• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Р усские волхвы, кто они?

    Тема волхвов является, пожалуй, самой недоступной для исследования и изучения, поскольку на протяжении последних триста лет волхвы были наиболее уничтожаемой частью населения. Сегодня ни один волхв не сознается в своём знании, и многие владеющие древними знаниями предпочитают молчать и жить вдали от современного общества. Не случайно в древности родилось грустно-ироническое замечание: «Знающий молчит, говорящий не знает».

    Другая трудность, поджидающая исследователя, заключается в том, что невозможно правильно познать то, что развито более человека. Вот что писал, например, о египетских волхвах известный дешифровщик египетской письменности Шампольон: «Они могли подниматься на воздух, ходить по нему, жить под водой, безболезненно переносить увечья, читать в прошлом, предсказывать будущее, делаться невидимыми, умирать и воскресать, излечивать болезни и т.д.».

    Чтобы стать волхвом, человеку необходимо было добиться признания его божественным Пантеоном, тогда выполнялись все просьбы и желания вновь подключившегося к Пантеону человека. Ученик проходил длительный процесс обучения (ещё в XIX веке на волхва учились 20 лет), которое заканчивалось испытанием, по недоразумению называемым сегодня экзаменом. Если человек проходил испытания и оставался жив, после этого боги освещали волхва своими светом и возможностями, и человек становился посвящённым, т.е. обретал волшебные, божественные свойства. На греческом языке сохранились названия наук: тавматургия - чудотворство с помощью богов, в отличие от демиургии - чудотворство за счёт своих способностей. Человек, признанный русскими богами, может читать и понимать древние книги по магии, совершать обряды, и у него будет всё получаться, в отличие от непризнанного, который будет делать то же самое, но всё бесполезно. Человек, достигший контакта с богом, сам становится богом, а человек, с которым в контакте весь Пантеон богов, обретал возможности Господа.

    Изучение жизни русских святых показывает, что свои способности они приобретали в результате длительного пребывания наедине с Природой. Одним из показателей святости являлось достижение понимания всех существ, когда животные, в том числе и хищные, перестают бояться человека и берут у него корм из рук, как это было у многих русских святых (например, у Сергия Радонежского).

    Волхв был не только посредником между человеком и Пантеоном, но и созидателем этого Пантеона.

    По древним представлениям, бог - это не только дух, рождённый Человечеством, но и растение, через которое происходит подпитка божественного агрегата; и животное, через которое бог проявляет свою волю; и кристалл, посредством которого бог передаёт волшебные свойства; и пища, закрепляющая божественные свойства человека; и созидающая сила Вселенной, определяемая уровнем последователей ведо-вестизма.

    Когда люди жили в единстве с природой, они создали деревья, с помощью которых созидались боги. Они превратили в животных неудачников и заставили служить их богам, которые через животных проявляли свою волю, они выбрали кристаллы и минералы, благодаря которым боги передавали им свои свойства. Священные животные и растения в итоге сделались просто домашними, а кристаллы - драгоценными камнями.

    После происшедших катастроф, приведших к гибели гигантской древней биосферы - люди, чтобы выжить, вынуждены были некоторых священных животных употреблять в пищу, мало того, специально разводить их для этих целей. К таким животным относились: овцы, свиньи, козы, коровы, лошади, куры. Так священные животные превратились в домашних и зародилось скотоводство с птицеводством. Когда в результате социальных пертурбаций какие-то животные изгонялись из храмов, несмотря на это, они продолжали и продолжают селиться до сих пор подле жилища человека (крысы, ласки, хорьки).

    Постараемся воссоздать ту обрядовость и иерархическую картину, существовавшую у волхвов в древности, чтобы нам стало понятно, как возникла и как исчезла РЕЛИГИЯ предков.

    Спрашивается, зачем нужно восстанавливать систему древних знаний, которые уже давно исчезли из жизни человека?

    Сейчас то тут, то там возникают центры древней Веры, которые требуют точных знаний, чтобы появилась возможность резонировать со старыми божественными агрегатами. Любые неточности ведут к слабому взаимодействию или к отсутствию контакта, так что все вновь созданные центры древней религии ничем особенным не будут отличаться от существующих центров других вероисповеданий. Без этих знаний нам не обрести то счастье, что существовало прежде, когда была эпоха Рая на Земле.

