• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Вопросы обеспечения качества образования, актуализации со­держания и технологий обучения в настоящее время поставлены в ряд актуальных в образовательной политике нашей страны. Одним из ме­ханизмов успешного решения обозначенных задач является реализа­ция в системе довузовского профессионального образования образова­тельных программ, построенных на основе модульно-компетентностного подхода.

    Для компетентностной модели образования характерно:

    Определение образовательного результата через категорию
    «готовности личности к адекватным действиям в заданной ситуации»
    (феномен готовности человека к деятельности включает в себя спо­
    собность осуществлять эту деятельность и мотив, стремление к ее реа­
    лизации);

    Смысл организации образовательного процесса в компетент-
    ностно-ориентированном образовании заключается в создание таких
    условий, при которых новая информации будет не просто формально
    усвоена, а составит часть внутреннего ресурса обучающегося, т.е. про­
    ектируется механизм овладения способами деятельности в процессе
    освоения разнообразных типов и видов практик;

    Оценка учебных достижений обучающихся базируется на за­
    ранее заданном стандарте качества при однозначных критериях.

    Характеристика модульного подхода в образовании может быть сведена к следующим слагаемым:

    1) основной единицей содержания обучения является модуль,
    обладающий целостностью, определенной внутренней структурой,
    направленностью на достижение конкретных образовательных целей;

    2) организация учебного процесса на основе модульного подхо­
    да требует создания условий по освоению методов деятельности и
    способов действий, при этом усвоение содержания обучения не может
    осуществляться путем простой передачи обучающемуся информации,

    а только в процессе его собственной, внутренне мотивированной дея­тельности;

    3) в модульном обучении фиксируется возможность гибко реа­
    гировать и приспосабливаться к конкретным условиям обучения: про­
    ектировать индивидуальные образовательные траектории обучающим­
    ся, своевременно корректировать процесс обучения;

    4) использование модульного подхода на практике значительно
    упрощает реализацию принципа сотрудничества в учебном процессе,
    становится очевидным использование различных активных методов
    обучения, перераспределение активности от педагога к обучающемуся.

    Итак, модульно-компетентностный подход в профессио­нальном образовании представляет собой модель организации учеб­ного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает сово­купность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содер­жания профессионального обучения.



    Под профессиональной компетенцией понимается готовность человека к решению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования внутренних и внешних ресур­сов.

    Формирование компетенций связано с процессом овладения че­ловеком способами деятельности в процессе освоения разнообразных типов и видов деятельности. Поскольку освоить деятельность через подражание невозможно, обучающийся начинает управлять своей дея­тельностью, используя (интегрируя) различные результаты образова­ния (знания, умения, навыки, ценности и др.), формируя собственный ресурсный пакет. Если для выполнения какой-то деятельности внут­ренних ресурсов оказывается недостаточно, обучающийся может мо­билизовать ресурсы извне. Набор осваиваемых способов деятельности социально востребован, является предметом запроса работодателей и других заказчиков образования, что позволяет обучающемуся оказы­ваться адекватным типичным социально-профессиональным ситуаци­ям. Такие требования могут быть актуальными в течение какого-то промежутка времени, а затем корректироваться в связи с разного рода изменениями.

    В профессиональных компетенциях различаются специальные профессиональные компетенции (специальные компетенции) и клю­чевые профессиональные компетенции (ключевые компетенции). Специальные компетенции относятся к конкретной сфере профессио­нальной деятельности и представляют собой готовность личности к эффективному решению определенного класса профессиональных за-дач. Ключевые компетенции инварианты относительно вида и типа профессиональной деятельности, и решают общие для различных профессиональных областей задачи, связанные с умениями человека взаимодействовать с другими людьми, разрешать проблемы, сотруд­ничать, работать с информацией и т.д.

    Подтвержденная в установленном порядке совокупность специ­альных и ключевых компетенций, необходимая для выполнения опре­деленного круга профессиональных (должностных) обязанностей, со­ставляет квалификацию работника (рис.1, где СК - специальная ком­петенция, КК - ключевая компетенция).

    Рис. 1. Состав квалификации работника

    Единицей квалификации в модульно-компетентностном подходе является профессиональная компетенция (специальная или ключевая), которая формируется в рамках изучения одного или нескольких моду­лей (рис. 2). Модульное построение образовательных программ позво­ляет быстро и гибко реагировать на часто изменяющиеся требования современного рынка труда путем «наращивания» необходимых единиц квалификации.

    Рис. 2. Состав модульной образовательной программы

    Под образовательной программой, основанной на модульно-компетентностном подходе (модульная образовательная програм­ма), понимается совокугшость документации, регламентирующая цели, структуру, содержание, условия реализации, контроль и оценку резуль­татов профессионального обучения и состоящая из модулей, направ­ленных на овладение определенными профессиональными компетен­циями, необходимыми для присвоения квалификации.

    Разработка модульных образовательных программ основывается на следующих принципах:

    Ориентация на потребности рынка труда;

    Гибкость структуры образовательной программы по отноше­
    нию к изменениям параметров внешней среды и внутренних условий
    организации процесса обучения;

    Обеспечение «прозрачности» результатов обучения для обу­
    чающихся, педагогов, руководителей учебных заведений, работодате­
    лей, общественности, представителей органов управления образовани­
    ем и административных структур;

    Необходимость организации субъект-субъектного взаимодей­
    ствия участников педагогического процесса.

    Модульная образовательная программа включает систему орга­низации управления процессом обучения, которая призвана обеспе­чить предсказуемый, высокий уровень качества выпускаемого «про­дукта» (выпускника).

    Сравнение двух подходов к обучению, представленное в табли­це 1, позволяет более точно раскрыть концептуальные положения мо-дульно-компетентностного подхода.

    Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки

    работников образования

    ОГОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж

    Теоретическая разработка

    то теме: «Модульно-компетентностный подход

    к формированию общих и профессиональных компетенций

    Директор ОГОУ СПОУППК

    Зам. директора по УМР

    Научный руководитель: , зав.

    НМЦ ПО УИПКПРО, к. п.н.

    г. Ульяновск, 2011

    Введение . 3

    Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы формирования профессиональных и общих компетенций в системе среднего профессионального образования . 5

    1.1. Профессиональные и общие компетенции в системе подготовки специалистов среднего профессионального образования . 5

    1.2. Модульно-компетентностный подход как совокупность технологической, методической и организационной составляющих процесса подготовки специалистов среднего звена . 12

    2.2 Формирование профессиональных и общих компетенций в рамках профессиональных модулей . 30

    Заключение . 36

    Список литературы .. 37

    Введение

    Происходящие в экономической жизни современного российского общества изменения требуют качественного преобразования характера и содержания труда: повышения уровня социальной и профессиональной мобильности, конкурентоспособности работников в различных сферах производственной деятельности.


