• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    «ПОСЛЕДНИЕ БУДУТ ПЕРВЫМИ»

    Лейтмотив многих притч и высказываний Иисуса Христа, один из краеугольных камней Его учения. Мысль эта выражена в четырех притчах Иисуса.

    1. Притча о богаче и нищем Лазаре . «Один человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

    Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

    Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

    Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

    Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

    Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк 16:19–31).

    Фраз.: «петь Лазаря» - прибедняться, жаловаться на судьбу; «прикидываться Лазарем». «Лоно Авраамово» - место вечного блаженства, где, согласно христианским верованиям, после смерти успокаиваются души праведников.

    Цит.: «Каким он Лазарем было прикинулся!». Ф. М. Достоевский, «Униженные и оскорбленные».

    Лит.: А. Барбье, сборник стихотворений «Лазарь», где запечатлены бедствия лондонской бедноты. Георг Ролленхаген, драма «О богатом человеке и бедном Лазаре».

    2. Притча о горчичном зерне . «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф 13:31–32).

    3. Притча о работниках в винограднике . «Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И, договорившись с работниками по динарию на день, послал их работать в виноградник свой. Вышед около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам». Около шестого, девятого и одиннадцатого часа сделал то же. «Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начиная с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию и... стали роптать на хозяина дома. И говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мной? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними» (Мф 20:1–16).

    4. Притча о фарисее и мытаре . «Сказал также Иисус к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

    Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

    Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

    Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18:9–14).

    Фраз.: «бить (ударять) себя в грудь» - в знак раскаяния или для пущей убедительности.

    «Кто был ничем, тот станет всем». Переиначенные, слова «последние будут первыми» стали строкой гимна революционеров («Интернационал»).

    Основанное на идеях равенства и братства, христианское учение имеет много общего с теорией социализма и коммунизма - недаром возник термин «христианский социализм». Чтобы избежать идеологической ловушки, напомним: христианство подразумевает равенство и братство людей «во Христе», которое утверждается в душах людей путем веры и нравственного самосовершенствования, а ни в коем случае не путем насилия и перераспределения богатств (см. цитаты из Ф. М. Достоевского к статьям «Вавилонская башня» и «Камень»).

    Изобр.: Г. Доре, «Притча о Лазаре и богаче»; «Фарисей и мытарь», 1864 - 1866. Ю. Карольсфельд, «Богач и бедный Лазарь», «Фарисей и мытарь», 1850-е. Рембрандт, «Притча о работниках», ок. 1637.

    25 рядовое воскресенье (год А)

    Проповедь на Евангелие от Матфея 20, 1-16a

    В то время: Иисус сказал ученикам Своим следующую притчу: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой. Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно. И им сказал: «идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, дам вам». Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно, и говорит им: «что вы стоите здесь целый день праздно?». Они говорят ему: «никто нас не нанял». Он говорит им: «идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, получите». Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых». И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию. И, получив, стали роптать на хозяина дома, и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной». Он же в ответ сказал одному из них: «друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своём делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» Так будут последние первыми, и первые последними. (Мф 20, 1-16a)

    Дорогие братья и сестры.

    Сегодняшний входной антифон (прим. «Я - спасение людей, - говорит Господь. - В каких скорбях ни воззовут ко Мне, услышу их и буду их Господом вовеки») это обещание данное Самим Богом. Обещание, заключенное в том, что Он всегда рядом, всегда близко, всегда услышит. Оно должно вызвать в душе верующего человека утешение. Как бы эхо этого входного антифона - ответный псалом (Пс 144) с припевом «Близок Господь к взывающим Его». Близок. Близок.

    Но стоит задуматься, а насколько Бог близок. То есть, близко - это как? Это где? Мы, живущие в пространство-времени, имеющие всегда какие-то ограничения, привыкли считать расстояния. Близко, далеко - это понятия растяжимые. Насколько близок Бог к нам?

    Если посмотреть на творение, — на ту истину веры, которое мы исповедуем каждое воскресенье, когда говорим «Верую во единого Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого», — о чем мы говорим, когда повторяем эти слова? Мы говорим о том, что этот мир сотворен Богом. Но что значит сотворен Богом? Неужели Бог сотворил мир, а потом куда-то спрятался? Как Великий Часовщик, который сотворил некий механизм, запустил его, а потом удалился.

