• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Очередная встреча лидеров Центральной Азии и их соседей по региону — то есть саммит ШОС в Циндао (Китай) — в очередной раз ставит вопрос: насколько жизнеспособна организация, в которой участвуют и сверхдержавы, и страны поменьше?

    Шанхайская организация сотрудничества всегда имела эту проблему. Она создавалась по принципу сэндвича: большие Россия и Китай — и страны Центральной Азии между ними.

    А тут, впервые, к команде присоединилась громадная Индия (и более скромный по весу Пакистан) — в качестве полноправных членов организации. Кто от этого выиграл? Не оказались ли интересы центральноазиатских стран в тени тяжеловесов, имеющих свои сложные отношения, не причиняет ли эта ситуация ущерб интересам прочих членов?

    Итоги саммита ШОС в Циндао

    Для начала, результаты саммита — и оглашенные там результаты года работы ШОС — говорят сами за себя. Согласованы и подписаны 17 документов, необходимых для дальнейшей интеграции экономик стран-членов.

    И так же невозможно оценить, случились ли бы многочисленные двусторонние проекты (например, по линии Казахстан — Китай, но также и по прочим парам государств), если бы ШОС не создавала общую атмосферу стабильности и предсказуемости в сложном и полном споров регионе.

    Итоги саммита ШОС для Таджикистана

    В ходе двухдневного саммита президент Таджикистана Эмомали Рахмон провел двусторонние встречи с лидерами государств-членов ШОС. Отдельного внимания заслуживают переговоры с президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином.

    Политики обсуждали торгово-экономическое сотрудничество и безопасность в Центральной Азии.

    "Мы должны регулярно направлять совместные усилия для укрепления мира, безопасности и стабильности, а также развития торгово-экономических, культурных и гуманитарных отношений в рамках ШОС", — заявил Эмомали Рахмон, выступая на саммите в Циндао.

    Одним из результатов саммита стало представителя Таджикистана Джумахона Гиёсова директором Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС.

    Итоги параллельного саммита G7 в Квебеке

    Но что касается геополитики, то так совпало, что саммитов на минувшие выходные было два. Одновременно с "большим Востоком" в Циндао заседал "большой Запад" — G7 в Квебеке, Канада. И тут невозможно было не порадоваться тому, что мы, члены ШОС, оказались в нужном месте в нужное время.

    Перед Квебеком, напомним, выявилось несколько линий раскола в "семерке", в том числе по вопросу ее усеченного состава.

    "Россия должна быть на встрече, почему мы проводим встречу без России?" — неожиданно высказался президент США.

    "Понимаете, нравится вам это или нет, и это может прозвучать неполиткорректно, но в наших руках — управление миром", — сказал он. И получил поддержку премьер-министра Италии Джузеппе Конти, но вызвал яростное сопротивление лидеров Германии и Канады.

    "Восьмерка" ШОС обогнала "семерку" G7 по ВВП

    Но если бы даже Россия в лице президента Владимира Путина получила приглашение в Квебек, Путин не стал бы туда отправляться просто потому, что у него был свой саммит, где также вопрос стоял об управлении миром. В Квебеке — "семерка", в Циндао — "восьмерка".

    Запад ругался не только по поводу России. Главная проблема "их" саммита называлась торговой войной — США против всех. В Циндао все было ровно наоборот. Полное единодушие по вопросу о том, что санкции и запретительные таможенные тарифы у нас не работают, они — не наш метод.

    Возможно, самый интересный из результатов многих лет работы ШОС стал известен как бы случайно. На итоговой пресс-конференции президент России Владимир Путин как бы вскользь, отвечая на вопрос, упомянул, что вообще-то совокупный ВВП стран ШОС больше, чем у G7 (если считать по паритету покупательной способности валют). Так что любой из членов ШОС может сегодня говорить, что состоит в самом мощном по объему экономики международном клубе.

    Индия в ШОС как сенсация

    И еще несколько слов по поводу геополитики, особенно связанной с появлением в этом году в ШОС нового участника — Индии. Российско-индийско-китайская дипломатия накануне Циндао и на самой встрече оказалась фактически сенсацией.

    Речь, по сути, о виртуозной активности премьер-министра Индии Нарендры Моди по выстраиванию ровных отношений со всеми центрами силы в мире. Прошлым летом был индо-китайский пограничный конфликт в Докламе (в Гималаях). Далее Индия присоединилась к альянсу "Австралия-Япония-США", и стало казаться, что азиатский гигант будет участвовать в нарастающем давлении на южные морские границы Китая — вспомним недавний очередной инцидент между ВВС и ВМС США и Китая в Южно-Китайском море.

