• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Код региона: Точное время в регионе:

    Республика Крым -

    (укр. Республіка Крим, крымскотат. Къырым Джумхуриети, Qırım Cumhuriyeti) - республика, субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа.
    Столица Республики Крым - город Симферополь .

    16 марта 2014 года состоялся общекрымский референдум, в ходе которого подавляющее большинство проголосовавших высказалось за присоединение к России.
    18 марта 2014 года был подписан договор о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах субъектов Российской Федерации.
    21 марта 2014 года президент России Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон о вхождении Крыма в состав РФ и образовании в стране новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

    География

    Площадь территории республики - 26 081 км².
    Северная граница Республики Крым совпадает с бывшей административной границей Автономной Республики Крым. C запада, юга и северо-востока полуостров омывают Чёрное и Азовское море, на востоке Республика Крым имеет морскую границу с Краснодарским краем. На юго-западе полуострова проходит граница с ещё одним субъектом РФ - городом федерального значения Севастополем.

    Крым входит в часовую зону EET (восточноевропейское время) - зимой там используется время часового пояса UTC+2, летом - UTC+3. 17 марта 2014 парламент Республики Крым принял решение о переходе с 30 марта 2014 года на московское время (UTC+4), действовавшее на территории АР Крым в первой половине 1990-х годов.

    Природно-заповедный фонд включает 158 объектов и территорий (в том числе 46 общегосударственного значения). Основу заповедного фонда составляют 6 природных заповедников общей площадью 63,9 тыс. га: Крымский с филиалом «Лебяжьи острова», Ялтинский горно-лесной, Мыс Мартьян, Карадагский, Казантипский, Опукский.
    Основные полезные ископаемые - железная руда, горючий газ, минеральные соли, строительное сырьё. Наибольшее значение имеют природные рекреационные ресурсы: мягкий климат, тёплое море, лечебные грязи, минеральные воды, живописные пейзажи.
    Известные курортные районы:

    • Южный берег Крыма - территории Ялтинского и Алуштинского горсоветов;
    • Западное побережье - территории Евпаторийского и Сакского горсоветов;
    • Юго-Восточное побережье - территории Феодосийского и Судакского горсоветов;
    • Керченский полуостров.

    Население

    Население республики - 1 958 500 чел. постоянного населения (2014). Средняя плотность населения - 75,43 чел./км². Среди населения около 58% - русские, 24% - украинцы, 12% - крымские татары, 6% - другие народности.

    В 2012/2013 учебном году в средних общеобразовательных школах Республики Крым (без учеников специальных школ (школ-интернатов) и специальных классов, организованных при общеобразовательных школах) 89,32 % учащихся получали образование на русском языке, 7,41 % - на украинском языке, 3,11 % на крымскотатарском языке, кроме того 0,15 % получали образование на английском языке.

    11 марта 2014 года парламент Крыма принял резолюцию о гарантиях в отношении крымско-татарского населения. Согласно документу, крымско-татарский язык становится государственным языком Крыма наряду с русским и украинским. Кроме того, татарам гарантируется пропорциональное представительство в парламенте республики и других правительственных органах, признание органов национального самоуправления крымскотатарского народа, содействие развитию системы дошкольного, школьного и высшего образования и развитию СМИ на крымскотатарском языке, сохранение и восстановление памятников истории и культуры крымских татар, а также содействие при возвращении крымских татар в Республику Крым из мест депортации.

    Административно-территориальное устройство

    В настоящее время в Республике Крым в основном сохраняется административно-территориальное устройство, сложившееся в период существования СССР. Реформа местного самоуправления в России, в результате которой местное самоуправление осуществляется посредством муниципальных образований двух уровней, на территории Республики Крым не проводилась, так как она в этот период входила в состав Украины.

    В административном отношении Республика Крым состоит из 25 регионов:

    • 14 районов (с преимущественно сельским населением),
    • 11 территорий, подчинённых городским советам городов республиканского подчинения (с преимущественно городским населением).

    26 января 2018года в нашей гимназии состоится муниципальная открытая научно-практическая конференция «Региональные особенности Крыма: проблемы, перспективы развития» , посвященная Дню Республики Крым. Заявки на участие принимаются до 12 января 2018года. 19 января состоится заочное оценивание работ. 26 января – защита работ по тематическим блокам.

    ПОЛОЖЕНИЕ

    о проведении муниципальной открытой научно-практической конференции

    «Региональные особенности Крыма: проблемы и перспективы развития» ,

    посвященной Дню Республики Крым

    1. Общие положения
    1.1. Настоящее Положение о муниципальной открытой научно-практической конференции с участиемтворческих,одаренных обучающихся муниципального округа Симферополь(далее – Конференция) определяет порядок организации и проведения Конференции.
    1.2. Конференция проводитсяс целью реализации «Концепции духовно‑нравственного развития и воспитания личности гражданина России», приобщенияобучающихся образовательных организаций Республики Крымкистории Крыма, реализации задач гражданско-патриотического воспитания обучающейся молодёжи, совершенствования навыков научно-исследовательской работы школьников и гимназистов.

    Конференция направлена на решение следующих задач:

    Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

    Развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;

    Заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

    Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

    Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

    Бережное отношение к жизни человека;

    Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

    Духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

    Место проведения – МБОУ «Симферопольская академическая гимназия», г. Симферополь, ул. Киевская,д. 177
    1.4. В работеКонференции могут принять участиеспособные, творческие, одаренные обучающиеся общеобразовательных учреждений.Авторами одной работы могут являться не более двух учащихся по следующим возрастным категориям:

    2. Порядок предоставления работ .
    2.1. Длярегистрацииработ участников Конференции следует отправлять
    заявку и аннотацию работыв электронном виде по адресу:
    simfakademgimn @ yandex . ru (Приложение 1) – до 09 января 2018г.

