров «консервативного крыла» коммунистов, член Политбюро ЦК КПСС и первый секретарь ЦК Коммунистической партии РСФСР Иван Кузьмин Полозков требует введения в СССР чрезвычайного положения, обвиняет М.С. Горбачева в развале страны и настаивает на выражении ему недоверия. В ответ М.С. Горбачев заявляет о своем намерении сложить с себя обязанности Генерального секретаря ЦК КПСС 2 . В итоге

    • 1 В частности, подтверждаются обязательства союзных органов и республик, зафиксированные в двухсторонних экономических соглашениях по налоговым платежам на 1991 год. По решению Кабинета Министров СССР подлежит отмене 5% налог на продажу ряда товаров повседневного спроса, снижаются тарифы на железнодорожный и авиационный транспорт, решается вопрос об индексации доходов населения.
    • 2 Буквально М.С. Горбачев говорит: «Вы тут решайте, а я пошел». После экстренного заседания Политбюро ЦК КПСС было решено поставить на голосование не сам вопрос о доверии, а только вопрос о включении такого вопроса в повестку дня совместного пленума. В конце концов, было принято решение: «...исходя из высших интересов страны, народа, партии, снять с рассмотрения выдвинутое М.С. Горбачевым предложение о его отставке с поста Генерального секретаря ЦК КПСС». Предложение Политбюро ЦК КПСС было поддержано подавляющим большинством при 13 - «против» и 14 - «воздержавшихся (РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 12. Д. 26).

    На этом фоне Россия решительно выступила в поддержку новой политики М.С. Горбачева. 26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Постановление «О совместном заявлении Президента СССР и руководителей девяти союзных республик», в котором заявил «о своей поддержке намеченной программы стабилизации общества и сохранения Союзного государства» 1 . Депутаты постановили безотлагательно приступить к реализации на территории РСФСР антикризисных мер, намеченных в совместном заявлении. Рекомендовали Комиссии Съезда народных депутатов РСФСР по разработке предложений к проекту Союзного договора «ускорить разработку проекта нового Союзного договора, руководствуясь результатами всесоюзного референдума и предложениями, содержащимися в заявлении», а также обратились «к гражданам РСФСР, трудовым коллективам, общественным организациям, партиям и движениям с призывом воздержаться от акций гражданского неповиновения и призывов к ним».

    Действительно, важным политическим последствием начала «Ново-Огарсвского процесса» становится резкое снижение уровня забастовочной активности. Тем нс менее накануне первомайских праздников Б.Н. Ельцин совершает поездку по городам Кузбасского угольного бассейна с планом полного перевода предприятий угольной промышленности под юрисдикцию РСФСР.

    Одновременно в России продолжается реформа системы государственного управления, связанная с введением поста Президента РСФСР, созданием новых органов власти и других республиканских структур. В частности, 6 мая 1991 года был учрежден Конституционный Суд РСФСР, что, по мнению российского руководства, «должно послужить укреплению конституционного строя Российской Федерации, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении» .

    В тот же день Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин и Председатель КГБ СССР В.А. Крючков подписали протокол о создании КГБ РСФСР и назначении его руководителя, а 13 мая с выходом первого выпуска информационной программы «Вести» начинается регулярное вещание Российского телевидения. По результатам всенародного голосования, состоявшегося в день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1991 года, на пост Президента РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

    В 1991 году в условиях начавшегося распада единого экономического пространства СССР обновленное российское руководство нетрадиционным образом стимулировало укрепление горизонтальных экономических связей внутри республики, в частности путем создания межрегиональных ассоциаций 1 . В основу такой модели хозяйствования был положен комплекс мер по развитию кооперации между территориями путем реализации совместных проектов на долевой основе. Смыслом таких чрезвычайных, по сути, действий была попытка сохранения в условиях экономического кризиса группы территорий

    ‘В начале 1990-х годов в Российской Федерации функционировало восемь межрегиональных ассоциаций: «Северо-Запад», «Центральная Россия», «Большая Волга», «Черноземье», «Сибирское соглашение». Ассоциация экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР, Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа, Дальневосточная ассоциация экономического взаимодействия. Несколько особняком стояла созданная в феврале 1992 года Ассоциация автономных округов Российской Федерации.

    Принцип функционирования таких ассоциаций иллюстрирует, например, решение о создании Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». В частности, в июле 1991 года до «принятия соответствующих законодательных актов РСФСР Ассоциации было предоставлено право:

    определять порядок природопользования и взимания платы за пользование природных ресурсов,

    оставлять в распоряжении участников Ассоциации 10 процентов продукции, произведенной расположенными на их территории предприятиями для формирования региональных фондов товарных и сырьевых запасов,

    выдачи разрешений на бартерные сделки, лицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг) для участников Ассоциации в пределах установленных квот,

    регулировать размер фонда потребления предприятий и организаций, расположенных на территории участников Ассоциации с учетом сбалансированности товарной и денежной массы,

    самостоятельно определять на 1991 - 1993 годы дополнительные льготы по налогам на прибыль предприятий и организаций, расположенных на территории участников Ассоциации,

    самостоятельно формировать долгосрочные прямые поставки продовольствия между участниками Ассоциации в счет поставок в республиканские фонды с 1 сентября 1991 года» (цит. по: Распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. № 1503/1-1 «Вопросы деятельности Межрегиональной ассоциации “Сибирское соглашение”» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 936).

