• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Не так давно мы рассматривали Quantum Theory — скромный японский эксперимент в американском жанре шутеров от третьего лица, представляющий собой точный слепок Gears of War с роликами из Final Fantasy .

    Vanquish - это тоже азиатские размышления на тему TPS, но разработчиком тут является студия Platinum Games (авторы Bayonetta ) и соскучившийся по игровой индустрии после четырехлетней разлуки Синдзи Миками (создатель Resident Evil и Devil May Cry ), так что и с бюджетом, и с креативностью все в порядке.

    Больше всего Vanquish похож на трехмерный ремейк позабытой японской игры из ранних девяностых. Сюжет и диалоги предельно идиотские, на уровне сакраментального all your base are belong to us, геймплей целиком и полностью посвящен истреблению ярко-красных русских роботов, на уровнях просто не протолкнуться от боссов, мини-боссов и мини-мини-боссов, победа над которыми доставит вам моральное удовлетворение, но ничего не привнесет в игру с драматургической точки зрения.

    В то время как западные разработчики тратят силы на сочинение более-менее связных сюжетов, Миками и его команда посвятили себя созданию индивидуальных моментов игрового счастья - каждый уровень Vanquish интересно переигрывать снова и снова, на любом уровне сложности, но все вместе они никак не хотят выстраиваться в цельную игру.

    Все ваши база принадлежать Россия

    Синдзи Миками по локоть запустил руку в западную игровую (и не только) культуру и позаимствовал самое необходимое: орбитальную станцию из Dead Space , костюм из Crysis , космических десантников из Gears of War , врагов-дроидов из приквелов «Звездных войн». Есть здесь даже ар-деко-уровень в стиле BioShock с громоздящимся в отдалении развлекательным центром и характерными неоновыми вывесками.

    Поверх всех этих штампов проложена нелепая и наивная сюжетная линия (американские десантники под предводительством ученого в суперкостюме отбивают орбитальную станцию у коварных русских роботов). Хотя это, кажется, все-таки целенаправленное издевательство над западными играми - вроде как Viewtiful Joe был пародией на супергеройское кино. Главный персонаж по имени Сэм Гидеон с героическим футбольным прошлым; NPC-ветеран, лицо которого иссечено шрамами и с которым у Сэма постоянно возникают идеологические конфликты; главный злодей по имени Виктор Зайцев с информационными портами в лысой голове... Нет, такое бывает только в фильмах Майкла Бэя и сознательных пародиях!

    В любом случае в Vanquish можно играть и вообще без сюжета. Важны вышеупомянутые моменты незамутненного игрового счастья и творческое использование уникальных особенностей цилиндрической космической станции как сеттинга.

    Уже на первом уровне десантников высасывает в космос через пробоины. В другом эпизоде мы находимся на одной стороне титанического цилиндра и видим горящий город на противоположной стороне, грозно нависшей над головой. Ближе к финалу можно наблюдать открытый космос и сражающиеся космические корабли непосредственно под ногами и свободно бродить по центральным кольцам станции. Все это происходит на общем фоне грандиозной десантной высадки (первый акт игры называется «космической Нормандией»): взрывающиеся корабли, осыпающиеся небоскребы, столбы черного дыма и огромные абсурдные робоконструкции с циклопическими дюзами и лазерными установками...

    Из современных консолей графический движок Vanquish выжимает абсолютный максимум (как это в свое время делали Contra 3: The Alien Wars на SNES и Gunstar Heroes на Mega Drive) - строгий высокотехнологичный дизайн, все вокруг роботизировано, враги не только бегают и стреляют, но и катаются по уровню в виде металлических шаров и трансформируются в фортификационные сооружения.

    Оставьте роботам докурить

    В Vanquish можно прятаться в укрытиях и стрелять по появившимся в перекрестье прицела головам, но на этом сходство с западными TPS по большому счету заканчивается. Из игры выпирают признаки классического шутера-платформера - чего стоят хотя бы гоняющиеся за Сэмом танки, оснащенные циркулярными пилами (где мы их уже видели, в Gunstar Heroes или вообще в Teenage Mutant Ninja Turtles 2 ?)...

    Прохождение Vanquish - это одно непрерывное движение, выверенный до последнего кадра танец, в котором даже игроку среднего уровня дается возможность почувствовать себя асом и сверхчеловеком. Сэм скользит по уровню на реактивном двигателе, небрежно падает в укрытие, выкуривает сигарету, отвлекает пристрелявшихся роботов огоньком выброшенного окурка, снова скользит, поражая вражеских снайперов точными выстрелами в голову, взмывает в сальто после атаки в ближнем бою и в режиме замедления времени в воздухе расстреливают уязвимую точку отброшенного ударом мини-босса... Тут костюм все-таки перегревается и приходится уклоняться от пуль без помощи реактивной тяги с рапидом.

    В моменты перегрева Vanquish напоминает стандартный западный шутер, но Сэм быстро восстанавливается и снова начинает носиться на коленях вокруг монументального мегабосса, уворачиваясь от неспешно сверлящих атмосферу пуль и сбивая застывшие в воздухе ракеты.

    Сложность выверена идеально: Сэма достаточно трудно убить, чтобы вы могли на деле оценить все достоинства тактического суперкостюма, но в то же время герой не является неуязвимым; чекпойнты разнесены далеко друг от друга, и игра жестоко карает за любую тактическую ошибку. На среднем уровне сложности Vanquish удовлетворит потребности любого нормального игрока, а после первого прохождения открывается уровень God Hard - из приятного времяпрепровождения на три вечера игра превращается в настоящего пожирателя свободного времени. God Hard - развлечение не для слабых духом... зато потраченных на игру денег точно будет не жалко.