    Если бы было так на самом деле, то Бог не был бы Богом. Почему? Потому что если бы Он мог удалиться, значит, Он принадлежал бы этой Вселенной, являлся бы ее частью. Но Он Творец в полном смысле этого слова. Он не мастер, не ремесленник, который взял что-то и из этого чего-то сделал что-то еще или придал форму некоему материалу. Бог мир сотворил, как говорится в богословии ex nihilo, из ничего. И то что мир до сих пор существует означает только одно - что каждую секунду, каждое мгновение Бог поддерживает существование этого мира. Каждую его частицу. Можно сказать, что в каждой капельке дождя, в каждом цветочке, в каждой клеточке всего живого и в каждой молекуле всего неживого присутствует великая Божья сила. Которая поддерживает существование. Без Бога этот мир существовать не может. И все мы пребываем в Боге.

    Это значит, что Бог к нам настолько близко, что мы этого даже представить не можем. Куда не глянешь - везде. Можно сказать, этот мир насквозь пропитан Богом. Это важная истина, в которую стоит не только верить, то есть, произносить это каждое воскресение. Ведь множество наших трудностей возникает именно из-за того, что мы забываем, что Бог рядом. Что Он очень близко к каждому из нас.

    И можно задаться вопросом: что же тогда значат слова пророка Исаии «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Ис 55, 6)? То есть, бывают случаи, когда Бог не близко? Возникает такой парадокс: с одной стороны, Он очень близко, с другой, Он может быть очень далеко. Или лучше сказать, мы иногда далеко от Бога. Уже на духовном уровне.

    В силу своей ограниченности, мы бывает сосредотачиваем свое внимание на чем-то и все остальное выпадает из поля зрения. Мы на время как бы забываем обо всем остальном. Ведь из-за этой сосредоточенности мы часто забываем о Боге. А когда совершаем грех, мы просто уходим от Бога. И я надеюсь, что хотя бы в храме мы пытаемся быть сосредоточеными на Боге.

    С другим человеком принято общаться лицом к лицу. Когда мы отворачиваемся, мы тем самым отказываемся от общения с этим человеком, удаляемся от него. И что-то похожее происходит в наших отношениях с Богом. Когда мы сами удаляемся от Него. Получается странно. Он близок к нам, но мы, благодаря своей свободе, имеем возможность уйти от Него. Мы иногда как Адам и Ева, находящиеся в раю после грехопадения. Бог спрашивает: «Адам, где ты?». И он отвечает: «Голос Твой услышал я и скрылся. Потому что я убоялся. Потому что мне стало страшно» (ср. Быт 3, 9-10).

    После грехопадения, к сожалению, весь мир поврежден. Та гармония, которую сотворил Бог, нарушена, испорчена. И мы по отношению к Богу пребываем в таком же состоянии поврежденности грехом. И нам нужно прилагать усилия, стараться повернуться к Нему лицом. Снова и снова, каждый день, каждое мгновение.

    Не случайно в книге пророка Исаии сразу же после слов «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» звучат слова о грехе «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу». Потому что беззаконие, нечестие, грех и всякое непотребство, это как раз та самая преграда, которая не дает нам видеть Бога, слышать Бога, чувствовать Бога. Того Бога, Который к нам настолько близко, что даже трудно представить.

    Из этого состояния можно выбраться только через послушание. Оставить нечестивый путь свой. Оставить беззаконные помыслы свои. И вновь и вновь обращаться к Богу. Было падение - что делать… Не так страшно само падение, как его последствия. Потому что с падением приходит некий ложный стыд. Который мешает нам обратиться к Богу. Этот ложный стыд, который питает гордыня, мешает признать свой грех.

    Уже в древности, еще до того, как была совершена искупительная жертва уже звучали слова покаянного пятидесятого псалма. Когда к царю Давиду после совершения им тяжелого греха приходит пророк Нафан и обличает его. И царь тут же раскаявшись говорит «Да, согрешил я пред Господом». И начинает сетовать и потом говорит «Я открыт Тебе грех мой. Ты снял с меня вину греха моего».

