• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Людмила Воронова
    Игры и упражнения для развития внимания

    Ушинский говорил, что внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если педагогу не удается добиться внимания детей к тому , что он объясняет, то он говорит попусту, подобно человеку, показывающему картину людям, повернувшимся к ней спиной.

    Иногда бывает, что детям «трудно понять» , «трудно запомнить» , и это говорит не о слабости сообразительности и памяти, а о недостатках внимания .

    Ваш ребенок невнимателен ? В чем это проявляется? Что может повлиять на качество внимания ребенка ? Причины нарушения внимания могут быть разными :

    1. Если невролог поставил вашему ребенку диагноз «синдром гиперактивности с дефицитом внимания » , то в этом случае без квалифицированной медицинской помощи не обойтись.

    2. В дошкольном детстве ребёнок сосредоточенно работает 15-30 минут, а если дольше, то наступает переутомление.

    3. Когда 4-7 дней в неделю ребенок загружен дополнительными кружками, то наступает переутомление.

    4. Ребенок может длительное время играть в любимые игры , заниматься своими делами, но становится невнимательным при выполнении интеллектуального задания. Возможно, что он просто не понимает, как нужно выполнить это задание. В этом случае необходимо помочь ему, объяснить тот материал, который он не усвоил ранее, вместе разобрать несколько похожих упражнений и убедиться в том , что ребенок понял, что и как ему нужно делать.

    5. Однообразная деятельность (сложно удерживать внимание , когда выполняете монотонную работу.) В этом случае можно внести какую-то изюминку, например, устроить небольшое соревнование : «Кто красивее напишет букву «А» ?», «Кто больше решит примеров?» .

    6. Очень важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении : если он чем-то подавлен, то ему, скорее всего, трудно будет сосредоточиться на выполнении задания.

    7. Наличие большого количества раздражителей в комнате. Если перед глазами ребенка находится коллекция машинок, с которой он обожает возиться, то наверняка все его мысли будут о том, как бы поскорее закончить выполнение задания и поиграть. В этой ситуации целесообразно убрать из поля зрения ребенка все, что его отвлекает.

    8. Состояние здоровья ребенка также может быть одной из причин нарушения внимания . Если ребенок плохо себя чувствует, то ожидать безошибочного выполнения задания не приходится.

    Следует помнить, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, а не учебная, поэтому все дополнительные занятия с ребенком должны носить игровой характер и включать паузы для активного или пассивного отдыха. Это может быть прогулка на свежем воздухе или какое-то любимое занятие, когда ребенок сможет расслабиться, отвлечься.

    Предложенные игры и упражнения позволят не только потренировать детей, но и получить удовольствие от совместной деятельности.

    1. «Послушай и повтори» .

    Цель игры . Стимулировать внимание

    Хлопками задайте ребенку определенный ритм и попросите его повторить.

    2. «Будь внимателен (для детей 4-5 лет)

    Цель игры . Стимулировать внимание , учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

    Вы называете разные слова : дом, тетрадь, яблоко, суп, машина, груша, воробей, самолет и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши, когда встретится слово, обозначающее фрукт. Усложнение игры : ребенок хлопает в ладоши, услышав название фрукта, и топает ногами, услышав название транспорта.

    3. «Что изменилось» .

    Цель игры . Развивать активное внимание .

    После уборки комнаты попросите ребенка рассказать, что изменилось, например : цветы на подоконнике стоят в другом порядке или там, где раньше стояла машинка, теперь лежат гантели.

    4. «Хитрый счет» .

    Цель игры . Развивать волевое внимание .

    Участники хором несколько раз считают до 10. Первый раз идет простой счет. Второй раз на счет «три» три раза мяукают. Третий раз на счет «три» три раза мяукают, на счет «пять» пять раз топают ногами. Далее на счет «три» три раза мяукают, на счет «пять» пять раз топают ногами, на счет «семь» - семь раз хлопают в ладоши. Для усложнения можно увеличить темп игры или менять задания .

    5. «Слушай хлопки» .

    Цель игры . Та же.

    Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) . Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

    6. «Найди отличия» .

    Цель игры . Развивать активное внимание .

    Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и найти на них отличия.

    7. «Жмурки» .

    Цель игры . Развивать активное внимание .

    Предложите ребенку найти на картинке как можно больше «спрятанных» животных.

    8. «Четыре стихии» .

