• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Храмовый комплекс Каджурахо (Индия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

    • Туры на Новый год в Индию
    • Горящие туры в Индию

    Предыдущая фотография Следующая фотография

    Храмы Каджурахо каждый год привлекают все более увеличивающийся поток туристов. Каджурахо - общепризнанный памятник архитектуры с таинственной историей создания, процветания, упадка, забвения и счастливого воскрешения из небытия. Сам факт существования Каджурахо окружен эротической аурой.

    Немного истории

    В соответствии с легендарной версией событий, храмы Каджурахо были построены потомками женщины, соблазненной богом Луны. Теоретически, в этом случае они должны быть назиданием для всех адептов внебрачных связей. По другой версии, строители храмов исповедовали тантризм, религии, где энергетический обмен во время сексуального акта является медитативной практикой.

    Так или иначе, поверхности большинства из двадцати двух найденных на сегодняшний день храмов обильно покрыты барельефами эротических сцен с участием людей и животных. Зато внутри храмов фигур в пикантных позах вы не найдете. Так что возможно, эротическая оболочка представляет собой своеобразный тест: если человек не готов принять изображенное снаружи (или слишком увлечен соблазнительными картинами), у него нет шанса попасть внутрь храма.

    Храмы Каджурахо открыты миру - их не окружают привычные для всех храмовых комплексов защитные стены. Постройки расположены на высоких платформах, углы которых венчают малые святилища. Вокруг платформ располагаются балюстрады, сплошь украшенные рельефами.

    Памятники Каджурахо

    Западная группа храмов

    Географически весь храмовый комплекс делится на три части. В самой крупной Западной группе храмов находится храм Lakhmana - старейший и самый известный храм, названный в честь правителя, его построившего; храм Chitragupta, посвященный богу Солнца, обращенный навстречу восходящему солнцу; храм Matanageswara (Матангешвара), посвященный Шиве и украшенный двухметровым лингамом - это единственный функционирующий храм Каджурахо. Здесь находится самый приметный храм - Кандарья Махадева, высотой 80 метров, окруженный 84 башнями меньших размеров.

    Самый эротичный храм комплекса - Деви Джагдамба, отличается особой натуралистичностью изображений. А храм Вишванатхи, украшенный скульптурными группами слонов и львов служит обрамлением для огромного изваяния трехликого Брахмы.

    Восточная группа храмов

    Восточная группа храмов более традиционна и состоит из четырех джайнистких и трех индуистских храмов. В Восточную группу храмов входят: храм Parsvanath, отличающийся утонченной изысканной резьбой, в которой прописаны мельчайшие детали; джайнистский храм Ghantai; старейший из храмов комплекса - храм Brahma, построенный из гранита и песчаника и посвященный Вишну.

    Южная группа

    В пяти километрах от центра Каджурахо находится наименьшая группа храмов - здесь их всего два. Это так называемая «Южная группа храмов», где находятся храм Dulhadev, прославляющий лингам Шивы и храм Chattarbhuj - единственный храм комплекса в котором нет эротических скульптур.

    Посещение

    Вход в храмы стоит 5 USD для иностранных туристов (кстати, если у вас случайно сохранился билет по которому вы входили в Тадж-Махал , вы можете использовать его здесь). Храмы открыты для посещений от восхода до заката. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

    Индийский храмовый комплекс Каджурахо в настоящее время является одним из памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Изначально, храмов было около 85, но до нынешнего времени, дошло только порядка 30. Те храмы, которые уцелели, как не странно находятся в хорошем состоянии и это несмотря на то, что около 1000 лет они не были посещаемы. Если этот комплекс сравнить с храмами, которые расположены в Ориссе, то становится ясно, что они являются уникальными строениями, ведь у них нет привычных ограждений, которые обычно бывают у таких построек., хотя они построены на высотах.

