• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Почему в школьных конфликтах родитель всегда должен стоять за ребёнка

    В каждой школе есть учитель, которого любят все и тот, кого ненавидят тоже все (и не только дети). Это тот, у кого на двадцатой минуте урока изощрённые издевательства над стоящим у доски становятся совсем невыносимыми. На тридцатой минуте ребёнок неизменно получает свою двойку. А потом с ней приходит домой. И там он должен понять - вы всегда с ним и на его стороне. Почему это так важно - рассказывает Ольга Карчевская.

    У меня есть два самых ярких воспоминания о школе.

    Первое - протяженное во времени, но как бы слитое в одно: мой учитель русского и литературы и одновременно моя классная Любовь Федоровна. То, как она ко мне относилась и чем она для меня была. Она считала мой ученический успех своим личным делом и принимала меня близко к сердцу. Я часто бывала у нее дома, где она кормила меня домашней едой, помногу рассказывала о жизни - своей и в целом, ну и заодно готовила меня к бесконечным олимпиадам и всероссийским конкурсам сочинений.

    Прошло ужасно много лет, но я до сих пор вспоминаю о ней с теплом, захожу в гости и считаю тоже немного своей мамой. Надо ли говорить, что все эти олимпиады и конкурсы я выигрывала, в университет пошла на филфак (а потом и в литературный институт) а профессией избрала журналистику. Спасибо, Любовь Федоровна.

    И второе ярчайшее воспоминание о школе - зубной кабинет. До сих пор помню глаза стоматолога Жанны Юрьевны поверх повязки - иногда они являются мне в кошмарах. Практически каждый день я добровольно брала талончик к школьному зубному (да, у нас был такой), чтобы мне там иголками чистили каналы и удаляли нервы без анестезии. Это было дичайше больно, но я все равно ходила, потому что посещать алгебру и геометрию было намного больнее. Почему? Да просто учительница математики меня, скажем так, не любила.

    Каждый раз, когда она ко мне обращалась в своей холодной саркастической манере, я была готова провалиться сквозь землю, цепенела от липкого ужаса и ни черта не соображала

    Надо ли говорить, что и на выпускных экзаменах по алгебре и геометрии тройки мне поставили исключительно из жалости, и я до сих пор понимаю в математике примерно ничего.

    Меня искренно изумляет, что почти никто не понимает про школу самую важную вещь. Она правда самая важная. Эта вещь звучит так: ребенок ни за что не возьмет знание у того, кто его не любит. У меня все.

    А хотя нет, эта мысль слишком проста, чтобы от нее не отмахнуться. Поэтому я еще немножко поговорю на эту тему, пока мысль будет погружаться в вас.

    В теории привязанности есть очень важная мысль: сначала отношения, потом все остальное. Отношения между ребенком и ответственным за него взрослым или альфа-взрослым, как принято говорить у адептов этой теории, это контейнер, а воспитание в широком смысле слова, в том числе и обучение, - это то, что в этот контейнер гипотетически можно положить. Если контейнер худой - ржавый, дырявый, ненадежный, то может так получиться, что положить в него и сохранить ничего в нем и не выйдет. А если контейнер, скажем, будет выделять в содержимое ядовитые вещества, то дело, сами понимаете, плохо.

    Если отношения между учителем и учеником токсичны, то и знания будут отравлены, пользоваться ими ученик не будет. Если у него все нормально с системой самосохранения, то его такими знаниями быстренько вырвет, и дело с концом.

    Не в этом ли кроется причина того, что большая часть знаний из школы выветривается из наших голов аккурат после экзаменов

    А еще в этой теории, развиваемой Гордоном Ньюфелдом, говорится, что взрослый по отношению к ребенку должен быть альфой, то есть ведущим. Разве ребенок добровольно пойдет за тем, кто его не любит? Разве будет ребенок такому взрослому доверять?