    Слово ВОЛХВ - восхваляющий Велеса (Волоса), состоит из двух слов ВОЛ (Волос=Велес) и ХВ - «хвалить». Первоначально всех священнослужителей называли РАХВАМИ, т.е. хвалящими Ра, но после крещения Ра-сии, когда Господом вместо Ра сделали Велеса, всех служителей культа стали называть «волхвами». Все смены названий служителей культов связаны с теми или иными потрясениями, происшедшими в нашей истории.

    Например, в отделившейся Европе волхвов называли ДРУГИ, от него у кельтов произошло название ДРУИДЫ, суффикс «ид» означает уменьшение, сравните: «астра» - звезда, «астероид» - маленькая звезда. Уменьшительное название друидов было вызвано, скорее всего, не уменьшением их роста, а уменьшением их дружественности. По дошедшим до нас историческим сведениям, люди боялись друидов и их кровавых обрядов, которыми они себя скомпрометировали. В России жреческую касту долгое время называли РАХМАНами («Ра» - господь, «х» - священнослужитель и «ман» на санскрите означает «знать», «думать», а также первочеловека). Каста - это возрастной период деятельности человека, равный 24 годам. Каждые 24 года каста менялась. Первые 24 года ученичества все люди проходили студенчество и активно помогали в этот период жрецам.

    После последней катастрофы в результате разделения культов и возникновения мировых религий, отделились РАВВИНЫ (русское ПРАВИНЫ, от имени богини «Прави»).

    Слово «рахв» употреблялось вообще к духовным лицам. Для обозначения священнослужителей употреблялось слово ХЕР или ХИЕР (сравни с жреческим словом арХИЕРей), но благодаря «сс» это слово стало обозначать мужской половой орган. Христиане для обозначения своих культовых работников стали употреблять слово СВЯЩЕННИК, взятое ими также из волховской (раховской) иерархии, что является слегка искажённым первоначальным словом «свещельник» = свеща + ел, т.е. служитель (ел), способный творить «свещу» - таинство проникновения в прошлые жизни.

    Славянские волхвы (др.-рус. вълхвъ «кудесник, волшебник, гадатель») - древнерусские жрецы, осуществлявшие богослужения и прорицавшие будущее. Слово волхв родственно старо-славянскому «говорить сбивчиво, неясно; бормотать», из чего следует, что волхвы выполняли роль прорицателей и лекарей, главным средством магической практики которых было слово.

    Славянский волхв - и учитель, и целитель, и хранитель традиций. Вероятно, выбор и проверка способностей мальчиков проводились в раннем детстве, до имянаречения . Длительное обучение старшими волхвами и последующие взрослые инициации приводили к тому, что славянские волхвы обладали большой личной силой, служили посредниками между людьми и Богами, проводили магические обряды для благополучия всего селения и отдельных людей.

    Славянские волхвы обладали знаниями того, как исцелять от всех болезней, защищать поселение либо город от враждебной силы, привлечь удачу, а также призывать нужные силы Природы для лучшего будущего урожая.

    Славянские волхвы – это люди, которые получили особые знания от богов, хранящие их, использующие на благо общества. Они совершают обряды подношений Родным Богам, треб (бескровных жертв), следят за чистотой кумиров (изображений богов), алтарей и капищ (места поклонения богам) на материальном и тонком плане.

    Кроме этого:

    • проведение общественных кологодных праздников;
    • изготовление амулетов, оберегов, идолов, кумиров, алтарные и иные сакральные украшения;
    • составление календарей;
    • имянаречение;
    • участие в свадьбах, освещении построенного дома, похоронах;
    • исцеление людей и животных;
    • проведение гаданий о судьбоносных вопросах людей;
    • пророчества;
    • защита деревни, либо людей от нападок злых сил;
    • участие в войнах силами магии, заклинаний и взаимодействие со стихиями и иными природными силами.

    На практике волхвы должны уметь общаться с силами Природы, духами и, конечно же, с Богами славян. Некоторые считают, что среди мужчин-волхвов были также и женщины-волхвы, которых называли:

    • ведуньями («ведать» - значит «знать»);
    • знающая,
    • чаровница,
    • волшбица,
    • волхитка,
    • волхида,
    • влхва,
    • и даже «старая женщина».