    Стены храма с внешней стороны, украшены человеческими формами, которые демонстрируют любовные утехи. Этот комплекс очень часто называют храм любви. И это неспроста. Каждая человеческая скульптура выполнена в каком-то пульсирующем, жизненном тонусе. Каждая фигура, каждый жест и то, как они выполнены, делают данное место уникальным. Слаживается такое ощущение, что в каждой фигуре имеется жизнь, она пропитана ею. Просто невероятно, что такое можно сотворить из камня – нужно быть уникальным мастером своего дела, чтобы вонзить в камень душу. К примеру, на башне Shikhara, имеются плавные линии, которые придают ей очень элегантный силуэт. Они имеются практически на всех башнях, но, несмотря на это, все храмы отличаются друг от друга.

    Главное, что их всех объединяет – это эротизм. По этому поводу, имеется несколько версий, почему именно такой стиль был выбран. Главной является такова, что эротические скульптуры – это соединение мужского и женского начала, что так популярно в буддизме. Еще одно предположение, которое так же имеет право на жизнь – это сексуальный опыт человека, который сливается с божественными чувствами. Некоторые археологи предполагают, такой факт, что раз эротика изображена на наружных стенах, а внутри отсутствует, то это своего рода предупреждение. Они считают, что нельзя входить в храм, если на уме имеются плотские желания.

    Как бы там не было, здесь есть на что посмотреть. Кстати, еще одно популярное название этих дворцов - обитель любви, а один из самых красивых храмов этого комплекса - храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Наиболее важные храмы комплекса, расположены на севере комплекса. Всего их 12 штук. Наиболее крупный из них храм Шивы в Индии. Он несет на себе воздушные вибрации, которые великолепно продумал архитектор, который работал с ним.

    Сам комплекс, можно смело назвать Камасутрой, которая высечена на камне. Изучить каждую скульптуру стоит очень тщательно, чтобы не упустить важного момента, который хотел донести людям создатель храмов. Со всех стран ежегодно сюда съезжаются множество людей, которые желают увидеть это необычное творение человеческих рук, ведь такого больше нигде не увидишь. Добраться сюда, вам не составит огромной сложности, ведь в Индии каждый знает, где расположен этот комплекс.

    Тантризм был наиболее популярен среди почитателей Шивы и великой богини Деви (с которой часто отождествляется его творческая энергия Шакти). Кроме того, тантризм проник и в тибетский буддизм. В шактизме основополагающим и жизнеутверждающим считается женское начало, называемое шакти, оно рассматривается как созидающая энергия, благодаря которой бог-супруг Шива манифестирует свои потенциальные качества. Кроме того, превосходящая роль женского начала, да и сами изображения майтхуны в целом, говорят о благопожелательной и позитивной символике.

    Шактистский тантризм, помимо медитации, йоги и чтения священных мантр, включает в себя и сексуальные мистерии. В центре такого ритуала находится женщина, получившая посвящение для того, чтобы стать олицетворением Шакти входе обряда. В акте божественной любви с ней соединяется жрец, который во время ритуала должен отождествлять себя с Шивой. В ходе священнодействия воспроизводится изначальное единство Шивы и Шакти как во Вселенной, так и в душе верующего. Таким образом, майтхуна превращается в ритуал духовного просветления. Тем самым достигается спасение (мукти) через наслаждение (бхукти). Сексуальное соединение символизирует полное слияние двух раздельных частей в единое целое. Соединение мужчины и женщины становится выражением глубокой религиозности, символом изначального единства и слияния понятий «Атман» (индивидуальная душа) и «Брахман» (мировая душа).

    Прекрасные женщины Кхаджурахо

    Итак, главный мотив скульптур храмов Кхаджурахо – женщина. Женщина - невинная, кокетливая, улыбающаяся, в экстазе от своей красоты и уникальности, бесконечно соблазнительная, бесконечно красивая, изображенная в богатстве деталей, созданных с огромным мастерством и любовью. Это - празднование женского начала во всех его бесчисленных проявлениях (интересная статья на тему женщины в скульптуре и изображениях Древней Индии размещена на сайте Юлии Рещиковой).
    В средневековых храмах Индии жили дэвадаси (буквально - «рабыни бога»). В западной литературе дэвадаси фигурируют как «ритуальные проститутки» или «храмовые проститутки». Встречается и менее радикальное название «куртизанка», однако и оно не доносит до читателя самой сути явления дэвадаси. Дэвадаси демонстрировали искусство любви в сексуальных ритуалах с участием жрецов или даже царя с целью достичь процветания царства или милости богов.
    Для самих приверженцев этой традиции дэвадаси были посредниками божества, на что указывают их имена. Их часто называли эпитетами «святая женщина», «священная женщина». Поскольку дэвадаси - земные женщины, были художницами, учёными, исполнительницами ритуальных танцев и богослужений, их часто отождествляли с апсарами , небесными девами неземной красоты.

