• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    Второстепенные члены предложения
    Глагол в русском языке в теме о кулинарии

    Грамотным быть - модно!
    Глагол в русском языке в теме о кулинарии.
    Достойные внимания знаки препинания.
    Зазываем на глагол
    Заимствование иноязычных аффиксов и их продуктивность
    Заимствованные слова в русском языке
    Знаки препинания и их роль в письменной речи
    Зачем нужны псевдонимы?
    Звуки спорят: кто важнее?
    Изучение процессов образования названий животных как условие развития познавательного интереса школьников
    Имена собственные учащихся 5 классов
    Имя числительное как часть речи
    Интересные способы словообразования
    Исторические фразеологизмы и их роль в формировании культуры речи современного человека
    Какого роду, племени
    Книга и электронный словарь. За и против.
    Лексика русского языка нашего времени
    Лингвистическая сказка о деепричастии
    Лингвистическая сказка о приставках ПРИ- и ПРЕ-
    Лингвистический анализ названий улиц
    Лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита»

    Мини-сборник пословиц "О Родине".
    Мини-сборник пословиц "О семье".
    Мини-сборник пословиц "О дружбе".
    Монограммы в современном русском языке
    Напиши мне письмо...
    Наши домашние питомцы и русская фразеология
    Омонимы в русском языке
    Орфоэпия
    Основы телекоммуникационного этикета.
    Откуда есть пошла грамота на Руси
    Поверь, не так и сложное предложение сложное
    Пословица недаром молвится.
    Познавательная игра по Лексике
    Портрет одного слова «Конь»
    Предложения с обращением
    Приставки, которые ходят парами
    Происхождение русского языка и первые орфограммы.
    Путешествие в страну "Синтаксис"

    Темы проектов по русскому языку 6 класс

    Каждая тема проекта по русскому языку для 6 класса заставляет школьника задуматься и проявить творческие способности, во время выполнения исследовательской работы научиться выполнять поиск необходимой информации, анализировать ее, проводить сопоставления.

    «Цветные» прилагательные в произведении Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
    32 или 33? (о букве Ё)
    Азбука родного края
    Возникновение славянской письменности на Руси.
    Глагол - самая живая часть речи
    Говорить правильно, красиво престижно!
    Грамотным быть - модно!
    Заимствованная лексика в наименованиях морских видов транспорта.
    Заимствованная лексика лексика в наименовании цветов
    Изучение грамотности школьников в пределах одного класса
    Имена прилагательные в названиях местностей
    Имена прилагательные в названиях произведений
    Имена прилагательные в названиях растений
    Имя существительное
    Искусственные языки
    История происхождения русской фамилии.
    История нашей письменности
    Как интернет влияет на язык?
    Как влияют социальные сети на язык?
    Как учили грамоте на Руси.
    Красна речь фразеологизмами
    Люди и рукописи.
    Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
    Мир школьных прозвищ
    Молодёжные жаргонизмы & сленги.
    Название черт характера человека в сопоставлении с животными в русском языке (хитрый, как лиса...).
    Наши друзья – словари.

    Немецкие заимствования в русском языке.
    Образование слов с помощью приставок
    Образование слов способом сложения
    Особенности языка СМС сообщений
    Особенности языка современных СМИ (на примере местной газеты, новостного сайта в интернете)
    От старой азбуки до современного алфавита
    Откуда берутся наречия?
    Паспорт слова
    Паспорт слова «голова»
    По букве и духу
    Порядковые числительные
    Портрет слова "солдат"

    Прилагательные, обозначающие оттенки цвета в русском языке.
    Прилагательные, обозначающие оттенки цвета и образованные от имён существительных.
    Происхождение и значение фамилий моих одноклассников.
    Путешествие в город Прилагательное
    Русский язык в нашей жизни
    Способы приветствия в нашей жизни.
    Статистический портрет класса
    Стереотипные сочетания подлежащего и сказуемого в текстах художественных произведений.
    Склонения в древнерусском языке
    Типы речевых ошибок школьников
    Употребление причастий в текстах разных стилей.
    Фразеологизмы с числовыми категориями.
    Фразеологизмы – языковые самородки
    Что такое хорошая речь?
    Что в подписи тебе моей?
    Энциклопедия слова "Богатырь"
    Энциклопедия слова "Кот"
    Энциклопедия слова "Посуда"
    Энциклопедия слова "Сапоги"
    Энциклопедия слова "Собака"
    Энциклопедия слова "Сорока"
    Энциклопедия слова "Учитель"
    Энциклопедия слова «Апельсин»
    Язык народной приметы.

    Данные темы проектов по русскому языку в 7 классе подразумевают увлекательную исследовательскую деятельность школьников не только в области правил русского языка, но и в других сферах деятельности человека, где необходимы знания русского языка.