    Мужчины-волхвы решали задачи общины, женщины-волхвы (женщина-влхва) брали на себя заботы о вопросах семей, домашнего, хозяйственного обихода, лекарства, знахарства, гаданий. Славяне шли к ним, когда нужно было помочь разрешиться родами, запросить охрану домашнего скота от злобных духов и в других случаях.

    Где встречаются волхвы в сказаниях, документах

    Из оставшихся до сегодняшнего дня древних источников можно найти сведения, как в Царьграде совершались сделки с обязательным присутствием русского императора и волхвов.

    В летописях отмечено, как волхвы совершали благодарственные молы (молебны) за то, что корабли благополучно проходили многочисленные пороги Днепра в районе Хортицы:

    Русы совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный дуб (дерево Перуна). Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные кладут куски хлеба, мяса.

    Нужно отметить, что мясо и приношение петуха закланием в честь Перуна (либо Волоса – Велеса) было популярно у западных славян и южных в более поздние времена. Ранее Богу Громовержцу кровных жертв не приносили. Предполагают, что это связано с тем, что большая часть волхвов уходила подальше от христианизации на север и в тайгу. Народ знания постепенно утрачивал, в связи с чем отмечалось искажение обрядовости и ритуальных служб славянским богам.

    Наличие среди славян волхвов наблюдалось еще и после христианизации Руси, но в уже меньшем количестве. И это несмотря на то, что волхвы встречаются в христианском Евангелии, где приносят дары рожденному младенцу Иисусу. Есть задокументированные церковные источники, где говорилось о том, как христианская Церковь осуждала людей за доброе отношение к волхвам и обращению к ним за помощью. До самого XIII века волхвы еще активно проявляли себя в Новгороде, а среди балтийских славян они встречаются до XI-XII веков. О них известно из источников следующее:

    Жрецы имели значение особого, строго отделенного от народа сословия… они совершали в святилищах всенародные моления и те гадания, которыми узнавалось воля богов… Они пророчествовали и говорили народу от имени богов… Они пользовались особенным почетом и богатством, распоряжались и доходами с поместий, принадлежавших храмам, и обильными приношениями поклонников.

    Самым известным храмом, где волхвы почитали Святовита (некоторые славяне отождествляли его с самим Родом Прародителем, одной из Его форм), считался Храм в Арконе, стоящий на берегу Балтийского моря. Аркона – город жрецов, волхвов на о. Рюгене. Город был сожжен и взят датским королем Вальдемаром I в июне 1168 года. Храм Святовита, его идол был уничтожен, а сокровища – обрядовые вещи, украшения и утварь, были им увезены в Данию.

    Встречаются упоминания о волхвах в древних летописях, былях и даже исторических документах. Среди русских князей даже встречается князь-волхв, которого именовали – Вольга Всеславович (Волх Всеславьевич). Он умел оборачиваться волком, щукой, птицей, был предводителем дружины и умел волховать для воинских дел.

    Современные волхвы у славян

    Общие понятия о волхвах остались, но множество деталей канули в лету. Сегодня по местам славянских народностей Восточной Сибири, особенно в старых деревнях, до сих пор накануне Крещения (Водокреса), волхитки чертят кресты на косяках дверей, чтобы оградить скот от хвори. Необходимость в таких людях, обладающих знаниями предков, отмечается исследователями этноса до сих пор:

    Волхвы приходят на Чистый четверг, на Егорий, на Ивана, на Пасху.

    Волхида, то есть человека, умеющего наговаривать, знают далеко в окрестности и часто приезжают к нему по делу из дальних местностей. Обыкновенно волхидов недолюбливают и побаиваются, но часто просят их научить какому-нибудь наговору, платя за это деньгами или натурой.

    Сейчас те, кто сегодня называют себя волхвами, далеко не всегда обладают теми способностями, силой и знаниями, которыми обладали их древние предшественники. Тем не менее, современное движение волхвов, жрецов в разных немногочисленных славянских общинах выполняет сегодня важную роль – они помогают пробудиться славянскому самосознанию, вспомнить знания предков, обратить внимание на полноту древних знаний Вед и почитать единый Кон Мироздания.