    Цель игры . Развивать внимание

    Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, если слово "вода" - вытянуть руки вперед, слово "воздух" - поднять руки вверх, слово "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

    9. «Зеваки» .

    Цель игры . Развивать внимание , связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

    Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры .

    10. «Следопыт» .

    Цель игры . Развивать активное внимание .

    Предложите ребенку в тексте (газетном или журнальном, просматривая каждую строчку зачеркивать какую-либо букву.

    В мягкой форме обсудите с ребенком, что получилось, что вышло не совсем удачно. Убедите его в том, что с каждым занятием результаты будут все лучше и лучше. Для ребенка важно чувствовать вашу поддержку.

    Заключение :

    Итак, на основании выше изложенного можно утверждать, что игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание , память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности , подчас не догадываясь об этом.

    Предлагаем подборку простых и интересных игр с детьми дошкольного возраста , которые развивают у детей внимание и память. Данный материал может быть использован воспитателями как в повседневной деятельности, так и при проведении занятий с детьми в детском саду . Некоторые упражнения могут стать отличным дополнением к физкультминуткам. Небольшая подборка подобных игр на развитие внимания и памяти дошкольников публиковалось в данной статье .

    Игра «Печатная машинка»

    Каждому игроку присваивается 1-2-3 буквы алфавита (в зависимости от количества участников, чтобы все буквы были распределены). Затем придумывается слово или фраза из 2-3 слов. На сигнал ведущего ученики начинают «печатать». Когда слово будет «напечатано», все дружно хлопают.

    Игра «Мебель»

    Участникам игры предлагают представить себя каким-то предметом интерьера и занять соответствующее место в помещении. Один из игроков - «хозяин» комнаты - знакомится с интерьером. Его можно представить с помощью выразительных поз участников игры. После этого «хозяин» выходит из помещения. Однако, появляется его «сын» - шалунишка и делает перестановку в помещении. «Хозяин» должен все расставить так, как было.

    Игра «Какие звуки повторяются?»

    Вариант 1. Ведущий зачитывает 4-5 слов, в каждом из которых встречается какой-то один звук. Например: хлеб - халат - хомяк - мех. Дети определяют звук, который повторяется в каждом слове.

    Вариант 2. Дается набор слов, в которых повторяются 2 звука.

    Упражнение «Слушай аплодисменты»

    Дети свободно двигаются по кругу, когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, все принимают соответствующую позу (на 10-20 с).

    Количество аплодисментов

    1. Поза «аиста» (ребенок стоит на одной ноге)

    2. Поза «лягушки» (ребенок приседает)

    3. Дети продолжают движение по кругу

    Упражнение «В магазине зеркал»

    Ведущий: «Представьте себе, что в магазин, где продаются зеркала, вошел мужчина с обезьянкой на плече. Она увидела себя в зеркале, и подумала, что это другие обезьянки и начала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей такие же гримасы».

    Выбирается ребенок на роль обезьянки, а все остальные - ее отражение в зеркалах.

    Упражнение «Слово на одну букву»

    Ведущий предлагает всем придумывать слова на одну букву. Дети по кругу говорят каждый свое слово, не повторяя уже названных. Выигрывает тот, кто последним назовет слово.

    Упражнение «Летели дракончики»

    Дети стоят в кругу, выставив вперед ладони. Ведущий идет, тихонько поочередно бьет по ладоням, говоря:

    «Летели дракончики,

    Ели пончики.

    Сколько пончиков,

    Столько и дракончиков»

    На последнее слово тот, к кому прикоснулись последним, говорит произвольное число, после этого ведущий считает ладони к заданному числу, тот на кого выпадает заданное число, должен спрятать за спину руки, которые ведущий пытается схватить.

    Упражнение «Буквы алфавита»

    Каждому ребенку присваивается буква алфавита. Ведущий называет букву, а ребенок, которому присвоена эта буква, хлопает в ладоши.

    Упражнение «Запрещенное движение»

    Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения, которые он показывает. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять, тот, кто повторит запрещенное движение, выбывает из игры.

    Упражнение «Запретная цифра»

    Выбирается определенная цифра (например 4), которую запрещается называть. Дети становятся в круг и по часовой стрелке считают по очереди «1, 2, 3 ...». Когда подходит очередь к четвертому ребенку, он не говорит цифру, а хлопает в ладоши.

