• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Мы расскажем вам о будущих проблемах и о том, как их можно избежать

    Подготовка к празднику 1 сентября

    Это самый важный день в жизни первоклассника. Обычно в каждой школе сценарий праздника продумывается так, чтобы с первого дня ребёнку стало интересно в школе, чтобы этот день запомнился.

    1 сентября — эмоционально насыщенный день. Дети очень сильно переживают, хотя и не все это внешне показывают. Чтобы снизить эмоциональный всплеск и возможное нервное перенапряжение, постарайтесь выполнить следующие рекомендации:

    Накануне не посещайте с ребёнком мест, где возможно большое скопление людей: торговых центров, театров, кинотеатров и т. д.;

    Попросите ребёнка накануне рассказать, что он думает о завтрашнем дне. Если в его ответе вы почувствуете тревогу, успокойте его, расскажите, каким может быть этот день;

    За несколько дней до 1 сентября вместе с ребёнком пройдитесь по школе, подойдите к тому классу, где он будет учиться, проведите по школе мини-экскурсию;

    Постарайтесь, чтобы ваш ребёнок заранее познакомился с будущими одноклассниками (пригласите детей в гости, сами сходите в гости к кому-либо из детей, с чьими родителями вы познакомились на родительском собрании);

    Накануне и 1 сентября постарайтесь чаще обнимать и целовать ребёнка. Ощущение того, что вы рядом, снизит тревожность ребёнка.

    Итак, долгожданный день настал. О чём вы будете говорить по дороге в школу? Расскажите, как прошло 1 сентября впервые у вас, что вы больше всего запомнили. Полезно напомнить, как зовут учителя ребёнка и в каком классе (1-м «А» или 1-м «Б») он будет учиться.

    Очень хорошо, если по пути в школу вы встретите детей, которых знает ваш ребёнок и с которыми он будет учиться в одном классе. В этом случае он будет меньше волноваться в ожидании нового.

    Когда вы встретите ребёнка из школы, прежде всего поинтересуйтесь, не устал ли он. Если нет, то попросите рассказать о своём первом дне в школе. Можно задать следующие вопросы:

    Что ты видел и слышал на празднике?

    Чем тебе понравилась учительница?

    Как её зовут?

    Как зовут ученика, с которым ты сидел за одной партой?

    Какие учебники выдал учитель?

    Был ли момент, когда тебе очень захотелось домой?

    Что тебе не понравилось?

    Если вы видите, что ребёнок утомлён и не хочет говорить, не тормошите его, не пытайтесь разговорить. И уже дома, когда ребёнок отдохнёт, побеседуйте с ним.

    Возможно, что ребёнок категорически не захочет отвечать на вопросы. Тогда попросите его нарисовать цветными карандашами школу и класс, в котором он побывал.

    Что должно вызвать у вас беспокойство?

    Наличие в рисунке чёрных жирных линий, тёмных цветов (коричневого, тёмно-серого), следов многократного стирания, отсутствие изображения людей, очень маленький размер школы на листке; изображение себя со спины и где-то далеко.

    Всё это говорит о том, что ребёнок, возможно, испытывал чувство тревоги, что-то его сильно беспокоило в школе.

    Если вам сложно разобраться, что же именно вызвало тревогу, обратитесь за советом к учителю или школьному психологу.

    За какой партой сидит ваш ребёнок

    Очень часто в первую неделю обучения родители просят пересадить ребёнка с той парты, за которую его посадил учитель. Это связано с тем, что бытует мнение, будто дети, которые сидят ближе к учителю, будут лучше учиться: так легче списывать с доски, и учитель рядом, чаще будет обращать внимание.

    Чем руководствуется учитель, когда рассаживает детей?

    В первую очередь — медицинскими показаниями. Дети с ослабленным зрением должны сидеть за 1—2-й партой. Также ближе к доске сажают детей, пишущих левой рукой.

    Других детей учитель рассаживает за парты, учитывая их рост (более высокие дети сидят дальше), умение быть самостоятельными (более самостоятельные дети сидят, как правило, за последними партами). Однако в течение всего периода обучения учитель пересаживает детей. Это связано либо с особенностями учебного процесса (работа в парах, в группе), либо с желанием самих детей.

    Первые домашние задания

    Обычно первоклассникам домашние задания не задают, если и задают, то очень простые, усложняются они постепенно. Важно выполнять любые домашние задания, будь это задание обернуть учебники или нарисовать что-нибудь.

    В течение первого года обучения учитель не ставит привычные оценки, но всегда отмечает работу: словесно или вручает жетоны, фишки (рисует в тетрадях учеников весёлых или грустных человечков).

    Когда ребёнок рассказывает о том, как учитель оценил его работу, старайтесь придерживаться следующих правил:

    Выслушивайте ребёнка внимательно, не перебивая;

    Если он говорит, что учитель «поставил плохую оценку», не говорите, что ребёнок плохой, так как «оценка» — это его достижения, а не он сам;

    Если сегодня ребёнок получил «оценку» лучше, чем вчера, обязательно похвалите его.

    Завтракать ли ребёнку в столовой

    Этот вопрос очень часто задают родители учителю. С точки зрения физиологии, ребёнку необходимо позавтракать в школе, если дома он ничего не ел. Но часто детям не нравится еда в столовой.

    Можно приносить завтраки из дома и съедать их на перемене. Напоминайте ребёнку о необходимости соблюдать правила личной гигиены и мыть руки перед едой (можно давать ему с собой влажные антибактериальные салфетки). Также объясните ребёнку, что кушать на уроке нельзя.

    Нравятся ли вашему ребёнку одноклассники

    К концу первой недели обучения ребёнок, как правило, уже знает почти всех в классе, с кем-то играет, с кем-то обменивается игрушками. Если это не так, то, возможно, что ребёнок необщительный или чего-либо боится, испытывает тревогу.

