• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    На этой Земле есть святые пространства, они считаются осененными особой божественной благодатью, потому наиболее благоприятны для паломничества и духовного делания. Сейчас на планете существует четыре священных места, связанных с Богоматерью, одним из них является святая канавка Богородицы в Дивеево. Местный монастырь на этой земле духовно опекал старец Серафим Саровский.

    Дивеевский монастырь существовал до того как старец Серафим освятил эту территорию своим присутствием. Обитель была построена неподалеку от Саровской пустыни, где осуществлял монашеский подвиг батюшка Серафим.

    Монастырь был открыт благодаря подвижнице, которую сам старец в дальнейшем отмечал за духовный подвиг.

    Основательницей считается Агафья Мельгунова, богатая помещица, которая в весьма молодом возрасте оставила дом, раздала имущество после того, как осталась вдовой.

    Женщина странствовала по Руси, в видениях ей являлась Богородица, направлявшая в нужные города и поселки. Дивеевская канавка тоже появилась благодаря Агафье Семеновне, которую Богородица сподобила остаться в 1760 году в Дивеево, близ Сарова, начать свое служение и более не путешествовать.

    После этого последовало устроение обители:

    • сначала помогала Саровская пустынь;
    • в 1780 году освятили первую Казанскую церковь;
    • в 1788 помещицей Ждановой было передано 1300 квадратных саженей земли в распоряжение насельницам;
    • в 1826 году создается мельничная община;
    • в 1829 строится храм Рождества Христова;
    • в 1833 завершена канавка Пресвятой Богородицы и преставляется старец Серафим;
    • в 1842 мужские и женские общины объединяются в Серафимо-Дивеевский монастырь.

    Видение Пречистой Девы Серафиму Саровскому в 1823 году подвигло старца и сестер обители на создание канавки. Нужно сказать, старцу потребовалось в какой-то период даже явить чудеса перед сестрами, дабы они более активно вели свою работу.

    Обустройство святыни

    Много духовных подвигов совершил преподобный старец Серафим Саровский и неоднократно становился свидетелем явления Божьей Матери, которая даровала ему благодать.

    Официальной датой очередного явления Богородицы считается 25 ноября 1825 года. Тогда Божья Матерь повелела старцу образовать новую общину, которую следовало обнести валом.

    Речь идет о мельничной общине, которая начала действовать на следующий год после явления старцу Богородицы, только вот святая канавка в Дивеево появляться не спешила.

    Согласно словам самого старца, рыть могли только послушницы из обители, а мирские люди допускались только для того, чтобы вал насыпать и землю носить. Конечно, создание этой ландшафтной формы требовало определенного подвига от послушниц, которые и так вели весьма аскетичное существование.

    Тем не менее, старец особо радел об этом деле, фактически оно завершило его земной путь. Есть свидетельства самих послушниц, которые видели, как он сам копает канавку. Казалось бы, ничего странного, точнее, почти ничего, ведь старец проживал относительно далеко от женской обители, но:

    • как рассказывает одна из подвижниц, она вышла с утра к началу канавки и увидела святого Серафима, который уже выкопал немного и позвал ее;
    • после она решила позвать остальных, чтобы помочь, но когда вернулась, увидела только мотыгу;
    • в тот самый день в скиту у Серафима Саровского оставалась подвижница и ясно видела как он пребывал в своем жилище, то есть никак не мог бы оказаться в Дивеево, более того, он даже письмо в обитель писал с помощью этой подвижницы.

    Такое видение невероятно взволновало и вдохновило женщин, после чего была создана святая канавка Богородицы в максимально короткий период.

    Сам старец Серафим почил практически сразу после окончания чудесного строительства. Он благословил всех верующих проходить по тропинке, которой ходила сама Богородица и читать для Нее молитву.

    Внешнее описание

    Внешне пространство выглядит весьма обыденно. Перед паломниками предстает обыкновенный вал, над которым идет облагороженная тропинка, а сбоку располагается та самая канавка. Протяженность ее составляет 777 метров. Длина выбрана абсолютно разумно, ведь в православной традиции семерка представляет собой полноту и является числом божественным.

    Обратите внимание! Число 666 трактуется как недостаток и незавершенность, число дьявола, то есть лишенного божественной полноты. 777 — положительный сакральный символ в православной традиции.

    По форме канавка представляет собой семиугольник: такая форма тоже выбрана с определенной целью. Шесть сторон этой конструкции ничем не заполнены, а не седьмой стороне стоит собор, воздвигнутый в честь иконы Божьей Матери Умиление.

    Духовная польза

    Наряду с внешней простотой и примитивностью за этой конструкцией скрывается огромный духовный потенциал, которые делает небольшую часть земли на территории Дивеево особенным местом.

    Как говорят верующие, многие феномены этого мира не видны глазу и могут быть восприняты только духовным зрением.

    Подобным образом и удел Богородицы в Дивеево простыми людьми воспринимается равно как любое другое пространство.

    В советский период на территории монастыря устроили пивные ларьки и много другого непотребства. Антихрист Советской эпохи все-таки смог перешагнуть через канавку. Тем не менее, даже простые люди не решались оставаться там вечером и многие вообще избегали вольностей, пребывая там. Даже приходившие за пивом, стремились побыстрее уйти, когда видели на скамейке фигуры сидевших миловидных старушек.

    Обратите внимание! Согласно многим рассказам, на территории обители многие люди видели фигуры монахинь. Вероятно, там являлись подвижницы на могилах которых поставили новые строения.

    Как говорил сам старец Серафим, канавка возвышается до небес. Навряд ли есть возможность увидеть этот феномен на видео или фото, понятное дело, речь идет о вещах незримых, которые относятся к духовному миру.

    В частности, кто приезжает в Дивеево, даже не будучи особо верующими, ощущают благодать от этого пространства, близость самой Богородицы и особую атмосферу, которая отличает обитель от всего остального мира.

    В целом, такие святые места даны верующим, чтобы они могли использовать благодать для собственного духовного роста:

    • очищаться от грехов;
    • укреплять веру;
    • набираться сил;
    • исцеляться;
    • вдохновляться.

    Молитва на святом пространстве может иметь особый эффект, позволяет почувствовать ранее не ощутимое. Также весьма существенными являются слова Серафима Саровского о роли этого «укрепления» в период конца времен. Согласно его словам, Антихрист сможет пройти именно до этой самой канавки, но переступить ее не сумеет.

    Преподобному старцу в видении явилась Богородица, которая прошла именно этим путем, поэтому земля в этом месте является священной.

    Некоторые считают возможным и сейчас увидеть Деву Марию, которая согласно традиции регулярно посещает собственный удел и может явиться некоторым верующим.

    Как понять эти слова, требуется осмыслить, возможно, в конце времен именно Дивеевская обитель останется одной из немногих, где будет сохранена истинная вера. Возможно, речь идет о чем-то более символическом, и вера в саму канавку поможет противостоять Антихристу. Для понимания этого требуется размышление в сочетании с глубокой верой, так или иначе, пространство почитается православными, как особенное.

    Использование святой земли

    Многие верующие стараются увезти с собой небольшое количество земли, которая считается святой и благодатной.

    Конечно, земля с канавки может помогать верующим, но не следует считать эту субстанцию чем-то волшебным или магическим.

    В действительности, своим составом и свойствами взятая горсть может ничем не отличаться от взятой в огороде, единственным отличием здесь является вера, с которой эта землица принимается и используется.

    Обратите внимание! Крепкая вера обращает на себя внимание Господа, который своей неизмеримой милостью посылает православным благодать и всяческое утешение в любых делах.

    Землю используют самыми разными способами, но наиболее распространенными являются такие:

    • смешивание со святой водой и использование для питья, конечно, в разумных гомеопатических количествах;
    • прикладывание к больным частям тела;
    • использование в доме, к примеру, некоторые укладывают возле постели, чтобы оградить себя от нападок бесовского воинства во время сна.

    Могут быть и другие варианты оберегового использования: кто-то кладет немного в фундамент, другой зарывает по периметру дома, некоторые носят в кулоне как амулет.

    Особенно полезной является эта землица, если православный имеет связь с Дивеевской обителью и регулярно совершает молитву Богородице в уме, вслух, в любую доступную минуту. К слову говоря, старец Серафим советовал простым верующим непрестанно совершать умную молитву: в первой половине дня – Христу, во второй – Богородице.

    Полезное видео

    Подведем итоги

    Чтобы приехавшему под Саров паломнику набрать немного земли, нужно непременно прочитать молитву, пройдя по самой канавке. Стандартным вариантом является прочтение 150 раз подряд «Богродице Дево, радуйся».

    Также некоторые указывают на следующие молитвы:

    • «Отче наш»;
    • «Милосердия двери отверзи нам»;
    • «Богородица Дево радуйся».

    Каждую читают не менее пятнадцати раз подряд, хотя не всегда нужно следовать каким-то формальным предписаниям, а нужно молиться так, чтобы взрастить в себе веру и ощутить благодать Господа.