    Первая школа моего старшего сына была кадетской. Я немного опасалась за военную составляющую - было не очень понятно, чего ждать от мужчин, преподающих военную подготовку. Но настоящих проблем подкинули не они, а хрупкая с виду девушка, вероятно, недавно из педа, классная моего второклассника. Одним не очень прекрасным вечером мой восьмилетний ребёнок вернулся домой, задыхаясь от слез, в натуральной истерике - у него дрожало всё, что вообще может дрожать. Он был очень напуган.

    Его классная руководительница на полном серьезе сказала, что она готовит его документы для передачи в детдом, потому что он плохо учится

    Я уже не особо помню, что они там делали во втором классе, по-моему, у них еще даже оценок не было. Что там вообще в принципе можно было делать так плохо? Ну вот не понравился он ей чем-то. И она решила отомстить ребенку таким страшным образом. Он ей, разумеется, поверил. Мне пришлось хватать его рыдающего, тащить в школу к директору и вызывать эту придурошную классную на ковер. Сына немедленно перевели в параллельный класс, она извинилась, и вообще каждый раз, когда видела меня там, снова извинялась. Я очень надеюсь, что она ничего подобного больше никогда не делала. Так вот, я совсем не понимаю, чему он мог у нее научиться.

    Когда мы переводились в другую школу, в четвертый класс, его новая классная, впервые увидев Тимофея на линейке 1 сентября, вместо чего-то вроде «приятно познакомиться» или «добро пожаловать в наш класс» (по-моему, она даже не поздоровалась с ним в ответ), сразу сказала: «волосы постричь, сережку из уха снять». Эта школа уже не была кадетской - обычная московская школа, в уставе которой таких требований к внешнему виду учащихся не было. Просто лично ей такой неформальный вид не понравился.

    Тимофей ее требования выполнить отказался, после нескольких моих бесед с завучем и директором школы от нас отстали, но осадочек у Ольги Алексеевны остался. И она стала его буквально травить. Посадила на заднюю парту. Занижала оценки. Но хуже всего было, когда Тим вернулся из Питера с гастролей своего театра - они показывали там спектакли в детдомах. Он принес ей диплом, в котором было зафиксировано его участие в этих гастролях. Она равнодушно посмотрела на диплом и сказала: «Ну и что. Кривляться любой может, знаний-то в голове у тебя от этого не прибавилось».

    Это был второй раз, когда сын пришел домой в слезах. Я сходила побеседовать с этой Ольгой Алексеевной. Попыталась поговорить с ней даже не как с учительницей, а как мать с матерью - у нее дети такого же возраста. Она мне сказала потухшим взглядом: «Любить детей не входит в мои профессиональные обязанности, мне за это не платят». Я не знаю, профессиональное ли это выгорание или она изначально шла в эту профессию по расчету (не по любви то есть), но в любом случае это печально. И, опять же, чему мой сын может у нее научиться? Это вообще не вопрос.

    К большому сожалению, такая ситуация, когда учитель не считает любовь к детям необходимой для себя профессиональной компетенцией - скорее типична. Это и есть, пожалуй, главная черта российского образования. Это и есть, пожалуй, все, что нам нужно о нем знать.

    И что с этим делать - мне лично совсем непонятно. То, что мне понятно, то, что для меня ясно, как белый день - это моя решимость в любой конфронтации между школой и моим ребенком всегда быть на стороне ребенка. Если там его не считают нужным любить, то кто должен это делать, если не я? Мне вообще до лампочки, сколько двоек и троек он нахватал в четверти. Мне важно, чувствует ли он себя достаточно хорошим, потому что любим. Наши с ним отношения не зависят от его оценок. Это не значит, что мне все равно, как он учится. Я стараюсь делать все, что могу, чтобы он захотел учиться лучше. Но я не допущу, чтобы он боялся сообщить мне об очередной двойке за контрольную из страха, что лишится моей любви и моего уважения. Я его гарант в этом. Это неприкосновенно.

