• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Конвенция ООН по морскому праву 1982г (UNCLOS-82 - United Nation Convention on Law of Seas). , сразу же подписанная 157 государствами, определяет правовой режим различных пространств Мирового океана – территориальное море, открытое море, прилежащая зона, континентальный шельф, экономическая зона, проливы, архипелажные воды, международный район морского дна. Она регулирует торговое и военное мореплавание, рыболовство, добычу морских полезных ископаемых и другие виды экономической деятельности на морях и океанах. Если UNCLOS-82 устанавливает иные правила, чем те, что предусмотрены национальным законодательством подписавшей ее страны, то применяется правило международных договоров. UNCLOS-82 вступила в силу 16 ноября 1994г., состоит из 320 статей, объединенных в 17 частей и 9 Приложений.

    Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Это часть территории государства, которое распространяет на нее свой суверенитет.

    К внутренним морским водам относятся прежде всего:

    1) Воды портов до линии, соединяющей наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями;

    2) Воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24м.м. Если линия входа превышает 24м.м., то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива. Углубление не признается заливом, если его площадь не равна и не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление;

    3) Воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству, независимо от ширины естественного входа (заливы Петра Великого в России, Гудзонов в Канаде, Бристольский в Великобритании и т.д.; проливы – Гудзонов, Карские ворота; моря – Белое, Карское и др.).Правовой статус морей, побережье которых принадлежит двум или нескольким государствам, определяется или должен определяться по соглашению между прибрежными государствами.

    4) Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов. Прямые исходные линии должны быть обозначены на картах и доведены до сведения других государств.

    Международно-правовой режим

    Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Он устанавливается внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами.

    Правила, которые применяются во внутренних водах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках. Иностранным невоенным судам разрешено свободно заходить в объявленные открытые порты, перечень которых публикуется в Извещениях мореплавателям. Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения или приглашения государства. Без разрешения осуществляется аварийный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами - несчастный случай, авария, стихийное бедствие, доставка спасенных людей и т.п. Особый порядок предусмотрен для захода судов с ядерными силовыми установками или с ядерным оружием на борту.

    Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному контролю. Военные корабли освобождены от таможенного досмотра и пошлины, однако грузовые операции с ними проходят под таможенным контролем. Плата с иностранных судов взимается только за услуги, оказанные в порту, и оформляется специальным дисбурсментским счетом.

    Во внутренних водах исследовательская деятельность, рыболовство и иной промысел может осуществляться иностранными судами только на основе международных соглашений или с разрешения компетентных органов прибрежного государства.

    Компетентные органы прибрежного государства вправе проводить расследование и рассматривать дела о преступлениях, совершенных на борту иностранного судна, если правонарушение посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного государства; если последствия правонарушения распространяются на его территорию; если имеется просьба капитана судна или консула государства, под флагом которого ходит судно, об оказании помощи, если преследование необходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков. При этом борт иностранного судна остается территорией страны его флага. О необходимости провести на борту судна расследование, обыск или арест, или рассмотреть дело в суде, извещается консул страны флага. Судебные органы прибрежного государства могут рассматривать имущественные иски против иностранных судов и выносить по ним решения (в случае финансовых претензий к судну или судовладельцу, при загрязнении окружающей среды, в случае навала на иные суда или береговые сооружения и проч.) В целях обеспечения гражданского иска на судно может быть наложен арест, капитан судна и члены его экипажа также могут быть привлечены к ответственности. Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются военные суда – им просто предлагают покинуть внутренние воды.

    В целях обеспечения безопасности мореплавания, охраны жизни экипажа, пассажиров, сохранности грузов предусмотрены определенные требования к судам, покидающим внутренние воды и порты – освидетельствование со стороны должностных лиц прибрежного государства (Port State Control).