    Vanquish - игра, в которой поражение вызывает больше положительных эмоций, чем победа. Смерть Сэма - это повод еще раз переиграть головокружительный отрезок уровня, попробовать еще более самоубийственную тактику и окончательно ощутить себя состоявшимся супергероем. Ну а гибель босса - это всего лишь следующий чекпойнт.

    * * *

    Vanquish - практически идеальный образец того, как японская массовая культура умеет поглощать лучшие западные наработки и строить на основе чужого жанра свой собственный, ранее не существовавший. Получился уникальный гибрид TPS, слэшера с замедлением времени и классических платформенных аркад, боссов в которых было больше, чем рядовых противников.

    Серьезных недостатков (даже не недостатков - ограничений) у Vanquish всего два, но каждый из них отнимает по баллу от итоговой оценки. Во-первых, это все-таки пародия на западные блокбастеры, и чувство юмора у Миками весьма... своеобразное. Во-вторых, новый жанр японского шутера от третьего лица с использованием укрытий куда уместнее смотрелся бы на восьмибитной NES (или на шестнадцатибитной Mega Drive), чем на PS3 и Xbox 360.

    Vanquish - новая игра студии Platinum Games, создателей знаменитых MadWorld и Bayonetta. Насколько близкий к идеалу боевик талантливым японцам удалось соорудить в этот раз - читайте в нашем подробнейшем обзоре!

    Отправить

    Распад Clover Studio в 2007 году многие поклонники компании расценили как что-то незначительное - ведь студия всего-то сменила название на Platinum Games , сохранив прежнюю команду почти в полном составе. И правда - даже теперь, спустя годы, они продолжают заниматься тем, что у них получается лучше всего - делают сумасшедшие в лучшем смысле этого слова экшены.

    Впрочем, идеологически новая игра Platinum Games заметно отличается от прошлого творчества студии. Три года назад творения японской конторы строилось на умильном минимализме: глубокомысленная была, по сути, строгим ребусом на тему восточной мифологии; в основе лежал грубый и старомодный beat "emup; и даже God Hand , апофеоз гротескной жестокости, рядом с западными аналогами вроде , выглядел манерной девицей на высоких шпильках.

    Сегодня все перевернулось с ног на голову. Wii-эксклюзив неожиданно оказался самым красивым и изящным симулятором убийств современности, воткнув дорожный знак в спину пресного и морально устаревшего . В Хидеки Камия не постеснялся взорвать все, до чего дотянется рука - а дотянулась она в итоге до масштабов открытого космоса. Синдзи Миками, другой легендарный геймдизайнер, пошел еще дальше - действие целиком (включая финальные титры) развивается где-то на далекой орбите, а глобальные взрывы здесь демонстрируют перед каждой второй миссией. Просто так, затравки ради.

    Впрочем, нужно понимать, что снопы искр и каскады гранат - важные, но далеко не главные компоненты творчества Миками. Без малого во все свои творения японец, несмотря на нарочито серьезные сюжеты, добавляет изрядные дозы абсурда в лучших традициях коллег-земляков (Гоити Суды , например). Получается, как правило, здорово: сами по себе истории уровня P.N.03 мало кого могут серьезно увлечь, зато куча визуального юмора вкупе с пиротехникой привлекают публику эффективнее любого сложносочиненного сценария.


    Именно поэтому завязка без особых проблем укладывается в одно предложение: когда злые русские роботы во главе с деспотичным Виктором Зайцевым вторглись на территорию американской космической станции, правительство звездно-полосатых решило обеспечить протекцию ресурсов (станция добывает солнечную энергию), отправив на ее защиту армаду вооруженных до зубов солдат.

    Поначалу угроза кажется пустяковой - соотечественники Пушкина, несмотря на внушающий уважение статус глобального зла, в битвах выступают как нескончаемые орды тех самых красных роботов, убиваемых дерзким расстрелом «в лицо». У их оппонентов есть, по крайней мере, Сэм Гидеон - ученый с нечеловеческой реакцией, дикой тягой к никотину и в робокостюме, благодаря которому на поле боя он ведёт себя как заправская рок-звезда.


    Механика при этом, что странно, самая обычная: есть Гидеон, есть напарники, есть укрытия,враги... и милая возможность прокачивать стволы в соответствии с военной иерархией. Умереть легко - достаточно повредить костюм избытком свинца или чрезмерным скольжением по земле (эффект от тяжелого ранения сопоставим внешне с включением witcher time в , когда время замедляется и все вокруг синеет). Выполнить миссию стократ проще - рядовые враги еле-еле стоят на ногах после половины автоматного рожка, а кроме инфильтрации разумного металла других целей переднами никто не ставит.

    Вопросы отпадают, как только на экране появляются боссы. Первым на сцену вылезает гигантский паук с десятками болевых точек, пускающий мириады самонаводящихся ракет, импульсных гранат, каких-то энергетических волн и бог знает что еще. Здесь-то и обнаруживают себя главные «фишки» : отсидеться за укрытием нельзя (ракеты часто огибают железные преграды, а бетонные - просто превращают в крошку), поэтому приходиться действовать на скорость - расстреливать очередное уязвимое место гиганта, пока тот не выстрелит в героя пушечным снарядом.


    Это - простейший пример. Дальше помимо ожидаемых механизмов размером с дом будут изамысловатый клон Электро, и противный робот с вечнойрегенерацией запчастей и, конечно, сам Зайцев в сияющей броне архангела, а ближе кфиналу - сразу в двух ипостасях.

    Поначалу двойственный подход разработчиков обескураживает и наводит на неприятные мысли о кризисе самоидентификации - слишком уж непонятно, что выцветшая палитра и прозападный подход к перестрелкам делают рядом с ярким азиатским безумием тысячи фейерверков. С одной стороны, мы имеем игру с намеренно бредовым сюжетоми стробоскопической скоростью кадра, с другой - игра эта ничто иное, как урезанная версия Gears of War.