    Среднее профессиональное образование, прежде всего, должно быть направлено на удовлетворение потребности экономики в кадровом потенциале. В последнее время развитие и функционирование системы профессионального образования, а также качество подготовки специалистов вызывает серьезные нарекания работодателей.

    Складывающаяся в настоящее время в России образовательная ситуация определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям. В процессе подготовки специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность , позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные эффективно функционировать в новых социально-экономических условиях. Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

    В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема подготовки специалистов на основе инновационных подходов, к числу которых относится модульно-компетентностный.

    Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании ориентирован на формирование компетенций и принципиально отличается от сложившегося в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ОУ СПО) предметного подхода к формированию знаний и умений. В связи с этим ОУ СПО предстоит пересмотр всех направлений деятельности, начиная от организации обучения педагогических работников до создания новой модели образовательного процесса. В данной разработке представлены некоторые аспекты этой большой долгосрочной работы педагогических коллективов.

    Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы формирования профессиональных и общих компетенций в системе среднего профессионального образования

    1.1. Профессиональные и общие компетенции в системе подготовки специалистов среднего профессионального образования

    Перечень общих компетенций, необходимых для формирования, предложен в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования и аккумулирует в себе вышеназванные составляющие.

    Общие компетенции инварианты относительно видов профессиональной деятельности, и решают общие для различных профессиональных областей задачи, свя­занные с умениями человека взаимодействовать с другими людьми, раз­решать проблемы, сотрудничать, работать с информацией и т. д.

    Они представлены в виде инвариантной части требований к качеству подготовки выпускников, несут в себе отношенческий и поведенческий аспекты и направлены на:

    Формирование базовых (полипрофессиональных), общекультурных (ключевых) и профессиональных (монопрофессиональных) компетентностей;

    Духовное и нравственное развитие личности выпускника среднего профессионального учебного заведения;

    Формирование активной жизненной, гражданской и профессиональной позиции;

    Формирование коммуникативной и информационной культуры .

    Под профессиональной компетенцией понимается интегрирован­ный результат профессионального обучения, выражающийся в готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для вы­полнения профессиональной деятельности в соответствии с установленными требованиями. Формирование профессиональных компетенций связано с процессом «оспособления» человека, т. е. овладения им способами деятель­ности (развития способности) в процессе освоения разнообразных видов деятельности . Поскольку освоить деятельность через подражание невозможно, обучающийся начинает управлять своей дея­тельностью, используя, интегрируя различные результаты образования (знания, умения, навыки, ценности и др.), формируя собственный ресурсный пакет. Если для выполнения какой-то профессиональной деятельности внут­ренних ресурсов оказывается недостаточно, обучающийся может мобилизо­вать ресурсы извне .

    Набор осваиваемых способов деятельности социально востребован, является предметом запроса работодателей и других заказчи­ков образования, что позволяет обучающемуся оказываться адекватным ти­пичным социально-профессиональным ситуациям. Такие требования могут быть актуальными в течение какого-то промежутка времени, а затем корректироваться в связи с разного рода изменениями (социально-экономическими и др.).

    Следует также учитывать, что профессиональная компетенция – способность к выполнению основных видов профессиональной деятельности и профессиональных задач в условиях производства. Следовательно, в состав профессиональных компетенций можно включить следующие группы компетенций: общепрофессиональные, специальные и специализированные, исходящие из региональных, отраслевых особенностей.

    Суммируя сказанное, можно предположить что выпускник, освоивший образовательную программу среднего профессионального образования, должен характеризоваться:

    1. Общими компетенциями (социально-личностными):

    Относящимися к человеку как индивиду, субъекту деятельности и личности,

    Социальными, определяющими его взаимодействие с другими людьми;

    Относящимися к умению учиться;

    Информационными, связанными с получением и обработкой информации ;

    Расчетными, связанными с умением решать профессиональные задачи с использованием адекватного математического аппарата;

    Эксплуатационными;

    Управленческими, организационными;

    Конструкторскими;

    Проектировочными;

    Экономическими, включающими поведение на рынке труда.

    Эти компетенции должны формироваться как общие для широкого круга профессий, специальностей. Они обеспечивают гибкое поведение на рынке труда.

    2. Профессиональными компетенциями или профессионально-функциональными знаниями и умениями, опытом практической деятельности, которые обеспечивают привязку к конкретному объекту, предмету труда, трудовым функциям.

    В предлагаемой условной «модели» специалиста большое внимание уделяется компетенциям социально-личностной направленности, которые служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и в сфере дополнительного профессионального образования.

    В то же время необходимо избегать ситуаций, когда выпускник подготовлен ко всему и ни к чему конкретно. Задачи объектной и предметной подготовки решает блок профессиональных компетенций, которые в ФГОС, представлены большой группой по осваиваемым видам профессиональной деятельности.

    Подготовка специалистов среднего профессионального образования в контексте стандартов нового поколения отличается не только новым образовательным результатом, но и подходом к его получению. Эта особенность, безусловно, накладывает свой отпечаток на организацию процесса его формирования.

    В ФГОС СПО заложен уровневый подход к формированию общих и профессиональных компетенций. Учитывая матрицу образовательных результатов , каждую группу компетенций предлагает классифицировать по уровням сформированности, которые зависят от планируемого образовательного результата, вида выполняемой деятельности (репродуктивной, частично-поисковой, поисковой), подготовки студентов и их личностных характеристик. В основу каждого из уровней положены понятия познавательной деятельности: воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

    Базовый уровень сформированности профессиональных и общих компетенций является минимальным показателем и основой для дальнейшего приращения и обогащения профессиональной компетенции.

    И как высокий показатель выступает творческий уровень сформированности профессиональных компетенций.

    Уровни сформированности профессиональных компетенций обусловливаются критериями деятельности. Так, критерием базового уровня является репродуктивная деятельность по заданному алгоритму, опирающаяся на понимание и воспроизведение профессиональных действий. Критерием продуктивного уровня будем считать частично-поисковую деятельность, предполагающую применение профессиональных действий при анализе профессиональной задачи. Для творческого уровня критерием выступает поисковая работа, при этом происходит оценка ситуации или профессиональной задачи и синтез возможных вариантов профессиональных действий.

    Деятельность, носящая репродуктивный характер, отличается тем, что при ее реализации студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), средства и методы достижения поставленной цели, порядок реализации.

