• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Глас 5-й.

    Тропарь воскресный 5-го гласа (см. приложение 1)Тропарь отцов, глас 2: Ве́лия ве́ры исправле́ния:/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и трие́ о́троцы ра́довахуся,/ и проро́к Дании́л львом па́стырь, я́ко овца́м, явля́шеся.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.Кондак отцов, глас 6: Рукопи́саннаго о́браза не поче́тше,/ но Неопи́санным Существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии,/ в по́двизе огня́ просла́вистеся;/ среде́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще,/ Бо́га призва́сте:/ ускори́, о Ще́дрый!/ и потщи́ся, я́ко Ми́лостив, в по́мощь на́шу,// я́ко мо́жеши хотя́й.

    Сегодня мы слышали в Евангелии (см. Мф. 1, 1–25) имена предков Спасителя – от Авраама до Давида, от Давида до Иосифа, и во всех этих предках Господь прославился – Он спас их силой Своего Воскресения. Нам не дано так влиять на прошлое, но и в нашей жизни либо прославляются поколения неведомых нам многочисленных прародителей, либо посрамляются. Вот почему человек несет ответственность не только за настоящее, не только за будущее. Он и за прошлое несет ответственность, чтобы не проклинали вместе с ним и предков его, чтобы никто не сказал: «Этот человек сделал столько зла, так, может быть, и предки его были такими же, иначе откуда бы взялся этот изверг, этот грешник, этот преступник?» Итак, каждый может либо прославить, либо опозорить не только ближайших своих родственников, но и далеких предков. И в этом смысле нынешнее воскресенье, когда мы прославляем память предков по плоти Господа и Спасителя, которых Он прославил и спас, – это повод задуматься о том, что мы сами совершаем.

    Богослужебные указания ожидаются

    -> Мобильная версия

    Православные церковные праздники декабря.

    Православный церковный календарь, сегодня праздник:

    * Мученика Севастиана и дружины его: Никострата (казнохранителя), жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула (287 или 304). Святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского (633-634). Преподобного Севастиана Сохотского, Пошехонского (ок. 1500).
    Мучеников Еввиота (318); Фоки и Ермила; Мартина. Преподобного Флора, епископа Амийского (VII); Михаила исповедника (ок. 845). Святых Софии чудотворицы; Мокия; Ермогена; Елисаветы; Георгия столпника; Феодора и Софрония чудотворца. Праведного Симеона Верхотурского (прославление, 1694). Мученика Виктора (1936). * Священномученика Фаддея, архиепископа Тверского и Кашинского (1937). Священномучеников Николая, архиепископа Великоустюжского, Илии, Иоанна, Владимира и Николая пресвитеров (1937); Сергия диакона и мученицы Веры (1942).

    Мученик Севастиан с дружиной

    Мученик Севастиан с дружиной пострадал при Диоклетиане. Он был любимцем царя и христианином. Сначала св. Севастиан скрывал свою веру, чтобы иметь возможность посещать темницы, где были заключены христиане, и облегчать их горькую участь. Видя, как умирали святые мученики, он сам пожелал стяжать мученический венец. Два родные брата Маркеллин и Марк были осуждены на смерть за веру Христову. Родственники их, придя в дом начальника темницы, стали слезно умолять их отречься от веры, чтобы избавиться от казни. Тогда св. Севастиан обратился ко всем с речью, в которой говорил об истинной вере, о блаженстве верующих и о муке, ожидающей язычников. При этом многие из язычников крестились, в том числе сам начальник темницы Никострат и жена его Зоя, брат Никострата Касторий, отец Маркеллина Транквеллин, впоследствии поставленный в пресвитеры, Клавдий, служивший при темнице, со своим сыном Симфорианом и братом Викторином, Хроматий, римский епарх, с сыном Тивуртием, Кастулом и другие, всего более 60 человек. Узнав об этом, Диоклетиан приказал предать всех крестившихся мучениям. Св. Зою повесили за волосы и задушили смрадным дымом; Кастор, Клавдий, Викторин и Симфориан утоплены в море; Тивуртию отсекли голову. Призвав к себе св. Севастиана, Диоклетиан встретил его укоризнами в измене отечественной религии и затем приказал убить стрелами. Святые мученики пострадали около 290 г.

