• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Поколение ветеранов, чья жизнь прошла при Советской власти, помнит, что трудящиеся СССР активно помогали зарубежным пролетариям, которых эксплуатировал капитал… Но сейчас положение в корне изменилось. Сегодня в России верховодит капитал, а государственная власть — его верный слуга… Братья по классу за рубежом всё это видят, знают. Но проявлять солидарность с нами не спешат… Может, надо заменить главный лозунг? Может, вместо призыва к интернационализму нужно придумать какой-нибудь сугубо российский призыв? У нас жгучих тем много».

    ТАКОВО АДРЕСНОЕ ОБРАЩЕНИЕ к газете «Правда», так как в нашей стране эти знаменитые слова больше ни на чьём «знамени» не начертаны и больше ни для кого официальным девизом не являются. После публикации прошло почти два месяца, но в редакционной почте не нашлось ни одного письма, в котором было бы поддержано предложение товарища Бедова. В нескольких письмах содержится решительный протест против высказанной инициативы, а абсолютное большинство читателей «Правды» сочли, что ситуация настолько однозначна и очевидна, что о ней и толковать не стоит. Такая реакция, безусловно, радует. Читатели считают лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» неотделимым от «Правды».

    Чеканный призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был завершающей фразой первого зрелого произведения научного коммунизма, созданного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, — «Манифеста Коммунистической партии». Благодаря этому призыв приобрёл огромную популярность. Однако надо признать, что точная и строгая формула существовала и до выхода в свет знаменитой работы.

    Когда в 1847 году «Союз справедливых» был переименован в «Союз коммунистов», то по предложению Маркса и Энгельса прежний общедемократический девиз «Все люди — братья!» был заменён новым. Преобразованная организация сделала наполненный классовым содержанием призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» своим девизом. Для этой партии он выполнял ту же роль, какую в Программе КПРФ выполняет заключительная фраза «Девиз КПРФ — «Россия, труд, народовластие, социализм!» А поскольку «Манифест Коммунистической партии» писался по поручению 2-го конгресса «Союза коммунистов», то Маркс и Энгельс вполне логично завершили его программный документ партийным девизом.

    В этой истории очень важно одно обстоятельство: «Союз коммунистов» был международной организацией. Её центрами являлись Лондон, Париж, Брюссель, 30 общин (организаций) партии работали в Германии. Чтобы в таких условиях борьба за классовые интересы, которую вместе со своими братьями по классу вели немецкие рабочие дома и в трудовой эмиграции, была успешной, позарез требовалась пролетарская солидарность. Такова история рождения самого известного в мире пролетарского лозунга.

    Потом он стал девизом Международного товарищества рабочих, более известного как I Интернационал. А вот партии, входившие во II Интернационал, стараясь вначале следовать этому девизу, обычно его в свои программы не включали. В первой Программе РСДРП, принятой II партсъездом в 1903 году, он тоже отсутствовал.

    Формула «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стала чрезвычайно актуальной для левых сил II Интернационала, не поражённых ржавчиной национал-патриотизма и социал-шовинизма, в годы Первой мировой войны. Не случайно большевистский Манифест ЦК РСДРП «Война и российская социал-демократия», принятый в самом начале войны 4 (17) ноября 1914 года, заканчивался призывом: «Да здравствует международное братство рабочих против шовинизма и патриотизма буржуазии всех стран! Да здравствует пролетарский Интернационал, освобождённый от оппортунизма!»

    Стоит заметить, что в главном политическом документе VII (апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б), проходившей 24—29 апреля (7—12 мая) 1917 года в Петрограде, чеканный призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» звучит всё ещё как бы в пересказе: «Товарищи рабочие! Мы зовём вас к тяжёлой, серьёзной, неустанной работе, сплачивающей сознательный, революционный пролетариат всех стран!»

    Между тем ленинская «Правда», начиная с № 2 после восстановления в марте 1917 года, рядом со своим названием (даже тогда, когда его потом приходилось часто менять из-за преследований со стороны Временного правительства Керенского) публиковала призыв международного товарищества коммунистов рядом с названием партии большевиков. Иначе говоря, «Правда» представляла его читателям так, чтобы он воспринимался как девиз и большевистской партии, и большевистской газеты. После победы Великой Октябрьской социалистической революции так и случилось: партийным девизом РКП(б) стали заключительные слова «Манифеста Коммунистической партии» — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

    ПОСЛЕ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ классический девиз коммунистов стал удивительно действенным, продуктивно работающим.

    В противостоянии мирового капитала и Советской власти участвовали не только интервенты 14 империалистических государств. Им противостояли в том числе рабочие Мадрида и Гамбурга, докеры Лондона и Марселя, когда отказывались выполнять военные заказы и отгружать их для войск интервентов. И шествия под лозунгом «Руки прочь от Советской России!» были не выдумкой репортёров.

    Нам непозволительно забывать про интернационалистов, защищавших с оружием в руках Советскую власть в годы Гражданский войны. Это были герои — хорват Олеко Дундич, чех Ярослав Гашек, венгры Мате Залка и Ференц Мюнних… Сколько их!

    Когда выкраивалась возможность, с удовольствием ходил на спецкурс коллеги, профессора Тюменского университета Владимира Алексеевича Данилова, об интернационалистах той огненной эпохи. Это у них мы учились мечте, воплощённой в песне про то, «чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать», а потом, в 1936—1938 годах, наши воины-добровольцы отдавали жизнь в Испании, выполняя интернациональный долг в первой в истории антифашистской схватке с путчистами генерала Франко.

    Под лозунг единства с Советским Союзом становились выдающиеся деятели мировой культуры, когда приехали в Москву для участия в Международном конгрессе революционных писателей. 23 ноября 1930 года «Правда» опубликовала ответы на вопрос: «Как вы относитесь к подготовке войны против СССР, какую позицию займёте во время войны против СССР?» Знаменитый немец — писатель Иоганнес Бехер ответил: «Пролетарские революционные поэты и писатели используют все средства, чтобы помочь Советскому Союзу, великой родине всех трудящихся, защититься от нападения мирового империализма».

    Он выполнил своё обещание. Другой — Фридрих Вольф отвечал: «Будущее покажет, в чём должно будет заключаться вмешательство интеллигента во время войны — пером или оружием». За образцовое выполнение боевых заданий в 1943 году он был награждён орденом Красной Звезды. Никто из 38 участников опроса не нарушил своего слова. Но и советский народ проявлял свою поддержку и помощь пролетариям Европы, Азии и Америки.

