• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методические рекомендации и планы занятий для младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

    Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

      Наталия Сергеевна Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет 1

    Наталия Сергеевна Варенцова
    Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет

    Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования.

    Предисловие

    Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

    Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ("погрузить") ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые "муки слияния" звуков посредством соединения букв ("м и а - будет ма ").

    Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

    Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

    В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.

    При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

    Обучение проходит в увлекательной игровой форме.

    Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.

    Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.

    Программа

    Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму

    Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.

    Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.

    Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

    В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и "прочитывать ее код", то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

    Основы грамоты рассматриваются в программе "как пропедевтический курс фонетики родного языка" (по Д. Б. Эльконину). Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л.E. Журовой . Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

    Младшая группа

    Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

    Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.

    В ходе занятий детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что издает их. Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др.)? кроме шипящих и свистящих. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.

    Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

    Образовательные цели:

    продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

    Учить называть слова по заданной модели.

    Развивающие цели:

    развивать связную речь (монологические и диалогические формы);

    закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;

    вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;

    развивать грамматический строй речи (закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);

    развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления;

    развивать умение называть слова на заданный звук.

    Воспитательные цели:

    воспитание навыка самостоятельной деятельности;

    воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;

    воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;

    воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

    Материал демонстрационный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; указка.

    Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; карточка со схемой (домики для звуков).

    Ход занятия

    I. Организационный этап.

    II. Постановка учебной задачи через игровую мотивацию.

    III. Основной этап.

    Игра «Кто больше?»;

    Игровое упражнение «Докончи слово»;

    Игра «Малышки-коротышки»;

    Игровое упражнение «Превращение слов – волшебная цепочка»;

    Словесная игра «Скажи правильно»;

    Игра «Назови братца»;

    Игра «Узнай звук»;

    Словесная игра «Заблудился звук»;

    Игра «Кто внимательный?»;

    Проведение звукового анализа слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв;

    Игра «Исправь ошибку»;

    Игра «Назови слова».

    IV. Заключительный этап.

    Ход занятия

    (Дети входят в группу, здороваются с гостями)

    Воспитатель: — Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу)

    — Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?

    (Звонит звонок, дети становятся в круг)

    Воспитатель:

    — Ребята, вы знаете что мы говорим словами. И сейчас мы покажем сколько много слов мы знаем. Поиграем в игру «Кто больше?». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет любой звук, ребенок возвращает мяч и называет слово, которое начинается с этого звука).

    — Молодцы, много слов вы назвали. А сейчас игра «Докончи слово». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет первую часть слова, ребенок возвращая мяч называет вторую часть или полностью слово: дро-ва, со-ва, цап-ля и т.д.)

    — Замечательно, а теперь игра «Малышки-коротышки»:

    Мы – малышки-коротышки.

    Будем рады, если ты

    Поразмыслишь и отыщешь

    И начала и концы.

    (Борис, носорог, пирог, занос, водолей, зоопарк, пароль, забор)

    — Хорошо, а сейчас игра «Превращение слов – волшебная цепочка»(Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет слово, тот изменяет один звук и называет новое слово: дом – том –ком – лом – сом, мел – сел – пел, жук – сук – лук)

    — Молодцы, и так игра «Скажи правильно» (согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже).

    — Ребята, до сих пор мы говорили о словах. Скажите, из чего состоят слова? (Из звуков)

    — Какими бывают звуки? (Гласными и согласными)

    — А согласные звуки, какие мы знаем? (Твердые и мягкие согласные)

    — Хорошо, играем в игру «Назови братца» (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку, называет твердый или мягкий согласный звук, ребенок, возвращая мяч, называет противоположный).

    — Молодцы, вы уже многое рассказали. А теперь покажите как вы узнаете звук, игра «Узнай звук»(Воспитатель называет слова, дети хлопают в ладоши, если услышат звук р, з).

