• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

    Аннотация
    Статья содержит в себе сравнительный анализ двух тесно связанных между собой наук: социологии и социальной психологии. Помимо того, в статье показано, как обе науки изучают одну и ту же проблему (с конкретными примерами). Также, раскрыт вклад социологии как науки в общую систему гуманитарных наук.

    SOCIOLOGY AND SOCIAL PSYCHOLOGY: SIMILARITIES AND DISTINCTIONS

    Lazareva Oksana Aleksandrovna
    Saratov State University of N.G. Chernyshevsky
    Student of the 5th course of sociological faculty


    Abstract
    Article comprises the comparative analysis of two sciences closely connected among themselves: sociology and social psychology. Besides, in article it is shown how both sciences study the same problem (with concrete examples). Also, the sociology contribution as sciences in the general system of the humanities is opened.

    «Социология – наука об обществе» – самоё распространенное определение, которое Вы могли когда-либо слышать. Если разобрать слово «социология», то с латыни оно буквально так и переводится: «социо» -общество, «логос» – наука. Но на самом деле социология – не просто наука, а одна из самых важных дисциплин о человеке. Социология тесно взаимосвязана с психологией, а также социальной психологией .

    Социологов интересует не просто человек, а индивид как формирующаяся личность, входящая с самого рождения в какую-либо группу или институт. Личности влияют друг на друга, взаимодействуют друг с другом. Причины этого взаимодействия можно объяснять и с помощью социологии, биологии, психологии, и даже философии.

    Так, социологов и социальных психологов связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако в то время как большинство социологов изучают различные по численности группы, от маленьких до очень больших (например, общества и присущие им тенденции), социальные психологи изучают среднестатистических людей – то, как индивидуум одновременно думает о других, испытывает их влияние и относится к ним (т.е., более частные случаи).

    Рассмотрим несколько примеров, чтобы увидеть разницу объекта изучения социолога и социального психолога. Изучая близкие отношения, социолог мог бы заинтересоваться количеством официально оформленных и гражданских браков и разводов и тенденциями в этой сфере, а социальный психолог попытался бы понять, как люди становятся привлекательными друг для друга и почему они вступают в брак. То же самое можно сказать и об изучении такой категории, как счастье: социолог стал бы выяснять, сколько счастливых людей среди студентов и какие индикаторы наиболее часто встречаются в понятии счастья, а социальный психолог стал бы изучать психологические признаки проявления состояния счастья и выяснять, что всё-таки есть счастье – эмоция или чувство .

    Хотя социологи и социальные психологи иногда используют одни и те же исследовательские методы, социальные психологи больше полагаются на эксперименты, в которых они могут манипулировать каким-либо фактором. Например, чтобы понять, оказывает ли влияние на человека индивидуум одного с ним пола, возраста и т. п., социальный психолог может создать такие экспериментальные условия, при которых оно будет присутствовать или отсутствовать. А социолог, скорее всего, проведёт интервью, фокус-группу или исследование с помощью анкетирования, где будет пользоваться таким методам, как корреляционная связь. Социолог не может исследовать каждого индивида и предположить модель его поведения, но он может сказать или предположить, как будет себя вести та или иная группа или большинство (основная масса людей). Исследования социологов очень важны для маркетинга, менеджмента и рекламоведения, так как они позволяют выявлять предпочтения их основных целевых аудиторий. Но всегда можно углубиться и обратиться к психологам, чтобы, например, выявить вкусовые особенности покупателя или мотивы для совершения покупок, при этом данные психологов сложно будет называть репрезентативными, соответствующими закону больших чисел (т.е., экстраполировать данные на основную массу покупателей) .

    Каждый, кому доводилось изучать хотя бы азы социологии или психологии, знает, что нас формируют природа и воспитание. Как напоминают нам эволюционные психологи, благодаря унаследованной человеческой природе мы предрасположены вести себя так, как вели себя наши предки, которым удалось выжить и дать потомство. Мы несем в себе гены тех, кто обладал чертами, которые позволили им выжить и обзавестись потомством, и чьи дети смогли сделать то же самое. Природа также наградила нас огромной способностью к обучению. Мы чувствительны к нашим социальным факторам и реагируем на них. Социология как раз и занимается управлением, профилактикой и влиянием факторов на жизнь общества, группы индивида.

    Стоить отметить, что социология изучает такие категории, какие не изучают больше ни в одной науке (социальная память, малая группа, социальная мобильность, социальный институт и т.д.). Все классики социологии потратили годы своих трудов, чтобы докопаться до истины каждого понятия. Например, М. Вебер и его типы действий. Ведь это благодаря ему мы теперь можем различать просто действие, совершаемое как рефлекс или привычка, и действие, направленное на что-то или кого-то. И именно социология изучает мотивы, цели и результаты таких взаимодействий. А без социальной интеракции в современном мире уже никак нельзя обойтись, ведь мы подвергаемся ежедневному влиянию и СМИ, друзей и т.д. .

    Таким образом, хотелось бы отметить важную роль социологии в изучении индивида-личности, её формировании, взаимодействии с другими личностями, с группами, с институтами, а также в изучении влияния личностей, групп и институтов друг на друга. Любая статистика может быть полезна в любой из четырёх существующих сфер жизни общества. И, конечно, не стоит забывать про психологию и биологию, которые помогают социологии изучать все эти процессы. Также, особое внимание необходимо уделить такой науке, как социальная психология, которая сейчас становится популярной благодаря соединению методологии двух смежных наук. Она полезна и в маркетинге, и в сфере рекламы, и в психологии и педагогике, а также и в повседневной жизни.


    Отличие социологии от социальной психологии.
    Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть
    сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая
    как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся
    друг к другу.
    При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и
    предмет социологии и психологии личности:
    Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы,
    изучая, как ведет себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в
    изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы (от малых
    до очень больших - обществ). Социальная психология изучает - индивидов,
    людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него
    влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на
    отдельных людей, а индивида - на группу. Например, рассматривая супружеские
    отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков,
    разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать
    то, почему определенные люди привлекают друг друга.
    Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в том, что обе эти
    отрасли психологической науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиеся
    изучением личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних
    механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например,
    почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологи
    концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как
    социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или
    жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.
    Методология
    Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. Методология - это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология или методология конкретной науки позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к специфике формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология - это совокупность методов, способов, приемов, методик и технологий (техник) исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.
    Под методом обычно понимается основной путь познания и интерпретации того или иного явления, а под методикой - совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется его исследование. Под методологией понимается, с одной стороны, учение о научном методе познания и, расширенно, о методах познания вообще. С другой стороны, это совокупность методов, применяемых в какой либо из научных отраслей. Это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической исследовательской деятельности. Методология определяет то, как будут проинтерпретированы получаемые в исследованиях данные относительно предмета и объекта исследований.
    В современном научном знании термином "методология" обозначаются три различных уровня научного подхода.
    1. Общая методология - некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые – осознанно или неосознанно – применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы и т.д.
    2. Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания
    3. Методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином "методикаКонкретные методики (или методы, если слово "метод" понимать в этом узком смысле), применяемые в социально- психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.
    Общение как коммуникативная деятельность ,
    По своей природе коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей. Основными составляющими процессами коммуникативной деятельности являются:
    - коммуникативный, обеспечивающий передачу информации;
    - интерактивный, способствующий регуляции взаимодействия партнеров в процессе общения;
    - перцептивный, отвечающий за организацию взаимовосприятия, взаимопонимания, взаимооценки и рефлексии в общении.
    В социальной психологии выделяются два вида коммуникативной деятельности:
    - личностно-ориентированный;
    - социально-ориентированный.

