• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Заведующий Иконопис-
    ной школой Московской Духовной
    Академии доцент архимандрит Лука
    (Головков)

    При упоминании икон Святой Троицы перед глазами встает знаменитое творение преподобного Андрея Рублева, написанное в XV столетии. Однако первое подобное изображение было обнаружено за много веков до этого. Об основных интерпретациях сюжета рассказывает заведующий Иконописной школой Московской Духовной Академии доцент архимандрит Лука (Головков).

    От «Гостеприимства Авраама» к «Отечеству»

    – Ваше Высокопреподобие, каково древнейшее изображение Триединого Божества?

    – Этот сюжет появился в очень давнее время. В римских катакомбах обнаружено относящееся еще к III веку подобное изображение, которое тогда именовалось «Гостеприимство Авраама». При этом ангелы обликом несколько отличались от привычного сейчас вида: без крыльев и без нимбов. От ранневизантийского времени до нас дошли мозаики V-VI веков, где ангелы изображены уже с нимбами, но еще без крыльев. Они имеются в базиликах Санта-Мария-Маджоре в Риме и Сан-Витале в Равенне. Более привычная для нас иконография появляется в послеиконоборческий период. Один из ярких примеров – фреска в монастыре Откровения на острове Патмос. Причем там образ подписан «Святая Троица», что для греков нехарактерно. Конечно, в отличие от иконы преподобного Андрея Рублева, это изображение по-прежнему обладает многими бытовыми деталями.

    Росписи, миниатюры и иконы этого сюжета имеются во многих местах – в Грузии, Сербии, Болгарии, в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон. Древнейшие подобные изображения на Руси – роспись Феофана Грека в новгородском храме Спаса-на-Ильине и золотая наводка на знаменитых Суздальских вратах. Сохранилась икона, приписываемая кисти собеседника преподобного Сергия – святителя Стефана Пермского, которая сейчас хранится в Вологодском музее, так называемая «Зырянская Троица». Но, конечно же, икона преподобного Андрея – самая известная. На ней детали, повествующие о том конкретном Богоявлении у дуба Мамврийского, минимизированы. На иконе присутствует палатка (жилище Авраама) и дуб, но они там условны, а на столе только одна чаша. Это не только и не столько изображение гостеприимства праотца Авраама, сколько указание на Предвечный Совет Троицы о спасении рода человеческого.

    – На иконе преподобного Андрея Рублева два ангела изображены со склоненными главами к третьему. Какое именно это из Лиц Святой Троицы?

    – Конечно же, в центре спасения – Господь наш Иисус Христос, в центре иконы Он и изображен. Об этом говорят одежды Ангела. На других иконах подобной композиции над головой центрального Ангела можно видеть крестчатый нимб – такой, какой обычно изображается у Христа. По последним исследованиям, такой нимб был и у центрального Ангела на рублевской «Троице», но до настоящего времени сохранились и недавно обнаружены лишь небольшие остатки. За центральным Ангелом изображен дуб Мамврийский, который призван напоминать и о древе познания Добра и Зла, и, разумеется, о Древе Крестном. Фигуры сидящих в центре и справа Ангелов обращены к левому Ангелу, облаченному в самые светлые одежды. Он прообразует собой Первую Ипостась Святой Троицы и благословляет чашу – так же, как это делает центральный Ангел. Ангел слева изображен под палаткой, что говорит о домостроительстве Божием. Ангел справа – в светло-зеленых одеждах, которые, конечно же, ассоциируются с Духом Святым, с праздником Троицы. Он находится под горкой, символизирующей горние обители. Кроме того, фигуры Ангелов, сидящих справа и слева, образуют будто чашу, в которой находится центральный Ангел. Это тоже указывает на искупительный подвиг Спасителя мира, Пречистого Тела и Крови Которого мы причащаемся из чаши. Указанием на это является голова жертвенного животного – агнца, нередко изображаемая в чаше.

    – Существует еще одно распространенное изображение Святой Троицы, где Первое Лицо предстоит в виде старца – «ветхого днями», как описывает Бога в своем видении пророк Даниил, Второе Лицо – в виде отрока или юноши и Святой Дух – в образе голубя. Как давно бытует это изображение?

