• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Как и западные республики бывшего СССР, Казахстан в своей внешней политике сделал прагматический выбор. Одновременно это был и европейский выбор, но в силу географического фактора, Европой для Казахстана стала не Германия или Франция, а Россия. С ней уже в самом начале постсоветской эпохи у Казахстана сложились стратегические, партнерские отношения. Бессменный лидер страны Н. Назарбаев неизменно поддерживал интеграционные процессы на постсоветском пространстве, находился в постоянном контакте с ведущими российскими политиками. Символом межгосударственного согласия в 1990-е гг. стала декларация «О вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие» (1998). Отметим, что ориентация на Россию позволила Назарбаеву, с одной стороны, получать прибыль от торговли с северным соседом, а с другой, подспудно развести казахское общество по национальному признаку, потеснить этнических русских и представителей других неказахских этносов с руководящих постов, сократить ареал русского языка в Казахстане, не вызывая при этом большого гнева Москвы.

    Основными вопросами двусторонних отношений были аренда Байконура, пограничный вопрос, экспорт казахстанской нефти через Россию, освоение ресурсов Каспийского моря, военно-техническое сотрудничество.

    В 2002 г. стороны подписали межправительственное соглашение на 15 лет о транзите казахской нефти по нефтепроводам Атырау - Самара и Махачкала - Тихорецк - Новороссийск. В 2004 г. было подписано соглашение по Байконуру. Россия получила право аренды этого космодрома до 2050 г. (стоимость аренды 150 млн долл. в год). В 2005 г. было достигнуто соглашение в энергетической сфере о развитии проекта «Курмангазы» на Каспийском шельфе. Прибыль от этого проекта оценивается в 50 млрд долл. В 2007 г. товарооборот между Россией и Казахстаном достиг 16 млрд долл., что составляет одну пятую всей российской торговли со странами СНГ.

    Разногласия между странами, по-видимому, сводятся лишь к разному видению роли Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Как уже отмечалось, Россия - за то, чтобы ШОС была только военнополитической организацией, Казахстан же выступает за ее превращение в экономическое сообщество, что сближает его позицию с китайской.

    Тем не менее в 2008 г. Н. Назарбаев отметил - «Мы надежные союзники, и этим все сказано»

    Своими прогнозами относительно динамики развития российско-казахстанских отношений делятся известные российские и казахстанские эксперты, которых мы попросили ответить на следующие вопросы:

    1. Какие вопросы, на Ваш взгляд, будут преобладать в повестке двусторонних казахстанско-российских отношений в 2018 году?

    2. Одним из ключевых событий 2018 года в России станут президентские выборы, намеченные на март. Какое влияние они окажут на внутриполитическую ситуацию в Казахстане, на двусторонние отношения наших стран?

    3. По данным ЕЭК, в январе-октябре 2017 года Казахстану и России удалось остановить негативную тенденцию снижения объемов взаимной торговли и увеличить ее показатели на 33%. Как Вы считаете, удастся ли продолжить этот позитивный тренд в 2018 году и за счет каких секторов?

    4. В 2018 году продолжится членство Казахстана в Совете безопасности, помимо этого, ожидаются новые раунды Астанинского процесса по сирийскому мирному урегулированию. Как, на Ваш взгляд, будет складываться сотрудничество России и Казахстана в вопросах безопасности в 2018 году?

    Эдуард Полетаев, руководитель Общественного фонда «Мир Евразии»:

    1 - 3. Уверен, что больших изменений повестка двустороннего казахстанско-российского сотрудничества не претерпит, все будет направлено на его развитие по эволюционному пути.

    Помимо двустороннего сотрудничества, будет продолжена работа в рамках многосторонних форматов взаимодействия – в первую очередь, Евразийского экономического союза. Как известно, в 2018 году Россия председательствует в этой организации, наверняка, следует ожидать от нее каких-то значимых инициатив и подвижек в этом направлении.

    Следует также ожидать решения проблемы «недоинтеграции» наших экономик: только начал работать Таможенный кодекс ЕАЭС, который страны-члены объединения долго не могли согласовать и принять. Предстоит еще «утрясти» возможные противоречия, сложности и недопонимания в этой части - работа переходит «в поле».

    В двусторонних отношениях основная проблема в экономике – спад взаимной торговли – решена. В прошлом году нам удалось добиться определенных успехов в росте товарооборота между нашими странами. Есть большая надежда, что эта позитивная тенденция будет продолжена. Кроме того, существует ряд договоренностей по совместным инвестиционным проектам, в том числе в приграничных областях. Российские бизнесмены инвестируют в экономику Казахстана в среднем 1 млрд долларов ежегодно. Казахстан также является инвестором для российской экономики, хоть и в меньшем масштабе.

    Напомню, что около 70% товарооборота между нашими странами приходится на приграничные регионы. Плюс Татарстан является нашим важнейшим торговым партнером. Среди перспективных совместных проектов я бы назвал завод по производству автомобилей в Усть-Каменогорске. Активно развивается сотрудничество с Оренбургской областью.

    Есть ряд проблем в топливно-энергетическом комплексе, от которого сильно зависят наши экономики. Но надо признать, что в последнее время усилился тренд на расширение товарной номенклатуры взаимной торговли - частично это связано с деятельностью ЕАЭС, частично с санкционным противостоянием, в которое оказалась втянута российская экономика. Хотя существенно структура экспорта в России еще не изменилась, тем не менее, взаимные поставки продукции обрабатывающей промышленности между Казахстаном и Россией все-таки увеличились. Вполне возможно, что в следующем году мы увидим продолжение и нарастание этого тренда. Ведь ЕАЭС создавался во многом именно для того, чтобы сформировать прогрессивную структуру экономики и преодолеть сырьевую специализацию наших стран в международной системе разделения труда.

    В связи с тем, что у России изменился контекст взаимодействия со многими ее традиционными внешнеэкономическими партнерами, у ее партнеров по евразийской интеграции появились неплохие шансы занять ниши на российском рынке.

    Отмечу, что в товарообороте Казахстана со странами ЕАЭС более 90% приходится на Россию. Объемы торговли с Беларусью, Кыргызстаном, не говоря уже об Армении довольно незначительны. Поскольку в России идет тенденция на импортозамещения и переориентацию на экспортные поставки в Юго-Восточную Азию, Казахстан может сыграть свою, пусть и небольшую, соответствующую масштабам экономики, роль в этих процессах – например, в сфере поставок продуктов питания на российский рынок, а также реализации своего транзитного потенциала.

