• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Однажды Иисус Христос во время одной из бесед с учениками воскликнул: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! » (Лук.12:50). Но ведь Он уже принял водное крещение от Иоанна Крестителя, что же тогда Он имел в виду?

    Это лёгкий вопрос, ответ на который не вызывает затруднения ни у кого из христиан: все согласны с тем, что Иисус говорил о Своей предстоящей смерти на кресте, где Он пролил Свою кровь за людские грехи. А незадолго до этой казни Он сказал апостолам: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (Мар.10:39). Очевидно, под «чашей» Он подразумевал гонения и страдания, а под «крещением» – смерть за веру, которую примут многие Его ученики. В связи с этим ранние христиане ввели в употребление термин «крещение кровью» в качестве обозначения мученической смерти за Христа.

    Первым это понятие использовал Тертуллиан в уже упоминавшемся нами трактате «О крещении». В нём он написал следующее: «Впрочем, для нас существует ещё и второе крещение, также одно-единственное, а именно крещение крови, о котором Господь, когда уже был крещён, говорит: «Я должен принять крещение» (Лук. 12:50). Это и есть крещение, которое заменяет даже не принятую купель». Отсюда видно, что ранние христиане считали смерть за веру во Христа равноценной заменой водному крещению. Об этом впоследствии писал и Кирилл Иерусалимский: «Одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью». В силу таких взглядов тогдашние верующие, не успевшие креститься, не боялись умирать от рук гонителей: они не сомневались, что «крещение кровью» так же смоет все их грехи и откроет им вход в Небесное Царство. На эту тему также есть высказывание у Киприана Карфагенского: «Каков же это грех, который не омывается и крещением крови? Каково преступление, которого нельзя загладить и мученичеством?» Кстати, и сам Киприан был казнён во время гонений в 258 году и стал мучеником. Правда, его смерть не была «крещением кровью», так как он уже был крещён водой.

    «Крещением кровью» не является также смерть человека, который покаялся на войне, или в болезни, или будучи приговорённым к казни. Он ведь умирает не за Христа, а в силу обстоятельств или за свои прошлые преступления. Что же в таком случае будет с ним после смерти? Ранние христиане опять-таки верили, что в подобных ситуациях приемлемой заменой водному крещению является само желание человека креститься. Григорий Богослов писал об этом так: «Если ты признаёшь убийством одно намерение убить, без совершения убийства, то почитай крещёным желавшего креститься, но не крестившегося действительно». Для таких случаев в среде верующих было принято другое название – «крещение желанием». Как и «крещение кровью», оно сохраняло всё значение водного крещения, то есть давало человеку спасение и присоединение к Церкви.

    Сам факт использования первыми христианами этих двух понятий говорит о том, что они не практиковали крещение обливанием или окроплением. Иначе они могли бы без особых проблем крестить водой и узников, и находящихся при смерти людей, и у них не возникло бы никакой нужды думать о том, что может быть заменой крещению. Кстати, крещение окроплением даже в более поздние времена не считалось полноценным, и Евсевий писал, что такому верующему «не дозволено быть членом клира», то есть занимать церковную должность.

    Однажды Иисус Христос во время одной из бесед с учениками воскликнул: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! » (Лук.12:50). Но ведь Он уже принял водное крещение от Иоанна Крестителя, что же тогда Он имел в виду?

    Это лёгкий вопрос, ответ на который не вызывает затруднения ни у кого из христиан: все согласны с тем, что Иисус говорил о Своей предстоящей смерти на кресте, где Он пролил Свою кровь за людские грехи. А незадолго до этой казни Он сказал апостолам: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (Мар.10:39). Очевидно, под «чашей» Он подразумевал гонения и страдания, а под «крещением» – смерть за веру, которую примут многие Его ученики. В связи с этим ранние христиане ввели в употребление термин «крещение кровью» в качестве обозначения мученической смерти за Христа.

    Первым это понятие использовал Тертуллиан в уже упоминавшемся нами трактате «О крещении». В нём он написал следующее: «Впрочем, для нас существует ещё и второе крещение, также одно-единственное, а именно крещение крови, о котором Господь, когда уже был крещён, говорит: «Я должен принять крещение» (Лук. 12:50). Это и есть крещение, которое заменяет даже не принятую купель». Отсюда видно, что ранние христиане считали смерть за веру во Христа равноценной заменой водному крещению. Об этом впоследствии писал и Кирилл Иерусалимский: «Одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью». В силу таких взглядов тогдашние верующие, не успевшие креститься, не боялись умирать от рук гонителей: они не сомневались, что «крещение кровью» так же смоет все их грехи и откроет им вход в Небесное Царство. На эту тему также есть высказывание у Киприана Карфагенского: «Каков же это грех, который не омывается и крещением крови? Каково преступление, которого нельзя загладить и мученичеством?» Кстати, и сам Киприан был казнён во время гонений в 258 году и стал мучеником. Правда, его смерть не была «крещением кровью», так как он уже был крещён водой.

    «Крещением кровью» не является также смерть человека, который покаялся на войне, или в болезни, или будучи приговорённым к казни. Он ведь умирает не за Христа, а в силу обстоятельств или за свои прошлые преступления. Что же в таком случае будет с ним после смерти? Ранние христиане опять-таки верили, что в подобных ситуациях приемлемой заменой водному крещению является само желание человека креститься. Григорий Богослов писал об этом так: «Если ты признаёшь убийством одно намерение убить, без совершения убийства, то почитай крещёным желавшего креститься, но не крестившегося действительно». Для таких случаев в среде верующих было принято другое название – «крещение желанием». Как и «крещение кровью», оно сохраняло всё значение водного крещения, то есть давало человеку спасение и присоединение к Церкви.

    Сам факт использования первыми христианами этих двух понятий говорит о том, что они не практиковали крещение обливанием или окроплением. Иначе они могли бы без особых проблем крестить водой и узников, и находящихся при смерти людей, и у них не возникло бы никакой нужды думать о том, что может быть заменой крещению. Кстати, крещение окроплением даже в более поздние времена не считалось полноценным, и Евсевий писал, что такому верующему «не дозволено быть членом клира», то есть занимать церковную должность.

    О крещении

    Глава 10. О крещении Иоанновом.

    Мы сказали, насколько позволяли наши слабые силы, все, что утверждает религиозный характер (religionem) крещения. Теперь, после некоторых побочных вопросов, перейду, насколько я в силах, к прочему, касающемуся его существа. Крещение, проповеданное Иоанном, уже тогда возбудило вопрос, предложенный фарисеям Самим Господом: небесное ли это было крещение, или только земное (). На это они не в силах были отвечать определенно, – именно вследствие непонимания, происходящего от неверия. Мы же, – хотя (наша) вера также мала, как и (наше) познание, – можем высказать суждение, что это крещение было божественное, – однако не по действию, а по установлению, ибо читаем, что Иоанн был послан Богом на это служение, но в условиях (подобных) прочим людям. Ибо ничего он не сообщал небесного, а был Предтечею небесного, поставленным проповедовать покаяние, которое во власти человека. Так, не желавшие верить книжники и фарисеи не принесли и покаяния. А если покаяние было делом человеческим, то необходимо, что и крещение его т. е. Иоанна подлежало тому же условию; или же если бы оно было небесным, то подавало бы и Духа Святого, в отпущение грехов. Но ни грехов оно не отпускало, ни Духа не низводило, а делает это один Бог. Даже Сам Господь отрицал возможность сошествия Духа, прежде нежели Сам Он взойдет к Отцу. А чего еще Господь не сообщил, того раб, конечно, не мог доставить. Отсюда, впоследствии в Деяниях Апостольских находим указание, что, имевшие крещение Иоанново, Духа Святого не получили, даже о Нем не слышали (); следовательно, не было небесным то, что не доставляло небесного, – когда даже то самое, что было в Иоанне небесным, именно дух пророческий, до того ослабело, после сошествия на Господа всей полноты Духа, что о Ком Он проповедовал, Кого наименовал пришедшим, Того впоследствии посылал спросить, Он ли это есть (). Таким образом, это было крещение покаяния, – как бы еще только ищущее имеющего наступить во Христе прощения и освящения. Ибо так как он проповедовал крещение во оставление грехов, то это указывало на будущее оставление. В самом деле, покаяние предшествует, а оставление грехов – следует, и это значило: "уготов лять путь" (). А кто уготовляет путь, тот не сам есть исполнитель, а заботится только об исполнении этого другим. Сам он исповедует, что принадлежащее ему не небесно, а – (принадлежащее) Христу, говоря: «кто от земли,.. от земли глаголет; кто при шел свыше, над всеми есть» (). Точно также: «что он крестит в покаяние, грядет же скоро Тот, Который крестит Духом и огнем» (). Это потому, что истинная и крепкая вера крещается водою во спасение, а вера призрачная и нетвердая крещается огнем в осуждение.

    Глава 11. Крещение Христово.

    Но вот, говорят, приходит Господь и не совершает крещения. Ибо читаем: «и однако Он не крестил, а только ученики Его» (). Как будто в самом деле Иоанн предсказывал, что Он (т. е. Христос) будет Сам крестить Своими руками. Так, конечно, нельзя понимать, а сказано просто, – по обычному словоупотреблению, как говорится для красоты слова (verbi gratia): «Император объявил эдикт», или: «префект наказал палками». Неужели сам объявил или же сам избил? Часто о том, кому служат, говорят, что он сам делает. Слова: "Той вас... будет... крестить» () нужно понимать так, как бы стояло: «чрез Него или в Него вы будете крещены». Но пусть не соблазняет некоторых то, что не Сам Он крестил, ибо в Кого Он крестил бы? В покаяние? Но к чему тогда Ему Предтеча? Во оставление грехов, которое Он давал словом? В Себя Самого, Которого сокрыл уничиженным? В Духа Святого, Который еще не сошел от Отца? В , которую еще не устроили Апостолы? След. крестили ученики Его, как служители, – как крестил раньше Иоанн Креститель, – крестили тем же крещением Иоанна. Однако, пусть никто не думает о каком-то ином крещении, ибо не существует другого крещения, кроме последующего крещения Христова, которое, очевидно, не могло быть тогда дано учениками, так как еще не исполнились слова Господа, и действие купели не было одушевлено страданием и воскресением. Ибо ни смерть наша не могла быть иначе разрушена, как только страданием Господа, ни жизнь наша не могла быть восстановлена без Его воскресения ().

    Глава 12. Были ли Апостолы крещены?

    Но так как написано, что никому без крещения не может быть дано спасение, – в особенности, по слову Господа, глаголющего: «если кто не будет ро жден вод ою, не имеет жизни» (); то возникают мелочные, даже неразумные умствования некоторых, каким образом, в виду указанной заповеди, будет дано спасение Апостолам, которых, кроме Павла, мы не находим крещенными в Господа. Иначе: так как один только из них Павел облекся крещением во Христа (), то или нужно признать, что прочие (Апостолы), лишенные крещения Христова, подвергаются опасности, если только заповедь имеет силу; или же необходимо уничтожить самую заповедь, когда и некрещенным обещано спасение. свидетель, что я, действительно слышал подобное (умствование), – чтобы кто-нибудь не посчитал меня настолько испорченным, что я, из страсти к украшению стиля (libidine stylo), измышляю то, что у других возбуждает сомнение И вот теперь, насколько могу, буду отвечать тем, которые отрицают, что Апостолы были крещены.

    Если они (т. е. Апостолы) приняли человеческое крещение Иоанна, то желали и Господнего крещения, почему Сам Господь призвал единое крещение, говоря Петру, не желающему быть измовенным: «кто однажды измовен, не имеет вновь в этом нужды» (), чего, конечно, Он не сказал бы тому, кто некрещен. И это есть ясный довод против тех, которые, чтобы разрушить таинство воды, лишают Апостолов даже Иоаннова крещения. Вероятно ли, что в тех лицах еще не был тогда уготован «путь Господень» , т. е. крещение Иоанново, которые предназначены были для открытия пути Господа по всему миру? Если Сам Господь, не нуждавшийся вовсе в покаянии, принял крещение, то разве оно не было необходимо грешникам? Правда, другие не были крещены, но это однако были не спутники Христа, а противники веры, книжники и фарисеи. Отсюда видно, что если противящиеся Господу не желали принять крещения, то последовавшие за Господом были крещены, и не были одно-мыслящими с Его врагами, в особенности, когда Господь, к Которому они присоединились, так превознес в своем свидетельстве Иоанна Крестителя (). Не без явной искусственности другие поставляют на вид, что Апостолы тогда приняли подобие крещения, когда в корабле были бросаемы и заливаемы волнами (), и что сам Петр, идущий чрез море, достаточно погрузился в воду (). А я полагаю, что иное быть носимым и бросаемым свирепостью моря, а иное – быть крещенным, сообразно учению веры (disciplina religionis). Правда, корабль этот есть образ Церкви, поелику она мятется среди моря, т. е. века сего, среди волн, т. е. преследований и искушений, когда в своем долготерпении Господь как бы почивает, пока, наконец, как бы пробужденный молитвами святых, Он покоряет век сей и вновь дает своим покой.

    Но были ли Апостолы каким-либо образом крещены, или продолжали оставаться некрещеными, так что и это (т. е. раньше указанное) слово Господа () о едином крещении направляется, под образом Петра, только к нам, однако безумно входит в оценку (aestimare) спасения Апостолов, ибо преимущество первого их избрания и затем – особенной близости (к Господу) могло быть заменою (compendium) крещения. Они, полагаю, последовали за Тем, Кто всякому верующему обещал спасение: "вера твоя , – говорил, – спасла тебя» (), и: "отпу скаются тебе грехи» (), – верующему, но однако не крещенному. Если это (т. е. вера) отсутствовала у Апостолов, то не знаю, кому же принадлежала вера, – которая, возбужденная единым словом Господа, покидает место сбора пошлин (), оставляет отца, и корабль, и то занятие, которое поддерживало жизнь (), пренебрегла погребением отца, и таким образом осуществила высочайшее наставление Господа: «кто... отца или матерь... любит больше Меня , не есть Меня... достоин» () раньше, чем его услышала.

    Глава 13. О том, когда возымела силу заповедь о крещении.

    Здесь эти нечестивцы возбуждают опять вопросы. Подлинно, говорят, крещение не нужно тем, для которых достаточна вера, ибо и Авраам угодил Богу не «таинством воды», а таинством веры (). Но во всем (обычно) более позднее есть заключительное, и последующее превосходит силою предшествующее. Прежде страданий и воскресения Христа спасение могло быть дано по одной простой вере (per nudam fidem). Но так как вера возросла чрез уверование в Его рождение, страдание и воскресение, то произошло расширение чрез таинство, – чрез запечатление крещением, которое является как бы одеянием веры, бывшей раньше «нагою» и не имевшею силы без своего закона. А закон необходимости крещения дан и форма предписана. "Идите , – говорит, – научите... народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свят ого Духа" (). Вполне же согласующееся с этим законом разъяснение: «если кто не родится... вод ою и Дух ом, не войдет в Царствие Небесное» (), уже возлагает на веру необходимость крещения. Таким образом все отселе уверовавшие были крещаемы. Тогда и Павел уверовавший был крещен (). И это именно заповедал (ему), при наказании ослеплением, Господь, говоря: «встань и иди в Дамаск, там тебе явлено будет,.. что ты должен делать" (), т. е. быть крещенным, чего одного ему не доставало. А в остальном он достаточно научился и уверовал, что Назарянин есть Господь, Сын Божий.

    Глава 14. О том, крестил ли Павел?

    Но относительно самого Апостола поставляют на вид, что он сказал: «не... послал меня Христос... крестить» (), – как будто этим доводом упраздняется крещение. Ибо почему же крестил Гаия и Криспа и дом Стефана ()? Хотя бы Христос не посылал его крестить, однако другим Апостолам Он заповедал крестить. В действительности, это было написано Коринфянам по условиям тогдашнего времени, ибо их волновало разделение и несогласие, когда один считал себя Павловым, другой – Аполлосовым (). Вследствие этого миролюбивый Апостол, чтобы не показалось, что он все себе приписывает, говорит, что он послан не для крещения, а для проповедования (). Ибо первее – проповедовать, потом крестить. А если первее – проповедь , то, полагаю, тому дозволительно и крестить, кому дозволительно проповедовать.

    Глава 15. О единстве крещения

    Не знаю, возбуждается ли еще что-нибудь спорное относительно крещения. Напомню, однако, опущенное раньше, чтобы не показалось, что я отклоняю само собою напрашивающиеся (imminentes) мысли. Крещение для нас едино, как видно, сколько из Евангелия Господа, столько же из писаний Апостола, ибо един Господь, и едино крещение, и едина небесная (). Но относительно еретиков хорошо поразмыслить, что должно быть соблюдаемо, ибо нас (собственно) касается изречение (Писания). Еретики же не имеют никакого участия в нашем учении, и что они «внешние», об этом свидетельствует самое прекращение церковного общения с ними. Я не обязан признавать существования у них того, что служит для меня заповедью, ибо не тот же Бог у нас и у них, не один Христос, т. е. не тот же самый. Посему и крещение (у них) не едино, ибо не тоже самое. Так как они не имеют его по законному обряду, то без сомнения вовсе не имеют, а что не имеется, того нельзя считать существующим. И не могут они его принимать, ибо не имеют его. Но об этом уже подробнее вами сказано на греческом языке. Единожды, следовательно, мы сходим в купель, единожды омываются грехи, ибо не должно их повторять. Впрочем, Израиль-иудей ежедневно омывается, ибо ежедневно оскверняется. Чтобы и среди вас не совершалось тоже, заповедано едино крещение. О блаженная вода, которая единожды омыла, которая не служит для грешников как бы игралищем (ludibrio), которая, будучи не доступна заражению постоянною нечистотою, не оскверняет вновь тех, коих омыла.

    Глава 16. О крещении кровью.

    Существует для нас еще и второе крещение, которое только едино, именно – крещение кровью, о котором Господь, уже приявший крещение, говорят: "крещением им ею креститься» (). Ибо Он пришел, как написал Иоанн, «водою и кров ью" (), чтобы водою креститься, кровью – быть прославленным, и затем нас соделать чрез воду – званными, чрез кровь – избранными. Эти два крещения Он источает раною прободенного ребра (), ибо уверовавшие в Его кровь омылись водою, и омывшиеся водою пьют также (Его) кровь. Это – крещение, которое не принятую купель заменяет (representat), а утерянную – возвращает.

    Глава 17. О лицах, совершающих крещение.

    Остается еще в заключение (рассмотрения) данного предмета напомнить о правилах совершения и принятия крещения. Право совершения имеет верховный служитель (summus sacerdos), который есть епископ; потом – пресвитера и диаконы, но не без воли епископа, – ради чести Церкви, при сохранении которой (т. е. чести) существует спасительный мир. В других случаях право это принадлежит и мирянам, ибо что одинаково (ех aequo) приемлется, то одинаково может быть и дано, но только бы учащиеся не назывались епископами, или пресвитерами, или диаконами. Слово Божие не должно быть ни от кого срываемо. Посему и крещение – начало божественного (census Dei) может быть всеми совершаемо. Но тем более подобает мирянам дисциплина почтения и скромности, что она лежит и на старших, – чтобы они не присваивали себе принадлежащее епископу – служение епископа. Вражда есть мать разделений (schismatum). «Все... позволительно , – говорит святейший Апостол, – но не все полезно» (). Достаточно, след., чтобы ты пользовался этим (т. е. правом крещения) в случаях необходимости, если к этому побуждают обстоятельства или времени, или лица. Ибо тогда ценится решительность поспешающего на помощь, когда обстоятельства угнетают находящегося в опасности. Посему будут повинны в гибели человека, если замедлят доставить то, что могут свободно доставить. – А гордость женщин, восхищавших себе право учить, не присвоит себе и права крестить, – разве появится новый «зверь», подобный прежнему, так что, как тот уничтожил крещение, так другой своею властью будет его раздавать. А если, на основании ложно приписываемого Павлу писания, защищают примером Феклы свободу женщин учить и крестить, то пусть знают, что тот пресвитер Асийский, который составил это писание, стараясь как бы увеличить авторитет Павла своим именем, был лишен места, когда его убедили и сам он сознался, что сделал он это из любви к Павлу. Ибо представляется ли вероятным, что тот дает женщинам власть учить и крестить, кто именно настойчиво не позволяет женщине учить: "да молчат и дома мужей своих да вопрошают» ().

    Глава 18. О том, в каком возрасте надлежит принимать крещение.

    Что касается прочего, то те, обязанность коих составляет (совершать крещение), знают, что оно не должно быть вверяемо без рассуждения. «Всякому, просящему у тебя, дай" () имеет особое приложение (titulum), относясь в милостыне. Напротив, в данном случае скорее нужно принять во внимание следующее: «не давайте свято го псам и не повергайте пред свиньями молитвы во храм, погруженным в божественное Писание (). Так и подобало быть обретену тому, кому Бог, по своей благости, охотно послал Апостола. Последнему Дух вновь повелевает прилепиться к колеснице евнуха; (затем) вовремя дается место Писания для (укрепления) веры; по просьбе (Апостол) приемлется на колесницу; Господь является; вера не медлит; вода не выжидается, и Апостол, по совершении дела, восхищается (). Но и Павел был в действительности крещен скоро, ибо приявший его в свой дом Симон () скоро познал, что ему (т. е. Павлу) определено быть сосудом избранным. Божественное удостоение предполагает свои предварения (praerogativas), а всякая просьба может обманывать и быть обманутою. Посему полезнее будет замедление крещения, сообразно условиям и расположению того или иного лица, даже (его) возрасту, а в особенности – в отношении к детям. Ибо что за нужда подвергать и восприемников опасности, так как и сами они, за смертью, могут не исполнить своих обещаний, и, при проявлении (proventu) дурной природы (крещенного), могут быть обманутыми. Господь говорит: «не возбраняйте им приходить ко Мне» (). Пусть, следовательно, приходят, когда возросли; пусть приходят, если научились, – когда наставлены, куда они идут; пусть становятся христианами, когда могут познавать Христа. Чего спешить невинному возрасту к отпущению грехов? Неужели осторожнее поступают в житейских делах, – в чтобы вверять божественную сущность тому, кому не вверяется еще земное? Пусть научаются просить о спасении, чтобы явно было для тебя, что ты дал «просящему» (). Не с меньшим основанием должны быть также задерживаемы и безбрачные, так как им предстоит искушение, – как девам по причине зрелого возраста, так и вдовам вследствие (их) суетности (vagationem) пока они или выйдут замуж, или укрепятся в воздержании. Если бы уразумели важность крещения, то скорее боялись бы поспешности, нежели замедления; чистая вера уверена в спасении.

    Глава 19. О дне совершения крещения.

    Торжественным днем для крещения является пасха, когда исполнились страдания Господа, в которые мы крещаемся. Без искусственности можно истолковать в переносном смысле то, что, намереваясь совершить последнюю пасху, Господь, посылая учеников для приготовления (ее), говорит: "встретит е человек а, несущ его вод у» (), – так что место празднования пасхи Он указывает знамением воды. Затем, весьма значительный промежуток времени для совершения крещения представляет Пятидесятница, когда и Воскресший Господь обращался среди учеников, и благодать Духа Святого была дана, и просияла надежда на второе пришествие Господа; ибо тогда, по вознесении Его на небо, ангелы сказали Апостолам, что Он таким же образом придет, как Он взошел на небо, именно – (придет) в пятидесятницу. И Иеремия, говоря: «и соберу их от конец земли в день праздник а» (), разумеет день пасхи и пятидесятницы, который есть в собственном смысле день праздничный. Впрочем, всякий день есть день Господень, всякий час, всякое время удобно для крещения; если и в отношении торжественности есть различие, то для благодати это не имеет значения.

    Глава 20. О молитве пред крещением.

    Надлежит, чтобы имеющие принять крещение молились крепкими молитвами, в посте, и коленопреклонении, и бодрствовании, исповедуя в тоже время все прежние грехи, чтобы, таким образом, они воспроизводили и крещение Иоанна: «крестились , – говорит, – исповедуя... свои... грехи» (). Нам нужно радоваться, если мы ныне публично исповедуем свою греховность и постыдность. Ибо бичеванием тела и духа мы в одно время даем удовлетворение за (свое) прошлое и – в виду грядущих искушений – строим наперед укрепления для защиты (munimenta). «Бодрствуйте , – говорит, – и молитесь, чтобы вы не впа ли в искушение» (). А искушаемы, полагаю, были потому, что предавались сну, – так что оставили взятого под стражу Господа, и даже тот, кто с Ним находился и употребил меч (), трижды отрекся. А между тем предшествовало речение (Господа), что никто не искушенный не наследует царствия небесного (). Самого Господа после крещения тотчас же постигли искушения, когда Он постился в продолжение сорока дней. Следовательно, и нам, скажет кто-нибудь, надлежит лучше после крещения поститься. А что удерживает – если не необходимость радости и благодарения (gratulatio) за спасение? Но Господь, как полагаю, в виду Израиля (de figura Israelis), принял поношение на Себя Самого. Ибо народ, перешедший море и пребывший в пустыне сорок лет, хотя там был питаем божественною силою, тем не менее больше помышлял там о чревоугодии и объедении, нежели о Боге. Кроме того, Господь, удалявшись в пустыню после крещения и пребывши там в пощении сорок дней, показал, что не хлебом жив будет человек Божий, но словом Божиим, и что искушения, связанные с насыщенностью и неумеренностью чрева, побеждаются воздержанием. Итак, блаженные, которых ожидает благодать Божия, когда вы вышли из святейшей купели нового рождения и впервые простерли руки вместе с братьями у Матери, просите от Отца, просите от Господа, чтобы даны были сокровища благодати, разделение дарований. Ибо говорит: «проси́те и получите» (). Вы искали и нашли; толкли и открыто вам. Молю только, чтобы, когда просите, помянули и о грешном Тертуллиане.

    16. Крещение кровью

    Впрочем, для нас существует еще и второе крещение, также одно-единственное, а именно крещение крови, о котором Господь, когда уже был крещен, говорит: Я должен принять крещение (Лук. 12,50). Ибо Он пришел, как написал Иоанн, водою и кровью (1 Иоан. 5,6), - чтобы водою креститься, а кровью быть прославленным. И затем сделал нас зваными благодаря воде, а благодаря крови - избранными. Эти два крещения Он источает из раны пронзенного бока, поскольку веровавшие в Его кровь омылись водою, а омывшиеся водою пили Его кровь. Это и есть крещение, которое заменяет даже не принятую купель и возвращает утерянную.

    Из книги Кицур Шулхан Арух автора Ганцфрид Шломо

    Глава 143 «Руки ваши кровью наполнены» 1. Самым страшным из всех грехов наши мудрецы называют напрасное извержение семени. Причем Тора не делает различия между онанизмом и применением противозачаточных средств - и в том, и в другом, и во всех подобных случаях человек

    Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

    Завет утверждается жертвенной кровью. Народ не мог до конца вынести особого присутствия Божия и просил Моисея быть посредником между ними и Богом. Моисей распустил все собрание по шатрам, а сам еще раз поднялся на вершину святой горы, где Господь помимо десяти заповедей

    Из книги Радостные вести Комментарий на Послание ап. Павла к Галатам автора Ваггонер Эллет

    «Советоваться с плотью и кровью» Лишь спустя три года после своего обращения Павел направился в Иерусалим. Оставался он там всего пятнадцать дней и виделся лишь с двумя апостолами. Братья остерегались его и не могли вначале поверить тому, что он ученик Христа. Таким

    Из книги О КРЕЩЕНИИ (DE BAPTISMO) автора

    16. Крещение кровью 16.Впрочем, для нас существует еще и второе крещение, также одно-единственное, а именно крещение крови, о котором Господь, когда уже был крещен, говорит: Я должен принять крещение (Лук. 12,50). Ибо Он пришел, как написал Иоанн, водою и кровью (1 Иоан. 5,6), - чтобы

    Из книги Каннибализм автора Каневский Лев

    Глава шестая Континент, залитый кровью В январе 1948 года, в субботу вечером, Мочесела Кото сидел в хижине, потягивая пиво с Дейном Ракачаной и еще несколькими гостями, приехавшими в деревню Молой в Базутоленде на свадьбу (ныне независимое государство Лесото на территории

    Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

    Если ребенок уже вполне способен потребить частичку Тела Христова, то почему его причащают только Кровью? иеромонах Иов (Гумеров)Младенец является полноценным членом Церкви и вполне достоин причаститься не только Божественной Крови, но и Тела. Нет правила, которое

    Из книги Преподобный Симеон Новый Богослов автора Кривошеин Василий

    6. САКРАМЕНТАЛЬНОЕ КРЕЩЕНИЕ И КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ Среди высоких духовных состояний христианина, шествующего по пути к совершенству, мы хотели бы отметить еще одно, часто упоминаемое пр. Симеоном. Он называет его крещением Духа и отличает от сакраментального крещения. Излишне

    Из книги Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022) автора (Кривошеин) Василий

    6. Сакраментальное крещение и крещение Духом Среди высоких духовных состояний христианина, шествующего по пути к совершенству, мы хотели бы отметить еще одно, часто упоминаемое пр. Симеоном. Он называет его крещением Духа и отличает от сакраментального крещения. Излишне

    Из книги Сочинения автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

    16. Крещение кровью 16. Впрочем, для нас существует еще и второе крещение, также одно–единственное, а именно крещение крови, о котором Господь, когда уже был крещен, говорит: Я должен принять крещение (Лук. 12:50). Ибо Он пришел, как написал Иоанн, водою и кровью (1 Иоан. 5:6), -

    Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

    4. только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; "только плоти с душею ее, с кровью ее не ешьте..." Давая новый закон о пище, Бог вводит в него существенное ограничение - запрещает употреблять в пищу кровь животных. Причина этого запрещения указывается здесь же, именно в том,

    Из книги Трактаты автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

    Из книги Православно-догматическое богословие. Том II автора Булгаков Макарий

    § 205. Необходимость крещения для всех; крещение младенцев; крещение кровию. I. Судя по благодатным действиям таинства Крещения, естественно заключать, что оно необходимо для всякого, кто только желает очиститься от грехов, соделаться чадом Божиим, достигнуть вечного

    Из книги Запретный Талмуд автора Ядан Ярон

    60 ДОПУСТИМО ЛИ РАДОВАТЬСЯ ГИБЕЛИ ЗЛОДЕЕВ; ПРОСТИТУТКИ, УМЫВШИЕСЯ КРОВЬЮ????? Вот как описывает Библия события, происшедшие после того как царь Израиля Ахав погиб в сражении: «И прошел радостный клич (рина) по стану… И умер царь, и был привезен в Шомрон, и похоронили царя в

    Из книги Беги, малыш, беги автора Круз Никки

    145 РУКА СВЯЩЕННИКА ОТОРВАЛАСЬ, КОГДА ОН ВЗМАХНУЛ ЕЮ, БРЫЗГАЯ КРОВЬЮ ПТИЦЫ НА ЖЕРТВЕННИК Во времена существования Иерусалимского Храма человек, совершивший грех, во многих случаях должен был искупить его, принеся соответствующую кровавую жертву. Иногда речь шла о

    Из книги автора

    149 КАКИМ ОБРАЗОМ СЧИТАЛИ ЧИСЛО КРОПЛЕНИЙ КРОВЬЮ ЗАНАВЕСИ В ХРАМЕ В ЙОМ КИПУР Тора подробно излагает детали ритуальных жертвоприношений в Йом Кипур, назначение которых - искупить грехи израильтян. Одно из действий, без которых искупление грехов невозможно, - это

    Из книги автора

    Крещение кровью Несколькими неделями позже я вышел из своей комнаты около восьми вечера и пошел на угол Лафайет-Авеню. Там стоял и курил молодой пуэрториканец по имени Тико, который, как я знал, умело орудовал ножом.- Эй, Никки, не хочешь поразвлечься и поговорить с

    I. «Веруем, что крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Св. Троицы, необходимо. И без него никто не может спастись, как говорит Господь: аще кто не ро {стр. 151}дится водою и Духом, не может внити в царствие Божие» (Посл. вост. патр. чл. 16). В возрождении имеют нужду все люди, как потомки падшего Адама, и оно невозможно никаким естественным путем, - сверхъестественным же средством к тому указано крещение. Вот почему и креститься должны все, ищущие спасения, без различия пола и народности, без различия того, родился ли кто в христианстве, или в иудействе, или язычестве. И И. Христос, как Спаситель мира, дал апостолам заповедь научать вере и крестить вся языки . Поэтому должно быть признано неправым мнение (реформатов), будто таинство крещения необходимо потому только, что заповедано И. Христом, а отнюдь не потому еще, что без него никто не может спастись. Потому и заповедано крещение необходимым для спасения, что кроме крещения нет другого средства к усвоению заслуг Христовых. Равно совершенно ложными являются утверждения разного рода сектантов (напр. духоборцев, молокан и под.), будто нет необходимости в водном крещении потому, что его может заменить крещение духовное, или обновление духовной водою, т. е. учением И. Христа, или, что если нужно совершать крещение водное, то лишь над переходящими из нехристианства в христианство, а не над рожденными в христианстве (учение социниан). Согласно заповеди Спасителя, апостолы признавали крещение необходимым для всех и преподавали даже тем, которые до крещения удостаивались получить дары Св. Духа (Деян 10, 45–48).


    II. Веруя в необходимость крещения для всех, церковь учит, что крещение «нужно и младенцам , ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения этого греха. И Господь, показывая это, сказал без всякого исключения, просто: кто не родится , т. е. по пришествии Спасителя Христа, все, имеющие войти в царство небесное, должны возродиться» (Посл. в. п. 16).

    ием этого завета и вступительным в него действием установил обрезание , повелев совершать его и над младенцами в осьмой день от рождения (Быт 17, 11–12), дабы и они были вводимы в завет с Богом. В Новом Завете дверью, вводящей человека в завет с Богом, служит нерукотворенное обрезание, - крещение, которое заступило место обрезания и прообразом которого было обрезание ветхозаветное (Кол 2, 11–12). И если обрезание совершалось над младенцами, то и крещение также должно совершать над ними. Евангельская история показывает, что И. Христос не почитал младенцев чуждыми Свотаковых есть царствие Божие, - оставите детей приходити ко Мне и не браните им (Лк 18, 15–16).

    Что и младенцы способны принять и сохранять в себе благодать, на это также есть указания в Писании. Иоанн Креститель был исполнен Духа Святаго еще от чрева матери своея (Лк 1, 15, 41). Если благодать обитала в одном младенце, то может обитать и во всех. Указываются примеры освящения младенцев в матерней утробе и в Ветхом Завете (Иер 1, 5). Сам Господь И. Христос во время Своей земной жизни изливал благодать Свою на младенцев, ибо когда однажды принесли к Нему детей, то Он, объем их, возложь руце на них, благословляше их (Мк 10, 16), а видимое благословение Господа всегда сопровождалось излиянием благодати на благословляемый предмет (Мф 14, 19–20; 26, 26; Мк 8, 7–8).

    В церкви крещение младенцев было употребительным от времен апостольских. Апостолы иногда крестили целые семейства, напр., дом Лидии (Деян 16, 14–15), дом Стефанинов (30–39 ст.). Нет оснований отвергать вероятность предположения, что в этих семействах были не одни только взрослые, но и дети, и что эти последние не были оставлены без крещения при крещении взрослых. Необходимость крещения {стр. 153} младенцев утверждена и соборными определениями. «Кто отвергает, говорят отцы Карфагенского собора (которых неизвестно, крещены ли они, каковы, напр., младенцы, брошенные своими родителями; это определение подтверждено было и собором Трулльским (пр. 84). В этих случаях, т. е. когда достоверно неизвестно и нельзя установить, крещен ли младенец, крещение совершается с употреблением условных слов: «крещается раб Божий, аще еще не крещен есть».

    Обычай крестить младенцев отвергают разного рода сектанты (анабаптисты и происшедшие от них меннониты). Св. Писание, говорят, требует от приступающих к крещению покаяния и веры, но этих требований младенцы не могут выполнить. Достаточно на это заметить следующее. Крещение нельзя признать излишним и недействительным, если крещаемые младенцы и не имеют веры и покаяния. По учению православному, таинство крещения само в себе и по себе достаточно для того, чтобы произвесть благодатные действия в младенце - очистить от первородного греха, возродить и освятить его. Это, - во первых. Во-вторых, так как младенцы еще не способны ни иметь, ни свидетельствовать своей веры и покаяния пред крещением, то крещение совершается над ними по вере родителей и восприемников. Вера восприемников к благодатному воздействию таинства самого по себе не привносит от себя ничего, но обязательство и ручательство их пред церковью - укреплять и утверждать в младенцах воспринятую (без их участия и влияния) благодать крещения, воспитать в крещаемых веру и благочестие, заменяют веру самих младенцев, удостаиваемых крещения ради веры восприемников. Верование в такую замену оправдывается примерами евангельской истории. И. Христос по вере других исцелял больных и страдающих от духов нечистых. Таковы, напр., исцеления: бесноватой дочери хананейской жены (Мф 15, 12–28), одержимого немым духом (Мк 9, 17–26), расслабленного, принесенного к Господу через кровлю {стр. 154} дома, исцеление которого от телесной болезни соединилось с разрешением от грехов его души (Мк 2, 3–5; Лк 5, 18–20, 24).

    Указывают еще на пример И. Христа, крестившегося, когда Ему было яко лет тридесять (Лк 3, 23). Но отсюда нельзя делать заключения, что крещение должно быть преподаваемо только возрастным, а не младенцам. Пример И. Христа для нас обязателен, но совершенного сближения между действиями Его и нашими не может быть, и это потому, что в действиях Его, как Богочеловека и Искупителя, многие имели свои особенные причины, которые не имеют к нам приложения.


    III. Хотя крещение водою во имя Св. Троицы есть богоустановленный порядок спасения для всех, живущих по пришествии Христовом, однако в особых, чрезвычайных обстоятельствах Бог совершает спасение и вне этого порядка. Церковь веровала и верует, что имеет силу крещения водного т. н. крещение кровью , или мученичество, когда мучимый за веру во Христа умирает среди страданий прежде принятия крещения водою. Эту силу церковь всегда усвояла мученичеству ради Христа и приготовлявшихся к крещению, но прежде крещения принявших мученические венцы, причисляла к лику святых. На этом же основании она чествует (29 Декаб.) во святых четырнадцать тысяч младенцев, за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме. Основанием для наименования мученичества крещением кровью служат слова Спасителя, где кровавый подвиг за веру Он называл крещением: можета ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Мк 10, 38; сн. Ин 15, 13; Мф 16, 25). Основанием же для веры в спасительную силу этого крещения по отношению к отпущению грехов служит обетование вечных благ за исповедание Христа, напр.: всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мф 10, 32); иже погубит душу свою (жизнь) Мене ради и евангелия, той спасет ю (Мк 8, 35; сн. Мф 10, 30; 16, 25); блажени изгнани правды ради, яко {стр. 155} тех есть царствие небесное (


    IV. Церковь научает исповедовать «едино крещение» , едино в том смысле, что крещение преподается каждому человеку однажды. Оно полагает «неизгладимую печать» и посему, если совершено правильно, ни для кого не повторяется, «хотя бы он (крещеный) после сего (крещения) наделал тысячу грехов или даже отвергся самой веры. Желающий обратиться ко Господу воспринимает потерянное сыноположение посредством таинства покаяния» (Посл. вост. патр. 16 чл.).

    Откровение учит, что крещение есть рождение в духовную жизнь. Если же телесно рождаются однажды, то, конечно, таково же должно быть свойство и рождения духовного, и если обещания Божии неизменны, то и требовать возобновления их неуместно. Далее, крещение, по апостолу, есть участие в смерти и погребении И. Христа: елицы во Христа крестихомся, в смерть Его крестихомся. Спогребохомся Ему крещением в смерть (Рим 6, 3–4). Но «как однажды умер Господь, так однажды должно и креститься… Все, которые, быв крещены во имя Отца и Сына и Св. Духа,… снова перекрещиваются, все таковые снова распинают Христа» (Дамаскин. Точн. изл. в. IV, 9). Наконец, апостол и прямо учит: един Господь, едина вера, едино крещение (Еф 4, 5). Церковь оградила неповторяемость крещения особыми правилами, которые виновного в перекрещивании епископа и пресвитера повелевают извергать из сана (Ап. пр. 47; сн. Карф. соб. 59 пр.).


    | |