    – Эта композиция, именуемая «Отечество», имеет сложную историю и множество интерпретаций. Древнейшее изображение сопрестолия или «Отечества» появляется в XII веке. Но изначально это изображение было воплощением Ветхого днями Сына Божия от Духа Святого. До XV-XVI столетия старец изображался с крестчатым нимбом, являя собой Вторую ипостась. Иконография «Ветхого днями» еще более древняя. Так изображали Иисуса Христа в VII веке.

    Аллегории

    – Что означает треугольный нимб, нередко встречающийся на подобных иконах над главой старца?

    – Это, конечно, очень поздняя трактовка. В конце XVI века у старца появляется так называемый «софийный» нимб – красный ромб на синем четырехугольнике, и лишь в XVIII — XIX – треугольник как один из символов Святой Троицы.

    – Иногда такой «софийный» нимб окружает все три фигуры, изображенные на иконе, а порой они бывают заключены в круг. Что это значит?

    – Это указывает на святость, Божественную сущность Лиц Святой Троицы.

    – Встречается еще треугольник с оком в центре, от которого исходят лучи. Это изображение, нередко встречающееся на иконах и в убранстве иконостасов преимущественно конца XVIII-начала XIX века, также указывает на Святую Троицу?

    – Да, но пришло оно из масонства. Такая аллегория очень широко использовалась среди знати. Собственно, знать нередко в своем сознании совмещала православие и масонство. Масонские символы, которые эти люди переосмысливали в православном ключе, они рекомендовали изображать, заказывая иконы для храмов. Этот подход широко практиковался в период, когда масонство в России было популярно. В течение всего XIX века, постепенно отрываясь от своих исторических корней, данный символ получил распространение в церковном убранстве, причем не только в России, но и в других православных землях.

    – Порой в сиянии славы, окружающей Святую Троицу, видны символы евангелистов – лев, телец, орел и ангел. Как давно существует подобная традиция?

    – Предыстория достаточно древняя, подобные символические изображения евангелистов встречаются с V века. Изображение Господа во славе или «Ветхого днями» во славе, окруженного Небесными Силами, в числе коих и четверка крылатых животных, появилось на рубеже XIV-XV веков, а наиболее известный пример – икона «Спас в Силах».

    – Сидящий старец иногда опирается на фигурки ангелов с крыльями либо на красные круги, также имеющие крылья. Что это?
    – Это одно из изображений Престолов – ангельских Сил. Вообще Бесплотные Силы с древних времен изображаются и непривычно, в том числе в таком нечеловекообразном виде. Образ колеса с крыльями свидетельствует о том, что эти ангельские силы готовы служить Господу, готовы к быстрому действию и исполнению Божественной воли.

    Схождение Духа

    – А что такое присутствующий на иконах Святой Троицы нередко увенчанный крестом шар, напоминающий царскую державу?

    – Практика такого изображения очень поздняя. В русской иконописи она появилась во второй половине XVII века под западным влиянием. Это атрибутика западных монархий, символизирующая в данном случае Божественную власть над миром.

    – Почему у Лиц Святой Троицы разные облачения?

    – Христос изображается в традиционных для Себя одеждах: синем или зеленом гиматии (верхней одежде) и хитоне (рубахе красного цвета). Это связано с символикой Боговоплощения. Красный цвет указывает на то, что Господь принял плоть и нашу человеческую природу, а синий – цвет Неба, свидетельствующий о Божестве Христа. «Ветхий днями» изображается в белых одеждах, что отражает чистоту и Божественное сияние. На рублевской «Троице» левый Ангел также изображен в одежде цвета, близкому к белому.

    – День Святой Троицы именуется также днем новозаветной Пятидесятницы, когда совершилось схождение Святого Духа на апостолов и Пресвятую Богородицу. Обычно икона Пятидесятницы, также нередко полагаемая на аналое в праздник, изображает сидящих полукругом учеников Христа (иногда среди них Пресвятая Богородица) и сходящего на каждого в виде языков пламени Святого Духа. Внизу под ними на темном фоне обычно изображается некая мужская фигура, увенчанная короной, и держащая в руках распростертый покров. Кто это?

