• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    • Вам надоело, что язык Вас часто подводит в самый нужный момент
    • Вы всегда мечтали "читать" человека по его невербальным проявлениям - позе, взгляду, жестам
    • Хотите эффектно выходить из сложных ситуаций в разговоре, красиво отвечать на каверзные вопросы
    • Желаете без труда защищаться от манипуляций и провокаций
    • Вам нужен индивидуальный подход и быстрый результат

    Мы приглашаем Вас на наши уроки общения , объединенные в целостный интенсивный курс под названием "Мастер общения: взаимопонимание - это легко "!

    Внимание! На эффективность тренинга общения никак не повлияют следующие факторы: Ваш возраст, профессия, социальный статус и т.д.

    Апрель 2020 г. (среда) с 19.00 до 22.00

    Почему вам нужно пройти именно наш тренинг?

    • Вы получите «точки роста»! То есть будете интенсивно развиваться не только во время, но и после прохождения курса
    • Реальная практическая польза для Вас . Обсуждения, упражнения, разбор Ваших случаев и проигрывание сложных ситуаций в комфортном формате группы
    • Личный подход, ведь Вы неповторимы! Никаких «шаблонных» методов и приемов общения, которых в интернете навалом. Только упражнения, которые подходят именно Вам.
    • Ваша безопасность – превыше всего . Никаких «провокативных» и стрессовых заданий. Ваш комфорт – наш приоритет.
    • Вы получите техники, которые мы проверили. Только понятные и применимые методики, многократно проверенные на практике.
    • Специально для Вас - 4 бонусных задания. Бонусные (необязательные)домашние задания помогут Вам прийти к Вашей цели еще быстрее!

      Переживаете, что опоздаете на занятия после работы? Просто сообщите тренеру об этом, и он разрешит Вам подъехать попозже!

      Поздно добираться домой? Если работа идет интенсивно, тренер отпускает участников пораньше – и с интересным заданием в руках!

      Вы не можете приехать в первый день? Пройдите первое занятие дистанционно и присоединяйтесь к группе со второго!

      Устали от теории и скучных лекций? Будьте спокойны! Как минимум, 70% нашего тренинга - практика.

    Станьте мастером общения!

    Статистические данные:*

    79% участников уже в процессе интенсива замечают значительные изменения в жизни - налаживаются отношения с коллегами и друзьями, разрешаются уже надоевшие конфликты;

    92% участников отмечают, что стали замечать в людях то, чего не видели раньше: общаются эффективнее, применяются секретные способы влияния и защиты от манипуляций;

    100% по окончании интенсива знают, как применять самые разные техники для успешного общения со "сложными" людьми.

    * Данные получены в результате опроса участников уже проведённых групп А.Губанова. Статистическая выборка опрашиваемых представлена мужчинами (16%) и женщинами (84%) в возрасте от 18 до 63 лет.

    Что даст Вам посещение этого курса?

    • Вы научитесь решать и предупреждать конфликты в семье, на работе и с друзьями
    • Вы освоите техники успешного влияния на собеседника (эффективные приемы убеждения людей – в бизнесе и личной жизни)
    • Вы сможете определять состояние человека по его невербальным проявлениям (поза, жесты, мимика и т.п.)
    • Вы говорите интересно и легко.
    • Если на Вас «давят», Вы используете способы противостояния давлению
    • Вы сможете управлять своими эмоциями в сложных ситуациях общения
    • Вы освоите технологии и навыки активного слушания, аргументации, убеждения, конструктивной критики и др. приемы, которые обеспечивают эффективное общение
    • Вы обучитесь диагностике скрытых мотивов в поведении человека
    • Вы эффективно используете в общении обаяние своего голоса
    • Вы подбираете ключик к любому собеседнику!

      Переживаете за свою безопасность на занятиях или боитесь, что тренер заставит делать что-то неприятное? Будьте спокойны! Мы гарантируем Вам полную безопасность и добровольное участие во всех упражнениях.

    Организационная информация:

    Начало занятий

    Курс "Мастер общения" стартует один раз в год в апреле. Точная дата определяется .

    Ближайшая группа

    Апрель 2020 г. (среда) в 19.00

    Длительность и расписание

    Программа интенсивного тренинга общения рассчитана на 4 занятия по 3 часа . Занятия проходят раз в неделю каждый четверг и длятся три часа: с 19.00 до 22.00. Итого продолжительность программы равна месяцу. Обучение общению осуществляется и за пределами очных занятий - участники получают все необходимые материалы для самостоятельной работы: книги, статьи, инструкции практических техник.

    Ваш тренер

    Ведущая курса - известный тренер , дипломированный и сертифицированный психолог, эксперт в области психологии уверенного поведения и управления эмоциональным состоянием, автор практических тренингов и интенсивов по психологии, тренер Центра Психологии и Тренинга М.Минаковой.

    Коллеги о Юлии: "Юля Прасолова - не просто превосходный тренер и психолог, она наше Солнышко. Рядом с ней проблемы как будто сами уходят, потому что Юля излучает энергию добра, мудрости и спокойствия. Это большое счастье - просто побыть рядом с таким человеком, зарядиться уверенностью и внутренней гармонией. Юля не учит, тому как "обуздать" свои эмоции, нет. Она поможет вам подружиться с ними - а этот результат гораздо круче и экологичнее для человека".

    Время и место

    Занятия проводятся в центре Москвы (адрес: ул. Покровка, 31). Очень удобное расположение, в шаговой доступности сразу от трёх станций метро:

    М. Чистые пруды
    - м. Китай-город
    - м. Курская
    Несмотря на центр, проблем с парковкой также нет.