    Патриотический долг защиты первого в мире отечества трудящихся и интернациональная обязанность помощи пролетариату других стран в борьбе с всевластием капитала в реальной жизни тесно связаны, переплетаются, переходят друг в друга. Эту диалектику ещё 93 года назад убедительно раскрыл И.В. Сталин в докладе на краевом совещании коммунистических организаций Дона и Кавказа в г. Владикавказе 27 октября 1920 года. Он говорил:

    «Антанте вместе с Россией, очевидно, тесно на земле, одна из этих сторон должна погибнуть для того, чтобы утвердился мир на земле. Если так стоит вопрос, если так ставит его Антанта, — а она ставит его только так, — ясно, что… мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы привести в движение все силы страны для отражения нового удара. Всемерная поддержка социалистической революции на Западе, поддержка всеми силами, всеми средствами стран Востока, борющихся против Антанты за своё освобождение, — вот наши очередные обязанности, которые мы должны выполнять неуклонно, со всей энергией, если хотим победить».

    Член Советского правительства и Политбюро ЦК РКП(б) без малейшего лукавства конкретизировал эту задачу: «Дело в том, что западные государства (Германия, Италия и пр.) находятся в полной зависимости от Америки, снабжающей Европу хлебом… Я говорю о создании продовольственного фонда революций на Западе. У России нет особых продовольственных запасов, но она всё же могла бы собрать некоторые запасы…».

    События развернулись иначе. В следующем, 1921 году случился страшный неурожай. И трудящиеся всей планеты оказывали заметную помощь продовольствием Советской России.

    Что касается нашей помощи, то товарищ Бедов справедливо вспоминал в опубликованном в «Правде» письме и про МОПР, и про интернациональную поддержку через профсоюзы, и т.п. Но главным проявлением нашей солидарности был сам факт существования СССР. Я впервые услышал о коренном ухудшении положения трудящихся капстран после августа 1991 года от зарубежных товарищей в 1997 году на международной конференции в итальянском городе Урбино.

    СЕЙЧАС НЕМАЛО ЛЮБИТЕЛЕЙ попенять зарубежным пролетариям, что они уклонялись от проявления солидарности с нашим народом и во время контрреволюции 1991 года, и в продолжающуюся пору подлого процесса реставрации капитализма в России… Что ж, нет дыма без огня. Только и нам надо быть самокритичными. Разве среди нас не было ворчания по поводу былой помощи социалистическим странам? Разве мы, коммунисты, возвысили голос протеста против предательства кликой Горбачёва одного за другим государств Варшавского Договора в конце 1980-х годов? Это предательство и сегодня отдаётся всё ещё не завершённым процессом возрождения международного коммунистического движения. Наша неспособность защитить советский социализм привела к тому, что во многих европейских странах коммунистические партии, которые могли бы стать авангардом солидарности с трудовой Россией, находятся всё ещё в неотмобилизованном состоянии.

    К тому же, как показала мировая практика, братья по классу проявляют свою солидарность тогда, когда видят, что пролетариат не ожидает чьей-то помощи, а сам решительно ведёт классовую борьбу.

    Разве вся эта горькая самокритика не соответствует действительности?

    А ТУТ ЕЩЁ на высоком собрании один известный товарищ предлагает коммунистам перестать делать упор на классовую борьбу: время-де сегодня другое. Он заявил: «Мы правильно говорим, что не надо ставить национальное впереди классового. А были ли у нас исключения в этом вопросе? Были! В период Великой Отечественной войны Сталин отдал предпочтение не социально-классовой, а национально-освободительной борьбе». Такое обвинение Сталина с такой трибуны звучало впервые. А вот его аргументы: «Со страниц «Правды» был снят лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и заменён на лозунг «Смерть фашистским оккупантам!»

    Всё дело в том, что приведённые оратором аргументы не соответствуют действительности.

    Первое. В годы Великой Отечественной войны наряду с никем не отменённым лозунгом солидарности пролетариата получил широкое распространение и использовался в качестве девиза рядом изданий лозунг «За нашу Советскую Родину!» Он был начертан и на многих боевых красных знамёнах. Но по содержанию он был тоже глубоко классовым. Звал он не к союзу красных и белых, а к защите Родины первого в мире Советского рабоче-крестьянского государства. И воюющая армия по-прежнему называлась Красной, что безусловно подчёркивало её классовый характер. Конечно, всё это существовало в теснейшем единстве с советским патриотизмом, который марксист И.В. Сталин всегда считал классовым.

    Второе. Что касается «Правды», то не было ни одного номера созданной В.И. Лениным газеты, органа ЦК и МК ВКП(б), который в годы Великой Отечественной войны вышел бы без девиза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Ни одного номера!

    «Правда» и её сегодняшние читатели едины в своём мнении: девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стоит в «Правде» там, где ему и положено. И стоять ему там, пока Красное знамя социализма не взметнётся над всем миром.

    Этот вариант лозунга не получил широкой известности, но в дальнейшем часто использовался маоистами .

    СССР

    Надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» присутствовала на гербе СССР на языках всех союзных республик и на гербах республик на языках этих республик и на русском языке. В 1923-36 надпись на гербе СССР делалась на 6 языках (по числу союзных республик, образовавших в Союз ССР); с изменением числа союзных республик надпись давалась в 1937-40 на 11 языках, в 1940-56 - на 16, с - на 15 языках. Государственным гербом автономной республики Советского Союза является герб той союзной республики, в состав которой она входит, с добавлением наименования автономной республики на языках данной автономной и соответствующей союзной республики и на русском языке, надпись на гербе «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» даётся на языке автономной республики .

