• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Конспект методической разработки НОД «Игровое путешествие по сказке «Репка» (с блоками Дьенеша), старшая группа

    Вся образовательная деятельность НОД «Игровое путешествие по сказке «Репка» построена на использовании технологии развивающего обучения З.Дьенеша и предусмотрена для организации регламентированной деятельности со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений.
    Блоки Дьенеша представляют собой 48 геометрических фигур 3 основных цветов: красного, синего и желтого, 4 форм: круга, квадрата, прямоугольника и треугольника, двух размеров: большие и маленькие, двух свойств толщины: толстые и тонкие. Блоки можно начинать использовать с младшего дошкольного возраста.
    В данном занятии систематизирован авторский опыт работы педагога: при проведении занятия используются авторские игры с блоками Дьенеша, авторская методика ознакомления с составом числа из двух меньших с помощью блоков Дьенеша и авторская физкультминутка с анимацией.
    Непосредственно-образовательная деятельность построена в форме увлекательного путешествия по сказке. Реализуя сказочные задания, дошкольники выполняют игровые упражнения с блоками Дьенеша достаточно высокого уровня сложности.
    На занятии используются методы, активизирующие познавательную активность дошкольников: проблемные ситуации, развивающие игры. Методы и приемы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка, предусмотрены ситуации выбора для дошкольников. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет предупреждать физическую утомляемость детей, возможную при высокой умственной активности детей дошкольного возраста. В процессе познавательной деятельности созданы условия для творческой активности детей, задействованы сенсорные сферы ребенка, эмоционально – волевая сфера.
    Данная образовательная деятельность имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связанны общим содержанием и методикой. Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей, создание эмоционально-положительного фона, введение в игровую ситуацию и моделирование проблемной ситуации, вызывая интерес дошкольников на предстоящую деятельность.
    В ходе занятия в процессе развивающих игр наблюдаются высокая насыщенность занятости детей при умственной деятельности достаточно высокого уровня сложности, активная смена видов деятельности и методов обучения и воспитания.
    В завершении образовательной деятельности воспитателем предусмотрены рефлексия, подведение итогов познавательно-игровой деятельности и задания для последующей занятости родителей с детьми в домашних условиях с целью закрепления пройденного материала, что способствует целостности и эффективности образовательного процесса.
    Все предложенные игры, а также методику ознакомления с составом числа можно использовать как фрагменты других занятий, как совместную с педагогом, а в дальнейшем и самостоятельную деятельность детей для развития логического мышления, психических функций внимания, памяти, восприятия, речи, а также формирования мыслительных умений и способностей старших дошкольников.

    Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений».
    Интеграция ОО: «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира», «Речевое развитие», «Физическое развитие, «Социально-коммуникативное развитие».
    Программное содержание:
    Цель:
    Развитие логического мышления и психических функций внимания, памяти, восприятия, речи; формирование мыслительных умений и способностей.
    Задачи:
    Образовательные задачи:

    1) Закрепить состав числа 6 из двух меньших.
    2)Упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию (в том числе со знаком отрицания); соотносить размер объекта с размером геометрических фигур.
    3)Упражнять в арифметических действиях сложения в пределах 6.
    4) Систематизировать представления детей о родословной, генеалогическом древе.
    5) Познакомить с профессией дизайнера одежды.
    6) Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
    Развивающие задачи:
    1) Развивать логическое мышление и творческое воображение, способность к моделированию и конструированию в играх с блоками Дьенеша.
    2) Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
    3) Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
    4) Развивать внимание, память, воображение, речь, творчество, наблюдательность, познавательный интерес.
    5) Продолжать формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов по 4 признакам: цвету, форме, размеру и толщине, находить общее свойство совокупности.
    6) Совершенствовать стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи; пополнение словаря: родословная, генеалогическое древо, эскиз, дизайнер.
    Воспитательные задачи:
    1) Содействовать поддержанию интереса к математике, к развивающим играм с блоками Дьенеша.
    2) Воспитывать интерес к изучению своей родословной, желание создать генеалогическое древо своей семьи.
    3) Воспитывать любознательность, интерес к профессии дизайнера
    4) Воспитывать сочувствие, сострадание, уважение друг к другу, желание помочь.
    5) Формировать умение действовать в коллективе сообща, воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, самостоятельность.
    Оборудование: Видео и аудио сопровождение: аудиозапись музыки Э. Грига «Утро», мультимедийная презентация «Игровое путешествие по сказке «Репка»; авторская физкультминутка с эффектами анимации «Репка».
    Материал: Демонстрационный: магнитная доска, блоки Дьенеша, плакат «Состав числа 6», плоскостные изображения блоков Дьенеша, цифры 1-6, письмо, схема к игре «Найди нужную фигуру», толстый большой синий квадрат, тонкий большой синий прямоугольник, картинки «Платье», «Брючный костюм», «Костюм с юбкой», фотоаппарат, картинки «Генеалогическое древо» и «Математическое генеалогическое древо».
    Раздаточный: блоки Дьенеша, силуэты одежды с изображением символов блоков Дьенеша на вороте, рукавах и нижней части; силуэты ведерок и рыбок, схемы «Поймай рыбку», шаблоны генеалогического древа.
    Предшествующая работа: дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми с замедленным темпом развития, беседы о родословной и генеалогическом древе, рассматривание репродукции картины З.Серебряковой «На террасе в Харькове», чтение энциклопедии «Хочу всё знать» (раздел о генеалогическом древе)
    Форма проведения: совместная деятельность1 Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона занятия. Введение в игровую ситуацию. Сообщение темы занятия.
    Воспитатель: Собрались все дети в круг.
    Я - твой друг и ты – мой друг.
    Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
    Придумано кем–то просто и мудро
    При встрече здороваться: «Доброе утро!»
    - Доброе утро! – солнцу и птицам,
    - Доброе утро! – улыбчивым лицам.
    И каждый становится добрым, доверчивым,
    Пусть доброе утро длится до вечера.
    Воспитатель: Дети, сегодня утром почтальон доставил мне письмо для детского сада. Давайте его прочитаем: «Дорогие дети! Помогите мне, пожалуйста, составить генеалогическое древо. Я в большом затруднении, потому что даже не знаю, что это такое. Одна надежда на вас. Выручите меня, пожалуйста. Заранее благодарна, Ваша Мышка» Что будем делать?
    Воспитатель: Конечно же, надо помочь. Но как нам это сделать, ведь мы не знаем, из какой сказки Мышка? Скажите, дети, в каких сказках встречается мышка? Действительно, сказок, героиней которых является мышка, немало, как бы не ошибиться. Давайте воспользуемся подсказкой.