    Заявка, аннотация и работа конкурсанта подаются в печатном и электронном виде. (на CD диске, сохраненном в формате Microsoft Word ) под роспись секретарю гимназии в срок до12 января 2018г.

    Работы, представленные на Конференцию после установленного срока или без сопровождающей документации, к участию не допускаются, не рецензируются и не возвращаются.

    2.2. Программа работы каждого тематического блока предполагает два этапа:

    1. заочное оценивание научно-исследовательских работ 19 января 2018 г. (Приложение 2);

    2.3. Конференция проводитсяв форме защиты работы в виде мультимедийной презентации,во время которой необходимо четко изложить суть работы, квалифицированно вести дискуссию.

    2.4. На защиту работы дается 5 минут, для ответов на вопросы – 2-3 минут ы .

    2.4. Рабочие языки: русский, украинский, крымскотатарский.

    2.4. Конференция проводится по следующим тематическим блокам:

    1. История

    2. Экономика

    3. Архитектура

    4. Литература и родной язык

    5. Туризм

    6. Экология

    7. Культура

    3. Порядок подведения итогови награждения.
    3.1. По каждойработепринимается коллегиальное решение членов жюри Конференции.
    3.2. Участники Конференции награждаютсядипломами и сертификатами.

    3.3. Научные руководители обучающихся на благодарственные письма организаторов Конференции.

    4. Требования к оформлению конкурсных работ.
    4.1. Конкурсная работа должна содержать научное исследование.
    4.2. Структура работы:
    - титульный лист (Приложение 3);
    - тезисы;
    - оглавление;
    - введение;
    - основная часть;
    - заключение;
    - список использованной литературы и источников;
    - приложения.
    4.3. Текст работы печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4 с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер 14, междустрочный интервал – полуторный, поля: слева 25 мм, сверху и снизу 20 мм, справа – 10 мм. Объем работы - не более 10-15 страниц (не считая тезисов, титульного листа и приложений).

    По всем вопросам обращаться к Карповой Оксане Ивановне, заместителю директора по НМРМБОУ «Симферопольская академическая гимназия»
    Контактные телефоны: +7978 0695349

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Учитель истории МБОУ«Шелковичненская средняя школа» Байрашевская З.С. «СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМА ВО II ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА».

    2 слайд

    Описание слайда:

    Образование - это крылья, позволяющие человеку подняться на высокую интеллектуальную орбиту. Н.И. Мирон Актуальность темы. Республика Крым находится сегодня в состоянии больших преобразований. Возникшая ситуация требует разумных, глубоко продуманных действий во всех отраслях жизнедеятельности страны, в том числе и в области образования, которая напрямую связана с социально-экономическим, политическим, духовным развитием общества. Крымская земля- многонациональна. Изучение тенденций развития образования второй половины XIX –начала ХХ века дает возможность ярче представить проблемы народного образования, помогает объединить в одну систему как общероссийские, так и местные особенности.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Целью работы является изучение развития системы образования в Крыму второй половины XIX –начала ХХвв. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: - Дать представление о системе начального образования в Крыму во второй половине ХІХ века; - рассказать об учреждениях образования в Крыму в начале ХХ века; -исследовать развитие школьного дела в период революции и гражданской войны.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений и списка использованных источников и литературы. Научной базой исследования стали монографии и статьи ученых – крымоведов, материалы Государственного Казенного Учреждения Республики Крым «Государственный Архив Республики Крым».

    5 слайд

    Описание слайда:

    РАЗДЕЛ I. Особенности начального образования в Крыму во второй половине ХІХ века Система начального образования включала церковно-приходские и земские училища, городские школы, школы грамотности, воскресные школы, начальные народные училища (одноклассные и двуклассные, сельские и городские), высшие начальные училища. Только последние давали законченное начальное образование. Три четверти земских школ имели трёхлетний срок обучения и являлись однокомплектными, в которых обучалось не более 50 учащихся, остальные земские школы имели четырёхлетний срок обучения и были двухкомплектными, в них обучалось более 50 детей с 2 учителями.

    6 слайд

    Описание слайда:

    В конце ХІХ века в крымских уездах Таврической губернии существовали также и министерские начальные русско-татарские школы, но они не пользовались популярностью у крымских татар, так как изучение родного и русского языков не стояло на высоком уровне. Развитие начального образования в Крыму в конце XIX начале XX века существенно отличается от других регионов спецификой этнорелигиозных своеобразностей. Этноконфессиональная ситуация на территории Крыма складывалась достаточно сложно. Общегосударственные начальные учебные заведения играли большую роль, так как в них получали образование все представители этнических групп, различных конфессий, различные слои крымского населения, но преобладало христианско-православное (русские, украинцы и белорусы, греки, болгары, армяне) и восточнославянское (русские, украинцы и белорусы) население.

    7 слайд

    Описание слайда:

    По конфессиональня принадлежность жителей полуострова выделяются такие духовные учебные заведения: І. Христианские конфессии: христианские религиозные начальные учебные заведения разных типов и направлений а) православные – духовная семинария, епархиальное училище, церковноприходские школы и школы грамоты; б) католические – римско-католические приходские училища, армяно-католические начальные приходские училища; в) протестантские – евангельско-лютеранские училища, менонитские учебные заведения; г) древневосточные – армяно-григорианские церковноприходские школы; д) старообрядческие начальные учебные заведения. ІІ. Иудаистская конфессия: иудейские религиозные начальные учебные заведения разных типов и направлений: а) караимские религиозные учебные заведения – мидраши; б) крымчакские религиозные учебные заведения – хедеры; в) еврейские религиозные учебные заведения – талмудторы и хедеры. ІІІ. Исламская конфессия: крымскотатарские начальные учебные заведения – мектебе и медресе.