    Деятельность, носящая частично-поисковый характер, отличается тем, что при ее реализации студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требует от студентов самостоятельного подбора средств и методов выполнения действий в инструктивной и справочной литературе и др.

    Деятельность, носящая поисковый характер, характеризуется тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

    Таким образом, достижение результата на базовом, продуктивном и творческом уровнях должно обеспечиваться за счет понимания и принятия субъектами образовательного процесса целей деятельности, требований к промежуточным и конечным результатам. Как следствие этого понимания должны произойти кардинальные преобразования в организации, методическом обеспечении процесса формирования общих и профессиональных компетенций в системе подготовки специалистов среднего профессионального образования.

    1.2. Модульно-компетентностный подход как совокупность технологической, методической и организационной составляющих процесса подготовки специалистов среднего звена

    Введение модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании, интегрирующего в себе основные идеи компетентностного и модульного подходов, рассматривается перспективным и востребованным направлением в современной образовательной политике нашей страны. Нормативно переход на компетентностно-ориентированное образование в России закреплен в 2001 г. в Концепции модернизации российского образова­ния на период до 2010 года и Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ (2004 г.). В Федеральной целевой программе развития образования на годы среди основных мероприятий обозначено приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества. Одним из механизмов успешного решения поставленных задач является реализация в системе среднего профессионального образования образовательных программ, построенных на основе модульно-компетентностного подхода .

    Необходимо отметить, что рассматриваемый подход также отражает тенденции развития международного образовательного пространства и отве­чает базовым принципам организации единого европейского пространства в рамках Болонского и Копенгагенского процессов.

    В результате анализа использования компетентностного и модульного подходов в отечественной и зарубежной теории и практике образования выяв­лены и сформулированы их основные инвариантные характеристики. Для компетентностной модели образования, во-первых, характерно определение образовательного результата через категорию «готовности личности к адек­ватным действиям в заданной ситуации» . Феномен готовности человека к дея­тельности включает в себя способность осуществлять эту деятельность и мо­тив, стремление к ее реализации. Во-вторых, смысл организации образова­тельного процесса в компетентностно-ориентированном образовании заклю­чается в создании таких условий, при которых новая информация будет не просто формально усвоена, а составит часть внутреннего ресурса обучающе­гося, т. е. проектируется механизм овладения способами деятельности в про­цессе освоения разнообразных типов и видов практик. И, в-третьих, оценка учебных достижений обучающихся базируется на заранее заданном стандарте качества при однозначных критериях. Таким образом, модульно-компетентностный подход в образовании фиксирует перестройку традиционных систем целеполагания, планирования, организации и оценки образовательных результатов.

    Характеристика данного подхода может быть сведена к следующим слагаемым:

    Основной единицей содержания обучения яв­ляется модуль, обладающий целостностью, определенной внутренней струк­турой, направленностью на достижение конкретных образовательных целей;

    Организация учебного процесса требует соз­дания условий по освоению методов деятельности и способов действий, при этом усвоение содержания обучения не может осуществляться путем простой передачи обучающемуся информации, а только в процессе его собственной, внутренне мотивированной деятельности;

    При этом подходе фиксиру­ется возможность гибко реагировать и приспосабливаться к конкретным усло­виям обучения: проектировать индивидуальные образовательные траектории обучающихся, своевременно корректировать процесс обучения;

    Использо­вание модульно-компетентностного подхода на практике значительно упрощает реализацию принципа сотрудничества в учебном процессе, становится очевидным исполь­зование различных активных методов обучения, перераспределение активно­сти от педагога к обучающемуся.

    Таким образом, мы видим, что введение модульно-компетеностного подхода позволяет обеспечить единство технологической, методической и организационной составляющих процесса подготовки специалистов в учреждении среднего профессионального образования.

    Особенности технологической составляющей:

    Обеспечение обязательной проработки каждого компонента ди­дактической системы и наглядное его представление в модульной программе и модулях;

    Четкая структуризация содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса инфор­мационно-предметной системой оценки и контроля усвоения знаний (рейтин­говый контроль), позволяющей корректировать процесс обучения;

    Возможность различных вариантов обучения, адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

    Эти отличительные особенности являются основой высокой технологичности подхода, которая определяется:

    Структуризацией содержания обучения;

    Четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;

    Различными вариантами структурных организационно-методических единиц.

    Особенности методической составляющей:

    Модульное построение образователь­ных программ позволяет быстро и гибко реагировать на часто изменяющиеся требования современного рынка труда путем «наращивания» необходимых единиц квалификации;

    Единицей квалификации в модульно-компетентностном подходе яв­ляются профессиональные и общие компетенции, которые формируются в рамках изучения одного или нескольких профессиональных модулей;

    Изменение роли педагога в образовательном процессе: от «транслятора» знаний к организатору процесса самостоятельной «добычи» знаний обучающимися.

    Особенности организационной составляющей:

    Учебный процесс, регламентируемый модульным учебным планом, по мере изменения характера или набора поведенческих моделей педагога и с учетом индивидуальных особенностей обучающихся может быть изменен пу­тем изменения количества, структуры и последовательности освоения моду­лей;

    Учебный процесс может быть построен через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

    Цель модульно-компетентностного обучения – создание наиболее благоприятных усло­вий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической и методической систем к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной образовательной траектории.

    Глава II. Модульно-компетентностный подход к формированию профессиональных и общих компетенций

    2.1. Формирование профессиональных и общих компетенций в циклах дисциплин

    Для получения качественных профессиональных и общих компетенций как составляющих различных видов профессиональной деятельности, которые востребованы работодателями, другими заказчиками необходимо рассмотреть наиболее значимые условия и факторы формирования данных характеристик специалистов среднего звена. Для этого, первоначально, следует рассмотреть вопрос о циклах дисциплин, направленных на формирование составляющих тех или иных компетенций.

    Следует отметить, что весь курс обучения студентов СПО состоит из дисциплин общего, гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного циклов и общепрофессиональных дисциплин .

    Специфика новых подходов к проектированию программ дисциплин заключается в том, что в каждом из циклов должна быть практическая часть (желательно, связанная с применением на производстве или в решении жизненных проблем, полученных теоретически знаний, умений). Кроме того, практическая часть должна способствовать развитию деловой и производственной активности обучающихся, которая впоследствии должна перерасти в производственную инициативность, возможность и желание развивать производство, технологии и опыт практической деятельности.