    Взаимосвязь наук. Математика в русском языке.
    Говорить правильно, красиво престижно!
    Грамотным быть - модно!
    Диалекты на Вятке
    Диалекты нашего села
    Зверинец, в котором живут фразеологизмы

    Искусственные языки
    Использование старославянизмов в творчестве А.С. Пушкина.
    История имён собственных.
    Культура электронного общения
    Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»)
    Лексика русского языка. Молодёжный жаргон и его функция.
    Названия городских объектов в нашей речи.
    Немецкие заимствования в русском язык
    Обращения в русском речевом этикете.
    Общение в эпоху Online
    Ономастика названия магазинов нашего города
    Отражение имён славянских языческих богов в этимологии некоторых слов современного русского языка.
    Отражение русского национального характера во фразеологизмах
    Отражение увлечённости подростков в их речи.
    Отражение языческого мировоззрения славян в языке (фразеологии, пословицах, поговорках, ономастике).
    Поздравление как жанр речи
    Поздравление как жанр речи
    Праздник Служебных Частей Речи
    Переход слова из одной части речи в другую
    Разговорная лексика в баснях И.А. Крылова.
    Ребусы - «гимнастика ума»
    Самое распространённое слово в русском языке
    Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
    Уральские фамилии.
    Что означают наши имена?
    Эта непростая простая буква «И».
    Язык народной приметы.
    Языковой портрет личности.
    Языковые особенности рекламных слоганов.

    Тематика и темы проектов по русскому языку 8 класса довольно интересны в исследовании и не прямолинейны.

    Богатство русского фразеологизма
    Вводные слова и знаки препинания при них
    Вклад А.С. Пушкина в развитие современного русского языка.
    Владимир Иванович Даль и его работы
    Влияние СМИ на речь современного школьника.
    Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»…
    Выражение именной части составного именного сказуемого
    Грамотность - залог профессиональной карьеры.
    Группы и признаки обособленных второстепенных членов предложения.
    Диалог с текстом
    Для чего нужны правила
    За чистоту русского языка!
    Зачем нужно изучать русский язык?
    Игра по русскому языку «Кастинг телеведущих».
    Изучение русского языка заграницей как способ приобщения к культуре России.
    Имена собственные в пословицах и поговорках.
    Использование калькированных лексических единиц в речи современных школьников.
    Исследование односоставных предложений.
    История письма.
    Как интернет влияет на язык?
    Ключ к слову "эксклюзивный"
    Лингвистические ошибки в рекламе: причины и цели.
    Мы будем грамотными!
    Наименование предметов материальной культуры (одежда, обувь, предметы обихода и др.) в русском языке и связь их со словами языков-первооснов.
    Невербальные средства общения
    Неопределенно-личные предложения
    Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
    Обособления определений и приложений.
    Обособленные определения.
    Обособленные члены предложения в таблицах.
    Обращение и знаки препинания при нем
    Однородные и неоднородные определения в тестах.
    Однородные члены предложения и знаки препинания при них.
    Односоставные и двусоставные предложения.
    Односоставные предложения
    Односоставные предложения в творчестве поэта-земляка Михаила Мокшина.
    Односоставные предложения в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
    Односоставные предложения с главным членом сказуемым.
    Особенности лексики (синтаксиса) электронных сообщений (писем, смс и т.д.)
    Особенности употребления слов с переносным значением.
    Особенности языка СМС сообщений.

    Предложения с вводными конструкциями.

    Представления древних славян о цвете и их отражение в языке и литературе.
    Происхождение фамилий людей.
    Психологический портрет
    Русский язык… История, культура и гордость
    Самое распространённое слово в русском языке.
    Сборник упражнений по определенно-личным предложениям.
    Сказуемое. Простое глагольное сказуемое
    Склонение местоимений 2-го лица.
    Слово «один» как часть речи
    Словарь устаревших слов (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
    Современное состояние вопроса о происхождении письменности у восточных славян.
    Составные глагольные сказуемые
    Составные именные сказуемые

    Типы сказуемых
    Топомнимы моего микрорайона
    Утерянные буквы русского языка.
    Фразеологизм как фрагмент языковой картины мира школьника.
    Школьные замечания
    Язык народной приметы.

    Все перечисленные темы проектов по русскому языку 9 класса носят более глубокий характер и будут довольно интересны в собственной поисковой и исследовательской деятельности школьника.

    Составленные ниже темы исследовательских работ по русскому языку для 9 класса подразумевают проведение учащимися исследований не только в рамках предмета русский язык, но и в литературе, журналистике, лингвистике, иностранных языках, политологии и т.д.