    В "крене на Запад" была своя логика — переговорные позиции страны должны быть сильными, зубы надо иногда показывать, хотя бы в улыбке. Но дальше были два саммита перед нынешним саммитом в Циндао. То есть Моди сначала попросил о неформальной встрече главу Китая Си Цзиньпина в городе Ухань, а потом приехал к Владимиру Путину в Сочи. Во всех случаях речь шла об общем смысле внешней политики трех держав.

    По итогам двух неожиданных встреч Моди на минувшей неделе выступил на ежегодном форуме по азиатской безопасности в Сингапуре (известном под именем "Шангри-Ла"), где довольно ясно заявил о своей нейтральной, балансирующей позиции во всех военно-морских играх у китайских границ.

    А по поводу смысла отношений в треугольнике Дели — Пекин — Москва индийские аналитики высказались так: "Индии нужна Россия для поддержания стратегического мира с Китаем, чтобы гарантировать индийский геополитический подъем… Россия может служить для Индии мостом стабильности с Китаем. Более того, Россия может помочь Индии стать крупной державой, и это еще одна причина для того, чтобы Индия твердо держала руку Путина".

    И — на контрасте — в день завершения саммита ШОС стало известно, чем кончился саммит "семерки" в Канаде. С него ушел, не дожидаясь окончания, Трамп. И не стал подписывать итоговый документ.

    Давайте вспомним, что в ШОС сколько угодно споров и расхождений между большими и малыми странами. Но никто не хлопает дверями. ШОС как переговорная площадка смягчает любые противоречия. И поддерживает общие принципы и правила игры в регионе. А именно такие: споры должны решаться дипломатией, торговля должна идти к общей выгоде, санкциям и торговым войнам здесь не место.

    На саммите ШОС в китайском Циндао говорили о свободной торговле, о борьбе с диктатом (привет Америке с ее ограничениями на импорт) и, конечно, о противостоянии терроризму. Роман Ишмухаметов выбрал самое интересное.

    Все вместе «большой евразийской восьмерки» представляют почти половину населения планеты, четверть мирового ВВП и две трети территории часть нашего континента. Созданная 18 лет назад для решения региональных проблем, Шанхайская организация сотрудничества сегодня — глобальное объединение, на которое возложена большая ответственность.

    — Мы несем все большую ответственность за обеспечение стабильности и безопасности, а также содействие развитию и процветанию в регионе, — отметил председатель КНР Си Цзиньпин.

    Объемы рынка стран ШОС уже значительно превышают объемы государств «семерки». Китай и Индия — буквально ставят рекорды в своем экономическом развитии, на них равняются и другие страны объединения. Ядро мировой экономики смещается с Запада на Восток.

    В то время как в Циндао лидеры стран ШОС выразили своё твердое «нет» торговому протекционизму, из Канады приходили сообщения о возможном ограничении поставок европейских машин в США.

    Владимир Путин, не раз заявлявший о том, что не ставит своей целью возвращение в этот закрытый клуб, вновь повторил — наша страна успешно работает в других международных объединениях, таких как «двадцатка». Да и возможному продуктивному диалогу с западом едва ли могут помочь голословные обвинения Запада в отравлении Скрипалей или непонятные формулировки «о дестабилизирующем поведении» нашей страны, закрепленные в итоговом коммюнике по итогам встреч лидеров «большой семерки».

    — Что касается дестабилизирующим действий, то также как в отношении других событий, в частности — все проявили солидарность с Лондоном по поводу известного события в Солсбери. Ничего конкретного опять не сказано, все говорится, что это с большой долей вероятности произошло. Солидарность в этой связи возникает на какой-то зыбкой почве. Мне кажется, надо прекратить всю эту болтовню и перейти к конкретным вопросам, связанным с реальным сотрудничеством, — заявил Владимир Путин.

    Сирийское урегулирование, выход США из сделки с Ираном, северокорейская ядерная программа, борьба с терроризмом — и это только самые острые проблемы, которые невозможно решить без России. Особняком среди них стоит украинский конфликт — Путина попросили прокомментировать разговор с Петром Порошенко. Собирается ли Киев выполнять минские соглашения? В словах президента — осторожный оптимизм.

    Поскольку инициатива этого разговора исходила от украинской стороны, думаю, в этом уже проявляется заинтересованность в урегулировании. Во всяком случае, я на это очень надеюсь. Мы обсуждали вопросы, связанные с выдачей людей, которые удерживаются с обеих сторон, обсуждали уже по моей инициативе и судьбу российского журналиста. Говорить о том, как этот вопрос решится, пока преждевременно, я бы воздержался, прежде всего, для того, чтобы ничего здесь не нарушить и ничему не помешать, — отметил Владимир Путин.

    Пресс-конференция Путина — стала итогом госвизита в Китай.

    Известный в мире как город «парусов» — Циндао. Когда-то отсюда за своей мечтой уходили многочисленные корабли. В эти дни здесь был дан старт новому развитию. Никто не сомневается — высоко поднятые паруса шанхайского духа сотрудничества преодолеют любые ураганы и бури.

