• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    21 февраля Международный день родного языка. Несмотря на парадоксальное название, праздник имеет самые обычные цели, привлечь внимание к культурному наследию собственной страны. А что как не язык является самым простым и прямым мостиком между прошлым и будущим. На конференции ЮНЕСКО, проходившей 17 ноября 1999 года, были приняты основные постулаты. Международный день родного языка в России отмечается одновременно со всем миром – 21 ноября, начиная с 2000 года.

    Только цифры

    Согласно данным ЮНЕСКО, около шести тысяч языков в мире находятся на грани исчезновения, поэтому если не принимать эту проблему всерьез, мир потеряет последних носителей уникальных языков и диалектов. К порыву ЮНЕСКО присоединилась ООН, объявив 2008 год – годом языка, а 2010 год прошел под девизом сближения культур. Несмотря на то, что ООН и ЮНЕСКО являются международными, глобальными организациями, все их действия по отношении к культуре, в том числе и языку, направлены на сохранение уникальности того или иного народа. Международный день родного языка при всем своем глобальном смысле, имеет камерное, важное значение именно для отдельно взятых народов и территорий. Вписывая их в большую международную семью, глобальные организации при этом стремятся обособить роль каждого члена семьи.

    Взаимопроникновение культур

    Благодаря соседству народов, создается неповторимое полотно, в котором переплетаются нравы и традиции, культурное наследие и языки. День родного языка – это еще одна возможность взглянуть на свою речь не только с точки зрения общения, но и проанализировать те или иные устоявшиеся выражения и слова. Например, подумать откуда именно берет свое начало то или иное слово, из какого языка заимствовано и какой смысл в него вкладывали наши далекие предки. А может быть даже наши географические соседи. Ведь не секрет, что, например, в русском языке огромное количество слов позаимствованных из английского, голландского, немецкого, французского и многих других языков, на первый взгляд, не имеющих ничего общего со славянской культурой. Все это невероятно интересно и требует самого внимательного изучения, а значит праздник отмечаемый в мире 21 февраля – Всемирный день языка, невероятно важен и должен быть востребован.

    Когда Международный день родного языка

    Международный день родного языка ежегодно принято отмечать в мире 21 февраля. Учрежден этот праздник был 17 ноября 1999 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО, а отмечать его начали с февраля 2000 года. Основной задачей праздника "Международный день родного языка" можно назвать содействие языковому и культурному разнообразию в мире.

    Напомним, что 2008 год был объявлен в резолюции Генеральной Ассамблей ООН Международным годом языков, а 2010 год стал Международным годом во имя сближения культур.



    Языки принято считать самым эффективным инструментом, позволяющим сохранить и развивать материальное и духовное наследие любой нации. Сегодня в мире насчитывается около 6 тысяч языков. По данным ЮНЕСКО, уже в ближайшее время примерно половина из них могут лишиться своих последних носителей и полностью исчезнуть.

    Около 80 % африканских языков вообще не имеют письменности. Тенденция вымирания языков в будущем будет только усиливаться.

    Язык может выжить, если на нем будут говорить хотя бы не менее 100 000 человек. Языки исчезают не только в современном мире, это происходило всегда, иногда вымершие языки не оставляли даже следа. Однако никогда прежде языки не исчезали так быстро. Очень часто к вымиранию языков приводило стремление правителей добиваться единства своей страны, для этого они должны были заставить народ использовать один общий язык.

    Одной из важнейших целей Международного дня родного языка является защита исчезающих языков. Проблема исчезновения языков является очень актуальной сегодня, ведь в мире в настоящее время каждый месяц исчезает примерно по два языка.

    Появление новых технологий привело к тому, что национальным меньшинствам становится все сложнее добиваться признания своих языков. Это связано с бурным развитием Интернета во всем мире. А сегодня считается, что язык, который в Интернете не представлен, как бы и не существует вовсе. Подсчитано, что в Интернете около 81 % всех страниц выполнено именно на английском языке. С огромным отрывом за ним следуют немецкий и японский, французский, испанский и скандинавские языки.


    ЮНЕСКО был даже создан специальный портал для национальных меньшинств, находящихся в неблагоприятных условиях. Он позволяет этим людям получать доступ к знаниям человечества и образованию.