    – Вообще иконография сошествия Святого Духа сформировалась относительно поздно. До иконоборчества она имела только предысторию. Известно изображение этого новозаветного события в Евангелии от Раввулы (VIв.), но в другом иконографическом варианте. Сейчас мы видим вполне сформировавшуюся иконографию, которой, конечно, сопутствует вариативность. Во-первых, святые апостолы восседают на некоем седалище. Это знамение того, что они уже сопричастны вечности, облагодатствованы, и на них сходит Дух Святой в виде огненных языков. При этом с очень древних времен изображается именно Апостольская Церковь – то есть не просто двенадцать учеников Христа, а еще и святой апостол Павел, который, конечно же, не присутствовал в тот момент в горнице. Сверху восседают четыре евангелиста, два из которых – не из числа двенадцати ближайших учеников Спасителя, а апостолы от семидесяти – святые евангелисты Марк и Лука. Но Апостольская Церковь без них непредставима. Не изображается при этом ни Иуда Искариотский как уже отпавший, ни заменивший его по жребию Матфий, ни Иуда Иаков Младший.

    Апостольская Церковь принимает дары Святого Духа, чтобы просветить светом Божественным всю вселенную. Эта вселенная символизировалась по-разному. В темном пространстве в подножии у апостолов иногда изображались народы, которые нужно просветить. Порой на иконах их даже подписывают – подобно перечислению в Деяниях Апостольских. Такие подписи имеются, например, в монастыре преподобного Луки в Греции и в соборе святого Марка в Венеции. В поздние времена в этом месте иконы чаще стали помещать аллегорическое изображение царственного Космоса – человека с короной на голове. Это целый мир, пребывающий во мраке и ожидающий просвещения Светом Божественным. Иногда – причем по недоразумению – Космос изображали с нимбом. Порой ниже этого темного пространства, но уже на светлом фоне помещались фигуры пророков, проповедавших о Пятидесятнице. О типологии этих иконографических изводов говорить можно долго. Главное же, что мы посоветуем христианину – видеть заложенный в них божественный смысл.

    Беседовала Ольга Кирьянова

    Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» представляет большую ценность в православии. Евангельский сюжет, изображенный на иконе, подтверждает подлинность события, ежегодно вспоминаемого всеми верующими людьми.

    Сошествие Святого Духа на апостолов произошло спустя десять дней после Вознесения Спасителя на Небеса. После этого апостолы обрели способность говорить на всех языках мира. Это великое чудо стало началом проповедования Слова Божьего по всему миру, и христианская вера начала стремительно завоевывать сердца людей со всего света.

    Где находится икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

    Самые древние и почитаемые в православном мире иконы находятся в соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в городе Сергиев Посад. Также копии иконы можно встретить в музеях Московского Кремля, Исакиевском соборе города Санкт-Петербурга, в карельской Преображенской церкви острова Кижи. В России находится множество храмов и церквей, посвященных этому историческому событию, и их число растет. Сейчас историки насчитывают более ста пятидесяти таких мест.

    Описание иконы

    Одни из самых ранних изображений датированы 6 веком нашей эры. В традиционном исполнении на иконе изображены двенадцать апостолов, сидящих полукругом, и Богородица, а в центре иконы изображены апостолы Петр и Павел . Мужчине в короне отведена центральная нижняя часть иконы: он олицетворяет народы, ждущие просвещения. В это время на присутствующих нисходит Святой Дух, наделяющих апостолов силой слова и завещающий просвещать народы о православной вере.

    В чем помогает и от чего защищает икона

    Икона помогает каждому православному утвердиться в своей вере и получить Божью благодать. Святой образ олицетворяет собой путь каждого, борющегося с искушениями и противостоящего дьявольским проискам. Церковное толкование иконы основывается на том, что Святой Дух, сошедший на землю, защищает каждого. Усердные молитвы, искренняя вера, праведная жизнь помогают с честью и справедливостью выходить из каждого испытания, не причинять боль близким. Каждого защищает любовь Высших Сил, которая способна уберечь от невзгод и печалей, направить заблудшие души к свету, помочь в духовном росте.

    Перед иконой православные христиане возносят молитвы о помощи и защите себя и своей семьи от зла и негатива. Просят верующие и о наставлении на путь, который приведет душу каждого к Царствию Небесному в безгрешности.

    Молитва перед иконой

    «Царь наш Небесный и Утешитель душ наших грешных! Приди на землю грешную да войди в дом каждого верующего, защити и помоги нам не сворачивать с пути избранного и истинного. Посели в сердцах наших веру православную, помогающую жить в радости и благочестии. Да не гневись за грехи наши невольные, позволь искупить их деяниями праведными. Аминь».