    Приведу пример такого импортозамещения: недавно один латвийский журналист с большим удивлением обнаружил на прилавках российских магазинов шпроты шымкентского производства. Это показательный пример того, как в Казахстане смогли наладить выпуск товара, который вовсе не характерен был для нашего рынка и для нашего региона. Шпроты, это ведь в какой-то степени политический товар: Россия, как известно, отменила санкции на их ввоз для ряда производителей Латвии и Эстонии в декабре 2017 года. Однако вполне возможно, что латвийские и эстонские производители обнаружат, что эта ниша уже занята казахстанскими предпринимателями. Почему бы не попробовать по этой же схеме производить и поставлять на российский рынок ряд других продуктов из санкционного перечня?

    Фармацевтика – это еще одна отрасль, в которой страны ЕАЭС сильно зависят от западных технологий и сырья. Не случайно единый рынок лекарственных средств был создан один из самых первых – напомню, что он заработал в прошлом году. И хотя эта производственная сфера не находится в блестящем состоянии в странах ЕАЭС, тем не менее, перспективы сотрудничества здесь очень существенны. Для этого есть даже исторические предпосылки: к примеру, еще в начале ХХ века лекарства из Шымкента экспортировались за пределы Российской империи.

    2. Казахстан уже высказал свое отношение к выборам президента в Российской Федерации, поддержав действующего российского лидера. Казахстану не нужны сюрпризы и неожиданности в российском электоральном цикле. К тому же наша республика заинтересована в сильном и авторитетном лидере соседнего дружественного государства.

    Наша республика спокойно и без стрессов пережила самые разные выборные кампании в Российской Федерации: и когда уходил Борис Ельцин, и когда был избран Дмитрий Медведев. Это не сказывалось ни на состоянии двусторонних отношений, ни на внутриполитической ситуации в республике. Хотя, безусловно, население интересует то, что происходит в Российской Федерации, но степень предсказуемости итогов голосования очень высока и потому каких-либо сюрпризов от выборов не ждут.

    Важны будут, пожалуй, только технические моменты. К примеру, срок действия подписанного в Екатеринбурге в 2013 году Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Казахстаном и Россией в XXI веке истекает в 2018 году. Если стороны не хотят ничего менять, то его просто пролонгируют. Быть может, стороны захотят его усилить, внести в него новые форматы взаимодействия. Тогда вполне возможно, будет подписан новый договор.

    Разумеется, Казахстан внимательно отнесется к тому, какие новые задачи поставит перед страной избранный президент Российской Федерации и, вероятно, исходя из этого, скорректирует свои стратегические планы развития.

    В целом же серьезных изменений от выборов в России Казахстану и казахстанцам ожидать не стоит.

    4. В том, что касается сотрудничества Казахстана и России в сфере безопасности, существенных проблем, на мой взгляд, не предвидится.

    Иное дело, что сегодня мы наблюдаем, как сирийский кризис мутирует – в него включились новые игроки, наметились новые конфликтные точки, новая проблематика и новые вызовы. К примеру, недавно появились новости о том, что Израиль нанес удары по сирийской территории. В связи с протестами осложнилась ситуация в Иране – стране, которая является одним из гарантов разрешения сирийского кризиса. Все эти изменения необходимо будет учесть при проведении нового раунда переговоров в Астане.

    У Казахстана есть существенный бонус в 2018 году для поддержки инициатив в сфере безопасности – доступ к международному микрофону в Совбезе ООН, как минимум, в течение января, когда он будет председательствовать в Совете.

    Отмечу, что Казахстан достаточно серьезно отнесся к миссии своего членства в Совбезе ООН. Можно по-разному оценивать амбиции Казахстана, которые он реализовывает благодаря нахождению в Совбезе, тем не менее, очевидно, что эти амбиции оказались подкреплены серьезной организационной работой. Была разработана программа председательства Казахстана, были сформулированы семь приоритетов. Прошло огромное количество заседаний, подписаны резолюции, заявления. ООН – это непростая бюрократическая система. И членство в Совбезе – это, прежде всего, хорошая практика для Казахстана. Казахстанской современной дипломатии всего 25 лет, в этом мы уступаем таким странам, как Украина и Беларусь, которые состоят в организации с 1946 года, наравне с Советским Союзом, и фактически являются странами-основателями ООН.

    Казахстан хотя и не первая постсоветская республика, получившая статус непостоянного члена Совбеза ООН, ее опередили Украина и Литва, однако первая в Центральной Азии. Мы представляем весь регион. Опыт это очень хороший. Конечно, будет очень тяжело, потому что у многих стран созрел запрос на реформирование Совбеза – об этом неоднократно заявляли и лидеры различных государств, и международные организации.

    Казахстан имеет существенное преимущество в Совбезе – он не испытывает противоречий ни с одним из его постоянных членов. Уверен, что к мнению нашей республики будут прислушиваться и нам удастся реализовать многое из запланированного.

    Сергей Рекеда, директор Информационно-аналитического центра

    1. Экономика и безопасность – эти две сферы останутся приоритетными в российско-казахстанских отношениях и в 2018 г. Первый пункт определяется тем фактом, что остается актуальной задача выхода на траекторию стабильного социально-экономического развития, соответствующую модернизационным задачам, стоящим перед обеими странами. В Казахстане эти задачи уже сформулированы и обнародованы, в России, по всей видимости, будут представлены в 2018 г., но при этом вряд ли будут принципиально отличаться от казахстанских формул.

    Актуальность второго пункта – безопасности – диктуется международным контекстом. Помимо нарастания угроз на афганском направлении, первая неделя 2018 года уже ознаменовалась рядом важных событий и в Сирии, и в Иране, которые свидетельствует, что международная напряженность в наступившем году не ослабнет.

    2. Серьезных изменений во внутриполитической ситуации Казахстана в связи с выборами президента России, думаю, прогнозировать не следует. Главным результатом выборов для Казахстана должно стать сохранения прежнего уровня союзнических отношений и продолжение реализации совместных проектов. В предвыборный период можно будет ожидать информационные «вбросы», которые станут попытками либо дискредитировать партнерство двух стран, либо увязать внутриказахстанские проблемы с «ростом агрессивности Москвы в предвыборный период». Логично, конечно, предположить, что первую половину года в связи с выборами внимание российского руководства к внутренней ситуации усилится по сравнению с внешней политикой, но на диалог Москвы и Астаны это всерьез не повлияет.