    Значение родного языка

    Язык представляет собой систему звуковых и письменных символов, которые используются людьми с целью передачи их мыслей и чувств. Ученые в основном сходятся во мнении, что возник язык примерно около полумиллиона лет тому назад. Однако до сих пор никто из них не может с уверенностью объяснить, как именно произошло его зарождение. Все языки на нашей планете являются приблизительно равными по структурной сложности.

    Наше материальное и духовное наследие развивается и сохраняется именно благодаря им. Каждый язык является уникальным в своем роде, поэтому представляет собой очень большую культурную ценность, которую мы обязаны постараться сохранить как можно дольше.


    Любые шаги, направленные на распространение родных языков, способствуют языковому разнообразию и многоязыковому образованию. Люди по всему миру должны более полно знакомиться с языковыми и культурными традициями своих стран. Это позволяет укрепить солидарность, основанную на взаимопонимании и диалоге.

    Родному языку необходимо уделять очень большое внимание, т.к. он является инструментом общения, размышления и восприятия, описывает наше видение мира. Кроме того, язык также способен отражать связь между прошлым, настоящим и будущим, служит средством выражения творчества.

    Родной язык накладывает уникальный отпечаток на каждого из нас с момента рождения. Кроме родного, человек может также овладеть и иностранными языками. Это позволяет нам знакомиться с другой культурой и другим мировосприятием. В каждом языке есть уникальные выражения, отражающие менталитет и обычаи говорящего на нем народа. Человек постигает свой родной язык еще с младенчества. Еще в утробе матери ребенок уже слышит речь. Когда он рождается, он постепенно начинает говорить на том языке, на котором говорят окружающее его в семье люди.

    Можно сказать, что родной язык формирует наше сознание в рамках культуры, которая в нем заложена.

    Однако наукой доказано, что, если человек говорит только на одном языке, то часть его мозга развивается меньше, а творческие способности также не развиваются в полной мере. Поэтому изучение иностранных языков очень полезно для нашего развития. Нужно отметить при этом, что детям усваивать иностранные языки гораздо проще, чем взрослым.

    Традиции на праздник 21 февраля


    В этот праздничный день 21 февраля, в Международный день родного языка, в Штаб-квартире ЮНЕСКО и ее филиалах, расположенных по всему миру, проводятся различные выставки, концертные мероприятия и презентации, посвященные языкам.

    Для защиты языков ЮНЕСКО планирует даже создать систему превентивного мониторинга. Эта система поможет отслеживать состояние тех языков, которым угрожает полное исчезновение, а также будет способствовать улучшению ситуации.

    Нужно отметить, что дата празднования совпадает с датой праздника, который отмечается в Бангладеше в память о кровавых событиях середины прошлого века. Тогда, в 1952 году сторонники того, чтобы бенгальский язык был признан официальным языком восточного Пакистана, подверглись жестокой расправе со стороны пакистанской полиции.

    В нашей многонациональной стране насчитывается большое количество разных языков. При этом 136 из них в 2009 году были признаны ЮНЕСКО находящимися под угрозой исчезновения.

    В разных городах нашей страны к празднику 21 февраля - Международному дню родного языка - стараются приурочить различные мероприятия и акции по защите русского языка.


    Очень многим не нравится сегодняшняя ситуация, которая сложилась вокруг современных средств массовой коммуникации. Все они широко используют ненормативную лексику, слэнг, уголовную лексику, огромное количество иностранных слов и т.п. Все это способствует загрязнению русского языка.

    Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка, формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности ксвоим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.

    Ход мероприятия

    1. Сегодня на празднике мы будем говорить о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.

    2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

    3. Я люблю свой родной язык!
    Он понятен для всех,
    Он певуч,
    Он, как русский народ, многолик,
    Как держава наша, могуч…

    4. Он – язык Луны и планет,
    Наших спутников и ракет,
    На совете
    За круглым столом
    Разговаривайте на нём:
    Недвусмысленный и прямой,
    Он подобен правде самой.

    5. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

    6.Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие.

    7. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

    8. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

    9. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален.В России государственным является один язык – русский. В Московской области, в Чеховском районе проживают носители различных языков. Послушаем приветствия ребят на их родных языках.

    Дети приветствуют гостей праздника на английском, азербайджанском, украинском, молдавском языках, держа в руках флажки этих стран.

    10. Но, как родной, люблю язык я русский,
    Он нужен мне, как небо, каждый миг,
    На нём живые, трепетные чувства открылись мне
    И мир открылся в них.

