• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Как увидеть домового или этого лучше не делать? и получил лучший ответ

    Ответ от Ольга[гуру]
    Вот великолепная статья про домового, собранная из разных источников. Как увидеть и что делать - тут тоже сказано)
    В старых домах живет множество разных духов. Одни - это души прежних хозяев, другие - просто приблудные духи, обычно безобидные. Домовой - дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Заплетает полюбившимся лошадям гривы, а нелюбимых изводит. Все домовые духи служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. Духи предков чтились так же под другим именем "чурила" или "щур". В случае какой либо беды в старину говорили: « Чур, меня защити"
    А особенно беда, ежели в доме заведутся навии - духи враждебных мертвецов, а то и упыри, приползшие с кладбища. Но спи, враги оставляют в покое дома, где живут «дзяды» , домовые, добрые духи предков, покровительствующие своим потомкам. Потому домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куричего бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги! » Домового также называют «Доброжилом» , «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем» . На русском Севере его зовут «Суседком» , «Батанушком» . Если он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном» .
    Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню - в них нет жизненных сил, а значит, люди в доме станут болеть. Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным (восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже - иконы. А из души убиенного животного собственно и возникал Домовой.
    Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей: перевозят в тапке.
    Домовой плачет, когда дому грозит беда и смеется, если ожидается счастье. Иногда может и сказать что-нибудь, но голос у него тихий, невнятный, шелестящий. Чаще всего говорят домовые по ночам, когда хотят что-нибудь предсказать хозяину. И главное в таких случаях – не испугаться.

    Ответ от Hexfire [гуру]
    Домовой - всего лишь символическое определение энергетической сущности, которая (как считается) есть везде, где есть люди.


    Ответ от Валькирия [гуру]
    Домовой - добрый дух, до сих пор живёт в каждой избе под печкой, но не каждому об этом ведомо. Домовой - хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Конечно, он может и во сне пощекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства.
    Главное же его дело - досмотр за хозяйством. Домовой видит свякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет, чтобы всё было в порядке и наготове: подсобит работящему, поправит его промах - словом, домовой склонен к труду, бережлив и расчётлив. Если ему жильё по душе, то он служит этой семье, словно в кабалу к ней пошёл. За эту верность в иных местах его так и кличут: Доможил.
    Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство, мучает людей до того, что давит по ночам чуть ли не до смерти или вовсе сбрасывает с постелей. Но и помириться с рассерженным Домовым не трудно: стоит только подложить под печку нюхательного табаку или разноцветный лоскут, или горбушку хлеба.
    Вот он какой, славянский Домовой! Несомненно, это - добрый бог, заботливый, хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев и озорник.
    Домовых духов множество: Домовой, Кутный бог, Дед, Спех (дух, помогающий в делах) , Дрёма (домашний бог сна) , Баюнок (сказочник) , Лень, Злыдни, Бесы и Шишиги.

    Наши предки верили, что дом - это крепость, главный оборонительный рубеж прежде всего... от нечистой силы, нечисти и нежити. А ею, по представлению наших предков, просто кишела природа.
    Верили, что сосущие кровь вампиры могли расправиться с жертвой только вне пределов дома. Поэтому при постройке жилища всегда совершали очистительные обряды и прибегали к защитной магии. Например, на карнизах, окнах, под крышей вырезали охранные знаки и старались прикрыть каждое отверстие в доме какой-нибудь меткой против злых духов. Внутри же дома семью и хозяина оберегал и поддерживал сам домовой. Кто же он такой?

    История появления в доме духа-хранителя очень давняя. Может быть, ей 5 тысяч лет, может, более. Еще в каменном веке самым священным местом в доме считался очаг. В эпоху бронзового века в iv - iii тысячелетиях до новой эры начал широко распространяться культ мужских покровителей домашнего очага. Возможно, тогда и зародился образ духа-хранителя семьи и жилища. На Кавказе его представляли в виде фаллического символа. У древних римлян каждый член семьи имел своего покровителя - лара. Лары выглядели как куклы. Их складывали в особый сундучок. Не его ли называли ларцом?
    Наш славянский домовой был тесно связан с силой огня. В избе он обитал у печки, мог превратиться в мерцающий огонек или уголек.
    Домовые были разные: кто в доме жил, тех называли домовиками, а кто на дворе - дворовыми духами. Домовой-домовик - главный хозяин усадьбы и избы. Он добрый дух, хотя и нежить. Его чтили, подкармливали, баловали подношениями и никогда не ругались именем домового. Называли ласково: хозяин, дедушка, но часто вообще звали иносказательно: Он, Доброжил, Доброхот, Сусед.