    3. Отмеченный Евразийской комиссией рост взаимной торговли понятен и ожидаем – пока это период восстановления прежних показателей, нежели рывок вперед, который следует ожидать лишь в 2018 г. Ожидать его следует во многом за счет наращивания экономического взаимодействия между регионами России и Казахстана, а также за счет высокотехнологических отраслей. Проблема в том, что взаимной торговли в традиционных отраслях после начало работы ЕАЭС – это те «сливки», которые по большому счету уже практически сняты. Дальше нужно выходить на рост экономического взаимодействия за счет кооперации в новых отраслях. Усилия на этом направлении можно наблюдать с обеих сторон.

    4. В 2017 г. действительно можно было наблюдать весьма эффективное сотрудничество Москвы и Астаны на международной арене и подобную согласованность действий, думаю, можно будет наблюдать и в 2018 г. Западный фланг внешней политики для России сейчас не приоритетен. Точнее, продвижение на этом направлении зависит от успеха внешней политики на других направлениях – ближнее зарубежье, Ближний Восток, Китай, Юго-Восточная Азия. В этих областях…

    Уразгали Сельтеев, политолог, ведущий эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Елбасы:

    1. Не следует ожидать каких-то особенных изменений. Сохранится традиционный формат стратегического партнерства. Продолжится укрепление торгово-экономических связей и культурно-гуманитарного сотрудничества.

    Это вполне закономерно, поскольку Казахстан и Россия друг для друга являются одними из основных рынков сбыта. Важно учитывать, что РФ занимает весомую долю в общем объеме импорта РК. Этот показатель за последние пять лет возрос до более 38%.

    Будет продолжено развитие приграничной торговли. Взаимодействие между регионами имеет значительный потенциал. Есть точки роста, которые не задействованы в полной мере. Об этом свидетельствуют ежегодно проводимые форумы межрегионального сотрудничества.

    Учитывая, что это 2018-й – это год председательства России в ЕАЭС, основной акцент будет сделан на укреплении отношений в рамках евразийской интеграции. Со вступлением в силу нового Таможенного кодекса будут решаться проблемные вопросы, связанные с ликвидацией изъятий и ограничений в торговле.

    Вместе с тем, в ближайшей перспективе можно ожидать некоторую синхронизацию внутренних повесток развития. Речь идет о том, что для Казахстана уже сейчас ключевым направлением является цифровизация экономики и технологическое обновление. В России же эти вопросы, скорее всего, более четко зазвучат в предвыборной программе Владимира Путина, и впоследствии на их реализации сосредоточится правительство в рамках нового плана реформ. Соответственно, здесь могут возникнуть какие-либо совместные проекты.

    2. Абсолютно никакого. Результат грядущих выборов в России предсказуем. Поэтому в Казахстане ориентируются на продолжение устоявшегося диалога с соседом.

    3. Понятно, что основным фактором снижения объемов в предыдущие периоды было падение цен на нефть и газ. Многое зависит от этого, поскольку энергоресурсы в структуре торговли занимают серьезную долю – 20-30%. А прогнозы по мировым ценам на этот год самые противоречивые.

    В целом, я думаю, никаких принципиальных изменений в этой сфере не будет. Во взаимной торговле сохранится та же линейка товаров. В структуре казахстанских поставок в РФ доминируют продажи сырья в виде энергоносителей, руды и металлов, аграрная продукция. В свою очередь, основными статьями экспорта российских производителей в Казахстан являются продукция машиностроения, продовольствие и изделия химической промышленности.

    4. В сфере безопасности видение Казахстана и России совпадает. Помимо того, что Казахстан в январе председательствует в Совбезе ООН, в 2018 году наша страна находится и во главе ОДКБ.

    Несомненно, Россия как постоянный член СБ ООН и стратегический партнер будет поддерживать инициативы Казахстана в этих международных структурах.

    Стоит отметить, что те проблемы, которые Казахстан планирует поднять в Совбезе ООН, будут актуализированы и по линии ОДКБ. Это касается безопасности в Центральной Азии, водных ресурсов, ситуации в Афганистане.

    Записала Жанар Тулиндинова (Астана)

    Как известно, в декабре 1991 года прекратил свое существование СССР. На его большой территории образовались новые независимые государства, которые стали проводить самостоятельную внешнюю политику, развивая контакты друг с другом. Так, например, 22 октября 1992 года были установлены дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Кроме этого, в системе внешнеполитических приоритетов современного Казахстана Россия занимает особое место ведущего стратегического партнера. Подтверждением этому являются слова Президента Казахстана Н.А. Назарбаева: «Разумеется, в отношениях Казахстана с Россией бывают и проблемы, и они не всегда просты. И в этом нет ничего необычного. Подобное происходит во взаимоотношениях между любыми государствами. Но я уверен, что они преодолимы и всегда будут преодолеваться, поскольку оба государства стремятся не к противоборству, а к сотрудничеству. Взаимное доверие отвечает интересам наших народов и государств» . Вследствие этого, глубокое осмысление и анализ этапов становления полноценных межгосударственных отношений Казахстана и России, с учетом того, что этот процесс продолжает развиваться, можно определить как актуальное и значимое научное направление.

    Итак, проблематика зарождения и развития межгосударственных отношений, вхождения их в международное сообщество все более активно исследуется современными авторами обоих стран. Например, в России в настоящий момент существует немало различных казахстановедческих подразделений (центров, отделов, секторов, групп и т.д.). Они есть, в частности в Институте Востоковедения РАН, в Институте этнологии и антропологии РАН, в Институте стран СНГ. Нельзя не указать в этой связи и деятельность Центрально-азиатского агентства политических исследований, Алтайского центра востоковедных исследований, Российского института стратегических исследований, Института научной информации по общественным наукам РАН, Московского центра Карнеги, Восточного гуманитарного института, Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ и т.д.

    Естественно свое широкое развитие казахстановедение получило и в Казахстане (Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, Институт истории государства КН МОН РК, Институт мировой экономики и политики при фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, Институт современных исследований ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Институт евразийской интеграции и т.д.)

    Вместе с тем, точка зрения казахстанского руководства на события и процессы, развивающиеся между Казахстаном и Россией, отражены в книгах Президента Н.А. Назарбаева «На пороге XXI века», «В потоке истории», «Эпицентр мира», «Критическое десятилетие», «Казахстанский путь» и в других. Период развития внешнеполитической деятельности Казахстана как независимого государства в настоящее время активно изучается отечественными учеными. Например, первым шагам дипломатической деятельности Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, а также процессам суверенизации Казахстана посвящена работа К.В. Жигалова и Б.К. Султанова «Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев: Хроника деятельности (1 декабря 1991 – 31 мая 1993)» , изданная в Алматы в 1993 году.