    — А вы знаете, что звуки могут заблудится, игра «Заблудился звук»:

    Закричал охотник: «Ой!

    Двери (звери) гонятся за мной!»

    Сидит на грядке крепко

    Оранжевая кепка (репка).

    Лежит лентяй на раскладушке,

    Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

    Поэт закончил строчку,

    В конце поставил бочку (точку).

    — Замечательно, вы отлично справились с игрой. А сейчас, тихонько пройдите за парты. (Дети проходят за столы)

    — Выложите перед собой красную, синюю, зеленую фишки из своих шкатулочек. Игра «Кто внимательный?» (Воспитатель называет по одному звуку, дети подымают ту фишку, которой он обозначается. В течение игры педагог спрашивает по отдельности детей: «Почему ты поднял именно эту фишку?», ребенок объясняет).

    — Молодцы, уберите фишки. Пододвиньте к себе схему, проводим звуковой анализ слова «Роза», а у доски разбирает слово Кирилл. (Дети разбирают слово самостоятельно,а Кирилл — с обратной стороны доски. Когда он закончил и большее число детей, доска разворачивается, и Кирилл объясняет, почему он составил именно эту модель слова).

    — Первый звук в слове «Роза» звук «р»,твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Второй звук в слове «Роза» звук «о», гласный звук и обозначается красной фишкой. Третий звук в слове «Роза» звук «з», твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Четвертый звук в слове «Роза» звук «а», гласный звук и обозначается красной фишкой.

    — А вы, ребята проверьте, у вас такая модель получилась, проверьте и своего соседа.

    — Умница, правильно все сделал.

    — Сколько звуков в слове «Роза»?(4). Сколько согласных звуков в слове «Роза»?(2). Назовите 1-й согласный, 2-й согласный («р», «з»). Какой ударный гласный звук в слове «Роза»? (о). Какой фишкой обозначается ударный гласный звук? (Черной).

    (воспитатель предлагает детям выложить под словом «Роза» слово «Мясо». Дети разбирают слово на местах, а у доски уже перед ними разбирает ребенок, объясняя каждое свое действие)

    — Какие одинаковые гласные звуки в словах «Роза» и «Мясо»? (О). После, каких согласных звуков стоят звуки «о»? (после твердых согласных).

    (Воспитатель показывает детям букву «о» и они заменяют красные фишки буквами «о»).

    — Молодцы, а сейчас уберите все фишки в шкатулку. Игра «Исправь ошибку» (Воспитатель выставляет на доске синюю фишку и за ней буквы «а», «о», под ними выкладывает зеленую фишку и букву «я». Повторяет с детьми правила написания пройденных гласных букв. Затем предлагает закрыть глаза, переставляет местами сначала буквы, потом фишки. Дети находят и исправляют ошибку.).

    — Умницы, исправили все ошибки. Теперь посмотрите, какую модель я выкладываю на доске: синяя, красная, синяя фишки. Игра «Назови слова». Назовите слова, которые можно прочитать по этой модели. Например: кот, лук,…..(том, дом, ком, рот, нос, сом, дым, мак, ток).

    Молодцы!!!

    Итог: — Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)

    — А как вы думаете, кто сегодня более активно принимал участие в занятии, кто отличился, кто хорошо работал? (Ответы детей) А сейчас давайте поаплодируем тем ребятам, которые хорошо занимались!

    (Звонит звонок, занятие закончилось)

    галина агафонова
    Игровое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Хочу все знать»

    Игровое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе .

    Составила воспитатель первой квалификационной категории Агафонова Галина Леонидовна.

    г. Онега МБДОУ № 2 «Ромашка» .

    «Хочу все знать »

    Цель :

    Закрепление у детей ранее полученных знаний.

    Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть.

    Образовательные :

    Совершенствовать умение детей делить слова на слоги;

    Определять гласные и согласные звуки, их место в слове;

    составлять предложения из 4 слов;

    подбирать прилагательные и глаголы к существительному;

    развивать связную речь.