    Но не думайте, что ради таких вот запоминающихся и хардкорных поединков стоит терпеть часы унылой беготни по линейным уровням с расставленными триггерами появления хлипких машин. - игра Синдзи Миками, не забыли? Конечно, это не цельная восьмичасовая юмореска в духе , и недобрая ирония вроде . Классический видеоигровой юмор здесь при определенном настрое вообще можно не заметить (хотя его довольно много; обратите внимание, например, на дискотеку роботов на одном из финальных уровней), зато мимо сатиры пройти невозможно. Бойцы носятся по полю брани с известным любому поклоннику военных шутеров воплем «RPG!». Отдельный вид врагов, не обнаружив рядом модных укрытий, строит их прямо перед собой. Эпизод Darkness остроумно издевается над сценой поездки броневика по тоннелю из . А противники - явная пародия на ковенантов из - смешно верещат при наступлении и десантируют едва ли не игроку на голову.


    С бестселлером Bungie творение Platinum Games вообще объединяет многое, причем сходство это не всегда внешнее. Сценарии сражений в обоих случаях держатся исключительно на абстракциях: ничего особенного не происходит, знай себе постреливай пульками, но все равно создается впечатление, что вокруг - настоящая война, с обороной позиций, захватом важных точек и даже с тактикой. Последняя упомянута не просто к слову и вовсе не из-за волшебного костюма протагониста, за качественным состоянием которого нужно следить и в пылу самой жаркой схватки. Главное достоинство Vanquish сперва хочется сердечно наградить званием «постановка года» (шик здешних роликов, кажется,отрабатывался на общем совещании Джона Ву , Майкла Бэя и братьев Вачовски ), а потом задать напоследок пару неловких вопросов. Виной тому какая-то несвойственная азиатам робость, в силу которой Миками сотоварищи заботливо сделали видеосцены вообще неинтерактивными, что после (в которой, напомним, мы лично переживали крушение небоскреба под своими ногами) вызывает одно лишь недоумение. QTE в ужасно технологичном мире будущего (архаичные танки на локациях явно доживают последние дни), как выяснилось, большая редкость, хотя покрутить стиком верхом на боссе, безусловно, приятно.

    Отторгает совсем немногим, но и привлекает умеренно - безумие с узким разрезом глаз здесь чувствуется разве что в ядреных как тройная порция ваcсаби перестрелках. Поэтому вряд ли вы, даже будучи большим фанатом Годзиллы и аниме Robotech, сможете искренне полюбить эту игру. А этого, поверьте, и не требуется - достаточно сесть и с кипящими от впечатлений глазами пронестись до титров, бросив в конце душевное зайцевское «Do svidanja!» .

    Давно уже не выходило по правде хороших шутеров от третьего лица, но японские разработчики из компании Platinum Games , ответственные за создание шедевральной Bayonetta , решили нарушить застой в этом жанре и выпустили свое детище под названием Vanquish . Игра сочетает в себе лучшие идеи западных разработчиков и умение японских геймдизайнеров создавать колоритных персонажей и огромных смертоносных боссов.

    Оружие массового поражения будущего

    Не смотря на все плюсы графики и игрового процесса, сюжет Vanquish получился довольно банальным. События игры развиваются в недалеком будущем, где человечество борется за незначительный остаток ресурсов истощенной за многие годы планеты. Дабы хоть как-то бороться с этой проблемой, США создали орбитальную станцию с генератором, питающимся от солнечной энергии.
    Главными злодеями разработчики решили сделать Российскую Федерацию, а точнее военизированную группировку под названием Порядок Русской Звезды (Order of the Russian Star), во главе которой стоит Виктор Зайцев. Террористы захватывают орбитальную станцию, и превращают собранную энергию Солнца в энергетический луч, используя который полностью уничтожают Сан-Франциско. Кстати, сцена по уничтожению города в Vanquish сделана очень детально и кроваво – крупным планом показано, как кровь буквально закипает в телах беспомощно мечущихся в поисках спасения мирных жителях. Понятное дело, все это сопровождается невероятными разрушениями.

    Выстрел из такого орудия способен в буквальном смысле зажарить целый город.

    После демонстрации своей силы и решительности, Зайцев выходит на связь с президентом США и предлагает тем немедленно сдаться, или следующей целью луча станет Нью-Йорк. Понятное дело, такой расклад нисколько не устраивает американцев, так что на орбитальную станцию посылают специальный отряд Браво во главе с подполковником Робертом Бернсом. Именно в составе этого подразделения и будет действовать главный герой игры, Сэм Гидеон. Только в отличие от других воинов, он является не военным, а ученым из Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA) и использует ультра современный роботизированный боевой костюм Augmented Reaction Suit (ARS) . Он имеет огромное количество различных функций, а также несколько реактивных ускорителей, установленных как на ногах, так и руках. Оружием Сэма является специальная разработка под названием BLADE .
    Конфликт с Русскими стал идеальной возможностью протестировать костюм в реальном бою. Перед отправлением на миссию, Сэм получает секретное задание от президента, согласно которому ему необходимо спасти ученого по имени Франсис Кандид, который работал на станции во время захвата. Однако доктор решает взять ситуацию в свои руки и самостоятельно предотвратить уничтожение Нью-Йорка.