    с относительно стабильной социально-экономической обстановкой.

    В начале лета 1991 года раскол в союзном руководстве приобретает черты прямого противостояния, тогда как до развязки остаются считанные дни. Руководители союзных силовых ведомств меняют тактику и пытаются заручиться поддержкой депутатов Верховного Совета СССР, члены которого не только участвовали в выборах Президента СССР, но и могли пострадать больше всего при успехе «ново-огаревского процесса» 1 . Ключевую роль в противостоянии новой политике М.С. Горбачева играет Кабинет Министров СССР под руководством

    На заседании Верховного Совета СССР 17 июня 1991 года Премьер-министр В.С. Павлов требует для Кабинета Министров СССР чрезвычайных полномочий, мотивируя это тем, что в результате политической нестабильности и падения трудовой дисциплины за пять месяцев 1991 года экономика СССР сильно деградировала, а дефицит союзного бюджета за этот период превысил 39 млрд рублей. Премьер-министр СССР фактически обвиняет Президента СССР М.С. Горбачева в бездействии. Затем, на закрытом заседании Верховного Совета СССР, с информацией о текущем состоянии дел перед депутатами выступают Министр обороны, Министр внутренних дел и Председатель КГБ СССР. В частности, Председатель КГБ СССР Владимир Александрович Крючков называет реформы перестройки заговором Центрального Разведывательного Управления США, который проводится через «агентов влияния» в СССР, и отмечает, что «если не будут приняты чрезвычайные меры, наша страна прекратит свое существование» .

    Дело шло фактически к конституционному перевороту, так как Президент СССР избирался Съездом народных депутатов

    СССР и Верховный Совет мог начать процесс отстранения его от власти.

    На следующий день встревоженный М.С. Горбачев лично пришел на заседание Верховного Совета СССР и в результате смог дезавуировать выступление В.С. Павлова, добился соответствующего голосования. Однако всем становилось ясно: Президент СССР утрачивал контроль над Верховным Советом СССР.

    17 июня 1991 года в Ново-Огарево Президентом СССР по формуле «9+1» был согласован новый проект Союзного Договора. Всего было подготовлено пять различных вариантов этого документа, однако тогда закрепилось его окончательное наименование - Договор о Союзе суверенных государств.

    Несмотря на формальный прогресс в работе над Союзным Договором, Россия была недовольна позицией Президента СССР и союзного Центра в отношении признания равноправия автономий.

    Как отмечал в своем интервью 2 июля 1991 года Председатель Комитета Верховного Совета РСФСР по законодательству

    С.М. Шахрай, «Союзный Договор в том виде, в котором он опубликован и передан в Верховные Советы республик для одобрения и подписания, означает для России прекращение политических преобразований, замедление или отказ от радикальной экономической реформы и, соответственно, отказ от надежд на скорое улучшение жизни.

    • (...) Каждая республика в составе РСФСР - это часть Российского государства. Но планируется, что она будет выступать по отношению к Союзу наравне с целым. В данном случае целым является вся РСФСР. Но если часть приобретает такие же права, как целое, то она сама становится целым. И, естественно, в таком случае бывшие автономные республики перестают входить частью в РСФСР.
    • (...) России нельзя подписывать Союзный договор, не определившись с собственной федеративной структурой. Но в предполагаемом варианте федеративный договор ставит Россию на грань феодальной раздробленности... Союзный договор нуждается в очень серьезной и быстрой доработке» 1 .

    В ответ на это Верховный Совет СССР в своем постановлении «О проекте Договора о Союзе суверенных государств» прямо установил: «...указать в проекте Союзного

    • 1 Союзный договор. Что несет он народам России // Российская газета. № 137 (183). 1991. 2 июля. С. 1-2.

    Договора, что участниками его заключения и, соответственно, субъектами федерации являются как суверенные государства - республики, так и республики, входящие в них на договорных или конституционных основах. Каждая из республик обладает правом подписания текста Союзного Договора» 1 .

    Работа над проектом Договора о Союзе Суверенных Государств была завершена 23 июля 1991 года. В августе российская делегация принимает официальное решение подписать этот документ . Само подписание Договора намечено на 20 августа 1991 года, а 4 августа Президент СССР М.С. Горбачев отбывает на отдых в свою резиденцию в Форосе на Южном берегу Крыма.

    В современной истории России было три проекта основополагающих документов, работа над которыми потребовала много времени, огромных усилий множества людей, породила самые разные надежды, но закончилась ничем. Это - Программа «500 дней», проект Договора о Союзе Суверенных Государств и проект новой Конституции Российской Федерации - России, который на протяжении ряда лет разрабатывала Конституционная комиссия Съезда народных депутатов РСФСР. Вследствие катастрофического отставания разработчиков от темпов реальных событий, на практике в нашей стране были реализованы совсем другие политические и экономические решения. Но дело нс только в безрезультатно потраченных усилиях. Эти непринятые документы - «призраки» настолько сильно повлияли на мировоззрение многих политиков, что связанные с ними идеи, например, представления о возможности экономического союза суверенных республик, об «учредительном характере» Федеративного договора, о принципиальном неравенстве конституционных статусов субъектов Федерации или о необходимости восстановления всевластия Советов народных депутатов, нс только имели долгое юридическое и политическое «эхо», но и во многом определили накал и направленность будущего конституционного кризиса в России в 1992-1993 годах.