    Развивающие :

    Развивать логическое мышление, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.

    Воспитательные :

    Воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий, воспитывать командный дух.

    Ребята, настал новый день! Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу! Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе! Мы спокойны и добры, мы здоровы! Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи!

    Вы любите играть?

    Сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Хочу все знать

    Но для начала нам нужно разделиться на две команды - «Знатоки » и «Умники» ! (дети выбирают карточки-символы)

    Пожмите друг другу руки и произнесите клятву : - «клянемся не злиться, не сердиться, не обижаться. А быстро думать и честно сражаться!»

    Каждая команда отвечает на мои вопросы, за правильный ответ –фишка.

    Ну что, готовы! Разминка для всех команд : «Исправь предложение» .

    1. дед в печи, а дрова на печи.

    2. под кроватью спит Федот, на кровати- Васька кот.

    Разминка завершена и первое задание.

    У меня в руках «Чудесный мешочек» , в котором лежат предметы. Вам нужно достать один предмет, назвать его и придумать предложение из 4 слов. (члены команд по очереди достают предметы и отвечают) .

    Молодцы! Справились! Переходим к следующему заданию. Игра «Придумай слово» .

    Прошла по городу молва, что будто новые слова у вас в запасе есть. Кто их назовет, тому и честь! Я говорю первый слог слова, а вы придумываете с ним слова.

    задание для команды "Умники":

    1. СА- ;МА-;ЛО-.

    Задание для команды "Знатоки ":

    2. МИ- ;ША-; РО-.

    Замечательно! Не устали? Продолжаем игру («Волшебный мяч» ).

    А теперь, ребята, я покажу вам волшебный мяч, который поможет вам ответить на вопросы : Какое? Какая? Что делает?

    СОЛНЫШКО - какое? (яркое, весеннее, теплое, лучистое, ласковое)

    Что делает? (греет, светит, поднимается, садится, пригревает, озаряет)

    СОСУЛЬКА - какая? (холодная, скользкая, блестящая, хрупкая, острая, прозрачная.)

    Что делает? (тает, капает, блестит, висит, растет, звенит, искрится.) .

    При выполнении этого задания вам потребуется внимание, скорость. Игра «Обведи картинку» . Нужно добежать до мольберта, обвести картинку, в названии которой есть звук «а» . Каждый игрок обводит один предмет.

    (по сигналу дети выполняют задание) .

    А сейчас - пауза! Игра «Горошина» (дети берут по 2крупные бусинки) :

    Маленькие пальчики любят поиграть,

    Гладкую горошину любят покатать.

    И катают, и катают, и не устают.

    Все. Устали пальчики, пора им отдохнуть!

    Кладем свои горошины, не будем их катать.

    Размяли свои пальчики и приготовились выполнять следующее задание.

    «Зарисовка слов» (дети выполняют задание за столами) .

    Я вам загадаю загадку, а ответ вы мне нарисуете ниточками.

    Круглое, лучистое, веселое, теплое. (солнышко)

    Большая, серая, дождливая, хмурая. (туча)

    Вопрос команде «Знатоки » :- почему тучка хмурая? (тучка хмурая, потому что осталась одна на небе) .

    Вопрос команде «Умники» :- почему смеётся солнышко (солнышко смеётся, потому что наступила весна)

    Вам снова потребуется скорость, смекалка, внимание для выполнения следующего задания. Игра «Не ошибись» .

    Перед вами два обруча, в которых лежат картинки. Нужно найти картинку, в названии которой 3 слога. (каждый берет по одной картинке, объясняет свой выбор) .

    И последнее задание нашей игры «Хочу все знать » (задание выполняется за столами) . Игра «Раскрась звуки» . Перед вами картинки со схемами. Нужно раскрасить схему к каждому слову. Не забывайте, что гласные звуки обозначаются красным цветом, а согласные - синим.

    Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Жюри подводит итоги.

    Уважаемые «Умники» и «Знатоки » , вам понравилась наша игра? Как вы думаете, какая команда победила?

    Победила дружба! Давайте поаплодируем друг другу!

    Всем знатокам игры вручаются медали.

    Публикации по теме:

    Игровое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем Незнайке!» Цель: Обобщение знаний детей по обучению грамоте. Задачи: 1. Создать условия для мотивации работы детей во время НОД.

    Цель: Закрепить знания детей о том, что предложения состоят из слов, каждое слово состоит из звуков (гласных и согласных); закрепить знания.

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [О] и буква О» Катунина Любовь Сергеевна, воспитатель МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области. Конспект НОД по подготовке к обучению.

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Цель: формирование звуковой активности, как предпосылки обучения грамоте. Задачи: 1. Познакомить детей с буквой К. 2. Упражнять детей в.

    Конспект открытой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (твердый, мягкий); место звука.

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «В школу нам пора» Программные задачи: - Познакомить с буквой «Ь», учить объяснять, в каких словах эта буква разделяет гласный и согласный звуки, а в каких.

    Конспект

    НОД по подготовки к обучению грамоте

    подготовительная группа

    Учитель логопед: Шарифуллина Т.В.

    МБДОУ д.сад №1 «Улыбка»

    г. Осташков Тверской области

    Тема: «АБВГДейка»

    Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.

    Коррекционно-образовательные задачи:

      Продолжать учить проводить звуковой анализ слова

      Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове.

      Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.

    Коррекционно-развивающие задачи:

      Развивать фонематическое восприятие.

      Развивать память и внимание.

      Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

      Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу.

      Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

    Оборудование: проектор, видео презентация (отрывок из телепередачи «АБВГДейка», слайды с картинками на выделение звука, картинки на определения количества слогов), магнитная доска, карточки со словами из пословицы, мяч.

    Раздаточный материал: набор предметных картинок, карточки с изображением круга, фломастеры.

    Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

    Учитель логопед : В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

    Дети встают в круг.

    Собрались все дети в круг

    Я твой друг и ты мой друг

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    И играем и поем,

    Дружно в группе мы живем. (установка на Н0Д)

    Игра «Волшебные звуки»

    Логопед: Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В]. Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З]. При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж].

    Дети выполняют упражнения стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено.

    Логопед: Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь.

    Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой»?

    Артикуляционная гимнастика

    Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)

    С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот)

    Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)

    Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)

    Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)

    Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между

    верхней губой и зубами)

    Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)

    С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)

    Логопед : Ребята, нам пришло ВИДЕО ПИСЬМО. Хотите посмотреть? Рассаживаетесь поудобнее.(Дети садятся полукругом напротив интерактивной доски) Внимание на экран. (Сюрпритзный момент)

    Видео. На экране отрывок из телепередачи «АБВГДейка». Герои получили задание учительнице, составить пословицу о дружбе из слов. Они затрудняются. Просят помощи у ребят.

    Учитель-логопед : Ребята, поможем клоунам?

    Мы с вами знаем, что прямой путь к успеху – ваши чуткие ушки, внимательные глазки и конечно же правильные ответы. Итак, вы готовы справиться с заданиями?

    Дети: Да, конечно.

    Логопед : Посмотрите, на доске спрятаны слова, (на карточках нарисованы восклицательный знак на другой стороне слово) вам интересно узнать какая пословица прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?

    1 задание «Загадки»

    Логопед: Для начала отгадаем загадки:

      Один мягкий и свистит
      Другой твёрдый и шипит
      Третий вовсе запоёт
      Хоть кто его произнесёт… (звук). (Какие звуки вы знаете?)

      Черные птички на белой страничке
      Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

    (А чем буква отличается от звука ?)

      Сначала я никак не мог
      Прочесть с двух букв
      Свой первый… (слог).