    Серый металл и вечнозеленые деревья в космосе

    Все события Vanquish развиваются на огромной орбитальной станции, так что особого различия в пейзажах не может быть в принципе, однако и при этом разработчики смогли сделать все очень красивым и ненадоедливым. Вначале вы пробираетесь через огромную площадь, потом едите на платформе, отстреливая противников со стационарных орудий, а через некоторое время оказываетесь в парковой зоне, где главного героя со всех сторон окружают деревья. Заскучать точно не дадут.
    Визуально все эти футуристические пейзажи выглядят просто шикарно. Иногда просто поражаешься, насколько все продумано и умело сделано – везде мигают какие-то огоньки, на консолях отображается какая-то информация, даже костюм главного героя постоянно находится в движении. Если сильно присматриваться, можно, конечно, найти и некоторые низкокачественные текстуры, а также низкополигональные модели, однако все это настолько мастерски завуалировано всяческими эффектами постобработки, что во время самой игры не замечается ни одного изъяна.
    Эффекты от выстрелов и взрывов также сделаны на высоком уровне, как и окружающая среда. Во время ожесточенных перестрелок по всему полю боя видны взрывы гранат, ракет, случайно (или нарочно) подстреленной бочки с топливом, а трассирующие пули над головой главного героя во время передышки в укрытии, заставляют задумать о том, стоит ли вообще высовывать голову.
    Все это визуальное богатство красок гармонично дополняет соответствующая атмосфере музыка и качественно сделанные звуковые эффекты. Иногда, правда, надоедают постоянные выкрики союзников типа «РАКЕТА!!!», но в остальном озвучка нареканий не вызывает.


    Иногда буквально весь экран заполняется вражескими снарядами.

    Человек молния

    Одна из главных особенностей игрового процесса Vanquish – огромная динамичность и необходимость практически постоянно находиться в движении на поле боя. Благо в этом помогают уникальные способности боевого костюма главного героя, да и в самых критических ситуациях, когда Сэму уже практически пора заказывать гроб, автоматически включается система замедления времени и чувствуешь себя настоящим Нео в Матрице. Сделан этот режим очень красиво и эффектно – пули врагов, но не нашего героя, медленно пролетают, оставляя в воздухе характерный шлейф, хватает времени даже на то, чтобы прицелиться по летящей в вас ракете или снести голову нескольким надоедливым роботам. Включать замедление можно и по своей инициативе, однако делается это не нажатием одной кнопки, как во множестве игр с подобной функцией. Для того чтобы довести это действие до автоматизма, все-таки понадобится некоторое время, ведь нужно успеть осуществить уклонение в каком-либо направлении и во время его выполнения успеть зажать левый триггер на геймпаде. Но через несколько неудачных попыток остаться в живых посреди толпы противников, расстреливающих вас со всех сторон, этому приему просто приходится научиться.
    Еще одной удобной возможностью Сэма является использование реактивных ускорителей. Они позволяют буквально скользить на огромной скорости по местности, не давая врагам ни одного шанса попасть по вам, пока вы маневрируете от одной точки укрытия к другой. В некоторых битвах, особенно во второй половине игры, без использования этой способности просто не выжить – не успеешь отойти с линии огня «большой пушки», и к главному герою приходит злая тетка с косой через плечо.


    Способность быстро перемещаться не раз спасет шкуру главному герою.

    Одна пушка хорошо, а три – лучше

    Кроме невероятных возможностей костюма главного героя, разработчики Vanquish решили предоставить игрокам еще одно незаменимое устройство под названием BLADE. Оно способно сканировать любое оружие прямо на поле боя и трансформироваться в него. К сожалению, его память ограничена и может хранить информацию только о трех видах оружия, но этого, чаще всего, вполне достаточно для эффективного противостояния любым типам врагов.
    Как и в большинстве шутеров, нам будет предложен выбор из легкого и тяжелого пулеметов, дробовика, снайперской винтовки и ракетницы. Также есть и несколько видов более экзотического оружия, как, например, дискомет, самонаводящийся лазер и энергетическая пушка. Каждое оружие имеет свои характеристики, которые можно просмотреть в специальном меню при вызове паузы, и оно может быть улучшено по мере прохождения. При неполном запасе амуниции и «изучении» пушки, которая есть в памяти BLADE, просто восстанавливается ее боезапас до максимума. Если же патроны не нужны, происходит постепенное улучшение характеристик данного оружия. Кроме этого иногда с врагов выпадают специальные бонусы улучшения, сразу поднимающие характеристики выбранной на данный момент пушки. Причем такие апгрейды значительно повышают боевую мощь, позволяя выносить врагов более быстро и эффективно. Кстати, при смерти главного героя, оружие будет немного деградировать, так что надо стараться умирать на поле боя реже.
    Конечно, кроме стандартных пушек, в распоряжении протагониста есть и гранаты двух типов – стандартные осколочные и энергетические, которые на некоторое время выводят из строя всех находящихся неподалеку роботов. Научившись их бросать, вы сможете с легкостью выкуривать из укрытий самых наглых врагов, решивших отсидеться за баррикадой и отстреливать вас и ваших союзников с безопасного убежища. Кстати, раненых товарищей можно и нужно лечить прямо на поле боя, вкалывая дозу стимуляторов. Они не только вернутся в строй и начнут отстреливать неприятелей, но и дадут подарок в виде случайного вида оружия.
    Разработчики Vanquish решили пойти еще немного дальше в своей боевой системе и наделили главного героя способностью довольно неплохо каутировать врагов в рукопашном бою. Причем от того, какое оружие находится в руках у Сэма, будет зависеть и тип рукопашной атаки. Но и махать кулаками надо осторожно – это занятие очень быстро перегревает костюм, и вы можете оказаться в окружении врага с перегретым реактором без возможности замедлить время и страдая из-за понижения скорости передвижения.


    В ближнем бою главный герой просто «рвет» противников на части.

