• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    С момента появления на Земле и до начала XXI века человек прошёл длительный путь развития. Если мы мысленно посмотрим на него, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике и в окружающей среде. Учёные уверены, что ни одно живое существо на планете за это время гак сильно не изменилось. Только человек смог неузнаваемо преобразиться сам и преобразовать окружающий мир.

    Как появился человек на Земле? Существуют разные мнения. Как считает часть учёных, древнейшие предки человека - это родственники обезьян. Они постепенно, в течение очень длительного времени - более 2,5 млн лет - развивались, изменялись, и в результате на Земле появился человек. Об этом вы ещё узнаете подробно на уроках истории Древнего мира.

    Что же такое человек?

    Природа человека

    По своей сути человек представляет собой единство двух начал: биологического (природного, животного) и социального (общественного). Биология в переводе с греческого языка означает «наука о живом». Слово социальный происходит от латинского слова socialis - общественный (на латинском языке говорили когда-то древние римляне).

    Весь путь становления человека можно разделить на два крупных этапа - биологический и социальный. Первый этап длиннее, второй короче.

    Во время биологического этапа сформировались основные признаки, которые и сегодня отличают человека от других живых существ: прямохождение, развитый мозг, способность мыслить, членораздельная речь, сознание, овладение орудиями труда и огнём.

      Интересные факты
      Мозг человека на 80% состоит из воды.
      При улыбке у человека «работают» 17 мускулов.
      Поверхность лёгких составляет около юо кв. метров.
      Правое лёгкое человека вмещает в себя больше воздуха, чем левое.
      Размер сердца человека примерно равен величине его кулака.
      За одну минуту сердце перекачивает 23 литра крови.

    Но человек не остановился в своём развитии! 40 тыс. лет назад появился человек, который напоминал современных людей, - «человек разумный». Всё, что человек приобрёл в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с обществом, т.е. с тем, что мы живём среди других людей.

    Появление речи позволило человеку накапливать знания об окружающем мире и передавать их из поколения в поколение, дало возможность общаться с другими людьми, помогло их взаимопониманию и совместной деятельности. Всё это происходило на социальном этапе становления человека. В коллективной трудовой деятельности человек развился как существо социальное, общественное.

      Интересные факты
      Истории известны более 30 случаев, когда дети воспитывались зверями (волками, медведями, обезьянами и даже самкой леопарда), а потом возвращались к людям. Все они с большим трудом выучивали несколько слов, не могли освоить прямую походку и, как правило, вскоре погибали.
      Почему так складывается судьба этих детей? Потому, что они долгое время жили вдали от других людей, вдали от общества. Им не у кого было вовремя научиться быть людьми.

    Итак, человек - и биологическое и социальное существо. В этом и есть загадка человека. Биологическое начало человека идёт от его животного прошлого. Социальное начало получено от общества через учение и воспитание, оно в человеке преобладает.

      Советуем запомнить!
      Биологический (от греческого bios - жизнь, logos - учение) - природный; связанный с живой природой.
      Социальный (от латинского socialis) - общественный; связанный с обществом.

    Какие черты характеризуют человека как биологическое существо? У человека есть мозг, скелет, мышцы, нервы, кровеносная и другие системы. Как биологические организмымы, например, испытываем потребность в пище, потомстве, безопасности.

    Как социальному существу человеку необходима социальная среда. Это означает, что человек живёт среди людей, в обществе, где действуют определённые законы, организации, традиции, нравы, обычаи, социальные нормы. К примеру, общество требует от молодёжи проявлять уважение к старшим. Подобной традиции не существует у животных. То есть общество - это социальная среда, которой управляют нормы и традиции. Обо всём этом мы ещё будем говорить в курсе общество-знания.

    Ещё одна загадка человека в том, что мы все очень разные, нет двух одинаковых людей. У каждого человека свои интересы и потребности, память и воля, привычки и чувства, характер, таланты и способности. На следующих уроках мы с вами постараемся их разгадать.


    Объясните, как на фотографиях показаны проявления биологических и социальных черт человека.

      Подведём итоги
      Загадка человека - в сочетании биологического и социального начал.
      Все люди очень разные, каждый человек обладает определённым характером, интересами и потребностями, способностями и талантами.