    Я не могу повлиять на то, насколько учителя в школах задействуют сердце наравне с мозгом. Но я могу сохранять наши с ним отношения так, чтобы он не сомневался ни в них, ни в себе.

    Что не входит в обязанности фотографа.

    1. Крепление и монтаж - фона / ворот / конструкций под пресс вол / самого пресс вола. Исполнитель не делает монтаж и ремонт электрики, не устанавливает и не производит замену ламп в освещение у заказчика, не вешает и не перевешивает приборы электроосвещения заказчика.
    2. Исполнитель не привозит с собой столы, стулья, стремянки, магнитные доски.
    3. Исполнитель не передвигает мебель, не выносит, не вносит и не собирает мебель.
    4. При фото интерьера исполнитель: не занимается уборкой в помещении заказчика, не убирается на столе, не протирает столы, подоконники, двери, окна, не расставляет на столе предметы как дизайна, так и предметы, предназначенные для работы, не подметает и не моет полы, не занимается уборкой элементов интерьера, не убирает из обзора техническую подводку / электропроводку к рабочему месту и техническим устройствам. Подготовкой помещений, уборкой и дизайном занимается сам заказчик - это его ответственность. Исполнитель фотографирует интерьер, предметы обихода и рабочие места как их подготовил заказчик ко дню фото / видеосъемки.
    5. Уборка заказчиком в помещениях и другие технические действия подготовки, когда фотограф прибыл к назначенному времени, не приостанавливает и не переносит время заказа, а засчитывается во время работы исполнителя и подлежит оплате по выбранному тарифу в полном объеме.
    6. Исполнитель не занимается дизайном интерьера и не приводит в порядок интерьер и предметы обихода, не убирает бардак или не там стоящие предметы.
    7. При фото фасада здания, исполнитель не подметает дорогу, крыльцо к зданию, не моет стены и вывески здания.
    8. Все предметы подготавливает, расставляет, украшает заказчик самостоятельно или привлекает дополнительного человека для подготовки еды и напитков под фото съемку.
    9. Исполнитель не пишет сценарии, не предоставляет шарики, не предоставляет цветы, не предоставляет машины.
    10. Внешний вид детей обеспечивают родители.
    11. Исполнитель не предоставляет расчески, щетки для одежды и обуви, не обеспечивает одеждой, не предоставляет зеркало.
    12. Исполнитель не предоставляет услуг, не входящих в тариф и тех, которые вы думаете, что они должны быть. Предоставляются только те услуги, которые оговорены в тарифе, внимательно ознакомьтесь с тарифом.

    Если вы заказали услугу - это означает, что вы ознакомились с тарифом и с перечнем услуг, входящих в него. Сделав заказ, Вы согласились с условиями, входящими в тариф без дополнений и оговорок.

    Данный список не исчерпывающий, при разных видах фото съемок может дополняться исходя из опыта и разумного исполнения заказа.

    The Village с помощью экспертов продолжает находить ответы на рабочие вопросы. На этот раз узнали, как лучше поступить, если начальник просит вас сделать не вашу работу, и что про это говорится в Трудовом кодексе.

    Как реагировать на предложение?

    Ольга Позднякова

    директор по персоналу департамента розничных продаж ТД «Аскона»

    Вероятные действия зависят от того, что и почему вас просят сделать. Если вы не знаете, как реагировать, ответьте на следующие вопросы.

    Чья это работа?

    Коллеги, который в отпуске или на больничном. Тогда поступаем, исходя из принятой корпоративной культуры: если сегодня за него работаете вы, а завтра в ваш отпуск так же подменят вас - приступайте к выполнению задач. Если вас заменять не будут или в компании принято за совмещение доплачивать - обязательно уточните у шефа, как это будет вознаграждаться.

    Это работа самого шефа, новая задача, которую до этого никто не выполнял. В таком случае стоит выяснить, разовое это задание или расширение должностных обязанностей. Разовое задание, особенно развивающее, нужно выполнить. В современных компаниях сначала появляются задачи, потом под них берут специалиста. Поэтому из-за разовой задачи поднимать шум не имеет смысла, даже если эта задача вам не нравится.

