• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    (№402-ФЗ от 06.12.2011) внесены важные изменения. С 1 января 2020 года отменена обязанность представлять отчетность в Росстат. Вся годовая бухгалтерская отчетность представляется в налоговые органы только в виде электронного документа через операторов электронного документооборота.

    Для субъектов малого предпринимательства (среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб.) обязанность представлять отчетность только в электронном виде через оператора электронного документооборота предусмотрена с 2021 года, а в 2020 году – отчитываться можно как в электронном виде, так и на бумаге.

    С 1 января 2020 года, начиная с отчетности за 2019 год, ФНС России становится оператором Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО). Это общедоступный ресурс, содержащий данные о годовой бухгалтерской отчетности организаций, за исключением госсектора. Планируется, что форматы и порядок предоставления бухгалтерской отчетности не претерпят существенных изменений по сравнению с действующими. Годовая бухгалтерская отчетность должна быть представлена не позднее 31 марта следующего года.

    В отчетность могут вноситься корректировки:

    Остальные организации до 31.12.

    Аудиторское заключение можно сдать вместе с отчетностью (для ООО до 30 апреля и для АО до 30 июня) или отдельно через 10 рабочих дней после его получения, но не позднее 31 декабря.

    На что обратить внимание при составлении бухгалтерской отчетности?

    Вся отчетность составляется только в тысячах рублей;

    На первой странице необходимо указать подлежит ли отчетность обязательному аудиту, наименование аудиторской организации, проводившей аудит отчетности.

    Внесены изменения в строки отчета о финансовых результатах в соответствии с приказом Минфина России от 19.04.2019 №61н.

    Если налогоплательщик допустил ошибку в отчетности, ему придет уведомление от оператора электронного документооборота с кодом ошибки, и налогоплательщик сможет представить скорректированную отчетность.

    На портале ГИР БО будет организована обратная связь. Если налогоплательщик увидел ошибку по своей компании, можно подать электронное обращение, после рассмотрения которого, в случае необходимости, данные будут быстро исправлены.

    Справочник аудиторов будет доступен в крупнейших учетных системах (1-С и другие). Вся бухгалтерская отчетность будет размещена в открытом доступе на сайте ФНС России. Найти организацию можно будет с помощью гибкого поиска (по названию, ИНН, адресу и т.д.). Отчетность любой организации можно скачать с электронной подписью ФНС России, с той же юридической значимостью, что и синяя печать. Ходить в инспекцию больше не нужно! Все нормативные документы и ответы на ключевые вопросы будут размещены в открытом доступе (форматы и порядок представления отчетности, контрольные соотношения и т.д.).

    В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку. Когда проведение аудита обязательно.Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию.

    Вопрос: В организации оборот 600 мл.р. за 2018 год. Обязана ли организация проводить аудит за 2018 год? Если да, то какая ответственность если его не проводить? И куда надо подавать аудиторское заключение?

    Ответ:

    По вопросу обязанности проводить аудит за 2018 год.

    ООО обязано проводить аудит, если в ООО превышен любой из двух нижеперечисленных показателей.

    В целях проведения обязательного аудита для ООО имеет значение либо сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года (более 60 млн руб.), либо объем выручки (превышает 400 млн руб.). То есть, если превышен любой из этих показателей, то аудит обязателен.

    Если в 2017 году один из показателей превышен (это год, предшествующий отчетному), то аудит проводится по итогам 2018 года. Таким образом, аудит нужно будет провести в 2019 году.

    По вопросу ответственности за непроведение обязательного аудита.

    Важно знать, что при возникновении ответственности за непроведение обязательного аудита и наложении штрафных санкций законодатель не снимает с организации обязанность по предоставлению аудиторского заключения.

    По вопросу подачи аудиторского заключения.

    Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

    либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;

    либо отдельно не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, в любом случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

    (Федресурс).

    Обоснование

    В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку

    Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит за первый год деятельности ООО. Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты

    Нет, не нужно.

    Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.

    Так, для организаций, созданных в форме ООО, аудит обязателен, если:
    - объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
    - сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.

    Как сдать аудиторское заключение в Росстат

    Аудиторское заключение сдайте в Росстат на бумаге или отправьте по электронной почте. Последний вариант согласуйте с сотрудниками своего территориального отделения Росстата.

    Отправить документ в электронном виде вместе с бухгалтерской отчетностью через оператора связи не получится. Документ Росстат не примет.