    Воспитатель: (показывает детям схему к игре «Найди нужную фигуру») Нам надо найти фигуру, которая соответствует какому числу? Да, числу 6. Давайте посчитаем, в каком ряду шесть фигур. Сколько фигур в первом верхнем ряду? Сколько фигур во втором? Сколько – в третьем? Верно, 6 фигур в третьем ряду. Какая наша фигура будет по толщине? Да, толстая. А по размеру? Совершенно верно, большая. По цвету она должна быть не… Да, не желтая и не красная, значит, синяя. И по форме она будет не круглая и не треугольная… Правильно, квадратная или прямоугольная. Таким образом, какую фигуру мы ищем? Да, конечно же, толстый большой синий квадрат или прямоугольник. И расположен он… Верно, на подоконнике. А на подоконнике 2 фигуры (выбор детьми нужной фигуры).
    Воспитатель: Дети, на квадрате загадка:
    В сказке жили, не тужили:
    Дедка, бабка, внучка, Жучка,
    Также кошка, еще мышка.
    Дружно вместе сообща
    Репку вытянули не спеша.
    Конечно же, это сказка «Репка». Итак. Начинаем путешествие в сказку «Репка».
    Воспитатель: Давайте вспомним начало сказки.
    Дети: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть: тянет - потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку». Воспитатель: А бабка говорит: «Я тебе, дед, обязательно помогу, но только после того, как ребята посчитают, сколько всего героев в нашей сказке?»

    3.Авторская методика ознакомления с составом числа 6 из двух меньших с помощью блоков Дьенеша.
    Воспитатель:
    Дети, сколько всего героев в сказке «Репка»? Совершенно, верно, 6. Давайте обозначим число цифрой (выкладываю цифру 6 на магнитной доске).
    Разделение фигур по размеру. Как еще можно разделить героев сказки по размеру? Сколько у нас маленьких героев? Да, одна мышка. Фигурой какого размера покажем мышку? Совершенно верно, маленьким треугольником. Обозначим число цифрой (выкладываю маленькую фигуру во второй ряд слева; ниже, в третий ряд – цифру 1). А сколько всего героев не маленького размера?. Конечно, 5, отметим их фигурами какого размера? Безусловно, большими фигурами. Обозначим число цифрой (выкладываю большие фигуры во второй ряд справа, цифру – в третий ряд). Значит, 6 – это сколько и сколько? Да, 1 и 5.


    Разделение фигур по цвету. Как еще можно разделить героев сказки на группы? Да, по возрасту. Сколько у нас немолодых героев? Верно, двое: бабка и дедка. Предлагаю обозначить их синим цветом. Сколько синих фигур мы возьмем? А сколько в сказке молодых героев? Конечно, 4. Их мы обозначим… Да, красным цветом. Кто хочет разложить фигуры у доски? (ребенок выкладывает блоки и цифры с помощью взрослого). Значит, 6 – это 2 и 4.


    Разделение фигур по форме. По какому признаку можно разделить героев сказки «Репка»? Да, на людей и на животных.. Какой формой мы отметим людей? Сколько всего кругов нам понадобится? Какой формой мы обозначим животных? Сколько треугольников мы возьмем? (выкладывание фигур и цифр ребенком у доски). Значит, 6 – это 3 и 3.


    Давайте повторим, 6 – это 1 и 5, 2 и 4, 3 и3. (по схеме «Состав числа»)
    Воспитатель: Молодцы, путешествуем дальше. Кто хочет продолжить сказку?
    Дети: «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку»
    Воспитатель: А внучка говорит: «С удовольствием помогу, но только после того, как вы поможете мне украсить мне наряд к празднику".

    4.Авторская игра с блоками Дьенеша «Мастерская дизайнера» (работа с раздаточным материалом) Воспитатель: Сейчас мы отправляемся в мастерскую дизайнера одежды. Вы знаете, кто такой дизайнер одежды? Дизайнер одежды - это человек, который придумывает новые модели одежды, помогает нам стать красивее. Согласитесь, было бы очень скучно, если бы все ходили в одинаковой одежде. Вот и внучку мы сейчас порадуем и изготовим ей новые образцы одежды. Внучке можно помочь украсить на выбор платье, блузку с юбкой и жакет с брюками. Давайте внимательно рассмотрим ваши эскизы одежды. Эскиз – это рисунок одежды, по которому в мастерской изготовят новые красивые наряды. Итак, нам нужно украсить ворот одежды, рукава, и, наконец, подол платья, юбки или брюк. Все понятно?


    Воспитатель: Теперь вы должны выбрать, в какую дизайнерскую мастерскую вы отправитесь. Я вам предлагаю стать дизайнерами платья, брючного комплекта и костюма с юбкой. Выбор за вами.
    (Дети выбирают дизайнерское направление и украшают одежду по схеме)
    Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько одежды вы украсили. Внучка благодарит вас. А это значит, что сказка продолжается, помогайте, ребята.
    Дети: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку».
    Воспитатель : Жучка охотно прибежала на помощь, но прежде чем начать работать, предлагает всем вместе с ней потанцевать.

    5. Авторская физкультминутка с эффектом анимации «Репка».
    6.Авторская игра с блоками Дьенеша «Подводное царство»
    Воспитатель:
    Кто хочет дальше продолжить сказку?
    Дети: «Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку».
    Воспитатель: Но кошка прибежать не может, так как очень голодна. Предлагаю помочь кошке поймать рыбок в реке к обеду. Вот вам ведерки, в которые вы должны поймать рыбок в соответствии с символами.


    (Дети самостоятельно находят рыбок в соответствии с символами, задания предлагаются разной степени сложности в зависимости от уровня развития детей)
    Воспитатель: Молодцы, хороший улов получился. Кошка наелась и готова тянуть репку. А мы продолжаем путешествие по сказке.
    Дети: «Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку».
    Воспитатель: Мышка прибежала и предлагает вам помочь ей составить генеалогическое древо семьи. Кто скажет, что такое генеалогическое древо? Правильно, это родословная семьи. С давних времен у людей существовал обычай вести свою родословную. О чем рассказывает родословная? Правильно, родословная рассказывает о своей семье, родственниках и об истории семьи - предках. Ребята, как вы думаете, должны ли дети знать историю своей семьи? Для чего нужно знать историю своей семьи?
    Воспитатель: Посмотрите на рисунок. Здесь родословная показана в форме генеалогического древа.