    8 слайд

    Описание слайда:

    1.3. Отражение событии 1905 год на учебных заведениях Сделаны удачные шаги в деле преобразования мектебе в так называемые новометодные мектебе, а затем мусульманские общественные организации стали открывать в Крыму мектебе-руштие, то есть училища повышенного типа, с преподаванием общеобразовательных предметов. Такие руштие появились в городах Симферополе, Бахчи-сарае, Карасубазаре и Евпатории и деревнях Сараймин, Дерекой и Корбекли. Кроме того, мусульмане добились издания правил, разрешавших в инородческих училищах преподавание в течение двух первых лет на татарском языке. В связи с этим число учащихся стало быстро расти. 1 января 1905 года - татар в русских училищах 988 детей, 1 января 1913 года -до 2 583, т.е. увеличивается почти в три раза.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Значительный вклад в реформирование Национально-конфессиональной крымскотатар- ской школы внёс Исмаил Гаспринский (1851-1914), выдающийся просветитель, общественный и культурный деятель. Им была разработана методика начального обучения крымских татар, основанная не на буквослагательном принципе, а на звуковом, где каждой букве соответствовал определенный звук. Первая национальная крымскотатарская школа с использованием звукового метода была открыта И. Гаспринским в 1884 году в Бахчисарае. Методы И. Гаспринского с успехом использовались не только в Крыму. Педагогические идеи И. Гаспринского в полной мере отражают проблемы развития многонациональной культуры и образования Крыма конца ХІХ – начала ХХ века.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Этноконфессиональное народное образование было на весьма высоком уровне и удовлетворяло запросы населения Таврической губернии разных конфессий. Так, к 1882 году начальных национальных школ было всего 930. Из них: русских школ для представителей восточнославянских этносов христианско-православного исповедания -340; русских старообрядческих молоканских – 6; болгарских христианско-православных – 30; греческих христианско-православных – 8; крымскотатарских мусульманских – 314; немецких протестантских и католических – 186, еврейских иудаистских школ – 31; караимских иудаистских – 7; армянских григорианских и католических – 5; чешских протестантских – 2; польско-литовских католических – 2; эстонских протестантских – 1 .

    11 слайд

    Описание слайда:

    РАЗДЕЛ II. Учреждения образования в Крыму в начале ХХ века В начале ХХ века появляется тенденция роста начальных школ. В январю 1910 года в городах их было 248 и в селениях – 1406. Их них земских училищ было 548. Крестьянские дети обучались и в городских училищах; например, в Феодосии – крестьян 139 человек, мещан 217, в Ялте – крестьян 649, мещан 955. Доступ в высшее учебное заведение, как правило, мог быть возможен для человека, окончившего гимназию. Нормальный курс начальных народных училищ продолжался 3 года, и расходы на их содержание брали на себя органы городского самоуправления, также деньги поступали из различных источников: в 1908 г., например, 41,8% – от казны, 31,4% – от городов, 6,8% – от земства, 0,5% – от частных лиц. Плата за обучение, которая существовала во всех училищах, составляла для учащихся 17% от затрат учебного заведения.

    12 слайд

    Описание слайда:

    РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. 3.1. Организация образования взрослого населения. 1917 – 1920гг. - период революции и Гражданской войны на территории полуострова продолжается процесс обучения грамоте. Доказательством сего служат «Постановления ЕвпаторийскогоУездного Совета по Народному Образованию и переписка с ним об организации и работе Совета, приглашения на заседания. 08.08.1918-март 1919г..» Евпаторийская Уездная Земская Управа, придавая большое значение делу обучения грамоте взрослого населения, согласно постановления Земского Собрания, постановила открыть вечерние занятия со взрослыми с января 1919г.

    13 слайд

    Описание слайда:

    3.2.Подготовка педагогических кадров. Осуществление планов и рекомендаций по обучению населения,как детского,так и взрослого, не было возможным без подготовки педагогических кадров. Особое внимание уделялось образованию детей, так как необходимо было обеспечить их всестороннее развитие. Следовательно насущным вопросом текущего момента было создание таких курсов, которые дали бы слушателям те необходимые знания, без которых не возможна работа в нормальной школе. Исходя из этого, Правление Секции народных учителей организовало курсы со следующей программой: 1.Природоведение с практическими работами. 2. География (Крымоведение). 3. История (Первобытная культура). 4. Рисование и лепка. 5. Ручной труд: а) переплетное дело, б) картонажное дело, в) иллюстративная работа, 6. Гимнастика. 7. Школьная гигиена.