    У ребёнка могут не складываться отношения с одноклассниками, если он:

    Любит быть в центре внимания любой ценой, совершает подчас ради этого самые невероятные поступки, иногда даже плохие;

    Навязывается другим, даже если дети не хотят с ним играть;

    Хвастается перед детьми, что часто вызывает недовольство и агрессию, приводящие к дракам;

    Не любит делиться, жадничает.

    Причиной повышенной тревожности может быть недостаток эмоциональной поддержки при появлении новых требований, новых людей (чаще это характерно для детей, которые до школы не ходили в детский сад).

    Нет ли у вашего ребёнка повышенной тревожности

    Предлагаемая ниже анкета* поможет выявить наличие у вашего ребёнка излишней тревожности.

    Верно ли утверждение...

    Мой ребёнок не может долго работать не уставая

    Моему ребёнку трудно сосредоточиться на чём- либо

    У моего ребёнка любое задание вызывает излишнее беспокойство

    Во время выполнения заданий мой ребёнок очень напряжён, скован

    Мой ребёнок смущается чаще других

    Мой ребёнок часто говорит о возможных неприятностях

    Мой ребёнок, как правило, краснеет в незнакомой обстановке

    Мой ребёнок жалуется, что ему снятся страшные сны

    У моего ребёнка руки обычно холодные и влажные

    У моего ребёнка нередко бывает расстройство стула

    Мой ребёнок сильно потеет, когда волнуется

    У моего ребёнка плохой аппетит

    Мой ребёнок спит беспокойно, засыпает с трудом

    Верно ли утверждение...

    Мой ребёнок пуглив, многое вызывает у него страх

    Мой ребёнок обычно беспокоен, легко расстраивается

    Мой ребёнок часто не может сдержать слёзы

    Мой ребёнок плохо переносит ожидание

    Мой ребёнок не любит браться за новое дело

    Мой ребёнок не уверен в себе, в своих силах

    Мой ребёнок боится сталкиваться с трудностями

    Теперь сосчитайте все «да» и «нет».

    Если ответов «да» от 15 до 20 — можно сказать, что у ребёнка высокий уровень тревожности.

    Если ответов «да» от 7 до 14 — у ребёнка средний уровень тревожности.

    Если ответов «да» от 1 до 6 — у ребёнка низкий уровень тревожности.

    При высоком уровне тревожности у ребёнка обязательно обратитесь за консультацией к психологу.

    Если ваш ребёнок часто испытывает чувство тревоги, нужно:

    Чаще подбадривать ребёнка;

    Чаще подчёркивать индивидуальность ребёнка, то есть говорить, какие у него есть способности, положительные особенности;

    Учить ребёнка снимать мышечное напряжение (для этого проводите релаксационные, расслабляющие паузы);

    Рассказывать ребёнку о том, как вы решали подобные проблемы (как стали решительнее, смелее, увереннее в своих силах).

    Не агрессивен ли ваш ребёнок

    Иногда причиной того, что с ребёнком на перемене или на прогулке никто из детей не общается, является его излишняя агрессивность.

    Каждый человек может быть агрессивным в той или иной ситуации.

    Агрессивность может проявляться не только в драке, это могут быть крики, гневные высказывания, удары по окружающим предметам. У одних агрессивность проявляется крайне редко, у других — так часто, что не понятно, когда человек не агрессивен. В этом случае можно говорить об излишней патологической агрессивности.

    Почему дети становятся агрессивными?

    Очень часто дети используют агрессию для привлечения к себе внимания. Если родители пренебрежительно, без замечаний и воспитательных объяснений относятся к агрессивным вспышкам ребёнка, то это может привести к формированию у него агрессивных черт.

    Также причиной детской агрессии является агрессия самих родителей. Если родители агрессивны, то дети также агрессивны.

    Проверьте, насколько агрессивен ваш ребёнок. Для этого заполните следующую анкету.

    Верно ли утверждение...

    Злой дух временами вселяется в моего ребёнка

    Мой ребёнок не может промолчать, когда чем-то недоволен

    Когда кто-то причиняет моему ребёнку зло, он старается отплатить ему тем же

    Иногда моему ребёнку без всякой причины хочется выругаться

    Бывает, что мой ребёнок с удовольствием ломает игрушки

    Иногда мой ребёнок так настаивает на чём-либо, что окружающие теряют терпение

    Мой ребёнок не прочь подразнить животных

    Мой ребёнок очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним

    Кажется, что иногда у моего ребёнка вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокирующее окружающих

    Мой ребёнок в ответ на обычные распоряжения стремится всё сделать наоборот

    Мой ребёнок часто не по возрасту ворчлив

    Мой ребёнок воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека

    Верно ли утверждение...

    Мой ребёнок любит быть первым, командовать, подчинять себе других

    Неудачи вызывают у моего ребёнка сильное раздражение, он всегда ищет виноватых

    Мой ребёнок легко ссорится, вступает в драку

    Мой ребёнок старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми

    У моего ребёнка нередки периоды мрачной раздражительности

    Мой ребёнок не считается со сверстниками, не уступает, не делится

    Мой ребёнок уверен, что любое задание выполнит лучше других

    Подсчитайте количество положительных ответов. Если ответов «да» от 15 до 19 — это высокий уровень агрессивности. Если ответов «да» от 7 до 14 — средний уровень агрессивности.

    Если ответов «да» от 1 до 6 — низкий уровень агрессивности.

    При высоком уровне агрессивности срочно обратитесь с ребёнком к психологу.

    Общаясь с таким ребёнком, необходимо:

    Обучать ребёнка приёмам снятия гнева (например, покидаться подушками, попрыгать через скакалку, порвать бумагу, карикатурно изобразить то, что вызывает гнев или раздражение);

    Не говорить: «Ты всегда так», не вспоминать прошлые проступки ребёнка;

    Анализируя конфликтные ситуации, следует делать акцент на его поведении, а не на личности (например: «Ты хороший, и можешь быть ещё лучше, а вот поведение твоё ужасно»);

    Всячески демонстрировать положительную модель поведения.