    Эта открытость, это обращение к Богу уничтожает все преграды, какими бы большими они не были. И Бог, Который по сущности, по бытию очень близок к нам, становится близок нам по духу. Тогда у нас появляется способность видеть Его дела в своей жизни. Тогда уходит страх из сердца. Уходит страх настолько, что человек перестает бояться даже смерти.

    Сегодняшнее Слово из Послания к филиппийцам для некоторых могло показаться странным. Когда Павел говорит: «для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Флп 1, 21). Он про смерть говорит, как про что-то хорошее. Только соединившись с Богом в вере, только уподобившись Христу в своей жизни, мы можем увидеть, что для верующего человека смерть на самом деле не страшна. Если он не имеет преграды между собой и Богом. Преграды, имя которой - грех.

    В притче сегодняшнего Евангелия можно увидеть одно искушение, которое может поразить верующих, так скажем, со стажем. Когда Господь рассказывает о Царстве Небесном, Он нередко использует форму притчи. Это некий образ, который помогает понять то, что невозможно выразить обычным человеческим языком. Господь говорит «Царство Небесное подобно…» и приводит разные примеры.

    Сегодня Он говорит, что Царство Небесное подобно работе наемных работников в винограднике господина. Уже отсюда видно, что верующий - это человек, который последовал за Христом, который несет свой крест, который прилагает усилия. Это не человек, который постоянно ищет развлечений. Быть верующим означает трудиться в винограднике Господнем. Быть верующим означает жертвовать свои силы, средства, способности. То есть, каждый использует для жертвы тот дар, который получил. И Бог через апостола возвещает: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр 4, 10).

    Господь говорит еще об одной интересной детали. Есть работники, которые пришли с раннего утра, есть работники третьего часа, шестого часа, девятого и одиннадцатого часа. Здесь речь идет о людях, которые пришли в церковь в разное время. Можно сказать, что речь идет о людях, которые ответили на призыв Господа в разные периоды своей жизни. Потому что ни в коем случае нельзя говорить, что кого-то Бог призвал поздно. Нет. Бог призывает от начала, всегда и всех. Мы, к сожалению, часто отвечаем поздно. Но из этой притчи видно, что лучше поздно, чем никогда.

    Господь говорит, что награда, которую мы потом получим, ее нельзя посчитать, ее нельзя разделить. Нельзя сказать «Ты с детства в церкви - ты больше получишь. Ты с юности - ты чуть поменьше. Ты в старости пришел - тебе вообще чуть-чуть останется». Нет, здесь только одна награда - жизнь вечная. Только одно спасение. В итоге каждый человек будет либо спасен, либо не спасен.

    Если смотрим на эту награду - динарий за день. Это образ награды, которая дается за всю жизнь, за обращение. Стоит помнить, что это только образ, потому что это часть притчи. Какая награда? Это жизнь вечная, это бесконечность. Невозможно ее разделить по частям. Что больше, бесконечность разделенная на пять или бесконечность разделенная на тысячу? Математики подтвердят, что это одно и то же - бесконечность. Поэтому для нас одна награда.

    И теперь про то тонкое искушение, которое входит в сердца христиан, скажем так, со стажем. «Я пришел раньше, я делаю больше, поэтому у меня должны быть какие-то привилегии. Меня тут все знают, а тут вот какой-то новый пришел. Да еще грешник и вообще недостойный». Это опасная мысль. Если у кого-то хотя бы начинает нечто подобное появляться, это надо в зародыше вырывать из своего сердца, выжигать каленым железом. Никакие средства, даже самые грубые не будут здесь лишними. Почему? Потому что, это тонкая отрава, которая со временем пропитывает сердце и выращивает такую гордыню, про которую говорят, что ее «трудно распознать и трудно искоренить». Про такого человека, который хорошо знает заповеди, который регулярно исповедуется, который много делает для церкви, но который допустил в своем сердце такое тонкое высокомерие по отношению к новым, говорят «он чистый, как ангел, но гордый, как бес».