    Руслан костюк

    Итоги саммита ШОС: «Шанхайский дух» крепнет

    В китайском Циндао 9 и 10 июня прошел саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Очевидно, что эта встреча в верхах может рассматриваться как одно из основных международно-политических событий нынешнего года.

    Не против других

    ШОС, созданная 17 лет назад, несмотря на «юношеский» возраст, уже давно заслужила высокую репутацию в мировой политике. Устав организации - хартия ШОС, принятая, к слову, на саммите в Петербурге еще в 2002 году, - предусматривает следующие цели и задачи объединения: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами, содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торговой, экономической, научной, технической и культурной областях, в сферах образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды, а также обеспечение мира и безопасности в регионе. Важной задачей ШОС признано и «продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального международного политического и экономического порядка».

    Как отметил в недавнем интервью российский президент Владимир Путин, ресурсы, которыми располагает ШОС, «нами будут направлены не на противостояние с кем бы то ни было, а на то, чтобы обеспечить необходимые условия для всестороннего и многопланового сотрудничества».

    К саммиту в Циндао ШОС подошла в качестве межправительственной международной организации с постоянно действующими коллективными органами. Это прежде всего Совет глав государств, который и заседал только что в Китае. СГГ собирается ежегодно, и на нем принимаются решения по всем важнейшим вопросам, затрагивающим деятельность организации. Есть также Совет глав правительств, на котором тоже раз в год рассматриваются актуальные вопросы экономического сотрудничества. В рамках ШОС, кроме того, отработан механизм встреч руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров внутренних дел, обороны, иностранных дел, экономики, транспорта стран - членов организации. Действует и Совет национальных координаторов государств - членов ШОС.

    Организация располагает постоянно действующими органами: секретариат находится в столице Китая, а исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) - в Ташкенте. С 2016 года генеральным секретарем ШОС на трехлетний срок был назначен известный узбекский дипломат, в прошлом министр иностранных дел Узбекистана Рашид Алимов. А вот директором исполкома РАТС является представитель нашей страны Евгений Сысоев.

    Глобальный профиль ШОС

    Когда Владимир Путин говорит о колоссальных ресурсах ШОС, это не просто красивые слова. Поначалу в организацию входили лишь государства Центральной Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) плюс «глобальные» державы - Китай и Россия, имеющие жизненно важные интересы в этом регионе. Однако в прошлом году в качестве полноправных членов ШОС были приняты две ведущие страны Южной Азии - Индия и Пакистан. Кроме того, четыре государства (Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия) имеют в ШОС статус государств-наблюдателей, а такие страны, как Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка, являются партнерами по диалогу. По мнению Рашида Алимова, с вступлением Индии и Пакистана ШОС приобрела глобальный профиль. Мы являемся свидетелями важных процессов, связанных с кристаллизацией нового типа организации, деятельность которой основана на взаимном уважении, глубоком диалоге культур и цивилизаций, стремлении к совместному развитию и процветанию. Сегодня ШОС - одна из крупнейших в мире трансрегиональных международных организаций, претендующих на универсальность.

    Но даже без стран-набюдательниц и партнеров по диалогу ШОС представляет собой поистине глобального мирового игрока. Ведь государства, прямо участвующие в ее деятельности, это почти четверть мирового валового внутреннего продукта, шестая часть всемирной торговли, 43% населения и 23% территории нашей планеты.

    Как известно, ШОС создавалась прежде всего во имя достижения в зоне Центральной Азии региональной стабильности и достижения безопасности. Москве и Пекину, крайне озабоченным в начале 2000-х годов непростой ситуацией с безопасностью в Центральной Азии, удалось привлечь в общий внешнеполитический проект все постсоветские государства этой зоны (кроме настроенного на полноценный нейтралитет Туркменистана), что было закономерно. Ведь практически все центральноазиатские республики испытывали и испытывают реальные проблемы с такими явлениями, как терроризм, исламистский экстремизм, имеются в ряде случаев и сепаратистские тенденции.

    Только в прошлом году перечень запрещенных в странах - членах ШОС экстремистских организаций возрос почти на 35 пунктов, а их общее число превысило сотню. Согласно данным РАТС, в международный розыск были объявлены более 900 человек, подозреваемых в экстремизме или сепаратизме. Ведется на уровне ШОС и совместная борьба с наркотрафиком. Так, согласно официальным данным, в 2011 - 2017 гг. в странах - членах организации было изъято более 460 тонн различных наркотиков.

    При этом нужно помнить, что ШОС не была и не является коллективным военно-политическим альянсом по типу НАТО или ОДКБ. Трудно, к примеру, говорить сейчас о дружбе между Индией и Пакистаном.

