• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В банковской системе России используются несколько различных направлений государственной и негосударственной контрольно-надзорной деятельности. Безусловно, основным направлением контрольно-надзорной деятельности в банковской сфере является государственный банковский контроль и надзор за кредитными организациями.

    При выделении банковского контроля и надзора как самостоятельных направлений государственной деятельности следует учитывать: а) особую сферу их применения (банковская система и банковская деятельность);

    б) специальный состав контрольно-надзорных органов, наделенных соответствующими полномочиями в банковской сфере; в) строго определенный круг лиц, признаваемых объектами такого контроля и надзора (например, кредитные организации); г) наличие особой группы правовых норм, объединенных в единое комплексное образование, именуемое банковским правом; д) специальные методы и формы контрольно-надзорной деятельности.

    Таким образом, в банковской системе России реализуется несколько направлений государственной контрольной и надзорной деятельности, осуществляемых различными государственными органами. Это и прокурорский надзор, и государственный финансовый контроль, и налоговый контроль в соответствии с действующим федеральным законодательством, находящиеся вне пределов компетенции Банка России. Это и государственный валютный контроль, который согласно закону осуществляют Банк России и Правительство РФ как органы валютного контроля. Это и государственных контроль над деятельностью кредитных организаций в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляемый ФКЦБ России.

    Государственный банковский надзор осуществляется Банком России и направлен на обеспечение соблюдения кредитными организациями норм федерального законодательства и нормативов, устанавливаемых Банком России. Государственный банковский контроль над кредитными организациями осуществляется Банком России в особых случаях, предусмотренных банковским законодательством.

    Понятия контроля и надзора в теории российского права и в правоприменительной практике имеют самостоятельное значение и собственное содержание. Контроль как способ обеспечения законности предполагает, как правило, наличие отношений подчиненности между контролирующим и контролируемым лицами. Контролирующее лицо обычно вправе вмешиваться в оперативную, хозяйственную деятельность контролируемого объекта с целью устранения допущенных нарушений. Кроме того, контроль предполагает оценку деятельности лица не только с точки зрения ее законности, но и целесообразности.

    В отличие от контроля, надзор характеризуется отсутствием отношений подчиненности надзорных органов с поднадзорными объектами. В процессе надзора деятельность лица оценивается лишь с точки зрения законности. Действия поднадзорного лица с точки зрения их целесообразности не оцениваются. При этом вмешательство в оперативную, хозяйственную или иную самостоятельно осуществляемую деятельность поднадзорного лица не допускается. Поэтому если контроль может быть не только государственным, но и негосударственным, то надзор, как правило, осуществляется исключительно органами государства. Только суверенитет государства и функции, предоставленные законом его органам, позволяют им, не имея отношений подчиненности или имущественных отношений, оценивать деятельность поднадзорного лица с точки зрения законности. Полномочия же Банка России на назначение временной администрации по управлению кредитной организацией являются не столько собственно контрольной деятельностью, сколько реализацией юридической ответственности кредитной организации за обнаруженные в процессе надзорной деятельности Банка России правонарушения.

    Таким образом, о реализации государственного банковского контроля применительно к кредитным организациям правомерно говорить лишь в особых, упомянутых выше случаях, как правило, в качестве санкции за нарушение банковского законодательства. Именно подобного рода случаи (при их закреплении в банковском законодательстве), как представляется, следовало бы именовать государственным банковским контролем.

    Итак, в строгом юридическом смысле слова за соблюдением кредитными организациями норм банковского законодательства ведется государственный банковский надзор (ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)»).

    Говоря о банковском надзоре, можно выделить следующие основные направления его осуществления:

    • а) надзор за соблюдением государственных стандартов устойчивости кредитных организаций, в том числе обязательных экономических нормативов (пруденциальный надзор);
    • б) надзор за законностью осуществления кредитными организациями банковских операций, включая операции с валютными ценностями;
    • в) надзор за соблюдением иных норм федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и Банка России по различным вопросам деятельности кредитных организаций (соблюдение антимонопольных правил, правил, защищающих права потребителей банковских услуг, требований к обеспечению банковской безопасности и т.п.).

    Существует несколько основных принципов банковского надзора (рис. 29.2).

    Рис. 29.2.