    7.Авторская игра с блоками Дьенеша «Составим генеалогическое древо»
    Воспитатель:
    Давайте попробуем составить генеалогическое древо Мышки с помощью волшебных блоков.
    Воспитатель: Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную своей семьи? У дерева есть крепкие, глубокие корни. Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Почему родословную начинают составлять с дедушки и бабушки? (потому что они самые старшие в семье). Именно благодаря им у нас появились дружные и крепкие семьи. Какой фигурой мы обозначим дедушку? (большим толстым синим прямоугольником). А бабушку? (большим красным толстым кругом). Почему?
    Воспитатель: Далее. У дерева есть крепкий, высокий ствол, от него вправо и влево отходят ветви: на них расположены наши любимые… Совершенно верно, мамы и папы, дяди и тети. Какую фигуру мы выберем для папы Мышки? (большой синий тонкий прямоугольник или квадрат) А для ее мамы? (большой тонкий треугольник красного или желтого цветов). Прочему мы выбрали именно эти фигуры?
    И, наконец, на вершине дерева, на самых ее молоденьких веточках, находятся… Конечно же, дети. Какую фигуру мы возьмем для обозначения дочки Мышки? (маленький тонкий треугольник красного или желтого цветов). А для ее брата Мышонка? (маленький синий тонкий прямоугольник или квадрат). Почему мы сделали такой выбор?


    Воспитатель: (фотографирует генеалогическое древо семьи и показывает картинку с изображением генеалогического древа детям) Молодцы. Мы с вами составили математическое генеалогическое древо семьи Мышки. И самое главное, мы выполнили просьбу нашей Мышки и отправим ей фото нашего генеалогического древа.
    Воспитатель: Таким образом, каждый ярус генеалогического древа указывает на одно поколение: поколение кого? (дедушек и бабушек, родителей, детей) Этой традиции нужно обязательно следовать, стараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память.
    Воспитатель: А наша сказка близка к завершению. Взялись они все вместе за репку и вытянули её из земли. Как вы думаете, почему они смогли вытянуть репку? (Тянули все вместе, дружно, они жили большой и дружной семьей). И мы сейчас будем дружной семьей.
    8. Пальчиковая игра «Дружная семья»
    Раз, два, три, четыре –
    Кто у нас живёт в квартире.
    Папа, мама, брат, сестрёнка,
    Кошка Мурка, два котёнка,
    Мой щенок, сверчок и я –
    Вот и вся моя семья!

    10. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми. Формирование навыков самооценки. Формирование коммуникативных навыков.
    Воспитатель:
    Понравилось вам наше путешествие по сказке «Репка»? Чем мы занимались во время нашего путешествия? Что нового узнали? Что такое генеалогическое древо? Кто такой дизайнер одежды? Зачем нужен эскиз дизайнеру? Чему научились? Что вам больше всего понравилось и запомнилось? С какими трудностями вы встретились?
    Воспитатель: Вот мы и выполнили просьбу нашей Мышки. На память о нашем путешествии она вам дарит шаблоны генеалогического древа, чтобы вы дома вместе с родителями смогли составить свою родословную и познакомить нас с нею. Узнайте побольше о своих предках, нарисуйте их, наклейте фотографии, подпишите с помощью родителей. Мы обязательно устроим выставку ваших генеалогических древ и вы познакомите нас со своими предками. До новых путешествий.

    Литература:
    1. Б.Б. Финкельштейн. Давайте вместе поиграем. - Санкт-Петербург: Корвет, 2001.
    2. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2000.

    Приложение 1

    Методика ознакомления с составом числа из двух меньших с помощью блоков Дьенеша

    Материал: блоки Дьенеша, отличающиеся по 3-4 признакам (количество соответствует числу, с составом которого происходит ознакомление), цифры, схема «Состав числа».
    Содержание : 1. Разделение фигур по размеру.
    2.Разделение фигур по цвету.
    3.Разделение фигур по форме.
    4.Разделение фигур по толщине.
    Ознакомление с составом числа 9 из двух меньших. Материал: блоки Дьенеша: 2 больших красных толстых круга, 2 маленьких тонких красных круга, 2 маленьких толстых синих круга, маленький синий тонкий круг, маленький красный тонкий квадрат; цифры 1 - 8, схема «Состав числа 8» .
    Содержание: Дети, сколько всего блоков? Давайте обозначим число цифрой (выкладываю цифру). Чем отличаются фигуры? Как можно разделить блоки на группы? (по цвету, форме и размеру)
    Разделение фигур по форме. По какому признаку можно разделить блоки? Да, по форме. Сколько квадратов? Обозначим число цифрой 1 (выкладываю квадрат во второй ряд; ниже, в третий ряд – цифру 1). А сколько всего кругов? Обозначим число цифрой 7 (выкладываю круги во второй ряд, цифру – в третий ряд). Значит, 8 – это 1 и 7.
    Разделение фигур по размеру. Как еще можно разделить блоки? Сколько всего больших фигур? Обозначим число цифрой (выкладываю большую фигуру во второй ряд; ниже, в третий ряд - цифру). А сколько всего маленьких фигур? Обозначим число цифрой (выкладываю маленькие фигуры во второй ряд, цифру – в третий ряд)
    Разделение фигур по цвету. Как еще можно разделить фигуры на группы? Да, по цвету. Сколько красных фигур? А сколько синих? (ребенок выкладывает блоки и цифры с помощью взрослого). Значит, 6 – это 2 и 4.
    Разделение фигур по форме . Ещё по какому признаку можно разделить блоки? Да, по форме. Сколько кругов? А сколько квадратов? (выкладывает ребенок, дети исправляют недочеты). Значит, 6 – это 3 и 3.
    Разделение фигур по толщине . А по-другому можно разделить фигуры? Правильно, по толщине. Сколько тонких фигур? А толстых? (выкладывает ребенок, самопроверка). Значит, 6 – это 4 и 2.
    Давайте повторим, 6 – это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3 (по схеме «Состав числа»)Игра «Мастерская дизайнера»
    Возрастная категория : старший дошкольный возраст.
    Цель: Учить украшать одежду по заданным правилам и алгоритму, упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию; развивать логическое и комбинаторное мышление и творческое воображение, внимание, способность к декодированию информации и моделированию.
    Материал: блоки Дьенеша, силуэты одежды с изображением символов блоков Дьенеша на вороте, рукавах и нижней части, карточки с символами свойств (цвет, форма, размер, толщина) и символами отрицания этих свойств.
    Игровое правило: Украшать ворот, низ рукавов и низ одежды по заданным свойствам.
    Варианты игры: Самостоятельно задавать свойства украшения одежды.
    Украшать одежду в другом дизайне (пояс, по центру сверху-вниз, по всей поверхности одежды, в одном цвете (форме, размеру) и др.
    После украшения одежды преобразовывать, изменяя 1-4 заданных свойства.