    Данная Конвенция, явившаяся результатом большой и кропотливой работы значительного числа субъектов международного права, представляет собой один из крупнейших общих многосторонних договоров за всю историю международных отношений. Конвенция 1982 г. состоит из 17 частей, включающих 320 статей, и 9 приложений. 16 ноября 1994 г., по истечении 12 месяцев с даты сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты, Конвенция в соответствии со ст. 308 вступила в силу. Украина в Конвенции 1982 г. не участвует, однако готовится присоединиться к ней.

    Конвенция подтверждает и дополняет ряд положений Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и вводит новые нормы и институты, которые отражают современные тенденции развития в освоении Мирового океана. Конвенция впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря 12 миль. Она подтвердила и детализировала право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Конвенция ввела новый институт -- архипелажные воды, применимый к государствам-архипелагам. В Конвенции зафиксированы правила транзитного прохода через международные проливы, дающие возможность осуществлять свободу судоходства и полетов через них. Совершенно новым является институт исключительной экономической зоны, в пределах которой прибрежному государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, и управления ими, а также в отношении других видов экономической деятельности. Конвенция подтвердила основные нормы в отношении континентального шельфа и внесла уточнения в этот институт, в частности четко определила внешнюю границу континентального шельфа.

    Впервые в договорной практике был определен статус огромной территории -- района морского дна за пределами континентального шельфа («Района»). Определен порядок регулирования деятельности по исследованию и использованию его ресурсов.

    Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него наряду с традиционными свободами судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые согласно международному праву, и проводить морские научные исследования. В Конвенции имеется блок норм, регламентирующих порядок проведения морских научных исследований, а также группа норм, направленных на обеспечение защиты и сохранения морской среды.

    Конвенция содержит детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и применением ее норм.

    Важным положением Конвенции в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование открытого моря для мирных целей.

    В связи с тем что Конвенция кодифицировала ряд обычно-правовых норм, эти нормы продолжают действовать для государств, не участвующих в ней.

    В целом можно констатировать, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. -- это важный исторический этап в кодификации и прогрессивном развитии международного права, имеющий целью стабильное развитие международных отношений в связи с деятельностью субъектов международного права в Мировом океане.

    Этапы кодификации ММП:

    1) Гаагская конференция 1930 рассмотрела проект Международной конвенции о территориальных водах (суверенитет над территориальными водами; меры контроля в сопредельных с ним водах; право мирного прохода; порядок преследования иностранного судна; уголовная юрисдикция государства порта; отсутствовали нормы о ширине территориального моря и континентального шельфа).

    2) Женевские конвенции по морскому праву 1958 (Комиссия международного права ООН в 1951 г. одобрила проекты конвенций по вопросам континентального шельфа, морских ресурсов, стационарных рыбных промыслов, прилежащей зоны).

    3) Конвенция ООН по морскому праву 1982.

    Разработка и принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982:

    1) в 1967 г. ГА ООН одобрила концепцию общего наследия человечества в вопросах сохранения дна морей и океанов исключительно в мирных целях (учрежден Специальный комитет по изучению этих вопросов, позднее создан постоянный Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции);

    2) в 1970 г. ГА ООН приняла декларацию принципов (провозгласила дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также ресурсы этого района общим наследием человечества, не подлежащими присвоению каким бы то ни было государствами или лицами);

    3) в 1973 г. ГА ООН созвана III Конференция ООН по морскому праву (в 1982 г. состоялась заключительная сессия Конференции, на которой участники подписали Заключительный акт и Конвенцию ООН по морскому праву).

    Структура Конвенции 1982 (17 частей, 320 статей, 9 приложений).

