• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В дошкольном образовательном учреждении более уместно не обучать ребенка, а экологически просвещать его, готовя к систематическому обучению в школе. Жизненный опыт в этом возрасте основан на собственных впечатлениях и довольно узком пространстве квартиры, детского сада, двора, ближайшей улицы.

    Наряду с объясняющими увиденное экологическими сведениями, объяснениями связей событий, главное значение на этом этапе экологического образования приобретает этическая компонента. Ребенок хорошо подготовлен к правильному восприятию себя среди прочих организмов, он ощущает их равенство себе. Взрослые стараются переубедить его в этом и искажают имеющиеся зачатки биосферного мироощущения маленького человека. Именно поэтому основной задачей в детском саду и в семье в это время является закрепление правильного мироощущения ребенка. Нельзя прививать ему агрессивное отношение к организмам, хотя бы и выборочное, тем более неуместно воспитывать брезгливое отношение к братьям нашим меньшим. Все они - и растения в том числе, требуют к себе уважительного отношения человека. Это и будет основой экологического воспитания при дошкольном обучении.

    Человек живет в деревенском доме или в городской квартире. Дети, кроме того, часто дополнительно проживают в детском саду или школе-интернате. Где бы ни жил ребенок, его жилище или различные его части окажутся привлекательными для многих организмов. И они обязательно поселятся там либо навсегда, либо будут жить здесь в определенные сезоны. Даже более простое жилище, например, гнездо птицы, тоже является пристанищем для большого числа видов организмов. Они населяют подстилку и дно гнезда, частично живут прямо на его обитателях. Они связаны между собой различными отношениями, и каждый выполняет определенную «работу» в этом живом комплексе видов. Его-то и называют экологи гнездовым биоценозом.

    Жилое помещение человека пространственно организовано гораздо сложнее гнезда, в нем может быть выделено множество мест со своеобразными условиями существования. Где-то более влажно, где-то более темно или тепло и так далее. В этом случае экологи говорят о микроклимате.

    Есть климат комнаты, то есть совокупность ее климатических характеристик (температура, влажность, давление, освещенность и пр.), а есть климат какой-то части, например, за батареей парового отопления. Там практически все элементы этого локального климата будут отличаться от климата квартиры или любого другого жилья. Кому-то более подойдет именно этот локальный климат и естественно, что такие жильцы будут сосредотачиваться именно в этом месте. Как между обитателя жилых помещений, так и между ними и ее хозяином (он тоже один из обитателей) складываются определенные отношения. Какие-то сожители будут докучливы, опасны или станут выигрывать конкурентные отношение (например, быстрее есть какие-то продукты) у человека. Таких он будет называть «вредными». Другие же будут помогать ему справиться с конкурентами, или поддерживать чистоту жилья, или спасать от заболеваний, а могут просто оказаться чем-то приятными для человека. Этих он станет называть «полезными».

    Правда кроме полезных и вредных в квартире, детском саду или интернате проживают еще и масса, по его мнению, безразличных для него организмов. Более же всего живет там организмов, о которых он ничего не знает, и о присутствии их в своем жилище даже не догадывается. Все это не значит, что они для него безразличны. Все организмы в этом сообществе связаны друг с другом тесными взаимоотношениями и взаимно регулируют как численность, так и деятельность друг друга. При грамотности хозяина, он сможет корректировать состав и свойства биоценоза своего жилья, поддерживая в нем условия оптимальные для собственного проживания. Задача этой главы не столько дать воспитателю рецепты управления биоценозом собственной квартиры, сколько показать общую картину функционирования такого сообщества, многообразие его компонентов и связей. Ребенок должен понимать, что он даже у себя дома является частью большой функционирующей живой системы, что он, как и все остальные части, зависим от этой системы.