    Нужно ли подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию

    Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности , обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724 и УФНС по г. Москве от 31.03.2014 № 13-11/030545 , от 20.01.2014 № 16-15/003855 .

    Ответственность за уклонение от обязательного аудита

    Какая ответственность грозит за уклонение от обязательного аудита

    Если организация не провела обязательный аудит и у нее нет аудиторского заключения - это грубое нарушение требований к бухучету и отчетности. Штрафы предусмотрены КоАП. Сумма штрафа для должностных лиц - от 5000 до 10 000 руб. А при повторном нарушении - до 20 000 руб. или дисквалификация от года до двух лет.

    Не опубликовали бухгалтерскую отчетность АО и аудиторское заключение, не представили аудиторское заключение акционерам - вас оштрафуют в соответствии с частью 1 статьи 15.19 и частью 2 статьи 15.23.1 КоАП. Сумма штрафа составит:
    - для организаций - от 500 000 до 700 000 руб.;
    - для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация до одного года.

    Если вовремя не сдать в Росстат аудиторское заключение, будет предупреждение или штраф:
    - для организаций - от 3000 до 5000 руб.;
    - для должностного лица (руководителя) - от 300 до 500 руб.

    Такие санкции предусмотрены КоАП.

    Аналогичные штрафы будут, если опоздать со сдачей бухгалтерской отчетности или сдать ее в неполном объеме (письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ).

    Если аккредитованная организация по управлению правами на коллективной основе не раскроет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением, ее оштрафуют в соответствии с частью 1 статьи 15.42 КоАП. Сумма штрафа - от 100 000 до 200 000 руб. А если такая организация не опубликует отчетность вместе с аудиторским заключением созданного ею фонда и дочерних организаций, штраф составит от 50 000 до 100 000 руб. (ч. 2 ст. 15.42 КоАП).

    Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

    Внесение сведений в госреестр

    Нужно ли вносить результаты обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц

    Сведения о результатах обязательного аудита заказчик обязан внести в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс). А именно:

    данные аудируемого лица. ИНН, ОГРН, СНИЛС;

    данные аудитора. Наименование (Ф. И. О.), ИНН, ОГРН, СНИЛС;

    перечень аудируемой бухгалтерской (финансовой) отчетности и период, за который она составлена;

    дату аудиторского заключения, мнения аудитора о достоверности отчетности;

    обстоятельства, которые оказывают или могут оказать влияние на достоверность отчетности. Но только если это не государственная или коммерческая тайна.

    За нарушение правил размещения сведений в Федресурсе предусмотрена административная ответственность:

    Нарушение Ответственность
    Несвоевременное внесение сведений в Федресурс Предупреждение или штраф на должностных лиц в размере 5000 руб. (п. 6 ст. 14.25 КоАП)
    Непредоставление или предоставление недостоверных сведений в Федресурс Штраф на должностных лиц от 5000 до 10 000 руб. (п. 7 ст. 14.25 КоАП)
    Повторное непредоставление или предоставление недостоверных сведений в Федресурс или размещение заведомо ложных сведений Штраф на должностных лиц от 10 000 до 50 000 руб. либо дисквалификация должностного лица на срок от одного года до трех лет (п. 8 ст. 14.25 КоАП)

    Отвечает Александр Сорокин,

    заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

    «ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

    Аудит отчетности по итогам года обязаны проводить не все общества с ограниченной ответственностью. В таблице мы привели полный перечень организаций, которые должны проводить аудит в 2020 году и общие критерии обязательного аудита для ООО.

    Критерии, которые обязывают общества проводить аудит установлены Федеральным законом от 30.08.08 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Если по результатам 2019 года хотя бы один из этих критериев выполнен, аудит для ООО в 2020 году обязателен.

    Критерии обязательного аудита для ООО в 2020 году

    Отдельных требований именно для аудита ООО законом не предусмотрено. Необходимо учитывать общие критерии (п. 1 ст. 5 № 307-ФЗ). Суммовые и организационно-правовые критерии обязательного аудита в 2020 году для ООО такие:

    1. Сумма выручки за год, предшествующий отчетному > 400 млн руб. ;
    2. Сумма активов по бухбалансу на конец года, предшествующий отчетному > 60 млн руб. ;
    3. Ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
    4. Организация является кредитной/страховой/клиринговой, бюро кредитных историй, профучастником рынка ценных бумаг, обществом взаимного страхования, организатором торговли, НПФ, АИФ, управляющей компанией АИФ, ПИФ или НПФ (исключение - внебюджетные фонды);
    5. Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.