    Предмет банковского надзора составляет банковская деятельность кредитных организаций, в ходе которой должны соблюдаться банковское законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы банковского нрава России. Из содержания ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» следует, что предмет банковского надзора не ограничен обязательными нормативами. Предметом банковского надзора охватываются практически все нормы банковского законодательства и нормативных правовых актов Банка России, касающиеся кредитных организаций, их филиалов, филиалов и представительств иностранных банков.

    В рамках банковского надзора Банк России обеспечивает соблюдение кредитными организациями:

    • - федеральных законов (например, антимонопольных, о защите прав потребителей банковских услуг), нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ, касающиеся банков и банковской деятельности;
    • - требований к банковской безопасности и к банковской инфраструктуре;
    • - требований банковского законодательства и Банка России к профессиональным и личным качествам руководителей кредитных организаций. Именно в процессе надзорно-контрольной деятельности Банк России проверяет соблюдение кредитными организациями своих предписаний и предупреждений, направленных на устранение обнаруженных правонарушений и недостатков.

    Банковский надзор представляет собой контроль над банками при допуске их к осуществлению банковской деятельности, и в процессе таковой он ориентируется на правовые нормы в области банковского надзора, которые служат для поддержания банковской системы в целом и защиты каждого отдельного вкладчика.

    Понятия контроля и надзора в теории российского права и в правоприменительной практике имеют самостоятельное значение и собственное содержание. В научной литературе исследовались проблемы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе.

    Контроль как способ обеспечения законности предполагает, как правило, наличие отношений подчиненности между контролирующим и контролируемым лицами. Контролирующее лицо обычно вправе вмешиваться в оперативную, хозяйственную деятельность контролируемого объекта с целью устранения допущенных нарушений. Кроме того, контроль предполагает оценку деятельности соответствующего лица с точки зрения не только ее законности, но и целесообразности.

    Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.

    Надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляет подразделении центрального аппарата и территориальные учреждения Центрального банка России.

    Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений. Список кредитных организаций смотрите в приложении 4.

    Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.

    Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

    Центральной задачей органа надзора является определение вероятности возникновения проблем в работе банка в будущем. Поэтому при ее выявлении органы надзора должны иметь право принимать такие решения, которые бы способствовали их предупреждению в будущем, а именно:

    Списание активов, признанных безнадежными;

    Ограничение в выдаче отдельных видов ссуд или отдельным категориям заемщиков;

    Усиление внутрибанковского контроля;

    Усиление или замена руководства банка.

    Свои полномочия органы надзора могут выполнять в процессе выдачи лицензий на банковскую деятельность; принятия решения об ограничении круга выполняемых операций; осуществления контроля за действующим банком.

    Банковский надзор осуществляется в виде:

    Лицензирования;

    Контроля за экономическими нормативами;

    Инспекции и ревизии деятельности банка.

    При выдаче лицензий на банковскую деятельность проверяется правомерность и источники формирования уставного капитала банка, соответствие его суммы установленным требованиям. Банки лишенные лицензии представлены в приложении 5. Проверяется компетентность и профессиональная пригодность руководителей банка, определяется круг будущих операций, которые предполагает выполнять банк, а также цели, задачи и стратегия банка. Контроль за соблюдением банками экономических нормативов органы надзора осуществляют с помощью анализа представляемой отчетности. При несоблюдении установленных коэффициентов органами надзора применяются штрафные санкции, в отдельных случаях могут быть введены ограничения на банковские операции. Контроль за деятельностью банков органы надзора осуществляют также путем организации проверок на местах. С этой целью в Центральном банке России в 1993 году было создано Главное управление инспектирования коммерческих банков и утверждены основные правила организации проверок кредитных учреждений. Проверки могут быть двух видов: комплексные и некомплексные (выборочные).

    Комплексная проверка проводится в срок не более 30 дней и предусматривает проверку всех основных операций банка, своевременность завершения операционного дня и составление ежедневного баланса. Комплексной проверке подлежат все банки не реже одного раза в два года.

    Некомплексная проверка ограничена сроком до 15 дней и затрагивает отдельные сферы, области деятельности банка, обычно те, где вероятность нарушений наибольшая.

    Необходимость существования системы банковского контроля определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков. Особого контроля требует ведение бухгалтерского учета для того, чтобы он отражал реальное финансовое состояние банков, так как банкротство банковской сферы может привести к социальным волнениям, подрыву доверия к кредитной системе. В ряде случаев все банковское дело страны подвергается опасности системного риска, что требует строгого контроля за уязвимыми банками.