    14 слайд

    Описание слайда:

    РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ В КРЫМСКОЙ АССР В 20-х годах ХХ ВЕКА. Крым всегда отличался многообразием национального состава населения. Поэтому вопрос создания национальных школ в период культурного строительства 20-х годов ХХ века был одним из наиболее актуальных. Организационное управление работой школ осуществлял Народный комиссариат просвещения АССР. Руководство Наркомпроса стремилось к тому, чтобы в дело создания национальных школ были вовлечены даже самые малые народы Крыма. Национальные школы в Крыму имели эстонцы,греки, евреи, крымчаки поляки, чехи, болгары, украинцы, немцы, итальянцы, цыгане. Наркомпрос тщательно следил за тем, чтобы преподавание в этих школах (какими бы малочисленными они не были) велось квалифицированными кадрами

    15 слайд

    Описание слайда:

    ВЫВОД. Процесс образования продолжается в течение всей жизни человека. При помощи образования он удовлетворяет свои потребности в познании окружающего мира, меняет профессию, род занятий. Человек всю жизнь пополняет и обновляет свои знания и умения, совершенствует себя как личность. Большое внимание образованию уделялось во второй пол. XIX –нач. ХХ века. Даже в 1917 – 1920гг. - период революции и Гражданской войны на территории полуострова продолжается процесс обучения грамоте, причем не только детей, но и взрослого населения. Особое внимание уделяется педагогическим кадрам. Организуются платные курсы подготовки учащих. Таким образом, рассмотрев вопрос становления образования в Крыму на рубеже XIX – XX веков, можно сделать вывод о том, что государством уделялось достаточно серьезное внимание процессу формирования образовательных учреждений в которых обучались представители различных этнических и возрастных групп, проживавших на полуострове. И в настоящее время прослеживаются идентичные тенденции развития системы образования с рассматриваемым нами периодом.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Лекция 3.

    Литература по теме

    Аниськин, В.Н. Профессиональная компетентность и профессиональная компетенция преподавателя вуза: проблема разграничения понятий [Электронный ресурс] // Режим доступа:

    Гаврилова , Е.П. Профессиональная компетентность преподавателя [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pt0008.kokshetau.akmoedu.kz/index.php?p=docs-view&d=6657ECF8ACABD5F7, свободный (дата обращения: …).

    Гапонова, Г.И. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя высшей школы как средство реализации потенциального ресурса образовательной среды вуза [Электронный ресурс] / Г.И. Гапонова // Режим доступа: teoria-practica.ru/-7-2012/pedagogics/gaponova.pdf, свободный (дата обращения: 27.10.2012).

    Государственый общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Послевузовское образование. Бакалавриат. Магистратура. Докторантура. Основные положения [Электронный ресурс]. – Астана, 2011 // Режим доступа: www.kgu.kz/doc/norm_dokumenty/2_norm.doc. (дата обращения: 27.10.2012).

    Коржумбаева, М.Б. и др. Профессиональная компетентность преподавателя высшего учебного заведения [Электронный ресурс] / М.Б. Коржумбаева и др. // Режим доступа: www.rusnauka.com/4_SWMN_2010/Pedagogica/58105.doc.htm, свободный (дата обращения: 27.10.2012).

    Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учебное пособие / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. - 400 с. (дата обращения: 27.10.2012).

    Малинин , В.А. Парадигма образования в контексте [Текст] / В.А. Малинин. – Нижегородск: Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2012. - № 3 (1). – С. 25-29.

    Образование как общественное явление и педагогический процесс[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.prepodi.ru/news/1222-novosti?showall=1, свободный (дата обращения: 24.10. 2012).

    Педагогика [Текст]: учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

    Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий [Текст]. - Алматы, 2009 - 120 с.

    Шарипов ,Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза[Электронный ресурс] / Ф.В. Шарипов // Режим доступа: www.hetoday.org/arxiv/VOS/1_2010/72_77.pdf, свободный (дата обращения: 28.10. 2012).

    Во второй половине ХІХ века в Российской империи в целом и в Таврической губернии в частности разворачивается просветительская деятельность, в которой принимала ктивное участие местная интеллигенция. В процессе осуществления реформы образования 1863 года произошло увеличение числа образовательных учебных заведений.


    Система начального образования, которая сложилась в Таврической губернии в это время, включала церковно-приходские и земские училища, городские школы, школы грамотности, воскресные школы, начальные народные училища (однокласссные и двуклассные, сельские и городские), высшие начальные училища. Только последние давали законченное начальное образование. Также в неё входили ведомственные школы Министерства народного просвещения (профессиональные и национальные), а также частные школы.

    По данным А. Кучерганской, три четверти земских школ имели трёхлетний срок обучения и являлись однокомплектными, в которых обучалось не более 50 учащихся, остальные земские школы имели четырёхлетний срок обучения и были двухкомплектными, в них обучалось более 50 детей с 2 учителями .

    Как отмечает А. Дьяконов, на территории Крыма государственные национальные начальные школы создавались для детей христианского, мусульманского и иудейского вероисповеданий. Все организованные правительством школы для «инородцев», которые находились в Юго-Западном крае Российской империи, подчинялись ведомству Министерства народного образования на общих основаниях; при этом право надзора за религиозным образованием сохранялось за духовенством данного вероисповедания. Учебный план обозначенных учреждений включал следующие предметы: Закон Божий, русский язык, чистописание, родной язык, арифметику, русскую историю и географию, элементарные сведения по природоведению, пение и черчение. Закон Божий, в отличие от других предметов, преподавался на родном языке. Учителя школ для «инородцев» должны были быть русскими и иметь право на осуществление учительской деятельности .

    Положением о начальных народные училищах (1874 г.) отмечалось, что для учеников-раскольников, евреев, лютеран, католиков посещаемости уроков Закона Божьего являлось необязательным.

    В конце ХІХ века в крымских уездах Таврической губернии существовали также и министерские начальные русско-татарские школы, но они не пользовались популярностью у крымских татар, так как изучение родного и русского языков не стояло на высоком уровне .

    Развитие начального образования в Крыму в конце XIX начале XX века существенно отличается от других регионов спецификой этно-религиозных своеобразностей. Этноконфессиональная ситуация на территории Крыма во второй половине XIX – начале XX века складывалась достаточно сложно. Многогранные исследования истории Крыма доказывают, что при доминировании одного из этносов полуострова, различных государственных систем, в любой рассматриваемый временной промежуток истории, Крым оставался многонациональным.