    Исследователи славянской мифологии полагают, что волхвы играли одну из важнейших ролей для истории национального самосознания – передавали из поколения в поколение фольклор, обрядовость, наследие культурных ценностей славян. К ним обращались за помощью, когда нужно было кого-то излечить от болезни, разрешить стратегию и тактику войны, если недруги нападают на родную землю. Без присутствия волхва никогда не проводились никакие славянские празднества, особенно, касающиеся почитания богов.

    Уже совсем скоро наступит светлый праздник Рождества . День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам (так называют 12 главных церковных праздников). В этот радостный день принято дарить друг другу .

    Давайте поговорим сегодня о тех, кто пришел с подарками к рожденному Христу – о волхвах .

    Что говорит Священное Писание о рождении Младенца Иисуса Христа?

    О рождении Мессии было извещено еще за 6 веков. Пророк Даниил предсказал точную дату рождения Спасителя (Дан. 9:25) . А Пророк Михей указал, что Мессия произойдет из Вифлеема: «из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2) . В пророчестве провидца Валаама говорилось о Вифлеемской звезде: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа. 24:17) . Об этом знали все иудеи и ждали этого события. Знал об этом и царь Ирод .

    От него и узнали прибывшие в Иерусалим волхвы , что именно в Вифлееме должен родиться «Царь Иудейский». «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1–2)

    Зная о пророчестве, Ирод не на шутку перепугался, услышав, что жрецы ищут Царственного Младенца, ведь царь думал, что Рожденный займет его место. Ирод был поставлен римлянами и потому боялся, что придет законный иудейский царь и свергнет его, поэтому сразу задумал избавиться от Новорожденного и назвал волхвам город, где должен был родиться Младенец. А на обратном пути Ирод приказал жрецам вернуться в Иерусалим и сообщить, где находится Ребенок, чтобы прийти к Нему для поклонения, но, на самом деле, правитель и не думал этого делать, а хотел убить Мальчика.

    Ведомые светом неизвестной Звезды , волхвы первыми из числа людей, не принадлежащих богоизбранному израильскому народу, пришли поклониться Иисусу Христу .

    Весь путь от Иерусалима до Вифлеема свет от Небесного Светила вел путников к дому, где находился Богомладенец. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2:11).

    Как выглядели волхвы? И кто они?

    Так кто же такие волхвы?

    В Евангелии от Матфея употребляется слово μάγοι . Оно имеет два толкования: жрецы и жрецы-астрологи . По-другому волхвы - это мудрецы звездочеты, ученые . Изначально занятие астрологией было чуждо иудейской религии, так как эта лженаука противоречила идее Божьего Промысла. Однако евангелист Матфей говорит о волхвах в позитивном русле, ведь они первыми пришли поклониться Спасителю и приняли Его, в отличие от иудеев. Прибытие волхвов в Вифлеем являет собой символ преклонения языческого мира перед христианским.

    Историки до сих пор спорят, откуда же были родом волхвы. Если верить древним пророчествам, то, скорее всего, жрецы прибыли из Персии, Вавилона или Аравии . Но позже создались предания, что все три жреца прибыли из разных мест: один был светлокожий, его ассоциируют с Европейским континентом, другой из Африки, а третий из Азии. Также предания раскрывают нам имена волхвов и их внешность: Каспар «безбородый юноша», Валтасар «бородатый старец» и «темнокожий» Мельхиор .


    Мозаика в храме Святого Аполлинария Равеннского, Равенна

    Что подарили волхвы?

    Жрецы пришли не только поклониться Младенцу, но и принесли Ему дары : золото (как Царю), ладан (как Богу) и смирну или мирру (как Спасителю, ставшему Сыном Человеческим, которому были предсказаны «многие страдания и погребение», ведь этим веществом смазывали тело человека после смерти).

    Дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Перед Своим Успением Она передала их Иерусалимской Церкви , где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 года. Позже дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь , где их поместили в храме Святой Софии . Сейчас дары хранятся в монастыре святого Павла Ксиропотамского, на Афон е .


    Монастырь Святого Павла Ксиропотамского, Афон

    Расскажем немного о том, как выглядят дары волхвов .

    Золото хранится в виде 28 подвесок разной формы, украшенными узорами, причем ни на одной узор не повторяется.