    Соблюдение орфоэпических норм школьниками.
    Стилистические функции синонимов (антонимов) в произведениях художественной литературы.
    Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
    Судьба "великого и могучего"
    Сходства и различия наименований танцев в токовых словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова.
    Тематические группы фрезеологизмов.
    Типы многозначности в русском языке и иерархия значений (прямое и переносное).
    Топонимы Москвы и Московской области.
    Употребление канцеляризмов и штампов в речи моих сверстников и людей старшего поколения.
    Фразеологизмы с компонентом-именем числительным в русском языке.
    Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
    Чистота языка
    Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
    Этимология названий месяцев в календарях разных народов.
    Язык рекламы.
    Языковые особенности рекламных текстов.
    Имена собственные в русских пословицах и поговорках.
    Имена, фамилии, отчества в разных языках мира.
    Искусственные языки
    Категория времени в английском и русском языках.
    Категория числа имени существительного в английском и русском языках.
    Коммуникативная функция подростковой анкеты
    Лексика семейного родства (на материале словаря Даля)
    Лингвистическая география. Сколько языков в мире?
    Названия городских объектов в нашей речи
    Неличные формы глагола в английском и русском языках.
    Обращения в русском речевом этикете
    Пути изучения русского языка с помощью Интернет.
    Речь и этикет.
    Русский речевой этикет - приветствия.
    Сила слова (язык как средство воздействия).
    Сферы функционирования английских заимствований в русском языке.
    Фразеологические обороты, характеризующие человека
    Энциклопедия одного слова.
    Языковое манипулирование в сфере рекламы и потребитель.
    Искусство вести беседу.
    История возникновения русских имен.
    История русского алфавита.
    Научные открытия А.А. Шахмотова.
    Основные законы орфоэпии русского языка.
    Особенности имени числительного как части речи.
    Переход имен существительных из собственных в нарицательные.
    Причины заимствования в современном русском языке.
    Происхождение русских имен.
    Роль фразеологизмов в современном русском языке.
    Роль эвфемизмов в современном русском языке.
    Синтаксические и лексические средства выразительности.
    Структурные особенности русских метафор.
    Тропы и функции.
    Употребление эвфемизмов в обиходно-бытовой речи.
    Функциональные стили.
    Функционирование языковых средств в коммуникативных регистрах речи.
    Этимология фразеологизмов и крылатых выражений.
    Язык как способ существования культуры. Звук и смысл (на примере анализа одного - двух стихотворений).
    Концепт... в произведениях русской литературы (опыт составления словаря).
    Имена собственные в пословицах и поговорках.
    История падежей. Предлоги и падежи.
    История причастий и деепричастий.
    Как учили грамоте на Руси.
    Лексические составляющие образа Петербурга в прозе Ф.М. Достоевского.
    Лексические составляющие образа Родины в лирике С. Есенина.
    Лингвистические и эстетические особенности «словоновшества» футуристов.
    Лингвистические ошибки вокруг нас.
    Лингвистическая география. Сколько языков в мире?
    Люди и рукописи.
    Место и роль неологизмов и окказионализмов в лирике В. Маяковского.
    Наименование предметов материальной культуры (одежда, обувь, предметы обихода и др.) в русском языке и связь их со словами языков-первооснов.
    Некоторые вопросы культуры речи современного русского языка.
    Особенности прецедентных текстов-заголовков (на материале газеты «Заполярная правда»).
    Особенности синтаксического строя стихотворений М. Цветаевой.
    Особенности языка «сказа» в произведениях М. Зощенко.
    Особенности языка «сказа» в произведениях Н.С. Лескова.
    Откуда берутся наречия?
    Отражение языческого мировоззрения славян в языке (фразеологии, пословицах, поговорках, ономастике).
    Представления древних славян о времени и их отражение в языке и литературе.


    Представления древних славян о цвете и их отражение в языке и литературе.
    Происхождение междометий.
    Роль фразеологизмов в русском языке.
    Роль причастий в произведениях художественной литературы.
    Своеобразие речевых характеристик персонажей в драматических произведениях А.П. Чехова.
    Склонения в древнерусском языке.
    Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
    Слова-пустышки.
    Словообразовательные типы сложных русских фамилий.
    Современное состояние вопроса о происхождении письменности у восточных славян.
    Фразеологизмы и идиомы в русском языке
    Функционирование односоставных предложений в текстах разных стилей русского литературного языка.
    Целесообразность использования заимствованной лексики в языке СМИ.
    Что такое хорошая речь?
    Эксперименты в области слова (на материале, художественной, публицистической литературы, языка СМИ и Интернета…).
    Этимология слов-исключений из правил русской орфографии.