    Святитель Модест

    Святитель Модест сначала был настоятелем Феодосиевой обители, а потом архиепископом в Иерусалиме. В его время иудеи, объединившись с персами, совершенно опустошили Иерусалим и его окрестности: разорили множество монастырей и храмов, в том числе и храм святого Гроба Господня. Патриарх Захария со множеством народа и древом креста Господня был отправлен в плен. Сам Бог спас св. Модеста от плена, и тогда он был назначен блюстителем патриаршей кафедры в Иерусалиме. Он возобновил поруганные святые места, восстановил здание храма Гроба Господня, храм Голгофы, Вифлеемский храм и другие. Скончался св. Модест в 633 г.

    Преподобный Флор

    Преподобный Флор был епископом Амийским (в Малой Азии) и жил в конце VI в. Он был сначала константинопольским патрицием. Потеряв жену и детей во время эпидемии оспы, он принял монашество и скоро был избран в епископы. Умер в старости после многих благотворных пастырских трудов.

    Преподобный исповедник Михаил

    Преподобный исповедник Михаил происходил из Иерусалима. Когда по смерти отца его мать с дочерьми ушла в монастырь, и он постригся и принял сан священника. Св. Михаил отличался образованием и твердой верой, поэтому его не раз посылали в разные области для увещания еретиков. В 787 г. он был послан в Константинополь просить императора Льва Армянина прекратить преследование христиан за иконопочитание, а в 835 г. он обличал императора Феофила в ереси иконоборства; но тот и другой императоры подвергали его пыткам и заключению в темнице. По прекращении иконоборства императрица Феодора призывала преподобного Михаила на Константинопольскую кафедру, но он отказался и согласился быть только настоятелем одного из монастырей. Скончался св. Михаил около 845 г.

    Священномученик Фаддей

    Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 г. в г. Васильсурске Нижегородской губернии в семье священника. Учился в Нижегородской Духовной семинарии, а затем в Московской Духовной академии, которую окончил в 1896 г. Через год принял монашество и был рукоположен в иеродиакона, а затем - в иеромонаха. Преподавал в Смоленской (1897 г.), Минской (1898 г.), Уфимской (1900 г.) Духовных семинариях; с 1902 г. занимал пост инспектора, а затем, с возведением в сан архимандрита, ректора Олонецкой Духовной семинарии. 21 декабря 1908 г. был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского. Священномученик Фаддей известен как православный ученый-библеист, автор диссертации научных трудов, за которые ему была присвоена степень доктора богословия. Но будучи ученым и архипастырем, владыка Фаддей оставался прежде всего монахом, обращавшим первостепенное внимание на внутреннее делание, достигшим удивительного смирения и всю жизнь отличавшимся доходившей до нищеты нестяжательностью.
    В 1922 г. владыка Фаддей был арестован и выслан за пределы епархии. Освободившись из тюрьмы, он встретился в Москве с патриархом Тихоном, который, по преданию, во время встречи сказал святителю Фаддею: «Вы - чудо нашего времени». Вскоре он был сослан в Усть-Сысольск. Известно, что в ссылке епископ Фаддей многих укреплял духовно и поддерживал материально. По окончании срока ссылки в декабре 1923 г., уже в сане архиепископа, владыка был назначен на Астраханскую кафедру в самый разгар обновленчества. Священномученик Фаддей не выступал против обновленцев публично, а обличал их примером своей святой жизни. Благодаря своему духовному авторитету, нестяжательности, доступности в общении, ему удалось сплотить вокруг себя верующих, горячо полюбивших своего предстоятеля. Во многих домах рядом с иконами можно было увидеть фотографии владыки. В декабре 1926 г. архиепископ Фаддей, назначенный перед тем одним из заместителей Патриаршего Местоблюстителя, должен был выехать в Москву в связи с арестом последнего, но до Москвы не доехал, а был задержан властями в Саратове и отправлен в Кузнецк В марте 1928 г. владыка был назначен на Саратовскую кафедру, а в ноябре того же года переведен в Тверь, где продолжал жизнь молитвенника и аскета, окормляя и утешая свою паству. В 1936 г. власти лишили владыку возможности служить, а в конце того же года он был уволен на покой. 20 декабря 1937 г. архиепископ Фаддей был арестован и 31 декабря, после десяти дней допросов и пыток, расстрелян. 26 октября 1993 г. в Твери, на заброшенном кладбище, были обретены мощи священномученика Фаддея, которые ныне почивают в городском Вознесенском соборе.
    Святитель Фаддей был причислен к лику святых деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 г.

