• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Как уже говорилось, ч. 1 ст. 2 Закона о банках предусматривает, что банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

    В ч. 1 ст. 52 Закона о Банке России определено, что Банк России в установленном им порядке осуществляет аккредитацию представительств иностранных кредитных организаций. И он же осуществляет действия по аккредитации иностранных граждан, которые будут осуществлять трудовую деятельность в представительствах иностранных кредитных организаций.

    Банк России в соответствии с поступившими заявками дает разрешения на открытие представительств на территории РФ иностранным кредитным организациям, функционирующим в своей стране не менее пяти лет и хорошо зарекомендовавшим себя в банковской системе своей страны, имеющим устойчивое финансовое положение. Эти сведения предоставляет контрольный орган страны местопребывания, что предусмотрено в Положении Банка России о представительствах иностранных кредитных организаций. Вместе с тем в 2014 г. были внесены изменения в ст. 22 Закона о банках, и в них, по сути, были воспроизведены некоторые нормы Положения Банка России о представительствах иностранных кредитных организаций, а также появились новые нормы в сравнении с ч. 1 ст. 52 Закона о Банке России.

    В ст. 22 Закона о банках, помимо прочего, предусматривается, что "открываемые на территории Российской Федерации представительства иностранных кредитных организаций подлежат аккредитации Банком России в установленном им порядке". А этот порядок как раз и предусмотрен Положением Банка России о представительствах иностранных кредитных организаций.

    В ст. 22 Закона о банках теперь предусматривается, что представительство иностранной кредитной организации вправе осуществлять деятельность на территории РФ с момента его аккредитации Банком России. А также и то, что Банк России в установленном им порядке осуществляет действия, предусмотренные Федеральным законом "О персональных данных", по обработке персональных данных руководителя и заместителя руководителя представительства иностранной кредитной организации, открытого на территории РФ, и кандидатов на эти должности.

    В ст. 22 Закона о банках сказано, что Банк России в установленном им порядке осуществляет действия по аккредитации иностранных граждан, которые будут осуществлять трудовую деятельность в представительстве иностранной кредитной организации (далее – персональная аккредитация). При этом формы документов, подтверждающих аккредитацию Банком России представительства иностранной кредитной организации и персональную аккредитацию иностранного гражданина, а также и порядок контроля со стороны Банка России над деятельностью представительства иностранной кредитной организации устанавливаются Банком России. Кроме того, Банк России в установленном им порядке вправе оказывать содействие при оформлении документов для въезда на территорию РФ и пребывания на территории РФ иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранных кредитных организаций, членов их семей.

    Положение Банка России о представительствах иностранных кредитных организаций предусматривает специфику выдачи разрешений для кредитных организаций, которые расположены в офшорных зонах.

    Если представляемая иностранная кредитная организация находится в офшорной зоне, то учитывается наличие двустороннего соглашения между Банком России и национальным (центральным) банком страны происхождения кредитной организации, предусматривающего обмен информацией в области банковского надзора.

    В целом же, в отношении любого представительства иностранной кредитной организации, при принятии решения об его аккредитации может учитываться характер двусторонних отношений между Российской Федерацией и страной происхождения кредитной организации.

    Положением о представительствах иностранных кредитных организаций предусматривается, что для открытия такого представительства в Банк России должны быть представлены определенные документы.

    Иностранная кредитная организация представляет письменное заявление на имя Председателя Банка России. В нем должна быть указана цель открытия представительства.

    К заявлению на открытие представительства прикладываются: а) устав иностранной кредитной организации; б) свидетельство о регистрации иностранной кредитной организации или выписка из банковского реестра; в) согласие контрольного органа страны местопребывания иностранной кредитной организации; г) доверенность кредитной организации лицу, ведущему переговоры по вопросу открытия представительства; д) биографическая справка на главу представительства и его заместителя; е) рекомендательные письма не менее чем от двух российских банков; ж) последний годовой отчет иностранной кредитной организации; з) справка об иностранной кредитной организации с информацией о структуре ее руководящих органов; и) согласие арендодателя на предоставление помещения под офис представительства (гарантийное письмо или договор аренды); к) положение о представительстве; л) копия платежного поручения о переводе средств за выдачу разрешения на счет Банка России во Внешторгбанке. Документы представляются в двух экземплярах. Документы на иностранном языке должны быть переведены на русский язык, нотариально заверены и легализованы консульскими учреждениями РФ за границей или апостилем (для стран – участниц Гаагской конвенции 1961 г.) .