    Если организация в форме ООО соответствует хотя бы одному из данных критериев, необходимо проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

    Налоговики станут общаться через смс-сообщения и при этом будут реже выставлять требования на уплату долга. Однако наведываться с визитом для осмотра станут чаще, если компания скопила внушительную сумму недоимки.

    Важно: чиновники планируют изменить критерии проведения аудита в 2020 году (законопроект № 273179-7). Они предлагают увеличить объем выручки увеличить до 600 млн руб., сумму активов бухбаланса - до 200 млн руб. Также они хотят ввести критерий по численности работников - не более 100 человек за каждый из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет.

    При принятии решения о проведении проверки отчетности обществу надо не только учитывать требования, перечисленные выше, но и законы, регулирующие сферу деятельности. Несмотря на то что критерии обязательного аудита изложены в отдельной статье закона (мы перечислили их выше), последний подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ говорит о наличии дополнительных критериев, устанавливаемых отдельными законами (см. таблицу).

    Какие ООО обязаны проводить аудит в 2020 году

    Кто обязан проводить аудит Закон
    Государственные и муниципальные унитарные предприятия (в случаях, определяемых собственником) Ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ
    НКО (в случаях, определенных законом) Ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, ст. 6-7 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ
    Кредитные потребкооперативы Ст. 28, 31 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ
    Организаторы азартных игр Ст. 6 Федерального закона 29.12.2006 № 244-ФЗ

    Обратите также внимание, что Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ об ООО не содержит критерии, когда нужен обязательный аудит. В нем указано, что общее собрание участников общества может принять решение о проверке, а также прописать обязанность проводить аудит в уставе. Это уже инициатива ООО.

    Аудиторская проверка и изменения в ПБУ 1/2008

    Минфин письмом от 19.01.18 № 07-04-09/2694 опубликовал Рекомендации аудиторам. Из раздела II документа следует, что аудиторы не будут делать замечаний, если в учетной политике компания не стала переписывать способы из-за поправок в ПБУ 1/2008.

    С 6 августа 2017 года компании должны по-новому выбирать способы учета. Правила поменялись для случаев, когда в стандарте нет способов. Тогда их нужно разработать самим. При этом нужно учитывать последовательно:

    • МСФО;
    • федеральные и (или) отраслевые стандарты по аналогичным вопросам;
    • рекомендации по бухучету.

    В первую очередь следует придерживаться международных правил, если в отечественных стандартах способов нет. К примеру, в ситуации с лизингом нужно брать за основу правила, которые прописаны в МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н).

    По мнению ведомства, компании и раньше должны были разрабатывать свои способы с учетом международных стандартов. Поэтому обновленное ПБУ 1/2008 не добавило обязанности читать международные стандарты. Она была и раньше.

    Изменения в правила составления учетной политики вступили в силу 6 августа 2017 года. При этом не прописали специальных сроков для применения новой редакции ПБУ 1/2008. В таком случае учетную политику надо скорректировать. А изменения способов учета отразить ретроспективно (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

    В 2020 году надо по-новому вести учет расчетов по налогу на прибыль. Газета "Учет. Налоги. Право" разобралась в сути поправок в ПБУ 18/02 и предложил бухгалтерам практические рекомендации для работы.

    Многие компании до сих пор применяют способы из старых инструкций отраслевых ведомств и министерств. Есть риск, что проверка по новому алгоритму покажет, что способы применять нельзя. Тогда нужно выбрать правильно и пересчитать весь год.

    Минфин рекомендовал аудиторам не считать нарушением, если компания не стала менять способы учета, которые приняла до вступления в силу приказа от 28.04.17 № 69н. Те способы, которые компании разработали по правилам до корректировок в ПБУ 1/2008, отменять не нужно.

    В Минфине считают редкостью ситуации, когда отечественные способы противоречат международным. Аудиторы не должны считать нарушением, что в компании действовали собственные способы, принятые раньше августа 2017 года.

    Не исключено, что аудиторы решат, что вообще не нужно проверять в политике способы учета, если они не записаны в федеральных стандартах.