    Рабочие программы являются основными нормативными документами учебного заведения СПО, определяющими содержание, методы, формы и средства обучения различных дисциплин учебного плана. Придание им модульной структуры предполагает существенную модернизацию различных сторон образовательного процесса, направленную на его дальнейшее совершенствование.

    Для разработки рабочих программ дисциплин предложена унифицированная схема-макет, состоящая из четырех основных разделов:

    Тематический план и содержание дисциплины;

    Условия реализации программы учебной дисциплины, её методическое, кадровое и информационное обеспечение ;

    Конечные цели изучения дисциплины и методы контроля их достижения.

    Требования к конечным целям изучения дисциплины формулируются в виде умений, которые необходимо выработать у учащихся по завершению изучения дисциплины и представляют собой обобщенную деятельность и перечисление ее составляющих – менее обобщенных деятельностей или действий. Помимо перечисления умений в целях формулируются также знания, которыми должен обладать обучающийся для выполнения этих действий.

    Но анализ структуры программы, разработанной на модульно-компетентностной основе, не дает ответа на вопрос, как средствами учебной дисциплины педагог может формировать ту или иную компетенцию обучающихся. В рамках данного параграфа мы попытаемся показать возможность формирования общей компетенции – способности работать с источниками информации, которая может быть сформирована в рамках учебной дисциплины. Формирование «Информационной компетенции» в реальном учебном процессе имеет много функций и работает на формирование целого спектра составляющих и других компетенций, в том числе профессиональных.

    Ещё одно важное замечание, касающееся формирования и оценки информационной компетенции: любое задание и упражнение, предлагаемое обучающемуся в рамках компетентностного подхода расценивается и как диагностирующее, и как формирующее, т. е. предлагая выполнить анализ текста обучающимся, педагог может выявить имеющиеся у него затруднения и сформированные умения, а также оценить степень их развития. Проектируя и используя данную систему заданий, педагог может реализовывать и дифференцированный подход к обучающимся, поскольку система заданий включает несколько уровней сложности, что дает возможность количественно оценить образовательный результат.

    В оценке сформированности общих компетенций можно опираться на трехуровневую модель, предложенную Федеральным институтом развития образования.

    Таблица 1

    Модель оценки сформированности общих компетенций

    Уровень сформированности

    Сформированные способы деятельности

    (обязательный)

    Общая ориентировка ученика в способах предполагаемой деятельности;

    Знание того, где основная информация может находиться;

    Репродуктивное воспроизведение обобщённых учебных умений по известным алгоритмам;

    - «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации;

    Наличие и принятие любой помощи извне.

    (уровень возможностей)

    Умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею;

    Умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях;

    Попытка переноса имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию;

    Готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности ;

    Минимальная помощь извне.

    Продвинутый (творческий)

    Умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения;

    Умение проектировать сложные процессы;

    Умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую незнакомую ситуацию;

    Отсутствие помощи извне;

    Оказание помощи другим участникам совместной деятельности;

    Умение отрефлексировать свои действия.

    Основой конструирования диагностических и формирующих заданий по информационной компетенции служат разработки, . Авторы подчеркивают, что «оценка посредством компетентностно-ориентированных тестовых заданий существенно отличается от традиционной оценки результатов образования (знаний, умений…), так как не может осуществляться исключительно с помощью заданий закрытого типа, требующих одного верного, предписанного, наконец, выученного ответа. Тест на проверку компетентностей не может считаться верным (валидным), если проверяет не деятельность, а некую информацию (пусть и об этой деятельности). Хотя отдельные аспекты компетентностей возможно и целесообразно проверять с помощью закрытых вопросов, необходимость отслеживания нового результата образования в целом заставляет специалистов обращаться к тестовым заданиям открытого типа, которые названы так потому, что ответ на вопросы этих заданий не может быть спрогнозирован дословно. Ведь выполнение заданий открытого типа требует от обучающегося совершения определенной деятельности по поиску необходимой информации, разрешению возникшей проблемы или оформлению результатов ее решения. Такое задание всегда требует развернутого ответа» .

    В основе предлагаемой технологии положено несколько оснований для классификации, связанных с особенностями информации и способах её переработки:

    1. Количество источников информации, с которыми одновременно работает обучающийся. В зависимости от возраста и степени сформированности соответствующих умений это может быть один, два, три, четыре и даже пять источников. В зависимости от полноты использования предложенных материалов педагог может судить о широте рассматриваемой компетенции. В перспективе именно эта серия заданий, связанная с варьированием количества источников, служит основой для формирования навыка написания реферата, обзора литературы по какой-либо проблеме и т. п.

    2. Объем предлагаемого материала. В зависимости от характера источника информации объем может исчисляться по-разному: количество слов, количество предложений, абзацев, параграфов, страниц и т. п. Именно этот показатель позволяет педагогу достаточно тонко дифференцировать информационную компетентность по количественным характеристикам.

    3. Способ предъявления информации. Для обучающихся информация может быть предложена в виде текста (причем это может быть текст из учебника или дополнительного источника), заранее отобранного педагогом, содержащем только необходимую информацию; это может быть текст, содержащий избыточную информацию, внутри которой обучающийся должен найти те факты, которые необходимы; это может быть рисунок, схема, репродукция, график, таблица и т. п. Особо можно выделить аудио - и видео-информацию, которая тоже должна использоваться педагогом для формирования информационной компетенции. Для работы с обучающимися можно рекомендовать в качестве способа предъявления информации не сам текст, а ссылку на него в виде списка литературы или адреса в Интернете.

    4. Сложность источника информации. Источник может быть простым, то есть содержать информацию одного вида – только текст, только картинка или только таблица, а может быть сложным, содержащим аудиовизуальную (музыка – картина) или вербально-графическую (текст – график / диаграмма) информацию. Сложности первичной переработки, конечно, обусловленные сложностью структуры источника, основаниями и целью поиска, а также сложностью логических операций и степенью самостоятельности их выполнения. Увеличение сложности вопроса не происходит путем синхронного усложнения источников информации и заданий к ним. Если обучающийся работает с простыми источниками информации, то он получает более сложное задание по извлечению и первичной систематизации информации или ее обработке. В случае если источники существенно усложняются, задания к ним могут оставаться на уровне сложности предыдущего уровня.

    Данный пример показывает логику определения основных показателей оценки результатов. Согласно данной профессиональной компетенции обучающийся проектирует технологический процесс. На основании, каких показателей преподаватель (мастер, эксперт) сможет определить, что данная компетенция освоена? Из предложенных во втором столбце вариантов каждый показатель отражает сущность компетенции, и самое главное, диагностичность. Формы и методы контроля также являются наиболее приемлемыми.