    Не забывая об экономике

    В то же время мы можем констатировать определенное «размораживание» отношений между Дели и Исламабадом, а также заметный прогресс во взаимоотношениях между отдельными центральноазиатскими республиками (например, Узбекистаном и Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией) в последние несколько лет.

    Характер стратегического партнерства между Россией и КНР более чем наглядно подтвердил государственный визит Владимира Путина в Китай, начавшийся чуть раньше форума в Циндао. Можно с уверенностью сказать, что сам по себе фактор ШОС способствует всем этим позитивным процессам сближения между ее странами-членами.

    Но коль скоро эта организация не является военно-политическим альянсом, неудивительно, что в последние несколько лет ШОС все энергичнее начинает заниматься торговыми, экономическими и транспортными проектами. Понятно, что правительства участвующих в организации стран имеют разную политическую и экономическую «философию». Но все государства - члены организации настроены на взаимовыгодное экономическое партнерство. Так, членам ШОС удалось достигнуть соглашения о создании благоприятных условий для автомобильных международных перевозок. По сути, около 15 тысяч километров магистралей были освобождены от лишних тарифов для беспрепятственного движения автотранспорта и перевозки грузов. В будущем государства - члены ШОС подпишут аналогичное соглашение по железным дорогам.

    В рамках организации были также приняты документы, направленные на поощрение прямых иностранных инвестиций. К слову, на долю стран, входящих в ШОС, на мировом рынке приходится 11% прямых зарубежных инвестиций, то есть имеется по-настоящему большой потенциал для реализации совместных торгово-экономических проектов.

    Объективно в авангарде данного процесса выступает Китай. Руководство КНР, на глобальном уровне рискнувшее бросить перчатку Белому дому в критике «консервативного» протекционизма Трампа, уже не раз давало понять, что выступает за усиление экономической составляющей ШОС. При этом Пекин не против движения организации в сторону зоны свободной торговли, которая была бы выгодна и для китайской экономики.

    У России здесь, конечно, имеется иной инструмент евразийской интеграции, я имею в виду Евразийский экономический союз. Но ведь ШОС и ЕАЭС не противостоят друг другу и не являются прямыми конкурентами. Кстати, и страны ШОС, и государства ЕАЭС интересны Китаю с точки зрения его амбициозного проекта «Один пояс - один путь».

    Дополнительное ускорение

    Саммит 9 и 10 июня, прошедший первый раз в формате «евразийской восьмерки», подтвердил настрой стран - членов организации на укрепление торгово-экономического измерения ШОС. Об этом свидетельствует, в частности, заявление об упрощении процедур торговли, предусматривающее сокращение таможенных формальностей, связанных с импортом и экспортом товаров. Как будто в противовес тому, что происходило почти параллельно на саммите «большой семерки», страны - участницы ШОС дружно выступили за создание благоприятных условий для торговли и инвестиций. Одновременно в Циндао была принята и концепция сотрудничества в области охраны окружающей среды. Были также одобрены конкретные планы и программы сотрудничества стран-членов в сфере туризма, поддержки малого и среднего предпринимательства.

    Выступая на саммите, Рашид Алимов отметил, что с вступлением в организацию Индии и Пакистана «энергия «шанхайского духа» получила дополнительное ускорение». В совместном заявлении глав государств - членов ШОС констатировалось, что и дальше будет продолжено стратегическое сотрудничество партнеров в области политики, безопасности, торговли и экономики. Был одобрен план действий на 2018 - 2022 гг. по реализации положений договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС. Уже в этом году в Челябинске пройдет первый форум глав регионов ШОС. Продолжается также работа над созданием банка развития и фонда организации.

    Вполне закономерно, что в Циндао не была забыта и тема коллективной безопасности. Страны, участвующие в организации, приняли совместную программу о противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2019 - 2021 гг., а также одобрили антинаркотическую стратегию на 2018 - 2023 годы.

    Форум СГГ, опираясь на хартию организации, вновь высказался в пользу демократизации международных отношений, за «формирование человеческого сообщества общей судьбы».

    По мнению членов СГГ, урегулирование ситуации в Афганистане, Сирии, в целом на Ближнем Востоке и на Корейском полуострове возможно в рамках общепризнанных норм и принципов международного права. Все страны ШОС также подчеркнули важность реализации всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной проблемы. Кроме того, было заявлено о необходимости соблюдения консенсуса по вопросу о принятии конвенции ООН по международному терроризму.

    Председательство в ШОС от Китая перешло к Киргизии. А значит, саммит-2019 состоится в Бишкеке. Можно лишь предположить, что за этот год «шанхайский дух» лишь укрепится в работе ШОС.

    10 июля в Уфе прошел саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входят Россия, Китай и четыре страны центральной Азии. На этом саммите в организацию решили вступить Пакистан и Индия, что позволит организации укрепить свое влияние. Также члены ШОС опубликовали заявление, приуроченное к 70-летию окончания Второй мировой войны, в котором стороны высказали единую позицию по историческим проблемам.