    Футуристические титаны

    Одним из самых красиво и эффектно реализованных моментов в Vanquish являются битвы с боссами. Они, зачастую, представлены в виде огромных роботов, несущих толстенную броню и обладающие способностью вести шквальный огонь практически без перерывов. Все это вместе взятое делает их непростыми соперниками и к каждому из них необходимо искать свой собственный подход.
    Чаще всего нужно отыскать на громадине уязвимые точки, которые горе-инженеры просто поленились закрыть листами брони, оставляя своих титанов уязвимыми перед прицельным огнем. Найдя такие точки, остается не попадать под выстрелы громилы и стараться как можно более точно всаживать обойму за обоймой в Ахиллесовы пяты босса.
    Нескольких минут напряженной игры в постоянных перебежках от укрытия к укрытию, использования замедления времени и отстрелу летящих в вас ракет обычно вполне достаточно для получения победы. Но зачастую совершить такой подвиг с первой попытки не получается, и приходится начинать уничтожение врага с начала, или определенной фазы, если бой поделен на несколько этапов. Но это даже к лучшему, ведь игра настолько короткая, что даже на среднем уровне сложности проходится часов за семь-восемь. Для желающих хоть немного продлить игровой процесс есть возможность попробовать заново пройти любую из миссий, заработав больше очков или найдя бонусные статуэтки, а также специальные испытания, в которых главный герой противостоит надвигающимся волнам противников.


    Некоторые боссы не такие уж и большие, однако справится с ними от этого не легче.

    Vanquish получилась хорошей практически во всем, за исключением короткой кампании, глупых и зачастую не совсем уместных фраз в диалогах, а также банального сюжета. Все остальное разработчиками из Platinum Games сделано на высшем уровне и заслуживает похвалы. Даже обычно скучные титры сделаны в виде небольшой мини-игры, за которую, кстати, также начисляются игровые очки.

    Давно уже не выходило по правде хороших шутеров от третьего лица, но японские разработчики из компании Platinum Games , ответственные за создание шедевральной Bayonetta , решили нарушить застой в этом жанре и выпустили свое детище под названием Vanquish . Игра сочетает в себе лучшие идеи западных разработчиков и умение японских геймдизайнеров создавать колоритных персонажей и огромных смертоносных боссов.

    Оружие массового поражения будущего

    Не смотря на все плюсы графики и игрового процесса, сюжет Vanquish получился довольно банальным. События игры развиваются в недалеком будущем, где человечество борется за незначительный остаток ресурсов истощенной за многие годы планеты. Дабы хоть как-то бороться с этой проблемой, США создали орбитальную станцию с генератором, питающимся от солнечной энергии.

    Главными злодеями разработчики решили сделать Российскую Федерацию, а точнее военизированную группировку под названием Порядок Русской Звезды (Order of the Russian Star), во главе которой стоит Виктор Зайцев. Террористы захватывают орбитальную станцию, и превращают собранную энергию Солнца в энергетический луч, используя который полностью уничтожают Сан-Франциско. Кстати, сцена по уничтожению города в Vanquish сделана очень детально и кроваво – крупным планом показано, как кровь буквально закипает в телах беспомощно мечущихся в поисках спасения мирных жителях. Понятное дело, все это сопровождается невероятными разрушениями.

    После демонстрации своей силы и решительности, Зайцев выходит на связь с президентом США и предлагает тем немедленно сдаться, или следующей целью луча станет Нью-Йорк. Понятное дело, такой расклад нисколько не устраивает американцев, так что на орбитальную станцию посылают специальный отряд Браво во главе с подполковником Робертом Бернсом. Именно в составе этого подразделения и будет действовать главный герой игры, Сэм Гидеон. Только в отличие от других воинов, он является не военным, а ученым из Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA) и использует ультра современный роботизированный боевой костюм Augmented Reaction Suit (ARS) . Он имеет огромное количество различных функций, а также несколько реактивных ускорителей, установленных как на ногах, так и руках. Оружием Сэма является специальная разработка под названием BLADE .

    Конфликт с Русскими стал идеальной возможностью протестировать костюм в реальном бою. Перед отправлением на миссию, Сэм получает секретное задание от президента, согласно которому ему необходимо спасти ученого по имени Франсис Кандид, который работал на станции во время захвата. Однако доктор решает взять ситуацию в свои руки и самостоятельно предотвратить уничтожение Нью-Йорка.

    Серый металл и вечнозеленые деревья в космосе

    Все события Vanquish развиваются на огромной орбитальной станции, так что особого различия в пейзажах не может быть в принципе, однако и при этом разработчики смогли сделать все очень красивым и ненадоедливым. Вначале вы пробираетесь через огромную площадь, потом едите на платформе, отстреливая противников со стационарных орудий, а через некоторое время оказываетесь в парковой зоне, где главного героя со всех сторон окружают деревья. Заскучать точно не дадут.

    Визуально все эти футуристические пейзажи выглядят просто шикарно. Иногда просто поражаешься, насколько все продумано и умело сделано – везде мигают какие-то огоньки, на консолях отображается какая-то информация, даже костюм главного героя постоянно находится в движении. Если сильно присматриваться, можно, конечно, найти и некоторые низкокачественные текстуры, а также низкополигональные модели, однако все это настолько мастерски завуалировано всяческими эффектами постобработки, что во время самой игры не замечается ни одного изъяна.

    Эффекты от выстрелов и взрывов также сделаны на высоком уровне, как и окружающая среда. Во время ожесточенных перестрелок по всему полю боя видны взрывы гранат, ракет, случайно (или нарочно) подстреленной бочки с топливом, а трассирующие пули над головой главного героя во время передышки в укрытии, заставляют задумать о том, стоит ли вообще высовывать голову.

    Все это визуальное богатство красок гармонично дополняет соответствующая атмосфере музыка и качественно сделанные звуковые эффекты. Иногда, правда, надоедают постоянные выкрики союзников типа «РАКЕТА!!!», но в остальном озвучка нареканий не вызывает.