    Если речь идет о новых обязанностях, то имеет смысл обговорить оплату и дополнительные привилегии. То же нужно сделать, если у новых задач нет определенного срока, то есть вас просят временно их выполнять. Помните, нет ничего более постоянного, чем временное, - оговаривайте оплату.

    Это задача нижестоящего сотрудника. Если это ваш подчиненный, не успевающий или не справляющийся с задачей - делать нужно. Вы отвечаете за результат команды. Однако если речь идет о совершенно чужих, неинтересных обязанностях, то надо выяснить, почему вас просят это сделать. Если это часть корпоративной культуры, то выбор простой: вы либо принимаете это и выполняете работу, потому что так принято, либо покидаете компанию.

    Зачем ее нужно выполнять?

    Этот вопрос часто помогает при возникновении таких ситуаций. Проясните для себя цель, которую преследует руководитель. Нередко он преследует неочевидные цели, давая задание, например, хочет, чтобы сотрудник получил опыт проектной работы. Или у него есть потребность, чтобы вы сработались с определенными людьми. Иногда управленцы так готовят себе замов.

    Почему вы?

    Итак, мы выяснили, что эти обязанности не ваши, не интересны, не развивают и за них доплаты не будет. Сразу возмущаться не стоит: выясните, почему для выполнения этой работы выбрали вас.

    Бывает, что задача неприятная, не имеет к вам отношения, и вы не хотите ее выполнять. Но вероятные последствия могут быть катастрофическими. В таком случае выполнить задачу надо. Как и поговорить с шефом после завершения работы о том, что вам не хотелось бы повторения подобных ситуаций.

    Обсудите с начальником тот факт, что вы перегружены. Торгуйтесь. Просите расставить приоритеты в вашей работе.

    Наталья Жарова

    директор по персоналу логистической компании V.I.G.Trans

    Допустим, сотрудник работает в компании давно, отлично выполняет свои обязанности, все процессы налажены, результаты и статистики растут, все отлично. Он знает, в какой момент реагировать, с кем общаться, кому отправить необходимую информацию. Это тот самый винтик в общей системе, который не дает сбоев. И вот этот идеальный сотрудник получил очередной план, где указан ряд задач, которые ранее делал его коллега или сам руководитель. Вся система рушится, и идеальной картинки в работе больше нет.

    В этот самый момент сотруднику необходимо понять, в связи с чем его обязанности увеличиваются, и реагировать по ситуации. На самом деле вариантов может быть несколько:

    1) Его хотят повысить и проверяют, насколько он готов к работе в нестандартной ситуации.

    2) Ему хотят увеличить функционал, потому что со своим он справляется безупречно, и видят в нем ответственного и исполнительного работника.

    3) Сотрудник не справляется со своей работой, и его проверяют на профессиональную пригодность в другой области.

    Как должен реагировать сотрудник: сразу же после получения новой задачи вступить в диалог с руководителем и выяснить, с чем связаны новые обязанности. Лучше узнать все сразу, а не молчать и тихо злиться на весь мир.

    Законно ли это?

    Кристина Лапшина

    С точки зрения трудового законодательства в нормальных трудовых условиях работник должен выполнять только те функции, которые прописаны в его трудовом договоре и должностной инструкции. Требования работодателя о выполнении чужой работы незаконны. Трудовой кодекс четко регламентирует, что требование заниматься дополнительной работой, не прописанной в трудовом договоре или должностной инструкции, это злоупотребление правами работодателя.

    Ваша должность указана в трудовом договоре - это обязательное требование. А весь функционал должен быть прописан в должностной инструкции, с которой работника должны ознакомить при приеме на работу. Советую обязательно снять копию инструкции, чтобы в случае спора она у вас была на руках.