    Банковское регулирование обычно предполагает формирование, применение и контроль за соблюдением специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности. Банковский надзор за финансовым состоянием банков обеспечивает соблюдение этих правил и инструкций и оценивает финансовую устойчивость кредитных организаций.

    Банковский надзор в России - динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних условий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского надзора задачу постоянного совершенствования применяемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков.

    Основные принципы эффективного банковского надзора осуществляются главными положениями, правилами, которые должны соблюдаться при регулировании банковской деятельности. Эти принципы определены самой сущностью, особым статусом, ролью кредитных учреждений (банков).

    Основные принципы эффективного банковского надзора, разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору, были приняты на ежегодном собрании Международного валютного фонда и Всемирного банка международным финансовым сообществом в октябре 1997 года в Гонконге. В этом основополагающем документе кратко сформулированы рекомендации надзорным органам по осуществлению банковского надзора, выявлению и оценке рисков.

    Россия также поддержала внедрение Основных принципов в национальную систему надзора за банками. Они подлежат внедрению в систему надзора и распространяются на:

    Предварительную разработку условий для эффективного банковского надзора (принцип 1);

    Лицензирование и структуру собственности (принципы 2-5);

    Регулирование и требования к банковской системе (принципы 6-15);

    Методы банковского надзора (принципы 16-20);

    Требования к информации (принцип 21);

    Официальные полномочия органов надзора (принцип 22);

    Международные банковские операции (принципы 23-25).

    Принципы являются минимальными требованиями, которые можно применять в рамках национальных юридических систем. Их необходимо дополнить другими мерами, предназначенными для определения условий и рисков, присущих кредитным системам отдельных стран.

    В нашей банковской системе большинство принципов в той или иной мере выполняется. Неполное выполнение относится главным образом к принципам, касающимся независимости органа банковского надзора и его обеспеченности необходимыми ресурсами, а также осуществления надзора на консолидированной основе.

    В целях достижения более полного соответствия Базельским принципам Национальный банк разработал и представил в Национальное собрание проект изменений и дополнений в Банковский кодекс, а также осуществляет планомерную работу по устранению выявленных недостатков в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством.

    Таким образом, в соответствии с Основными принципами банковский надзор должен иметь перспективный взгляд на профиль риска банков, что позволяет ему заблаговременно устранять любую серьезную угрозу стабильности банковской системы со стороны любых действующих или возникающих рисков.

    Вывод : на основе приведённого анализа можно сделать вывод о том, что для благополучного развития общества одним из необходимых условий является развитие экономики. А это невозможно без развитой и стабильной банковской системы, так как банки играют огромную роль в экономической жизни общества. Без соответствующего надзора не может быть надежной и стабильной банковской системы.

    Как орган управления кредитной системой государства Банк России осуществляет функции банковского регулирования и надзора.

    Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора , объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

    Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации. Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации.

    В то же время Центральный банк РФ не вправе:

      требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций;

      требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц;

      устанавливать прямо или косвенно ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций;

      обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

    В целях осуществления регулирующих и надзорных функций Банк России уполномочен принимать решение о государственной регистрации кредитных организаций. Центральный банк РФ ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций и выдает им лицензии на осуществление банковских операций.

    Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России». Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации после ее государственной регистрации и без ограничения сроков действия.

    Кредитной орган изации могут быть выданы следующее лицензии:

      на осуществление банковских операций со средствами в рублях без права или с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц;

      на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте без права или с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц;

      на осуществление операций с драгоценными металлами.

    Кредитная организация может получить и генеральную лицензию , которая выдается банку, уже имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Генеральная лицензия не расширяет круг выполняемых банком операций, а предоставляет право в установленном порядке открывать филиалы, представительства и дочерние организации на территории иностранного государства и приобретать доли в уставном капитале иностранных банков.

    В целях обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций Центральный банк РФ устанавливает обязательные экономические нормативы.

    Обязательные нормативы - это методы управления денежным оборотом и регулирования деятельности кредитных организаций и производимых ими банковских операций.

    К обязательным нормативам отнесены :

      минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

      предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации. Такой размер имущественных (неденежных) вкладов в уставной капитал, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала кредитной организации, устанавливает Центральный банк РФ;

      максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков. Данный норматив устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) и не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации. При определении максимального размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков;

      максимальный размер крупных кредитных рисков. Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 процентов собственных средств (капитала) организации (банковской группы). Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации;

      нормативы ликвидности кредитной организации. Ликвидность - способность обеспечить своевременное выполнение долговых обязательств, платежеспособность. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как отношение ее активов к пассивам с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов, а также отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и других легкореализуемых активов) к суммарным активам;

      нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц. Эти нормативы определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Размер норматива использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);

      максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам). Максимальный размер определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 50 процентов.