    В индийской мифологии апсары характеризуются как прекрасные небесные девы, искусные танцовщицы и любовницы, соблазняющие святых-аскетов и царей. Апсары изображены исполненными неги, лениво изгибающимися в различных позах, порой весьма сложных. Статуи изобилуют многочисленными деталями, они четко очерчены и «вылеплены» с совершенным мастерством, но лица их почти ничего не выражают. Кажется, они вышли за пределы мирских ощущений.
    В индийской мифологии часто встречаются рассказы о том, как боги, напуганные целомудрием аскета, сделавшим его слишком могущественным, посылают к нему апсару (сурасундари) - искусную соблазнительницу, которая нередко достигает своей цели. Фигуры апсар также украшают буддистские памятники Индии, созданные ещё до нашей эры. Спутницы богов и символы райского блаженства, они одновременно были напоминанием о соблазнах на пути духовного самосовершенствования.

    Смотрите фотографии барельефов апсар, сделанные мной в храмовом комплексе Ангкор (Камбоджа) (и ) (Прим. А.Колтыпина)

    Из-за большого количества женских скульптур на храмах Кхаджурахо порой трудно найти принципиальное различие между земными женскими образами и образами женщин божественной категории. Даже в самом индийском эпосе неоднократно встречается поэтическая форма: «
    Ты божество? Апсара ? Якшини ? повелительница змей нагини ? Или ты принадлежишь к роду человеческому? »

    Смотрите также фотогалерею "Мисс древнее совершенство "

    Какие изображения нужно относить к майтхуне, а какие просто к супружеским парам, кто апсара, а кто якшини, нагини или дочь человеческая? На этот счёт в историографии нет однозначного ответа. Определяющим фактором того или иного женского образа может служить его предметное окружение. Например, рядом с женщиной может быть изображено дерево или какое-либо животное, тогда такой образ следует отнести к одной из божественных созданий, окруженной символикой. Если рядом с ней сосуд с водой, опахало в её руках и т.п., то скульптура такого рода, скорее всего, изображает служанку. Если рядом с ней помещена сцена майтхуны, то такая женщина является храмовой служительницей.
    Кроме того, часто в самих сценах майтхуны участвовали именно земные женщины. Есть и просто изображения супружеских пар, чьи нежные отношения показаны как символ любви. Такие изображения являются своего рода «портретами», запечатлевшими образы богатых дарителей храму. Есть также и сцены туалета богатых особ.
    Довольно много изображений показывают женщину в танце и во время занятий музыкой. Известно, что танец и занятия музыкой были неотъемлемой составляющей досуга женщины. Во-первых, танец служил хорошим заменителем физических упражнений, необходимых для поддержания здоровья тела, что было основополагающим в понятии о женской красоте. А, во-вторых, искусства и науки были обязательными в воспитании добропорядочной девушки. Широко распространенными мотивами являются сцены, связанные с выражением чувств: женщина у окна или двери, любовное письмо, застенчивость, хотя все они по смысловой нагрузке стоят близко к майтхунным изображениям.
    Итак, образы женщины в древнеиндийской скульптуре поражают своим многообразием. Тема женщины даёт художнику большую свободу, чем какая-либо другая тема религиозного или светского характера. Эта тема любима и в древнеиндийской литературе. Женщина в Индии, да и не только там, обладает особой магией. Воле женщины подвластно всё. Казалось бы, обделённая свободой, она умудряется править и устраивать судьбы целых государств. Именно с женщиной связаны самые решающие моменты в древней истории. Когда рушатся города и возводятся новые, когда эпоха сменяет другую, когда мир идёт кругом, принято говорить: «Ищите женщину».

