• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Аллитерация это повтор согласных или совокупности согласных звуков, придающий особую звуковую выразительность и образность художественной речи, преимущественно стихотворения; главный элемент фоники.

    При аллитерации частотность согласных звуков на конкретном отрывке или во всем сочинении является большей в сравнении со среднеязыковой, например: «Лет до ста расти нам без старости…» (В. В. Маяковский, поэма «Хорошо!», 1927 г.).

    Использование аллитерации в поэзии

    Аллитерация в стихосложении применяется как оригинальное стилистическое средство увеличения фонетической выразительности речи. Гений рифмы и автор уникальных стихотворных форм В. В. Маяковский писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

    Аллитерациями богата литература всех периодов и стран мира. Намеренное созвучие согласных присутствует в стихах легендарных античных авторов, в частности Гомера, Гезиода, Горация, Вергилия, а также в произведениях многих великих европейских поэтов – Д. Алигьери, Ф. Петрарки, П. де Ронсара, У. Шекспира.

    Аллитерация также значительно распространена в народном поэтическом творчестве. Многие изречения, среди которых пословицы, поговорки, скороговорки, зачастую содержат аллитерации: «Тише едешь – дальше будешь», «Мели, Емеля, твоя неделя», «Купи кипу пик» и др.

    Аллитерация в русской поэзии

    Аллитерация в русской поэзии, в отличие от германского, английского, финского, тюркского стихосложений, где она является основным техническим приемом, используется авторами в меру их художественной манеры весьма сдержанно. Построенные на аллитерации стихи впервые появились в России в ХVІІІ веке в качестве творческого эксперимента знаменитого русского поэта и ученого М. В. Ломоносова. Аллитерационную традицию продолжили великие русские мастера слова Г. В. Державин, А. П. Сумароков, А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов и др.

    Наивысшего апогея аллитерация достигла в эпоху символизма, поэты которой стремились к фонической образности художественной речи. Яркими представителями культивирования аллитерации в русской литературе являются К. Д. Бальмонт, Игорь Северянин, Велимир Хлебников и др.

    Особенный поэтический эффект стихотворения достигается при сочетании аллитерации с повторами гласных звуков – ассонансами. Такие созвучия тонко, изысканно применял классик русской литературы А. С. Пушкин, как, например, в стихотворении «Осень» (1833 г.):
    Унылая пора! очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса…

    Слово аллитерация произошло от средневек. лат. alliteratio, что в переводе означает – «созвучие».

    Аллитерация (от лат. аl - при, к и littera— буква). Говоря об аллитерации, мы нередко забываем, что в языке много слов и мало звуков. В Швеции прибегли даже к помощи компьютера, который при наличии двух одинаковых букв в стихотворной строке зажигает сигнал аллитерации. Произнесите любую фразу. Самую простую. И в ней обязательно встретятся одинаковые звуки, но это еще не свидетельство аллитерации. Ведь многие из повторов мы не замечаем, потому что они создают обычный для нашего слуха звуковой фон. Но аллитерация — это ощутимые на слух повторы согласных звуков речи, служащие одним из стилистических средств эстетической выразительности. Она присуща преимущественно художественной речи (и в ней зачастую и различима). Но не только. Так, ею блестяще пользовались знаменитые юристы и ораторы. Не пренебрегают ею и авторы статей, рецензий, заметок. Когда К. Ваншенкин пишет: «Есть поэты, попадающие под чужую интонацию — как под поезд», мы замечаем, что удачные созвучия придают фразе оттенок легко запоминающегося афоризма. Эта особенность аллитерации прекрасно реализуется в пословицах, поговорках, загадках. «Старость — не радость, а смерть — не корысть».

    Аллитерация существует в арсенале средств художественной литературы с древнейших времён, причём она всегда осмыслялась скорее приёмом стихотворной, чем прозаической речи. Насыщение созвучиями прозы расценивается как злоупотребление и чаще всего проявляется у представителей литературных направлений, исповедовавших культ формы. При эмоциональных высказываниях аллитерация в прозе, бесспорно, уместна: «Человек создан для счастья, как птица для полёта» (В. Короленко).

