• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Журналист сайта «Исламский портал» Эльвира Маликова обсудила с руководителем отдела дагвата Ниязом хазратом Сабировым тему важности совершения дагвата, узнала об особенностях современного способа призыва к вере, а также получила сведения о работе направления дагвата при ДУМ РТ.

    Дагват - это одна из составляющей части нашей совершенной, чистой и благородной религии ислам. Дагват, то есть призыв к вере, своего рода, священная миссия каждого мусульманина. Это нетолькослова или рассказы о религии, но и добрые, нравственные поступки и деяния, которые обязан совершать верующий человек.

    «Визитная карточка ислама» - именно так можно назвать мусульманина. Поэтому необходимо четко понимать и осознавать, что по тому, как ведет себя религиозный человек, какие слова говорит,и какие действия он совершает, будет оцениватьсяи весь ислам в целом. Мусульманин должен стремиться к тем качествам, которые высоко ценятся в исламе и которыми обладал наш любимый пророк Мухаммад (Мир ему и благословение Аллаха)

    Как и посланник Аллаха, мусульманин обязан призывать неверующих людей и людей других писаний к истинепри этом, не отягощая и не навязывая,им свои мысли, ведь, как известно, в религии нет принуждения. Человек, делающий дагват, должен быть мягок, мудр и милосерден. Он должен, опираясь на свои чистые нравственные качества,делать людей лучше, приучать к хорошим манерам и, самое главное, дарить добро и свет.

    Хочется отметить, что призыв к исламу, в первую очередь, начинаетсяс правильно выстроенного нията, то есть с искреннего намерения. Дагват делается для того, чтобы получить довольство Аллаха, чтобы люди всем сердцем уверовали в него и научились видеть истину.

    Тема дагвата на сегодняшний день является довольно актуальной проблемой, которая требует четких и ясных разъяснений. Именно поэтому нами было проведено интервью с руководителем отдела дагвата при ДУМ РТ Ниязом хазратом Сабировым. Он подробно рассказал нам о важности призыва к вере и способах подачи религиозной информации людям.

    -Нияз хазрат, что подразумевает собой термин«дагват»?

    Дагват в переводе с арабского языка означает - призыв, приглашение к вере, к истине.

    -Как наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) призывал людей к религии?

    Наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) приглашал людей в ислам и словом и делом, личным примером. Люди восхищались поведением посланника Аллаха, его справедливостью, честностью и другими благими поступками. Это послужило причиной тому, что они принимали ислам. Аллах в Коране говорит: «Поистине, в посланнике Аллаха для вас наилучший пример» (33:21).

    - Дагват являлся миссией всех пророков и посланников?

    Да. Исламявляется самой чистой, совершеннойрелигией. Ее исповедовали все пророки, начиная от Адама (мир ему) допророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Все они делали дагват, то есть призывали к одному - верить в единого Бога, поклоняться только Всевышнему Аллаху. Поэтому наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: ««Лучшие слова, которые произносил я и все пророки до меня, это: «Ля иляха илля-Ллах» (Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха)». Все пророки и посланники были образцом для подражания, были хорошимпримером для своего народа.

    -Какую значимость имеет дагват в жизни мусульман?

    Сегодня мы часто видим и слышим, как плохо отзываются о мусульманах. Приходится слышать, что мусульмане не любят неверующих, они враждебны, агрессивны. Люди говорят: «Ислам это одно, а мусульмане - другое». Это также показывают в разных фильмах и передачах. Так вот наша задача доказать людям, что это не так. Показать, что ислам - добрая, мирная религия, которая призывает лишь к благим делам и поступкам.

    -А как мы можем это сделать?

    В первую очередь, мы должны своим личным примером дать людям понять, что на самом деле подразумевает собой наша религия. Мусульмане должны быть искренними последователями пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который является прекрасным примером благонравия и благочестия для всех людей. Нужно помнить, что последователи Посланника Аллаха названы в Коране наилучшей общиной. «Вы лучшая из общин, созданная на благо людей; вы велите вершить одобряемое (по шариату и разуму), запрещаете творить зло и верите во Всевышнего Аллаха»(3:110). Величайший богослов Ибн Джарир ат-Табари (839-923) дал данному аяту следующий комментарий: «Здесь речь идет о сахабах, поскольку они были лучшими представителями общины пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Для того чтобы быть достойным звания представителя лучшей общины необходимо воспитать в себе качества, упомянутые в этом аяте, то есть призвать к добру и запрещать зло не только словами, а в первую очередь своим образом жизни, поступками и делами».

    -Получается, что дагват является обязательным действием для всех мусульман?

    Да. Каждый мусульманин, следуя примеру пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), по мере своих возможностей должен делать дагват. Всевышний Аллах говорит в Коране:«Призывай к пути Господа твоего с мудростью и хорошим увещеванием» (16:125).

    -Нужно ли мусульманину определенное религиозное образование, чтобы призывать людей к религии?

    Первый аят Корана был ниспослан о важности получения знаний. Аллах говорит: «Читай c именем Господа твоего, который сотворил все сущее» (96:1). При этом, слово «Читай» - обозначает не только чтение какой-либо религиозной или иной литературы, но и умение размышлять, думать, познавать и получать полезную информацию, которая будет потом использоваться в жизни. Много проблем возникает из-за нехватки знаний и невежества, поэтому верующий всегда должен работать над собой, самосовершенствоваться. Он должен обладать определенными знаниями в области религии, чтобы в последующем делать дагват, передавая их и свой личный опытпосредством уроков, проповедей или рассказов другим людям. Также, очень важно изучать жизнь Пророка, его сахабов и их последователей. Благодаря этим великим людям, их знаниям и набожности ислам распространился на многих территориях.

    - А как людям делать дагват, которые сами недавно приняли ислам и еще мало осведомлены в вопросах религии?

    Если человек не обладает исламскими знаниями, то призывать к религии мусульманин должен своим личным правильным примером. Верующий должен быть образцом благочестия, благонравия, чистоты, справедливости.

    -Нияз хазрат, расскажите, пожалуйста, как правильно делать современный дагват?

    Необходимо использовать разные способы призыва людей к религии. Недостаточно только делать дагват в мечетях, в медресе и других религиозных учебных заведениях. Сегодня многие получают информацию через интернет, поэтому важно вести работу и на этой площадке. Под руководством ДУМ РТдействует несколько сайтов, задача которых знакомить всех с основами и нравственными принципами ислама, с наследием наших великих татарских богословов. Радует тот факт, что количество посетителей данных сайтов с каждым разом растет. Но нужно больше работать. Хочется отметить, что отделом дагвата ДУМ РТ также проводятся различные мероприятия, направленные на знакомство общества с красотой и нравственностью ислама, делаются документальные фильмы о татарских богословах, о духовном наследии мусульман России и об истории развития ислама в целом.