    А.Н. Леонтьев выделяет в коммуникативной деятельности несколько составляющих ее компонентов:
    - предмет общения - это другой человек, партнер, субъект, с которым осуществляется процесс общения;
    - потребность в общении - стремление, нужда в познании оценки других людей посредством общения, с конечной целью совершенствования самопознания, самосознания;
    - коммуникативные мотивы - то, ради чего совершается общение;
    - действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные);
    - задачи общения - это та цель, во благо которой в коммуникативной ситуации направлены различные действия, совершаемые в процессе общения;
    - средства общения - совокупность операций, посредством которых осуществляются действия общения;
    - продукт общения - итог, «сухой остаток» общения в виде материальных или духовных образований.
    основные
    характеристики общения
    Всякое общение характеризуется содержанием, функцией, манерой и стилем.
    Содержание общения выражается в следующих моментах:
    - передаче от человека к человеку информации;
    - восприятии партнерами по общению друг друга;
    - взаимооценка партнерами;
    - взаимовлиянии партнеров по общению друг на друга;
    - взаимодействии партнеров друг с другом;
    - управление групповой или массовой деятельностью.
    В литературе выделяются основные функции общения.
    - Инструментальная - характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации.
    - Интегративная - раскрывает общение как средство объединения людей.
    - Самовыражения - определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
    - Трансляционная - как средство передачи способов деятельности, оценок и т.д.
    - Экспрессивная - способствует взаимопониманию переживаний, эмоционального состояния партнеров общения.
    - Социального контроля - функция регламентации поведения и деятельности субъектов общения.
    - Социализации - определяет способность формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с установленными нормами и правилами.
    Манера общения определяется следующими факторами:
    - тоном общения (спокойный, властный, раздраженный, вкрадчивый, взволнованный и т.д.);
    - дистанцией в общении (интимная, личная, социальная, публичная и т.д.).

    Стиль общения. Это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми, в которых находят свое выражение:
    - особенности коммуникативных возможностей человека;
    - сложившийся характер отношения с конкретными людьми или группами людей;
    - психологическая или социальная индивидуальность человека;
    - особенности партнеров по общению.
    Способы общения.Потребность в общении
    Обще?ние - обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение - это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. (
    Психический контакт между людьми может быть непосредственным (например, при встрече) и опосредованным, с использованием специальных средств и орудий (например, обмен письмами). При общении с помощью писем, телефонных переговоров тоже происходит взаимный обмен информацией и эмоциями между реальными людьми; в этом отличие чтения письма от чтения художественной литературы: последняя дает возможность человеку лишь приобщиться к литературе, поэзии.
    В последние годы все большее распространение получает способ общения через электронные средства. Его особенностью является отсутствие прямого физического контакта между людьми. Поэтому, если не имеется визуального изображения говорящих на электронных средствах, теряется большая часть информации, сообщаемой невербальными знаками (мимикой, жестами). Кроме того, при таком общении присутствует анонимность: общаясь с человеком через Интернет, мы можем не знать настоящее имя собеседника, его пол и возраст, его национальность и религиозную принадлежность и т. д., так же как он ничего не знает о нас. Для придания общению анонимного характера его участники используют псевдонимы.
    Общение с помощью электронных средств (через Интернет) часто вызвано общими интересами. Такое общение происходит через сетевые конференции и онлайн-чаты. Конференция – это место виртуальной встречи людей с общими интересами. На ней собираются сообщения, объединенные определенной темой. Начинается она с того, что один из пользователей Сети посылает сообщение (называемое статьей). Другие пользователи читают эти статьи и, если хотят, отвечают на них. В результате получается дискуссия, в которой могут принимать участие многие люди. Таких конференций в Интернете проводятся тысячи.
    Интернет-чат – это интерактивный обмен сообщениями между двумя или более участниками. В то время как в конференциях публикуются статьи, а люди посылают на них ответы через некоторое время, в чат-руме ответы появляются на экранах участников немедленно.
    Потребность в общении является одной из основных социогенных потребно­стей человека. Она возникает в процессе накопления опыта в межличностном взаимодействии. В ее основе лежит потребность в эмоциональном контакте, социализированный поиск контактов и соответствующая техника удовлетворения. ПО проявляется в потребности индивида принадлежать к группе, быть ее членом, взаимодействовать с нею, участвовать в совместной деятельности, находиться вместе, оказывать и принимать помощь. Она приводит к отказу от эгоистических установок ради установления (или восстановления) согласия и дружеских связей между членами группы. ПО проявляется также в стремлении участвовать в совместных действиях. Человек как бы стремится уменьшить дистанцию между собой и другими членами группы. Т.о., потребность в общении стимулирует, поддерживает и направляет деятельность человека по общению с другими людьми.

    Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Социальные отношения - это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.
    Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.

    Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы: - субъекты связи - два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;
    и т.д.................