    Русская народная песня в исполнении ученицы 2а класса.

    11. С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

    12. Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.

    Дети читают высказывания о русском языке:

    13."Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)

    14."Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький)

    15."Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич Толстой)

    16. "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (Иван Сергеевич Тургенев)

    17. С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его. Русский язык “имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”, это “звучный и выразительный язык”, “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах”, ему свойствены “величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность”. В нём отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.

    18. Сценка (отрывок из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане”)

    19. Как же прекрасен родной мой язык,
    Волшебный, певучий, играющий.
    Словно прозрачный хрустальный родник
    Сердце и душу ласкающий.

    20. В нём каждое слово – бесценный алмаз.
    В нём каждая песня – красавица.
    Порою прекрасный, суровый подчас,
    Отечество наше им славится.

    Девочки 2б исполняют русскую народную песню “Во поле береза стояла” и водят хоровод.

    21. Язык наш прекрасный -
    Богатый и звучный.
    То мощный и страстный,
    То нежно певучий.

    22. В нём есть и усмешка,
    И меткость, и ласка.
    Написаны им
    И рассказы, и сказки -

    23. Страницы волшебных,
    Волнующих книг!
    Люби и храни
    Наш великий язык!

    24. Инсценирование басни И.А.Крылова “Квартет”.

    25. Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.

    26. Пословицы недаром молвятся,
    Без них прожить никак нельзя!
    Они великие помощницы
    И в жизни верные друзья.

    Пословицы.

    27. Сначала подумай - потом говори.
    Не храбрись словом, а покажи делом.
    Меньше говори - больше дела твори.
    Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
    Говорить не думая, что стрелять не целясь.

    28. У народа речь - союзница,
    Он в неё всю душу влил,
    В самом сердце, словно в кузнице,
    Все слова он закалил.

    29. Когда ты хочешь молвить слово,
    Мой друг, подумай, не спеши:
    Оно бывает то свинцово,
    То рождено теплом души.

    30. Оно ограбит, иль одарит,
    Пусть ненароком, пусть любя,
    Подумай, как бы не ударить
    Того, кто слушает тебя.

    31. Сценка “Словечки-колечки”.

    Грустный, сонный, невеселый
    Женя наш пришел из школы.

    (Входит с ранцем ученик)

    Сел к столу. Разок зевнул.
    И над книжками заснул.
    Тут явились три словечка
    “АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.

    (Входят три девочки. В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.)

    Что ты Женя сделал с нами?
    Мы пожалуемся маме!

    Апельсин.

    Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!

    Колечко (плачет).

    Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!
    Я до слёз возмущена!

    Можно только лишь со сна
    Написать, что я – “САСНА”!

    Апельсин.

    Мы, слова, оскорблены
    Тем, что так искажены!
    Женя! Женя! Брось лениться!
    Так учиться, не годиться!

    Невозможно без вниманья
    Получить образованье.
    Будет поздно! Так и знай:
    Станет неучем лентяй!

    Если ты ещё хоть раз
    Искалечишь, мальчик, нас –
    Мы с тобой поступим круто:
    Нашей честью дорожа
    Имя Женя в полминуты
    Переделаем в ежа.

    Будешь ты ежом колючим!
    Вот как мы тебя проучим!

    Женя вздрогнул, ужаснулся,
    Потянулся и проснулся.
    Подавил зевоту
    Взялся за работу.

    32. Два прихлопа, два притопа,
    С каблука и на носок –
    Танцы русские танцуют,
    Выше нос и руки в бок!

    Русский народный танец исполняет ученица 2г класса.

    33. Иду тропинкой узкой –
    Деревья до небес!
    Могуч язык мой русский.
    Как этот русский лес.

    34. И в радости, и в грусти –
    Он всякий час со мной,
    Родной язык мой русский,
    Как Родина родной!

    35. Русь талантами богата,
    Русь талантами сильна.
    Если будут петь девчата, -
    Значит, будет жить она.

    Частушки в исполнении ребят 2а класса.

    36. Два триместра уж прошло
    Рады мы по ушки,
    И теперь мы вам споём
    Школьные частушки.

    37. Чтобы выучить глагол
    Надобно терпение,
    Ведь такой он балабол,
    С ним одно мучение.

    38. Люблю тебя, грамматика,
    Ты умная и строгая.
    Тебя, моя грамматика,
    Осилю понемногу я!