    Конец XIX – начало XX столетия представлял собой период подъёма изучения истории этносов полуострова. Проводились научные исследования этнографии народов Крыма, а также были организованы исследования их истории, культуры и быта.В этих исследованиях частично отражены и вопросы начального образования: крымских татар, крымчаков, крымских армян, болгар крымских греков, крымских немцев.

    У истоков формирования системы начальной национальной государственной школы, в которой обучались практически все представители этнических групп многонационального Крыма, стояли выдающиеся крымские просветители и гуманисты. Среди них нужно отметить: Е.Л.Маркова, И.И.Казаса, И.Гаспринского, А.Н.Дьяконова, Х.А. Монастырлы, И.П.Деркачёва, Г.Айвазовского, А.И. Маркевича.

    При открытии новых учебных заведений, инспектор народных училищ должен был сообщать обо всех имеющихся в этой местности учебных заведениях с указанием национального состава учеников. Эти отчёты имеются во всех очерках народного образования в Таврической губернии начиная с 1880 г. Внимание Министерства народного образования к этому вопросу было заметным. Количество учеников неправославного вероисповедания по разным местам представляют данные, которые систематически собирались по всем народным училищам и оформлялись по определённому печатному образцу. Среди данных, в частности, были таблицы, в которых заведующие учреждениями отмечали количество детей мужского и женского пола православного, римокатолического, армянского и других христианских вероисповеданий, а также иудейского, мусульманского и других нехристианских вероисповеданий .

    Система организации религиозного образования во второй половине ХIX – начале XX ст. для детей неправославных вероисповеданий предусматривала: 1. приглашение в учебные заведения, где вместе с православными учениками учились дети неправославных вероисповеданий, вероучителей для обучения отдельных групп учеников неправославного вероисповедания; 2. открытие специальных учебных заведений для детей неправославных вероисповеданий.

    Вообще порядок открытия и деятельности школ для детей неправославных вероисповеданий определялся следующими документами: Положением 26 мая 1869 года для Юго-Западного края; «Правилами школ для инородцев» («Правилами инородческих школ»), изданными в 1870 г.; положением начальных училищ 1874 г.

    Общегосударственные начальные учебные заведения играли большую роль, так как в них получали образование все представители этнических групп, различных конфессий, различные слои крымского населения, но преобладало христианско-православное (русские, украинцы и белорусы, греки, болгары, армяне) и восточнославянское (русские, украинцы и белорусы) население .

    В Таврической губернии существовала разнообразная и многоликая, но не централизованная и не унифицированная система этноконфессиональных начальных учебных заведений. Они были частными, главным образом – при приходах или национальных обществах и существовали за счёт добровольных пожертвований. Тюркоязычные народы Крыма (татары, караимы и крымчаки) имели в достаточном количестве свои частные и общественные конфессиональные учебные заведения. Открывали свои школы еврейские, армянские, греческие, болгарские и немецкие общества. Немцы, чехи и эстонцы, каково бы не было их экономическое положение, при поселении на новом месте, прежде всего, заботились об устройстве молитвенных домов и училищ. Необходимость грамотности, по-видимому, крепко укоренилась в их сознании.

    Подавляющее большинство населения Крыма относилось к одной из трёх монотеистических религий: христианству, исламу и иудаизму. Если мы рассмотрим конфессиональную принадлежность жителей полуострова, то выделяются такие духовные учебные заведения:

    І. Христианские конфессии: христианские религиозные начальные учебные заведения разных типов и направлений: а) православные духовная семинария, епархиальное училище, церковноприходские школы и школы грамоты; б) католические – римско-католические приходские училища, армяно-католические начальные приходские училища; в) протестантскиеевангельско-лютеранские училища, менонитские учебные заведения; г) древневосточныеармяно-григорианские церковноприходские школы; д) старообрядческие начальные учебные заведения.

    ІІ. Иудаистская конфессия: иудейские религиозные начальные учебные заведения разных типов и направлений: а) караимские религиозные учебные заведения – мидраши; б) крымчакские религиозные учебные заведения – хедеры; в) еврейские религиозные учебные заведения – талмудторы и хедеры .

    ІІІ. Исламская конфессия: крымскотатарские начальные учебные заведения – мектебе и медресе .

    С 1871 года по особому положению были учреждены для татар на их средства русские начальные училища, а в Симферополе была открыта татарская учительская школа. До 1905 года таких училищ было открыто только 34. Преподавание в этих училищах велось на русском языке, учителями состояли, по преимуществу, не мусульмане, родной язык почти не изучался, а преподавание вероучения было сокращено до последних пределов.

    Революционный 1905 год может быть отмечен как поворотный в деле народного просвещения мусульман. Руководители культурно-национальным движением крымских татар приложили все силы к поднятию просвещения среди татарского населения. Прежде всего, сделаны были удачные шаги в деле преобразования мектебе в так называемые новометодные мектебе, а затем мусульманские общественные организации стали открывать в Крыму мектебе-руштие , то есть училища повышенного типа, с преподаванием общеобразовательных предметов. Такие руштие появились в городах Симферополе, Бахчисарае, Карасубазаре и Евпатории и деревнях Сараймин, Дерекой и Корбекли. Кроме того, мусульмане добились издания правил, разрешавших в инородческих училищах преподавание в течение двух первых лет на татарском языке. В связи с этим число учащихся стало быстро расти. Так, к 1 января 1905 года татар в русских училищах состояло 988 детей, а к 1 января 1913 года число учащихся стало доходить до 2 583, то есть увеличивается почти в три раза.