    Помогая ребёнку преодолевать какой-либо недостаток, родители должны понимать, что поступки детей часто зависят от поведения родителей. Проверьте себя. Можете ли вы:

    В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком;

    Посоветоваться по какому-либо вопросу с ребёнком, невзирая на его возраст;

    Признаться ребёнку в своих неблаговидных поступках, совершённых по отношению к нему;

    Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты;

    Владеть своими эмоциями и сохранять самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя;

    В определённой ситуации поставить себя на место ребёнка;

    Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в выгодном свете;

    Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка.

    Если ни один из перечисленных пунктов для вас невозможен, задумайтесь о своём поведении и постарайтесь измениться.

    Не переутомляется ли ваш ребёнок. Как определить?

    Первая неделя в школе — самое трудное время. Меняется режим дня, ребёнку необходимо выполнять новые обязанности, поэтому дети со слабым типом нервной системы могут испытывать нервное напряжение. Если же это время совпадает с периодом напряжённой обстановки в семье (развод родителей, смерть кого-то из родственников, переезд и т. д.), то состояние излишней тревожности у ребёнка может перейти в невроз.

    Предлагаем вам ответить на вопросы теста, разработанного А. И. Захаровым — специалистом в области детских неврозов.

    Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для вашего ребёнка. Если это проявление выражено, ставьте «2», если встречается периодически, ставьте «1», если отсутствует — «О».

    Верно ли утверждение...

    Мой ребёнок легко расстраивается, много переживает, всё слишком близко принимает к сердцу

    Мой ребёнок чуть что — в слёзы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться

    Мой ребёнок капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть

    Мой ребёнок более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний

    Мой ребёнок крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно

    Мой ребёнок всё больше грустит и печалится без видимой причины

    Мой ребёнок, как и в младенчестве, сосёт палец, всё вертит в руках

    Мой ребёнок долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром

    Мой ребёнок становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий

    У моего ребёнка появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях

    Верно ли утверждение...

    У моего ребёнка нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках

    Мой ребёнок всё быстрее устаёт, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время

    Мне всё труднее найти с ребёнком общий язык, договориться: он становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя

    Мой ребёнок жалуется на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет, его беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи

    У моего ребёнка нет аппетита, он часто и подолгу болеет; у него часто повышается без причины температура; он стал часто пропускать школу

    Если результат составляет от 20 до 30 баллов — у ребёнка невроз, срочно обратитесь за консультацией к психологу, психотерапевту;

    от 15 до 20 баллов — невроз был или будет в ближайшее время, поэтому также необходимо проконсультироваться у специалиста; от 10 до 15 баллов — у ребёнка нервное расстройство; от 5 до 9 баллов — необходимо уделять больше внимания ребёнку; менее 5 баллов — отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей ребёнка.

    Если вы заметили даже незначительное проявление тревожности, старайтесь уделять ребёнку больше внимания; придерживайтесь режима, который был до школы, возможно, в течение первой четверти ему не помешает дневной сон.

    Если ребёнка обидели в школе. Что делать

    Обычно со всеми первоклассниками всегда находится их учитель: на перемене, в столовой, на улице. Но иногда случается так, что дети на некоторое время остаются одни, без присмотра, и тогда могут возникнуть конфликтные ситуации. Если после школы вы заметили в поведении ребёнка перемены, но учитель говорит, что на уроках всё было хорошо, попытайтесь расспросить ребёнка, не обидел ли его кто. Иногда ребёнок боится, что его могут обидеть ещё раз, если он обо всём расскажет. Объясните ребёнку, что тот, кто обижает других, должен быть наказан, так как иначе он станет опасным для всех.

    Некоторые родители иногда сами пытаются разобраться в ситуации и наказать обидчика (могут пригрозить, отругать). Этот вариант не очень хорош, так как у ребёнка-обидчика есть родители, которые тоже, в свою очередь, могут возмутиться, что может привести к более серьёзному конфликту.

    Если вашего ребёнка обидели, обязательно сообщите об этом случае учителю. Учитель разберётся в данной ситуации. Учитель, классный руководитель, в классе которого учится ребёнок-обидчик, обязан будет сам поставить в известность его родителей. Если ситуация серьёзная, то для принятия решения о воспитательном воздействии на провинившегося ребёнка собирается педсовет, на котором присутствуют ребёнок-обидчик, его родители, классный руководитель, завуч.

    Если ребёнок не хочет рассказывать о случившемся, но вы заметили, что он как-то изменился после произошедшего, лучше обратиться за консультацией к психологу.

    Посещать ли вашему ребёнку группу продлённого дня

    Этот вопрос задают себе почти все родители, у которых нет возможности встречать детей сразу после окончания занятий.

    Если ребёнок после школы вынужден быть дома один и ждать вас после работы, то ему лучше посещать группу продлённого дня.

    Во-первых, находиться ребёнку 6—7 лет длительное время одному дома довольно опасно, особенно, если ребёнок до этого не оставался один.

    Во-вторых, большинство детей не могут самостоятельно выполнять домашние задания. Поэтому, приходя после работы, вы до поздней ночи будете считать, писать и т. д. Понятно, что утром ребёнку будет довольно трудно проснуться.

    Хорошо организованная группа продлённого дня поможет ребёнку научиться распределять свободное время, быть самостоятельным.

    Обычно в распорядок группы продлённого дня входят:

    Обязательный отдых (как правило, прогулка);

    Выполнение домашних заданий;

    Игры и другие мероприятия, которые проводит педагог группы.

    Если ваш ребёнок сказал, что в школу больше не пойдёт

    Иногда случается так, что ребёнок отказывается идти в школу. Он может не говорить об этом, но вы можете это почувствовать по его поведению:

    Ребёнок выглядит усталым, утомлённым, вялым;

    Не хочет делиться своими впечатлениями о проведённом дне;

    Стремится отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;

    Не хочет делать домашнее задание;

    Негативно высказывается в адрес школы, учителя, одноклассников;

    Беспокойно спит;

    Жалуется на плохое самочувствие;

    Слишком долго играет с игрушками или смотрит телевизор.