    Отличие Социальной Психологии (С.П.) от Социологии (С.)
    Определения:
    Социальная психология
    раздел психологии,
    изучающий
    закономерности
    поведения
    и деятельности
    людей,
    обусловленные их принадлежностью к
    определённым общественным группам
    и психологические характеристики этих групп
    произошла от:
    психологии
    и социологии
    Социология
    - это наука об
    обществе
    как социальной системе в целом,
    функционировании
    и развитии
    этой системы
    через ее составные элементы:
    личности,
    социальные общности,
    институты
    Подход к раскрытию общественных отношений:
    С.
    в них
    не просто
    «встречаются» индивид с индивидом
    и «относятся» друг к другу,
    но - индивиды
    как представители определенных общественных групп, сложившихся
    в сфере разделения труда или
    в сфере политической жизни.
    Такие отношения строятся
    не на основе
    симпатий
    и антипатий,
    а на основе социальных
    интересов
    и положения,
    занимаемого в обществе.
    Поэтому такие отношения обусловлены объективно:
    они есть отношения
    между социальными группами
    или между индивидами как представителями социальных групп.
    Это означает, что общественные отношения
    носят безличный характер;
    их сущность
    не во взаимодействии конкретных личностей,
    а, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.
    Объект изучения:
    Сходства:
    это явления человеческого взаимодействия,
    единицами которого являются индивиды
    “неоднородные”
    и “имеющее слабо организованную связь“
    Пример:
    толпа,
    театральная публика и т. д.
    В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в
    "агрегатных однородных“
    и “органически соединённых“,
    которые изучает социология.
    Содержание:
    По сравнению с социологией
    социальная психология более индивидуалистична
    Интересы:
    Сходства:
    поведение людей в группах
    что люди думают друг о друге
    как они влияют друг на друга
    и как относятся друг к другу
    Различия:
    С.П.
    поведение среднестатистических людей
    то, как индивидуум
    думает о других
    испытывает их влияние
    и относится к ним
    влияние
    как группы на индивидуума,
    так и индивидуума на группу
    Пример:
    1.
    понять, как люди становятся привлекательными друг для друга
    2.
    формирование расовых установок индивидуума
    С.
    различные по численности группы
    от маленьких
    до очень больших
    Пример:
    общества
    и присущие им тенденции
    Пример:
    1.
    количество
    официально оформленных
    и гражданских
    браков
    и разводов
    и тенденции в этой сфере
    2.
    чем расовые установки
    представителей среднего класса как группы
    отличаются от расовых установок людей с более низкими доходами
    Исследовательские методы:
    Различия:
    С.П.
    больше полагаются на эксперименты
    в которых они могут манипулировать каким-либо фактором
    Пример:
    чтобы понять,
    оказывает ли влияние на человека индивидуум одного с ним:
    пола,
    возраста и т. п.,
    социальный психолог может создать такие экспериментальные условия, при которых оно будет
    присутствовать
    или отсутствовать
    С.
    факторами, которые изучают социологи,
    Пример:
    социоэкономический класс
    манипулировать
    трудно
    или неэтично
    Методология:
    По сравнению с социологией
    социальная психология более экспериментальна

    Исторически вопрос был обратным: "чем социолог отличается от психолога?". В 1890-е - 1900-е годы, когда социологи уже решили, что должны стать отдельной наукой, но еще не очень понимали, в чем она будет состоять, вопрос "чем мы отличаемся от психологов" был буквально вопросом выживания. Психологи благодаря Вундту в это время уже представляли, кто они и чем занимаются, для них как "старших братьев" вопрос об отличиях был не таким важным.

    В социологии в зависимости от тогдашнего ответа "почему мы не психологи" получались совсем разные версии социальной теории, которые до сих пор ведут в разные стороны.

    Дюркгейм во Франции отвечал, что социология имеет дело с коллективными представлениями в отличие от индивидуальных представлений, которыми занимается психология. Индивидуальные представления складываются у человека в течение его жизни, а коллективные представления были созданы работой предыдущих поколений, и для каждого человека они составляют объективную внешнюю среда, которая заставляет всех подчиняться своим правилам. Мои воспоминания это психология, история в школьном учебнике это социология, мой смех это психология, городской праздник это социология.

    Для Дюркгейма разница была не просто количественной. Он считал, что социальная реальность относится к психологической примерно так же, как биологическая относится к химической, как химическая к физической. Из сочетания простых элементов возникает, говорил он, новая более сложная реальность особого рода. Кто верит, что возникает, тот сейчас и есть типичный социолог.

    Плюс другие ответы, тоже важные.

    Тард, главный в те годы соперник Дюркгейма, видел разницу в том, что психологи занимаются внутренними переживаниями людей и их восприятием неодушевленных предметов, а социологи должны заниматься "интерментальной психологией", взаимным влиянием человеческих сознаний друг на друга. Плакать от обиды это психология, а петь песню, которую услышал и понравилось, это социология.

    Тард, правда, считал, что социология должна не столько отделяться от других наук (психологии, экономики, лингвистики и др.), сколько объединять их своими идеями, и другие социологи, которым нужны были именно граница и свой отдельный участок, его не поддержали и забыли примерно на столетие, и только недавно стали всерьез перечитывать.

    В Германии Вебер, второй наряду с Дюркгеймом признанный классик, нашел разницу в том, что социология занимается смыслом человеческих действий, отличным от эмоций, инстинктов, восприятия и прочих вещей, которыми заняты психологи. Отдернуть руку от горячей плиты это психология, потому что инстинкт; жарить яичницу это социология, потому что есть цель, которой мы сознательно добиваемся.

    Зиммель, его современник, проводил границу совсем перпендикулярно: психология вместе с, например, экономикой занимается "содержанием", "материалом" человеческих действий, то есть импульсами, потребностями, целями, которые заставляют людей что-то делать, в том числе во совместно друг с другом; социология, в отличие от них, занимается "формами", которые принимают взаимодействия людей независимо от их содержания: дружба, спор, договор, борьба, тайный заговор и так далее. Почему двое парней соперничают из-за девушки - это психология, почему два торговца соперничают за влияние на рынке - это экономика. Как вообще устроено соперничество, по какой логике оно развивается - это социология.

    Зиммелю повезло чуть больше, чем Тарду, его идеи были забыты не на целое столетие, а "всего лишь" на полвека, сейчас они тоже признанная часть дисциплины.

    К середине XX века вопрос "чем отличаются" перестал быть острым. Все просто привыкли, что есть две разные дисциплины, которые давно разошлись и теперь обходятся без маркетинговой драмы "различайся или умри". В набор значимых для социологии авторов включили задним числом американцев Кули, Томаса и Мида, потом их продолжателя канадца Гофмана - их всех психологи тоже считают, и по делу, "своими". В психологии развилось направление социальной психологии, которое свободно берется за социологическую, как сказали бы социологи, проблематику. В работах социологов теперь можно свободно ссылаться на психологов (например, Джемса или Эрика Эриксона) или психоаналитиков (Фрейда, Лакана), никого это больше не шокирует. Все давно забыли (на самом деле нет), что там отвечали классики сто лет назад, и просто занимаются своими темами, которые закреплены за социологией или психологией уже больше по принципу "так сложилось".