    Упражнение «Тень»

    Из группы выбирают двоих детей, один - «путешественник», второй - «тень», остальные - зрители.

    «Странник» идет через поле, а за ним сзади на 2-3 шага - его «тень», которая пытается скопировать движения. Желательно стимулировать «путешественника» для выполнения различных движений: сорвать цветок, посмотреть вдаль, присесть, попрыгать на одной ноге и т.д.

    Упражнение «Топ-хлоп»

    Ведущий говорит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное - дети хлопают, а если неверное - топают. Например: «Летом всегда падает снег». «Картофель растет в земле». «Ворона - перелетная птица».

    Упражнение «Волшебное слово»

    Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет детям, что он будет показывать разные движения, а они должны их повторять, только в том случае, когда он скажет слово «пожалуйста». Если ведущий этого слова не скажет, дети движения не повторяют.

    Упражнение «Карлики и великаны»

    Дети стоят в кругу, а ведущий подает команды: «Карлики» или «Великаны». Дети должны приседать или вставать, услышав соответствующую команду.

    Упражнение «Что изменилось?»

    Выбирается один ребенок, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то меняет в своей внешности (ведущий может помогать ребенку). Ребенок возвращается, и дети должны найти, что изменилось.

    Упражнение «Вычеркни букву А»

    За определенное время вычеркнуть, не пропуская ни одной буквы «А» из текста.

    Упражнение «Ералаш»

    Что такое ералаш? Это беспорядок. К примеру:

    Злой кабан сидел на ветке.

    Пароход сидел в клетке.

    Соловей давал гудок…

    Наведите порядок в стихотворении и тогда исчезнет ералаш.

    Упражнение «Письмо от Незнайки»

    Ведущий говорит, что получил вот такое письмо от Незнайки:

    «Вот закончилось лето и наступила золотая осень. С юга вернулись птицы, проснулись звери от зимней спячки. Уже кое-где зеленеет молоденькая травка и дни не такие холодные, как летом».

    Вопрос:

    Вам понравилось это письмо?

    Как следует писать?

    Что в письме перепутано?

    Упражнение «Кто в группе внимательный»

    Ведущий читает отрывок сказки, но с ошибками, называя не те слова. Дети слышат неправильное слово - поднимают красные флажки. Ведущий перестает читать, дети исправляют ошибку, ведущий продолжает читать текст.

    В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Психологи по этому поводу утверждают, что в детстве человек приобретает столько знаний, сколько не получит за всю жизнь. При этом качество приобретаемых знаний будет зависеть от того, насколько полноценно развиты у ребенка психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие). Среди всех свойств психики особое место уделяется вниманию, без которого невозможна ни психическая, ни интеллектуальная деятельность. При правильном подходе к воспитанию тренировку внимания и на его основе внимательности, как качества личности, можно с успехом проводить в домашних условиях.

    Произвольное внимание - особый вид, для его осуществления необходима постановка цели и волевые усилия. У дошколят ни то, ни другое пока не развито. Все это должны развивать родители, обучая самостоятельности дошколенка. Для правильной работы по развитию произвольности внимания в домашних условиях необходимо соблюдение определенных правил:

    1. Постоянство и систематичность занятий.
    2. Работа над произвольностью трудна для маленьких деток. Чтобы сложные занятия стали привлекательны для детей, начинать надо с простых в исполнении упражнений, постепенно переходя к более сложным.
    3. Тренировка по развитию произвольного внимания ведется по двум позициям:
    • Специальные упражнения для основных свойств внимания.
    • Особые задания для развития внимательности и устранения истощения внимания.

    Самые эффективные упражнения дошколят

    В дошкольном возрасте произвольное внимание при правильном подходе развивается очень интенсивно. Родители, предполагающие проведение домашних занятий, должны знать, что каждому возрасту соответствуют свои упражнения и на каждом этапе решаются разные задачи. Если ребенок проявляет нежелание заниматься или сильно утомляется, необходимо отрегулировать сложность и качество заданий, чтобы не допустить истощаемости внимания.

    Упражнения для малышей

    Младший дошкольный возраст характеризуется:

    • неустойчивостью внимания;
    • неумением концентрироваться на объекте;
    • неумением распределить внимание, если присутствует несколько предметов.

    Главной задачей на этом этапе становится воспитание сосредоточенности и устойчивости. Особенностью проявления внимания у малышей является интерес к объекту, причем большинство деток может сосредоточиться на нем в пределах 5 - 7 минут. Как только интерес угасает, исчезает и сосредоточенность на предмете.