    Конвенция ООН по морскому праву устанавливает всеобъемлющий режим всего морского пространства (жирным курсивом выделены новые институты ММП и изменения в существующие институты):

    1) регламентирует проблемы торгового и военного судоходства, устанавливает территориальное море шириной в 12 миль, подтверждает права плавания в открытом море и мирного прохода, включая право транзитного прохода, через проливы;

    2) расширяет понятие свободы открытого моря (дополнительно включены свобода возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с МП, и свобода научных исследований);

    3) рассматривает вопросы морских коридоров и схем разделения движения, а также права уголовной и гражданской юрисдикции государств флага, прибрежных государств и портов над судами, находящимися в их водах;

    4) впервые закрепляет права прибрежных государств во вновь созданных исключительных экономических зонах шириной 200 морских миль в отношении живых и неживых ресурсов и охватывающих вопросы другой экономической деятельности;


    5) определяет права доступа морю и от моря государств, не имеющих выхода к морю, и свободы их транзита;

    6) создает пересмотренный режим юрисдикции над континентальным шельфом;

    7) устанавливает режим для архипелажных вод;

    8) определяет статус и режим морского дна за пределами континентального шельфа, создается новая международная организация (Международный орган по морскому дну);

    Международный орган по морскому дну (МОД) (через посредство МОД государства – участники организуют и контролируют деятельность в Районе морского дна, особенно в целях управления его ресурсами; ни одно государство, его компании не вправе без разрешения МОД добывать ресурсы морского дна).

    Главные подразделения органа (Ассамблея (состоит из представителей всех государств – участников), Совет (36 членов), Секретариат).

    Предприятие по морскому дну (оперативное подразделение МОД, непосредственно осуществляющее деятельность в Районе, а также транспортировку, переработку и сбыт полезных ископаемых, добытых в районе).

    9) затрагивает вопросы охраны и сохранения морской среды, научных исследований, разработки и передачи морской технологии, составления новых карт океанических вод и районов, покрытых льдами;

    10) предусматривает принудительное судебное решение по просьбе одной из сторон в споре, если процедура примирения и другие средства не приведут к достижению соглашения, учреждает специальный Международный трибунал по морскому праву, а также предусматривает образование арбитражей для рассмотрения споров по рыболовству, судоходству, предотвращению загрязнения, научным исследованиям.

    Имплементация международного права в узком смысле слова есть комплекс актов внутригосударственного права, направленных на осуществление международно-правовых обязательств государств за счет подключения внутренних механизмов. Элементами данного процесса являются не только акты законодательства, но и международные договоры, поскольку они заключаются во исполнение международно-правовых обязательств государства. Суверенное равенство государств, их независимость в осуществлении внутренней и внешней политики обусловили то обстоятельство, что они, являясь создателями международно-правовых норм, выступают в то же время основными субъектами их имплементации. Большинство международно-правовых норм, содержащихся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, реализуется через механизм внутригосударственной имплементации. Однако имплементация норм международного права на национальном уровне - основной, но не единственный путь их реализации. В нормах международного морского права закреплены дополнительные международно-правовые и организационные средства обеспечения имплементации на международном уровне, которые в своей совокупности составляют международный механизм имплементации норм международного морского права.

    Под международным механизмом имплементации международного права в широком смысле понимают совокупность средств обеспечения реализации международно-правовых норм, создаваемых усилиями государств. Механизм имплементации международно-правовых норм необходимо определить как совокупность правовых норм внутригосударственного законодательства, обеспечивающих реализацию международно-правовых норм, признанных частью правовой системы государства. Элементами правового механизма имплементации международного права во внутригосударственном праве выступают нормы Конституции государства, нормы отраслевого законодательства, а также иные акты законодательства и международные договоры государства 9 . Трансформация международно-правовых норм представляет собой наискорейший путь их имплементации, поскольку она гарантирует непосредственное применение норм во внутригосударственной правовой системе. В силу объективных закономерностей соотношения международного и национального права процесс имплементации, однако, не может быть исчерпан одной лишь трансформацией. Поэтому существует и второй уровень имплементации международного права, важнейшим компонентом которого является принятие имплементирующего законодательства, призванного обеспечить осуществление и соблюдение международно-правовых норм внутри страны.

    1.2 Источники международного морского права

    В связи с быстрыми темпами развития промышленности, науки и техники; бурным развитием торгового, рыболовного и военного флота государств, расширением сфер деятельности в Мировом океане обычно-правовой характер норм международного морского права перестал удовлетворять растущим потребностям морской деятельности. Возникла острая необходимость разработки и принятия международных морских соглашений.