    В разделе представлены примерные , которые можно выбрать для проведения интересного исследования в любом классе общеобразовательной школы, как для индивидуального проекта, так и для групповой исследовательской деятельности.

    Любую интересную тему исследовательской работы по русскому языку обучающимся можно взять из списка ниже и на основе ее придумать более подходящую своим увлечениям и уровню знаний формулировку темы. При просмотре перечня подбирайте тему, соответствующую вашим возможностям.

    Темы проектов по русскому языку для 1, 2, 3, 4 класса


    Руководитель поможет выбрать интересные темы проектов по русскому языку учащимся 1, 2, 3 и 4 класса начальной школы, изменить и подстроить тему под специфику исследовательской работы, дополнить по своему усмотрению. Тема научно-исследовательской работы должна соответствовать начальным знаниям ученика по теме и одновременно позволять ему приобрести новые знания в исследуемой области.

    Темы проектов по русскому языку для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса

    Для удобства выбора все темы проектов по русскому языку распределены на учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса общеобразовательного учреждения. По желанию, ученик может выбрать тему исследовательской работы по русскому языку из любого раздела, а затем расширить или сократить её, подстраиваясь под специфику своего исследовательского проекта.

    Ниже определены темы исследовательских и проектных работ по русскому языку, которые не вошли в определенные классы, некоторые из них актуальны для любого класса. По рекомендациям руководителя, в данном списке ученику можно подобрать интересную тему работы, которая будет наиболее актуальна и нетривиальна среди одноклассников.

    Темы проектов по русскому языку (общие)

    Список тем исследовательских работ по русскому языку:


    Анализ семантической группы «Цветовые наименования автомобиля».
    Буквы, исчезнувшие из алфавита.
    Вклад А.С. Пушкина в развитие современного русского языка.
    Влияние интерактивного общения на письменную речь учащихся.
    Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»...
    Вопросы экологии языка в современном мире.
    В.И. Даль. Хождение за словом. "Толковый словарь живого великорусского языка".
    Выдающиеся учёные-лингвисты.
    Жизнь и работа «пришельцев» (заимствованных слов) в русском языке.
    Завтрашний день книги
    Заимствованная лексика в наименованиях морских видов транспорта.
    Заимствованная лексика в наименовании цветов.
    Заслуженно ли забыт писатель…
    Зачем нужны псевдонимы?
    Заимствованные слова - благо или ущерб для современного русского языка.
    Звук и смысл (на примере анализа одного - двух стихотворений).
    Концепт... в произведениях русской литературы (опыт составления словаря).
    Имена собственные в пословицах и поговорках.
    Имена, фамилии, отчества в разных языках мира.
    История падежей. Предлоги и падежи.
    История причастий и деепричастий.
    Имена прилагательные в названиях местностей.
    Имена прилагательные в названиях произведений.
    Имена прилагательные в названиях растений.
    Искусственные языки.
    История происхождения русской фамилии.
    Изучение русского языка заграницей как способ приобщения к культуре России.
    История письма.
    Имена собственные в пословицах и поговорка.
    Как живёт русский язык в Живом Журнале (в социальных сетях...)
    Как учили грамоте на Руси.
    Как соблюдаются нормы ударения жителями нашего поселка.
    Какие существуют литературные премии сегодня.
    Книга вчера, сегодня, завтра.
    Красна речь пословицей
    Красна речь фразеологизмами.
    Кто и зачем скрывается под маской псевдонима?
    Лексические составляющие образа Петербурга в прозе Ф.М. Достоевского.
    Лексические составляющие образа Родины в лирике С. Есенина.
    Лингвистические и эстетические особенности «словоновшества» футуристов.
    Лингвистические ошибки вокруг нас.
    Лингвистическая география. Сколько языков в мире?
    Литературные места нашего города
    Литературные сообщества сети Интернет.
    Люди и рукописи.
    Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
    Место и роль неологизмов и окказионализмов в лирике В. Маяковского.
    Наименование предметов материальной культуры (одежда, обувь, предметы обихода и др.) в русском языке и связь их со словами языков-первооснов.
    Наши друзья – словари.
    Невербальные средства общения.
    Название черт характера человека в сопоставлении с животными в русском языке.