    Домовой-домашний

    Домового обычно видеть нельзя, можно только чувствовать его присутствие. То он от скуки горшками в ночи гремит, ногами шаркает, кряхтит, всхлипывает в темноте, то говорит мягким ласковым голосом или глухим отрывистым. Дает краткие ответы на вопросы хозяев. Домовой любит тепло, его еще называли - «жировик» проказник полизать вкусненького не прочь, поэтому прозвали его также «лизуном». Избави Бог подглядеть за домовым, если он этого не хочет: заболеет человек или лошадь его копытом ударит.
    Ночью домовой иногда знак дает. Навалится на грудь спящего и давай давить. Утром проснется человек в беспокойстве. К добру или худу тот знак был?
    Немногим привелось видеть хозяина. Утверждают, что он мохнат, оброс шерстью. А лапа у него теплая, мохнатая, ласковая. Коль погладит ею во сне человека, гадать не надо, - добрый знак. Некоторые уверяют, что домовой похож на маленького косматого старичка. Способен превращаться в разных животных, в черных котов, например. Вот послышалась в сенях какая-то возня, вроде коты сцепились, шипят, вопят, буянят. Знайте, это свой хозяин с чужим лизуном драку затеял.
    - Не ходи в мои владения, - Говорит супротивнику, нечего тут чужой нежити делать.

    Домовой накрепко привязан к своей избе. Даже если обветшала она, брошена на завывание вьюг и холодных осенних дождей, домовой останется жить в холодной старой печи в полном одиночестве. Плачет, стонет на развалинах. Но и семье нельзя без домового-хранильника. Кто же будет ее по ночам от всякой нечисти оберегать? Поэтому издревле сохранился обычай: при смене жилища берут из старого дома горшочек с углями и переносят в новую избу. Ставят горшок в печь, приговаривают: «Дом-домовой, пойдем со мной, веди домовиху госпожу - как умею, награжу!»

    У домового может быть семья. Его жену зовут «доманя» или просто «соседка». Семья домового не очень разборчива - согласна обосноваться не только у печи, но и в чулане, порогом. По разным поверьям, домовых-домовиков могла быть несколько. По одному на каждого члена семьи, причем с персональной ответственностью за подопечного.
    Домовой - верный помощник в хозяйстве. Особенно он любит радивую, дружную семью. Тогда изо всех сил старается ей помочь. А нерадивым хозяевам он с удовольствием пособит еще более запустить дела, будет «портить скотину. Впрочем, изменить его отношение к дому нетрудно. Надо домовому жертву принести и за дело как следует взяться. Домовой и в торговом деле хозяину помочь может. Советы домового всегда ценили при покупке лошадей и коров. А не приживается новая купленная скотина при дворе, знать, не по душе она домовому.

    Домовой часто старается предупредить семью о несчастье. Заплачет за печкой - к покойнику. Подергает женщину за волосы ночью - не грызись с мужем, хозяин не пили его, не спорь до хрипоты, а то распалится в гневе муж, еще побьет поленом. Загремит домовой посудой - будь внимателен с огнем, оплошаешь - быть пожар вспыхнет непотушенная головешка.

    Бойся, неверная жена, домового! Покрутила подолом ночью домовой навалится страшной тяжестью на ноги, схватит за горло. А мужика похотливого он во тьме и отлупить может, синяков навешать. Бережет семейные основы. Ну а коль засмеялся домовой в ночи, песни мурлычет знать, радость скоро в доме будет, а то и свадебка.

    Запечная проказница

    А еще был в русском доме призрак - кикимора. Сведений о ней не очень конкретны. Считалось, что это одновременно полезное и вредное существо. Имя кикимора состоит из двух частей. Первая часть слова - кика - может быть истолкована как головной славянский убор с рожками ил просто рогатость существа - очевидный признак нежити. Вторая часть слова - мора, означает, что эта нечисть в родстве со всякими Мороками, Марами, которые дуря человека или даже сулят ему смерть.
    По поверьям, кикиморы водились в домах, в конюшне хлеву, в лесах и чащобах. Народная фантазия рисовал; кикимору в облике женщины небольшого роста в сарафане то с головным убором-шишигой, то простоволосой, рас трепанной, с маленькими рожками. Глаза у кикиморы навыкате, блестят. Кикимора живет в доме за печкой, обожает плесень, сырость, ее излюбленное место - угол избы куда сметают мусор. Она невидимка, дух.