    Игра «Подводное царство»
    Возрастная категория : старший дошкольный возраст.
    Цель: Упражнять в систематизации и классификации рыб по 4 свойствам (цвет, форма, размер, толщина), развивать логическое мышление, творческое воображение, способность к моделированию и конструированию, умение рассуждать, доказывать.
    Материал: 48 рыбок (каждый элемент, подобно логическим блокам Дьенеша, характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной), ведерки красного, синего и желтого цветов, макет водоема, карточки с символами свойств (цвет, форма, размер, толщина) и символами отрицания этих свойств.
    Игровое правило: Располагать пойманных рыбок в ведерки в соответствии с карточками-символами.
    Варианты игры: «Превращать» рыбок, заменяя карточки на ведерке другими символами.
    Последовательно изменять рыбок, используя схему со стрелкой разной степени сложности.
    Превращение рыбок при попадании в другое ведерко, изменяя 1-4 заданных свойства, используя блоки Дьенеша или символы блоков.

    В занятиях с блоками Дьенеша используют карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (размер, цвет, форма, толщина):

    • цвет обозначается пятном
    • размер - силуэт домика (большой, маленький).
    • форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
    • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

    Кроме карточек, на которых изображены свойства фигуры, существуют карточки с отрицанием свойств: например: “не синий”.

    Карточки могут быть использованы не только как дополнение к блокам Дьенеша, но и как самостоятельный материал для игр. Занятия с такими карточками помогают развивать у ребенка умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их символическим обозначениям. Ниже приведены несколько примеров занятий с карточками.

    Знакомство с карточками

    Ребенку показывают карточку с изображенным на ней одним или несколькими свойствами. Например,

    • если ребенку показывают “красное пятно”, то нужно отложить все красные блоки;
    • “красное пятно и одноэтажный домик” - откладываем все красные маленькие фигуры;
    • “красное пятно, одноэтажный домик и силуэт квадрата” - это красные маленькие квадраты - толстые и тонкие и т.д.

    Игра “Найди собачку”

    Выложите перед ребенком 8 блоков, под одним спрячьте изображение собачки. С помощью карточек составьте ответ для ребенка - под какой фигурой спряталась собачка. Чтобы найти собачку ребенку необходимо расшифровать свойства фигуры, изображенные на карточках (красный большой круг).

    Игра “Опиши фигуру”

    Выберете с ребенком любой блок. Вы описываете свойства этой фигуры словами, а ребенок выкладывает карточки с соответствующими признаками этой фигуры.

    Игра “Угощение”

    Ребенок угощает свои игрушки “печеньями” (фигурами). Карточки кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же признаком. Ищет еще одно “печенье”, отличающееся только этим признаком. Угощает куклу - в правую руку - одно “печенье”, в левую руку - другое.

    Например: выпала карточка «большой», ребёнок выбрал логическую фигуру: большой синий квадрат. Далее ребенок подбирает второе “печенье”: маленький синий квадрат. Печенье отличается по размеру.

    Если ребенок успешно справляется, задание можно усложнить - отличие не по одному, а по двум, трем и четырем признакам.

    Игра “Чертеж”

    Для этой игры используются карточки, обозначающие свойства и “не-свойства ”.

    Нарисуйте “чертеж” замка, где каждый элемент обозначен карточкой. Предложите ребенку построить замок в соответствии с вашим чертежом.

    Например:

    • “фундамент замка” - два не-синих прямоугольных блока;
    • “первый этаж” - не-круглые не-красные блоки;
    • “второй этаж” - желтые не-треугольные не-тонкие блоки;
    • “крыша” - красные не квадратные блоки.

    Логические кубики

    Помимо логических блоков и карточек, существуют еще логические кубики. На гранях кубиков изображены признаки блоков (размер, цвет, форма, толщина), символы отрицания признаков, а также кубики, на гранях которых изображены цифры. Логические кубики, как и карточки, предлагают большое разнообразие игр для ребенка. Игра становится более увлекательна, поскольку предусматривает возможность случайного выбора свойств - подбрасывание кубика.

    Кроме того, существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать.

    Игры с логическими блоками Дьенеша для свмых маленьких смотрите .

    Игры с логическими блоками Дьенеша для детей 4-5 лет смотрите .

    Делитесь вашими комментариями и идеями.

    МАДОУ»Детский сад № 418»

    Конспект НОД

    по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе

    "Путешествие в город геометрических фигур "

    Подготовила и провела С.К.Сазыкина

    г.Пермь 2014г.

    Программное содержание.

    1. Учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства.
    2. Развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине), развивать восприятие, внимание.
    3. Упражнять в узнавании цифр от1 до5.
    4. Развивать внимание, воображение, логику.

    Ход занятия:

    Дети играют на ковре. Помощник воспитателя вносит посылку.

    • Посылка

    Воспитатель: Ребята, нам прислал посылку, а в ней письмо! Давайте прочитаем его: «Ребята, потерялись геометрические фигуры. Помогите им попасть обратно в страну геометрических фигур. Поможет вам путешествовать ваш ковёр-самолёт.»

    Что же ребята делать? (Помочь фигурам)

    «Надо сесть на ковёр-самолёт, взяться за него, сказать заклинание:

    Наш ковер-самолет! Отправляйся в полет!» (Звучит музыка - полетели.)

    Пролетаем город, над полями мы летим. Держим ковер крепко. Можно упасть, если мы его отпустим.

    Вот попали мы в волшебную страну. Давайте посмотрим вокруг, что мы видим?

    • Замок

    Ой! На двери замок. Волшебный. Наверное, чтобы его открыть тоже нужно заклинание сказать. Но в письме о нём ничего не написано.

    Давайте подумаем, как его открыть?

    *предложения детей.

    Попробуем открыть, набрав какой-нибудь код. (Воспитатель называет код, дети показывают названную цифру на своих карточках.)

    Посмотрим внимательно на замочек. Что же здесь нарисовано? Назовите одним словом? (Фигуры)

    Давайте подумаем, наверное, нужно нажать на какую-то фигуру, чтоб открылся замочек? А какую?

    Чем различаются эти фигуры? Какая тут фигура лишняя? Не такая, как все другие? (Лишняя маленькая фигура! Все фигура большие, а эта фигура маленькая.)

    Чем ещё она отличается? (У всех фигур есть углы, а неё нет.)

    Нажимай, Катя, скорее!

    Вот дверь и открылась!

    • Карта

    Заходите в волшебную страну! А вот и карта страны геометрических фигур!

    Квадрат: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что сумели открыть дверь в волшебную страну! Догадались! Наверное, волшебниками будете.

    Квадрат: Вот план города геометрических фигур. Посмотрите на наш город. Как вы думаете, почему этот город так называется? (Здесь живут геометрические фигуры.)

    Посмотрите, это главная дорога в этой стране.(Показывает указкой) А справа и слева - районы. Как вы думаете, вот это (справа) район каких фигур?

    Маленьких или больших? (показывает условный знак: справа - маленький, слева - большой)

    Мы сейчас находимся в районе маленьких фигур. Как в любом городе тут есть улицы.