      Звук я к звуку подберу
      И его произнесу
      Если буквы в ряд сложу
      То его потом прочту…(слово).

    5. Много слов я соберу
    Меж собой их подружу
    Понятным будет изложение
    То получу я …(предложение).

    Мы загадки отгадали, слово первое открываем.

    2 задание « Найди звук »

    На экране картинки: Робот, барабан, ракета, помидор

    Логопед: Ребята, скажите, что изображено на экране (робот, барабан, ракета, помидор). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

    Ответы детей : Звук «Р»

    Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.

    Ответы детей.

    На экране картинки:

    Лампа, слон, кресло, пенал Логопед: Посмотрите, и скажите, что изображено на экране (лампа,слон, кресло, пенал). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

    Ответы детей: Звук «Л».

    Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.

    Логопед: -Правильно! Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем, если звук «Р» - топаем.

    Рама,лама,роза,лоза,вал,вар,торт,порт,болото,работа,укроп,клоп,лампа,рампа,стол,пол,карта,парта,лом,рой. (дети выполняют задание)

    Умницы, и это задание мы выполнили, правильно выделили звуки «Л» и «Р» .

    3 задание «Раздели слово на слога»

    Логопед: Посмотрите, ребята, какие интересные картинки!

    Назовите, что изображено на экране.

    Дети называют (кукла, машина, мяч, пирамида)

    Логопед: - Ребята, из чего состоят слова?

    Ответы детей.

    Как узнать, сколько слогов слове?

    Ответы детей: (при помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).

    Правильно, с помощью хлопков определите сколько слогов в слове «Кукла»

      Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)

      Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)

      Сколько в слове «пирамида» слогов 4), сколько гласных звуков (тоже 4)

      Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

    Логопед: -Молодцы! Сейчас всех в круг я приглашаю вмести с вами поиграю.

    Физкультминутка

    Мы на плечи руки ставим,

    Начинаем их вращать.

    Так осанку мы исправим.

    Раз, два, три, четыре, пять! (руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).

    Руки ставим перед грудью,

    В стороны разводим.

    Мы разминку делать будем

    При любой погоде. (руки перед грудью, рывки руками в стороны).

    Руку правую поднимем,

    А другую вниз опустим.

    Мы меняем их местами,

    Плавно двигаем руками. (одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно- поднимается).

    А теперь давайте вместе

    Пошагаем все на месте. (ходьба на месте).

    Для выполнения следующего предлагает детям сесть за столы.

    4 задание «Закончи предложение»

    Логопед: ребята скажите, а что такое предложение?

    Ответы детей: Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой.

    Логопед: Посмотрите у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушные шарики, рыба, носок). (работа с раздаточным материалом)

    А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы с помощью картинки, которая подходит по смыслу закончите его.

    В небе летит…..

    В парке растут…..

    В комнате стоит…..

    У Маши воздушный….

    Рыбаки поймали ……

    Бабушка связала….

    Дети поднимают свои картинки и повторяют предложение целиком.

    Логопед: Хорошо, и с этим заданием мы справились. Повторите, что такое предложение (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой). (индивидуальные ответы детей)

    Замечательно, мы можем открыть четвертое слово.

    5 задание «Преврати короткое слово в длинное»

    Логопед: А для того, чтобы открыть следующее слово, я предлагаю встать в круг и поиграть. Я буду бросать каждому из вас мяч и говорить короткое слово, а вы превращать это короткое слово в длинное. Например: кот - котик, во втором слове звуков стало больше, поэтому оно стало длиннее.

    Задание понятно? Игра начинается: мяч-мячик, стол-столик, машина-машинка, кукла-куколка и т.д.

    Молодцы дети. Вы правильно придумали длинные слова.

    Логопед: Вы ребята очень сообразительные. Вы правильно превратили короткие слова в длинные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово.