    Такое понимание себя как части мира, даст возможность воспитать биоцентрическое мировоззрение. Это спасет будущего человека от произвольных и разрушительных действий по изменению среды своего обитания, научит с уважением относиться ко всем организмам, его окружающим, понимать их функции и использовать их в своей деятельности. У воспитанного таким образом человека появится новая роль на планете. Он перестанет быть хозяином и распорядителем всего сущего, а станет одним из сосуществующих в биосфере организмов. В силу того, что он наделен интеллектом, он должен совместно с другими организмами стараться оптимальным образом поддерживать гармонию, красоту и разнообразие своего живого мира. От этого прямо зависит высокое качество его собственной жизни. Ведь совершенно невозможно во взаимосвязанной системе благополучное существование одного из видов на фоне ухудшения жизни других и общего разрушения системы.

    Для обучения экологии в детском саду, кроме программы такого обучения изданы пособия для воспитателя (Ердаков, Ксенц, 2006). Чтобы учитель имел иллюстрации для своих занятий экологией, ему в помощь изданы небольшие рассказики для маленьких детей о растениях и животных, живущих в квартире и вблизи ее. То есть о тех, с кем дети общаются с самого раннего возраста, но потом под влиянием окружающих начинают относиться кл многим из них пренебрежительно. Чтобы запечатлелось позитивное отношение к таким организмам и созданы эти рассказики для детей (Ердаков, Ксенц, 2006; 2007). Полезным для такого воспитания будет и учебник для первого класса А.А. Вахрушева с соавторами (1996). Там, как раз для начальных групп детского сада, даются основные различения - живого от неживого, растений от животных и пр.

    Таким образом, на ранних стадиях воспитания появляется представление о простых правилах (экологических аксиомах) сосуществования человека с окружающими его организмами. Выясняется зависимость его от среды его обитания, закладываются навыки использования простых экологических правил в своей жизни, а также навыки тактичного отношения к окружающим его организмом. Ребенок постигает основы экологической этики, которые впоследствии помогут ему сойти с пути разрушения экологических систем, участником которых он является.


    Из монографии "Непрерывное экологическое образование (Экология для зеленых)"

    Современный мир решает множество серьезных вопросов, касающихся экосистем, земельных ресурсов, опустынивания, загрязнения воздушной среды, сохранения горных районов, лесных ресурсов, дефицита пресноводных ресурсов, охраны и безопасности прибрежных и морских зон, влияние экологии на здоровье человека, сохранение биоразнообразия планеты, полярные районы, .

    Всемирная организация ООН проводит Конференции, издает Конвенции и соглашения по защите окружающей среды. Экологи трудятся, создают отчеты, составляют анализы экологии промышленных зон, экологии человека, даже экологии жилых и офисных помещений.

    Словом, все серьезные организации и специалисты в области экологии предпринимают активные действия во благо если не улучшения, то хотя бы сохранения природы, испорченной самим человеком.

    А между тем, чтобы сделать мир лучше - нужно начать с себя. И со своей семьи. И самых младших ее членов не должна обходить стороной экотема.

    Как насчет того, чтобы начиная с раннего возраста (1-3 года), обучать любить и бережно относиться к природе собственное чадо, ведь в этом возрасте детям интересен весь окружающий мир. Они внимательно слушают и запоминают переданную родителями информацию. Важно в этом «нежном возрасте» не упустить момент и дать начало развитию здорового взгляда на жизнь, практически «впитать с молоком матери» «натуральную идеологию» и мышление креатора, а не разрушителя. Ныне взрослые тщательно просвещаются по эко-теме. Однако взрослому поколению порой трудно перестроиться и втянуться в новую философию жизни, эко-философию. И пассивное загрязнение собственного Большого Дома (Земли) продолжается. А все привычки, как известно, из детства. Мы же не вправе допустить такие же ошибки в воспитании собственных детей и привить им привычки «потребителя и разрушителя»? Верно!

    Итак, что же такое эковоспитание для самых маленьких?