    Вконтакте

    (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

    В Дивеево, или, как его часто называют, Дивное Дивеево, я стремилась давно. Но все как-то не складывалось. И поэтому когда моя коллега по работе предложила мне поехать туда, я ни минуты не раздумывала. Конечно же! Тем более, многие рассказывали о том, какие чудесные изменения происходили с ними после посещения этой обители. Поездка в Дивеево состоялась в мае 2013 года, во время большого .

    Село Дивеево расположено в 180 км от и в 65 км от , почти на границе с Мордовией. Возникло оно в 1559 году. Согласно одному из преданий, первым его владельцем был мурза Дивей, от которого и пошло это название. Иван Грозный за особые заслуги даровал Дивею княжеский титул и наградил землями.

    Дивеево оказалось на пересечении паломнических дорог. Во второй половине XVIII века здесь была построена деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. В ней паломники и странники находили кров и приют. В 1760-х годах сюда пришла странница Агафья Семеновна Мельгунова (кон. 1720/нач. 1730 — 1789), урожденная Белокопытова, вдова богатого владимирского помещика. После смерти мужа она приняла монашеский постриг под именем Александры. Она-то и стала основательницей Дивеевской обители.

    На собственные средства она заложила храм во имя Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами — Святителя Николая и первомученника архидьякона Стефана. Преподобный Серафим Саровский предрекал:

    Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая … (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!

    В 1788 году на землях, пожертвованных местной помещицей Ждановой, поблизости от Казанской церкви началось строительство. Здесь поселились матушка Александра и четыре послушницы. Именовались они Казанской общиной и жили по строгому Саровскому уставу. Также по благословению Серафима Саровского в 1826 году была устроена Мельничная община.

    В 1842 году обе общины были объединены и стали называться Серафимо-Дивеевской. В 1861 году община получила статус монастыря, первой игуменьей которого стала матушка Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова). В 1848 году по проекту архитектора А.И.Резанова началось строительство Троицкого собора, освященного 28 июля (9 августа) 1875 года.

    К 1917 году в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало 270 монахинь и 1474 послушницы. После революции для монастыря, как и других храмов и монастырей по всей России, настали трудные времена. В 1919 году на базе монастыря была зарегистрирована трудовая артель, а в 1927 году монастырь был закрыт. В 1937 году был закрыт Казанский храм.

    С 1988 года началось возрождение монастыря. 31 июля 1991 года в Свято-Дивеевский монастырь были перенесены мощи преподобного Серафима Саровского.

    Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь: фотографии и впечатления от посещения

    Село Дивеево

    Итак, мы приехали в Дивеево. Само село, население которого около 6,5 тысяч человек, кажется, все ориентировано на паломников. Около монастыря расположились торговцы, вернее, торговки, торгующие тем, что необходимо паломнику. Продаются платки, юбки — в Серафимо-Дивеевском монастыре с этим строго, женщины обязательно должны быть в юбке/платье и с покрытой головой.

    Проблема с парковкой около монастыря

    Около монастыря есть парковка для машин. Однако к нашему разочарованию, там висела табличка, что мест нет. Учитывая, что я была за рулем Mitsubishi L-200 огромных размеров, это несколько огорчило. Впрочем, как выяснилось, места все-таки есть — наши знакомые, которые ехали на второй машине, запарковались спокойно. Оказалось, что мест нет только для тех, кто приезжает с ночевкой. Но мне, видя надпись, как-то не пришло в голову поинтересоваться, есть ли все-таки парковочные места или нет. Проездив несколько кругов по Дивеево и не найдя свободных (была суббота Пасхальной недели, поэтому народу было много), в результате поставила машину у местных жителей около дома, прямо напротив обители. Все удовольствие — 100 рублей. Правда, помогли развернуться в узком месте.

    Как получить разрешение на фотосъемку?

    Дальше нужно было получить разрешение на фотосъемку. Меня отправили в паломнический центр. К работающему окошку была очередь. Второе окошко было открыто, но около него никого не было. Однако там сидела суровая монахиня, которая не удосужилась ответить, можно ли получить разрешение. В результате, отстояв очередь, я получила разрешение на фотосъемку, заплатив то ли 30, то ли 50 рублей. Попутно выяснилось, что то же самое я могла сделать и на территории монастыря, там, где оформляют требы.

    Здание на территории монастыря

    Собор Троицы Живоначальной и Спасо-Преображенский собор в Дивеево

    И вот, мы внутри монастыря. Перед нами два огромных собора. Первый, зеленого цвета — собор Троицы Живоначальной , построенный между 1848 и 1875 годами учеником Тона А.И.Резановым, который также принимал участие в строительстве в Москве. В Троицком соборе находится рака с мощами Серафима Саровского.

    Чуть дальше расположен красивый белый храм — . Его начали строить еще до революции, но освятить не успели. В советские годы в нем помещался тир, потом гараж. Достроен он был в 90-е годы и освящен 3 сентября 1998 года. Увидеть Преображенский собор изнутри нам не удалось — он был закрыт на уборку 🙁

    Паломников и людей внутри монастыря было много — напомню, была суббота Пасхальной недели.

    Мы медленно шли в сторону Святой Канавки — одного из самых знаменитых мест Дивеево. Но о ней — чуть ниже.

    И вот, наконец мы у Святой Канавки. Серафим Саровский так говорил о ней:

    Канавка эта — стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев.

    Полтораста «Богородиц» — это молитва «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших» , которую надо прочесть 150 раз.

    Людей, кто идет по Святой Канавке, много. Кто-то читает молитву, перебирая в руках четки. Некоторые идут босиком, останавливаются после каждого прочтения молитвы и крестятся. Другие просто идут, глядя вокруг, разговаривают друг с другом.

    Вид на монастырские строения

    Меня, когда я шла по Святой Канавке, поразил контраст: внутри нее — монастырские строения и стройка большого собора. С другой стороны — обыкновенные дома, огороды.

    Небо хмурилось, парило — приближалась гроза (но она все-таки так и не дошла, только несколько капель упало, и все). Оглушительно каркали вороны — в Дивеево их много.

    Постепенно приближаемся к окончанию Канавки.

    А вот и описание Благовещенского собора, который будет построен на территории обители:

    Фотографии Дивеево

    На фоне грозового неба белоснежный Спасо-Преображенский собор смотрится особо эффектно:

    А потом выглянуло солнце, и соборы засияли.

    Впечатления от поездки в Дивеево

    Затем мы пошли пообедать в одну из трапезных. Еда — постные щи и плов с грибами, щедро сдобренные подсолнечным маслом. Работницы трапезной — трудницы, паломницы. К сожалению, о таком слове, как вежливость, они не слышали от слова совсем. Может, слишком много людей и сказалось усталость. Но это их нисколько не извиняет — в одной из тарелок супа обнаружился… таракан 🙁

    Уже после обеда, когда все члены нашей группы собрались вновь, выяснилось, что 2-летнюю Софи, дочку Галины, выгнали из храма, когда они стояли в очереди к мощам Серафима Саровского. Вина маленькой девочки была в том, что она стянула с головы платок — было слишком жарко и голова ребенка промокла насквозь от пота. Мать пыталась снова надеть на девочку платок, однако ребенок стягивал его вновь и вновь. Работник храма в грубой форме вытолкал их прочь.

    Из Дивеево я уезжала со смешанными чувствами. С одной стороны — да, безусловно, сильное место, связанное с именем Серафима Саровского. Очень красивый монастырь, кругом — великолепные места. С другой стороны — пресловутый человеческий фактор. Дальше мы поехали на , а затем — в .

    Экскурсии в Дивеево

    В Дивеево можно ехать как самостоятельно, так и с экскурсией. И тот, и другой вариант имеет свои плюсы и минусы. Скорее всего, если вы поедете с экскурсией, то избежите тех накладок, с которыми столкнулись мы. Экскурсовод или сопровождающий возьмет на себя все организационные моменты.

    Экскурсии в Дивеево с выездом из Москвы

    Экскурсии в Дивеево с выездом из Нижнего Новгорода

    Где остановиться в Дивеево

    В Дивеево лучше ехать как минимум на два дня, чтобы никуда не торопиться. Думаю, тогда поездка будет вызывать совершенно другие ощущения. Дивеевский монастырь очень красив в вечерней подсветке. Стоит сходить и на службу. В Дивеево немало мест, где можно переночевать, как в весьма скромных, так и роскошных гостиницах. Цены начинаются примерно от 1000 рублей, можно найти и дешевле. Подборку гостиниц и апартаментов в Дивеево смотрите на сайте Booking.com .