    С этим трудно бороться. Поэтому Господь говорит: «Так будут последние первыми, и первые последними». Даже к такому человеку Господь обращается со словом: «Друг! Я не обижаю тебя. Ты много потрудился - хорошо. Но почему ты свысока смотришь на брата своего, который, может быть, не по своей вине в течении своей жизни натворил много страшного. Но он наконец-то пришел, наконец-то услышал Мой голос, наконец-то уверовал. Прими его с любовью. Потому что он тоже брат твой. Он тоже сотворен по образу и подобию Моему». И об этом говорит тот Бог, Который близко.

    Сегодняшняя основная мысль из пророка Исайи: «Ищите Господа, когда можно найти, когда Он близко». А когда Его можно найти? В первую очередь, в таинстве покаяния. Это то таинство, в котором больше всего чувствуется милосердие Божие. Потому что не познав ужаса греха, ты не можешь познать величия Его любви. Это то время, те минуты, в которые Бог близок к тебе по-особенному. Почему? Потому что Он ждет тебя. А ты нашел в себе силы, чтобы стать к Нему лицом.

    Это так же место и время Божественной литургии. Когда в таинстве евхаристии мы видим Бога под видом хлеба и вина. Он так же близко каждый раз, когда мы становимся на личную молитву. Каждый раз, когда открываем Священное Писание, когда обращаемся к Нему на работе, когда пытаемся простить того человека, который причинил нам какую-то боль и страдания. Это все те моменты, в которые Бог ближе некуда.

    И если возникает в сердце раздражение, возникает тоска или какое-то уныние, недовольство или что-то подобное… или приходит искушение - вспомните об этом слове. Во-первых, Бог очень близко к тебе. Во-вторых, если ты начнешь искать Его, то ты Его найдешь. Он откроется тебе. Ты увидишь Его, услышишь и почувствуешь.

    Когда на московских улицах или в метро видишь бомжа, мысленно проигрываешь его судьбу. Как он докатился до такой жизни - грязный, вонючий, всеми презираемый? Спит где попало, ест что попало, болеет чем попало. Вне общества, вне морали...

    Помню, в начале 90-х, будучи начинающим журналистом, я получил редакционное задание сделать материал о бомжах. Причем уговор был такой: сумеешь внедриться и написать, как никто до тебя - пан, не сумеешь - пропал. Делать было нечего, мне очень хотелось работать в том издании, и я, отрастив трехдневную щетину, бросился в народ. Бомжей я нашел довольно быстро, около Курского вокзала, - четырех страшного вида мужиков и двух синюшных баб. Все были в меру пьяны и жаждали продолжения удовольствия, тем более что летний вечер только начинался. Я прошелся несколько раз мимо честной компании, пока не примелькался, потом сел рядом на асфальт, достал из кармана пиджака открытую бутылку "Агдама" и сделал глоток. От увиденного у бомжей перехватило дух. Некоторое время они важно молчали, потом принялись браниться, причем инициаторами перебранки были бабы. Они корили мужиков за лень, за то, что те палец о палец не ударяют, дабы сыскать "пойло".

    Я протянул им бутылку, которая мгновенно была опрокинута в их мрачные желудки. За первой бутылкой последовала другая. Потом мы бесцельно бродили по привокзальной площади, потом провожали поезда, собирая пустые бутылки, потом было принято неожиданное решение ехать в Салтыковку к сотоварищам. Ехали в тамбуре электрички. К тому времени я уже порядком принюхался к бомжовой вони и, похоже, сам стал подванивать. Мыслей не было, примиряли меня с жизнью инстинкты и острое желание пожрать. Старший бомжара, лысый, похожий на большую обезьяну, Александр Сергеевич, стоя дремал. Володька-маленький заводил со мной один и тот же разговор - про то, как он служил в батальоне связи в Германии и как ему "все надоело". Володька-большой тискал бабу, что позадиристей, и та незлобно сопротивлялась. Другая баба спала на лавочке в вагоне. И только косматый молчун смотрел в окно, посасывая "Приму". Он казался чужим остальной компании, но все же видно было, что его уважают и побаиваются. Когда Володька-маленький уморился от собственных воспоминаний, я подошел к молчуну и попросил прикурить. Мы разговорились. Он представился рабом Божиим Наумом и сказал, что следует за неким апостолом Петром аж из Краснодара и что у него задание - собрать как можно больше "отверженных" под его знамена. Я удивился, но виду не подал, хотя с этого момента нет-нет да расспрашивал его про Петра. Так мы катили в Салтыковку. Репортаж о бомжах получился отменный. Там было все - и ночевка в частном секторе, в заброшенной халупе, и пьяный гвалт, перемежавшийся мордобоем, и размышления на тему "Кому на Руси жить хорошо"...