    • Абхазский : Апролетарцәа атәылақәа ӡегьы рҿы иҟоу, шәҽеидышәкыл! )
    • Аварский : Тlолго дунялалъул хlалтlухъаби, цолъе нуж!
    • Азербайджанский : Bütün ölkələrin proletarları, birləşin! (Бүтүн өлкәләрин пролетарлары, бирләшин!, !بوتون اؤلکه‌لرین پرولئتارلاری، بیرلشین)
    • Албанский : Punetoret e te gjithe vendeve bashkohuni!
    • Английский : Workers of the world, unite! На могиле Маркса на Хайгейтском кладбище в Лондоне написан иной, более буквальный вариант: Workers of all lands, unite!
    • Арабский : !يا عمال العالم اتحدوا (транслитерация: Yā ʿummāla l-ʿālam ittaḥidū! )
    • Армянский , Восточный : Պրոլետարներ բոլոր երկրների, միացե՜ք։ (транскрипция: P"ɹolɛt"ɑɹnɛɹ boloɹ jɛrk"əɹnɛɹi, miɑt͡s"ɛkʰ! )
    • Армянский , Западный : Աշխատավորներ ամէն երկրներու, միացէ՜ք։ (транскрипция: Aʃχɑdɑvoɾnɛɾ ɑmɛn jɛrgəɾnɛɾu, miɑt͡sʰɛkʰ! )
    • Африкаанс : Werkers van alle lande, verenig!
    • Баскский : Herrialde guztietako proletarioak, elkar zaitezte!
    • Башкирский : Бөтә илдәрҙең пролетарийҙәре, берләшегеҙ!
    • Белорусский : Пралетарыі ўсіх краін, яднайцеся! (надпись на гербе последовательно менялась: «Пралетары ўсіх краін, злучайцеся!» → «Пролетарыі ўсіх краёў, злучайцеся!» → «Пралятары ўсіх краін, злучайцеся!» → «Пролетарыі ўсіх краін, злучайцеся!» → «Пролетарыі ўсіх краін, еднайцеся!» → «Пралетарыі ўсіх краін, яднайцеся!» )
    • Бенгальский : দুনিযার মজদুর, এক হও! (Duniẏār môjôdur, ek hôo!)
    • Боснийский :
    • Болгарский : Пролетарии от всички страни, съединявайте се!
    • Бурятский : Бүхы оронуудай пролетаринар, нэгэдэгты! (büxy oronuudaj proletarinar, negedegty!)
    • Валлийский : Gweithwyr yr holl wledydd, uno!
    • Венгерский : Világ proletárjai, egyesüljetek!
    • Вьетнамский : Vô sản toàn thế giới, đoàn kết lại! (無產全世界、團結吏! )
    • Гаитянский креольский : Travayè nan tout peyi, ini!
    • Галисийский : Traballadores do mundo, unídevos!
    • Грузинский : პროლეტარებო ყველა ქვეყნისა, შეერთდით! (P’rolet’arebo q’vela kveq’nisa, šeertdit! )
    • Греческий : Προλετάριοι όλων των χωρών, ενωθείτε! (транслитерация: Пролетарии олон тон хорон, эноѳите! )
    • Гуджарати : બધા દેશોમાં કામદાર સંગઠિત!
    • Датский : Proletarer i alle lande, foren jer!
    • Иврит : !פועלי כל העולם התאחדו (транскрипция: Поалей коль һаолам hит’ахаду! )
    • Идиш : !פראָלעטאריער פון אלע לענדער, פאראייניקט זיך (транслитерация: Пролетариэр фун але лендер, фарайникт зих! )
    • Индонезийский : Para pekerja di seluruh dunia, bersatulah!
    • Ирландский : Oibrithe an domhain, aontaigh!
    • Исландский : Verkamenn allra landa, sameinist!
    • Испанский : ¡Trabajadores del mundo, uníos! , ¡Proletarios de todos los Países, uníos!
    • Итальянский : Lavoratori di tutto il mondo, unitevi! , Proletari di tutti i paesi, unitevi!
    • Казахский : Барлық елдердің пролетарлары, бірігіңдер!
    • Калмыцкий : Цуг орн-нутгудын пролетармуд, нэгдцхәтн!
    • Каннада : ಎಲ್ಲಾ ದೇಶಗಳ ಸಹೋದ್ಯೋಗಿಗಳು, ಯುನೈಟ್!
    • Карачаево-балкарский : Бютеу дунияны пролетарлары, бирлешигиз!
    • Карельский :
    • Каталанский : Proletaris de tots els països, uniu-vos!
    • Китайский : 全世界无产者,联合起来! (КНР), 全世界無產者,聯合起來! (Тайвань) (транслитерация: Quánshìjiè wúchǎnzhě, liánhé qǐlai! ); 全方貧工之聯合 (транслитерация: Quán fāng pín gōng zhī liánhé ) - вариант, использовавшийся на денежных знаках РСФСР
    • Коми : Став мувывса пролетарийяс, отувтчöй!
    • Корейский : 만국의 노동자여, 단결하라! (транслитерация: Мангук-э нодонъджа-ё, тангёльха-ра! )
    • Крымскотатарский : Bütün memleketlerniñ proletarları, birleş! (Бутюн мемлекетлернинъ пролетарлары, бирлеш!)
    • Курдский : Kirêkaranî/karkerên dinya/cîhanê yekgirin/hevgirin!
    • Киргизский : Бардык өлкөлөрдүн пролетарлары, бириккиле!
    • Латынь : Laborantes universis terris iunguntur!
    • Латышский : Visu zemju proletārieši, savienojieties!
    • Литовский : Visų šalių proletarai, vienykitės!!
    • Македонский : Пролетери од сите земји, обединете се!
    • Малагасийский : Mpiasa eran’izao tontolo izao, mampiray!
    • Малайский : Pekerja semua negara, bersatu!
    • Мальтийский : Ħaddiema tal-pajjiżi kollha, jingħaqdu!!
    • Марийский : Чыла элласе пролетарий-влак ушныза
    • Молдавский : Proletari din toate ţările, uniţi-vă! (Пролетарь дин тоате цэриле, униць-вэ!)
    • Монгольский : Орон бүрийн пролетари нар нэгдэгтүн! ᠣᠷᠤᠨ ᠪᠦᠷᠢ ᠶᠢᠨ ᠫᠷᠣᠯᠧᠲᠠᠷᠢ ᠨᠠᠷᠠ ᠨᠢᠭᠡᠳᠦᠭᠲᠦᠨ!
    • Немецкий : Proletarier aller Länder, vereinigt Euch!
    • Нидерландский : Proletariërs aller landen, verenigt U!
    • Норвежский , Букмол : Arbeidere i alle land, foren dere!
    • Норвежский , Нюнорск : Arbeidarar i alle land, samein dykk!
    • Окситанский : Proletaris de totes los païses, unissètz-vos!
    • Осетинский : Ӕппӕт бӕстӕты пролетартӕ, баиу ут! (Æppæt bæstæty proletartæ, baiu ut!)
    • Персидский : کارگران جهان متحد شوید (Kārgarān-e jahān mottaḥed šavīd! )
    • Польский : Proletariusze wszystkich krajów, łączcie się!
    • Португальский : Trabalhadores do mundo, uni-vos!
    • Румынский : Proletari din toate ţările, uniţi-vă!
    • Сербский : Пролетери свих земаља, уједините се! (Proleteri svih zemalja, ujedinite se! )
    • Словацкий : Proletári všetkých krajín, spojte sa!
    • Словенский : Proletarci vse dezel, zdruzite se!
    • Суахили : Wafanyakazi wa nchi zote, kuungana!
    • Таджикский : Пролетарҳои ҳамаи мамлакатҳо, як шавед!
    • Тайский : แรงงานจากทุกประเทศรวมกัน!
    • Тамильский : அனைத்து நாடுகளின் தொழிலாளர்கள், இணைக்க!
    • Татарский : Барлык илләрнең пролетарийлары, берләшегез! (Barlyq illərneň proletarijlary, berləšegez! )
    • Телугу : అన్ని దేశాల వర్కర్స్, ఐక్యం!
    • Тувинский : Бүгү чурттарның пролетарийлери, каттыжыңар!
    • Турецкий : Bütün ülkelerin işçileri, birleşin!
    • Туркменский : Ähli ýurtlaryň proletarlary, birleşiň! (Әхли юртларың пролетарлары, бирлешиң! )
    • Удмуртский : Вань кунъёсысь пролетарийёс, огазеяське!
    • Узбекский : Butun dunyo proletarlari, birlashingiz! (Бутун дунё пролетарлари, бирлашингиз! )
    • Украинский : Пролетарі всіх країн, єднайтеся!
    • Урду : !،تمام ممالک کے ورکرز متحد
    • Филиппинский : Mga manggagawa ng mundo, magkaisa!
    • Финский : Kaikkien maiden proletaarit, liittykää yhteen! , Kaikkien maiden työläiset, liittykää yhteen!
    • Французский : Prolétaires de tous les pays, unissez-vous!
    • Хинди : दुनिया के मज़दूरों, एक हों!
    • Хорватский : Proleteri svih zemalja, ujedinite se!
    • Чешский : Proletáři všech zemí, spojte se!
    • Чувашский : Пĕтĕм тĕнчери пролетарисем, пĕрлешĕр!
    • Шведский : Arbetare i alla länder, förenen eder! , Arbetare i alla länder förenen er! или Arbetare i alla länder, förena er! , Proletärer i alla länder, förena er!
    • Эсперанто : Proletoj el ĉiuj landoj, unuiĝu!
    • Эстонский : Kõigi maade proletaarlased, ühinege!
    • Якутский : Бүтүн дойдулар пролетарийдара, биир буолуҥ!
    • Японский : 万国の労働者よ、団結せよ! (транслитерация: Банкоку но Ро:до:ся ё, данкэцу-сэ ё! )