    2В В Е Д Е Н И Е

    Отечественная социальная психология открывает свою новейшую

    историю с 1962 года, когда открылась первая в стране лаборатория

    социальной психологии при отделении психологиии Ленинградского

    Университета.Начиная с этой даты, а особенно в последнии годы,

    увеличился поток литературы социально-психологического содержа-

    ния. Возросло несомненно количество переводных изданий стран за-

    падной европы и США.Можно даже утверждать,что на Россию обрушился

    поток публикаций, монографий, а также сборников охватывающих не

    только узкие, но и широкие вопросы по разнообразным тематикам. В

    более точно дать рецензионную оценку американского учебника Дэвида

    Майерса "Социальная психология". По мнению профессора кафедры со-

    циальной психологии А.Л.Свеницкого "Появление данной работы на

    наших психологов, ибо впервые он получает западный (американский)

    учебник", а не монографии и сборники, как уже было описано выше,

    захлестнули Россию в последнее время."Учебник Д.Майерса занимает

    немаловажное место, будучи для многих американских студентов пер-

    вой книгой, которая знакомит их с основами социально-психологичес-

    ких знаний.Труд Д.Майерса как и всякий американский учебник по со-

    психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя исключи-

    тельно интересные данные полученные им и его ближайшеми коллегами

    в сфере межличностного познания и социального воздействия.Сильной

    стороной учебника Д.Майерса является и ориентация автора на прак-

    тическое использование социально-психологических знаний.Многие

    .

    страницы книги посвящены применению социальной психологии в

    юриспруденции, медицине, практике урегулирования социальных конф-

    Но несмотря на уже позитивно высказанную точку зрения на этот

    счет профессором А.Л.Свеницким, постараемся в свою очередь дать

    свою характеристику данного учебника, сравнив его его по некоторым

    параметрам с нашими отечественными, такими как "Социальная психо-

    логия" под редакцией Г.М.Андреевой, "Социальная психология" под

    редакцией А.В.Петровского и "Психология общения" М.И.Станкина.

    разделам данного учебника, останавливаясь подробно в рассмотрении

    наиболее интересных и новых данных, особенно тех, которые не вхо-

    дят в отечественные учебники по социальной психологии.

    .

    Социальная психолгия - это научное исследование того, о чем

    люди думают, как они влияют друг на друга и как относяся друг к

    другу.Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психо-

    логии, которая стремится быть более индивидуальной по своему со-

    держанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие об-

    ласти социологии.По сравнению с психологией личности социальная

    психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и бо-

    лее - на том, как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг

    на друга.Социальная психология - экзогенная наука; она выявляет

    как социальные условия влияют на поведение.Посмотрим как интерпре-

    тируется определение социальной психологии в учебнике Андреевой

    Г.М. "Социальная психология - отрасль психологической науки, кото-

    рая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обус-

    ловленные включенностью их в социальные группы, а также психологи-

    ческие особенности самих этих групп".(1) Листая учебник Андреевой

    Г.М. "Социальная психология" мы невольно сталкиваемся с очень

    конкретными названиями абзацев,такими как: "дискуссия о предмете

    социальной психологии", "задачи социальной психологии и проблемы

    общества", находим такие громкие фразы типа "сфера собственных ин-

    тересов социальной психологии" просматривается довольно четко, что

    и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от

    проблем общей психологии.В свою очередь учебник Д.Майерса как бы

    не ставит задачей обратить внимание на столь конкретные формули-

    1. Г.М.Андреева "Социальная психология", Москва: Аспект

    Пресс, 1997 г. Учебник. стр. 10.

    .

    ровки, и последовательность изложения материала переходит очень

    "плавно" от раздела к разделу. На взгляд исследователя, Дэвид Май-

    рс весьма справедливо сопоставил социальную психологию с фразой

    Артура Конан Дойля "Вы никогда не можете предсказать, что сделает

    любой из нас, но вы можете с точностью назвать среднее число.Инди-

    виды могут меняться, но процент остается постоянным".

    Социальная психология сталкивается с двумя противоречивыми

    критическими замечаниями.Во-первых она тривиальна, поскольку удо-

    стоверяет очевидное, во-вторых, она опасна, поскольку ее открытия

    могут быть использованы для манипулирования людьми.Наиболее инте-

    ресно в данной главе "ошибки хиндсайта", или другими словами фено-

    мена "я знал это!", как с позиций просто изложения информации, так

    и с позиции "идущей вдаль", т.е. объяснения последствия данного

    феномена.Приводя достаточно убедительные примеры из всевозможных

    источников, даже из политики, Д.Майерс не только заинтересовывает

    данной проблеиой, но и заставляет задуматься.Способы изложения ма-

    териала очень восприимчивы для запоминания, т.к. подкрепляются,

    как уже было сказано выше "убедительным числом убедительных приме-

    ров".Большинство социально-психологических исследований относится

    либо к корреляционным, либо к экспериментальным.Корреляционные

    исследования, для проведения которых иногда используют метод сис-

    тематического опроса, выявляют взаимосвязь между переменными, та-

    кими, например, как уровень образования и доход.Ставя эксперименты

    социальные психологи иногда создают ситуации которые затрагивают

    эмоции людей.В этом случае они обязаны следовать профессиональным

    этическим правилам: получать согласие от осведомленных испытуемых,

    следовать принципу "не навреди", после завершениыя эксперимента

    полностью раскрывать им любой временный обман.

    .

    Социальные психологи интегрируют свои идеи и данные экспери-

    ментов в теории.Лаборатрные эксперимениты позволяют проверить

    идеи, собранные по крупицам из жизненного опыта, и затем применить

    принципы и результаты в реальном мире.Изложенность данного текста

    о социально-психологических исследований удивляет своей доступ-

    ностью всех читателей, несмотря на достаточное количество научных

    терминов, в процессе просмотра читатель как бы забывает, что перед

    ним не художественное произведение на заданную тему, а научная

    книга.Подводя краткий итог данной главы исследователь приходит

    к выводу о том, что интерпретация социальной психологии в амери-

    канском учебнике и отечественном отличается.Но отложим на время

    эти первоначальные выводы о вступительной части американского

    учебника.Перейдем к рассмоторению первой части, содержащей опреде-

    ление социальной психологии как науки, изучающей, что мы думаем

    друг о друге.А теперь рассмотрим изложение материала о " Я -

    концепции" и "Самопрезентации".

    Как культура формирует наше чувство "Я"? Кто вы? Вы - уни-

    кальное и сложное создание и можете по-разному дополнить предложе-

    ние "Я - ...". Элементы вашей Я - концепции, т.е. специфические

    убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть - это ва-

    ши же Я - структуры. Структуры - это психические модели, с по-

    мощью которых мы организуем нашу жизнь.Они влияют на то, как мы

    воспринимаем, запоминаем и оцениваем других людей и себя.Рассмот-

    рим, как Я влияет на память, явление известное под названием "Эф-

    цепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо помним.Эффект ссылки

    на себя иллюстрирует самый существенный жизненный факт: ощущение

    самих себя лежит в центре нашего мира.Рассматривая себя обычно как

    .