    Докторская диссертация казахстанского политолога Р.М. Калиевой «Международная деятельность Республики Казахстан на современном этапе» , защищенная в 1993 году в Москве, является фундаментальным исследованием по внешней политике Республики Казахстан. Автор выявляет особенности международной деятельности Республики Казахстан в 1990–1992 гг. и формулирует цели и принципы ее дипломатии в стремительно меняющихся геополитических условиях. Важной частью данной работы является анализ взаимодействия Казахстана и России.

    Далее, в своей работе «Казахстанско-российские отношения в 90-е годы XX века: опыт, проблемы, перспективы» , изданной в Москве в 2004 году д.и.н. О.А. Курамысов исследовал контакты, формы и содержание международного сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации в политической, экономической, военной, гуманитарной, социальной и культурной областях в 90-е года XX века.

    Авторы историко-хрестоматийного очерка «Россия - Казахстан: история взаимоотношений и современность» д.и.н. Б.Ғ. Аяған и к.и.н. А.Н. Кашкимбаев , опираясь на широкий круг источников, анализируют взаимоотношения Казахстана и России по различным направлениям, отводя значимую роль территориальному фактору. При этом делают упор на историческое осмысление данных взаимоотношений, как в ретроспективе, так и на современном этапе. Так, например, авторы подмечают: «Отношения между Казахстаном и Россией, берущие начало из глубины веков, относятся к категории наиболее сложных. Процесс, начавшийся несколько веков назад, претерпевает сегодня множество изменений, которые нельзя отнести к косметическим. Большинство аналитиков современности склоняются к тому, что от прозрачности казахстанско-российских отношений во многом зависит не только процесс интеграции на постсоветском пространстве, но и будущность связей этих государств с мировым сообществом» .

    Большой фактический материал по истории казахстанско-российских отношений собран в трудах доктора политических и экономических наук Т.А. Мансурова, который на основе личных наблюдений исследовал развитие процесса становления двухсторонних отношений, проанализировал положение стран в интеграционных процессах и в создании СНГ.

    Например, в его монографии, вышедшей в 1997 году в Москве «Казахстан и Россия: суверенизация, интеграция, опыт стратегического пространства» исследуются масштабные и многоплановые процессы, происходящие в политических, экономических, гуманитарных и других отношениях Республики Казахстан и Российской Федерации. Интересна еще одна его работа «Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь: к 20-летию Евразийского проекта. 1994-2014» , изданная в Москве в 2014 году, в которой последовательно раскрывается историческая роль Евразийского проекта Н.А. Назарбаева как ключевого инструмента эффективного экономического и социального развития, открывающего перед постсоветскими странами новые возможности и перспективы.

    Также под редакцией Т.А. Мансурова вышел сборник документов и материалов «Казахстанско-Российские отношения. 1991-2000 годы» , в котором представлены разнообразные материалы о межгосударственных отношениях Казахстана и России, охватывающие все сферы двустороннего политического, экономического, военно-технического и гуманитарного сотрудничества в период с 1991 г. по 2000 г. .

    Касательно, российских исследователей, так или иначе занимающихся изучением политических процессов в Казахстане, а также затрагивающих в своих работах проблемы российско-казахстанских отношений характерно свое концептуальное восприятие казахстанских реалий. Работы, посвященные российскими исследователями Казахстану - их немало, например, Трифонов И.А., Королев А.А. «Российско-казахстанские отношения в 90-е годы XX столетия: экономический и геополитический аспекты» (2003), Мещеряков К.Е. «Эволюция внешней политики Российской Федерации в Центральной Азии в 1991–2012 гг.» (2014), Вовк И.Г. «Этапы развития казахстанско-российских отношений в первое постсоветское десятилетие» (2007) и т.д.

    Отметить нужно коллективную работу Российского института стратегических исследований под названием «Казахстан: реалии и перспективы независимого развития» , являющуюся одной из немногих попыток комплексного подхода к теме Казахстана и казахстанско-российских отношений, претендующую на концептуальное осмысление политико-экономической ситуации в республике Казахстан. Переработав значительный объем информации, российские исследователи пытаются дать обстоятельную картину жизни Казахстана и представить на страницах сборника новые ценные информационно-справочные материалы по различным проблемам экономики и политики Казахстана. Эта работа, вышедшая под редакцией E.M. Кожокина, который в числе первых применительно к российско-казахстанским отношениям использовал термин «стратегическое партнерство», охватывает вопросы экономических, военных, политических, этнических и конфессиональных характеристик нашей страны .

    Таким образом, при сравнении отечественной и российской историографии становится очевидным, что одни и те же события и процессы освещаются с помощью различных систем ценностей и приоритетов, символизирующих до известной степени различия социально-политических доктрин и национальных интересов постсоветских государств.

    Вместе с тем, историография не исчерпывается указанными здесь авторами и трудами. Специалистов, которые, так или иначе, пишут о современных процессах в Казахстане и в России не так уж мало (в их числе экономисты, этносоциологи, специалисты по международным отношениям), в данном случае была предпринята попытка сделать краткий обзор.

    В целом, оценивая степень научной разработанности темы развития казахстанско-российских отношений после обретения независимости, важно отметить достаточную проработанность и в казахстанской и в российской научной литературе проблематики межгосударственных отношений новых независимых государств, и все более возрастающий интерес казахстанских и российских исследователей к теме двусторонних взаимоотношений Казахстана и России.

    После распада СССР отношения между Россией и Казахстаном превратились в одну из важнейших составляющих не только на постсоветском пространстве, но и в сфере геополитики. Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан установлены 22 октября 1992 года и все это время российско-казахстанские отношения развиваются в духе добрососедства, союзничества и стратегического партнерства.

    31 января 2002 года состоялось официальное открытие посольства России в новой столице РК - г. Астане. В апреле 2002 года начало функционировать консульство России в г.Уральске. С 2004 года посольство России работает в Астане (в Алма-Ате - консульский отдел посольства). Функционирует генконсульство Казахстана в Санкт-Петербурге и консульство Казахстана в г.Астрахани.