    39. Встретил признак я предмета:
    Ох, какой! – сказал я Свете,
    Красный, синий, голубой
    Выбирай себе любой!

    40. На урок литературы,
    Как на крыльях, я лечу.
    Всех писателей прочел я.
    Стать писателем хочу.

    41. Ты б сначала научился
    Безошибочно писать.
    Тебе с двойкой по диктантам
    Век писателем не стать!

    42. С языком дружить нам нужно
    На уроках и в быту.
    Укрепляет нашу дружбу,
    Любовь к родному языку.

    43. Части речи, предложенья,
    Падежи, местоименья.
    Это всё язык родной,
    Должен знать его любой.

    44. Сценка “Разговор друзей” (Исполняют ребята 2д класса)

    45. Наш язык и скромен и богат.
    В каждом слове скрыт чудесный клад.
    Слово “высоко” произнеси –
    И представишь сразу неба синь.

    46. Ты скажи: “Кругом белым-бело” -
    И увидишь зимнее село,
    С белых крыш свисает белый снег,
    Не видать под белым снегом рек.

    47. Вспомнится наречие “светло” -
    И увидишь: солнышко взошло
    Если скажешь слово ты “темно”,
    Сразу вечер поглядит в окно.

    48. Если скажешь “ароматно”, ты
    Сразу вспомнишь ландыша цветы.
    Ну, а если скажешь ты “красиво”,
    Пред тобою – сразу вся Россия!

    49. Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

    Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

    Дети исполняют песню “У моей России”.

    50. Если ты хочешь судьбу переспорить,
    Если ты ищешь отрады цветник,
    Если нуждаешься в твердой опоре,
    Выучи русский язык!

    51. Он твой наставник - великий, могучий,
    Он переводчик, он проводник,
    Если штурмуешь познанья кручи,
    Выучи русский язык!

    52. Русское слово живет на страницах
    Мир окрыляющих пушкинских книг.
    Русское слово - свободы зарница,
    Выучи русский язык!

    53. Горького зоркость, бескрайность Толстого,
    Пушкинской лирики чистый родник,
    Блещет зеркальностью русское слово -
    Выучи русский язык!

    Дети исполняют песню “Чему учат в школе”.

    54. Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

    Международный день родного языка (International Mother Language Day), провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

    В свою очередь, Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции объявила 2008 год Международным годом языков (International Year of Languages). 2010 год был провозглашён Международным годом во имя сближения культур (International Year for the Rapprochement of Cultures).

    Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне - столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

    Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.

    Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.

    21 февраля 2003 года по случаю Международного дня родного языка Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура отметил: «Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей.

    Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками. Изучение иностранного языка — это способ познакомиться с другим видением мира, с другими подходами».

    И каждый год в рамках празднования Дня родного языка в разных странах проходят различные мероприятия, посвященные определенной теме и нацеленные на содействие уважению, а также на поощрение и защиту всех языков (особенно языков, находящихся на грани исчезновения), лингвистического разнообразия и многоязычия. Так, в разные годы проведение Дня было посвящено темам: взаимосвязи между родным языком и многоязычием, особенно в образовании; системе Брайля и языку жестов; повышению осведомленности общественности в вопросах языковых и культурных традиций, основывающихся на взаимопонимании, терпимости и диалоге; охране нематериального наследия человечества и сохранению культурного разнообразия; роли языка, на котором ведется преподавание в школах и другим.

    Монгольский язык — язык монголов, государственный язык Монголии. Термин может употребляться шире: для монгольского языка Монголии и Внутренней Монголии в Китае, для всех языков монгольской группы, в историческом контексте для таких языков как древний общемонгольский и старописьменный монгольский языки.

    Язык монголов, основного населения Монголии, а также Внутренней Монголии и в Российской Федерации. По основному диалекту часто называется халха-монгольским или просто халхаским.

    Халха-монгольский диалект (или язык) имеет литературную норму и статус государственного языка в Монголии. Число говорящих на нём — около 2,3 млн чел. (1995). Халхаский диалект входит в центральную группу диалектов монгольского языка. Наряду с ней выделяются также восточная и западная группа. Различия между диалектами носят в основном фонетический характер.

    Как национальный язык Монголии начал складываться после Монгольской народной революции (1921) на основе халхаского диалекта. С 1943 года — письменность на основе кириллицы.