    центральное звено, мы переоцениваем, в какой степени поведение

    других нацелено на нас.И часто берем ответственность за события, в

    которых играем лишь небольшую роль. Наша Я - концепция включает в

    себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то,

    кем мы могли бы стать - наши возможные Я.Они заключают в себе то

    какими мы видим себя в наших мечтах, - богатый Я, худой Я, страст-

    но любимый и любящий Я.Они также заключают в себе Я, которыми мы

    боимся стать, - безработный Я, больной Я, отстающий в учебе Я.Такие

    возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели - к той жизни,

    к которой мы стремимся. Д.Майерс ставит вопрос "становится ли Я -

    концепция более индивидуализированной, когда Восток встречается с

    Западом". У японских студентов, выезжавших по обмену и пробывших

    семь месяцев в университете Британской Колумбии, повысилось самоу-

    важение.У иммигрантов из Азии, долгое время живущих в Канаде, са-

    моуважение выше, чем у недавно иммигровавших и тех, кто живет в

    Азии.Самоуважение - всеобъемлющее чувство собственного достоинс-

    тва, которое влияет на то, как мы оцениваем свои особенности и

    способности.Сомопознание, однако имеет слабые стороны.Мы часто не

    знаем, почему ведем себя так, а не иначе.Люди различаются своими Я

    Концепциями.Одни, особенно в индивидуалистических западных куль-

    турах, принимают концепцию независимого Я.Другие, часто в Азии и

    культурах стран третьего мира, - взаимозависимого Я.Эти противопо-

    ложные идеи способствуют культуральным различиям в социальном по-

    ведении.Высокое самоуважение также приносит дивиденды.Дополнитель-

    ные исследования локуса контроля и приобретенной беспомощности

    объединил Альберт Бандура в концепцию, названную концепцией само-

    эффективности.Люди с высокой сомоэффективностью более настойчивы,

    менее тревожны и менее склонны к депрессиям, лучше учатся.Хотя

    .

    психологическое исследование и толкование самоэффективности явля-

    ется новым, акцент на вашей личной ответственности за свою жизнь и

    реализацию своего потенциала не нов.Тема "Ты можешь сделать это",

    является бессмертной американской идеей.В процессе переработки ин-

    формации, относящейся к нашему Я, вторгается предрасположение.Мы

    охотно прощаем свои неудачи принимаем похвалу за наши успехи и во

    многом считаем себя выше среднего.Такое завышенное мнение о себе

    позволяет большинству из нас наслаждаться преимуществами высокой

    самооценки, хотя есть опасность "задрать нос".Предрасположение в

    пользу своего Я появляется и в том случае, когда люди сравнивают

    себя с другими.

    У нас есть занятная тенденция расширять наш Я - образ, перео-

    ценивая или недооценивая степень того факта, что другие думают или

    поступают также, как мы, - феномен называемый " эффектом ложного

    консенсуса".Если рассматривать мнение, то мы находим поддержку на-

    ших позиций, считая, что с нами согласно большинство.Можно утверж-

    дать, что ложный консенсус встречается т.к. мы делаем обобщение

    из ограниченной выборки.Что касается наших способностей или ситуа-

    ций, чаще встречается эффект ложной уникальности.Такое воприятие

    отчасти возникает из мотива поддержать и повысить самооценку - по-

    буждения, которая спасает людей от депрессии, но способствует не-

    дооценки и групповому конфликту.

    Самопрезентация относится к нашему стремлению представить же-

    лаемый образ как для аудитории вне (другие дюди), так и для ауди-

    тории внутри (мы сами).Мы выражаем свое самоопределение показывая

    себя как определенный тип человека.Для некоторых сознательная са-

    мопрезентация - образ жизни.Те, у кого высокие показатели по шкале

    тенденции к самомониторингу действуеют как социальные хамелеоны,

    .

    т.е. приспосабливают свое поведение в соответствии с внешними ситу-

    ациями.Люди с низкими показателями самомониторинга меньше заботят-

    ся о том, что о них думают другие.Они больше руководствуются внут-

    ренними ощущениями, поэтому они будут говорить и действовать как

    чувствуют на самом деле.Проблема самомониторинга достаточно акту-

    альна в наше время.В различной степени мы являемся самомонитора-

    ми,мы обращаем внимание на наше поведение и регулируем его,чтобы

    произвести желаемое впечатление.

    Подводя определенные итоги по второй главе мы не можем срав-

    нить с нашими отечественными учебниками те же определения,напри-

    мер,как самоэффективность,самопрезентация или самомониторинг.Их

    нет даже в психологическом словаре А.В.Петровского,возможно они

    имеют другое толкование и другое определение.На мой взгляд Д.Ма-

    йерс слишком углубился в псмхологию личности,задействовав концеп-

    цию самоэффективности А.Бандуры и установку локус контроля Д.Рот-

    тера.Однако в разделе Я - концепция достаточно убедительно был

    второй основной частью этой главы включая феномен ложной скромнос-

    ти и новое определение - самомониторинг.

    Третья глава полностью посвящена описанию способов,при помощи

    которых формируются убеждения о социальном окружении,демонстри-

    руя,как склонны ошибаться люди.Также как и почти все главы,эта на-

    чинается с вопроса:"Кому приписать причину:человеку или ситуации?"

    Объясняя поведение людей мы делаем фундаментальную ошибку атрибу-

    ции т.е.когда мы наблюдаем за кем-либо,именно эта личность нахо-

    дится в центре нашего внимания,а ситуация незаметна.Когда мы дейс-

    твуем,наше внимание обычно направлено на то,на что мы реагируем,-и

    ситуация проявляется более явно.Наши предубеждения сильно влияют

    .

    на то, как интерпретируем и помним события.Мы часто переоцениваем

    свои суждения,или получая анекдотичные или бесполезные данные мы

    пренебрегаем базовой оценочной информацией.И на наши суждения час-

    то влияет настроение.

    Исследования социальных убеждений и суждений показывают,как

    мы формируем и лелеем свои убеждения,которые иногда вводят нас в

    заблуждение.

    Подходя к четвертой главе,которая называется "Поведение и ус-

    тановки",попытаемся сравнить,что имеется ввиду под установками в

    американском и отечественном учебниках.Американский вариант дает

    порнятие установки как благоприятная или неблагоприятная оценочная

    реакция на что-либо или на кого-либо,которая выражается в мнени-

    ях,чувствах и целенаправленном поведении." Установки - это эффек-

    тивный способ дать окружающему миру оценку.Описывая установки

    пользуются одной из трех следующих характеристик:аффект(чувс-

    тва),поведение(намерение),и познание(мысли).Изучение установок

    близко по духу социальной психологии и исторически являлось одной

    из ее задач.В отечественном учебнике дано определение установки

    Узнадзе:"установка является целостным динамическим состоянием

    субъекта,состоянием готовности к определенной активности,состояни-

    ем,которое обуславливается двумя факторами:потребностью субъекта и

    соответствующей объективной ситуацией"(1).