    Казахстан был первым государством СНГ, с которым Россия заключила 25 мая 1992 года Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Согласно Договору, стороны признают нерушимость существующих между ними границ и договариваются осуществлять равноправное и выгодное экономическое и научно-техническое сотрудничество. Договором предусматривается создание общего военно-стратегического пространства, совместное использование военных баз, полигонов и иных военных объектов.

    Другим основополагающим двусторонним документом является подписанная в июле 1998 года во время рабочего визита Н. Назарбаева в Москву Декларация "О вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в ХХI столетие" (аналогичного договора ни у России, ни у Казахстана нет ни с одной другой страной).

    За прошедшие годы между двумя странами было подписано более 270 договоров и соглашений о сотрудничестве. Среди них: Декларация о расширении и углублении российско-казахстанского сотрудничества (1995), Договор о правовом статусе граждан обеих республик (1995), Соглашение об упрощенном порядке приобретения ими гражданства (1995), Соглашение о таможенном союзе (1995), Соглашение о российском участии в освоении Каспийского шельфа и газового месторождения в Карачагалаке (1995), Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о государственной границе (2005) и другие.

    Активно продвигается сотрудничество и на парламентском уровне. 1 апреля 2003 года в Астане спикер Совета Федерации РФ С. Миронов и председатель сената парламента Казахстана О. Абдыкаримов подписали протокол о развитии сотрудничества.

    Поддерживаются политические контакты, прежде всего на высшем уровне:

    В июне 2000 года состоялся официальный визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в РФ, по итогам переговоров с Президентом РФ Владимиром Путиным было подписано совместное заявление, а также Меморандум о дальнейшем развитии сотрудничества по вопросам обеспечения функционирования комплекса Байконур.

    18-19 декабря 2002 года в ходе рабочего визита Н. Назарбаева в Россию, во время встречи с Президентом РФ В. Путиным было обсуждено развитие торгово-экономических отношений между двумя странами.

    В феврале 2003 года состоялся рабочий визит президента Казахстана в Россию, в ходе которого состоялась встреча с Президентом РФ Владимиром Путиным, на которой были обсуждены состояние и перспективы развития экономических отношений.

    9-10 января 2004 г. состоялся официальный визит Президента Российской Федерации в Астану. На переговорах В.В.Путина с Н.А.Назарбаевым были рассмотрены ключевые вопросы двусторонних отношений, взаимодействия в интеграционных структурах, сотрудничества на международной арене.

    25-26 мая 2004 г. в Москве с рабочим визитом находился премьер-министр Республики Казахстан Д.К.Ахметов.

    12 января 2005 года состоялся краткий однодневный рабочий визит Президента РФ в Казахстан. Стороны обсудили вопросы энергетического сотрудничества и делимитации границы, а также ряд международных проблем.

    17-18 января 2005 года состоялся официальный визит Президента Казахстана Н.Назарбаева в РФ. Президенты подписали "Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о государственной границе".

    В присутствии президентов были подписаны межправительственные соглашения о создании казахстанского спутника связи и вещания "Казсат", а также о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества.

    16 ноября 2005 года Госдума РФ ратифицировала внесенный президентом РФ Договор о российско-казахстанской государственной границе. Документ направлен на завершение международно-правового оформления государственной границы между двумя странами и повышение уровня пограничной безопасности на самом протяженном участке госграницы РФ, которая составляет 7,5 тысяч километров и проходит по территории 11 субъектов Федерации.

    Торгово-экономическое сотрудничество.

    Во внешнеэкономических связях РФ со странами СНГ Казахстан занимает третье место (после Республики Беларусь и Украины). В общем товарообороте РФ со странами СНГ доля РК составляет 15%. Удельный вес РФ в товарообменных операциях РК - 24,7%.

    Торговый оборот между РК и РФ превысил 8 млрд. долларов, достигнув рекордного за последние 10 лет уровня. По мнению президента РФ Владимира Путина, выраженному им на встрече с президентов РК Нурсултаном Назарбаевым в мае 2005 года, "по итогам текущего года есть шанс выйти на 10 млрд. долларов", но в 2006 году за полгода он уже достиг 6 миллиардов. В результате подписанного в августе 2006 года соглашения по совместному транзиту грузов через территорию Казахстана и российских грузов через Казахстан в Среднюю Азию, в Китай грузооборот между Казахстаном и Россией вырастет на 30 процентов.

    В структуре российского экспорта в РК ведущее место занимает продукция топливно-энергетического комплекса и машиностроения, в импорте из РК в РA - сырьевые товары, включая энергоносители и черные металлы, сельхозпродукция.

    Осуществляется инвестиционное сотрудничество РФ и РК, представленное в основном деятельностью в республике предприятий с участием российского капитала. В 2004 г. их число увеличилось до 1,2 тыс.

    На уровне правительств РК и РФ подписаны соглашения о торговом сотрудничестве казахстанской стороны с гг. Москвой и Санкт-Петербургом, Астраханской, Свердловской, Омской и Челябинской областями, Республикой Татарстан и рядом других российских регионов.

    Поддерживаются межрегиональные и приграничные связи. На их долю приходится до 70% внешнеторгового оборота. Импульс развитию приграничного и межрегионального сотрудничества придал состоявшийся в апреле 2003 г. в г. Омске с участием президентов двух стран Форум приграничных областей РФ и РК.

    Из 27 субъектов РФ, расположенных по границе с государствами СНГ, 12 граничат с РК. Это придает особую актуальность расширению и углублению приграничного сотрудничества между ними. Наиболее активные торгово-экономические связи с регионами РК поддерживают Москва, Челябинская, Свердловская, Оренбургская, Тюменская, Астраханская, Омская, Иркутская, Кемеровская, Московская, Новосибирская, Курганская и Самарская области, а также Алтайский и Красноярский края, республики Башкортостан и Хакасия. На эти регионы приходится свыше 70% товарооборота России и Казахстана, на приграничное сотрудничество - более 60%.

    Экономическое сотрудничество регионов РФ и РК осуществляется на основе трансграничных экономических схем по поставкам из республики экибастузского угля на электростанции Урала и Сибири с отправкой в обратном направлении электроэнергии; минерального сырья на предприятия горной металлургии Южного Урала в обмен на их готовую продукцию; нефти и газового конденсата на перерабатывающие предприятия Самары, Оренбургской области и Башкирии под встречные поступления нефтепродуктов и газа.
    Вопросы приграничного сотрудничества регулируются Договором и Программой об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 гг. от 12 октября 1998 г., межправительственным Соглашением и Программой приграничного сотрудничества регионов РФ и РК на 1999-2007 гг. от 24 сентября 1999 г.