    Апостиль не проставляется на документах дипломатических или консульских учреждений, на документах, прямо относящихся к таможенным и непосредственным коммерческим операциям, т.е. на доверенностях на совершение сделок, перемещение товаров через границу, на договорах и соглашениях о поставке товаров и предоставлении услуг, выполнении различных работ и расчетов по ним и т.п. Однако апостиль должен быть проставлен на уставах и учредительных документах, на патентной и иной документации, исходящей от органа государственной власти или управления (свидетельства о регистрации, лицензии и т.п.).

    Если Представительство открывается не в Москве, также должны быть письма из соответствующего территориального подразделения Банка России и местной администрации с их мнением по этому вопросу.

    Запрещается открывать представительства на территории дипломатических учреждений. Все иностранные сотрудники представительства обязаны пройти персональную аккредитацию в Банке России и получить служебные карточки. Кандидаты на должность главы и заместителя главы представительства должны иметь юридическое или экономическое образование, или опыт работы в банковской сфере не менее двух лет. Главе представительства, его заместителю не разрешается одновременно работать в российском банке, созданном с участием иностранной кредитной организации, открывшей указанное представительство.

    Разрешение на открытие представительства подписывается Председателем Банка России или лицом, его замещающим. В разрешении указываются: а) сокращенное и полное, если необходимо, название иностранной кредитной организации на русском языке; б) срок, на который выдается разрешение; в) количество сотрудников Представительства из числа иностранных граждан; г) дата выдачи разрешения, номер. Разрешение выдается сроком на три года.

    Численность иностранного персонала представительства, как правило, не должна превышать двух человек. В случае если представительству требуется большее количество аккредитованных сотрудников, необходимость в этом должна быть обоснована в письменном заявлении на имя Председателя Банка России, на основании которого принимается решение.

    В выдаче разрешения на открытие (продление действия разрешения) Представительства может быть отказано в случаях, если: а) не представлены необходимые документы; б) сообщены сведения, не соответствующие действительности; в) по решению Банка России. Разрешение теряет силу, если представительство фактически не приступило к работе в течение шести месяцев с даты его выдачи.

    Представительство отчитывается два раза в год о своей деятельности перед Банком России.

    Глава представительства или его заместитель своевременно информируют Банк России об изменениях в штате иностранных сотрудников, а также о чрезвычайных происшествиях, связанных с деятельностью представительства и его сотрудников.

    Сотрудник Управления внешних связей Банка России, не реже одного раза в год, посещает представительство с целью проверки состояния дел на месте. При наличии оснований, указывающих на нарушение представительством российского законодательства и деятельность, несовместимую с его статусом, к таким проверкам могут привлекаться по указанию руководства Банка России сотрудники других подразделений Банка России.

    Деятельность представительства прекращается:

    • а) по истечении срока, на который выдано разрешение;
    • б) в случае отзыва лицензии на деятельность иностранной кредитной организации, имеющей представительство в Российской Федерации;
    • в) по решению иностранной кредитной организации, открывшей представительство;
    • г) в случае если деятельность представительства противоречит российскому законодательству;
    • д) по решению Банка России без указания причины.
    • См.: Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г. (Гаагская конвенция, 1961 г.). Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 6; Вестник ВАС РФ. 1996. № 12.

    Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован (ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

    Под представительством иностранной кредитной организации понимается обособленное подразделение иностранной кредитной организации, открытое на территории РФ и получившее Разрешение Банка России на открытие Представительства в соответствии с российским законодательством.

    Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.

    Представительство не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации, название которой указано в Разрешении на открытие Представительства.

    Представительство не является хозяйствующим субъектом и не получает прибыли от своей деятельности. Расходы Представительства финансируются иностранной кредитной организацией.