    Однако по определению сравнения можно уже и закончить в связи с

    тем,что в учебнике Г.М.Андреевой социальная установка(аттитьюд) и

    1. Г.М.Андреева "Социальная психология", Москва, Аспект

    Пресс, 1997. стр. 289.

    .

    ее интерпретация имеет несколько другое значение и продвигается в

    другом направлении.На мой взгляд данная тема в отечественном учеб-

    нике приобретает более научную направленность,в тоже время как в

    американском учебнике представляется более социолого-психологичес-

    кая тематика.Заметим также,что в учебнике Д.Майерса присутствует

    значительное количество социологических данных.Понятно,что соци-

    альная психология опирается на социологические данные,но социаль-

    ная психология должна оставаться социальной,а не социологичес-

    кой.Эти данные исследований очень дополняют и несколько приукраши-

    вают информацию содержащуюся в учебнике,но в тоже время "размыва-

    ют" ее психологическое содержание.Тем не менее,особого внимания

    заслуживают прикладные исследования социальных психологов приве-

    денные в данном учебнике.По способу изложения материала можно уже

    на данном этапе выявить определенную традицию,когда в самом начале

    задается вопрос,затем следует изложение различных точек зре-

    ния,подтверждения или опровержения, и наконец,выдается ответ.Этот

    ответ рождает новый вопросы т.д.

    Пятая глава "Социальное познание и здоровье человека" повест-

    вует о вкладе социальной психологии в понимание,лечение и суждения

    клинических психологов.Социальные психологи активно исследуют ат-

    рибуции и ожидания депрессивных,одиноких и соматически больных лю-

    дей.Примечательно появление новой отрасли - Психология здо-

    ровья,которая исследует связи между болезнью,стрессом и пессимис-

    тическим стилем объяснения.

    Подводя итог первой части книги,тема которой" Социальное мыш-

    ление",следует заметить,что объем информации вошедшей во все раз-

    делы огромен и очень четко подобран.Хотелось бы даже уменьшить ко-

    личество примеров,результатов исследований,дабы приоткрыть тот ос-

    .

    тов на который все так органично вписывается.Конечно,можно было бы

    и покритиковать за значительные углубления в сферу психологии лич-

    ности, и особенно в социологию,но как бы поверхностному взгляду

    это не особо заметно.Следует сказать о продуманности изложения ма-

    териала в первой части и предполагать тоже самое по поводу второй

    и третьей частей.

    Вторая часть книги "Социальное влияние",состоит из пяти

    глав,каждая из которых по-своему неповторима.Например,шестая глава

    "Пол,гены и культура" повествует о гендерных различиях.Наиболее

    ярко эти различия проявляются в агрессии или сексуальности.Гендер-

    ные различия в сексуальных установках оказывают влияния и на пове-

    дение.Эпизодический "одноразовый"секс наиболее характерен для муж-

    чин с традиционной маскулинной установкой.Гендерные различия про-

    являются и в сексуальных фантазиях.Д.Майерс ставит вопрос о"куль-

    туре и поведении",приводя очень интересные данные.Вводится опреде-

    ление личностного пространства как буферного пространства,которое

    мы предпочитаем сохранять вокруг себя.Размер этого пространства

    зависит от нашей близости с собеседником.Далее приводятся примеры

    дистанций,которые практически совпадают с теми,что мы уже видели в

    курсе лекций по "Психологии общения" М.И.Станкина.

    Рассмотрим теперь определение коллективизма в американском

    учебнике и сравним его по А.В.Петровскому.Коллективизм- концеп-

    ция,отдающая приоритет целям той или иной группы по сравнению с

    личными целями.В соответствии с этим происходит самоидентификация.

    Несколько иное понятие дает А.В.Петровский:"коллективизм - принцип

    организации взаимоотношений и совместной деятельности людей,прояв-

    ляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным ин-

    тересам,в товарищеском сотрудничестве,в готовности к взаимодейс-

    .

    твию и взаимопомощи,во взаимопонимании,доброжелательности и так-

    тичности,интересе к проблемам и нуждам друг друга"(1).

    Д.Майерс не упоминая Россию говорит о присутствии коллективизма

    в азиатских культурах и в странах третьего мира.Приводятся инте-

    ресные данные исследований проведенные кросс-культуральными психо-

    логами о противостоянии индивидуализма и коллективизма.

    Дальнейший просмотр этой главы приводит нас к определению со-

    циальной роли как набору норм,определяющих, как должны вести себя

    люди в данной социальной позиции.Примерно похожее определение мы

    встречаем у М.И.Станкина в "Психологии общения":"социальной ролью

    называется ожидаемое поведение человека,занимающего данное общест-

    венное положение,обязывающее его вести определенным образом"(2).

    В седьмой главе,полностью посвященной конформизму,как измене-

    ние поведения или убеждений в результате реального или воображае-

    мого давления группы.В данном учебнике приводятся такие классичес-

    кие эксперименты,как эксперименты Шерифа,Аша,Р.Кратчфилда,Мигрема

    ном учебнике Г.М.Андреевой,но они не более,чем краткое описание

    некоторых из них.Проблеме конформизма к сожалению до сих пор не

    занимались в нашей стране.Поэтому,конечно интересно будет прочи-

    тать об этом в американском учебнике.Д.Майерс" поднимает два очень

    1. А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский. Психология. Словарь.М.:

    Политиздат, 1990 г. стр. 167.

    2. М.И.Станкин "Психология общения". М.: Институт практ. пси-

    хологии, 1996 г. стр. 164.

    .