    Человек молния

    Одна из главных особенностей игрового процесса Vanquish – огромная динамичность и необходимость практически постоянно находиться в движении на поле боя. Благо в этом помогают уникальные способности боевого костюма главного героя, да и в самых критических ситуациях, когда Сэму уже практически пора заказывать гроб, автоматически включается система замедления времени и чувствуешь себя настоящим Нео в Матрице. Сделан этот режим очень красиво и эффектно – пули врагов, но не нашего героя, медленно пролетают, оставляя в воздухе характерный шлейф, хватает времени даже на то, чтобы прицелиться по летящей в вас ракете или снести голову нескольким надоедливым роботам. Включать замедление можно и по своей инициативе, однако делается это не нажатием одной кнопки, как во множестве игр с подобной функцией. Для того чтобы довести это действие до автоматизма, все-таки понадобится некоторое время, ведь нужно успеть осуществить уклонение в каком-либо направлении и во время его выполнения успеть зажать левый триггер на геймпаде. Но через несколько неудачных попыток остаться в живых посреди толпы противников, расстреливающих вас со всех сторон, этому приему просто приходится научиться.

    Еще одной удобной возможностью Сэма является использование реактивных ускорителей. Они позволяют буквально скользить на огромной скорости по местности, не давая врагам ни одного шанса попасть по вам, пока вы маневрируете от одной точки укрытия к другой. В некоторых битвах, особенно во второй половине игры, без использования этой способности просто не выжить – не успеешь отойти с линии огня «большой пушки», и к главному герою приходит злая тетка с косой через плечо.

    Одна пушка хорошо, а три - лучше

    Кроме невероятных возможностей костюма главного героя, разработчики Vanquish решили предоставить игрокам еще одно незаменимое устройство под названием BLADE. Оно способно сканировать любое оружие прямо на поле боя и трансформироваться в него. К сожалению, его память ограничена и может хранить информацию только о трех видах оружия, но этого, чаще всего, вполне достаточно для эффективного противостояния любым типам врагов.

    Как и в большинстве шутеров, нам будет предложен выбор из легкого и тяжелого пулеметов, дробовика, снайперской винтовки и ракетницы. Также есть и несколько видов более экзотического оружия, как, например, дискомет, самонаводящийся лазер и энергетическая пушка. Каждое оружие имеет свои характеристики, которые можно просмотреть в специальном меню при вызове паузы, и оно может быть улучшено по мере прохождения. При неполном запасе амуниции и «изучении» пушки, которая есть в памяти BLADE, просто восстанавливается ее боезапас до максимума. Если же патроны не нужны, происходит постепенное улучшение характеристик данного оружия. Кроме этого иногда с врагов выпадают специальные бонусы улучшения, сразу поднимающие характеристики выбранной на данный момент пушки. Причем такие апгрейды значительно повышают боевую мощь, позволяя выносить врагов более быстро и эффективно. Кстати, при смерти главного героя, оружие будет немного деградировать, так что надо стараться умирать на поле боя реже.

    Конечно, кроме стандартных пушек, в распоряжении протагониста есть и гранаты двух типов – стандартные осколочные и энергетические, которые на некоторое время выводят из строя всех находящихся неподалеку роботов. Научившись их бросать, вы сможете с легкостью выкуривать из укрытий самых наглых врагов, решивших отсидеться за баррикадой и отстреливать вас и ваших союзников с безопасного убежища. Кстати, раненых товарищей можно и нужно лечить прямо на поле боя, вкалывая дозу стимуляторов. Они не только вернутся в строй и начнут отстреливать неприятелей, но и дадут подарок в виде случайного вида оружия.

    Разработчики Vanquish решили пойти еще немного дальше в своей боевой системе и наделили главного героя способностью довольно неплохо каутировать врагов в рукопашном бою. Причем от того, какое оружие находится в руках у Сэма, будет зависеть и тип рукопашной атаки. Но и махать кулаками надо осторожно – это занятие очень быстро перегревает костюм, и вы можете оказаться в окружении врага с перегретым реактором без возможности замедлить время и страдая из-за понижения скорости передвижения.

    Футуристические титаны

    Одним из самых красиво и эффектно реализованных моментов в Vanquish являются битвы с боссами. Они, зачастую, представлены в виде огромных роботов, несущих толстенную броню и обладающие способностью вести шквальный огонь практически без перерывов. Все это вместе взятое делает их непростыми соперниками и к каждому из них необходимо искать свой собственный подход.

    Чаще всего нужно отыскать на громадине уязвимые точки, которые горе-инженеры просто поленились закрыть листами брони, оставляя своих титанов уязвимыми перед прицельным огнем. Найдя такие точки, остается не попадать под выстрелы громилы и стараться как можно более точно всаживать обойму за обоймой в Ахиллесовы пяты босса.

    Нескольких минут напряженной игры в постоянных перебежках от укрытия к укрытию, использования замедления времени и отстрелу летящих в вас ракет обычно вполне достаточно для получения победы. Но зачастую совершить такой подвиг с первой попытки не получается, и приходится начинать уничтожение врага с начала, или определенной фазы, если бой поделен на несколько этапов. Но это даже к лучшему, ведь игра настолько короткая, что даже на среднем уровне сложности проходится часов за семь-восемь. Для желающих хоть немного продлить игровой процесс есть возможность попробовать заново пройти любую из миссий, заработав больше очков или найдя бонусные статуэтки, а также специальные испытания, в которых главный герой противостоит надвигающимся волнам противников.

    Vanquish получилась хорошей практически во всем, за исключением короткой кампании, глупых и зачастую не совсем уместных фраз в диалогах, а также банального сюжета. Все остальное разработчиками из Platinum Games сделано на высшем уровне и заслуживает похвалы. Даже обычно скучные титры сделаны в виде небольшой мини-игры, за которую, кстати, также начисляются игровые очки.