    Прежде всего, это чтение добрых книг о зверятах, разглядывание и изучение животных и птиц в Детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие игры с экотематикой, походы в контактный зоопарк, где малышам разрешено покормить и подержать в руках птенцов, кроликов, морских свинок, а также небольшие экскурсии в лесопарковой зоне города, посещение экзотических выставок. Все это развивает навык доброжелательного общения с природой. Дома также важно научить ребенка выбрасывать бумажки, подгузники и прочий мусор в ведро, убирать за собой тарелки и ложки после еды. Все это развивает навыки бережного отношения к природе и чистоплотности в доме, ведь и в нем мы тоже создаем экологию.

    Стоит отметить, что уже на общеобразовательном уровне разрабатывается экологическая тема.

    А именно: внедрен проект экологического воспитания детей раннего возраста. Вот несколько моментов, которые используют в удивительных садах: Экологическая комната (экологический класс, комната природы, комната друзей природы) - новый элемент развивающей предметной среды. Названия этого элемента среды в разных дошкольных учреждениях могут быть различными, однако сходна его функциональная роль.

    В данном случае для ребенка «класс» - обозначение особого помещения, отличающегося от групповой комнаты. Целью создания экологического класса (комнаты) в детском саду не является только обучение, его задачи значительно разнообразнее.

    А нужна ли вообще экологическая комната в детском саду? Быть может, достаточно иметь живые уголки в группах? Педагоги дошкольных учреждений, которые уже создали такой элемент среды, единодушны в своем мнении: экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Уже тот факт, что в экологическую комнату нужно идти, выходя за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. Дома дошкольники постоянно рассказывают о том, что делали в экологической комнате, что им там понравилось больше всего, приглашают родителей в гости. Ребята постоянно просят, чтобы их как можно чаще водили в экологическую комнату, давали возможность для самостоятельных наблюдений. В некоторых детских садах отмечали, что такие помещения способствуют и более быстрой адаптации вновь поступающих детей, которым нравится необычная обстановка.

    «Многие дошкольные учреждения создают экологические тропинки (настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослых и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку). В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: на территории дошкольного учреждения и в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.). Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. Для экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.»

    Прежде, чем рассказать детям об экологии , надо сначала поговорить с ними о природе. Природа - это солнце, звезды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки... И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

    А экология - это наука о законах жизни природы.

    В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.


    У Бориса Заходера есть замечательные стихи:

    Все на свете,

    На свете нужны,

    Не меньше нужны, чем слоны.

    Нельзя обойтись

    Без чудищ нелепых

    И даже без хищников, -

    Злых и свирепых.

    Нужны все на свете!

    Нужны все подряд -

    Кто делает мед

    И кто делает яд!

    Плохие дела

    У кошки без мышки,

    У мышки без кошки

    Не лучше делишки!

    И, если мы с кем-то

    Не очень дружны,

    Мы все-таки ОЧЕНЬ

    Друг другу нужны!

    А если нам кто-нибудь

    Лишним покажется,

    То это, конечно,

    Ошибкой окажется!

    Все на свете,

    На свете нужны,

    И это все дети

    Запомнить должны!

    Но человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море - Аральское.

    Природе плохо и ей надо помочь. Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относится бережно.

    Помни простые правила поведения в природе:

    • Не лови и не приноси домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.
    • Береги лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.
    • Не убивай никаких змей - они тоже нужны природе. (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность).
    • Не лови бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.
    • Не разоряй в лесу муравейники, муравьи - санитары леса.
    • Не ломай веток на деревьях.
    • Не оставляй за собой мусор на природе.

    Если все люди будут относится хорошо к окружающему их миру природы, то Земля будет кормить человека еще много-много веков.

    Расскажите своим детям об экологии и сами не забывайте об этом, если хотите пить чистую воду, купаться в озерах и реках, дышать чистым воздухом, питаться здоровой пищей.

    Экология для ребенка ассоциируется с цветами, растениями, домашними животными. Прежде чем осуществлять экологическое просвещение, необходимо поговорить с детьми о звездах, воде, воздухе, солнце.

    Экология для детей дошкольного возраста - это бабочки, кузнечики, муравьи, красивые цветочки.