    Банк России (Управление внешних связей) оказывает Представительству на весь срок действия Разрешения паспортно-визовую поддержку, содействие в регистрации проживания иностранного персонала, а также в решении таможенных и других вопросов.

    ЦБ РФ дает разрешения на открытие представительств на территории РФ в соответствии с поступившими заявками иностранным кредитным организациям, функционирующим в своей стране не менее пяти лет и хорошо зарекомендовавшим себя в банковской системе своей страны, имеющим устойчивое финансовое положение. Эти сведения предоставляет контрольный орган страны местопребывания.

    При принятии решения об открытии представительства иностранной кредитной организации из оффшорной зоны учитывается наличие двустороннего соглашения между Банком России и Национальным банком страны происхождения кредитной организации, предусматривающего обмен информацией в области банковского надзора.

    Филиалом иностранной кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной иностранной кредитной организации.

    Для государственной регистрации филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций помимо общих документов предусмотренных законом, дополнительно представляются надлежащим образом оформленные документы, перечисленные ниже.

    Иностранное юридическое лицо представляет:

    – решение о его участии в создании кредитной организации на территории РФ или об открытии филиала банка;

    – документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;

    – письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории РФ или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.

    За открытие филиалов кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1000-кратного МРОТ. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

    Филиалы кредитной организации с иностранными инвестициями на территории РФ регистрируются Банком России в установленном им порядке.

    Еще по теме 81. Иностранные банки, их филиалы и представительства:

    1. 2. Проверки кредитных организаций (филиалов кредитных организаций) Банком России
    2. 2.2. Деятельность филиалов и представительств иностранных юридических лиц
    3. §2. Специфика правового регулирования участия иностранных компаний в предпринимательской деятельности России через их обособленные подразделения.
    4. §2. Разрешения на открытие обособленных подразделений иностранных компаний и процедуры их аккредитации.
    5. § 1. Объекты ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц.
    6. § 2. Субъекты ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц.
    7. § 2. Содержание банковской деятельности и роль Центрального банка Российской Федерации как органа государственного управления ею

    2.3 Филиалы и представительства иностранных банков

    Третье звено Российской банковской системы - филиалы и представительства иностранных банков. Россия не создает каких-либо необычных требований в отношении участия нерезидентов в капитале российских кредитных организаций. Это стандартные требования. Банк России исходит из того, что определенное участие иностранного капитала в российской банковской системе необходимо. Такое участие повышает уровень конкуренции среди банков, а это в свою очередь приводит к улучшению банковских услуг. Поэтому ситуация сегодня такова - Банк России расширяет допуск иностранного капитала в систему российских банков (участие нерезидентов в формировании уставного капитала кредитной организации).

    Понятие иностранного банка дается в ст.1 ФЗ - «это банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован».

    Филиалы иностранных кредитных организаций. Они являются частью российской банковской системы. По закону, применительно к участию в банковской системе филиалов иностранных кредитных организаций, Банк России, решает этот вопрос, в том числе и руководствуясь принципом целесообразности такого участия. В этом проявляется специфика участия иностранных банков в банковской системе России. Применительно к российским кредитным организациям Банк России не наделен правом, решать вопрос о целесообразности создания того или иного банка или небанковской кредитной организации. Но, что же касается филиалов иностранных банков, то здесь полномочия Банка России решать вопрос целесообразности открытия на территории России того или иного филиала иностранного банка вполне естественны.

    Такая же практика проводится и другими развитыми странами. Каждое государство заботиться в первую очередь о своих банках и допускает иностранные банки на внутренний рынок только при определенных условиях. Первое условие - это достаточная защищенность банковской системы от доминирования иностранных банков на внутреннем рынке. Значение имеет соответствующий уровень развития гражданского общества и правового государства. В стабильном обществе и государстве создается больше возможностей для расширения участия иностранных банков на внутреннем рынке в стране.

    Филиалы иностранных кредитных организаций относятся к числу нерезидентов. Последние - это организации, зарегистрированные по иностранному законодательству. А филиалы, как известно, - это подразделения кредитных организаций, расположенные вне места их нахождения. Они осуществляют все или часть банковских операций не от своего имени, а от имени своей кредитной организации. С одной стороны филиалы иностранных кредитных организаций рассматриваются законом как часть российской банковской системы, а с другой стороны они не являются юридическими лицами, они - нерезиденты.