    -Можно поподробнее о фильмах.

    Были сняты документальные фильмы о жизни и трудах великих татарских богословов, таких как: Галимджан Баруди, Шигабутдин Марджани и др. В них мы раскрыли их биографию и постарались показать, какой вклад внес тот или иной просветитель в развитие ислама. Также сейчас идет работа над фильмом о Священном Коране. Данная кинокартина будет рассказывать историю возникновения Божественной книги, начиная с периода жизни пророка Мухаммада (с.а.в.), заканчивая положением, занимаемым ею по сей день.

    -То есть вы расскажите всем о том, как был ниспослан Коран Аллахом?

    Да, фильм об истории благородного Корана, будет содержать в себе информацию о том, как он был ниспослан Посланнику Аллаха, как его записывали, сохранили и издали в виде книги. А также в этом фильме мы будем рассказывать об его уникальных особенностях, о достоинствах. К сожалению, сегодня многие не знают историю Корана. Как эта книга дошла до наших дней. Какие ученые внесли вклад в ее сохранение.

    -Вы правы, так оно и есть. Порой бывает трудно и мусульманину объяснить светским людям, что подразумевает собой Коран и при каких обстоятельствах он был ниспослан.

    Многие даже считают, что Священный Коран был написан пророком Мухаммадом. Естественно, мусульмане знают, что это не так. Мы верим, что каждое слово в Коране - это слово Аллаха. Поэтому наша задача, объяснить это всем. После просмотра фильма, я думаю, у нихсформируется верное представление о нашей книге и религии в целом.

    -Как вы думаете, посредством чего еще можно призывать людей к вере?

    Необходимо издавать соответствующую религиозную литературу, а также переводить труды великих ученых в области религии. В этом направлении ДУМ РТ тоже ведет работу. В Татарстане действует издательский дом «Хузур», который выпускает немало полезных книг, брошюр, учебных пособий и другую литературу для мусульман и не только. Они переводят труды, как местных богословов, так и труды известных богословов из арабских стран. Также, хотелось бы сказать об издательстве «Иман». Издательство работает с 1990 года, уже более 20 лет. За это время вышло около 1000 наименований книг и журналов об основах и культуре ислама, духовном наследии татар. Выпуск литературы продолжается, и по сей день, каждый желающий может приобрести необходимые для себя брошюры и книги.

    Практически во всех социальных сетях ведется работа по данному направлению, но, к сожалению, такая платформа имеет свои минусы. Соцсети содержат группы, публичные страницы, а также аккаунты, которые очерняют ислам, которые неправильно объясняют его основы. Нам необходимо бороться с этим.

    -Например?

    Люди совершают ошибки из-за неправильного понимания некоторых вопросов исламского вероучения, а также непонимания аятов Корана и хадисов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому нужно больше просвещаться, изучать свою религию через проверенную литературу. Также очень важно знать историю ислама у нашего народа, изучать наследие своих богословов. Татарские богословы написали труды по всем исламским наукам, их книгами сегодня пользуются во многих исламских странах.

    -А как противостоять дагвату сектантов? Как уберечь себя от неправильного понимания вопросов ислама?

    Полезные, правильные знания, как я уже говорил, нужно получать не через интернет, а через чтение книг известных исламских ученых. Желательно изучать их с преподавателями, то есть с людьми, которые компетентны в данных вопросах. Также ту или иную информацию нужно брать из источников, рекомендованных и одобренных ДУМ РТ. Целью ДУМ РТ является просвещение уммы Татарстана. Если вы не знаете или не уверены в чем-либо, необходимо обратиться к местному имаму, который имеет свидетельство на ведение службы и спросить совета. Аллах в Коране говорит: «Спросите у знающих, если вы не знаете» (16:43).

    Если нет возможности регулярно посещать уроки, которые проводятся в мечетях,мадресе или других учебных заведениях, спросите у имама, каким интернет ресурсам можно доверять. На сегодняшний день действует интернет медресе «Дом мудрости» http://baytalhikma.huzur.ru/, в котором выложены уроки преподавателей РИИ, медресе «Мухаммадия», других медресе, а также естьлекции Муфтия РТ Камиля хазрата Самигуллина. На сайте YouTube ведет свою работу канал «Islam- Today », там выкладываются уроки, которые проводятся в Галеевской мечети по акыде, хадисам и фикху.

    -Нияз хазрат, расскажите, пожалуйста, об особенностях дагвата среди мусульман, среди представителей других религий и среди неверующих.

    Дагват среди мусульман заключается в напоминании. То есть напоминание братьям и сестрамо достоинствах искреннего поклонения, чтения Корана, о важности поминания Всевышнего Аллаха не только во время намаза, но и в другие моменты. Дагват среди мусульман помогает сохранить верующих от беспечности, чтобы они не забывали об обязанностях перед Всевышнем Аллахом, не совершали греха. Также мусульманам рассказывают о важных вопросах исламского вероучения и права.

    Дагват среди неверующих - это способ объяснить превосходство веры над неверием. Рассказать о важности веры в единого Бога, о важности любви к Всевышнему Аллаху, поклонения Ему.

    Дагват среди представителей других религий заключается в том, что в этом случае нужно находить те общие нравственные принципы, благодаря которым мы можем принести пользу обществу в целом. И в исламе и в христианстве есть много общих черт, и чтобы разговор сложился дружеский, очень важно, находя их, не унижать религию своего оппонента. То есть нужно мудро к этому подходить, диспут должен проходить в нравственных рамкахи необходимо проявлять взаимоуважение. Если вы спорите о религии, то ваша цель не победа, а обоюдныйприход к истине.

    -Проводят ли при мечетях дни открытых дверей для всех желающих, чтобы послушать об исламе?

    По всей республике проходят подобные мероприятия. Будущее за молодежью, поэтому в летнее время во многих мечетях организовывают летние курсы по основам ислама. Например, в Апанаевской мечети ежегодно проводятся такие курсы, и отрадно, что с каждым годом количество желающих растет.

    -Стоит ли быть осторожным при совершении дагвата? Какую ответственность несет человек, когда призывает к вере?

    Дагват – это ответственное дело, в котором нужно обдумывать каждое слово. Если человек хочет распространить информацию об исламе в виде листовок или брошюр, нужно посоветоваться с имамом. Возможно, в этой литературе содержится не совсем правильная, искаженная информация. Также, при распространении подобных брошюр в стенах каких-либо учебных и других учреждениях, необходимо взять разрешение у руководства данной организации, чтобы не было конфликтов. Нужно всегда советоваться. Например, Адам (а.с.) дал своему сыну несколько советов, и одним из них был - «Советуйся».