      Основные термины и понятия
      Биологический, социальный.

    Проверьте свои знания

    Практикум

    1. Приведите примеры, доказывающие, что человек - биологическое существо. Приведите примеры, доказывающие, что человек - социальное существо.
    2. Кроме научного представления о происхождении человека, с которым вы познакомились в тексте параграфа, существуют и другие. Как вы думаете, почему существуют разные мнения о происхождении человека? Подготовьте сообщение об одном из них. Воспользуйтесь материалами учебника истории, энциклопедиями, Интернетом.
    3. Вам наверняка знаком Маугли - главный герой книги английского писателя Рёдьярда Киплинга «Книга джунглей». Что в его жизни соответствует действительности, а что нет?

    § 1. Загадка человека

    ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ

    Чем человек отличается от других живых существ? Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью , занимается ли творческой деятельностью?

    ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

    Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нём?

    Зачем человек рождается

    Всем людям, жившим на Земле, живущим сегодня, и тем, кто будет жить завтра, посчастливилось родиться людьми. Зачем человек рождается? Для чего проживает долгую жизнь? Одни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни. Другие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям. В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка.

    Великие люди разных стран и народов - писатели, учёные, музыканты, государственные деятели - по-разному отвечали на этот вопрос. Но все они сходились в одном: должность «человек» - самая прекрасная на Земле. Ты, конечно, знаешь писателя М. М. Пришвина. Вот какие слова он написал: «Всё прекрасное на Земле - от солнца, и всё хорошее - от человека». Люди - существа разумные . Они не должны совершать дурных поступков. От людей зависит, будет ли жизнь на Земле мирной и как на ней будут жить люди.

    Ты, наверное, уже читал прекрасное произведение «Маленький принц». Автор его Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».

    А вот что сказал Л. Н. Толстой: «Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже».

    Итак, человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага для себя. Человек, как самое разумное существо на свете, должен заботиться о благе других, делать всё, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

    Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по ФГОС

    Задачи уроков

    • 1. Расширить знания учащихся об основных особенностях человека как живого существа, уметь называть его отличия от животных, раскрыть значение наследственности в формировании человеческих качеств .
    • 2. Познакомить учащихся на конкретных примерах с особенностями проявлений биологического и социального в природе человека .
    • 3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к личности и её достоинствам , осознанию ценности жизни человека.
    • 4. Совершенствовать следующие умения: 1) конкретизировать примерами изучаемые теоретические положения и понятия; 2) производить сравнительный анализ свойств человека и животных; 3) выполнять проектные задания по теме, используя ИКТ.
    • 5. Содействовать формированию коммуникативных учебных действий:

      — учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

      — уметь формулировать собственное мнение и отстаивать позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

      — уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

      — уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

      — уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

      — адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

      — уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

    • 6. Способствовать формированию регулятивных учебных действий:

      — адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

    Оборудование уроков

    По возможности учителю необходимо подготовить к урокам презентацию из нескольких слайдов. Основой презентации является текст параграфа и схема, данная в учебнике (§ 1, с. 10); если нет возможности использовать ИКТ, данную схему можно изобразить на доске мелом.

    План изучения нового материала

    1. Зачем человек рождается.
    2. Что такое наследственность.
    3. Можно ли влиять на наследственность.

    Варианты организации учебной деятельности

    Комбинированный урок, сочетающий комментированное чтение параграфа учебника и беседу с учащимися по вопросам рубрики «Проверим себя». При этом на первом уроке можно сосредоточиться на изучении п. 1, 2 плана урока, а второй урок посвятить изучению п. 3 и выполнению заданий в рабочей тетради.

    Комбинированный урок целесообразно начать с обсуждения вопросов рубрики «Вспомним», которые помогают актуализировать имеющиеся у пятиклассников сведения об отличительных особенностях человека и животного. В процессе беседы учитель обращает внимание учащихся на схему, представленную в учебнике, или её электронный вариант на экране.

    Изучение п. 1 плана урока (первого этапа) целесообразно начать с комментированного чтения текста § 1 (с. 11), так как эта работа даёт учителю возможность обсудить тему о целях существования человека. Важно, чтобы учитель обратил внимание пятиклассников, что указанные цели присущи только человеку.