    Наука о жизни

    Природа является общим домом для всех живых существ. Человек должен бережно относиться к ним, не допускать разрушения гармонии и единства.

    Экология для ребенка - сложный предмет, поэтому воспитатель во время занятий рассказывает о ее важности, значимости. Педагог отмечает, что между комарами, бабочками, съедобными и ядовитыми грибами, волками и зайчиками есть связь.

    Детские поэты о природе

    Замечательные стихи про экологию для детей есть у Бориса Заходера. Вот отрывок его произведения:

    Все на свете,

    На свете нужны,

    Не меньше нужны, чем слоны…

    Человек не может жить в современном мире без применения природных богатств. Эти стихи про экологию для детей - повод задуматься о том, что именно от человека зависит красота и гармония в природе.

    Игра по станциям

    Предлагаем сценарий по экологии для детей младшего школьного возраста. В рамках декады экологии можно провести интересную игру по станциям.

    Путешествие в страну «Экоголиков» начинается с разделения ребят на четыре команды. Они выбирают капитана, придумывают название и эмблему, связанную с экологией.

    Каждой группе вручается маршрутный лист, в котором указана последовательность прохождения «экологической тропы». Дети должны ответить на все вопросы, тогда они смогут попасть в страну «Экоголиков».

    Первая станция под названием «Звуки природы»

    Ребята должны угадать пение соловья, воробья, сороки, вороны. За каждый правильный ответ они получают по одному баллу.

    Вторая станция называется «Угадай меня»

    Ребятам предлагаются загадки, посвященные живой природе:

    1. Желтое и теплое, но не цыпленок (солнце)..
    2. Зимой и летом одним цветом (елка).
    3. Красная Наташка в зеленой рубашке (клубника).

    За правильный ответ команде начисляется по 1 баллу. Викторина по экологии проводится старшеклассниками.

    Третья станция - «Береги лес!»

    Ребятам предлагается викторина по экологии, посвященная правилам поведения в лесу. Ребята рассказывают, что можно, а что нельзя делать во время прогулки по лесу.

    Четвертая станция - «Перевоплощение»

    Каждой группе предлагается представить себя в роли птицы или зверя, показать особенности поведения. Присутствующие должны отгадать, какой образ представляет член команды.

    Завершается мероприятие для детей по экологии подведением итогов, награждением, вручением призов, грамот, подарков.

    Правила поведения в природе

    Программа «Экология для детей» предполагает проведение тематических бесед, ролевых игр, викторин, которые позволяют ребятам формировать представление о связи человека и живой природы.

    Например, на одном из занятий, ребята формулируют правила поведения в лесу:

    • не ловить и не приносить домой детенышей птиц и зверей;
    • беречь лягушек, так как они поедают насекомых;
    • не уничтожать жуков, стрекоз, бабочек;
    • не разорять муравейники;
    • не ломать на деревьях ветки;
    • не оставлять на природе мусор.

    Именно с этих правил начинается наука экология для ребенка. Если с раннего детства ребята будут позитивно настроены к окружающему миру, Земля станет для них другом на всю жизнь.

    Для того чтобы экология для ребенка стала руководством к жизни, педагог должен рассказывать о том, как важно правильно питаться, беречь и охранять животных, пить чистую воду.

    Изготовление кормушек

    Каждую осень национальные парки в РФ предлагают для воспитанников детских садов и образовательных учреждений различные конкурсы в рамках «Марша парков». Например, школьниками создается сценка про экологию, которая связана с жизнью птиц. Затем вместе с родителями они создают домики и кормушки для птиц. Готовая сценка про экологию демонстрируется другим ребятам, чтобы показать важность и своевременность мер, направленных на защиту природы.

    Проект «Мы выбираем жизнь!»

    Тема экологии для детей старшего школьного возраста реализуется посредством проектной деятельности. Предлагаем краткое знакомство с материалом, посвященным формированию у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни.