    Сложность заключается в том, что показатели оценки и выбранные формы, методы контроля в совокупности должны позволять однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций.

    После разработки 5 раздела можно приступать к формированию содержания программы профессионального модуля. Наименования междисциплинарных курсов (МДК) определены в ФГОС. Задача педагогических работников заключается в том, что им необходимо начинить МДК соответствующими дидактическими единицами, направленными на формирование знаний. В каждом МДК планируются определенное количество лабораторных или практических занятий, в которых отрабатываются умения. В зависимости от степени функциональности знаний, изучаемых в МДК, устанавливаются уровни их усвоения.

    В ФГОС СПО нового поколения 50% от объема обязательной учебной нагрузки обучающихся отводится на внеаудиторную самостоятельную работу. По каждой дидактической единице обучающиеся должны отчитаться конкретным результатом, «продуктом» учебной или практической деятельности.

    В структуре программы профессионального модуля следующим компонентом является профессиональная практика: учебная, производственная.

    Учебная практика направлена:

    На совершенствование у обучающихся умений;

    Приобретение первоначального практического опыта;

    На освоение рабочей профессии (если это является одним из видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС СПО по специальности). В этом случае студент может получить квалификацию по рабочей профессии.

    Учебная практика проводится, как правило, в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах, учебно-опытных участках, полигонах, ресурсных центрах и других вспомогательных объектах образовательного учреждения.

    Учебная практика может также проводиться в организациях в специально-оборудованных помещениях на основе договоров между организацией и образовательным учреждением.

    Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями профессионального цикла.

    Производственная практика состоит из двух видов:

    Практика по профилю специальности;

    Преддипломная практика.

    Практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, совершенствование практического опыта и реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

    Преддипломная практика направлена:

    На развитие общих и профессиональных компетенций;

    На проверку готовности студента к самостоятельной трудовой деятельности;

    На подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы) в организациях различных организационно-правовых форм (далее – организация).

    Преддипломная практика проводится, как правило, в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

    Во время преддипломной практики студенты могут быть зачислены на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы преддипломной практики.

    Цели и задачи программы практик и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

    Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с ОПОП СПО.

    Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения программ учебной практики и практики по профилю специальности.

    Если ФГОС СПО в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение рабочей профессии, то по результатам освоения данного модуля ОПОП СПО обучающийся получает документ (свидетельство) об уровне квалификации. Присвоение квалификации по рабочей профессии должно проводиться с участием работодателей и при необходимости представителей соответствующих органов государственного надзора и контроля.

    Результаты прохождения практики представляются студентом в образовательное учреждение и учитываются при итоговой аттестации.

    Таким образом, в рамках программы профессионального модуля обеспечивается завершенный цикл по формированию определенных профессиональных компетенций и отдельных общих компетенций, о чем может быть принято решение аттестационной или экспертной комиссией образовательного учреждения. Структура программы профессионального модуля отвечает принципам:

    Минимальной достаточности (все необходимое для формирования тех образовательных результатов, которые заложены именно в рамках данного профессионального модуля);

    Единства формирования общих и профессиональных компетенций (организация образовательного процесса предполагает сочетание активных методов и форм деятельности, формирующих составляющие как общих, так и профессиональных компетенций);

    Ориентации на результат (что обеспечивается совокупностью различных видов деятельности, требованием к практтикоориентированности программы профессионального модуля: от 50% до 60%).

    Заключение

    Авторы надеются, что данная теоретическая разработка в преддверии внедрения федеральных государственных образовательных стандартов расширит методический и дидактический инструментарий педагогических работников работающих в учреждениях среднего профессионального образования.

    Читатели, безусловно, отметили, что представленный в разработке подход к формированию общих и профессиональных компетенций, основан на новой парадигме профессионального образования: деятельностно-компетентностной. В настоящее время идет активный научный поиск в области реализации профессиональных образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода, как методологического основания обновления содержания и технологий профессионального образования. Но своеобразная мозаика идей, находок, положений еще не сложилась в целостную систему описания целей, механизмов, технологий оценки результатов профессионального образования.

    Описанные методы и приемы модульно-компетентностного обучения могут быть в значительной мере расширены. Критерии и показатели сформированности компонентов общих и профессиональных компетенций в реальной практике могут стать основой организации процесса мониторинга и их оценки.

    Данная теоретическая разработка – один из первых шагов обобщения ведущих научных, методических идей, положений, накопления опыта осмысления на региональном уровне подходов и оценки процесса формирования компетенций как системы знаний, умений, опыта практической деятельности и личностных качеств, новых образовательных результатов, определяющих готовность специалистов среднего звена к успешной социальной и профессиональной деятельности.

    Список литературы

    1. Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования: аспекты разработки [Текст]: методические рекомендации / автор-разработчик М. А Фахретдинова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 26 с.

    2. , Медведев -компетентностный подход к новым государственным образовательным стандартам. PDF (143К) стр.96-99

    3. , Смирнова внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. . – Вып. 2 – Самара, 2006

    4. Фахретдинова, М. А Развитие квалификационного потенциала обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования: методическое пособие/ - Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 61 с.

    5. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности СПО 150415 «Сварочное производство».

    6. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в учреждениях начального профессионального образования [Текст]: Методическое пособие / –­ Ульяновск: УИПКПРО, 2009. ­- 65 с.

    7. , Ефимова проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования: методическое пособие/ , – М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 20с.

    8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Текст]: // Профессиональное образование.. – 2002. – № 5 – С.

    ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНО - КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    к. э.н., ст. преподаватель КазНУ им. Аль-Фараби

    Кредитная технология обучения в основе предполагает выбор студентами элективных курсов самостоятельно. Как показывает опыт проведения занятий, студенты первого курса не могут достаточно сориентироваться в потоке неизвестных им названий учебных дисциплин . В связи с этим, предлагаем:

    Дисциплины по выбору включить в учебный план во втором семестре. Для этого необходимо для студентов первого курса предварительно провести подготовительную работу, которая заключается в следующем:

    во-первых, предоставить перечень предметов по выбору по всем специальностям (по кафедрам);

    Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании – новая модель организации учебного процесса, в которой совокупность профессиональных компетенций, выступает в качестве конечной цели обучения.

    Литература:

    2. , Медведев -компетентностный подход к новым государственным образовательным стандартам. М., 2006

    3 .Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 2003, № 3

    4. Полат педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: 2008.

    В данной статье рассмотрены и сущность и значение модульно-компетентностного подхода в организации образовательного процесса.