    Золотые подвески

    Ладан и смирна были подарены раздельно, сейчас же они хранятся в виде небольших шариков, соединенных вместе. Это соединение глубоко символично: также как во Христе соединяется божественное и человеческое начало, так и ладан со смирной были подарены Младенцу как Богу и Человеку . Этих соединенных шариков сегодня сохранилось около 70.


    Ладан и смирна

    Дальнейшая судьба волхвов

    После поклонения Младенцу волхвам было видение во сне, чтобы они не возвращались к царю Ироду. Они так и сделали, вернувшись в свои земли другой дорогой, минуя Иерусалим.

    По преданию, позже, все три жреца стали христианами и проповедниками, считается, что их крестил сам апостол Фома .

    В IV в . мощи волхвов были обретены царицей Еленой в Персии и положены в Константинополе , а в V веке перенесены в Милан . В XII веке золотой ковчежец с мощами волхвов был перевезен в Кельн Фридрихом Барбароссой и до сих пор хранится за алтарем Кельнского собора .





    Тема волхвов является, пожалуй, самой недоступной для исследования и изучения, поскольку на протяжении последних триста лет волхвы были наиболее уничтожаемой частью населения.

    Сегодня ни один волхв не сознается в своём знании, и многие владеющие древними знаниями предпочитают молчать и жить вдали от современного общества.

    Не случайно в древности родилось грустно-ироническое замечание: «Знающий молчит, говорящий не знает».

    Другая трудность, поджидающая исследователя, заключается в том, что невозможно правильно познать то, что развито более человека.

    Вот что писал, например, о египетских волхвах известный дешифровщик египетской письменности Шампольон:

    «Они могли подниматься на воздух, ходить по нему, жить под водой, безболезненно переносить увечья, читать в прошлом, предсказывать будущее, делаться невидимыми, умирать и воскресать, излечивать болезни и т.д.» .

    Чтобы стать волхвом, человеку необходимо было добиться признания его божественным Пантеоном, тогда выполнялись все просьбы и желания вновь подключившегося к Пантеону человека. Ученик проходил длительный процесс обучения (ещё в XIX веке на волхва учились 20 лет), которое заканчивалось испытанием, по недоразумению называемым сегодня экзаменом. Если человек проходил испытания и оставался жив, после этого боги освещали волхва своими светом и возможностями, и человек становился посвящённым, т.е. обретал волшебные, божественные свойства.

    На греческом языке сохранились названия наук: тавматургия - чудотворство с помощью богов, в отличие от демиургии - чудотворство за счёт своих способностей.

    Человек, признанный русскими богами, может читать и понимать древние книги по магии, совершать обряды, и у него будет всё получаться, в отличие от непризнанного, который будет делать то же самое, но всё бесполезно. Человек, достигший контакта с богом, сам становится богом, а человек, с которым в контакте весь Пантеон богов, обретал возможности Господа.

    Изучение жизни русских святых показывает, что свои способности они приобретали в результате длительного пребывания наедине с Природой. Одним из показателей святости являлось достижение понимания всех существ, когда животные, в том числе и хищные, перестают бояться человека и берут у него корм из рук, как это было у многих русских святых (например, у Сергия Радонежского).

    Волхв был не только посредником между человеком и Пантеоном, но и созидателем этого Пантеона.

    По древним представлениям, бог - это не только дух, рождённый Человечеством, но и растение, через которое происходит подпитка божественного агрегата; и животное, через которое бог проявляет свою волю; и кристалл, посредством которого бог передаёт волшебные свойства; и пища, закрепляющая божественные свойства человека; и созидающая сила Вселенной, определяемая уровнем последователей ведо-вестизма.

    Когда люди жили в единстве с природой, они создали деревья, с помощью которых созидались боги. Они превратили в животных неудачников и заставили служить их богам, которые через животных проявляли свою волю, они выбрали кристаллы и минералы, благодаря которым боги передавали им свои свойства. Священные животные и растения в итоге сделались просто домашними, а кристаллы - драгоценными камнями.