    В законодательстве вопрос о филиалах иностранных банков урегулирован несколькими нормами. В Главе IX «Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России» (ст.52), говорится о том, что Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями. Он выдает разрешение на открытие филиалов иностранных банков. Пока есть только одна норма в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и несколько норм в ФЗ «О банках и банковской деятельности», которые регулируют порядок открытия филиалов иностранных банков. В настоящее время в России нет ни одного филиала иностранной кредитной организации.

    Представительства иностранных кредитных организаций. Под представительством иностранной кредитной организации понимается обособленное подразделение иностранной кредитной организации, открытое на территории РФ и получившее разрешение Банка России на открытие Представительства в соответствии с российским законодательством. На практике таких представительств уже встречается достаточно много. Порядок открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций детально урегулирован в Положении, утвержденном приказом ЦБР.

    В Банке России аккредитуются представительства кредитных организаций иностранных государств. О порядке открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций (Положение, утвержденное приказом Банка России от 7 октября 1997 г. №02-437). Следует иметь в виду, что при принятии решения об аккредитации представительства может учитываться характер двусторонних отношений между РФ и страной происхождения кредитной организации.

    Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.

    Представительство не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации, название которой указано в разрешении на открытие Представительства. Таким образом, представительство не является хозяйствующим субъектом и не получает прибыли от своей деятельности. Расходы представительства финансируются иностранной кредитной организацией.

    Банковская система Китая

    На территории Китая ведут активную деятельность иностранные банки, а также их отделения. Традиционно они играют заметную роль в банковской системе Китая...

    Банковская система Китая

    По утверждению китайской печати, если обычно отделения иностранных банков начинают приносить прибыль с шестого года своей деятельности, то в Шанхае, как правило, отделение банка становится прибыльным уже на третий год...

    Банковская система России: пути развития

    Формирующиеся рынки развивающихся государств и стран с переходной экономикой могут извлечь немалые выгоды из импорта финансовых услуг...

    Банковская система РФ

    Виды коммерческих банков

    По типу выполняемых операций различают специализированные и универсальные коммерческие банки. Специализированные банки ограничивают собственную работу небольшим единицей операций или же функционируют в узком секторе рынка...

    Кредитная система государства

    Как мы уже отмечали, банковская система РФ состоит из двух уровней. Верхний, в виде Центрального банка России, мы вкратце охарактеризовали выше, теперь, в соответствии с задачами работы изучим уровень нижний...

    Коммерческие банки, как элемент банковской системы России осуществляют регулирование платежного оборота между хозяйствующими субъектами...

    Место и роль кредитных организаций с участием иностранного капитала в банковской системе РФ

    Усиление взаимной экономической зависимости всех стран ведет к расширению сферы международных финансовых отношений, возрастанию объема операций на финансовых рынках, увеличению валютных потоков из одних стран в другие. Так...

    Мировое страховое хозяйство

    Рассмотрим перспективу иностранных страховщиков, принявших решение о выходе на российский страховой рынок. Прибыль крупных западных страховщиков в последние годы растет, а в некоторых случаях - довольно заметно...

    Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов в ЗАО "СтарБанк"

    Банк имеет право открывать на территории Российской Федерации свои обособленные подразделения - представительства и филиалы. Сведения об открытых Банком представительствах и филиалах вносятся в Устав Банка...

    Особенности либерализации притока прямых иностранных инвестиций в банковскую систему России

    В России в целом на группу банков, контролируемых нерезидентами, приходится не более 10% всех активов банковской системы. Этот результат расчетов может несколько отличаться от данных, которые составляет Банк России...

    Проблемы создания и развития коммерческих банков

    На территории России иностранные банки имеют право открывать представительства, филиалы или дочерние банки (спектр операций представительств самый узкий, дочерних банков - самый широкий)...

    Развитие банковского маркетинга в условиях глобализации рынка финансовых услуг

    Можно выделить два подхода к реализации маркетинговых мероприятий банка. Первый будет ориентирован на клиента, выявление его неудовлетворенных потребностей, в зависимости от которых будут разрабатываться план маркетинга...