    Важно: занимаясь с крохой, родители могут привлечь и удержать внимание на более длительное время яркими эмоциональными переживаниями, связанными с наблюдаемыми предметами. Это может быть новая игрушка, красочная иллюстрация, музыкальное сопровождение, детская песенка, пропетая взрослым.

    «Чего не стало?»

    В упражнении отрабатывается сосредоточенность и распределение внимания.
    Взрослый предлагает рассмотреть несколько предметов (до 7): игрушки, предметы быта, посуда и т. д. Затем малыш закрывает глазки, взрослый прячет что-либо и спрашивает, какого предмета не стало.
    Как вариант упражнения, предметы можно поменять местами, тогда надо дать задание найти, что изменилось.

    «Дорисуй картинку»

    Задание вызывает интерес у детей, полезно для отработки концентрированности. Взрослый предлагает малышу изображение знакомого предмета без какой-либо детали: чашка без ручки, стул без ножки, машина без колеса. Ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, чего не хватает, дорисовывает деталь.

    «Раз-два-три, упражнение повтори!»

    Отрабатывается распределение внимания, упражнение можно проводить на улице.
    Под знакомую песенку «Если нравится тебе, то делай так…» взрослый показывает движение и предлагает ребенку повторить сначала одно действие, потом сразу два-три, например, взмах то левой, то правой рукой; хлопок ‒ взмахи уже двумя руками, хлопок - приседание.

    «Чем отличаются предметы?»

    Классическое упражнение для отработки интенсивности и распределения внимания.
    Взрослый предлагает рассмотреть две картинки с изображением одинаковых предметов, но с отличительными деталями. Например, сказочный персонаж в одежде разного цвета, с разными деталями одежды и т. д. Отличий на первых порах должно быть не более 5-6, затем их количество постепенно увеличивается.

    «Найди одинаковые предметы»

    Задание аналогично предыдущему, только на картинке изображены несколько однотипных предметов с отличительными деталями. Два предмета среди общего количества одинаковы, их надо найти. Главное для малышей: картинки должны быть без излишних деталей, изображения - знакомыми, например, гномики, машинки.

    «Что перепутал художник?»

    Интересное задание направлено на развитие устойчивости и распределения внимания. Предлагается картинка с изображением животных, у которых части туловища перепутаны, например, лиса с заячьим хвостиком, петушок с лапками кошки и т. д. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунки и назвать ошибки художника.

    Упражнения для средних дошколят

    У детишек 4-5 лет возрастает устойчивость внимания, вследствие чего увеличивается его объем.

    • Средние дошколята могут сосредоточенно заниматься до 20 минут с несколькими предметами: закрашивать сразу несколько изображений на рисунке (сюжетная картинка), заниматься аппликацией (вырезывать, красиво располагать фигурки на листе, приклеивать), играть в сложные сюжетными играми "Семья", "Больница", "Стройка", "Магазин").
    • Совершенствуется распределение внимания, дошкольник уже не отвлекается на посторонние объекты и довести дело до конца. В этом заключается самое главное: начинает формироваться произвольность внимания, хотя доминирующим пока остается непроизвольность действий.
    • В этом возрасте активно развиваются новые виды деятельности (творческая, учебная, трудовая), которые помогают формированию всех свойств внимания.

    Главные задачи ‒ развитие произвольности действий за счет выполнения правил, а также слухового, зрительного, двигательного видов внимания.

    Важно: чтобы не допустить расстройства внимания (рассеянность, истощаемость внимания), во время домашних занятий взрослые не должны перегружать ребенка слишком трудными заданиями, стремясь достигнуть быстрых результатов.

    «Четыре стихии»

    Задание служит формированию слухового и двигательного внимания, можно выполнять на улице. Правила развивают волевые усилия.
    С дошкольником договариваются, какие действия будут соответствовать определенным словам: «земля» ‒ руки внизу, «вода» ‒ руки в стороны, «воздух» ‒ руки вверху, «огонь» ‒ вращательные движения кистями рук.

    «Путаница»

    В упражнении развивается слуховое внимание, сосредоточенность, распределение.
    Взрослый медленно читает стихотворение, ребенок слушает и называет ошибки. Некоторым детям с первого раза трудно сосредоточиться на тексте, так как нужно приложить волевые усилия, тогда нужно читать стихотворение несколько раз. Для такого задания подбираются авторские стихи или придуманные взрослым.