    В Шанхайской организации сотрудничества новые члены появятся впервые с 2001 года. Решение по заявкам Индии и Пакистана было принято прямо в ходе саммита. Также главы шести стран подписали Уфимскую декларацию, в которую были включены пункты о борьбе с терроризмом и расширении организации в будущем.

    На саммите президент Путин заявил, что развитие ШОС вышло на новый уровень. В присутствии глав Индии и Пакистана председатель Китая Си Цзиньпин отметил, что вступление Индии и Пакистана придаст ШОС новые силы. «Индийские мечты сбываются благодаря сотрудничеству с соседними странами. Индия окажет ШОС всеобъемлющую поддержку», — ответил премьер-министр Индии Нарендра Моди.

    Индия вступила в ШОС для укрепления экономического сотрудничества с Китаем и Россией. В то же время индийские власти придают огромное значение отношениям с США. Администрация Моди выдвинула инициативу «Делайте в Индии». Индийские власти надеются на инвестиции из Китая. Индия также присоединилась к китайскому Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (AIIB). Она сотрудничает с Россией в сфере строительства АЭС и разработки вооружений.

    Администрация Си укрепляет отношения с Индией, чтобы оказать давление на США и Японию, которые сближаются с Индией ради сдерживания КНР. У Китая и Индии есть свои территориальные споры. Построение добрососедских отношений между этими странами безусловно пойдет на пользу идеи «одного пояса, одного пути», которая должна связать Азию с Европой.

    У России — другие намерения. Вместе с Китаем они противостоят Западу. При этом Россия настороженно относится к укреплению китайского влияния в центральной Азии. По мнению российских политологов, Кремль надеется, что привлечение Индии ограничит влияние Китая и сохранит баланс в ШОС.

    Что касается 70-летия окончания войны, то члены организации сделали следующее заявление: «Мы обязуемся решительно отвергать новые попытки искажения итогов Второй мировой войны. Помня о бедствиях войны, мы подчеркиваем, что строительство будущего в условиях мира и развития — наш общий долг». По историческим проблемам Россия и Китай выступают единым фронтом. Их цель — давление на премьер-министра Японии Синдзо Абэ, который этим летом планирует опубликовать заявление, приуроченное к 70-летию окончания Второй мировой войны.

    Вопросы и ответы

    — Что такое ШОС?

    — Международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Предшественником является «Шанхайская пятерка».

    — Чем она занимается?

    — Изначально организация занималась противодействием терроризму и сепаратным настроениям. С 2007 года члены организации проводят совместные антитеррористические учения. Стороны все чаще выступают в качестве союзников в военных вопросах. Также страны укрепляют сотрудничество в таких сферах, как развитие инфраструктуры и энергетика.

    — В чем отличие от БРИКС?

    — ШОС строится вокруг взаимоотношений Китая и России со странами центральной Азии. В БРИКС же входят такие быстроразвивающиеся страны, как КНР, РФ, Индия, Бразилия и ЮАР. Эта группа в основном сосредоточена на экономическом сотрудничестве. Цель БРИКС — укрепить влияние стран-членов на международной арене.

    Заявления в связи с 70-летием победы на Германией

    — Мы чтим память павших героев, которые мужественно сражались во Второй мировой войне за справедливое дело, и выражаем искреннюю благодарность странам и иностранным друзьям, которые помогали китайскому народу в борьбе против агрессии японского милитаризма.

    — Мы глубоко чтим подвиг наших народов и будем делать все, чтобы не допустить повторения трагедии, поставившей мир на грань уничтожения.

    — Мы обязуемся решительно отвергать продолжающиеся попытки искажения итогов Второй мировой войны.

    Основные пункты Уфимской декларации

    — Государства-члены выразили серьезную озабоченность по поводу возрастания масштабов международного терроризма и экстремизма.

    — Государства-члены призывают к укреплению сложившихся после Второй мировой войны механизмов глобального регулирования, прежде всего системы органов ООН, на основе принципов равной и неделимой безопасности, взаимного учета интересов и верховенства права.

    — Государства-члены убеждены, что одностороннее и неограниченное наращивание отдельными государствами или группами государств систем противоракетной обороны нанесет ущерб международной безопасности и дестабилизирует обстановку в мире.

    — Государства-члены будут укреплять взаимодействие в вопросах формирования комплексной системы обеспечения безопасности в информационном пространстве.

    — Государства-члены выступают за скорейшее восстановление мира на Украине на основе полного и безусловного выполнения всеми сторонами Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года.

    — Урегулирование политических кризисов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки должно идти на основе взаимного уважения интересов, верховенства норм и принципов международного права без внешнего вмешательства.

    — Поддержка китайской идеи «одного пояса, одного пути».