    В поэзии аллитерация, как и любое другое средство художественной выразительности, — это скрытый, внутренний её рычаг, потайной колокольчик, который может и оглушить, если им увлечься чрезмерно. Как-то в собрании поэтов К. Бальмонт читал свои стихи:

    Берег, буря, в берег бьется
    Чуждый чарам черный чёлн...

    Как вспоминает И. Бунин, в мертвой тишине вместо восторгов прозвучал лишь вопрос: «Что это за чёлн и каким таким чарам он чужд?» Любопытно, что поэтическая фразеология того времени знала много словесных образов, символизирующих свободу от житейского, смерть. Тот же Бунин в великолепном стихотворении "Берег" для обозначения гроба употребил свой эвфемизм — «белая ладья», которая тоже, естественно, была безразлична к очарованию жизни. «Черный челн» не лучше и не хуже, но самоцельная аллитерация потопила его.

    Существует мнение, что аллитерация оттеняет только наиболее важные слова. Это не всегда так. В стихотворной речи каждое слово стремится к созвучию:

    Провода электрички чертили
    В небесах невесомые кубы.

    (Д. Самойлов)

    Однако требование нормы правомерно. «Я, — делился своим опытом Маяковский, — прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».
    В подобных случаях поэты достигают впечатляющей выразительности:

    Люблю твой бледный лик, печальная Селена,
    Твой безнадёжный взор, сопутствующий мне...

    Эта бунинская аллитерация на "ль" создает как бы музыкальный курсив наиболее эмоционально окрашенного слова — Селена, что сразу подчёркивает соседняя строка, в которой нет этого звука.
    С помощью аллитерации невозможно выразить иные чувства и мысли, помимо тех, что выражены словесно, но благодаря ей мы более остро воспринимаем слова.

    Сразу радугу вскинув,
    Сбавив солнечный жар,
    Дружный дождь за машиной
    Три версты пробежал...

    читаем у Твардовского, и нам кажется, что мы слышим шум дождя и шуршание шин.

    Аллитерация сцепляет ажурной вязью слова в стихе или в смежных стихах, реже в строфе, а в отдельных случаях и в целом стихотворении, стилистически цементируя его в монолит чувства и мысли:

    Всё стихотворение Н. Заболоцкого пронизано повторами "л", "р", "б" и другими причудливыми сочетаниями звуков. Подчинённые высокому мастерству поэта, они порождают у нас совершенно определённые ассоциации, оттеняющие чувство тихой, нежной любви к родному краю. В строках о милой душе поэта московской природе, которая «скромнее и проще» пышной природы Аджарии, аллитерация тоже "скромнее и проще", без буйных, бешеных звуков прибоя и медного грохота труб и литавр.

    Правил аллитерирования нет, потому что это искусство. И поэтому относятся к нему очень ревностно. Наблюдения Л. И. Тимофеева (см.: Вопросы литературы. 1977. № 6) над вариантами стихов Пушкина, Блока и Маяковского показали, что в одном из пяти случаев поэты заменяли слова в поисках наиболее благозвучного варианта, но... но делалось это не в ущерб жизненной правде слова, которая была для них превыше всего и вела при необходимости к отказу от аллитерации.

    Аллитерация является разновидностью фигуры в поэтической речи.

    Аллитерация - это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.

    Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами создать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный отклик. Для этого используются различные фигуры художественной речи.

    Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором .

    Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий - согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор согласных звуков, тогда речь идет об аллитерации

    Аллитерация - повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.

    Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.

    Например, читаем у Сергея Есенина:

    С вищет ветер, с еребряный ветер
    В ш ёлковом ш елесте снежного ш ума.

    Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.