    К утру, окончательно отупев от бессмысленности своего существования, компания завалилась спать. Не старый еще дед, которого кто ни попадя валтузил за вихры и у которого Володька-маленький отобрал десять рублей денег, укладываясь, плакал как ребенок. Наум успокаивал его, обещая привести к "источнику чистому, Христом народу посланному". Старик не слушал, скулил, а после стал икать. "Скоро они будут в армии Петровой, вот увидишь, - убежденно говорил мне Наум, - не богачи, а отверженные миром унаследуют царство Божие". На том и разошлись: я - писать репортаж, Наум - собирать паству.

    Тогда казалось, что все услышанное мною о бомжовом апостоле если не фантазии воспаленного мозга, то по меньшей мере розыгрыш мужика-хитрована. Ну какие могут быть еще надежды на духовное возрождение у полностью оскотинившейся публики? По выходе заметки я напрочь забыл об апостоле Петре и его адептах, и лишь трагическая случайность заставила меня вернуться к теме. Дело в том, что моя дальняя родственница, дабы заполнить досуг после развода, прикипела к христианской секте "Ревнители истинного благочестия". И все бы ничего, если бы по прошествии полугода она не оформила свою квартиру на помощника некоего апостола Петра монаха Наума (!). Когда дело приобрело огласку, родители этой блаженной, памятуя о публикации о Науме, бросились ко мне за помощью. Понятно, что спасать квартиру было поздно, надо было спасать душу. Я стал наводить справки через Центр жертв нетрадиционных религий и выяснил: "Ревнители истинного благочестия" - не фантом, а весьма фанатичная секта с жестким иерархическим подчинением. Основной контингент "Ревнителей" - бомжи, а руководит ими пятидесятипятилетний Петр (фамилия неизвестна).

    Далее шла такая информация: себя новоявленный апостол выдает за представителя горных сухумских старцев, пострадавших от властей "во славу Божую". Он действительно сидел при советской власти в заключении, только не за Христа, а за нарушение паспортного режима (сжег паспорт). Бомжевал по стране, затем обжился в Краснодаре, где организовал секту. Когда замаячила перспектива угодить в психушку, бежал в Москву вместе с письмом, в котором святой патриарх Тихон якобы указывает на его, Петра, явление миру. Столица приняла Петра ласково, и скоро бомжовый заступник сколотил новую команду, взявшую на себя апостольское служение проповеди Православия. Точнее, своего, "особого" взгляда на Православие.

    Это - правдоподобная версия. По другой, укоренившейся среди его адептов, Петр был духовным чадом схиигумена Саввы из Псково-Печерского монастыря. За разногласия в понимании Символа Веры и за бунтарский дух Савва отверг его, принудив скитаться по свету. Неоднократно битый, изгоняемый из храмов за критику священнических проповедей, Петр сам стал проповедовать, чем снискал среди таких же, как и он, изгоев ореол страдальца за "счастье народное".

    Живя в контрах с РПЦ, "Ревнители" в обязательном порядке посещали богослужения. Их целью было смущать умы и вносить раскол в среду верующих. Найдя среди прихожан податливую душу, они с ходу предлагали ей "толковый выбор" - служить сатане, являясь "телом официальной церкви", либо стать "святым мучеником за веру Христову под водительством Петра". Критерием включения такой души в общину являлась продажа квартиры или оформление ее на кого-либо из помощников лидера. При этом "Ревнители" всегда ссылались на Евангелие от Матфея, где сказано: "Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение свое и раздай нищим..."