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"

    Примечания

    Ссылки

    • «Workers of the world, unite» в английском Викисловаре
    • Сомин А. . elementy.ru (28.03.2011). .

    Отрывок, характеризующий Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

    Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем.
    «Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу.
    В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали.
    – Je suis un homme fini, [Я человек конченный,] – сказал князь Андрей. – Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, – сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям.
    Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера.
    – А обо мне что говорить? – сказал Пьер, распуская свой рот в беззаботную, веселую улыбку. – Что я такое? Je suis un batard [Я незаконный сын!] – И он вдруг багрово покраснел. Видно было, что он сделал большое усилие, чтобы сказать это. – Sans nom, sans fortune… [Без имени, без состояния…] И что ж, право… – Но он не сказал, что право. – Я cвободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьезно посоветоваться с вами.
    Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё таки выражалось сознание своего превосходства.
    – Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё…
    – Que voulez vous, mon cher, – сказал Пьер, пожимая плечами, – les femmes, mon cher, les femmes! [Что вы хотите, дорогой мой, женщины, дорогой мой, женщины!]
    – Не понимаю, – отвечал Андрей. – Les femmes comme il faut, [Порядочные женщины,] это другое дело; но les femmes Курагина, les femmes et le vin, [женщины Курагина, женщины и вино,] не понимаю!
    Пьер жил y князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля, того самого, которого для исправления собирались женить на сестре князя Андрея.
    – Знаете что, – сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, – серьезно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду.
    – Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить?
    – Честное слово!

    Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел oт своего друга. Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь. Пьер сел в извозчичью коляску с намерением ехать домой. Но чем ближе он подъезжал, тем более он чувствовал невозможность заснуть в эту ночь, походившую более на вечер или на утро. Далеко было видно по пустым улицам. Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера.
    «Хорошо бы было поехать к Курагину», подумал он.
    Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили к Пьеру. Он поехал к Курагину.
    Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.
    Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя.
    Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
    – Держу за Стивенса сто! – кричал один.
    – Смотри не поддерживать! – кричал другой.
    – Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
    – Ну, бросьте Мишку, тут пари.
    – Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
    – Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
    Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
    – Ничего не понимаю. В чем дело?
    – Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
    – Прежде всего пей.
    Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
    – Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
    – Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
    Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
    Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
    Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
    Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
    – Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
    Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
    – Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
    – Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
    – Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
    Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
    крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
    – Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
    – Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
    – Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
    – Очень хорошо, – сказал англичанин.
    Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
    – Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
    Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
    – У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
    – Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
    Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
    – Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
    Анатоль остановил его:
    – Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
    Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
    – Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…

    Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Proletarier aller Länder, vereinigt Euch! - марксистский глобалистский классовый лозунг. Часть марксистского светского символа веры , формулировка которого не должна подлежать изменению.

    история

    «Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!»

    Этот вариант лозунга не получил широкой известности, но в дальнейшем часто использовался маоистами .

    дореволюционный марксизм

    Листовка «Песнь рабочих» (1897 г.)

    Завет нам вечный Марксом дан -
    Тому завету подчиняйтесь:
    «Тесней, рабочие всех стран,
    В один Союз соединяйтесь» .

    «Песнь пролетариев» А. Коца (1902 г.)

    Пролетарии всех стран,
    Соединяйтесь в дружный стан!
    На бой, на бой,
    На смертный бой
    Вставай, народ-титан! .

    «Гимн рабочих» Н. Минского (1905 г.)

    Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
    Наша сила, наша воля, наша власть.
    В бой последний, как на праздник, снаряжайтесь!
    Кто не с нами - тот наш враг, тот должен пасть.