    (function(d, sc, u) { var s = d.createElement(sc), p = d.getElementsByTagName(sc); s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = u + "?v=" + (+new Date()); p.parentNode.insertBefore(s,p); })(document, "script", "//aff.bstatic.com/static/affiliate_base/js/flexiproduct.js");

    Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь на карте

    Координаты: 55°2’26″N 43°14’44″E

    © , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

    "Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила... Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста "Богородиц" прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев" (Преподобный Серафим Саровский). текст

    Идут и идут по канавке люди. Весной и летом, осенью и зимой. Последние годы все чаще стали ходить босиком (даже зимой по снегу). Идут русские, украинцы, молдаване, грузины, армяне, англичане, немцы, французы, американцы... Канавку, Дивеево, преподобного Серафима Саровского знает весь мир. Канавка лечит, Канавка очищает, Канавка просвещает.

    Самую большую благодать получают те, кто проходя Канавку, читает (по совету афонских старцев) молитвы в такой последовательности: "Отче наш", Милосердия двери отверзни нам..." и десять раз "Богородица Дево радуйся...". Затем снова повторяется. И так всего 15 раз.

    Лечит людей и земля Канавки. Ее и пьют, замешивая на воде Святых источников, и прикладывают к больным местам. Землю Канавки кладут в постель, в углы дома, ее зарывают в траншеи вокруг домов. Эта земля защищает людей от нечисти. Преподобный Серафим говорил, что земля с Канавки дороже золота.

    Иконописец Виктор рассказывал, что видел людей, идущих по Канавке, которые светились мягким Божественным Светом, и вокруг каждого из них виден был яркий свет.

    По Канавке лучше всего ходить с трех до четырех часов ночи. В это время Сама Царица Небесная бывает здесь и иногда является избранным. Однажды пономарь Андрей пройдя всю Канавку после трех часов ночи, видел Матерь Божию в небе над Канавкой в сияющем серебряном облаке.

    Не зря старцы советуют паломникам молиться ночью. Схиигумен Иероним из Санаксарского монастыря говорит:

    С трех до пяти часов ночи идет золото, с пяти до шести - серебро, с шести до семи - бронза.

    Преподобный Серафим также иногда встречается паломникам и местным жителям.

    "... Канавка эта - стопочки Божией Матери, тут ее обошла сама Царица Небесная. Эта Канавка до небес высока... и как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит! (Преподобный Серафим Саровский).

    Святые места и бесноватые.

    Я живу в Дивеево с 1989 г. Помогал восстанавливать монастырь с первых и до последних дней этих тяжких и вместе с тем отрадных Богоугодных работ. Постоянно бывая в храмах и на источниках, видел много чудес. Описать все, конечно, не возможно.

    Болящие, в основном, исцеляются, прикладываясь к мощам Преподобного Серафима Саровского, а также в святых источниках и на Канавке.

    Одна бесноватая у источника матушки Александры даже беседу с паломниками провела. Голос у нее был тяжелый, мужской:

    Я удивляюсь, почему не все купаются в святых источниках. Нам так плохо от святой воды! А тут есть даже много местных жителей, которым надо купаться. Но они еще не разу не окунулись здесь!

    Одну бесноватую я видел в Задонском монастыре, будучи там на послушании. Она там устраивала целые концерты: орала диким мужским голосом и в храме, и во дворе монастыря, и у святого источника. Но враг не выходил из нее. Привезла она его в Дивеево и стала ежедневно регулярно прикладываться к раке Преподобного. Я в это время уже был в Дивееве.

    Через насколько дней она подошла ко мне в храме и с улыбкой, нормальным женским голосом сказала:

    Я исцелилась. Батюшка Серафим изгнал из меня беса. Я здорова!

    Такие слова слушать без слез невозможно.

    Однажды в Троицком храме одна женщина жалобным мужским голосом сетовала:

    Ты меня таскаешь по монастырям и храмам, ты меня всего измучила, у меня уже почти никаких сил нет. Зачем ты меня сюда привезла?

    Недавно два батюшки привезли в Дивеево бесноватую.Ежедневно силой ее прикладывали к мощам Преподобного. Она брыкалась, сопротивлялась. Но с каждым днем сопротивлялась все меньше и меньше. В конце концов она сама стала подходить и прикладываться к раке. В один прекрасный день враг не выдержал воздействия святого Серафима и покинул свое жилище.

    Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

    Монах Иосиф.

    Исцеление страшного лица.

    В 1997 году я была свидетельницей необычного исцеления.

    В Троицком Соборе, у раки Преподобного Серафима Саровского, я увидела группу людей, которые старались закрыть своими телами лицо мальчика.

    Откровенно говоря, это было не лицо, а подобие лица. Вместо глаз виднелись небольшие щелки, носа совсем не было, на его месте остались только два маленьких отверстия. Уши сместились и были неимоверных размеров, они висели как у ослика. Кожа лица не просматривалась, вместо нее был какой-то огромный гнойник зловещего цвета.

    Мне рассказали, что это ужасное перерождение произошло после операции. Многие врачи сошлись на том, что во время операции была занесена инфекция.

    После многих месяцев мучений и тяжелых попыток лечения мальчик услышал ясный четкий голос: "Тебе надо ехать в Дивеево, там тебя исцелит святая родниковая вода".

    Мальчик рассказал все родителям, которые о Дивеево никогда ничего не слышали. Но они разыскали это святое место и привезли сюда сына.

    Около месяца жили они в Дивееве. Посещали Богослужения, прикладывали мальчика к раке Преподобного Серафима, купали его во всех источниках. Но исцеления не было.

    И вот в день отъезда решили окунуть его "на прощанье" в казанском источнике. После окунания мальчик мгновенно исцелился. В воду окунулась какая-то ослиная голова, а из воды вышло нормальное человеческое лицо.

    Об этом уникальном случае исцеления знают почти все жители Дивеева.

    Рассказ сестры Зои.

    В июле 1991 года мощи преподобного Серафима были перевезены из Москвы в Дивеево. Чудеса начались еще в Москве. Многие видели, как голуби, образовав крест, трижды круто снижаясь, пролетали над ракой с мощами всея Руси чудотворца. Это, видимо, были Ангелы.

    В Москве и по дороге в Дивеево при стечении богомольцев со всей России происходили чудеса исцелений. Многих наставлял великий святой на путь праведный.

    19 июля мощи Преподобного упокоились в Дивееве. Вот тут, в Троицком соборе, и началось массовое исцеление паломников и изгнание бесов.

    Собор был переполнен. Одержимые и лаяли, и блеяли, и рычали. Десятки людей исцелялись на глазах.

    С тех пор больные душой и телом постоянно приезжают в Дивеево и получают исцеление. Болящие исцеляются не только у раки Преподобного, но и в четырех святых источниках: преподобного Серафима, Казанской Богородицы, Иверской Богородицы и Дивеевской матушки Александры.

    Чудесных случаев исцеления множество, их все невозможно описать. Серафимо-Дивеевский монастырь славится своей святостью со дня своего основания. Он был учрежден самой Богородицей, как Ее Четвертый удел на земле.

    И вот с июля 1991 года пошла новая волна чудес.

    Невозможно описать все чудеса. Сколько излечилось «неизлечимых», сколько бесов изгнано святой водой, сколько видений было у источников!

    Все дается людям по их вере. Опишу лишь несколько случаев.

    Летом 1996 года пришлось мне как-то очень долго сидеть на корточках около своего дома. Затем резко встал. Что-то хрустнуло у меня в правом колене. Появилась боль. С каждым днем боль усиливалась, я уже с трудом передвигался. К врачам не обращался — стал усиленно молиться батюшке Серафиму. Просил Преподобного, чтобы он помолился Господу обо мне, о прощении грехов моих.

    У меня в это время было много забот по ремонту домика, который я недавно купил. Эта ремонтная запарка постепенно стала вытеснять и молитвы, и храм — стал молиться меньше и в храм ходить реже. И об источниках целебных забыл. Вот и надоумил меня Господь, напомнил о Себе. Ведь многие знают, что болезни наши — это грехи наши.

    Вспомнился мне источник святой преподобного Серафима. Сел я в машину и поехал на поклон к батюшке Серафиму.

    Из рассказов многих исцеленных запомнилось мне, что окунаться в святом источнике нужно трижды, причем три дня подряд. Вот такой план и созрел у меня в голове. Доковылял я до источника (правую ногу тащил по земле), поставил свечку у креста и помолился Господу нашему Иисусу Христу, Пречистой Деве Марии и преподобному Серафиму Саровскому. Затем трижды окунулся и, не вытираясь, оделся. И — о чудо! — сразу моему колену стало легче. Ушла куда-то боль, и легче стало идти. Поблагодарил я здесь же радостно преподобного Серафима. В последующие два дня повторил это и свободно, спокойно стал ходить. И забыл я о своей болезни, колено ни разу не напоминало о себе. Слава и благодарение Господу за все!

    Необычное исцеление

    Одна паломница долгие годы страдала болезнью. Лечилась она у разных врачей и в разных поликлиниках и больницах. Однако улучшения здоровья не наблюдалось, а, наоборот, с каждым годом ей становилось все хуже и хуже. Особенно сильно мучили ее боли в желудке.