    Стихотворение О. Григорьева

    Повар готовил обед,
    А тут отключили свет.
    Повар леща берёт
    И опускает в компот.
    Бросает в котёл поленья,
    В печку кладёт варенье,
    Мешает суп кочерёжкой,
    Угли бьет поварёшкой,
    Сахар сыплет в бульон,
    И очень доволен он.
    То-то был винегрет,
    Когда починили свет!

    «Узнавай и хлопай!»

    Активно развивается распределение внимание, восприятие на слух.
    Аналогично предыдущему заданию, родитель и ребенок договариваются, какие действия можно производить при произнесении слов. Среди них нужно найти слово, обозначающее, например, животное или растение, ягоды или фрукты, игрушки и т. д.

    • Машина, роза, волк, игрушка.
    • Яблоко, сумка, лиса, ромашка.
    • Трава, мороженое, медведь, река.

    «Сделай одинаковые картинки»

    Задание формирует распределение, интенсивность внимания.
    Ребенку предлагают дорисовать картинки с изображением одинаковых предметов, на которых не хватает разных деталей: например, у одной машины нет руля, на другом рисунке у этой же машины не дорисован кузов, на третьем - не хватает колеса и т. д. Темой рисунков могут быть игрушки, овощи, фрукты. Психологи предупреждают, что нежелательно использовать для рисунков изображения животных, людей.

    Упражнения для старших дошкольников

    В старшем дошкольном возрасте тренировка всех свойств внимания идет очень активно, вследствие этого устойчивость по сравнению с предыдущими возрастными периодами возрастает почти в два раза. Психологи отмечают, что дошкольники могут сосредотачиваться на картинке в течение 10 минут, а само занятие может длиться до 30 минут.
    Старшие дошкольники умеют:

    • распределять свое внимание между сложными объектами в играх, творческой деятельности;
    • произвольность внимания возрастает настолько, что дети сами умеют управлять своими действиями с помощью планирования;
    • внимательность приобретает доминирующее значение;
    • может появиться истощаемость внимания при интенсивной деятельности;
    • проявляются зачатки послепроизвольного внимания, когда ребенок самостоятельно возвращается к заинтересовавшей его деятельности: например, рисунок сложного содержания может рисоваться несколько дней, игра может идти с перерывами

    Упражнения для тренировки внимания у старших дошкольников опираются на приобретенные знания, умения и навыки в математике, пространственных представлениях, окружающем мире.
    Хорошо подойдут задания на поиск картинки по образцу, поиск отличий в схожих предметах, лабиринты, графические диктанты, .

    «Счет вслух»

    В задании развивается концентрация, распределения, произвольность внимания.
    Взрослый предлагает вести счет от 1 до 20, но после определенного количества чисел ребенок говорит «не собьюсь». Например, 1-2-3, не собьюсь, 4-5-6, не собьюсь и т. д.

    «Сделай, как у меня»

    Упражнение направлено на сосредоточенность, произвольность действий.
    Взрослый показывает действие и побуждает дошкольника выложить из спичек или мозаики какой-либо узор, цифру, букву, слово.

    «Какой цвет, такой предмет»

    Хорошо развивает распределение и интенсивность внимания. Взрослый представляет цветные карточки, ребенок должен как можно быстрее назвать предметы соответствующей окраски: зеленый - яблоко, груша, бабочка, лист, лягушка и т. д.

    «Найди, кто спрятался»

    Направлено на концентрацию и интенсивность действий.
    Родитель предлагает для рассматривания дошкольнику рисунки, в которых спрятались животные, птицы, рыбы, например дерево, в ветвях которых угадываются изображения птиц, леса - фигурки животных.

    «Рисуем треугольники»

    Упражнение развивает произвольность, внимательность.
    Дошколятам предлагается нарисовать в ряд десять геометрических фигур, например, треугольников. Затем взрослый предлагает следующее задание: закрасить синим цветом второй и четвертый треугольники, третий и шестой красным цветом, а остальные - желтым.

    «Внимательные глазки»

    Формируется сосредоточенность, внимательность, распределение внимание.
    Взрослый предлагает дошкольнику, внимательно рассматривая рисунок, глазами сосчитать, сколько изображено крестиков и ноликов, которые нарисованы хаотично.