  • Закон РСФСР от 06 мая 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР» //Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 19. Ст. 62Г
  • "Депутаты Верховного Совета СССР боялись того, что при реформированииСоюза Верховный Совет будет распущен. 5 июля они даже приняли специальное решение о том, что Съезд и Верховный Совет СССР должны доработать прилюбых условиях до окончания своих полномочий - до 1994 года.
  • Формально, в соответствии с поправками в Конституцию СССР это былоправительство, подчиненное непосредственно М.С. Горбачеву, однако «напрактике в истории перестройки это оказался самый независимый от Президента СССР институт исполнительной власти, созданный в расчете на поддержкуконсервативных сил в советском руководстве» (цит. по: Стародубровская И.В.,May В.А. Великие революции: От Кромвеля до Путина. М.: Вагриус, 2004).
  • ’В своем выступлении Председатель КГБ СССР В.А. Крючков использовал текст письма Ю.В. Андропова «О планах ЦРУ по приобретению агентурывлияния среди советских граждан», которое было им направлено в 1977 году вПолитбюро ЦК КПСС (см. подробнее: Крючков В.А. Личное дело: В 2 ч. М.:Олимп. 1996. Ч. 2).
  • ‘Постановление Верховного Совета СССР от 12 июля 1991 г. № 2335-1«О проекте Договора о Союзе суверенных государств» // Ведомости СНД и ВССССР. 1991. № 29. Ст. 853.
  • Независимая газета. 1991. 13 августа.
  • СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР

    Суверенные республики - участники Договора,

    выражая волю народов к обновлению своего Союза, исходя из близости исторических судеб, стремясь жить в дружбе, согласии, обеспечивая равноправное сотрудничество;

    имея в виду интересы материального благосостояния и духовного развития народов, взаимообогащения национальных культур, обеспечения общей безопасности;

    извлекая уроки из прошлого и принимая во внимание изменения, в жизни страны и во всем мире;

    решили на новых началах построить свои отношения в Союзе Суверенных Советских Республик.

    I.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

    Первое. Каждая республика – участник Договора является суверенным государством и обладает всей полнотой государственной власти на своей территории.

    Союз ССР – суверенное федеративное государство, образованное в результате добровольного объединения республик и осуществляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его наделили участники Договора.

    Второе. Республики, образующие Союз Суверенных Советских Республик, признают неотчуждаемое право каждого народа: на самоопределение и самоуправление, самостоятельное решение всех вопросов своего развития. Они будут решительно выступать против расизма, шовинизма, национализма, любых попыток ограничения прав народов. Участники Договора будут исходить из сочетания общечеловеческих и национальных ценностей.

    Третье. Республики признают важнейшим принципом своего объединения приоритет прав человеке, провозглашенных во Всеобщей декларации ООН и международных пактах. Гражданам СССР гарантируются возможность изучения и использования родного языка, беспрепятственный доступ к информации, свобода вероисповедания и другие политические и личные свободы.

    Четвертое. Республики видят важнейшее условие свободы и благосостояния в формировании и развитии гражданского общества. Они будут стремиться к удовлетворению потребностей людей на основе свободного выбора форм собственности и методов хозяйствования, реализации принципов социальной справедливости и защищенности.

    Пятое. Республики самостоятельно определяют свое государственное устройство, административно-территориальное деление, систему органов власти и управления. Они признают общим фундаментальным принципом демократию, основанную на народном представительстве, и стремятся к создании правового государства, которое служило бы гарантом против любых тенденций к авторитаризму и произволу.

    Шестое. Республики считают своей важной задачей сохранение и развитие национальных традиций, государственную поддержку образования, науки и культуры. Они будут содействовать интенсивному обмену и взаимообогащению гуманистическими духовными ценностями народов страны и всего мира.

    Седьмое. Республики заявляют, что их главные цели на международной арене - прочный мир, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения, сотрудничество государств и солидарность народов в решении всех других глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

    II. УСТРОЙСТВО СОЮЗА

    Статья 1. Членство в Союзе

    Членство республик в Союзе ССР является добровольным. Республики - участники Договора входят в Союз непосредственно либо в составе других республик, что не ущемляет их прав и не освобождает от обязанностей по Договору.

    Отношения между республиками, одна из которых входит в состав другой, регулируются договорами и соглашениями между ними. Члены Союза могут ставить вопрос о прекращении членства в СССР республики, нарушающей условия Договора и принятые ею обязательства.

    Статья 2. Гражданство

    Гражданин республики, входящей в Союз ССР, является одновременно гражданином СССР.

    Граждане имеют равные права и обязанности, закрепленные Конституцией, законами и международными договорами СССР. Статья 3. Территория

    Территория Союза ССР состоит из территорий всех республик – участников Договора.

    Границы между республиками могут изменяться только по согласованию между ними.

    Республики гарантируют политические права и возможности социально-экономического и культурного развития всем народам, проживающим на их территории.

    Статья 4. Отношения между республиками Республики – участники Договора строят свои взаимоотношения в составе Союза на основе равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, разрешения всех споров мирными средствами, сотрудничества, взаимопомощи, добросовестного выполнения обязательств по Союзному договору и межреспубликанским соглашениям.

    Республики обязуются не допускать размещения на своей территории вооруженных формирований и военных баз иностранных государств, не заключать соглашений, противоречащих целям Союза или направленных против интересов входящих в него республик.

    Статья 5. Полномочия Союза.