    И вот кто-то рассказал ей о чудесных исцелениях в источнике святого угодника Божия Серафима. Она приехала в Дивеево и сразу же отправилась на источник. С молитвой, крепкой верой в Бога и в исцеление от святой воды она трижды окунулась и сразу же почувствовала сильную тошноту. Когда вышла из воды, у нее открылась рвота. Вместе с рвотной массой из желудка вышел ком величиной с куриное яйцо зловещего зеленого цвета.

    Боли в желудке у страдалицы прекратились, и она уехала из Дивеева здоровой.

    Преподобный победил змия

    Этот случай произошел в начале осени 1996 года. В Дивеевский монастырь привезли болящую женщину. Как позже выяснилось, она была одержимой. Ее привезли в Троицкий собор и дважды подводили к раке со святыми мощами преподобного Серафима Саровского чудотворца.

    Когда ей помогали прикладываться к мощам, все тело ее трепетало и билось, как под током. Когда же ее стали подводить к раке в третий раз, она вдруг закричала грубым мужским голосом:

    Ты зачем привезла меня в это святое место? Не подводите меня в третий раз! Вы все должны меня бояться. Я страшный большой змий. Не подводите меня больше! Если вы еще раз меня подведете - это будет для меня смерть.

    Одержимую с трудом подвели к раке в третий раз и силой приложили ее к мощам. Какой-то нечеловеческий звериный крик вырвался из ее груди, и она потеряла сознание.

    Женщина выздоровела, одержитель был побежден преподобным Серафимом всея Руси чудотворцем.

    Исцеление молдаванки

    В первую очередь, естественно, все пошли в Троицкий храм. А в храме прежде всего все стали прикладываться к мощам Саровского старца. Я в это время стоял у раки и все отчетливо видел.

    Когда к мощам стала прикладываться одна молодая женщина, ее вдруг всю передернуло, и она забилась, как птица в сетке.

    Я посоветовал подругам подвести ее к мощам еще два раза. Они послушались моего совета и, несмотря на сопротивление, подвели одержимую к мощам еще раз. Когда ей помогли приложиться к мощам второй раз, все повторилось, как и в первом случае, только более ярко.

    А вот когда ее силой подвели и силой прикладывали к мощам Преподобного третий раз, картина несколько изменилась. Две подруги держали ее под руки с двух сторон и наклоняли ее вперед к мощам. Матушка монахиня, дежурившая у раки, приложила ее голову к раке и крепко держала обеими руками. Подруги в это время отпустили руки болящей. Одержимая вся извивалась, стонала, била себя кулаками по бедрам и дергала левой ногой, причем в сторону, противоположную раке.

    Батюшка Серафим, - как-то самопроизвольно вырвалось у меня, - помоги этой бедной женщине избавиться от беса.

    Думаю, что все наблюдавшие эту борьбу молились о несчастной, просили Иисуса Христа и Царицу Небесную простить грехи и исцелить ее.

    И вот, наконец, болящая подняла свою голову, выбросила руки вверх, выпрямилась... и потеряла сознание.

    Бес покинул несчастную.

    Бесноватые кричат и визжат, как свиньи...

    Такие слова есть в песне композитора и поэта Геннадия Пономарева "Отче Серафиме". Изумительная песня, ее невозможно слушать без слез, особенно припев:

    А кругом все Ангелы,
    Иже Херувимы,
    Свет родимой стороны -
    Отче Серафиме.

    1 августа - день памяти преподобного Серафима Саровского. В этот день в Дивеево, где покоятся его мощи, съезжаются паломники из России и многих других стран.

    Но 1 августа 1998 года было совсем необычное. Приехало столько люда, что Троицкий собор не смог вместить и половины верующих. Остальные все слушали богослужение во дворе монастыря через динамики. Служба была воистину удивительной. Сколько очистительных слез было пролито в этот день, сколько исцелилось болящих, сколько бесов ушло из несчастных одержимых!

    Особенно запомнилась одна женщина, которая громко закричала мужским голосом:

    Все, все! Не могу я больше, не могу. Замучила ты меня своими молитвами. Ухожу, ухожу!

    Долго шла служба. Было жарко и тесно. Но этого никто не заметил, т. к. радость была великая.

    А еще люди ожидали чуда. Весь православный мир знает, что в последние дни преподобный Серафим должен воскреснуть. Это предсказала блаженная Пелагея Рязанская. Это пророчил и сам Преподобный: "То диво, что смерть моя будет подобно отроков Ефесских, 300 лет спавших в пещере. Как они восстали в уверении Всеобщего Воскресения, так и я восстану пред последним концом и возлягу в Дивеево..."

    Пока это не произошло, не пришел его час. Но это будет, православные христиане твердо в это верят.

    Пока еще спит батюшка Серафим, - говорят в народе. Нет, не спит отче Серафиме.

    Уже несколько раз он встречался верующим мужчинам в Дивееве. Одному сказал, что более энергично стал изгонять неверующих из Дивеева. Другому (водителю грузовой машины) он поручил что-то передать игуменье монастыря матушке Сергии.

    Он думает о нас, грешных, он помогает нам, он молится о нас.

    Пропала бородавка

    Я раба Божия Надежда, из Нижнего Новгорода в 1996 году отправила свою дочь с внуком в Дивеево.

    У внука с детского сада была на ладошке бородавка. И сколько он рос, столько и бородавка росла, она выросла настолько, что было неприятно на ручку смотреть.

    Малыш, приехав домой, на второй день пришел ко мне, и сказал: «Бабушка, я купался в источнике батюшки Серафима и молился так, как ты меня учила. Посмотри: у меня на ладони ничего нету. Бабушка, ты сама говорила, что у меня безобразная ладонь, а сейчас ладонь чистая».

    Я настолько благодарна этому источнику, что не знаю, как передать.

    Бородавка пропала, ничего не осталось, кроме маленького пятнышка.

    Колокол звонил сам

    В Свято-Троице-Серафимо-Дивеевском женском монастыре вдруг зазвонил колокол. Все были в недоумении, причины для звона не было. Тогда стали выяснять: кто и зачем звонил. Оказалось, что к звоннице никто не подходил (даже близко никого не было). Все были удивлены. Вывод напрашивался один — колокол зазвонил сам.

    И вот в этот самый момент, когда все пытались разгадать эту загадку, работник связи в монастырь принес телеграмму: "Умер Высокопреосвященнейший Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский".

    Это был траурный колокольный звон, и звонили, надо полагать, Ангелы.

    Помог Николаи Чудотворец

    Поздней осенью 1996 года я ехал на своей машине из Дивеева на источник преподобного Серафима Саровского. В Цыгановке (15 км от Дивеева) на дороге стояла с поднятой рукой и страдальческим лицом женщина.

    Подвезите до источника батюшки Серафима. Я в Дивееве, отстала, от экскурсионного автобуса, А в автобусе осталась моя сумка с деньгами и документами.

    Когда она села в машину, то сразу обратила внимание на икону Николая Чудотворца.

    Вот он, мой спаситель. Я в Дивееве помолилась ему и попросила помочь догнать автобус. И сразу же меня подобрал один водитель. Его зовут Николаем. Он довез меня до Цыгановки. И вот в вашей машине я встречаюсь с Николаем Чудотворцем.

    Добавьте теперь ко всему то, что меня тоже зовут Николаем.

    Мы благополучно доехали до источника. Автобус был еще там и женщина успокоилась.

    Слава тебе, Николай Чудотворец. Недаром ты считаешься одним из самых почитаемых святых на Руси. Чудесам твоим нет конца. В мгновенье ты откликнулся на мою просьбу и послал мне в помощь две машины и двух Николаев.

    На грани жизни и смерти

    В сентябре 1991 года из-за постоянных стрессовых ситуаций я была на грани жизни и смерти. Почти все время перед глазами стояла черная, липкая пелена страха за родных и близких.

    Однажды я проходила мимо Троицкого храма и вдруг очнулась в храме на полу на коленях. Как оказалась в храме, я не помню, но находилась там часа два - это точно. Очнулась от ответа, который шел мне на один из вопросов: "Как жить мне дальше?" Был ответ такой: "Восемь дней голодай!" Я была так измождена, что сказала: "Не выдержу!" "Выдержишь", - был голос, исходящий изнутри и откуда-то сверху. Подняв глаза, я увидела старца в бело-голубых одеждах и поняла, что это говорит он. Встала и прочла на иконе "Серафим Саровский".

    В январе 1996 года я была при смерти. Меня положили в реанимацию. Две ночи у моей постели дежурили две знакомые женщины, смачивали мои потрескавшиеся губы. Я умирала и морально, и физически. И все это время чувствовала присутствие старца. Он как бы проводил руками над моим телом, иногда касаясь его, облегчая страдания.

    Чувствовала себя недостойной его присутствия и иногда просила избавления от страданий, но слышала в ответ: "Не время".