    Важно: при подборе подобных упражнений для домашних занятий родители должны учитывать возраст, психологические особенности и подготовленность дошколят. Не нужно спешить и нагружать детей усложненными заданиями, работа должна вестись постепенно.

    Школа Юрия Окунева

    Привет, друзья и снова с вами Юрий Окунев.
    Знаете ли вы, что такое «синдром рассеянного внимания»? По статистике от него страдает около 50% детей в возрасте до девяти лет? Как с этим бороться? Сейчас расскажу.

    «Почему ты такой невнимательный?» – в очередной раз сетует мама, ведя малыша в детский сад. Да потому, что намного интереснее разглядывать проезжающие мимо машины, чем смотреть себе под ноги. Вон, из подъезда напротив, выглянула пушистая киска. Ой, она крадется! Смотри, смотри… Воробушка пытается поймать!.. Да мало ли чего еще интересного вокруг!

    До пяти лет подобное поведение у ребенка считается нормой в силу особенностей развития мозга. Такой ребенок не рассеян. Наоборот, очень даже сконцентрирован. Просто он не умеет пока управлять своим вниманием. И пристально изучает все…что попадается на глаза.

    Рассеянность внимания – это неспособность к длительной концентрации внимания в процессе обучения. Является легким нарушением в работе мозга, поддающимся корректировке.

    Но есть еще одна причина детской рассеянности, которая проявляется у старших дошкольников. Переизбыток информации. А вот это весомый повод для беспокойств. Скажете, ерунда? Что у маленьких детей перегрузки не может быть? Хорошо, тогда ответьте на вопрос: а во сколько лет ваш ребенок начал играть на планшете или компьютере? А телевизор разве ваш ребенок не смотрит? Сколько часов в день? Как раз та самая нагрузка и есть.

    Способы развития внимания

    Внимание поддается тренировке. Развивать его в дошкольном возрасте можно и нужно. Дело в том, что у детей развитие происходит намного быстрее, чем у нас, взрослых. И, конечно, лучше выполнять упражнения в игровой форме, чтоб занятие было не только полезным, но и интересным.

    Я выбрал наиболее интересные игры для дошкольников на развитие внимания и сейчас расскажу о них подробней.

    В первую очередь, следует развивать произвольное внимание. Это когда занимаешься не тем, что в голову взбредет, а тем, что говорят старшие, даже если не особенно хочется. Постоянно используя игры на внимание, можно добиться хороших результатов, и подойти к первому классу с развитым постоянно-произвольным вниманием, что позволит ребенку с легкостью справляться с программой обучения.

    Подвижные игры

    Приведу несколько игровых упражнений, которыми можно заниматься как дома, так и на улице:

    1. «Что вижу?». Взрослый смотрит на какой-нибудь предмет, а ребенок должен угадать, на что именно направлен взгляд;
    2. «Сложи на место». Вместо того, чтобы самим убирать раскиданные по полу игрушки, предложите ребенку такое задание. Поставьте перед ним 2-4 коробки, и пусть он рассортирует игрушки по форме, (цвету, материалу), разложив их по разным коробкам;
    3. «Сделай по порядку». Взрослый показывает 3-5 движений, ребенок по памяти в той же последовательности должен эти движения повторить;
    4. «Найди игрушку». Вы прячете какую-нибудь игрушку, а затем рассказываете ребенку, что именно спрятали. Затем ребенок ходит по комнате и пытается отыскать спрятанную вещь, а вы даете подсказки: под зеленым, на розовом, за стеклянным, перед квадратным и так далее.

    Карточки с заданиями

    Пожалуй, все мы знаем игру «Найди отличия». Прекрасное занятие. Для начала берем 2 картинки с набором явных отличий, которые заметны сразу. Впоследствии задание можно усложнять, доводить количество отличий до 15-20, на более поздних этапах переходя на карточки такого вида:

    Дидактические игры

    (игры, сделанные своими руками) такие, как:

    • Детское лото и домино;
    • Различные шифровки;
    • Лабиринты и ходилки;
    • Игра «Найди пару»;
    • Игра «Убери лишнее».

    Таким образом, у вас дома должна подобраться целая картотека из карточек, которые могут использоваться для разных игр. Она будет полезна тем более, что зрительное внимание ребенка превосходит внимание слуховое, причем многократно. Научно доказан тот факт, что слуховая информация усваивается мозгом взрослого человека лишь на 20%, в то время как зрительная (в виде картинки или схемы) – уже на 60%. Это, на минуточку, взрослый человек! А что уж говорить про ребенка?