    объемных вопроса:"Почему проявляется конформизм?",и "Кто проявляет

    конформизм?".Делая выводы по главе американский автор обращает

    внимание, что социальная психология к могуществу социального дав-

    ления должна дополняться вниманием к возможностям личности.Мы не

    марионетки.В группе мы лучше всего осознаем,чем отличаемся от дру-

    гих.Данной проблеме придано большое значение в этом учебнике,ис-

    пользован значительный вклад психологов занимающихся в этой облас-

    В учебнике Г.М.Андреевой показана модель коммуникативного

    процесса Лассуэлла,которая включает пять элементов,такие как:ком-

    муникатор,текст,канал,аудитория и эффективнность. Приблизительно

    таже модель коммуникативного процесса описана на страницах амери-

    канского учебника,где показаны четыре фактора этого процесса:

    "коммуникатор",само сообщение,канал и аудитория.Используя эту мо-

    вания в секту.Информация достаточно интересная,и уникальная для

    отечественной социальной психологии т.к.по всей видимости, ка-

    ких-либо разработок или исследований в этом плане пока не наблюда-

    Переходя к следующей главе, которая называется "влияние

    групп" мы уже можем сравнивать ее с нашим разделом "Социальная

    психология групп" в отечественном учебнике.Но посмотрим в каком

    направлении пойдет рассмотрение даннного вопроса в американском

    учебнике. Итак группа:" двое или более лиц которые взаимодействуют

    друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и

    воспринимают себя как мы". Обратимся к психологическому словарю

    А.В.Петровского и посмотрим, что только определение малой группы

    схоже с вышеописанным в американском варианте."Малая группа - от-

    .

    носительно небольшое число, непосредственно контактирующих индиви-

    дов, объединненых общими целями или задачами".

    В этой главе рассматриваются три примера таких коллективных

    влияний как, "социальная фасилитация" - усиление доминантных реак-

    ций в присутствии других;"социальная леность" - тенденция людей

    прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои

    усилия ради общей цели; и "деиндивидуализация" - утрата самосозна-

    ния и боязни самооценки.Особый интерес занимает проблема лидерс-

    тва, которая также подробно описана в учебнике Г.М.Андреевой.Ли-

    дерство в американском учебнике определяется как процесс, посредс-

    твом которого определенные члены группы мотивируют и ведут за со-

    бой группу.Как видно со страниц Д.Майерс не ставит таких четких

    границ, между понятиями лидер и руководитель.Однако в американском

    учебнике появляются обозначения, помимо официального и неофициаль-

    ного характера лидерства, роли целевого и социального лидеров.Це-

    левые лидеры организуют работу, устанавливают стандарты и сосредо-

    точены на достижении цели. Социальные лидеры сплачивают команду,

    улаживают конфликты и оказывают поддержку.Целевые лидеры част ис-

    пользуют директивный стиль, чтобы отдавать правильные приказания,

    они сосредотачивают внимание и усилия группы на стоящей перед ней

    задаче. У социальных лидеров часто проявляется демократический

    стиль руководства, при котором власть делегируется членам группы и

    поощряется их участие в принятии решений.Как видно из текста, сти-

    ли лидерства в американском варианте представлены только два: ди-

    рективный и демократический.В то же время Г.М.Андреева описывает

    попустительский стили.

    .

    Следующая глава нас знакомит с проникновением социальной пси-

    хологиии в сферу правосудия, а конкретнее в суд присяжных.Подобно

    всем другим экспериментам в социальной психологии, лабораторные

    эксперименты, описанные здесь помогают нам сформулировать теорети-

    ческие положения и принципы, которые мы можем применять при ин-

    терпретации более сложного мира нашей повседневной жизни.

    Подводя итог второй части "Социальные воздействия", отметим

    наиболее более важные разделы нашего исследования, такие как "Кон-

    формизм", "Убеждения", "Влияние группы" и "Лидерство".Последний

    раздел "Социальная психология и правосудие", интересует нас в пла-

    не проникновения американской социальной психологии в систему пра-

    восудия США.Проанализировав, как мы думаем друг о друге, и как мы

    влияем друг на друга, наконец подходим к третьему аспекту социаль-

    ной психологии - как мы относимся друг к другу.Наши чувства и

    действия бывают по отношению к людям негативными, а иногда пози-

    тивными.В одиннадцатой и двенадцатой главах "Предрассудки" и "Аг-

    рессия" рассматриваются неприятные аспекты человеческих отноше-

    ний.Предрассудки - это неоправданно негативные установки.У них

    есть и эмоциональные корни.Предрассудки обеспечивают чувство соци-

    ального преводсходства, а также могут облегчать маскировку чувства

    неполноценности.Агрессия - физическое или вербальное поведение,

    направленное на причинение вреда кому-либо.Различают два разных

    типа агресии: враждебная (злость) и инструментальная (цель).

    Очень убедительно описаны факторы влияющие на агрессию, также

    как: аверсивные случаи, возбуждение, климат (жара), порнография,

    телевидение и групповые влияния.Проводя сравнительный анализ раз-

    дела "групповые влияния" в американском учебнике, и раздел "сти-

    хийные группы и массовые движения" в учебнике Г.М.Андреевой, при-

    .

    мечательно использование достаточно похожих терминов, таких как

    "заражение" и "рассеянность ответственности" и "деиндивудуализа-

    ция" - понятие, которое мы уже рассматривали выше.

    Название следующей главы говорит само за себя:" - Влечение и

    близость".Ни одна глава так легко не поддавалвсь определенному

    анализу и синтезу ка эта.Ведь где бы ни жил человек, его взаимоот-

    ношения с окружающими - действительно существующие или чаемые -

    определяют настрой его мыслей и окраску эмоций.Найдя родственную

    душу - человека, который поддерживает нас и которому мы можем до-

    верится, мы чувствуем, что нас принимают и ценят такими, какие мы

    есть.Влюбляясь, мы чувствуем неудержимую радость, тоскуя по любви

    и приязни, мы тратим миллиарды на косметику, наряды и диеты.

    Переходя к определению альтруизма, можно ужаснуться от такого

    количества примеров, приведенных в самом начале главы.Собрав и

    сопоставив примеры безразличия и бездушия, и напротив, проявления

    "расшифровке", данного понятия.Альтруизм - мотив оказания кому-ли-

    бо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими

    интересами.Альтруизм - это эгоизм наоборот.Задавая вопрос "Почему

    мы оказываем помощь?", получаем ответ, довольно противоречивый по

    своей сути.Иногда оказание помощи выглядит как замаскированный

    эгоизм, норма взаимности побуждает нас на помощь, отвечать по-

    мощью, норма социальной ответственности вынуждает нас оказывать

    помощь и т.д. Д.Майерс выделяет два типа альтруизма:

    1. - АЛЬТРУИЗМ основанный на взаимообмене;

    2. - АЛЬТРУИЗМ не предполагающий никаких дополнительных усло-

    .

    Люди склонны оказывать помощь, когда уже видят, что другие

    бросились помогать, или когда они не спешат.И наконец существует

    потрясающее явление: "Хорошее настроение - хорошие поступки".

    В кризисных ситуациях, в случаях крайней необходимости женщи-

    ны скорее получают помощь, нежеле мужчины, хотя помощь исходит от

    последних.Женщины так же чаще обращаются за помощью.Мы более всего

    склонны помогать тем, кто нуждается в помощи и заслуживает ее, а

    также тем, кто похож на нас.