    У улиц есть названия. Тут даже указатели стоят:

    Эта какая улица? Цветом? (Синяя, желтая и красные.)

    Давайте теперь пройдем в район больших фигур. Где красная улица? Синяя? Желтая?

    На каждой улице есть домики и у каждого домика есть адрес. Какая это фигура? Все домики для разных геометрических фигур. Если они стоят в районе больших фигур, то они все какие по размеру? (большие)

    На красной улице живут какие фигуры? (красные).А на желтой? Синей?(показывают указкой)

    Квадрат: Ребята, вы взяли фигуры с собой, которые заблудились. Помогите им найти свои домики. (Дети раскладывают фигуры по домикам.)

    Квадрат: Вы, молодцы, помогли фигурам вернуться домой. Покажу я вам за это наши поезда и волшебную полянку. Поехали на станцию на машине. Заводим машину: бр-р-р-р; берём руль, поехали.

    Приглашает детей за столы; на столах блоки Дьенеша и паровозики на каждого ребёнка.

    • Поезд

    Квадрат: Каждый из вас сейчас построит паровозик, но будьте внимательны, я буду называть-описывать каждый вагон.

    Положите паровозик слева. Первый вагон – синий и круглый, второй – красный и треугольный, третий – жёлтый и квадратный, четвёртый – синий и прямоугольный, пятый- жёлтый и круглый. (Воспитатель на доске выкладывает вагончики.)

    Посчитайте сколько всего вагончиков у вас в поезде. (Пять)

    Молодцы! Можете работать машинистами поезда. Раз вы справились с таким трудным заданием. Покажу я вам ещё волшебную поляну.

    • Волшебная поляна (На ковре лежат квадраты Воскобовича)

    Живут здесь волшебные квадраты, которые умеют во всё превращаться. Сейчас все станете волшебниками и превратите их во вкусные конфетки. (показ воспитателя, дети повторяют, загибая два противоположных угла у квадрата.)

    Конфетки превращаются в прекрасные лодочки. (Дети превращают конфетки в лодку, сгибая конфету пополам.)

    Ну, ребята прощайте, меня ждут в другой группе. Вам понравилось в городе геометрических фигур? Подарю вам волшебные квадраты. Они помогут вернуться обратно в группу. Досвидания ребята. (Квадратик уходит.)

    Давайте отправимся обратно на лодках.

    Звучит фонограмма течения реки.

    Быстрая река, сильное течение. Качает нашу лодочку.

    Наклонились вправо, влево!

    Вот, мы приплыли.

    Понравилось вам путешествие? А что больше всего запомнилось? (Выслушать ответы детей.)

    Ответственные родители придумывают для своего малыша интересные задания, используя многочисленные дидактические пособия – как покупные, так и изготовленные своими руками. К числу фаворитов, помогающих не только весело провести время, но и улучшить математические навыки и развить логику, относятся игры для детей с блоками Дьенеша. Они могут смело использоваться в работе с дошкольниками от 2 лет и младшими школьниками (до 10 лет).

    Цель, задачи методики

    Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, направленный на развитие логики малышей. Дополнением набора являются карточки, на которых в схематичной форме представлены свойства, а также отрицание свойств.

    Целью методики является развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

    Задачи использования блоков Дьенеша довольного разнообразны:

    • развитие и совершенствование умения проводить анализ формы предметов;
    • улучшение умения сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам;
    • развитие фантазии и творческого начала у детей.

    Занятия формируют у малышей настойчивость, стремление решить поставленную задачу, помогут приобрести веру в свои силы, стремление мыслить, принимать решения, догадываться.

    Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

    • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
    • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
    • План-схему для составления таких занятий дома

    Подпишись и получите бесплатно:

    История создания

    Замечательное пособие для развития математических навыков, мышления и воображения появилось благодаря трудам венгерского исследователя, педагога и математика Золтана Дьенеша, который поставил своей целью сделать постижение точной науки максимально увлекательным для детей. Основной принцип методики звучит так: обучение должно проводиться не в скучной форме, когда ребенку приходится внимательно слушать пояснения, а после – повторять за учителем, а в процессе увлекательной игры, дающей старт развитию умения мыслить самостоятельно и проявлять фантазию.

    Дьенеш изучал специфику протекания познавательных процессов у дошкольников и выявил закономерность – дети хорошо осваивают числа и простейшие арифметические действия, но очень слабо понимают абстрактные категории. Малыши пытаются найти ответ, используя готовый шаблон, что получается отнюдь не всегда. Поэтому педагог и придумал такое пособие, в котором знакомство со сложнейшими понятиями происходит в наглядном виде.

    В простой и понятной форме, получая удовольствие, маленький ребенок знакомится с абстрактными категориями и понятиями, что очень пригодится ему и в школе, и в дальнейшей жизни.

    Сейчас подобрать для своего малыша, вне зависимости от его возраста, подходящую игру не составит труда. Можно приобрести один из альбомов, занятия с которыми будут очень интересны для дошкольников (это альбом для самых маленьких – детей 2-3 лет, «Давайте поиграем», «Лепим нелепицы» и так далее).

    Лучший возраст

    Заниматься с блоками Дьенеша могут дети разных возрастных групп.

    • Самые маленькие – от 2 лет – могут использовать элементы набора как замещающие предметы и играть в простейшие увлекательные игры (например, «Покорми животных»).
    • Средняя дошкольная группа. При помощи цветных фигурок ребята могут выстраивать различные картинки, пользуясь готовыми схемами или же подключая собственную фантазию.
    • Старшая дошкольная группа. Блоки становятся отличным способом улучшить математические навыки, научиться считать, получить важнейшие представления о том, что такое «больше» и «меньше».
    • Начальная школа. Многочисленные занятия с блоками Дьенеша позволят в увлекательной нескучной форме проработать моменты, с которыми не удалось разобраться на уроках, а также закрепить свои знания, улучшить способность мыслить логически.

    Для каждого возраста разработаны свои упражнения, которые будут интересны и доступны детям. Родители могут воспользоваться уже готовыми вариантами из картотеки или же придумать что-то свое.

    Положительное воздействие

    Рассмотрим, на какие сферы в развитии ребенка влияет использование данного дидактического пособия. Их несколько:

    • память;
    • мышление;
    • воображение;
    • умение мыслить логически;
    • внимание;
    • аналитические способности;
    • настойчивость, желание справиться с поставленной целью самостоятельно.

    Регулярное обращение к блокам Дьенеша способствует также развитию речи. В активный словарь ребенка постепенно начинают входить абстрактные слова, прилагательные, обозначающие цвета, размеры, формы. Реплики малыша становятся более сложными, он начинает приводить доказательства своей мысли, поскольку научился мыслить логически.