    Халха-монгольский язык, вместе с языком монгольской письменности, входит в монгольскую семью языков. Эта семья делится на следующие группы:

    • северно-монгольские языки: бурятский, калмыцкий, ордосский, хамниганский, ойратский;
    • южно-монгольские языки: дагурский, шира-югурский, дунсянский, баоаньский, язык ту (монгорский);
    • особняком стоит могольский в Афганистане.

    По своему строю это — агглютинативные языки с элементами флективности. Для большинства (кроме калмыцкого и бурятского) характерным является безличное спряжение. В области морфологии они характеризуются кроме того отсутствием резкой грани между словоизменением и словообразованием: так, например, разные падежные формы одного и того же слова часто функционируют лексически как новые слова и допускают вторичное склонение, основой которого является не первичная основа, а падежная форма. Роль притяжательных местоимений играют особые суффиксы: личные и безличные. Наличие предикативных суффиксов создаёт впечатление, будто имена могут спрягаться. Части речи слабо дифференцированы. Различают следующие части речи: имя, глагол и неизменяемые частицы. Существительное и прилагательное в большинстве живых языков и языке письменности не дифференцированы морфологически и различаются лишь в плане синтаксиса.

    В области синтаксиса характерным является положение определения перед определяемым, сказуемого обычно в конце предложений и отсутствие согласования в падеже определения и определяемого, а также разных членов предложения.

    Внеклассное мероприятие

    « Язык – живая душа народа», посвящённое Международному дню родного языка.

    Цели мероприятия :

    Образовательные:

    познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня родного языка, рассмотреть проблемы языков на современном этапе;

    сформировать умение понимать проблему, высказывать свое мнение по данному вопросу; повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе;

    владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).

    Воспитательные:

    сформировать любовь и интерес к родному языку, поэзии;

    научиться уважать язык и культуру других народов;

    работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.

    « Язык – живая душа народа»

    21февраля - Международный день родного языка

    Ход мероприятия

    Ведущий (учитель ): Сегодняшнее мероприятие, посвященное Международному дню родного языка, хочется начать с высказывания П. А. Вяземского о языке: Язык есть исповедь народа,

    В нём слышится его природа,

    Его душа и быт родной...

    и продолжить фразой генерального директора ЮНЕСКО Контиро Мацуура:

    «Языки, по существу, имеют важнейшее значение для самобытности групп населения и отдельных людей и для их мирного сосуществования».

    Чтец 1

    Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

    Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты - участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

    Чтец 2

    Сегодня в мире существует около 7000 языков, и более половины из них могут исчезнуть на протяжении жизни нескольких поколений, а на 96% этих языков говорят всего лишь 4% населения планеты. Только несколько сотен языков играют видную роль в системах образования и в государственной сфере, и менее ста языков используются в мире цифровых технологий.

    Проведение Международного года языков пришлось на такое время, когда языки все больше оказываются под угрозой. Язык открывает путь к изменению и развитию человеческого общества. Использование - или отказ от использования языков может открыть или преградить дорогу в будущее многим представителям общества в мире.

    Чтец 3

    ЮНЕСКО посчитало исчезающие языки в России. 136 языков в России находятся в опасности, и 20 из них уже признаны мертвыми. Такие цифры приводятся в интерактивном Атласе исчезающих языков мира, опубликованном на сайте ЮНЕСКО.

    ЮНЕСКО определяет жизнь языков по 9 критериям, в том числе по числу нх носителей, передаче языка от поколения к поколению, доступности учебных материалов, отношению к языку внутри общества. Далее все языки делятся на 6 категорий: "находится в безопасности", "положение вызывает опасение", "язык находится под угрозой исчезновения", "язык находится в серьезной опасности", "язык находится в критическом состоянии", "язык исчез".

    Чтец 4

    Звучит музыка (северных народов)

    Если рассмотреть карту российских языков, то помимо 20 исчезнувших языков

    (айнского, югского, убыхского) в России еще 22 находятся в критическом состоянии (алеутский, терско-саамский, ительменский), 29 - в серьезной опасности (нивхский, чукотский, карельский). Под угрозой исчезновения - 49 языков, в том числе калмыцкий, удмуртский и идиш. Опасение вызывает положение 20 языков, в числе которых оказались белорусский, чеченский, якутский и тувинский. Всего 136… Стоит учесть, что удмуртский, калмыцкий, якутский, тувинский и чеченский - государственные языки республик РФ.