    В феврале 2003 г. президентами РК, РФ, а также Республики Беларусь и Украины была достигнута договоренность о создании единого экономического пространства (ЕЭП) для ускорения экономического роста в странах "четверки". В сентябре 2003 г. ими же было утверждены соглашение и концепция создания ЕЭП, согласно которым на территории союза должна быть обеспечена свобода перемещения товаров, услуг, капитала и людей.

    В августе 2005 года в Казахстане запущено российско-казахстанское СП "КАМАЗ-инжиниринг". Проект создания "КАМАЗ-Инжиниринг" является одним из первых крупных и самых успешных совместных российско-казахстанских проектов в сфере производства автотехники. Учредителями "КАМАЗ-Инжиниринг" с казахстанской стороны является национальная компания "Казахстан инжиниринг", с российской - ОАО "КАМАЗ". Проектная мощность предприятия составит 2350 единиц автотехники в год. С 2006 года на предприятии начнутся работы по организации производства самосвальных установок для автомобильной и прицепной техники "КАМАЗ", а с 2007 года планируется организовать производство автобусных автосалонов.

    Военно-техническое сотрудничество.

    После распада СССР на территории Казахстана оказались самые крупные в ближнем зарубежье военные базы России. Это мощный полигонный комплекс, имеющий важнейшее значение для обороноспособности России: ядерные полигоны в Семипалатинске, в Азгире, полигон "Сары-Шаган" /испытания стратегических систем противовоздушной и противоракетной обороны/ и полигон "Эмба" /системы войсковой ПВО/. Кроме того, на территории Казахстана находятся так называемые "боевые поля" - районы, где падают отработанные ступени ракет, запущенных с полигонов "Капустин Яр" и "Владимировка" /4-й и 929-й полигоны/. В начале 90-х годов Казахстан объявил все советские военные объекты своей собственностью. Начались российско-казахстанские переговоры об их использовании.

    28 марта 1994 года Россия и Казахстан подписали "Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур ", согласно которому комплекс был передан РФ в аренду на срок до 20 лет с последующим пролонгированием на срок 10 лет и ежегодной стоимостью аренды в 115 млн. долларов (25 мая 2005 г. ГД ФС РФ было ратифицировано соглашение между РК и РФ о развитии сотрудничества по эффективному использованию "Байконура", предусматривающее продление срока его аренды до 2050 г.).
    С 1994 года в рамках межправительственного Договора о военном сотрудничестве Казахстана с Россией от 28 марта 1994 года подписано более 50 двусторонних документов, охватывающих широкий спектр вопросов обеспечения совместной безопасности. В их числе Договор Соглашение о сотрудничестве и взаимных расчетах при утилизации ядерных боеприпасов, Соглашение о сотрудничестве в процессе сокращения стратегических наступательных вооружений, расположенных на территории республики Казахстан, Соглашение о компенсации за технику и вооружение, выведенные на территорию России с территории Казахстана, Соглашение между оборонными ведомствами о совместном планировании оперативных мероприятий подготовки Вооруженных сил двух государств, Соглашение о гарантиях военным России, служащим в казахстанской армии по контракту, Соглашение о статусе российских воинских формирований, временно находящихся на территории Казахстана.

    С 1996 года Россия и Казахстан несут совместное боевое дежурство в рамках объединенной системы ПВО СНГ. Стороны регулярно взаимодействуют в плане согласования оборонных доктрин, военно-экономической кооперации, а также охраны внешних границ СНГ. С января 2001 года функционирует двусторонняя комиссия по военно-техническому сотрудничеству.

    В феврале 2000 года Государственная компания "Росвооружение" подписала генеральное соглашение с государственным предприятием "Казспецэкспорт", которым определены основные направления военно-технического сотрудничества, в том числе экспорт в Республику Казахстан российской продукции военного назначения в счет частичного погашения долга России за аренду космодрома Байконур.

    В ходе встреч президентов России и Казахстана Н. Назарбаева и В. Путина в конце 2002 и начале 2003 года была достигнута договоренность о реализации проекта по созданию на Байконуре нового ракетного космического комплекса, а 22 декабря 2004 г. было подписано Соглашение о создании на космодроме Байконур космического ракетного комплекса "Байтерек". Окончание работ по сооружению комплекса запланировано на 2007-2008 гг.

    В ходе официального визита в Казахстан Президента РФ В.Путина 9-10 января 2004 года было подписано 11 документов, в числе которых: договор о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам, соглашение о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса "Байконур", а также о дальнейшем развитии сотрудничества по вопросам обеспечения функционирования данного комплекса. Подписан также договор о взаимодействии при экспорте продукции военного назначения в третьи страны.

    Казахстан и Россия являются активными участниками Организации Договора о коллективной безопасности, созданной в 2003 году на основе договора о коллективной безопасности. Согласно достигнутым договоренностям, военно-технические поставки из России для Казахстана в рамках ОДКБ будут осуществляться по внутренним российским ценам (соглашение о льготных условиях продажи вступило в силу с 1 января 2004 года).

    Очень важным блоком военно-технического сотрудничества в Казахстане считают подготовку в России казахстанских офицеров. В 2002 году стороны договорились, чтобы это обучение проводилось по единым программам, на современных военно-доктринальных разработках. В 2003 году из Казахстана в Россию было направлено 254 курсанта для обучения в российских военно-образовательных учреждениях. Важное значение в Казахстане придают и сотрудничеству в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
    16 января 2004 г. в г. Москве министрами обороны РК и РФ Мухтаром Алтынбаевым и Сергеем Ивановым соответственно было подписано Соглашение о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности. Документ был подготовлен в развитие положений Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г. и Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.

    Сотрудничество в сфере культуры.

    Пиком сотрудничества РК и РФ в сфере культуры стали проведение в 2003 г. года Казахстана в России и в 2004 г. - Года России в Казахстане.

    Основные мероприятия в рамках Года Казахстана в России.