    Мчч. Севастиана и дружины его: Никострата (казнохранителя), жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула (ок. 287) .

    Святой мученик Севастиан родился в городе Нарбоне (Галлия), а образование получил в Медиолане. При императорах-соправителях Диоклитиане и Максимиане (284-305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных, ибо был человеком храбрым, исполненным премудрости, правдивым в словах, справедливым в суде, предусмотрительным в совете, верным на службе и во всех поручениях. Будучи сам тайным христианином, святой много помогал братьям по вере.
    Заточенные в темницу братья-христиане Маркеллин и Марк, сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю, в доме которого содержались в заключении Маркеллин и Марк, и произнес вдохновенную проповедь. "Доблестные воины Христовы! Не бросайте знамени ваших побед ради женских слез и не давайте ослабления низложенному под ваши ноги врагу, дабы он, получив опять силу, не начал с вами борьбу. Воздвигните же над земными пристрастиями славную хоругвь вашего подвига. Если бы те, кого вы видите плачущими, знали, что есть другая жизнь - бессмертная и безболезненная, в которой царствует непрестающая радость, то непременно пожелали бы войти в нее с вами и, презирая временную жизнь, старались бы получить вечную. Кто не хочет быть служителем вечной жизни, тот и эту временную жизнь погубит напрасно".
    Святой Севастиан убедил братьев идти на мученический подвиг. Речь его потрясла всех присутствовавших. Они увидели, что лицо святого сияет, как у ангела, явившиеся семь Ангелов облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: "Ты всегда будешь со Мною". Жена царского казнохранителя Никострата, Зоя, 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, - она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Спасителя мира. Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им скрыться, но братья отказались.
    Марк сказал: "Пусть терзают наши тела любыми муками; они могут убить тело, но душу, воинствующую за веру, победить не в силах". Никострат и его супруга просили Крещения. Святой Севастиан посоветовал Никострату устроить так, чтобы Крещение совершилось над возможно большим числом людей. Тогда Никострат попросил начальника тюрем Рима, Клавдия, прислать к нему в дом всех заключенных. Беседуя с узниками, Севастиан убедился, что все они достойны Крещения, и призвал пресвитера Поликарпа, который приготовил их к таинству огласительным словом, предписал им поститься, назначив совершение таинства на вечер.
    В это время Клавдий известил Никострата, что его вызывает римский епарх Агрестий Хроматий для объяснения, по какой причине в его доме собраны узники. Никострат рассказал Клавдию об исцелении своей жены, и тот привел к святому Севастиану своих больных сыновей, Симфориана и Феликса. Вечером священник Поликарп крестил Транквиллина, его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осужденных узников. Всего новокрещенных было 64 человека.
    Представ перед епархом Хроматием, Никострат рассказал ему, как святой Севастиан обратил их в христианскую веру и многих исцелил от болезней. Слова Никострата убедили епарха. Он призвал к себе святого Севастиана и пресвитера Поликарпа, просветился от них и уверовал во Христа. Вместе с Хроматием приняли святое Крещение его сын Тивуртий и все домочадцы. Количество новопросвещенных возросло до 1400 человек.
    По совету христиан Хроматий оставил должность епарха. В это время епископом Рима был святой Гаий (впоследствии папа Римский, с 283 по 296 год; память его 11 августа). Святитель благословил Хроматия, чтобы он уехал в свои поместья на юге Италии вместе с пресвитером Поликарпом. Христиане, которые были не в силах идти на мученичество, уехали с ними. Священник Поликарп был послан для утверждения новообращенных в вере и совершения таинств.
    Сын Хроматия, Тивуртий, желал принять мученичество и остался в Риме при святом Севастиане. Остались также посвященный святителем Гаием в сан пресвитера Транквиллин, Маркеллин и Марк, посвященные в диаконы, Никострат, жена его Зоя и брат Касторий, Клавдий, сын его Симфориан и брат Викторин. Они собирались во дворце императора у тайного христианина, сановника Кастула, но вскоре для них настало время пострадать за веру.
    Первой язычники схватили святую Зою, молившуюся у гробницы апостола Петра. На суде она мужественно исповедала веру во Христа и почила, повешенная за волосы над гниющими отбросами; тело ее было брошено в реку Тибр. Явившись в видении святому Севастиану, она сообщила о своей смерти.
    После нее пострадал пресвитер Транквиллин: его язычники побили камнями у гробницы святого апостола Петра, а тело его также бросили в Тибр. Святых Никострата, Кастория, Клавдия, Викторина и Симфориана схватили на берегу реки, когда они отыскивали тела мучеников. Их привели к епарху, и святые отказались исполнить его повеление - принести жертву идолам. Тогда святым мученикам привязали камни на шеи и утопили в море.
    Святого Тивуртия предал лжехристианин Торкват. Не добившись отречения от Христа, судья велел поставить юного Тивуртия на раскаленные угли, но Господь сохранил его: Тивуртий ходил по горящим углям, не чувствуя жара. Мучители обезглавили святого Тивуртия. Неизвестный христианин похоронил святого.
    Торкват выдал также святых диаконов Маркеллина и Марка и сановника Кастула. После истязаний Кастула бросили в ров и живого засыпали землей, а Маркеллину и Марку пригвоздили ноги к пню. Они простояли всю ночь в молитве, а утром их пронзили копьями.
    Последним был взят на мучения святой Севастиан. Его допрашивал лично император Диоклитиан и, убедившись в непоколебимости святого мученика, приказал отвести его за город, привязать к дереву и пронзить стрелами.
    Жена сановника Кастула, Ирина, пришла ночью, чтобы похоронить святого Севастиана, но нашла его живым и принесла в свой дом. Святой Севастиан вскоре излечился от ран. Христиане уговаривали его удалиться из Рима, но он отказался. Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшихся туда императоров и публично обличил их в нечестии. Диоклитиан приказал отвести святого мученика на ипподром и казнить. Святого Севастиана убили, а тело его бросили в мусорный ров. Святой мученик в сонном видении явился христианке Лукине и повелел ей взять тело и похоронить в катакомбах. Благочестивая христианка с честью похоронила тело святого.