    Всего атлас ЮНЕСКО признает исчезающими 2,5 тысячи языков из 7 тысяч, существующих в мире. Насчитывается 199 языков, на которых говорят не более чем по десять человек. В последние несколько десятков лет полностью исчезли 200 языков.

    Чтец 5

    Читает отрывок из стихотворения Леонида Корнилова (под русскую музыку)

    Немота перейдёт все границы.
    И полмира забудет слова.
    И минута молчанья продлится
    Может, год, может, век, может, два.

    Мне последнего слова не надо.
    И когда хлынет кровь под кадык.
    Не иконы, а книги, как лики,
    Остаются на полках высот.

    Древним словом мы с будущим слиты.
    Человечество – наш ученик.
    Наш круг чтенья – земная орбита.
    Наша Родина – русский язык

    Ведущий (под музыку народов мира)

    Человеческий язык необычайно многообразен. Чтобы оценить это многообразие, необходимо изучать больше разных языков. За последнее десятилетие XX века отмечено, что в мире говорят более чем на 6000 языках. Но если спросить обычных людей, сколько языков существует в настоящий момент в мире, то они назовут гораздо меньшее количество (от нескольких десятков до нескольких сотен).

    Как животный или растительный мир, многообразие языков находится в опасности. В недалеком будущем ни профессиональные лингвисты, ни простые люди больше не встретят носителей некоторых языков…

    Чтец 1

    Все языки, близкие к исчезновению, можно разделить на три группы. В первую группу войдут мертвые языки – это когда исконных носителей языка нет (например, латынь или шумерский язык); умирающим считается язык, носители которого еще остались, но которому уже не учат детей; живым языком является тот, которому продолжают учить детей.

    Умирающий язык обычно исчезает через одно-два поколения, когда дети, родители которых уже не знают родного языка, учат его от своих бабушек и дедушек.

    Чтец -2

    Подсчитано, что из всех языков, существующих на сегодняшний день в мире, через сто лет 90 процентов либо совершенно исчезнут с лица земли, либо будут находиться на грани исчезновения.

    Языки умирают во всех точках земного шара, начиная с кэрнских джунглей с языка дьирбал, заканчивая островом Мен в Ирландском море, где в 1974 году умер последний носитель местного кельтского языка.

    Чтец -3

    Языки вымирали на протяжении всей известной нам истории: шумерский язык, на котором говорили в самой первой великой цивилизации Месопотамии (современный Ирак), вымер приблизительно во 2 тысячелетии до н.э., тогда как его преемник, аккадский (язык Вавилонии и Ассирии) исчез в середине первого тысячелетия до н.э.

    В современном мире процесс умирания языков происходит быстрее. До сегодняшнего дня малочисленные языковые группы смогли выжить, сохранив свой родной язык и овладев общим языком региона. Однако из-за роста централизации в 20 веке такое редко можно встретить

    Чтец 4

    Чтение стихотворения Ивана Бунина под музыку русских классиков

    Молчат гробницы, мумии и кости,-
    Лишь слову жизнь дана:

    Из древней тьмы, на мировом погосте,

    Звучат лишь Письмена.

    И нет у нас иного достоянья!

    Умейте же беречь

    Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

    Наш дар бессмертный - речь.

    Чтец 5

    Почему исчезают в наше время языки? Потому что правительствам стран экономически не выгодно обслуживать население на всех языках. Растущая популярность средств массовой информации, спутниковая связь, средства массовой коммуникации упрощают языковое общение, а такие языки, как английский, приобретают доминирующее значение.

    Если человек или группа людей решили отказаться от своего родного языка, унаследованного от предков, уже мало что можно сделать, чтобы спасти его…

    Ведущий

    Однако языковые сообщества хотят сохранить свой родной язык, как и свою культуру. Ценную помощь в сохранении языка могут оказать лингвисты: разработать для него систему письма; документально зафиксировать исчезающие языки, составить словарь, подобрать тексты для иллюстрации различных правил (это могут быть как народные легенды, так и образцы повседневной разговорной речи).

    Как можно сохранять и возрождать отдельные виды растений и животных при помощи их ДНК, так же можно записывать на пленку или диск фонетику, грамматику и лексику для последующих поколений, восстановив по ним весь язык. Сохранение и восстановление языков возможно и необходимо.