    Роль и место коммерческих банков на рынке ценных бумаг

    Рассматривая зарубежные модели взаимодействия фондового рынка и коммерческих банков, в первую очередь, целесообразно провести анализ опыта США и Германии...

    Кредитные организации

    Следующее звено банковской системы - кредитные организации.

    Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом РФ «О банках и банковской деятельности».

    Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Конструкция ст.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности», выделяет два вида кредитных организаций - банки и небанковские кредитные организации.

    Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

    В определении банка выделены следующие главные признаки. Во-первых, только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Во-вторых, указанные операции банк вправе осуществлять в совокупности.

    Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Деление небанковских кредитных организаций на виды осуществляется по российскому законодательству актами Банка России путем определения круга банковских операций, предписанных для того или иного вида небанковских кредитных организаций.

    Важно подчеркнуть, что небанковским кредитным организациям не разрешается открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.

    Таким образом, банки и небанковские кредитные организации обладают всеми признаки кредитной организации, перечисленные в законе. Они различаются определенным законодателем или Банком России сочетанием тех банковских операций, которые они вправе осуществлять в качестве основного предмета своей деятельности.

    Филиалы и представительства иностранных банков

    Третье звено Российской банковской системы - филиалы и представительства иностранных банков. Россия не создает каких-либо необычных требований в отношении участия нерезидентов в капитале российских кредитных организаций. Это стандартные требования. Банк России исходит из того, что определенное участие иностранного капитала в российской банковской системе необходимо. Такое участие повышает уровень конкуренции среди банков, а это в свою очередь приводит к улучшению банковских услуг. Поэтому ситуация сегодня такова - Банк России расширяет допуск иностранного капитала в систему российских банков (участие нерезидентов в формировании уставного капитала кредитной организации).

    Понятие иностранного банка дается в ст.1 ФЗ - «это банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован».

    Филиалы иностранных кредитных организаций. Они являются частью российской банковской системы. По закону, применительно к участию в банковской системе филиалов иностранных кредитных организаций, Банк России, решает этот вопрос, в том числе и руководствуясь принципом целесообразности такого участия. В этом проявляется специфика участия иностранных банков в банковской системе России. Применительно к российским кредитным организациям Банк России не наделен правом, решать вопрос о целесообразности создания того или иного банка или небанковской кредитной организации. Но, что же касается филиалов иностранных банков, то здесь полномочия Банка России решать вопрос целесообразности открытия на территории России того или иного филиала иностранного банка вполне естественны.

    Такая же практика проводится и другими развитыми странами. Каждое государство заботиться в первую очередь о своих банках и допускает иностранные банки на внутренний рынок только при определенных условиях. Первое условие - это достаточная защищенность банковской системы от доминирования иностранных банков на внутреннем рынке. Значение имеет соответствующий уровень развития гражданского общества и правового государства. В стабильном обществе и государстве создается больше возможностей для расширения участия иностранных банков на внутреннем рынке в стране.

    Филиалы иностранных кредитных организаций относятся к числу нерезидентов. Последние - это организации, зарегистрированные по иностранному законодательству. А филиалы, как известно, - это подразделения кредитных организаций, расположенные вне места их нахождения. Они осуществляют все или часть банковских операций не от своего имени, а от имени своей кредитной организации. С одной стороны филиалы иностранных кредитных организаций рассматриваются законом как часть российской банковской системы, а с другой стороны они не являются юридическими лицами, они - нерезиденты.

    В законодательстве вопрос о филиалах иностранных банков урегулирован несколькими нормами. В Главе IX «Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России» (ст.52), говорится о том, что Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями. Он выдает разрешение на открытие филиалов иностранных банков. Пока есть только одна норма в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и несколько норм в ФЗ «О банках и банковской деятельности», которые регулируют порядок открытия филиалов иностранных банков. В настоящее время в России нет ни одного филиала иностранной кредитной организации.

    Представительства иностранных кредитных организаций. Под представительством иностранной кредитной организации понимается обособленное подразделение иностранной кредитной организации, открытое на территории РФ и получившее разрешение Банка России на открытие Представительства в соответствии с российским законодательством. На практике таких представительств уже встречается достаточно много. Порядок открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций детально урегулирован в Положении, утвержденном приказом ЦБР.