    На саммите ШОС в Циндао принят главный итоговый документ - Циндаоская декларация Совета глав государств-членов ШОС. Сам по себе он «Америки не открывает», фиксируя общепризнанные мировые стандарты взаимоотношений, который прописаны и в Хартии ШОС (2001 г.), и повторяются ежегодно, кочуя из года в год, из декларации в декларацию, которым присваиваются названия городов, где они проходили - Астанинская, Ташкентская, Уфимская и так далее. Но имеется ряд нюансов, которые выплывают при сравнительном анализе текущей декларации с предыдущими.

    Вот этим и займемся. В глубокие «дебри» не полезем, ограничимся параллелями с Астаной-2017 и Ташкентом-2016. Ведь именно в период между Душанбинским (2015 г.) и Ташкентским (2016 г.) саммитами ШОС произошло окончательное изменение международной обстановки, которая приобрела современные черты, что очевидным образом связано с вступлением России в военную операцию в Сирии.

    Первая отличительная особенность Циндаоской декларации - взятая «с места в карьер» констатация «крупных перемен и серьезной перенастройки» мира, которая протекает в условиях «нестабильности и неопределенности» в экономике, резкого роста протекционизма, «рисков, связанных с обострением конфликтов в ряде регионов» и «угроз терроризма». «Противодействие этим глобальным вызовам требует срочной выработки коллективных и эффективных подходов мирового сообщества», - буквально вопиет документ, принятый в Циндао.

    Ничего подобного в предыдущих декларациях не было: и не в третьем абзаце, и даже не преамбуле поднимался этот вопрос, и достаточно мягко, без слов «резкий», «срочный» и так далее. А вот апелляция к ООН как «универсальной» международной организации и гаранту глобальной стабильности, напротив, в Циндао из «верхов» текста ушла если не в подвал, то на вторые позиции. Смена приоритетов? Да, хотя и по умолчанию, которая ни в коем случае не выставляется напоказ. Но - смена! И как говорится, не от хорошей жизни - обстановка в мире заставляет.

    Итак, первый вывод по Циндаоской декларации. При всех многословных рассуждениях о «многополярном мире» и «экономической глобализации» в ШОС все меньше доверяют этим тенденциям, понимая, что они постепенно обращаются вспять как упомянутым протекционизмом, прежде всего, американским, так и ростом военно-политической нестабильности. Обратим внимание: документы ШОС всегда предельно и по-китайски подчеркнуто обходительны и политкорректны. Комар носа не подточит! Ни одного лишнего слова, в первую очередь, такого как «военный», ни по отношению к характеристике геополитической обстановки, ни применительно к формам сотрудничества.

    Но это не должно обманывать. Во-первых, во всех документах ШОС, начиная с шанхайской Хартии 2001 года, неизменно подчеркивается особая ответственность за безопасность и стабильность в сфере интересов организации, а это без преувеличения, вся Евразия.

    Во-вторых, с приемом в 2017 году в ШОС Индии и Пакистана, сфера безопасности приобрела еще одно важное измерение, на которое весьма прозрачно намекнул, отвечая на вопросы, Владимир Путин. Между соседями всегда случаются противоречия и для их разрешения, чтобы не доводить до кризисного урегулирования, существуют международные площадки. Это к тому, что многие удивлялись, как это уживутся в ШОС Индия и Китай?

    Так вот не просто уживутся, а спокойнее будет и той, и другой стороне. Ибо геополитическое проектирование США и Запада, которое сводится к созданию России и Китаю проблем в их уязвимом среднеазиатском «подбрюшье» и к использованию для этого Индии, как предполагала «доктрина Макмастера» в Афганистане, с этого момента сталкивается с большими проблемами.

    Не это ли хорошо понимает Дональд Трамп, который усиленно разводит между собой столпов ШОС - Россию и Китай. Сначала «реверансы» Пекину с его откровенной антироссийской «подставкой» с запуском американских ракет по Сирии в апреле прошлого года в присутствии китайского лидера, которому под сладкий торт рассыпался в комплиментах. А теперь - продолжение «торговой войны» с Китаем и при этом «россыпь» миролюбивых инициатив на российском направлении.

    И в «восьмерку» обратно-де - нет проблем (хотя нам в ней без Китая делать нечего), и «давай встречаться, друг Владимир», и всякое иное прочее. Кроме отмены санкций. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!». Принимаем к сведению. И понимаем, что шаг в сторону друг от друга Москвы или Пекина - и увидим, что сразу же начнет происходить. «Товарищ волк знает, кого кушает». И если он заюлил, «видя, что здесь не перед стадом, и что приходит, наконец, ему ответить за овец», то явно не от доброты душевной…

    Среднеазиатская тема в Циндао (в документе - центральноазиатская, но не люблю я этот двусмысленный «международный» термин), по сравнению с предыдущими декларациями и сама по себе развита и продвинута достаточно сильно. Если раньше только по касательной задевали этот вопрос, и то в контексте недопустимости появления в этом регионе ядерного оружия, то сейчас - полноценная поддержка среднеазиатской интеграции, которая, как теперь становится ясно, - суть предмет договоренности между Москвой и Пекином.