    Первая попытка кодификации норм международного морского права, не увенчавшаяся успехом, была предпринята в 1930 г. в рамках Гаагской конференции по кодификации международного права. В период 1949 - 1956 гг. Комиссия международного права ООН провела большую работу по кодификации обычно-правовых норм и разработке новых. Это дало возможность в 1958 г. провести I Женевскую Конференцию ООН по морскому праву, на которой было рассмотрено и принято четыре конвенции: об открытом море; территориальном море и прилежащей зоне; континентальном шельфе; рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

    В результате работы международного сообщества удалось кодифицировать ряд общепризнанных принципов и норм международного морского права: принцип свободы открытого моря, включающий свободу судоходства, рыболовства, прокладки морских кабелей и трубопроводов, полетов над открытым морем; право мирного прохода через территориальное море; принцип реальной связи между судном и государством флага и др.

    Однако на I Конференции не удалось решить вопрос о максимальной ширине территориального моря и рыболовной зоны. Для решения этих проблем была созвана II Конференция ООН по морскому праву в I960 г. которая также не привела к желаемым результатам. Вопросы, связанные с шириной территориального моря, рыболовной зоны, континентального шельфа, экономическими и другими правами прибрежных государств становились все более актуальными. Дополнительно к этим вопросам добавились проблемы, порожденные научно-технической революцией, - загрязнение морей и океанов, возможность использования мощных технических средств при разведке и добычи ресурсов моря, расширение и усложнение научных исследований морских пространств. На мировой политической арене многие развивающиеся государства заявили о своих интересах в освоении Мирового океана.

    Совокупность этих обстоятельств вызвала необходимость новой широкой дискуссии по проблемам развития международного морского права, которая началась под эгидой ООН в 1967 г. В процессе этой дискуссии государствам удалось согласовать свои позиции по вопросам безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, защиты и сохранения морской среды, режима рыболовства.

    Проблемы, связанные с созданием и совершенствованием норм международного морского права в конкретных областях, указывали на необходимость разработки и принятия всеобъемлющей конвенции по морскому праву, так называемой хартии современного международного морского права. Среди прочих первостепенную важность приобрели вопросы режима континентального шельфа и рыболовной зоны, района морского дна за пределами национальной юрисдикции и охраны морской среды от загрязнения. Для решения этих сложных задач была созвана III Конференция ООН по морскому праву, работавшая с 1973 по 1982 год.

    Многоплановый, глобальный характер Конференции и ее нормотворческие задачи обусловили специфику процедурных и организационных форм этого форума. Важной составной частью Правил процедуры Конференции было «джентльменское соглашение» о консенсусе как главном средстве принятия решений. Другим важным элементом организации работы Конференции был принцип «пакетного» подхода, т.е. рассмотрения всех вопросов в совокупности, исходя из признания тесной взаимосвязи всех проблем Мирового океана.

    30 апреля 1982 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву. Заключительный акт III Конференции ООН по морскому праву был принят в Монтего-Бей (Ямайка) 10 декабря 1982 г. В этот же день Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. была открыта для подписания. Данная Конвенция, явившаяся результатом большой и кропотливой работы значительного числа субъектов международного права, представляет собой один из крупнейших общих многосторонних договоров за всю историю международных отношений. Она состоит из 17 частей, включающих 320 статей, и 9 приложений. 16 ноября 1994 г., по истечении 12 месяцев с даты сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты, Конвенция в соответствии со ст. 308 вступила в силу.

    1.3 Место Конвенции 1982 года в современном международном праве

    Конвенция 1982 года представляет собой уникальный международный договор, в котором тесное переплетение нашли обычные нормы международного права, договорные международно-правовые нормы, а также нормы-принципы международного морского права. 10 Третья Конференция ООН по морскому праву в силу своего универсального характера и консенсуального метода переговоров и достижения решений могла и была правомочна пересмотреть те или иные общепризнанные нормы морского права, в том числе и носящие императивный характер. Первоначально к участию на Конференции были приглашены только государства. Позже в качестве наблюдателей были приглашены и некоторые международные организации.