    Таковы полезные свойства использования блоков Дьенеша. Однако следует отметить и некоторую однобокость методики, которая направлена на развитие в первую очередь математических способностей малыша. Поэтому родителям следует придумать, какие еще пособия они будут задействовать.

    Как использовать блоки?

    В набор, предназначенный для дидактической игры, входят не только сами блоки (48 геометрических фигур), но и альбомы, и описание игр, которые могут использоваться в организации занятия с детьми.

    Сами фигуры различаются по нескольким параметрам, одинаковых элементов нет:

    • есть несколько цветов: желтый, красный, синий;
    • по форме блоки представляют собой – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник;
    • размеры также различны, элементы могут быть как большими, так и маленькими.
    • толщина: тонкие и толстые.

    Дидактические игры с блоками Дьенеша отличаются разнообразием, и использование той или иной из них зависит от возраста и способностей конкретного ребенка. Причем современные педагоги советуют обращать внимание именно на развитие малыша: некоторые дети могут приступить к овладению новыми знаниями гораздо раньше (или позднее) сверстников, но ничего противоестественного в этом нет.

    Создатель методики предложил опираться на несколько этапов работы с пособием.

    1. Свободная игра. Здесь нет каких-либо установленных правил, ребенок сам их придумывает. Таким образом происходит первое знакомство с миром математических фигур.
    2. Игра по правилам. Родители объясняют, что нужно делать, задача ребенка – повторить. Например, «повтори узор» – малыш должен сложить из фигурок набора представленный на рисунке готовый вариант.
    3. Математические игры.
    4. Знакомство с числами.
    5. Использование блоков Дьенеша для выполнения первых арифметических действий.

    Переход на новый этап должен быть постепенным, происходить в тот период, когда ребенок к нему готов.

    Игры с малышами

    Использовать блоки Дьенеша можно начиная с 2 лет, однако средний возраст, когда дети начинают испытывать к ним интерес, – 3 года.

    В расписание самых маленьких можно включить следующие увлекательные и полезные игры.

    • Распределение фигурок по группам. Самое простое задание – разложить элементы набора по кучкам в зависимости от цвета. Потом задание усложняется, родитель просит ребенка сгруппировать элементы одного размера, одной формы. Далее – еще интереснее: теперь необходимо найти среди элементов, например, желтый треугольник.
    • «Найди такой же». Родитель показывает ребенку определенную фигурку, например синий треугольник, и просит найти из набора похожий элемент, например треугольник любого другого цвета или же какой-либо желтый элемент. Аналогичным образом выполняется задание «Найди другой», но теперь задача ребенка – обнаружить отличающуюся фигурку (другого цвета, формы, размера).
    • Игры с альбомами. Для этого необходимо приобрести или скачать в интернете специальные красочные картинки, на которых изображены цветы, животные, автомобили из геометрических фигур. Ребенку нужно будет понять, какой именно из элементов набора следует приложить к картинке (например, круг – это колесо машины или лепесток цветка), определиться с цветом и размером и завершить рисунок.
    • «Покормим животных». Отличная игра для малышей, которая научит их распределять фигурки по группам. Родитель создает своеобразный зоопарк, рассаживая за столом игрушечных зверей. Далее дает задание – покормить их, используя в качестве пищи элементы из набора. Но каждый из жителей зверинца ест только свой собственный корм (например, львенку по душе красные фигурки). Задача ребенка – накормить зверей. Постепенно следует усложнять задания. Через некоторое время львенок должен полюбить не просто красные элементы, а именно квадраты.
    • Конструирование. Это очень интересная игра для малышей 3-3,5 лет, позволяющая развивать их творческое начало. Родители просят ребенка создать домик, предмет мебели, лесенку – малыш конструирует предложенные варианты.

    Чтобы постепенно усложнять задачу, стоящую перед крохой, на первых этапах можно разрешить ему пользоваться схемой с готовыми вариантами, а после – предложить пофантазировать или попробовать вспомнить. И то, и другое будет полезно для получения важнейших навыков.


    Очень интересны и занятия «Продолжи ряд», которые помогают развивать логическое мышление. Оптимальное время для начала тренировок – с 3 лет. Родители могут предложить разнообразные задания.

    • Разложить на столе простую «цепочку» из элементов красного, желтого и синего цветов и предложить малышу продолжить ряд. Его задача – в правильной последовательности распределить цвета.
    • Предложить ребенку продолжить цепочку таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых фигур (например, круги не располагались один за другим, красные элементы не находились рядом).
    • Самостоятельно придумать ряд так, чтобы рядом оказались фигуры одного размера, но различающиеся по цвету или форме.

    Такие задания помогут научиться выделять свойства фигур и проводить анализ.

    Занятия в среднем дошкольном возрасте

    В 4-5 лет можно продолжать работу с дидактическими играми, которые помогут сформировать у малышей первоначальные математические навыки и подготовить их к целенаправленным тренировкам в 6-7 лет. Родители могут предложить ребятам несколько увлекательных развлечений.

    «Магазин»

    Мама или папа заранее оформляет магазин, где товарами могут выступать игрушки, сладости, фрукты и тому подобное, а также выдает малышу определенные фигурки из набора, которые будут выполнять функцию денег. Каждый из товаров «магазина» имеет собственную стоимость (которая представлена также одной из фигурок). Задача малыша – разобраться, что именно он может себе позволить, и совершить покупку.

    Постепенно критерии выбора могут усложняться – например, мишка будет стоить не просто треугольник, а именно красный большой или два маленьких – синий и желтый.

    Играть в «Магазин» можно с несколькими детьми, так им будет гораздо интереснее.

    «Что изменилось?»

    Эта дидактическая математическая игра не только поможет улучшить память дошкольника, но и станет отличным приемом для развития мышления в увлекательной форме.

    Перед ребенком выкладывается определенная последовательность фигур, он должен ее запомнить.

    Есть два варианта игры.

    1. Одна из фигур убирается, задача дошкольника – вспомнить последовательность, сообразить, какого элемента нет, и вернуть его не место.
    2. Одна фигура заменяется другой, ребенок должен увидеть перемену и восстановить первоначальный ряд, исправить его.

    Постепенно можно усложнять задание, поменяв местами несколько блоков или включая в последовательность сразу 2-3 новые фигуры.

    «Второй ряд»

    Это эффективная тренировка аналитического мышления. Для работы потребуется несколько фигурок из набора.

    1. Родитель выкладывает определенный ряд из блоков, например синий и красный круги. Задача ребенка – догадаться, что следующим должен быть желтый круг, и доложить его.
    2. Второй вариант – взрослый создает другую последовательность, например несколько фигур одного цвета, ребенок должен сообразить, что следующий элемент также должен иметь такую же окраску, и продолжить ряд.

    Подсказывать не надо, дошкольник должен сам провести анализ и догадаться, какая фигура следующая.