    Таким образом, мы пришли к выводу, что призывать людей к религии Всевышнего - важное и очень ответственное дело. Это обязанность каждого мусульманина. Но важным аспектом всегда остается то, что дагват делается, в первую очередь, ради Аллаха. Призывать к религии необходимо опираясь на достоверные знания, логические аргументы, нужно приводить примеры из Священного Корана, а также из хадисов и сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

    Большую роль играет и поведение мусульманина. Его действия, поступки, слова должны быть наполнены чистотой, нравственностью и любовью к Создателю. Дагват не терпит грубости, навязчивости, насилия и невежества. Мусульманину положено быть мягким, снисходительным, мудрым и осведомленным в вопросах ислама, что суметь донести истину людям в доброй и дружеской беседе. Также следует общаться и с мусульманами на разные религиозные темы. Делясь между собой знаниями и личным опытом, мусульманин автоматически делает дагват. Он увеличивает свою любовь к Всевышнему и открывает для себя новые горизонты религии.

    Материал подготовила: Эльвира Маликова

    Уже практически год Местную общественную благотворительную организацию Центр исламской культуры «Иман» г.Казани, которая была учреждена 29 ноября 1990 года, пытается захватить семья Сабировых. Напомним, что вдохновителем и создателем Центра исламской культуры «Иман» был известный религиозный и общественный деятель Валиулла хазрат Якупов. После трагического убийства хазрата в июле 2012 года члены организации поручили возглавить Центр мне, Наилю Камилевичу Гарипову, как заместителю Валиуллы хазрата по Центру исламской культуры «Иман». Встав во главе общественной организации после гибели Валиуллы хазрата, я также возглавил Апанаевскую мечеть в качестве имама: с 1992 по 2012 годы ее имамом был покойный Валиулла хазрат, после его гибели община мечети доверяла мне стать ее имамом. На тот момент я, будучи кандидатом исторических наук, работал в Институте истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан (с 1996 года) и заведующим отделом социально-политических исследований Центра исламоведческих исследований АН РТ. В Центре исламской культуры «Иман» я работал с момента его создания, т.е. с 1990 года, был все эти годы заместителем председателя «Имана». Понимая, что совмещать работу в Академии наук Татарстана и в Апанаевской мечети будет сложно, я сделал свой выбор в пользу работы имамом и председателем Центра исламской культуры «Иман». Подчеркну, что никто до 2014 года не ставил под сомнение легитимность моего избрания имамом и председателем центра «Иман»: ни светские власти, ни Духовное управление мусульман Татарстана. Я как новый председатель Центра «Иман» и имам Апанаевской мечети провел перерегистрацию документов в 2012 году. Документы на перерегистрацию смогли подать только в ноябре, а получить готовые документы только в декабре 2012 года.

    Во время получения мною в Налоговом органе уставных документов со стороны ДУМ РТ поступили первые настойчивые требования по поводу передачи в собственность муфтията здания, принадлежащего Мусульманской общине при Апанаевской мечети. С этого момента начинается то, что мы называем рейдерским захватом наследия Валиуллы хазрата Якупова со стороны Духовного управления мусульман РТ и его ставленников. Я - человек по своей натуре законопослушный, старался не конфликтовать с татарстанским муфтиятом, после прихода к власти Камиля Самигуллина на пост муфтия Татарстана принял это как данность, поэтому требование передать здание (как потом выяснилось не одно) в пользу ДУМ РТ воспринял как допустимая мера. Со стороны общины Апанаевской мечети и Центра исламской культуры «Иман» было дано согласие и предложение проведение всех процедур передачи имущества в рамках законодательства Российской Федерации. В связи с чем для разъяснения ситуации было проведено собрание, которое зафиксировано на видео и выложено в Интернет, где перед общиной и членами ЦИК «Иман» выступил представитель ДУМ РТ, который ссылаясь на Федеральный закон, говорил о законности требования передачи имущества общины в пользу ДУМ РТ. При этом клятвенно было заверено, что здание будет оставлено в пользование собственно общине и ЦИК «Иман», а со стороны ДУМ РТ будет оказана организационная и финансовая помощь в ремонте здания. Если мы посмотрим сегодня на это здание, а речь идёт о здании по улице Марджани 28, то увидим что кроме косметического ремонта перед Универсиадой и некачественной замены кровли, ремонт по зданию не проводился. Более того это здание до сих пор остается без отопления, хотя во время передачи здания ДУМ РТ община неоднократно в письменной форме обращалось к его руководству по поводу решения вопроса отопления. Кроме этого из-за ситуации с имуществом общины Апанаевской мечети в адрес Гарипова начали поступать угрозы со стороны работников ДУМ РТ, первая из них была озвучена ещё 18 июня 2013 года. Мне стали говорить, что я должен уйти из Апанаевской мечети, а все имущество отдать «их человеку». Муфтият решил это обставить формальной процедурой, для чего объявил об организации 1 августа 2013 года собрания прихода Апанаевской мечети и провести на нем смещение меня с поста имама. Причем в ДУМ РТ никого не интересовало, что сами члены общины тогда были категорически против таких действий муфтията. В связи с тем, что ситуацию вокруг Апанаевской мечети в своих статьях в СМИ стал освещать известный религиовед Раис Сулейманов, увидев в таких действиях муфтията откровенный произвол и надругательство над наследием Валиуллы хазрата, собрание по смещению провалилось, и никто из ДУМ РТ в назначенный день не пришел.