    При переходе к изучению п. 2 плана урока желательно выяснить, какими знаниями о генах как носителях информации о своеобразии организма человека владеют учащиеся. Материал соответствующего раздела параграфа в учебнике позволяет систематизировать и дополнить эту информацию.

    После чтения соответствующего фрагмента текста можно предложить учащимся выполнить задание № 4 в рабочей тетради. Выполненное задание может выглядеть следующим образом.

    Изучение раздела «Можно ли влиять на наследственность» и рубрика «Жил на свете человек» даёт возможность обсудить с учащимися вопрос: благодаря чему Ольга Скороходова смогла стать полноценным творческим человеком?

    В заключение урока целесообразно предложить учащимся ответить на вопросы: как вы понимаете название параграфа? В чём состоит загадка человека?

    В ответах учащиеся должны уметь выделить такие положения, как:

    — черты характера человека формируются в процессе жизни;

    — человек отличается от животного тем, что при рождении нельзя заранее сказать, каким он будет человеком.

    Для закрепления знаний предлагается выполнить задание № 6 в рабочей тетради.

    При работе над проектом «Кто на кого похож» учащиеся должны подобрать необходимые материалы (фотографии внешне похожих людей, в том числе свои собственные и фотографии своих родственников), используя при этом информацию различных сайтов.

    Вот некоторые фразы, которые можно услышать от женщин: Я чувствую себя так, словно живу с двумя разными людьми. Он совсем не хочет обидеть меня. Он просто теряет контроль. Все думают, что он прекрасный парень. Я не знаю, что во мне такое, что так ему мешает жить. Он очень хороший, когда трезвый. Но как выпьет – берегись. Мне кажется, его никогда не устроит ничего из того, что я делаю. Он меня пару раз здорово напугал, но детей он не трогает. Он очень хороший отец. Он поливает меня последними словами, а через час хочет секса. Я этого просто не в состоянии понять. Мне иногда кажется, что я схожу с ума. На самом деле, он по-настоящему меня понимает. Почему он это делает?

    Все это голоса женщин, описывающих свою тревогу и внутренний конфликт, связанные с их отношениями. Каждая из них знает, что что-то не так – и сильно не так – но не может сказать, что же именно. Каждый раз, когда ей кажется, что она, наконец, поняла, что происходит, что беспокоит ее партнера, происходит что-то новое, и все меняется, и части пазла снова не совпадают. Каждая из этих женщин пытается найти логику в тех «американских горках», в которые превратились ее отношения. Вот рассказ Кристен:

    «Когда я встретила Мори, он был мужчина моей мечты. Казалось, это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Ум, обаяние, чувство юмора – и самое главное, он просто сходил по мне с ума. Я рассказала ему о разных проблемах, через которые мне пришлось пройти за последние несколько лет, и он был полностью на моей стороне. Все, чем мне хотелось заняться – он был всегда готов. Наш первый год был просто сказочным.

    Мне трудно сказать, когда все начало меняться. Наверное, когда мы стали жить вместе. Он стал говорить,что ему нужно больше личного пространства. Это было немного странно, потому что до этого именно ему было важно все время быть вместе. Потом появилось больше критики и жалоб. Он мог сказать, что я все время говорю, и это эгоистично. Я, действительно, много говорю. Но до того он вел себя так, словно готов слушать меня бесконечно. Потом он начал говорить, что я ничего не хочу делать со своей жизнью. Я знаю, что он амбициозен, и, наверное, это хорошо, но мне это не нужно, меня устраивает то, что у меня есть. Дальше – мой вес. Постоянные разговоры, что я должна больше заниматься спортом и следить за тем,что я ем. По правде сказать, это больше всего обижало. Он все реже и реже хотел секса, а о том, чтобы мне самой начать, стоило просто забыть.