    Станем цепью вкруг всего земного шара
    И по знаку, в час урочный все - вперед!
    Враг наш дрогнет, враг не выдержит удара,
    Враг падет, и возвеличится народ .

    СССР

    Доска с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» была размещена на здании Центроархива на Бакунинской улице (архитектор С. Е. Чернышёв ).

    Надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» присутствовала на гербе СССР на языках всех союзных республик и на гербах республик на языках этих республик и на русском языке. В 1923-36 надпись на гербе СССР делалась на 6 языках (по числу союзных республик, образовавших в Союз ССР); с изменением числа союзных республик надпись давалась в 1937-40 на 11 языках, в 1940-56 - на 16, с - на 15 языках. Государственным гербом автономной республики Советского Союза является герб той союзной республики, в состав которой она входит, с добавлением наименования автономной республики на языках данной автономной и соответствующей союзной республики и на русском языке, надпись на гербе «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» даётся на языке автономной республики.

    Ещё в Центральный Исполнительный Комитет СССР определил главные элементы государственных символов Советского Союза: солнце , серп и молот , девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

    Девиз изображался на партийных билетах, шапках газет, банкнотах СССР, некоторых орденах, на титульных листах изданий по вопросам истории и текущей политики КПСС и международного коммунистического движения. В шапке газеты «Известия» девиз публиковался на всех языках союзных республик.

    Для изучения истории фразы "Пролетарии всех стран, объединяйтесь" необходимо понимать значение слов "пролетарий" или "пролетариат".

    Пролетарий. Происхождение слова

    Согласно истории, слово "пролетарий" имеет латинские корни: proletarius. Оно означает "производящий потомство". Бедные граждане Рима, характеризуя свое имущество, писали слово "дети" - "proles". То есть у них, кроме детей, не было никакого иного богатства. Так за словом закрепилось значение: неимущий, бедный, нищий. В словаре В. Даля термин описан еще более жестко: "бездомный или безземельный, бесприютный захребетник". Звучит, по меньшей мере, обидно.

    Французы во времена "Великой революции" уже начали использовать термин "пролетариат", обозначая им всех праздных людей, которые свободно прожигают жизнь, их не беспокоит завтрашний день.

    Ф. Энгельс, один из основоположников марксисткой теории, в 1847 г. "облагородил" термин, задал его новую политическую направленность, вывел новое смысловое содержание. В интерпретации Энгельса пролетарий стал честным тружеником, трудящимся, готовым продавать свою силу, но не имеющим материальной базы для собственного бизнеса. С тех пор значение слова "пролетариат" осталось неизменным, во времена Великой Октябрьской Социалистической Революции в России оно звучало гордо. А во времена существования СССР было на слуху и на виду у всех советских граждан.

    Объединяйтесь или соединяйтесь?

    Кто сказал "Пролетарии всех стран, объединяйтесь" впервые? Давайте разберемся в этом вопросе.

    Работая совместно над написанием партии", К. Маркс и Ф. Энгельс вписали туда лозунг, ставший позднее всенародным: "Пролетарии всех стран, объединяйтесь!" Причем так слова звучат в произвольном переводе на русский язык.

    Как говорить правильно? "Пролетарии всех стран, объединяйтесь?" или "соединяйтесь?". В немецком слово vereinigt означает "объединяться", "соединяться". То есть можно говорить обе версии перевода.

    Так что, существует два варианта концовки марксистского призыва: "объединяйтесь" и "соединяйтесь".

    Пролетарии и единство

    Был многонациональным государством, объединяющим в своем составе 15 дружеских территорий.

    Еще в 1920 году появился призыв, устремленный на Восток, с целью сблизить, сплотить народы, ранее подвергавшиеся угнетению. В. И. Ленин - вождь Страны Советов - согласился с его формулировкой и считал призыв к единению верным, так как он соответствовал политическим векторам государства. Таким образом слоган в привычном нам виде начал воплощаться в жизнь.

    Многонациональное государство - Союз Советских Социалистических Республик- было, по своей сути, результатом объединения. Дружественность братских народов, сплоченных единой целью - построением социализма и коммунизма, являлась особенной гордостью Страны Советов. Это политическое действо стало примером и подтверждением жизненности теории марксизма.

    Лозунг и символы государства

    Так сложилось, что после Октябрьской Революции, в советские времена, лозунг "Пролетарии всех стран и угнетённые народы, соединяйтесь!" сократился, из него выпали "угнетенные народы", остался укороченный вариант. Он хорошо вписывался в концепцию государственной политики, тем самым заслужил свою популяризацию. Правительство Страны Советов приняло решение о государственных символах. Ими стали: солнце, серп и молот, вдобавок к ним - пролетарский лозунг.

    Состоял из символов, а текст был написан на языках территориальных единиц, которые входили в состав государства. Причем количество росло, начиная с шести (1923 - 1936 гг.). После их уже было одиннадцать (1937-1940 гг.), а еще позднее - уже пятнадцать (1956 г.).

    У республик, в свою очередь, также имелся герб с лозунгом из знаменитого манифеста как на языке автономной территории (Республики), так и на русском.

    Этот лозунг был повсюду

    В Советском Союзе знаменитый слоган был даже на почтовых марках. Известна марка, на ней призыв к соединению пролетариата изобразили с помощью азбуки Морзе, текст разместили вдоль овальной рамки.

    Граждане СССР привыкли видеть интересующий нас девиз повсюду - на множестве стендов и плакатов. Часто людям приходилось нести в руках транспаранты с текстом на демонстрациях. Такие шествия проходили регулярно 1 мая (Международный день трудящихся), 7 ноября (день Октябрьской Революции). После распада СССР эти парады упразднили.

    "Объединительный" текст печатали на партбилетах (обложках), его регулярно размещали в шапке любого печатного издания СМИ, относящегося к политике и государственной исторической тематике. А газета "Известия " отличилась от других - позволила себе вышеупомянутый текст изобразить на всех языках (республик, входивших в состав СССР).

    Ордена, медали, почетные знаки

    Всем полюбившаяся фраза сияла на ордене "Красной звезды". Орден Трудового Красного Знамени также был удостоен подобной чести.

    Была выпущена медаль "Пролетарии всех стран, объединяйтесь".

    На памятном знаке отличия РККА изобразили вождя - В. И. Ленина и знамя с текстом о соединении пролетариата.

    Затронуло это явление и финансы. Такую же надпись отливали на г.) и помещали на денежные банкноты (один червонец).