    Участники Договора наделяют Союз ССР следующими полномочиями:

    1) принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений и дополнений; обеспечение совместно с республиками основных прав и свобод граждан СССР;

    2) защита суверенитета и территориальной целостности Союза; определение и охрана Государственной границы СССР, обеспечение государственной безопасности СССР; организация обороны и руководство Вооруженными Силами СССР; объявление войны и заключение мира;

    3) выработка и осуществление внешней политики Союза; заключение международных договоров СССР; представительство Союза в отношениях с другими государствами и в международных организациях; координация внешнеполитической деятельности республик; регулирование внешнеэкономической деятельности СССР и координация внешнеэкономических связей республик; таможенное дело;

    4) определение совместно с республиками стратегии экономического развития страны и создание условий для развития общесоюзного рынка; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, основанной на общей валюте; составление и исполнение союзного бюджета; хранение и согласованное с республиками использование золотого запаса и алмазного фонда; осуществление общесоюзных программ, создание фондов развития, фондов для ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф;

    5) совместное с республиками управление единой топливно-энергетической системой страны, железнодорожным, воздушным, морским и магистральным трубопроводным транспортом; управление оборонными предприятиями, космическими исследованиями, союзными системами связи и информации, геодезии, картографии, метрологии и стандартизации; установление основ использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, проведение согласованной экологической политики;

    6) установление совместно с республиками основ социальной политики, включая вопросы услозий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования, здравоохранения, заботы о материнстве и детстве;

    7) координация межреспубликанского сотрудничества в области культуры и образования, фундаментальных научных исследований и стимулирования научно-технического прогресса;

    8) установление основ законодательства по вопросам, согласованным с республиками; координация деятельности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью»

    Полномочия Союза не могут быть изменены без согласия всех республик.

    Статья 6. Участие республик в осуществлении полномочий Союза

    Республики участвуют в осуществлении полномочия Союза ССР посредством совместного формирования союзных органов, создания иных механизмов и процедур согласования интересов и действий.

    Каждая республика может путем заключения соглашения с Союзом ССР дополнительно передать ему осуществление отдельных своих полномочий, а Союз с согласия всех республик передать одной или нескольким из них осуществление на их территории отдельных своих полномочий.

    Статья 7. Собственность

    Союз ССР и республики обеспечивают свободное развитие и защиту всех форм собственности, включая собственность граждан и их объединений, государственную собственность.

    Республики являются собственниками земли, ее недр и других природных ресурсов на своей территории, а также государственного имущества за исключением той его части, которая необходима для осуществления полномочий Союза ССР.

    Регулирование законодательством республик отношений собственности на землю, ее недра и другие природные ресурсы не должно препятствовать реализации полномочий Союза.

    Статья 8. Налоги и сборы

    Республики самостоятельно определяют свой бюджет, устанавливают республиканские налоги и сборы.

    Для осуществления полномочий Союза ССР устанавливаются союзные налоги и сборы, определяются совместно с республиками долевые отчисления для реализации общесоюзных программ.

    Статья 9. Законы

    Республиканское законодательство на территории республик имеет верховенство по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза.

    Законы Союза ССР, принятые по вопросам его компетенции, имеют верховенство и обязательны для исполнения на территории всех республик.

    Законы Союза по вопросам, отнесенным к совместному ведению Союза и республик, вступают в действие, если против этого не возражает республика, чьи интересы затрагиваются данными законами.

    Конституция я законы Союза ССР, конституции и законы республик не должны противоречить положениям настоящего Договора и международным обязательствам СССР и республик.

    Республика вправе опротестовать Закон СССР, если он противоречит ее Конституции и выходит за пределы полномочий Союза. Союз вправе опротестовывать законодательные акты республик, если они нарушают настоящий Договор, Конституцию и законы СССР. Споры в обоих случаях решаются посредством согласительных процедур либо передаются в Конституционный суд СССР.

    III. ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

    Статья 10. Формирование органов власти и управления

    Союзные органы власти и управления формируются на основе широкого представительства республик и действуют в строгом соответствии с положениями настоящего Договора.

    Статья 11. Верховный Совет СССР.

    Законодательную власть Союза осуществляет Верховный Совет СССР.

    Верховный Совет СССР имеет две палаты: Совет Союза и Совет Национальностей. Совет Союза избирается населением всей страны по избирательным округам с равной численностью избирателей. Совет Национальностей формируется из делегаций высших представительных органов власти республик и органов власти национально-территориальных образований по согласованным нормам.

    Гарантируется представительство в Совете Национальностей всех народов, проживающих в СССР.

    Статья 12. Президент СССР

    Президент СССР – глава союзного государства, обладающий высшей распорядительно-исполнительной властью.

    Президент СССР выступает гарантом соблюдения Союзного Договора, Конституции и законов СССР; является Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР; представляет Союз в отношениях с зарубежными странами, осуществляет контроль за выполнением международных обязательств СССР.

    Президент избирается гражданами СССР большинством голосов в целом по Союзу и в большинстве республик. Статья 13. Вице-президент СССР Вице-президент СССР избирается вместе с Президентом СССР. Вице-президент СССР выполняет по уполномочию Президента СССР отдельные его функции и замещает Президента СССР в случае его отсутствия и невозможности осуществления им своих обязанностей.