    К сожалению, у многих работодателей сейчас нет должностных инструкций. В этом случае сотрудник может сам подготовить проект инструкции и предложить ее начальнику.

    Нужно знать, что если работник не хочет работать «за себя и того парня» и нет оснований для обязательных переработок (устранение ЧС, например), то он и не должен, даже если ему угрожают увольнением. Такое основание для расторжения трудового договора будет незаконным.

    Напишите письмо своему работодателю с отказом от исполнения дополнительной работы и отправьте его заказным письмом с уведомлением. Это может помочь в случае судебного разбирательства с работодателем.

    Но в случае, если вы все же готовы выполнять чужую работу, вы имеете полное право потребовать за нее доплату, оформив это либо дополнительным соглашением к трудовому договору, либо оформлением внутреннего совмещения должностей.

    Максимилиан Гришин

    юрист фирмы «Ильяшев и партнеры»

    Трудовой кодекс полностью запрещает работодателю заставлять работника делать то, что не прописано в его трудовом договоре. Здесь есть только два исключения. В случае катастрофы (пожара, землетрясения и так далее) работника можно без его согласия перевести на работы по устранению последствий сроком до одного месяца. Также в чрезвычайных обстоятельствах можно перебросить сотрудника на другой фронт в случае простоя. Во всех остальных ситуациях для выполнения чужой работы требуется согласие работника и/или заключение дополнительного соглашения к трудовому договору, заключенному с ним.

    В идеале все условия работы - обязанности, оплата, сроки - должны быть прописаны в трудовом договоре. Или же он должен содержать отсылку к какому-то документу, где все это описывается. Договор без таких подробностей вообще не считается заключенным. Но на практике работодатель далеко не всегда выполняет эти требования. Например, он может вместо трудового договора заключить с работником договор возмездного оказания услуг. Он зачастую очень похож на трудовой, но как раз все эти защищающие работника подробности в нем отсутствуют. Если сотрудника, оказывающего возмездные услуги, заставят в итоге делать совсем не то, о чем он на словах договаривался с работодателем, оспорить это будет практически невозможно при наличии подписанного договора, в котором оговорен «резиновый» объем и перечень работ. Именно поэтому нужно очень внимательно читать документы, которые подписываешь при приеме на работу.

    Если работодатель заставляет сотрудника делать то, что не входит в его обязанности, разрешить эту ситуацию без конфликта очень сложно. Тут надо либо договариваться и просить дополнительную оплату, либо, к несчастью, увольняться. Новый работодатель должен с пониманием отнестись к такой причине смены работы.

    Знакомая многим история, когда сотрудник говорит: "В мои должностные обязанности это не входит" . Не входит. А значит делать, понятное дело, не желает и скорей всего не будет.

    И мучаются многие коллеги, а особенно руководители с таким подходом, а вернее отношением. Особенно с учётом того, что одним из следствий этой фразы является следующая: "О, уже 18:00!! Домой!" И не важно, сделан, не сделан план на день, есть или не есть результат. Важно — 18:00.

    Фразы эти откровенно говоря, двусмысленные. Правда, реагирует на них, как та, так и другая сторона почему-то всегда исходя из одного смысла. Поэтому предлагаю разобраться с этими двумя смыслами, причём не только в профессиональном контексте, но и других!

    Начнём с сотрудников. Умение посмотреть на свою работу шире, сделать больше, чем нужно, ориентироваться не на количество времени проведённого на работе, а на наличие результата — это всё проявления будущего лидера. Но если сотрудник постоянно засиживается на работе и делает чью угодно работу, но только не свою — это признаки человека неорганизованного и без чёткого понимания своей зоны ответственности (а возможно этого нет у его руководителя). Как это может проявиться в обычной жизни? Например, едет человек на машине и видит на дороге открытый люк. Остановился, вышел, закрыл (или позвонил в дорожную службу) и едет дальше заниматься своими делами. Минутное дело? В общем-то да! Полезное для общества и для других? Да! Есть результат? Да! Забросил он свои дела при этом? Нет! Он продолжает ехать туда, куда ему нужно! Но откуда взялась, например, эта открытая крышка? Кто-то её забыл закрыть? Положить на место? Или кто-то не следит за состоянием дорог и люков на них? То есть кто-то не выполняет и своих прямых обязанностей! А может быть у кого-то прозвучало 18:00 в голове и он сказал сам себе, что задвинет эту крышку завтра, потому что его рабочий день сегодня уже закончился?