    Знаменитая фраза "впиталась в кровь" и осталась в памяти нескольких поколений людей, они строили социализм, грезили о коммунизме и свято верили в силу объединенного пролетариата.

    Этот вопрос нередко возникает на собраниях, на которых выступают левые. Он не случаен потому, что буржуазная печать внушает населению, что пролетариат уже исчез, нет вроде теперь и рабочего класса, а возник класс «эффективных собственников» и общество все больше заполняется довольным собой и окружением «средним классом».

    Немного истории. К моменту созревания взглядов основателей научного коммунизма Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а это были 40-е годы XIX века, в ряде европейских государств уже существовали немногочисленные рабочие организации, преимущественно находящиеся под влиянием утопического социализма. Одна из них, Союз справедливых, имевшая свои отделения в Париже и Лондоне, понимая необходимость полноценного идейного перевооружения, не раз приглашала Маркса и Энгельса в свои ряды. Когда выяснилась готовность лондонских руководителей Союза к его реорганизации, те дали согласие. Произошло это в феврале 1847 года, а в июне состоялся конгресс, который переименовал Союз справедливых в Союз коммунистов и принял новый Устав. Конгресс отказался от прежнего неопределенного девиза «Все люди братья!» и принял призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

    Впервые в печатном виде этот призыв появился на титуле «пробного номера» издания «Коммунистический журнал» (Kommunistische Zeitschrift), выпущенного на немецком языке в сентябре того же года. Продолжения, из-за отсутствия средств, издание не имело. Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стал всемирно известным и повсюду признанным с момента выхода в свет написанного Марксом и Энгельсом в декабре 1847 - январе 1848 года «Манифеста Коммунистической партии».

    Несомненный интерес представляет передовая статья упомянутого журнала, содержащая ряд исходных программных установок Союза коммунистов. Особенно это важно для начинающих, ибо возрождаясь на здоровой не догматизированной и не обюрокраченной основе, коммунистическое движение вынуждено повторять и некоторые свои «детские» шаги.

    * * *

    Пробный номер

    Коммунистический журнал

    Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

    № 1. Лондон, сентябрь 1847. Цена 2 пенса

    Просим всех заграничных друзей нашего предприятия направлять статьи и заказы на этот журнал по адресу; «Bildungsverein fur Arbeiter», 191, Drurylane, High Holborn, Лондон. Цена для Германии 2 зильбергроша или 6 крейцеров, для Франции - 4 су, для Швейцарии - 1 1/2 бацена.

    ВВЕДЕНИЕ

    Тысячи газет и журналов печатаются, все политические партии, все религиозные секты находят себе представителей, и только пролетариату, громадной массе неимущих, до сих пор не удавалось найти постоянный орган, которой бы целиком защищал его интересы и служил бы специально для рабочих путеводного нитью в стремлении к саморазвитию. Потребность в таком органе в пролетарских кругах заявлялась, правда, уже много раз и со многих сторон, а в нескольких местах делались уже и попытки основать такой орган. К сожалению, ни одна из них не увенчалась успехом. В Швейцарии один за другим появлялись журналы: «Молодое Поколение», «Радостная Весть», «Страницы Настоящего»; во Франции - «Вперед», «Страницы Будущего»; в Рейнской Пруссии - «Зеркало Общества» и т. д., но все они в скором времени погибали. Происходило это таким образом, что или полиция вмешивалась и изгоняла редакторов, или же не хватало денежных средств на продолжение издания; пролетарии помочь не могли, а люди из буржуазного общества не хотели. После крушения всех этих предприятий к нам уже с давних пор поступали с разных сторон предложения сделать новую попытку в этом смысле, так как, ввиду полной свободы печати в Англии, нам нечего опасаться преследований со стороны полиции.

    Нам обещали свое содействие ученые и рабочие, однако мы все еще колебались, опасаясь, что в ближайшее уже время у нас не хватит необходимых на продолжение органа денежных средств. Наконец, было сделано предложение обзавестись собственной типографией, чтобы таким образом обеспечить основываемый журнал. Была открыта подписка, члены обоих просветительных обществ для рабочих в Лондоне сделали все, что они в силах были сделать, и даже больше того, и в короткий срок было собрано 25 фунтов стерлингов. С такими деньгами мы взялись за дело и дали знать в Германию, чтобы нам прислали нужные шрифты; наборщики из наших союзов работали бесплатно. И вот мы выпускаем первый номер нашего журнала. Некоторая поддержка с континента обеспечила бы его существование. У нас не хватает еще печатного станка, и как только в нашем распоряжении окажется необходимая для его покупки сумма, типография наша будет вполне оборудована, и мы будем в состоянии печатать в ней, кроме журнала, еще и брошюры в защиту пролетариата. Так как мы решили действовать наверняка, то, разослав этот пробный номер, мы переждем и посмотрим, какие средства притекут к нам со стороны, прежде чем продолжать наше издание. К концу года мы надеемся получить нужные сведения, и тогда вырешится, будет ли выходить журнал раз в две недели или раз в неделю. Для ежемесячного выхода его было бы, пожалуй, достаточно поддержки одного Лондона. Цена каждого номера покамест определена в 2 пенса, 4 су, 2 зильбергроша или 6 крейцеров. Но как только число подписчиков подымется до двух тысяч, цену можно будет значительно понизить.

    Ну, а теперь, пролетарии, очередь за вами! Присылайте нам статьи, подписывайтесь на журнал, если только вы в состоянии сделать это, распространяйте его, где только можно. Дело идет о защите святого, правого дела, справедливости против несправедливости, дела угнетенных против угнетателей; мы ведем борьбу за правду против суеверия, против лжи. За то, что мы тут делаем, мы не хотим награды, не хотим оплаты, потому что мы исполняем лишь свой долг. Пролетарии, если вы хотите быть свободными, то пробудитесь от вашего сна и сомкнитесь крепко воедино! Человечество требует от каждого, чтобы он исполнял свой долг.

    Пролетарии!

    Прежде всего, мы дадим здесь краткое объяснение этого слова, с которым мы обращаемся к вам, так как многим из вас, возможно, и неизвестно происхождение его и значение.