    Открывают и читают пятое слово.

    6 задание «Нарисуй букву»

    Логопед: Ребята, обратите внимание у вас на столе еще карточки. На них изображен круг. Какую букву он вам напоминает? (О) Как вы думаете, в какие буквы можно превратить круг? Правильно, если мы пофантазируем дорисуем элементы, тогда получится другая буква. Сейчас я превращаю вас с волшебных художников! И вытогдаточно сможете обычный круг превратить в яркие, веселые, озорные букв. Раз, два, три, четыре пять начинаем рисовать….. (дети дорисовывают элементы, что бы получилась буква). (звучит музыка, дети рисуют) Ребята, покажите, что у вас получилось. (дети показывают и называют получившиеся буквы)

    Логопед: Прекрасно. У нас получились такие разные, яркие буквы. Мы можем открыть последнее слово, прочитать всю пословицу.

    Предлагает открыть последнее шестое слово, прочитать пословицу.

    « Дерево держится корнями, а человек друзьями.»

    На экране видео: клоуны благодарят детей, говорят, что они настоящие друзья. Прощаются.

    Логопед : посмотрите, клоуны очень рады и благодарны, что вы им помогли. А вам самим понравилось помогать клоунам? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?

    И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички!

    Ребята,я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

    А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно не интересно - грустный.

    Теперь приглашаю всех в круг

    Собрались все вмести в круг

    Я твой друг и ты мой друг

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Учитель начальных классов МБОУ «Шаховская СОШ» с.Шахи, Павловский район, Алтайский край

    Данный материал представляет собой конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы (6-7 лет). Тема занятия: Звук [ч’], буква Ч.

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

    Тема: Звук [ч’], буква Ч.

    Цели:

    Создать условия для знакомства со звуком [ч’] и буквой Ч, которой он обозначается на письме;

    Выделить характерные особенности звука [ч’], уточнить его артикуляцию;

    Упражнять детей в умении выделять звук [ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове, придумывать слова с заданным звуком;

    Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;

    Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга, работать в течение всего занятия.

    Оборудование : презентация, компьютер, проектор, сигнальные карточки, карточки-смайлики, элементы буквы Ч для каждого ребенка (изготовленные из бархатной бумаги).

    Ход занятия

    1. Приветствие.Проверка готовности к занятию.

    Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на партах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.

    2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.

    Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

    У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение. (педагог тоже показывает смайлик). Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.

    Итак, ребята, за работу!

    3. Актуализация знаний.

    На прошлом занятии мы выучили скороговорку. Давайте вспомним ее. (фото 1) (один ребенок напоминает остальным)

    Произнесем ее вместе медленно.

    Теперь произнесем ее быстро.

    Какой звук встречается чаще других?

    Вспомним, какой он: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Что еще мы знаем об этом звуке?

    Каким цветом на схеме обозначается твердый согласный? (фото 2)

    Молодцы!

    Какой буквой обозначается этот звук? (фото3). Назовем ее все вместе.

    4. Работа по теме занятия.

    Сегодня мы с вами должны познакомиться с новым звуком, узнать о нем много интересного, а еще познакомиться с буквой, которой он обозначается на письме.

    Для того, чтобы узнать, что это за звук, отгадайте загадку: (фото4)

    Он зеленый, попрыгучий,

    Совершенно неколючий,

    На лугу весь день стрекочет,

    Удивить нас песней хочет. (кузнечик)

    Кто это? А вы видели настоящих кузнечиков? А слышали ли вы, как стрекочет кузнечик?

    Я предлагаю вам сейчас послушать стрекотание кузнечика, но для того, чтобы его услышать, нам с вами нужно на минутку замереть и внимательно-внимательно слушать. (фото 5)

    Услышали, как стрекочет кузнечик? Давайте теперь мы с вами попробуем превратиться в маленьких кузнечиков и пострекотать: ч-ч-ч-ч-ч-ч.