    Статья 14. Совет Федерации

    Совет Федерации создается под руководством Президента Союза ССР в составе вице-президента СССР, президентов (глав государств) республик для определения основных направлений внутренней и внешней политики Союза, согласования действий республик.

    Совет Федерации осуществляет координацию и согласование деятельности высших органов государственной власти и управления Союза и республик, следит за соблюдением Союзного договора, определяет меры по проведению в жизнь национальной политики Советского государства, обеспечивает участие республик в решении вопросов общесоюзного значения, вырабатывает рекомендации по разрешению споров и урегулированию конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях.

    Статья 15. Кабинет Министров СССР Кабинет Министров СССР формируется Президентом СССР по согласованию с Верховным Советом СССР в составе Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, министров СССР, руководителей других государственных органов СССР.

    В состав Кабинета Министров СССР входят по должности главы правительств союзных республик.

    Кабинет Министров СССР подчинен Президенту СССР и несет ответственность перед Верховным Советом СССР.

    Для согласованного решения вопросов государственного управления в министерствах и ведомствах Союза ССР создаются коллегии, в состав которых входят по должности руководители соответствующих министерств и ведомств республик.

    Статья 16. Конституционный суд СССР Конституционный суд СССР осуществляет контроль за соответствием законов СССР и республик Союзному договору и Конституции СССР, разрешает споры между республиками, между Союзом и республикой, если эти споры не удалось урегулировать посредством согласительных процедур.

    Статья 17. Союзные суды

    Союзные суды – Верховный суд СССР, Хозяйственный суд СССР, суды в Вооруженных Силах СССР.

    Верховный суд СССР является высшим органом судебной власти Союза. Председатели высших судебных органов республик входят по должности в состав Верховного суда СССР.

    Статья 18. Союзная прокуратура

    Надзор за исполнением законодательных актов СССР осуществляет союзная прокуратура, возглавляемая Генеральным прокурором СССР.

    Статья 19. Государственный язык Союза Государственным языком СССР участники Договора признают русский язык, ставший средством межнационального общения.

    Статья 20. Столица Союза Столицей СССР является город Москва.

    Статья 21. Государственная символика Союза Союз ССР имеет свои герб, флаг и гимн.

    Статья 22. Вступление Союзного договора в силу Союзный договор вступает в силу с момента его подписания. Для республик, его подписавших, с той же даты считается утратившим силу Договор об образовании СССР 1922 года.

    Статья 23. Изменение Союзного договора Союзный договор или отдельные его положения могут быть отменены, изменены или дополнены только с согласия всех государств – членов СССР.


    Летом 1990 г. началась работа по подготовке принципиально нового документа, который должен был стать основой государства. Против пересмотра основ Союзного договора 1922 г. выступили большинство членов Политбюро и руководства Верховного Совета СССР. Поэтому Горбачев начал бороться против них с помощью избранного Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина и руководителей других союзных республик, которые поддерживали его курс на реформирование Советского Союза.

    Главной идеей, заложенной в проект нового договора, было положение о предоставлении широких прав союзным республикам, прежде всего в экономической сфере (а позже даже - обретение ими экономического суверенитета). Однако вскоре выяснилось, что Горбачев не готов пойти и на это. С конца 1990 г. союзные республики, обладавшие теперь большой свободой, решили действовать самостоятельно: была заключена серия двусторонних соглашений между ними в области экономики.

    Тем временем резко осложнилась ситуация в Литве, Верховный Совет которой принимал один за другим законы, оформлявшие на деле суверенитет республики. В январе 1991 г. Горбачев в ультимативной форме потребовал от Верховного Совета Литвы восстановить в полном объеме действие Конституции СССР, а после их отказа ввел в республику дополнительные воинские формирования. Это вызвало стычки армии с населением в Вильнюсе, в результате которых погибли 14 человек. Трагические события в столице Литвы вызвали бурную реакцию по всей стране, еще раз скомпрометировав союзный Центр.

    17 марта 1991 г. был проведен референдум о судьбе СССР. Каждый гражданин, имевший право голоса, получил бюллетень с вопросом: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности?" 76% населения огромной страны высказались за сохранение единого государства. Однако распад СССР остановить уже было невозможно.

    Одновременно с референдумом о сохранении Союза был проведен второй референдум – об учреждении должности президента. Большинство россиян поддержали решение парламента о необходимости введения поста президента РСФСР. Вслед за Россией посты президентов были введены в большинстве союзных республик. Выборы выиграли представители сил, которые выступали за независимость от центра.

    Летом 1991 г. состоялись первые в истории выборы президента России. В ходе избирательной кампании ведущий кандидат от "демократов" Ельцин активно разыгрывал "национальную карту", предлагая региональным лидерам России брать суверенитета столько, сколько они "смогут съесть". Это во многом обеспечило ему победу на выборах. Б. Н. Ельцин выиграл выборы, набрав 57% голосов. Позиции Горбачева еще более ослабли. Нараставшие экономические сложности требовали ускорить разработку нового Союзного договора. В этом теперь уже в первую очередь было заинтересовано союзное руководство. Летом Горбачев согласился на все условия и требования, предъявленные союзными республиками. По проекту нового договора СССР должен был превратиться в Союз Суверенных Государств, в состав которого на равных условиях входили бы как бывшие союзные, так и автономные республики. По форме объединения это была скорее конфедерация. Предполагалось и формирование новых союзных органов власти. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года.