    Реализация модульно – компетентностного подхода с использованием информационных технологий при подготовке специалистов среднего профессионального образования в ГБОУ СПО СТТ.

    Великая цель образования - это не знания, а действия.
    Герберт Спенсер

    Модуль в переводе - «мера», функциональный узел. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру.

    Понятие "компетенция" определено в существующих проектах стандартов, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Именно уровень соответствия индивидуальных показателей (результатов обучения) является основным показателем компетентности для работодателя и общества.

    Суть компетентностного подхода состоит в том, что в процессе образования у человека должно быть сформировано целостное социально - профессиональное качество, позволяющее ему успешно решать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования, в основе которых лежат потребности рынка труда.

    Концепция модернизации российского образования позволила выделить ряд существенных проблем в развитии российского образования и начать движение в направлении подготовки более глубоких преобразований. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача "готовых" знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения. Рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний потенциального работника, но и к той степени ответственности, профессиональной компетентности, которую он может продемонстрировать.

    Модульно - компетентностный подход в профессиональном образовании - модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содержания профессионального обучения.

    Образовательная программа на основе модульно-компетентностного подхода (модульная образовательная программа) - документ (комплект документов), отражающий содержание профессионального образования и состоящий из совокупности модулей, направленных на овладение определенными профессиональными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.

    В настоящее время успех процесса формирования информационной компетентности любого специалиста вообще и преподавателя, в частности, зависит от общеобразовательной компьютерной подготовки и гарантий высокой профессиональной мобильности в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Обучаемый должен стремиться использовать компьютер именно в своей профессиональной сфере и обладать высоким уровнем психологической и функциональной готовности к успешному применению новых информационных технологий. Речь пойдет об информационной компетентности, как о необходимой и достаточной значимой части профессиональной подготовки преподавателя специальных дисциплин и профессиональных модулей.

    Формирование информационной компетентности преподавателя предполагает следующие этапы решения задач:

    1. Определение целей деятельности, т.е. постановка задачи.
    2. Целенаправленное применение знаний, умений и навыков в их
      строгом соответствии с проблемой, поставленной в данной задаче.
      3.Интерпретация промежуточных и конечных результатов.

    Рассматривая образовательный процесс среднего специального учебного заведения и процесс освоения новых компьютерных информационных технологий на социальном уровне, следует отметить, что требования современного информационного общества к своим членам заключается, прежде всего, в знании информационных технологий и умении их применять. Информационные технологии -это совокупность средств и методов сбора, хранения, переработки, поиска и т.д. информации. Компьютер выступает как техническое средство этих процессов.

    Условием эффективной подготовки в области информационных

    технологий является качественное приближение основных инструментов и

    используемых в процессе обучения программных продуктов к

    информационной среде будущего молодого специалиста. Проблема развития

    информационной компетентности кроется как в области технических

    способностей учебного заведения, так и в отсутствии необходимого

    методического обеспечения.

    Составляющие информационной компетентности могут быть выявлены

    исходя из задач; видов профессиональной деятельности и квалификационных

    требований к специалистам, учитывающих запросы работодателей и

    ориентированных на международные стандарты, так как выпускник должен

    выполнять не только все указанные в образовательном стандарте виды

    профессиональной деятельности, но и быть готовым реализовать свой

    личностный потенциал в условиях плавающих профессиональных границ.

    Для обучения многим практическим навыкам наиболее эффективным

    способом в системе СПО является модульно-компетентностный подход,

    который обращает внимание на результативность образования, здесь главное не количество усвоенной информации, а способность студента действовать в

    различных ситуациях. Сегодня, одной из наиболее приемлемых технологий

    реализации компетентностного подхода в образовании рассматривают

    модульное обучение, которое позволяет получить более качественное

    профессиональное образование. Модуль - это относительно самостоятельная

    единица образовательной программы, направленная на формирование

    определённых профессиональных компетенций.

    Ценность данного подхода в том, что он воспитывает умение самостоятельно учиться, развивать

    способности студентов.

    Концептуальной базой технологии модульного обучения являются теории

    личности и мотивации; деятельности и ее субъекта; активности, познавательной деятельности и творчества; поэтапного формирования умственных действий; когнитивной эргономики.

    Целью модульно-компетентносной технологии обучения является создание условий для формирования компетенций и успешности обучения, для развития творческой познавательной активности и

    самостоятельности студентов. Главная идея этой технологии заключается в

    создании условий для достижения высоких и прочных результатов обучения

    студентов, а также для развития их творческого потенциала. Такими условиями служат модульная организация учебного процесса, постоянное отслеживание уровня достижений и много бальное оценивание успешности обучения студентов.

    Мы считаем, что модульно-компетентносное обучение при условии его

    правильного применения может являться средством формирования 2231

    профессиональных компетенций будущих специалистов именно в силу своих

    существенных признаков: модульности, компетентности и реитингования. Эти признаки создают возможности формирования профессиональных

    компетенций, поскольку центр тяжести переносится на формирование способностей студента к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков - категорий, входящих в понятие «компетенция».

    Индивидуализация обучения решает актуальную задачу - подготовку

    специалистов, способных быстро подстраиваться к изменениям производства, принимать правильные и быстрые решения и решать поставленные задачи.

    Учитывая направленность среднего профессионального образования на

    подготовку специалистов среднего звена производства, необходимо знать

    требования работодателей к качеству подготовки выпускников.

    Сотрудничество образовательных учреждений с работодателями в оценке уровня сформированное профессиональных компетенций будущего

    специалиста и определении требований к нему конкретного производства

    является наиболее востребованным.

    В Себряковском технологическом техникуме реализуются принципы модульного обучения: используются активные методы обучения,

    широко применяются информационные технологии, студент сам принимает

    решения, а преподаватель лишь корректирует их. Особое внимание при этом

    обращается на индивидуальность студента;

    При подготовке студентов по специальности: 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»

    студенты при выполнении дипломных и курсовых проектов активно используют программу Компас 3d.

    Студентами выполняются лабораторно - практические работы, курсовые работы, в ходе которых они применяют навыки работы на компьютере с различными программами изучая их на уроках «Информационных технологий». В лабораториях техникума создаются реальные производственные ситуации, в которых будут работать выпускники. Студенты могут попробовать свои профессиональные возможности на разных участках работы, что способствует овладению практическими компетенциями и повышает конкурентоспособность выпускников.

    В настоящее время назрела острая необходимость не просто давать

    студентам знания по дисциплинам, но и учить их самостоятельно добывать эти знания, используя современное информационное пространство. В результате будущие специалисты быстро и легко адаптируются в любой

    профессиональной среде, что гарантирует их востребованность на рынке труда.