    Тогда план по рейдерскому захвату Апанаевской мечети начинает развиваться иным способом. Втайне от прихода Апанаевской мечети и меня как ее имама, заместитель нового муфтия Татарстана Нияз Сабиров проводит регистрацию нового прихода Апанаевской мечети, состоящего более чем наполовину исключительно из его родни. Представьте, что Вы - имам мечети, официально возглавляете ее приход, а через некоторое время Вы узнаете, что кто-то зарегистрировал у Вас за спиной приход Вашей же мечети, объявил себя ее имамом, в один день приходит к Вам в мечеть и говорит, что он теперь тут имам, всё имущество мечети теперь его, а Вы тут теперь никто. И если Вы пытаетесь возразить что-то, то Вам говорят, что такой захват происходит с благословления нового муфтия Татарстана. Вот именно так всё это произошло в отношении Апанаевской мечети. 23 декабря 2013 года на собрании Казанского мухтасибата (собрали всех имамов Казани), куда меня пригласили, из рук нового муфтия Камиля Самигуллина его тогдашний заместитель Нияз Сабиров получает свидетельство имама на Апанаевскую мечеть, при этом мне, действующему имаму этой же мечети, никаких письменных претензий предъявлено не было. Не было проведено собрания общины и других формальных действий со стороны ДУМ РТ. Меня просто ставят перед фактом: теперь в Апанаевской мечети, где я вот уже 1,5 года как имам, будет теперь новый имам. На следующий день Нияз Сабиров приходит в Апанаевскую мечеть как хозяин и требует от меня передачи его приходу всего имущества мечети. Это классический пример рейдерского захвата, который характеризует нового муфтия и его политику. Нетрудно догадаться, что сопротивляться действиям ДУМ РТ, которых административно поддерживают чиновники, у меня не было возможности. Чтобы как-то придать видимость легитимности рейдерского захвата, попытались запустить версию о том, что я был «неэффективным менеджером», для чего предварительно муфтият уничтожил систему самофинансирования мечети. Дело в том, что содержание Апанаевской мечети обеспечивалось за счет хозяйственной деятельности Центра исламской культуры «Иман». На его балансе находилось здание на ул.Тукая 38, где располагался долгие годы офис организации, сдавались площади здания в аренду (в частности, там действовало халяльное кафе). За счет этого дохода удавалось покрывать расходы мечети. ДУМ РТ это здание отобрало в свою собственность под предлогом его ремонта и под обещанием предоставить по его завершению офиса для Центра исламской культуры «Иман». Однако после двух месяцев эксплуатации здания муфтиятом арендующие помещения предприниматели в декабре 2013 года были выгнаны. О проведение ремонта со стороны ДУМ РТ и его качества свидетельствует сегодняшнее состояние здание и его использование. Если советских людей испортил квартирный вопрос, то современных религиозных лидеров Татарстана испортил явно имущественный вопрос.

    Возвращаясь к клану Сабировых (Нияз Сабиров действует не один, за ним стоит группа его родственников, главным из которых является его родной дядя - Ахмад Сабиров), хотел бы обратить внимание на то, что клану Сабировых принадлежит мечеть «Ак» в Ново-татарской слободе Казани (имамом ее числится Ахмад Сабиров). Несмотря на то, что из федерального бюджета на её реконструкцию было выделено в своё время около десяти миллионов рублей ход, здание мечети находится в удручающем состоянии до сих пор. Любой может проехать в Ново-татарскую слободу и сам в этом убедиться (ул.Кызыл Татарстан, 20). Видимо, поняв, что ремонтировать мечеть «Ак» хлопотно, кланом Сабировых было принято решение захватить уже готовенькую мечеть, что и было предпринято в отношении Апанаевской мечети с благословления нового муфтия Татарстана.

    Нияз Сабиров помимо Апанаевской мечети завладел типографией Центра исламской культуры «Иман» и музеем Валиуллы Якупова. Тем не менее, в устной форме с кланом Сабировых была достигнута договоренность о том, что Центр исламской культуры «Иман» г.Казани не будет объектом рейдерского захвата. Поскольку административный ресурс на стороне Нияза Сабирова, нам ничего не оставалось как вынужденно смириться с фактом рейдерского захвата Апанаевской мечети. В скором времени стало понятно, во что собираются превратить нашу мечеть новый владелец: в ней стал вести пропаганду таджикский проповедник Али Ибодов с Вьетнамского рынка, которого вскоре трудоустроили в Отдел дагвата (пропаганды) ДУМ РТ. Вообще, то, что творится сейчас в ДУМ РТ после прихода к власти на пост муфтия Камиля Самигуллина, у очень многих людей вызывает вопросы. Идеологические убеждения многих новых сотрудников муфтията, появившихся с новым муфтием Татарстана, (как и принадлежность самого Самигуллина, как выясняется, к турецкому фундаменталистскому джамаату) вызывают вопросы. Об этом уже пишут федеральные издания открыто.

    Прекрасно понимая, что клан Сабировых постарается устроить рейдерский захват не только Апанаевской мечети, но и Центра исламской культуры «Иман» в скором времени, мы перерегистрировали нашу общественную организацию, приняли новый устав, поменяли юридический адрес, чтобы избежать попыток захвата организации, а чтобы не было манипуляций в будущем, ввели строго фиксированное членство в организации. Как мы и предвидели, несмотря на первоначальные заявления, что ему «"Иман" не нужен», Нияз Сабиров не остановился на достигнутом и потребовал от меня передачи Центра исламской культуры «Иман» г.Казани, сославшись на мнение муфтия Камиля Самигуллина. Желая урегулировать ситуацию мирным путем, было предложено с нашей стороны заключить меморандум с Сабировым как новым имамом Апанаевской мечети. Эту идею поддержал и Аппарат президента Татарстана, поскольку наблюдая за рейдерским захватом клана Сабировых наследия Валиуллы хазрата, все же понимал, что творится несправедливость в отношении меня. Меморандум со стороны Нияза Сабирова так и не был подписан под различными предлогами: все время Сабирову что-то не нравилось. После чего идея с меморандумом о взаимодействии потеряла свой изначальный смысл как мирное урегулирование проблемы.

    Мы не отчаялись, и в новых сложившихся условиях стали вести работу как общественная организация. Да, у нас материальные возможности ограничены. И это понятно: имущество все прихватизировано, но мы продолжили свою работу как общественная организация. Активно включились в сбор гуманитарной помощи для беженцев из Новороссии, провели 4 круглых стола на актуальные темы по мусульманской проблематики, не имея типографии (она отобрана Ниязом Сабировым) возобновили выпуск журнала «Мусульманский мир», активно выступаем за мемориализацию памяти павших татарских воинов Российской империи в Первой мировой войне, организуем субботники на мусульманской кладбище в Адмиралтейской слободе г.Казани. Стараемся не унывать и продолжать дело Валиуллы хазрата Якупова, пусть и в такой нелегкой ситуации. Казалось бы, клану Сабировых можно было бы успокоиться: не став восстанавливать мечеть «Ак», хотя и получив на это деньги, клан захватил рейдерским способом Апанаевскую мечеть, получил в пользование типографию и музей, пустил для агитационной работы таджикских проповедников, т.е. за год очень усилив свое положение, можно было бы отстать от Центра исламской культуры «Иман». Однако аппетиты у Сабировых не уменьшались. Желание захватить Центр «Иман» сохранилось. И вот что мы узнаем: 29 ноября 2014 года Нияз Сабиров провел у себя в Апанаевской мечети XXIV съезд якобы Центра исламской культуры «Иман», собрав туда членов Татарского общественного центра. Принимается резолюция, где требуют быть татарским националистом (тут сразу чувствуется влияние ТОЦа). Хотя на федеральном уровне принята поправка к закону №112 о пропаганде нацизма. Там Нияз Сабиров выступает как председатель Центра исламской культуры «Иман». И это при том, что в этот же день мы как законный Центр исламской культуры «Иман» проводим свой XXIV съезд в форме круглого стола «Мемориализация исторической памяти о прошлом у мусульман Татарстана», о чем мы заранее проанонсировали в СМИ. Получается, что есть Центр исламской культуры «Иман», который я возглавляю официально как правопреемник Валиуллы хахрата Якупова, и мою легитимность как председателя общественной организации никто не ставил под сомнение с 2012 года после убийства Валиуллы хазрата до того времени, пока Нияз Сабиров не захватил Апанаевскую мечеть, и есть лже-«Иман», председателем которого объявил себя начальник Отдела дагвата ДУМ РТ. И мы видим, что лже-«Иман» стараниями клана Сабировых превращается в религиозное крыло Татарского общественного центра. Мы это расцениваем как продолжение действий рейдеров из ДУМ РТ, т.е. конечной целью клана Сабировых было превратить Центр исламской культуры «Иман» в религиозное ответвление ТОЦ. Нам ничего не оставалось, как обратиться в прокуратуру Вахитовского района г.Казани. Нияз Сабиров своими действиями довел ситуацию до такой степени, что мы вынуждены обращаться в правоохранительные органы за помощью, чтобы они утихомирили Сабирова: он не является председателем официально зарегистрированного Центра исламской культуры «Иман» и не может выступать от его имени, проводить собрания, съезды и т.д.