    Мч. Виктора (1936).
    Сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского и Кашинского (1937).
    Сщмчч. Николая, архиеп. Великоустюжского, Илии, Иоанна, Владимира и Николая пресвитеров (1937).
    Сщмч. Сергия диакона и мц. Веры (1942).
    Прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского (ок. 1500).
    Прославление (1694) прав. Симеона Верхотурского (1642).
    Свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского (633-634).
    Прп. Флора, еп. Амийского (VII).
    Прп. Михаила сингелла, исп. (ок. 845).
    Мч. Еввотия Кизического .
    Св. Гатьяна первого еп. Торского (III).

    31 декабря (18 декабря по "старому стилю" - церковному юлианскому календарю). Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 26 известных поименно святых.

    Мученик Севастиан Медиоланский, Никострат, Зоя, Касторий, Транквиллин пресвитер, диаконы Маркеллин и Марк, Клавдий, Симфориан, Викторин, Тивуртий и Кастул. Святые страдальцы, принявшие мученические венцы в Риме за верность Христу и Его Церкви в годы языческих антицерковных гонений императоров-соправителей Диоклитиана (Диоклетиана) и Максимиана, царствовавших в 284-305 годах от Рождества Христова. Святой Севастиан был начальником дворцовой стражи, человеком чести и отважным воином, которого искренне уважали подчиненные. Будучи тайным христианином, он во всем старался поддерживать своих братьев по вере. Так, узнав о том, что арестованные братья-христиане Маркеллин и Марк под давлением своей матери-язычницы поколебались в верности Христу, он пришел к ним и произнес проникновенные слова:

    Доблестные воины Христовы! Не бросайте знамени ваших побед ради женских слез и не давайте ослабления низложенному под ваши ноги врагу, дабы он, получив опять силу, не начал с вами борьбу. Воздвигните же над земными пристрастиями славную хоругвь вашего подвига. Если бы те, кого вы видите плачущими, знали, что есть другая жизнь - бессмертная и безболезненная, в которой царствует непрестающая радость, то непременно пожелали бы войти в нее с вами и, презирая временную жизнь, старались бы получить вечную. Кто не хочет быть служителем вечной жизни, тот и эту временную жизнь погубит напрасно.