    Количество участников

    Количество участников курса "Мастер общения " ограничено (до 12 человек).

    Стоимость

    12000 10 000 руб (за весь курс, продолжительностью 4 занятия).

    За эти деньги можно сходить на небольшой шоппинг. Или купить билеты на мюзикл для двоих. Или поменять шины у авто. Или купить новую сумку...Или же...

    Что ты выберешь - сиюминутные траты или отличное вложение в себя? Решать тебе!

    Оплата производится на первом занятии курса. В стоимость входят раздаточные материалы, электронные книги, необходимые канцелярские принадлежности, кофе-брейк.

    Гарантируем : если Вы посчитаете, что этот курс Вам не помог, мы вернём Вам полную его стоимость на последнем занятии без вопросов и возражений! (единственное условие: Вы должны посетить весь курс)

    Тренинг эффективного общения – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

    Цели тренинга:

    Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:

    · устанавливать контакт с другими людьми;

    · умению эффективно предавать информацию;

    · рассмотрим значение в общении такого умения, как умение слушать;

    · потренируемся давать и получать обратную связь.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тренинг эффективного общения

    ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

    Вступительное слово тренера

    «Здравствуйте. Мы начинаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения. Тренинг – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

    Цели тренинга:

    Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:

    • умению эффективно предавать информацию;
    • рассмотрим значение в общении такого умения, как умение слушать;
    • потренируемся давать и получать обратную связь.

    1 упражнение Знакомство

    «А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, то как он хотел чтобы его называли на тренинге (на «ты», или на «вы»; модификации имен, если в группе есть одинаковые имена, например, Ирина, Ирочка, Ира и.т.п.) и два качества характера плохое и хорошее в форме прилагательного на ту же букву, что и имя».

    2 упражнение «Глаза в глаза»

    В обычной жизни люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Я хочу предложить вам сейчас в течении 3-5 мин. Смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.

    Вопросы для обсуждения: «Какое чувство? Было кому-то трудно? Почему?»

    ПРАВИЛА ТРЕНИНГА

    Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:

    1. Физическая и психологическая закрытость группы.

    Физическая закрытость – т.е. состав группы постоянный, никто новый в группу прийти не может и никто не может не приходить на занятие. Мы начинаем занятие только когда придут все участники. Если кто-то опаздывает, то мы все его ждем.

    Психологическая закрытость означает, что то, что будет говорить каждый участник о себе нельзя рассказывать за пределами этого круга. Мы можем говорить о тех идеях, которые возникли, но то, что говорит каждый о себе - нельзя.

    Подумайте, сможете ли вы выполнить это правило? Пусть каждый ответит...

    2. Правило искренности .

    Если я что-то говорю в круг, то это то, что я чувствую, т.е. заведомая неправда исключена. Принимаете это правило?

    3. Правило круга .

    Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая. Если вы хотите что-то сказать, то говорите в круг.

    4. «Здесь и теперь».

    Предметом нашего обсуждения будут процессы, происходящие в группе в данный момент; переживает чувства; появляющиеся мысли.

    5. Принцип Я. Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения ед. числа «я чувствую», «мне кажется»...).

    6. Активность . Упражнения подразумевают включение всех участников.

    3 упражнение «Встать по числу»

    Все участники садятся по кругу.

    Инструкция: « Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действии друг друга ».

    Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине – 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

    При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

    4 упражнение «Арифмометр»

    Участники группы сидят по кругу.

    «Представим себе, что все мы большой арифмометр. Считает он так: кто-то из нас назовет число, следующий, сидящий рядом (будем двигаться по часовой стрелке), знак арифметического действия («плюс» или «минус»), следующий – снова число и т. д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать «равно», и тогда его товарищ, чья очередь говорить, должен будет сказать результат вычислений. Например, я говорю «семь», Лена – «плюс». Катя – «восемь». Юра – «минус», Олег – «два», Зина – «равно», и Таня называет число «тринадцать». Следующий участник, т.е. Наташа, снова называет знак, и счет продолжится».

    5 упражнение «Телеграф»

    Участники садятся по кругу. «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».

    Все по очереди называют животных, и нужно потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения можно попросить называть животных очереди (по кругу), и каждый, прежде чем назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники.

    «Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.

    «На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет 2 раза в ладоши и скажет название своего животного: например «волк», а потом, хлопнув 2 раза по коленям, – название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая 2 раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая 2 раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибся, получат дополнительное задание».

    В процессе упражнения тренер постепенно усиливает темп его выполнения. Тот кто ошибся, должен вместо названия своего животного, 2 раза хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук.

    6 упражнение «Ожидания и опасения»

    Участники на листах бумаги пишут свои ожидания и опасения насчет тренинга (с правой стороны листа – ожидания, с левой – опасения). Листы можно не подписывать. Тренер собирает листочки и зачитывает комментируя.

    В ИТОГЕ участники высказывают свои впечатления и ощущения от проведенного первого занятия.

    ВТОРОЙ ДЕНЬ

    Вступительное слово тренера

    «Здравствуйте. Мы продолжаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения. Тренинг – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

    Цели тренинга:

    Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научиться эффективными способами общения.

    На первом занятии нашего тренинга мы научились, а вернее попробовали:

    • устанавливать контакт с другими людьми;

    1 упражнение «Приветствие. Поменяйся местами»

    Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

    Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», – и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

    Вопросы для обсуждения: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?»

    2 упражнение «Беседа»

    Группа садится по кругу. «Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. (Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении). Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».

    Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты – сидя лицом друг к другу.

    Вопросы для обсуждения: В каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком более комфортным?

    3 упражнение «Изобрази эмоцию или чувства»

    Участники группы делятся на две подгруппы.

    «Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами».

    Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение и кто-то один высказывает мнение группы. После этого тренер обращается к подгруппе, которая демонстрировала его чувство или состояние с тем, чтобы они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями.

    Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, тренер ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер.

    Как правило, ошибки, допускаемые в этом упражнении, связаны со следующими обстоятельствами:

    участники не поняли изображение, которое предлагалось другой подгруппой;

    участники не нашли точного слова для обозначения изображенного чувства или состояния;

    участникам не удалось передать в своем изображении содержание эмоции или чувства.

    Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Часто причиной ошибок бывает несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и услышать всех.

    4 упражнение «Путаница»

    «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постираемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

    После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

    1.Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

    2.Участники группы образуют два или больше независимых круга.

    3.Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. Время, затрачиваемое группами на выполнение этого упражнения, может быть очень разным, в опыте нашей работы оно варьировалось от 3-5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от продолжения поисков решения.

    Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросом: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе для того, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?» (последний вариант является более предпочтительным, с нашей точки зрения, модификацией вопроса «Что нам помешало быстрее справиться с поставленной задачей. Упражнение сплачивает группу.

    5 упражнение «Рефлексия. Комплимент»

    Цель: улучшение атмосферы и сокращение дистанции в общении.
    Время выполнения: 5 минут.
    Материалы: мяч.
    Процедура проведения: ведущий бросает мяч участнику, предварительно назвав его по имени, и говорит комплимент. Поймавший мячик, благодарит за комплимент словом «спасибо», глядя в глаза ведущему. Затем бросает мяч другому.

    В ИТОГЕ участники высказывают свои впечатления и ощущения от проведенного второго занятия.

    ТРЕТИЙ ДЕНЬ

    Вступительное слово тренера

    1 упражнение «Приветствие. Построимся»

    Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам, а также включение участников в работу тренинга.
    Время проведения: 15 минут.
    Процедура проведения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.
    Рефлексия: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

    2 упражнение «Вас снимает скрытая камера…»

    Все участники садятся по кругу. Видео(аудио)техника подготовлена к съемке.

    «Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации. (Это упражнение может выполняться после появления в группе идей, относящихся к процессам приема и передачи информации в ходе общения, а также после упражнения 1, Блок 2.) Сейчас (тренер называет имена 5-ти или 6-ти человек, которых он заранее избрал для участия в упражнении) примут участие в упражнении. Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть Андрей (тренер называет одного из участников упражнения) останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью». Тренер зачитывает Андрею текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Все участники садятся по кругу. Аудиотехника подготовлена к съемке. С этого момента ведется видеозапись работы (возможно использование только магнитофонной записи без видеоряда). Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос «Олег, ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?». Когда участник ответит на этот вопрос, видеосъемка прекращается.

    Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

    Обсуждение упражнения проводится с использованием аудиозаписи.

    3 упражнение «Пупсик»

    Мы сейчас проведем одно упражнение, но условия игры должны выполняться полностью. Тренер достает игрушку – «пупсик». Включим изображение и представим, что мы собрание древних колдунов. Родился новый человек, и мы должны наделить его чем-то особенным. Этого ребенка мы будем передавать по кругу из рук в руки. Когда ребенок окажется в ваших руках, вы должны наградить его каким-либо даром. Например вы можете сказать: Я НАГРАЖДАЮ ТЕБЯ добрым сердцем. При этом нужно поцеловать пупсика в сердце. Запускаем по кругу. Когда все сказали чем его награждают, тренер говорит: А теперь, чтобы ваши пожелания сбылись, вы должны поцеловать своего соседа справа туда, куда поцеловали пупсика.

    4 упражнение «Автобус»

    Группа делится пополам (если в группе нечетное число участников, тренер тоже принимает участие в упражнении), образуя две шеренги, все садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел «Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая – в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете, только молча, без слов, не вербально. Времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый».

    Этот фрагмент упражнения можно модифицировать следующим образом. Тренер заранее может подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает возможность учесть особенности и успешность в тренинге каждого участника.

    На первом этапе упражнения тренер предлагает одной шеренге выступать в роли передающих информацию, а второй принимающих сообщение. Следует дать возможность участникам подготовиться к выполнению упражнения. Когда все готовы, тренер предлагает кому-либо из первой шеренги начать передавать информацию, а всех остальных просит внимательно смотреть. После того как информация передана, тот участник группы, кому она была предназначена, говорит, что он понял. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербализации данного текста. Это активизирует работу и позволяет приобрести более обширный материал для обсуждения, снижает напряженность. После этого передававший информацию, говорит, правильно ли его поняли, и при необходимости вносит коррективы.

    5 упражнение «История из жизни»

    Участники объединяются в пары.

    «Сейчас каждый из вас по очереди расскажет своему партнеру какую-нибудь историю. Лучше если это будет история с законченным -сюжетом, раскрывающая различные чувства, переживания ее участников, психологические проблемы, т.е. не следует ограничиваться простым повествованием: я встал, умылся, позавтракал, оделся, вышел из дома, подождал автобус и т.д. Но это должна быть такая история, которую вы могли бы рассказать всем нам. У каждого из напарников будет по 3 минуты, чтобы рассказать свою историю. Я буду следить за временем и скажу вам, когда оно закончится для первого рассказчика, а когда – для второго». Участники группы рассказывают друг другу свои истории. «Теперь в каждой из пар один из партнеров переходит по кругу (по часовой стрелке) в другую пару. В новых парах вы рассказываете друг другу те истории, которые услышали от своих партнеров в предыдущих парах».