    Более того хотел бы обратить внимание многих на ту игру, вокруг термина «традиционный ислам». Я в своих статьях уже неоднократно говорил об условности термина и применимости его только в узконаучных целях. Однако этот термин политизируется и подменивается на самом деле его настоящее значение. За традиционный ислам сегодня выдают националистический ислам, его ещё любят называть татарским. Традиционным ислам может быть только для определенной культурной общности, в том числе и этнической. В нашем понимании традиционный ислам имеет более широкое значение, нежели этнический или татарский ислам. Мы говорим о широких духовных традициях в рамках одной религиозно-правовой школы, которая охватывала и охватывает огромнейший регион. Нам же порой предлагают ислам в рамках одного этноса и выдают за традиционный. Причем вопрос традиционности сводится только к языку общения и не более того. Поэтому вместо изучения по-настоящему традиционного для татар религиозного наследия нам пропагандируют непонятные традиции с некачественным переводом. Вроде того, что «нельзя обгонять учёного человека на улице», или «одевать штаны сидя» (об этом в своих видео-лекциях говорит новый муфтий Татарстана Камиль Самигуллин). А ведь многие татарские или башкирские народные традиции связаны не только с народным фольклором, но и самое важное с исполнением пророческой традиции.

    К сожалению, после всего, что всё здесь описано выше, можно констатировать, что новое руководство ДУМ РТ на самом деле далеко от традиционного ислама, также далеко оно и от простого народа. Истинным хранителем традиционного ислама всегда будет народ.

    Наиль хазрат Гарипов , председатель Центра исламской культуры «Иман» г.Казани


    На могиле расстрелянного пять лет назад заместителя муфтия Татарстана вспомнили, как он просил зарезервировать место на кладбище

    Идеолог, интеллектуал, уважаемый религиозный деятель, историк, общественный деятель, возродивший религиозную печать и заново отстроивший Апанаевскую мечеть, — так вспоминали сегодня мусульманские лидеры Валиуллу Якупова, погибшего от рук террористов ровно пять лет назад. Почтить память погибшего священнослужителя пришли представители аппарата президента РТ и исполкома Казани. Воспоминания друзей, соратников, коллег — в репортаже «БИЗНЕС Online».

    Камиль Самигуллин был немногословен, лишь отметив, что Валиулла хазрат оставил богатое наследство, выпустив свыше тысячи книг, которыми духовенство пользуется до сих пор, а книги Якупова можно встретить даже в магазинах Дагестана

    «КАК В НЕГО МОЖНО СТРЕЛЯТЬ? ОН НИ С КЕМ НЕ ВРАЖДОВАЛ, БЫЛ ОЧЕНЬ ДОБРОДУШНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»

    Самые яркие представители мусульманской общины Татарстана собрались сегодня на новом мусульманском кладбище Казани, чтобы вспомнить бывшего заммуфтия Татарстана, известного общественного деятеля и богослова Валиуллу Якупова . Ровно пять лет назад Якупов был ранен шестью выстрелами у подъезда своего дома и скончался от полученных ран. Все без исключения собравшиеся отметили, что интеллектуалов такого уровня, как Якупов, который мог бы аргументированно выступать в защиту ислама в современных реалиях, очень не хватает сегодняшним мусульманам.

    Пока ждали муфтия Татарстана Камиля Самигуллина , собравшиеся оценили изменения, которые произошли в некрополе за прошедший год: между могилами появилась брусчатка, перед местом захоронения Якупова — еще один ряд. Директор кладбища Рамиль Мингараев объяснил, что брусчаткой территорию вокруг могилы обкладывают по желанию родственников погребенного, все это удовольствие обходится в 15–20 тыс. рублей.

    Мингараев напомнил присутствующим, что на могильных плитах запрещаются фотографии и изображения людей. Не разрешена также посадка деревьев — только цветы. Однако могила Якупова, обрамленная черным гранитом, цветами украшена не была.

    Выступая, Самигуллин был немногословен. Он лишь отметил, что Валиулла хазрат оставил богатое наследство, выпустив свыше тысячи книг, которыми духовенство пользуется до сих пор, и теперь плоды его труда можно встретить даже в магазинах Дагестана. Зато заместитель муфтия Мансур Джалялетдинов с удовольствием поделился с журналистами воспоминаниями о Валиулле хазрате не только как о религиозном деятеле, но и как о друге.

    Мансур Джалялетдинов с удовольствием поделился с журналистами воспоминаниями о Валиулле хазрате не только как о религиозном деятеле, но и как о друге

    «Он всегда был веселым, добрым, добродушным, справедливым человеком, — рассказал Мансур хазрат. — Это первое, что приходит мне на ум. Мы с ним дружили с 1992 года. В том году у нас образовалось духовное управление, я стал первым заместителем муфтия, он возглавлял общество „Иман“. Мы были настолько близкими, что в 1996 году, когда я стал мухтасибом, он начал работать моим заместителем. Пока в Апанаевской мечети шли ремонтные работы (почти 12 лет), он проводил пятничные службы в моей мечети Аль-Марджани. С ним было очень приятно, очень легко говорить на все темы: и про политику, и про экономику, и про юриспруденцию, и про религию... С ним можно было поговорить на любую тему! Мы с ним многое обсуждали: и текущие рабочие моменты, и политическую обстановку, и то, как работать с молодежью. С ним было очень легко, очень непринужденно общаться. На сегодняшний день я не вижу человека, которым можно его заменить, к сожалению».