    Моя родственница так и сделала - отписала свою квартиру нищим и сама осталась ни с чем. Первое время она спасалась от мира в бомжовой общине, где с ней носились как со святой. Потом она заболела гриппом, и милосердные братья и сестры потеряли к ней всякий интерес. Правда, она лежала под двумя одеялами, правда, ей подносили воду и давали аспирин, но не более. Она была совершенно одна в пустой комнате, заваленной грязным тряпьем, и желание увидеть родителей становилось все более навязчивым. Она хотела даже позвонить им домой, но мешали гордость и вера в правильность сделанного выбора. Отсутствие нормального питания, скитания и нужда положили начало психосоматическим нарушениям. Она сильно исхудала, у нее прекратились месячные, выйти на улицу в дневное время суток означало для нее непременную встречу с дьяволом. Вино, которым причащаются на Евхаристии, она называла "трупным", так как туда, по ее мнению, "попы добавляли фильтрованный отстой - воду из-под крана". Также нельзя было есть хлеб из магазина, ибо он "замешен на трупной воде" и т.д. Но с особым азартом она набрасывалась на православный клир: "Священники весом свыше 80 кг - безблагодатны, причащаться у них нельзя! Это пастыри толстые, пасущие себя самих!"

    Одна из таких бесноватых проповедей завершилась для моей родственницы походом в околоток. Там ее вместе с еще двумя нечесаными "первохристианами" держали в "обезьяннике", пока под напором уговоров она не выкрикнула из себя домашний телефон. "Приезжайте скорее, заберите вашу бабулю, шибко буйная..." - сообщили милиционеры родителям. Примчавшиеся на такси родители долго не хотели признавать в обветшалом сумасшедшем создании свою тридцатидвухлетнюю дочь, а признав, разразились слезами. С тех пор минуло три года. Три года беспримерного мужества врачей-психиатров, все же вытащивших молодую женщину из когтей секты. Более того, оклемавшись, она вторично вышла замуж за человека сильно старше ее, небогатого, но честного труженика на ниве художественных промыслов. Словом, happy end. На том бы и сказке конец, да только "Ревнители истинного благочестия" продолжают существовать и баламутить умы верующих. Сейчас, в эпоху путинской "оттепели", они все больше предпочитают Москве Подмосковье. Зато апостол Петр и его приближенные солидно окопались в Белокаменной и, как поговаривают, очень негодуют, когда ходоки из бомжей своим бессмертным запахом тревожат подъезды их домов.

    Александр Колпаков

    «Последние станут первыми» - широко известная фраза, есть вторая часть, она менее вдохновляющая.

    В жизни много таких метаморфоз: когда открывается соседняя касса, из Азъ стала Я. Это всё наши земные вещи, более или менее приятные.

    Но о чём она впервые была сказана - о нашем спасении.

    И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними. (Луки 13:22-30)

    Разве только немногие спасутся? - Человек догадался! Это расходилось с его представлением.

    Когда люди слышат учение Христа, начинают читать Библию, возникает конфликт с их представлением. Это полезно - читать Библию.

    Главное, чтобы Бог тебя знал! Чтобы внешнее благополучие, эта обертка, фантик, не обманули нас. Как часто слышно: «Я живу хорошо, никого не обижаю, не убиваю, стараюсь делать добро».

    Хорошо, но знает ли тебя Бог? - Да, конечно знает, но как кого?

    Кто думает, что он лучше апостола Павла? Нет таких? Но вот, что Павел писал Титу: «...мы тоже были когда-то неразумными, непослушными и обманутыми. Мы были рабами страстей и удовольствий всякого рода. Мы проводили жизни свои в злобе и зависти. Мы были презренными, нас ненавидели другие, и мы ненавидели друг друга».

    И наконец, вот она, та самая фраза (ст.30): И тот, кто последний в жизни сейчас, станет первым в Царстве Божьем, а тот, кто первый ныне, станет последним«.

    О чем же это? Конечно, о системе ценностей: у этого мира - своя, а у Бога - Своя!

    Этот мир полон амбиций!

    Ценности Бога: праведность, которая проявляется в честности, мире, любви, верности, уважении, помощи. Как часто мы, люди, поступаемся всем этим для достижения земного первенства!

    Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми. (Матфея 19:23-30)

    Даже ученики были в заблуждении. Потому что богатство позволяет не зависеть от окружающих

    Петр молодец - выразил то, что у всех было на уме: Как же Бог оценивает то, что я сделал?! Кстати: всегда полезно говорить Богу о своих чувствах.