    Психологи выделяют следующие наиболее частые причины, из- за которых ребёнок отказывается ходить в школу:

    Боязнь расстаться с матерью, являющаяся следствием ощущения беспомощности, угрозы, предполагаемой опасности;

    Тревога, вызванная предстоящей незнакомой деятельностью, непониманием требований, условий пребывания в школе;

    Неудачи в учёбе, которые постоянно повторяются.

    Если вы заметили даже незначительные признаки нежелания ходить в школу, обязательно обсудите с ребёнком эту ситуацию, спросите, что или кто его не устраивает в школе.

    Если действительно окажется, что ребёнку что-то не нравится и это объективно, сыграйте в игру «Плюс на минус». Суть игры в том, что ребёнок говорит, что беспокоит его в школе, а вы находите в этом какой-нибудь плюс. Например: «В школе надо долго сидеть на уроке и я устаю — это минус, а плюс заключается в том, что можно научиться сосредотачиваться, этому специально учат будущих космонавтов».

    Если же ситуация довольно серьёзная, обратитесь за консультацией к школьному психологу или в районную психологическую службу.

    Насколько вы готовы быть родителем школьника

    Чтобы проверить, насколько вы готовы быть родителем школьника, предлагаем заполнить анкету.

    Старайтесь отвечать искренно, ведь результаты этого теста будут известны только вам.

    Верно ли утверждение...

    Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей

    Я опасаюсь, что мой ребёнок будет часто обижать других детей

    На мой взгляд, 4 урока — непосильная нагрузка для маленького ребёнка

    Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей

    Ребёнок может хорошо учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама

    Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать

    Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить

    Боюсь даже думать о том, что мой ребёнок будет обходиться без дневного сна

    Верно ли утверждение...

    Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек

    Мой ребёнок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью

    Начальная школа, по-моему, мало способна чему- либо научить ребёнка

    Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка

    Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников

    Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка

    Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе?»

    Сосчитайте количество положительных ответов.

    Если ответов «да» 4 или менее — у вас есть все основания с оптимизмом ждать 1 сентября — вы сами вполне готовы принять новую социальную роль вашего ребёнка.

    Если ответов «да» 5—10 — будьте готовы к возможным трудностям.

    Если ответов «да» 10 и более — подумайте над своими ответами ещё раз, возможно, вам следует посоветоваться с психологом.

    Каким вы видите своего ребёнка

    Очень часто школьные проблемы ребёнка могут быть следствием родительского отношения к нему.

    Чтобы определить, как вы относитесь к своему ребёнку, заполните следующую анкету*.

    Верно ли утверждение...

    Я всегда сочувствую своему ребёнку

    Я считаю своим долгом знать всё, о чём думает мой ребёнок

    Я уважаю своего ребёнка

    Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы

    Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют

    Я испытываю к ребёнку чувство расположения

    Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни

    Мой ребёнок часто неприятен мне

    Я всегда стараюсь помочь ребёнку

    Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу

    Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку

    Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни

    Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком

    Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые никаких чувств, кроме презрения, не вызывают

    Для своего возраста мой ребёнок кажется незрелым

    Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтоб досадить мне

    Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное как губка

    Верно ли утверждение...

    Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании

    Ребёнка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек

    Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом

    Я проявляю участие к своему ребёнку

    К моему ребёнку липнет всё дурное

    Мой ребёнок не добьётся успеха в жизни

    Когда в компаниях знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось

    Я жалею своего ребёнка

    Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям

    Я с удовольствием провожу с ребёнком всё своё свободное время

    Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким

    Я часто ловлю себя на мысли, что враждебно отношусь к своему ребёнку

    Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни

    Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него

    Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка

    При принятии важных решений в семье следует учитывать мнение ребёнка

    Верно ли утверждение...

    Я очень интересуюсь жизнью ребёнка

    В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав

    Дети рано узнают, что родители могут ошибаться

    Я всегда считаюсь с ребёнком

    Я испытываю к ребёнку дружеские чувства

    Основная причина капризов моего ребёнка — эгоизм, упрямство и лень

    Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отдых с ребёнком

    Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство

    Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее

    Я разделяю увлечения своего ребёнка

    Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно

    Я понимаю огорчения своего ребёнка

    Мой ребёнок часто раздражает меня

    Воспитание ребёнка — сплошная нервотрёпка

    Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер

    Я не доверяю своему ребёнку

    За строгое воспитание дети потом благодарят

    Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка

    В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств

    Я разделяю интересы своего ребёнка

    Верно ли утверждение...

    Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так

    Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни

    Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть

    Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка

    Нередко я восхищаюсь своим ребёнком

    Ребёнок не должен иметь секретов от родителей

    Я не высокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него

    Желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям

    За каждый ответ «да» даётся 1 балл, «нет» — 0 баллов. 1. Подсчитайте сумму баллов по вопросам 3, 20, 27,37,38, 43,45, 53, 56.

    Чем больше баллов вы набрали, тем очевиднее, что вы принимаете ребёнка таким, какой он есть. Вы уважаете его индивидуальность, не пытаетесь его изменить, сделать таким как все. Вы проводите с ребёнком много времени, одобряете его интересы и планы. Можно позавидовать вашему ребёнку — у него разумно любящие родители.

    2. Подсчитайте сумму баллов по вопросам 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 52, 55, 60.

    Чем больше баллов вы набрали, тем вероятнее, что вы считаете своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Вам кажется, что ваш ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей.