    18 февраля в г. Москве в Большом театре состоялось торжественное открытие Года Казахстана в России. В рамках праздничных мероприятий 17-20 февраля 2003 г. в Кремле прошли выставки "Золотой воин: Сокровища сакских курганов", Неделя казахстанского кино, концерты мастеров искусств РК и др. Состоялись гала-концерт мастеров искусств РК и книжная выставка "Признанный миром Казахстан".
    14 марта в Московском государственном лингвистическом университете началось преподавание казахского языка на переводческом факультете по специальности "Лингвистика и международная коммуникация". Помимо этого, на базе университета был создан Центр казахского языка и культуры, призванный стать координатором межвузовских связей РК и РФ по сотрудничеству в области обмена студентами и преподавателями и их совместной научной и учебно-методической деятельности.

    31 марта в г. Астане состоялось открытие представительства Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при МИД РA (Росзарубежцентра). В поле деятельности представительства - широкий спектр российско-казахстанского и международного сотрудничества в гуманитарной, научной и деловой сферах. Начало работы представительства является первым этапом создания в республике Российского дома науки и культуры.

    30 июня в г. Санкт-Петербурге открылся фестиваль искусств "Из Алматы с любовью", который посетили Алибек Днишев и Роза Рымбаева, фольклорно-этнографический ансамбль "Сазген сазы", театр-студия "Самрук", симфонический оркестр Оперного театра им. Абая и другие деятели искусства. Также в Русском музее начала работу выставка коллекции русского авангарда 1920-х - 1930-х гг. из г. Алматы
    С 22 июля по 1 августа в Академическом театре оперы и балета Екатеринбурга прошли гастроли Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая. На сцене были показаны "Бахчисарайский фонтан", оперы "Травиата" и "Фауст", балеты "Жизель" и "Лебединое озеро".

    30 сентября в г. Санкт-Петербурге открылась международная научно-практическая конференция "Казахстан: История. Культура. Язык", организованная Межпарламентской ассамблея ЕврАзЭС и СПбГУ. В ходе работы форума представители национальных парламентов государств ЕвразЭС, ученые, преподаватели вузов, деятели культуры РК и РФ рассмотрели вопросы межрегионального и приграничного сотрудничества, обеспечения экономической и информационной безопасности.

    Основные мероприятия в рамках Года России в Казахстане.

    5 апреля по приглашению Министерства культуры РК и при содействии фонда "Алтын Адам" г. Астану посетил российский кинорежиссер Егор Михалков-Кончаловский, показавший свой последний (на тот момент) фильм "Антикиллер-2" - наиболее успешный коммерческий проект последнего десятилетия в СНГ.

    17-18 мая в г. Павлодаре прошел II Республиканский фестиваль студенческой молодежи Казахстанско-Российского университета (КРУ), программа которого включала конкурс эстрадной песни и современного танца, конкурс красоты, спортивные соревнования, пленарные и секционные заседания студенческой научно-теоретической конференции, дебаты, выступление команд КВН.

    23 июля в г. Оренбурге стартовала историко-культурная экологическая экспедиция "Жайык-Урал", участники которой - ученые, журналисты, студенты и школьники - за 16 дней проплыли по р. Уралу почти 400 км до г. Уральска. Во время экспедиции обсуждались вопросы экологического здоровья.

    10 сентября в г. Астане в Евразийском национальном университете им. Льва Гумилева прошло республиканское совещание, посвященное подведению итогов Года России в Казахстане в области образования. В нем приняли участие представители Министерства образования и науки РК, посольства РФ в республике, директора республиканских учреждений образования, представители общественных организаций.
    В 2006 году в Москве был открыт памятник выдающемуся казахстанскому мыслителю Абаю. 2006-й год в России объявлен годом Абая Кунанбаева. А в Казахстане он проходит под знаком поэзии Пушкина.

    Организации, в которых взаимодействуют Россия и Казахстан

    Россия и Казахстан взаимодействуют в рамках СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, в Организации "Центрально-Азиатское Сотрудничество", в процессе формирования Единого экономического пространства.

    Действует учрежденная в 1997 году российско-казахстанская Межправительственная комиссия по сотрудничеству (МПК). В рамках МПК функционируют подкомиссии по комплексу "Байконур", приграничному сотрудничеству, транспорту, инвестициям и военно-техническому сотрудничеству.

    Перспективы экономического и политического сотрудничества

    Заключение

    Литература

    Экономическое и политическое сотрудничество

    История и география объективно предопределили особый характер российско-казахстанских отношений. Оба государства по площади входят в десятку крупнейших стран планеты. Граница между двумя странами составляет свыше 6 000 км и является одной из самых протяженных в мире. И Россия, и Казахстан – кладовые природных ресурсов (нефти, газа, металлов). Наконец, в Казахстане, даже несмотря на значительный отток русскоязычного населения в 90-е годы прошлого века, проживает одна из самых многочисленных русских диаспор (до трети населения республики).

    Не случайно, в 1992 году, приступая к выработке внешнеполитической стратегии только что ставшего независимым казахстанского государства, президент Н.Назарбаев отметил то обстоятельство, что "вследствие географических, политических, этнических и других исторических факторов отношения с Россией являются для нас самым важным вопросом". На протяжении 1990-х годов именно российско-казахстанские отношения отличались наибольшей интенсивностью и в общем-то развивались без особых потрясений. Правда, в 90-е годы острым вопросом российско-казахских отношений оставалось положение русскоязычного населения. Тем не менее, обе страны входят во все интеграционные образования, созданные на обломках СССР, а, например, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) вообще было создано по инициативе Н.Назарбаева.

    Стремление интегрироваться с Россией отвечает насущным потребностям молодой казахстанской республики. Ведь Казахстан не имеет выхода к морю и находится в стороне от мировых транспортных коридоров. Обладая большими запасами нефти и газа, страна не имеет развитой трубопроводной системы. В этом плане Россия в силу своего выгодного географического положения представляет интерес для южного соседа, поскольку по сравнительно небольшим ценам может транспортировать казахстанские энергоносители, что она и делает (примерно треть добываемой в Казахстане нефти идет на экспорт через российскую территорию).

    Снятие всех таможенных барьеров и препятствий при торговле (одно из главных условий соглашения о Едином экономическом пространстве (ЕЭП)) отвечает экономическим интересам двух стран. Россия традиционно покупает казахстанское зерно. На территории Казахстана действуют около 300 крупных совместных российско-казахстанских предприятий. Количество небольших совместных предприятий превышает 1 тысячу. Двусторонний товарооборот в прошлом году составил примерно 5,5 миллиардов долларов. И это не предел. На открытии Года России в Казахстане в январе с.г. президенты обоих государств пообещали его удвоить.