    Мы все еще вместе, но я думаю,он скоро оставит меня. Я просто не соответствую его требованиям. Я стараюсь, но он так не думает. А когда он сердит или устал, он говорит вещи, 4


    которые просто убивают меня. На днях он сказал: "Ты ленивая стерва, тебе нужен только мужик, у которого на шее ты могла бы сидеть, как твоя мамаша." Я этого просто не понимаю. Я вношу свой вклад. Последние два года я не работаю, потому что родился ребенок, но собираюсь скоро вернуться на работу. Я думаю,он не имел этого в виду, но все равно... Он утверждает,что я очень изменилась, но я не убеждена, что дело именно во мне. Иногда он на несколько дней снова становится тем парнем, которого я полюбила, и я начинаю надеяться... но скоро он снова становится недоволен всем,что я делаю. Я его чем-то очень раздражаю, но не понимаю, что я делаю не так»

    Кристен беспокоило, что случилось с человеком, которого она полюбила несколько лет назад. Почему он все время ее унижает? Что можно сделать, чтобы остановить его выходки? И почему он считает, что это она изменилась?

    Другие женщины рассказывают совершенно другие истории, но чувствуют они себя примерно так же. Вот рассказ Барбары:

    «Фрэн тихий и скромный, но очень симпатичный, и я потратила немало сил,чтобы его заполучить. Мы встречались и классно общались, и я не могла дождаться следующей встречи, но он откладывал неделями под всякими предлогами, а пару раз вообще забывал о свидании. Однажды он все же открылся, рассказал, что женщины несколько раз обходились с ним очень плохо, и он боится сближения. Постепенно мы становились ближе, но я всегда была инициатором. Я старалась показать ему, что я не такая, как другие – я не хожу в открытой одежде, не флиртую, и все такое. Но он мне не верил, все время говорил, что я строю глазки парню за соседним столиком или заглядываюсь на проходящих мимо. Бедняга, он так неуверен в себе. Его мама изменяла его папе, когда он был маленьким, я думаю,это тоже повлияло Я очень хотела пожениться, думая,что это придаст ему уверенности, но он не торопился с обязательствами. Когда мы, наконец, поженились, он некоторое время был более доверчив, но потом ревность вернулась и осталась навсегда. Я предлагала сходить к психологу, но он вышел из себя и сказал, что с ним все в порядке.

    На прошлой неделе мы были на дне рождения его друга, и я болтала с братом именинника. Просто разговор – этот парень даже не симпатичный. Но Фрэн немедленно заявил, что мы едем домой, потому что у него болит голова. На обратном пути выяснилось,что настоящей причиной была ревность. Он орал, стучал кулаком по приборной доске и пару раз размазал меня по двери машины. Наши дети на заднем сиденье были до смерти напуганы В моем возрасте поздно что-то менять. Я не хочу начинать все сначала. Я только хочу, чтобы ему помогли»

    Барбара задает иные вопросы, чем Кристен: почему Фрэн не доверяет ей? Почему он стремится изолировать ее от других людей? Почему он не может признать, что у него проблемы, и обратиться за помощью? Что если он начнет ее бить? Станет ли ее жизнь когда-нибудь легче? На первый взгляд, Мори и Фрэн совершенно разные. Один молодой, красивый, энергичный и уважаемый. Другой странноватый, пассивный и обидчивый. Фрэн иногда физически агрессивен, Мори нет. Но действительно ли они настолько разные, или одни и те же проблемы вынуждают их вести подобным образом?

    Еще один рассказ, Лора:

    «Пол классный парень. Мы встречались шесть месяцев, и еще несколько месяцев живем вместе. Мы обручены. Я ему так сочувствую. Его прежняя жена обвинила его в насилии, и это чистая 5

    ложь. Он сделал одну ошибку – изменил ей один раз, и теперь она будет мстить, и ничто ее не остановит. Сейчас она утверждает, что он ее несколько раз стукнул и сломал ее вещи. Это просто смехотворно! Я с ним уже довольно долго, и могу сказать, что ничего даже близкого быть не может. Он на меня никогда руки не поднял. Наоборот, он много мне помогал и поддерживал. Когда мы встретились, у меня была депрессия, я много пила. Теперь мне гораздо лучше,благодаря ему. Ненавижу эту стерву! Мы вместе будем добиваться опекунства над детьми, и заберем их у нее.»

    Лора была так поглощена возмущением по поводу бывшей жены Пола,что не замечала предупредительных сигналов в его нынешнем поведении по отношению к ней самой. Хотя эти трое мужчин выглядят настолько разными по описаниям, их непредсказуемость, смена настроений, придирки и ревность имеют сходное происхождение. Все они – «собственники», унижающие своих партнерш.