    После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг, и тренер предлагает каждому рассказать ту историю, которую он услышал во второй раз. После каждого рассказа тренер обращается к тому, от кого рассказчик услышал эту историю, и к тому, кто рассказал ее в первый раз, т.е. к автору истории с вопросами: «Что оказалось упущенным из того, что вы рассказали? Что искажено?», «Может быть появилось что-то новое, то, о чем вы не говорили?».

    6 упражнение «Лимон»

    Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Повторите упражнение с левой рукой. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните данное упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Наслаждайтесь состоянием покоя.

    В ИТОГЕ участники высказывают свои впечатления и ощущения от проведенного третьего занятия.

    ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

    Вступительное слово тренера

    «Здравствуйте. Мы продолжаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения.»

    1 упражнение «Приветствие. Портрет товарища»

    Упражнение проводится в парах. Деление на пары осуществляется по жребию (по желанию членов группы или с определенным умыслом самого тренера).

    Участники становятся спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описания сравниваются с оригиналом и делается вывод о том, насколько участник был точен.

    2 упражнение «Умение слушать»

    Участники садятся в круг.

    «Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их, пожалуйста.

    Правила:

    • Полностью сконцентрируйте свое внимание на собеседнике. Обращай свое внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
    • Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
    • Не давай советов.
    • Не давай оценок.

    Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе.

    Тренер ждет, пока все участники сядут парами.

    «Распределите между собой роли: «один из вас партнер «А», другой – «В». Задание будет состоять из нескольких этапов. Каждый этап рассчитан на определенное время, за временем буду следить я. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «В». «А» может отложить их пока в сторону.

    Итак, «А» говорит в течении 5 минут о своих трудностях , проблемах в общении . Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. «В» соблюдает правила хорошего слушания, помогая при этом «А» рассказывать о себе.

    Через 5 минут тренер останавливает беседу.

    «Сейчас у «А» будет 1 минута, чтобы сказать что в поведении «В» помогало ему открыто высказываться, говорить о своих проблемах, а что затрудняло этот рассказ ».

    После того как прошла одна минута, тренер дает следующее задание.

    «Теперь «А» говорит о своих сильных сторонах в общении , что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения. «В» не забывая о правилах хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от «А» в течении предыдущей минуты».

    Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

    «В» за 5 минут должен повторить «А», что он понял из двух его рассказов о себе (Проблемы и достоинства в общении). На протяжении этих 5 минут «А» все время молчит и только движением головы показывает , согласен он или нет с тем, что говорит «В». Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильно поняли, то «В» должен поправиться до тех пор, пока не получит подтверждение своих слов. После того как «В» скажет все, что он запомнил из 2-х рассказов «А», последний может сказать, что было пропущено или искажено.

    3 упражнение «Слова на букву М»

    Вам предстоит соревнование. В течении 30 секунд найдите и запомните в данной комнате все предметы, которые начинаются на букву М. По окончанию времени команды по очереди называют слова. Выигрывает та команда, которая последняя назовет слово.

    4 упражнение «Прогулка по берегу моря»

    «Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, по удобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу.

    Сделайте это. А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

    Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе».

    После того как группы сформировались, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты».

    5 упражнение «Изменение»

    Упражнение используется для подведения итогов тренинга, взаимный контроль участников повышает вероятность того, что полученные знания внедряться ими в реальную деятельность.

    Необходимые материалы: карточки из плотной бумаги с размером с визитку, карандаши.

    Время: 10 минут.

    Размер группы: 6-30 человек.

    Описание. Все участники тренинга получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых - облегчить нашу жизнь на рабочем месте. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет у себя на рабочем месте в ближайшую неделю после тренинга».

    Каждый надписывает на карточках свое имя и телефон.

    Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю созвонятся для того, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные цели.


    Когда речь заходит о тренингах общения, то иногда можно столкнуться с несколько скептическим отношением к этой теме. Некоторые люди считают, что дар общения присутствует в каждом человеке от природы. Мол, чему там учиться - разговаривать умеем, и ладно. А то, что кто-то лучше это делает, кто-то хуже, так это зависит от характера человека. Такое мнение ошибочно. Общению учиться не только можно, но и нужно. И в этом деле самый лучший помощник.

    Здесь важно понимать, что именно вы ждёте от тренинга общения, что хотите получить в результате. К примеру, « », который мы можем вам рекомендовать, поможет вам стать по-настоящему хорошим собеседником, научиться устанавливать контакт, слушать, понимать и чувствовать тех, с кем вы общаетесь. На тренинге вы сможете узнать простые, уникальные техники, которые позволят перевести общение на качественно новый уровень и открыть те его грани, о которых вы еще не знали. Курс «Базового тренинга» открывает сильные стороны человека, и даёт действенные инструменты для создания комфортных отношений с людьми и с самим собой. И это далеко не полный перечень того, что вы можете получить на тренинге общения.

    Но, для начала, давайте разберемся, для чего вообще нужно уметь общаться. Для начала, мы все живем в социуме, где без общения просто не обойтись - хоть в повседневной, хоть в деловой сфере. И здесь самым главным навыком становиться умение грамотно, понятно и доступно выражать свои мысли. Вы можете без умолку сыпать умными словами и витиеватыми эпитетами, но если при этом смысл сказанного вами неясен, то грош цена вашему красноречию. В то же время, вы можете быть абсолютным молчуном, из которого слово, как говорится, клещами не вытащить. Но, если те редкие изречения, которые можно от вас услышать, действительно разумны, глубоки и уместны, то неразговорчивость приобретает совсем иные оттенки.