    К обязательным нормативам относятся также нормативы достаточности собственных средств (капитала), размер валютного, процентного и иных финансовых рисков, минимальный размер резервов, создаваемых под риски. Банк России уполномочен устанавливать дополнительные обязательные нормативы для отдельных видов организаций (например, для организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием). Кредитные организации не имеют права изменять установленные для них Центральным банком РФ обязательные нормативы. В соответствии со ст. 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований.

    Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.

    Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями. Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

    В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

    В случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

      взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

      потребовать от кредитной организации:

      осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

      замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

      осуществления реорганизации кредитной организации;

    изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

    ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

    назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

    ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

    предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

    Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Центрального банка РФ.

    В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

    После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями статьи 23.1Федерального закона «О банках и банковской деятельности», а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

    Федеральное агентство морского и речного транспорта

    Федеральное государственное образовательное

    Учреждение высшего профессионального образования

    Волжская государственная академия водного транспорта

    Кафедра «Финансы и кредит»

    Дисциплина «Д.К.Б.»

    Курсовая работа

    Тема № 9. «Банковский надзор в Российской Федерации».

    Выполнила: студентка группы Ф-35

    Костюкова К.Е.

    Проверила:

    Софронова Валентина Вячеславовна

    Н. Новгород, 2010

    Введение……………………………………………………………………3

    1.Органы банковского надзора. Их функции иполномочия…….............4

    2.Организация и виды надзора……………………………………………7

    3.Политика и решения Базельского комитета по международному банковскому надзору………………….......................................................19

    Заключение…………………………………………………………………23

    Список используемой литературы……………………………………...25

    Практическая часть……………………………………………………….26

    Приложения……………………………………..………………………...32

    Введение

    Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений.

    Государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдение и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.

    Надзор - форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

    Банковский надзор-это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

    Банк России осуществляет пруденциальное регулирование и пруденциальный банковский надзор. Данный вид банковского регулирования и банковского надзора направлен на снижение риска банковских операций посредством установления специальных финансово-правовых средств.

    В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банком России устанавливаются обязательные нормативы - финансово-правовые требования публичного характера, регулирующие отношения по поводу банковских рисков и направленные на поддержание кредитной организацией определенных показателей финансово-кредитной деятельности. Банковский надзор направлен на обеспечение устойчивости банковской системы и представляет собой определенные формы воздействия на кредитные организации, гарантируя реализацию финансово-правовых норм в части регулирования банковской деятельности и создавая тем самым предпосылки для становления развитой банковской системы.

    Целью данной курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России.

      Органы банковского надзора. Их функции и полномочия.

    Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

    Банк России, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества.

    Центральный банк обладает особой правосубъектностью по сравнению с другими юридическими лицами. Его особый правовой статус связан с двойственностью публичных и частных интересов в осуществлении банковской деятельности. С одной стороны, в экономической системе Центральный банк выступает в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства экономическую политику, с другой - роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, совмещая черты учреждения публичного права и частноправовой организации, он обладает особым юридическим статусом, который не сводится к известным российскому гражданскому праву организационно-правовым формам. В то же время он занимает особое положение в системе властных структур Российской Федерации. В пределах полномочий, предоставляемых ему Конституцией РФ и федеральными законами, он относительно независим в своей деятельности. Финансово-правовой статус Центрального банка (Банка России) - это правовое положение Банка России в финансовых правоотношениях с его участием, содержание которого выражается совокупностью финансово-правовых прав и обязанностей, направленных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.

    Финансово-правовой статус Банка России устанавливается и регулируется исключительно законодательством федерального уровня, что соответствует ст. 71 Конституции РФ, относящей федеральные банки к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Таким образом, правоотношения с участием Банка России не могут регулироваться подзаконными нормативными актами (кроме актов самого Центрального банка), а также нормативными правовыми актами субъектов РФ.

    Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы – например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег.