    Не обошлось и без горьких воспоминаний о гибели священнослужителя. «Как будто он вчера только тут был, хотя уже пять лет прошло. Когда мне позвонили: „Мансур хазрат, вы слышали такое?“ — я ответил. — „Такого не может быть! Как так?“ — „Да, в него стреляли“. — „Да не может быть!“ — отметил Джалялетдинов. — Действительно не верилось — кто, кому нужно было в него стрелять? Это добрый человек, у него врагов-то не было. Как в него можно стрелять? Мы до сих пор удивляемся. Он ни с кем не враждовал, был очень добродушным человеком. Если где-то начинался скандал, он просто разворачивался и уходил, никогда не ругался. Не было никогда, чтобы он на кого-то кричал, повышал голос. У такого человека не могло быть врагов. Кому это надо было? Может, это какая-то случайность».

    По оценкам корреспондента «БИЗНЕС Online», почтить память Валиуллы хазрата пришли около 30 человек. Не было на церемонии супруги Якупова Галины Олентьевой , не пришел и его ближайший религиозный соратник, экс-муфтий Татарстана Илдус Файзов . Немногочисленность паствы заметно огорчила Джалялетдинова. «Я думал, народа будет больше, ведь только пять лет прошло... Может, кто-то уже начал забывать. Как прошли эти пять лет, так и наша жизнь пролетит, даже не заметим, — философски отметил собеседник издания. — Оглянувшись назад, задаем себе вопрос: а что мы сделали для религии, нации, нашей Отчизны? Изданные им книги, организованное издательство „Иман“, восстановленная мечеть „Апанай“ — он все старался делать для религии, пусть упокоит его Аллах в раю. Мы молимся за упокой его души».

    Мансур хазрат погрузился в личные воспоминания, связанные с погибшим. «Я очень рад, что начиная с 1995 года мы каждый пятничный намаз совершали вместе, — добавил он. — Валиулла хазрат говорил, что намаз принимается только в мечети Аль-Марджани. Не знаю, откуда он это взял, но каждую пятницу приходил к нам. После намаза за чашкой чая разговаривали, обсуждали дела. Сейчас мне не хватает Валиуллы хазрата, с ним можно было поговорить на любую тему: и про религию, и про политику. Во всем он разбирался. Мы не оставляем его в своих молитвах».

    «Идеолог, интеллектуал, уважаемый религиозный деятель, историк, общественный деятель, имам-хатыб Апанаевской мечети...» — перечислил в памятном слове регалии Якупова нынешний имам-хатыб Апанаевской мечети Нияз Сабиров .

    Нияз Сабиров: «Идеолог, интеллектуал, уважаемый религиозный деятель, историк, общественный деятель, имам-хатыб Апанаевской мечети...»

    «САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПАМЯТНИК ВАЛИУЛЛЕ ХАЗРАТУ — ВОССТАНОВЛЕННАЯ ИМ АПАНАЕВСКАЯ МЕЧЕТЬ»

    Соратники и ученики погибшего священнослужителя вспомнили, как он обратился от национального пути к религиозному. «В начале 1990-х Валиулла хазрат перешел из национального движения в религиозное, он понял, что прогресс возможен, только если народ будет идти с религией. Он как многогранная личность видел в религии и недостатки, понял необходимость возрождения мечетей, медресе, образования. В советские годы не было издано ни одной книги, кроме Корана, тем, кто хотел издавать, не давали таких возможностей. Он возродил религиозную печать, одним из первых в России стал издавать книги. Большое значение придавалось изданию литературы на татарском языке — вышло более 600 наименований», — напомнил соратник Якупова Ахмад Сабиров .

    Ученик Якупова — начальник отдела науки и образования ДУМ РТ Айдар Карибуллин —в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» вспомнил, что, когда новое мусульманское кладбище только открылось, Якупов подошел к Мансуру хазрату и сказал, чтобы ему тоже зарезервировали здесь место. «За пять лет много чего изменилось. Если бы он сам увидел эти изменения, удивился бы. И со стороны исламского образования, и в плане конфессиональной политики за это время произошли колоссальные изменения. А может быть, он и предвидел это. Я недавно прочитал его книгу, написанную на основе материалов диссертации под названием „Ислам в Татарстане в 1990-е годы“. Она была издана в 2005 году. Многие идеи, которые он там озвучил, были реализованы в 2013–2015 годах — уже после его смерти. Он был таким интеллектуалом...» — охарактеризовал усопшего священнослужителя Карибуллин.

    Начальник отдела науки и образования ДУМ РТ полагает, что самый лучший памятник Валиулле хазрату — это восстановленная его усилиями Апанаевская мечеть. «Мы ежегодно проводим Якуповские чтения в его память, хотим дать одной из улиц Казани его имя», — добавил он.

    Акцент на уникальных интеллектуальных способностях и гибкости ума Якупова в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сделал и имам-мухтасиб Вахитовского и Приволжского районов Казани Юсуф Давлетшин . «Когда в 1996 году я поступил в медресе „Мухаммадия“, он там был ректором. Нас, заочников, тогда было много, помню, мы даже участвовали в возвращении исторического здания медресе. Когда я работал в Нижнекамске, также приходилось с ним общаться — Валиулла хазрат был первым заместителем муфтия, часто к нам приезжал. Не хочу говорить о его знаниях и поступках — об этом уже много было сказано, меня очень удивлял его ум. Кто-то хорошо владеет руками, кто-то — языком, а у него голова хорошо работала, он помогал нам своим советами: что делать, как выпутаться из проблем. Хотелось бы, чтобы таких умных хазратов было больше. Не секрет, что иногда у нас возникает недопонимание с обществом, в интернете появляются публикации, на которые не все могут ответить аргументированно. Мне многие хазраты говорят: „Эх, нет у нас такого, как Валиулла хазрат, который мог бы достойно ответить. Он бы таких прожевал и выплюнул“. Я несколько раз слышал такое от мухтасибов и полностью с ними согласен», — отметил Давлетшин.

    «Нужно ценить таких людей при жизни. Валиулла хазрат прекрасно разбирался и в политике, и в общественной жизни, и в религии, и в национальных вопросах. Такого человека, как он, нам не хватает. В том, чего достиг татарский народ сегодня, есть и его доля, его вклад», — вторил ему представитель ВКТ, меценат Фарид Мифтахов .

    Среди собравшихся почтить память богослова были и те, кто не был с ним лично знаком. Так, дайвер Рустем Гильмутдинов , который первым в Арктике намаз, отметил, что является членом общины Апанаевской мечети — махалли, где Якупов был имамом, поэтому считает необходимым выказать свое уважение к нему.

    Присутствовали на встрече и представитель аппарата президента Ленар Салахов , и представитель исполкома Ильнур Хафизов — они постоянно советовались с Якуповым, прислушивались к его рекомендациям. В завершение встречи муфтий и все собравшиеся прочитали молитву за душу усопшего, после чего разошлись по своим делам.