    Мученик Севастиан Медиоланский

    Это укрепило святых братьев, и они решились на мученический подвиг. Но царский хранитель Никострат, чью супругу Зою исцелил святой Севастиан, отдал приказ отпустить Маркеллина и Марка. Узнав о чуде, уверовал во Христа и начальник римских тюрем Клавдий. В результате призванный ими христианский священник Поликарп крестил отца Маркеллиана и Мапка Транквиллина, его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осужденных узников. Всего новокрещенных было 64 человека. Вскоре многие из них, в том числе святые Севастиан, Никострат, Зоя, Касторий, Транквиллин пресвитер, диаконы Маркеллин и Марк, Клавдий, Симфориан, Викторин, Тивуртий и Кастул, пострадали за веру. После страшных истязаний они были казнены в 287 или 304 годах от Рождества Христова.

    Святитель Модест, архиепископ Иерусалимский . Первоиерарх Иерусалимской Православной Церкви первой половины VII столетия от Рождества Христова, времен, когда христиане Святого града Иерусалима и его окрестностей сильно пострадали от нашествия персидского царя Хозроя, войска которого, объединившись с иудеями, в 614 году перебили 90 тысяч христиан, разрушили многие христианские святыни.

    Владыка Модест, благодаря помощи, оказанной Александрийским Патриархом святителем Иоанном Милостивым, смог восстановить разрушенные христианские храмы, в том числе и главную святыню - Храм Гроба Господня. Святитель отошел ко Господу в 97-летнем возрасте в 634 году от Рождества Христова.

    Преподобный Флор, епископ Амийский . Высокопоставленный придворный императора Ромейского царства (Византии), святой Флор, пережив семейную трагедию (его супруга и дети умерли от оспы), оставил мир ради монашеского уединения. Впоследствии этого праведника избрали епископом Амийским. Святитель мирно скончался в начале VII века от Рождества Христова.

    https://www.youtube.com/watch?time_continue=10&v=eC85BxVwFjM

    Преподобный Михаил Сингел, Константинопольский, исповедник . Этот святой IX столетия был цареградским священником и церковным чиновником (заведующим делами церковного управления). При еретичествующих императорах-иконоборцах Льве Армянине и Феофиле, царствовавших в Ромейском царстве (Византии) в 813-820 и в 829-842 годах от Рождества Христова, многое претерпел за защиту истинной веры.

    После того, как благочестивая императрица Феодора (вдова умершего нечестивого Феофила) возродила православное иконопочитание, отцу Михаилу предложили стать Патриархом, но он из смирения остался на прежней должности, в которой и отошел ко Господу в 845 году от Рождества Христова.

    Преподобный Севастиан Сохотский, Пошехонский . Русский святой XV столетия, основатель монашеской обители в честь Преображения Господня на реке Сохоти в 90 верстах от города Романова (ныне город Тутаев Ярославской области). Братия монастыря вместе со своим игуменом полностью обеспечивали себя и обитель плодами собственных трудов. Святой Севастиан отошел ко Господу в 1500 году от Рождества Христова.

    Прославление праведного Симеона Верхотурского. Великий русский праведник первой половины XVII столетия, дворянин, скрывавший свое происхождение и ведший смиренную жизнь бедняка. Как свидетельствует житие этого святого:

    Он ходил по деревням и бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных. При этом он сознательно что-нибудь не дошивал - или рукава, или воротник, за что терпел поношения от заказчиков. Подвижник много странствовал, но чаще всего жил на погосте села Меркушинского недалеко от города Верхотурья. В свободное от трудов время любил святой в тиши уединения удить рыбу, ибо это напоминало ему об учениках Христовых, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей...

    Святой праведный Симеон Верхотурский отошел ко Господу совсем молодым, на 36-м году своей земной жизни, в 1642 году от Рождества Христова. А уже в 1694 году он был прославлен в лике святых.

    Мученик Виктор Матвеев (1936), священномученики Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, Николай (Клементьев), архиепископ Великоустюжский, Илия Бенеманский, Иоанн Миронский, Владимир Преображенский и Никола Кобранов, пресвитеры (1937), священномученик Сергий Астахов, диакон, и мученица Вера Трукс (1942). Все эти святые страдальцы в архиерейском, священническом и диаконском санах, а также мирянка приняли смерть за верность Христу и Его Церкви в период советских богоборческих гонений. Каждый из них был прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

    Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых!

    Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"