    В пору могущества римского государства, когда оно приближалось к высшему пункту своей цивилизации, граждане его распадались на два класса: имущих и неимущих. Имущие платили государству прямые налоги, а неимущие отдавали ему своих детей, которые шли на то, чтобы защищать богатых, и должны были проливать свою кровь на бесчисленных полях сражений, чтобы еще более увеличить могущество и достояние имущего класса. Proles по-латыни означало детей, потомство; пролетарии составляли, стало быть, класс граждан, которые не обладали ничем, кроме своих рук да детей.

    С тех пор, как нынешнее общество приближается к вершине своей цивилизации, с тех пор, как изобретены машины и сооружены крупные фабрики, с тех пор, как собственность попадает в руки отдельных лиц, стал развиваться у нас все в большей мере и пролетариат. Ничтожное число привилегированных владеет всей собственностью, большая масса народная не обладает ничем, кроме своих рук да детей. И совсем, как в римском государстве, нас, пролетариев, и наших сыновей, наряжают в солдатские мундиры и дрессируют до состояния машины, заставляя нас охранять наших собственных угнетателей и проливать свою кровь по мановению их руки. Совсем, как тогда, наши сестры и дочери обречены служить удовлетворению скотских похотей богатых сластолюбцев. Совсем, как тогда, накипает и ненависть угнетенных бедняков к богатым угнетателям. Однако же пролетариат современного общества стоит на совсем иной и лучшей основе по сравнению с римским. У римских пролетариев не было для освобождения ни средств, ни необходимого образования; им не оставалось ничего, кроме мести и гибели в борьбе ради мести. А из нынешних пролетариев многие, благодаря искусству книгопечатания, уже достигли высокой степени образования, уровень остальных также с каждым днем повышается благодаря их стремлению к объединению. В то же время, рядом с их повышающимся умственным развитием и все более тесным сплочением, привилегированный класс представляет картину ужаснейшего эгоизма и отвратительнейшей безнравственности. Современная цивилизация обладает достаточными средствами, чтобы сделать счастливыми всех членов общества; поэтому целью современных пролетариев является не только разрушение, месть и освобождение ценою смерти. Их цель - содействовать установлению такого общества, в котором бы все могли жить свободными и счастливыми людьми. Пролетариями в современном обществе являются все, кто не может жить своим капиталом, рабочий точно так же, как и ученый, художник точно так же, как и мелкий буржуа. Хотя мелкая буржуазия и обладает еще некоторым состоянием, однако же, вследствие страшной конкуренции со стороны крупного капитала, она с очевидностью приближается гигантскими шагами к тому состоянию, которое совершенно уравняет ее с прочими пролетариями. Мы можем поэтому уже причислить ее к нашим рядам, потому что она столь же заинтересована в том, чтобы избежать состояния полного лишения имущества, как мы - в том чтобы выйти из этого состояния. Поэтому соединимся с ними, это поможет обеим сторонам.

    Задача этого журнала - в работе на пользу освобождения пролетариата, а чтобы оно совершилось как можно скорее, мы должны призывать всех угнетенных к объединению.

    Мы называем наш орган «Коммунистическим журналом», потому что мы убеждены и знаем, что это освобождение может быть достигнуто только путем полного преобразования ныне существующих отношений собственности, словом, что оно может осуществиться только в обществе, основанном на коммунизме. Мы предполагали вставить здесь краткое и для всех понятное исповедание веры коммунизма, и проект его уже написан. Но так как оно должно служить в будущем путеводной нитью для нашей пропаганды и, стало быть, имеет чрезвычайную важность, то мы сочли своим долгом сначала послать этот проект нашим друзьям на континенте, чтобы выслушать на этот счет их мнение. И как только мы получим ответы от наших друзей, мы напечатаем их в следующем номере со всеми необходимыми изменениями и дополнениями.

    Коммунистическое движение многими понимается до такой степени превратно, другими оно намеренно до такой степени искажается и поносится, что мы принуждены все-таки сказать и здесь несколько слов о нем, поскольку мы его знаем и принимаем в нем участие. Мы ограничимся, главным образом, тем, что заявим здесь, чем мы не являемся. Такое отмежевание наперед отметет многое из той клеветы, которою мы, вероятно, были бы встречены.

    Мы не педанты системы, мы по опыту знаем, как бессмысленно спорить и ломать себе голову насчет учреждений, которые должны быть устроены в будущем обществе, оставляя в то же время без внимания все средства, которые могли бы привести нас к этому обществу. Предоставим философам и ученым строить системы для устроения будущего общества, мы считаем это и хорошим и полезным. Но если бы мы, пролетарии, стали совершенно серьезно спорить об устройстве мастерских, о форме управления в грядущем коммунистическом обществе, если бы начали ссориться по поводу покроя одежды или лучшего способа очистки уборных и т. п., то мы стали бы попросту смешны и по праву заслужили бы кличку непрактических мечтателей, которую так часто прилагали к нам. Задача нашего поколения - разыскать и доставить строительные материалы, потребные для постройки нового здания; а построить его - это уже задача будущих поколений, и мы можем быть спокойны - в строителях недостатка не будет.

    Мы не из тех коммунистов, которые всего хотят достигнуть любовью. Мы не проливаем горьких слез при лунном свете над несчастиями человечества и не замираем затем в восторженном восклицании при мысли о золотом будущем. Мы знаем, наше время серьезно, мы знаем, оно требует от каждого напряжения всех его сил, и мы знаем, что эти грезы о любви не что иное, как своего рода духовное самоослабление, лишающее каждого, кто предается им, всякой дееспособности.

    Мы не из тех коммунистов, которые уже теперь проповедуют вечный мир, в то время как наши враги повсюду готовятся к бою. Мы знаем прекрасно, что нигде, за исключением разве Англии да Северо-Американских свободных Штатов, нигде нам не удастся перейти к лучшему строю раньше, чем мы силой добьемся для себя политических прав. Пусть осуждают нас за это иные и пусть ославят нас революционерами. Печали нам до этого мало. Мы, по крайней мере, не желаем пускать пыль в глаза народу, мы хотим сказать ему только правду и обратить его внимание на приближающуюся бурю, чтобы он мог к ней подготовиться. Мы не заговорщики, которые хотят начать революцию в такой-то именно день или перебить государей в такой-то срок; но мы и не терпеливые агнцы, безропотно принимающие на себя крест свой. Мы прекрасно знаем, что на континенте должен загореться бой между аристократическими и демократическими элементами, - это знают и враги наши, и они снаряжаются в битву; поэтому долг каждого приготовиться, чтобы нас не застигли врасплох и не истребили бы нас. Нам предстоит еще выдержать последнюю и серьезную борьбу, и когда наша партия выйдет из нее победительницей, тогда только настанет время, будем надеяться, навсегда отложить оружие в сторону.