    Измените отношение к своему ребёнку. Постарайтесь увидеть в нём что-то хорошее. Если вы постоянно будете говорить и подчёркивать в ребёнке хорошее, он изменится. Если же вы будете и дальше видеть только плохое в ребёнке, то его характер будет лишь ухудшаться. В подростковом возрасте он, скорее всего, будет очень агрессивным, как и его друзья, с которыми он будет общаться. Слушать вас он не будет, а будет делать всё наперекор. Вам будет очень тяжело видеть, как ребёнок меняется в худшую сторону.

    3. Подсчитайте сумму баллов по вопросам 6,9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

    Если вы набрали 7—8 баллов — вы заинтересованы в делах и планах ребёнка, стараетесь понять его и помочь. Вы не боитесь, когда ребёнок проявляет инициативу, и развиваете у него самостоятельность.

    Если вы набрали меньше 6 баллов — задумайтесь, каким вы хотите видеть своего ребёнка, когда он будет взрослым: самостоятельным, активным человеком или большим ребёнком, который не сможет принимать без вас решения.

    4. Подсчитайте сумму баллов по вопросам 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

    Если вы набрали больше 6—7 баллов — вы представляете себя и

    своего ребёнка единым целым, вы стараетесь оградить его от трудностей и неприятностей. Здесь таится опасность: когда-нибудь ребёнку придётся выйти в большой мир, где нужно будет уметь преодолевать трудности самому. Вот тогда, столкнувшись с ними, у вашего ребёнка может возникнуть стресс, вплоть до невроза, так как он не привык решать важные проблемы самостоятельно.

    Если вы набрали 3—5 баллов — между вами и ребёнком нет патологической взаимозависимости. Вы сможете воспитать эмоционально зрелого человека.

    Если вы набрали 0—2 балла, то, возможно, ваш стиль отношений с ребёнком можно охарактеризовать как отстранённый. Вы воспринимаете ребёнка как взрослого человека, считаете, что свои проблемы он должен учиться решать сам. Минусом данного подхода является то, что между вами и ребёнком к подростковому периоду не останется эмоциональной взаимосвязи.

    5. Подсчитайте сумму баллов по вопросам 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

    Если вы набрали 4—7 баллов — вашему ребёнку не позавидуешь. Вы требуете от него полного и безоговорочного послушания, а в случае нарушения дисциплины можете и наказать ребёнка.

    Если вы набрали 0—3 балла — вы понимаете, что ребёнок — это самостоятельная личность. Но в то же время вы реагируете на его поступки. Ваши взаимоотношения при таком стиле воспитания будут не очень проблематичны.

    Итак, вы стали родителями школьника. Поздравляем вас! Это очень важная и интересная миссия. Вы сможете снова вспомнить свои школьные годы. Однако не забывайте, что ваш ребёнок учится в другое время, поэтому не стремитесь, чтобы период его обучения был повторением вашего.

    Радуйтесь вместе с ребёнком его успехам, огорчайтесь вместе с ним по поводу его неудач, и никогда не оставайтесь равнодушными — это залог успешного обучения в школе.

    Остаются считанные дни до заветного 1-го сентября, и многие родители первоклассников с нетерпением и ужасом ждут этого дня. «Как к нему будут относиться одноклассники? А вдруг классная учительница не такая уж классная? Достаточно ли канцелярских товаров мы купили? А вдруг? А где? А как?»

    Убедительно просим вас успокоиться, выдохнуть и прислушаться к паре полезных советов о том, как безболезненно прожить первый учебный год.

    1. Будьте спокойны и не паникуйте

    Даже если вы забыли купить цветы, погладить форму, порвали рюкзак или проспали. Не нервничайте и, что немаловажно, не срывайтесь на ребенке. Для него это еще больший стресс, чем для вас. Помните об этом.

    1. После учебного дня спрашивайте, как у него дела и что было нового

    Кроме того, что ребенок повторит изученный материал, он будет знать, что для вас значимо все, что с ним происходит, и что вы всегда готовы его выслушать.

    1. Не критикуйте своего ребенка

    Рано или поздно ребенок научится быстро читать, правильно считать и аккуратно писать. Испачканные тетрадки забудутся, а детские обиды — нет.

    1. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми

    Каждый человек, пусть даже маленький, имеет свой темперамент, характер и способности к обучению. Критика испортит ваши отношение, подорвет доверие малыша, и о желании учиться сразу же можно будет забыть.

    1. Приглашайте одноклассников в гости

    Нет, не всей толпой сразу. Можно обойтись двумя-тремя детьми, с которыми ваш ребенок нашел общий язык. Для ребенка важны дружеские связи. Да и уроки делать вместе куда интереснее.

    1. Соблюдайте режим дня

    Если все лето вы его не соблюдали, самое время начать. Только не замахивайтесь на большую разницу — если вы вставали в 9 и ложились в 11, вряд ли вам удастся уснуть в 9 и проснуться в 7 утра.

    1. Не торопите ребенка с решением или ответом

    При выполнении домашнего задания не надо торопить ребенка и сразу же выдавать ему правильный ответ. Дождитесь, пока он сам решит задачу и скажет вам ответ.

    1. Пользуйтесь зеленой ручкой

    Если вы делаете домашнее задание на черновиках или занимаетесь с ребенком дополнительно, то при проверке ответов используйте не красную (=негативную) ручку, которая акцентирует внимание на ошибках, а зеленую, которой выделяют верные ответы и красивые буквы.

    1. Будьте терпеливы

    Если ребенок проявляет агрессию, не принимайте никаких мер, пока не разберетесь в чем ее причина.

    1. Держите связь с классным руководителем

    Не обязательно состоять в каком-нибудь родительском совете и быть родителем-активистом. Достаточно быть в хороших отношениях с классруком и периодически узнавать, как обстоят дела у ребенка. Конечно же, без фанатизма.

    Олеся Маевская

    Материал нам прислал Учитель начальных классов Головач Марина Витальевна, г. Волжский, Волгоградская область

    Сегодня мне хочется обратиться к самым, пожалуй, счастливым родителям – родителям первоклассников – с такими словами: "Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего". Так давайте остановимся на некоторых важных аспектах воспитания в адаптационный период.