    Домашнюю кикимору считали подружкой домового, лесную - лешего. Кикимора к людям двойственно относилась. Она симпатизировала трудолюбивым, работящим женщинам. Ночью могла перемыть им всю посуду, при сматривала за тестом, чтобы хорошо взошло, чтобы пироги получились пышными, вкусными. Убаюкивала детей, вот нерадивых девиц и баб кикимора просто терпеть не могла, вредила им исподволь. Могла ленивиц вообще из избы выжить.

    Кикимора - большая проказница. Любила она баловаться обычно с пряжей, например, портила начатое женщиной на прялке рукоделье. Кикимора и сама любила прясть, но никто ее изделий не видывал. Нередко она бралась за уже начатое и оставленное женщиной рукоделие. Пряхи верили, коль кикимора над рубахой потрудилась, то ее и за неделю не кончишь. Сохранилась поговорка: «Спи, девушка, кикимора за тебя спрядет, а мать выткет». Это было грозное предупреждение хая ленивых прях. Если уж кикимора начала вредить хозяйке, - то тут есть одно верное средство. Надо идти в лес, найти горький корень папоротника, настоять его на воде. Потом перемыть этим настоем дочиста всю посуду. Кикимора очень любит папоротник и за такую усладу готова простить все. Проказам кикиморы приписывали куриные недуги, которые случались в неблагополучных хозяйствах. Если куры сами на себе перья выщипывают - ее вина.

    Добрые домашние духи. Чур – древний бог очага, охранитель границ земельных владений. Дворовый – покровитель двора, помощник домового. Банник – голый старичок, который обитает в неотопленной бане, но исчезает, когда начинают париться. Дрёма – вечерний и ночной дух в образе доброй старушки с ласковыми руками.

    Слайд 21 из презентации «Древние славяне» . Размер архива с презентацией 2816 КБ.

    Окружающий мир 4 класс

    краткое содержание других презентаций

    «Польза хлеба» - Дети не употребляют хлеб в нужных количествах. Хлеб «Тонус». Расчетная часть. Рекомендуемые среднесуточные наборы. Состав зерна. Дрожжи. Я рассказала ребятам об этом удивительно полезном хлебе. Хлеб – всему голова. Белый и черный хлеб. Состав теста. Ежедневное употребление различных сортов хлеба. Достоинства хлеба «Тонус». Хлеб из муки высшего сорта. Зерновой хлеб. Опарный и безопарный способ приготовления.

    «Энергия Солнца» - Использование солнечной энергии в быту. Игрушки на солнечных батареях. Энергия Солнца. Солнце. Люди издавна мечтали заставить Солнце служить земным целям. Количество энергии. Солнечные батареи. Совмещенная автомобильная и железная дорога. Римляне. Дорожные знаки. Солнечная энергия. Использование солнечных батарей. Архимед. Солнце нагревает атмосферу. Растения. Древние народы. Портативные солнечные зарядные устройства.

    «Строение человека» - Органы кровообращения. Урок природоведения. Нервная система. Опорно-двигательная система. Строение кожи. Органы чувств. Человек и его строение. Органы выделения. Органы дыхания. Органы пищеварения.

    «Степи» - В степи человек разводит множество животных. Как человек использует степь? От серого обитателя, чащи степной волк отличается поджаростью и более светлой мастью, а обитатель тундры полярный волк побольше своих собратьев. Проект на тему: Степи. Климат в степи зимой. Зима в степных регионах всегда малоснежная, с сильными позёмками и метелями, иногда возможны даже морозы до?40 °C. Расположение степи.

    ««Крещение Руси» 4 класс» - Задачи урока. Причины выбора князем Владимиром христианства. Крещение Руси 988 год. В 10 веке государство объединяло в себе много племён. Окончательное решение. Обстоятельства крещения киевлян. Значение крещения Руси. «Корсунская легенда». Принятие христианства. Распространение христианства на Руси. Княгиня Ольга первой из правителей приняла христианство в 955 году. Великий князь Владимир избирает религию.