    Для достижения целей учебно-воспитательного процесса педагогики

    должны владеть технологиями формирования компетенций и

    профессиональной культуры будущих специалистов и быть профессионально

    компетентными.

    Анализ состояния проблемы и результаты внедрения технологии

    формирования профессиональных компетенций в учебно-воспитательный

    процесс, а также учет требований работодателей к будущему специалисту

    показали необходимость учета ряда особенностей, определяющих

    организационные и психолого-педагогические условия подготовки специалиста с позиций компетентностного подхода:

    Возрастание роли личностных качеств профессионала, которые в свете

    изменения требований современного высокотехнологичного производства к

    подготовке специалиста выступают не только в качестве основы

    профессиональной культуры, но и в качестве средства освоения

    профессиональной среды;

    Активизация деятельности студента, направленной на освоение

    профессиональных компетенций;

    Формирование опыта профессиональной деятельности с целью

    интеграции теоретической и практической подготовки;

    Направленность деятельности педагога на создание условий для полноценной самостоятельной работы студентов;

    Создание электронного учебно-методического комплекса и

    педагогической технологии, отвечающих особенностям компетентностного

    подхода в формировании ключевых и профессиональных компетенций, а также профессиональной культуры выпускника системы СПО.

    Внедрение компетентностного подхода в систему СПО позволит в

    значительной мере реализовать личностно ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы в образовательном процессе.

    Выделение компетенций в содержании учебных дисциплин определяет ориентиры в отборе тех знаний, умений, навыков и способов деятельности, которые наиболее значимы для формирования профессиональных и ключевых компетенций будущего специалиста.

    Целями использования в обучении информационных технологий являются:

    • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
    • подготовка личности «информационного общества»;
    • возможность дать студенту так много учебного материала, как только он может усвоить;
    • формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

    Проведя анализ литературы по данной теме исследования и, исходя из личного опыта, считаю, что преподаватель спецдисциплин должен:

    • овладеть базовыми знаниями в области информатики, иметь представление об информации, способах ее обработки, хранения, передачи; - иметь представление об устройстве компьютера, уметь выбирать и загружать программное обеспечение в оперативную память, ориентироваться в различных операционных системах;
    • знать основную терминологию, относящуюся к использованию информационных технологий в обучении,
    • уметь работать с текстовыми, графическими и музыкальными редакторами, электронными таблицами и базами данных и знаний, другим прикладным программным обеспечением;
    • уметь анализировать возможности программных продуктов с целью выявления целесообразности их использования в учебно-познавательной деятельности.

    Таким образом, информационная компетентность студента проявляется в готовности к постоянному информационному поиску и способности обрабатывать результаты поиска с помощью новых информационных технологий с целью получения и обновления знаний, необходимых в учебно-познавательной деятельности.

    Если соблюдать определенные педагогические условия, то на всех этапах

    образовательного процесса будут формироваться необходимые

    профессиональные компетенции будущих специалистов технического профиля.

    Основываясь на содержание стандартов третьего поколения можно

    сформулировать профессиональные компетенции, которые будут обеспечивать

    комплексную компетентность обучаемых в профессиональной сфере:

    Возможность интеграции компьютерных технологий и традиционных

    методов обучения при изучении нового материала (использование тестовой

    программы в обучающем режиме для закрепления полученных знаний);

    Формирование готовности студентов к самостоятельному выполнению

    практической работы на компьютере, применяя разработанные преподавателем

    методические указания и пособия или электронные учебники, поиск

    информации в сети Интернет;

    Применение компьютера при диагностике результатов обучения

    (использование тестовой программы для контроля усвоенного учебного

    материала).

    На основе вышесказанного можно сформулировать основные тенденции,

    заложенные в основе компьютерных учебных технологий:

    Развитие самостоятельности, устойчивой работоспособности,

    ответственности, готовности решать поставленную задачу нетрадиционными

    способами;

    Формирование таких качеств, как самоконтроль, самокритичность,

    саморегуляция - благодаря применению тестовых программ, а также

    программного обеспечения, позволяющего студенту раньше преподавателя

    увидеть результат своей деятельности и сделать выводы о правильности

    решения поставленной задачи;

    Порождение активности, поскольку необходимо постоянное участие

    студента в происходящем. Он является активным участником процесса

    обучения, а не пассивным слушателем лекции или просмотра видеофильмов;

    Формирование и развитие креативного мышления, позволяющего

    развивать пространственное воображение и модельное видение, что особенно

    важно при обучении студентов технических колледжей.

    Таким образом, практически каждая дисциплина среднего

    профессионального образования должна использовать компьютерные

    технологии для повышения уровня знаний студента, ускорения и улучшения

    подачи материала, активизации обучения. Это позволит повысить

    эффективность обучения, где требуется подача большого и достаточно

    трудного для усвоения студентами материала.

    ВЫВОД

    Студенты образовательного учреждения СПО должны иметь

    представление о том, какие компетентности они должны развивать и

    формировать у себя в процессе обучения, иметь достаточно высокий уровень

    самоопределения, профессиональной мотивации, уметь осуществлять

    самооценку и самоанализ, развивать в себе профессионально важные качества

    личности, а также овладевать содержанием и технологиями формирования

    профессиональной культуры.

    Одним из основных составляющих профессиональной компетентности

    современного специалиста является информационная компетентность,

    предполагающая умение работать с компьютерной техникой, использовать

    современное программное обеспечение, предназначенное для решения

    профессиональных задач, способность получать необходимую информацию с

    использованием сетевых технологий. Кроме того, современный специалист

    должен обладать определёнными личностными качествами, быть способным к самообучению, чтобы соответствовать уровню развития информационных

    технологий. Все перечисленные требования к подготовке специалиста должны быть реализованы в процессе преподавания дисциплин информационной направленности.

    Новые информационные технологии являются сегодня неотъемлемой

    составляющей развития высшей профессиональной школы, всей системы

    образования в целом. Овладение этими технологиями является важнейшей

    составляющей становления профессионала, в том числе и его коммуникативной

    компетенции. В этом смысле они, как правило, рассматриваются с позиции

    освоения компьютерной техники, формирования навыков работы с

    библиотечными фондами и поиска необходимой информации, в том числе и в СМИ.

    Новые информационные технологии позиционируются как метод,

    отвечающий главным образом за формирование информационной культуры.

    Функционирование современного профессионального учебного заведения

    невозможно без построения образовательного процесса, адаптированного к

    жизни в постиндустриальном обществе, создания условий для максимально

    возможного развития личности, встраивания средств НИТ в учебную

    деятельность, поиска новых подходов к организации учебно-воспитательного

    процесса в условиях информатизации всех сфер человеческой деятельности.