    Заключение


    Итак, храмовый комплекс в Кхаджурахо представляет собой еще один великолепный образец художественной культуры, в котором, как и в монументальном искусстве Индии, воплощен принцип единства Вселенной. Скульпторы Кхаджурахо изобразили жизнь во всех ее аспектах и многообразии. Строительство храмов потребовало сотни отлично обученных скульпторов и архитекторов. Все это говорит о чрезвычайно зрелой цивилизации того времени.

    Чужеземный образ жизни либо шокирует и раздражает, либо помогает взглянуть на мир шире и понять что-то простое, но очень важное. Храм Каджурахо в Индии – не исключение, он даёт возможность посмотреть на привычную жизнь под другим углом.

    В Индии все выглядит ярче и немного по-другому. Вместо улиц с тротуарами и светофорами – узкие лабиринты, где, случайно свернув не туда, на полтора часа становишься участником квеста «найди выход». Вместо такси с шашечками – худой велорикша, заменяющий собой все лошадиные силы. Вместо номера с горячей водой ищешь номер с холодной.

    Если в расписании указано, что поезд прибывает на 20 минут раньше, на самом деле он опаздывает на 23 часа 40 минут. Чудеса в Индии на каждом шагу. И если не искать то, чего и дома достаточно, она может приятно удивить. Путешествие по Индии помогает в это по-настоящему поверить.

    Храм любви Кхаджурахо

    Но чтобы разобраться, какая она на самом деле, – , стоит рискнуть и выбраться за пределы отеля, пляжа и туристической резервации в целом. Превратиться из homo turistas в настоящего искателя приключений, а они наверняка начнутся с первой же минуты.

    Колорит Индии легче всего прочувствовать в тех местах, где ее нравы значительно отличаются от русских. Например, на родине Камасутры в храмовом комплексе Каджурахо в Раджастане или в вечном городе Варанаси.


    Фото скульптур на стенах Кхаджурахо

    Комплекс Кхаджурахо занесен в список мирового наследия ЮНЕСКО . Для мира его в 1838 году открыл один британский офицер. Он обнаружил в окрестных джунглях , украшенные скульптурами, которые могли бы смутить даже Казанову. Из 85 храмов до наших дней сохранились 22.

    Они были построены почти тысячу лет назад правителем Чандраварманом и прославились на весь мир как храмы Камасутры. Одна версия связывает их с таинственными тантрическими практиками древних индийцев, а другая подчеркивает, что откровенные сцены изображены исключительно на внешних стенах храмов. И это могло указывать на то, что человеку стоит освободиться от страстей, прежде чем заходить внутрь.


    Достопримечательности сегодня

    Сегодня для того, чтобы войти в индуистский храм, нужно, как минимум, разуться и обойти религиозные сооружения – строго по часовой стрелке. Сохранившиеся храмы разделены на три группы: западную (вход платный), восточную и южную (посещение бесплатное).

    Забавно, что иностранцы приезжают в Кхаджурахо, чтобы поразглядывать эротические картинки, а индийцы приходят сюда, чтобы понаблюдать за реакцией иностранцев. Забавно то, что для иностранцев билет стоит раз в 10 дороже, чем для самих индийцев.

    Несмотря на популярность, храм Каджурахо не превратился из деревни в шумный туристический центр. Сюда можно добраться самолетом из Дели или Агры и остановиться в роскошном отеле (помня, что индийские и европейские «звездочки» сильно отличаются друг от друга). А можно спать прямо на крыше гест-хауса, просыпаться от криков сотен попугаев и вместе с поваром-индийцем готовить манговый ласси (йогурт) на завтрак.

    Традиции и современность

    Индийцы не только живут бок о бок с традициями, но и во многом их продолжают. Один из сакральных ритуалов – кремация на берегу Ганга – ежедневно совершается в городе Варанаси. Для индуиста быть сожженным в Варанаси – значит навсегда выйти из круга перерождений.