    Тренинг общения помогает найти «золотую середину» между многословием и замкнутостью. Учит говорить тогда, когда это нужно вам, а не когда вас к этому подталкивают или вынуждают. Помогает понять, для чего вы начинаете каждый конкретный разговор. На тренинге общения отрабатываются самые базовые навыки общения, такие как: понятное и последовательное выражение своих мыслей, умение подбирать слова с учетом ситуации и слушающей вас аудитории, формирование размеренного ровного темпа речи и многие другие. Оказывается, таким простым и обычным с первого взгляда умением, как умение разговаривать, надо заниматься, тренировать его. Научиться общению в одиночку может быть и возможно, но чрезвычайно сложно. Да и зачем, если существуют специальные тренинги общения, которые призваны помочь всем, занимающимся своим личностным развитием людям.

    На занятиях тренинга общения вы будете отрабатывать специально разработанные упражнения в группе, которая при необходимости даст вам грамотную обратную связь по качеству выполнения этих упражнений. Попутно вы сможете преодолеть робость и смущение в общении с незнакомыми людьми, что для комфортного и раскованного разговора совсем немаловажно.

    Тренинг общения как бы аккумулирует в одном месте и в одно время всё то, чего вы будете добиваться и чему будете обучаться долгие годы, если возьметесь за это дело в одиночку и самостоятельно. Таким образом, идя на тренинг общения, вы экономите силы, избегаете распространенных ошибок (на тренинге их несомненно давно учли) и сберегаете самый ценный человеческий ресурс - время.

    Помимо повседневной жизни искусство общения имеет огромное значение в профессиональной сфере. Большинство профессий так или иначе связаны с необходимостью не просто хорошо, а практически в совершенстве владеть искусством общения с людьми. Это и менеджеры, и руководители различных компаний, и продавцы, и административные работники. И в этом случае общение становится уже неотъемлемой составляющей успешного карьерного роста и вашего развития в профессиональной сфере. На тренинге общения вы научитесь подбирать стиль, тон и манеру общения под конкретную рабочую ситуацию, с учетом должности вашего собеседника и целей, которых вы хотите добиться. И, что совсем немаловажно, вас научать получать удовольствие от самого процесса общения, несмотря на то, что, казалось бы, вам это «просто надо по работе».

    Общение в личной жизни… Кому-то надо объяснять? Вы хотите, чтобы вас любили? Вы хотите иметь много друзей? Вы хотите хороших отношений с родственниками? Учитесь общаться. Бесконфликтно, легко, доброжелательно. Учитесь доносить до ваших близких ваши желания так, чтобы они не только понимали их, но и делали всё возможное для их осуществления. Вы хотите дойти до высшей степени понимания друг друга? Когда без слов, с полувзгляда, с полувздоха? Это возможно, только для этого нужно очень хорошо поработать. Для начала на тренинге общения.

    Есть нестареющая фраза из одного очень хорошего фильма: «Счастье - это когда тебя понимают…» Все хотят быть счастливыми, а бывает, что для этого всего лишь нужно научиться общаться с окружающими вас людьми так, чтобы они вас понимали. И тренинг общения призван вам в этом помочь.

    Коммуникативный тренинг общения

    Тема: Учимся общаться!

    Занятие 1: Общение. Особенности взаимодействия с окружающими.

    (1 час 30 минут)

    Цель: развитие навыков коммуникативной компетентности.

    Средства: стулья (по количеству участников), магнитофон, аудио записи(ритмичная музыка), элементы костюмов (местные жители, археологи) и декорации для игры «Джунгли»

    План занятия

    Этап занятия

    Задачи

    Методы

    Продолжи-

    тельность

    1.

    Начало занятия

      Формирование мотивации к участию в занятии

      Актуализация знаний по теме занятия

      Обсуждение домашнего задания

      Создание проблемной ситуации по теме занятия

    20 минут

    2.

    Разминка

      Снятие напряжения

      Тренировка умений распознавать невербальные компоненты общения

    Упражнение «Найди пару»

    10 минут

    3.

    Работа по теме занятия

    Развитие умений распознавать невербальные сигналы в общении и эффективно их транслировать

    Игра «Джунгли»

    40 минут

    4.

    Разминка

      Снятие напряжения

      Сплочение группы

    Игра «Мишки - обнимашки»

    10 минут

    5.

    Завершение занятия

      Обсуждение

    10 минут

    1.Начало работы

    Информационное вступление на тему «Что такое общение».

    Инструкция:

    «Ребята! Мы все являемся социальными (общественными) существами, поэтому взаимодействие с окружающими – необходимая часть нашего существования.» Мы постоянно находимся в окружении разных людей. Среди них есть самые близкие люди: родители, друзья, любимые, а есть люди, с которыми нам приходится сталкиваться в коллективе при выполнении совместных задач, например, в учёбе. Стиль взаимодействия с этими людьми может быть разным, он зависит от характера человека, его уменя общаться, от того, насколько мы знаем данного человека. На этом занятии мы поговорим о разных сторонах общения, поучимся эффективно взаимодействовать с окружающими.

    Что такое общение?

    Общение – это процесс взаимодействия конкретных личностей.