    Основные функции банковского надзора:

    1. изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;

    2. проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;

    3. анализ баланса и отчетности банка;

    4. изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;

    5. проверка решений органов управления;

    6. проверка работы ревизионной комиссии;

    7. анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами;

    8. анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);

    9. проверка управления рисками;

    10. проверка формирования резервов;

    11. проверка гарантий;

    12. проверка обоснованности и законности формирования доходов;

    13. изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности

    Главной функцией ЦБР выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом.

    Структура Комитета банковского надзора представляет собой следующий состав:

    1. Председатель Комитета.

    2. Заместители председателя Комитета.

    3. Департамент банковского регулирования и надзора.

    4. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.

    5. Департамент валютного регулирования и валютного контроля.

    6. Юридический департамент.

    7. Главная инспекция кредитных организаций.

    8. Главное управление безопасности и защиты информации.

    9. Московское главное территориальное управление Банка России

    Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Он рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством РФ, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора.

    2.Организация и виды банковского надзора

    Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.

    1.Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.

    2.Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.

    3.Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

    Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации". Закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых, надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка. Таким образом, законы, регламентирующие деятельность Центрального банка и коммерческих банков, определили органы надзора и обязательный независимый контроль за деятельностью банков.

    Коммерческие банки для повышения надежности и обеспечения качества работы организуют и осуществляют внутрибанковский контроль или внутренний аудит. Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка.

    При проведении внешнего аудита обязательно определяется наличие системы внутреннего контроля и эффективности ее функционирования.

    Система банковского надзора обычно включает:

    Типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

    Процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

    Стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;

    Порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;

    Обязательность аудиторских проверок;

    Порядок назначения временной администрации по управлению банком;

    Объявление банков неплатежеспособными.

    Банковский надзор осуществляется в виде :

    Лицензирования;

    Контроля за экономическими нормативами;

    Инспекции и ревизии деятельности банка.

    Контроль за деятельностью банков органы надзора осуществляют также путем организации проверок на местах. Комплексная проверка проводится в срок не более 30 дней и предусматривает проверку всех основных операций банка, своевременность завершения операционного дня и составление ежедневного баланса. Комплексной проверке подлежат все банки не реже одного раза в два года.

    Некомплексная проверка ограничена сроком до 15 дней и затрагивает отдельные сферы, области деятельности банка, обычно те, где вероятность нарушений наибольшая.

    По результатам проверки составляется акт в 3-х экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем проверки, руководителем и главным бухгалтером проверяемого банка и другими должностными лицами. Один из экземпляров акта передается руководству проверяемого банка.

    Выступая одним из центральных участников банковских правоотношений, ЦБ РФ активно взаимодействует с иными субъектами банковского права, и в первую очередь с коммерческими банками и небанковскими кредитными организациями. Однако необходимо учитывать, что в силу своей дуалистической природы такое взаимодействие носит двуединый характер. Во-первых, как кредитная организация ЦБ РФ взаимодействует, например, с коммерческими банками в процессе осуществления банковской деятельности. Как центральный элемент верхнего уровня банковской системы и государственный орган ЦБ РФ:

    1) взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности;

    2) в месячный срок отвечает в письменной форме кредитным организациям по вопросам, отнесенным к его компетенции (при необходимости срок рассмотрения запроса может быть продлен, но не более чем на один месяц);

    3) с привлечением представителей кредитных организаций создает комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела (действуют на общественных началах);

    4) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их. В соответствии с федеральными законами вправе устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также ее филиала;

    5) издает обязательные для других участников банковских правоотношений нормативные акты;

    6) устанавливает обязательные для кредитных организаций экономические нормативы;

    7) осуществляет банковский надзор и привлекает к ответственности за нарушение банковского законодательства.

    Например, в рамках осуществления своих надзорных функций ЦБ РФ вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) в случае приобретения ими более 20% акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к их финансовому положению.

    ЦБ РФ имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации, если выявится неудовлетворительное финансовое положение их приобретателей, а также в иных случаях, установленных федеральными законами. При этом ЦБ РФ не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной законодательством информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, т. е. информации, не связанной с их банковским обслуживанием.

    Наиболее суровым наказанием в сфере банковской деятельности, которое ЦБ РФ вправе возлагать на участников банковских правоотношений, выступает отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Порядок отзыва лицензии устанавливается нормативными актами ЦБ РФ. При этом в целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов он может назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия, своего уполномоченного представителя. В период деятельности уполномоченного представителя ЦБ РФ кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с этим представителем в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».