    Примеры

    Повторяются согласные «т», «р» и «с»:

    Тревожиться Тарас не перестал, несмотря на успокаивающий треск костра.

    Повторяются согласные «т» и «п»:

    Потапов потоптался у постамента: «А не отправиться ли мне на покой?»

    Пример из литературы

    аллитерация. Примеры

    Для создания сильных и выразительных образов в художественных произведениях часто используется аллитерация. Примеры можно найти в рассказе Владимира Набокова «Слово»:

    «Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал»

    В поэзии этот литературный приём проявляется ещё чаще. Например, аллитерация в стихотворении Александра Пушкина «Пир Петра Первого» , содержится даже в названии – повторяются согласные «п» и «р».

    В стихотворении Агнии Барто «Барабан» аллитерация создается за счет повторения буквы «р»:

    На парад идет отряд.
    Барабанщик очень рад.

    Использование аллитерации

    Повторяющиеся согласные привлекают внимание и хорошо запоминаются, поэтому бизнесмены охотно используют аллитерации, чтобы придумать эффектные названия для своих фирм. Шоколад «Киткат» , кошачий корм «Китекет» , леденцы «Чупа-чупс» и другие бренды доказывают, что даже у литературного приёма может быть коммерческий потенциал.

    Аллитерация делает более привлекательными и запоминающиеся не только названия компаний или торговых марок, но и рекламные слоганы.

    Ваша киска купила бы «Вискас».
    Велла. Вы великолепны.

    Дикция

    Иногда согласные в аллитерации образуют труднопроизносимые сочетания. Если регулярно практиковаться в их произношении, можно хорошо развить дикцию. Популярные скороговорки про тридцать три лавировавших да не вылавировавших корабля или укравшего кораллы Карла основаны на аллитерации.

    Фольклор

    В народном творчестве часто встречается аллитерация. Примеры можно найти в пословицах, поговорках, присказках, песнях.

    Важно!

    Аллитерация делает текст более благозвучным, эмоционально окрашенным и лёгким для запоминания.

    Слишком частое использование аллитераций действует раздражающе и отвлекает от сути текста.

    Неблагозвучные сочетания – особенно, когда подряд следует более трёх согласных делают текст сложным для восприятия. Например:

    Проезд Дзержинского

    Звукопись иначе называют инструментовкой и понимают этот стилистический прием как: звуковые повторы в литературном языке, усиливающие его мелодичность и смысловую выразительность.

    Часто, в художественных произведениях, а в частности в поэзии, авторы используют различные приемы, чтобы усилить фонетическую выразительность речи.

    Принцип, на котором основывается усиление фонетической выразительности речи, прост.

    Его суть заключается в том, что нужно подбирать слова определенной звуковой окраски. В зависимости от того, какие звуки (гласные или согласные) повторяются, выделяют аллитерацию и ассонанс.

    Что такое аллитерация

    Аллитерация — это особый стилистический прием, основанный на повторении согласных звуков.

    Шурша вновь на шоссе Петровича машина.
    (аллитерация на [ш] )

    Настанет ночь; луна обходит
    Дозором дальний свод небес,
    И соловей во мгле древес
    Напевы звучные заводит.
    (А. С. Пушкин)

    Повторяющийся согласный звук [с] в первой строке имитирует свист холодного ветра. Во второй строке часто встречается звук [ш] , который создает у читателя ощущение шелеста снега.

    Примеры аллитерации в литературе

    Прием аллитерации можно встретить в стихах многих поэтов.

    Например, в творчестве знаменитого классика А. С. Пушкина, аллитерация заостряет внимание на звучании отдельных слов. Поэт намеренно использует слова с одинаковыми согласными, тем самым самым создавая особый эффект:

    Нева вздувалась и ревела,
    Котлом клокоча и клубясь…

    Подобна лилии крылатой,
    Колеблясь, входит Лалла-Рук…

    Часто этим художественным средством выразительности пользовался В. В. Маяковский , придавая своим текстам особенную выразительность:

    Бей, барабан!
    Барабан, барабань!..
    Барбей!
    Барбань!
    Барабан!