    По истечении второй ночи свершилось чудесное исцеление. В 6 часов утра я очнулась сильная и здоровая, ощущая огромную, просто необыкновенную духовную и физическую силу. Я слышала, как одна из медсестер за дверью уже собиралась уходить. Мне вдруг захотелось проводить ее. Я встала и вышла в коридор. Она отшатнулась от меня, не веря своим глазам. Женщина была изумлена светом моих глаз и необычайной физической силой, когда я крепко обнимала и благодарила ее. "Ни за что бы не поверила, если бы не увидела своими глазами!"

    В сентябре 1997 года, спустя 6 лет после моей встречи с Серафимом Саровским, я ездила в Дивеево поблагодарить батюшку Серафима за его чудо - возрождение к жизни.

    Исцелила Царица Небесная

    Меня зовут Нина. Я хочу рассказать об одном чуде исцеления, которому я была свидетельницей.

    Целебные источники Дивеева известны давно. Излечили они уже многие тысячи людей. Но, как правило, эти чудесные исцеления остаются неизвестными, так как излечившиеся уезжают домой, и на этом все кончается.

    У моей хорошей знакомой было двустороннее воспаление легких. Положение было критическое, так как температура доходила уже до 42 градусов. Она была на грани смерти.

    Я во всем уповаю на Бога. На все Его святая воля.

    На улице было очень холодно, но она, предварительно помолившись, оделась и пошла к источнику Казанской Богородицы. У источника она снова помолилась.

    Матерь Божия, Царица небесная, моли Бога обо мне, о прощении моих грехов, об исцелении меня этой Твоей святой водой.

    Трижды она окунулась в ледяную воду, еще помолилась и ушла в монастырь, где несет послушание.

    Перед сном она снова помолилась, и свершилось чудо: утром была совершенно здорова. Температура была нормальной, и самочувствие превосходное.

    Все мы были очень удивлены и еще более обрадованы.

    Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Пречистая Пресвятая Богородица!

    Растет камень Преподобного

    Этот удивительный случай произошел в конце лета 1996 года. Даже многие жители Дивеевского района не знают, что в настоящее время есть два огромных камня батюшки Серафима, которые исцеляют людей.

    Тот камень, на котором он молился тысячу дней и ночей, после его смерти был разбит на мелкие кусочки. Эти кусочки святого камня, исцелявши тысячи людей, развезли во все стороны земли, и они лечили и лечат до сих пор болящих.

    Но речь идет не о том камне, а о двух других. Незадолго до своей кончины Преподобный принес два небольших камня, положил их в разных местах и сказал, что эти камни будут расти и лечить людей.

    И потянулся народ к святым целебным камням, и начались исцеления. Чудо не только во многих исцелениях, диво чудное в том, что величина камней заметно из года в год увеличивалась. Один из этих камней находится в лесу, в 7 км от села Глухово.

    Мы на легковой машине приехали в Глухово утром. Оказалось, что мало кто из местных жителей знает о святом камне.

    Мы нашли проводника и двинулись в путь. Эти 7 км преодолевали часов пять. Для меня все это было обычным делом. В святые места не так просто попасть. Враг ставит на нашем пути всякие видимые и невидимые ловушки и препятствия.

    Вот и здесь, на этой короткой дороге, наш "жигуленок" с трудом пробивался через пески, а потом по бездорожью. К концу пути машина села на брюхо, зарывшись колесами в песок. Можно было подумать, что мы попали в Сахару.

    Лопаты у нас не было. Мы руками выгребали песок из-под машины и все же прорвались к заветному камню.

    Теперь это не просто камень, а огромная каменная глыба, на которую могут лечь сразу несколько человек. Глыба эта вросла в землю на большую глубину. Видимо, батюшка Серафим предусмотрел и то, чтобы никто не унес этот камень.

    У камня стоит массивный деревянный крест высотой более 4 метров с иконами Богородицы и преподобного Серафима. На камне лежали разные овощи и фрукты, которые оставили предыдущие посетители для нас. А мы должны были оставить что-либо для следующих за нами. Все, что хоть немножко полежало на камне, становилось целебным. Святое место огорожено изгородью, на камне много воска от свечей.

    После молитв мы поочередно припали к батюшкиному камню. Каждый из нас ложился лицом вниз на камень с раскинутыми руками, обнимая ладонями святыню. И каждый из нас ощутил облегчение, чудесное очищение. И радовались мы, и смеялись, и плакали.

    А на обратном пути Господь послал нам верующую женщину, которая показала нам лучшую дорогу, по которой мы быстро добрались до Глухова, а затем по асфальту - до Дивеева.

    Второй же камень Преподобного находится где-то недалеко от Первомайского Сатиса. Его еще предстоит нам разыскать.

    Сейчас недалеко от заветного камня растет скит. А на самом камне в августе 1998 года началось строительство храма.

    Купание в пургу

    Я, раба Божия Таисия, из Нижнего Новгорода. Первый раз приехала в Дивеево в 1996 году. Ничего еще не зная, примкнула я к одним женщинам, и они мне помогли устроиться.

    Наутро они пошли купаться на родник. Я тоже с ними пошла. Но нас в дороге застала пурга. У меня была температура, я кашляла, чихала, и дышать было нечем.

    Когда пришли на родник, стали купаться. Я тоже стала с ними купаться. Помолилась, скрестила на груди руки и говорю: "Батюшка Серафим, я не помру, я не помру" и искупалась с головой.

    Ну, думаю, сейчас голова моя замерзнет, волосы колом станут.

    Но нет - как с гуся вода все стекло с меня, волосы сухие совершенно. Сухая из воды вылезла. Потом теплота по всему телу пошла, и температуру как рукой сняло. Ни кашляла, ни чихала. Сразу выздоровела.

    В. Ященко о чудесах Дивеевских

    Хочу предупредить, что данный материал готовил только для верующих и для тех, кто еще желает задуматься о спасении своей души. А всех остальных, кого огорчу нижеизложенным, заранее прошу Христа ради простить меня и не судить строго.

    Я расскажу о тех незабываемых, счастливых, светлых днях моего паломничества в село Дивеево Нижегородской области по случаю перенесения святых мощей преподобного Серафима Саровского.

    События описываю с благословения священника отца Анатолия из г. Москвы, участника и свидетеля тех событий.

    За сорок лет моей жизни со мной никогда ничего такого не случалось, что бы меня могло потрясти до глубины души. Это удивительное время, проведенное в селе Дивееве, для меня остается доброй памятью на всю жизнь.

    Как нам известно, 11 января 1991 года после долгих лет сокрытия святые мощи преподобного Серафима Саровского были вторично обретены и 7 февраля торжественно перенесены в Москву, а 23 июля крестным ходом препровождены в Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, к месту земных подвигов старца. Такого шествия история нашей церкви не знала!

    По Божией милости мне, великому грешнику, довелось приехать в Серафимо-Дивеевский монастырь за неделю до прибытия святых мощей Преподобного.

    В это самое время туда со всей страны съезжались христиане, устраивались с жильем, а также помогали приводить в порядок монастырь.

    Это были удивительные люди разных возрастов, как мужчины, так и женщины.

    Ранее мне не приходилось встречать людей такого склада, да еще в таком количестве. Меня многое удивляло в этих людях, даже с непривычки поражали истинные, добрые, братские отношения между ними.

    После общения с ними я представил себе, чего мы лишились! Мы лишились самого ценного, самого главного и самого необходимого. И эту утрату нам ничем не заменить. Это вера в Бога.

    Поселившись в монастыре, я поближе познакомился с христианами. Эти люди на меня произвели необычное впечатление своей культурой и необыкновенным милосердием, простотой, добротой, сердечностью и другими качествами.

    Посты они соблюдают строго. Посты им в радость. Отношение к исповеди у них является делом особо важным. Одна женщина пожилых лет мне поведала, что она у своего духовного отца исповедовалась на 40 листах.

    Да, эти христиане, стремящиеся к таким исповедям, действительно пытаются спасти свои души. Как я убедился, Господь им многое открывает.

    Мне с ними посчастливилось побывать на источнике преподобного Серафима.

    По прибытии на источник Преподобного мы стали купаться в чистой прохладной воде. День был солнечный. Нас было всех около 25 человек. Среди нас оказались певчие, которые, искупавшись вместе с нами, отошли в сторону, в тень под деревья, и стали напевать божественные мелодии, псалмы. Я, выкупавшись в источнике, направлялся к кресту, стоявшему рядом. Вдруг одна молодая девица тревожно воскликнула, показывая на небо рукой: "Смотрите, смотрите, что это с солнцем?"

    Все подбежали к ней и увидели: солнце меняло цвет. От солнца свет расходился на большие пределы и равномерно рассеивался.

    Солнце меняло цвет настолько ярко, что мы все в один голос после каждого изменения цвета кричали: "Красный!", "желтый!", "синий!", "зеленый!", "фиолетовый!".

    Для меня это было неожиданное, невероятное зрелище! Да когда это мои глаза могли видеть что-нибудь подобное? Необычная, неземная, полыхающая радость сотрясла наши души. Слезы заливали глаза, сердце переживало необычное состояние. Это захватывало всех, кто находился рядом.

    Вдруг кто-то громко крикнул: "Посмотрите назад!" Я повернулся и от удивления вздрогнул. Я почувствовал, что от увиденного на моей голове стали подниматься волосы. Все небо сзади нас приняло пламенный цвет. От этого зрелища тело мое стало неуправляемым. Мои ноги меня понесли по тропинке на опушку леса навстречу этому пламенному зареву.

    Оказавшись на полянке, где мне уже ничто не могло мешать (ни деревья, ни кустарники), я увидел все это во все свои глаза. Зрелище было захватывающе. Этот огромный пламенный цвет, подобный цвету расплавленного металла, над моей головой в этот момент стал плавно переходить в равномерный желтый цвет, а затем стал рассеиваться, исчезать.

    Да, действительно, велики дела Господни!

    После, когда мы вернулись в монастырь, я узнал, что имя Серафим означает Пламенный, и чудо на источнике было как раз в то время, когда в Дивееве на собор поднимали четвертый крест. Это было приблизительно около 16 часов дня.

    Рядом с собором (метрах в пятидесяти) стоит еще один собор, но он еще пока не отремонтирован. Но какой он имеет вид - одно загляденье!

    Кто читал летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, тот знает, какого времени и часа он ждет.

    Вот нам, грешникам, по милости Божией и довелось там жить. И жило нас там около 300 человек. В то время за храмом был закреплен временно Боголюбивый отец Анатолий, к которому я обратился и рассказал об увиденном. Он этому не удивился, а слушал и радовался. И мне поведал, что когда поднимали первый главный крест, то он сам лично видел у купола нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа.

    И еще он мне сообщил, что завтра будут поднимать последний крест, и нам желательно организовать и привлечь всех паломников на общую молитву во время поднятия последнего, 5-го креста на купол. "В это время могут произойти чудеса разные", - сказал батюшка.

    На следующий день погода была исключительно солнечной. С самого утра альпинисты для установки креста принялись за работу.

    И вот 5-й крест на веревках подвели к куполу. Народ начал суетиться и смотреть по сторонам. В просвете между деревьями вокруг начинает меняться цвет неба. Над куполом, как по заказу, появляется радуга. Ее очень хорошо все видят. Крест начинают крепить к куполу. Его укрепляют на протяжении всего дня до самого вечера. Народ не расходится. Все чего-то ждут. Жду и я, что же будет дальше.

    Солнце играет, как на Пасху. И вот оно касается горизонта. Вдали появляется необычный красивый закат с непонятными вытянутыми бесформенными облаками. Солнце заходит за горизонт, и из просвечивающихся в цвете облаков вдруг незаметно выстраивается всем на удивление красивый город.

    В этом городе я отчетливо вижу красивый собор с его стройными колоннами. Хотя солнце и зашло за горизонт, но продолжает еще пронизывать своими лучами этот город и золотой купол, от которого в нашу сторону отражается солнечный луч.

    Впереди стоявшая женщина в черном резко протягивает руку в ту сторону и громко кричит: "Иерусалим!" Люди, стоящие рядом, ее поддерживают громкими радостными голосами: "Иерусалим!"

    Да, это действительно тот Иерусалим, который изображен в книгах религиозного содержания. Это был он, Иерусалим!

    Помощь свыше

    Когда мы собирались в Дивеевский монастырь, у меня было видение. Я видела высокую лестницу из чисто-белого мрамора, уходящую в небо и освещенную неземным светом. Возле лестницы ходил старец в черной одежде и ожидал меня. Я это чувствовала. Старец ходил и торопился. Я думаю, что он хотел уходить и подняться ввысь - уйти из этого мира. Когда мы приехали в Дивеевский монастырь, я узнала, что есть старец, и зовут его батюшка Иероним. Бог привел меня к. нему, чтобы я увидела его и низко поклонилась ему.

    Когда мы подъезжали, я увидела белую колокольню монастыря, точно такую, как была в видении. И старца я узнала.

    Было чудо, как я сюда собиралась. Мне пришлось занимать много денег на поездку. Но в последний день случайно узнала о группе школьников, которые ехали в Дивеевский монастырь. Мест в группе не было, и только в последние минуты я узнала, что еду с ними, так как кто-то отказался от поездки. Билет я сдала и с Божией помощью и на малые деньги совершила эту чудесную поездку, которая останется светлым лучом до конца моей жизни. Деньги, которые я заняла, все вернула.

    Сестра Лидия, г. Челябинск

    Помогла земля Канавки

    Я работаю жестянщиком в храме Иоанна Предтечи в Саранске. Вот уже два года мы восстанавливаем этот храм. Осенью 1998 г. со мной произошло несчастье. Я молотком сильно ударил по пальцам руки. Боль была невыносимая. Но к врачам не обращался, терпел. Я знал, что получил это за грехи мои. Кисть руки разбухла, рана гноилась. Особенно трудно было по вечерам, перед сном. В это время боль усиливалась и не давала заснуть. Я уже стал подумывать о том, что у меня гангрена.

    Однажды боль усилилась до такой степени, что я половину ночи не спал, держал руку вытянутой вверх: так было немного легче.

    Под утро вспомнил, что, будучи в Дивееве, я накопал земли в канавке и привез ее домой. Разыскав сумочку с этой святой землей, о которой я, к стыду моему, забыл, лег в постель.

    По рассказам дивеевских жителей и паломников я знал, что эта чудо-земля излечила множество людей. Даже тяжелобольные с "неизлечимыми" болезнями исцелялись.

    Опустив руку в сумочку, я зарыл ее в землю. Боль сразу утихла и через несколько минут совсем затухла. Сон сразу же окутал меня. Я блаженно спал, а рука покоилась в сумочке с целебной землей.

    Проснувшись утром, я не узнал свою руку. Нарыв был прорван, и земля вытянула из руки весь гной. Опухоль спала, и рука была совершенно здорова. Я смотрел на руку и не верил своим глазам.

    Благодарю тебя, Царица Небесная, благодарю тебя, преподобный Серафим Саровский Чудотворец. Молите Бога о нас!

    Рассказ брата Владимира

    Канавка Царицы Небесной

    Эту Канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила... Кто Канавку с молитвой пройдет да полтораста "Богородиц" прочтет, тому все тут "и Афон, и Иерусалим, и Киев" (Преподобный Серафим Саровский).Идут и идут по Канавке люди. Весной и летом, осенью и зимой. Последние годы все чаще стали ходить босиком (даже зимой по снегу). Идут русские, украинцы, молдаване, грузины, армяне, англичане, немцы, французы, американцы... Канавку, Дивеево, преподобного Серафима Саровского знает весь мир. Канавка лечит, Канавка очищает, Канавка просвещает.

    Самую большую благодать получают те, кто, проходя Канавку, читает (по совету Афонских старцев) молитвы в такой последовательности: "Отче наш", "Милосердия двери отверзни нам..." и десять раз "Богородице Дево, радуйся... ". Затем все снова повторяется. И так всего 15 раз.

    Лечит людей и земля Канавки. Ее и пьют, замешивая на воде святых источников, и прикладывают к больным местам. Землю Канавки кладут в постель, в углы дома, ее зарывают в траншеи вокруг домов. Эта святая земля защищает людей от нечисти. Преподобный Серафим говорил, что земля с Канавки дороже золота.

    Иконописец Виктор рассказывал, что видел людей, идущих по Канавке, которые светились мягким божественным светом, и вокруг каждого из них виден был яркий свет.

    По Канавке лучше всего ходить с трех до четырех часов ночи. В это время сама Царица Небесная бывает здесь и иногда является избранным. Однажды пономарь Андрей, пройдя всю Канавку после трех часов ночи, видел Матерь Божию в небе над Канавкой в сияющем серебряном облаке.

    Не зря старцы советуют паломникам молиться ночью. Схиигумен Иероним из Санаксарского монастыря говорит:

    С трех до пяти часов ночи идет золото, с пяти до шести - серебро, с шести до семи - бронза.

    Преподобный Серафим также иногда встречается на Канавке паломникам и местным жителям.

    "...Канавка эта - стопочки Божией Матери, тут ее обошла сама Царица Небесная. Эта Канавка до небес высока... и как антихрист придет, везде пройдет и Канавки этой не перескочит"

    (Преподобный Серафим Саровский).

    Святые места и бесноватые

    Я живу в Дивееве с 1988 г. Помогал восстанавливать монастырь с первых и до последних дней этих тяжких и вместе с тем отрадных Богоугодных работ. Постоянно бывая в храмах и на источниках, видел много чудес. Описать все, конечно, невозможно.

    Болящие, в основном, исцеляются, прикладываясь к мощам преподобного Серафима, а также в святых источниках и на Канавке.