    Цели проекта:

    • привлечение внимания к проблеме наркомании среди молодежи;
    • выяснение уровня информированности по данной проблеме;
    • рассмотрение классификации наркотических веществ, механизма их действия на организм человека;
    • выявление причин данного явления в молодежной среде;
    • знакомство с возможными последствиями употребления наркотиков

    Методы написания проекта:

    • реферативный;
    • анонимный социологический опрос;
    • исследовательский;
    • применение ИКТ

    Проект направлен на повышение уровня информированности молодежи по проблеме наркомании. В нем представлен теоретический материал по классификации наркотических веществ, способам приема, механизму их действия на организм. Проект имеет практический блок - социологический мини-опрос. Рассмотрены некоторые причины явления наркомании в молодежной среде, наглядно показаны последствия употребления наркотиков.

    Продемонстрирован другой образ жизни молодежи - без наркотиков (на примере деятельности исследовательского клуба), представлены наглядные фотографии ребят, которые нашли смысл своей жизни в исследовательской деятельности. Проект содержит выводы по проблеме.

    Данный материал может быть использован в беседах по профилактике проблемы наркомании в молодежной среде.

    Если человек будет уважительно относиться к самому себе, он сможет беречь живую природу, заботиться о растениях и животных.

    Среди интересных мероприятий, которые можно предложить детям, выделим раздельный сбор мусора. К этой акции воспитатель подключает родителей своих воспитанников. Папы и мамы своим примером формируют у ребенка правильное отношение к утилизации мусора. В одну коробку укладываются бумажные отходы: бумага, картон. Вторая коробка предназначается для пластика, а третья - для металлических отходов. Подобные мероприятия способствуют формированию у подрастающего поколения ответственности за мусор, способы его утилизации, рациональность переработки.

    Проект по экологии

    Интересным вариантом привития интереса к экологии является проектная деятельность. Предлагаем фрагмент работы школьника «Фонтан для учителя», посвященной сохранению психологического здоровья педагогов.

    Введение. Есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: огонь, вода, звезды. Прозрачные струйки воды переливаются и куда-то торопятся. Такая релаксация не только приятна для души, но и благотворно отражается на здоровье. Дети могут часами играть у обычной дождевой лужи. Воздух у водоема всегда чист, свеж, прохладен. Журчание фонтана снимает стресс, успокаивает, заставляет забывать о тревогах.

    Мы предлагаем внести в школу частичку живой природы, установив маленькие фонтанчики на столах школьных учителей. Такое незатейливое приспособление внесет в профессиональную деятельность педагога гармонию и покой. Помимо эстетической функции, самодельный настольный фонтан имеет и практическое назначение, ведь он является отличным увлажнителем воздуха.

    В чем заключается актуальность темы? Необходимо создавать все условия для релаксации педагогов, чтобы представители этой сложной профессии могли расслабляться во время перемен, настраиваясь на новые трудовые подвиги. Настольный фонтан станет прекрасным средством для снятия стресса, стимулом для настроя учителей на позитив.

    Цель работы: создание настольного фонтана для релаксации школьных учителей.

    Задачи работы:

    • разработать дизайн настольного фонтана;
    • создать на базе проекта действующую модель;
    • сделать выводы и дать рекомендации по проблеме исследования

    Объект исследования: свойства жидкости.

    Методы работы:

    • литературный обзор;
    • экспериментальная работа;
    • систематизация и обобщение результатов

    Основная часть. Первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии. Изначально они использовались не только для красоты, но и для полива выращиваемых культур и декоративных растений. Вода настолько благотворно влияет на нервную систему человека, что в некоторых клиниках в качестве одного из методов лечения депрессивных расстройств используют созерцание струящихся потоков воды.

    Во время сложного рабочего дня любой учитель мечтает о расслаблении, возможности забыть о своих проблемах и тревогах. Не у всех есть возможность отдыхать на берегу моря, озера, предаваться размышлениям. В качестве отлично работающего способа для расслабления мы предлагаем рассмотреть самодельный комнатный фонтан. Вода, струящаяся из такого незатейливого приспособления, способна успокаивать психику, благотворно влиять на здоровье. Настольные фонтаны способны стать и отличной профилактикой профессиональных болезней учителей, связанных с дыхательной системой. Для начала был разработан дизайн настольного средства для релаксации.