    Федеральный закон от 28 ноября 2018 года № 444-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О бухгалтерском учете» Статья 1
    Внести в Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» следующие изменения:
    1) в статье 13:
    а) дополнить частью 7.1 следующего содержания:
    "7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.";
    б) в части 8 слова "экземпляра на бумажном носителе" исключить;
    (П.2 ст.1 вступает в силу с 01.01.2020).
    2) статью 16 дополнить частью 4.1 следующего содержания:
    "4.1. На последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность, указанную в части 4 настоящей статьи, не распространяются требования статьи 18 настоящего Федерального закона.";
    (П.3 ст.1 вступает в силу с 01.01.2020).
    3) статью 17 дополнить частью 5 следующего содержания:
    "5. На последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность ликвидируемого юридического лица не распространяются требования статьи 18 настоящего Федерального закона.";
    (П.4 ст.1 вступает в силу с 01.01.2020).
    4) статью 18 изложить в следующей редакции: "Статья 18. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности
    1. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - государственный информационный ресурс) - совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.
    2. Государственный информационный ресурс формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
    3. В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей.
    4. От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:
    1) организации бюджетной сферы;
    2) Центральный банк Российской Федерации;
    3) религиозные организации;
    4) организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
    5) организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    6) организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
    5. Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. В случае исправления экономическим субъектом ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный экземпляр которой представлен в соответствии с частью 3 настоящей статьи, экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в бухгалтерскую (финансовую) отчетность либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.
    6. Центральный банк Российской Федерации обеспечивает передачу федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведений в электронном виде, содержащих годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций, представленную в Центральный банк Российской Федерации, а также аудиторские заключения о ней в случае, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту, по форматам, в порядке и сроки, которые определяются соглашением между Центральным банком Российской Федерации и указанным федеральным органом исполнительной власти.
    7. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется организациями, указанными в пунктах 5 и 6 части 4 настоящей статьи, в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации в срок, установленный частью 5 настоящей статьи для представления обязательного экземпляра отчетности.
    8. Форматы представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, порядок представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней, а также правила пользования государственным информационным ресурсом утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
    9. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе.
    10. За предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, взимается плата, если иное не установлено настоящей статьей. Случаи, размер и порядок взимания указанной платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
    11. Предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, государственным органам, органам местного самоуправления, Центральному банку Российской Федерации осуществляется без взимания платы.". Статья 2
    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 2 - 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
    2. Пункты 2 - 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2020 года.
    3. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, не являющихся организациями государственного сектора (организациями бюджетной сферы), положения частей 7.1 и 8 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются с 1 января 2020 года.
    4. Обязательный экземпляр отчетности за 2019 год представляется в срок, установленный частью 5 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции настоящего Федерального закона):
    1) субъектами малого предпринимательства на бумажном носителе или в виде электронного документа;
    2) иными экономическими субъектами в виде электронного документа.
    5. С 1 января 2020 года федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации:
    1) осуществляет полномочия по обеспечению заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, а также аудиторскими заключениями о ней за отчетные периоды 2014 - 2018 годов до истечения установленного частью 1 статьи 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» срока хранения бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    2) прекращает осуществление полномочий по сбору обязательных экземпляров отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторских заключений о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

    Обязательный аудит проходят организации, которые соответствуют определенным критериям.

    Аудиторская проверка — это мероприятие, которое позволяет оценить правильность ведения бухгалтерского и налогового учета.

    Аудиторское заключение — подтверждает правильное составление бухгалтерской и налоговой отчетности.

    Какие организаций проходят обязательный аудит по закону № 307-ФЗ

    Согласно Федеральному закону № 307-ФЗ от 30.12.2008г. обязательный аудит проводят следующие компании:

    • Акционерные общества — АО (ОАО, ЗАО, ПАО);
    • Кредитные организации;
    • Страховые компании;
    • Фонды НПФ (Негосударственные пенсионные фонды);
    • Компании с объемом выручки за предыдущий год свыше 400 млн. рублей;
    • Сумма активов по бухгалтерскому балансу (валюта баланса) за предыдущий год более 60 млн. рублей;
    • Компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