      Поступление в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку? Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: "Доброе утро", – и собирайтесь в школу без суеты.

      а) Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный, но не короткий.
      б) Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.
      Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.
      в) Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

      Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: "Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!" Это недопустимо. Пожалуйста, помните об этом.

      Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них – лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребенка.

    Советы родителям первоклассников

    Самые сложные занятия для первоклассника - это не решение задачек и не подсчет палочек и яблок, а... письмо. Причем непосредственно написание букв, слов и предложений, равно как и переписывание слов и предложений с доски. Ну как запомнишь все эти закорючки и хвостики? А если и запомнил - то почему они упорно не хотят походить на аккуратную «ж» из школьной прописи, а норовят превратиться в многоногое чудовище? Не стоит ахать, увидев первые строчки своего школьника, и ни в коем случае не давайте ему понять, что он плохо справляется с прописью. Лучше скажите - отличный результат, у меня поначалу выходило хуже, давай поспорим, что уже через две недели ты будешь писать точь-в-точь как Марья Ивановна? Ребенок учится делать то, чего ему пока еще не приходилось делать, и ваше одобрение, как и осознание его собственных успехов, очень важны на этом этапе жизни.

    Вторым по сложности предметом для первоклассника, в зависимости от его наклонностей и уровня подготовки, будет либо математика, либо чтение. Если любимую книжку сказок ваш малыш уже в шесть лет читал без всяких проблем, скорее всего, ему понадобится помощь со сложением и вычитанием яблок. Ну, а если к чтению всерьез приступил совсем недавно, то читать он будет с напряжением всех физических сил.

    Поэтому важно помнить, что продолжительность непрерывного чтения не должна в 6 лет превышать 8 минут, а в 7-8 лет - 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма - 2 минуты 40 секунд в начале урока, и 1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).

    Эффективность работы маленького школьника так же подвержена суточному режиму, как и ваш рабочий день. Установлено, что первый урок приходится на период врабатывания в учебный процесс, второй урок - пик работоспособности. Высокое напряжение умственных сил у первоклашки не бывает долгим, и уже к третьему уроку работоспособность падает, а на четвертый урок остается минимум внутренних резервов. Школьные предметы должны попадать в эту схему по уровню их сложности, письмо оптимально расположить на втором уроке, первый и четвертый оставить для самых легких, ознакомительных предметов.

    Правильно готовимся...

    После прихода домой первоклассник, если он не остается на полный день в школе, должен съесть горячий обед и отдохнуть после занятий. Домашние задания лучше всего сделать в период 15-16 часов. Нельзя садиться за них сразу - ребенок не успеет отдохнуть, а работоспособность к этому времени, как вы помните, будет стремиться к нулю. Нельзя переносить их на вечер - письмо требует аккуратности и усидчивости, уставший школьник будет допускать помарки и описки, да и сидеть над заданием намного дольше, чем в дневное время, или же делать его кое-как, торопясь лечь спать.

    Каждые 15 минут нужно менять позу, каждые 30 - делать маленький перерыв, «физкультминутку», можно под музыку. Это не только укрепляет здоровье, но и восстанавливает работоспособность, помогает сбросить напряжение и отдаляет усталость.

    Нельзя начинать готовиться «кавалерийским наскоком» - с самых сложных предметов. Помните о периоде врабатывания! Начинать нужно с несложных и непродолжительных по времени заданий, быстрое их выполнение заставит первоклашку убедиться в собственных силах и способностях. После этого нужно переходить к более сложным, ну а последним, на спаде общей работоспособности, сделать еще одно легкое задание. Тогда ребенок будет вставать из-за стола не в подавленном из-за большой нагрузки настроении, а с уверенностью в том, что ему легко дается учеба. Сохранить бодрое настроение и не позволить ребенку «опустить руки» («Мама, у меня ничего не получается!») - основная задача родителей на первом году учебы.

    И отдыхаем

    Очень часто доводится слышать вопросы о прогулках и времени, проведенном на свежем воздухе. Не менее часто родители сетуют на то, что ребенку некогда гулять, или не с кем, или некогда родителям, или... Можно найти сотню причин и объяснений, но ответ в любом случае будет однозначным - исключить прогулку из режима дня школьника нельзя! Норма прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часов в день.

    Если ребенок ослаблен и жалуется на усталость, ему показан полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Если вы отдали ребенка в спортивную секцию или занимаетесь с ним дома или во дворе бегом, гимнастическими упражнениями или подвижными играми, помните, что занятия спортом должны начаться не ранее, чем через 40 минут после приема пищи.

    Ужинать нужно за 2 часа до сна - это лучшая профилактика бессонницы, плохого, беспокойного сна у первоклашек. Если вы думаете, что активный ребенок успеет проголодаться за это время, за полчаса до ухода ко сну можно предложить ему стакан молока или какао с маленькой булочкой, или немного фруктов. Перед сном полезно погулять около двадцати-пятнадцати минут, и если такой возможности у вас нет, то хотя бы проследите, чтобы комната, в которой спит ребенок, была хорошо проветрена. Спать первоклассник должен не менее 9 часов - без учета времени на дневной сон.

    Самая главная цель родителей в этот период - дать ребенку опыт самостоятельной работы, с первых же дней внушая, что только он сам ответственен за то, что происходит с ним в школе. Это очень важно на этой первой, самой главной ступеньке во взрослую жизнь. И ребенок в силу своих возрастных особенностей уже вполне способен принять и понять эту ответственность. Имеется ввиду возраст 7 -8 лет. Именно поэтому среди психологов так много противников начала обучения с шести лет.