    Фото: dumrt.ru

    ИЗДАТЕЛЬ, ЖУРНАЛИСТ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ

    Ученый, исследователь, богослов, стоящий у истоков возрождения ислама в республике, знаковая фигура татарстанской мусульманской общины — так отзывались собеседники «БИЗНЕС Online» о 48-летнем Якупове. Многие однокурсники помнят его как комсомольского вожака, комсорга. Тогда его все знали под именем Венер, затем в 1990-е он стал Венеруллой, а уже в нулевые стал представляться Валиуллой.

    Уроженец деревни Дмитровка Башкирской АССР, Якупов переехал в Казань в 1981 году, когда поступил в КНИТУ-КХТИ. Но одной специальности «технология электрохимических производств» и квалификации «инженер химик-технолог» ему показалось мало, он работал в институте и учился в аспирантуре. Он одним из первых религиозных деятелей получил в 2005 году научную степень (кандидат исторических наук, тема диссертации — «Ислам в Татарстане в 1990-е годы». Как просветитель он развернулся в 1991 году, создав и возглавив старейшее в России мусульманское издательство «Иман», которое выпустило свыше 1000 книг исламской направленности: богословские труды, популяризаторскую и историческую литературу, причем около 30 книг он написал сам. Одновременно с этим Якупов проявил себя как журналист и шеф-редактор нескольких религиозных публицистических изданий: газет «Иман», «Вера», журналов «Мусульманский мир», «Иман нуры», ежегодника «Моселман календаре».

    В 2003 году Якупов прошел повышение квалификации в Российской академии государственной службы при президенте РФ по теме «Организационное обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти РФ». К тому времени он уже пять лет исполнял обязанности первого заместителя муфтия — председателя вакуфов. После первого избрания в 1998 году он дважды переизбирался на эту должность — на съездах 2002 и 2006 годов. Однако в апреле 2008 года по решению пленума ДУМ РТ его полномочия были приостановлены, Якупова перевели на должность заместителя муфтия по связям с государственными структурами. Ректор Российского исламского университета Радик Мухаметшин тогда на то, что «именно его антиваххабитская риторика стала причиной опалы» и главной причиной его снятия с должности заместителя муфтия.

    УБИЙСТВО, РАССЛЕДОВАНИЕ, ПРИГОВОР

    Однако главный удар Якупова ждал впереди — 19 июля 2012 года при выходе из подъезда собственного дома на улице Заря неустановленные лица шесть раз выстрелили в него из огнестрельного оружия. Заместитель муфтия смог дойти до своего автомобиля, и уже в нем он скончался. Буквально через час взорвалась машина, которой управлял муфтий РТ Файзов. Взрывом его выбросило из машины, в тяжелом состоянии с переломом голеностопного сустава он был доставлен в больницу. 6 марта 2013 года по состоянию здоровья Файзов был вынужден подать в отставку, через полтора месяца новым муфтием был единогласно избран Самигуллин.

    Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев , выражая соболезнования родным и близким Валиуллы хазрата, отметил, что Якупов «являлся активным противником радикальных течений ислама, твердо боролся за его истинные ценности... многое сделал для укрепления гражданского мира и межконфессионального согласия в нашем обществе». Советник президента РТ Минтимер Шаймиев также указал на борьбу Якупова с ваххабитами: «Главное, этот человек оставался до последнего последовательным и бескомпромиссным борцом за сохранение традиционного ислама и всемерно противодействовал любым попыткам насадить в республике идеи радикального ислама, который неприемлем для наших мусульман».

    Сразу после трагедии появились различные версии об инициаторах терактов. Журналист Максим Шевченко ввиду необходимости особой профессиональной подготовки назвал виновниками криминальные сообщества Татарстана и маловероятным причастность к убийству каких-то экстремистских подполий. Однако позднее ответственность за теракты самопровозглашенный «амир моджахедов Татарстана» Раис Мингалеев . По версии правоохранительных органов, еще в 2007 году, когда Мингалеев со своим «заместителем» Маратом Сабировым , «прикрываясь и искажая суть вероучения ислама, исповедуя радикальные псевдоисламские взгляды», создали устойчивую организованную группу. К августу 2012 года Мингалеев разбил ее на две части — «Чистопольский джамаат» и «Моджахеды Татарстана». Ряд членов преступной группы выезжал в афгано-пакистанскую зону для участия в террористической деятельности в составе незаконного вооруженного формирования «Булгарский джамаат». Именно там основатели «Чистопольского джамаата» попали под влияние приверженцев радикального ислама.

    Весной 2014 года национальный антитеррористический комитет распространил официальное , из которого стало известно, что в ходе спецоперации ФСБ в Чистополе были уничтожены боевики, причастные к терактам 2012 года. Бойцы подразделения «Альфа» центра специального назначения ФСБ России заблокировали гараж, в котором находились террористы. Им было предложено сдаться. Один из преступников попытался скрыться через потайной ход, открыл стрельбу и бросил гранату. Бойцы «Альфы» нейтрализовали его ответным огнем. Второй преступник остался в гараже и погиб из-за взрыва самодельной бомбы. В результате спецоперации были ранены двое силовиков.

    Погибшими оказались сам Мингалеев и Беслан Назипов , разыскиваемые за террористическую деятельность на территории РТ. «Они были организаторами и участниками целого ряда преступлений террористической направленности», — говорилось в пресс-релизе антитеррористического комитета.

    В 2013 году были задержаны еще 9 участников преступного сообщества, включая Сабирова. Только в марте 2017 года Казанский военный гарнизонный суд вынес им обвинительный приговор. Подсудимые, обвиняемые в серии покушений, убийств, в поджогах православных храмов, незаконной предпринимательской деятельности, в организации преступного сообщества и многом другом были в совокупности к 170 годам лишения свободы.

    Помимо покушений на муфтия «моджахеды Татарстана» прославились неудачной попыткой подрыва «Нижнекамскнефтехима» пятью самодельными ракетами, которые не сработали, а также несостоявшимся терактом в Билярском музее-заповеднике. Зато с большим успехом радикальные исламисты уничтожали православные ценности — к примеру, именно они подожгли православную церковь Сергия Радонежского и молельный дом с часовней Дмитрия Солунского в Новошешминском районе.

    Подготовка духовных пастырей ведется в десятках учебных заведениях Татарстана. С каждым годом растет число желающих изучить ислам. Проректор Казанского исламского колледжа Нияз хазрат Сабиров в интервью корреспонденту ИА «Татар-информ» рассказал перспективах мусульманского образования в республике.