    В заключительной главе данного учебника рассматривается проб-

    лема конфликта и примирения.Конфликт - это воспринимаемая несов-

    местимость действий или целей.Из-за чего разгораются конфликты?

    В ходе социально-психологических исследований выявлено нес-

    колько причин этого.Характерно, что причины эти одни и те же на

    всех уровнях социальных конфликтов, будь-то конфликты межличност-

    ные, межгрупповые или международные.На примере феномена "Зеркаль-

    ного восприятия" прослежена тенденция ведущая к гонке вооруже-

    ний.Очень актуально вписываются примеры, совсем недавнего проти-

    востояния сверхдержав СССР и США, в данном учебнике.

    Исследуя проблему конфликтов Д.Майерс углубился в международ-

    ные конфликты, не отобразив, как следует, межличностные и межгруп-

    повые.И опять же отсутствуют четкие границы разделения конфликтов,

    ощущаетя некая неструктурированность при достаточной продуманности

    учебника.Хотя конфликты легко порождаются и подпитываются социаль-

    ными дилеммами, конкуренцией и искажениями восприятия, некоторые

    не менее могущественные силы, такие как контакт, сотрудничество,

    коммуникация и примирение могут превратить вражду в гармонию.

    .

    2З А К Л Ю Ч Е Н И Е

    Наконец,хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу данного

    учебника,проведя собственное исследование.Нет оснований не согла-

    ситься с мнением профессора А.Л.Свеницкого об уникальности этого

    учебника и его безусловном влиянии на нашу социальную психологию и

    психологов.Выводы к которым пришел исследователь складываются в

    пользу американского учебника.Но сразу надо отметить, что амери-

    канская социальная психология и российская социальная психология

    это два разных подхода, две абсолютно разные темы и тематике изу-

    чения социальной психологии, различные аспекты проблем исследова-

    ния и т.д.В американской социальной психологии основной акцент

    ставится на личность и ее изучение, на личность и ее поведение в

    группе.В нашей отечественной социальной психологии акцент ставится

    на группу, взаимодействия в группе и коллектив.Сразу бросается в

    глаза отсутствие в учебнике Д.Майерса исследований о массовых дви-

    жениях и больших группах, чему в учебнике Г.М.Андреевой, напри-

    мер, придается особое значение.Коллективизм в американском учебни-

    ке это не более, чем культурный подход противоположный индивидуа-

    лизму.Можно не сравнивать определения в наших отечественных источ-

    никах, они заведомо разные, а к понятию и значению индивидуализма,

    например, в учебнике А.В.Петровского, уже не хочется возвращаться,

    пытаясь найти в нем что-то позитивное.

    Проблеме конформизма в американском учебнике уделяется значи-

    тельное внимание, поднимается ряд вопросов требующих дальнейших

    исследований и размышлений.Проблемы конформизма у нас практически

    не существует к сожалению,судя по источникам.Все ссылки,если и

    есть,то обращаются, в основном к американским авторам и их иссле-

    .

    дованиям.Уже исходя из этих немногочисленных сравнений можно сде-

    лать вывод о совершенно другом подходе изучения социальной психо-

    логии,что было описано выше,опираясь в основном на данные практи-

    ческих исследований.Теоретизированная отечественная социальная

    психология,уступает американской,хотя бы в областях применения.Уже

    достаточно был представлен в данном исследовании краткий экскурс

    по всем главам, и соответственно краткие выводы по ним.На протяже-

    не "двух разных социальных психологий по учебникам".И буквально в

    каждой главе еще раз убеждался в практической невозможности для

    какого-либо основательного сравнения, в своем исследовании.Пытаясь

    произвести сравнение по определенным проблемам и вопросам, автор в

    конце концов подошел к сравнению определений некоторых основных

    психологических проблем.Нащупав некоторое сходство, но в основом

    опять различия исследователь в конце своей работы сделал выводы о

    совершенно различном подходе изучения социальной психологии в аме-

    риканской и отечественной социальной психологии.

    Учебник Д.Майерса, как уже было описано выше содержит огром-

    ное количество различного рода публикаций, практических исследова-

    ний, примеров из всевозможных источников.Оформление, способы изло-

    жения материала, его насыщенность, аргументированность заметно от-

    личают его от наших отечественных учебников.

    Г.М.Андреевой "Социальная психология" и пришел к выводу, что дан-

    ный источник несомненно надо переиздавать и подкреплять как прак-

    тическими исследованиями, так и "убедительным числом убедительных

    примеров" и т.д. Несмотря на то, что для данного исследования было

    взято новое издание учебника Г.М.Андреевой, оно не сильно отлича-

    .

    ется от предыдущего.Тоже самое касается учебника А.В.Петровского

    "Социальная психология", который необходимо просто заново переиз-

    давать, избавив его от идеологических основ, ориентируясь на ны-

    нешнюю постоянно изменяющуюся ситуацию.Это касается и всей нашей

    социальной психологии в целом, которая может ориентироваться, нап-

    ример, на американскую, но в свою очередь есть уверенность,что да-

    лее будет развиваться по своему собственному пути.

    .

    2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

    1. Г.М.АНДРЕЕВА "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ

    УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1997.

    ПИТЕР, 1997.

    3. Т.В.КУТАСОВА "ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ". УЧЕ-

    БНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. - М.: МЕЖДУНАРО-

    ДНАЯ ПЕД.АКАДЕМИЯ, 1994.

    4. А.В.ПЕТРОВСКИЙ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБ.ПОСОБИЕ ДЛЯ

    СТУДЕНТОВ ПЕД.ИН-ТОВ. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,

    5. А.В.ПЕТРОВСКИЙ, М.Г.ЯРОШЕВСКИЙ. "ПСИХОЛОГИЯ". СЛОВАРЬ. -

    М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1990.

    6. М.И.СТАНКИН "ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ".КУРС ЛЕКЦИЙ.- М.: ИНС-

    ТИТУТ ПРАКТ.ПСИХОЛОГИИ, 1996.

    .

    2МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    2УНИВЕРСИТЕТ

    Курсовая работа на тему: «Сравнительный анализ отечественной и

    Американской социальной психологии»

    Студента Психологического Факультета

    Третьего курса, первой группы

    Эрнесто Родригез.

    2Москва, 1998 г.

    .

    2В В Е Д Е Н И Е

    21. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

    22. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

    23. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

    24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    2З А К Л Ю Ч Е Н И Е

    2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

    Данная курсовая работа была написана в Лексиконе, и переведена в Ворд.

    Сдавалась: май, 1998. Проф. Глоточкин А.Д. Оценка: 5 баллов. Для сравнения была взята книга Д.Майерса, см. список литературы.