    Темы исследовательских проектов по русскому языку


    Некоторые вопросы культуры речи современного русского языка.
    Некоторые аспекты лингвистического анализа анекдота.
    Новые профессии в современном мире и их названия.
    Нигилизм и нигилисты. Появление термина, своеобразие личности.
    Односоставные предложения в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
    Односоставные предложения в творчестве поэта Михаила Мокшина.
    Ономастика названия магазинов в моем городе.
    Особенности языка СМС сообщений.
    Особенности прецедентных текстов-заголовков (на материале газеты «Заполярная правда»).
    Особенности синтаксического строя стихотворений М. Цветаевой.
    Особенности языка «сказа» в произведениях М. Зощенко.
    Особенности языка «сказа» в произведениях Н.С. Лескова.
    Откуда берутся наречия?
    Отражение языческого мировоззрения славян в языке (фразеологии, пословицах, поговорках, ономастике).
    Отражение имён славянских языческих богов в этимологиии некоторых слов современного русского языка.
    Представления древних славян о времени и их отражение в языке и литературе.
    Представления древних славян о цвете и их отражение в языке и литературе.
    Происхождение междометий.
    Применение черт животных для описания характера человека.
    Прилагательные, обозначающие оттенки цвета в русском языке.
    Роль фразеологизмов в русском языке.
    Роль причастий в произведениях художественной литературы.
    Русский язык и его контакты с другими языками.
    Своеобразие речевых характеристик персонажей в драматических произведениях А.П. Чехова.
    Склонения в древнерусском языке.
    Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
    Слова-пустышки.
    Словообразовательные типы сложных русских фамилий.
    Современное состояние вопроса о происхождении письменности у восточных славян.
    Фразеологизмы и идиомы в русском языке
    Функционирование односоставных предложений в текстах разных стилей русского литературного языка.
    Целесообразность использования заимствованной лексики в языке СМИ.
    Что такое хорошая речь?
    Эксперименты в области слова (на материале, художественной, публицистической литературы, языка СМИ и Интернета…).
    Эмоции в пикселях.
    Этимология слов-исключений из правил русской орфографии.
    Язык рекламы.

    Юдинцева Светлана Сергеевна,

    учитель русского языка и литературы

    высшей квалификационной категории

    Творческие проекты

    на уроках русского языка и литературы

    Творчество - момент создания

    будущего в настоящем.

    Введение

    В последнее время слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизирует новизну и нестандартность подхода в решении задач.

    Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

    Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах; Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

    Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

    1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

    2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

    3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

    4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, обобщения);

    5) развивают системное мышление.

    Творческие проекты на уроках русского языка

    В 5-6 классах учащимся предлагаю создать «Энциклопедию одного слова». Это задание с удовольствием выполняют и ученики 7-10 классов.

    Тип проекта: творческий.

    Проблема: мы плохо знаем историю некоторых слов, их родословную, а ведь это так интересно.

    Почему: информации много, но она находится в различных источниках, что затрудняет работу со словом.

    Что делать? Составить энциклопедию одного слова, собрав из различных источников информацию о слове.

    Как? С использованием квазиисследовательской деятельности

    Результат: сборник работ учащихся

    Первый этап - погружение в проект. Учитель должен пробудить у детей интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. Учитель совместно с учащимися определит цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта.

    Второй этап - планирование работы по решению задач проекта. При определении заданий для каждого учащегося используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности.

    Вместе с учащимися составляем примерный план энциклопедии одного слова:

    Значение слова

    Происхождение слова

    Однокоренные слова (близкие и дальние родственники)

    Синонимы (если есть)

    Антонимы (если есть)

    Фразеологизмы и афоризмы с этим словом

    Жизнь слова в словарях иностранных слов (это задание интересно старшеклассникам)

    Интересные факты из жизни слова

    Грамматические разборы слова (фонетический, морфемный, морфологический)

    Жизнь слова в предложении (синтаксический разбор предложения, в которое включено данное слово)

    Жизнь этого слова в других словарях

    Жизнь слова в фольклоре (пословицы, поговорки, загадки, частушки)

    Жизнь слова в литературе (стихи, сказки, рассказы)

    Кроссворд с этим словом

    Акростих, ассоциации, рифмы

    Иллюстрации к слову

    План энциклопедии примерный, и ученики могут как убавлять, так и добавлять страницы в своей работе.

    Третий этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

    Четвёртый этап - презентация проекта. Именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

    Для «Энциклопедии одного слова» ученики сами подбирают слова. За последние годы составлены энциклопедии слов: календарь, дружба, любовь, Родина, берёза, котёнок, часы, мушкетёр, зима, мировоззрение, учитель…

    После того, как все индивидуальные проекты сданы, наступает черед группового проекта - оформление сборника «Энциклопедия одного слова».

    Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использованных источников.

    Рассмотрев подробно работу над одним проектом, назовем темы других творческих проектов по русскому языку :

    Сборник творческих работ «Радость жизни». Это печатное издание лучших сочинений по различным темам

    Проект «Ода книге»

    Сборник творческих работ «Как слово наше отзовется»

    Проекты «Дневник Деда Мороза», «Зимние забавы»

    Сборник творческих работ «Наши любимые животные»

    Энциклопедия имени

    По литературе возможно выполнение следующих творческих проектов:

    Мой серебряный век (11 класс)

    Мой Пушкин

    Дружеские, семейные и любовные отношения героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

    Проект «Опорные конспекты» к литературным произведениям. Например, Н.В.Гоголь «Невский проспект»: «Две дороги с Невского проспекта».