    Поэтому страны ШОС, «поддерживая усилия стран Центрально-Азиатского региона по активизации сотрудничества в политической, экономической, культурно-гуманитарной и других сферах, приветствуют итоги первой консультативной встречи глав государств Центральной Азии (г. Астана, 15 марта 2018 года)».

    Помните, сколько было «непоняток» после той встречи? «Чего это они собираются без России?», - самый безобидный вопрос был. Оказывается, просто американцев на тот форум, как «на живца», ловили. И, похоже, поймали, закрыв для них регион: единственное, на что сподобились в последнее время США, и то «благодаря» непрерывно виляющему Нурсултану Назарбаеву, это пункт базирования на Каспии, в зоне, пограничной между среднеазиатским и закавказским ТВД.

    Еще один нюанс. Региональная антитеррористическая структура ШОС, круг задач которой не меняется из года в год, в Циндао получила их конкретизацию в виде китайской формулировки «трех сил зла» - терроризма, сепаратизма и экстремизма. Причина, как представляется, не в относительном росте влияния КНР по отношению к другим членам ШОС, а в том, что по мере обострения ситуации в соседнем Афганистане с этими тенденциями все более сталкиваются среднеазиатские республики.

    Нынешняя террористическая вакханалия, когда по всему Афганистану гремят взрывы, уносящие жизни десятков и сотен людей, которые «упаковываются» в так называемое «весеннее наступление Талибана» (организация, запрещенная в РФ), - тоже продукт упомянутой «доктрины Макмастера», которого в окружении американского президента уже нет, но «дело его живет». Так что упоминание «трех сил зла» - это, во-первых, ответ ШОС на этот вызов, и вряд ли случайно с саммитом в Циндао совпало согласие талибов на перемирие.

    А, во-вторых, вот оно значение организации для безопасности региона, подпись под пекинской формулировкой «трех сил зла» индийского премьера Нарендра Моди в свете ситуации в Афганистане и судьбы «доктрины Макмастера», в которой не скрывалась ставка на Индию как противовес китайско-пакистанскому влиянию в Афганистане, очень дорогого стоит - США остаются в регионе без союзников. Если так, то поделом!

    И не случайно участники саммита в итоговом документе высказали приветствие Международной конференции высокого уровня по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие» (г. Ташкент, 27 марта 2018 года), охарактеризовав ее «важным позитивным вкладом в процесс восстановления мира и стабильности в этой стране». Напомним, что она созывалась по инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в рамках ряда инициатив ООН по укреплению связей Средней Азии и Афганистана.

    Упомянуты в декларации и две другие «горячие» точки, затрагивающие жизненно важные интересы КНР и России, - ситуация на Корейском полуострове и на Украине. В первом случае приветствуются контакты между КНДР и США, во втором заявляется о безальтернативности Минских соглашений. То есть, воспроизведен тезис Владимира Путина, высказанный им во время «Прямой линии» 7 июня и получивший таким образом международную легитимацию.

    И едва ли не самая главная, с точки зрения исторической перспективы, инновация Циндао по сравнению с Астаной, Ташкентом, Уфой и так далее - заявка на формирование идеологической альтернативы ШОС в молодежной политике. Под убаюкивающий рефрен «общечеловеческой» терминологии впервые в итоговой декларации прозвучало предложение, которое грех не воспроизвести текстуально. «Государства-члены отметили важность объединения усилий международного сообщества в вопросах противодействия попыткам вовлечения молодежи в деятельность террористических, сепаратистских и экстремистских группировок. В этой связи они приняли Совместное обращение к молодежи, в котором подчеркнули намерение наладить комплексную работу в ШОС по просвещению, а также духовному и нравственному воспитанию молодого поколения».

    И если первая часть этой цитаты ничего нового не сообщает, то вот о «духовном и нравственном воспитании молодежи» сказано впервые. Нужно ли говорить, что эта формулировка отсылает нас прямиком к традиции, которая у каждого из участников ШОС, конечно же, своя, особенно духовная. Но роднит их то, что эти традиции - антизападные, не приемлющие доведенного до постмодеринстского абсурда постхристианского культа чистогана, куда Запад был ввергнут капитализмом, на котором пока еще держится его шатающееся лидерство.

    Если именно в этом контексте говорится об упомянутой в преамбуле формуле «единой судьбы человечества», которая до этого в первый и единственный раз встретилась в итоговом документе прошлогоднего саммита в Астане, то это действительно важная тема для обсуждения. Только России к нему следует очень качественно подготовиться. И не при помощи либеральных и/или записных «православных» экспертов, ибо зоологический антикоммунизм тех и других продвижению к общим идеям не только не способствует, но и порождает сомнения в адекватности его исповедующих.