    Реакция, наступившая после 1905 года, не могла не коснуться и учебных заведений. Русское правительство вновь прибегло к излюбленным приемам борьбы с просвещением. Правительство опять стало ставить всевозможные препятствия к открытию татарами новых школ, начались гонения на новометодные мектебе, а инспекция народных училищ приложила все старания, чтобы исковеркать преподавание в мектебе и, во что бы то ни стало, сузить их программы и подчинить влиянию и контролю послушного архаического магометанского духовного правления. Вместе с тем, опять пошли обыски, аресты и высылки татарских учителей, сокращение учебных программ, изъятие учебников, закрытие отдельных мектебе, татарских культурно-просветительских обществ и так далее.

    Что же касается мектебе-руштие, то открытый поход русской власти против этих очагов просвещения закончился их полным разгромом. К 1909 году почти все мектебе-руштие были закрыты правительством, одновременно вынуждены были закрыться татарские газеты. Кроме того, местной губернской администрацией, по циркулярным предписаниям из Петрограда, приняты были меры к недопущению мусульманских съездов, имевших целью обсуждение вопросов просвещения.

    Значительный вклад в реформирование национально-конфессиональной крымскотатарской школы внёс Исмаил Гаспринский (1851-1914), выдающийся просветитель, общественный и культурный деятель. Им была разработана методика начального обучения крымских татар, основанная не на буквослагательном принципе, а на звуковом, где каждой букве соответствовал определенный звук. Первая национальная крымскотатарская школа с использованием звукового метода была открыта И. Гаспринским в 1884 году в Бахчисарае. И. Гаспринским были написаны популярные учебные пособия, в том числе и первый светский учебник для крымских мектебе. Для педагогов И. Гаспринским были написана методическая разработка « Рехбер Муалимин», знакомившая их с основами джадидистских принципов обучения .

    Как отмечено Э. Абибуллаевой, в мектебах (начальных татарских школах) Крыма И. Гаспринским вводилась урочная система. Дети разбивались на классы – группы определённого года обучения, изучавшие определённые предметы. Преподавателям была предложена новая система опроса учащихся, вплоть до показательных экзаменов. Срок обучения в новых школах обычно составлял 3 года. Учащиеся, кроме основ религии и родного языка, получали первые навыки по арифметике, гражданской истории, географии, литературе. Качество обучения значительно выросло. Методы И. Гаспринского с успехом использовались не только в Крыму. Педагогические идеи И. Гаспринского в полной мере отражают проблемы развития многонациональной культуры и образования Крыма конца ХІХ – начала ХХ века .

    По этническому принципу эти учебные заведения имели большое разнообразие. Несколько национальностей могли иметь одну или несколько конфессиональных принадлежностей. Так, у немцев были лютеранские и римско-католические школы, которые управлялись духовенством, а также менонитские учебные заведения, которые состояли с 1869 г. в ведении Молочанского менонитского училищного совета. Или, например, один небольшой армянский народ только в Крыму имел два христианско-церковных направления: армяно-григорианское и армяно-католическое, и содержал свои церковные школы при всех приходах .

    Если мы рассмотрим данные по развитию этноконфессионального народного образования в Таврической губернии на рубеже XIX – XX веков и обратимся к количественным показателям, то мы увидим, этноконфессиональное народное образование было на весьма высоком уровне и удовлетворяло запросы населения Таврической губернии разных конфессий. Так, к 1882 году начальных национальных школ было всего 930. Из них русских школ для представителей восточнославянских этносов христианско-православного исповедания было 340; русских старообрядческих молоканских – 6; болгарских христианско-православных – 30; греческих христианско-православных – 8; крымскотатарских мусульманских – 314; немецких протестантских и католических – 186, еврейских иудаистских школ – 31; караимских иудаистских – 7; армянских григорианских и католических – 5; чешских протестантских – 2; польско-литовских католических – 2; эстонских протестантских – 1 .

    С. Шуклиной указывается на тенденцию роста начальных школ в начале ХХ века. Она была такова, что к январю 1910 года в городах их было 248 и в селениях – 1406. Их них земских училищ было 548, причём по данным 1906 года в губернии все учебные заведения возникли по частной или общественной инициативе. Крестьянские дети обучались и в городских училищах; например, в Феодосии – крестьян 139 человек, мещан 217, в Ялте – крестьян 649, мещан 955. Если учесть многоступенчатость системы образования того времени, то доступ в высшее учебное заведение, как правило, мог быть возможен для человека, окончившего гимназию .

    Интересно проследить тенденцию роста числа учащихся из сельских жителей, чтобы составить представление об уровне образования крестьянства как опоры государства, призванного сберечь незыблемость монархии. По данным 1903г., число начальных училищ, к примеру, по Феодосийскому уезду – 46, Симферопольскому – 32, Евпаторийскому – 12, Севастопольскому градоначальству – 23, причем школы грамоты в эту сеть не входили.

    Тенденция роста числа начальных школ была такова, что к январю 1910 г. в городах их было 248 (15,1%) и в селениях губернии – 1 406 (84,9%). Из них земских училищ было 548, причем по данным после 1906 г. в губернии все учебные заведения возникли по частной или общественной инициативе "в удовлетворение назревшей потребности в среднем образовании". Крестьянские дети обучались и в городских училищах; например, в Феодосии крестьян – 139 человек, мещан - 217, в Ялте крестьян – 649 человек, мещан – 955.3

    Если учесть многоступенчатость системы образования того времени, то доступ в высшее учебное заведение, как правило, мог быть возможен для человека, закончившего гимназию. Начальные же училища по программам Министерства Народного Образования давали знания по Закону Божию, церковно-славянскому и русскому чтению, письму, арифметике и, по возможности, церковному пению. Сверх того могли преподавать рисование, ручной труд, ремесла, рукоделие, садоводство, огородничество, гимнастику. . Преподавание производилось на русском языке, но в училищах, посещаемых детьми инородцев, разрешалось употребление местных наречий, но не более 1 года обучения. .