    Мы не из тех коммунистов, которые верят, что коммунистический строй может, словно по щучьему велению, быть введен немедленно после победоносно проведенной борьбы с врагами его. Мы знаем, что человечество не делает прыжков, а лишь шаг за шагом подвигается вперед. Не можем мы с вечера на утро перейти из негармонического общества в гармоническое; для этого понадобится, смотря по обстоятельствам, более или менее продолжительный переходный период. Лишь постепенно может быть преобразована частная собственность в общественную.

    Мы не из тех коммунистов, которые хотели бы уничтожить личную свободу и превратить весь мир в одну большую казарму или в один большой рабочий дом. Разумеется, есть коммунисты, которые не стесняются и отрицают и хотят уничтожить свободу личности, которая, по их мнению, мешает общественной гармонии; но у нас нет никакой охоты покупать равенство ценой свободы. Мы убеждены, и в следующих номерах мы постараемся доказать это, что ни в каком обществе свобода личности не может быть больше, чем в том, которое будет построено на основе коммунизма.

    Мы сказали теперь, кем мы не являемся; в нашем исповедании веры мы скажем, кто мы такие и чего мы хотим. Нам остается еще только направить несколько слов к пролетариям, принадлежащим к другим политическим и социальным партиям. Все мы боремся против современного общества, угнетающего нас и заставляющего нас томиться в страданиях; но вместо того, чтобы подумать об этом и объединиться, мы, к сожалению, слишком часто ведем борьбу между собою, к великому удовольствию наших угнетателей. И вместо того, чтобы, объединившись, всем вместе взяться за дело и установить демократическое государство, в котором бы каждая партия могла пытаться словом и печатью склонить на свою сторону большинство, мы ссоримся по поводу того, что должно произойти и чему не должно быть места, когда мы окажемся победителями. Нам невольно вспоминается при этом басня об охотниках, которые передрались между собою из-за шкуры медведя еще раньше, чем увидали его. В настоящее время поистине пора нам прекратить наши споры и вражду и подать друг другу руки для общей нашей защиты. Но чтобы это могло случиться, писатели, принадлежащие к различным партиям, должны перестать оспаривать чужие мнения с крайним ожесточением, осыпая их сторонников самою грубою руганью. Мы, со своей стороны, уважаем всякого человека, будь это аристократ или пиетист, лишь бы у него было свое мнение, которое он и защищает со всем упорством и решительностью, так как считает его правильным. Мы не даем пощады лишь тому, кто, под маской какой-нибудь социальной партии или религии, имеет в виду лишь свое собственное грязное я. Обязанность всякого честного человека разоблачать по возможности скорее таких лицемеров, выставив их во всей их отвратительной наготе к позорному столбу. Кто-нибудь может защищать и ошибочное мнение, но пока он считает его справедливым и честно стоит под его знаменем, его нельзя презирать.

    С этой точки зрения, напр., не имел права Карл Гейнцен нападать на коммунистов так, как он это сделал во втором номере «Трибуна». Карл Гейнцен, по-видимому, или совсем не знает коммунизма, или увлекся личной враждою, какая существует между ним и некоторыми коммунистами, и стал поносить великую партию, стоящую в самых первых рядах демократической армии. Прочитав его нападки на коммунистов, мы были в высшей степени изумлены, потому что задеть нас его оскорбления не могли, так как, таких коммунистов, как он их описывает, и на свете нет, и он вероятно создал их силою своего воображения специально с целью затем их уничтожить. Мы говорим, мы были изумлены, так как нам непонятно было, как мог демократ бросить таким образом факел раздора в ряды своих собственных собратьев по оружию; но еще более возросло наше изумление, когда мы дочитали его брошюру до конца и нашли там его девять пунктов, в которых он требует почти то же самое, что и коммунисты. Единственное различие между нами - это в том, что гражданин Карл Гейнцен смотрит на свои девять пунктов как на основу нового общественного строя, мы же видим в них основу лишь переходного периода, который должен привести нас к полному коммунизму. Разумным было бы поэтому объединиться/нам всем для достижения требований Карла Гейнцена; если, придя к этому, народ удовлетворится и на том остановится, мы подчинимся его воле; но если он решит идти и дальше, вместе с коммунистами, то надо полагать, что и гражданин Гейнцен так же не будет ничего иметь против. Нам известно, что гражданин Гейнцен на все возможные лады преследуется нашими угнетателями, он оклеветан ими и поруган. Немудрено, что он в раздраженном состоянии: поэтому у нас нет ни малейшего желания со своей стороны напасть на него; наоборот, мы не откажемся протянуть ему руку для объединения. В единстве сила, и только оно и в состоянии привести нас к цели.

    Поэтому, пролетарии всех стран, объединимтесь - открыто, где это разрешено законом, потому что наша деятельность не боится света, и - тайно, где это запрещено произволом тиранов. Так называемые законы, запрещающие людям собираться для обсуждения выдвинутых на очередь жизнью вопросов и для требования своего права, - это лишь веление произвола тиранов, и кто им повинуется и уважает их, тот действует, как подлый трус, а кто презирает и нарушает их, тот поступает мужественно и честно.

    В заключение прибавим, что на столбцах нашего журнала не будет места ни для сведения личных счетов, ни для восхваления отдельных лиц, исполняющих свой долг. Но мы приглашаем всех угнетенных и обиженных пролетариев обращаться к нам, и мы немедленно выступим на защиту их, предав имена угнетателей суду и проклятию общественного мнения, перед лицом которого начинают уже трепетать и самые закоснелые тираны.

    От редакции: Мы не предлагаем научное комментирование этого текста, которое ввиду его более чем полуторавекового возраста и колоссальных перемен в мире заняло бы много места, но обращаем внимание читателя на его непреходящее нравственное звучание. Консолидация труда в противовес натиску капитала не утратила и не могла утратить своей актуальности. Ее участники и формы не могли не измениться и менялись много раз. Но никакая пропаганда «эффективного собственника» и «среднего класса», положение которых на рынке к тому же подчас весьма неустойчиво, «консенсуса» работодателя и наемного работника при допускаемом обществом контрасте сверхбогатства, с одной стороны, безработицы и нищеты - с другой, не отменяет необходимости все более тесного единения работников производительного и творческого труда, умственного и физического.