    Константин Георгиевич Паустовский сказал: « Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». Творческие проекты по русскому языку и литературе - та самая пища для творчества.

    Темы ПРОЕКТОВ:

    • Зачем нужны псевдонимы? /или Кто и зачем скрывается под маской?/
    • Литературные места нашего города
    • Что читают в нашем классе?
    • Какие существуют литературные премии сегодня
    • Литературные сообщества в Интернете
    • Книга вчера, сегодня, завтра
    • Завтрашний день книги
    • Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии
    • Место русского языка среди других предметов в нашей школе
    • Языковой портрет ученика нашей гимназии
    • Искусственные языки
    • Как интернет влияет на язык?
    • Невербальные средства общения
    • Как влияют социальные сети на язык?
    • Особенности языка СМС сообщений
    • Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий
    • Говорящие фамилии в произведениях писателей
    • Имена, фамилии, отчества в разных языках мира

    Проектная деятельность по русскому языку (темы проектов)

    (по учебнику Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирской Русский язык. «Мнемозина». Москва. 2012)

    Проект 1

    Составьте мини-сборник пословиц, сгруппировав их по темам («О родине», «О семье», «О дружбе», и т.п.). Подберите такие пословицы, в которых есть глаголы с безударными личными окончаниями. В каждом разделе выберите несколько пословиц, для которых сформулируйте «ядрышки»-мысли. Собранным тренировочным материалом вы сможете в дальнейшем пользоваться на уроках.

    Проект 2

    Выпишите из знакомых вам литературных произведений отрывки или отдельные предложения, которые помогают определить: 1) профессию персонажа; 2) его возраст; 3) характер. Соберите все примеры вместе. «Конечным продуктом» вашей проектной деятельности будет мини-сборник дидактических материалов, которыми могут воспользоваться ученики вашего класса.

    Проект 3

    Выберите один из творческих проектов: 1) «Сборник сочинений нашего класса о животных», 2) «Сборник стихов и рассказов о животных».

    Включите в ваш сборник не только самостоятельно подобранные тексты, но и тексты «о братьях наших меньших» из учебника. Материалы оформите в виде рукописного или электронного журнала.

    Проект 4

    Вам нужно подготовить для учеников 3-го класса занятие кружка по русскому языку, посвящённое истории нашей письменности. Посмотрите главу «Дорога к письменности», найдите дополнительный материал и подберите для третьеклассников интересные задания. При подготовке проекта вы можете пользоваться мультимедийной детской энциклопедией «Русский язык. Незаменимое пособие для любознательных школьников».

    Проект 5

    Подготовьте устный лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита». Выберите букву, которую вы будете представлять на этом параде. Расскажите её историю, придумайте наглядный образ, подберите интересные факты. (Вашими незаменимыми помощниками при подготовке проекта станут книги Льва Успенского «Слово о словах», «По закону буквы» и др. Их можно найти во Всемирной паутине.

    Проект 6

    Какой словарь интересно было бы составить вам? Может быть, это будет словарь цветов, или словарь запахов, или словарь весёлых слов, или словарь футболиста, или… Попробуйте составить свой личный словарь на любую тему. Рукописный или электронный - не имеет значения.

    Проект 7

    Подготовьте для учащихся младших классов устный журнал по русскому языку на тему «Какая наука изучает происхождение слов?»

    Проект 8

    Подготовьте для учащихся других школ иллюстрированный а»Альбом правил русского языка» по теме «Кто командует корнями? Правописание чередующихся гласных в корне. Включите в свой альбом самоинструкции, таблицы, рисунки, интересные тексты и задания.

    Проект 9

    Составьте список греческих и латинских словообразовательных элементов: АНТИ, ТЕЛЕ, ДРОМ, ТЕКА и др. Обратитесь за помощью к следующим словарям: «Школьный словарь иностранных слов», «Школьный словарь строения слов русского языка» и другие. Выясните значение греко-латинских элементов, их происхождение, подберите примеры их детской классики или детских познавательных журналов. Результат вашей проектной деятельности оформите в виде рукописного или электронного этимологического словаря.

    Проект 10

    Сочините лингвистическую сказку о приставках ПРИ- и ПРЕ-. Проведите в классе конкурс на лучшую сказку, выберите самые интересные работы, проиллюстрируйте их. Результат проекта оформите в виде электронной газеты или журнала.

    Темы проектов по литературе и русскому языку

    5класс


    1. Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").