    Как же поддержано себя почувствовали ученики! Видно сердце Бога: Он высоко ценит веру и жертвы!

    И это утверждение работает. В их жизнях все это сбылось. В моей - тоже. Хотя некоторые мои родственники, когда я стал учеником и миссионером, говорили: «Загубил жизнь свою!»

    На стихе 30 не заканчивается объяснение, Иисус продолжает:

    Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. (Матфея 20:1-16)

    Маленький тест: чему подобно Царство Небесное в этой притче? - Человеку, хозяину виноградника.

    Эта притча уже для верующих, служащих Богу людей.

    Общий смысл притчи:

    Бог - Главный, Он - хозяин, и что Он не только справедливый, но что важнее - милостивый.

    Бог нуждается в работниках, есть работа, призвание в разное время, плата у всех будет одна.

    У некоторых верующих может появиться негативное отношение к Богу (и к другим работникам).

    И ее можно рассматривать в нескольких ракурсах:

    • Израильские духовные лидеры (призванные давно) и ученики Христа (призванные последними);
    • Верующие по Ветхому Завету и по Новому Завету (Закон и Милость);
    • Все верующие по Новому Завету, призванные в разное время.

    Хорошо, а как эта притча относится к нам?

    Бог призвал нас всех в разное время. Но положил одинаковую награду - вечную жизнь на Небесах.

    Почему же у нас может появиться негативное отношение к Богу и к другим работникам? Когда мы начинаем сравнивать себя с другими: а ему легче, он богаче.

    Был зной в твоей жизни? Бог знает об этом, и когда призывал тебя знал. И ты знал, что он будет.

    Скоро наши дети будут вести церковь. Как мы будем реагировать на это? Будем постоянно оценивать с высоты своего опыта, поправлять?

    Или можно, видя как другие ревностно взялись за работу, успокоиться?

    Что мотивирует тебя на служение Богу? Важно то, что, хотя хозяин и договорился о плате, само то, что он дал им работу - милость с его стороны!

    Как чувствовали себя эти первые, когда их взяли утром на работу? Они были рады, у них работа!

    Как ты чувствовал себя, когда был призван? Подумать только: мы могли бы остаться бесполезными для Бога!

    Ты чувствуешь себя последним? - У тебя все шансы стать первым! Бог тебя любит.

    Ты чувствуешь себя первым? - Помни о милости Бога к тебе и не сбавляй оборотов!

    Ты чувствуешь себя в неприметной середине? - Ну, ты знаешь, что делать.

    Итак, подведем итог:

    Бог оценивает нас по Своим стандартам и мерилам - быстрее узнай их и живи по ним.

    Береги сердце от корыстного отношения к Богу. Он справедлив, но главное - Он милостив!

    И когда ты предстанешь перед Ним, пусть Он встретит тебя со словами: А, привет! Знаю-знаю! Ну, наконец-то! И пусть обнимет тебя крепко и усадит за стол!

    Эту притчу, которую некоторые церковные писатели называют притчей «о виноградарях, призванных на работу в разное время дня», мы встречаем в Евангелии от Матфея:

    «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, договорившись с работниками по динарию в день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и сказал им: идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; И, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званных, а мало избранных» (Мф. 20: 1-16).

    На заре истории Церкви, призывающее к Царству Небесному Слово Божие, прозвучало прежде всего в среде еврейского народа. Древний Израиль, устами ветхозаветных пророков, вплоть до св. Иоанна Предтечи, а в конце веков - устами Самого Богочеловека, первым был призван к работе в винограднике Господа Бога.

    Затем Благая Весть пронеслась трудами свв. апостолов и других проповедников по всему миру. Евангелие все время призывает отдельных людей и целые народы к работе на ниве Христовой, зовет к Божьему труду всех, «стоящих на торжище праздно», то есть духовно-безработных.

    «Часы» - третий, шестой, девятый, одиннадцатый - могут означать или различные эпохи в истории Церкви, когда те или иные народы впервые призываются к участию в строительстве Царства Божия, или же различные моменты в индивидуальной жизни человека (ранняя юность, зрелый возраст, старость), когда сердце впервые слышит и принимает призыв Слова Божия.