    В Татарстане создана система профессиональных мусульманских учебных заведений. Это и Российский исламский университет, медресе «Мухаммадия», медресе им.1000-летия принятия ислама и другие. Расскажите, пожалуйста, в чем особенность вашего колледжа. Каких специалистов вы готовите?
    Н.С.: Казанский исламский колледж (КИК) является учреждением среднего профессионального религиозного образования. Колледж занимает историческое здание, построенное в 1880 году, здесь в свое время располагалось медресе «Марджания», в котором преподавал выдающийся татарский ученый, богослов Шигабутдин Марджани. Будучи талантливым педагогом, Шигабутдин хазрат реформировал учебный процесс: помимо религиозных предметов ввел в программу обучения и светские предметы. В медресе «Марджания» учились такие известные религиозные и общественные деятели как Кашшаф Тарджемани, Габдулла Апанаев, Мурад Рамзи. По некоторым сведениям, здесь также постигал мусульманские науки признанный во всем мире богослов, общественный и политический деятель Муса Джаруллах Бигиев.

    Наш колледж открылся в 2003 году, срок обучения составляет 3 года. Мы, как и все другие медресе в республике, готовим мусульманских священнослужителей (имам-хатыбов), преподавателей основ ислама и арабского языка. В этом году даже были организованы двухгодичные вечерние курсы по основам ислама, которые ориентированы на тех, у кого нет возможности обучаться днем. Также было открыто дневное отделение для слабовидящих и слепых студентов.

    Следует отметить, что в отличие от других медресе, наряду с арабским и татарским языками у нас в колледже преподается и турецкий язык. В состав преподавателей входят выпускники высших учебных заведений, и не только Татарстана и России, но и Средней Азии, Сирии, Турции. Лучшие из учащихся направляются на учебу в Турцию. Студенты обеспечиваются всем необходимым.
    Есть у нас еще одно отличие - беседы преподавателей с учащимися после занятий, они знакомятся с этикой ислама, разговоры идут и о жизни праведников, богословов, могут получить ответы на свои вопросы, обсудить проблемы. Подобный метод воспитания основан на опыте наших предков. Кроме того, в Казанском исламском колледже со студентами мы проводим конкурсы по различным религиозным и светским наукам. Победителей и активных участников, как правило, ожидают призы. Такие состязания помогают закреплять пройденный материал. Выпускникам колледжа предоставляется возможность остаться еще на полтора года у нас для полного освоения и чтения наизусть Корана. Между нашим колледжем и Российским исламским университетом заключен договор, согласно которому студенты, окончившие КИК, могут поступить на 3-й курс факультета теологии.

    Сколько учащихся в колледже?
    Н.С.: Сейчас на дневном отделении обучаются 32 человека, из них пять слепых студентов. На вечернем отделении - 30 студентов. Кроме них еще 7 выпускников прошлого года остались учить наизусть Коран. Примечательно то, что у нас учится не только молодежь из Татарстана, но и из разных уголков России.

    В последнее время очень много говорят о преподавании основ религии в светских школах. Актуальность этого вопроса обусловлена еще и тем, что в 2010 году в 19 регионах России начнется эксперимент по преподаванию предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Как вы к этому относитесь?
    Н.С.: Я приветствую введение нового предмета в светские школы, в рамках которого учащиеся могут получать знания по основам религиозной культуры. Школьники начнут понимать значение религии, и у всяких экстремистов будет меньше шансов ввести молодого человека в заблуждение. По моему мнению, изучение данного предмета приведет к пониманию культур и традиций других народов. Этот предмет воспитывает нравственность, это ведь главная цель всех религий. Думаю, что в данном эксперименте самым сложным будет переподготовка преподавателей и подготовка соответствующих учебников. Важно, чтобы в книгах, по которым будут преподавать основы религиозной культуры, была дана адекватная информация, Все материалы должны быть приемлемы для представителей всех конфессий, а также нерелигиозных людей.

    Хватит ли подготовленных кадров?
    Н.С.: Скорее всего, в первые годы будут трудности с кадрами. Считаю, что эта проблема решится успешно, поскольку в России имеются высшие религиозные учебные заведения, которые будут помогать готовить преподавателей по основам религий. Например, у нас есть Российский исламский университет, в котором действует факультет теологии, основная задача которого - подготовка теологов, которые смогли бы профессионально разъяснять принципы ислама и преподавать его в школах и вузах.

    Достаточно ли в республике пособий для обучения в медресе и колледжах?
    Н.С.: В последние годы в некоторых городах, в частности, в Казани, Нижнем Новгороде, Москве вышло немало учебной литературы для мусульманских учебных заведений России. В 2008-2009 годах преподавателями РИУ, медресе «Мухаммадия», ТГГПУ и нашего колледжа была проделана большая работа по подготовке методических рекомендаций, учебных пособий по религиозным и светским предметам.

    Однако этой литературы недостаточно. Для нас очень важным является возрождение своего богатого богословского наследия. Некоторые из трудов наших татарских ученых уже переведены на русский и татарский языки. Но многие из молодых мусульман нашего региона не знают своих ученых. Мы не должны терять связь с прошлым, забывать свои корни. Знание наследия своего народа защитит нас от нетрадиционного понимания религии.

    Нияз хазрат, как обстоят дела с желающими получить духовное образование, растет ли их число? В частности, в исламском колледже?
    Н.С.: Хвала Всевышнему, в последние 10 - 15 лет в России, в том числе и в нашей республике, растет число приверженцев ислама. С каждым годом в мечетях и мусульманских учебных заведениях мы видим все больше верующих, как преклонного возраста, так и молодых, которые стремятся больше узнать об исламе и жить по его канонам. Учитывая рост числа желающих изучить ислам, в нашем колледже, как я уже сказал, было принято решение открыть вечерние курсы. Отрадно, что уже сейчас из разных регионов родители интересуются нашим колледжем и хотят отправить своих детей к нам на учебу. В этом году мы намерены посетить районы Татарстана и приглашать молодежь в наш колледж.

    Что вы пожелаете молодежи республики?
    Н.С.: Молодость - великий дар Аллаха. Молодой мусульманин должен чувствовать ответственность перед Всевышним, очень важно понимание того, что молодость дана не для забав и развлечений. Молодость - благодатное время для образования. Постигая науку, нужно помнить, что придет момент, когда тебя спросят о том, как распоряжался полученными знаниями в жизни. Необходимо стремиться к тому, чтобы результатом полученных знаний и образования был созидательный труд, направленный на благо себе и окружающим. Недостаточно присутствовать на лекциях и посещать занятия ученых, если за этим не следует соответствующего образа жизни.

    Благословенный пророк Мухаммед, обращаясь к молодому человеку, сказал: «Используй пять вещей до прихода других пяти: молодость до прихода старости, здоровье прежде болезни, богатство, пока не наступила бедность, свободное время до того, как будешь занятым, жизнь до того, как придет смерть».

    Беседовала Алия САБИРОВА.