    Экономические системы России и Казахстана во многом сходны. Разница в объемах ВВП на душу населения незначительна. Почти одинакова степень изношенности основных промышленных фондов. В экспорте ведущую роль играет сырьевой сектор, что обуславливает высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на нефть и металлы, а также от курса национальной валюты по отношению к американскому доллару. Так что, именно российско-казахстанская экономическая интеграция сейчас наиболее реальна и актуальна.

    Без российской помощи Казахстану трудно рассчитывать на успешное решение задач в сфере безопасности и укрепления своей обороноспособности. В свою очередь, Россия заинтересована в надежном союзнике для обеспечения стабильной обстановки у себя в "подбрюшье". Эти вопросы были в центре внимания во время недавнего визита в Астану секретаря Совета безопасности России В.Рушайло. После внесения ряда поправок был утвержден план сотрудничества правоохранительных органов России и Казахстана на 2004 год в области борьбы с организованной преступностью, незаконной миграцией и незаконным оборотом наркотиков. Ранее министр обороны Казахстана М.Алтынбаев договорился в Москве о том, что республика будет покупать оружие по внутрироссийским ценам. В начале февраля с.г. парламент Казахстана ратифицировал соглашение о порядке взаимного предоставления военных полигонов для проведения боевых стрельб соединениями и воинскими частями сил воздушной обороны двух стран. Кроме того, Россия на безвозмездной основе осуществляет подготовку казахстанских военных кадров. В настоящее время в российских военных вузах обучаются 786 курсантов из Казахстана.

    Т.е. Россия укрепляет и интеллектуальный потенциал Казахстана. Уровень российского образования, несмотря ни на что, был и остается высоким. Тысячи казахстанских студентов и аспирантов обучаются в российских вузах. Согласно двусторонним договоренностям обучение некоторых из них ведется бесплатно, чего нет даже в Казахстане. Дипломы московских и петербургских вузов котируются в республике не ниже, чем дипломы западных учебных заведений, образование в которых могут позволить себе единицы.

    Несмотря на сокращение поступления в годы независимости в республику российских печатных изданий, читательские вкусы ее жителей практически не изменились. Как сообщает агентство "Казинформ", в Казахстане сегодня читают более четырех тысяч российских газет и журналов. В пятерку самых популярных российских печатных СМИ входят "Здоровый образ жизни", "Аргументы и факты", "За рулем", "Известия" и "Комсомолка". Большой популярностью пользуются в Казахстане российские телепрограммы, сериалы и ток-шоу, а также российские музыкальные радиостанции.

    В то же время на пути интеграции имеются весьма существенные препятствия, создаваемые преимущественно извне. Наметившееся в последние два года сближение России и Казахстана вызывает неудовольствие некоторых политических кругов на Западе, не заинтересованных в объединительных процессах на постсоветском пространстве. Политическое давление на казахстанское руководство заметно усилилось.

    Еще в конце 2001 года во время встречи с Н.Назарбаевым президент США Джордж Буш в резкой форме высказал нелицеприятную критику в отношении ситуации в республике. Спустя год официальный представитель Госдепартамента США Фил Рикер и группа американских конгрессменов обвинили президента Казахстана в том, что все ведущие посты в стране занимают его родственники, а деньги, поступающие от продажи нефти и газа, якобы оседают на счетах подконтрольного ему "Фонда будущих поколений". На сессиях Европарламента периодически поднимается вопрос о нарушениях прав человека и преследовании инакомыслящих в республике.

    Оппозиционные казахстанские электронные СМИ, существующие на деньги заокеанских спонсоров, активно занимаются разоблачениями "преступного режима" и выступают за интенсивное сближение с США в противовес России.

    Однако подобные "атаки" виртуальны и не представляют большой опасности для правящей элиты. Залогом стабильности ситуации в Казахстане является союз с Россией. Более того, курс на интеграцию с северным соседом поддерживает и население. Согласно результатам опроса среди жителей Казахстана, проведенного агентством "Комкон-2 Евразия" в апреле прошлого года, 84% респондентов считают, что республике следует объединиться с Россией. Только 3,6% опрошенных выступили за объединение с США, 2% высказались за союз с Китаем, 0,4% – с Украиной. 0,4% опрошенных вообще не поддерживают идею союза с какой-либо страной. В большинстве своем казахстанцы не желают объединяться и со своими соседями – государствами Центральной Азии.

    Таким образом, выбор Казахстаном России в качестве основного стратегического партнера предопределен историческими, географическими, политическими и экономическими предпосылками. Союз России и Казахстана – двух крупнейших государств на постсоветском пространстве – отвечает жизненно важным интересам обеих стран и их народов. Успех же дальнейшей интеграции зависит от действий руководства России и Казахстана.

    Российско-казахские отношения и внутренняя политика Казахстана

    Залог стабильного развития Казахстана, в том числе, в политическом аспекте, лежит только в сфере продолжения евразийской политики президента Назарбаева по сближению с Россией, в сфере усилий, которые Нурсултан Абишевич предпринимает по новой интеграции евразийского пространства и по приданию СНГ совершенно нового значения. Именно сближение Казахстана с Россией есть гарантия того, что не такая уж сложная, но, становящаяся постепенно несколько напряжённой политическая ситуация в Казахстане, разрешится гармонично и позитивно.

    Здесь очень важно то, что и личные отношения Путина с Назарбаевым складываются, пожалуй, оптимальным образом по сравнению с другими главами стран СНГ. Проблемы, которые сегодня стоят перед нашими странами, принадлежат к общему "семейству вызовов". И Россия, и Казахстан строят демократию, но этот процесс вписан в конкретный географический, исторический и культурный контекст. Демократия и в России, и в Казахстане находится в процессе становления, поэтому периодически возникает опасность искажения этого процесса как в сторону рецидива авторитарных тенденций, так и, наоборот, - в сторону впадения в хаос и неуправляемость. И у Путина, и у Назарбаева, в каком-то смысле, сходная ситуация: и Путин, и Назарбаев - популярные у себя на родине демократические правители, которые озабочены приоритетно долгосрочной стабильностью в своих странах, а также сближением между всеми государствами постсоветского пространства.

    Иными словами, всё больше и больше становится очевидным, что и Путин, и Назарбаев стоят на евразийских позициях и следуют евразийским курсом. Этим курсом невозможно следовать в одиночку, поскольку речь идёт о сближении между собой разных стран, народов, культур, экономик, социальных систем. Эти процессы у нас с Казахстаном идут по-разному, с разной скоростью, но общий ритм и общий характер их очень схож.