    Почему же нам так сложно идти первым путём и так легко идти вторым? Нам всё равно, безразлично. Отрыт люк — ну и что! Дедушке в больнице плохо — ну и что ("Он же старенький, это нормально" , — думают некоторые и проходят мимо). Беременная женщина стоит в метро или в автобусе — пусть стоит! Шеф просит довести работу до конца — а это его проблемы, не наши (наша зарплата тоже его проблема, кстати). Равнодушие, привычка не замечать, не видеть, не слышать! А ещё не умение соединять в одно целое изначально взаимозависимые вещи — разные сотрудники, но работают в одной компании, разные люди, но живут в одном доме, городе, стране, мире и т.д. Каждый день проявляя равнодушие на работе, в доме, в обществе мы умудряемся удивляться чёрствости и безответственности других! Не выполняя своих обязательств, мы возмущаемся, когда не выполняют их другие по отношению к нам. Не расширяя свой круг заботы, мы осуждаем тех, кто не питает к нам любви и уважения. И всё это аналогично процветает и в компаниях — что вверху, то и внизу, что дома, то и на работе! Но так же важно и умение видеть зону ответственности свою, чужую и не брать на себя лишнюю. Ведь тот, который решил вопрос с одной крышкой люка не поехал по всему городу, задвигать проверять всё. Решение небольшого точечного вопроса не означает взятие на себя всей полноты ответственности (если только мы не решили сменить свой вид деятельности). Врач не несёт ответственности за то, как будет относится к своему здоровью его пациент после выписки, если только не решил стать его сиделкой или семейным доктором.

    Так что же руководители? Здесь тоже не всегда бывает всё гладко. Руководитель, который умеет простроить организационную структуру, распределить обязанности и корректно их менять в процессе роста компании, да ещё создаёт команду профессионалов, готовых прийти к друг другу на помощь, подстраховать, объединённых общими целями и задачи и неравнодушных, чётко видит объём задач и отдаёт себе отчёт о необходимых ресурсах и степени их наличия, проявляет себя грамотным управленцем. Руководитель, который "одним ударом хочет убить двух зайцев", т.е. как правило пытается нагрузить одного сотрудниками делами и заботами 2-3 и 4 (жнец, гнец и на дуде игрец — юрист, бухгалтер и продажник в 1 флаконе), заплатив при этом конечно же, как за 1. Такие руководители часто мотивируют свой подход тем, что они платят сотруднику за время, которое он проводит на работе, искренне потом удивляясь почему же сотрудник в 18:00 встаёт и уходит. Иногда этот подход объясняется тем, что речь идёт о малом бизнесе. Да, малому бизнесу нелегко. Первая задача — выжить. Но важно, чтоб руководитель всё-таки понимал, что же его сотрудник (3 в 1) получит? Возможности большей зарплаты? Перспективы профессионального, карьерного роста или что-то ещё? Но мало понимать самому, важно чтоб это было реалистично! Важно это донести (той самой реалистичностью исполнения) до сотрудника.

    Умение находить баланс — между зонами ответственности, трудом и отдыхом как работодателем, так и сотрудником, это один из инструментов снижения напряжённости в их отношениях. Но более важным и главным мне видится инструмент — … Не инструмент это. А отношение. Неравнодушное отношение. Когда не всё равно! Когда работодателю не всё равно, что его сотрудники уползают в 22:00 постоянно, и работают (а не едят) за четверых, а сотрудникам не всё равно, потому что им действительно нравится их выбор — профессии, дела, компании, шефа! Когда не будет равнодушия и будет баланс, тогда мы не услышим фразу: "Это не входит в мои должностные обязанности " или "Я ни кому ничего не должен".