    В соответствии с Преамбулой Конвенции 1982 года развитие, происшедшее после Первой и Второй конференций ООН по морскому праву, подчеркнуло необходимость разработки новой общеприемлемой Конвенции по морскому праву. Кроме того, Преамбула при определении целей принятия Конвенции, ссылаясь на резолюцию Генеральной ассамблеи ООН от 17 декабря 1970 года, подчеркивает необходимость кодификации и прогрессивного развития морского права. Преамбула Конвенции 1982 года содержит четкое указание на то, что Конвенция, являясь актом кодификации общепризнанных норм международного морского права, содержит и новые решения старых проблем 11 . Действительно Конвенция подтверждает и закрепляет все те важнейшие правила международного морского права, которые сложились в ходе многолетнего использования морских пространств и признаются всем международным сообществом. К ним относятся принципы и нормы общего международного права, определяющие правовой статус и режим территориального моря и прилежащей зоны, континентального шельфа, открытого моря, проливов, используемых для международного судоходства.

    Конвенция подтверждает и дополняет ряд положений Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и вводит новые нормы и институты, которые отражают современные тенденции развития в освоении Мирового океана. Она впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря - 12 миль, подтвердила и детализировала право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

    Конвенция ввела новый институт - архипелажные воды, применимый к государствам-архипелагам. В Конвенции зафиксированы правила транзитного прохода через международные проливы, дающие возможность осуществлять свободу судоходства и полетов через них. Совершенно новым является институт исключительной экономической зоны, в пределах которой прибрежному государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах, и управления ими, а также в отношении других видов экономической деятельности. Конвенция подтвердила основные нормы в отношении континентального шельфа и внесла уточнения в этот институт, в частности четко определила внешнюю границу континентального шельфа. Впервые в договорной практике был определен статус огромной территории района морского дна за пределами континентального шельфа.

    Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него наряду с традиционными свободами судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые международным правом.

    В Конвенции имеется блок норм, регламентирующих порядок проведения морских научных исследований, а также группа норм, направленных на обеспечение защиты и сохранения морской среды. Содержится детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и применением ее норм.

    Важным положением Конвенции в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование открытого моря для мирных целей.

    Особый универсальный характер норм Конвенции 1982 года подтверждается в ст. 311 Конвенции, в соответствии с которой она не только имеет преимущественную силу в отношениях между государствами-участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву от 29 апреля 1958 года, но и предусматривает особый порядок изменения и пересмотра ее положений.

    Важное значение для установления правового статуса Конвенции 1982 года в современном международном праве является положение Преамбулы, согласно которому вопросы, не регулируемые Конвенцией, продолжают регламентироваться нормами и принципами общего международного права. В этом положении проявляется соотношение Конвенции 1982 года с общепризнанными нормами и принципами международного права. Преамбула Конвенции четко устанавливает, что Конвенция должна рассматриваться в качестве составной части общего международного публичного права и подчиняется правилам иерархического построения норм и принципов современного международного права.

    Несмотря на всеобъемлющий и особый характер Конвенции 1982 года из ее текста четко вытекает обязательность и распространение общих норм права международных договоров для норм самой Конвенции. Ее текст сформулирован в строгом соответствии с положениями Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года 12 .

    Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS ) определяет правовой режим морских пространств и обеспечивает международно-правовую основу деятельности государств по исследованию и использованию морей и океанов и их ресурсов. Конвенция строится на понимании тесной взаимосвязи проблем Мирового океана и осознания необходимости совместного поиска их решений.

    В UNCLOS зафиксированы результаты многосторонних обсуждений важнейших норм , включая определение морских зон – территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, открытого моря, Международного района морского дна и архипелажных вод. Конвенция также содержит положения, касающиеся судоходства и воздушных перелетов, разведки и эксплуатации ресурсов, защиты морской среды и свободы научных исследований.