    Родителям

    Есть большое количество советов родителям первоклассников. Сейчас мы не будем касаться непосредственно учебной деятельности. Поговорим о том, как создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
    1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
    Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
    2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
    3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
    4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
    5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
    6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
    7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
    8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
    9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
    10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
    11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.
    Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
    Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
    12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения. Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные интересы/ любимые мультики, сказки, игры/, так и жизненные / обсуждение семейных и др. проблем/
    13.Начинайте» забывать» о том, что Ваш ребёнок маленький. Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: « Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду / вымыть пол, вытереть пыль, полить цветы и т.д./ Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете /например, дайте ему деньги на хлеб и мороженое, комментируя сумму на тот и другой продукт/. Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.

    14.Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии посторонних. Уважайте чувства ребёнка. На жалобы учителя или воспитателя отвечайте: « Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

    15.Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

    16.Постоянно говорите с ребёнком. Развитие речи – залог хорошей учёбы. Были в театре, цирке, кино – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что Вам это действительно интересно. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребёнка. Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.

    17.Чаще хвалите ребёнка. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребёнок может всё. Нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах. Их должно быть не более 30%, если брать 100% систему измерения отношений. Согласитесь, что запреты не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований, если возможно, предложите альтернативу.

    Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.

    С.Л.Соловейчик

    Учителя начальных классов хорошо знают,что первый год обучения в школе –большое испытание для первоклассника и его родителей.

    Успех на пути к обретению своего места в жизни закладывается уже с первых школьных лет.Каковы бы ни были успехи родителей в их школьные годы,

    Они преисполнены надежд, что тернистый путь школьной премудрости для их уникального ребенка окажется успешным. Это так и будет, но при условии, что именно к факту его уникальности родители отнесутся со всей серьезностью. Им надо решить: протянут ли они руку помощи и поддержки своему ребенку, или превратятся в сурового контролера, проверяющего оценки в дневнике.

    Я сформулировала несколько правил для родителей.

    Правило 1: не опаздывать в школу и в присутствии ребенка уважительно отзываться об учебном процессе.

    Правило 2: рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к учебной деятельности. Когда ребенок приступает к выполнению

    каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок.

    Правило 3: следует отводить на приготовление домашних заданий 1-1,5 часа. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс, изматывающий и первоклассника, и родителей. Если ребенок не понимает смысла заданий, то родители должны помочь ему.

    Правило 4: необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и его сложности. С этой целью надо использовать развивающие игры, создавать ситуации, имеющие различные варианты решения.

    Правило5: каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.

    Правило 6: все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.

    Правило 7: родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка должны быть позитивными.

    Советы родителям первоклассников

    Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником.

    Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе.

    Составьте с первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.

    Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения.

    Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха.

    Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо!») способны повысить интеллектуальный уровень человека.

    Обращайтесь за консультацией к учителю и школьному психологу.

    Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

    Портфель начинает новую жизнь

    Чему научились первоклассники и их родители за неделю учебы? Несколько полезных советов от "Недели"

    Еще неделю назад предстоящая школьная жизнь казалась безоблачной и радостной, учебные будни таяли в розовом свете под звуки жизнерадостных маршей и напутственных речей. Но вот день за днем пробежала первая неделя. А с ней пришли и новые проблемы для первоклассника и для его родителей. Причем многие из этих проблем решаются просто - если ребенок научится с первых дней правильно распределять свое время, даже правильно собирать портфель...

    Новенький школьный портфель или рюкзак требует особого отношения.

    Самое замечательное свойство портфеля - он открывается. Портфель - это вместилище вещей наподобие горшочка из-под меда, который Винни-Пух подарил на день рождения ослику Иа. Малышу теперь надо собирать его каждый день, и он должен научиться делать это самостоятельно. Хорошо, если ребенок освоил пространство портфеля еще до начала учебного года. А если нет? Для многих первые двадцать минут урока оборачиваются полной волнений и неожиданностей поисковой экспедицией в портфельные недра.

    Даже если вы разумные родители и приобрели малышу рюкзачок, отделения которого поддаются счету, а замки открываются без секретного шифра и без использования инструментов для взлома, простой родительской инструкции: "Здесь у тебя лежит то-то, а здесь - то-то", - недостаточно. Чтобы маленький первоклассник в течение учебного года легко собирал портфель, ему надо потренироваться: несколько раз произвести действия, напоминающие те, которые совершал ослик Иа с лопнувшим воздушным шариком. Он должен сам убедиться, как вещи "входят и выходят" из его школьной сумки.

    Существенную часть содержимого портфеля определяет учитель. Список, озвученный на первом родительском собрании, пополняется в течение двух-трех первых недель учебного года.

    Свое место должны найти пенал, линейка, цветные карандаши. Они тоже приобретались родителями по своему вкусу. И вот что выяснилось в первую же неделю. Некоторые мамы и папы не подумали о том, что покупают первокласснику инструмент, а не новую игрушку. И у новоиспеченного школьника в портфеле оказался пенал, который закрывается и открывается при помощи пульта, имеет на крышке встроенный будильник, кукарекающий каждый час, и исполняет полонез Огинского при попытке вынуть ручку.

    Ходить с такой вещью в школу - дело рискованное. Игрушка в портфеле начинает пищать в момент, когда учитель наконец-то добился в классе тишины... В общем, обладатель музыкального пенала рискует оказаться за дверью.

    Это относится и к карандашам, начиненным десятью грифелями и громко выстреливающим их, и к другим достижениям технического прогресса в области канцелярии.

    Урок № 1: главное положительное качество школьных вещей - ограниченность их возможностей. Пенал должен быть прост в обращении и компактен, чтобы не занимать половину рабочей поверхности парты. В нем могут лежать две синие ручки (одна запасная), два простых карандаша, ластик (размером не больше кусочка сахара) и два цветных карандаша - красный и синий. Все остальные богатства в виде набора фломастеров или карандашей двадцати оттенков должны покоиться в отдельном футляре и доставаться только в случае необходимости.