    Значимость должностной инструкции в регулировании трудовых отношений трудно переоценить. В случае возникновения спорной ситуации по вопросу неисполнения или ненадлежащего исполнения работником трудовых обязанностей должностная инструкция либо оправдает позицию нанимателя, либо поможет работнику выиграть спор. В то же время в результате сравнения должностной инструкции с фактически выполняемой работником работой наниматель может доказать, какие именно обязанности работник не выполнил либо каким деловым качествам он не отвечает.

    Ежедневно руководители организаций дают множество поручений своим подчиненным. Поскольку не все поручения подпадают под обязанности и функции работников, некоторые отказываются их выполнять. Как правило, причина отказа следующая: это не предусмотрено должностной инструкцией или трудовым договором.Законодательством о труде определены различные документы, регулирующие трудовые отношения между работником и нанимателем. При приеме на работу следует заключать трудовой договор, работник обязан соблюдать трудовой распорядок, который в т.ч. определяется должностной инструкцией (ст. 194 Трудового кодекса РБ, далее - ТК).

    Трудовая функция работника (должностные обязанности) должна быть четко оговорена и конкретизирована, это предусмотрено ст. 19 ТК. Она указывается в трудовом договоре (контракте), должностной инструкции. Кроме того, ст. 20 ТК определено, что наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Получается, что наниматель не может требовать от работника исполнения действий, которые не обусловлены трудовым договором или должностной инструкцией?

    Иногда в должностных инструкциях указывают следующее: «в случае производственной необходимости», «по распоряжению руководства», «осуществлять другую работу, не оговоренную настоящей инструкцией, необходимую предприятию» или «выполнять разовые поручения». Законны ли такие формулировки?

    Напомним, что под трудовой функцией законодатель понимает работу по одной или нескольким профессиям, специальности, должности с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием, функциональными обязанностями, должностной инструкцией. Трудовой договор должен содержать условия, которые не ухудшают положение работника по сравнению с действующим законодательством РБ.

    Так как же быть нанимателю, если возникла необходимость поручить работнику совершить некое действие, которое не прописано ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции? Выход один: не ущемляя прав работника, действовать по закону.

    Ситуация 1

    Работнику необходимо поручить дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполнить обязанности временно отсутствующего сотрудника без освобождения от своей основной работы.

    В этом случае следует руководствоваться ст. 67 ТК. Под совмещением профессий или должностей понимается выполнение работником наряду со своей основной работой, указанной в трудовом договоре, дополнительной работы по другой, вакантной должности в одной и той же организации и в одно и то же рабочее время. К другим случаям выполнения дополнительной работы, в отношении которых применяются те же правила установления, что и при совмещении профессий (должностей) относятся: расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

    Так как совмещение профессий (должностей) является существенным условием труда (часть вторая ст. 32 ТК), то о совмещении профессий (должностей) (расширении зоны обслуживания и увеличения объема выполняемых работ, уменьшении или отмене доплат) нужно предупредить работника письменно не позднее чем за 1 месяц. Также надо внести необходимые изменения и дополнения в локальные нормативные правовые акты, в трудовой договор (контракт), если в нем изначально не содержатся дополнительные условия о совмещении профессий (должностей). В случае отказа работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 части второй ст. 35 ТК.

    ЭТО ВАЖНО! Совмещение профессий (должностей) применяют при наличии в штатном расписании вакантной штатной единицы (ее доли) соответствующей профессии (должности). Возложение обязанностей временно отсутствующего работника не требует дополнительного введения такой единицы (ее доли).

    Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем, а также размер доплаты (кроме бюджетных организаций) устанавливаются в соглашении между работником и нанимателем.