    «Мозг и руки» - Применение. Кисти рук. Пальчиковые игры. Пазлы. Руки помогают нам играть. Ладони. Красивые слова. Несформированность речи. Самомассаж рук. Руки. Проекция кисти рук. Наши первые потешки. Ум ребенка. Рука является вышедшим наружу головным мозгом. Развитие правильной речи.

    Наши предки верили, что дом - это крепость, главный оборонительный рубеж прежде всего... от нечистой силы, нечисти и нежити. А ею, по представлению наших предков, просто кишела природа. Верили, что сосущие кровь вампиры могли расправиться с жертвой только вне пределов дома. Поэтому при постройке жилища всегда совершали очистительные обряды и прибегали к защитной магии.

    Например, на карнизах, окнах, под крышей вырезали охранные знаки и старались прикрыть каждое отверстие в доме какой-нибудь меткой против злых духов. Внутри же дома семью и хозяина оберегал и поддерживал сам домовой. Кто же он такой?

    История появления в доме духа-хранителя очень давняя. Может быть, ей 5 тысяч лет, может, более. Еще в каменном веке самым священным местом в доме считался очаг. В эпоху бронзового века в IV - III тысячелетиях до новой эры начал широко распространяться культ мужских покровителей домашнего очага. Возможно, тогда и зародился образ духа-хранителя семьи и жилища. На Кавказе его представляли в виде фаллического символа. У древних римлян каждый член семьи имел своего покровителя - лара. Лары выглядели как куклы. Их складывали в особый сундучок. Не его ли называли ларцом?

    Наш славянский домовой был тесно связан с силой огня. В избе он обитал у печки, мог превратиться в мерцающий огонек или уголек.
    Домовые были разные: кто в доме жил, тех называли домовиками, а кто на дворе - дворовыми духами. Домовой-домовик - главный хозяин усадьбы и избы. Он добрый дух, хотя и нежить. Его чтили, подкармливали, баловали подношениями и никогда не ругались именем домового. Называли ласково: хозяин, дедушка, но часто вообще звали иносказательно: Он, Доброжил, Доброхот, Сусед.

    Домовой-домашний

    Домового обычно видеть нельзя, можно только чувствовать его присутствие. То он от скуки горшками в ночи гремит, ногами шаркает, кряхтит, всхлипывает в темноте, то говорит мягким ласковым голосом или глухим отрывистым. Дает краткие ответы на вопросы хозяев. Домовой любит тепло, его еще называли - «жировик» проказник полизать вкусненького не прочь, поэтому прозвали его также «лизуном». Избави Бог подглядеть за домовым, если он этого не хочет: заболеет человек или лошадь его копытом ударит.

    Ночью домовой иногда знак дает. Навалится на грудь спящего и давай давить. Утром проснется человек в беспокойстве. К добру или худу тот знак был?
    Немногим привелось видеть хозяина. Утверждают, что он мохнат, оброс шерстью. А лапа у него теплая, мохнатая, ласковая. Коль погладит ею во сне человека, гадать не надо, - добрый знак. Некоторые уверяют, что домовой похож на маленького косматого старичка. Способен превращаться в разных животных, в черных котов, например. Вот послышалась в сенях какая-то возня, вроде коты сцепились, шипят, вопят, буянят. Знайте, это свой хозяин с чужим лизуном драку затеял.

    Не ходи в мои владения, - Говорит супротивнику, нечего тут чужой нежити делать.
    Домовой накрепко привязан к своей избе. Даже если обветшала она, брошена на завывание вьюг и холодных осенних дождей, домовой останется жить в холодной старой печи в полном одиночестве. Плачет, стонет на развалинах. Но и семье нельзя без домового-хранильника. Кто же будет ее по ночам от всякой нечисти оберегать? Поэтому издревле сохранился обычай: при смене жилища берут из старого дома горшочек с углями и переносят в новую избу. Ставят горшок в печь, приговаривают: «Дом-домовой, пойдем со мной, веди домовиху госпожу - как умею, награжу!»
    У домового может быть семья. Его жену зовут «доманя» или просто «соседка». Семья домового не очень разборчива - согласна обосноваться не только у печи, но и в чулане, порогом. По разным поверьям, домовых-домовиков могла быть несколько. По одному на каждого члена семьи, причем с персональной ответственностью за подопечного.