    «Вечер» - это конец рабочего дня, то есть символически - конец земной истории Церкви или же конец индивидуальной жизни человека, смертный час его.

    Как хозяин виноградника сам вышел искать себе работников, так и Христос Сам призывает к Себе делателей: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15: 16), - говорит он Своим апостолам. Всякая добрая мысль, доброе побуждение потрудиться для Господа, для спасения своей души, приходит от Господа: Господь зовет всех ко спасению, зовет трудиться в Свой виноградник, в Свою Церковь; а от человека зависит -послушать или не послушать этот Божественный зов, принять к сердцу благодатное внушение или воспротивиться ему. В этом - свобода человека.

    «Динарий» - это награда вечного блаженства на небе. Пришедшие «рано поутру» и пришедшие поздно получили одинаковое вознаграждение. Это очень огорчило пришедших рано и они стали роптать на хозяина. Здесь человеческая, формальная справедливость, хочет противопоставить себя Божественной щедрости и любви.

    Виноградари не стали бы роптать на хозяина, если бы он дал «последним» меньше одного динария, то есть сумму недостаточную для дневного пропитания; им не было дела до пришедших «последними», в их душах проявилась зависть, недружелюбие, осуждение, якобы, несправедливой щедрости хозяина, шедшей в ущерб их гордости - как это он мог сравнить их, призванных «первыми», с теми, кто пришли «последними».

    Подобным образом говорил и старший брат в притче о блудном сыне: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15: 29-30).

    Вся эта гамма морально ничтожных чувств, которые обуяли «первых» (и старшего сына из притчи о блудном сыне), уже, в сущности, подорвала качество их труда на ниве Господней. Ведь с дурным настроением можно работать и целый день и все же ничего доброго не сделать; а можно и в «один час» сделать больше и лучше, если работа совершается при полном усердии, любви к делу и доверии к хозяину.

    У виноградарей оценка оказалась формальной, а у хозяина духовно моральной. И по этой оценке, «последние» стали «первыми, и «первые» - «последними», а, может быть, и вовсе лишились участия в Царстве Небесном. «Ибо, - добавил Христос, - много званных, а мало избранных» (Мф. 20: 16).

    Этой притчей Господь учит нас тому, что благодать Божия, как и вечная жизнь, дается человеку не в результате арифметического подсчета количества его дел или по времени его пребывания в Церкви, но по милости Божией. Иудеи думали, что им, как первым членам Царства Мессии, полагается большая награда по сравнению с христианами нееврейского происхождения, присоединившимися к этому Царству позже. Но у Бога совсем другая мера праведности. На его весах искренность, усердие, чистая любовь, смирение более ценны, чем внешняя и формальная сторона человеческих дел. Благоразумный разбойник, покаявшийся так поздно и искренне на кресте и всем сердцем поверивший в отвергнутого и истерзанного Спасителя, удостоился Царства Небесного наравне с другими праведниками, которые служили Богу с раннего детства.

    Прекрасное приложение этой притчи Господа делает св. Иоанн Златоуст в своем неподражаемом Пасхальном слове: «Кто благочестив и Боголюбив, пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, пусть войдет, радуясь, в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, тот получит ныне динарий. Если кто от первого часа работал, пусть примет справедливую плату. Если кто пришел после третьего часа, пусть празднует благодаря. Если кто поспел к шестому часу, пусть нисколько не сомневается - ибо никак не будет отвергнут. Кто опоздал к девятому часу, пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто достиг одиннадцатого часа, да не устрашается промедления: любвеобилен Владыка - и принимает последнего, как первого: упокоивает пришедшего в одиннадцатый также, как и делавшего с первого часа. И последнего милует, и первому угождает, и тому даёт и этому преподносит и дела принимает и намерения целует, и делания почитает и рассуждения хвалит. Посему войдите все в радость Господа Своего: и одни и другие принимайте награду; богатые и убогие, ликуйте друг с другом. Воздерженники и ленивые, почтите этот день. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза полна, все наслаждайтесь пиром веры: принимайте все богатство благости!..»