    Исторические предпосылки.

    Изначально морское право складывалось в форме обычаев. Начиная с XVII века национальные права ограничивались полосой воды, примыкающей к берегу страны. Ширина этой полосы, согласно правилу «пушечного выстрела», разработанному голландским юристом Корнелиусом ван Бинкершоком, составляла, как правило, 3 морские мили. Все воды за пределами национальных границ считались открытыми и свободными для всех народов, не подпадающими под суверенитет какого-либо государства (принцип «свободного моря», сформулированный Гуго Гроцием).

    Технологические достижения конца XIX – начала XX века привели к серьезному обострению соперничества между странами за контроль над океаном и его ресурсами. Крупные рыболовные суда, способные находиться в море в течение нескольких месяцев, быстро истощали запасы промысловых рыбы. Открытия нефтяных и газовых месторождений и крупных залежей полезных ископаемых на морском дне расширяли притязания государств на районы моря, богатые этими ресурсами. Масштабная эксплуатация живых и неживых ресурсов оказывала негативное воздействие на окружающую среду, увеличивая уровень загрязнения и разрушая прибрежные экосистемы.

    В 1930 г. под эгидой Лиги Наций была проведена Гаагская конференция по кодификации международного права. Хотя на этой конференции не удалось заключить какого-либо соглашения по территориальному морю, страны-участницы в предварительном порядке одобрили проект статей, отражавших определенную степень согласия по многим вопросам, относящимся к данной тематике.

    Одной из уставных целей созданной после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций является кодификации и прогрессивное развитие международного права, в том числе морского. Существенную часть подготовительной работы в данной области выполняет , специально учрежденная для этой цели в 1947 году.

    В 1956 году по инициативе ООН была созвана Первая конференция по морскому праву в Женеве, завершившаяся в 1958 г принятием четырех конвенций и факультативного протокола об урегулировании споров:

    • Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне;
    • Конвенция о континентальном шельфе;
    • Конвенция об открытом море;
    • Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

    Хотя Первая конференция в целом считается успешной, но такой важный вопрос как ширина территориального моря остался нерешенным.

    Вторая конференция, проведенная в 1960 году также в Женеве, не привела к каким-либо соглашениям о границах территориального моря и правах на рыболовство.

    В декабре 1973 году в Нью-Йорке была созвана Третья Конференция Организации Объединенных Наций по морскому праву. Сто шестьдесят пять государств приняли в ней участие с полным правом голоса. Несколько полунезависимых государств и Совет ООН по Намибия присутствовали в качестве наблюдателей.

    Стремясь обеспечить максимально широкую поддержку, на Третьей Конференции решение принципиальных вопросов осуществлялось на основе консенсуса, когда достижение какого-либо соглашения проходило не путем голосования, а путем переговоров, поиска компромисса и взаимных уступок. Для принятия окончательного решения требовалось лишь общее одобрение, а также отсутствие каких-либо официальных возражений.

    С 1973 по 1982 год было проведено 11 сессий конференции, на которых были разработаны и подписаны Конвенция по морскому праву и Заключительный акт.

    Участники Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

    Конвенция ООН по морскому праву была открыта для подписания 10 декабря 1982 года. В первый же день ее подписали 117 государств, в том числе и СССР. UNCLOS вступила в силу 16 ноября 1994 года, через год после того, как 60-е государство, Гайана, ратифицировала договор.

    По состоянию на 2018 год UNCLOS ратифицировало 168 сторон – 167 государства: 164 государства-участника ООН, государство-наблюдатель ООН Палестина, острова Кука, Ниуэ, а также Европейский союз. Еще 14 государств-членов ООН подписали, но не ратифицировали конвенцию.