    Литература:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www. adu.ru. – 2010.-23 июля

    2. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]/ www. dic.academic.ru. – 2010. – 9 августа

    4. Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. – СПб., 2009.

    5.. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

    6. Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] / П.И. Образцов// Высшее образование в России. – 2001. – № 6. – С. 46–50.

    7. Педагогика: Учебное пособие [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

    8.. Сластенин, В.А. О современных подходах к подготовке педагога [Текст] / В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко // Педагогика. – 1999. – № 6. – С.55–62.

    9. Талызина, Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе [Текст] / Н.Ф. Талызина // Современная высшая школа. – 1977. – № 1. – С. 21–35.


    Разделы: Общепедагогические технологии

    Великая цель образования - это не знания, а действия.
    Герберт Спенсер

    Необходимость перехода к компетентностной парадигме обусловлена требованиями современного рынка труда, предъявляющего высокие требования к квалификации специалистов. Компетенции рассматриваются как феномен, отражающий существующий баланс интересов общества (в меньшей степени государства), образовательных учреждений, работодателей, а также потребителей услуг.

    Понятие "компетенция" определено в существующих проектах стандартов, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Именно уровень соответствия индивидуальных показателей (результатов обучения) является основным показателем компетентности для работодателя и общества. Суть компетентностного подхода состоит в том, что в процессе образования у человека должно быть сформировано целостное социально - профессиональное качество, позволяющее ему успешно решать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования, в основе которых лежат потребности рынка труда.

    Ведущим понятием компетентностного подхода на сегодняшний день становится "образовательный модуль", при этом итоговая компетентность в той или иной профессиональной сфере представляется совокупностью таких модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно - компетентностный. Наиболее примечательной особенностью модульно - компетентностного подхода оказывается авторство соответствующих моделей образовательных стандартов/программ: оно принадлежит не представителям образовательных ведомств, а ассоциациям, комитетам, федерациям, осуществляющим координацию профессионалов в соответствующих сферах профессиональной деятельности. Соответственно, сама проблема компетентностного подхода обретает иное выражение: речь идёт о системе, позволяющей достаточно объективно оценить пригодность каждого индивидуального соискателя - будущей деятельности, а также - выработать чёткие критерии качества этой деятельности, позволяющие будущим работникам осуществлять целенаправленную подготовку для получения признания в этой области.

    Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда.

    В условиях модульно-компетентностного подхода в пределах отдельного модуля (выступающего целостной единицей образовательного стандарта по специальности или образовательной программы учебного заведения) осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда.

    Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно - модульного подхода.

    Для развития модульно-компетентностного подхода в современной российской теории и практике образования характерны следующие особенности:

    Нацеленность на становление ключевых и профессиональных компетенций является перспективным направлением в науке и практике образования;

    Идея развития компетенций наиболее интенсивно развивается в системе профессионального образования;

    Компетентностный подход предполагает переход в конструировании содержания образования - от "знаний" к "способам деятельности", что должно быть отражено и уже находит своё отражение прежде всего в ФГОС;

    Реализация компетентностного подхода требует выделения значительных ресурсов на подготовку кадров, способных работать в рамках данного подхода;

    Противоречие между определением понятия "модуль" в различных системах профессионального образования ("профессиональный модуль" для НПО,СПО и "учебный модуль" для ВПО);

    Модульно - компетентностный подход является результатом более глубокой технологической проработки компетентностного подхода применительно к системе профессионального образования, т.е. формой его реализации, максимально удобной для использования в системе НПО и СПО;

    Работы по разработке образовательных программ, основанных на модульно - компетентностном подходе, обладающих необходимой логикой, последовательностью, прозрачностью, обеспечивающих преемственность с отечественной дидактической традицией, которая хорошо известна и широко используется в мировой практике, ведутся с 2005 года. Они представляют собой комплект документов, отражающий содержание профессионального образования и состоящий из совокупности модулей, направленных на овладение определёнными профессиональными и общими компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации по профессии или специальности.

    Можнл выделить следующие основные слагаемые разработки таких программ:

    Ориентация на потребности рынка труда;

    Гибкость структуры образовательной программы по отношению к изменениям параметров внешней среды и внутренних условий организации процесса обучения;

    Обеспечение "прозрачности" результатов обучения для обучающихся, педагогов, мастеров производственного обучения, руководителей образовательных учреждений, работодателей, общественности, представителей административных структур;

    Необходимость организации субъект - субъекного взаимодействия участников педагогического процесса.

    Следуя из этого, можно выявить и систематизировать принципы модульно - компетентностного подхода при разработке образовательных программ на основе ФГОС.

    Эти принципы делятся на три группы:

    Принципы формирования образовательной программы;

    Принципы реализации образовательной программы;

    Принципы контроля эффективности программы.

    Совокупность этих принципов составляют основу построения образовательных программ адекватных текущим и перспективным потребностям бизнеса.

    К принципам формирования образовательной программы относится следующее:

    1. Необходимость участия работодателей впроведении образовательной политики.

    2. Формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки квалифицированных кадров в целом и их разделов в виде компетенций, как в профессиональной области, так и социально - личностной деятельности.

    3. Определение компетенций выпускников с учётом основных функций и видов профессиональной деятельности.

    4. Выделение в структуре учебного плана модулей, позволяющих формировать у обучаемых определённые компетенции.

    5. Формулировка задачи образования как развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности.

    К принципам модульно- компетентностного подхода при реализации образовательной программы относится следующее:

    Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникативных технологий.

    Широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

    Организация в рамках учебных программ встреч с представителями компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классов экспертов и специалистов.

    В рамках образовательного процесса создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.

    К принципам модульно-компетентностного подхода при контроле эффективности реализации образовательной программы можно отнести следующее:

    Обеспечение гарантии качества подготовки квалифицированного специалиста путём разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей, а также посредством регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей.

    Создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и навыки, а также уровень приобретённых компетенций для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям образовательной программы.

    Максимальное приближение программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности.

    Подводя итог, можно сказать, что важной отличительной чертой модульно - компетентностного подхода является детально спланированная, диагностично заданная цель образования (обучения), с разработанными критериями оценки качества заданных образовательных результатов.

    Проектирование образовательного процесса на основе требований ФГОС означает переход от проектирования содержания образования к проектированию результатов образования и системы организации управления процессом обучения, обеспечивающего высокий уровень качества образования выпускника.