    «Заселяем в домик»

    Для работы следует подготовить изображение домика, в котором будет несколько комнат. В каждом помещении следует нарисовать те фигуры, которые там «проживают», а также те, которых быть не должно (для этого рисуется элемент, например, круг, и перечеркивается). От ребенка требуется «поселить» элементы набора в предназначенные для них «помещения».

    Задания для старшей дошкольной группы (5-6 лет)

    «Украсим елку»

    Заранее следует подготовить елку своими руками: вырезать из зеленого картона либо нарисовать и раскрасить.

    Также взрослый готовит и карточки-подсказки, на которых изображены сами фигуры, окрашенные в цвета блоков, рядом с ними поставлена цифра – столько элементов следует поместить на елку в виде украшения. Задача ребенка – понять схему и верно украсить елку, используя фигуры из набора.

    Занятия с областями

    Такие игры помогают сформировать начальное представление о множествах. Для занятия по математике следует нарисовать на листе бумаги два круга – множества, не пересекающие друг друга. Ребенку необходимо поместить внутрь одного из них синие фигурки, а внутрь другого – красные. Желтые элементы остаются вне пространства. Упражнение поможет объяснить дошкольнику, что такое «внутри» и «снаружи».

    Когда упражнение станет получаться, задание усложняется: теперь два множества пересекаются, в один круг помещаются синие фигурки, во второй – желтые. Задача ребенка – догадаться, что должно находиться в области пересечения. Это могут быть элементы разных цветов, но одного размера и формы, например треугольники.

    Для развития логического мышления можно формулировать задания с частицей «Не». Например, говорить не «Помести в круг синие квадраты», а «Помести в круг не желтые и не красные квадраты».

    Цепочка усложненная

    Ранее подобное упражнение уже рассматривалось, но детям постарше следует предложить более сложный вариант. Родитель просит создать такую цепочку, чтобы соседние варианты фигур имели сходный признак:

    1. первым кладется желтый круг;
    2. второй фигурой может быть круг любого другого цвета или желтый, но треугольник или квадрат.

    Таким образом создается цепочка. Когда упражнение будет получаться легко и без проблем, следует попросить ребенка придумать такую последовательность, чтобы ее элементы полностью отличались друг от друга:

    1. желтый круг – первая фигура;
    2. вторая не должна быть ни кругом, ни любой желтой фигурой. Например, красный треугольник.
    3. третий элемент ряда – не треугольник и не красный.

    Чем больше элементов включит в цепочку дошкольник, тем лучше.

    Далее задание усложняется еще больше – родитель определяет число фигур, например шесть, ставит первый элемент и последний, от ребенка требуется так расставить блоки, чтобы получился законченный ряд из элементов, не совпадающих друг с другом по всем признакам.

    Прежде чем предлагать ребенку такое задание, следует самим проверить, имеет ли оно решение, то есть родителям необходимо предварительно собрать весь ряд.

    Занятия с блоками Дьенеша помогут подготовить дошкольника к поступлению в первый класс, развить его интеллект и творческий потенциал. Регулярные упражнения способствуют улучшению логического мышления, самостоятельности, умения анализировать, сопоставлять и противопоставлять. В доступной форме дети получают информацию о важнейших сложных категориях – цвете, размере, толщине, форме, а также представление о разнообразии предметов, огромном количестве вариантов, которые можно из них сложить.

    Конспект ООД с блоками Дьенеша в старшей группе «Нолик в гостях у ребят».

    Тип занятия: интегрированное (развивающая игра-развлечение).

    Образовательная область: познавательное развитие.

    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

    Раздел: общеобразовательная деятельность: «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем».

    Цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий.

    Программные задачи:

    Образовательные:

    Систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений (эталоны геометрических фигур), посредством дидактических игр и игровых заданий.

    Обобщать знания: о геометрических фигурах - треугольнике, круге, прямоугольнике, квадрате; в умение различать фигуры по форме, цвету, размеру, толщине.

    Закреплять умение изображать и выкладывать предмет из геометрических фигур, с помощью конструктивных средств, состоящей из нескольких частей..

    Поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.

    Упражнять в умении работать со схемами, по воображению.

    Учить эмоционально воспринимать и оценивать свою работу и работы своих товарищей, радоваться успеху, исправлять ошибки.

    Развивающие:

    Развивать познавательный интерес, внимание, память, практически- действенное мышление, сообразительность, умение производить логические операции.

    Способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речь, навыков свободного общения со взрослым.

    Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие, фантазию.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Развивать самостоятельность и желание добиваться положительного результата в работе.

    Развивать умение выполнять задания в группе и подгруппе сверстников, активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.

    Воспитательные:

    Воспитывать устойчивый интерес к математике, двигательной активности и художественно - эстетическому труду.

    Воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий.

    Воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

    Предварительная работа воспитателя: составление конспекта занятия, изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей, подбор музыкальных рингтонов, изготовить схемы, геометрические фигуры из бумаги; подбор оборудования, оформление группы.

    Предварительная работа с детьми: игры-беседы по активизации эмоционально-мыслительных процессов, отгадывание загадок, рассматривание плакатов и иллюстраций «Геометрические фигуры», логические игры и упражнения с блоками Дьенеша: «Найди клад», «Найди пару»; индивидуальные занятия, аппликация из геометрических фигур; геометрическое конструирование на плоскости (плоскостное моделирование): «Сложи узор».

    Формы организации ООД воспитанников с учетом интеграции образовательных областей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

    Формы реализации детских видов деятельности: актуализация чувственного опыта- сюрпризный момент, ориентирование в пространстве в процессе передвижения, решение проблемной ситуации, взаимодействие с героем в игровой форме, развивающая игра, гимнастику для глаз, дидактическая игра, беседа, физ. минутка, продуктивная деятельность.

    Используемые методы, приемы и технологии: проблемный (помочь найти мультипликационного персонажа); игровая мотивация (использование сюрпризных моментов (появление героя и предметов), дидактическая игра и упражнение; словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, использование художественного слова, оценка деятельности детей); продуктивные методы (практические): конструирование; физ. минутка; поощрение; анализ ООД.

    Виды детской деятельности: игровая (аудиозапись, дидактические, развивающие и логические игры), продуктивная (аппликация, конструирование), коммуникативная (беседа), двигательная (ориентирование в пространстве, физ. минутка).

    Словарная работа (закрепление терминов): одинаковые, разные, а так же названия форм, размера, цвета, толщины.

    Материал и оборудование:

    Раздаточный материал: печатные карточки-задания с заданием.

    Дидактические средства (демонстрационный материал): кукла Нолик (из м/ф «Фиксики»); учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», мольберт, изображение мультипликационных персонажей Фиксиков, рюкзак, печатные карточки со схемами, воздушный шарик; палки гимнастические.