    Я сразу смазал карту будня,
    плеснувши краску из стакана;
    я показал на блюде студня
    косые скулы океана.

    Ассонанс на звук [а].

    Синенькая юбочка,
    Ленточка в косе:
    Кто не знает Любочку?
    Любу знают все.
    (А. Л. Барто)

    В данном примере повторяется гласная [ю] .

    Зачастую ассонансы можно наблюдать в фольклоре и белых авторских стихах. Таким образом, авторы компенсируют отсутствие рифмы.

    По лужкам трава расстилается.
    Что за травушка, за муравушка!

    Народную стилистику умело воссоздал Лермонтов в речи безымянного героя Бородинской битвы:

    У наших ушки на макушке,
    Чуть утро осветило пушки
    И леса синие верхушки -
    Французы тут как тут.

    Иногда, ассонансы у читателей могут вызывать определенные ассоциации. Так, например, в стихах Маршака :

    А зайдешь в лесную даль и глушь,
    Муравьиным спиртом пахнет сушь

    Слух выделяет «а-у»: ой, не заплутать бы в лесной глуши.

    Как видно, в приведенных примерах ассонансы играют не самостоятельную роль, они зависят от того, какие чувства и эмоции переживает автор.

    Ассонанс в литературе

    Ассонанс — явление нередкое не только в стихотворной форме, но и в прозаической.

    Так, например, в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев, используя ассонанс на [о] , нагнетает ощущение тревожности и трагичности:

    «Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»

    Ассонансы также встречаются в сказках, пословицах и народных песнях:

    Мели, Емеля, - твоя неделя.

    В этой пословице присутствует ассонанс - повторяется гласная [е] .

    Аллитерация - это литературный прием, используемый для усиления выразительности текстового материала, заключающийся в повторении одних и тех же (или подобных) согласных звуков, похожих на описываемое явление. Слово аллитерация образовано от латинского alliteratio (littera – буква).

    Аллитерация, иными словами, — это средство звукописи; повтор опорного согласного.

    Аллитерация. Пример 1

    В стихотворении Агнии Барто «Шуточка про Шурочку» слова, произнесённые со звуком «ш», создают иллюзию шуршания листьев осенью. Так и кажется, что где-то рядом шелестят и шуршат листья.

    «Листья (слышите?) шуршат:
    Шурочка, Шурочка…

    Ливень листьев кружевной
    Шелестит о ней одной:
    Шурочка, Шурочка…»

    Аллитерация, как особый приём, используется в стихосложении. Владимир Маяковский писал, что для того чтобы изобрести стих, нужно придумать какое-то содержание, придать ему поэтическую форму, (кому что нравится: ямб, хорей ), «подпустить аллитерацию», всё красиво оформить — и произведение стихотворного плана готово. «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова. Можно прибегать к аллитерации для простой игры словами, для поэтической забавы; старые (для нас старые ) поэты пользовались аллитерацией главным образом для мелодичности, для музыкальности слова и поэтому применяли часто наиболее для меня ненавистную аллитерацию – звукоподражательную», — так писал В.Маяковский, автор удивительных стихотворных форм.

    Владимир Маяковский призывал к сдержанности в искусстве. К вычурной аллитерации не всегда следует прибегать, замечал он. Нужно включать «режим экономии» при сочинении стихов, ибо это одно из главнейших правил производства эстетических ценностей.

    Аллитерация. Пример 2

    Нева вздувалась и ревела,
    Котлом клокоча и клубясь…
    А.Пушкин

    Я вольный ветер, я вечно вею,
    волную волны…
    К.Бальмонт

    Где он, бронзы звон или гранита грань…
    В.Маяковский

    Свищет ветер, серебряный ветер,
    В шелковом шелесте снежного шума.
    С. Есенин

    Подбор материала: Ирис Ревю