    Домовой - верный помощник в хозяйстве. Особенно он любит радивую, дружную семью. Тогда изо всех сил старается ей помочь. А нерадивым хозяевам он с удовольствием пособит еще более запустить дела, будет «портить скотину. Впрочем, изменить его отношение к дому нетрудно. Надо домовому жертву принести и за дело как следует взяться. Домовой и в торговом деле хозяину помочь может. Советы домового всегда ценили при покупке лошадей и коров. А не приживается новая купленная скотина при дворе, знать, не по душе она домовому.
    Домовой часто старается предупредить семью о несчастье. Заплачет за печкой - к покойнику. Подергает женщину за волосы ночью - не грызись с мужем, хозяин не пили его, не спорь до хрипоты, а то распалится в гневе муж, еще побьет поленом. Загремит домовой посудой - будь внимателен с огнем, оплошаешь - быть пожар вспыхнет непотушенная головешка.

    Бойся, неверная жена, домового! Покрутила подолом ночью домовой навалится страшной тяжестью на ноги, схватит за горло. А мужика похотливого он во тьме и отлупить может, синяков навешать. Бережет семейные основы. Ну а коль засмеялся домовой в ночи, песни мурлычет знать, радость скоро в доме будет, а то и свадебка.

    Запечная проказница

    А еще был в русском доме призрак - кикимора. Сведений о ней не очень конкретны. Считалось, что это одновременно полезное и вредное существо. Имя кикимора состоит и: двух частей. Первая часть слова - кика - может быть истолкована как головной славянский убор с рожками ил просто рогатость существа - очевидный признак нежити. Вторая часть слова - мора, означает, что эта нечисть в родстве со всякими Мороками, Марами, которые дуря человека или даже сулят ему смерть.
    По поверьям, кикиморы водились в домах, в конюшне хлеву, в лесах и чащобах. Народная фантазия рисовал; кикимору в облике женщины небольшого роста в сарафане то с головным убором-шишигой, то простоволосой, рас трепанной, с маленькими рожками. Глаза у кикиморы навыкате, блестят. Кикимора живет в доме за печкой, обожает плесень, сырость, ее излюбленное место - угол избы куда сметают мусор. Она невидимка, дух.

    Домашнюю кикимору считали подружкой домового лесную - лешего. Кикимора к людям двойственно относилась. Она симпатизировала трудолюбивым, работящим женщинам. Ночью могла перемыть им всю посуду, при сматривала за тестом, чтобы хорошо взошло, чтобы пироги получились пышными, вкусными. Убаюкивала детей, вот нерадивых девиц и баб кикимора просто терпеть не могла, вредила им исподволь. Могла ленивиц вообще из избы выжить.

    Кикимора - большая проказница. Любила она баловаться обычно с пряжей, например, портила начатое женщиной на прялке рукоделье. Кикимора и сама любила прясть, но никто ее изделий не видывал. Нередко она бралась за уже начатое и оставленное женщиной рукоделие. Пряхи верили, коль кикимора над рубахой потрудилась, то ее и за неделю не кончишь. Сохранилась поговорка: «Спи, девушка, кикимора за тебя спрядет, а мать выткет». Это было грозное предупреждение хая ленивых прях. Если уж кикимора начала вредить хозяйке, - то тут есть одно верное средство. Надо идти в лес, найти горький корень папоротника, настоять его на воде. Потом перемыть этим настоем дочиста всю посуду. Кикимора очень любит папоротник и за такую усладу готова простить все. Проказам кикиморы приписывали куриные недуги, которые случались в неблагополучных хозяйствах. Если куры сами на себе перья выщипывают - ее вина. Случится вертун - куриная болезнь, от которой птицы на шестке вертятся, потом мертвыми вниз падают - тоже кикимора руку приложила. В таких случаях вешали в курятнике амулет - камень с дыркой, куриный бог называется. Вредила кикимора овцам и лошадям. То шерсть у овец выщиплет, то гривы скакунам перепутает, ночью их гоняет так, что под утро те едва дышат. Потешное существо кикимора, но грозное. Если кто ее увидит в доме, значит, беда на пороге, может близкий занемочь или помереть. Недаром этот дух сродни Маре - Морене - древней богини смерти. Самое верное средство от кикиморы - крест святой и молитва.

    Духи двора и таинство бани

    Домовой-дворовой всем похож на своего старшего «брата» из избы, только шерсть на нем растет гуще. Дворовик более злобен. Страсть как любит скотину мучить. Все - нелады с домашними животными, лошадями, коровами, овцами и курами объясняли проказами дворовика. Дружен он был только с козлами да собаками.