    Молитвы перед иконой способны помочь вам изменить свою жизнь к лучшему .Пусть каждый ваш день будет наполнен радостью. Мы желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

    10.06.2017 06:08

    Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» глубоко почитается верующими. К ней обращаются за помощью в...

    > икона сошествие Святого Духа на апостолов

    Икона сошествие Святого Духа

    Сошествие Святого Духа на апостолов произошло на пятидесятый день после Воскресения Христа, поэтому довольно часто икону сошествие Святого Духа именуют вторым названием - Пятидесятница. Само событие стало основанием для празднования дня Святой Троицы , который в православной традиции отмечается в воскресенье на пятидесятый день после Пасхи.

    По преданию, изложенному в Новозаветной книге "Деяния Святых апостолов", Богоматерь Дева Мария и ученики Христа собрались в Сионской горнице для празднования израильского праздника Пятидесятницы. Пятидесятница у иудеев была посвящена празднованию получения Моисеева Пятикнижия еврейским народом на горе Синай. Повесившегося предателя Христа Иуду Искариота на этом собрании ближайших учеников Христа заменил апостол Матфий, однако в иконографии сошествия Святого Духа на его месте чаще всего изображают одного из первоверховных апостолов - Павла.

    Пресвятая Дева Мария и апостолы пребывали в молитвах в Сионской горнице, когда внезапно в помещении возник шум сильного ветра и через открытые окна в комнату ворвались огненные языки пламени, вошедшие в пристутствующих. Апостолы и Дева Мария посредством этого Божественного огня преисполнились Святого Духа, и ученики Иисуса получили дар понимать и проповедовать веру Христову на всех языках мира. Неслучайно апостол Андрей и Павел считаются покровителями переводчиков с иностранного - они лучше всех овладели чужими языками.

    Апостолы получили от сошествия Святого Духа и другие дары: веру, мудрость, видение и распознавание духов, способность лечить и исцелять, возможность творить чудеса. Впоследствии эти способности помогли апостолам как можно шире раскинуть сети христианства и обратить в истинную веру тысячи тысяч людей.

    На иконе сошествие Святого Духа апостолы обычно сидят подле Богородицы в форме почти замкнутого круга. Почти - потому что между первоверховными апостолами Павлом и Петром незримо присутствует Святой Дух, замыкающий в идеальной бесконечной фигуре - круге ближайших последователей Христа. Как правило, руки апостолов на образе сошествие Святого Духа сложены в благословляющих или молитвенных жестах, иногда ученики Христа держат в своих руках свитки - списки Евангелий, как символ их будущего служения Христу.

    День сошествия Святого Духа считается днём основания Церкви Христа. После получения новых способностей - даров Святого Духа, апостолы принялись разговаривать на невиданных языках. Услышавшие их люди стали смеяться над учениками Христа. полагая, что их непонятная речь является следствием выпитого вина. Но Симон Пётр произнёс такую гневную искреннюю проповедь, обличающую грехи человечества. что тысячи людей, слышавших воззвание апостола в этот день, приняли христианство. Так сбылось ещё одно предсказание Иисуса Христа, которое он сказал апостолу Симону Петру: "Ты - камень, Пётр, и на камне этом Я возведу Церковь Свою!" Самой Сионской горнице впоследствии выпала великая честь - помещение, где Иисус омывал ноги своим ученикам, где Он в последний раз трапезничал с ними во время Тайной Вечери, стало самой первой христианской церковью в мире.

    Иконе сошествие Святого Духа на апостолов молятся о прощении грехов, молитва к этому образу помогает обрести духовные силы.

    Самые ранние изображения сошествия Святого Духа на апостолов встречаются в лицевых Евангелиях VI века (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционная иконография изображает Сионскую горницу, в которой собраны 12 апостолов и Божия Матерь, ожидающие исполнения обетования Господа Иисуса Христа о ниспослании Утешителя.