    Нормальный курс начальных народных училищ продолжался 3 года, и расходы на их содержание брали на себя органы городского самоуправления, также деньги поступали из различных источников: в 1908 г., например, 41,8% – от казны, 31,4% – от городов, 6,8% – от земства, 0,5% – от частных лиц. Причем плата за обучение, которая существовала во всех училищах, составляла для учащихся 17% от затрат учебного заведения.

    К этому времени сложилась такая практика, когда до трети учеников от общего числа получали пособия в виде обуви и платья, учебников и завтраков. Расходы на образование в начальных школах включали и устройство елок, экскурсий, пополнение школьных библиотек и музеев, пособия "недостаточным ученикам", материалы для рисования и рукоделия. Кроме того, дополнительную реальную возможность получения образования для неимущих детей давали разного происхождения стипендии - их предоставляли общественные организации и частные лица.

    Немалые усилия органов местного самоуправления позволили покрыть 91% расходов на содержание начальных училищ в Симферополе в 1909 году. В начальных училищах для иноверцев – еврейских, караимских, татарских детей – и в начальных школах в благотворительных приютах давалось бесплатное образование.

    В исследовании вопроса о системе образования и уровне грамотности населения Таврической губернии в 1910-х годах нельзя обойти вниманием вопрос о национальном составе: ведь в одном только губернском городе было представлено 27 народностей. Симферополь, к примеру, по родному языку населения был наполовину русским (53%), 19,7% жителей родным языком считали татарский, а 16% – еврейский. Степень владения русским языком имела большое значение при выборе учебного заведения; ведь еще недавно, в 1897 г., грамотных среди жителей Симферополя было меньше половины (47,6%), а в последующие 10 лет сложилась практика, когда русский язык стал предпочтительным в учебных заведениях всех уровней. В известном смысле владение русским языком облегчало доступ в средние или высшие учебные заведения представителям всех народностей .

    Приходится признать, что в умах нескольких поколений наших сограждан отложилось представление о системе образования в царской России как о явлении незначительном, не могшем справиться со своей непосильно тяжкой задачей повышения уровня культуры населения. Однако, исследование С. Шуклиной хотя бы в некоторой степени опровергает эту нелестную репутацию русского общества начала ХХ века.

    Развитие государственного начального образования в Крыму в указанный период шло быстрее, чем в северных уездах Таврической губернии. Среди учеников были дети представителей разных национальных групп и конфессий. Начиная с 70-х гг. XIX в. Таврическое губернское земство активно способствовало росту количества школ. Самое большое количество учеников обучалось в начальных народных училищах. Городские училища давали более высокий уровень образования, хотя они также принадлежали к системе начального обучения.

    В отличие от северных уездов Таврической губернии сеть начальных школ в Крыму формировалась интенсивнее. В сравнении с материковыми уездами, в Крыму в процентном отношении количество учеников и учителей начальных школ росло быстрее, количество отказов при приёме в начальную школу было незначительным. На одного учителя крымских уездов приходилось меньшее количество учеников, чем в северных уездах. В Крыму проходило становление женского начального образования.

    Состояние школ в материальном и учебном отношении был признано «хорошим» и «отличным». Оплата педагогов в Крыму была выше, чем в северных уездах. Педагогический состав начальных школ пополнялся за счёт выпускников учительского института Феодосии. Учебные заведения были ограничены в средствах, но, начиная с 50-х– 60-х гг., финансовое положение улучшилось.

    Развитие сети начальных школ в Российской империи к началу ХХ века (и в Крыму в частности), позволял ввести всеобщее начальное образование. Этому процессу помешала Первая мировая война.

    Профессор крымского университета - о своём увольнении из-за критики системы высшего образования полуострова и об изменениях после присоединения к России.

    Заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы Таврической академии Крымского федерального университета им. Вернадского (КФУ), профессора Владимира Казарина уволили после того, как на конференции в Праге он сказал, что присоединение полуострова «абсолютно опустошило образовательное поле Крыма». Об этом профессор рассказал «Йоду». После выступления Казарина в Праге в крымских СМИ директор Таврической Академии КФУ Игорь Воронин заявил, что «по крайней мере, странно слышать подобные заявления от человека, который много лет позиционировал себя русским человеком, слыл „пушкинистом“ и „сеял разумное, доброе, вечное“ в умах крымской молодежи, преподавая именно русскую литературу». Председатель комитета по образованию, науке, молодежной политике и спорту Государственного совета РК Владимир Бобков вовсе призвал не продлевать с Казариным контракт о работе. «Йод» узнал у профессора, какие изменения происходят в сфере высшего образования в Крыму.

    - Вас действительно уволили из-за критики высшего образования в Крыму? Другие сотрудники КФУ сказали, что ваше увольнение им объяснили тем, что вы неправильно заполнили документы для участия в выборах преподавателей вуза, которые проводятся каждые пять лет.