    Экономический блок декларации практически перенесен из предыдущих, за исключением двух нюансов - более подробной расшифровки угроз, связанных с протекционизмом, что понятно в свете нынешнего поведения США, а также формирования разветвленной банковской инфраструктуры ШОС. Примечательно, что в списке перечислены ее субъекты: Межбанковское объединение ШОС, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB), Новый банк развития, Фонд шелкового пути, Китайско-евразийский фонд экономического сотрудничества.

    Указано на «поиск общих подходов» к вопросу создания Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС. Ни слова нет об интеграции AIIB с Азиатским банком развития (ADB), к чему призывают некоторые глобалистские структуры Запада. Дань ли это единству ШОС, или КНР, имеющая в структуре акционерного капитала AIIB блокирующий пакет в 26%, видит этот вопрос в более широкой перспективе, увидим. Но имеем в виду, что это во многом «лакмусовая бумажка» как внутренней ситуации в ШОС, так и особенностей двустороннего российско-китайского взаимодействия.

    Высказана поддержка ШОС не только китайской инициативе «Одного пояса, одного пути», но и ее сопряжению с ЕАЭС. Это впервые. В Астане год назад говорилось только о «Поясе и пути», в Ташкентской декларации присутствовала формулировка «Экономического пояса шелкового пути». Это хронологическая иллюстрация эволюции как самого проекта, так и интеграции его с ШОС, что представляется исключительно важным. Прежде всего, с точки зрения интересов национальной и региональной безопасности.

    И последнее в нашем анализе, на что следует обратить пристальное внимание.

    Своеобразным потенциальным «камнем преткновения», в том числе и для ШОС, служил вопрос о реформировании Совета Безопасности ООН. Дилемма заключается в том, что Россия и Китай, являясь постоянными его членами с правом вето объективно не заинтересованы в расширении этого руководящего органа, которое, во-первых, пройдет по региональном признаку - по региональным группам ООН, что повлечет за собой отход от принципов создания ООН как организации держав-победительниц во Второй мировой войне.

    Во-вторых, Совбез ООН - «не резиновый» и его расширение, которого особенно настойчиво добивается ряд стран, в числе которых находится Индия, неизбежно будет способствовать размыванию ведущей роли Российской Федерации и КНР с точки зрения международного статуса стран-участниц. Именно поэтому на всех предыдущих саммитах ШОС, включая Астану и Ташкент, в итоговый документ неизменно включалась солидарная российско-китайская формулировка. Она включала тезисы об «укреплении главенствующей роли Совета Безопасности ООН» при условиях «широких консультаций в рамках поиска “пакетного решения” по вопросам его реформирования» и «без установления искусственных временных рамок и форсирования вариантов».

    В Циндао, с учетом вхождения в ШОС Индии, от этой формулировки впервые отказались. В документе фигурирует следующий, весьма компромиссный, однако содержательно выхолощенный вариант: государства-члены ШОС «выступают за упрочение ключевой роли Совета Безопасности ООН как главного органа, несущего в соответствии с Уставом ООН основную ответственность за сохранение международного мира и поддержание безопасности». И отмечают «намерения Кыргызской Республики и Республики Таджикистан выдвинуть свои кандидатуры в непостоянные члены Совета Безопасности ООН».

    О реформировании ни слова! Яркая иллюстрация к тому, что любое «пространство согласия» при расширении неизбежно размывается и начинает терять в устойчивости. И вопрос становится уже не в отстаивании принципиальных интересов, а в поиске баланса между крайностями. От императивов приходится отказываться или, не афишируя их, выводить в поле двустороннего международно-политического взаимодействия.

    Ну и в целом. ШОС остается важным инструментом поддержания статус-кво на громадных просторах Евразии, а в условиях реализации инициативы «Пояса и пути» еще и инструментом вовлечения России в проект, изоляция от которого грозит нам серьезными проблемами уже геополитического и военно-политического характера.

    По мере расширения экономической многосторонности, а тем более в процессе строительства Большого Евроазиатского партнерства, особенно с участием стран АСЕАН, инициативу которого в свое время выдвинул Владимир Путин, ШОС неизбежно окажется перед выбором между двумя вариантами. Первый - размывание, с перспективой растворения ШОС в вопросах и не уровне экономического взаимодействия; второй - всемерное укрепление в организации российско-китайской «оси». Или стержня. Сказать что-либо более определенное сейчас представляется не то, чтобы затруднительным, но скорее гаданием «на кофейной гуще».

    По большому счету, это выбор между превращения в часть архитектоники глобального капитализма или, точнее, его ультраимпериалистической (по Карлу Каутскому) мутации, и некапиталистической и неимпериалистической глобальной альтернативы. Увидим.
    / Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /