• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Александрия Египетская… Первый город, основанный Александром Македонским. Потом будут еще города, названные в его честь – завоевателя-путешественника с мальчишеским самомнением и любопытством. Но этому первому суждено было превзойти славу своего основателя и внести в мировую историю свою, особую лепту. Потому что в Александрии Египетской возникла первая в современном понимании академия наук – Мусейон.
    Список ученых, получивших образование, работавших в Мусейоне и оставивших в науке свой след, обширен. Евклид, Архимед, Герон, Страбон, Эратосфен, Птолемей, – это только имена тех, что на слуху. А есть еще множество других, чьи имена вспоминают реже, но сделанное ими никогда не сотрется со скрижалей истории.
    Так что же такое Мусейон? Во-первых, святилище муз, греческих божеств искусств. Во-вторых, место сбора ученых мужей, где они встречались для бесед и диспутов, а иногда и место их совместного проживания. Идея Мусейона пришла Александру Македонскому во время его похода в Египет, еще при закладке Александрии. Однако осуществлять ее пришлось уже его соратнику, диадоху Птолемею.
    После долгих войн между диадохами, Птолемей смог закрепить за собой египетские владения бывшей империи Александра Македонского. Мусейон стал образовываться постепенно, когда стал решаться вопрос о воспитании и образовании наследника престола. В 298-297 гг. до н.э. Деметрий Фалерский и Стратон Физик, философы-перипатеки одновременно приняли должности воспитателей сыновей египетского царя. Однако годом основания Мусейона и Александрийской библиотеки считают 291 г. до н.э., когда это научное учреждение уже фактически оформилось.
    Мусейон вначале был больше похож на частную школу, в которой преподавали всего 2 учителя. Для школы Древней Греции этого было … катастрофически мало. Если сравнить с Афинским Ликеем, в котором их было около десятка, и помнить о том, что образование было не книжным, а устным, станет понятна главная проблема александрийского Мусейона – недостаток, как мы теперь привыкли говорить, специалистов.
    Птолемей I Сотер желал, конечно, иметь у себя философскую школу. Но все знаменитые греческие философы оказались занятыми. Кто-то, как Зенон из Китиона, только что основал свою философскую школу (Стоя), а кто-то, как Феофраст, который не мог бросить Лицей, принятый им после смерти Аристотеля, не мог оставить свою школу.
    Однако Деметрий Фалерский нашел выход. Неожиданный и предельно правильный. Библиотека. Она стала создаваться сразу, вместе с Мусейоном, как собрание всех книг мира. Книги должны были заменить отсутствующих ученых. К 285 г. до н.э. в библиотеке Мусейона было 200 тыс. книг – папирусных свитков. Деметрий Фалерский закупал книги в неимоверных количествах. Современники рассказывали, как папирусные свитки кипами выбрасывали с кораблей, пришедших из Афин, на набережную Александрии.
    Птолемеи не скупились ради книг. Птолемей III Эвергет однажды взял под баснословный залог подлинный экземпляр произведений афинских поэтов-трагиков IV в.до н.э., а затем отказался от залога, оставив подлинник себе.
    К 47 г. до н.э. библиотека насчитывала уже 700 тыс. томов-свитков. Александрийская библиотека покупала все, что писалось на греческом языке. Произведения поэтов, историков, ораторов, медиков, оригиналы и копии. Необходимость отобрать, вычленить среди множества книг текст оригинала привела к появлению критики текста, а затем и к появлению первых в мире ученых-филологов. Самые знаменитые из них основатель школы александрийских филологов Зенодот из Эфеса, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский.
    Ученые, талантливая молодежь со всех концов ойкумены ехали в Александрийский Мусейон, где Птолемеями были созданы все условия для научной работы. Кроме тысячетомной библиотеки имелись ботанический сад, зоопарк, астрономические обсерватории, операционные для хирургов, ремесленные мастерские. Мусейон превратился в крупнейший научный центр Древнего мира. Ученые Мусейона находились на полном обеспечении царского двора, получали немалое денежное содержание, были освобождены от уплаты налогов. Конечно же, за это нужно было «платить» лояльнстью к царскому двору. Философ Тимон Плийский назвал Мусейон «курятником муз». Онако оно того стоило. Здесь собиралась, аккумулировалась научная информация со всех концов света. Здесь вырабатывались принципы изучения наук, преподавания, сохранения и распространения информации. Научные открытия, сделанные александрийскими учеными, во многом опережали свое время.
    Врачи Мусейона знали строение человеческого тела не хуже, чем, медики Нового времени. Герофил (340-320 гг. до н.э.) сделал вывод о том, что головной мозг это центр нервной системы и орган мышления. Только через 2 тысячи лет эта медицинская аксиома, наконец, утвердилась в умах европейских врачей. Герофил описал печень, селезенку, сетчатку глаз. Конечно, все эти достижения были невозможны без вскрытия трупов. Царствующий в это время в Египте Птолемей Лагосский, разрешил производить вскрытие трупов и даже предоставлял для этой цели живых преступников! Дело Герофила продолжил его ученик Эразистрат (ок. 300 – 240 гг. до н.э.). Он точно установил связь количества мозговых извилин с уровнем интеллекта, ввел медицинские термины, которыми врачи пользуются до сих пор.
    Астроном, географ Эратосфен вычислял длину меридиана, на котором находилась Александрия, а также длину земной оси. В последнем случае он ошибся только на 75 км. В одной из своих книг он доказывал шарообразность Земли и сделал предположение, что Индии можно достичь, плывя на запад.
    Астроном Аристарх Самосский (кон. 4 в. - 1-я пол. 3 в. до н. э.), задолго до Коперника говорил о том, что Земля вращается вокруг Солнца.
    И, конечно же, всем известный Евклид, теории которого оставались незыблемыми вплоть до первой четверти XIX в.
    Примеру Птолемеев последовали правители Пергама. Атталиды тоже создали библиотеку, вторую по количеству томов после александрийской (200 тыс.), вокруг которой стали собираться ученые. Медицинская, математическая и филологическая школы Пергама были отнюдь не хуже александрийских. Соперничество Египта и Пергама приняло характер культурной войны: в 180 г. до н.э. Птолемеи запретили вывоз папируса в Пергам. В Пергаме же выход нашли очень скоро – стали писать на хорошо выделанных овечьих и козьих шкурах, т.е. изобрели пергамент. Пергамент оказался практичнее папируса: водный раствор чернил можно было смыть и переписать все заново, был намного прочнее и долговечнее.
    Пергамская библиотека была подарена римским полководцем Марком Антонием своей возлюбленной, египетской царице Клеопатре и стала частью Алексадрийской библиотеки во II половине I в. до н.э.
    Александрийский Мусейон, испытавший пору расцвета в III, II вв. до н.э., просуществовал до 391 г., когда император Феодосий спровоцировал его разгром толпами христиан. Последнюю хранительницу библиотеки математика Ипатию толпа разъяренных ортодоксов просто растерзала…

    1.4 Александрийский Мусейон

    Появление эллинистических монархий побуждало их правителей соперничать друг с другом за культурное лидерство, укреплять мощь и преемственность власти династий. Так, в Египте связующим звеном между греческим поселенцами и их исторической родиной стал Александрийский мусейон, который стал апогеем и буквальным воплощением “музеефикации” эллинистической культуры. Александрийский мусейон, как научно-исследовательский центр и величайший музей древности, был основан в эпоху эллинизма, в IV в. до н.э. Птолемеем I.

    Мусейон занимал часть дворцового комплекса Птолемеев и включал в себя множество построек: огромная библиотека (где, как и на греческом Геликоне, стояли бюсты авторов), святилище муз, комнаты для обитателей пансиона, зал для трапезы, экседру, или крытую галерею с сидениями для чтения лекций и занятий, обсерваторию и “место для прогулок”, которое с тех пор стало неотъемлемой частью любого философского или научного учреждения. Со временем здесь также появились коллекции растений и животных в садах, зверинец, залы для препарирования трупов, большое количество разного рода естественнонаучных коллекций, вокруг “святого места муз”, в обрамлении богатой художественной экспозиции.

    Коллекции были размещены в залах вокруг святилища Сараписа – божества, сочетавшего черты восточного и античного культов. В ближайшем дворце размещалось художественное собрание. Центром мусейона было святилище муз, а номинальным главой назначенный царем жрец, который исполнял религиозно-представительные функции, не вмешиваясь в научную сферу.

    Задумывался Александрийский мусейон наподобие того комплекса построек и садов вокруг святилища муз, который существовал в афинском Ликее, а в основу его организации легла идея Аристотеля о том, что во имя прогресса науки необходимо объединить усилия отдельных исследователей.

    Знаменитые ученые, прибывавшие в Александрию по приглашению египетских правителей, жили на полном царском обеспечении и получали все необходимое для работы - библиотеку, оборудование, лаборатории. Поэтому огромную роль приобрели фундаментальные научные исследования окружающего мира, изучение человека и природы. Среди выдающихся ученых здесь работали - Аристарх Самосский, прозванный “Коперником античности”, поэт Каллимах, математики – Евклид и Эратосфен, астроном Гиппарх, а грамматики Зенодот, Аристофан Византийский и Аристарх Самофракийский изучали особенности языка античных авторов, подготовили издание трудов Гомера и явились основателями текстологической критики9.

    Александрийский мусейон стал крупнейшим книгохранилищем античности, так как здесь находилась знаменитая Александрийская библиотека. К концу I в. до н.э. она включала свыше 700 тыс. томов в виде папирусных свитков, а для пополнения коллекции Птолемеи покупали рукописи на книжных рынках в Афинах и Родосе, прибегая порой к крайним мерам. Так, по указу Птолемея II все книги, найденные на борту кораблей, заходивших в Александрийскую гавань, изымались и копировались. Затем копии возвращались владельцам, подлинники же оставались в Александрии. Попросив под залог в Афинах канонические списки пьес Эсхила, Софокла и Еврипида для проведения сверки с экземплярами своего собрания, Птолемеи предпочли пожертвовать внесенной ими огромной суммой, чтобы оставить у себя оригиналы. Афинянам же возвращали копии со слабым утешением, что их выполнили на лучшем из имеющихся видов папируса.

    Несмотря на то, что произведения искусства в Мусейоне не образовывали ни

    цельных коллекций, ни экспозиций, а лишь – как и в других мусейонах – декорировали и содержательно акцентировали пространство, уже в те давние времена люди понимали, что многие предметы заслуживают того, чтобы их собирать, систематизировать и пользоваться собранием в научных целях. Или просто удивляться и любоваться ими.

    Появление такого рода “музейного” восприятия действительности именно в эту эпоху, несомненно, отвечало глубинным потребностям культуры. Гигантский котел эллинизма (греческая культура как “высокая норма” и адаптация культур многочисленных регионов, включенных в “эллинистическую ойкумену”; синкретизм как основная черта официальной эллинистической религии и своеобразие местных культов; великие естественно-научные открытия развитие магии и мистики) мог быть структурирован только с помощью универсалисткого, энциклопедического подхода. После высочайшего взлета креативности в эллинской классике культура как бы сделала выдох, занялась “самоинвентаризацией”. Для этого ей был нужен свой “тезаурус”, предметным воплощением которого и становится Мусейон10.

    1.5 Частные и общественные коллекции Древнего Рима

    В истории античной культуры приоритет в создании института частного коллекционирования принадлежит воинственному и могущественному соседу эллинистических монархий – Древнему Риму.

    Во время военных походов римскими трофеями становились не только оружие, имущество и земли побежденных народов, но и их обычаи, изобретения, элементы духовной культуры.

    Под влиянием утонченной греческой цивилизации римляне стали испытывать интерес к ее произведениям искусства. Кардинальные изменения в системе древнеримских ценностей произошли после разграбления знаменитого своими художественными сокровищами Сиракуз, когда консул и военачальник Клавдий Марцелл отправил в Рим, украшавший Сиракузы статуи и картины.

    На протяжении II - I вв. до н.э. произведения греческого искусства текли в Рим непрерывным потоком, служа доказательством побед римлян. Сначала их в качестве трофеев торжественно проносили в шествиях триумфаторов – на огромных телегах везли статуи, картины, вазы греческих мастеров, оружие, бочки с золотыми и серебряными монетами, дорогое убранство побежденного царя.

    После демонстрации в триумфальных шествиях предметы искусства помещали в храмы и портики, ими украшали форумы и общественные сооружения. Свою долю получали и триумфаторы. Сопровождая статуи и картины подобающими случаю надписями, они посвящали их богам, но при этом немалая часть художественных трофеев оседала во дворцах и виллах, свидетельствуя тем самым о начавшемся процессе формирования института частного коллекционирования.

    Его становление происходило в условиях неодобрения и противодействия со стороны традиционной общественной морали, осуждавшей и любовь к произведениям искусства, и стремление к единоличному обладанию ими. Но эта охранительно-консервативная традиция не удержалась, и уже к I в. до н.э. о частном коллекционировании можно говорить как о вполне сложившимся явлении.

    Владельцем огромного собрания картин, статуй, предметов декоративно-прикладного искусства стал, например, диктатор Рима и завоеватель Афин Корнелий Сулла, опустошивший храм Асклепия и храм Зевса в Олимпии. Хитростью и шантажом, воровством и насилием составил одно из богатейших художественных собраний своего времени наместник Сицилии Гай Веррес.

    Богатая художественная коллекция давала римлянину репутацию ценителя и знатока искусства, подтверждая его высокий социально-имущественный статус. Многие богачи, особенно новоявленные, стремились всеми средствами обзавестись собственной коллекцией. Но, естественно, не все знатные римляне собирали ее лишь ради престижа; были и такие, кто действительно ценил искусство - Цицерон, поэт Асиний Поллион, писатель Плиний Младший11.

    Собирательство в области художественной культуры постепенно приобретает черты, связанные с личным вкусом, склонностями, социальным положением владельца. Коллекции приобретают самостоятельную по отношению к их первоначальной функции семантику, все более соотносимую с социальным портретом владельца.

    Развитие частного коллекционирование способствовало одновременному зарождению художественного рынка. В I в. до н.э. аукционы и предваряющие их выставки произведений искусства стали обычным явлением в римском обществе. Часто с публичных торгов уходили целые собрания. Такая участь постигла прославленные коллекции Помпея Великого после разгрома его войск Юлием Цезарем. Произведения искусства продавались также в лавках, расположенных в центре Римского форума вдоль “священной дороги”.

    Чтобы обозначить истинную ценность предмета искусства, распознать подделку, для римских покупателей необходимы были услуги экспертов и консультантов. Вначале в этом статусе выступали греческие художники, а также копиисты, которые приобретали в процессе своей работы весомые познания относительно стиля и техники определенного автора. Лишь в I в. до н.э. стали появляться эксперты знатного происхождения со специальной подготовкой.

    Пристрастия римских коллекционеров были самыми разнообразными. Почетное место в коллекциях занимали природные редкости и древности. Например, особенно увлекался ими император Август, который собрал на своей вилле на Капри множество необычных и редких вещей. Среди них были “доспехи героев” и огромные кости, что принимались за останки исполинских зверей и гигантов – легендарных Титанов.

    Но большинство коллекционеров предпочитала статуи и картины. В I в. до н.э. пинакотека (картинная галерея) становится обязательным элементом частного дома или виллы. В коллекцию входили скульптурные и живописные изображения предков, портреты государственных деятелей, поэтов, писателей, философов минувших эпох. В выборе персоналий важную роль играли личный вкус и гражданские идеалы владельца коллекции.

    В собрание, помимо статуй и картин греческих умельцев римские коллекционеры вкладывали вазы, кубки, изделия из серебра, золота, драгоценных камней, слоновой кости или черепахового панциря, предметы интерьера из кипариса, кедра, бронзы, восточные ковры из золоченых нитей. Особенно пользовались спросом изделия из коринфской меди и бронзы, предметы из горного хрусталя и янтаря с Балтии, причем, стоимость янтарной статуэтки могла превышать стоимость раба. Была конкуренция за обладание геммами – драгоценными (полудрагоценными) и поделочными резными камнями в виде инталий (с вогнутым изображением) или камей (рельефным). Геммами были и перстни-печатки с резными камнями.

    Среди римских коллекционеров первым обзавелся собранием гемм, или дактилиотекой Марк Скавр, потом Помпей Великий, который собрал коллекцию резных камней (около 2000 предметов); шесть дактилиотек собрал и потом посвятил в храм Венеры Юлий Цезарь12.

    Так составлялись живописные и скульптурные коллекции, включавшие и оригиналы и копии работ прославленных мастеров, уникальные образца мебели и декоративно-прикладного искусства. Все это украшало интерьеры городских домов, размещалось в парках, гимнасиях и нимфеойнах (помещение для отдыха с фонтанами и растениями).

    Излюбленным местом расположения коллекционных предметов становятся и загородные виллы. Те, которые принадлежали таким римским интеллектуалам, как Цицерон, Плиний Младший, изначально возводились для проведения творческого отдыха, встреч единомышленников. В подражание знаменитым школам Платона и Аристотеля, прославленным научным учреждениям Александрии и Пергама римская интеллектуальная элита метафорично называла свои загородные виллы мусейонами (от лат. museum – место ведения философских дискуссий).

    Естественно, что не все римские виллы отличались таким творческим “характером”; многие из них были подчеркнуто помпезны. Так, в дворцовом комплексе Нерона помимо терм, искусственного озера, зоопарка, садов, в Золотом дворце и парках находилось огромная коллекция бронзовых статуй.

    Оригинальностью отличалась знаменитая вилла императора Андриана, где, кроме библиотеки и Морского театра, находились воспроизведенные известные архитектурные сооружения и памятники. В эту коллекцию входили Академия Платона и Ликей Аристотеля, Стоя Пойкиле, статуи амазонок Фидия и Поликлета и даже “подземное царство”. Тонкий ценитель греческой культуры, Андриан украсил виллу множеством статуй – оригиналами и копиями прославленных шедевров греческих мастеров.

    К концу I в. до н.э. в частном владении находилась значительная часть художественных богатств античного мира, но при этом возникла проблема доступа к ним остальных римских граждан. Так, сенатор Марк Агриппа предложил сделать общественным достоянием все картины и статуи, которые хранились в виллах. Но, естественно, это предложение не поддержали частные коллекционеры. Первым открыл широкой публике доступ к своему богатейшему собранию картин сенатор Азиний Поллион. Именно поэтому его галерею часто называют первым европейским музеем. Конечно же, в Древнем Риме имелось немало общественных художественных собраний, которые были доступны для публичного и свободного осмотра.

    Хранилищами произведений искусства и реликвий, подобно греческим культовым сооружениям, были римские храмы. Богатую художественную коллекцию имели, например, храм Счастья и храм Согласия. Здесь хранились медные статуи муз работы Праксителя, картины “Дионис” Никия и “Привязанный Марсий” Зевксида, статуи богов греческих скульпторов, слоны из обсидиана.

    В конце I в. до н.э. обладателем богатейшей художественной коллекцией Рима стал форум Мира, где имелись восточные редкости и священные реликвии из Иерусалимского храма, произведения греческого искусства, ценности из разрушенного Золотого дворца Нерона, картина Протогена “Иалис”.

    Произведения искусства размещались и в портиках, которые имели вид крытых галерей или крытого входа с колоннами. Многие из них изначально проектировались для демонстрации трофейных художественных предметов светского характера. Например, Портик Метелла, был построен для показа 26 трофейных бронзовых конных статуй Александра Македонского и его дружинников скульптора Лисиппа. Впоследствии он был переименован Августом в Портик Октавии, где располагались библиотека, курия, экседра, а также находилась великолепная художественная коллекция из скульптур (Венера Фидия, Эрот Праксителя и др.) и картин 13 .

    В 38 г. до н.э. в Риме появилась первая публичная галерея с портретами великих людей, названная в честь ее создателя “Памятниками Асиния Поллиона”. По описаниям литературных произведений того времени, можно говорить о существовании в имперском Риме публичных пинакотек и должности “попечителя пинакотек”.

    В I в. до н.э. произведения искусства становятся необходимой частью архитектурного “лица” любого крупного сооружения Рима. Все больше обрастал Римский форум портиками, и вместе с ними наполнялся произведениями живописи и скульптуры. К началу IV в. н.э. в городе скопилось невероятное количество открыто стоявших статуй – позолоченных, бронзовых, мраморных.

    В Древнем Риме сложились некоторые элементы “музейного дела”. Так, осуществлялся строгий надзор за состоянием храмов и находившихся в них предметов. Цензоры распределяли по храмам культовые предметы и посвятительные дары, вели их учет; составляли списки трофейных ценностей, находившихся в триумфальных постройках. Эдилы вели наблюдение за состоянием хранилищ и построек, нанимали храмовых служителей и контролировали их работу.

    Со временем появились и другие “музейные” должности: попечитель храмов, попечитель статуй. Охраной храмовых собраний, содержанием их в чистоте и порядке занимались специальные служители. Согласно правилам, все полученное на хранение они под отчет передавали своим преемникам, выплачивая в случае пропажи предметов штраф или компенсацию.

    В связи с тем, что многие произведения искусства экспонировались на открытом воздухе, необходимо было проводить реставрационные работы. Так, для предохранения от порчи статуй из слоновой кости использовали оливковое масло; при сухом воздухе помещали рядом с ними емкости с водой. Для предохранения от ржавчины медных и бронзовых изделий использовали жидкую смолу. Мастерами искусно заменялись части скульптур.

    В экспозиционных целях разрабатывалась техника вырезания штукатурок с росписями, которые помещались в деревянные рамы. Реставрация же керамики, серебряных изделий, предметов декоративно-прикладного характера представляла большие сложности из-за отсутствия в ту эпоху хороших мастеров.

    Первоначально, экспонаты хаотично размещались в храмах, но постепенно стали разрабатываться принципы наиболее эффектного их показа. Этим целям служили временные выставки, которые украшали Форум во время празднеств или предваряли аукционы. Но второй половины II в. до н.э. появляются специальные архитектурные сооружения, изначально проектирующиеся для показа в них произведений искусства (Портик Метелла), которые отличались свободным пространством для просмотра и защитными ограждениями для картин.

    Знаменитый римский архитектор Витрувий утверждал, что экседры и картинные галереи нужно создавать значительных размеров, чтобы зрители имели возможность соблюдать необходимое расстояние при осмотре определенной картины. Первой галереей одной картины стал специальный павильон оратора Гортензия для показа “Аргонавтов” Кидия.

    При показе живописи внимание уделялось и характеру ее освещенности. В трактате “Об архитектуре” Витрувий писал, что картинные галереи, как и мастерские живописцев, должны быть обращены на север, чтобы освещение их было постоянным, и краски на картинах не меняли своего оттенка. К способу экспонирования произведений можно отнести вставку старых греческих станковых картин в золоченые рамы и установку их на переносные подставки.

    Скульптуры размещались в садах и парках, а для гротов, беседок, павильонов подбирали статуи и рельефы, которые своим сюжетом вписывались в специфику данного места. Коллекции иногда размещались не по принципу декоративности, а несли определенную смысловую нагрузку; это особенно было характерно для загородных вилл римской интеллектуальной элиты. Их живописная и скульптурная декорация, находясь в неразрывном единстве с архитектурой и ландшафтом, создавала конкретный образ.

    Рост экспозиционного мастерства вызывал развитие художественной критики. В школах риторов умение грамотно описать картину или скульптуру считалось обязательным навыком для оратора. Да и рядовые граждане рассуждали о достоинствах и недостатках произведений искусства.

    Осмотр храмовых коллекций мог проходить в сопровождении служителя, который исполнял при этом функции гида-экскурсовода. Он владел необходимым набором информации об имеющихся в храме предметах, так как в Риме, как и в Греции, составлялись описи всех их поступлений. Посетители, обычно проводились устоявшимся маршрутом, а сообщаемая им информация касалась, прежде всего, связанных с экспонатом легенд, авторства и прежних владельцев. Чем больше прославленных имен было в “послужном списке” предмета, тем большей ценностью в глазах посетителей она обладала. Естественно, это способствовало развитию творческой фантазии гидов. Отсюда были случаи, когда информация служителей не отличалась достоверностью. Надуманность вызывалась и тем, что статуи могли привозить в Рим без баз, на которые потом устанавливались новые изваяния. Многие посвящаемые в храм произведения искусства были трофейными, поэтому их новые владельцы не всегда знали имена создателя и изображенных персонажей.

    Уже было противоречие: с одной стороны - стремление к новаторству, а с другой - оглядка назад, ретроспективизм. Многие тогда видели в «стиле модерн» некий «венец художественного развития» европейской культуры, единый интернациональный стиль. Волнистые ли¬нии орнаментики Ар Нуво сравнивали с крито-микенским искусством, «модерн» находили у этрусков, в итальянском Манье¬ризме конца XVI в., в стиле...

    В эпоху Возрождения именно через религиозные сюжеты утверждались гуманистические идеалы. Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагивает и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характеристике взаимодействия науки и искусства. В XX веке человек, оснащенный новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональным. В...

    В 391 году он был закрыт. Последним его учёным, известным по имени, был Теон Александрийский , скончавшийся около 405 года. Существуют свидетельства, что на месте бывшего мусейона в Александрии ещё в 530-е годы проводились состязания риторов и поэтов.

    Терминология

    Со временем термин «мусейон» сделался наименованием музыкально-художественной и научно-исследовательской деятельности, поскольку в Элладе классической эпохи она разворачивалась при храмах муз. Празднества и творческие соревнования также организовывались при святилищах, их материальные воплощения - в том числе тексты произведений и призы - посвящались музам и хранились в храме. Культ муз отправлялся во всех философских школах классической Античности, начиная с пифагорейской . Платон в «Федоне » (61a) прямо причислил философию к мусическим искусствам; перипатетики включили в этот ряд естествознание и медицину. Достижения каждого вида деятельности отражались в коллекциях, с сакральным целями собираемых при каждом мусее. Хотя от этого слова происходит современный термин «музей », мусейон, в отличие от современных музеев, не занимался выставками каких-либо экспонатов и их целенаправленным собиранием . Тем не менее накопленные в Афинском, а затем и в Александрийском мусейоне коллекции стали обеспечивать образовательный и исследовательский процесс. Мусеи могли быть и местами досуга, поскольку это привлекало в храм публику .

    История

    Обстоятельства создания

    Александрийский мусейон признаётся высшим достижением традиции античных мусеев; одновременно он тесно связан с исследовательской и политической программой Аристотеля . В аристотелевской «Политике » (VII, 9, 1-4) содержится описание идеального города, в котором выделена отдельная территория для национальных мест почитания богов и героев, залы общественных трапез, гимнасиев и произведений искусства. По-видимому, эта теория повлияла на планировку александрийского квартала Брухейон, с его царскими дворцами, мусейоном, храмами, театром и прочим. Было и существенное отличие от идей Аристотеля: на первом месте в политике Птолемеев было придание святости новой столице в глазах не только эллинов, но и всех подвластных народов. Поэтому в Александрии был учреждён универсальный культ Сераписа с новым храмом . Характерно, что книжное собрание Александрийской библиотеки размещалось, судя по данным раскопок, именно в Серапеуме . Храм располагался на искусственной возвышенности в центре египетского квартала; по описанию Аммиана Марцеллина (XXII, 15), «Серапей, украшенный широчайшими атриями и колоннадами, живыми образами статуй, настолько выделялся великолепием своей отделки и украшений, что после Капитолия , навеки прославившего досточтимый Рим, нет ничего, что могло бы считаться более выдающимся во всей вселенной» .

    Ещё при основании Александрии её ядром был священный комплекс, полностью повторявший древнегреческие святилища. При жизни Александра Македонского был начат храм Исиды , которая отождествлялась с Герой и всеми возлюбленными Зевса - Деметрой , Ио , Персефоной . Греками Исида почиталась как богиня-мать , небесная царица (в этом качестве могла рассматриваться и Мнемосина). Рядом располагался Паней, по описанию Страбона (XVII, 1, 10) включавший искусственную гору, напоминавшую по форме «сосновую шишку»; точное его местоположение неизвестно. Сюда же Птолемей распорядился перенести тело Александра Великого. Царские дворцы не отделялись от святилищ, поскольку в эллинистическом Египте очень рано возник царский культ, неотделимый от соответствующих ритуалов .

    Эллинистический период

    Основателем мусейона и библиотеки был Птолемей I Сотер , что следует из рассказа Плутарха (Non posse suaviter vivi , 13, 3) . Важную роль в формировании концепции мусейона сыграл Деметрий Фалерский , который прибыл в Египет между 297 и 294 годами до н. э., будучи к тому времени очень мистически настроенным; по сообщению Диогена Лаэртского (V, 76), он стал горячим поклонником культа Сераписа. Немалую роль сыграл, по-видимому, и Стратон . Однако существующие источники не позволяют определить точную дату основания мусея, и очевидно, что собирание коллекций, круга учёных и библиотеки было длительным процессом, который продолжался и всё царствование Птолемея Филадельфа . Согласно К. Белоху, достаточно обоснованной датой может быть вторая половина 290-х годов до н. э. Впрочем, в схолиях Иоанна Цецеса - византийского эрудита XII века - все организационные мероприятия по мусейону и библиотеке приписаны Птолемею Филадельфу, что отражает, прежде всего фольклорную традицию. Эта традиция возникла очень рано: уже Иосиф Флавий сообщал, что при царе состоял некий старец, без советов которого он не делал никаких дел («Иудейские древности », XII, 1). Э. Парсонс, комплексно рассмотрев источники, выделил три этапа в становлении комплекса мусейона и библиотеки. Начало собирания книг и приглашение учёных относится к царствованию Птолемея Сотера и осуществлялось Деметрием Фалерским и «другими советниками». Дальнейшая деятельность осуществлялась в царствование Птолемея Филадельфа Александром Этолийским , Зенодотом и Ликофроном - в первую очередь это создание ботанического и зоологического садов, медицинской школы, конструирование сложных автоматических устройств. Наконец, коллекции и книжное собрание Серапея были обустроены при Птолемее III Эвергете . Накопление художественных произведений и иноземных диковин продолжалось вплоть до времён Клеопатры , которой Марком Антонием были подарены коллекции Пергамского мусейона и библиотеки . Пространственно мусейон мог расширяться только до разгрома, устроенного в 145 году до н. э. Птолемеем Фисконом и направленного против всей александрийской интеллигенции, не поддержавшей его восхождение на престол .

    В общем, история мусейона известна приблизительно и фрагментарно. Наивысший расцвет в его деятельности наблюдался при первых Птолемеях, примерно до конца III века до н. э. В те времена глава мусея и библиотеки был одновременно и воспитателем наследника престола . Птолемей Филадельф учредил мусические игры в честь Аполлона и муз, на которых выдающимся писателям присуждались награды, о чём сообщал Витрувий в предисловии к VII книге своего трактата . После гонений Птолемея Фискона во главе библиотеки встал один из военачальников царя - Кидас (сведения об этом содержатся в одном из Оксиринхских папирусов), и в целом до времён правления Клеопатры мусейон вступил в стабильную пору своего существования . Собрания и здания мусея сильно пострадали во время гражданской войны 48-47 годов до н. э., когда в Александрии находился Юлий Цезарь . В результате военных действий в городе и царском квартале случился большой пожар. Античные авторы, описывая эти события, сильно противоречили друг другу: по Сенеке (De tranquilitate 9, 5) погибло 40 000 книг в Александрийской библиотеке, в то время как Павел Орозий (Oros., VI, 15, 3) приводил число в 400 000 книг, а Дион Кассий (XLII, 38) утверждал, что сгорели верфи, склады с хлебом и с книгами (вероятно, предназначенными к отправке в Рим), но не библиотека. Для восполнения ущерба Марк Антоний переместил в Египет всё собрание Пергамского мусейона, о чём свидетельствовал Плутарх .

    Мусейон в римскую эпоху. Упадок и закрытие

    Мало изменился статус учреждения и после римского завоевания; попечение о мусейоне приняли на себя римские императоры, заведение даже посетил Октавиан Август . По сообщению Светония (Claud., 42, 2), император Клавдий попытался основать второй мусейон для пропаганды собственных сочинений . Особенное внимание в римскую эпоху уделялось развитию филологии, известны александрийские учёные I-III веков, такие как Феон, Трифон , Апион . Некоторый подъём наблюдался в работе мусейона при Адриане и его преемниках - в это время работали филологи Аполлоний Дискол , Гарпократион и Гефестион , математик Менелай , врач Соран , астроном и географ Клавдий Птолемей . Теодор Моммзен , проанализировавший систему управления Римским Египтом, установил, что членство в мусейоне достаточно щедро предоставлял Адриан, это было видом вознаграждения . Вплоть до правления Антонина Пия , устойчивой тенденцией было совмещение должностей попечителя мусейона и александрийского префекта , а также главы коллегии царских врачей. Эти должности могли занимать только лица всаднического достоинства .

    Мусей сильно пострадал при взятии Александрии Каракаллой в 216 году (об этом сообщал Дион Кассий , LXXVII, 22). Однако при его преемниках мусей был восстановлен в последний раз: ещё в середине III века там преподавал Диофант Александрийский . Окончательный упадок наступил во время войны Зенобии и Аврелиана , когда Брухейон был сожжён и разрушен (по сообщению Аммиана Марцеллина , XXII, 16), произошло это примерно в 269-270 или 273 году. Преподавание после этого ещё велось, но, видимо, в Серапеуме, косвенно оказывая влияние на александрийских учителей христианской церкви; со времени Константина Великого мусей встал в оппозицию к Александрийской школе . Неоплатонизм , ставший в III-IV веках господствующим мировоззрением александрийских интеллектуалов, иначе, чем старая олимпийская религия, относился к материальному миру и собиранию предметов. Неоплатоников собираемые коллекции вещей интересовали как символы высшей духовной реальности. Например, распространённое в Античности собирание гемм и резных камней превратилось в учение о нахождении и использовании магической силы, заключённой в драгоценном камне. В период христианизации римского мира мусейон превратился исключительно в культовое место, служители которого выступали ревностными защитниками язычества .

    Местоположение, план, структура

    С археологической точки зрения античная Александрия изучена фрагментарно. Выявлены лишь памятники римского времени, кроме того, раскопки в условиях плотно застроенного города сами по себе проблематичны. План римского города был реконструирован в 1870-е годы, когда ещё не началась перестройка старого города по европейским стандартам. В этот период был приблизительно обозначен район расположения мусея - между морем, центральной улицей античного города - Декуманумом - и агорой . Не удалось даже выяснить, куда именно выходили парадные колоннады дворцово-храмового комплекса. Экспедиция Э. фон Зиглина в 1910-е годы установила, что на территории предполагаемого царского квартала была целая цепь зданий, вытянутых вдоль моря; на этих участках было обнаружено большое число расписной керамики и мелкой пластики. Польские археологические экспедиции 1960-х годов установили ошибочность прежних локализаций Панея, ибо в районе площади Ком-эль-Дикка оказался античный театр. Поиски Панея, как и гробницы Александра, так и не принесли результатов; локализация библиотеки крайне сомнительна .

    В 1990-е годы началось подводное археологическое исследование гавани древней Александрии, результаты которого публиковались с 1994-1995 годов. Руководитель раскопок - Жан-Ив Эмперёр - характеризовал их как «сенсационные». Оказалось, что все крупнейшие постройки римской Александрии, в том числе, по-видимому, и мусей, выходили фасадами к морю. Была открыта гранитная эспланада времён Северов , то есть построенная после 217 года. Однако поиски зданий мусея и библиотеки так ни к чему и не привели. Эмперёр посвятил раскопкам монографию, опубликованную в 2000 году .

    Античные авторы в совокупности оставили достаточно подробные перечисления построек мусея, главной проблемой является их совмещение. Сведения о местоположении и устройстве мусейона приводил Страбон («География », XVII, 1, 8):

    Мусей также является частью помещений царских дворцов; он имеет место для прогулок, «экседру» и большой дом, где находится общая столовая для учёных, состоящих при Мусее. Эта коллегия учёных имеет не только общее имущество, но и жреца - правителя Мусея, который прежде назначался царями, а теперь - Цезарем .

    Оригинальный текст (др.-греч.)

    τῶν δὲ βασιλείων μέρος ἐστὶ καὶ τὸ Μουσεῖον͵ ἔχον περίπατον καὶ ἐξέδραν καὶ οἶκον μέγαν ἐν ὧι τὸ συσσίτιον τῶν μετεχόντων τοῦ Μουσείου φιλολόγων ἀνδρῶν. ἔστι δὲ τῆι συνόδωι ταύτηι καὶ χρήματα κοινὰ καὶ ἱερεὺς ὁ ἐπὶ τῶι Μουσείωι τεταγμένος τότε μὲν ὑπὸ τῶν βασιλέων νῦν δ᾽ ὑπὸ Καίσαρος.

    Самым примечательным является то, что все перечисленные постройки описывались Страбоном как часть царского дворца, собственно же здание библиотеки не упоминается вовсе. Помещения для хранения и переписывания книг фиксировались при раскопках в Серапеуме; по аналогии с пергамским храмом Афины, афинской Адриановой библиотекой и римской библиотекой Аполлона Палатинского выясняется, что в Античности их располагали не в закрытых помещениях, а в портиках .

    По Страбону, непосредственно за мусейным комплексом был поминальный храм с усыпальницей Александра Великого , там же были гробницы Птолемеев и храм обожествлённого Юлия Цезаря. Цезарь в «Записках о гражданской войне » (III, 112) писал, что к царскому комплексу примыкал театр, а Витрувий (I, 8, 1) утверждал, что эллины традиционно совмещают театр с храмами Исиды и Сераписа .храме Аполлона Палатинского, .

    В источниках ничего не говорится о внутреннем подразделении мусейона и профессиональных направлениях, разрабатываемых его сотрудниками. Обо всём этом содержатся лишь косвенные свидетельства в позднеримских литературных источниках. Аммиан Марцеллин (XII, 16) утверждал, что при нём весь квартал Брухейон был заселён учёными людьми. Афиней (IV, 184c), перечисляя учёных и сотрудников мусея, изгнанных Птолемеем VIII, упоминает философов, грамматиков, геометров-землемеров, изографов-живописцев, учителей гимнастики. Элий Лампридий в биографии Александра Севера (44) оставил свидетельства о благодеяниях императора по отношению к александрийским учёным, репрессированным при Каракалле. В пострадавшем от пожара городе была возведена новая набережная с порфировой колоннадой, одновременно позаботились и о людях. Риторам, грамматикам, медикам, гадателям, математикам, механикам и архитекторам вновь предоставили помещения для занятий и стали выплачивать содержание. По мнению В. П. Поршнева, это указывает, что служители муз делились как минимум на две большие категории: во-первых, поэты и религиозные деятели, чья профессия была отмечена божественной одержимостью; во-вторых - учёные, которые изучали и систематизировали результаты божественной и человеческой деятельности, то есть естествоиспытатели, историки и описатели предметов искусства. Таким образом, мусейон был и творческой мастерской, и местом образования и воспитания. Последняя функция, приближавшая мусей к возникшим позднее университетам, стала заметнее в римскую эпоху .

    Функции

    Александрийский мусейон был в первую очередь храмом, в котором учёные на государственной службе одновременно исполняли жреческие обязанности. Предположительно, результаты научных исследований были заданы разделяемым всеми школами древнегреческой философии учением о мировой гармонии, вера в которую была важнее эмпирических данных. Мусей был базой, на которой осуществлялось становление Александрийской школы и возник неоплатонизм - позднеантичная религиозная философия, в которой музы считались богами-хранителями .

    Мусическая деятельность в форме состязаний поэтов и учёных сохранялась до сравнительно поздних времён. Например, С. Я. Лурье в монографии об Архимеде писал, что в конце эллинистического периода вошёл в моду обычай, возрождённый в европейских академиях XVII-XVIII веков. Когда какому-либо математику удавалось открыть или доказать новую теорему, прежде чем опубликовать её доказательство, он сообщал свои выводы крупнейшим из своих соперников (Архимед все свои открытия отправлял на перепроверку Конону - крупнейшему математику его современности). Полный цикл доказательства сразу сообщался только ученикам, ещё не приобретшим имени . Известна также многолетняя дискуссия и соперничество Каллимаха с Аполлонием Родосским , где состязание поэтов сочеталось с филологической дискуссией на тему: допустимо ли написание эпических поэм после Гомера или большие сюжеты необходимо разбить на множество произведений камерной формы. Создаваемые поэтические произведения исполнялись при богослужениях . Иными словами, литература и филология питались из одного - мифологического - источника, а создаваемая для работы учёных-жрецов среда должна была способствовать «мусическому экстазу» .

    Мусей служил для создания и поддержания эстетической среды, позволяющей воспринимать образы богов и героев в передаче поэтов и актёров; вербальная форма выражения считалась первичной и основной. В этом же контексте следует воспринимать специфический античный жанр словесного описания произведений пластики и живописи, представленный текстами Каллистрата , Филостратов - Старшего и Младшего; по-видимому, многие описываемые ими произведения никогда не существовали в действительности. Александрийский мусейон стал площадкой развития филологии и текстологии, сначала в специфическом - мифологическом - аспекте. Для греческой общины в египетском окружении изучение олимпийской мифологии стало механизмом самосохранения в инокультурной и иноязычной среде . Несмотря на размах эмпирической деятельности в области естествознания, главным достижением школы мусея стало создание мифологической картины мироздания, догматизированной в трудах Клавдия Птолемея - с неподвижной Землёй, расположенной в центре Вселенной, и вращающимися небесными сферами , которые издают космическую музыку, теория которой разрабатывалась пифагорейцами и платониками. Даже механические устройства Герона в первую очередь использовались для храмовых нужд, в том числе автоматического открывания дверей перед верующими или для продажи святой воды; связь их с мировыми стихиями, приводящими механизмы в действие (пар, огонь, вода, сжатый воздух), и сакральное предназначение выводило работу учёных-механиков за пределы ремесла, к которому интеллектуалы Античности относились с презрением .

    После смерти Александра Македонского , его тело в золотом саркофаге было перенесено в Александрию (Египет) и помещено в специально построенную гробницу. Город, названный именем полководца, был заложен самим царём как новая столица эллинского Египта.

    «Здесь обосновался один из сподвижников Александра, талантливый полководец и умный правитель Птолемей I Сотер , давший начало целой плеяде Птолемеев. Его величайшей заслугой перед человечеством является создание Мусейона.

    Это учреждение, созданное первым из Птолемеев, больше всего напоминало научно-исследовательский институт, где учёные работали, освобождённые от повседневных забот. Царь постарался привлечь в Александрию многих выдающиеся поэтов и ученых того времени. Здесь собрался цвет науки всего Древнего мира.

    Александрийский Мусейон был и исследовательским центром, и величайшим музеем древности (от слова «мусейон» и возникло слово «музей»), с парком, ботаническим садом, зверинцем […] Средств не жалели, и это создавало чрезвычайно благоприятные условия для творческой деятельности. Занимаясь исследованиями, учёные имели возможность ежедневно встречаться за совместными трапезами и на прогулках в прекрасных садах дома муз. У них были исключительные возможности обмениваться опытом, советоваться, находить истину в спорах и комплексно решать научные проблемы.

    Сергеев Б.Ф., Парадоксы мозга, М., «ЛКИ», 2008 г., с. 22.

    В состав музея входили: помещения для занятий, аллеи, анатомический кабинет, ботанический и зоологический сады и основанная независимо от него Александрийская библиотека.

    В Мусейоне работали: Архимед , Евклид , Эратосфен , Герофил , Плотин и другие.

    «Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информация. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них - в Александрии и Пергаме. Александрийская библиотека была наиболее крупным книгохранилищем эллинистического мира. Каждый корабль, прибывавший в Александрию, если на нём имелись какие-либо литературные произведения, должен был или продать их библиотеке, или предоставить для копирования.

    В I в. до н. э. александрийская библиотека насчитывала до 700 000 папирусных свитков. Кроме основной библиотеки (она называлась «царской») в Александрии была построена ещё одна, при храме Сараписа.

    Во II в. до н. э. пергамский царь Евмен II основал библиотеку в Пергаме, соперничавшую с александрийской. Именно в Пергаме был усовершенствован материал для письма из телячьей кожи (пергамен, или «пергамент»): пергамцы были вынуждены писать на коже в связи с тем, что вывоз папируса из Египта в Пергам был запрещён.

    Крупные ученые обычно работали при дворах эллинистических монархов, которые давали им средства к существованию. При дворе Птолемеев было создано специальное учреждение, объединявшее ученых, так называемый Мусейон («храм муз»). Учёные жили в Мусейоне, проводили там научные исследования (при Мусейоне находились зоологический и ботанический сады, обсерватория). Общение ученых между собой благоприятствовало научному творчеству, но в то же время учёные оказывались в зависимости от царской власти, что не могло не влиять на направление и содержание их работы.

    С Мусейоном связана деятельность Евклида (III в. до н. э.) - знаменитого математика, который подытожил достижения геометрии в книге «Начала», служившей основным учебником геометрии в течение более двух тысячелетий.

    В Александрии ряд лет жил и один из величайших ученых древности - Архимед , математик, физик и механик».

    Свенцицкая И.С., Эллинистическая культура / История древнего мира. Расцвет древних обществ, Книга 2, М., «Наука» 1989 г., с. 356-357.

    Из-за постоянно ведущихся в этом регионе войн, Александрийская библиотека неоднократно (!) разграблялась, поджигалась и т.п.

    «Когда Египет был обращён в римскую провинцию, александрийская наука медленно начала клониться к упадку. Музеум существовал по-прежнему; по-прежнему в нём жили и трудились учёные; но не было в их трудах той свежей и сильной оригинальности мысли, которою отличаются умственные подвиги Эвклида , Архимеда , Эратосфена и Гиппарха . Началось компилирование и комментирование старых авторитетов.

    Самостоятельные исследования прекратились. Причину этого упадка мысли можно приписать отчасти подавляющему влиянию римского господства».

    Писарев Д.И. , Историческое развитие европейской мысли / Полное собрание сочинений и писем в 12-ти томах, Том 6, М., «Наука», 2003 г., с. 365.

    Александрийский Мусейон

    Великий полководец древности Александр Македонский, живший в 356–323 годах до н. э., во время своего прославленного похода на Восток основал в Египте город, который и был назван в его честь Александрией

    Город рос невиданно быстро. Когда Александр Великий внезапно умер, македонский полководец Птолемей захватил власть в Египте и тут же сделал Александрию своей резиденцией. Постепенно город прославился не только своими размерами и красотой, он стал величайшим центром наук и искусств, дал имя целой эпохе античной культуры - александрийской. Расцвет этой культуры пришелся на времена первых трех Птолемеев, а начало его связано с прибытием в Александрию изгнанного из Афин философа Деметрия Фалерского.

    Именно Деметрий предложил Птолемею создать в Александрии центр культуры и искусств, назвать его на греческий манер Мусейоном и собрать в нем все ценные рукописи, а также привлечь ученых, которые бы их хранили, переписывали и изучали Птолемею. Мысль философа Деметрия пришлась по душе, и уже в 307 году до н. э. Мусейон был торжественно открыт.

    Мусейон не стал царской библиотекой, в которой пылились бы бесценные, но никому недоступные свитки, а превратился в интеллектуальный центр древнего мира. Сам Деметрий Фалерский был человеком образованным, великолепным оратором и стилистом. Его очень интересовали античные тексты, и он был серьезным знатоком древних авторов. Деметрий Фалерский, бесспорно, играл видную роль в упрочении культа бога Сераписа, со святилищем которого в дальнейшем будет связана вся жизнь и деятельность Мусейона. По сообщениям Диогена Лаэртского, Деметрий, уже находясь в Александрии, будто бы ослеп, а затем вновь стал видеть по воле Сераписа. В его честь он впоследствии сочинил свои знаменитые пеаны, которые исполнялись в святилище вплоть до III века н. э.

    Наивысшей славы Мусейон достиг при Птолемее III Эвергете, которого даже прозвали Мусикотатос, то есть поклонник изящных искусств. У этого правителя было два пристрастия: охота на слонов и коллекционирование рукописей. Он решил собрать в александрийском Мусейоне и в своей библиотеке буквально все, что было написано по-гречески и представляло хоть какую-то ценность. Он скупал, не жалея денег, редкие рукописи, по возможности в оригинале. Страсть его к коллекционированию была так велика, что он добывал рукописи весьма «оригинальными» путями. Например, он одолжил у афинян для переписки государственный экземпляр авторских текстов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида, дал им за это огромный залог - 15 талантов, но потом так и не вернул рукописи. При этом искренне радовался и ликовал, что обвел хитрых афинян вокруг пальца. Так, Птолемей III собрал для Мусейона более двухсот тысяч свитков. Это величайшее собрание книг древнего мира и называлось Александрийской библиотекой.

    А Птолемею II Филадельфу удалось купить (по сообщениям Афинея) библиотеку Аристотеля. Потомки Птолемеев продолжили эту работу, и через 200 лет в Александрийской библиотеке насчитывалось уже около семисот тысяч книг.

    Книги древнего мира были совершенно не похожи на современные. На полках из кедрового дерева (оно лучше других предохраняет рукописи от насекомых-вредителей) в специальных футлярах лежали папирусные свитки. К футлярам были прикреплены таблички с названиями сочинений. Разнообразие авторов и богатство рукописного собрания просто ошеломляют. В Александрийской библиотеке были собраны сочинения древнегреческих лириков (Алкея, Алкмана, Пиндара, Ибика, Стесихора и др.), стихи поэтесс Эринны, Миртиды, Коринны, пять раз победившей в состязаниях самого Пиндара. Здесь же находились свиток неистового Архилоха и собрание произведений сладкозвучной Сафо - десятой музы, как назвал ее Платон… Всех просто не счесть!

    Конечно, среди рукописей были не только подлинники, но и тысячи дубликатов: переписывание редких рукописей было одним из главных занятий работающих библиотеке ученых. Эти копии из Александрии распространялись по всему античному миру. Когда бесценная Александрийская библиотека была сожжена, именно благодаря этим копиям до нас дошло большинство произведений древнегреческой литературы.

    Одно время главным библиотекарем Мусейона был Эратосфен из Кирен, которого решил назначить на эту должность царь Птолемей III Эвергет.

    С этого дня ученый вместо странствий по дальним и неведомым краям должен был сидеть в полумраке каменных комнат и охранять драгоценные рукописи. Иному скучно было бы быть библиотекарем, но Эратосфен не унывал. Он захотел прочесть все древние рукописи о путешествиях и об открытиях земных тайн, а потом составить большой научный труд, в котором были бы собраны все географические знания тех времен.

    Работа, которую Эратосфен назвал «Землеописанием», отнимала у него много времени. И все же иногда библиотекарь покидал свой тихий кабинет и выходил на улицы солнечного города. Он спешил на александрийский базар - туда, где всегда стоял неумолкаемый гул, где спорили и торговались приезжие из дальних стран и городов. Их верблюды, утомленные дальней дорогой, отдыхали тут же рядом, равнодушно жевали жвачку, роняя в пыль горячую слюну.

    Эратосфену нравилась такая жизнь - вся на виду, в шуме и гомоне гудящей разноязычной толпы. Царский библиотекарь садился где-нибудь в тени у стены лавки и заводил беседу с приезжими торговцами. Очень удивил его рассказ одного торговца из города Сиены о том, что их город - самое жаркое место и однажды в году бывает день, когда совсем нет тени, как ни ищи ее.

    Эратосфен очень удивился: «Разве так может быть? Тень может удлиняться или укорачиваться. Но я никогда не видел, чтобы ее вовсе не было». Рассказ приезжего торговца заставил ученого задуматься. Даже на тихих улочках города, по которым он возвращался домой, думы эти не покидали его. Не покидали они его и в прохладном кабинете библиотеки. Он вновь и вновь разыскивал и перечитывал рукописи, пытаясь понять, почему такое может происходить.

    Ответ на этот вопрос ему подсказали труды великого Аристотеля, ведь мудрый философ утверждал, что Земля - шар и поэтому солнечные лучи падают на ее поверхность под разными углами. Зная углы падения в двух разных точках, можно вычислить расстояние между ними. А что если таким образом измерить весь земной шар?

    Эратосфен не собирался отправляться в дальнее путешествие, шаг за шагом отсчитывать расстояние от одного города до другого. Он задумал измерить всю землю, не покидая маленького дворика Александрийской библиотеки. Ученый сконструировал чашу, похожую на огромную половинку круглой ореховой скорлупы. Потом поставил свое изобретение во дворе библиотеки и стал ждать самый длительный день года.

    22 июня горячее солнце поднялось над Александрией на высшую точку неба. В этот момент Эратосфен измерил длину тени, падающей от столбика. А в городе Сиене (теперь Асуан) в это же самое время тени не найти: солнечный луч там падает вертикально. Много расчетов и измерений проделал библиотекарь из Александрии и установил, что длина радиуса земного шара равна 6311 километрам. Теперь мы знаем, что он равен 6371 километру.

    Позже исследователи много раз проводили измерения земной поверхности. Их расчеты в основном совпадали с цифрами, которые вывел Эратосфен. Так библиотекарь из Александрии около 2200 лет назад сумел правильно измерить земной шар.

    Но в Мусейоне была не только знаменитая библиотека, там расположились ботанический и зоологический сады, а также механические мастерские. Чего здесь только не изучали: философию, историю, географию, астрономию, физику, медицину, математику… И какие только ученые не жили и не работали в Мусейоне! В его садах прогуливался Евклид с восковой табличкой в руке, на которой была записана теорема прямоугольного треугольника. Здесь он написал свои знаменитые «Элементы математики», которые и поныне являются ее основами. Плеяду знаменитых александрийских математиков завершил Герон, чьи физические опыты с паром через 2000 лет повторил француз Дени Папен. Герон также сконструировал заводной кукольный театр, в котором куклы сами выходили на сцену, исполняли свою роль и удалялись.

    В Александрии жил и работал знаменитый греческий ученый-механик Ктесибий (11–1 века до н. э.). Среди многих его изобретений есть толкающий водяной насос, который (по описанию римского архитектора Витрувия) способен был «выбрасывать при помощи воздушного давления воду по трубе вверх». Водометная машина Ктесибия имела все основные конструктивные элементы современного пожарного насоса ручного действия. Правда, в дальнейшем, как это часто бывает, изобретение Ктесибия было надолго забыто - вплоть до 1518 года. Именно в этот год немецкий золотых дел мастер Антон Платнер тоже сконструировал пожарный насос ручного действия. Однако было ли это его собственное изобретение или Платнер воспользовался описанием из старинных латинских рукописей - неизвестно.

    И все-таки усерднее всего в Мусейоне занимались поэзией. Особенно старательно выискивались и исправлялись противоречия в разных вариантах рукописей. Исследования велись индивидуально, но результаты их обсуждались коллективно. В зале философы излагали свои учения, поэты читали стихи, а ученые-филологи декламировали и комментировали Гомера и других классиков. В спорах участвовали все ученые, часто в присутствии царя.

    Посещали Мусейон и ученые из других стран. Правда, не всегда эти посещения носили академический характер. Сохранилось, например, свидетельство о лекции одного «литературного критика», имя которого с тех пор стало нарицательным. «Несколько лет назад из Македонии в Александрию явился некий Зоил, который называл себя „Гомеромастик“, что значит „Бич на Гомера“, и прочитал царю свое произведение, критикующее „Илиаду“ и „Одиссею“. Но Птолемей, видя, что Зоил позорно нападает на отца поэзии и всей литературы, чьим творчеством восхищаются все народы, был очень раздосадован и ничего не ответил Зоилу. Впоследствии Зоил впал в нужду и обратился к царю, смиренно прося о помощи. Но царь отказал в ней, сказав, что Гомер, умерший тысячу лет назад, веками кормит много тысяч людей. А значит, тот, кто твердит о себе, что он величественнее Гомера, может прокормить не только себя, но и еще больше людей, чем Гомер».

    После Деметрия Фалерского Мусейон возглавил поэт Каллимах, широко известный в эллинистическом мире. Его перу принадлежат и острые эпиграммы, и гимны богам, и басни, и простодушная сказка про добрую старушку Гекату, и большое сочинение «Причины». Каллимах был не только великим поэтом, но еще и большим ученым. За время работы в Мусейоне он создал 120-томный «Каталог Александрийской библиотеки» - своеобразную историко-литературную энциклопедию. В особо оформленных таблицах он собрал имена всех известных ему знаменитых писателей, названия их произведений и изложил краткое содержание последних.

    Особое место в истории александрийской науки занимают грамматики Зенодот (старший современник Каллимаха), Аристофан Византийский и Аристарх из Самофракии. Зенодот занимался исключительно Гомером и подготовил так называемую «диортозу» - критическое издание поэм, в которой он, сопоставив различные рукописи, исправил испорченные места, исключил многие стихи, которые (по сообщениям Геродота) попали в тексты Гомера в более позднее время.

    Кроме того, Зенодот и продолжатели его работы, Аристофан и Аристарх, занимались «эксергезой» - комментированием Гомера - и успешно изучали особенности языка античных авторов.

    Судьба Александрийской библиотеки печальна. В 47 году до н. э. часть ее сожгли солдаты Юлия Цезаря, подавляя восстание местного населения против Рима, другую часть уничтожили в 391 году н. э. Остальное было уничтожено правоверными мусульманами, завоевавшими Александрию. «Если в книгах сказано не то, что в Коране, их следует уничтожить. А если сказано то же самое, что написано в Коране, то они не нужны», - глубокомысленно изрек халиф Омар. И по его приказу собрание редчайших древних рукописей было сожжено…

    Казалось, что после таких трагедий ничто не могло уцелеть. Но вот палестинские раввины утверждают, что не все сокровища Мусейона погибли. В те времена, когда шла борьба за трон между Клеопатрой и ее братом Дионисом Птолемеем, якобы хранилище, в котором располагались книги, решили отремонтировать. Поэтому наиболее ценные свитки и рукописи передали на хранение одному из библиотекарей.

    Писец Феодас из Александрийской библиотеки подтвердил, что бесценные сокровища были спасены, и описал подробную историю книгохранилища на греческом, латинском языках и на халдейском диалекте. По некоторым сведениям рукопись Феодаса до сих пор хранится в одном из греческих монастырей. Некий монах из этого монастыря сообщил, что в рукописи содержится подсказка, где искать пропавшие документы. Но люди разгадают шифр подсказки только тогда, когда исполнится определенное пророчество.

    Надо полагать, что пророчество это пока не исполнилось, так как дальнейшая судьба манускриптов неизвестна. Некоторые ученые предполагают, что великое наследие спрятано где-то в Египте или даже в Индии. Другие исследователи считают, что похитителями были сами арабы: существует предание о подземном лабиринте поблизости от города Ишмония, где и сложены драгоценные рукописи. Жители этих мест верили (а может быть, верят и до сих пор), что в таинственных подземных галереях обитают джинны, которые по хранящимся там книгам изучают магическую премудрость…

    Но уже в наши дни в Египте был составлен план возрождения Александрийской библиотеки. Архитекторы многих стран представили 1400 своих проектов, из которых комиссия выбрала норвежский. В 1988 году был заложен первый камень новой Александрийской библиотеки. На месте его закладки были видны следы прежних археологических раскопок: найдены следы трех статуй, обнаружены водопровод и выложенная мозаикой площадка.

    Новая библиотека будет представлять собой здание диаметром в 60 метров со срезом, обращенным в сторону моря. Оно будет олицетворять солнечный диск - божество, которому всегда поклонялись в Египте.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.

    Филон Александрийский Филон Александрийский или Ф. иудей (прибл. 20 до Р. Хр.-50 по Р. Хр.) – выдающийся представитель еврейского эллинизма, центром которого была Александрия, богослов, апологет иудейства и религиозный мыслитель, оказавший большое влияние на последующее

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (АФ) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (МУ) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

    Папп Александрийский Папп (P?ppos) Александрийский (гг. рождения и смерти неизвестны), древнегреческий математик 2-й половины 3 в. Автор труда «Математическое собрание» в 8 книгах, из которых дошли до нас последние 6. Первые 2 книги были посвящены арифметике, 3-5-я - в основном

    Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

    Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

    27. Мусейон Когда Александр Македонский прибыл из Мемфиса на место нынешней Александрии, здесь было незначительное. рыбацкое поселение Ракотис. В окружении прославленного полководца, наряду с военачальниками, зоологами, историками, ботаниками и танцовщицами, был

    Из книги Мысли и изречения древних с указанием источника автора

    Александрийский маяк (280 г. до н. э.) Александрийский маяк покорял всякого, кому посчастливилось хотя бы раз его увидеть. Маяк изумлял и даже устрашал, прежде всего, своей небывалой, неправдоподобной высотой. Стены, устремляясь все выше и выше, сближались и сходились почти

    Из книги Тайны еврейского секса автора Котлярский Марк

    Климент Александрийский Климент Александрийский (? – до 215), греческий философ, глава христианской школы в Александрии. Нельзя же на том основании, что человеку смеяться естественно, все делать предметом смеха. И лошадь ведь, которой ржать естественно, не на все

    Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

    Филон Александрийский (28 г. до н. э. - 41 г. или 49 г. н. э.) - еврейский общественный деятель и философ в эллинистическом Египте. В своих трудах пытался увязать традиционные еврейские ценности с греческой

    Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

    Александрийский маяк В III в. до н. э. на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в Александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение (для усиления яркости свет

    Из книги автора

    КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (? – до 215), греческий философ, глава христианской школы в Александрии 632 * Вкладывать книгу в руки невежды так же опасно, как вкладывать меч в руки ребенка. Перефразированная мысль Климента в версии Х. Л. Борхеса. ? Борхес, 3:271. У Климента: «Введя

    Из книги автора

    ПАЛЛАД АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 335–430), древнегреческий грамматик и поэт 15 Многое может случиться меж чашей вина и устами. Эпиграмма («Палатинская антология», X, 32) В латинской форме – в «Аттических ночах» Авла Геллия, ХIII, 18, 1 (как пословица, приводимая Катоном Старшим). ? Proverbs, p.