    В Банке России аккредитуются представительства кредитных организаций иностранных государств. О порядке открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций (Положение, утвержденное приказом Банка России от 7 октября 1997 г. №02- 437). Следует иметь в виду, что при принятии решения об аккредитации представительства может учитываться характер двусторонних отношений между РФ и страной происхождения кредитной организации.

    Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.

    Представительство не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации, название которой указано в разрешении на открытие Представительства. Таким образом, представительство не является хозяйствующим субъектом и не получает прибыли от своей деятельности. Расходы представительства финансируются иностранной кредитной организацией.

    Как мы уже отмечали, банковская система РФ состоит из двух уровней. Верхний, в виде Центрального банка России, мы вкратце охарактеризовали выше, теперь, в соответствии с задачами работы изучим уровень нижний, в который входят кредитные организации и филиалы и представительства зарубежных банков.

    В начале остановимся на кредитных организациях. Определение понятия «кредитная организация» закреплено законодателем в законе «О банках и банковской деятельности», где под кредитной организацией понимается - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. Организационно, кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

    Из указанного определения можно выделить следующие характеристики банковской структуры:

    • - кредитная организация - это обязательно юридическое лицо;
    • - кредитная организация - коммерческая организация. Цели деятельности кредитной организации сформулированы в статье 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и должны быть определены в ее уставе. Законом предусмотрено, что кредитная организация осуществляет свою деятельность с целью извлечения прибыли. Таким образом, по своему статусу кредитная организация является коммерческой организацией. Следовательно, ее деятельность регулируется всеми нормативными актами, которые регулируют предпринимательскую деятельность;
    • - специальная правоспособность кредитной организации. В зависимости от вида кредитной организации, последняя, с момента получения лицензии, обладает правом на совершение конкретных банковских операций и сделок. При этом кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

    Конструкция закона «О банках и банковской деятельности», позволяет выделить два вида кредитных организаций - банки и небанковские кредитные организации. Разновидностью банка признана также особая категория - «иностранный банк».

    Рассмотрим понятие и правовой статус каждого из указанных субъектов банковской деятельности.

    Банки.

    Правовой статус Банка регламентируется ФЗ «О банках и банковской деятельности»; и ФЗ «О страховании вкладов», где закреплены особенности функционирования данной формы кредитной организации.

    Банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. С 2004 года большинство банков России входят в систему обязательного страхования вкладов, которая, таким образом, является одним из значимых моментов при характеристике российского банка.

    В определении банка выделены следующие главные признаки:

    • - во-первых, только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;
    • - во-вторых, указанные операции банк вправе осуществлять в совокупности.

    Базисным критерием, позволяющим отличить банки от иных кредитных организаций, является наличие лицензии (разрешения) на привлечение денежных средств от физических лиц.

    Для того, чтобы стать банком, кредитная организация должна получить соответствующую лицензию и «войти» в систему страхования вкладов, что является обязательным условием для всех банков. Законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» определены четыре критерия для вхождения банка в систему страхования вкладов. Банк может вступить в систему страхования вкладов, если он одновременно отвечает следующим критериям :

    • а) учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными;
    • б) банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России;
    • в) финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной (для оценки финансовой устойчивости применяются такие показатели как: группа показателей оценки капитала; группа показателей оценки активов; группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками; группа показателей оценки доходности; группа показателей оценки ликвидности.
    • г) меры, предусмотренные статьи 74 Закона о Банке России, ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности, к банку не применяются, а также отсутствуют основания для их применения по итогам тематической инспекционной проверки, проведенной согласно требованиям части 4 ст. 45 Закона о страховании вкладов.

    Банки, участвующие в системе страхования вкладов, обязаны:

    • - уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов;
    • - представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;
    • - размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
    • - вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформировать реестр обязательств банка перед вкладчиками.

    Согласно закону «О банках и банковской деятельности»- небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

    Деление небанковских кредитных организаций на виды осуществляется по российскому законодательству актами Банка России путем определения круга банковских операций, предписанных для того или иного вида небанковских кредитных организаций.