    Какой звук мы с вами сейчас произносили?

    Как вы думаете, звук [ч’] согласный или гласный?

    Чтобы узнать, твердый он или мягкий, послушаем звуки в словах (работаем в тетради и по презентации). Приготовили карандаши. Что изображено на первой картинке? Будем слушать звуки в слове часы. (последовательно выделяем каждый звук в слове, даем ему характеристику, раскрашиваем кружки в нужный цвет: гласный звук - красный, согласный твердый - синий, согласный мягкий - зеленый) Что изображено на второй картинке? Слушаем звуки в слове чашка. (работа проводится аналогично) (фото 6)

    Итак, вы справились со схемами, молодцы! Что мы теперь можем сказать о звуке [ч’]? Еще ребята, звук [ч’] также, как и звук [ш] называется шипящим. (фото 7)

    5. Физминутка на ковриках.

    Мы на коврике стоим,

    Во все стороны глядим,

    Вправо, влево, вверх и вниз,

    Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

    Выше руки поднимай,

    Вправо, влево покачай.

    Вот так, еще раз,

    Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)

    Вправо, влево повернись,

    И соседу улыбнись.

    Вот так, еще раз,

    Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)

    Вправо, влево наклонись,

    Наклоняйся, не ленись,

    Вот так, еще раз,

    Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)

    А теперь пойдем вприсядку,

    Мы веселые ребятки,

    Вот так, еще раз,

    Получается у нас! (Выполняют полуприседания)

    А теперь мы все поскачем,

    Как веселый звонкий мячик.

    Вот так, еще раз,

    Посмотрите все на нас! (Прыжки)

    Руки выше подними,

    Только носиком дыши.

    Вот так, еще раз,

    И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)

    6) Продолжение работы по теме занятия.

    Ребята, звук [ч’] на письме обозначается буквой Ч ч. (Фото 8). Назовем ее правильно все вместе: че.

    Посмотрите внимательно на букву ч: на что она похожа? В тетрадках обведите в кружок те предмета, на который похожа буква Ч.

    Ребята, посмотрите, у каждого из вас на партах лежат элементы буквы Ч, нам нужно будет собрать из них букву. (дети складывают букву Ч)

    Молодцы, все быстро и правильно справились с этим заданием. А теперь проведите пальчиком по букве Ч, чтобы лучше ее запомнить. (дети пальчиком проводят по букве, элементы которой вырезаны из бархатной бумаги)

    Удалось вам получше запомнить букву Ч?

    А теперь внимательно посмотрим на доску, у нас в гостях очень умная ручка, которая умеет писать все-все буквы. Сегодня она нам покажет, как правильно пишется буква Ч. (фото 9)

    Давайте теперь попробуем повторить движения умной ручки: берем в ручки простые карандашики, и в воздухе попробуем написать букву Ч.

    Ну, а сейчас, я думаю, вы уже готовы поработать в тетрадях и сами написать букву Ч.

    7) Музыкальная физминутка.

    8) Закрепление полученных знаний.

    Вы у меня сегодня настоящие молодцы, так здорово работаете, что я думаю, пришло время и поиграть. На доске картинки с изображением предметов, нужно найти среди них те, в названии которых есть звук [ч’].

    Молодцы. А сейчас потренируемся находить в словах букву Ч: слова записаны на доске, вам нужно будет найти букву Ч и обвести ее в кружок. (фото10)

    Здорово, у вас все получилось! Я вам предлагаю послушать скороговорку и подумать, какой звук встречается чаще других.

    Потренируемся: повторяем все вместе скороговорку медленно, теперь быстро.

    9) Итог занятия. Рефлексия.

    С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали: какой он?

    Какой буквой обозначается?

    Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?

    Покажите, пожалуйста, свои смайлики: какое настроение у вас сейчас?

    Я рада, что ваше настроение и мое тоже улучшилось!

    Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!