    После происшедших катастроф, приведших к гибели гигантской древней биосферы - люди, чтобы выжить, вынуждены были некоторых священных животных употреблять в пищу, мало того, специально разводить их для этих целей. К таким животным относились: овцы, свиньи, козы, коровы, лошади, куры. Так священные животные превратились в домашних и зародилось скотоводство с птицеводством. Когда в результате социальных пертурбаций какие-то животные изгонялись из храмов, несмотря на это, они продолжали и продолжают селиться до сих пор подле жилища человека (крысы, ласки, хорьки).

    Постараемся воссоздать ту обрядовость и иерархическую картину, существовавшую у волхвов в древности, чтобы нам стало понятно, как возникла и как исчезла РЕЛИГИЯ предков.

    Спрашивается, зачем нужно восстанавливать систему древних знаний, которые уже давно исчезли из жизни человека?

    Сейчас то тут, то там возникают центры древней Веры, которые требуют точных знаний, чтобы появилась возможность резонировать со старыми божественными агрегатами. Любые неточности ведут к слабому взаимодействию или к отсутствию контакта, так что все вновь созданные центры древней религии ничем особенным не будут отличаться от существующих центров других вероисповеданий. Без этих знаний нам не обрести то счастье, что существовало прежде, когда была эпоха Рая на Земле.

    Слово ВОЛХВ - восхваляющий Велеса (Волоса), состоит из двух слов ВОЛ (Волос=Велес) и ХВ - «хвалить». Первоначально всех священнослужителей называли РАХВАМИ, т.е. хвалящими Ра, но после крещения Ра-сии, когда Господом вместо Ра сделали Велеса, всех служителей культа стали называть «волхвами». Все смены названий служителей культов связаны с теми или иными потрясениями, происшедшими в нашей истории.

    Например, в отделившейся Европе волхвов называли ДРУГИ, от него у кельтов произошло название ДРУИДЫ, суффикс «ид» означает уменьшение, сравните: «астра» - звезда, «астероид» - маленькая звезда. Уменьшительное название друидов было вызвано, скорее всего, не уменьшением их роста, а уменьшением их дружественности. По дошедшим до нас историческим сведениям, люди боялись друидов и их кровавых обрядов, которыми они себя скомпрометировали.

    В России жреческую касту долгое время называли РАХМАНами («Ра» - господь, «х» - священнослужитель и «ман» на санскрите означает «знать», «думать», а также первочеловека). Каста - это возрастной период деятельности человека, равный 24 годам. Каждые 24 года каста менялась. Первые 24 года ученичества все люди проходили студенчество и активно помогали в этот период жрецам.

    После последней катастрофы в результате разделения культов и возникновения мировых религий, отделились РАВВИНЫ (русское ПРАВИНЫ, от имени богини «Прави»).

    Слово «рахв» употреблялось вообще к духовным лицам. Для обозначения священнослужителей употреблялось слово ХЕР или ХИЕР (сравни с жреческим словом арХИЕРей), но благодаря «сс» это слово стало обозначать мужской половой орган. Христиане для обозначения своих культовых работников стали употреблять слово СВЯЩЕННИК, взятое ими также из волховской (раховской) иерархии, что является слегка искажённым первоначальным словом «свещельник» = свеща + ел, т.е. служитель (ел), способный творить «свещу» - таинство проникновения в прошлые жизни.

    Русские волхвы, как и американские шаманы, более пяти тысячелетий занимались энергетической медициной, хотя некоторые целители утверждают, что их духовное наследие еще древнее. Они вспоминают передаваемые от бабушек внучкам истории, повествующие о тех временах, когда Земля была совсем юной. Хотя древние обитатели Руси владели огромными астрономическими познаниями, развитой математикой и изысканным архитектурным опытом, развитой письменности у них не было.

    Именно по этой причине ученые уделяли больше внимания духовным традициям иудаизма, христианства и буддизма, которые основаны на письменных свидетельствах. Западные богословы изучают буддизм уже больше двухсот лет, а духовные достижения коренных славян вызвали у них интерес относительно недавно. Более того, считается, что до появления христианства на Руси, славяне жили в дикости. Эта точка зрения выгодна церкви, однако, это совсем не так.

    Практически полное уничтожение волхвов во время насильственной христианизации загнало горстки выживших носителей духовной традиции русичей в отдаленные районы, где они отчаянно пытались сберечь свои духовные традиции.