    Любое общение начинается с установления контакта. Прежде чем вступить в контакт с партнёром, человек «считывает» информацию: зрительную, слуховую и т.п., после чего мы внутренне перерабатываем полученную информацию и получаем ответ, как вести с данным человеком. Для того, чтобы расположит собеседника к себе, вызвать его доверие и интерес, в распоряжении человека имеются вербальные и невербальные средства коммуникации. К невербальным средствам принято относить улыбку, контакт глазами, организацию пространства общения(дистанцию). К вербальным – комплименты, «ритуальные» фразы, вопросы. Это можно предствать в виде схемы:

    Вербальное общение = слова

    Невербальное общение = выражение лица, поза тела, жесты, походка, дистанция, контакт глаз, тон, интонации.

    К элементам, составляющим общение, можно отнести: тело (движения, внешний вид, форма); ценность – представление о том, что должен делать человек, а что окружающие его люди; органы восприятия: глаза, уши, нос, рот и кожа; способность говорить: голос, слова; интеллект – переживания, знания человека.

    Таким образом, чтобы эффективно общаться, человек должен уметь внимательно слушать собеседника(активное слушание), представлять себе внутренний мир другого человека, уметь вставать на его позицию, сопереживать и понимать его. Уметь разрешать возникающие конфликтные ситуации или предупреждать их, аргументировать свою точку зрения, уметь принимать решения и нести ответственность за их последствия.

    2.Разминка

    Упражнение «Найди пару»

    Участники располагаются на стульях, расставленных по кругу. По сигналу ведущего нужно поменяться местами. Для этого предварительно, без слов, необходимо установить контакт глазами и договориться с партнёром. Необходимо чётное число участников.

    3.Работа по теме занятия

    Игра «Джунгли»

    Группа делиться на две части. Одна подгруппа играет роль археологов, другая – роль местных жителей.

    Первая подгруппа играет роль заблудившихся археологов. Они выполняют следующую инструкцию.

    Группа археологов отправилась на поиски древнего города и заблудилась в джунглях. Они не смогли добраться до назначенного места встречи, где должен был ждать вертолёт. Окружающая густая растительность не дала им возможности связаться с оставшейся частью группы. Когда в начале экспедиции археологи летели к месту назначения, то видели сверху населённый пункт и реку. Когда их спасут, неизвестно, поэтому они решают пробраться в сторону реки и населённого пункта. Через некоторое время они приходят в населённый пункт, но обнаруживают там только пустые хижины. Очевидно, местные жители ушли на охоту.

    Задание 1. Выбрать вождя. Вождь должен провести обсуждение проблем, которые могут возникнуть в данной ситуации. Выбрать помощников вождя, ответственных за питание, охоту, наблюдение, защиту, от диких животных, медицинскую помощь, благоустройство и строительство, а так же парламентёров для общения с местными жителями.

    Вторая подгруппа играет роль местных жителей. Местные жители проживают в бамбуковых хижинах. Они промышляют охотой и рыболовством, корнями растений. У них есть вождь, помощники вождя, ответственные за питание, охоту, наблюдение, защиту от диких животных, медицинскую помощь, благоустройство и строительство, а так же парламентёры для общения с археологами. Они должны наладить быт, после чего собраться и уйти на охоту.

    Задание 2(для обеих подгрупп). Местные жители возвращаются с охоты и видят непрошенных гостей в своих хижинах. Возникает конфликтная ситуация. Местные жители могут не могут понять объяснений заблудившихся археологов, так как говорят на своём наречии.

    Задача археологов – вступить в контакт с помощью мимики и жестов, показать свои добрые намерения, извиниться за незаконное вторжение и попросить приютить их на время.

    Задача местных жителей – решить, что им предпринять в этой ситуации: выгнать непрошенных гостей или разрешить остаться. Обсудить условия присутствия гостей в их поселении, если будет принято решение дать заблудившимся приют.

    По завершению игры каждая группа участников составляет резолюцию, где формирует свои условия эффективного общения, и представляет её к обсуждению.

    4. Разминка

    Игра «Мишки – обнимашки»

    Ведущий задаёт вопросы, например: «Кто любит кажу», «Кто не любит физику?» и.т.д.

    Участнки, в ответ на вопрос, группируются и обнимаются, подтверждая свою общность.

    5. Завершение работы

    Ведущий организует обсуждение новых впечатлений, полученных на занятии. Обязательно обращает внимание на моменты, вызвавшие наибольшие затруднения в ходе занятия и предлагает подумать, каким образом, в дальше1шем, их возможность преодолеть.

    Занятие 2: Этапы общения

    (1 час 30 минут)

    Цель: ознакомление с этапами процесса общения и условиями его эффективности в контексте собственного стиля.

    Средства: стулья (по количеству участников), магнитофон, аудио записи(ритмичная музыка), карточки с заданиями(для 6 этапа)

    План занятия

    Этапы занятия

    Задачи

    Методы

    Продол

    жи -

    тельность

    Начало занятия

    Формирование мотивации к участию в занятии

    Разъяснение

    Работа по теме занятия

    Развитие навыков установления коммуникативного контакта

    Упражнение «Взаимодействие»

    Разминка

    Разрядка

    Игра «Запрещенное движение»

    Работа по теме занятия

    Выявление условий оптимизирующих коммуникативное взаимодействие

    Развитие навыков поддерживающего общения

      Упражнение «Безоценочное общение»

      Упражнение

      «Мнения и замечания»

      Упражнение«Помогающее общение»

    Разминка

      Разрядка

      Развитие моторики

    Игра «Палочки»

    Работа по теме занятия

    Тренировка конструктивных способов выхода из взаимодействия

      Упражнение «Конструктивный отказ»

      Упражнение «Приём гостей»

    Завершение занятия

    Совершенствование навыков вербального выражения чувств

    Обсуждение

    1.Начало занятия

    Любое общение-это процесс, а каждый процесс имеет свое начало, основное содержание и завершение. Так и общение обязательно предполагает:

    1.Установление контакта;

    2.Продолжение и поддержание контакта;

    3.Завершение контакта.