    Обязательный аудит для компаний по другим Федеральным законам

    • Государственные корпорации (№ 7-ФЗ от 12.01.1996г., ст.7.1, п.2 и ст.7.2, п.8);
    • Микрофинансовые организации (№ 151-ФЗ от 02.07.2010г., ст.15, п.4);
    • Операторы лотереи (№ 138-ФЗ от 11.11.2003г., ст.23)
    • Организаторы азартных игр (№ 244-ФЗ от 29.12.2006г., ст.6, п.12);
    • Управляющие компании и специализированные депозитарии (№ 117-ФЗ от 20.08.2014г., ст.29, п.1-2);
    • Кредитные кооперативы с численностью свыше 2000 человек (№ 190-ФЗ от 18.07.2009г., ст.31, п.1);
    • Жилищные накопительные кооперативы (№ 215-ФЗ от 30.12.2004г., ст.54, п.1);
    • Организации-застройщики многоквартирных домов, привлекающие денежные средства участников долевого строительства (№214-ФЗ от 30.12.2004г., ст.3, п.5);
    • Туроператоры, осуществляющие продажу туров в сфере выездного туризма, если сумма от продажи таких туров за предыдущий год составила более 400 млн.рублей. (№ 132-ФЗ от 24.11.1996г., ст.17.7);
    • Другие прочие организации в случаях, установленных Федеральным законодательством.

    Полный перечень случает для проведения обязательного аудита смотрите

    Кто и когда проводит обязательный аудит

    Согласно Федеральному закону № 307-ФЗ от 30.12.2018г. «Об аудиторской деятельности» проводить обязательный аудит могут:

    1. Аудиторские компании;
    2. Индивидуальные аудиторы.

    Обязательный аудит проводится ежегодно. Аудиторское заключение должно быть готово к моменту сдачи бухгалтерской отчетности в срок до 31 марта следующего за проверяемым годом.

    При выборе аудиторской компании (индивидуального аудитора) нужно:

    • Удостовериться в ее независимости (№ 307-ФЗ от 30.12.2008г., ст.8, ч.1)
    • Удостовериться в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов . У аудиторов должен быть документ, свидетельствующий о членстве в СРО. С государственным реестром саморегулируемых организаций можно ознакомиться на сайте Минфина РФ .

    Аудит не может проводиться

    В статье о независимости аудиторских организаций, аудиторов в Законе № 307-ФЗ от 30.12.2008г., ст.8 сказано, что аудит не может осуществляться в некоторых случаях, когда

    Аудиторским организациями, руководители которых являются:

    1. Учредителями аудируемого лица;
    2. Близкими родственниками;
    3. Когда аудиторская служба выполняла восстановление бухучета этой компании;
    4. Когда аудиторы сами ведут бухучет этой организации на аутсорсинге.

    Куда сдавать аудиторское заключение

    Компания, которая обязана проходить аудиторскую проверку должна сдать заключение в налоговую инспекцию.

    Срок сдачи Аудиторского заключения об отчетности компании, требующей обязательный аудит:

    1. Одновременно с бухгалтерской отчетностью;
    2. В течение 10 дней после составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря следующего за отчетным года (№ 402-ФЗ, ст.18, п.5)

    Изменились правила сдачи бухгалтерской отчетности за 2019 год. Отменена обязанность сдавать бухгалтерскую отчетность за 2019г. и аудиторское заключение в статистику.

    Штраф за отсутствие аудиторского заключения

    Согласно штрафы составляют:

    1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), — (в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 113-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей .
    2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

    Ответы на часто задаваемые вопросы

    Как рассчитать сумму активов по бухгалтерскому балансу для обязательного аудита?

    Сумма активов по бухгалтерскому балансу для обязательного аудита — это валюта баланса (сумма активов), которая указана в строке 1600 бухгалтерского баланса.

    Можно ли использовать свернутое сальдо по активно-пассивным счетам, чтобы избежать обязательную аудиторскую проверку?

    Нет, так поступать нельзя. Например, нельзя из дебиторской задолженности вычитать кредиторскую даже по одному контрагенту (если у Вас нет акта взаимозачета задолженности). Все показатели в Дебете и Кредите баланса отражаются развернуто. Это прямо говорится в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» , пункт 34:

    В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

    За какой год нужно проводить обязательный аудит компании, если сумма выручки или активов превысила лимиты?

    По Федеральному закону № 307-ФЗ критерием для проведения обязательного аудита являются превышение выручки в 400 млн. руб. или валюты баланса (активов) в 60 млн. руб. за предыдущий год.

    Например, по итогам 2019 года произошло превышение. Значит, организации нужно будет проводить аудиторскую проверку за 2020 год, то есть в начале 2021 года и получить аудиторское заключение за 2020 год.

    Нужно ли проводить обязательный аудит только что зарегистрированному ООО за первый год деятельности, если сумма выручки или активов превысила лимиты?

    Для новых организаций существуют особые правила определения отчетного года. Первым отчетным годом вновь созданной организации является период (№ 402-ФЗ от 06.12.2011г., ст.15, ч.2 и 3):

    • С даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
    • С даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.