    Чтобы охранить животных от его проказ, вешали в хлеву убитую сороку. Этих птиц дворовик не любит. В угоду дворовику старались не держать белых кошек, белых собак, белых лошадей. Новорожденных телят и ягнят уносили из хлева в дом, потому что дворовик мог их задушить, А так в доме молодняку спокойней. Ты только не спи, хозяин, заботься о скотине. Старались селяне дворовика задобрить. Он до подарков охочь. Любил лоскутки разноцветные, мишуру блестящую, хлеба краюху. Все эти подношения несли в хлев и читали заклятие: «Хозяин домовой, соседушко-доброхотушко, я тебя дарю-благодарю: скотину прими, напои, накорми». Вешали в хлеву «ведьмину метлу» - сосновую или еловую ветвь с густой хвоей.
    У домового еще и другие помощники были - коловерши. Они походили на кошек. Коловерши - по ночам для своего хозяина из других домов таскали деньги и всякие припасы.

    На дворе овин, где сушилась солома, его охранял особый дух - овинник. Часто его представляли в образе черного кота. Именно он был главным брандмайором в хозяйстве. Следил, чтобы пересушенная солома в хлеву не вспыхнула. Впрочем, пожар в овине часто приписывали проказам чужого овинника, который намеренно поджег хозяйскую постройку. Если видели, что вблизи овина дерутся два кота - считали, что это свой овинник лупит негодника. По легендам, овинники дрались даже головешками. Однако самым таинственным строением во дворе была баня.

    Бани на Руси топились по-черному. За баней слыла дурная слава. Селяне, идя в баню, снимали нательные кресты. Духов, обитавших в бане, боялись, считали, что лучше с ними дружить и не раздражать христианской символикой. Главным духом бани был банник. Банник мокрого пара не выносил, сердито покидал свои владения, когда там парились. Но на остывших камнях или в банной печи он мог жить долго. Самая страшная его проказа - «тарный газ. По древним поверьям, в бане обитали души умерших предков - навьи. Навьи по-разному относились к селянину, могли помочь ему, а могли и уморить. Баннику обязательно приносили в жертву черную курицу.

    Даже захожие одинокие странники опасались ночевать в банях. Банник мог удушить. После парной оставляли в ней веник, кусочек мыла и воды в кадушке. Ночью слышали, как в бане начиналась какая-то возня, плескание, гогот. Считали, что это банники вениками хлещутся, резвятся. С баней были связаны самые серьезные гадания. Кто обнаженную спину старался просунуть в баню, кто, задрав платье, - ягодицы. Банник давал знак, шлепая по телу холодной или теплой мохнатой лапой. Холодная рука была к несчастью, а теплая - к удаче.

     21.12.2010 19:37

    Домовой – добрый Дух, хранитель домашнего очага. Один из предков, основателей данного Рода или Дома.
    Учёные называют Домового энергетической Субстанцией дома или квартиры.
    Домовой есть везде, где живут люди. Он смотрит за хозяйством и порядком в доме.
    Изображали Домового в виде Старца, умудрённого Опытом. Статуэтки делали из дерева, глины и чаще всего с чашей в руках для Требы. Максимальный размер – аршин высотой. А минимальный – два вершка.

    Называли домового по-разному: Дедушко, Хозяин или Хозяюшко, Соседушко (т.к. живёт по соседству с людьми), Шишок (что значит небольшого роста). Егор Кузьмич или просто Кузьмич – это если Домовой балует, любит поиграть, пошалить, «подкузьмить». Нафаник, от слова Навь. Домового, живущего в доме из поколения в поколение, называли по имени. Которое уже знали, т.к. общались с ним в течение нескольких веков.
    Очень не любил Домовой, когда его называли Чёртом, т.е. тем, кто находится за чертой восприятия.
    Христианские Попы (Прах Отцов Предавшие) очень не любят Домовых. Они ходят по домам и квартирам и гоняют Домовых святой водой, запугивая людей, объясняя им, что это Бесы.
    Наши предки с Домовыми дружили, заботились друг о друге. Была взаимопомощь и взаимоподдержка.
    Такие отношения с Домовым были нормальными ещё до середины 20-го века.

    Хозяйский угол был углом Домового и Хозяев дома, там ставилась чаша, для угощения Домового.