    Мне сказали, что я не прошел выборы преподавателей и в конце октября буду уволен. Но я не сильно на эту тему переживаю. Я больше тридцати лет работал совсем не в том университете, которым сегодня мой вуз стал. Интересно, что о неблагополучии высшего образования в Крыму я говорил публично и регулярно больше года, но обратили внимание на мои слова только после того, как я выступил на конференции в Праге. Мы вернулись в советские времена, когда, с одной стороны, Запад критиковали и отвергали, а с другой, за тем, что там происходит, пристально следили.

    - С вами не пытались до увольнения провести «разъяснительную работу»?

    Нет, видимо, понимали, что это бесполезно. Двух моих коллег, которые в социальных сетях обменялись острыми репликами по украинскому вопросу, вызывали к проректору и посоветовали вести себя более сдержанно.

    - Какой была система образования в Крыму до того, как его присоединили к России?

    В Крыму, как и во всей Украине, сохранилась в основе советская система высшего образования. Она даже в большей степени походила на советскую, чем российская. В то же время в украинском образовании была такая чрезмерная в духе махновского гуляйполя свобода. Можно было легко создавать и учреждать вузы, иногда на особых условиях. В Крыму, например, было 93 вуза, а в Севастополе больше 33. Среди них известные и очень сильные университеты, например, наш прославленный медицинский университет и крымский агротехнологический университет. В Крыму работали филиалы большого количества украинских вузов, отделения всех ведущих российских высших школ, многих европейских университетов. Создавались, конечно, и всякие шарашкины конторы, где можно было не учиться, но получить диплом. С одной стороны, эта свобода не позволяла контролировать рынок образовательных услуг, с другой, побуждала к соревновательности. В результате, некоторые маленькие вузы из-за сильных коллективов заслужили себе очень хорошую репутацию и могли конкурировать с большими университетами.

    - Что изменилось после того, как Крым вошел в состав России?

    Теперь система образования в Крыму больше похожа на большую казарму. Количество вузов очень сильно сократили. В Крыму остался Крымский федеральный университет, инженерно-педагогический университет, который создали крымские татары, и университет культуры, искусств и туризма.

    «ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПРИХОДИТСЯ ДВА ЧАСА ОТ ОДНОГО ЗАНЯТИЯ НА ДРУГОЕ ДОБИРАТЬСЯ»

    - Что произошло, например, с медуниверситетом?

    Теперь он называется медицинской академией имени С.И. Георгиевского. Ее слили с аграрнотехнологической академией, строительным университетом, экономическим вузом и несколькими научными центрами. Все вместе это теперь называется Крымским федеральным университетом им. Вернадского.

    - Процесс реорганизации вузов идет по всей России. Почему это плохо?

    Вузы были против такого слияния. Особенно медуниверситет имени С.И. Георгиевского, который всегда готовил очень профессиональные кадры. Преподавателей из вузов в процессе этой реорганизации уволили. Сотрудники медуниверситета выходили на митинги, бастовали. Безрезультатно. В итоге создали конгломерат. Между некоторыми факультетами вуза расстояние - 110 километров. То есть преподавателям приходится два часа от одного занятия на другое добираться. У нас пять-шесть лет уйдет на внутреннюю перестройку системы образования. В Крыму сейчас очень много разных проблем, которые нужно срочно решать, и нет времени на такие масштабные и бессмысленные изменения. Система образования Крыма стала очень бюрократичной, у каждого вуза, который слили с КФУ, свой ректор и проректоры, а над ними общий ректор с проректорами. У нас административная часть превратилась в чудовищно разросшийся организм, через который нельзя пробиться. Он живет своей собственной жизнью и мы, преподаватели, ему не нужны. Зарабатывают доценты и профессора примерно в два раза меньше, чем младшие административные работники с незаконченным высшим образованием. У многих проректоров КФУ нет ни то что докторской или кандидатской научной степени, даже опыта работы в вузе нет.

    «СЕЙЧАС В КРЫМУ НЕТ НИ ОДНОЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА, МЫ ЖЕ В ПОЛНОЙ ИЗОЛЯЦИИ»

    - Как эти изменения отражаются на студентах?

    Студенты-иностранцы, которых раньше было много в медуниверситете, покинули его. Первый отток студентов и преподавателей произошел сразу после присоединения Крыма, часть уехала на Украину. В Киевский университет первое время переводили без экзаменов. Другие перевелись в российские вузы. Некоторые - в зарубежные.

    Сейчас в Крыму нет ни одной программы международного обмена, мы же в полной изоляции. До присоединения Крыма на наш факультет приезжали преподаватели из афинского университета. На турецком факультете преподавали носители языка, с американскими и европейскими вузами были тесные отношения. Сейчас это все ликвидировано. Недавно нашего очень серьезного специалиста пригласили в Польшу читать спецкурс, а потом организаторы отменили приглашение, потому что Крым теперь часть России. Для высшего образования такая ситуация полный тупик - вузы не могут развиваться без постоянного обмена с университетами других стран.

    - Вам объяснили, почему вас увольняют?

    Руководство поступило очень осторожно, они прислали преподавателя, и он сказал, что ученый совет меня, скорее всего, не выберет. Я ему ответил, что тоже не желаю работать в этом вузе. Мне не хочется мириться с разными странными требованиями. Например, недавно нам было сказано высокопоставленным чиновником, что преподаватели должны в восемь утра приходить на работу, а в шесть уходить. Даже если в этот день нет занятий. Преподаватели в шутку ответили - у нас столько стульев нет на кафедре. Чиновники предложили поставить стулья в коридоре.

    В одном из украинских вузов.

    - Почему вы не уехали в Украину сразу после присоединения Крыма?

    У меня не было возможности, надо было закончить дела. Теперь планирую это сделать.

    Дарина ШЕВЧЕНКО

    • < Назад
    • Вперёд >