    Весь процесс общения и каждый его этап имеют свои особенности, знание которых позволит сделать общение успешным. К сожалению, некоторые люди либо не знают об этом, либо пренебрегают этими знаниями.

    На нашем занятии сегодня мы раскроем часть этих особенностей на собственных примерах общения в группе.

    2.Работа по теме занятия

    Упражнение ""Взаимодействие""

    Один участник выходит за дверь. Ему необходимо (задание на выбор)

    Что-то рассказать;

    Убедить кого-либо из участников группы переместиться в пространство комнаты;

    Вызвать на разговор как можно больше людей (решить свою проблему, прояснить что-то непонятное и т.д.).

    Остальные участники должны выбрать себе стиль поведения и вести себя в процессе всего упражнения соответственно выбору:

    Стараться снизить значимость темы, действий или личности вошедшего;

    - ""перевести"" тему разговора в «свое русло»

    Постараться ""вывести собеседника из себя"";

    Быть нейтральными;

    Всячески помогать собеседнику;

    И др.

    Процесс повторяется с другими участниками.

    Комментарий. С ребятами необходимо обсудить: как окружающие оказывают влияние на говорящего(обращающегося к ним)? Что препятствует началу общения?

    После игры проводится обсуждение.

    3.Разминка

    Игра ""Запрещенное движение""

    Участники занимают свое место в комнате, но так, чтобы видеть ведущего и иметь свободное пространство вокруг для движений.

    Участники должны повторять все движения за ведущим, кроме одного. Нарушивший правила дважды выбывает из игры.

    Игру желательно проводить под музыку.

    4.Работа по теме занятия

    Упражнение «Взаимодействие», которое мы выполняли, служит своеобразной иллюстрацией помех при установлении контакта в общении. Мы выяснили, что для установлении контакта важен взаимный настрой, желание, и недостаточно желания одной из сторон.

    Упражнение «Безоценочное общение»

    Группа делиться на пары. Партнёрам надо попытаться рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

    Комментарии .Необходимо обсудить вопросы. Какие были трудности? Что помогало избегать оценочных высказываний? Какие новые качества в себе открыли?

    Упражнения «Мнения и замечания»

    Участники делятся на группы по три человека. Из них два участника будут играть роль собеседников, а третий – наблюдателя процесса общения.

    Собственникам надо обменяться мнениями: по поводу погоды, о знакомом, о возвращении вечером домой, о любом уроке и т. п. По очереди они высказывают насколько замечаний друг к другу об одежде, чертах характера и. т.п.

    Комментарий. Необходимо обсудить вопросы: Был ли это процесс обмена мнениями или выводов и заключений по поводу..? Что помогало преодолеть желание сделать выводы? Какой новый опыт получен при помощи тренировки безоценочного обмена мнениями?

    Какие чувства вызывают замечания? Что удерживает от желания прервать контакт? В каких члучаях общение прерывается?

    Участники делятся на группы по три человека. Два из них – собеседники, третий – наблюдающий за процессом общения. Первый собеседник рассказывает о своей проблеме, второй внимательно слушает, проявляет своё участие, желание помочь. Проблемы могут быть как учебные. Так и возникающие при общении с родителями, ровесниками или юмористические.

    Комментарий. Необходимо обсудить вопросы: Что помогало или мешало понять проблему? В каких формах чаще проявлялись участие и помощь? Что помогало продлить контакт? Что больше всего раздражало рассказчика? Какие личные возможности в общении отметили все участники?

    5.Разминка

    Упражнения «Помогающее общение»

    Участники располагаются на стульях по кругу и начинают передавать предмет по кругу, зажав его различными частями тела, меняя их. При падении предмета «виновники» выбывают

    6.Работа по теме занятия

    Умение завершить общение также чрезвычайно важно. Многие не раз испытывали скуку, когда разговор затягивался, и ваше впечатление о человеке и настроение сильно портились.

    Комментарии . Ведущий предлагает обменяться подобным опытом и рассказать о своих ощущениях: Какие чувства возникали в этих ситуациях? Что мешало завершить процесс общения? Что помогало собеседнику навязывать разговор? Какие способы могут оказаться полезными в этих случаях?

    Поэтому, очень важно не только устанавливать контакт, но и завершать его.

    Упражнения «Конструктивный отказ»

    Участники должны деликатно отказать друг другу в чём либо. Это может быть отказ выполнить какую либо просьбу или принять чьё-либо предложение. Необходимо «прорепетировать» конструктивный выход из ситуации общения. Каждый выбирает себе роль персонажа из сказки или литературного героя и играет от его имени. Группа разбивается на пары первый симпатизирует другому, оказывает знаки внимания активен в общении, но второму это не нужно. Как выйти из этой ситуации, каждый решает сам, без посторонней помощи.

    Возможно проиграть 2-3 ситуации разного характера(ситуация оговаривается в парах, затем проигрывается перед зрителями).

    Комментарии. Ведущий организует обсуждение вопросов: Каковы были чувства героев в процессе коммуникации? Какие чувства «выгоднее» вызвать, а какие чреваты неприятными последствиями?