    Для западного мира этот город Жизни и Смерти открыли музыканты группы Beatles. Теперь по их стопам часто следуют те, кто охотится за эффектными кадрами. Хотя сфотографировать костры кремации довольно сложно, индийцы тщательно следят за каждым шагом, если у вас в руках камера.


    Обязательная программа в Варанаси включает предрассветную прогулку на лодке (150 Rs) вдоль гхатов – больших ступенчатых спусков к реке Ганг. Индуисты называют ее Ганга и почитают как богиню-мать. Здесь можно увидеть весь круговорот индийской жизни.

    Целые семьи окунаются в реку, чтобы провести пуджу (приветствие богам), купаются, стирают одежду и сушат девятиметровые на каменных ступенях.

    Поблизости проводят кремацию, в воду бросают пепел, тут же забрасывают рыбацкие сети. Вдоль гхатов бродят буйволы и обезьяны, дети играют в крикет и просят угостить их печеньем, продавцы цветов сидят рядом с обнаженными монахами и заклинателями змей – вечное мирно уживается с низменным.

    Всего каких-то пару десятилетий назад попасть сюда могли лишь несколько местных жителей, знающих про удивительные строения и храмы, яростно скрываемые, жадными джунглями Индии. Совсем недавно эти место были обнаружены широкой мировой общественностью и все желающие получили возможность посетить эти удивительные края.


    Находиться это место в индийском штате, с чисто национальным названием Мадья-Прадеш. А называется оно – храмовый комплекс Каджурахо. В городок с тем же названием вас доставит самолет из Агры или Дели, но если путешествие по этой великолепной стране вас не смущает, то лучше отправляйтесь в путь на поезде.


    Когда европейцы, а именно британцы впервые попали в храмы Каджурахо, то они просто вскипели от возмущения и негодования. Ведь весь этот храмовый комплекс считается самым эротическим местом на планете. Все здания, ну почти все, украшены скульптурами в совсем уж однозначных позах и позициях.


    Цель, с которой некогда были возведены эти удивительные храмы, остается неизвестно, но есть много легенд преданий и ученые строят собственные теории создания комплекса. По официальной версии, считается, что правители страны, что являлись последователями тантризма, приказали выстроить храмы и украсить их совокупляющимися фигурками. Дело в том, что это направление в буддизме проповедует путь к Нирване через плотские утехи.

    Один из мифов же рассказывает о боге Луны, что однажды влюбился, без памяти в земную девушку и, недолго думая, соблазнил ее. Вопреки ожиданиям, прожили они счастливую семейную жизнь, и любили друг друга, и их дети основали целую династию, называемую Чандела.


    Однако после смерти матери, дети стали слушать сплетни и наговоры людей, считавших их мать падшей женщиной. Чтобы искупить ее грех, они приказали выстроить храмы и украсить их эротическими рельефами.


    Говорят, что фрески, рельефы и скульптуры храмов Каджурахо вдохновили тех, кто писал Камасутру. Однако не только это делает комплекс всемирно известным.


    Дело в том, что храмов тут не один, не два и не три. Джунгли хранили в своих зарослях целых двадцать два строения, посвященных различным индийским богам.


    Самым известным среди них, и даже действующим до сих пор, является храм Шивы. Называется он Матангешвара и рядом с ним возвышается самая большая постройка комплекса, высотою более восьмидесяти метров. А вот наиболее эротичными можно назвать храм Лакшмани и Деви Джагдамба.

    В одном из помещений храма Вишванатхи возлежит огромный Брахма, имеющий три лица, а самый древнейший из всех, Чансатх Йогини, принадлежит жестокой богине Кали, стены его гладкие и черные, он сложен из полированных гранитных плит.


    Вход на территорию стоит всего пять долларов, или по курсу рупиями. И это совершенный пустяк по сравнению с тем впечатлением, которое получаешь, посетив это место хотя-бы один раз. Что интересно, если до этого, вы были в Тадж-Махале и сохранили билеты, сюда вас пропустят по ним совершенно бесплатно.


    Отправляться сюда лучше всего ранней весной, в начале марта, когда вся округа завалена цветами. Именно в эти дни все местное население отмечает праздник цветов, а это поистине произведет непревзойденное впечатление.