    Графика: 4.8
    Геймплей: 4.8
    Звук и музыка: 4.5
    Сюжет: 3.9

    Талант Синдзи Миками как геймдизайнера тяжело поставить под сомнение. Если кто-то вдруг не знаком с его творческим прошлым, напоминаем: этот человек виноват в рождении серии Resident Evil , не без его участия на свет появилась Devil May Cry . Над Vanquish Миками трудился в студии Platinum Games , а она, в свою очередь, может похвастаться Bayonetta — истерическим слэшером о ведьме с пистолетами на ногах.

    Все эти игры обладают чисто японскими чертами. В них неадекватные системы сохранений, яростный подсчет очков, повторяющиеся из уровня в уровень боссы и абсолютно кретинские сюжеты. Но все их любят. И просят еще. Потому что японцы по мелочам не размениваются: на экране таких творений будет происходить столько интересного, и так сильно будет распирать гордость за ваше непосредственное участие в этой красоте, что все придирки быстро забываются.

    В Vanquish проявляются элементы всех значимых работ Миками и студии Platinum Games, вместе взятых. Однако одними лишь внутренними заимствованиями дело не ограничивается - ингредиенты для Vanquish поставлялись со всех концов индустрии. Пока Microsoft выжимала последние соки из торговой марки Halo , пока Клифф Блежински в очередной раз отправлял военнообязанные шестеренки крошить саранчу, а либерал-демократы клеймили позором ужасные антипатриотические сцены из Modern Warfare 2 , где-то в Осаке делали игру о войне США с Россией. В ней наши соотечественники наряжаются механическими архангелами и, что характерно, атакуют из космоса, выстрелом гигантской микроволновой пушки.

    Курение убивает

    Традиционная для японской игровой индустрии идиотия начинается сразу же, беспощадно разворачиваясь во всю ширь еще в завязке. Недалекое, разумеется, будущее. США плюнули наконец-то на нефть и построили в точке Лагранжа между Землей и Луной колоссальных размеров космическую станцию. Явное преимущество станции перед старыми методами экспансии - энергию она берет из солнечного света, а не из территорий мусульманских стран. Плюс на ней можно жить, кататься на монорельсе и пялиться на лесопарковую зону, развернутую где-то на высоком потолке этого цилиндрического сооружения. Мир, дружба, жвачка, но есть нюанс - власть в Российской Федерации будто давным-давно захватил кто-то из ближайших союзников Эдуарда Лимонова, и теперь ультранационалисты жаждут американской крови. Станцию втихомолку оккупировали и конвертировали в адский гиперболоид: Сан-Франциско стерт с лица земли, на очереди Нью-Йорк.

    Руководит направленным тепловым ударом некто Виктор Зайцев. Он, подобно Ксерксу, наблюдает за операцией из своего логова, сверкает лысиной с розетками в стиле Нео и чем-то отдаленно напоминает вечно живого лидера братства NOD. Условие у него одно - полная капитуляция США. Президент всея Америки (на этот раз не чернокожий, но женского пола) эту идею не поддерживает и отправляет на станцию десант.

    Здесь-то и появляется наш герой - Сэм Гидеон, комок тестостерона в экспериментальном суперкостюме. Стремительная реакция, железные нервы, нечеловеческая ловкость и безнадежно прокуренный голос - обязательные атрибуты. Табакокурение для Сэма вообще отдельная функция - есть даже специальная кнопка. Нажимаем, и Сэм, сидя в укрытии и игнорируя порхающие вокруг ракеты класса «земля - земля», делает пару стремительных затяжек. Из других отличительных черт: реактивные двигатели на руках и ногах, сверхпрочная броня модного дизайна и опять же сугубо экспериментальная система BLADE - все оружие эффектно вырастает у Сэма буквально из рукава. Получился некий Франкенштейн из Мастер Чифа, Тони Старка, Гайвера и айфона.

    Из командного центра нашпигованному высокими технологиями Сэму помогает гениальная советская женщина Елена Иванова. Коэффициент интеллекта 183, почти как у рекордсменки Мэрилин вос Савант, не мешает Елене носить мини-юбку, томно вздыхать в драматические моменты и во всем беспрекословно подчиняться Сэму. Другой персонаж второго плана - командир операции, ветеран десантных войск Роберт Бёрнс, полный тезка шотландского поэта XVIII века. У него, как у Сэма, очень прокуренный голос (в мире Vanquish это такой признак крутости), металлический протез вместо правой руки, здоровенный шестиствольный пулемет и маниакальное стремление жертвовать своими солдатами даже там, где это в общем-то и не обязательно делать.

    В такой вот веселой компании игроку предстоит десантироваться на космическую станцию и отбить массивное наступление русских роботов. Человекоподобных, гигантских. Каких же еще?

    Солид Снейк - один из самых известных курильщиков в игровой индустрии. В Metal Gear Solid сигареты - это не только вредный пример для молодежи, но и ценный с точки зрения геймплея предмет: с помощью сигаретного дыма Снейк может обнаружить лазерные ловушки.

    Безымянный герой из Gothic тоже не прочь покурить. Но этот предпочитает вовсе не сигареты, а болотник, что выращивают в Братстве Спящего. Эффект от курения небогат, но интересен. Игрок может делать то же, что и обычно, но быстро понимает, что гораздо веселее бегать кругами и наслаждаться смешно вытянутым изображением.