    Систематизация приёмов конструктивного выхода из коммуникации.

    Упражнения «Приём гостей»

    Ведущий предлагает участникам вспомнить ситуации, в которых иногда хочется отказаться от приёма гостей(собирается придти человек с которым хочется поддерживать только деловые отношения; дома «неблагоприятная атмосфера», никого не хочется видеть и т.п.).

    Участники в игровой ситуации должны договориться и разыграть несколько сюжетов, в которых используются конструктивные формы отказа. Затем ведущий раздаёт парам карточки с заданиями, которые так же нужно разыграть. Например: подруга(друг) просит вас сопровождать её(его) на свидание, вы отказываетесь.

    Комментарий. Ведущий организует обсуждение вопросов: Какого роль позиции партнёров, их личностных особенностей, стереотипов поведения.

    7.Завершение занятия

    Ведущий организовывает обсуждение новых впечатлений.

    Занятие 3: Слушание в общении

    (1 час 30 минут)

    Цель: составить представление о сущности и значимости слушания в процессе общения; развитие навыков слушания в процессе общения..

    Средства: стулья (по количеству участников), магнитофон, аудио записи(ритмичная музыка), картинка (для 5 этапа)

    План занятия

    Этапы занятия

    Задачи

    Методы

    Продол

    жи -

    тельность

    Начало занятия

    Формирование мотивации к участию в занятии

    Актуализация знаний по теме занятия

    Разминка

    Снятие напряжения

    Игра «Броуновское движение»

    Работа по теме занятия

    Развитие навыков слушания в процессе восприятия и общения

    Анализ логических высказываний

    Игра «Испорченный телефон - 1»

    Разминка

    Снятие напряжения

    Развитие умений распознания невербальных сигналов в общении

    Игра «Разговор через стекло»

    Работа по теме занятия

    Выявление условий эффективного слушания

    Игра «Испорченный телефон -2»

    Завершение занятия

    Совершенствование навыков вербального выражения чувств

    Обсуждение

    1.Начало работы

    Эффективность процесса общения, коммуникаций во многом зависит от умения слушать. Слушание – это такой элемент речевой коммуникации, который в наибольшей степени достоит того, чтобы уделить ему внимание.

    Тест на понимание сущности процесса слушания

    Прочитайте каждое утверждение и скажите, согласны вы с ним или нет.

    1.Умение слушать развивается естественно

    2. Если человек научился говорить, он одновременно научился слушать.

    3.Способность слышать в значительной степени определяет способность слушать.

    4.Говорение – более важная часть процесса коммуникации, чем слушание.

    5.Слушание требует небольших затрат энергии, оно легче, чем другие виды речевой деятельности.

    6.Слушание – это непроизвольный автоматический рефлекс.

    7.Люди слушают каждый день. Ежедневная практика устраняет нужду в специальных упражнениях на слушание.

    8.Слушание – это только понимание другого человека.

    9.Успех коммуникации зависит главным образом от оратора.

    10.Оратор может контролировать процесс слушания в аудитории.

    Интерпретация . Самым эффективным является результат: ни одно из приведенных утверждений не является правильным, все они – ложны. Желательно обсудить – почему?

    2.Разминка

    Игра «Броуновские движения».

    Участники закрывают глаза и хаотично двигаются в пространстве, вступая в контакт друг с другом при помощи рук. При встрече с партнёрами участники стараются прикасаться руками осторожно, чтобы не причинить вреда и никого не поранить.

    3.Работа по теме занятия

    Прослушайте короткий текст один раз и как можно быстрее оцените следующие за ним утверждения, как истинные или ложные .

    Текст

    Торговец только что выключил свет в магазине, когда появился какой-то человек и потребовал денег. Владелец открыл кассу. Содержимое кассы было собрано и грабитель поспешно скрылся. Полицейский был извещен незамедлительно.

      Человек появился сразу после того, как владелец выключил свет в магазине (Ложно , так как ""торговец"" не обязательно ""владелец магазина"").

      Грабитель не требовал денег (Истинно , так как не сказано, что ""человек, который потребовал денег"" и ""грабитель, который поспешно скрылся"" – одно и то же лицо).

      Владелец магазина собрал содержимое кассы (Ложно , так как не сказано, кто именно собрал содержимое).

      В кассе были деньги, но не сказано сколько (Ложно , ""содержимое"" – не обязательно деньги).

    В событии принимал участие полицейский (Ложно , так как полицейский был извещен только после грабежа).

    Вывод : слушать необходимо учиться! Но, прежде всего, надо обратить внимание на недостатки традиционного слушания:

      бездумное восприятие, когда звучащая речь, музыка являются только фоном для какой-нибудь деятельности (особенно часто так слушают радио, занимаясь домашними уроками);

      обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;

      аналитическая узость восприятия, то есть неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

    Игра ""Испорченный телефон – 1"’

    Участники располагаются на стульях по кругу. Водящий говорит соседу на ухо, например, значительно длинную фразу о событиях, известных всем присутствующим; фразу со сложными деепричастными оборотами и т.д. Сосед передает услышанное дальше. И так далее по кругу.

    Осенью, когда очень часто идут дожди, на улицах сырость и слякоть, люди неохотно выходят на улицы, спешат на автобус или трамвай, которые, вследствие этого, бывают абсолютно переполнены.

    После игры необходимо провести обсуждение:

      почему получится именно такой результат?

      Какие нужно выбирать фразы, чтобы все могли их правильно понять и передать без искажения?

      Предложить рассказы собственные примеры, которые привели к необычным результатам (смешным, печальным).