    Оборудование: аудиозапись отрывка песни из мультипликационного фильма «Фиксики», запись рингтона СМС сообщения «К телефону подойди», мобильный телефон, фотоаппарат.

    Ожидаемый результат:

    Развитие элементарных математических способностей, представлений о параметрах «большой - маленький», «толстый - тонкий»

    Знания о форме, размере, цвете, толщине геометрических фигурах; умение изображать и выкладывать рисунок из геометрических фигур, с помощью конструктивных средств.

    Интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности.

    Навыки культуры речевого общения, совершенствования нравственного отношения к окружающему, умение работать коллективно.

    Ход занятия:

    Воспитатель:Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им доброго дня. Хорошо, когда в дом приходят гости. Но это еще не все, у вас сегодня будет еще гость, попробуйте догадаться, кто это.

    (звучит аудио запись из мультипликационного фильма «Фиксики» )

    Воспитатель: Ребята, кто же этот гость?

    Дети: Это Фиксики?

    Воспитатель: Да, Фиксики - это человечки, которые живут в разных приборах, вещах созданных руками человека. Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – растопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы. Фиксики часто пользуются особым знаком, который украшает их одежду, рабочие инструменты и средства передвижения.

    А может Фиксик уже здесь, давайте сделаем упражнение для глаз и может мы его увидем.

    Физминутка для глаз «Где же Фиксики?»

    Надо глазкам отдых дать, будем быстро мы моргать. (Быстро моргать)

    Раз, два, три, четыре, пять, будем Фиксиков искать.

    Глазки пускай в потолок поглядят. (Посмотреть вверх)

    Головки опустим – на стол поглядим. (Вниз)

    И снова наверх – где там Фиксик бежит? (Вверх)

    И по кругу поглядим.

    Мы глаза закроем ладошками.

    Снова глазки мы откроем, на работу их настроим.

    В момент, когда дети закрывают глаза, воспитатель достает игрушку Нолика и ставит его на стол.

    Воспитатель: Давайте поздороваемся с Ноликом по Фиксиковски.

    Дети: Здравствуй, Нолик! (показать ладонь с тремя пальцами).

    Нолик: Привет, я Нолик.

    Воспитатель: Ребята, я пригласила Нолика к нам в группу, чтобы он познакомился с Вами и мы подружились.

    Нолик: Теперь мы друзья, только это секрет.

    (Звучит аудио сигнал «Компьютерный вирус»)

    Нолик чем-то огорчен.

    Воспитатель: Пока мы делали гимнастику для глаз, Нолик где-то в группе положил свой помогатор. А сейчас вирусная программа сделала его невидимым. Ребята давайте поможем Нолику уничтожить компьютерный вирус. Так как это вирус не человеческий, от которого люди болеют гриппом, а компьютерный математический, то и удалять его будем при помощи математических блоков Дьенеша. Давайте расскажем Нолику, что такое блоки Дьенеша.

    Дети: Это геометрические фигуры, которые отличаются по форме, цвету и размеру и толщине.

    ЗАДАНИЕ 1

    «Найди нужную фигуру». Индивидуальная работа по картам – схемам.

    Воспитатель: Мы нашли нужные элементы вирусной программы. Теперь нужно собрать их в определенной последовательности.

    ЗАДАНИЕ 2

    «Сложи цепочку из геометрических фигур по схеме». Коллективная работа по схеме.

    Вирус отключен Дети находят помогатор.

    Воспитатель: Ребята, для чего нужен помогатор? А что у него внутри? (Инструменты).А какие инструменты вы знаете? А для чего они нужны? (Ответы детей).

    Физкультминутка «Помогатор».

    Нолик: Мне Очень понравилось играть с блоками Дьенеша. Мы с Симкой любим раскладывать инструменты.

    Воспитатель:А наши ребята любят раскладывать блоки по секторам.

    ЗАДАНИЕ 3 «Положи фигуры в нужный сектор». Дети делятся на две команды, выбирают капитана. Раскладывают фигуры в нужный сектор «большой – маленький, толстый - тонкий». Капитан проверяет правильность выполнения задания.

    Нолик: А когда мы работаем с Симкой, например я ремонтирую телефон, а Симка – холодильник, то нам бывает нужно разделить инструменты. Некоторые нужны мне для работы, некоторые – Симке, а некоторые и мне, и ей.

    Воспитатель:А наши ребята любят раскладывать блоки в обручи.

    ЗАДАНИЕ 4 «Разложи блоки в обручи».

    Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы, чтобы Фиксики жили у нас в детском саду? Давайте попробуем расселить их в разные группы.

    ЗАДАНИЕ 5 «Рассели жильцов в дом».

    Нолик: Мне так у Вас понравилось, но я очень задержался у Вас в саду и Симка будет очень сердиться.

    Воспитатель: Я, кажется знаю, что нужно делать, Что любят девочки? (Играть в куклы). Давайте мы сложим для Симки Веселую куколку, сфотографируем ее, она увидит фотографию – улыбнется, а когда человек улыбается, он не может сердиться.

    ЗАДАНИЕ 6 «Кукла для Симки»

    Самостоятельная деятельность детей с демонстрационным материалом (повторение и закрепление знаний).

    Конструирование «Кукла для Симки».

    Нолик: Приступайте к заданию.

    Дети: (самостоятельная работа) .

    Воспитатель подходит к столам поочередно и стимулирует самостоятельную творческую деятельность детей.

    Воспитатель: Молодцы! Давайте подойдем и посмотрим, друг у друга, какие замечательные у нас получились куклы.

    Нолик: Я думаю, что Симке они тоже понравятся.

    Воспитатель достает из Рюкзака-помогатора фотоаппарат и передает Нолику. Нолик фотографирует работы детей и прощается с ними.

    Нолик: ТЫДЫЩ, ребята! До свидания! Я обязательно передам Симке фотографии ваших работ! С вами было очень интересно!

    Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия- обобщение знаний).

    Воспитатель приглашает детей встать в центре комнаты в круг.

    Воспитатель обращается к детям: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы такие молодцы, столько заданий выполнили! Ребята, а кто был у нас в гостях, из какого мультфильма?

    Ответы детей.

    Воспитатель: У меня в руках воздушный шарик, передавая его друг другу, я хочу, чтобы вы рассказали, что мы делали сегодня на занятии? Что нового вы сегодня узнали?

    Ответы детей: Играли в игры с геометрическими фигурами блоками Дьенеша, делали подарок «Куклу для Симки», играли с Ноликом и т.д.

    Воспитатель: Вы сегодня справились с заданиями и помогли Нолику понять, как надо дружно играть вместе. А теперь нам нужно попрощаться с нашими гостями!

    Дети: До свидания!