    Расчетные небанковские кредитные организации вправе осуществлять в сочетании следующие банковские операции:

    • - открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
    • - осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
    • - инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
    • - куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;
    • - осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

    Рассматриваемые небанковские кредитные организации, также, вправе осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг.

    Расчетные небанковские кредитные организации не вправе осуществлять следующие банковские операции:

    • - привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
    • - открытие и ведение банковских счетов физических лиц;
    • - осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам;
    • - куплю-продажу иностранной валюты в наличной форме;
    • - привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
    • - выдачу банковских гарантий.

    В целом, банки и небанковские кредитные организации обладают всеми признаки кредитной организации, перечисленные в законе. Они различаются определенным законодателем или Банком России сочетанием тех банковских операций, которые они вправе осуществлять в качестве основного предмета своей деятельности.

    Перейдем к характеристике филиалов и представительств иностранных банков.

    Еще одной формой участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации - являются «кредитные организации с иностранными инвестициями», а также «филиалы» и иностранных банков. Формой участия иностранных банков на территории РФ - также являются «представительства».

    Кредитные организации с иностранными инвестициями являются юридическими лицами российского права, созданными по законодательству Российской Федерации, которые отличаются от других кредитных организаций только составом участников (все или часть из которых - нерезиденты), а также источником формирования уставного капитала: полностью или частично - средства нерезидентов. При этом:

    Главное различие между филиалом и представительством заключается в том, что филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и учредительными документами юридического лица. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, т.е. в функциях, осуществляемых в рамках института представительства, в силу полномочия, основанного на доверенности. При этом представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.

    Понятие филиалов иностранных банков может быть раскрыто, прежде всего, через понятие «иностранный банк». В соответствии законом о банках иностранным следует считать банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Следовательно, критерий для выявления статуса банка должен определяться личным законом иностранного юридического лица, т.е. иностранным, а не российским правом. Аналогичным образом российский законодатель определяет понятие «филиал иностранного банка». Статус филиала иностранного банка должен определяться по законодательству головного банка, а объем специальной дееспособности его филиала, действующего на территории Российской Федерации, - по лицензии Банка России, т.е. фактически по российскому законодательству.

    Филиалы иностранных банков могут открываться на территории Российской Федерации только в пределах квоты (предельного размера) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Эта квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Предполагается, что Банк России обязан прекращать выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам филиалам иностранных банков при достижении указанной квоты.

    Перейдем к рассмотрению правового статуса представительств иностранных банков. Под представительством иностранной кредитной организации понимается обособленное подразделение иностранной кредитной организации, открытое на территории Российской Федерации и получившее разрешение Банка России на открытие представительства.

    Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.

    Представительство не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации, название которой указано в разрешении на открытие представительства. Представительство не является хозяйствующим субъектом и не получает прибыли от своей деятельности.

    Представительство организует свою работу в соответствии с требованиями российского законодательства и указаниями Центрального банка Российской Федерации.

    Основные итоги:

    • - нижний уровень структуры Банковской системы России представлен кредитными организациями, которые делятся на банки и небанковские кредитные организации, при этом:
    • - банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Базисным критерием, позволяющим отличить банки от иных кредитных организаций, является наличие лицензии (разрешения) на привлечении денежных средств от физических лиц;
    • - небанковской кредитной организацией признается кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, сочетания которых устанавливаются Банком России.
    • - в целом, банки и небанковские кредитные организации обладают всеми признаки кредитной организации. Они различаются определенным законодателем или Банком России сочетанием тех банковских операций, которые они вправе осуществлять в качестве основного предмета своей деятельности.

    Кроме кредитных организаций в нижний уровень входят также филиалы и представительства зарубежных банков, при этом:

    • - филиалом, является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства;
    • - представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
    • - главное различие между филиалом и представительством заключается в том, что филиал осуществляет функции юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и учредительными документами юридического лица. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, т.е. в функциях, осуществляемых в силу полномочия, основанного на доверенности. При этом представительства и филиалы не являются юридическими лицами.