    Оружие - причина смертельных ранений

    Роботов здесь навалом, самых разнообразных. Есть маленькие, очень маленькие, большие, легендарные гигантские, колоссальные - все при этом русские, и всех надо изрешетить. Размеры некоторых так велики, что их приходится уничтожать изнутри. Выглядит все это разнообразие, сами понимаете, эпически. Многие из боссов трансформируются, некоторые на лету. Пока Сэм расправляется с выкрашенной в красный цвет русской робототехникой (которая своей угловатостью напоминает ковенантов из Halo), сверху падает гигантский космический корабль. Сцена напоминает нечто среднее между обороной Зиона из пресловутой «Матрицы» и посадкой корабля графа Дуку из пресловутых «Звездных войн».

    Естественно, герой в таких декорациях ведет себя подобающим образом. Гранату Сэм бросит не просто так - он прыгнет в балетном па, крайне неудобном для прицеливания. Самый банальный прием в его арсенале - дать пяткой в нос, сделать сальто, включить сло-мо и расстрелять оглушенного врага, неспешно опускаясь на землю, прямо как в японском слэшере Devil May Cry.

    Воевать в Vanquish чертовски приятно. Шутка ли - даже главный положительный герой испытывает от всего происходящего неподдельный энтузиазм. Сэму все мало, он получает удовольствие от каждой стычки, постоянно повторяет фразу «It’s gonna be fun» и вообще в детстве явно мечтал убивать русских роботов. Примерно так же чувствует себя игрок. Красота вокруг творится неописуемая: пули и ракеты летают, словно рои насекомых, которых кто-то потревожил. Скорее всего, это были вы, потому что летят в основном в вашу сторону, но от всего этого буйства можно увернуться. Ракеты можно сбить еще на подлете - или вовсе проскользнуть прямо под ними в подкате. Затем вы пролетаете между ног огромного робота и расстреливаете его в спину. Все это в красивом танце, в замедленной съемке, со снопами искр из всех щелей, под надоедливый, но подходящий ситуации хаус. Это настолько по-японски, что сразу после продолжительного сеанса Vanquish непроизвольно хочется нацепить кимоно.

    Vanquish приводит к превращению в японца

    От всех этих умопомрачительных трюков костюм главного героя перегревается, на спине открывается сопло ракетного двигателя, и некоторое время приходится ждать его полного охлаждения. До того момента Сэм не может размахивать кулаками, кататься на коленках подобно рок-звезде с моторчиком и уходить в сло-мо. А включается оно как раз из того самого подката (надо просто начать стрелять), после кувырка в сторону или автоматически, когда в теле Сэма оказывается слишком много свинца. По этой же причине сильно перегретый герой становится куда уязвимее охлажденного. Внешне все происходящее напоминает аниме-сериал Robotech или что-то близкое по духу, что-то страшно технологичное и японское.

    Даже сама игра в этот момент намекает на то, что мы попали в Gears of War про умалишенных японских роботов. Мы все это время прячемся в укрытиях, бегаем, стреляем; отдельная кнопка для рукопашной, отдельная - для броска гранаты. Механика, в принципе, та же, но ускоренная в три-четыре раза. Весь арсенал Сэма традиционно для таких шутеров разбросан по крестовине и подвержен примитивным апгрейдам: если мы подбираем патроны, а их и так максимальное количество, пушка получает повышение и магазин увеличивается (к концу игры - и урон тоже).

    Помимо традиционных способов пополнения арсенала есть интересный - радикально японский. Братья по оружию нередко падают, подкошенные вражеской пулей, и начинают отчаянно ползать, как в Gears of War. Сэм же может подойти и помочь, воткнув в спину коллеге вакцину от всех болезней. Дальше происходит удивительное: из недр спасенного бойца выскакивает гранатомет/тяжелый пулемет/штурмовая винтовка. Ничуть не смущенный, боец убегает по своим делам, а Сэму остается лишь аккуратно подобрать трофеи.

    Такие простые и порой условные правила отлично работают. Единственная по-настоящему серьезная проблема игры - через некоторое время даже все вышеописанные красоты, неистовства и апгрейды с гранатами могут наскучить. Новых боссов ждать приходится мучительно долго, здесь легче попасть на двойную порцию старых. А если на экране появляется чудо, похожее на конвейерного робота из клипа The Chemical Brothers, можно быть уверенным - встреча не последняя. Такие проблемы не в новинку: то же самое было в Resident Evil, в Devil May Cry и сотне других исконно японских игр.

    Намного сильнее надоедают стальные декорации в стиле японского техно, ведь что-то новое ненадолго появляется только лишь в середине игры. Сэм непродолжительное время бегает по какому-то парку, а потом возвращается в знакомое окружение, сменив деревья и живописно разбросанные камни на железобетон и стекло. Радоваться остается только масштабности построек - гигантомания в дизайне уровней наблюдается примерно такая же, как в Bayonetta или God of War . Японская.

    * * *

    Игра вроде Vanquish могла родиться только и только в Ниппоне. Именно из национальных особенностей вырастают не только все достоинства игры, но и ее немногочисленные недостатки. Игра могла бы сохраняться чаще и в более удобных местах, а повторение боссов и игровых ситуаций европейцу не то чтобы неприятно, но как минимум непонятно. В то же время размытые грани адекватного в творческом сознании Синдзи Миками позволили ему и его команде выдать такой мощный, интенсивный и красивый шутер, что его однообразные боевые сцены хочется переигрывать вновь и вновь. Отдышаться, закурить сигарету (виртуальную) - и снова крошить русских роботов. Долго и беспощадно, пока Курильские острова назад не отдадут.

    Реиграбельность - да

    Классный сюжет - нет

    Оригинальность - нет

    Легко освоить - да

    Оправданность ожиданий: 90%

    Геймплей: 9

    Графика: 8

    Звук и музыка: 7

    Интерфейс и управление: 8

    Дождались? Стремительный, впитавший лучшие качества признанных столпов жанра шутер с хореографией боев уровня достойной аниме-мехи. Сюжет, к сожалению, уровня недостойной.