    Чтец 1

    Самым известным примером возрождения языка служит иврит (древнееврейский). На нем была написана большая часть Ветхого Завета. В течение многих веков язык не использовался в повседневном общении, но выжил, благодаря стараниям ученых и тому, что все это время он продолжал использоваться в качестве языка культа. С девятнадцатого века на иврите снова стали говорить…

    (Звучит еврейская мелодия)

    Чтец 2

    Чтобы не возрождать языки, нужно направить все силы на их сохранение. Язык каждого народа-творца – это дар Божий. Сейчас в мире появляется все больше языковых обществ, которые твердо намерены сохранить свой родной язык, как и прочие аспекты культуры. Каждый национальный язык прекрасен и неповторим. Давайте вслушаемся в звучание русского, армянского, татарского…Сколько прелести и содержания, сколько вековой мудрости скрыто в их недрах…

    Чтец 3

    Чтение стихотворения армянской поэтессы 20 века Сильвы Капутикян (отрывок)

    Звучит армянская музыка

    СЛОВО СЫНУ

    Едва забормотал ручей,

    Едва над зеленью долин

    Запела птица меж ветвей -

    Заговорил и ты, мой сын.

    Ты слово первое сказал

    На древнем нашем языке,

    Губами детскими припал

    К бессмертным струям в роднике.

    Мой сын, тебе я отдаю

    Наследство. Обещай беречь,

    Как ценный клад, как жизнь свою,

    Армянскую родную речь.

    Гремел в пустынях наш язык,

    Звенел у края горных троп,

    Стрелою Гайка* в мир проник,

    Ему учил народ Месроп*...

    На свитках письменами стал,

    Стал нашим знаменем в веках

    И вел народ меж диких скал

    Под небом в хмурых облаках…

    Чтец 4

    Чтение стихотворения татарского поэта Габдулы Тукая (в переводе: А.Чепурова)

    Звучит татарская народная музыка

    РОДНОЙ ЯЗЫК

    О, как хорош родной язык, отца и матери язык,

    Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!

    Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,

    А после - бабушка меня старалась сказкою унять.

    Родной язык, ты мне помог понять и радость с малых лет,

    И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет.

    Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог:

    "Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!"

    Чтец 5

    Чтение стихотворения русской поэтессы Серебряного века Анны Ахматовой

    Звучит русская музыка

    Мы знаем, что ныне лежит на весах
    И что совершается ныне.
    Час мужества пробил на наших часах,
    И мужество нас не покинет.

    Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова,
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово.

    Свободным и чистым тебя пронесем,
    И внукам дадим, и от плена спасем
    Навеки!

    Ведущий: Прослушав удивительные творения русских, армянских и татарских поэтов, давайте обратимся к истории языка и литературы. Проявим знания и свою эрудицию, ответив на вопросы викторины.

    Учитель задает вопросы:

    1. Какая организация учредила празднование «Международного дня родного языка» 21 февраля и «Международного дня русского языка» 6 июня? (ЮНЕСКО)

    2. Сколько языков насчитывается в мире? (более 6 тысяч)

    3. Сколько языков мира находится под угрозой исчезновения? (400, в Европе – 50), в России?(136)

    4. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

    5. В каком веке началось формирование русского национального литературного языка? (в 17в.)

    6 .Входит ли русский язык в состав 6 официальных рабочих языков ООН? (входит)

    7. Назовите государственный язык Российской Федерации? (русский язык)

    8 .Какие поэты и писатели18-19 в.в стояли у истоков русского литературного языка? (А. С.Пушкин, М. В. Ломоносов, И.С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.)

    9. Какие пословицы и поговорки о родном языке вы знаете?

    Выскажите свою точку зрения по данной теме. Как вы понимаете фразу?

    «Живым языком является тот, по которому продолжают учить детей…»

    «Язык – живая летопись народа»

    «Мой личный вклад в сохранение родного языка»

    « Что хотите вы мне говорите…
    Как в пространстве царит высота,
    Так числом русских букв в алфавите
    Измеряется возраст Христа».

    Ведущий: Сегодняшнее выступление хочется закончить словами английского лексикографа и эссеиста 18 века: «Мне всегда очень жаль, когда еще один язык исчезает с лица земли, ведь язык – это родословная народа» и от себя добавлю: «Берегите родной язык, не засоряйте его».