    2. Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе
    (мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).

    3. Миф об Орфее в произведениях живописи

    4. Образ Геракла в произведениях живописи

    5. Образ дракона в детской литературе

    6. Подвиги Геракла на античных вазах

    7. Красна речь пословицей

    8. Литературная сказка – прямая наследница сказки народной

    9. Мы в зеркале пословиц

    10. Малые жанры фольклора

    11. Русская народная тематика в курсе математики 5 класса

    12. Фольклор моей семьи

    13. Фольклорная шкатулка

    14. Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».

    15. Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».

    16. Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка»

    17. Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».

    18. Гоголь Н.В. - словесный кулинар.

    19. Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики»

    20. Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»

    21. Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
    «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).

    22. Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова

    23. Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.

    24. Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова

    25. Античные образы в поэзии А.С Пушкина.

    26.

    27. Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова

    28. Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова

    29. "Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова

    30. Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».

    31. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».

    32. Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".

    33. Герои английских лимериков

    34. Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.

    35. "Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.

    36. Литература и мой край

    37. Мои ровесники в литературных произведениях

    38. Какие загадки знают современные школьники?

    39. Писатели, поэты рядом

    40. Произведения в интерпретации иллюстраторов

    6 класс

      Самоотверженность, любовь и страдание в сказке Андерсена «Русалочка»

      Мифоэпическая основа рассказа Астафьева «Деревья растут для всех»

      Мифоэпическая основа книги Астафьева «Последний поклон»

      Мистика и реальность в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

      Роль мистики в творчестве Гоголя

      «Цветные» прилагательные в произведении Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

      Роль пейзажа в художественном мире феерии Грина «Алые паруса»

      Цветовые образы в феерии Грина «Алые паруса»

      Образ морской волны в поэзии лермонтова

      Тема дуэли в лирике Лермонтова

      Быт и нравы русского дворянства(на примере романа Пушкина «Дубровский» и сборника «Повести белкина»)

      Образ няни в жизни и творчестве Пушкина

      Завтрашний день книги

      Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола»

      Литературные места нашего города

      Литературные места нашей области

      Особенности организации художественного пространства в романах-путешествиях

      Образ учителя в произведениях писателей 20в

      По следам литературных героев

      Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналоги в современном языке.

      Прозвища моих одноклассников и их значения.

      Тексты современных песен: поэзия или антипоэзия.

      Что читают мои сверстники?

      Что читают в моем классе?

      Тема любви в произведениях Драгунского, Нагибина, Фраермана.

      Роль эпитетов и метафор в повести И.Христолюбовой « Топало и чертенок Тришка»

      Ричард Львиное Сердце в повести А.Линдгрен и исторической легенде.

      Зачем нужны псевдонимы?

      Семантика образа камня в художественном мире сборника О.Мандельштама «Камень»

      Словообразовательные инновации в речи подростков

    7 класс

    1. Географические знания в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

    2. Кинематографические приемы в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

    3. Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.

    4. Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести "Тарас Бульба").

    5. Образ Петербурга в "Петербургских повестях" Н.В. Гоголя.

    6. Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

    7. Биологические знания героев романа Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан" и современная наука.

    8. Латинские "крылатые выражения" в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".

    9. Терминологическая лексика в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".

    10. Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.

    11.

    12. Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.

    13. Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».

    14. От комических поэм А.С. Пушкина ("Граф Нулин", "Домик в Коломне") к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова ("Сашка", Казначейша", "Сказка для детей").

    15. Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).

    16. Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    17. Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).

    18. Говорящие фамилии в произведениях писателей.

    19. Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.

    20 Какие существуют литературные премии сегодня

    21. Литературные сообщества в Интернете.

    22. Образ дождя в творчестве современных поэтов

    23 Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.

    24. Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии" и ее кинематографические интерпретации

    25. Образы растений и цветов в литературе

    26. Памятники литературным героям

    27. Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений

    28. Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны

    29. Слова-символы в японской поэзии

    30. Языковые средства создания юмора в произведениях

    8 класс

    1. Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой

    2. «Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко

    3. Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.

    4. Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова

    5. Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина

    6. Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».

    7. Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина

    8. Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

    9. Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования

    10. Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.

    11. Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена

    12. Древнерусская и западноевропейская версии сходного сюжета (сопоставление "Повести о Петре и Февронии Муромских" и романа "Тристан и Изольда").

    13. Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе

    14. Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов

    15. Образ Богородицы в русской иконописи и русской литературе

    16. Образ предмета-символа в русской и зарубежной литературе

    17. Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея» и в русских волшебных сказках.

    18. Одиссея и русские народные сказки

    19. Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ

    20. Символика поэмы «Медный всадник».

    21. Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночи перед Рождеством

    22. Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.

    23. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы

    24. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.