    Наш фонтан состоит из бутылки с водой, трубочек от капельницы и емкости, где будет скапливаться вода. Мы выбрали струйный вариант насадки, чтобы добиться максимального увлажнения воздуха в классной комнате.

    Принцип действия основан на законе Паскаля. Во время сжатия бутылки с водой вода под давлением начинает передвигаться по трубке. На другом конце трубки закреплена насадка. Вода под напором струйками выливается в емкость, декорированную нами в цветочном стиле. Для обеспечения циркуляции воды мы использовали закон сообщающихся сосудов. Для решения проблемы был сделан обратный ввод в бутылку с помощью трубочки от медицинской капельницы.

    Выводы. В данной исследовательской работе приводятся рекомендации и инструкции для самостоятельного создания фонтана у себя дома для улучшения экологической обстановки и состояния здоровья человека в целом.

    Заключение

    Экологическое воспитание подрастающего поколения - важная задача, стоящая перед воспитателями детских дошкольных организаций и учителями общеобразовательных школ. Для того чтобы в полной мере формировать у подрастающего поколения бережное отношение к живой природе, педагоги разрабатывают программы по экологическому воспитанию подрастающего поколения. В рамках таких программ проводятся тематические классные часы, туристические походы, конкурсы, викторины.

    Что вы знаете об экологии? Подозреваем, что перед вашим внутренним взором уже поплыли дымящие трубы заводов, тлеющие торфяники, радужные нефтяные пятна, дырявый озоновый слой и стремительно исчезающие амурские тигры. Плохая у нас экология, это верно. Тогда следующий вопрос: что вы сделали для решения экологических проблем? Не пугайтесь, мы не призываем вас к радикальным мерам, а просто предлагаем обратить внимание ребенка на мир вокруг.

    Лесной кодекс: едем на природу

    Для начала вспомним определение понятия «экология»: это наука о взаимоотношениях живых существ друг с другом и окружающей средой. Наша задача — научить ребенка строить правильные отношения с природой. Как будем учить? Исключительно личным примером! Малыш смотрит на вас во все глаза, он хочет быть как мама/папа, и это значит, что родители просто обязаны стать образчиками экологически правильного поведения. Началась весна, и скоро мы все устремимся в поля, леса и огороды — отдыхать на лоне природы. Делать это нужно так, чтобы после вашего возвращения домой природе не было мучительно больно. Прописная истина? Терпите — мы вам сообщим еще много таких и будем настаивать на строгом соблюдении каждого правила. Вы родитель — с вас и спрос!

    Не надо мусорить!

    Пакет в свернутом виде не занимает вообще никакого места и весит очень мало — не поленитесь захватить его с собой на пикник. В конце веселья вы побросаете туда банки-склянки и довезете (донесете) все это добро до ближайшего мусорного контейнера. Ребенка запросто можно привлечь к уничтожению «следов» семейного пребывания на свежем воздухе, причем очень важно объяснить крохе, для чего именно это делается: полянка ведь была чистой, когда вы приехали, и она должна такой остаться. Как сохранить экологию

    В целости и сохранности

    Для того чтобы развести костер, можно привезти с собой мешок углей или натаскать сухих веток (совместный труд сплачивает семью!). Ломать или спиливать деревья нельзя, так же, кстати, как вбивать в стволы гвозди или вырезать на них ножичком свои инициалы. Объяснить смысл таких запретов очень легко: человеку ведь больно, когда он поранится? У него идет кровь? Вот и деревцу больно, из его «раны» течет сок или смола.

    На природу выезжают, чтобы насладиться тишиной, пением птиц и шелестом листвы. Вот и наслаждайтесь, а музыку послушаете дома. Это наше ухо ко многому привычно, а пернатые и звери от внезапной какофонии испытывают настоящий шок. Как ни крути, а вы с малышом приехали в гости — значит, нужно уважать принятые у «хозяев» порядки.