    Процесс заключения союзного договора был сорван попыткой введения чрезвычайного положения. Подписание нового договора означало ликвидацию ряда единых государственных структур (единого МВД, КГБ, армейского руководства). Это вызвало недовольство консервативных сил в руководстве страны. В отсутствие президента М. С. Горбачева в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению, в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения, приостановил деятельность политических партий (за исключением КПСС), запретил митинги и демонстрации (см. Приложение 9). Руководство РСФСР осудило действия ГКЧП, как попытку антиконституционного переворота. Москвичи встали на защиту здания Верховного Совета России. 21 августа заговорщики были арестованы, М. С. Горбачев вернулся в Москву. Августовский путч изменил соотношение сил в стране. Б. Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М. С. Горбачев потерял влияние.

    После этих событий работа над союзным договором была продолжена в существенно изменившихся политических условиях. Руководство РСФСР, поддержанное Украиной и некоторыми другими республиками, добивалось изменения статус обновленного Союза (вместо федерации - конфедерация) и сведения к минимуму полномочий союзных органов. По решению внеочередного Съезда народных депутатов СССР работа над завершением союзного договора поручалась Государственному Совету в составе Президента СССР и высших должностных лиц республик, который приступил к разработке новой редакции проекта. На заседаниях Госсовета 16 сентября, 14 и 25 ноября 1991. руководители республик высказались за создание нового политического союза - Союза Суверенных Государств (ССГ). Постановлением Госсовета от 25 ноября 1991 г. президент СССР и руководители 8 республик направили согласованный проект союзного договора в Верховные Советы республик, реорганизованный Верховный Совет СССР для одобрения. Предполагалось сформировать полномочные делегации государств для окончательной доработки текста и его подписания в декабре 1991 г. По решению Госсовета проект союзного договора был опубликован в печати.

    После референдума о независимости, прошедшего на Украине 1 декабря 1991, в руководящих кругах возобладала спорная концепция «Союз без Центра», оформленная 8 декабря 1991 в виде «Беловежского соглашения» - «Соглашения между Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной о создании СНГ», подписанного Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. Ю. Шушкевичем, не ставя в известность М. С. Горбачева. Это было соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и ликвидации СССР. Вместо СССР провозглашалось создание содружества независимых государств.

    Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М. С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.

    Оставшись нереализованным, проект Договора о Союзе Суверенных Государств от 25 ноября 1991 представляет интерес для истории, как документ, в котором предпринята попытка органично сочетать интересы, права и обязанности государств, образующих Союз. Это последний - перед прекращением существования Союза советских социалистических республик - легитимный проект, который наряду с союзной Декларацией прав и свобод человека, должен был стать новой конституционной основой Союза.

    Распавшийся Советский Союз оставил весьма сложное наследство России в виде экономического кризиса, всеобщего социального недовольства и отсутствия реальной российской государственности. Таким образом, необходимо было действовать одновременно в нескольких направлениях. Чтобы добиться успеха, необходимо было определить как цели преобразований, так и приоритеты в их достижении, что делало крайне насущным выработку определенной программы реформ. В условиях краха умеренной и консервативной моделей периода перестройки вполне естественной была победа весьма радикальной для России концепции демократического либерально-рыночного государства с ориентацией на западные страны. Именно эту идею и попытались осуществить пришедшие к власти руководящие круги.

    

    Вот уже четверть века минуло с августовских дней 1991 года, решивших судьбу Советского Союза. Как и положено всякому историческому событию подобного масштаба, Путч успел обзавестись множеством мифов. Центральный из них связан со срывом подписания нового Союзного Договора, намеченного на 20 августа. И правые, и левые сходятся во мнении, что новый договор сохранил бы СССР от распада. Разница состоит лишь в оценке дальнейшего существования страны. Разделял эту точку зрения и автор, покуда не ознакомился с текстом Союзного Договора. Забегая вперёд, России крупно повезло, что сей документ так и остался на бумаге. Однако, обо всём по порядку.

    Необходимое авторское пояснение. Дабы избежать опасности использовать недостоверные сведения, автор воспользовался официальными публикациями Горбачёв-Фонда. В первую очередь это сборник документов «Союз можно было сохранить. Белая книга о политике М.С. Горбачёва...», размещённая на сайте http://www.gorby.ru/cccp/ , который создан сотрудниками фонда.

    Советую включить песню Цоя. Как нельзя лучше выражает дух того времени

    Советский Союз был образован 30 декабря 1922 г. на основе договора, заключённого РСФСР, УССР, БССР и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой, объединявшей Азербайджан, Армению и Грузию. Несмотря на краткость – всего-то 26 пунктов, занявших несколько машинописных страниц – договор заложил основы государственного устройства СССР, сохранявшихся в неизменном виде вплоть до конца 1980-х, пока над страной не задули ветры перемен. И загудели, заиграли провода.

    Автор не хочет уподобляться и красным и белым бандерлогам, что кидаются гнилыми бананами в собственное прошлое. Но он никак не может отделаться от впечатления, что люди, стоявшие у кормила власти – в первую очередь, высшее партийное руководство – совершенно не осознавали мощь и колоссальный размах вызовов, с которыми столкнулся СССР. Примером тому является обращение Горбачёва к трудящимся Азербайджана и Армении, опубликованное 26 февраля 1989 г. после начала столкновений в Нагорном Карабахе, когда пролилась кровь и родные места навсегда покинули десятки тысяч беженцев. Оно под спойлером, но я советую прочитать его целиком.