    Государства, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию
    Государства, подписавшие, но не ратифицировавшие Конвенцию
    Государства, не подписавшие Конвенцию

    Ключевые положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

    (полный текст ) включает 320 статей и девять приложений, регулирующих все вопросы, связанные с Мировом океаном, такие как режимы и делимитация морских пространств, экономическая и коммерческая деятельность, морские научные исследования, защита и сохранение морской среды, передача технологий и урегулирование споров.

    Основные положения Конвенции по морскому праву:

    • Прибрежные государства осуществляют суверенитет над своим , ширину которого они устанавливают самостоятельно, но не более 12 морских миль, отмеряемых от ; иностранные суда пользуются через эти воды;
    • Прибрежное государство может осуществлять контроль за соблюдением таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных норм в , которая не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий;
    • Все суда и летательные аппараты пользуются правом «транзитного прохода» через ; государства, граничащие с проливами, могут устанавливать правила, регулирующие движение судов и другие аспекты прохода;
    • , состоящие из одной или более групп тесно взаимосвязанных островов и соединяющих их вод, осуществляют суверенитет над морским пространством (архипелажными водами), ограниченным прямыми исходными линиями, проведенными через наиболее удаленные точки островов; в архипелажных водах государства-архипелаги могут устанавливать морские и воздушные коридоры, в которых иностранные суда и летательные аппараты пользуются правом архипелажного прохода и пролета;
    • Прибрежные государства в (ИЭЗ), ширина которой не должна превышать 200 морских миль, имеют суверенные права в отношении природных ресурсов и определенных видов экономической деятельности и юрисдикцию в сфере возведения искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и охраны морской среды;
    • В ИЭЗ все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов;
    • Государства, не имеющие выхода к морю, и государства, находящиеся в географически неблагоприятном положении, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации живых ресурсов ИЭЗ прибрежных государств того же субрегиона или региона;
    • Прибрежные государства осуществляют суверенные права над (национальным районом морского дна) в целях его разведки и разработки его ресурсов; шельф простирается на расстояние 200 морских миль от , а при определенных условиях и дальше;
    • Часть доходов, полученных прибережными государствами от разработки неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль, перераспределяется в пользу развивающихся стран;
    • Комиссия по границам континентального шельфа дает рекомендации государствам по установлению внешней границы шельфа в тех районах, где превышается предел 200 морских миль;
    • Все государства пользуются традиционными свободами судоходства, пролета, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, возведения искусственных островов, рыболовства и научных исследований в открытом море; они обязаны принимать надлежащие меры для сохранения и управления живыми ресурсами;
    • Внешние границы территориального моря, прилежащей зоны, ИЭЗ и континентального шельфа островов определяются в соответствии с нормами, применимыми к сухопутной территории, но скалы, непригодные для жизни человека или хозяйственной деятельности, не имеют ни ИЭЗ, ни континентального шельфа;
    • Государствам, омываемым замкнутыми или полузамкнутыми морями, следует сотрудничать друг с другом в сфере управления живыми ресурсами, охраны морской среды и научных исследований;
    • Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к морю и от него и пользуются свободой транзита через территории «государств транзита».
    • Международный район морского дна и его ресурсы являются ; все права на его ресурсы принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну;
    • Государства обязаны предпринимать все доступные меры для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, и несут ответственность за ущерб, причиненный в результате нарушения их международных обязательств по борьбе с таким загрязнением;
    • Морские научные исследования в ИЭЗ и на континентальном шельфе проводятся с согласия прибрежного государства, но при обычных обстоятельствах, если преследуются исключительно мирные цели и соблюдаются определенные критерии, прибрежные государства должны давать свое согласие;
    • Государства содействуют развитию морских научных знаний и передачи на справедливых и разумных условиях морских технологий на благо всех заинтересованных сторон;
    • Любые споры, касающиеся толкования или применения положений Конвенции, государства-участники обязаны урегулировать мирными средствами;
    • Споры могут быть переданы в Международный трибунал по морскому праву, Международный Суд или арбитраж либо урегулированы в порядке согласительной процедуры.