    Отряды вооруженных людей устроили настоящую охоту за волхвами. С политической точки зрения, введение новой единой религии было благо, позволяя объединить раздробленные княжества и прекратить бесконечные войны. Это способствовало созданию сильного государства. Однако, с культурной точки зрения, это был крах.

    Новая религия внедряла взгляды, недоступные пониманию прежних хранителей культуры. Выяснилось, во-первых, что по божественной воле все съестное на земле принадлежит человеку, который непонятно почему властвует над земными животными и растениями. Во-вторых, люди не умеют говорить с реками, животными, горами и Богом. В-третьих, прежде чем ощутить вкус вечности, человечеству придется подождать конца времен.

    Волхвам такие нелепые мысли и в голову не приходили. Христиане верили, что их изгнали из мифического Эдемского Сада, а волхвы знали, что являются хранителями и стражами этого Сада. Они продолжали беседовать с рокочущими реками и перешептывающимися лесами; они все еще слышали голос Бога в порывах ветра. Вспоминается эпизод из истории Южной Америки. Испанские летописцы отмечали, что, встречаясь с правителем инков Атауальпой, конкистадор Писарро вручил тому Библию, пояснив, что это Слово Божье. Инка поднес книгу к уху, несколько секунд вслушивался в нее и швырнул на землю, воскликнув: "Разве настоящий Бог когда-нибудь умолкает?! "

    Волхвов поражало не только безмолвие Бога христиан, но и его пол. Христиане принесли с собой патриархальную мифологию, столкнувшуюся с представлениями о главенстве женского начала. В древнерусской религии большую роль играла Мокша - олицетворение женского начала. Почитание ее было настолько сильным, что церковь не смогла выкорчевать этот образ и заменила этот образ Параскевой Пятницей. Дни праздников и способ почитания остался прежним, изменилось только имя.

    До появления христианства божественные принципы Древней Руси олицетворялись Матерью-Землей и ее женскими проявлениями, например, пещерами и прочими отверстиями в почве. Христиане понимали божественность как проявление мужской силы - фаллос, или Древо Жизни. К небесам возносились церковные шпили. Женственную Землю перестали почитать, а звери и леса превратились просто в ценную добычу.

    Мы и сегодня зажаты в тисках этих воззрений. Мы убеждены, что все, что не дышит, не движется и не растет, лишено жизни. Энергию мы приравниваем к топливу, которое черпаем из дерева, нефти и угля. В древнем мире энергия считалась одушевленной тканью Вселенной. Энергия - это Сущее в проявлении. Вероятно, важнейшим современным выражением этого факта является эйнштейновское уравнение, связывающее энергию и материю. Мы, представители западной культуры, заняты материей, которая конечна по самой природе. В отличие от нас, шаман отождествляется с беспредельной по своему характеру энергией.

    Между взглядами древних целителей и современными врачами есть еще одно принципиальное различие. Мы опираемся на предписания. Наше общество основано на правилах, определяемых Конституцией, Десятью Заповедями и законами, разработанными выборными органами. Эти требования упорядочивают нашу жизнь и помогают менять мир. Древние греки, напротив, руководствовались обобщенными понятиями. Их увлекали не правила, а идеи. Они верили, что одна идея способна перевернуть весь мир, и на свете нет ничего могущественнее своевременно возникшей мысли. Шаманы же опираются на восприятие. Когда нужно изменить мир, они меняют свое восприятие, вследствие чего преображается их взаимосвязь со всем вокруг. Они представляют себе одну из возможностей - и окружающий мир меняется. Именно по этой причине старейшины индейцев садились в круг для совместной медитации: они мысленно творили тот мир, который хотели бы оставить в наследство своим правнукам.

    Одним из соображений, по которым приемы энергетической медицины сохранялись в строгой тайне, было то, что их с неизбежностью стали бы принимать за набор незыблемых методов, подобно тому, как официальную медицину нередко воспринимают как разрозненный набор процедур. Многие ошибочно полагают, что могут овладеть энергетической медициной, просто усвоив какой-то свод правил. Однако для шамана важны не правила, а Дух. В каждом районе, каждой деревне могут быть свои, особые приемы целительства, но Дух остается неизменным. Настоящее исцеление - это пробуждение изначальной природы человека и его ощущения бесконечности.