    «Обращаюсь к вам в связи с событиями в Нагорном Карабахе и вокруг него.

    Поднят вопрос о переходе этой автономной области из Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР. Этому придана острота и драматичность, которые привели к напряженности и даже к действиям, выходящим за рамки закона. Скажу откровенно: ЦК КПСС обеспокоен таким развитием событий, оно чревато самыми серьезными последствиями.

    Мы не за то, чтобы уклоняться от откровенного обсуждения различных идей и предложений. Но делать это надо спокойно, в рамках демократического процесса и законности, не допуская ни малейшего ущерба интернационалистской сплоченности наших народов. Нельзя отдавать серьезнейшие вопросы народной судьбы во власть стихии и эмоций.

    Мы живем в многонациональной стране, более того – все республики, многие области, даже города и поселки у нас – многонациональны. И смысл ленинской национальной политики состоит в том, чтобы каждый человек, каждая нация могли свободно развиваться, чтобы каждый народ мог удовлетворять свои потребности во всех сферах общественно-политической жизни, в родном языке и культуре, в обычаях и верованиях.

    Хорошо сказал великий армянский поэт Е.Чаренц, обращаясь к Советскому Азербайджану: “Во имя прошлого безмерного страданья, во имя жизни, нам представшей средь побед, во имя дружного союза, созиданья, – народу братскому мы шлем привет, привет”. И как перекликаются с этим слова великого сына азербайджанского народа С.Вургуна: “Мы живем не по соседству, а друг в друге. Народы издавна брали друг у друга огонь для очага и хлеб насущный”.

    Сейчас самое главное – сосредоточиться на преодолении сложившейся ситуации, на решении конкретных экономических, социальных, экологических и других проблем, накопившихся в Азербайджане и Армении, в духе политики перестройки и обновления, осуществляемой во всей нашей стране.

    Я призываю вас проявить гражданскую зрелость и выдержку, вернуться к нормальной жизни и работе, соблюдать общественный порядок. Наступил час разума и трезвых решений».

    Тем не менее, осознание того, что правовые основы страны требуют серьезного обновления, постепенно проникало и на верхние этажи политической надстройки. Однако сделано было слишком мало и слишком поздно. Впервые вопрос о новом Союзном договоре был поднят в 1989 году при подготовке Пленума ЦК КПСС по национальным вопросам. Разработка же договора началась лишь на следующий год в соответствии с решением очередного Пленума ЦК КПСС, прошедшего 5-7 февраля 1990 г.

    Работы велись широким фронтом. При разработке концепции нового Союзного Договора были использованы: семь проектов Союзного Договора, подготовленных Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Азербайджаном, Киргизией, Туркменией, Таджикистаном; два проекта, подготовленные Институтом государства и права Академии наук СССР; три проекта, отмеченные премией жюри межрегиональной депутатской группы, и один проект, подготовленный представителями группы политических партий. Концепция документа была одобрена Съездом народных депутатов в конце 1990 года, а с начала следующего рабочая группа специалистов начала окончательную подготовку договора к подписанию.

    Нужно отметить, что Горбачев заранее позаботился о сохранении своей власти. 15 марта 1990 г. Съезд народных депутатов избрал его на пост Президента СССР. Хоть конституция и предусматривала всенародное голосование, однако в данном случае было сделано исключение. Платой депутатам стала новая редакция пресловутой статьи 6 Конституции СССР, в первоначальном виде провозглашавшей КПСС «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» и что партия «партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма».

    Договор создавался на фоне прогрессирующего развала потребительского рынка и вызванного им парада суверенитетов. Соответствующие декларации принимали даже автономные края. С осени 1990 года в Москве стало невозможно достать в магазинах масло по талонам. Только на рынке и по другим ценам. На следующий год начались перебои с хлебом, автор выстаивал не один час в ожидании батонов с серым крошащимся мякишем. При этом, для уборки урожая начали призыв резервистов. Еще одним штрихом стали новые деньги, появившиеся в 1991 году: с банкнот исчезло обозначение номинала на языках Союзных республик, а с монет государственный герб. Его сменили Спасская башня и купол Большого Кремлевского дворца.

    17 марта 1991 г. прошел референдум о сохранении СССР, правда в Грузии, Армении, Молдавии и Прибалтике он проводился лишь на отдельных предприятиях. Подавляющее большинство высказалось за сохранение Союза. В апреле начался так называемый Ново-Огаревский процесс – серия переговоров Горбачева с руководством крупнейших республик относительно облика обновленного СССР. Итогом стало совместное заявление от 24 апреля, в котором участники переговоров высказались за новый договор, провозглашавший создание Союза Советских Суверенных Республик. 23 июля делегации республик наконец договорились относительно окончательной редакции договора, церемонию подписания которого наметили на 20 августа. Текст документа, опубликованного в «Правде» 15 августа, приведен в вышеуказанной Белой книге, а в посте автор остановится на наиболее любопытных моментах.

    Раздел I провозглашал, что каждая республика – участник договора – является суверенным государством. При этом и сам Союз Советских Суверенных Республик (СССР) являлся суверенным федеративным демократическим государством. Новоявленный Союз Советских Суверенных Республик выступал в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного права – преемника Союза Советских Социалистических Республик. Однако, и государства, образующие Союз, являлись полноправными членами международного сообщества. Они были вправе устанавливать непосредственные дипломатические, консульские связи и торговые отношения с иностранными государствами, обмениваться с ними полномочными представительствами, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организаций.

    В итоге, СССР после нового союзного договора не имел ничего общего со своим тезкой. Это было рыхлое образование, нечто среднее между Священной Римской империей и Речью Посполитой времен расцвета шляхетских вольностей. При этом в договоре не было ни слова о социалистическом пути развития, он вообще обходил всякую конкретику в области политических вопросов. Особенно тягостным становилось решение вопросов кредитно-денежной политики. При провозглашенной общей валюте требовалось общее согласие, как союзных властей, так и государств-членов, этакое либерум вето. Причем, каждая республика могла проводить автономную эмиссию общей валюты, не считаясь с другими республиками и Союзом.

    Но главную опасность Союзный договор нес для России. Статья 1 указывала, что государства, образующие Союз, входят в него непосредственно либо в составе других государств. Союзные республики имели унитарное государственное устройство, а вот РСФСР была федерацией. Это позволяло многочисленным автономным республикам, округам и областям, провозгласившим к тому времени свой государственный суверенитет, войти в СССР на общих основаниях. При этом, ничто не мешало дальнейшему размежеванию России, общим фундаментальным признаком подписанты провозглашали «демократию, основанную на народном представительстве и прямом волеизъявлении народов, стремятся к созданию правового государства, которое служило бы гарантом против любых тенденций к тоталитаризму и произволу». Излишне говорить, во что это вылилось бы на практике.

    К тому времени массы были беременны идеями регионального сепаратизма. Дальше всех продвинулись сторонники Уральской Республики, по заказу которых Пермская фабрика Гознака изготовила в 1991 году крупную партию расчетных чеков товарищества «Уральский рынок». Они получили название уральских франков и выполнялись на высшем техническом уровне, не хуже находившихся в обороте рублей. Правда, сейчас пережившие бурные 1990-е создатели франков сводят все чуть ли к шутке. В наши дни принято ругать Ельцина за второпях брошенную фразу «Берите суверенитета столько, сколько хотите». Но это было нелегким решением дать самостоятельность, покуда ее не взяли силой.

    Августовские танки, выведенные ГКЧП на московские улицы, сорвали подписание Союзного договора и образование СССР, который не имел бы ничего общего со своим однофамильцем. Интересный момент, ГКЧП создавался членами правительства и верхушкой армии и КГБ, а вот высшее партийное руководство было последовательным сторонником договора и не собиралось сдаваться без боя. Уже 19 сентября «Правда» опубликовала новый вариант Союзного договора, провозглашавшего создание Союза Суверенных Государств. Итоговая редакция, согласованная 14 ноября на заседании глав государств и правительств в Ново-Огарево провозглашала уже создание конфедеративного демократического государства. Однако время было непоправимо упущено. Две недели спустя 1 декабря Украина провела референдум о независимости, а 8 декабря было образовано Содружество независимых государств.

    Считается, что именно Беловежские соглашения подвели черту под земным путем СССР. Однако свое существование СССР, образованный союзным договором 1922 года, прекратил 18 октября 1991 г., когда в Кремле Президент СССР и руководители 8 республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств.

    Преамбула договора недвусмысленно говорила, что его заключают «Независимые государства, являющиеся и бывшие субъектами Союза Советских Социалистических Республик, безотносительно к их нынешнему статусу, выражая волю своих народов к политическому и экономическому суверенитету, закрепленную в актах, принятых высшими законодательными органами государств …». При этом, в статье 9 говорилось, что подписанты признают «основой подъема экономики являются частная собственность, свобода предпринимательства и конкуренция. Они создают условия, способствующие деловой активности, и законодательно ограничивают вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятий».

    Есть еще один любопытный момент в части оценки правомочности заключения Беловежских соглашений Россией, Украиной и Белоруссией. Они ведь стояли у истоков создания СССР в 1922 году (ЗСФСР правопреемника не имела), вдобавок Белоруссия и Украина были членами ООН, т.е. субъектами международного права. Вдобавок, право Союзной республики на беспрепятственный выход из состава СССР сохранялось во всех конституциях страны. А отсутствие внятно сформулированного механизма вполне оставляло простор для творчества.

    Однако, решение о создании СНГ еще можно было переиграть, для его вступление в силу требовалась ратификация соглашений Верховными советами стран-участников. Кроме того, оставался и силовой вариант, которым, в конце концов, и решил воспользоваться Горбачев. 10 декабря в Москве собрались командующие военными округами, на совещание с которыми выехал Президент СССР. Но армия не простила Горбачеву его многочисленные попытки свалить ответственность на военных за промахи ЦК КПСС в межнациональных конфликтах и прокатила верховного на вороных. Военные сообщили, что уже перешли под объединенное командование трех руководителей, а спецсвязь явочным порядком ушла под юрисдикцию России.

    В завершении поста автор хочет отметить, что спасением Советского Союза следовало заняться не зимой 1991 года, а – самое малое – на двадцать лет раньше. Его распад стал следствием принципиальных ошибок, допущенных руководством страны, а не следствием заговора рептилоидов или иллюминатов. Иной истории и другого глобуса у нас нет, и нам не стоит плевать в собственное, пусть и не столь далекое, прошлое. Наше настоящие не настолько плохо и лучшим по отношению к памяти погибших или умерших в 1990-е годы, будет не повторять совершенных ошибок.