    Веник в доме ставили у порога и так, чтобы Домовому было удобно за него взяться (он ведь маленького роста), чтобы выметать нечисть из дома.
    Домовой не поедает пищу, которую ему кладут в чашу, как человек. Он забирает из продуктов Энергию, которая ему необходима, т.к. при уходе за домом, он тратит энергию.
    Самой высокоэнергетической пищей считались молоко, сливки, сметана. Масло. Этим и угощали Домового. Для блинчиков и оладушек ставили ещё одну чашу. Впрочем, угощать Домового можно всем, что едите сами.

    Ароматы томлёной в ней еды привлекают его. На это место раньше вешали шторки, чтобы не беспокоить Домового.
    В квартирах Домовой также любит жить на кухне, в платяном шкафу или под кроватью «любимчика».
    Раньше покрывало на кровати делали до самого пола или вешали подзор, также, чтобы не беспокоить Домового.
    Следили, чтобы Домовой не заигрывался. Так как он любит детей, то может выбрать одного и ночью путает ему волосы (пытается заплести косички).
    Если домовой влюбится в девочку, то не даст ей выйти замуж. Что тогда делали? Шили или вязали домовому шапочку, свитерок, носочки. Делали мебель. И в ответ на заботу и опеку довольный Домовой делал свадьбу радостной. Как говорится: «Долг платежом красен».
    Домовой любит сидеть на пороге, поэтому в дверях лучше не стоять.
    Если Домового довести до «белого каления», то тогда он превращается, как сейчас говорят, в Барабашку или Полтергейст. Потому что в ответ на заботу поучил неуважение. Также повести себя Домовой может, когда в доме скандалы, драки, пьянки. Так как это всё противоестественно, а Домовой существо естественное и привык жить в естественных условиях. Нельзя угощать Домового спиртным!!!
    «Жизнь Человека считают Летами, а Домового Веками».
    Если ты что-то не видишь вокруг себя, то это вовсе не значит, что этого не существует.
    Наше отношение к Домовому – это отношение к Окружающему Миру.
    «Желайте другим того, чего желаете себе».
    «Любите ближнего своего, если он того достоин».

    Источник:
    По материалам Уроков Асгардского духовного училища Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов Инглингов. Лектор Патер Дий.

    В славянской низшей мифологии дух, живущий в доме. В древности у восточных славян домовой выступал как хранитель домашнего очага, семьи и был связан с культом предков. Легенды и поверья о домовом сохранились до наших дней в русских, белорусских и украинских деревнях. Западные и южные славяне также имеют представление об этом существе. Считается, что в каждом доме живет домовой - покровитель дома, незримый помощник семьи, поэтому его уважительно называют хозяином, дедушкой, соседушкой. Любит он селиться в укромных местах - под порогом или под печкой, на чердаке или в чулане, в печной трубе или в углу за сундуком.

    Он помогает трудолюбивым хозяевам, неустанно заботится о них и хлопочет. Домовой замечает всякую мелочь, любит, чтобы все было в порядке и наготове; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится из-за них, - словом, домовой склонен к порядку, бережлив и расчетлив. Если ему жилье по душе, то он служит этой семье верой и правдой. Зато ленивым и нерадивым он вредит и мешает, делает им разные пакости: то вещи разбросает, то одежду порвет или белье испачкает, а то и вовсе мешает спать по ночам, душит людей во сне и мучает. Впрочем, помириться с рассерженным домовым нетрудно: стоит только навести в доме порядок да поговорить с ним ласково - очень уж он большой охотник до ласкового слова.

    Если хозяева своего «соседушку» любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться. Раньше, переезжая в новый дом, люди совершали определенный ритуал с той целью, чтобы и домовой переселился вместе с ними и продолжал помогать на новом месте. Домового «переносили» в горшке с углями, в мешке, заманивали горшком каши и т. п. Например, поскребут под порогом, соберут мусор в совок - и посыплют его в новой избе, не забыв при этом со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!» Редкий человек может похвастаться, что видал домового. Гораздо проще домового услышать: по ночам он стучит, шуршит, поскрипывает и совершает разные проказы. Домовой может предсказывать различные события, как приятные, так и неприятные, подавать соответствующие знаки: его плач и глухие сдержанные стоны словно предупреждают об опасности, а его нежный и ласковый голос, словно ветерок тихо листьями шелестит, сулит спокойствие и радость. Иной раз ночью гладит он спящих своей мягкой лапой, и тогда ясно, что это к добру.

    Вот каков славянский домовой - несомненно добрый дух, заботливый хранитель домашнего очага, незримый помощник и веселый озорник.