    Урок № 2. В портфель не стоит класть сотовый телефон. Эту рекомендацию можно распространить и на любые дорогие вещи. Всякая вещь в школе может потеряться, забыться или быть украденной. Заботящаяся о детях администрация устанавливает в вестибюлях бесплатные телефоны-автоматы. В случае крайней необходимости можно всегда позвонить из канцелярии или из учительской.

    То же относится и к дорогим наручным часам, которые ребята обычно снимают перед занятиями физкультурой и имеют обыкновение забывать в раздевалке.

    Урок № 3. А вот о чем не следует забывать, так это о небольшом рулончике туалетной бумаги. Каких бы евроремонтных высот ни достигали школы, туалетная бумага в школьных туалетах вечно пропадает. А для первоклассника школьный туалет - серьезное испытание. Если уж невозможно избавить малыша от этого стресса, то требуется его хотя бы смягчить.

    Правильно, чтобы в портфеле еще лежала и пара бумажных салфеток - иногда нужно вытереть руки или нос (носового платка недостаточно или просто не оказалось).

    Урок № 4. Нужны и специальные упаковки для завтрака: если в портфеле что-то разлилось или раздавилось, с этим стихийным бедствием малыш не в состоянии справиться.

    Урок № 5. Игрушкам без разрешения взрослых в портфеле делать нечего. Лучше, чтобы дети вообще не брали с собой в школу ни машинок, ни кукол, ни роботов. Всегда существует опасность, что они будут использованы не только на перемене для обмена и завоевания симпатий одноклассников, а будут отвлекать ребенка и на уроке. А это чревато осложнениями отношений с учителем и потерей игрушки.

    Завтра рано вставать...

    Каждый день вы ждете его из школы, и время, кажется, еле ползет. Наконец он появляется в дверях, ваш новоис­печенный первоклассник. Вы бросаетесь к нему с нетерпеливым вопросом: "Ну как?" И в ответ получаете безликое: "Нормально..." И все. Куда-то он бежит, спрашивает о чем-то незначи­тельном. Он что, не чувствует важности этих первых школьных дней в его жизни?!

    Все нормально. И правильно. Он все пережил. Даже очень сильно. Просто теперь ОНО позади. И нужна психологическая пауза. Когда вы дойдете до дома, можно будет снова вспомнить, что прои­зошло сегодня с вашим малышом...

    В первый день, конечно, дома многих ждал подарок. "Взрослый", связанный с будущей школьной жизнью. Например, новый том красочной энциклопедии. Или ка­кая-нибудь разрезная игра. Или сладости, которые по­лагается есть при поступлении в первый класс: конфеты "Первоклассни­ца", печенье из буковок, макароны из цифр и торт, на котором выложено: "1 сентября".

    Теперь каждый день вы всей семьей садитесь за стол и с удивлением "замечаете", что в вашем Мишеньке (Сашеньке, Наденьке) что-то изменилось. На первый взгляд даже непонятно, что именно. Какая-то серьезность в глазах. Собранность, которой не бывает у дошкольников. А как же иначе? Ведь перед тем, как лечь спать, надо проверить, в порядке ли портфель, все ли там на месте.

    Кстати, учительница не говорила, что завтра надо принести что-нибудь, чего в портфеле не оказалось? Говорила? Оказывается, нужно срочно идти в ма­газин? Что ж, пойдем вместе. Это очень важно. И нужно сделать это не­замедлительно.

    А потом хорошо бы позвонить бабушке и дать подробный, детальный отчет о том, как зовут учительницу, за какую парту и с кем посадили нового ученика (если соседка - девочка, как она выглядит?), что ели на завтрак и что лежит в портфеле, как прошел очередной день...

    Одежду нужно аккуратно сложить на стульчике, чтобы с утра не искать. И перед сном можно посмотреть ка­кой-нибудь специальный мультик на "школьную тему"... Спокойной ночи, малыш! Завтра рано вставать.

    В возрасте 6-7 лет у ребенка начинается новый и сложный период в его жизни – учеба. Конечно, сначала дети с нетерпением ждут то время, когда они впервые переступят порог школы. Однако, как обычно позднее замечают родители, у ребенка могут появиться сложности, как с учебной деятельностью, так и с отношениями в классном коллективе. И в силах мам и пап помочь любимому чаду, чтобы школа не была для него наказанием. Именно поэтому мы расскажем о том, что нужно знать родителям первоклассников, чтобы помочь своему ребенку в трудностях, связанных со школой.

    Отдавая малыша в первый класс, родители должны осознать, что тяжелее всего приходится именно детям. Первоклассники испытывают огромный психологический стресс. Ведь их жизнь претерпевает колоссальные изменения: появляется учитель, который предъявляет определенные требования, новый коллектив, и новая деятельность, которая не всегда приятна. Не удивительно, что кроха быстро устает. К тому же и дома ребенку необходимо делать домашние задания. А если и родители требуют от ребенка завышенных результатов, учеба воспринимается как тяжелая повинность. Чтобы избежать этого и помочь малышу, примите во внимание советы психолога родителям первоклассников:

    1. Не только детям нужно быть готовым к школе, но и родители должны быть готовы к тому, что их ребенок пойдет в школу. Единожды решивши отдать чадо в школу, не отступайтесь и не сомневайтесь.
    2. Составьте для первоклассника четкий и следуйте ему. После школьных занятий предоставьте ребенку несколько свободных часов для своих игр, лучше на свежем воздухе. А затем займитесь выполнением домашнего задания, не откладывая его на вечер, когда сосредоточенность и восприятие нового снижается. Лучшее время для занятий - 16-17 часов.
    3. Дайте ребенку проявить свою самостоятельность, но всегда будьте рядом. Такие рекомендации родителям будущих первоклассников означают, что при выполнении домашнего задания нельзя делать уроки за ребенка или стоять у него, что называется, над душой. Позвольте ему самому решать задачи. Но при обращении к вам за помощью, обязательно помогите крохе. Будьте терпеливы и спокойны!

    Для преодоления адаптационного периода родителям следует создать дома благоприятную обстановку. Для этого.