    Пятидесятница. Современная греческая фреска

    Пятидесятница. Печская патриархия, Сербия, XIV век

    Пятидесятница. Мозаичный свод. Осиос Лукас (Греция), XII век

    ***

    • Все о празднике "Пятидесятница (День Святой Троицы)" - раздел публикаций, посвященный празднику
    • Святая Пятидесятница - Георгий Битбунов
    • Пятидесятница. Сошествие Святого Духа: иконы, мозаики и фрески - Православие.Ru
    • "Слово о догмате Святой Троицы" - святитель Григорий Богослов
    • Поучение на день Пятидесятницы - преподобный Феодор Студит
    • День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго - святитель Николай Велимирович
    • День Святой Троицы. Пятидесятница . Толкование Евангелия - протоиерей Александр Шаргунов

    ***

    Пятидесятница. Мозаичный свод, фрагмент. Осиос Лукас (Греция), XII век

    Пятидесятница. Евангелие "Раввулы" - сирийский манускрипт, VI век

    Пятидесятница. Икона. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, XV век

    Сошествие Святого Духа. Невьянская икона, конец XVIII - начало XIX века

    Пятидесятница. Эмаль. Николай Вердунский, 1181 год

    Пятидесятница. Византийский икона, XV век

    В древних образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (вышеприведенная эчмиадзинская рукопись XIII в.). Группа народа иногда имеет надпись "Племена, языцы". Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись "Космос" - "весь мир". То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV–XVIII веков. Царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. 12 свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует.


    Этот праздник - Пятидесятница, или День Святой Троицы - занимает одно из важных мест в годовом круге богослужения. Весь православный мир в этот день славит Пресвятую Троицу. Богослужение этого дня раскрывает догматическое учение о Святой Троице, икона которой и выносится в этот день для поклонения. Христианское учение говорит: Бог един в трех лицах; Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Дух Святой предвечно исходит от Бога-Отца и пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. По своему достоинству Он не ниже и не выше Отца и Сына, но равен Им («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19)).

    Следующий же после Троицы день посвящен Пресвятому Духу, его называют Духовным днем, или Духовым днем , и в молитвах к Святому Духу обращаются, как к Утешителю. Он явился апостолам и наполнил их сердца радостью. В этот день выносится икона «Сошествие Святого Духа на апостолов». Таким образом, празднику Пятидесятницы соответствуют две иконы. На Руси этот день еще называли зелеными святками, он был рубежом между весной и летом. Так исторически сплетались христианские праздники с древними славянскими традициями, становясь их неотъемлемой частью и духовной основой, принадлежащей общей русской культуре.

    «Храни исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа...единое Божество и единую силу, которая обретает в Трех единично, и объемлет Трех раздельно, без различия в сущностях и естествах, не возрастает и не умаляется, через прибавления и убавления, повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие неба» (св. Григорий Богослов).

    Человеческий разум не может охватить великий смысл Троицы, лишь часть Божественного бытия дано знать человеку. Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся образом Божьим. «Ум наш - образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) - образ Сына; дух - образ Святого Духа», - учит святитель Игнатий Брянчанинов. «Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем перебывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль - без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».

    Господь Иисус Христос в день Его Вознесения обратился к апостолам - своим ученикам с такими словами: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их» (Деян. 1; 8-9). До того дня, обещанного Господом, оставалось немногим более десяти дней.

    Священное писание о том сроке воспоминает так: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как дух давал им провещевать» (Деян. 2; 1-4).

    У нас в эти дни в храмах и церквах стоит благоуханный запах свежескошенной травы, рассыпанной по полу, алтарная часть, приделы, трапезные украшены зеленью берез, других лиственных деревьях. Откуда этот обычай?

    Пятидесятница уходит своей историей в ветхозаветные времена и связана с днем, когда на Синайской горе Моисей получал от Бога скрижали закона - тот день все так же расцветало и зеленело. В память о том ветхозаветные народы украшали свои храмы и дома свежей зеленью и цветами. Здесь можно видеть некоторую параллель между получением заповедей и сошествием Святого Духа, но в Новом Завете, в отличие от Моисея, апостолы получили более чем закон - им было дано божественное право быть крещенными, как был крещен Спаситель, но не водою, как крестил Его Иоанн Креститель, а Духом Святым и свидетельствовать от имени Его. И Сионская горница, где они собрались в назначенный день, так же была украшена зеленью трав, цветов и деревьев. И сегодня в наших храмах в День Святой Троицы от аромата зелени удивительно легко дышится, в душе вновь возникает молитвенное чувство причастности к чудесам Нового Завета и надежды, что Дух Святой с новой силой возгорится в душе каждого верующего и осенит того, кто к Вере еще не пришел.