    Сам себе пожарный.

    Перед отъездом обязательно затушите костер (лучше, конечно, его залить), ведь если этого не сделать — пожар уничтожит траву, кусты и деревья, а с ними и дома лесных обитателей. Отдельное обращение к родителям-курильщикам: тщательно затушенные окурки складываем в мешок с мусором и отправляем на помойку.

    Экологичная жизнь в городе

    Экологичная жизнь в городе

    Правила экологического поведения в городе, в сущности, мало чем отличаются от уже перечисленных нами. Но, безусловно, и здесь есть свои нюансы. Фантики, пакетики, палочки от эскимо, трамвайные билетики и прочую ненужную мелочь, которая страшно жжет руки, бросаем в урну. Экологически подкованные люди «в булочную на такси не ездят» и вообще стараются не использовать личный автотранспорт без крайней необходимости: загазованность вокруг и без того страшная.

    Убирать нужно не только за собой, но и за теми, кого вы приручили. Всякий раз, собираясь выгуливать Шарика, берите с собой совочек и мешочек (или хотя бы кулек из газетки), чтобы аккуратно собрать продукты собачьей жизнедеятельности — и выкинуть в ближайшую урну. Вместе с ребенком принимайте участие в субботниках (воскресниках) и прочих мероприятиях по благоустройству прилегающей к вашему дому территории. Вряд ли малыш совершит что-то масштабное, но даже если его вклад ограничится несколькими собранными жестянками, это уже большое дело!

    Ходите за покупками с собственным «многоразовым» мешком, а еще лучше — с холщовой экосумкой. Вообще-то это мировой тренд, так что присоединяйтесь! Ребенку, кстати, вполне можно купить/сшить собственную авоську с изображением какого-нибудь мультяшного героя.

    Возьмите себе за правило: никаких исключений, надо — значит, надо! Можно триста раз сказать ребенку, что конфетный фантик полагается бросать в мусорку, и всего один раз швырнуть его мимо — и весь эффект от воспитательного процесса сведен на нет!

    Экология в вашем доме

    Экономьте ресурсы — например, воду. Допускаем, что необходимость сократить потребление электроэнергии малышу объяснить довольно трудно, особенно если кроха категорически отказывается засыпать без ночника. Но закрывать кран во время чистки зубов ребенок научится легко: ведь иначе вся вода из реки может вытечь, и тогда рыбам будет негде жить, а людям — нечего пить (в общих чертах это совершенно правдивая версия). Привлекайте ребенка к заботе о комнатных растениях. Главное тут — с самого начала объяснить малышу, что цветок — не игрушка, если выдернуть его из горшка — он мгновенно погибнет. Если перестать поливать — тоже.

    Эксперимент

    Чтобы визуализировать представления ребенка о вершках и корешках, посадите вместе, например, луковицу. Сперва засуньте ее в банку с водой и наблюдайте, как отрастают корни (непременно объясните, в чем заключается их функция!). Потом пересадите свою чиполлинку в горшок — и следите за ростом «перышек». Этот простенький естественнонаучный эксперимент бесценен с точки зрения воспитания бережного отношения к природе: осознав, для чего растению нужны корни, малыш не станет выдергивать цветы из земли. Доверьте карапузу часть забот о питомцах. Мы прекрасно понимаем, что щеночек, купленный «для ребенка», на самом-то деле оказывается родительской заботой. И это объяснимо: в силу возраста и пока еще ограниченных возможностей кроха не может обеспечить полноценный уход за живым существом. Но регулярно делать для Тузика или Мурки хоть что-нибудь (наливать свежую воду в миску, например) он может — и должен.

    Важно

    Что бы ни делал ребенок, какой бы малостью в итоге ни оказалась его «экологическая» работа — не уставайте говорить детке, что он совершает добрые и очень нужные поступки. А еще — что он ваш самый любимый и большой помощник. Эти слова, в конечном итоге, и оказываются наиболее сильной мотивацией.