    Кстати. Можете прямо сейчас пригласить своего ребенка к монитору и сыграть в игру на внимание

    Вы скажете – все это сложно!

    Делать тысячу каких-то карточек, потом заниматься… А можно что-нибудь попроще?
    Конечно, можно!

    Как насчет тренажера в режиме On-line?

    Я использую сервис Викиум (Wikium) , разработанный российскими учеными. Множество развивающих игр, простые и то же время действенные методики, которые интересны каждому от дошкольника до пенсионера. Можно играть семьей.

    Есть игры, специально ориентированные на развитие концентрации внимания. Для тех, кто хочет основательно поработать над собой, создан курс, который так и называется «Развитие внимания».
    Вообще, сервису Викиум я посвятил отдельную

    Я рекомендую тренажер Wikium всем: детям, их мамам и папам, бабушкам, дедушкам. Сайт интересный, затягивает. А развивать мозги полезно в любом возрасте. Особенно рекомендую родителям дошкольников старшего возраста, будущих первоклассников.

    На этом я прощаюсь. Подписывайтесь на новости блога, приглашайте друзей, делитесь новыми впечатлениями. До встречи! Юрий Окунев.

    Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста чрезвычайно важно. Ведь ребенок для успешного обучения должен внимательно слушать учителей и уметь сосредотачиваться на задании. Для тренировки внимания ребенка отлично подойдут письменные задания с которыми вы можете ознакомиться ниже.

    Задание на развитие внимания "Корректор"

    В этом упражнении ребенку нужно по образцу заполнить пустые фигуры значками, как показано на образце. а каждом занятии таблицы и значки меняются.

    Задание на развитие внимания "Девочки"

    Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания:
    а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);
    б) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;
    в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;
    г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;
    д) / подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.

    Задание на развитие внимания "Найди букву (цифру)"

    Ребятам предлагаются бланки с напечатанными буквами. Можно использовать обычные газетные или журнальные страницы с крупным шрифтом. На данном бланке или странице учащиеся отмечают две любые буквы: одну зачёркивают, другую обводят в кружок. Необходимо объяснить детям, что вычёркивать и обводить буквы нужно, просматривая каждую строчку слева направо. Данное упражнение рекомендуется проводить как можно чаще, так как оно хорошо тренирует основные свойства внимания, и расширяет его объём.

    Задание на развитие внимания "Нйди цифры от 0 до 90"



    Задание на развитие внимания "Хрюши"

    Предлагаются бланки с изображениями поросят, расположенных по десять в каждом ряду. Варианты заданий:
    а) / подчеркни, /сосчитай / веселых / грустных поросят;
    б)/ подчеркни веселых / грустных поросят с двумя ушками, / одним ушком /;
    в)/ подчеркни веселых / грустных поросят с 2 /1/ ушками, без челки, с челкой.

    Задания усложняются постепенно: а/, б/, в/.

    Задание на развитие внимания "Раскрась или обведи все заданные предметы"

    Задание на развитие внимания "Буренки"

    Предлагаются бланки с изображением буренок, расположенных по восемь в ряду. Варианты заданий:
    а) / подчеркни, / сосчитай / буренок с одним рогом / двумя /;
    б) / подчеркни, / сосчитай / буренок с одним ушком / с двумя /;
    в)/ подчеркни, / сосчитай / с одним рогом, одним ушком. / и наоборот /
    и другие варианты.

    Количество учебных задач вводите постепенно.

    Задание на развитие внимания "Раставь цифры под рисунками"

    Распечатайте форму и предложите заполнить пустые клетки по аналогии с первой строкой. Разумеется, не стоит заполнять сразу все линии. Лучше делать это упражнение регулярно, 2–3 раза в неделю.

    Задание на развитие внимания "Найдите предмет"



    Задание на развитие внимания "Человечки"

    Предлагаются бланки с изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по девять в ряду. Варианты заданий:
    а) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке;
    б) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки в стороны; в)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили ноги шире плеч и раскинули руки в стороны;
    г)/ закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч;
    д)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги / друг другу /.

    Задание на развитие внимания "Кольца"

    Зачеркивать кольца с определенным разрывом (вверху, внизу, слева, справа и т.д.).