    Одна бесноватая у источника матушки Александры даже беседу с паломниками провела. Голос у нее был тяжелый, мужской:

    Я удивляюсь, почему не все купаются в святых источниках. Нам так плохо от святой воды! А тут есть даже много местных жителей, которым надо купаться. Но они еще ни разу не окунались здесь!

    Одну бесноватую я видел в Задонском монастыре, будучи там на послушании. Она там устраивала целые концерты: орала диким мужским голосом и в храме, и во дворе монастыря, и у святого источника. Но враг не выходил из нее. Привезла она его в Дивеево и стала ежедневно регулярно прикладываться к раке Преподобного. Я в это время уже был в Дивееве.

    Через несколько дней она подошла ко мне в храме и с улыбкой, нормальным женским голосом сказала:

    Я исцелилась. Батюшка Серафим изгнал из меня беса. Я здорова!

    Такие слова слушать без слез невозможно. Однажды в Троицком храме одна женщина жалобным мужским голосом сетовала:

    Ты меня таскаешь по монастырям и храмам, ты меня всего измучила, у меня уже почти никаких сил нет. Зачем ты меня сюда привезла?

    Недавно два батюшки привезли в Дивеево бесноватую. Ежедневно силой ее прикладывали к мощам Преподобного. Она брыкалась, сопротивлялась. Но с каждым днем сопротивлялась все меньше и меньше. В конце концов она сама стала подходить и прикладываться к раке. В один прекрасный день враг не выдержал воздействия святого Серафима и покинул свое жилище.

    Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

    Монах Иосиф

    Исцеление страшного лица

    В 1997 году я была свидетельницей необычного исцеления.

    В Троицком соборе, у раки преподобного Серафима Саровского, я увидела группу людей, которые старались закрыть своими телами лицо мальчика.

    Откровенно говоря, это было не лицо, а подобие лица. Вместо глаз виднелись небольшие щелки, носа совсем не было, на его месте остались только два маленьких отверстия. Уши сместились и были неимоверных размеров, они висели, как у ослика. Кожа лица не просматривалась, вместо нее был какой-то огромный гнойник зловещего цвета.

    Мне рассказали, что это ужасное перерождение произошло после операции. Многие врачи сошлись на том, что во время операции была занесена инфекция.

    После многих месяцев мучений и тяжелых попыток лечения мальчик услышал ясный четкий голос: «Тебе надо ехать в Дивеево, там тебя исцелит святая родниковая вода».

    Мальчик рассказал все родителям, которые о Дивееве никогда ничего не слышали. Но они разыскали это святое место и привезли сюда сына.

    Около месяца жили они в Дивееве. Посещали богослужения, прикладывали мальчика к раке преподобного Серафима, купали его во всех источниках. Но исцеления не было.

    И вот в день отъезда решили окунуть его «на прощание» в Казанском источнике. После окунания мальчик мгновенно исцелился. В воду окунулась какая-то ослиная голова, а из воды вышло нормальное человеческое лицо.

    Об этом уникальном случае исцеления знают почти все жители Дивеева

    Рассказ сестры Зои

    Богородица открывает глаза и плачет

    В Иерусалиме, в храме, где находится гробница Христова, есть икона Божией Матери.

    По ходу храма в восточной его части находится темница, куда Спаситель с двумя разбойниками был временно заключен пока готовили орудия казни. Перед входом в темницу, справа — часовня «Каменных уз». В ней под престолом лежит древняя каменная плита с двумя отверстиями, куда свешивались ноги Страдальца в колодках. Несколько ниже место, где стояла Матерь Божия плачущая, скорбящая.

    Там долго стоит икона Божией Матери. Не так давно иноверец-мирянин увидел слезы на глазах Божией Матери. Он сообщил об этом митрополиту и Патриарху, и все увидели великое чудо. И доныне Богородица открывает глаза и источает слезы верным богобоязненным своим чадам. Икона размером примерно 1,4 - 1,2 м.

    Один нехристь в злобе даже полоснул ножом по иконе.

    Я живу в святом месте, в Дивееве. Цветное фото этой иконы мироточило у меня в моем доме два раза. Матерь Божия открывала глаза, и из них текли слезы. У двух дивеевских батюшек было то же самое.

    Подарила я фото этой иконы одной церковнице. И тут же при мне Царица Небесная открыла глаза и из них полились слезы.

    Я многим дивеевским жителям подарила такие фотокарточки, и у многих они мироточили. Причем Царица Небесная плачет горькими слезами.

    Рассказ сестры Фотимы

    Главные чудеса впереди

    По предсказанию преподобного Серафима Саровского, в последнее время Царь-колокол из Москвы по воздуху перелетит в Дивеево. Его еще называют Иваном-колоколом. Этот гигант зазвонит на весь мир. Его звон будет услышан во всех странах земного шара. Все колокола всех континентов подхватят этот звон - они зазвонят сами. Всемирный колокольный звон разбудит духовно спящих людей и возвестит всему миру о воскрешении великого русского святого преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

    Об этом чуде писал и он сам, и еще более подробно поведала блаженная Пелагея Рязанская.

    Сейчас ведь большинство людей нашей планеты не знают, что преподобный Серафим, будучи ребенком, упал с колокольни, но остался цел и невредим. Не знают, что он десять лет провел в затворе, что он тысячу дней и ночей подряд и в жару, и в пургу провел на камне на коленях в молитве, что он ходил по воздуху, не знают и многие другие его чудеса.

    Сначала воскреснет после воцарения антихриста преподобный Сергий Радонежский в Свято-Троицкой Сергиевской Лавре. Он встанет из раки, дойдет у всех на глазах до Успенского собора и затем вознесется на небо.

    А затем в России будет второе всемирное чудо. В Сарове воскреснет преподобный Серафим Саровский и будет жив порядочное время. Кто пожелает, тот увидит его. Он пешком пройдет от Сарова до Дивеева (18 км). Это будет всемирное диво. "Народу будет, нет числа". Сопровождать его будут Архангелы и Ангелы, а также последний Государь и первосвященники. Много будет иностранцев, т. к. это чудо будет транслироваться по телевидению и радио по всей нашей планете.

    По дороге в Дивеево преподобный Серафим совершит много чудес. А вокруг него будет море народа. Представьте себе сияющее всему миру солнце! Будет нечто подобное.

    Дивеево станет единственной на земле женской лаврой, а села вокруг Дивеева - городами.

    Он откроет четверо мощей и возляжет между ними. "...Я восстану пред последним концом и возлягу в Дивеево. Дивеево будет называться не по селу, а по всемирному Диву" (Серафим Саровский).

    "Антихрист объявится в Америке. Ему поклонится весь мир, кроме царства православной церкви, которое будет сначала в России по молитвам преподобного Серафима и других святых. А потом Господь подаст своему малому стаду победу над антихристом и его царством".

    Блаженная Палагея Рязанская

    Явления Преподобного людям

    Батюшка Серафим многим людям является во сне и в видениях. Он советует, он предупреждает, он показывает нам то, что мы "видя - не видим и слыша - не слышим".

    Несколько паломников рассказали мне о том, что Преподобный стал являться им во снах и в видениях после прочтения книги "Житие старца Серафима".

    Как только я прочел эту книгу, - говорит отец Виктор, - ночью я услышал звонок. Открываю дверь - на пороге стоит Серафим Саровский.

    А у меня в комнате в это время был жуткий беспорядок. Кровать не заправлена, все вещи разбросаны, на полу валялась грязная обувь, грязное белье и какие-то опилки, мусор. Кругом пыль и грязь.

    Мне очень хотелось его пригласить в мою комнату, но было очень стыдно за то безобразие, которое я развел.

    Это твоя душа, - сказал Преподобный, указывая рукой на мою комнату, - наведи порядок в своей душе.

    После этих слов видение улетучилось.

    В то время я уже верил в Бога, но часто грешил, жил бесшабашно, почти не молился, вечно куда-то спешил и никогда нигде не успевал, не постился и т.д.

    После этого видения я стал жить совсем по-другому и многими трудами дошел до сана священника. Как я благодарен батюшке Серафиму за его подсказку!

    Мне тоже Преподобный Серафим Саровский стал иногда являться после того, как я прочел его житие в 1990 г.

    И вот недавно, перед изданием этой книги, я во сне увидел себя в Троицком соборе Дивеевского монастыря, у раки Преподобного. Я увидел батюшку в раке. Он весь наполнился, и ему было очень тесно. Миро ручьями стекало с его раки на пол, но люди проходили мимо и никто ничего не замечал.

    У меня в руках был огромный таз. Я подставил его под раку, и таз быстро наполнился. Люди стали подходить ко мне с кружками, тарелками, банками, и я всем наполнял их посуду бесценным даром.

    Было еще и такое чудо. Когда я восстанавливал в с.Селявны Воронежской области храм, то после работы всегда ездил домой в г. Лиски на своей машине.