    25. Пейзаж в поздних рассказах Л.Н.Толстого.

    9 класс

    1. Особенности поэтического языка «Горе от ума».

    2. Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", в постановках русских театров.

    3. Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».

    4. Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова

    5. Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова

    6. Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России

    7. Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.

    8. Интертекстуальность романа И.С. Тургенева "Отцы и дети

    9. Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

    10. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А.С. Пушкина

    11. Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

    12. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

    13. Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина

    14. Книжные полки Онегина

    15. Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

    16. Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

    17. Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».

    18. Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.

    19. Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.

    20. Влияние творчества Дж. Байрона на русскую классическую литературу

    21. Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы

    22. Коммуникативная функция подростковой анкеты

    23. Концепция любви в произведениях А.И. Куприна

    24. Образ города в творчестве С. Довлатова

    25. Образ моря в русской классической литературе

    26. Образ собаки в литературе XX века

    27. Птичьи фамилии в литературе

    28. Цветовая палитра в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

    29. Языковая палитра в «Слове о полку Игореве…».

    30. Экологический контекст романа Германа Мелвилла «Моби Дик

    10 класс

    1. Зооморфная символика романа И.А. Гончарова «Обрыв».

    2. Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание

    3. Реформы Александра II и их отражение в романе "Преступление и наказание»

    4. Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа "Преступление и наказание").

    5. «Шекспировское» в русской прозе второй половины XIX века (на материале одного из произведений Ф.М. Достоевского).

    6. Что читают герои романа Достоевского «Преступление и наказание»

    7. Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)

    8.Значение стихотворения Пушкина «Рыцарь бедный» в структуре романа Достоевского « Идиот»

    9. Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина

    10. пушкинский интертекст романа Гончарова « Обыкновенная история»

    11.Вооружение русской и французской армий в романе Толстого «Война и мир»

    12. Изображение военных действий в произведениях Толстого

    13. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку на земле нужно?»

    14. Роль сравнений в романе Толстого « война и мир»

    15. Традиции русского и немецкого романтизма в очерке Тургенева «Призраки»

    16. Античные образы в поэзии А.А.Фета

    17. Тютчевские размышления о космосе и хаосе

    18. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе

    19. Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета

    20. А.Меньшиков в истории и в литературе (по роману Толстого А. «Петр 1»)

    21. Герой современной русской и французской литературы

    22.Герой-правдоискатель в литературе конца 20-начала 21 в

    23. Карты и карточная игра в литературе 19 в

    24. Женские судьбы в стихах наших современниц

    25.Образ еды в произведениях русских писателей

    26. Образы деревьев в русской поэзии 19в

    27. Язык и юмор в произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»

    28. Учитель…Какой он на страницах отечественной литературы?

    29. Флора и фауна в поэзии Серебряного века

    30.Шолоховская география: от истоков до Нобелевского триумфа.

    11 класс

    1.А.Пушкин в лирике А.Ахматовой

    2.Цветовая символика образа розы в поэзии Ахматовой

    3. Цветы в поэзии Ахматовой

    4. Эпиграф как средство формирования диалогической модальности художественного текста в произведениях Ахматовой

    5. Игра как прием постмодернизма в творчестве Акунина

    6. Художественные приемы и особенности романов Акунина

    7. Библейские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

    8. Вечные темы в романе Булгакова « Мастер и Маргарита»

    9. «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Фауст» Гете

    10. Роман Булгакова в оценке священнослужителей

    11. Твой выбор:жизнь или…(проблема наркомании в произведениях Булгакова « Морфий» и Айтматова «Плаха»)

    12 Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя

    13. Кавабато и Бунин: диалог с красотой, любовью и смертью.

    14. Трансформация идеи вечной женственности в В.Соловьева в образе Прекрасной Дамы в творчестве Блока

    15. Телевидение и литература: что окажется сильнее?

    16. Своеобразие стиля сатирических рассказов М.Жванецкого

    17. Роль снов в литературных произведениях.

    18. Средства речевой выразительности в различных типах политического текста(на материале предвыборных публикаций)

    19. Развитие жанра антиутопии в литературе 20в

    20. Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.

    21. Памятники литературным героям в России.

    22. Мир фэнтези в современной литературе

    23. Концепт «грусть» и «тоска» в русском фольклоре и поэзии Кольцова

    24. Использование устаревших слов в повседневной жизни.

    25. Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев.

    26.Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова.

    27. Концепт «пустыня» в русской поэзии 19-20 вв

    28. Интерпретация образов славянской мифологии в романе М.Вишневецкой «Кощей и Яга или небесные яблоки»

    29. «Их взоры прикованы к небу» (мотив звезды в русской поэзии 19-20 в)

      Никнейм как разновидность современных антропонимов