    Однажды сел я в машину, завел ее и поехал. Сразу же я в это время начинаю читать молитвы: три раза "Отче наш", три раза "Богородице Дево, радуйся" и "Верую". И тут, вдруг, в самом начале молитв, вижу, не оборачиваясь, Преподобного Серафима Саровского. Он сидел в машине моей сзади справа.

    Это очень трудно объяснить. Я видел отчетливо ясно Преподобного каким-то внутренним, непонятным зрением. Но не глазами!

    Это видение повторилось через несколько дней, а потом еще один раз. Каждый раз оно длилось всего несколько секунд.

    У меня в это время были разные неприятности, трудности, и батюшка Серафим укрепил мою веру в то, что мы все же восстановим храм.

    Цель этой статьи-путеводителя по Дивеево ответить на вопросы тех, кто только собирается поехать в Дивеевский монастырь: Что такое Дивеево? Что здесь делать? Как себя вести? Что такое Святая Канавка? И самый главный вопрос - зачем вообще приезжают в Дивеево?
    Также вы узнаете, какие важные места, достопримечательности есть в Дивеево и его окрестностях, где можно остановиться на ночь тем, кто приедет сюда с ночёвкой.
    Моя первая поездка в Дивеево состоялась 11 мая 2013 года. Поездка была короткой и достаточно сумбурной. Даже учитывая немалый опыт поездок по монастырям очень высокого уровня (Оптина пустынь, Валаамский монастырь, Троице-Сергиева и Псково-Печорская лавры), Дивеевский монастырь показался мне совсем другим. И я оказалась к нему совсем не готова.

    В статье:


    Дивеево - место массового паломничества. В первую очередь сюда приезжают помолиться и попросить у Господа для себя самого насущного на данный момент. Приезжают, думаю, люди разные - и глубоко верующие с целью паломничества, и туристы, путешественники с познавательной целью - приобщение к отечественной истории.
    Паломникам проще - они сознательно едут и знают зачем приехали, куда идти, что здесь делать. Знают они и все особенные места Дивеевского монастыря, такие как Святая Канавка.


    Туристам сложнее. Теперь я убеждена, что к приезду в Дивеево надо готовиться, чтобы лучше осознать, в каком месте ты находишься и что ты видишь перед тобой. А иначе все не имеет смысла.


    Я долго думала, как написать о . Фоторепортаж, хронологический рассказ о том, что мы увидели здесь? Почему бы и нет. Но сначала будет не это.
    Первый пост о Дивеево я делаю для таких же товарищей, как и я - тех, кто хочет сюда поехать, но ничего про обитель не знает. Исправляю свою запоздалую ошибку.

    Особенное место - история Дивеевского монастыря и Святой Канавки

    Итак, расскажу коротко об истории Дивеевской обители и главной его святыне - Канавке.
    В поисках особенности Серафимо-Дивеевского монастыря перед другими я набрела на информацию, что эта обитель является четвертым уделом Святой Богородицы (первые три - Иверия, Афон и Киев), т.е. одним из четырех мест на Земле (и единственным в России!), находящихся под особым ее покровительством. Думаю, здесь и кроется особая притягательность этого места. Одни приезжает сюда помолиться, духовно очиститься, исцелиться, другие, считая Дивеево местом силы, приезжает за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются. Главное, что каждый находит то, что ищет.


    25 ноября 1823 года батюшке Серафиму было явление Божией матери. Богородица указала ему место в Дивеево, где надо устроить обитель, и велела обнести его канавой и валом. Вот благодаря этому событию и был создан Дивеевский монастырь.
    Начало ему положило строительство Мельницы. К началу 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима, была построена Канавка. Канавка "представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери "Умиление".*

    "Много чУдного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта - стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!". " (Отец Василий Садовский).*

    После смерти Серафима Саровского для Дивеевской обители настали не лучшие времена. Уход за канавкой был заброшен, мельницу перенесли, часть строений сломали, через канавку стали ходить, не почитая ее должным образом. Даже ездили по ней на экипажах. Строительство новых построек монастыря стало вестись за пределами Канавки.


    Из воспоминаний паломника ХХ века: "По Канавке медленно двигались безмолвные фигуры инокинь, перебирая четки и тихо шепча молитвы. Дорожка пролегала по хорошо утрамбованной насыпи, обсаженной деревьями. Склоны насыпи поросли травой и полевыми цветами, которые оберегались ак святыня." При этом читали полтораста раз "Богородице Дево, радуйся", а на каждом десятке - "Отче наш" и поминали живых и усопших".*


    Цветы, трава и земля с Канавки считались лечебными. К началу 20 века о Канавке Царицы Небесной знала вся Россия. Тысячи людей ехали сюда, прослыша об исцелениях и на Канавке, и у иконы "Умиление", и в Преображенской церкви. Интересно, но и сейчас, в 21 веке, на Канавке вы увидите то же самое, что было сотню-две лет назад - дорожка на холме, в форме ломаного незамкнутого кольца. По ней медленно бредут верующие, про себя или очень тихо читая молитву. Завораживающее зрелище для тех, кто не молится. Кажется, что люди погружены в легкий или не очень транс.
    Что же читают молящиеся? "Богородице, Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенная Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших".


    В сентябре 1927 года Дивеевский монастырь был закрыт, сестры высланы кто в лагеря, кто на поселения. В монастырских постройках устроили квартиры, разместили учреждения.
    Святая Канавка за годы советской власти сильно пострадала, а частично даже была уничтожена. Но и в годы гонений на церковь верующие приходили молиться на Канавку.
    Возрождение обители началось в конце 80-х годов 20 века, когда церкви было разрешено торжественно отметить 1000-летие Крещения Руси. В 1989 году Свято-Троицкий храм был возвращен церкви. А летом 1991 года в монастырь перенесли мощи Серафима Саровского. Потом многие годы, практически до конца 2000-х, восстанавливали Канавку.



    И в заключение хочу озвучить слова дивеевского священника иерея Павла Павликова: "Известно, что в детстве человек по-особому чувствует и воспринимает окружающий мир. С годами мировоззрение меняется и навсегда уходят от вас незабываемые картины детства. То, что так радовало и утешало тогда, сейчас уже не радует и не утешает. А вот когда идешь по Канавке Пресвятой Богородицы, то в сердце возвращаются детские впечатления - не воспоминания, а именно впечатления. Как будто ты вновь становишься ребенком. Запах цветов, земли, травы, росы - все воспринимается по-детски. И такая от этого на душе радость - тихая, тонкая. И хочется, чтобы это ощущение продлилось по-дольше, чтобы душа ожила, утешилась".*


    Для себя я ответила, зачем люди едут и едут в Дивеево. Человек всегда ждет чуда - счастья, любви, защиты, исцеления, процветания, душевного мира и покоя. Если верить тем, кто приезжает сюда ежегодно много лет подряд (а таких людей очень много!), то люди здесь это находят.

    Что посетить в Дивеево? Достопримечательности Дивеево и окрестностей:

    1. Серафимо-Дивеевский монастырь:
    • Святая Канавка Царицы Небесной
    • Троицкий собор
    • Казанская церковь
    • Преображенский собор
    • Благовещенский собор
    • Колокольня
    • Часовня в честь преп.Серафима Саровского
    • Механическая водокачка с часовней
    • Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского
    • Дом Галактионовых
    • Дом Долгинцевой
    1. Лиственница Царевича Алексея
    • Источник в честь иконы Божией Матери Умиление
    • Источник Святого Пантелеймона
    • Казанский источник
    • Источник преподобной Александры Дивеевской
    • Источнику в честь Иверской иконы Божией Матери
    1. Источник Серафима Саровского
      1. Для верующих: про молитву, которую читают на Канавке 150 раз, я уже написала выше (икону с этой молитвой можно купить в монастыре).
      2. Для автомобилистов - бесплатная парковка есть на территории монастыря. Не стесняйтесь подъезжать к шлагбауму. Вас пропустят.
      3. Для тех, кто снимает: фотосъемка возможна с благословения, но мы снимали и без него. Главное, фотографируя, быть незаметным, вести себя скромно и не вызывающе, и вас не заметят. Фотографируются с монастыре многие, сама видела.
      4. Девочкам и женщинам: берите с собой платки и юбки, независимо от возраста. Без оных вас могут просто грубо выпроводить из храма, будь вы хоть 2-х летней девочкой.
      5. В Дивеево несколько церквей, святынь и святых источников. Если хотите посетить и увидеть все, то планируйте путешествие более, чем на один день. Для беглого знакомства с монастырем хватит и 4-х часов.
      6. Приложитесь к мощам Серафима Саровского в Троицком соборе. Как правильно прикладываться к мощам? Два поклона, приложились, еще один поклон.
      7. Не забудьте заехать к источнику Серафима Саровского (14 км. от Дивеево), наберите святой воды, искупайтесь. Для купания женщинам нужна с собой ночная рубашка. Если нет с собой, можно недорого купить на месте.
      8. Для тех, кто ищет дешевое частное жилье: посмотрите в группе